Гости из Чувашской
республики
	В Москве е большим успехом
прошли вечера чувашекой литерату-
ры. Первое выступление писателей
Советской Чувапьии перел трудянви-
мися столицы состоялось 30 октября
в Колонном зале Дома союзов. Вечер
открыл генеральный секретарь Сою-
за советских писателей CCCP
А. Фадеев, тепло приветствовавший
гостей.

В концерте, завершивлтем вечер,
продемонстрировали свое  мастерст-
во ‘`Чувашекий ансамбль песни и
пляски и солисты Чувашской фи-
лалмоними. Слушатели горячо при-
нимали наролные чувалокие
песни и пляски, «Песню о
Сталине» Г. Хирбю, вторую часть
кантаты «Золотые поля» В. Холя-
	пгева, арию из оперы А. Орлова-
Шузьн «Звездный ПУТЬ», «Песню
о Можкве» Ф. Лукина и другие но-
вые произведения чувапюких KOM-
позиторов.

Художественный руководитель
Чуватекого ансамбля песни и пляс-
ки композитор ©. Лукин в беседе с
корреспондентом газеты «Советское
искуество» рассказал:

— За время своего существова-
ния ансамбль воспитал фял хороших
вокалистов, среди которых — ва-
служенные артисты  Чувашекой
АССР А. Казакова. 3. Павлова,
М. Симуллина, ЦП. Мелников, артисты
3. Селиванова, А. ЁВлюшникова,
Н. Комиссаров и хругие. В прошлом
году состав ансамбля понолнилея мо-
лодыми артистами,  окончившими
чувашекую оперную стулию при Сла-
ратовской конеерваторни.. Из стен
этой етудии вышла и талантливая
солистка  Чувашехой, филармонии
Е. Пикулина, чьи выступления на
вечерах чувашской литературы в
Москве пользовались успехом.

В репертуаре ансамбля — более
500 хоровых произвелений и не-
сколько десятков танцев, в Том чис-
ле произведения русских советеких
композиторов. ^
	„Мир победит вомну“
	Открытие сезона в Центральном
доме архитектора и в Доме кино
	Большим художественно - литера-
турным вечером на тему «Мир побе-
дит войну» открыл свой зимний се-
зон Центральный лом _ архитектора.
Перед. зодчими столицы с исполне-
нием произвелений, „посвященных
борьбе советского народа и всего пе-
редового человечества за мир во веем
мире, выступили писатели, поэты,
композиторы, ‘артисты московских
театров,

ess
	Открылся зимний сезон в Москов-
ском доме кино. Первый вечер быз
посвящен борьбе за мир. Киноработ-
ники столицы ветретились © деле-
ratayu Второй Всесоюзной конфе-
ренции сторонников мира — поэтом
Сергеем Михалковым и композитором
Арамом Хачатурянаи,
	Улица имени
Поля Робгонл
	ЛЬБОВ. (Наш норр.): Большой лю-
йовью трудящихся Советской страны
лользуется вылающийея нетритян-
ский певен Поль Робсон, неутомимый
борец за мир.

Исполком Львовского городского
Совета лепутатов трудящихея  при-
своил имя Поля Робсона одной из
улиц Железнодорожного района го-
рота Львова.
	Праздник песни
	  НИБОЛАВВ. (ТАСФ). Свыше 400
`самотлеятельных хоровых  коллекти-
	за высокое
		„обеда
	Утро, раннее утро нах китайской
землей.
	Удивительно чист и прозрачен
воздух, — в этот час земля бывает
видна от края до края, открывается
взгляду и близкое н далекое, равни-
ны и горы, тонкие ветви деревьев,
огчетливые, как на гравюре.

Дремлет вола на рисовых полях.
Re шелохнелея прибрежный камьий.
Застыли величавые сосны. Всё пол-
Hee, все шире приливы утреннего
света. Тишина.
	„ И вдруг — удар барабана. Лицо
барабанщика, охваченного восторгом.
Запелненные пародом дороги. Bee
пришло в движение. Вероятчо, в этот
тель опустели все лома на огромных
пространствах Китая.

Пекин. Плешаль Пекина. Она вме-
щает только миллион человек. Только
миллион! «Но сердца миллионов лю-
дей Китая. — говорит диктор, —
сетолня здесь, на этой плошали...».

Так начинается фильм, восстанав-
ливающий в кнноловументах эпизолы
Народно-освободительной войны в Ви-
Tae. м

Почетная, но и сложная залача
стояла перед коллективом операторов.
режиссеров, всех участников фильма.
Сеане длится около лвух часов. За
это время нужно в правливых и точ-
ных кинолокументах передать вели-
чие и грандиозный размах событий,
происхоливиих в Китае многие, мно-
гие голы, начиная © того времени,
когла Мао Цзе-дун повел народ на
священную борьбу за свободу и неза-
висимоеть своей великой родины.

