СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Летопись героической борьбы

Как снимался
кинофильм „,Победа
китайского народа“

®
	В ближайшие дни на экраны <тра-
ны выпускается новый художествен-
но-докумечтальный фильм «Победа
китайского народа». Om расска-
зызлает о героической борьбе свободо-
любтвого Витая, который под руко-
водством коммунистической партии
и ев вождя Мао Цзе-дуна одержал
славную побелу над врагами своей
родины, :

В с’емках фильма (ввтор—режис-
сер Л. Варламов, текст. Ё. Симонова,
режиесэу И. Лукинский) участвовала
	болышая группа советских и китай-.
	ских операторов. Фильм выпущен
Центральшюой ‹тудией локументаль-
ных фильмов в Мосвве и Певктнской
студией,

В беседе с корреспондентом газеты
«Советское! искусство» режиссер
И. Лукинский рассказал:

— Нам, советским киноработни-
кам, выпала большая честь быть
свидетелями многих победоноеных
сражений  Народно-освободательной
армни Витая, запечатлеть на пленку
славные подвиги китайских бойцов и
командиров, героические дела парти-
занеких отрядов в тылу врага, бои
за освобождение десятков  тородов
Китая. у
	‘борьбы китайского нарола, но и 0-
хранить снятую пленку в течение

‘которых заснятый материал  <одер-

‘на юго-востоке страны С. Гусеву, В.

1 октября 1949 года застало нау
труппу в древнем городе Пекине. В
этот день китзйский народ праздно-
вал величайшее событие в истории
своей страны — провозглашение.
Народной республики Китая. Кадра-
MH, заснятыми в этот зкаменательный
день на центральной площади Пеки-
на, начинается фильм «Победа ки-
тайского народа». Зритель увидит
ликующих людей, приветствуюших
вожля коммунистической партии Ви-
тая Мао Цзе-дуна, легендарного пюл-
корохна Чжу Дэ, прикимающего во-
енный парал, взвившийся нал торо-
дом государственный флаг новой pec-

публики -—— символ елинения всех
демократических сил китайского Ha-
рода.

В с‹озлании фильма принимали
участие десять советских киноопера-
торов-документалиетов — А. Ворон-
nos, С. Гусев, Л. Зайцев. П. Кагат-
кин, А. Крылов, Н. Лыткин. В. Ми-
коша, Д. Рымарев, А. Семин и
В. Питрон. Большинетво из чих име-
ет. богатый опыт работы во фронто-
вых условиях в годы Великой Отече-
ственной войны, и этот опыт они е
успехом использовали при с’емках
в Китае.

Перед советекими и китайскими
операторами стояла сложная задача
—произвести впервые пветные с’ем-
ви в уеловиях военных действий.
Задача эта усложнялась тяжелыми
метеорологическими Условиями, В
которых приходилось работать кино-
хроникерам. Если А. Семин и А.
Врылов вели ‘c ewRH на севере в
40—45 -градусные морозы, то Д. Ры=
марсв, В. Микоша, А. Воронцов, П.
Касаткин и Н. Лыткин работали нз
юге в тропическую жару. когла тем-
пература воздуха достигала 30—40
градусов выше нуля. He меньшие
трудности прихолилось преодолевать

Цитрону и Л. Зайцеву, прошедшим
весь путь с героической 2-й армией.
Сплошные туманы и’ дожди затруд-
няли семки, требовали от операторов
выкокого професоиснального мастер-
ства. Они должны были не только
хорошо снять важнейшие эпизоды

длительного времени. С этой задачей
они также справились успешно, про-
явив много выдумки и инициати-
вы. Так, например, чтобы сохранить
пленку от неблатоприятных атмос-
ферных влияний, операторы сконет-
руировали специзльные термосы, в

жалея в необходимых температурных
телозиях.
	эперел, м НОПЛРЛУНИЗИЛУ
	культуры в нашей стране! Настало
время, когда кичливой Европе надле-
жит, по выражению Гоголя, приез-
жать к нам «не за покупкой пеньки
и сала, но за покупкой мудрости, Ео-
‘торой не продают больше на европей-
‘ских рынках».

ЦБ ВЕЦ{6) призывает работников
культуры и искусства и дальше мно-
жить духовные ценности совотской
страны. Обогащать науку и технику
напеей Родины аовыми исследования-
ми, открытиями и изобретениями! Bo-
оружать учащихея прочными зна-
ниями основ науки, воспитывать мо-
лодежь в духе советского патриотиз-
ма! Готовить культурных, образоват-
ных граждан социалистического 0б-
щества, активных борцов за комму-
my! ‘

«Работнини литературы, weKyc-
ства, кинематогратии! Повышайте
уровень сазего мастерства, создавайте
нозые высоксидейные худонострен-
ные произведения, достойные вэлино-
го советсмого нарера!».

