СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	„За Родину, за мир!”
		Вс. Аксенова
	Новая работа
	Рохина и мир, — эти понятия

церазрывно связаны для шародов,
когорым дороги евюбола, и независи-
уозть их отечества, Которые стре-
мятся спасти родную землю от ужа-
сов новой войны. разжигаемой аме-
  раканекими  империалистами. 0 ро-
длине лумают докеры Mapcteas, от-
  казываясь  разтружать  аморикан-
  ские транспорты с оружием, к миру
  стремятся английские матери, про-
  тостуя против отправки их сыновей
  в Корею. :

Й в эта лни. — дни подготовки
ко Второму Всемирному контрессу
сторонников о мира — с особенясй
силой звучал слова, великих патрио-
лов. писателей-борцов разных вре-
мен и народов. -

«За Родяну, за мир!» — так на-
 зываетея новая композиция мастера
  хутожествениого слова  заолужен-
‚ ого артиста РОФОР Ве. Акюенова.

Композиция составлена из про-
изведений различных литературных
жанров. В нее вопыти стихе,  повел-
ла, обличительная речь, отрывок низ
повести и политическое письмо.

Перед слушателем возникают 06-
разы патриотов разных элох. стран,
темпераментов: оволихий Пушкин,
поэт-трибун Маяковский и скорбя-
щий о стльбах народа в пцарекой
России Блок. мужественный  боред
за свободу отчизны Георгий Димит-
ров м впобленный в Русь Гоголь.

« Я протестую против  напалок
на болгарекий народ. У меня нет
основания стытиться TOTO, что я
болгарин. Я горжусь тем, что я вын
болгарского рабочего класса!» —
эти слова Георгия Димитрова Ha
Лейтцитеком процессе звучат так
же сильно и гордо, как лучшие
строчки поэтов.
	Для кажлото честного человека,
бтль то болгарин или негр, русский
или англучанин. нет ничего” более
святого и прекрасного, чем отчиз-
па, ео похой и Счастье. Потому так
страстно зручит обличительная Печь
Байрона в палате лов, в защиту
людей трула, против тех, кто в На-
ши дни превратил Великобританию
в 49-й штат США, потому с такой
болью пассказывает поэт обездолен-
ных негров Дэнгетон Хьюз о траги-
Ческой судьбе негра-екринача в етра-
не. которая называется его родиной
— в Америке. *

Тема международной  солиларно-
сти в борьбе за мир и светлое бу-
дущее народов прохолит через вю
композитию. Как клятва, звучат
пророческие строки болгарекого по-
эта Христо Ботеги, о конечной нобоие
коммунизма. В мужества энному певцу
свобохы Полю Робсону обращены
слова турецкого поэта, Назьйма Хмк-
weta. Ran булто сетолня написан-
ные. звучат строючн Мляковекого:

Рукоплени, ятоелавец,

маелобой и текотальщик,
незнаемым
и родным
: БИТаЙСкИМ RY I.

И. как живой отклик sa эти
строки, чтец произносит стихи EH-
тайекого поэта Эми Сяо.
	«Родина!» — ве  велеякой rop-
лоетью прочоносят советекие люди
это чутееное глово. В ‘нем вое —
	бесхтайняя птирь оротенных полей.
и тишичя научных лабораторий, в
нем исполнение дереновенных  ме9-
таний и мирный сон наших  детея.

Новая композиция Вс. Аксенова
и по солержанию и по исполнению
— несомненная удача аттиста.

В. ДЫМСКАЯ.
		Выставка
произведений
Г. Нисского
©
	Выставка произведений художни-
ва Г. Ниеского показывает его два-
дпатилетний творческий путь. Oco-
бенно полно представлены на выстав-
ке работы военного и послевоенного
периода.