Творцы фильма работали рука об
руку с командным и политическим
составом четырех полевых армий и
военных округов Народной республя-
ки Китая. Операторы, советские и
китайские, ‘участвовали в походах,
шли рялом с бойцами Народно-06в060-
длительной армии. Они сумели запе-
‘чатлеть для истории  патетические
‚моменты борьбы, отобразить главное,
‘средствами кинематографа выразить
пафос, героику, бессмертный подвиг
китайского народа. _Автору-режие-
серу фильма Леонилу Варламову ула-
лось ярко и лаконично, се большим
чувством тостоверности скомпоновать
громадный документальный матернал
и средствами искусства придать ему
эмоплональную силу. В этом фильме
есть темперамент, душевный  огопь.
Превосхолным хополнением к изобра-
зительному материалу служит текет
Константина Симонова. :

Вернемся к прологу картины —
к тому дню 1 октября 1949 гола,
когла на плотали в Пекине Мао Пзе-
дун провозгласил рождение Народ-
ной республики. .

Трулно передать словами ликова-
ние народа, благоларившего вожля за
‘счастье этого дня! Салют. Чьи это
пушки стреляют. сливая гром своих
залпов © рукоплесканиями  торже-
ствуюшщего народа? Пушки Трумэна.
американские пушки захваченные в
боях армией свободолюбивото китай-
ского натода. Это хроника. но умелым
сопоставлением калров ей приланы
эпическое звучание, большой вну-
тренний смыюл.

Необ’ятны земли Витая.
тюбив и талаячтлив CTO нап.
	KODOTKO знакомят с прирозой, с хрев-
	ними памятниками Кигая, © тояким,
виртуозным искусством его зодчих,
хуложников, ваятелей. Дворпы им-
ператоров — роскошные. пышные,
поражающие филигранной  отлелкой
каждой стены, каждого камня. А ря-
JOM появляютея в катре изможлен-
ные, измученные гололом и непосяль-
ным трудом люли, таскавиие камни
для сооружения этих дворцов. Ке-
стьяне, пахавшие землю не плугом,
	«Победа китайского  нарола». — ->пи-

зоды
Китае.
фильм.

Народно-освободительной войны в
Хуложественно - документальный
Автор-режиссер Леонид. Варламов.

Текст Константина Симонова. Режиссер
И. Лукинский. Операторы: А. Ворониов.
С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Кры-
	‘лов Н. Лыткин, В, Микоша. Д. Рымарэв,
	А. Семин, В. Цитрон. Операторы Пекин-
ской стулии; У Бэнь-ли, Хо  Юй-шень,
Ли Хуа. Сюй Лай, „Ли Шинь.-лжуч,
	Е Ху-эй. Производство Центральной орде-
на Красного Знамени студии документаль-
ных фильмов и Пекинской студии Цен-
трального киноуправления Кртая
	MUTAMCHOrO
	астерство
	тия образа, неумело решают жанро-
вые композиции, где больное значе-
ние имеет взаимосвязь действующих
лиц между собой в с окружающей их
обстановкой. Отеюда — все та же
незавершенноеть творческих замыс-
	лов. Ознако рял удач казанеких Xy-
дожников (Г. Жидков «Горький на
	свидетельствует о больших возмож-
ностях коллектива.

Крупнейшие творческие  залачи
встают перелх  хуложниками-пейза-
жистами. Всем очетлна большая
	не, РОЛЬ художников, которые могут пе-
	редать замечательное своеобразие
краев и областей Российской Феде-
ращии, величественную красоту ее
просторов, где с невиданным доселе
размахом идет великое  преобразова-
ние приролы. Кому довелось бывать
на областных выставках, тот хорошо
знает, какое значительное место в
творчестве периферийных  художни-
ков занимает пейзаж. Могут ли,
однако, этюды, которые сейчас
пиптут красноярские художники, или
пейзажи. заполнившие Куйбытев-
скую областную выставку, или р30о-
ты архачгельских пейзажистов убе-
дить в том, что их авторам присуща
глубокая мысль. а не безлумье в вы-
боре мотивов, перелающих окружаю-
ую их природу? Нет, не могут без-
различные пейзажи  воевозможных
«уголков» лать правильное предетав-
ление о великой стране, выразить
любовь советского человека в Роди-
	не: И здесь выбор темы, поиски под-
линно реалистических средств хуло-
жествонного выражения, мастерство
‘в широком пенимании этого слова
имеют решающее значение.
	На послетней Республиканской вы-
	AY HOMCCTBCHE
	Требования советского зрителя к
гудожественному качеству . произве-
кений живописи и скульгтуры  зна-
чительно выросли и растут ненре-
рывно. Советский зритель не прощает
хуложнику плохого рисунка, вялого
цвета, а главное— поверхностного и
тем более неправильного изображения
чашей действительности.

