убоко изучать и творчески развивать наследие п. С. Станиславского
		Ey
		скую речь? Отаниелавский говорит о
полтекоте. Очень любопытно, что он
понимает под подтекстом. Во всех
тезтрах У нас говорят о подтексте,
но зачастую понимают разное. Одни
говорят: я вот, дескать, елова произ-
ноту одни, а думаю. при этом, может
быть, совершенно друге. А вот
ч№ пинет по этому поводу Ёюп-
стантин Сергеевич: подтекст —
«это явная внутренне ощущаемая
«жизнь человеческого духа» роли, ко-
торая непрерывно течет под еловами
текста, все время оправдывая и ожи-
вляя их. В подтекете завлючены мно-
гочиеленные, разнообразные и внут-
ренние линии роли и пьесы, спле-
тенные из магических и других «ес-
ли бы», из разных вымыелов вообра-
дения, из предлагаемых  обетоя-
тельств, из внутренних действий» и
пр. и пр. «Нодтекст—это то, что за-
ставляет нае говорить слова роли».
	онечит, тут опять та же работа во-
ображения, что и пря физических
действиях, работа воображения, ко-
торая подводит нас к тому, что. мы
не можем не сказать имезно этих
CHOR.
	Слове, рождлаясь, принимает непо-
средственное участие в осуществяе-
HHH сквозного действия и сверхзада-
чи. Слово играет тут важнейшую,
первостепенную роль. «Слово, не Ha-
сыщенное изнутри и взятое отлетьно,
само по себе является просто внен-
ней кличкой. Текст роли, состоящий
из таких кличек, — ряд пустых зву-
ков... Но лишь только чувство, мысль
или воображение оживят пустые зву-
ки, еозлается иное к ним отношение,
как к содержательному слову. Тогда
те же звуки ‹люблю» становятся
способными зажечь страсть в челове-
ке и изменить ето жизнь. Слово «вие-
ред», оживленное изнутри патриоти-
ческим чувством, способно послать
	целые полки наз верную смерть. Са-
мые простые слова, передающие
сложные мысли, изменяют все наше
мировоззрение».

Слово может возбуждать и вее на-
ши пять чувств; стоит вспомнить
название музыкального произведения
	‘или имя художника, название блю-
	да, любимых цветов, и у вас елухо-
вые и зрительные образы, вкусовое.
ощущение и осязание возникнут в
связи во словами. Слово несет идеи
наших писателей. Можно ли обойтиеь
без этой нагрузки в творчестве ‘аклте-
ра?

Как же, олнако, сделать слова чу-
жие своими словами? Для этого,
учит Станиславский, ° необходимо
все, что вы говорите, знать и видеть
своим внутренним зрением, видеть
предлагаемые обстоятельства, кото-
рые и дадут вам право произнести
эти слова.

Тогла при общении с партнером у
актера возникает желание, потреб-
ность внедрять в другого свои виде-
ния. <«Антивность, подлинное, про-
пуктивное, целесообразное действие—
самоз главное в творчестве, стало
быть м в речи! Говорить — значит
действовать. Эту-то антивность дает
нам задача: внедрять в других свои
видения...». В этом случае весь текст
	роли будет все время сопровождаться.
	видениями нашего внутреннего эре-
ния. Из них создаются как бы непре-
рывная кинолента, которая безоета-
новочно пропускается на экране на-
нтего внутреннего зрения и руководит
нами, лока мы говорим или дейст-
вуем на сцене. - «Таким образом,
просматризая внутренние видения,
мы думасм о подтексте роли и чув-
ствуем ого. Прием не нов. В epoe
время в области движения и действия
	мы пользовались аналогичными мет9-
дами. Тогда для вообуждения неус-
тойчивой эмоциональной памяти мы
обращались к помоши более опрути-
мых, устойчивых физических лейст-
Вий и с их помощью созлавали не-
прерывную линию роли. Теперь по
тому же методу и лля той же цели
мы прибегаем к беспрерывной лимин
видения и передаем ее словами. Тог-
да физические действия являлись
манками лля чуветва и переживания
  в области движения, а теперь внут-
ранние видения становятся манками
	ZO YOCCH EA
	статьи «Глубоко изучать и творчески развивать наеле-
дие К. С. Станиславеко». В обсуждении участвуют
профессор» и пелатоги училища, артисты Театра
им. Евг. Вахтангова. На втором заселании в прениях
по окладу народного артиета РСФСР проф. Б. бахавы
«Творческое наследие В. С. Станиславского и «метод
физических действий» выступили заслуженный аттиет
PCOCP доцент 1. Шихматов, народная артистка РСФСР
проф. Ц. Мансурова, артистка Театра им. Евг. Вахтан-
гова доцент Т. Шухмина, артист Ю. Любимов.
* eK