Чем дальше СССР продвигается по
пути к коммунизму, тем пгире и глуб-
же раскрывается  междунаролное
значение Октябрьской социалистиче-
ской революции. Великий Октябрь
пробил брошь во всей системе миро-
BOTO капитализма, разделил мир на
Два лагеря и наглядно ноказал пре-
имунюства социалисгической систе-
мы перед капитализмом с его неиз-
бежными спутниками — империали-
CTRTSCENMH BOHHAMH, экономическими
кризисами. обнишанием трудящихся
масс. После второй. мировой войны
разделение политических ‹<ил стало
особенно ощутимым; резче, чем коглз-
либо, обозначились тва лагеря — да-
терь демократический. антиимпериа-
листический, во главе с Совотевим Со-
1030M, H лагерь антидемократический,
империалистический, во главе с США.

Прошло то время, когда империа-
листы могли безнаказзнно сталкивать
народы друг © другом, разжигать ме-
Жду ними ненависть и вражду, ис-
трэблять миллионы человеческих
жизней. Простые люди вбех стран 5%
собственном опыте познали, кто их
враг и кто друг. Весь мир знает, что
Созетский Союз неустанно борется 34
мир, против поджигателей войны.
Мудрая сталинская внешняя полити-
ка, последовательная и решительная
борьба СОСР за мир и ‹<отрудничество
между народами обеспечили нашей
стране горячие симпатии и активную
поддержку сотен миллионов лютей во
всех частях земного шара. Успехи
растущего движения сторонников
мира свидетельствуют 0 готовности
людей доброй воли отстаивать дело
мира всеми средствами. Приветствуя
народы, борющиеся э3 мир. 22а. демо-
кратию, за социализм, ЦЕ ВКП(б)
призывает:

«Трудящиеся всех стран! Разабла-
чайте и срывайте преступные планы
поджигателей новой войны! Расши-
ряйте и унрепляйте могучий фронт
сторонников мира! Отстоим дело мира
в3 всем мире!»

Своими  всемирно-историческими
победами трудящиеся СССР обязаны
мудрой партии большевиков, гениаль-
ным вождям — Ленину и Сталину.
Партия большевиков обеспечила тор-
жество социалистической революции,
организовала и возглавила победонос-
‘ное строительство социализма B Ha-
шей стране. Партия большевиков —
организатор и вдохновитель историче-
ских побед советского народа в годы
Отечественной войны. Партия боль-
шевиков организует и воодушевляет
советский нарол на борьбу за выпол-
нение сталинской программы строи-
тельства коммунизма.

Миллионы советских людей, тесно
сплоченных вокруг большевистской
партии, вокруг вожля и учителя на-
шего — великого Сталина, © новой
силой провозглашают сегодня:

«Да здравствует великая партия
большевиков, партия Ленина —
Сталина, закаленный в боях аван-
гард советского нареда, вдохновитель
и оэганизатер наших побед!

Под знаменем Ленина, пед води-
тельством Сталина — вперед, н побе-
де номмунизма!» }
	принимается как о6-
“EL раз камой страны, в
стремительном лвиже-

нии ололевающей все

препятетвия и враж-
778 OL дебные силы. В пар-
HOM монументе на

Ёрасной площали
Мартое < мужественной силой и про-
стотой воплотил чувства. волновав-
шие серлиа, и в смутную годину, ког-
да действовали Минин и Пожарский, и
в суровые времена борьбы с Наполео-
GOM, KOT, ТРОрИл CaM CEYIBMTOD.
«Нижегоролекий гражданин» Кузьма
Минин, ставший воином, и воин Дми-
трий Пожарский, пронихнутый высо-
кны сознанием гражданина, — ITH IBS
образа раскрывают в бронзе москов-
ского памятника wie патриотиче-
ского долга и народного единства
перед лицом врага. Козловекий
изобразил Суворова юношески строй-
ным рыцарем, обороняющимея от
прогивника взмахом руки, держащей
меч, в то время как левая рука при-
врывает щитом эмблемы стран, на
выручку которых спешил через аль-
пийские кручи великий русский
полководец. Монумент задуман и
выполнен как символ русекой воин-
ской славы, добытой не в покорении
чужих земель, а в сокрушительном
отпоре врагу-захватчику.

