СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			Бультурное сотрудничество
народов, етроящих социализи

нами. Вонвенции охватывают все сто-
роны научной и художественной IRH3-
ни: они предусматривают самый ши-
рокий обмен достижениями в области
культуры, взаимную творческую по-
МОЩЬ.

Исторический пример Советского
государства, братского содружества
населяющих его болыних и малых
народов служит для трудящихся „стран
народной демократии величайшим
стимулом к тому, чтобы соединить
	свои усилия в борьбе за всемерное
развитие своих национальных куль-
	развитие своих нациенальных Ky.ib-
тур.

Многогранны и ярки. формы, в Ко-
торые облекается культурное сотруя-
	ничество, охватывающее все стороны
духовной жизни свободных народов—
науку, литературу, искусство.
Недавно проходила неделя румыно-
венгерской дружбы. Она явилась но-
вым волнующим свидетельством бла-
готворных перемен во взаимоотноше-
	ниях двух еоселних народов, которых
	враждебные им силы империализма
на протяжении многих десятилетий
натравливали друг на друга. «Неде-
ля» стояла в центре внимания ру-
мынской общественности; печать уде-
ляла много места выступлениям вен-
терских артистов в Бухаресте и дру-
гих городах Румынии. «Подлинными
посланцами любви и дружбы» назва-
ла их газета «Флакэра». В статье,
посвященной концертам гостей, в га-
sere «Скынтейя» видный румынский
композитор Альфред Мендельсон пи-
сал: «Ощущаешь новую Венгрию, ви-
дишь стремления, столь близкие и
нам, и веем народам, которые, имея
перед собой ‹веркающий пример Be-
ликого Октября, дружно идут к общей
цели».

В самых различных формах проУв-
ляется культурное сотрудничество
венгров и ‘румын. Примечательна
инипиатива двух театров Транеиль-
	вании. Артист венгерского театра В
	Тыргу-Муреш Дьердь В№овач выступил
в роли Тетерева в пьесе Горького
«Мещане», поставленной Румынским
национальным театром в Влуже. Зри-
тели горячо приветствовали артиста,
	‘справедливо видя в его выстунлении
		на румынской сцене проявление
дружбы двух братских народов.

На протяжении 1950 года состоял-
ся еще ряд «недель» культурного
оближения. На. открытии недели бол-
таро-румынской дружбы в Бухаресте
председатель Комитета по делам нау-
ки, искусства и культуры Болгарии
профессор Савва Гановский говорил о
том, что «эта неделя является демон-
страцией искренней и нерушимой
дружбы между двумя соседними стра-
нами народной демократии, искрен-
ней и вечной дружбы < братскими на-
родами Советского Союза, любви п
преданности учителю и вождю —
великому Сталину».

«Большим вкладом в дело создания
нового мира, того мира, за который
борются народы, строящие социализм,
мира сталинской эпохи», назвала
итоги недели  албано-венгерской
дружбы представительнеяа венгер-
ской общественности Фай Борис.

Все чаще на сценах театров стран
народной демократии появляются про-
изведения классической и современ-
ной драматургии братских стран.
Венгерский зритель, восторженно
принявший в 1949 году замечатель-
ное произведение классика румын-
ской литературы Иона Караджале
«Утерянное письмо», с болыним ин-
  теросом и одобрением встретил тадже
  пьесу талантливого румынского писа-
теля Михаила Давидоглу «Шахтеры».
Давая высокую оценку спектаклю,

CBOGONY If национальную чезависи-
	мость завоевывает он и присоедивняет

к. евбей стране полмира и называет
это колонизацией. Нужен ему, на-
пример, новый рынок для его зале-
жавшихся манчестереких товаров, он
сейчас же снаряжает миссионера
проповехывать туземцам евангелие
мира. Туземцы убивают миссионера;
тогда он прибегает 5 оружию в 3а-
щиту христианства: сражается за
христианство; делает завоевания ра-
ди христианства и, как воздаяние с
неба, захватывает рынок».

С особенной силой звучат в наши
дни произведения Шоу, обличающие
империалистических поджигателей
войн. В пьесе «Майор Барбара» Поу
создал образ типичного торговца ору-
жием, фабриканта смерти Андершаф-
та. Гнусная «философия» этого Пу-
шечного короля великолепно выра-
жена в его девизе: «Без бтыда!». С
подлейшим бесстыдством заявляет
Андершафт, что его деле заключается
в том, чтобы «продавать оружие вся-
кому. кто предложит за него настоя-
щую цену. невзирая на лица и
убеждения: аристократу и республи-
канцу, нигилисту и царю, капитали-
сту и сопиалиету, протестанту и ка-
толику, громиле. и полиемену, черно-
му, белому и желтому, людям вся-
ROTO рода и есстояния, любой нацио-
нальноети, любой веры, любой сек-
ты, для правого дела и для преступ-
ления».