Насколько отвечают возрос-
шим эстетическим потребностям ©9-
зетского народа произвеления хулож-
ников краев и областей РСФСР? Рес-
публиканская выставка 1949 года
нагляхно показала, что в Омске, Яро-
славле, Костроме, Казани, Горьком.
Свердловске и некоторых других го-
ролах республики сложилнсь актив-
ные творческие коллективы. ‹ Среди
них можно назвать имена  мололых
талантливых живописпев Х. Якупо-
ва,  . Фаттахова (Татарская ACCP),
А. Варламова (Горький), М. Антоня-
на (Ярославль). Г. Булгакова (Клас-
нодар). ©. Кулагина, Г. Княжевско-
го, М. Малютина (Иважюво). Успешно
работает и рял молодых скульпторов.
	о ст   ag.
Б частности, следует упомянуть 0’ мешает. доцести до зрителя основную.
	идею преизвеления.

В последнее время немало хулож-
ников работает нал так чазываемы-
ми местными темами. Можно всяче-
ски приветствовать это хорошее на-
чинание. Олнако некотопые худож-
ники подчас недостаточно глубоко и
серьезно подхолят к осуществлению
своих тварческнх затач.
	Аарактерен в этом отношении опыт
горьковевого коллектива художников,
работавших над серией картин, по-
священных Красному Сормову — 3a-
воду имени А. А. Жланова. Худож-
НИКИ. поставившие пелью запечат-
леть социалистический труд знатных
людей-сормовичей и историческое
прошлое Сормова. бывали в цехах,
ва судоверфи, у мартеновских Me
чей и прокатных станов. К сожа-
лению, из большого количества кар-
тин только «Петр Заломов и лети»
	первоклассвом произвелении скульи-
тора А. Кибальникева (Саратов), с0з-
лавшего замечательную статую
В. Чернышевского, удостоенную Ста-
диневой премии.

Высоко оценивая творческий пол’-
ем отдельных хуложников. необходимо
сказать, что общий уровень мастер
ства ххложников периферии еше весь-
	_ма невысок. Поэтому еще так незна-
	чительно количество  эвепонатов Из
краев. областей и республик Россий-
ской Федералии на всесоюзных ху-
дожественных выставках  послелних
лет, Поэтому многие произведения
хуложников Российской  Фетерации
были отвергнуты жюри Республикан-
ской выставки 1949 тола. Ряд ста-
тей на страницах местной печати
свидетельствует о том. что респуб-
ликанская общественность была
встревожена созлавшимся м.
eM.

ем.

Так, автор статьи в «Советской
Сибири» констатирует, что ни одна
из картин новосибирских  художни-
ков, отобранных и рекоментованных
Художественным советом, не была
принята Республиканским выставоч-
ным комитетом.
	О причинах отсутствия картин
смоленских художников на Реслубли-
канской выставке спрашивает в пихь-
ме в релакцию газеты «Рабочий
путь» т. Минаев. Патриот своего
края, он лосалует, что многообраз-‹
ная, счастливая жизнь его род-
ных мест ве получила отражения в
изобразительном искусстве. «Неуже-
ли в области нет художников? —
пишет он. — Или родная природа,
замечательный труд восстановителей
города и успехи передовиков сельско-
то хозяйства не могли вдохновить их
на создание художественных  поло-
тен?». В ответе редакции справелли-
во говорится, что.рял местных худож-
ников работал нал темами, НЕЕ
ными восстановлению Смоленска. ©1-
нако неумение обобщать явления,
раскпывать тему е хостаточной глу-
биной. наконеп, спешка привели их.
Х большому ерыву.

Есть еше художники, лля которых
воплошение многообразной, богатой
	О творчестве художников
Российской Федерации’
o
	HTTH B HOry © эпохой, Участвовать
своим трудом в великом деле кояму-
вистического воспитания народа. Но
многим из них нехватает умения
практически осуществить  желае-
мое. Автер уже питировавшейся ста-
тьи в «Советской Сибири» справел-
ливо пишет, что хуложники часто не
умеют разоблаться в окружающих их
значительных явлениях жизни, не
умеют осмыслить и обобщить увилен-
	Нехватагт имо и поофессионально-
ro мастерства, Язык. на вотором!
	RE, HR соответствует яркой, испол-
ненной трулового пафоса жизни со-
циатнстического государетва. Неза-
верштенность замысла, приблизитель-
ная трактовка темы или дойросовеет-
ная «инрентаризаняй» ^ отлельных.
ничего не говорящих деталей-— все это
	Кадр из фильма «Победа китайского народа».
			Mes Em genes toe & re Ree He Ie a ONG eet ey eee
О enn ee ламы аа

не сохой — грубо обтесанчым куе-
ком дерева, впрятаясь в лямки, заме-
няя лошаль на чужом, помещичьем
поле... Китайские бурлаки на, реке...
Рикнти, заменявшие на улицах J0-
maze... ^

Так было.
	И во многих городах. как в Шан-
	хае, развевались нал китайской зем-
лей не китайские флаги — амери-
	канские, английские, бельгийские,
голландекие, шведские. Флаги ино-
странных концезеий, иностранных
	ьварталов. сеттльментов, огражден-
ных колючей проволокой и бетонны-
ми пулеметными гнезтами...
	Так Было.
	щи, сутулый от страха, пряча гла-
за, стоит в толпе крестьян и слу-
шает, как женщина, седая от горя в
нищеты, бросает ему в лицо гневне®
слова обвинения: на его совести ‘ве
седина!..

