СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Фильм о
	Тепло встретили советекие зрители
выпущенный на экраны страны не-
мецкий цветной документальный
фильм «Всегда готов», рассказываю-
щий 06 общегерманеком слете моло-
дежи в Верлине.* Фильм повествует
о близких и понятных советеким лю-
дям событпях — © борьбе немецкой
молодежи за мир, о ео непреклонной
рениимости бороться за единую ми-
ролюбивую демократическую Герма-
нию. В волнующих кадрах отображе-
ны чувстра нерушимой дружбы, ко-
торую питает немецкая молодежь. к
своему освободителю м другу — Co-
ветскому Союзу, к великому вождю. и
учителю товарищу Сталину.
	Необычное зрелище предотавляла
столица Германской демократической
республики в майские дни 1950 то-
ха. Знамена и туанепаранты,  худо-
жественные панно и; цветочные гир-
лянды украшали свободную от импо-
риалистической ‹ оккупации ‚ласть
Берлина. Со всех концов республики
в столицу прибывала молодежь.
Каждый день, рискуя своей  ©в0б0-
дой, через зональные границы неле-
гально переходили тысячи молодых
борцов за мир из Западной Tepma-
нии. К началу слета улицы <вобод-
ного Берлина‘ расцвели десятками
тысяч синих цветов — юноши и де-
вушки, одетые в синие рубашки
союза «Свободная немецкая м0л0-
дежь», заполнили город, вызвав па-
нический страх ‘американо-англий-
ских оккупантов, подтянуриих к
гранипам евоих секторов танки и
специальные воинские подразделе-
НИЯ.
	Слет”  вачалея  Общегерманским
конгрессом молодых’ борцов за мир. `В
огромном только что отетроенном
спортивном зале собралось десять
тысяч юношей и девушек со всех кон-
HCB страны, чтобы продемонетриро-
вать свою волю к борьбе за обеспече-
ние мира во всем мире. Фильм ярко
рисует единство немецкой молодежи,
не желающей быть пушечным мясом
американо-антлийских поджигателей
войны и готовой отдать все свои си-
лы строительству новой Германии.

Большой удачей операторов явля-
ются кадры, запечатлевшие единый
восторженный порыв всего зала, ког-
да. открывший конгресс молодой поэт
Стефан Гермлин привел мудрые. сло-
ва товарища Сталина, сказанные им
еше в то время, когда гитлеровские
полчища топтали своими сапогами
советскую землю: <...гитлеры прихо-
дят и уходят, а народ германский, а
тосударетво германское — остается».
Долго не смолкающей овацией отве-
чают молодые немецкие борцы за мир
на эти елова великого Сталина,

Слет молодежи’ в Берлине ознаме-
новался рядом мероприятий, удачно
воспроизведенных в фильме. Среди
них особенно выделяются кадры, по-
священные открытию «Республики
пионеров» в. Вульхейде, ‘выступле-
нию самодеятельных коллективов И
показу спортивных празднеств на
огромном стадионе имени Вальтера
Ульбрихта, сооруженном специально
5 слету силами молодежи.

В спортивных костязаниях, соето-
явшихся в эти дни, принимали уча-
стие молодые спортемены не только
Германии; но и. ряда - демократиче-
ских стран. Востбрг зрителей вы-
звали физкультурники ‘Советского
Союза, одержавшие в этих ©оревно-
ваниях одиннадцать заслуженных
		Мното. инициативы И ВыЫдУумки
		молодежи
	й  Шефы забыли дорогу“на стройку
	Письмо в редакцию
	В.Центральном * доме работников
искусств 15 мая в присутствии мно-
гочисленных, представителей  теат-
ральной общественности - столицы
был подписан договор о содружестве
между коллективом Театра имени Ер-
моловой и строителями нового высот-
ного злания Московского государст-
венного университета.

Многого ожидали от этого содруже-
ства строители, сооружающие дворец
советской науки. Когла в ЕЛубе за-
ходили разговоры о молодом, еще не
окрепшем коллективе художеетвен-
ной самодеятельности, можно было
услышать:

— Вот теперь дело пойдет на лад.
Ермоловцы нам помогут.