Художнивом большою чувства и
зрелой кисти Г. Нисский проявил ce-
бя в картине «На защиту Москвы».
По уходящему влаль Шоссе дви-
жутся черные громады танков ©
советскими воинами. Символом не-
приступности Москвы взлымаются
справ» противотанковые  загражде-
ния. Вокруг пустынно. Лишь двое ча-
совых елва различимы в морозной
мгле. Ёартина лаконично и сжато
повествует о героической обороне
столицы, о мужестве и воле к побе-
де ее защитников. Картина ykpe-
пила позиции художника в области
решения больших, общественно зна-
чимых тем в пейзаже.
	‚ Подем страны после Великой Оте-
чественной войны, эпоха великих
преобразований природы выдвинули
перед советскими хуложниками но-
вые задачи. Творчество Нисекого по-
селедних лет убедительно показывает,
что он углубляет свою работу нал
программным пейзажем-картиной. В
ето произведениях нет  созерца-
тельности, отчужленноети от идте-
ресов сегодняшнего дня. Все в
этих произведениях проникнуто
связью е современностью. Природа
для хуложника — но зрелище, не
замкнутое в себе явление, а арена
многогранной деятельности советеко-
го человека. множеством нитей свя-
занная с движением страны в комму-
низму. Такое понимание природы по-
могает художнику  возвышаться дб
создания больших, монументальных
образов советской действительности.
	Наяболее сильным среди произве-
дений послевоенных лет нам пред-
ставляемя «Белорусский пейзаж».
Удачный композиционный прием —
приближенный передний план и же-
лезнодорожные пути, как бы убе-
тающие из-под ног зрителя, —макси-
мально активизирует восприятие
картины. Tak и хочется ехать
по 9э10й  замарчиво  убегающей
BlaIb железной дороге, узнать
ближе эту гостенриимно  раски-
нувшуюся землю, ее мирно тру-
дящихея людей. Скупая на яркие
краски осенняя природа Белоруссик
становится близкой и ролной, отеж-
дествляясь се понятием Родины. В
спокойных. широких просторах’ ее
полей мы с волнением ошушаем лы-
хание возрождающейся из пепла зем-
ти. Весь строй пейзажа очень верно
и тонко перелает сложное чувство
любви в Родине, прошедшей суровые
испытания войны, и груеть о поте-
рях, и веру в новый раедвет Отчиз-
аы. и большую за нее гордость.

Единство болыной темы © жизнен-
ным образом природы, лостигнутое в
первую очерель композиционным. по-
строением, характерно и для. таких
работ Нисекого: «На gamury Моск-
вы», «Лод Москвой», «Верхняя Вол-
та», «На рейде». «Радуга»: Большие
идейные обобщения выступают в них
не как абстрактные символы, &
в конкретной плоти жизненного

сюжета и композиции. Заслуженные
симпатии зрителей вызывает карти-
на «На рейде». Она отличается поэ-
тичноетью и глубиной неподлельного
чувства, монументальной ясностью
художественного языка. Повествовз-
ние о прошании моряков © берегами
Родины перед возвралщением на свой
корабль благодаря улачному компо-
зиционному решению получает на-
тлялную ясность. Нам понятна связь
	На киностудии «Мосфильм» закончен производством цветной ви-
довой фильм <У берегов Телецкого озера», снятый по сценарию.
	Д. Васильу и Л. Рутинцкого.
	eS EN

‚Свыше четырех тысяч километров отделяет столицу нашей Ро-

Tr... 2s

дины от Телецкого озера, находящегося в горах saivitdn, lie
браться до этого отдаленного уголка, семочной группе пришлось
пробираться на автомашинах, на лошадях по узким горным тропам,
	переправляться в лодках.
	Нужно было запечатлеть на’ пленке редкое по своей красоте One.
	края, трудную, но увлекательную
	ро, суровую и прекрасную природу
	А Ри аа

повседневную работу советских ученых в одном из самых больших
государственных заповедников нашей страны.

am” _
	en
Режиссеру А. Рыбакову, операторам _Н. Власову и ©. Галадлжу
прихбдилось работать в очень трудных и опасных условиях, тах как

mp mere ee

стую с ‘емочные

плошадки представляли
	i OE OO

Приходилось снимать, стоя по-колено в воде, температура которой
даже в самые жаркие дни не превышает пяти градусов тепла. Часа-
ми, а то и сутками люди неподрижно лежали в укрытии, выжидзя
животных, которых требовалось заснять.