Й снова картины великих сраже-
НИЙ. :

В создании документальных филь-
мов большое искусство состоит в том,
чтобы порой неожиданным, но нрав-
дивым по мысли сопоставлением кад-
ров перелать глубину и величие наз
родного полвига,.
	Громадное впечатление производят
картины ‘освобождения Муклена, Пе-
кина, Нанкина, Шанхая, Кантона,
вырванные йз живой лействительно=
сти картины, когла во время изнуриз
тельного перехола агитбригалы wW-
бадривают усталых солдат боевой
музыкой, ударами в больтой барабан;
огненной пляской. Но люди агит=
бригал сами перенееля все тяготы пез
рехота, сами томятея от жажлы, от
зноя, от страшного утомления и
все же, собирая послелние силы. п0-
ют, бьют в барабан — вестники но-
вого боя, новой побелы. Нельзя 3a-
быть картины. переправы через Янц-
зы, грандиозной переправы. развер-
нувшейся на протяжении пятисот ки
лометров. Сотни, тысячи парузных
джонок плывут навстречу орудийной
Пальбе. словно земля слвинудась е
	места и пола на врага; — это FOX
личественнее Бирнамекого леса У
Шекспира. Но это — поавла, пот-
	меченная операторами и режиссерами
в огне войны.

...Народ Китая победил. Он побез
XW не только наемные, пролажные
войска гоминлана. Он нанес  улар
урачным силам мирового империз-
лизма.

В торжественном финале фильма
сохранены лля истории лни победы
китайского народа, совпавригие ‘во
времени с праздником всего перехово=
го человечества, когда трудящиеся
земного шара поздравляли товарина
Сталина с днем его семилесятилетия:
«Другу китайского народа. товарищу
Сталину лесять тыеяч лет жизни!»
Этот возглае, тысячеустый,  BOCTOD-
женный, звучит в финальных калрах
фильма. И перекликается е ним В
картинах наротного торжества в го-
ролах и селах Витая другой возглас:
«Да здравствует Мао Пзе-дун!».

Этот локументальный фильм обла:
дает большой силой роздействия, по-
тому что он правдив, потому что все
эпизолы его сняты в гуще жизни, в
огне сражений, в среле TPYIOBOTO RH-
тайского нарола, отстоявпего е ору-
жием в руках свою свободу, свое ве-
ликое будущее. Этот фильм г чув-
ством высокого уловлетворения 6у-
дет принят зрителями в нашей стра-
не и всюду, гле людв трудз отбтаива-
ют дело свободы, лемократии. MUD.
				И вот перед нами — горы Цзинь-
гаваня. В 1928 голу злесь впервые
встретились Мао Цзе-дун и Чжу Jo,
встретились рабочие и крестьяне Ки-
тая, чтобы влиться в первые отряды
Китайекой Красной Армии.
	Есть лишь одна сила, за кото-
рой идет нарох в освободительной
войне, — коммунисты. Они об’ели-
няют всех, у кого живет в сердие
священная ненависть к врагам. Япон-
ские захватчики вооружены ло зубов.
но против них поднимается простой
нарол. справелливый, гневный, вазде-
сущий. Важлый холм, каждая хижи-
на, кажлый подвал в крестьянском
доме стреляют. Жилища простых
лютей стали релутами антияполекой
войны. Крестьяне — солдаты. Рыба-
ки — солдаты. Женщины —= солда-
ты; Весь китайский народ, трудовой
нарол — воин. Й есть у него регу-
лярная армия, непобедимая, стойкая,
окрыленная ‘великими идеями —
Восьмая армия полководца Чжу Дь,
идущая на полвиг под революциен-
ным знаменем.
	Алые флаги на карте Мапьчжурии
заливают. всю землю — это Советская
Армия, пружественная китайскому
народу, закаленная в сражениях
Великой Отечественной войны mp0-
тив фашизма. тромит Квантунскую
янонскую армию. В этом похоле рус-
ские солдаты, советекие  соллаты,
сражалиеь за свободу своих братьев
— китайских рабочих, китайских
крестьян, всех честных людей Китая.

Картины недолгого мира на китай-
ской земле.
	Это — «мир» ‘на американский
образец. «Мирная» торговля ‘амери-
канеким оружием, «мирные»  по-
ставки американских пупехк. танков,
самолетов гоминлану, разжигавиему
пламя новой антинаролной войны.
	Пол знаменем Мао Цзе-луна пол-
нялся весь китайский нарол. Поднял-
ся против томиялановских полчищ ©
их оружием, на котором зловещая фаб-
ричная марка! «Ма4е ш ПОЗА».

