> СОВЕРСКОЕ ИСКУССТВО
XII пленум Союза советских. ` Выдающ
архитенторов СССР   oe A nara
	Г. Захаров указывает далее, что
союз нё интересовался производетвен-
ной деятельностью мололых архитех-
торов, не способствовал их творческо-
му росту, не привлекал их к участию
в общественной жизни.

— Творческие отчеты и дискусии,
проводимые н» основе развернутой
критики и самокритики, — говорит
Г. Захаров, — должны етать одним
из основных методов повышения
идейного и хулжественного уровня
архитекторов. Однако значение твор-
ческой критики явно недооценивается
руководством 601034. .

06 ослаблении творческой и орга-
низационной работы Союза совет-
ских архитекторов говорил в своем
выступлении главный архитевор Мо-
сквы А. Власов. Союз ке откликнул-
ся па важлейшее правительственное
решение о снижении ° стоимости
строительства, не ведет борьбы с из-
лишоствами в архитектуре. В связи
< реорганизацией проектного дела
возникает много важных и серьезных.
вопросов, связанных с творчеством
архитекторов, но эти вопросы остают-
ся вне поля зрения веесоюзного прав-
ления.

Руководство Союза советских архи-
текторов не сохраняет и но развивает
оправдавигие себя формы творческой
ий оотанизационной работы, До войны
союз провел ряд пленумов, посвящен-
ных таким важнейшим проблемам ар-
хитектуры и градостроительства, как
планировка городов, реконструкция
Москвы, школьное строительство И
т. х. Широко правтиковалиеь обмен
опытом работы архитекторов различ-
ных городов страны, творческие от-
четы крупных мастеров и молодых
спепналистов. Вес эти мероприятия
были возможны потому, что правле-

‘ние Союза советских архитекторов в
своей работе опиралось на широкий
актив. В настоящее время, когда пе-
ред архитектурой стоят еще более
сложные и ответетвенные Задачи, во-
влечение в деятельность союза всего
коллектива советских зодчих приоб-
ретает исключительно важное значе-
ние.

Серьезные опасения вызывает ©0-
стояние типового проектирования.
Министерство городского строитель-
ства хо сих пор очень плохо занимает-
ея этим делом. В этом нам приходится
каждолневно убеждаться, так, как мы
не имеем полноценных тиновых про-
ектов для строительства в Москве и
на периферии. Но и этому вопросу
Союз советских архитекторов не уде-
ляет должного внимания.

Недавно в МГК, В8П(б) состоялись
совещания архитекторов и строителей
‘столицы, давшие очень много нового
и интересного. Олнако Московское от-
деление союза не сочло нужным 06-
сулитк итоги этих совешаний:

А. Власов останавливается далее на,
задачах Союза советеких архитевто-
	юз в повышении Творческой квали-
	фикации cBOHX членов, в борьбе с
нехоброкачественной, халтурной р-
	Hd des
	ций. Эн указывают также на 8е06х0-
химость установления тесной евязи
архитекторов с работниками емежных
искусств — художниками, CRYIBNTO-
рами, деятелями театра и кино.

В прениях выступили также В.
Витман (Ленинград), В, Гпинна (Аш-
хабал), В. Новиков (Киев), П. Абро-
симов (Москва), 0. Бабаджанян (Ере-
ван), А. Нузнецев (Москва), П. Рагу-
nun (Кишинев), Я. Штейнберг, (Ви-
св). А. Гончарук (Харьков), Б. Иофан
(Москва). ы

Многие из выступавших в прени-
ях затрагивали вопросьь, связанные ©
деятельностью Министе a город-
ского строительств» Р. Обратил
внимание на себя тот факт, что при-
сутствующие на пленуме ответствен-
ныв представители министерства He
COUIH HVEHEIM ВЫСТУПИТЬ И ОТВЕТИТЬ
па высказанные претензии.

В своем заключительном слове
С. Чернышев указал, что критика
деятельности Союза советских архи-
текторов, прозвучавшая в выступле-
ниях участников пленума, будет <по-
собствовать перестройке работы твор-
ческого об’единения зодчих,
	Пленум принял развернутое поста-
новление. в котором намечены ROH-
	кретные мероприятия, направленные   бесп
	в улучшению творческой и организа-
ционной деятельности Союза совет-
ских архитекторов СССР и его  мест-
	нах отделений. Важнейшей задачей

союза пленум считает дальнейшее
углубление — идейно-воспитательной
работы и вовлечение в нее всей массы
архитекторов. Первостепенное место в
творческих мероприятиях должны
занять актуальные проблемы теории
и практики архитектуры-—проблемы
социалистического реализма в совет-
ском зодчестве, вопросы массового
жилищного строительства, архитекту-
ры колхозного села, реконструкции
Москвы и других городов страны, про-
мышленной архитектуры, борьбы с
излишествами — за высокую эконо-
иичность строительства, под’ем его
архитектурного качества и овлаление
передовой строительной техникой.
Основным методом работы союза в 0б-
ласти творческих вопросов советской
архитектуры должно явиться широкое
развитие творческой критики.
Прилавая большое значение уча-
стию архитекторов в строительстве В
укрупненных кКолхозах, пленум по-
становил созвать в ближайшее время
птирокое совещание по вопросам ила-
нировки и застройки колхозных селе-
ний. Президиуму правления союза по-
ручено разработать конкретные фор-
мы и методы общественной помощи
архитекторов осуществлению великих
строек коммунизма, сооружению жи-
	лых. общественных и производствен-
	ных зданий, городов и носельов, <вя-
затных © возведением гилроэлектро-
станций на Волге, Днепре и Аму-Да-
рье, Главного Туркменского. Южно-
Украинского и Севето-Ёрымского ка-
налов. В дальнейшем предполагается
широко практиковать метод выездных
прупп и бригал для оказания помощи
архитектуре. и строительству на ме-
		стах.
	Слехтакль Художественного теат-

