СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

«Искусство», калечашее детей 100-летие грузинского
Не проходит дня. ‘чтобы англий-[что гораздо лоходней лемонстрировать   мы. по опрелелению релакции жур- професс ионального театра

кие газеты не сообщали о поеступ- Г своих кинотеатрах макулатуру аме-  ната «Сайт энт _Саюнл»  сооетоят
	первоклассных артистов — В, Аба-
пгидзе, Л. Месхишвили, Н, Габуниа,
М. Сапарову-Абашиилзе. Неся в своем
творчестве идеи свобололюбия и пат-
риотизма, театр вырос в больную
культурную силу. Олнако условия
ого работы были тяжелыми. В пери-
од реакции после 1905 года и в 020-
бенности во время хозяйничанья в
Грузии меньшевиков театр пришел в
глубокий упзлок.

Советская власть, освободив Гру-
зию от жалкой участи «малых на-
ций» в капиталистическом мире, : He
только возродила трузинекое  тезт-
ральное искусство, но м подняла его
на такую высоту, о которой в прош-
TOM деятели грузинской сцены He
могли даже мечтать.

Грузинская советская театральная
культура“стремительно и лышно рас-
цвела Ha оснсво великих побед со-
циалистического строительства BO
осей нашей стране. Достижения те-
зтров Советской Грузин  завоеваны
под PYKCECICTEOM большевистской
партии, в братеком содружестве с ис-
кусством русского и других  совет-
еких народов.

Несколько десятков театров, среди
	которых вылеляются Театр им. РУу-
	ставели, Театр оперы и балета
им. 3. Палиашвили, Tearp им. В.
Марджанишвили, театры Сухуми,
Кутаиси, Гори, Батуми, и такие срга-
низации, как Театральный институт,
Театральное общество, Тезтральный
музей, достойно прелетавляют  гру-
зинское советское искусство ецены.
развивающееся на основе социали-
стического реализма.

Широко известны произведения
драматургов Советской Грузии —
Ш. Дадиана, С. Шанщиашвили,
П. Вакабадзе, И. Мосашвяли, Г. На-
хупришвили и других. Одно из
лучших произведений грузинской
советскюй драматургии — пьеса
Шалвы Дадиани «Из искры...» —
© успехом воплощено на сценах
Москвы, Ленинграда и других городов
страны. а

В грузинском советском театре вы-
росли такие признанные мастера лра-
матической сцены, как А. Хорава,
А. Васалзе, В. Анджапарилзе, М. Ге-
ловани, У. Чхеидзе, Т. Чавчавадзе,
Г. Давиташвили и другие, такой бле-
стящий мастер балетного театра, как
В. Чабукиани. ,

100-летие грузинского профеесио-
нального тезтра отмечается в усло-
виях невиданного расцвета нацио-
нальной по форме, социалистической
по содержанию культуры боветской
Грузии, уверенно идущей по пути
коммунизма в сплоченной семье брат-
ских народов Советекото Союза.
		что гораздо хоходней демонстрировать
В своих кинотеатрах макулатуру аме-
риканекото производетва.

Ежемесячный английский журнал
по вопросам кино «Сайт энд Саунд»,
проливая крокодиловы слезы в связи
© прекращением произволетва  дет-
ских фильмов, жалеет «бедного» Ар-
тура Рэнка: «Оно (произволетво лет-
ских фильмов. — Т. К.) является
роскошью, ему (Рэнку. — Т. К.)
трудно принять другое решение.
Продюсеры не могут быть филан-
тропами».

В своем докладе комиссия по рас-
следованию положения с детскими
фильмами несколько раз ставит в
пример высокое качество советских
детских фильмов, указывает на их
большое ‘воспитательное значение.
Однако пресса замолчала эту часть
доклада. Реакционная пресса вообще
скрывает от простых людей правду ©
Советском Союзе, предпочитая поме-
щать на своих страницах лживые из-
мышления о нашей стразе. ?
	Под давлением фактов комиссия
‘не могла не признать, что «детям
показывают совершенно неподходя-
щие и вредные лля них фильмы». ©
экрана на перепуганных детей емот-
рят омерзительно страшные бандиты,
истерически смеются сумасшедшие,
льется кровь, разгораютея понегые
любовные страсти. Вино. — единст-
венное развлечение английских де-
тей,—по признанию комиссии, «пре-
вращается не в развлечение. а в
устралнение, запугивание,  трепку
нервов детей».