Чужеземные пушки бессильны,
когда против них поднимается иная
великая снла — правда народа. В
огне сражений,  запечатленных В
фильме, мы видим. как на отвоеван-
ных от врага’ территориях крестьяне,
по воле народного правительства, по-
лучают поменичьи земли. Вот поме-

A историческое   СТавке срели работ. высоко опененных
	художественной общественностью,
	eee

fe.   ObLIA пейзажи омских Хуложни ков.
	№. Белов в своей картине «Лесо-
сплаз на Иртыше». А. Диберов «В
	сибирекдгх лалях» и «Барабинекой
	Варламова. «М. Горький и А. А. Жла-  Степи», №. Щекотов в «Вечере на
пов у сормовичей в 1928 году» Хра- Оше» сумели на основе собранного на-
	мова, «Строительство судов»  Вама-
нина, «Первый свисток» Семенюка
прететарляют ©0бойя относительные
	Кама,   ТУБНОГО материала показать величест-
	ые образы Советской Сибири.
уже подлинные пейзажи-кафти-
полные эпического звучания,
	творчеекие удачи. А в целом хулож- ЯЫ, полные эпического
	Ники. не сумели освоить Новых  для  ШИРово раскрывающие тему.
	В борьбе за повышение мастерет-
ва художников большое значение
имеют различные виды творческой
помоши. Большую роль могут сыграть
выезды искусствоведов и хуложни-
ков Москвы в края, области, респуб-
лики для проведения лекций. бесед и
консультаций. Но эффективной эта
помощь будет только в том случае,
если выезды будут носить системати-
ческий характер. Чрезвычайно плото-
творные результаты уже лала та за-
мечательняя коллективная работа.
	них впечатлений, подчинить их $6906,
отобрать самое существенное. В ре-
зультате — неполноценные ©бразы,
поверхностные композиционные ре-
шения, отлнчающиеся существенны-
ми недостатками портреты. Только
очень серьезно и внимательно на-
писавный «Портрет старейшей pa-
ботницы Сормова М, Т. Дербеневой»
художника Л. Хныги верно передает
хапактерный образ трудовой русской
ROME.
	За послелние голы художники Та- Усчательемя
	тапекой АССР выполнили значитель-  Которая проволитея на «Академиче-
	даче»  Бсекохуложника —
том Доме творчества  совет-
	Хочется отметить и такое  лейет-
BEM мероприятие тля  повыиения
профессмонального мастерства, пто-
волимое Всекохуложником, как вы-
вов в Москву живописцев. которые,
работая нал картиной, нуждаются
для завершения своего замысла В
спепиальном руковолетве.
	К сожалению, все эти мероприя-
	ное количество произведений лля до- СКОИ Дал
ма-музея им. А. М. Горького в Казани.   ДЛИННОМ
	Этот музей организован в том ломе,   СВИХ ХУДОЖНИКОВ.
	где находилась булочная и первая
пекарня Деренкова, У которого в
1896—1397 годах паботал полруч-
ным пекаря Алексей Петков.

Перед казанскихи художниками
была поставлена почетная и вместе с
тем очень сложная творческая зала-
ча, —— передать средетвами изобрази-
тельного искусства образ шестнатца-
	богатой   тилетнего Алеши Пешкова, будущем   тия относятся к живопиецам а гра-

м
	советской лействительности, трул <9-   борца. революция, великого гумани-  фики и скульпторы периферии в сво-
ветского человека не стали основным, ста, основоположника социалистиче-   их творческих поисках тишены TO-
солержанием их творчества. 06 этом! ской литературы. Художники долж-

i варищеекой пом. outa наших лучших
свидетельствует, например, статья п  вы были раскрыть внутреннюю суШ-   изетерав.
	Хтуложнихи Российской Федерации
	ность образа юного !орького, приоб-
MAMMETOCH к революпионному лвиже-
	рароте астрахансових художенков ©
выразительным заголовком «В еторо-
	нот жизни» (газета «Волта»). Ав- нию. показать, как вырастали в нем ИМЕЮТ все возможности для того, чте-
		Гбы в ближайшем будущем занять ло-
стойное место па всесоюзных смотрах
советежого изобразительного: искусст-
ва. Можно не сомневаться, что пра-
	тор указывает, что, запятые любовя-.
	нием живониеными уголками стаи! ру и беззаветная вера в оевободи-
Астрахани. художники словно не ри-  телькую силу коммунизма.
	Отвечают ли произвеления казан-
1X хумЕников пайботающих нат
	горола,

aw ABY-
	шего трутовой созилательноя жизнью. ских хуюжников. работающих
	ни новых люлей Астрахани-—-яатзот-  Горьковской темой. тем высоким тре-  ВИЛЬНое понимание своих творче-
	НоРодов. рыбаков, строителей. Kets   бованияи, которые мы прегявляем в! ских задач, упорная работа над CO-; pon области готовится к празднику.
такие художники и в других горолах   советскому изобразительному и‘кус-  вершенствованием своего мастерства   песни, посвящееному 33-й годовщине.
	приведет их к творческим успехам. ©
3 CAMCOHOB.
	Октября. В дни, нразлника в клубах
горолов и сел выступит более 10 ты-
сяч певпов.
	республики. № счастью, их сравни-  ству? Приходится признать FTO MHA
тельно немного. Подавляющее боль-, гие хуложники не владеют еще ис-
		шинствВо художников горячо желает.
		Слайк-Джонеа вдребезги разбивал
старую автомашину. При исполнении
же очередного боевика «Хочи Ворниа»
в состав оркестра была ввелена коза.
Дирижер крутил ей хвозт, и она от-
чаянно блеяла от боли. Все это вы-
глядело. конечно, очень «эффектно».