Так знаменитые монументы Мос-
ввы и Ленинграда дают поучитель-
ный образец сочетания конкретного
исторического изображения е глубо-
кой обобщающей идеей, способной
жить в веках.
	Советская скульптура потнимает
	Ва новую высоту начала монумен-
тальности, творчески развивая тра-
диции классического русского искус-
		Ровно через неделю исполнится
тридцать три года е того дня, как ве-
ликий Ленин на заседании Петро-
градского Совета рабочих и солдат-
ских депутатов произнес свою исто-
ричеекую речь о наступлении новой
эры в истории всего человечества:

— Товарищи! Рабочая и крестьян-
ская революция, о необходимости ко-
торой вое время говорили большевики,
совершилась... Отныне наступает но-
вая полоса в истории России, и дан-
ная третья русская революция лолж-
на в своем конечном итоге привести
к победе социализма. ‘

И вот уже свыше трех десятилетий
могучим гранитным утесом высится.
государство трудящихея, созданное
героическими усилиями освобожден-
ных народов СССР под руководетвом
большевистской партии и ее тени-
альных вождей — Ленина и Сталина.
За это время советский общественный
и государственный строй выдержал не
одну историческую проверку, преоло-
лел столько трудностей и лишений,
что даже малая часть их могла бы
свалить любое капиталистическое: го-
суларство.

Советский народ готовитея к пра-
зднованию 33-й головшины Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции. Опубликованные в печати
Призывы Центрального Комитета
партии большевиков < воодущевле-
нием встречены всеми советскими
люльми, осуществляющими звеличе-
ственную программу коммунистиче-
ского строительства. начертанную
товарищем Сталиным.

На языках всех народов советской,
страны звучат сеголня гордые слова:

«Ва зрравствует наша великая 50-
ветсная Родина — твердыня рружбы
и славы народов нашей страны!»

Народное хозяйство и культура Со-
ветского Союза неизменно поднима-
ются вверх, вновь и вновь свидетель-
CTEYA о превосходстве сопиалиетиче-
свого строя над капиталистическим.
05 этих успехах говорит и опублико-
ванное недавно Сообщение Централь-
ного Статистического Управления при
Совете Министров СССР. Из Сообще-
ния видно, что план промышленного
производства за девять месяцев ны-
нешнего года перевынолнен, что об’ем
всех капитальных работ увеличился
в сравнении с соответствующим пе-
риодом прошлого года на 25 процен-
тов, что серьезных успехов добилось
и наше сельское хозяйство. На основе
мощного под’ема народного хозяйства
неуБлонно повышается материальное
благосостояние советских людей: все!
шире развертывается культурное
строительство, улучшается  здраво-
охранение, непрерывно развиваетея
советская торговля. Недалеко то вре-
мя, когда советские люли будут жить
с полным покрытием своих матери-
альных п культурных нужл.

«Рабочие, крестьяне, интеллиген-
иия Советского Союза! Шире on

тывайте социалистическое соревнова-
ние! Боритесь за досрочное выпелне-
ние  народнохозяйственного плана
1950 года! Новыми трудовыми по-
пвигами крепите могущество Совет-
ского  социалистичесного  государ-
ства!»

Победа социалистической револю-
ции в нашей стране открыла широ-
wane пути лля дейетвительного
участия народа в созидании новой,
самой передовой культуры, не знаю-
щей эксплоатации человека челове-
ком, чуждой национальной и расовой
розни. Успехи культурной революции
постине грандиозны. B CCCP yanr-
ся каждый третий человек! Страна
близка в завершению вееобщего семи=
летнего обучения. За один лишь 1950
год высшие и средние учебные заве-
дения дали 500 тысяч молодых спе-
циалистов. В аудитории вузов и тех-
никумов страны вошло в этом году
800 тысяч новых студентов. Гениаль-
ные труды товарища Сталина по во-
просам языкознания, новые замеча-
тельные открытия советских физиков.
биологов, медиков, творческие дости-
жения советских писателей, хулож-
ников, работников театра и кинемато-
графии — все это свидетельствует о
неуклонном росте изобилия ДУХОВНОЙ

Рождение.
монумента
	Работа над памятником Юрию
Долгорукому, заложенным в дни
восьмисотлетия Москвы, близится Е
завершению. Под сводами просторной
мастерской скульптора Сергея Орло-
ва, близ Белорусского вокзала, вы-
сится в ожидании отливки  громад-
ная конная статуя. Место, избран-
ное для памятника; столь же знаме-
нательно, как и время закладки: па-
маятник будет установлен против
здания Московского Совета на Co-
ветской площади, в самом названии
	которой выражено ee важнейшее
значение в общественной жизни
столицы.
	‚ Буржуазное искусство давно и
безнадежно утратило способность ¢o-
здавать монументальные образы. В
капиталистическом городе скультму-
ра затерялась в хаосе зданий, среди
уличной рекламы и сутолови плоша-
дей, она стала каким-то придатком Е
прозаичаским аксессуарам городской.
техники и потеряла свой некогда
мошный язык.