Английская цензура лелит фильмы
на несколько групи, в зависимости
‚от того, насколько они подхолят для
показа летям. Цензура разрешает по-
казывать детям только фильмы так
называемой. группы «У» и запре-
щзет на летских утренниках демон-
страцию фильмов группы «А». Впро-
чем, и последние приспосабливаются
для показа летям. Сами прокатчики.
	не меняя, естественно, сушества кал-
	тины, устраняют из них наиболее
«броские» кадры и в таком виде про-
таскивают их через снисходительную
цензуру.

Чем же отличаются фильмы груп-
пы «У» от фильмов группы «А»?
По словам английского иллюстриро-
ванного еженедельника. «Пикчур
Пост», деление нз группы «А» и
«У» производится совершенно про-
извольно. Оно в основном зависит от
степени сексуальности содержания.
Любовная история, рисуемая е изы-
еканным вкусом, может входить в
труппу «А», убийство или эпизод
ужасающего садизма может быть
вульминационным моментом фильма
из группы «У»... Предполагаетея,
что в этих фильмах (группа «У».—
Т. К.) «ужасы» и «опасное для
нравственности» выброшены. Ho
трудно решить, что посчитает «не-
подходящим» для детской нраветвен-
ности жадный ло прибыли владелец
кинотеатра.

Программа летеких утренников в
Антлии построена юледующим обра-
зом. Вначале показываются корот-
кометражные фильмы — мультипли-
кационные или документальные. Ons
отличаются заведомо плохим качеет-
вом. Короткометражные фильмы не
приносят постановщикам никакой
прибыли, так как  кинопрокатчики
очень плохо их оплачивают. Поэтому
на, их произволетво стараются затра-
тить как можно меньше средств и
усилий.
	Что касаетея игровых «хуложест-
	венных» фильмов. составляющих ос-
нову программы, то это ‘тлавным
	00ра30м американские детективы.
	Тавим образом, «детекие» ‘програм-
	мы, по опрелелению редакции мур
нала «Сайт энд Саунд», «состоят
главным образом ‘из второсортных
корбойских фильмов наихудшего ка-
чества и американских серийных
кинокартин, которые хотя и пред-
назначены для летей, но являются,
как правило. «жестокими и устра-
шающими». Еженедельник «Пикчур
Пост» также придерживается мне-
НИЯ, ЧТо «число абсолютно плохих и
неподходящих фильмоз, показывае-
мых специально детям, настолько ог-
DOMHO, YTO CTAHCBUTCA страшно», и
призывает читателей: «Мы долж-
ны по крайней мере потребовать,
чтобы дешевые фильмы с ужасами,
действующие на наших тетей. как
ъошмар, не показывались на детских
утренниках; нужно положить предел
тому громадному вреду, который ро-
дители и владельцы кинотеатров го-
товы нанести сознанию молодого по-
холения»..

Но владельцы клубов, где пока-
зываются летские фильмы, меныие
всего думают о влиянии, которое по-
добные фильмы оказывают из детей.
У них своя забота: билеты для детей
стоят лешевле билетов для взровлых,
на них не наживешься. И владельцы
клубов берут для проката’ самые 1e-
шевые старые фильмы, не заботясь
6б их содержании.

Американские н английские кино-
дельцы уродуют души не только ма-
леньких зрителей, но и маленьких
актеров. Из детей лелают «кино-
звезд», отрывают их от родного дома,
от занятий в школе, держат взатер-
ти в студиях. Как установила комис-
сия По расследованию злоунотребле-
ний детским трудом, дети в киносту-
диях находятся: в отвратительных
условиях. В докладе комиссии приве-
дятся примеры, как маленькие «ки-
нозвезды» спят пз-двое, по-трое на
олной кровати. едят шестеро из одной
тарелки ит. п.
	Но в еще большей степени калечат
маленьких актеров те роли, которые
их заставляют играть. Они не только
участвуют в картинах о гангстерах.
насильниках и шизофрениках, но н
сами вынуждены играть роли. кото-
рые тубительно отражаются на ‘их
психике. Так, например, в Англии
был. широко разрекламирован и при-
знан «лучшим фильмом» 1948 гола
фильм «Поверженный кумир». теро-
ем которого является семилетний
мальчик. Трудно описать, какие же-
стокие душевные потрясения пере-
живает этот мальчиЕ.
	После просмотра этого фильма У
зрителя может остаться лишь чув-
ство глубокой жалости в ребенку.
которого мучают для того, чтобы по-
щекотать нервы пресыщенным’ ан-
глийским кинолюбителям. Сплошной
кошмар на экране представляет ©0-
бою фильм «Глубокой ночью». В нем
проливается кровь, оживают мертве-
цы, самостоятельно лействуют вещи,
все герои пытаются убить друг лру-
па. И в таком фильие. играют малень-
кие лети!
	«В конце концов, никто не при-
нуждает детей смотреть эти филь-
мы»,—оправдывается журнал «Сайт
энл Саунд». Действительно, ведь ‘де-
тей тонит в кинотеатры отсутствие
какого-либо другого интерееного раз-
влечения. Но американские и ан-
глийские дельцы нуждаются не толь-
ко в долларах от проката своих звер-
ских фильмов, но и в солдатах, ©
детства приученных к зрелищам
безнаказанных убийств, разбоя и
грабежа. И, кто знает, может быть. в
скором времени они сделают просмотр
растлевающих душу Фильмов обяза-
тельным лля детей.