Как показывает Шоу, подобные
люди являются заправилами поли-
тики в капиталистических странах.
Когда один из персонажей пьесы пы-
тается заговорить 0 правительстве,
0б английском парламенте, Андер-
шафт перебивает его: «Нравительст-
во твоей страны! Я — правительет-
во твоей страны... Неужели ты ду-
маешь, что десяток дилетантов вро-
де тебя, усевшиеь в этой дурацкой
товорильне, может управлять Андер-
шафтом и Лейзереом? Нет, мой друг,
вы будете делать то, что выгодно нам.
Зы об’явите войну, если нам это бу-
лет выгодно, и сохраните мир, если
нам это подойдет. Вы обнаружите,
что промышленности требуются та-
кие-то . мероприятия, как раз тогда,
когда мы решим эти мероприятия
провести. Когда мне нужно будет по-

венгерские критики усматривали 6©10
успех прежде всего в том, что перед
шахтерами новой Венгрии, как и пе-
ред горняками Румынии, стоят оди-
наковые задачи, ибо одна у них цель,
одинаковы и условия, в которых оба
народа. опираясь на помощь Совет-
ского Союза, строят новую жизнь.
В этом же секрет большого успеха.
пьесы чехословацкого писателя Ва-
шека Вани «Бригала шлифовальщика
Каргана», идущей на сценах многих
‘польских театров. Сюжет пьесы по-
строен на конфликте между группой
молодых рабочих — носителями но-
вого, социалистического отношения к
труду. и старым, отсталым рабочим
	Варганом. Но мотивам этого произве-
дения создан фильм «Две бригады».
«Успех пьесы, —— писал варшавский
	журнал «ПШшекруй», — одно из <а-
мых выразительных и ярких преяв-
лений утлубляющегося польско-чехо-
словацкого культурного содружества,
того содружества, которое стало важ-
ным и серьезным вкладом в великое
дело борьбы за мир, демократию, со-
цнализм», 1

Широкое соглашение между  ди-
рекщией «Фильма польского» и
0б’елинением чехословацкой  кино-
промышленности предусматривает
организацию фестивалей польских
фильмов в Чехословакии и чехоело-
вецких — в Полыше, совместную
работу по выпуску новых фильмов,
созыв ©’езла польских и чехоело-
ращких кинотехников.

Жак собственные праздники, отме-
чаются в странах народной демокра-
тии большие кульгурные даты и <о-
бытия в жизни братских народов.
Убедительный тому пример — боль-
шое внимание, какое было уделено
повсеместно творчеству Шопена в
связи с шопеновскими торжествами в
Польше.

Значительное место в системе
культурного сотрудничества стран
народной демократии занимает обмен
выставками изобразительного искуе-
ства. Открывая выставку «Развитие
	чехословацкого изобразительного ис-
кусства за полвека» в Будапеште.
министр просвещения Венгерской на-
родной республики указывал на TO,
что она представляет собой «новый
птаг к более глубокому познанию дву-
мя народами друг друга, укрепляет
сотрудничество между обоими наро-
дами на благо мира и социализма».

Успешно прошел ряд выставок по-
литической карикатуры. Польский
еженедельник «Нова культура», го-
воря 9 выставке румынеких карика-
	туриетов в Варшаве. выразил большое
	удовлетворение по поводу того,
польскому зрителю показаны рисун-
ки Дору, Тару, Чик Дамадиана, Ко-
бара, Ника. «Это хорошо, — говорит-
ся в газете, — что у нас открыта
‘выставка румынских художников,
борющихся за мир в одних шерентах
с передовыми мастерами всего земно-
го шара.

Польские карикатуристы могут из-
влечь ценные для себя уроки из про-
изведений румынских товарипей».

Культурные связи стран народной
  Демократии — органическая, нераз-
\рывная часть того широкого полити-

ческого и экономического сотрудни-

чества, которое сплачивает народы

этих стран, борющиеся за мир, демо-

кратию, социализи в рядах великого

демократического лагеря. С каждым
`тнем растет и крепнет дружба наро-

‚дов, освобожденных Советской Арми-
elt, растет и крепнет их любовь
‘и предънноеть Советскому Союзу.
	великому Сталину. ‘
И. ЭЛЬВИН.

}
:

высить дивиденды, вы

‘ найдете, что это государ-

ственная необходимость.

Когла другие захотят по-

низить мои ливиденды, вы призовете

‘на помощь полицию и войска. И 2

весе это вы получите поддержку и

одобрение моих газет, a2 также Y10-

вольствие воображать еебя великими
государственными леятелями».