Советская скульптура возрождает
монументальность на иной, народной
основе. 4
	В своих творческих исвканиях c0-
ветская скульптура получила проч-
ную опору в русском классическом
наследии. Русская классическая
скульптура создала монументальные
изваяния, принадлежащие к вели-
чайшим достижениям мирового ис-
вусства. «Медный всадник», «Ми-
нин и Пожарский», «Суворов» no
праву занимают почетное место сре-
ди лучнших городских монументов
MATS,
	В этих замечательных памятниках
‘изображение героя несет в себе AD
ко выраженную патриотическую
илею большой глубины. Веадник,
скачущий по крутизне скалы, —
«гигант на бронзовом коне», — BOC-
			Сегодня советский парод и ero Bo-
оруженные Силы отмечают двадпати-
пятилетие со дня смерти одного из
виднейших деятелей большевистской
партии и Советского государства, вы-
дающегося полководца Краеной Ар-
мии — Михаила Васильевича Фрун-
зе.

В те дни, когда советская страна
хоронила своего верного сына,

В. Сталин сказал: «..в лице
товариша Фрунзе мы потеряли одного
из самых чистых, самых честных и
самых бесстрапеных революционеров
нашего времени.

Партия потеряла в лице товарища
Фрунзе одного из самых верных и
самых дисциплинированных своих
руковолнтелей.

Советская власть потеряла в лице
товарища Фрунзе одного из самых
смелых и самых разумных строите-
лей нашей страны и папезто госулар-
ства,

Армия потеряла в лице товарища
Фрунзе одного из самых любимых и
уРажаемых о руководителей и с03д3-
телей.

Вот почему тах скорбит партия по
случаю потери товариша Фрунзе».

Имя М. В. Фрунзе неразрывно свя-
зано с историей героической борьбы
партии Ленина-— Сталина з» пэбеду
социалистической- революции в на-
шей стране. за укрепление советской
власти, за сводолу и независимисть
вшей Родины: Юкошей пришел Ми-
хзил Васильевич в революциеннов
движение, вступил в ряды РСДРН и,
примкнув кв большевикам, навсегда,
39 самой смерти своей, сохранил без-
заветную преданность великим идеям
болкшевизма, Он был одниу ‘из бли-
жайших соратников создателей и
вождей партии — Ленина и Сталина,
их верным сподвижником в револю-
циовных битвах.

Фрунзе получил первое боевое кре-
щение в рядах революционного пет-
роградского пролетариата, вмасте ©
которым он принял участие в одной
из демонстраций в ноябре 1904 годе.
В лни перзой русской певолюции «то-
варищ Арсений» — Михаил Фрунзе
был признанным руководителем ива-
ново-вознесенских рабочих, отним из
вдохновителей большевистской орга-
низации этого важнейшего в тэ вре-
мя промышленного района страны.
Делегатом большевиков Иванова т0-
варищ Фрунзе принял участие в pa-
ботах ГУ с’езда партии.

Профессиональный революционер-
большевик, пе знавший страха в
борьбе с врагами трудящихся, Фоунзе
мужественно и стойко переносил вее
невзгоды и тяжесть преследований,
которым подрергало его царское пра-
вительство. Ни аресты и ссылки, HH
излевательствь жандармов и царских
чиновников — ничто HB смогло
остановить его, ничто не заставило
сзернуть с раз и навсегда избрачного
пути борьбы з% освобождение трудя-
щихея. В годы первой мировой вой-
ны Фрунзе ведет энергичную рево-
люционную пропатанду среди солдат,
организует в армии подпольные. боль-
шевистские ячейки, а после Ферраль-
ской революции становится одним из
руковоедителей революционного дви-
жения в Белоруесии.
	эзтем вновь Иваново-Вознесенек,
	Шуя. Во главе лвухтысячного отряда
Красной гвадмии Михаил Василье-
	вич в Октябрьские дни пришел в Мо-
сквУ и принял злесь участие в боях,
утверждавших власть Советов.

М. В. Фрунзе — один из строите-
лей Вооруженных Сил Советекото го-
	сударства. Под руководством Ченина
и Сталина, реализуя их гениальные
указания, он, закладывал основы на-
шей непобедимой армии. В ожесто-
ченных сражениях против инозем-
ных захватчиков и внутренней
контрреволюции он во вею широту
проявил свой выдающийся полковод-
ческий талант, во рсех сражениях
являя пример личного бесстрашия и
мужества.