Т. КРАМАРОВА.
	Общественность Советской Грузии
отмечает знаменательное событие в
культурной жизни республики —
столетие грузинского профессиональ-
ного театра.

История театральных зрелищ в
Грузии, как и всей грузинской куль-
туры, восходит к временам античной
древности. На протяжении столетий
существование Грузии не раз подвер-
талось смертельной опасности. В ге-
роической борьбе против иноземных
захватчиков утверждал грузинский
народ свое национальное бытие. Че-
рез века он пронес свою богатую са-
мобытную Культуру, проникнутую
пламенным стремлением к свободе.
Однако реледетвие тягчайших ислы-
таний, выпавших на долю Грузин,
профессиональный драматический те-
атр смог появиться лишь в 1850 году.

Постоянная профессиональная
труппа была создана лраматургом Ге-
оргием Эристави. Ее участниками бы-
ли юноши и девушки из демократи-
ческих слоев населения. Унаследовав
от старинных народных зрелищ их
патриотические и демократические
традиции, профессиональный театр
вдохнул в эти традиции новую жизвь.

Талантливые люди, привлеченные
Эристави в труппу; не только быстро
овладели сценическим мастерством,
но и выдвинули из своей среды не-
скольких праматургов. Большое зна-
	чение имели пьесы Зураба Антонова,
изображавшие людей из народа с их
демократическими устремлениями.
Эристави и Антоноз положили нача-
ло грузинской рез тистической драма-
туррии, ‘черпаватей. ‚свои темы и 00-
разы из наротной жизни.

Трузинский профессиональный. тв-
атр возник, следовательно, на основе
национальной драматургии, вместе с
которой он рос и развитие которой
стимулировал. На творчестве театра
благотворно сказалось содружество с
русской труппой, организованной в
Тбилиси пятью годами раньше.

Еогда обличительное направление
грузинского театра определилось,
аристократия, купцы, чиновники
стали бойкотировать театр; зато у
него появился демократический зри-
тель. Начались притеснения грузин-
ской труппы, которые в конце кон-
	цов привели к ее ликвидации в 1856
	году.

Но идея грузинского национально-
го театра продолжала жить в ряде
любительских кружков. Они подгото-
вили организацию в_ 1879 голу но-
вого профессионального театра, ра-
бота которого ‘уже не: прекращалась.
Грузинекое теалральное изкусство
конца ХГХ века, вдохновляемое пере-
XOBLIME общественными и культур-
ными деятелями, значительно. расши-
рило свой penepryap и выдвинуло
	` Редакция газеты «Советское искус-
ство» приносит. глубокую благодар-
ность артистам, принявшим участие в
концерте на рэдакционном вечере,
посвященном 33-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической рево-
люпии: народному с‹артисту РСФСР
С. Образцову, заслуженному деятелю
искусств РСФСР композитору А; Нэ-
BHKOBY, заслуженным артистам
РСФСР М. Александровичу, Ю. Брюн!-
кову, Т. Зейферт и И. Карташову,
В. Кильчевскому, А. Редель и М. Хру-
сталеву, Н. Тимченко и М. Федосес-
вой, В. Якутгу, заслуженному артисту
Карело-Финской ССР\Н. Рубану, лау-
реату Всесоюзного конкурса `музыкан-
тов-исполнителей` Г.  Бариновой, лау-
реатам Всесоюзного конкурса ‘ артн-
стов эстрады Н. Тибергу и М. Хари-
тонову, И. Шмелеву, композитору
	Не проходит дня, ‘чтобы англий-
ские газеты не сообщали о преступ-
лениях, совершаемых на, британских
островах.