Огромную помощь ‘киноэкспедиции сказали сотрудники заповеп-
ника Они показывали места, где водятся редкие животные, отыски-
	вали нужные ‘растения, принимали
	активное участие в семках фильма.
	РЗ ЗВ {2 А КУ

Музыку к фильму написал композитор В. Юровскии.
На снимке: кадр из фильма «У берегов Телецкого озера».
	Десятилетие Молдавской консерватории
	музыкальной культуры в республи-
ке.
Из стен консерватории выпши мно-
тие артисты, известные ныне всей
стране: солист Большого театра СССР
А. Огнивпев. заслуженная артиства
Мотлавской ССР Т. Чебан и другие.
	ская госуларетвенная консерватория
— олин из самых молодых музыкаль-
ных вузов в нашей стране.

Недавно она отпраздвовала  <в0е
десятилетие. За это время Молдав-
ская консерратория стала центром.

КИШИНЕВ. (Наш нерр.). =
	«Под Москвой» (1947 г.). Картина художника Г. Нисского,
			пейзаже далеко не безразлично, на
	каком непосредственном жизненной
	материале он возникает. Так, напри-
мер, большая содержалельность и вы-
разительность природного мотива
«Верхней Волги» или «Радуги» яв-
ляетея благоларной почвой для
истинно монументальных образов,
чего ‚ никак не скажешь, пз-
пример; © «Пейзаже в маяком».
Мотивам пейзажей Нисского евой-
ствонно ‘известное предметное од-
нообразие: семафоры, мосты, же-
лезнодорожные пути в его картинах,
как правило, являются необходимым
доказательством их современности. В
этом сказываются остатки примитив-
ного, одностороннего отождествления
нового в природе с «инлустриаль-
ным». . ‘

Это снижает качество композипи-
онных решений Нисского, грепалцих
подчае формальной отвлеченностью
построения, олнообразием приема, а
подчае и штампом. Достаточно пере-
числить ряд картин, иостроенных по
одному принципу, чтобы ‘убедитьея в
этом. Таковы «Пейзаж с маяком»,
«Семафор», «Сентябрь».

Бывают случаи, когда художник
пытается добиться монументальноети
картины в ущерб жизненной убеди-
тельности изображения, обедняя ко-
лористическое богатство природы. Да-
же лучшим полотнам Нисского евой-
ственна некоторая условность цвета,
приблизительность в передаче кра-
всочного многообразия мира.

Указанные недостатки тем более
обидны, что у Нисското есть ряд ве-
щей, в которых он дал превосхолное
репение проблемы пейзажа-картины.
Новизна содержания сочетается в них
с большим разнообразием средств ху-
дожественной выразительности. Ума-
нием вложить в образ природы боль-
шие волнующие идеи, связать приро-
ду © общественной жизнью советских
людей Нисский по праву завоевал
себе славу новатора в советском пей-
заже. Он — принципиальный ето-
ронник  пейзажа-картины. 06рз-
щает на, себя внимание отеупетвие на,
выставке STIR, Rak специального
вита пейзажной живописи, столь раю-
пространенного среди советских пей-
зажиетов. Работы Нисского, даже ва-
мые маленькие, отличаютея  закон-
ченноетью замысла и композиции.
	Мы не сомневаемся, что в ближай-
ем будущем Нисекий окончательно
избавится от досадной двойетвенно-
сти своего творческого метода. Мы
увепены, что автор «Белорусского
пейзажа» создаст ряд’ новых пре-
красных произведений, глубоко реа-
листических и тем самым подлинно
новаторских.
	Е. МУРИНА.
чья
делением премий,

располагает MHOre-
численным ттатом
	моряков € корабдем, виднеющимея
вдали, нам близки их чувства, о ко-
торых мы догалываемея по вырази-
тельным силуатам их фигур.
	Отмеченная уже особенноеть Нис-
ского видеть связь природы © кипу-
чей леятельностью советских людей.
умение выразить в образе природы
мировоззрение советекото человека ©
ото оптимизмом, творческим размахом
и активностью облегчают хуложни-
ку работу над сюжетом пейзажа, нз-
празляют ее в нужное русло. Так, в
картине «Под Москвой» природа не-
отделима от деловой атмосферы, ко-
торая пазит ранним утром на под-
московной железнодорожной станции.
Злесь нет ничего случайного, литине-
го. Й бодрящее морозное утро, и. лю-
ди, спешащие на поезд, и пыхтящий
паровоз, и даже дымки, выходящие
из труб, — каждый из этих образов
служит необходимым сюжетным 5в9-
ном в повествовании о начинаютщем-
ся труловом дне советских людей.
	Действительная оригинальность
творческого почерка Нисского, как
показывает. выставка, проявляется в
его последовательно реалистических
велцах. В них сумел он проявить
	свою самобытность, став признанным
	мастером тематического пейзажа. Та-
кие удачи, как <Под Москвой», «Бе-
лорусский пейзаж», «Верхняя Вол-
та», «На рейде», говорят о том, что,
только идя по пути создания сюжет-
ного пейзажа. художник добивается
подлинной монументальности, 9браз-
ности и содержательности компози-
ЦИИ.