Какая точная оценка нынешних
правителей Англии, всех этих эттли,
бэвинов, моррисонов! Да разве к од-
ной только Англии OTHOCATCH эти
слова! Слишком хорошо известно, что
господа трумэны, ачесоны, маршал-
лы — такие же приказчики фабри-
кантов смерти, как и их английские
коллеги.

Политическая прозорливость Шоу.
сказалась также и в том, что уже
лваднать лет назад он показал в CBO-
ей пьесе «Тележка © яблоками» пол-
ную зависимость английских ‹правя-
щих кругов от монополиетического
капитала США. Один из персонажей
пьесы — американский посол Вап-
хаттан заявляет © пиничной откро-
венностью: «Англичане готовы еле-
довать за американцем потому, что
он платит за это...». Уже тогда Шоу
мог констатировать факты безудерж-
ной американской экспансии. захва-
тившей в сферу своего влияния И
Антлию. Тот же ‘персонаж говорит:
«В конце концов в Англии мы у ©е-
бя... Мы находим в Англии все, к
чему привыкли у себя в Америке.
Наши готовые изделия, наши книги,
каши пьесы, наиги игры, наши церк-
ви и христианекую науку, наших
шарлатанов-врачей, наше кино и наш
звуковой фильм, одним словом, наши
товары т налии идеи».

Трудно найти более верную харак-
теристику английского буржуазного
общества наших дней! Как известно,
молодой прогрессивный писатель
Олдрилж продолжил идею Шоу в пьесе
«49-й штат», показызающей, во
что превратилась современная Ан-
PIAA.

В той же пьесе Шоу дал велико.
лепный сатирический образ ангтай-
ского правого «еоциалиета». Выве-
денный AM тип профбюрократа я Я-
бориста Бонарджеса — яркое сатл-
рическое обобщение  предатель-кой
роли Эттаи, Бевина и им пообных
слуг. монополистйческого капитала,
маскирующихея под друзей прелета-
риата и демократли. Умело руйла-

Период высокого культурного под’-
ема переживают страны народной де-
мократии.

Народно-демократический строй,
выполняющий функции диктатуры
пролетариата, создает самые широкие
и благоприятные возможности для
быстрого и неуклонного повышения
культурного уровня народных масс,
для осуществления подлинной куль-
турной революции, для создания HO-
вой культуры, национальной по фор-
ме и сопиалистической по содержа-
нию, проникнутой великими идеями
Тенина-—=Сталина. Создание этой но-
вой вультуры происходит в ожесто-
ченной борьбе против лжекультуры
буржуазии, против космополитически
высокомерного отношения к духов-
ным богатствам, созданным народом,
против буржуазного национализма,
против преклонения перед дегради-
ровавшиим искусством Запала.

Неоценимым источником, в котором
молодая культура стран народной де-
мократии черпает живительные силы
для своего развития, служит  сокро-
вищница советской культуры, Изуче-
ние огромного 33-летнего опыта Со-
ветского Союза, исторических реше-
ний ПК ВКП(б) по идеологическим
зопрогам является основой новой, со-
циалистической культуры в этих
странах.

Существенную роль в развитии
культуры освобожденных Советской
Армией стран играет установившееся
между ними широкое культурное
сотрудничество. Участники велию-
то, возглавляемого Советеким Сою-
зом демократичеекого антиимпериз-
листического лагеря, Hapolbh этих
стран видят в евоем культурном €0-
трудничестве важный фактор даль-
нейшего укрепления взаимной друж-
бы, успешного строительства основ
сониализма.

Чтобы в полной мере оценить всю
тлубину перемен, происшедших за
минувшие пять-шесть лет, необхо-
димо вопомнить недавнее прошлое,
когда тосударства Центральной и
Юго-Восточной Европы были полуко-
лониями империалистических держав,
их сырьевыми придаткали и на
протяжении четверти века служили
базой агрессии против  Советекого
Союза. В те толы послушная своим
иностранным хозяевам местная бур-
жуазия стремилась изолировать
эти народы от Страны Советов и ee
социалистической культуры. Олно-
ьременно шло насаждение  антина-
родной культуры империализма,
имевией своей прямой целью pac-
жигание взаимного  неловерия и
распрей между странами Восточной
Европы.

°С разгромом фашизма и победой
строя народной демократии, с перехо-
дом освобожденных Советской Арми-
ей народов на путь строительства
основ социализма, коренные револю-
ционные изменения произошли и BO
взаимоотношениях этих народов в
области культуры.