Полобное варварство является да-
леко не случайкым и сознательно
противопоставляется серьезной музы-
ке, возвышающей и облагораживаю-
щей человека.

Нехавно американцы в Западном
Берлине дали заказ крупному музы-
кальному издательству выпустить
болыним тиражом «песенку-боевик»
следующего содержания: «Мы — pe-
бята джаза, обожаем только джазо-
вую музыку и больше никакую. На
что нам Бетховен, плюем мы на не-
о. Что нам в немыслимой музыке Ба-
ха, когла барабана в ней нет и сак-
софон не звучит. Мы обожаем только
каз и больше ничего».

Это «програминое выступление»
американских покровителей музыки
происходило в хни, когла весь про-
грессивный мир праздновал 200-ле-
тие со дня смерти великого Иоганна
Себастьяна Баха.

Впрочем, музыка не является ие-
ключекием. В английежой газете «Ив-
нинг Отандард» было опубликовано
заявление художника Франка Сейсл-
бюри. Он вилел коллекцию картия,
написанных умзлишенными. «Между
этими картинами, — заявил Сейел-
бюри, — и произведениями  совре-
менных художников, демонстрирую-
щимися на наших  хуложественных
выставках, нет никакой разницы».

В другой английской газете «Сан-
ди Ероникл» глава Донлонской хуло-
жественной галлереи слелал следую-
щее признание 10 поводу картин
«художника» Остпна Купера: «Эти
картины лет через 10 пронзвелут на-
стоящий фурор. Вы можете разгляды-
вать их в любом положении, Сам ми-
стер Купер преллагает вешать свои
картины таким образом. чтобы они
могли вращаться в разные стороны».

Bee эти сумаесбролные ухишрения
в конце кониов имеют одну цель —
захватить очерелной сенсацией вни-
мание зрителя или слушателя, по-
щекотать ему нервы, а главное —
	у COAT
Трумэна.
**

Тем ралостнее чувствовать и ви-
деть расцвет светлого и жизнерадост-
HOTO советского искусства.

Eme и еще раз преклоняемея мы
перед мудростью нашей партии, ко-
торая каждый раз, котла отдельные
деятели искусства пытались зам-
кНУТЬСяЯ в ‹ебе. поворачивала HX B
	особенно пугают эпизоды, описываю-
щие, как Гайавата старается устано-
вить мир между враждующими пае-
менами индейцев». Кинокоммерсанты
решили, что этя «мирные усилия
могут дать основание: рассматривать
фильм. как призыв в миру, что на-
руку коммунистам».

До каких же геркулесовых стол-
бов глупости и лицемерия могут лой-
TH созлатели американских «духов-
ных ценностей» при таком «вур-
се»!? :

”Мир стал пугалом для буржуазно-
го искусства. Там более высокие обя-
занности в борьбе за мир и пропаган-
ле итен мира возлагаются на совет-
ское искусство и искусство стран на-
ролной темократии.

«Перед лицом угрозы миру во всем
иире обязанность каждого деятеля
искусства — разоблачать источники
лжи, пошлости и преступлений. Вы-
еокая обязанность каждого музыкан-
та — указать своему наролу путь
правты и прогресса». Так написали
в своем обращении Е музыкантам
всем мира польские композиторы и
музыканты.

В странах лагеря мира людям ис-
кусства открыты все трибуны — И
трибуны общественные и трибуны
конпертно-театральные. На конгрее-
сах и конференциях в защиту мира
разлается уверенный и страстный го-
лос леятелей искусства. И е не менв-
шей силой оч должен фазлаваться с0
сцен театров. в концертных залах и
на хуложественных выставках.

Жизнь народа. страны, ее полити-
ка и искусство у нае нефаздельны. В
этом сила нашего искусства, напра-
вляемою великим гением  —
Сталиным.
	>

Бапитализм тоже пытается устано-
вить елинство своей политики и ис-
кусства. Он еше покупает за доллары
и Фунты неустойчивую часть работ-
ников искуеств. Но истооия отни-
мет у них право называться деяте-
лями иткусетва, ибо новая эпоха
утвертила это звание, как ожно из
самых почетных A пользующихся
ловоривм народа.

Чего лобиваются создатели сцени-
ческого. музыкального и прочего
	жизнь. Эта борьба требует от них ре-
шительного разрыва е формалистиче-
скими ухищрениями и перехода на
позиции реализма.