С. интересом и вниманием следят за дискуссией ре-
жиссеры театральной самодеятельности Москвы. Ha-
днях в Московском доме народного творчества, состоя-
лось обсуждение статьи «Глубоко изучать и творчески
развивать наследие В. 6. Отаниславекого». -

еновной доклад сделал режиссер Г. Кристи. В 06-
сужлении приняли Участие руководители  тезтральной
самолеятельности — заведующий театральным отделом
МДНТ В. Мееровекий, фежисеры московских клубов
В. Боржин, М. Галацкий, Ф. Вулиш. Выступавшие от-
мечали больное значение дискуссии, говорили о необ-
ходимости пгирокю внелрять творческие принципы В. С.
Станиславского в повседневную практику театральной
самодеятельности. _

№№ *

КИЕВ. (Наш корр,). Во второй половине ноября со-
стоитея научная сессия Киевского театрального инсти-
тута пмени Карпенко-Карого, посвященная вопросам
изучения и развития творческого наследия К. С. Ста-
ниславекого.

Профессорско-преподавательский состав института
активно готовится в соссии. На заседании кафедры ма-
стерства актера участники будущей сессии выступили
с сообщениями о готовящихся ими’ докладах.

Всего по кафедре будет сделано девять докладов на
темы: «Общие принципы системы Станиславского»
(заелуженный артист УССР B. Норд), «Воюсы физио-
логии и творчество актера» (народный артист УСОР
В. Вильнер), «Застольный период работы нах сепектах-
лем» (народный артист СССР №. Хохлов), «Станиелав-
ский и украинский театр» (народный aprucr CCCP
Гнат Юра). «Полеки характерноети» (заслуженныей а-
тует. УССР С. Ткаченко). «Музыкальное  роспитаяие
	актера драматичеекото театра» (рожисеор Театра муз-.
	‘комедий И. Земпано), «Метод физических действий»
(преподаватель мастерства актера А. Фомин) и др.

Ряд докладов готовят профессора и препотаватети
кафедр режиссуры и сценической речи.
	хля чувства и переживания в области
слова и речи».

Таким образом, я констатирую ©
позиций Станиславского равноправие
физических действий и словесных
действий лля вызывания подлинного
чувства и переживания.

Приведу еще замечательные слова
© темпо-ритме, который Станиелав-
ский называет самым ‘близким другом
и сотрудником чувства, потому что
он «является нередко прямым, непо-
средственным, иногда даже почти мз-
ханическим возбудителем  эмоцио-
нальной памяти, следозательно, и са-
мого внутреннего переживания... Ме-
жду темпо-ритмом и чувством и,
нзоборот, между чувством и темпо-
ритмом нерасторжимая зависимость,
взаимодействие и связь».

Мы видим, тавим образом, третий
вообудитель чувств и переживаний.
Еелн ум и роображение— основное и
тлазное, физаческое действие — про-
изволдное, оказывается, есть самый
прямой хох через темпо-ритм в чув-
ству.

Перехожу в вопросу о действенном
анализе роли в противовес прежнему
знализу за столом. Раньше’ были
у нас длинные разговоры и лек-
ции и, в конце конпов, как гова-
ривал Константин Сергеевич, рас-
пухшие головы и пустые сердца.
этим актер и выходчл на сцену. Ona-
залось, что у него из всей этой пред-
варительной работы для непосрехет-
венного действия на ецене ничего за
рай: нет. Это очень красноречиво

и правильно освещено В. 0. Топорко-
BEIM,

Станиславский предлагает другой
метод: накоротке условиться е артщ-
стами о замысле автора, о ролях —
и начинать «с нуля». Почему «с ну-
ля»? Для того, товорит Конетан-
тин Сертеевич, чтобы совершенно
освободитьея от штампов других ро-
лей, и для того, чтобы не налезли на
язык чужие, не ставатие своими, сло-
ва. Нельзя просто играть фабулу ав-
тора, пока она — чужая. Значит,
надо снова учиться смотреть, слу-
шать, ходить, сидеть, молчать... И
так в каждой роли.