Но не все работы Нисского послед-
них лет одинаково ценны. Некоторые
из них свидетельствуют. что ху-
дожником не до конца преодолено
формалистическое понимание компо-
зиции картины. Очень часто работа
над сюжетом ограничивается поверх-
ностным, внутренне не мотивирован-
ным сопоставлением различных явле-
ний и прелметов. Типична в этом от-
ношении картина «У беретов Даль-
него». В ней есть и море, и матровы,
и военоюе судно, но все эти элементы
создают лишь видимость сюжета. Они
сопоставлены чисто механически, не
связаны в единое целое развитием
определенной темы: Raprana Berspe
вает недоумение неоппеделенностью
мыли и чувства. Возникает по-
дозрение. что ‘она родилаюъ из бъю-
щего на эффект мотива сосны, рису-
юшщейся на фоне моря, & матросы и
парохох были «от себя» прибавлены
хуюжником, Отеюта и ее нарочитая
композиция, граничащая с безвкуси-
цей.

Для ряда работ Ниеского  хатак-
терно увлечение эффектными моти-
вами. независимо от их содержатель-
ности. Межлу тем. в тематическом
	Талантливый коллектив
	Олним из значительных еобытий в
музыкальной жизни нашей страны
3% последние годы была организация
Московского молодежного еимфониче-
екого оркестра. Первого крупного
уснеха этот талантливый  коллек-
тив добился на Международном фе-
етивале лемократической. молодежи и
студентов в Будапенете в 1949 rosy,
где он завоевал звание лауреата
высшей премии фестиваля. В тече-
ние сезона 1949—1950 голов моло-
дежный симфонический оркестр ус-
пел. занять прочное место в концерт-
ной жизни столицы, заслужить лю-
бовь широких кругов слушателей.

16 октября в Белышом зале Мос-
ковкой — консерватории состоялся
первый в текущем сезоне концерт
молодежного оркестра. OH показал,
что молодые талантливые артисты
оркестра и его бессменный художеет-
венный руководитель №. Кондрашин
продолжают вести большую работу
по укреплению коллектива и повы-
шению ел профессионального Ma-
стеретва. Сочно,.. молодо и вместе с
тем глубоко пролуманно были испол-
	нены оркестром четвертая симфония
Брамса, концерт для фортепиано ©
оркестром ля-мажор и симфоническая
поэма «Мазепа» Листа— произведе-
ния, требующие и от исполнителей и
от дирижера высокого мастерства.
Заномнилось светлое,  поэтичное
звучание чудесной четвертой симфо-
нии Брамса, © большим мастерством
и хорошим хуложественным вкусом
проведенной 1. Гинзбургом, темпера.
ментное исполнение С, Нейгаузом
концерта Листа. В «Мазепе», труд-
нейшем произведении, дирижер взял
необычно быстрый темп. Это не сму-
тило молодых музыкантов. Они уе-
пептно преололели огромные трулно-
сти, вызванные ускорением темна, и
продемонстрировали подлинную звир-
	туозноеть и технический блеск.
Дирижировал концертом 1. `Гинз-
бург, отлично еправившийся с труд-
ной программой и. как видно, при-
неснгий большую пользу молодому
коллективу в его работе нал совер-
шенствованием своего мастерства.
		200 спектаклей оперы „Запорожец за Дунаем“
	КИЕВ. (Наш корр.). В 500-й pas
показал Киевский театр оперы и ба-
лета им. Т. Г. Шевченко оперу «За-
порожец за Дунаем».