В 1946 голу в Вене я вялел вы-
ставку. французского «Осеннего са-
лона» и был поражен полным отры-
вом искусства от жизни. Я видел там
картину Фернана Леже, абстрактную
и мало понятную. Радостно слышать,
чо Фернан Леже много работает для
движения сторонников мира. Его ис-
кусство несомненно станет богаче я
осмысленнее. Не менее ралостно, что
французские хуложники, такие, как
Борисе Таслицкий, Андре Фужерон я
другие. создают картины. в которых
выражены гнев и возмущение под-
жигателями войны.

Итальянский буржуазный  тезтр
переживает жесточайший кризис, и
театральные залы все более широко
‘используются для демонстрации гол-
‘ливудских боевиков. Зато спевтакль
«На дороге свободы», поставленный
в Римском коммунальном театре про-
грессивным режиссером Марчелло
Сартарелли, пользуется ‹ небывалый
успехом. В нем участвует около 600
человек, причем не актеров, з гамих
трудящихся. Таким же успехом поль-
зуется в Англии выступающий перед
рабочей аудиторией Юнити-тватр.

Вее это— ростки нового. наротнаго
искусства, которое в этих странах
получит пюлное развитие после побе-
ды социалистического строя.

Прогрессивные деятели искусства
в буржуазных странах тоже стре-
мятся учиться у советского искус-
ства, потому что наше искуество ве-
рит в человека, полнимает и облаго-
раживает его. зовет к великим пелям.

«Умирающий капитализм отрипает
человека, в то время хак сопиали-
стическая культура ем  полнимает,
возвышает. укрепляет и утвержхаег»,
— так писал известный вененуэль-
ский поэт и общественный деятель
Карлос Аугусто Jeon,  позетивший
Советский Союз.

Будем же с еше большим напря-
жением всех наших творческих сил
поднимать и утверждать в искусстве
образ Человека — строителя комму-
низма, главного героя нашего искус-
ства. :

‘кусства сеичас учитель многих CBO-
их соратников в странах народной
демократии. Все чаше и чаще наши
артисты и музыканты выступают
перед дружественной аудиторией с9-
седних государств. Выступления эти,
Kak правило, носят триумфальный
характер. Нашему искусству ралуют-
ся народы, наших артистов сердечно
благодарят,

«Повле 9 сентября. 1944  тода
посещетия видных представителей
советского музыкально-исполнитель-
ского искусства превращаются в не-
забываемые праздники  болгаро-с0-
ветской дружбы, дают напей публи-
ке чавы высшего художественного
наслаждения. Но вместе с тем они
являютея самой лучшей школой для
напгих музыкантов» — так, писала, ©о-
фийская газета «Рабочее дело», ре-
цензируя концерты солистов Боль-
того Театра в городах Болгарии. Так
пинют пресса других дружественных
стран.

Советекое искусство имеет уже
более чем 30-летний опыт  уча-
стия в строительстве социализма.
Его высокая миссия — помочь мо-
лодому ‘искусству стран. только не-
давно изгнавших капитализм и всту-
пивших Ha путь социалистического
строительства. Почва, на которую па-
дают семена нашей советской науки,
исключительно благодатная, каждое
наше письмо, статью, выступление
встречают там с благоларностью и
восторгом, ибо освобожденные от пут
капитализма стрзны наролной хлемо-
кратии идут 10 пути прогресса и
культуры семимильными шагами и
ии нужен Halll OBIT.

Сквозь гнет и сыск пробиваются
ростки народного искусства и в стра-
пах капитализма. Великий Левин го-
ворил, что в каждой напии есть лве
RYIBTYPH — культура правящих
верхов и культура наролная, которая
все больше пренизываелея идеями со-
циализма.

Борьба за мир для нарола и вме-
сте с наролом неизбежно влечет ва
собой внутреннюю творческую пере
стройку хуложников, применувиих
к великому движенню. Эта борьба
оплолотворяет их новыми темами, ма-
териалом для которых является сама
	‘товара в буржуазных странах?’

В издательстве «Советокий писа-
тель» вышла нолавно книга Н. Вз-
сильева «Америка с черного хода».
Позволим себе привести небольшую
цитату из этой книги, написанной на
основе личных впечатлений и наблю-
дений автора. Его затащили олнаж-
хы на концерт, которым лирижиро-
вал некий Спайк-Джонс. Среди про-
  THX номеров была исполнена танио-
вальная сюита из «Щелкунчика»
  Чайковского. Итак, предоставим сло-
во автору книги:

«Сюита была «сыграна» при помо-
щи стиральных досок, полицейских
сирен, разбиваемогло стекла, Bep-
блюжьих колокольцев. В «новатот-
ском оркестре» Спайк-Джонса флей-
ты, вларнеты, скрипки, виолончели
и другие симфонические инструменты
оказались излишним, явно «устафев-
шим» инвентарем. Можно ли было
услышать скрипку в шуме и грохоте
стиральных досок, по которым изо
всей силы колотили каким-то тяже-
лым орулием? Мог ли кларнет кон-
курировать с леляняним лупу завы-
ванием полицейской сирены или вы-
зывающим нервную дрожь скрежетом
a звоном бъющегося стекла? А что
  мотло сравниться с воем, писком, ква-
	ТЕРЬ ТР В в Н-да рр в: АС ЕЕА

каньем, мяуканьем. лаем и иными не-
	Зленораздельными эвуками, какие из-
давались десятью «музыкантами»?..