Это же подтверждали работники
театра. Народный артист реепубли-
ки А. Лобанов, заслуженные артисты
РСФСР 9. Кириллова, В. Якут и
другие обещали помочь кружкам ху-
дожественной самодеятельности стро-
ителей, выступать © творческими
‘отчетами в общежитиях, красных
уголках. ‘

Все это было записано в договоре
содружества и скреплено подписями
руководителей театра и стройки. Но
вот прошло уже шесть месяцев. Не
узнать ‹ейчае Ленинских гор. На
150 метров поднялся стальной кар-
кас пентральной части главного кор-
пуса. Выроели и корпуса четырех
студенческих общежитий, химиче-
ского, физического и биологического
факультетов. Посажены тысячи ле-
ревъев и кустов на плошади агробо-
танического сада, вдоль проездов, на
местах будущих ‹кверов. Полным хо-
	Знаменоател

Вчера исполнилось 52 года co AHA
начала славчой деятельности Мое-
ковского Хуложественного TeaTpa.
Коллектив МХАТ но традиции отме-
тил этот знаменательный день. На
собрании работников театра, в торже-
ственной обстановке одна из старей-
mux axrpuc МХАТ Л. Воренева. вру-
чила почетные знаки «Чайка» ма-
стерам сцены и работникам служеб-
	ного персонала, прослуживнм 25
и 15 лет.
Птаголатетренные письма были
	дом илут отделочные работы — штуз
катурва внутренних и облицовка нд
ружных стен, монтируются отопи-
тельная система и сверхскороствые
лифты. Подводятся газ. волопрово,
канализация, электро- и телефонная
сеть, сооружаются постоянные лоро-
ги. Быстро растет город науки Ha
Ленинеких Горах. Коллектив етрой-
ки, верный своему слову, гоговит 1о-
стойнтю встречу знаменательному
празднику Октября.
Заачительны успехи строителей и
в улучшении культуры и быта ра-
бочих. За эти месяпы построен в0-
вый клуб, открыто 20 красных уго1-
ков в общежитиях и на производстве.
Многие юноши и. девушки после
окончания трудового дня илутв клуб
на занятия хорового, драматического,
музыкального и других коллективов.
И каждый раз они задают законный
вопро: те
— He приехали ли артисты Тезт-
ра имени Ермоловой? В
Но шефы забыли дорогу на’ етрой-
ку. На Ленинских горах артистов. из
Тезтра имени Ермоловой не. видели
ни разу за все это время.
_ Тыеячи москвичей следят 38 тем,
как растет новое чудесное . здание
Московского государственного, уни-
верситета. В сожалению, не замеча-
ют его работники Театра имени
моловой, тотекественно подписавшие
договор о содружестве со. стреителя-
ми.
	М. КРЮКОВ,
редактор газеты «Строитель
университета». Е
	ьный день

вручены старейшим деятелям теат-
ра. Среди них — рабочий И. Дульз
нев и художник-гример Г. Сини-
цыя, проелужившие здесь бестрерыв-
но по 45 лет, артист В. Истрин, or
давпеий этому театру 35 лет’ своей
жизни. артиетка КВ. Елансвая, про
	работавшая злесь 30 лет, If. Мас-
сальский — 25 лет.

Днем группа мхатовцев побывала
на могилах основателей — театра
	К. Станиславекого и В. Немировича-
Панченко и других корифеев театра.
	HEMCUKO
	проявили коллективы = немецких
спортеменов, сумевшие четко и кра-
очно показать в своих выетупле-
ниях мирный труд Германской демо-
кратичеекой республики, горячую
преданность ее трудящихся делу ми-
ра. Операторы фильма, не увлекаясь
стлельными живописными деталями,
правильно показали атмосферу, па-
рившую во время спортивных празд-
неств.

Центральных событием Общегер-
манского слета молодежи была семи-
соттыкячная демонстрация, состояв-
шаяся в Люстгартене. Восемь часов
подряд нескончаемым потоком шли
немецкие юноши и девушки мимо
трибун, на которых присутствовали
руководители Германсекой демократи-
ческой республики и иностранные
гости. Над рядами демонстрантов
плыли портреты великих вождей че-
ловечества Ленина и Сталина, порт-
реты Вильгельма Пика, Отто Гроте-
воля, Вальтера, Ульбрихта.
	— Сталин! Единство! Дружба!
	OTH слова тысячеголосным эх0
беспрерывно звенели в берлинском
Hepa.
	Среди множества плакатов и ло
зунгов выделялея один: «Готовы &
труду и защите мира!» — лозунг,
под которым проходил весь иетори-
ческий слет. Перед началом демон-
страции состоялся грандиозный ми-
THHT, где было принято приветствие
товарищу Сталину. Мотюдые ‚ немец-
кие борцы, за мир заявили, что они
	торжественно обещают «приложить
	вее силы. для борьбы за запрешение
	атомной бомбы, обешалот не бояться
	никаких трудностей с тем, чтобы
положить конец преступным проис-
кам англо-американских поджигате-
лей войны и не донуетить того, что-
бы немецкий народ и его молодежь
были ввертнуты в войну против Co-
ветското Союза, против стран народ-
ной демократии и против прогресса».
	Ответная телеграмм» товарища
Сталина придала новые силы WHO-
шам и девушкам Германии в их
@срьбе за мир. В этой телеграмме
торарищ Сталин писал: «Благодарю
38 приветствие молодых немецких
борцов за мир, — участников Обще-
германского слета молодежи.