ра «Бренепоезд 14-69» смотрел А. М
о Беседуя © автором пьесы
Вс. ‚ Ивановым, он сказал:

Рассию, уважаемый, можно
поздравить с появлением еще одного
великого артиста. ©

Всеволод Иванов вспоминает, что.
он догадывался, © ком идет рёчь, но
приятно было услышать эту фами-
aun из уст Горького, и он спросил:

— Вю это, ‘Алексей Максимыч?

— Хмелев, — ответил Торьвий...

`Хмельв прожил недолгую, но уди-
вительно ‘цельную жизнь в изкус-
стве, и каждый из нас, актеров и ре-
жисберов второго поколения Хуло-
жоственного театра, у ного эта яркая.
жизнь прошла на виду, испытал.
большую радость творить вместе с
ним. Мне посчастливилось быть сви-.
детелем появления на сцене этого
выдающегося артиста, вместе с пим
3 юных лет пройти сложный путь
актерского мастерства и быть ero
партнером в спектаклях МХАТ.

..Ютояла золотая, по-летнему сол-
нечная осень 1919 гола. В иколе при
Второй студии МХАТ шли конкурс-
‘ные испытания. Нам, ученикам пер-
вого курса, разрешено было присут-
ствовать на экзамене. Помню. как
один из членэв экзаменационной
Бомисейи вызвал:

— Хмелев, Николай Павлович!

№ столу подошел. юноша В zepo-
зеленой блузе, несколько сутулый, с
угловатыми, резкими ‘PUK ERMAN,
копной черных волос и блестящили
глазами. Поражали руки. Они у не-
го. Видимо, от смущения, как-то
неестественно висели. Мною лет
спустя я вел эти безжизненно
повисшие руки у хмелевекого Rape-
нина.

— Что будете читать? — спросил
экзаминатор.

— «Пир во время чумы» Пушки-
на. монолог председателя. — робко
ответил юноша глуховатым, скрипу-
чим голосом. Экзаминаторы перегля-
нулись — этот монолог не соответ-
ствовал внешним ланным Хмелева.
Юноша начал читать. Голое ему не
повиновался, жестом он не владел.
монолог прозвучал монотонно. Но вот
Хмелев стал читатв крыловского «Ко-
т и повара». Исчезли тобость и
утловатость: живой юмор, TOARIA
ирония зазвучали в №лосе чтеца...

На членов экзаменациозной
комнесни юный Хмелев не произвел
положительного впечатления. Bo-
прое о нем долго обсуждалел. Исход
дела решила настойчивость основате-
ля.и руководителя Второй студии
В. Л. Мчеделова. -

Хмелеёв вошел-в нашу семью гразу
же каким-то мятежным, вечно ищу-
ШИМ НОВОГО, — таким он и оставался
вею жизнь, сколько я его помню. На-
чало его творческого пути совпало ©
разгаром. гражданекой войны. Ёвар-

тиры в Москве плохо отапливались,
и нам иногла разрешали почевать в

студии. эдесь было чкула теплее, и
часто“ ло ноздней- ночи: мы вели за

душевные разговоры, делились вие-
чатлениями ‘о дневных занятиях. В
ту пору Хмелев под руководством
Л. М. Леонидова готовил отрывок из
«Братьев - Карамазовых» — роль
штабс-капитана Снегирева. Он был
одержим работой нал этим образом.
Как-то в один из позлних вечеров,
после спектакля, когла я, примостив-
шись у сцены, засыпал, Хмелев
неожиланно растормошил меня:

— Понимаешь. в. чем трудность?
Роль эта громадного темперамента, и
темперамент этот меня захлестывает,
а Леонид Миронович требует ero caep-
живать, не расплескавать, чтобы он,
‘темперамент, был не ради темпера-
мента, POOLE он был  рожлен
мыслью... У меня это еще не совсем
	получается. А ведь 98TO — самое
важное...