По-моему, А. Д. Попов очень верно
в своей статье написал, что когда ар-
тисту предетонт делать новую роль,
то между ним и ролью вырастает пре-
пятствие — его «физика», его «фак-
тура». Она чает не подхохит к «фи-
зике» изображаемого образа. И вот,
чтобы преодолеть это препятствие,
обращаются прежде рееге. к жизни
тела. Актеру предлагается организо-
вать жизнь его’ тела так. чтобы он
поверил: да, это я. Я нишу еебя в ро-
ли, мне нужно сохранить самого се-
бя... Поэтому мы и начинаем обуче-
ние на первом курсе © этюлов, кото-
рые приводят студента к ощущению
самого себя в различных преллатае-
мых обстоятельствах.

Вот это. же самое Константин Сер-
теевич рекомендует проделывать в
каждой роли для того, чтобы войти
в нее свежим. своболным от штампов.
	Напомню пример, приведенный
Константином Сергеевичем, — Хле-
стаков вхолит в номер. Вы — Хле-
	стаков. Вы могли бы жить в таком
номере, вы могли бы вхолить в срой
собственный wowep?

— Конечно, мог бы, — отвечает
ученик.

— Hy так входите же.

Актер начинает входить. Следует
реплика учителя:

— Нет, вы вошли как Anrep, a He
ках человек.

— Это происходит оттого, что я не
знал, откуда я пришел.

— Вак же вы входите, даже не
подумав, откуда вы прирптли...

Да, когла нужно самому выбирать-
ся из положения, то приходится креп-
ко призадуматься. Надо, чтобы ар-
тист отдавал себе отчет: зачем это он
входит, откуда он пришел, как про-
вел день, что ев ним проиехоли-
ло. Вот тогла он начинает уже вхо-
дить с пелым рядом каких-то нагру-
зок, с пелым рядом «если бы», е03-
данных его воображением. Тогда он
может и вовсе не совершать Физиче-
ского действия, а только вызвать в
себе позывы в нему. Ведь главное,
учит Станиславский, не в самом дей-
ствии, & в естественном зарождении
позыва к действию!

Что же касается самого действия,
—0б этом актер может и не беспоко-
иться. Это за него елелает природа.
Наступит тахой момент, когла он, ках
цыпленок, разобъет скорлупу, выско-
чит из нее и начнет действовать.

Итак, секрет гениального приема,
открытого  Станиелавским,  закл1о-
чается в том, что самые простые фи-
зические действия при своем вопло-
щепии на сцене заставляют артиста
создавать различные вымыслы и во-
ображения, будят ето фантазию, его
эмопиональную пздять.

Из сказанного ясен ответ на
вопрос: нужен ли застольный пе-
риол? Да, нужен — для выяенения
идеи пьесы и собетвенной линии
важлого актера. Но нельзя затягивать
этого анализа долго, надо переходить
к анализу хейственному.

Таков первый этап работы актера
Hat ролью. На этом  остановил-
ся Константин Сергеевич; не успев
перейти к последующим этапам — к
проблеме выращивания роли в ее-
бе. Разработка этой проблемы оста-
лась на нашу холю.
	Временно отолвинув от себя текст
пьесы, мы обязаны рано или поздно
вернуться в нему. Едва создана фи-
зическая база, нужная для того, что-
бы быть на сцене самим собой, как
Halo уже уходить от себя, и чем
дальше мы уйдем от себя в сторону
воплощземого образа, тем лучше для
образа. Тогла мы можем хостигяуть
того, что мы называем перевоплоще-
нием, т. е. подлинной жизни об.
раза на ецене. .