В последнее время › особенно воз-
фесла преступность среди  англий-
ских подростков. По сообщениям про-
грессивной печати. одной из серьез-
ных причин роста преступноети сре-
ди антлийских подростков -елужит
растлевающее влияние, оказываемое
на них голливудскими фильмами и
подражающей им отечественной ки-
нопродукцией,

Ran был недавно установлено
английским судом, 14-летний маль-
чик тяжело ранил 90-летнего crapu-
ка. Потерпевший мирно ужинал, ко-
гла в его комнату ворвался подросток
{лицо его при этом было закрыто но-
совым платком) и ударил старика
тяжелой палкой по голове. Следствие
установило, что преступление было
совершено через ‘несколько часов
после того, как юный преступник
просмотрел фильм «Синяя лампа».
Этот типичный «боевик», поставлен-
ный в Англии по худшим голливуд-
cEum образцам, повествует .o двух
преступниках и «храброй» англий-
ской полиции, которую преступники
на протяжении всего фильма ловко
водят за ное. Фильм изобилует еце-
нами жестокости и насилия.

Приемы, весьма наглядно пре-
поланные на экране, в результате
осуществляются на практике.
	Вще в 1946 году в Англии, Под
давлением родителей. которых стали
не на шутку тревожить преступные
наклонности их детей, а также велед-
ствие вмешательства судебных орга-
нов, напуганных ростом летекой пре-
ступности, была образована специ-
альная комиссия по расследованию
положения, создавшегося е летскими
фильмами и кинотеатрами. Доклад
комисени появилея только в 1950
году. В нем устанавливалось, что
«посешение кино является единст-
венным тазвлечением английских
детей. В Англии существует. около
500 детских клубов, которые в 0<-
новном занимаются тем, что показы-
вают фильмы. Для летей не устраи-
зается ни игр, ни занятий в специ-
альных кружках. В Англии нет уч-
реждений, которые занималиеь бы
воспитанием детей, развитием их
способностей». Комиссия выявила.
что «6 млн. детей (т. е. более 50
процентов детей школьного возраета)
посещают кино один таз и 31 про-
цент — лва раза, в неделю».

Согласно существующим в Антлии
правилам дети имеют право смотреть
фильмы определенной — категории
TOIBEO в сопровождении взрослых.
Но правила эти обычно нарушаются.
Что же касается Шотланлии, то там
детям разрешают смотреть все филь-
мы. Немудрено, что в Шотландии
процент преступноети среди несовер-
шеннолетних выше, чем в других ч4-
етях страны.
	у

По субботам в Англии должны
устраиваться специальные киноут-
ренники, на которых разрешено по-
базывать только «подходящие» для
детей фильмы. Подечитано, что эти
утренники могли бы посещать еже-
недельно 750.000 детей. Однако это
благое намерение остается нереали-
зованным. Дело в том, что производ-
ство так называемых летеких филь-
MOB. монополизировано известным
киномультимиллионером Артуром
Рэнком. использующим для ‘этой це-
ли одну из своих студий (она занята
также выпуском религиозных кино-
картин).

Недавно Рэнк решил прекратить
выпуск детской кинопродукции, как
не приносящей прибыли. Он  ечел,
	Благодарность артистам

Свешников».
	сталевар орденоносец Ф. И,
	«Старейший знатнын
	Цветная линогравюра работы художника И. Соколова.
			Мастер цветной гравюры
	Илья Алексеевич Соколов известен
в нашей стране как один из круп-
нейших мастеров  линогравюры,
художник болыпой профессиональ-
ной культуры и тонкого поэтическо-
го дарования.

О тридцалилетнем творчеекюм пути
замечательного гравер» дает пред-
ставление выставка его работ, орга-
низованная в Выставочном зале Сою-
38 советских художников. Чувство
жизнеутверждения, вера в красоту
жизни, в торжество труда, горячая
любовь в родной земле, ее природе и
людям — вот что преобладает в твор-
честве Соколова. Лучшие его работы
посвящены теме труда. В первых ли-
ногравюрах, выолненных в начале
20-х годов, экопюнированных на вы-
ставке, художник шоказывает  про-
стых люлей — саюжника, прачку,
швею, кружевницу, домашнюю хо-
зяйку. Любовно, с чувством большого
уважения изображает он размеренное
течение их привычной трудовой
жизни. От показа тружеников-олино-
чек. художник переходит к изображе-
нию коллективного труда рабочих на
крупных промышленных предприя-
тиях. В 1926 голу появляетея его
цветная гравюра «Прокатный цех»,
вышолненная после зарисовок и на-
бросков © натуры, сделанных им на
заводе «Серп и молот». Это произве-
ление, монументально построенное,
решенное в контрастной цветовой
гамме, хоропю передает атмосферу
напряженного трудь металлургов y
прокатного ©тзна.