Уже тотла проявилось у Хмелева
ценнейшее качество всей его творче-
ской натуры — вечно беспокойная,
пытлизая и острая мысль, стремле-
ние показывать теченне мысли обра-
за на сцене. В ту пору он был пря-
мо-таки одержим решением этой за-
дачи и никому не лавал покоя; 0т-
личный рисовальщик, он написал
маслом портрет штабс-капитана Сте-
гирева, написал таким. каким зри-
тельно представлял себе его. Своими
беспокойными вопросами он букваль-
но замучил Леонидова, и одлнажлы на
вопрос Хмелева — какой же это вев-
таБи тип, Cuernpes? — Леонид. Ми-
	ронович  полушута, полузердито
прервал его: 7

— Вы сами тап. Вас самого играть
можно!
	В ту пору час, театральную › мо-
лодежь, увлекало  режиссерское
искусство Е. Б. Вахтангова. Помню,
однажды мы втроем — Хмелев, Аза-
рин и я — целую ночь провели ва
репетиции в Вахтанговской стулии.
Хмелев жално ловил каждое. замеча-
ние Вахтангова, каждую четко
построенную мизанецену, востоэгал-
ся Чеканностью режиссерских
приемов Евгения Багратионорича.
Уже в то время OH прививал себе
вкус к четкости, законченности еце-
нического рисунка, графичноети —
всему тому, что потом так ярко
проявилось во многих созданных им
образах.

Помню одну из первых полей
Хмелева — роль дворника в пьесе
Л. Анлоеева «Млалость». Роль была
эпизодическая, маленькая — всего
несколько реплик. Но я, как и дру-
тив участники спектакля, поражалея
его отношению к этой крохотной
роли. Хмелев приходил в стулню за
лва часа ло начала спектакля. Е8-
спеша гримировался, потом ходил по
комнате, передвитал мебель, бормотал
слова из пьесы-—еловом. задолго до
начала спектакля начинал лейство-
	эакончия свою работу А пленум! планов работы проектных ортаниза-

травления Союза советеких архитек-
оров СССР.

В течение трех дней участники
тленума обсуждали доклад ответст-
венного секретаря Союза советских
‘рхитекторов СССР С. Чернышева о
ижзйших творческих залачах сою-
з. Выступавшие в прениях PYROBO-
ящие работники крупнейших  рес-
тбликанских. областных и город-
ких отделений Союза советских &1-
хитееторюв 060606 ‘внимание уделяли
вопросам ‘массового — жилищного
тронтельства, рехонструкции  сто-
ицы и других городов страны,
троительства благоустроенных е-
тений укрупнеаных колхозов, про-
нынилезной архитектуре.

Первым в прениях выступил пред-
‘едатель Союза советских аохитевто-
юв УССР Г. Головио.

— Никогла еше вопросы архитек-
уры,—казал он,—не  приобрета-
и столь важного значения, как
`ейчас. Огромный размах строитель-
ных работ в нашей стране выхвигает
перех архитекторами човые сложные
и ответственные залачин. требует ко-
енной перестройки хеятельности на-
ших государственных и обществен-
ных архитектурных организаций,

Председатель Союза <оветских ар-
хитектороз Азербайджанской COP
М. Усейнов рассказал о крупных
градостроительных мероприятиях,
хуществляемых в столице республи-
зи’ — Баку. Освободилея от лесов
огромный массив Лома правитель-
ства. ведется подготозиа Е строитель-
ству большого архитектурного
самбля — зланий Акалемии наук
Азербайджана. близится в концу с0-
opymenue республиканского сталио-
на, который будет вмещать 40 ты-
сяч человек.

— Особенность реконструкции
Минска и тругих городов Советской
Белоруссин, — заявил поедеелатель
Союза советских архитекторов Бело-
русской ССР М. Томах, — заклю-
чается в том, что они не просто вос-
станавливаются, а строятся заново.
еще красивее и благоустроеннее, чем
были ло войны. :

Минск, почти полностью разрушен-
ный немецко-фаптистскими  захват-
чиками, за годы послевоенной  ста-
линской пятилетки в значительной
мере восстановлен. На пентральной
магистрали города — Советской ули-
це — ‘по проектам крупнейших ат-
хитекторов БССР и других республик
поётроен ряд замечательных жилых
домов и общественных зланий.

(6 участии зохитекторов в рекон-
струкции сарых и строительстве
новых городов говорили на пленуме
председатель Свердловского отделе-
ния Союза советских архитекторов
А. Песятков, ответственный секретарь
Союза советских архитекторов Лат-
вийской ССР 3. Айзсилнен и другие.

Говоря 06 успехах,  лостигнутых
советской архитектурой за три года.
прошедшие после ХИ пленума Союза
советских архитекторов, выступав-
шие в прениях указывали вместе с
тем на серьезные недостатки в архи-
тектурно-строятельной практике и в
творчестве отдельных архитекторов.

Во многих выступлениях отмеча-
лось, что проектные организации еще
слабо борются с архитектурными
излишествами, улорожающими и за-
метляющихи темпы строительства.

Постановление правительства
удешевлении ‘стоимости строитель-
ства выполняется проектными орга-
низациями медленно. Межлу тем,
опыт передовых архитектурных opra-
визаций показывает, что устранение
излишеств не только не ухудшает, а,
наоборот, повьннает качество архи-
тектурных произведений. На Укран-
не была проведена проверкз около
150 проектов, начиная от мвого-
этажных ло одноэтажных индивилу-
альных домов. и в результате этой
проверки и ликвидации допущенных
излишеств удалось, не снижая архи-
тектурно-художественных = качеств
сооружений, сэкономить 2985 тонн
хеталла, 785 тонн пемента и 2969
кубических метров дерева.