Путь от «нуля» должен заменяте-
ся все болыше и больше путем от за-
мысла. Заметим в скобках, что и от-
правляяеь от нуля, актер и режиссер
никогда не идут вслепую, они илут,
ведомые замыелом. 0тбор физических
действий совершается с позиций от
сложного к простому, от еверхзатати
— к любому поступку... А как толь-
ко мы касаежся текста, тав в matory
		входит наиболее мощный с10с0б вы-
ращивалия роли в себе — словесное
действие,
	Ре помним, что говорит Константин
	Сергеевич о словееном действии: го-
ворить-—значит действовать. В этон
смысле в основе словесного действия,
как и в основе физического действия,
лежат позывы к действию. А вызы-
	взет позывы подтекст, т. ©. те, что
	заставляет нае неизбежно говорить
пменно этим текстом. Потому-то и
указывает Константин“. Сергеевич,
что наиболее сильный возбудитель
эмоциональной памяти скрыт в сл0-
BAX и мыелях автора, словах и мыс-
	лах пьесы. В№ютгта мы захотим их сле-
	лать своими, это потребует мобилиза-
пий веех ваших жизиенных впечат-
	лений, всех богатств нашего внут-
	реннето лира, накопленных в 0ще-_
	ственной жизни. Все эти ботатства п
приводят в движение елово. Здесь мы
	резльно вилим, осяззем, ка склады-
	вается мировоззрение образа, как в08-
пикает словесное лействие, бичую-
	ее, отталкивающее, оштелоюмлающее,
	успокаивающее и т. д. ит. 4. HBT!
же время открывающее перед нами
новые видения, новые горизонты, во-
вые представления © мире,

Царство слова и мысли, высказан-
	ной и нелосказанной, безмолвных м-
	HOAOTOB, дающих нам ощущение жу-
	вого. лумающето ва спене автера,—
	это вторей план жизни роли. Вычерк-
нуть это из батажа артиета — зна-
тит лингиТь его самого главного б0-
татетва. Этот второй нлан и дает 19,
что мы называем атмосферой жизни
на сцене, ароматом спектакля, т. е.
самое драгоценное поэтическое ка-
чало трорчества, проникают в лу-
my зрителя. Этому постоянно учил
Вл. И. Немирович-Данченко, здесь —
ото вклад в сокровищницу искусства
Художественного театра, вклад, ожи-
дающий своего исследования. Здесь
—покоряюшщая сила поэзии TAROT
спектакля Влалимира Ивановича, ках
«Три сестры».

Как физическое действие, воз-
никая от вымысла, приобретает в
своей логике и последовательности
неотразимую силу воздействия на
партнера, а значит и на зрителя, так
и елово, возниклиее из позывов К в03-
действию словом, обогащенное эмо-
циональной памятью артиста, приоб-
ретает могучую силу и способность,
как молния, освещать волнующие
картины, потрясать силой своего ©-
держания, переворачивать душу не-
ожиданным освещением той или иной
мысли автора. .

Словесное действие рялом с физи-
ческим действием, сливаясь иногда ©
ним полностью и всегда сохраняя
свою специфику, является ередством
наиболее точного и наиболее полного
раскрытия внутреннего идейного со-
держания роли и пьесы.

Помню, как в 1920 году, в периот
тражданской войны, разрухи; голо,
мы репетировали «На дне». Играли
все в тот лень 063 060б0го пот
ема. И sapyr И. М. Москвин —
Лука произносит фразу: «Все ищут
люди, все хотят—как лучше... дай
им, господи, терпения!». Шрошло
тридцать лет, з я ие могу этой фразы
забыть. Он так сказал, что все кругом
поняли, что он говорит о борьбе, о ге-
роической репгимости, о страшных ис-
пытаниях, которые переживает стра-
на. В этой фразе он векрыл все. Ни-
какое физическое действие меня бы
так не поразило, чтобы я тридцать
лет помнил его... И думзется мне: не
‚для того ти я пришел в театр, чтобы
‚на тридпать лет унести BOT такую
‚ фразу!.. ых
  *
	Какова взаимосвязь «системы» ин
метода физических действий? Где тут
истина? Надо понять, что физическое
действие — т. е. внутренний позыв
к действию — в каждый данный мо-
мент роли есть. сложное, а не просто
действие. Линия физических действий
возникает в результате работы во0б-
ражения, создающего предлагаемые
обетоятельства, отношение к жизни,
& людям, в результате работы эмо-
циональной памяти, оживляющей
физические действия.