Желаю германской молодежи, ак-
тивному строителю единой демокра-
тической и миролюбивой Германии,
новых успехов. в этом великом деле».

С большой впечатляющей силой
показывает фильм демонстрацию м-
лодежи. Мощью и уверенностью в

правоте своего дела веет от её моно-
литных рядов.
	Фильм «Всегда готов» — безус-
ловная удача молодой  демократиче-
ской кинематографии Германии. Не-
смотря на крайне неблагоприятную
погоду, затруднявшую е’емку, не-
емотря на трудные условия освеще-
ния зала, где проходил конгресс,
C’eMOUHOMY коллективу удалось €03-
Дать полноценный цветной фильм, в
котором цвет являемся  существен-
ным и важным компонентом, помога-
ющим более глубокому раскрытию
темы.

Приходится, однако, сожалеть, что
с’емочный коллектив уделил недо-
статочно места показу участия в сле-
те занадно-германских борцов за мир.

Фильм «Веегда готов» служит де-
лу мира, свидетельствует о том, что
немецкая молодежь хочет бороться и
работать на благо свозго народа, на
благо всего человечества, что она
тотов к мирному созидательному
труду и защите мира.

Вал. ЛЕДНЕВ.

борьбе за мир
	ваемая ‘нами из лондонского «Дьйли
Уоркер» (рисунок наверху справа).
Страх, смятение, бессильная  3л06а
обуревают черные силы реавции,
взывающие к увеличению армий, гон-
ке вооружения, производству смерто-
ноеных б0мб.

Свобода для колониальных наро-
дов! — вот требование; которое ‘ни-
как неможет быть включено в пове-
сТЕУ дня правителей капиталистиче-
ских етран. Подобно могучему урага-
ну, освоболительное движение наро-
дов разрушает планы агрессоров, пы-
тающихея кровью и пытками  при-
остановить ссвобожление  Малайи,
Кореи, Вьетнама. Филиппин из-пет
ига капиталистических  «цивилиза-
торов».

Поллинным голосом народа Ha-
зырают в Латинской Америке гаве-
ту «Нотисмае де Ой», закрытую
недавно премьер-министром Кубы
Антонио Bapona по прямой указке
американских хозяев. В Этой газете
активно сотрудничали  кубинокие
хуложники Алажно и Херкар, слу-
жа сроим пером пропаганде дела
мира, неустанно разоблачая амери-
ъканских поджигателей войны и их

кубинских агентов.

В олном из последних номеров’ га-
зеты помещен воспроизводимый на-
ми рисунок Херкара (справа. пол
	карикатурой Габриеля); в котором
хуложник — показывает звериный
	страх кубинских реакционеров перед
движением сторонников мира. Пра-
вительством Вубы вое полицейские
силы брошены на борьбу со сторон-
никами Стоктольмокого  Воззвания.
Страпенее ножей и пулеметов южно-
американских гантетеров для них —
выражение миролюбивых намерений
нарола, не желающего проливать
кровь во имя интересов денежных
тузов Уолл-стрита.

Значительное место занимает.
злая, выразительная карикатупа на
страницах прогрессивного иИтальян-
ского еженедельника «Вие Нуове».
Хуложники Майорана, Скарпелли и
Верлини остро разоблачают «амери-
канский образ жизни», его поборни-
ков и пропагандаетов в Италия. Ими
создана богатая галлерея  эмощио-
нальных и убедительных зарисовок
маршаллизованных  лакеев типа
Ле ТГаспери, Сфорца, Шельбы. Они
срывают маски с продажных слу-
жителей Ватикана, ядовито  BbI-
смеивают  Голливул, показывают
монолитноеть и волю итальянского
народа, самоотверженно борющегося
за мир и национальную  независи-
мость. В помещаемом нами рисунке
итальянского художника ° Верлини
высмеираетея пгитая белыми нитка-
ми, насквозь лживая пропаганда 0
якобы угрожающей Америке опасно-
сти вооруженного нападения. Запу-
танный и окончательно сбитый ©
толку прессой, радио и кинофильма-
ми, американский обыватель устрем-
ляется на вербовочный пункт, чтобы
тобровольно защишать свою родину.
Исколесив всю страну и не найдя
границы. которой угрожает опас-
ность, он узнает, что эта граница
находится за много тысяч километ-
ров от его родины... в. Ворее.