Новые взаимоотношения нашли яр-
ое отображение в двусторонних со-
тлашениях (конвенциях) между стра-
нами народной демократии. Эти согла-
шения предусматривают создание
смешанных комитетов, в которых
каждая из договаривающихся сторон
представлена видными деятелями нау-
ки, литературы, искусства. Заседая
поочередно в одной из столиц госу-
дарств, подписавших соглашение, эти
комитеты разрабатывают план работ
на определенный перпод времени, на-

и

нэ qo © Oc Oy

on on ok kel tee Oo toes os sod
	мечают отлельные мероприятия, ено-
	собствующие расширению  Бультур-
ных связей между этими  стра-
	Умер известный английский дра-
матург Бернард Шох. Он скончался в
возрасте 94-х лет, после семидесяти
лет плодотворной ‘литературной дея-
тельности, оставив огромное насле-
лие: около пятидесяти пьес, несколь-
Ко ACCATROB памфтетов и романов,
сотни статей и газетных интервью.

_ Шоу был „одним из крупнейших
`представителей критического реализ-
ма пз Западе. Все его творчество бы-
ло посвящено критике и разоблаче-
нию пороков буржуазного общества.
С конца прошалото века и до наших
дней Шоу неутомимо выступал © 0б-
личением капиталистической экепло-
атации, ханжества и жестокости
английской буржуазии,  разоблачал
политику  империалистических за-
хватов и ложную  буржуазную
«демократию».
`. Прололжая лучшие традиции анг-
лийского реализма, учась у величай-
ших мастеров русского реалистиче-
ского искусства — Л. Толетого и
А. Чехова, Шоу смело срывал. мас-
ки с так называемого «респектабель-
ного» английского общества. Уже в
первом сборнике своих пьес, который
сам Шоу назвал «неприятными пье-
`сами». он поставил своей целью по-
знакомить читателей «с ужасными,
отвратителькыми сторонами общест-
венного устройства».
‚ В одной из пьес названного сбор-
ника, «Трушобы». с успехом идущей
сейчас на сцене Московского театра
“сатиры. Шоу, по его собственным
словам. показал. <каким образом поч-
тенный средний класс и щеголяющая
благородством своих чувств арието-
кратическая молодежь, как мухи. на
_ нарозе, откармливаются и жирехт за
‘счет нищеты, ютящейся в трушо-
бах».

С большой сатирической силой но-
казал в своих пьесах Шоу, как при-
крывает английская буржуазия свою

” захватническую империалистическую
политику лицемерчыми словами ©
«цивилизации». Английский бу ржуа
считает. что «ето нравственный и
религиозный долг заключается в том,
чтобы покорить себе тех, кто владеет
желанным лля. него предметом... И
 веегла и на все у`него наготове эф-
фектвая поза нравственного челове-
ха. В качестве великогс борца за

Советского Дагестана
	Но-пляовюй финал—прозвучали Be-
	личественню, торжественно H & TO
Re PMMA WerKO H PalociHo.
изнерадостна, полна ‘большой
	Я

внутренней энергии песня «Налиа си-
ла», мелодию которой сложил сам на-
народ Дагестана на слова Сулеймана
Стальского. Песня эта звучит Kak
всенародная здравица величайшему
гению человечеетва.

Своеобразна по колориту «Tepon-
ческая песня о Сталине» Т. Мурадова
(текст А. Аджиева). Напряженно-
страстный, речитативный еклад за-
пева, исполняемого на фоне строго
размеренного торжественного эвуча-
ния хора, сменяется общим хоровым
припевом. Теплота и искренность
чувства, лаконичность, простота и
ясность формы отличают это произве-
дение. № сожалению, «Тероическая
песня о Сталине» не лишена стилево-
го противоречия. Злесь ясно ощущает-
ся несоответетвие задуманного герои-

ческого образа музыкально-вокально-  *

му материалу, решенному в несколько
пассивном плане.

Из лирических и шуточно-бытовых
песен, ‘исполненных датестанскими
‘артистами, следует отметить кумык-
скую лирическую песню в обработке
Il. Проекурина. Ее чудесно спела co-
лиетка Лагестанской филармонии Ие-
бат МБаталбекова — обладательница
прекрасного, сильного и задушевного
голоса, умеющая соединить внутрен-
нюю темпераментность и лиризм,
проникновенно раскрыть  художеет-
венный образ.

Отмечая значительные успехи ис-
кусства народов Советского Дагеста-
на, следует высказать и несколько
общих критических замечаний п по-
желаний. Существенным из’яном ис-
полненной программы явилось жан-
ровое однообразие и одностороннее
увлечение этнографическим,  фоль-
клорным материалом, его ограви-
ченное использование преимущест-
венно в области бытовой  любовно-
лирической песни и старинных лез-
гинских плясок,  полаваемых к
TOMY же с заметным акцентом на
«экзотические» моменты.