Юбилейный спектакль прошел с
исключительным уецехом. Киевляне,
затолнивиие зрительный. зал, 0©9-
бенно тепло встретили народных ар.
тистов СССР лауреатов  Сталинсвой
премии М. Литвиненко-Вольгемут И
	И. Паторжинского. выступивитих 0-
лее 300 раз в партиях Одарки и Ва-
paca,

Опера шла в постановке народно-
то артиста УССР В. Манзия и офор-
лении народного художника УССР
лауреата Сталинской премии А. Хво-
стова, осуществивших первую ne
становку оперы на сцене Биевекого
театра 10 лекабря 1934 года.
			Семинар композиторов-самоучек
	завола «Азовсталь» Похилев, 0ая-
вист клуба  доломитното комбивата

Бордун и другие.

В сборник песен донецких компо-
зиторов, который на-днях  BHXOALT,
включаются произведения восьми
композиторов-самоучек.
	СТАЛИНО. (Наш корр.). При 05-
ластном Доме народного творчества
создан специальный семинар квомпо-
зиторов-самоучек. Он  об’единяет
20 человек. В его составе—шахтер-
композитор  Дмитриев-Бабанов, pa-
ботнинз Ждановского завода Горохо-
ва-Семилова, иняенер Жлдановского
	Пленум правления Союза советских
° архитекторов СССР
	25 октября. в Москве открывается
ХШ пленум правления Союза совет-
ских архитекторов СССР.

В работах пленума поемут участие
крупнейшие зодчие Москвы, Ленин-
града, Киева, Минска и других горо-
дов, руководители. местных организа-
ций Союза советских архитекторов.

В день открытия пленума с докла-
дом. «Ближайшие творческие задачи
Союза советских архитекторов» вы-
ступит ответственный секретарь 60-
юза С. Чернышев. .

В залах Центрального дома архи-
тектора, где будут происходить заее-
дания пленума, развернута большая
выставка. Значительное место срети
	цинизму факт: недавно маршаллизо-
ванная пресса возвестила о крупном
«открытии» в технике отганизации
картинных галлерей в США. Пасса-
жиры первого класса, от’езжающие
< вокзала Гранд Сентрал (Нью-Йорк),
будут приятно удивлены, найдя ва-
гоны украшенными  поллинниками
картин Ренуара, Мане, Пикассо, Де-
га, Ван-Гога, Marucca.
	Американские любители не только
скупают произведения искусства ев-
эопейских народов. Они стремятся
«осчастливить» европейцев плолами
своей собственной «живописи» —
уродливого детища долларовой циви-
лизации. Организатором распростра-
нения произведений современной аме-
риванской живописи «в духе друже-
ского обмена» выступает все тот же
Вильденштейн. Однако здесь его уси-
лия наталкиваются на елинодункное
отвращение к американской форма-
листическей мазне. реех, кто любит
и ценит подлинное искусство. Даже
принадлежащая Вильхенштейну лжи-
вая газетка «Ар» вынуждена при-
знать, что «у всех сложилось опре-
деленное мнение 06 американской
ЖИВОПИСИ, — ее ‘автоматически за-
числяют в категорию  «лемаваж».
Пол этим термином французы пони-
мают, как авторитетно свидетельет-
вует словарь. «легкую переделку чу-
жого произвеления с целью выдать
его за свое». Именно этим об’ясняет-
ся полный провал выставки, органи-
зоранной отделом культурных свя-
зей американского посольства в Па-
риже. Дабы оправлать скандальный
бойкот «творчества» американских
формалистов, желтая пресса, отмечая
участие в провалиршейся выставке
«лучших талантов Соединенных
Шуатов», ссылалась на недостаточ-
ную рекламу этого начинания. A
«таланты» эти в изобилии наводняют
европейские страны, ‘испытывающие
на себе действие плана. Маршалла. В
декабре 1949 года в Париже наечи-
тывалось 340 американпев-студен-
тов художественных школ. В апреле
1950 года их было уже 417. Такой
наплыв вызван отнюдь не стремлени-
ем познакомиться в европейскими
музеями, — они уже ограблены аме-
риканскими  коллекционерами. Еще
менее привлекает американцев евро-
	экспонатов выставки занимают pann-
ты, выполненные советскими архи-
текторами за последние три года —
проекты, макеты и фотоснимки но-
вых жилых и общественных зданий,
промышленных сооружений, станций
метро, проекты планировки A 3a-
стройки колхозных сел, генеральные
планы городов и т. д.
	Участники пленума ознакомятея с
новостройками столицы, побывают на
строительстве Московекого государ-
ственного университета на Ленин-
ских горах,’ высотных зданий на
Смоленской площади и Вотельниче-
ской набережной, новых жилых до-
мов на Песчаной улице:
		Вручение медалей выпускникам музыкальной школы
	выпускников Принято в музывель-
ные вузы столицы.