„Начиная с этого времени, тема Co-
циалистической индустрии становит-
ся ведущей в творчестве Соколова.
Пафос <озидания, охвативший нашу
страну в годы первых сталинских
пятилеток, героическая работа совет-
ских людей вдохновляют художника
Ha созлание произведений, отражаю-
	щих величественный размах строи-
	тельства индустриальных гигантов,
	домен, коксовых печей, электростан-
ций. Соколов много путешествует по
	родной стране, работает Ha HOBO-
стройках Урала и Сибири, нз заводах
Донбасса, в промышленных центрах
	юга. Большие по размерам пветные
	гравюры «Строительство мартенов-
ского цеха», «Литье стали», «Первый
советский блюминг», «Домна ночью»,
гуашь «Постройка, доменного цеха»
	— Таков далеко не полный перечень
	TOTO, что было создано им в эти голы.
	Отмеченные высоким мастерством и
большой жизненной правдой, этн та-
боты принадлежат в числу лучших
произведений советских художников,
посвященных теме индустриализации
палией страны.

Во второй половине 30-х голов зна-
чительное место в творчестве Сокола-
	ва начинает занимать тейзаж. На
выставие представлена серия его
пейзажей, изображающих природу
Потмбсковья.

В годы Великой Отечественной
войны Соколов создал произведения,
посвященные защите Родины, борь-
бе с врагом. Выставка дает исчерпы-
	вающее представление о работах это
	го времени — большая серия цвет-.
	ных гравюр «Москва в 1942 тоду»
включает листы, рисующие суровый
и величавый облик Москвы военных
лет, героические подвити защитни-
коз столицы, самоотверженный труд
москвичей. Больной любовью к Мо-
скве, к Кремлю — символу ятобелно-
го величия нашей Родины — ибпол-
нены лучшие листы этой серии «Нз
страже» и «Москва военная», изо-
бражающие кремлевские башни на
фоне тревожного вечернего заката.

Работы военных лет завершает
большюй портрет И. В. Сталина.

В послевоенные годы Соколов ©
успехом продолжает работать в обла-
сти пейзажа. и индустриальной тема-
тики. На Всесоюзной художественной
выставке 1949 года появляются его
новые гравюры, посвященные труду
сталеваров и трокатчиков завода
«Серп и молот». Производственные
процессы на заводе изображаются,
как мнотоцветное радоетное зрелище.
Однако в этих работах главное вни-
малтие уделено показу малтин, техни-
БИ, 8 не людям производства — с3мо-
отверженным труженивам, чье мз-
стерство, воля и ум составляют дви-
жущую свиту могучей техники налгих
заводов и фабрик. Подлинным герозх
произведений Соколова должен стать
человек — передовой советский рабо-
чий. В этом отношении болыной ин-
терес представляют портреты  знат-
ных сталеваров «Серп» и молота»
Ф. Свешникова и лауреата Слталин-
ской премии А. Субботина, верно пе-
редающие характерные черты пред-
ставителей советского рабочего влах-
ва нашей эпохи.

В шоследнее время художник мно
работает нал изображением мест, свя-
занных с жизнью и деятельностью
А. М. Горького. В недавно закончен-
ной серии гуашей, продолжающей
травюрный цикл «Шо местам А М.
Горького», Соколов запечатлел обета-
HOBEY дома Вашириных. те mpe-
шли детские годы Алексея Максимо-
вича. Достоинством этого цикла яв-
ляется документально-иллюстратив-
ная точность, < которой  художнив
передает все, что окружало великого
писателя. Но если ранние вещи Co-
жолова слишком описательны, слиш-
ком «музейны», то более поздние
произведения глубже раскрывают 05-
становку, близкую писателю, атмо-
сферу, в которой Горький провел <вои
детские годы («Комната бабушки» и
другие).