Разве не выиграла бы программа,
если бы в ней были ярко продемонст-
рированы песни и пляски современ-
ной советекой молодежи, раскрываю-
щие образы труда и героики, темы
борьбы за мир и дружбы  пародов
СССР, показаны образцы новой со-

ственно-эпическими чертами?
Следует. пожелать в дальнейшем
включить в программу произведения
русской классической музыки и рус-
екого наролного творчества. Успеш-
ное развитие дагестанской музыкаль-
ной культуры немыелимо без исполь-
зования лучших достижений coBpe-
менного искусства братских народов
Советского Союза и прогрессивных
традиций русской классики. Овладе-
ние этими достижениями значительно
повысит профессиональное мастерет-
во работников ансамбля, поможет ма-
стерам датестанекого искусства ©о-
злавать новые талантливые произве-
хения, достойные сталинской эпохи.

ветекой лирики, пронизанной obme-

китайского цирка
	Тастроли китайских артистов Ha-
чнутся в ближайшие дни в Мозков-
ском цирке. Зрители столицы увидят
в их исролнения полную программу,
	В связи е предетоящим TPM AWA
летим Дагестанской автономной рес-
публики в Москве состоялея ряд кон-
цертов мастеров искусств Дагестана.

Искусство датестанского народа,
налолненное жизнеутверждающим
оптимизмом и молодым задором, отра-
жающее чистоту, прозрачность и яс-
ность художественного мышления,
оставило У москвичей глубокое 8
сильное впечатление.

Артисты Датестанского государет-
венного ансамбля песни и пляски И
Дагестанской филармонии продемон-
стрировали заметно выросшее ма-
стерство. Почти все хоровые и еэль-
ные вокальные номера концерта ан-
самбля. так же как и хореографиче-
ская часть программы, окрашены яр-
ким национальным колоритом и но-
сят полтинно_надюдный характер.
	Многонациональный Дагестан

представлен в программе разнообраз-
но и всесторонне. Здесь показаны
зварские, андийские, вубачинские,
цудахарские, лезгинские, хивские и
кумыкекие танцы и пляски, & также
даргинские, лезгинские, вумыкские и
другие песни.
‚ Почти вее танцы и пляски отлича-
ются исключительно быетрыми тем-
пами, риртуозной техникой танцоров,
их темпераментноетью и эмоциональ-
ностью. 06060 еледует выделить цу-
дахарекую лезпинку, прекрасно ис-
полненную под ‘аккомпанемент трио
зурн _ М. Ватабовым и У. Алиевой.
Контрает между пламенной пляекой
танцора и плавноскользящими дви-
жепиями танцовщицы производит
больное впечатление.
	Тем же неистовым, вихревым кру-
жением, полным буйной силы и свое-
образной грации, отличаетея  лак-
ский танец. в Котором ярко показали
свое незатрядное мастерство Р. Ма-
томехова и №. Манафов.
	Очень интересен групповой лез-
гинекий женский танец 6 пением.
Плавное хороводное кружение строй-
ных женских фигур в длинных стро-
гих платьях е прозрачными легкями
шарфами, сопровождаемое пением на-
родной лирической любовной песни,
‘живые, причудливо перемежающееся
‘ритмы создают увлекающее и эри-
гинальное зрелище. Женская танцо-
вальная группа ансамбля и солистка
  Зпаида Алибекова привлекли симпа-
‘тии зрителя непосредственностью и
  илетерством исполнения этого номе-
ра. В сожалению, в хореографичееких
  номерах ощущается некоторое увле-
  чение традиционно, понимаемой «ро-
  сточной экзотикой» и внешней,
  «иричесанной» эстрэлнестью в  и0-
этановке народных плясок.
	Среди вокальных номеров програм-
мы выделяется” несколько произве-
дений, раскрывающих образ великого
вождя народов — товарища Сталина.

Из этих сочинений наиболее зна-
‚ чительна «Кантата о Сталине» Г. Га-
 санова, палисйнная на текст Р. Гам-
затова. Отдельные части этой кан-
таты — торжественная праздничная
«Красная площаль», мощный, герой-
ческий полифонический Фрагмент
«Там, гле трудится страна», хоровод-
	Приезд артистов
	Послезавтра в Москву приезжает
	коллектив артистов цирка Битайской
народной республики. В составе кол-
тетива — 70 человек. CDCI них
	фильм «Побег из неволи», удо-
(режиссер Б. Борозанов). Фильм
: за национальную независимость
		посвящен легендарному герою борьбы за Н
Болгарии — Калину, прозванному за свою X
кадр из фильма. Народный артист Болгарии И. Димов в