На-длнях в школе состоялся торже-
ственный акт вручения медалей. П-
пучивших медали тепло приветство-
вали прелетавители Комитета по №-
	там искусств при Совете Министров
	СОР. партийной офганизации Bae
ститута им. Гнесиных и педаоги
школы -

В этом году в музыкальной шШко-
ле-десятилетке при Государственном
музыкально-педагогическом — инети-
туте им. Гнесиных впервые проводи-
лись экзамены на аттестат зрелости.
Четверо из выпускников — В. Орло-
‘ва. 9. Селькина, И. Тарасова и
Н. Мутли — улостоилиеь золотых и
серебряных медалей. Большинство
	МосвоРБРСЕЛЯ

ХРОНИЕВА
	От редвавиими
	© Сегодня открывается Московский дра-
матический театр им. А. С. Пушкина. Бу-
дет показан новый спектакль «Из искры...»
1. Дадиани в постановке главного режис-
сера театра, народного артиста CCCP
В. Ванина; режиссер-ассистент В. Василь
ев, 24 октября театр покажет вторую
премьеру—«Украденное счастье» И. Фран-
ко (в переводе с украинского Ю. Олеши},
в постановке В. Ванина.

© В Союзе советских композиторов
СССР состоялось прослушивание и обсуж-
дение фрагментов первой чувашской оперь:
«Нарспи», над которой работает ленин-
градский композитор И. Пустыльник. Тема
оперы — тяжелое положение женщины в
дореволюционной Чувашии.

© 17 октября Дом актера провел вечер,
посвященный столетию со дня рождеийия
великой русской актрисы П. A. Crpenero-
ВОЙ. :
	Материалы, посвященные обсуждению
статьи «Глубоко изучать и творчески раз-
вивать наследие К. С. Станиславского».
	© Вчера в Колонном зале Дома союзоз
состоялся вечер дагестанской поэзии. Йо-
сле выступлений поэтов Дагестана, читав-
ших свои стихи, состоялся концерт, в Ко
тором приняли участие Дагестанский го-
сударственный ансамбль песни и нляскв
(художественный руководитель Г. _ Гаса-
нов). Б. Мурадова, Р. Гаджиева, И. Ба-
талбекова и другие ведущие ‚ артисты
Дагестанской АССР. В концерте были. ис
полнены новые произведения дагестанских
композиторов.

@ На-днях в ЦДРИ состоялся вечер
«Молодежь искусств в борьбе за мир>.
Участники вечера — молодые композиторы,
актеры театра и кино, лауреаты всесоюз-
ных и международных музыкальных кон-
курсов—исполнили произведения, посзяшен-
ные теме борьбы за мир и дружбы меж-
ду народами.
	будут опубликованы в № 73 «Советского
искусства» во вторник 24 октября.
	пейская художественная профессура.
В качестве «супермэнов» (сверхлю-
дей) нового образца они ее презира-
ют. Пользуясь празом беспрепят-
ственного в’езда во Францию (амери-
канцам не требуется виз) и получая
стипендии за счет ликвидации «воен-
ных излинков», они являютея тгото-
вым резервом реакции в среде фран-
цузского студенчества ин иностран-
ной студенческой колонии в Париже.
Многие из тах называемых художни-
ков-амепиканцев в Париже совмеща-
ют «увлечение» живопиеью © рабо-
той в непомерно разбухшем аппа-
рате алминиетрации плана Маршал-
ла, американского посольства и про-
чих развелывательных и полуразве-
дывательных органах США.
	Поэтому так подло звучат холуй-
ские речи тех бывигих французов, ко-
торые дазне и целиком продали евою
кисть, резец ити перо наглым незва-
ным гостям. № их чиелу принадле-
жит, например, старый формалист
скульттор Жан Афин, недавно вернув-
пгийся из поездки по Соединенным
Штатам, где он украсил барельефами
бар Гарварлекого университета. Сей
«деятель» искусства вещает: «Фран-
ция слишком тяжело перегружена
великолепным художественным про-
шлым. Молодые амернканпы более
способны к созданию современных
произведений».
	Таким образом, «политика экепор-
та произведений искусства», прове-
дения которой тах настойчиво требу-
ют наемные писаки и торговцы кар-
тинами, вполне ясна. Это одно из про-
явлений единой политики  нацио-
нальной измены, предательства ин-
тересов своего народа, которую упор-
HO проводит в жизнь клика, е0стоя-
шая на службе американекого импе-
риализма. Но эта клика забыла, что
во Франции есть другой. подлинный
хозяин, которого не обманет демаго-
тия купленной ‘прессы, — француз-
ский народ. Своей героической борь-
бой за мир, хлеб и свободу он муже-
ственно отстаивает национальную
независимость страны от посяга-
тельетв новых претендентов на ми-
ровое  гоеподство. В его руках—буду-
щее культуры и искусства Фраплий.