Творчество Соколова — значи-
тельное явление в нашем изобрази-
тельном искусстве. Его произведения,
глубокие по своему содержанию, ве-
ликолепнные о мастерству, представ-
ляют собой натлялный пример toro,
как искусетво гравюры, наряду с
другими видами графики, может вее-
сторонне отображать нашу действи-
тельность. Выставка доказывает, что
травюра должна, занять почетное ме-
сто в творчестве советских художни-
KOR.
		Белого моря. Центральное место на
выставке занимает серия пейзажей
«Волга — русская река», удостоенная
Сталинской премии. Особое внимание
посетителей привлекают последние
работы художника, написанные в
г. Мичуринске. - .
	А. М. Дорошевича _
	котором. работал до последнего дня
своей жизни. 7

Правительство высоко ‘оценило за-
слуги А. М. Дорошевича, присвоив
ему в 1926 году звание заслуженного
	артиста республики; в 1939 году ‘ему
	было присвоено высокое звание Героя
Труда, а в-1946: году — звавие народ=
ного артиста РСФСР. Одновременно
он был награжден ордевом «Знак
Почета».

‚ Память о замечательном актере и
прекрасном человека надолго сохра-
нится у всех его товарищей по работе
и многочисленных зрителей.
	Яблочкина, Турчанинова, Суда-
ков, Прозоровский, Бородлкина-
Дорошевич, Покровский, — Даль-
цев, Дурылин, Владимиров, Мах-
лин, Субботин, Розен-Санин, Смо-
лянский, Гольдфельд, Скопина,
Саранчева, Лучинин, Орловский,
Щевелева, Красовский, Kpacno-
польский, Спасский, Энгель.
	Hi. Богословскому, артистам А. Бонди
и Н. Нурм, Т. Веровой и А. Мосто-
венко, М. Гаркави, В. Голубину,
М. Гольднимейну. С. Гушанскому
	венко, М. Гаркави, ВБ. Голубину,
М. Гольдштейну С. Гушанскому;
С. Ильинскому, А. Кононовой, Н. Кряа-
савиной, Н. Красиной, композитору
В. Кручинину, Р. Мелешко, Л. Mep-
	‘жановой и Н. Лихачеву, Н. Михайло-
	вой, О Мей Фун, М: Орлову, Н. Пер-
may, Г. Петровой, В. Полякову.
Е. Русанову, Р. Сикора, К. Халилову,
	 Н. Чороховой, В. Шишкину, учашим-
ся Хореографического училиша Боль-
	юго театра В. Власову и Н. Поповой.
ведущему программу конферансье
Е. Геньеву, концертмейстерам Т. Кол-
	басниковой, М. Лескес, Д. Мироныче-
	вой, В. Петрушанскому, Е. Покрасс,
	С. Райхенштейн, К. CoKonosy и В. Ям-
польскому.
		кого рода формалистическим извра-
	щениям. Огромную помощь в этом де-
ле оказывает нам изучение гениаль-
ной ситемы великого учителя акте-
	ров В. ©. Станиелавекого. Вонфереп-
ция, состоявшаяся в конце 1949 го-
да в городе Оломоуц, наметила пути
детального овладения методом Стави-
славского.

За истекигий со дня конференции
год в театральной печати был опуб-
ликован ряд материалов, помогающих
ознакомлению е системой великого
	реформатора сцены. В настоящее вре-
мя два крупных театральных коллек-
тивз — коллективы Реалистического
театра в Праге и Театра трудящихея
в городе Готвальлов — ветунили в
	своей творческой работе на путь по-
	следовательного изучения художеет-
	венных методов Станиелавекого.
	Большую роль в развитии теат-
ральной культуры играют коллекти-
вы художественной самодеятельности
и чрезвычайно распространенные в
Чехословакии театры марионеток.
Традиции театральной самодеятель-
ности восходят к прошлому столетию,
когда самодеятельные труппы: и круж-
ки были единственным средством рас-
пространения илей гуманизма и сво-
болы среди угнетавшихея иностран-
ными захватчиками чешского и сло-
вацкого народов.

Особого расцвета добилось самодея-
тельное театральное искусство после
победы народной демократии. Во мно-
гих, самых отдаленных селах Чехо-
словакии работают сейчас тватраль-
ные коллективы, осуществившие де-
сятки постановок. Этим коллективам
оказывают систематическую помощь
Сотоз- чехословацкой молодежи и проф-
союзы.

Наши самодеятельные театры” на
20-м Ирасковом Гронове — общего-
сударственысм. смотре народного ене-
нического творчества — и ` актеры
наших марионеточных театров на
с°сзде в гореде Хрудим доказали свое
стремление творить для народа. итти
с народом и всегда стоять на стороне
прогресса.