ациональную веер ес
рабрость Орлом. На фото:
роли Калина-
			Наследство выдающегося
мастера пейзажа Армении
	На выставке произведений Г. Башинджагяна
	В киносекции ВОКС
	Премьера в Большом театре
	OES ORM PCat yG   LOPOB, декорации написаны хуложни-
генеральная репетиция! ком Т. Старженецкой. Основные пар-
	тии на генеральной репетиции иснол-
няли: молодая певица. недавно при-
нятая в труппу ГАБТ. Н. Влагива
(Дуня), П. Чекин (лед). 0. Ингарова
(мачеха), А. Иванова  (Фроська),

M. Звезлина (Зайчик). А. Кривченя
(Mopo3xo).
	`Цервое представление оперы с9сто-
ится завтра. 5 ноября.
	Гениальное указание товарища
И. В. Сталина о качественных 060-
бенностях каждой нации, лополняю-
щих и обогащающих сокровищницу
мировой культуры, побуждает с
особым интересом отнестись к изуче-
нию художественного наследия брат-
ских народов нашей страны.

Вольное и полезное лело пропа-
танды реалистического искусства
жизописцев армянского народа про-
волит Дом культуры Армянской CCP
в Москве. Недавняя выставка работ
художника Ф. Терлемезяна и откры-
тая в пастояшее время выставка
произведений Г. Башинджатгяна ro-
ворят о стойких реалистических тра-
дициях армянекого изобразительного
искусства.

Выставка картин основоположника
армянской пейзажной живописи
Г. Башинджагяна, устроенная в свя-
зи с 25-летием со дня ето CMEDTH,
впервые так широко знакомит мо-
сквичей с творчеством этого круп-
ного мастера. Потетители елинодуигно
отмечают большие художественные
достоинства пейзажей Башинджагя-
на, патриотический  хатактер его
произведений, воститьзающих яю-
бовь к природе ролхного края.

Используя опыт выдающихся пей-
зажиетов русекой школы Айвззовско-
тои Куинджи — мастеров живопис-
ной передачи природы югз чашей
страны, Башинлжагян © глубоким
проникновением и любовью запечат-
левал на своих полотнах величавую
врасоту снежных вершин Арарата и
Казбека, безмолвную ночную гладь
озера Севан, блестящие от лунного
света волы Куры, живописные берега
Черного и Каспийского морей. покры-
тые снегом горные деревни Армении,
солнечную Алазанскую долину.

В своих лучших работах, экепони-
рованных на выставке: «Дожль на
Севане»/ «Лунная ночь ва Куре»,
«Арагац», «Арарат», «Севан. Полная
тишина» и ряде других художник
поднимается ло подлинных BLICOT
реалистической пейзажной живопи-

6. ЗМ.
	Этюды. показанные ва выставке,
	раекрывают нам творческую лабора-

торию большого мастера. эдесь мы не.
узилим формальных решений проблем
гвота, цвета, об’ема. Художник не
выделял из полнокровного реального
образа природы только какую-нибудь
одну сторону в Ущерб другим. Его
этюды ярко и полно передают ма-
териальность камня и земли, про-
врачность и текучесть воды, воздуш-
ность облаков, яркий солнечный
свет, вюе богатство красок окружаю-
щей его природы. Внимательное изу-
чение натуры, тщательность рисун-
ка, углубленная работа нал компози-
цией, фиксация всех тончайших
нюансов природы — все это опреле-
ляло усйех лучших произведений
художника.

Валнинджатян один из первых
армянеких художников успешно ре-
шил задачу создания пейзажа-карти-
ны, и это поставило его на одно из
первых мест в истории армянской
живописи.

В памяти посетителей выставки
надолго останутся величественные
ночные пейзажи, наполненные сереб-
ристым сиянием луны,  озаряющей
своим хололноватым светом берега и
воды №ры и Севана: «Лунная
ночь на Куре». «Кура ночью», «Се-
ван ночью». Дневные пейзажи на-
сыщены воздухом и светом, они как
бы прославляют солнце, ето благо-
творную жизнеутваржлающую силу.
	Бюро киносекции ВОКС организо-
вало 30 октября вечер, посвященный
польскому кино. С докладом высту-
	пил пресс-атташе посольствз  Поль-
ской республики в СССР г. С. Кер-
нер. После доклада был показан но-
вый художественный фильм режиссе-
ра Е: Ценкольского «Две бригады»,
сценарий которого был написан сту-
дентами Польского государственного
института кинематографии. Кроме то-
го, были показаны документальные
	Вчера в филиале Больно театра
состоялась _ генеральная репетиция
оперы лля детей «Морозко». подготов-
ленной коллективом театра к 33-й
годовщине Великой Октябрьской co-
циалистической революции. ‘Сюжет
оперы (автор — композитор. М. Кра-
сев) построен на русских. сказочных
обгазах.