Справедливый гнев народов вы-
зываех  подрывная деятельность
государственного денартамента США,
стремящегося превратить ООН в
	Рисунок Габриеля (Англия).
	Рисунок Вердини (Италия).
>
послушное орулие своей политики
	разжигания новой мировой войны.
Нарушая все нормы международного
права, диктуя свою волю  завися-
щим от них странам, США стре-
мятея превратить OOH в филиал
госдепартамента. Однако напрасны
все попытки ачесонов,  даллесов
и остинов спрятаться за трескучей
демагогией двурушнических речей о
мире по-американски. Мировая обще-
ственноеть хорошо знает цену их
словоблудию.

В карикатуре «Вход по-американ-
CRE» _(DHCYHOR внизу слева), поме-
щенной в голландской газете «Фор-
вартс», хуложнив Mare е большой
силой и убелительностью  изобра-
жает, как американекий империа-
лизм расшатывает злание Органи-
зации 0Об’единенных Наций. Графи-
ческая монументальность, которой
отличаются талантливые рисунки
Макеа, характерна и для карика-
туры, бичующей американскую  по-
литику насилия и произвола. Под
покровом глубокой ночи  подкралы-
вается несущий смерть и разру-
шение американский танк к зданию
OOH. Ни платок. закрывающий ли-
цо, ни широкополая  гантстерская
шляпа не помогут Трумэну скрыть
свое истинное обличье поджигате-
ля войны.

Разные по манере исполнения и
форме карикатуры, помещаемые в
нью-йоркском и лондонском «Дейли
Усркер», итальянском еженедельни-
ке «Вие Нуове», голландской газете
«Форварт:», кубинской  «Нотисиас
де Ой» и многих других, об’единены
одной задачей и преследуют одну
пель. Вее они стремятся показать
огромный размах лвижения сторон-
ников мира, заклеймить и высмеять
попытки врагов человечества, на-
правленные на уничтожение всего
передового, прогрессивного.

Ан. АНДРЕЕВ.
	Рисунок Фреда Эллиса (США).
	Среди разнообразных видов ис-
кусств. поставленных лучшими ма-
стерами культуры современноети на
службу делу мира, почетное место за-
нимзет политическая карикатура.

Несмотря на препятствия, чинимые
пензурой, большинство  прогрессив-
ных периодических изданий, выхедя-
щих в капиталистических странах,
систематически публикует рисунки,
В ЕОТОрых остро бичуется политика
поджигателей новой войны, едко вы-
емгиваются бредовые планы амери-
ханского империзлизиа, беспощадно
разоблачаются предатели народных
интересов.

Вот перед нами несколько  кати-
катур художников Запада, отхающих
свое мастерство и творческое влохно-
вение благоролному делу защиты ми-
ра во всем мире.
	Больше 18 лет работает в прэгрес-
сивной печати талантливый амери-
канский карикатуриет Фред Эллие.
Ero острому карандашу принадлежат
сотни замечательных рисунков, в ко-
торых художник живо откликается
	как на международные события, так
и на волнующие американцев явле-
ния внутриполитической жизни США.
В карикатуре, опубликованной амери-
ханской газетой «Лейли Уоркер» (ри-
сунок наверху слева), Эллис показы-
BACT могучие силы мира, поднявигиеея
против войны, которую художник
изобразил в виде скелета, размахи-
рающего атомной бомбой. «Мил-
лионы подписей под  СОтокгольм-
ским Воззванием требуют об’явзения
этомной бомбы вне закона», — гласит
надпись нз карикалуре, выражая
справедливое требование людей д0б-
рой воли Америки.