Михаил Васильевич воспитывал
Красную Армию, ее бойцов и коман-
диров в духе беззаветной преданности
советской Родине, в духе ненависти
к ее врагам, в иностранным интег-
зентау-империалистам, посягнувшии
в» завоевания Великой Октябрьской
социалистической революции, В 01-
вом из обращений к советским вои-
пам в перчод гражданской войны
Фрунзе писал: «Глаза тыла, глаза
рабочих и крестьян всей России
прикРачы в вам. С замиранием
сердца, с трепетом в душе следит
страна за вашим ycnexcu. Не для
захватов чужих земель, не для ограб-
ления иноземных наролов послала
вас. своих детей, трудовая Русь под
ружье. ‘ .

Злесь, на фронте. решается сама
сульба рабоче-крестьянской России;
решается окончательно спор между
трудом и катиталом. Разбитые внут-
	ри страны помещики и капиталисты.
	еше держатся нз окраинах, опиозясь
	на помощь иностранных разбойников,
Обианом и насилием, продажей  ро-
дины иностранцам, предательетвом
интересов нарола они все еше мечта-
ют задушить Советскую Россию я
вернуть  тосполетво  помешичьего
кнута... Армия должна пробить доро-
гу к хлебу, хаошку, железу, нефти,
углю, лолжна проложить тем самых
путь в постоянному прочному миру».
	С имонем Фрунзе навсегла войдут.
	в историю пазей Родины побелонос-
		ской войны против Колчака и Воан-
геля — цепных псов англо-америка-
по-французского империализма. Ле-
тендарные сражения, которые вел
Чапалв, и героическое форсирование
Сивалих осенью 1920 года, незабы-
ваемые битвы под Уфой и на Пере-
копз -— все боевые операции, 0еу-
	щестРленные под руководством М. В. -
	Фрунзе, сыграли огромную роль в
	резлизации гениальных ленинсво-,
	сталинских планов разгрома 06’еди
ненных сил иностранной интеовен-
ции и белогвардейской контрреволю-
ции. В этих нозабываемых  сраже-
ниях Советская Армия уже тогла на-
	глядно и убедительно продемонетри-
ровала перед всем миром всесокруШшз-
	ющую силу ленинско-сталинской во-
енной стратегии.

В годы мирного строительства, нз
посту руководителя Вооруженных
Сил Советского Союза. Михаил Вз-
сильевич Фрунзе исключительно мно-
	го сделал хля того, чтобы еще выше .
поднять боевую и политическую .
	мощь нашей армии; Выдающийся
практик и теоротик военного иекус-
ства, Фрунзе под руководством
	товарища Сталина принял непосред- -
	ственное участие в разработке и 9су-.,
ществлении в Советской. Армии тех.
	реформ, на основе которых она В
	последующие. годы росла и крепла, _
закалялась и мужала. Великий труд, .
вложенный М. В. Фрунзе в wero Ce}
	вершенствования советских Boopy-
	женных Сил, помнят и высоко ценят.
	вадна страна, наш народ, вое солдаты
и офицеры нашей армии, стоящей
сегодия на страже социалистической
Отчизны — оплота мира и дружбы
между народами во всем мире.
		Кадр из фильма «Победа китайского народа»
	Вместе © совотокими операторами] фильм вошли также марш  компози-
	тора Ли Хуан-джи, песня о Наролно-
освободительной армии композитора
Чжень Люй-чен и песня «Мы поем
0 народной республике» композитора
Хо Син.
	Шо приезде в Москву перед с`’емоч-
ной групной возникла серьезная за-
дача. Из 30 тысяч метров пленки,
заснятых советскими и китайскими
операторами, предстояло отебрать на-
иболее значительные кадры о важ-
нейших этапах  народно-освободи-
тельной борьбы Витая. В этом деле
большую помощь нам оказал свопми
практическими ховетами литератур-
ный консультант фильма Лю Бэ-юй
— китайский“ писатель, известный
советскому читателю по изланному у
нас сборнику  трассказов — «Три
бойца», «Политический комнесар».
«Возвращение домой» и лругие.
качестве военного корреспондечта
Лю Бэ-юй прошел е Народно-0ево0бо-
дительной армией весь ее боевой
ПУТЬ.