Спектакль поставлен режнесером
И. Макелонской, ‘дирижер IE. Гри-
	ь
‚
[
qj

В картине «Дождь на Оеване» сол-
нечные лучи, прорвав завесу дождя,
чудесными по тону розоватыми от-
блесками падают на покрытую легкой
рябью зеленоватую воду, на-бегущи
нат озером облака. Солнце, олержав-
шее победу над непоголой, ‘торже-
ствует.

Уменье выразить  беспрелельную
широту мира, красоту и своеобразие
природы Кавказа и Закавказья ярко
проявляется и в мноточиеленных
торных пейзажах художника.

Хуложественно убедительно и тон-
ко используя законы линейной и в03-
душной перспективы, добиваясь 3a-
конченной целостности в композиции,
живописец как бы выводит врителя
непосредственно на лоно природы,
стоемясь показать не оттельный ев

‘уголок, а Bee ее многообразие. Уме-

ло выбрав точку зрения, он показы-
вает широкие, затянутые прозрачной
дымкой просторы Алазанекой  доли-
ны. уходящую вдаль  серебристую
ленту Куры. Часто повторяя один и
тот же сюжет, Башинджатян стре-
мился как можно полнее показать
природу, раскрывая все новые и но-
вые стороны в ее непрестанно меняю-
щемся облике. *

Его работы в большинстве своем
являются картинами в полном 4H
лучшем емысле этого слова, глубоко
и многосторонне раскоывающими CO-
держание, показывающими реальную
природу и отношение к ней живо-
писца.

Конечно, не все творческое насле-
ave Башинджагяна, создавшего более
2.000 произведений, равноценно. На
выставке есть и малоулачные, хул-
жественно невыразительные вещи.
Но они не могут умалить громадного
значения его лучших, поистине пре-
краеных картин.

Нельзя не отметить большой и пло=
дотворной общественно-хуложествен-
ной деятельности Башинджатяна. В
предреволюционные годы, когда в
искусстве поднялась волна декадент-
ства и футуризма, захлестнувиая
	  многих художников, он осталея вер
Нм последователем прогрессивных,
	реалистических традиций, поборни-
ком демократических идей дружбы п
братства народов.

Осуждая «бессмысленно размале-
ванные полотна, где нет ничего, кро-
ме обилия разноцветных красок»,
Балиинджагян резко критиковал ис-
кусство декаданса и футуризма. 05-
ращаясь к молодым художникам, он
указывал, что, какой бы пылкой
фантазией ни обладал художник, его
произведение «не может быть иетин-
но художественным, если оно вне
здравого смысла и еели не соответ-
ствует законам  хействительности».

Эти выступления, естественно, вы-
звали бурю негодования реакционной
художественной критики. Творчество
и взгляды Башинлжатява были
0б’явлены «консервативными» и <от-
сталыми». Его крупнейшие заслуги
в развитии армянской живописи за-
малчивались, а его лучшие произве-
дения третировались,

Пере советскими историками
искусства, в особенности перед искус-
ствоведами Советской Армении, стоит
почетная и благородная задача изу-
чения и исследования обширного на-
следия Батинджагяна. Пора широко
ознакомить советеких людей с насле-
дием этого художника-патриота, ив-
дав цветные ‚репродукции © его луч-
ших работ, показав его пооизвеления
в крупнейших музеях нашей станы.
		В, т ЗРК ор

MACTC HA различия ых жанров циркового   состоящую из трех отделении.
	HCKYCCTBA —— ILMIIOSHORHCTH, ГИМНа-, №0 ОБОНЧании Tats pul 2 ом,
сты, велоснпелисты, акробаты, жен-   артисты цирка Кнтайской народной

-

TITAN? HADRITVUR. TVDDHCTHI.   реепуоблики выступят в Ленинграде.
	щением говорил писатель о вожде со-
	ветского народа: «Сталин очень при-
ятный человек и действительно ве-
тикий руководитель рабочего класса».
В день 70-летия товарища Сталипа
Шоу прислал великому вождю теплое
приветствие.

Шоу понял, что советекая демокра-
тня неизмерлмо выше ложной бур-
жуазной «<лемократии». «Русское раз-
	решение вопроса о демократии, —
	писал он в 1951 голу, — показыва-
	ет. что Советская Poccna обогнала
	капиталистический мир по крайней
мере на столетие». В 1944 году пи-
сатель енова заявил: «В России ци-
вилизация шагнула так далеко вие-
ред, что изумленная Европа осталась
далеко позали».