Оснозной причиной невысокого Ka-
чества строительства в ряде городов
является крайняя  малочисленноеть
квалифицированных архитекторов,
работающих на периферии, 06 этом
товорнли архитектор А.  Бесолов
(Северная Осетия) н рят лоугих.

Союз советских архитекторов об’-
елиняет шесть тысяч квалифициро-
ванных ‘специалистов. Но архитев-
турные кадры распределены очень
неравномерно. В трех городах —
Москве. Ленинграде и Киеве — coc-
редоточено около четырех тысяч че-
ловек. т. е. лве трети всех архитев-
торов — членоз cosa, @ на все
остальные горла СССР приходится
только одна треть. Ненормальность
такого положения становится особен-
но очевихной, если сопоставить эти
ланные с об’емом строительства, ве-
хущегоея на местах.

— В Москве есть много архитекто-
ров. говорит прелселатель Союза с0-
ветских архитекторев Башкирской
АССР Б. Каллимулин, — имеющих
диплом, но не имеющих на своем сче-
ту ни олного выстроенного здания.
Много и очень много в Москве архи-
текторов, которые превратились В
проектантов-козтерщиков, болеющих
боязнью стройки. и это в то вуемя,
когда в Башкирии, ла очевилно и не
только в Башвирни, строитея много
торолов и рабочих поселков без ва-
кого-либо участия архитекторов.
нае на каждого архитектора прихо-
длится более 150 об’ектов. В накото-
рых горолах, имеющих население до
250 тысяч человек. главными город-
скими архитекторами работают люди
без архитектурного образования.

Среди вопросов, стоявших в центре
внимания пленума. был опрос 00
авторском На1300е. 0 нем roBe-
рили прелеедатель Московского от-
деления Союз» советских архитек-
торов Н. Молли. ответственный сек-
ретарь Союза советских архитекто-
pop Грузинской ССР А. Инцкирве-
пи, председатель Союза советских
архитекторов Эстонской ССР А. Нот-
ля, инструктор-стахановец П. Орлов
и другие, Все выступавшие указыва-
ли на крайне тяжелое положение,
созлатцееся на строительстве после

ан-

ций,
А. Песятков (Свердловск) привел
пример жилищного строительства В
Нижнем Тагиле, для которого рабо-
тает 13 проектных  оогзнизаций,
Только одна 13 них — местная,
остальные находятся в Киеве, Харь-
Бове и ряхе других городов. При су-
ществующем положении с авторским
надзором все проекты. поступающие
ну стройки Нижнего Тагила из ино-
тородних проектных организаций,
осуществляются без участия их ав-
торов.

— Почти все об’екты ва плошали
Нахимова — олной из центральных
площадей Севастополя. — говорит
В. Артюхов, — запрозктирозаны ар-
хитекторох J. Павловым. Несколько
зданий уже выстроено и слано в 9кс-
плозтацию. Но автор еще ни разу
ва постройке не был.

Действительный член Академии
архитектуры СССР Е. Попов посвятил
свое выступление задачам, стоящим
перех архитекторами в области
строительства промышленных пред-
приятий.

— Исторические постановления
правительства о сооружении новых
гигантеких гидростанций, каналов и
оросительных систем, — говорит он,
— открывают невиданные перспек-
тивы для архитектурного творчества.
Советские зодчие в тесном содруже-
стве с технолотами, конструкторами
И строителями созлали немало заме-
чательных произведений промышлен-
ной архитектуры, составляющих гор-

ee eel И ЛЬ у, he

м о alma sl

дость нашего народа, — Днепрогос,

канал имени Москвы.  автозавол
имени Сталина и многие другие,

Сейчзе & архитекторам. работаю-
щим в области промышленного строи-
тельства, прел’являются еще более
высокие требования в решении хуло-
жественных и технических проблем.

Е; Попов подверг резкой критике
деятельность Академии архитектуры
СССР, которая не обобщает богатого
опыта, накопленного советскими 30%-
чиии в промышленном строительстве,
оказзлась неподготовленной к реше-
нию проблем, выдвинутых жизнью В
связи с великими стройками комму-
низма. Мало улеляет внимания про-
мышленной архитектуре Союз совет-
ских архитекторов. (06 этом можно
судить хотя бы и по тому, что срели
экспонатов развернутой к пленуму
выставки почти нет промышленных
сооружений-—новых фабрик. заводов,
электростанций, построенных в на-
шей стране за последние тоты. -

В выступлениях участников пле-
нума много внимания уделялось зала-
чам, стоящим перед архитекторами в
  связи с укрупнением колхозов. В ря-
де республик проведена большая ра-
бота по составлению‘ проектов плани=
ровки и застройки укрупненных кол-
хозных селений. Так, Академия ар-
хитектуры УССР и. киевская проект-
ная ортавизация «Гипросельстрой»
разработали проекты. двух колхозных
ropores, строящихся в Хереонской c6-
ласти и пот Червассами. ©

Большой опыт в области колхозного
строительства накопили  ленинграл-
ские архитекторы. Как сообщил на
пленуме Я, Свирский, ряд архитек-
турных мастерских
взял на себя обязательство в порядке
общественной помоши разработать
проекты 65 колхозных селений.