Вместе со всем народом деятели че-
хословацкого театрального искусетва
отдают весе свои силы священной
борьбе за мир. 34 сопиализм.
	Мирослав КОУРЖИЛ,
	заместитель министра информа-
цни и культуры, председатель
Театрального совета Чехосло-
вацкой республики,
	Пьеса словацкого драматурга Яна Скалки «Козье молоко», удостоен-
	пользуется большой
	ная в 1949 году премии «Театральной жатвых,
	Театр Чехословакии
	на новом пути
	Большие перемены происходят в
жизни народно-демократической Че-
хогловакии. Трудящиеся республики,
берущие пример со своих советских
братьев, добиваются все новых и но-
вых успехов в социалистическом пе-
реустройстве своей родины. Благода-
ря победе народной демократии, ко-
ренным изменёниям в социальной
структуре и повышению блатосостоя-
ния трудящихся были созданы необ-
ходимые условия для того, чтобы
культура стала достоянием широких
народных Mace,

‚Успехи в творческой перестройке
нашей культуры и искусства стали
особенно заметны после славной побе-
ды рабочего класса над резкцией в
феврале 1948 года. Однако развитие
отлельных видов искусств по пути со-
циалистического реализма проиехо-
дит не одинаково интенсивно. Искус-
ство, живущее в тесной: дружбе ©
народом, прислушивающееся к его
критике и советам, воспринимает ог-
ромный революционный опыт рабоче-
го. класоз, растет; развивается, 060-
гашается и лвижетея вперед.

Это наглядно видно на примере на-
шего театра, с первых же дней оево-
бождения страны Советской Армией
поставившего себя на службу народу.
Две трудности стояли перед деятеля-
ми чехословацеого театра — созда-
ние качественно нового репертуара,
отвечающего запросам трудящихся, и
порышение художественного уровня
снектаклей. Борьба за новый репер-
тузр с особой силой разгорелась: в
1919 году на Братиелавской конфе-
ренции, которой предшлствовала по-
пуголовая критика состояния драма-
тургии и репертуара театров. Толч-
ком в развертыванию этой критики
послужила состоявшаяся в 1948 го-
лу конференция в городе Брно, где
впервые были обнаружены вредные
влияния экзистенциализма и- других
буржуазных течений на репертуар
наших театров и изобличены их
пропагандисты.

Большое вниманиё мы уделяем ©0-
зданию чешеких и словацких пЬее.
отображающих жизнь и мирный, со-
зилательный труд чехословацкого на-
	«Советское искусство» выходит
по вторникам и субботам:
	рода, а также пьес, посвященных
его героическому прошлому. На еце-
нах наших театров уже появился ряд
пьес такого характера, получивших
высокую оценку зрителей. Это прежде
всего пьесы «Ветанут новые бойцых
А. Запотоцкого и «Бригада шлифо-
вальщика Варгана» В. Кани. Драма-
тург Новый написал интерееное. про-
изведение «Чешская буря», в0ссоз-
дающее славную эпоху  гуситеких
войн. В пьесе Габриела «Ян Желив-
ский» рассказывается о героической
жизни одного из вождей гуситекого
движения. За последнее время в теат-
рах Чехословакии было поставлено
несколько пьес, показывающих ки-
ренные изменения, происшедшие за
минувшие годы в нашей деревне.
Наибольшую популярность завоевали
пьесы Прахаржа «Спорят о разум-
ном», Зротала «Курица и дьячок»,
 СКалки «Козье молоко» и некоторые
другие.

Зпачительное место в репертуаре
театров занимают классические пье-
сы. Их постановка была поддержана
президентом республики Влементом
Готвальдом, который по случаю но-
вого издания сочинений Алоиса Иряа-
сека указал на необходимость широ-
кого использования лучших произве-
дений наших драматургов-классиков.
Сейчас в театрах Чехословакии воз0б-
новлена постановка многих пьес Ало-
иса Ирасека («Ян Рогач», «Ян Жиж-
ка». «Колыбель», «Войнарка». <Фо-
	нарь», «Щители скал»), И. К. Тыла
(«fla Гус», «Кутногорские  рудоко-
	пы», «Отраконицкий  волыншик».
«Упрямая жена»), В. Ванчуры
(«Жозефина», «Озею  Укереве»).
	Ю. Матена («Яношик»), В. В. Влиц-
перы («Гадриан из Ржимса») и ряд
других. 3