Десятки тысяч англичан хорошо
знают и высоко ценят полные гнева и
сарказма рисунки художника Габрие-
ля, сотрулничающег в английской
тазоте «Дейли Уоркер». Предатель-
ская политика лейбористевого прави-
тельства, колониальный гнет амери-
кано-английского империализма,
борьба английского народа против
преврашения Англии в 49-й штат
США, движение сторонников мира и
‘многие другие актуальные темы елу-
жат материалом для рисунков Габрие-
	ля. «Не на повестке» — Tak Hash

вается его карикатура, перепечаты-
$
	Рисунок Макса {Голландия).
	Работа над новыми спектаклями
	МХАТ принял к постановке новую
пьесу С. Михалкова «Потерянный
лом». Уже начались репетиции; про
ходит так. называемый застольный
период подготовки. Постановка по-
ручена режиссеру А: Кареву.”В. пьесе
заняты К. Еланская, В. Попова,
М. Ковалева, Н. Боголюбов, М. Пруд-
кин. Декорации пишет художнак
А. Матвеев.

Режиссеры Н. Горчаков и Г. Гера-
симов под руководством главного ре-
жиссера театра.М. Кедрова разра-
батывают постановочный план новой
пьесы А. Крона «Кандидат партим»,
Спектакль намечено показать в пер:
вой половине 1951 года.
	В Малом театре вчера происходил
просмотр спектакля «Голоз Америки»;
возобнозляемого в новой сценической
и ‘отчасти ‘литературной редакции.
Первое по возобновлении ’ представ:
ление пьесы назначено на завтра;
29 октября. \
	В Большом театре вчера шли ope
стровые репетиции оперы Г. Жуков-
ского «От всего сердца» на. сюжет
одноименной повести Е. Мальцева.
На’ сцене филиала ГАБТ репетирует-
ся в декорациях и костюмах опера
М. Красева «Морозко», премьера ко-
торой состоится 5 ноября.

В Московском академическом Xy~-
дожественном театре готовится н?-
сколько пьес. Уже начализь черновые
генеральные репетиции спектакля
«Вторая любовь», сделанного на сю-
жет романа Е. Мальцева «От всего
сердца». Ставят пьесу В. Стани-
цын и С. Блинников. В одном из ре-
петициочных залов главный режиссер
МХАТ М. Кедров проводит занятия
< участниками снектакля` «Плоды
просвешения», премьера которого на-
мечена к концу этого года. я

В филиале идут репетяции пьесы
Б. Лавренева  «Разлом», которая
должна-быть показана также к концу
года. В основных ролях выступят мо-
лодые артисты театра.

МОСЕОВСЕАЯ ХРОНИБА
	© Новая пьеса драматургов С. Марвича
	&) Композитор В. Макаров написал 30.
	кально-хоровую ‘сюнту «Река-богатырь» В и Б. Короткова: «Актеры русские», в ко:
	7 частях. Комитет по делам искусств при
Совете Министров РСФСР ‘отметил высо.
кие идейно-художественные- качества Но-
вого произведения. Автор премирован.
Сюита рекомендована для исполнения В
хоровых коллективах РСФСР.

@ 10 ноября в Болышом зале Консерва-
тории состоится первая лекция-концерт
музыкального университета. Лекцию ©
русской музыке рубежа ХУП!-Х!Х столе-
тий прочтет И. Мартынов. Государствен-
ный симфонический оркестр Союза ССР
исполнит под управлением К. Иванова
музыкальную мелодраму В: Фомина
«Орфей», концерт для альта с оркестром
И. Хандошкина и 21-ю симфонию Н. Ов
сянико-Куликовского. :
	торой ‘рассказывается OF жизни ; первого
русского профессионального, актёра deny
pa Волкова, передана KomutetoM’ no
лам искусств при Совете Министров
РСФСР для постановки Ярославскому
театру им. Ф. ‘Г. Волкова.