В обстановке загнивания и раз-
ложения буржуазной культуры и ис-
кусства, Шоу выступил как один из
продотжателей лучших традиций pea-
лизма. С самого начала своей лите-
	ратурной деятельности, еще в 30-е
годы, он заязил себя противником
«чистого» искусства. «Ради одного
только «искусства» я бы не написал
ни единой строчки», —— писал он в
предисловии к пьесе «Человек и
сверхчеловек». Введение публици-
стики в драму Шоу ечитал не только
оправданным, но и совершенно необ-
ходимым. Но буржуазные лоаматурги
не пошли тю этому пути. Пристли и
ему подобные тортовцы ходким лра-
матургическим товаром слелали все,
чтобы обратить английский театр в
лоно реакции.

Советекие театры создали яркие
сценические воплощения пьесе Шоу.
«Пигмалион», «Трушщобы», «Ученик
дьявола» if PHI других спектаклей,
осуществленных в разные голы, про-
демонстрировали высокий уровень е0-
ветекого театрального искусства, со
реей силой донесшего до зрителя луч-
шие черты драматургии Ноу, ее
реализм. социальную остроту и ©ме-
лую паралоксальность.

Свопми лучшими сторонами твор-
честве Шоу принадлежит народу.
Литературное каследие смелого обли-
чителя имперналистической буржуа-
зии помотает в борьбе за мир против
империалистичеекой теакции, ROTo-
рую ведут трудящиеся воех стран.
Это оружие не утратило своей оетро-
ты. Оно еще долго булет разить вта-
тов человечества острой сатирой,
CMCTIBIM CIOROW TAREE.
	Александр АНИКСГ.

чает писатель ту демагогию, Изоред-
ством которой эти злейшие враги тру-
дящихея стремятся обмануть парэд-

‘ные массы: «Я говорю членам трэд-

юниона — мужчинами женщияям—
© демократии. Я говорю им, что 09%

имеют право толова и что им принад-
лежит мир. и власть, и слава. Я
призываю их: «Пользуйтесь умио.
данным вам ‘правом голоса — голо:

суйте за меня». И они голосуют. Вот

темократия; это чудееная штука для.
тото, чтобы поставить нужных лю-
лей на нужное место». Бонарджее
добивается своего: он становитея ми-

нистром. И этот «рабочий» министр

пелет такую же политику, каки

конеерваторы. ‘

Творчество Шоу является хуложе-
ственным локументом большой обли-
чительной силы, отражающим кризис
и упадок британекого империализма.
Как показывает писатель в своих
пьесах, особенно в таких, как «Дом,
где разбиваются сердца» и «Горько,
но правда», — старая Англия обре-
чена. Он уполобляет свою страну ко-
раблю, который потернел крушение
и идет ко дну.

Сознавая обреченность капитализ-
ма, Шоу, однако, не делал из этого
революционных выводов. Над всеми
его положительными выводами тяго-
тела идеология  мелкобуржуазного,
фабианского «социализма». Поэто-
му, будучи смелым и беспощадных
в критике капиталистического 05-
щества, Шоу, когда вставал вопрое о
путях общественного преобразования,
не мог до конца преодолеть мелко-
буржуазной ограниченности.

Это, однако, не помешало Шоу
оценить гначение Великой Октябрь-
ской социалистической революций.
С первых дней советской власти он
заявил себя другом СССР. В оды
интервенции Шоу требовал прекра-
щения похода Антанты, возглавляв-
шегося Черчиллем, против Советской
России.

В 1931 году Шоу посетил. Совет-
ский Союз и был принят товарищем
Сталиным. По возвращении в Англию
Шоу повел борьбу против кампании
лжи и клеветы, распространяемой
желтой прессой по адресу СССР. Он
заявил тогда: «СССР являетея вели-
чайшим позитивным фактором... Co-
ветекое правительство — единетвен-
ное правительство, которое работает
во имя идеала, оно выбрано народом
лая нарола». C пвекрываемым воехи-
	€ DP Had (D>
	кинофильмы «Сентябрь» и «Мархлев-
ский».

После просмотра состоялось обсуж-
дение польских фильмов, в котором
приняли участие А. Роом, М. Дон-
ской, М. Папава, Д. Еремин, С. Кома-
ров и другие. За пожелания и
замечания, которые были высказаны
членами киносекции ВОКС. советник
посольства Польской республики в
СССР г. Г. Замбрович тепло поблаго-
дарил присутствующих,
	Главный редантор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Реданционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. главного редактова),
А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ. В. И. ТРАПЕЗНИКОВ.
				«Советское искусство» РЫХОЛИТ
по вторникам и субботам.
	`Адрёз редакций: Москва, Цветной ‘бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы ниформации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств, нвостранвый — К 1-48-33.

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7, Зак. № 3005. :

503911.