Фильм «Побела китайского наро-
да» делался одновременно на русском
и китайском языках. Китайский pa-
риант был выпущен на экраны Ки-
тая 1 октября. в толовшину mpo-
возглашения Народной республики
Китая, и теперь с успехом демонст-
рируется по всей стране,
	Во время пребывания в Витае нам
довелось встречаться со многима ле-
ятелями китайского киноискусства.
Мы познакомились с артистом Чжоу
Фын, перешедшим в 1946 голу из те-
атра в кино и снимавшимся в филь-
мах «Воспоминания на южном берегу
Янцзы» и «Хороший зять», (в ки-
тайском варианте нашего фильма он
читает дикторский текст), е режиссе-
рами Ван Бин, Сюй № и Лин Пзы-
фын — постановщиками ° шедших
у яае Фильмов «Мост», «Искры» и
«Дочери Китая», © кинорежиссером
старшего поколения Цай Чу-шэн, из-
вестным советскому зрителю по кар-
тине «Несня о рыбаке». с киноакт-
pucot Wa  Лян-еин,  исполнявитей
главную роль в Фильме «Чао И-ман»
—= о легендарной партизанке в пе-
риол войны © Японией, < иснолните-
лем роли Героя Труда в фильме
«Искры» аотистом Чжан Пин, © ар-
тисткой Чжая Тин, играющей глав-
ную роль в картине «Дочери Витая»,
и многими другими. Китайские кине-
матографиеты поставили свое искус-
ство на службу освобожденному на-
роду, они стремятся создавать глубо-
кокдейные и высокохудожественные
фильмы, помогающие строить новую
ЖИЗНЬ.
	Совместная работа © китайскими
кинематографистами над фильмом
«Победа китайского народа» и вотре-
чи © артистами, режиссерами, компо-
зиторами, художниками и писателя-
ми вновь показали нам. что искусетво
китайского нарола добилось больших
успехов, что вместе со всем китай-
ским народом работники искусств
все свои силы отдают делу борьбы за
мир, 3% евоболную и счастливую
	ВБ! жизнь трудового человечества.
	стране путь к морским далям. Мощ-
ный взмах правой руки Мннина, с
ве широко расставленными пальца-
ми, призывает. к борьбе с врагом,
вторгшимея в столицу. Вытянутая
вперед рука Юрия прежде seers
— жест утверждения. Движением,
полным спокойствия и силы. оенова-
тель Москвы утверждает жизнь и
право нового города, которому суж-
Хено стать в веках серлцем великого
русского государства. Жест всадни-
ка как бы товорит: да будет Москва,
ла вырастет у слияния рек Москвы и
Неглинной великий горол, да стамет
он оплотом единства страны, да бу-
дет непобздимой его мощь и вечной
его слава!
	Таково патетическое содержание
спокойного и твердого жеста Долго-
рукого, такова идея всего монумента,
выраженная в его целом и в отдель-
чых пластических деталях. Этой
идее соответствуют и ровный шаг
могучего коня. и уверенная спокой-
ная посадка князя, и строгость его
воинского облачения, и чеканная
отделка доспехов. Елаесический
образец конного монумента эпохи
Возрождения, статуя Бартоломео
Коллесени в Венеции, возносит на
высоком постаменте фигуру закован-
ного в латы веадника, застывшего в
позе падменного превосходства. Ве-
роккио, один из крупнейших скульп-
торов этой эпохи, наделил своего
героя — мелкого итальянекого ти-
рана и кондотьера — чертами ин
жестом, полными угрозы‘ ин мрачной
решимости. Суздальский князь Юрий
Владинирович — не кондотьер, 38-
хватывавший города, а правитель,
етреживнийся к воссоединению свос-
го княжества е Киевом, основатель
новых городов — Москвы, Дмитро-
ва, Переславля, русский воин. 60-
ровшийся с врагами своего народа.
Таким запечатлено его имя в народ-
ной памяти, таким  увековечивает
его изваяние. выполненное советеким
художником для центральной площа-
ди советской Москвы.
	0браз Юрия Долгорукого в новом
	работали китайские кинодокумента-
листы У БВэн-ли, Xe Ю-шень, Ля
Хуа, Сюй Дай, Ли Бинь-джун, Е Ху-
эй. Некоторые из них пользуются
болышой популярностью в Китае и
являются авторами широко извест-
ных в народе документальных филь-
мов. Оператор У Бэн-ли, работавший
в нашей группе в качеетве ассигтен-
та режиссера, заснял для фильму
«Победа китайского народа» боевые
эпизоды партизанской борьбы китай-
ското народа, освобождение города
Дантжоу— столицы провинции, Гань-
су. В картину «Победа китайского
народа» вошли ‘также иптерееные
кадры, заснятые оператором Хо Ю-
шенем.
	Тесное солружество китейских И
советских операторов оказалось ис-
ключительно плодотворным. Китай-
ские товарищи по профессии оказали
нам большую помощь в работе над
фильмом своим званием родной стра-
ны и жизни народа. В евою очередь
советские операторы знакомили ки-
тайских документалистов © послел-
ними достижениями кинотехники,
передавали им свой опыт работы над
цветными картинами.
	Передвитаясь по необ’ятным про-
сторам Китая, мы были свидетелями
замечательнейших явлений новой
жизни, зарождавшейся буквально на
наших глазах. Мы видели бурчый
рост нового, перелового, демократи-
ческого во всех областях обществен-
ной и политической жизни, в хозяй-
стве, культуре, в быту.