@ Московская филармония, заключив:
шая недавно со строителями Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки‘ договор ©
творческом содружестве, организовала
на-днях на территории выставки симфони
ческий концерт для строителей. После
лекции М. Сабининой о жизни и творчест-
ве Глинки Государственный симфонический.
оркестр Союза ССР (дирижер Н, Аносов)`
исполнил произведения великого русского
композитора.
	* «Всегда готов» — цветной доку-
ментальный фильм. Сценаристы
3. Дудов, Ф. Паппе, Б. Клеберг,
И. Эвальд. Художественный руково-
дитель фильма Курт _Метциг. Произ-
водство киностудии ДЕФА совместно
с Центральным советом союза «Сво-
бодная немецкая молодежь». Берлин,
1950 год. Выпуск Главкинопроката,
1950 г.
		впечатление оставляет квартет № 1
Парашкева Хаджиева, построенный
на. народных болгарских интонациях,
написанный с большим и зрелым ма-
стерством. Интересен квартет № 2
Любомира Пипкова, патетический в
своей первой части и волевой в Ффи-
Hale, содержательны квартеты Мз-
рина Големинова и Бояна Икономова.
	‚ Фочетное мегто. в твоэческой работе
	болгарских композиторов занимает
создание массовых песен. Многие из
песен, получивших широкое распро-
странение в Болгарии, рассказывают
о новой жизни, поднимают волную-
щие темы современности (А. Кара-
стоянов «Да, строим!», Г. Димитров
«Бригалиры», ° Кутев «Песня о
Сталине», Обретенов «Борьба за
мир», Райчев «Великое имя»). Од-
нако интонационный язык многих
песен еще абстрактен и его корни не
всегда уходят в национальную бол-
Гарекую музыку.

` Важной задачей болгарского му-
зыкального творчества является €03-
дание полулярной и танцовальной
музыки для малых оркестров. Нуж-
но прямо сказать, что болгарские
	  композиторы забыли 00 этом важном
	жанре. В то же время издательство
«Георти Кирков» популяризировало
такие вещи для малых оркестров,
как «Конго», «Кока-кола», танго
«Флорианополие» и тому подобную
никчемную зарубежную етряпню.

Недостаточна работа болгарских
композиторов и в области создания
педагогических музыкальных произ -
ведений, необходимых для воспита-
ния молодых музыкантов.

Знакомство © новыми произзеле-
ниями современной болгарской музы-
ки убеждает в том, что композиторы
Болгарии в целом твердо вступили на
прогрессивно-демократический путь.
Они стремятся создавать содержа-
тельные произведения, в которых те-
мы строительства новой жизни рах-
крывались бы ясным. народным язы-
ком и находили сорРершенное по фор-
ме воплощение.

Перед болгарскими композиторами
стоят  серьезнейшие задачи. Важ-
нейшая из них — борьба за HICH-
	лее убедительной, изящной и краси-
вой форме создаваемых произведений,

Болгарскому музыкальному твор-
честву необходимо широкое развитие
дискуссий — ‘обсуждений  таботы
композиторов на основе рева
критики и еамокритики.
	Существующее в Союзе болгарских
хомпозиторов положение в этом от-
‘ношении не может быть признано
удовлетворительным. Обсуждение но-
вых произведений еше не носит <и-
стематического характерз. Творчеет-
в0 отдельных композиторов в целом:
вообще не обсуждается; софийские
композиторы второй год безрезуль-
татно ждут отчетного доклада. руко-
водетва Союза болгарских композито-
ров (председатель Союза. Любомир
Пипков), в котором были бы поетав-
лены основные принципиальные. во-
просы развития болгарской музыки.
	Немалое значение для развития
болгарекой музыки должно иметь и
укрепление дружеских связей межлу
болгарскими н советскими компози-
торами. Исполнение произведений
болгарских композиторов в Москве и
других городах Советского Союза, ис-
полнение в Болгарии советских про-
изведений, приезды болгарских ком-
позиторов в СССР для учаетия 8
творческих дискуссиях, их работа в
советеких композиторских домах
творчества, наконец, ‘учеба болгар-
ской творческой молодежи у круп-
нейпгих мастеров советекой Музыки
— вот формы связи. которые в 96-
ласти музыки были бы новым пре-
красным проявлением болгаро-совет-
ской дружбы.

В тесной связи болгарской и со-
ветекой музыки—залог лальнейшего
развития прогрессивной, демократи-
ческой болгарской музыкальной
КУЛЬТУРЫ,
		нести ‘также болгарскую народную.
песенную основу его музыкального
языка, экономность и выразитель-_
ность оркестровых средств. Однако.
наряду с рзалистическими чертами.
в этом произведении заметны инди-

видузлистические настроения, 0с0-

бенно сказывающиеся во второй, мел-
ленной части симфонии, носящей
пессимистический характер. В целом
же симфоничееко6 творчество Кутева.
и Стайнова, несомненно, принадле-

жит к передовому, прогрессивному
направлению човой болгарской му-
зыки. ;