Мы ставим также много советских
пьес. Наш народ проявляет огромный
интересе к советскому ‘искусству —
искусству великой и героической
страны, юсвободившей Чехословакию
и оказывающей ей сейчас братекую
помощь. Советские пьесы являются
для нас источником вдохновения и
средством воспитания наших людей в
духе социализма. Они рассказывают
	Выставка пейзажей Н. Ромадина
	В выставочном зале Московского
товарищества художников открылась
выставка произведений Н. Ромадина.
Экспонировано более 150 работ ху-
дожника, созданных в период 1944—
1950 гг., — виды Подмосковья, - По-
волжья; Средней Азии и побережья

популярностью у чехослсвацких зрителеи. В ней рассказывается о жиз-
	ни современной словацкой деревни, борьбе с кулачеством, создании
единых  сельскохозяйственных кооперативов. На снимке: сцена из.
пьесы «Козье молоко» в постановке театра в г. Зволен. Артистка
	Станислава Враньякова в роли Зуски, дочери кулака, и артист Павел
Янош — исполнитель роли молодого крестьянина Яна, в образе кото-
рого воплощены черты передового человека словацкой деревни.
			Намяти А. М

На 76-м году жизни скончался на-
родный артист РСФСР Александр
Михайлович Дорошевич.

Работая первоначально в украин-
ской трупне; выступая ‘на’ сцене с. ко:
рифеем ‘украинского ‘театра М. Кро-
пивницким и великой украинской: ак-
трисой М. Занъковецкой, А. М: Доро-
шевич завоевал любовь и признание
зрителей: В 1901 году А. М.. Дороше-
вич был приглашен ‘в русскую труппу
и с тех пор непрерывно работал в Te-
атрах Баку, Иркутска, Томска, Крас:
нодара, Киева, Москвы и Петрограда.

После. Великой `Октябрьской рево-
	я ne ne
люции А. М. Дорошевич принимает
активное участие в` создании Театра
революционной ‘сатиры, впослелствия
	реорганизованного в Театр  револю-
ции, и в организации Театра им.
МГСПС {ныне Театр им, Моссовета),
в котором проработал около 15 лет.

В: 1938 году А: М. Дорошевич всту-
пает в труппу вновь организованного
Центрального театра транспорта в
	чехословацким трудящимся 0 влаго-
родстве и моральной силе советских
людей, о их новом, социалистиче-
ском отношении к труду.

Еще до февраля 1948 года извеет-
ный чехословацкий актер Ярослав
Пруха впервые нз чешекой сцене
создал образ гениального вождя тру-
дящихся Владимира Ильича Ленина.
Эта крупная победа, налиего театраль-
ного искусства еще больше укрепила,
связь между . театром ‘и народом.
Большую роль сыграла в Чехослова-
кии пьеса Штейна «Суд чести», по-
могшая нам осознать методы, приме-
няемые космополитическими подие-
валами буржуазии, и призвать чеш-
ских ученых и художников к бди-
тельности.

Представлены на нашей сцене н
пьесы современных драматургов страп
народной демократии.

Из лучших пьес мировой драматур-
тии наши театры особенно часто
ставят произведения русских клас-
сиков.— Чехова, Горького, Грибоедо-
ва, Островского, Пушкина, Гоголя.
Русские классические пьесы етано-
вятся в настоящее время школой Dea-
	лизыа для напгих драматургов и авте-
ров. В репертуар включены также
многие пьесы Шекспира, Мольера,
Вальдерона, Лопе де Вега и других.
Наконец, мы осуществляем постанов-
ки. пьес современных прогрессив-
ных драматургов капиталистичееких
стран, которым наши театры подают
руку помощи и поддерживают их в
борьбе за мир и счастье всего челеве-
чества.

Забота о повышении идейного
уровня наших спектаклей — важней-
шее звено в борьбе за побелу социа-
листического ‘реализма в нашем
тватральном искусстве. Критика и са-
мокритика содействуют неустанному
улучшению качества пьес, раекры-
тию отдельных ошибок и неправиль-
ных’ идеологических тенденций. Она
помогает нашим театральным деяте-
лям глубже использовать богатый
опыт театра Советского Союза и
стран народной демократии, непре-
станпо совершенствовать художест-
венный уровень постановок.

Мы ставим перед собой задачу—вос-
питать наши творческие кадры в ду-
хе реализма И нетерпимости KO BCH-
	Главный редантор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия; Г. В. АЛЕНСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
_Н. Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. ‘главного редакгорз),
А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛКОВ. Н. И ТРАПЕЗНИКЯВ.
		Зак. № 2959,

-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств, ‘иностранный — К 1-48.9%.
	Адрез редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры -—X 4-15-66; отделы театра, корреспондентской. сете. — K 5
	фипография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,