Первые публичные выступления
Спайк-Джонса имели успех у жажлу-
щих сенсаций американских обывате-
лей. Это подстегнуло ето «изобрета-
тельность», и она достигла небыва-
лых «высот». Векоре в его оркестре
появился «крэпюофон» — приспособ-
ление для разбивания и перемалыва-
пия стекла. Затем Сиайк изобрел
другой оригинальный инструмент —
«латринофон», представляющий co-
бой силенье от унитаза, на которое
натянуты струны. Когла и это пока-
залось ему недостаточным, он заста-
вил своих мололчиков с треском от-
	дирать прилипшие & груди  Рорчич-

Е Бр Е лань
	НИКИ, а ТАК имитировать отрыл.-
‘Бу, на чем, межту прочим, было по-
строено исполнение вальса Штрауса
«Голубой Дунай». В качестве акком-
панемента к песенке «ЁИрошка  Боу-
Пип потеряла свой «лжип» оркестр
	избавить ето от мыслей. Пусть не ду-
	мает. Изгнать из искусства все, что
моет будить живую и пытливую че-
	ловечеескую мыель  Недлапом амери-
	Канская статистика показывает, что
на полторы тысячи клубов, в кот-
рых оболваненные американцы  по-
клоняются мышонку Микки Maycy,
похождениям гангетера-моряка Попая
и‘сыщика Кента (все это серия за
серией выпускается мультипликани-
	онными  кинокомпаниями). прихо-
дится всего один клуб почитателей
Шекспира.
	  веть и другое назначение искус-
  ства в буржуазном мире. Если к ис-
кусству тянутся люли, если они жа-
ждут развлечений, бизнесмен решает
вопросе просто — искусство должно
служить рекламе, Ради этого чикаг-
ская компания по производству шпи-
ната покупает собственную киносту-
дию, ради ото в эфире звучат
«мыльные оперы», таким путем ис-
кусство целиком и полностью подчи-
няется всемогущему бизнесу.

Но главная. так сказать,  гене-
ральная, задача искусства, служащего
империалистическии хищникам, —
это задача воспитания лютей, кото-
рых не пугает кровь й „воторым Ra-
жется ничего не стоящей жизнь дру-
тих людей. Давно известно, что Гол-
ливуд своими фильмами, где кровь,
кулаки и револьверы новейших .си-
стем составляют основу сюжета и
тематики, заполонил весь буржуаз-
ный мир. Подсчитано, что 6 милляо-
нов английских детей посещают ки-
Но (т.е. смотрят голливулекие филь-
мы) олин раз и 31/эз миллиона — два
раза в неделю, что ежегодно около
500 преступлений совершаются под-
рестками в результате непосредет-
венного ‘воздействия кинофильмов.

Конечно” эти потростки чрезмерно
впечатлительны. Но те, которые не
убивают сразу после посемения ки-
нотеатра, все же на протяжении мто-
‘гих лет привыкают к тому. что уби-
вать можно и нужно, а когла и кого,
— то им бутет в свое время сказано.

Что же. в конечном итоге, утверж-
лает нынешнее буржуазное искуеет-
Bo? Нельзя думать, но можно уби-
BaTb.

Вот несложная мораль, расечитан-

CTODOHY народа. к его запросам. к его! посещетия вилных
	интересам.

«Работники искусств должны по-
пять, что те из них, кто и впредь
будет безответственно и легкомыс-
ленно относиться к своему делу, лег-
во могут оказаться за бортом перело-
вого советского искусства и выйти
в тираж, ибо советский зритель вырос,
его культурные запросы и требования
увеличились, а партия и госуларетво
будут и в дальнейшем воспитывать в
народе хорошие вкусы и высокую
требовательность в произведениям
искусства».

Вот золотые слова большевистской
партчи, которые направляют  вгех
нас каждый день.

В театрах, музеях и конеерватори-
ях нашей великой страны в эти дни
радостное оживление. Готовятся но-
вые спектакли и выставки, увеличи-
вается число концертов, артисты вы-
ходят действительно на всенародный
отчет. Я ближе в музыкальному те-
атру, и нынешний сезон меня волнует
потому, что это — сезон. ботатый co-
ветекими операми и балетами. Толь-
ко в Москве прелполагаетея поставить
в течение сезона 5 советских опер и
2 балета на современные темы. К On-
тябрьской годовщине приготовили но-
вые спектакли по произведениям с0-
ветеких композиторов Большой театр
в Москве и Театр им. Кирова в Ле-
иинграле.

У нас много сил, чтобы еще пгире
развернуть фронт развития и распиве-
та советского искусства, ибо путь
наш ясен, народ любит искусство и,
пресявляя все более высокие требо-
вания к искуеству. сам чуветвует его
благотворное воспитательное воздей-
ствие.

Но мы не можем тумать только о
себе. Каждый советский деятель ис-