Следовательно, пользование мето-
дом физических действий опирается
на полное освоение элементов «слете-
мы». Вместе с тем метод есть средетЕ®
для наиболее яркого проявления’ рэ.
боты внимания, воображения, линия
хотений, задач, общения,  эмопио-
нальной памяти, а в области речи ли-
ния позывов к действию теми ила
иными словами прелполатает и тре-
буст создания таких непрерывных
линий полного образного видения, ко-
торые исчерпали бы собой все идей-
ное содержание роли.

значит, метод физических действий
имеет целью заставить наиболее ярко
и плодотворно работать все вчутрен-
ние и внешние элементы «системы»
для создания роли и спектакля. Эна-
чит, метод вытекает из «системы»,
будучи органически,  нерасторжимо
связан с нею. Он отправляется от с0-
здания линии позывов в области жиз-
ни тела и линии позызов в облаети
действенной мыели, слова. и этим
двуединым ключом создает полноту
подлинного переживания.

Таков ответ на первый из постав-
ленных мною вопросов — о взаимо-
отношении «системы» и «метла».

ква связь межлу «методом» и
идейной основой создаваемого пропз-
ведения? Илея доминирует нал воем.
	Основа нашего искусства — мыеля=
	ции, творящий художник. Его 33-
мыслу подчинено все. Таков ответ на
второй вопрос, ставитий в порядов дня
дискуссии.

И, наконец, на третий вопро—
© процессе работы актера над ролью
— ответ ясен: конечно же, ити от
сложного в простому!

Сам Станиславский отвечает пам
на все эти волросы, и если его огрох-
ный, поистине равный подвигу теб-
ретичеекий труд остался незавертен-
ным, то не наш ли долг разривать
то, что оставлено нам Станиелавевим,
— Развивать е позиций современно-
сти, с позиций социахиетической эс-
тетики, © позиций Птаниелавекого!

Н. СУДАКОВ,
народный артист РСФСР,
профессор.
	которые артист впитал в себя, со-
прикасаясь © жизнью, а не наблюдая
ее в подзорную трубу.

` Итак, действие возникает перед
нами и как физическое, и как, внут-
реннее действие, будучи ортаничееви
связано со веей психической жизнью
человека и, тавим образом, нуждаясь
в постоянном питании, в постоянном
освежении: Итак, физическая линия
«свежа» и плолотворна лишь в друж-
бе с эмопиональной памятью, с ботат-
СТРОом, Которое дает актеру повае-
лневное соприкосновение с жизнью.
Вез этого паше творчество выродит-
		Борьба мнезий вокруг проблем  упражнения на, тействие «с пустьяи-! лиЧчать не по амплуа, а по их внут-
	ренней сущности. Искусство и ду-
шевная техника зктера должны быть
направлены Wa TO, чтобы уметь ес-
тественными путями находить в ее-
бе зерна, человеческих качеств и. по-
роков и «выращивать» их для той
или иной вымолняемой роли. Иначе
будешь действовать, не согревая
действий внутренними нереживания-
ми. Чем богаче эмоциональная па-
мять у артиста, чем больше в ней
материала для внутреннего творчест-
ва, тем богаче и полнее творчество
артиста. ,

Но как же лобывать эти запасы из
«склада» эмоциональной памяти?

Станиславекий ‘указывает три
ключа к тому, чтобы этот матерпал
делать пригодным для творчества:
первый -—— предлагаемые обстоятель-
ства, «если бы», работа воображения;
второй — физические действия, ло-
тика и последовательчость, правда и
вера в их подлинность. Это важней-
mui возбудитель чувств. Стоит
начать действовать логически и по-
следовательно, как само лействие в
своей стремительности увлечет акте-
ра поневоле. вызовет чуветво, введет
	в искреннее переживание. эначит
действие, как таковое, тоже есть
	ключ в TOMY, чтобы оживлять эмо-
пиональную память артиста:
	Но дальие — третий, «наиболее
сильный ‘из них. (возбудителей. —
И. С.) скрыт в словах и мыслях
пьесы, в чувствах, заложенных под
текстом артора».