Ю. РУБИНСКИИ.
	Американские боссы
бтанцузское искусство

Империзлистический план грабе-
жа, беззастенчиво осуществляемый
США в странах Западной Европы,
охватывает не только народное хозяй-
ство маршаллизованных государств.
Американизация всех областей жизни
Франции, — указывал вождь Фран-
пузекой компартии Морис Торез, —
привела в упадку искусетва и лите-
ратуры. Стремясь идейно выхоло-
стить французское искусство и, та-
ким образом, поставить его на служ-
бу целям закабаления страны, аме-
риканекие бизнесмены в то же время
присванвают лучшие  произведе-
ния живописцев, скупая их за бес-
ценок и вывозя из страны.

Больную помощь американским
«любителям» живописи в этом гра-
беже оказывают реакционные. фран-
пузские газеты ий журналы, щедро
финансируемые американцами. Про-
лажные писаки не скупятся на дифи-
рамбы заокеанским «благодетелям» и
«меценатам», выдавая их за спаси-
телей французского искусства.

Спекулируя на крайне тяжелом
материальном положении творческих
работников Фравции, они призывают
художников работать Ha экспорт, на
потребу зазтлантических «культур-
трегеров». Ведущее место в разбаза-
ривании национальных художеетвен-
ных ценностей Франции занимают
торговцы картинами, в частности
Вильденштейн — «епециалист» по
франко-американским «культурным
отношениям». К голосу Вильден-
штейна прислушивается целая евора
торгашей, готовых продать не только
французские картины, HO и CBOH
страну. «Мы считаем, — пишет в
журнале «Ар презан» Вильленштейн,
— что для поддержания жизни Ha-
шего искусства необходимо привлечь
к нему внимание за границей. Нам
нужно постоянно полдерживать ег
престиж, даже ценой тяжелых
жертв». Жертвы, разумеется, при-
носят не Вилгденштейн, а француз-
	ские художники. Сам же спекулянт
наживается на организации  выста-
BOR французокой живописи в США.
Эти выставки организуются отнюдь
не для популяризации французской
культуры за океаном. Здесь пресле-
дуетея цель создать громкую рекла-
му фирме Вильденштейна и убедить
американских дельцов, что. француз-
ская живопись — надежное место
для помещения капитала. т

Описывая одну такую выставку,
тот же журнал сообщает: «Картины
были собраны ео всех Соединенных
Штатов, и коллекционеры были
чрезвычайно предупредительны. Им
нечего бояться, как у нае. во Фран-
ции, надоедливого любопытства фис-
ка (налоговых властей). И. главное,
они так богатьН- Именно они облада-
ют самыми прекрасными произведе-
ниями наших мастеров ХХ и ХХ ве-
ков. Так Батнес (американский мил-
лионер. — Ю. Р.) имеет около трех-
сот пятидесяти Ренуаров и девяно.
сто Сезаннов».

*Вак же в руки тупых бизнесме-
нов, разбогатевших на крови и поте
ограбленных ими народов, попадают
сокровища искусства мирового-значе-
ния? Вакими путями стекаются в
Америку произведения,  составляю-
щие гордость французского народа?

Чтобы выяснить это; необходимо
коснуться вопроез о так называемых
«междунаролных премиях  живопи-
си», основателями которых были
американские  толстосумы. Таких
премий ‘существует множество, и
американизированная пресса упорно
доказывает, что они являются вели-
чайнгими благолениями.