Зодчие Москвы, в свою очерель,
обязались составить около 300 проек-
тов колхозных селений в пяти райо-
нах Московской области, В настся-
щее время в эту работу влючилось
160 проектных организаций Москвы.

Ортсекретарь правления Союза со-
ветских архитекторов СССР И. Мар-
келов остановился на вопросах илей-
но-политическотго воспитания  совет-
ских зодчих. За последние годы при
ряде крупных отделений сотоза были
созданы филиалы университета марк-
сизма-ленинизма, в которых обучает-
ся большое количество архитехторов.
Но эти первые успехи не дают права
на самоуспогоение. Есть еще не мало
архитекторов, не желающих позы-
шать свой идейный уровень, не пони-
мающих той простой истины, что без
овладения марксистеко-ленинекой на-
укой немыслим творческий рост ху-
дожника. 8

И. Маркелов подверг критике дея-
тельность некоторых местных. отде-
лений Союза архитекторов. не улеля-
ющих должного внимания  идейно-
политическому воспитанию своих
членов, проявляющих в этом важней-
шем деле недопустимую пассивность,
Так, например, из 55 членов Горь-
ковского отделения учатея только 5
  человек, из 47 членов Свердловского
отделения — лишь 7 архитекторов.
Ни один из 20 членов ВКраснотарского
отделения не учится в университете
марксизма-ленинизма. ,

Во многих выступлениях участни-
ков пленума указывалось, что дея-
тельность Союза советских архитек-
торов еще резко отстает от требова-
ний жизни, от бурного роста етрои-
тельства в нашей стране.

Секретарь Союза советских архи-
текторов СССР.Г. Захаров указал, что
Союз архитекторов оказалея в <торо-
нв от разрешения больших  творче-
ских проблем, не оказывал конкрет-
пой помощи проектным мастерским
и строительным организациям.

Пассивность руководства союза
привела к существенным ошибкам,
которые, не будучи вскрыты во-время
архитектурной общественностью, на-

У   если большой ущерб нашей архитек-

туре и градостроительству. Г. Заха-
ров приводит в качестве примера
имевшее место в Москве, Ленинграле
и других крупных центрах вредное
увлечение малоэтажным  строитель-
ством. .

Из поля зрения cosa BEMAIH MHO-
гочисленные ведомственные мастер-
‘ские, по проектам которых застраи-
ваются сотни городов страны. Между
тем. эти мастерские, в большинстве
своем лишенные творческого руковод-
ства, выпускали зачастую недоброка-
чественную продукцию. Руководство
союза пе прислушивалось к Wdery-
  пающим к нему тревожным сигналам,
не’ ставило вопроса, об упорядочении
работы и укрупнении ведомственных
вараиковых мастерских, о повыше-
нии качества проектно-технической

торола Ленина
	усключения авторского надзора из! довументации»
		Выдающийся артиет современноети
	— Ты понимаешь. какая BA нае.
	ответственность ложится... Ведь мы
теперь — коммунисты! Теперь на-
род с нас вправе гораздо больше тре-
бовзть...

Передо мной стоял мужественный,
волевой и собранный человек. Глаза
его, черные, всегда блостевиие хмё-
левокие глаза, светнлись убежленно-
стью и глубокой сосрелоточенностью.

В суровые годы Отечественной вой-
вы он стал художественным руЕово-
дителем МХАТ. Несмотря па слабое
здоровье, он к Тому же воспитывал
молодежь. руководил Театром имени
Ермоловой. игралоспектакли, режие-
сировал. Он неизменно говорил, что
силы ему поилает. горячая вера в
	нобеду нашего правого лела. Вак-м
		  шемуся на Северном флоте. он писал:
	«Вы — люди фронта, Вы — герои!
Вы нала гордость, наша жизнь. ела-
в&! Все, все... Я в тылу. Ели бы
можно было, я хотел бы быть в Вами.
Не пустят. Нельзя...» И в другом
письме: «Трудные, суровые лни на-

ступиян, но вера наших в победу me
	поколебима. Вак выразить всю нака-
пившуюся боль. ненависть, <трала-
ния, всю ту внутреннюю силу, кото-
рая велет к большому мужеству!..
	Может. быть. ия. в тылу сделаю ATO
	нибудь. онаю одно: работать надо,
как никогда!» Его работу в ту пору
можно назвать горением. Но свой ги-
тантекий труд он мало ценил; ка5
подлинный большевик, он никогда н©
успокаивался на достигнутом,

В тяжелые октябрьекие лни 1941
	Tois, когда враг рвался Е Москве, -
	театр нахолилея в Саратове. Радио
передавало тревожные вести е фрон-
та. Николай Павлович, сурово сжав
губы, говорил -мне:

— Сейчас кам нало работать. ешо
упорнее. Наш коллектив обязан в
ближайшее время начать спектакли,
осуществить новую постановку...

Он произнее это с такой реши-
мостью; что я понял — мы веё вы-
полним, хотя у нас в Саратове в то
время не было ни декораций, ни Ео-
стюмов...