Музыкальное оформление фильма
«Пебела китайского народа» построе-
но главным образом на китайских
народных мелодиях. В  картине мно-
го песен о новом Китае, о Маю Изе-
дуне, о полководце Чжу Дэ, о герои-
ческих подвигах бойцов и команли-
ров Народно-освоботительной армии,
Звукооператор” В. Нестеров’ записал
на пленку песни четырех полевых
армий, < которыми ани прошли весь
тероический путь борьбы и побед;
В картине исполняются также песни
© дружбе фронта и тыла, о помощи,
которую оказывал китайский изрод
своим освободителям;

Песню «Помощь населения фрон-
ту» поет в Фильме известная в Ви-
тае артистка Чжоу Сяо-янь. Впер-
вые мы услышали эту замечатель-
ную певицу в Пекине на концерте,
посвященном провозглашению На-
родной республики Китая. Наряду ¢
китайскими народными песнями, она
с исключительным мастерством ие-
полнила на русском языке «Соловья»
Атябьева.
	- Большую работу осуществил мо-
лодой талантливый китайский компо-
зитор Хэ Ши-лэ, консультируя музы-
кальное оформление фильма. Совет-
ский зритель знает его, как автора
музыки к фильму «Искры». который
с успехом демонстрируется на экра-
нах нашей страны. Хэ Ши-дэ напи-
сал музыку в центральному эпизоду
фильма «Победа китайского народа»
— форсирование реки Янцзы. В
	роднои легенды, не былинный 00-
гатырь, а внолне конкретная исто-
рическая личность, жизнь и дела
которой оставили глубокий след в
истории отечества. Орлов правильно
поступил, избежав в этом ‘монументе
налета былинноети —— соблазна на-
делить оснорателя Москвы  обли-
Kom Ильн Муромца. или Добрыни
  Никитича. Гиперболичность, прису-
щая образам былины, ее сказочным
богатырям, обладателям нечеловече-
ской силы, неизбежно перевела бы
фигуру Долгорукого из плана исто-
рии в нлан легенды. Тем самым был
бы искажен смысл монументального
увековёчения вполне реального,
важнейшего исторического события,
связанного с личностью князя, —
основания Москвы.

Юрий Долгорукий сидит на коне,
протянув правую руку вперед п
держа в левой щит. В скульитурнем
монументе жест играет всегда. важ-
нейшую роль как ерехство пласти-
ческого раскрытия о ведущей идеи
	изображения. В фальконетовом» па-    ОЗУМОИТе, трактуется прежде всего
мятнике Петру всадник на вздыблен-   Бак образ народного героя, близкого
	Bo всем- хуложествеп-
	HOM коне властной рукой указывает! народу,
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
	о присвоении почетного звания Народного артиста РСФСР
  Сперантовой В. А.
	За большие творческие достижения в области советского театрального
	искусства присвоить почетное звание Народного зртиста РСФСР артистке.
	ое ея о Ти  EO Se OE

Центрального хетекого театра Сперантовой Валентине Александровне.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. ТАРАСОВ.
Секретарь Президиума Верховного Ссвета РСФСР П. БАХМУРОВ._
	Москва, 26 октября 1950 года.
	Ном замысле отчетливо главенствует
0браз неодолимой народной мощи,
непоколебимой уверенности в право-
те избранного пути.
	«Вуда ты скачешь, гордый конь,
и где опустишь ты копыта?» — во-
прое Пушкина был обращен в неве-
домому будущему России, олицетво-
ренной в образе вздыбленного коня
на крутой скале. Монумент Долгору-
кому сооружзется в эпоху великого
созидания, когда Россия, сплотившая
вокруг себя народыси ставшая могу-
чей державой социализма, ведет за
собою все лучшее в человечестве.
И, воздвигая памятник своему дале-
кому предку, люди новой, сталинской
Москвы наделяют этот монумент
утверждающим пафосом, пафосом
торжества народного правого дела.