Вот, например. одно из таких
«блатодеяний» — «премия  Холл-
марка». - Основанная американским
почтовым королем, ata  пре-
мия используетея для того. чтобы за
бесценок скупать вылающиеся произ-
веления французской живолиси. Ал-
министрация, занимающаяея раепре-
	агентов И поставила

дело на широкую но-
TE RO гу. Агенты Холлмар-
р ка. пользуясь отчаян-

HEIM положением
французских художников, навязыва-
ют им свою премию. Согласно ее уста-
ву, хуложник полностью  лишаетея
авторских прав на свое произведение
и перелает их администрации премии.
0 тесной связи Французеких спеку-
лянтов с американскими дельцами го-
ворит тот факт, что газета «Ар», ди-
ректором и хозяином которой является
Жорж Вильденштейн, по заявлению
газеты «Юманите». проявила  cefia
как пролаганлистсекий агент «премии
	Холлмарка» во Франции.
	Главный редактор С. Б. СУТОЦНКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЩУНОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. главного редантора),
А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ, К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
		МИНИСТЕРСТВО — КИНЕМАТОГРАФИИ — УзССР
	СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ УзССР
об\являют открытый ноннурс
	на лучший киносценарий на современную тему из жизни
Узбекской ССР
	Срок представления сценариев — 30 апреля 1951 года:
	За лучшие литературные сценарии художественных фильмов, по-
мимо установленного авторского гонорара, устанавливаются следую-
	щие премии:
Одна первая — 50.000 рублей
Две вторых по 25.000 рублей
Три третьих по 15.000 рублей.
	Другая известная премия, тах на-
зываемая «премия Карнеджи», так-
же основана американским миллиар-
дером. По уставу этой премии. в каж-
дой стране «комитет ееми» ежегод-
но представляет к отбору произведе-
ния искусства, а «американский ор-
ганизатор» Гомер сен Голден выбирает
Из НИХ Те, «которые кажутея ему
наиболее достойными фигурировать
на выставке в Центральном инетиту-
те Карнеджи в’ ПШиттебурге». Олин из
ответственных сотрудников алмини-
	страции этой премий, Гильом Ме-
ролль. с грустью вспоминает
те времена, когда он мог лелать
	бизнее В ателье и картинных галле-
реях Росточной Германии, Поль-
ши, Болгарии, Румынии, Чехослова-
кии и Венгрии. Теперь наролы этих
стран ‘являются хозяевами своего
культурного достояния, и это сущест-
венно сократило диапазон деятельно-
сти.мистера Гильома Меролля. Ero
путешествия ограничены в настоя-
щее время (какое удивительное еов-
падение!) странами-учаетницами
плана Маршалла и Северо-атлантиче-
ского пакта. «Европа изменила свой
географический аспект», — сокру-
шенно плизнаетея Меролль.
	06 истинном отношении американ-
ских «ценителей» к вылающимся
произведениям мировой живописи го-
ворит такой вопиющий по своему

Сценарии могут быть написаны во всех жанрах советской хуложе-
	ственной кинематографии,
	В конкурсе могут принять участие все граждане Советского
	Союза.
	На конкурс принимаются только’ не опубликованные в печати, не
сданные по договорам и не обусловленные к сдаче в.другие органи:
	зации литературные сценарии.
	Примечание: Авторы, состоящие в договорных отношениях с
Ташкиностудией, могут представлять к конкурсу только те сцева-.
рии, которые еще не сданы студии и не должны быть сданы к
30 апреля 1951 года, < соблюдением условий конкурса.
	Автор представляет жюри конкурса сценарий в трех экземплярах,
ьапечатанный на пишущей машинке. Сценарии сдаются жюри кон-
курса под девизом. Одновременно в другом конверте. должен быть
представлен девиз, которым подписан сценарий, с указанием имени,
отчества, фамилии и точного адреса автора.

Литературный сценарий может быть написан на узбекском или
	русском ASA.
	Кюри конкурса-утверждено Советом Министров УзССР.
Все справки и подробные условия конкурса по адресу — г. Ташкент,
	рса.
	кинематографии УзССР, жюри
	улица МЛахути, 14, Министерство
				«Советское искусство» ВЫХОДИТ
по вторникам и субботам.
	и>образительных искусств, иностранвый — К 1-48-08
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки. кино
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,
		Зак № 9871.