Он любил мечтать. Но так мечтать,
Как Хмелев. мог только советский че-
	ловек, художник-реалист, ОТДаюЮЩиЙ
	весь свой талант, весь жар своем
сердца народу, партии. Летом 1945
Года. после памятного на всю жизнь
Парада Победы, мы зашли ко мне.
Николай Цавлович. взволнованный
	только что пережитым ‘на Врасной.
	площади, начал страстно развивать
свою мысль о создании гигантских
народных театров, мыель. высказан-
ную пи еще в апреле 1937 года в
статье «Тезлр на площади». Николай
	дях Биева и Тбилиси, Баку и Таш-
кепта Минека - и Влаливостока. ка
	специально построенных амфитеатрахо
соволекие актеры и режиссеры coayas
дут великолепные спектакли 0.
Чапаеве. Шорсе. о Героях Советского.
	(за...
	Он настойчиво товорил о своей
мечте потому, что, как истинный ©9-
ветский художник, вышедший из На-
рода, всегда считал, что мы делаем
мало; - недостаточно, несовершенно,
Миллионы простых людей, раекрепо-
щенных Великой Октябрьской рево-
люцией, потянулись к свету. в зна-
ниям, и наш долг возможно полнее
удовлетворять насущные потребности
пробудившегося народа. Он думал 9
болыних народных зрелищах. гле ©0-
	ветский актер в еще большей степени ,
	станет трибуном великих идезлов
коммиунизуа. Он лумал и говорил т&Е
потому. что. может быть. больше. чём
	&Т0-либо ДРУГОЙ ИЗ актеров. сознавал.
	свою огромную ответственность перед
народом.

Болыной артист и большой чело-
век, Хмелев был необычайно  скро-
мен. Вогда на послелней репетиции
ему стало дурно, товарищи © трудом
заставили его лечь на кушетку. А
потом, когда по совету врача его ре-
шили перенести в комнату со свежих
притоком воздуха, он решительно 38-
протестовал:

— Подождите, я отдышусь... Я сах
пойду...

Когда же мы все-таки настояли на
своем. он сказал:
	—щ Ну вот, теперь только и булет
разговоров, что Хмелев так заважни-
чал, что сам из зрительного зала, не
выходит. а заставляет себя нести...

Он умирал тяжко, наполовину па-
рализованный. И в To же время,
полный больших и неосуществленных
замыслов, был далек от смерти. Он
лежал в облачении царя Ивана, Гроз-
ного, как был на сцена. и когда мы
пытались его раздеть, твердо. сказал:

— Нет, не надо. Я сейчас пойду
репетировать...

Мне он сказал негромко:

— Я знаю. отчего со мной обмоток
	елучился. я играл не по Станиелав-
	кому. У меня было хускульное пере-
напряжение... :

Даже умирая, Николай Павлович
мыслил, как вдохновенный художник.
Врач сделал ему коовопускание, его
накрыли каренинским плелом, и 94,
умирающий, вдруг открыл глаза и
сказал настойчиво:

— Продолжайте репетицию... На-
чинайте третью картину... Я сейчас
встану и приду...

Теряя сознание, он неожиданно
тронул меня за руку и сказал требо-
валельно:

— Скажи им. что я пошлю прове-
рить, репетируют ли...

Таков был ло последнего своего лы-
хания наш Хмелев — слава и гор-
дость Художественного театра. слава
И горлоеть советской епевы.
	м. ПРУДКИН,
народный артист РСФСР.
	Тельетво выполнить План вынетне-
го года ко дню ` выборов в местные
Советы‘ ‘дэнутатов трудящихся —
17 декабря—и обеспечить выпуск в
будущем голу шести  полнометраж-
ных художественных кинокартав.
	— пятилетию со дня смерти Н. П. Хмелева
	каждой репетиции
он говорил:

— Валь вот же
руководитель  BOC-
стания. предревко-
ма, а что он за че-
ловек. — пока не
представляю,
драматурга 06раз
написан хотя 4H
глубоко, но скупо.

Николай Павло-
вич —  ЗАДУМЧИВО
опускал — толову,
потом влоуг в его
тлазах появлялась
хитринка, AHO
озарялось творче-
CREM огнем, и он
говорил задорно:

— Роль труд-
ная, но это-то ий
хорошо! Что легко,
то неинтересно.

И мы увидели в
двух скупо напи-
езнных храматур-
том спенах обая-
в тельный 06133
большевика ПШеклеванова — муже-
ственного борца с врагами Родины,
учителя партизан-сибиряков, интел-
лигента-комитниета. воспитывающе-

го в cebe качества революцион-
ного руководителя. Его Пеклева-
ов — поелельно пот. ravéoEo
	человечен, м это сочеталось © огром-
ной волей и идейной целеустрем-
ленностью. Хмелев одним из пер-
вых создал на советской сцене ло
конца жизненный, правдивый образ
большевика.

И вот по двум небольшим сценам,
в которых участвовал Пеклеванов—
Хмелев, великий Горький безоши-
бочно угадал в Хмелеве великого ар-
THCTA...