Недавно Софийским оперным теат-
ром была поставлена новая опера
Любомира Пипкова «Момчил». К е0-
жалению, в дни моего пребывания в
Болгарии опера не шла из-за болезни
артиста, исполняющего — главную
роль. Проелушанные: же мною в зву-
возаписи отрывки из этой оперы не
дают. возможности судить о произве-
дении в целом. Тем не менее, даже не-
‘полное ознакомление с музыкой это-
TO произведения дает основание по-
лагать, что «Момчил» может поелу-
жить богатым материалом для пло-
дотворной дискуссии о путях новой,
реалистической ‚оперы. с

Несмотря на ‘отрадный факт по-
становки оперы Любомира Пипкова,
положение < созданием новых опер-
ных произведений) ‘отражающих
жизнь современной Болгарии, рас-
хрывающих ее историю, явно че-
благополучно. В портфелях болгар-
ских композиторов нет ни одной по-
хобной работы. Между тем, мастер-
ство и творческий опыт многих ком-
позиторов говорят о возможности CO3-
дания прюизведений этого важнейше-
го, демократического. жанра.

Интересны многие’ произведения
болгарской инструментальной музы-
ки. Хорошее впечатление произво-
дит мастерски написанный, яеный
‘по языку и оптимистический по ео-
держанию концерт для скрипки и
оркестра Веселина Стоянова.

Значительных усцехов достигли

болгарские композиторы и в облА-
сти камерной музыки. Очень яркое

ную чистоту и глубину музыкально-
го творчества, борьба против чуж-
дых буржуазных влияний, борьба с
формализмом — главной опасностью
для болгарской музыкальной культу-
ры.

Болгареким композиторам необхо-
димо глубже изучать жизнь своей
страны и евоего народа, изучать ис-
торичеекий и фактический материал,
связанный © темами, над которыми
они работают, заниматься повыше-
нием своего идейно-политического
уровая. Это поможет им прочно стать
на путь социалиетического. резлиз-
ма, распознавать проявления форма-
лизма и бороться < ними. 0 том, на-
сколько эта залача серьезна, говорит.
например, то обстоятельство, что да-
же в таких выдающихся произведе-
ниях болгарекой музыки, как ©им-
фонии Петко Стайнова и Филиппа КВу-
тева, есть еще существенные идей-
ные недостатки. Молодой и талаят-
‚ливый композитор Александр Райчев
переложил на музыку стихотвореняе
Христо Ботева «Он не умрет». Но
это широко известное в народе про-
шзведение замечательного поэта Бол-
Tapa  трактовано композитором
средствами современного буржуазно-
то модернизма, находящимися в 1ез-
Бом противоречии © замечательным
стихотворением Ботева. Александр
Райчев написал. его в манере,
ютличной от ряда других своих со-
чинений — прекрасных песен и яс-
ных эмоциональных инструменталь-
ных произведений. Думается, что мо-
дернистические увлечения Райчева
—- явление наносное и преходящее
и будут им преодолены.

димо продолжать работу по выковы-
вачию своего музыкального языка, в
котором национальное народное TBOD-
чество было бы основой. Надо про-
должать работу нал еовершенетвова-
нием мастерства. стремясь к еще 6б0-
	В ломократичеекой Болгарии
		Болгарекии народ, уверенно илу-
щий Е социализму, переживает пе-
риод большого экономического и лу-
ховного под’ема. Этот полем прояв-
ляется в героическом труде на заво-
дах, новостройках и полях еолнеч-
ной Болгарии, в расцвете науки, B
создании многих новых реалиетиче-
ских произведений литературы и ис-
кусства.

За время пребывания в Болгарии
мне удалось познакомиться < ее на-
циональным музыкальным творчеет-
вом. Я слышал много народных ие-
сен и произведений танцовальной
музыки. Запоминаются замечатель-
ная исполнительница народных пе-
сен Гюрта Пинджурова, народный пе-
веп Борис Машалов, вокальный ан-
самбль «Роена-Витка».

Болгарская наролная песня, изу-
мительная по разнообразию и &рас0-
те мелодий и ритмов, несомненно,
может служить прекрасным иеточ-
ником для созлания болгарекими ком-
позиторами реалистических музы-
хальных произведений.

Широко развернулась творческая
работа болгарских композиторов B
облаети кантатно-ораториальных
жанров. Началом этой работы послу-.
жила интересная кантата»  «Девятое
сентября» талантливого композитора
Филиппа Кутева. В этом произведе-
нии, посрященном великой дате оево-
божления Болгарии Советской Ap-
yaell, проявились положительные
четы творчества Кутева: стремле-
нив к глубокой содержательности
музыки, к ее мелодической выпукло-
сти и яркости, бережное отношение в
песенной национальной основе му-
зыкального языка.