...Одна из самых ответственных
задач скульптора — сделать мону-
мент органической частью городского
ансамбля, He просто «поставить»
статую на том или ином месте в го-
роде, не крепко евязать ее © архи-
тектурным окружением. Для этого
монумент должен полноценно воепри-
	пиматься св вамых различных точек
	зрения: он должен хорошо «емо-
треться» со всех сторон. Фальконе,
создатель памятника Петру, писал:
«если он (скульттор.—Д. A.) хорошо
скомпоновал и выполнил одну из сто-
Рон своего произведения, он выпол-
нид часть своей работы, ибо нз нее
может быть столько точек зрения,
СЕОЛЬко имеется пунктов в простран-
стве, ев окружающем...». Орлов от-
несся к этой важнейшей композици-
оной задаче со всей тщательностью.
Композиция и моделировка шести.
метровой конной фитуры рассчитаны
на восприятие в самых различных
точек обозрения. С этой целью пря-
велены в зрительное соответетвие T3-
кие детали, как щит витязя в левой
руке, меч, которым он препеясзн,
поворот головы, наконец, поза мощ-
ного коня,

Обращенный лином к зданию
Московского Совета, памятник дол-
жен хорошо смотреться и © различ-
ных точек улицы Горького, и с 6о-
ковых подходов в ней. Фигура pac-
считана на сравнительно низкий
постамент, Вместе с тем, ее пропор-
	ЦИИ Уучктывают ракурсы и оптиче-
	овие сокращения, возникающие из
абсолютных размеров изображения,
вдвое превосходящего натуру. Ёо-
нечно, только после установки па-
	мЯТнНика можно будет судить о том.
	Бак он «впишется» в архитектурное
окружение, но уже сейчас Rin.
	что этот новый для Москвы тип м0-
	пумента окажется внутренне близ-
	KUM художественному облику столи-.
	ника, ee эпическая простота, черты
народного идеала красеты и правды.
воплощенные в мужественном обли-
ке древнерусского воина, — вот что
роднит образ монумента с образом
	самой Москвы, частью которой веко-.
ре станет это новое произведение .

ware mem men wk
	Скульптор Сергей болов. совершил
	в течение последних лет большой
творческий переход от красочной де-
коративности фарфора к суровой
бронзе, от камерной миниатюры
к громадным масштабам конного
извзяния. Этот переход. ‹вилетель-
ствующий о широком диапазоне ма-
стерства, был подготовлен и облегчен
	идейно-образным содержаннем преж-.
	них работ скульптора: ведь темами
декоративных композиций Орлова.
	выиолкенных в фарфоре, были ге-
	рончеекие образы русской истории в
национального эпоса. 0браз_ Алек-
сандра Невского, повергающего в
прах тевтонов, — сюжет фарфоровой
скульптурной группы Орлова, —
творчески предшествовал образу
Юрия Долгорукого, закладывающех
основы государственной мощи станы.
	..©Боро исполинский ° Всадник
выйдет из-под сводов скульптурней
мастерекой, получит новую жизнь в
бронзе и займет свое место, отмечен-
Hoe сейчас куском красного гранита
—  закладным камнем на Советской
площади. Монумент, ‘воплошающий-в
тероическом образе далекого прошло:
го вечно живой образ народа, про-
славляет Москву наших лней, стали:
скую Москву — мировую столицу.
передового человечества. город —
светоч мира и правды.
	Д. АРКИН,
	Памятник Юрию Долгорукому. Скульптор С. Орлоз.
	блема сходетва в обычном смысле
этого слова заменилась проблемой
убедительности пеортоетного изобра-
	хоНИя, 6ГО Соответствия народ-
ным представлениям 0 внешнем
облике древнерусекого Витязя,
	военачальника, правителя. Орлов на-
шел счастливое решение этой не-
легкой задачи. Голова Долгорукого
отмечена печатью мужественной на-
родной красоты: несколько суровое
спокойствие, ясность совести и пря-
мота мысли читаются в этом лице
бородатого русского воина, одетого в
кольчугу и восседающего на боевом
none. Лицо Долгорукого сродни лицам
простых русских KDPeCThAH H B TO
же время в нем явственно выражено
сознание силы и выеокого пазначе-
ния властителя. Суздальский князь
Юрий Долгорукий, сын Владимира
Мономаха, изображен не только мо-
гучим EBCATHHROM, но и государствен-
ным мужем, призванным к испол-
непию великой исторической миесии.

В этом собирательном образе внят-
но подчеркнута, однако,  историч-
ность ‘изображаемого персонажа.
	Скульттор Сергей Орлов в 05-
лике Юрия Долгорукого воплощает
образ национального русского героя.
Портретных изображений основателя
Москвы не сохранилось. Не дошли
до нае и описания наружноети еуз-
	дальского князя. Автор монумент:
лолжен был искать «собирательные»
черты, -—— создание обобщенного
	черты, -—— создание обобщенного (но п.
портрета оказалось первой залачей, с   ность
	которой столкнулся скульптор. Про-! Юрий Долгорукий — на герой на-