Убежденный партийный художник,
он страстно, горячо отстаивал то,
что еозлавал, что вынашивал в своем
торячем и беспокойном сердце. Одно-
му товарищу. не соглаеному © хме-
левским толкованием роли Каренина,
Николай Шавлович отвечал; «Moe
толкование обусловлено исторической
правдой, отношением Толстого & 06-
разу Каренина, наконец, моим‘ если
так можно выразиться, партийно-
пристрастным отношением к рождае-
мому мной образу».

Театр для Хмелева был три-
	  буной. большим творческим и обие-
	ственным делом, искусство — смыс-
лом жизни. Думаю, что в силу этого
он и решил попробовать свои силы в
качестве режиссера. Впервые я
ветретился с ним, как с режиссером,
в «Последней жертве». Подобно дру-
гим, я начал работать в ним, присма-
триваясь. И уже вскоре понял, 0-
чувётвовал, что этот чуткий; влох-
нозенный художник в режиссерском
искусстве идет своим, своеобразным
путем. Как режиссер, он тонко чувет-
вовал эпоху с позиций современно-
	  сти, Я понял, что, сам актер, Амелев
  может лать актеру много ценного: и.
	интересного. Неслучайно работа Hay
«Последней жертвой» пол руководст-
вом Николая Павловича явилась для
каждото участника спектакля значи-
тельным этапом в его актерской жиз-
НИ.
Большой художник, Хмелев своим
трудом во имя родного, советского ис-
кусетва сыграл выдающуюся, иро-
грессивную _ роль в революционном
развитии Художественного театра. Он
был ортанизатором, общественным
деятелем, пелалогом. Вдохновенный
труд Николая Павловича. не замет-
ный порой для зрителя, всегла был
		товарищей по работе. Творческие пю-
иски его никогда не прекращалиеь.
Вопросы мастерства волновали
Хмелевь еще в театральной школе.
Но его интересовало мастерство не
ради мастерства, ан был вратом без-
идейности в искуестве, ему был чужд
формализм. Мастерство необходимо
было ему AIA тлубокого и точного
воспроизведения человеческого содер-
жапия роти, ее идейного замысла.
	Свое врожденное дарование OH He.
устанно развивал упорной, кропотли-
вой `таботой. Упорство и выдержка,
отличающие советского художника-
большевика, помогли ему стать akTe-
ром, а затем режиссером и художест-
венным руководителем ведущего тезт-
ра страны. Ето нельзя представить
себе вне Художественного театра. Но,
как каждый крупный актер, рабо-
тающий в МХАТ, он, оставаясь На
творческой платформе нашего театра,
нес в своем искусстве всегда глубоко
индивидуальные, неповторимые чер-
ты. Хмелев многое взял от Художест-
венного театра, и многое внес в него.

Он был весь в нашей советской
действительности, жил интересами
народа, его театрального искусства,
литературы. живописи. музыки, ие-
	кренно раловалея успехам стаханов-
	цев —— Новаторов производства. уда-
чам писателей, пишущих для театра.
Он очень ценил Алексея Толотого,
Всеволода Иванова. Леонида Леонова
и лругих современных прозаиков и
драматургов, но, помнится, не pas
спрашивал с огорчением:

— Почему же наши мастера ли-
тературы так мало пишут для теал-
ра? Ведь удивительные беллетристи-
ческие веши создают. И как жизнь
знают — поражаешься... — Й сокру-
шенно лобавлял: — А ведь любят
театр! Искренно любят...

Сказать. что Хмелев был ло мозга
костей театральным деятелем, нело-
статочно. В этому необходимо доба-
вить, что он был партийным деяте-
лем тезтра. Мне вспоминается знаме-
нательный день, когда нам обоим
вручили партийные билеты. Мы в0з-
вращались из райкома, взволнован-
ные необычайным, огромным собы-
тием, происшедшим в нашей жизни.
По. дороте молчали. Вдруг Николай
Павлович порывието схватил меня
3% ТРУБУ И сказал: -
	можно было ви-
леть в артистиче-
ской уборной. Во
время спектаклей,
за KYAHCQMH, 08
pceria Gna cepbe-
зен, = неразговор-
чив. даже суров.

Как и вся наша
Вторая студия,
Хмелев отдал дань
Фформализму.   В
студии шел шил-.
дерозский  сюк-
тавль «Разбойни-
ки». По актерско-
му исполнению он
был вполне  резли-
стическим, но
внешнее  оформле-
ние, лекорации и
тримы носили яв-
но Формалистиче-
ский характер.
Хмелев играл Шии-
тельберга. Грим
придавал ему `не-
человеческий урод-
ливый облик. 0со-
бенно поражал несстественных раз-
меров ное. Все это. совершенно не
соответствовало, мешало реалистиче-
ской манере игры Николая Павлови-
ча. На оном из спектаклей я, играя
Карла Моора и веля сцену № Шпи-
тельбергом. ззметил, что искусствен-
ный нос Хмелева, ве выдержав не-
посильного груза гумозы, начал. от-

BatHpatees. Николай Павлович, ви-
	LUMO, почувствовал приближение ка-
тастрофы, резким движением сорвал
паклеенный 06 и шваркнул его 06
пол. Судьба нам улыбнулась: это
произошло в финале спены, пошел
занавес, и зритель не заметил тват-
ральной накладки.

В уборную Хмелев влетел расеви-
релевший.