Значительным произведением яв-
ляется и яркая. реалистическая HO
‘языку кантата Святослава Обретено-
ва «Партизаны». Темы мелодии кан-
таты наподны по своему колориту и
ладо-ритмической оолове как в хоро-
вых эпизодах, так и в юбризовке 0б-
пазов героев.
	«Советское искусство» выходиз
по вторникам и субботам.
	Болгарии Любомиром — Шипковым,
композитор обратился к величеет-
венному образу вождя трудящихся
всего мира товарища Сталина, на-
писав это произведение ко дню его
семидесятилетия. В этой работе Пип-
кову удалось найти яеные и взвол-
нованные музыкальные темы. 0Однз-
ко отдельные эпизоды увертюры, на-
веянные фактами из жизни и дея-
тельности товарища Сталина, не 0б’-
елинены в этом сочинении единой
идеей, не вырастают в цельный, ве-
личественный образ.

Следует отметить успешное разви-
тие национального демократического
болгарского симфонизма. Так, вторую
симфонию Петко Стайнова отличают
тлубокая народность музыки, еодер-
жательность, оптимизм, ортаничноесть
и естественность музыкального язы-_
ка. Правда, значение этой симфонии
в некоторой мере снижается узостью
илейной концепции ее финала, хо-
тя и музыкально яркого, но менее
эначительного по содержанию, чём
‘первая и вторая части произведения.
Танцовальные ритмы и интонации
финала здесь никак не звучат выво-
дом из значительных мыслей первых
частей. Хочется лумать, что талант-
ливый композитор создает новые сим-
фонические полотна. которые войдут
B фонл болгарской симфонической
классики. .

Примечательно, что высокой твор-
ческой активности Петко Стайнова,
сочетающейся с  большой обществен-
ной и научной деятельностью” (он
лиректор института музыки Болгар-
ской академии наук, руководитель
отдела музыки Комитета науки,
вультуры и искусства, активный де-
ятель Союза композиторов Болгарии),
не мешает личное несчастье — пол-
ная слепота.

Нельзя не остановиться и на пер-
вой симфонии Филиппа Кутева, по-
священной болгарской молодежи. Fi
достоинетвам этого  произведелия,
раскрывающего жизнеутверждающее
мировоззрение композитора, надо от-
	Заметки о творчестве
композиторов
		В сожалению, ценность этого про-
изведения снижается недоработанно-
стью его формы, что сказывается в
нетостаточной убедительности от-
дельных эпизодов («траурное шеет-
вие», «перелом») и в слабой инетру-
ментовке. Хотя каптата уже испол-
нялась в Софии и была очень тепло
принята слушателями, автор продол-
жает работать над ней. Устранение
недостатков еделает это произведение
одним из серьезных достижений бол-
тарской музыки.

Интересно программное произведе-
ние одного из крупнейших болгар-
ских композиторов Панчо Владигеро-
за — увертюра «Девятое сентября».
Панчо Владигеров — замечательный
мастер, композитор большого творче-
ского темперамента. Он хорошо изве-
стен не только в Болгарии, но и 3&
ее пределами. Советские слушатели,
познакомивишеся © произведениями
композитора, в частности 6 «Бо-
тарской рапсодией», по его выступле-
ниям в прошлом году в Москве, отно-
сятея в нему © большими симпа-
THAMH.

В увертюре «Девятое сентября»
нашли выражение яркоеть и разно-
образие музыкальных образов, свой-
‘ственные творчеству этого компози-
“тора. Владигеров много и плодотвор-
но работает. и от него можно ждать
новых превосходных произвелений,
которые оботатят болгарскую музы-
кальную культуру. Есть все осно-
вания надеяться, что дальнейшее
творчество Панчо Владигерова, пой-
дет по пути еще большего углубле-
ния илейной солержательности, еще
большей связи се замечательной бол-
тарзкой народной песней.

В «Героической увертюре в честь
Сталина». созланной известным ком-
позиторюм и общественным. деятелем
	Адрес редакции:
	ЕН ВЕ Исаии
Главный редантор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Реданциснная коллегия: г. В. АЛЕНСАНЛРОВ. В. В. ВЛАСОВ,
			IBAHOB (зам. главного редактора),
В. МИХАЛНОВ. ЦН. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
			Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств, иностранный — К 14858

>

CO mareannweHts
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича,
	Зак \% 24Е