— В чорту эти форгмалистическае
трюки! — крикн\4 он. — Прав Кюн-
стантин Сергеевич: наше искусство
не в том, чтобы наклеить нелепый
ное или нарисовать арттинную бровь,
ав 10м, ч10бы  созлать на сцене
органическую жизнь!

На этом и закончилось недолгое
увлечение Хмелева формализмом. Уже
в толи Марея в «Пугачевщине»
он создал глубоко реалистический,
по-человечески теплый и жизненно
правдивый образ.

Работа Николая Павловича нал
ролью Марея проходила под руковол-
ством Вл. Й. Немировяча-Данченко.
который так же, как и другой велн-
кий. хуложник-реалист В. С. Отаня-
славский, привил Хмелеву страсть к
большой правде театра. страсть к
идейности в искусстве. И уже до
конца жизни Хмелев не сходил е на-
меченного реалистического пути. Его
искусство веетда было современных
и высокоидейным. Оно всегяа было
страстным искусством большой мы-
сли и. большой жизненной правды,

Одной. из ранних значительных, ро-
лей Хмелева была роль Алексея Тур=
	бина. Мы, участники спертакля, хо-.
	рошо звали, сколько труда стоило
сутуловатому, скающему волжанину
Хмелеву создать образ стройного,
блестящего офицера-аристократа с
чеканной речью. После премьеры
«Дней Турбиных» Л. М. Леонидов,
встретив нас, труппу занятых в
спектакле, сказал:

—- Я думал, вы — наши внуки.
Нет! Вы. —. наши дети..,

Хмелев был очень взволнован тем,
что его назвали прямым наследни-
ком искусства Художественного те-
атра.

С именем Хмелева связана вся
пореволюционная деятельность Хуло-
жественного театра. Он вышел о на
спену в трудное лля МХАТ время, ко-
гда театру предстояло обновить труп-
пу, созлать созвучный революпион-
ной эпохе репертуар. Это была пора.
когла зпологеты так называемого
«левого» искусства ° прелеказывали
нашему тватру неминуемую гибель.
Вее мы--ровесники и товарищи Хме-
лева-—уже тогла обратили внимание
на его горячую преданность Хуло-
жественному театру, искусство вото-
ро 0# любил yo самозабвения.
Но. вместо с тем, Николай Пэвлович
смело критиковал и остро переживал
228 то. что, по его инению, уволило
теато в сторону от правильного пути,
	`Хмелев сыграл тридцать ‘ролей,
Казхлая из них лоставалаеь ему уног-
	ным трудом. Немногие, например,
знают, чт0, работая над образом
«обветшалого, разваливающегося по-
лупокойника» князя В. из «Лялюш-
REAOTO сна», Хмелев усиленно зани-
малея бфранпузским языком (потом
во время наших. гастролей в Париже
он довольно хоропю ‹изяснялея по-
	французеки ).
Актер пылливой мыли, Хмелев
при решении своих сценических
	образов зачастую начинал строить
роль от внешнего виления образа.
Так было, к примеру, в Баренине. Он
сразу пробовал найти и показать его
мелвежью походку, характерные
жесты, манеру говорить. Ухватив,
хотя бы в намеке, эти отличительные
черты Каренина, он перешел в поис-
кам образа через верную логику его
пеихо-физического повеления. Он за-
ставлял себя жить и действовать в
образе. Впоследствии, ‘уже будучи
в зените славы, Хмелев целый год
репетировал роль Ивана Грозного. Pe-
петировал не только в театре. Своему
новому, узы, последнему, созлавию
он отдавал важдый свободный от
спектакля вечел... .
	Амелева всегда привлекало разно-
образие. иногла даже резкая проти-
воположность героев, образы Koto-
рых ему предстояло создать. В ‘этой
связи стоят вепомнить. как он вско-
	вать, жить, мыслить в спеническом   ре после роли блестящего офицера
образе. Этому правилу он был верен   Турбина должен был воплотить на
	сцене образ председателя революци-
онного комитета Пеклеванова.. Это
была нелегкзя залача. Почти поеле
	до послетнего дыхания. Играл ля.
он паря Федора или эпизопичеекую
роль, —= его часа за лва ло спектакля
	да достигнутые успехи в*еоциа-
листическом соревпозании за Ш
квартал 1950 гола Министеретво ки-
нематографии ОСОР и ВЦСПС прису-
лили: киностудии «Ленфильм» пере-
` холящее Красное знамя Совета Ми-
	Вручение переходящего Красного знамени студии „Ленфильм“
	ботникам стулии необхолимо эпергич-
	НО ГОТОРПТЬСЯ Е ВвЫыЫПОЛНеняю ‚ллала
	будущего года, предусматривающего
значительное увеличение выпуска
художественных фильмов.

‘Коллектив стулии принял 06бя3а-
	пиетров СОР и первую премию.

Министр ° кинематографии CCCP
И. Большаков вручил знамя кол-
лективу студии и поздравил его
с достигнутыми успехами. В своей
рехи тов, Большаков указая, что ра-

С огромным воодушевлением пле-
нум принял приветствие вождю наро-
дов, великому зодчему воммунизиа
товарищу Оталину.