Я особенно обращаю внимание чи-
тателя на эту формулировку Кон-
стантина Сергеевича.

Откуда пополняются запасы эмд-
циональной памяти? Пополняются
они жизнью, ‘общественной жизнью,
причем необходимо не только изу-
чать, но и соприкасаться с жизнью
во всех вв проявлениях.
	Вот что пишет поэтому поводу
Станиславский: «Артист, наблюдаю-
щий окружающую ето жизнь со ето-
роны. испытывающий на себе радо-
сти и тяготы окружалюзних явлений,
	‚НО не вникаюнгий в сложные причи-
	ны их и не вихящий 33 ними транди-
озных событий жизни, пронивнутых
величайнгим лраматизмом, величай-
шей героикой, =— такой артист уми-
рает лля истинного творчества. Чт0-
бы житв для искусства, он должен
во что бы то ни стало вникать B
смыюл окружающей жизни, напря-
тать свой ум, пополнять его недхо-
стающими энаниями, пересматривать
свои воззрения. Если артист не хочет
умертвить своего творчества, Пусть
он неё смотрит ша жизнь по-обыва-
тельски. Обыватель’ не может быть
художником, достойным этого зва-
НИЯ».

«Не ясно ли вам теперь, что для
выполнения всего, что требуется от
подлинного артиста, ему необходимо
вести содержательную, ‘интересную,
красивую, разнообразную; волную-
щую и звозвышающую его жизнь.
Пусть он знает, что делается не толь-
ко в больших городах, но также и в
провинции, в деревне, на фабриках и
заводах, в самом культурном центре
ипра. Пусть артист наблюдает и изу-
чает жизнь и психологию всего на-
селения как своей, так и чужих
стран.

Нам нужен. беспредельно птирокий  .

кругозор. так как мы играем пБееы
современной нам эпохи всех нацио-
нальностей, так как мы призваны

передавать «жизнь человеческого ду-

ха» всех людей земного’ шара.

Этого мало. Актер создает на сцене
не только жизиь своей эпохи, но и
SHAM прошлого и будущего».
	Вот как страстно призывает ©та-
ниелавский актера к обогащению его
внутреннего мир»  внечатленйями
жизни при непосредственном стелк-
новении с ней; вот какое огромное
значение он придает наращиванию
этото.боталетва, чтобы было откуда
брать; ибо физическое действие без
этого богатства — это ребенок, ко-
торый умрет без присмотра матери.
Надо понять, что сила артиста; в его
‘идейном багаже, ‘в. накопленном им
опыте жизни, в яркости, разнообра-
зии, сложности всех этих ощущений,
	наследия №. С. Станиславского нахо-  ками». Это тот самый раздел, © ко-
		торого мы начинаем куре обучения
молодого актера. Учащемуся предла-
тается пить чай без чашки, побрить-
ся без бритвы и т. д. И что полу-
чается? Когда студент начинает pa-
ботать. «с пустышками», он натал-
кивается ша то, что че умеет делать
самые простые действия, которые в
жизни совершаются моторно. Прихо-
дится сознательно останавливать Ce-
бя и учиться всему еначала. То, что
делается моторно, подсбзнательно,
злесь надо фиксировать  сознатель-
но — в том-то и емыел этих заня-
тий. Вот откуда начинается мастер-
ство. Когда при отсутствии ре-
альных, данных жизнью предлатае-
мых обстоятельств < помощью рабо-
ты воображения юоздается простая
физическая жизнь, возникают твор-
ческое удовлетворение, вера ‘в правду
поведения, радостное ощущение сво-
болы, потому что возникают логика
и роследовательность, возникает то,
что само собой вырастает в жизни,
а здесь должно быть выращено ис-

кусственно.
«Секрет моего приема ясен, — то-
ворит Константин Сергеевич. — Де-

ло не в самих физических действиях,
Как таковых, а в той правде и вере
в них, которые эти действия помота-
ют нам вызывать и чувствовать в
<ебе».

Он обращает внимание на живо-
творную роль маленьной правды. Пу-.
скай на ‹цене опрокинули стул или
стакан, упал платок — подняли, по-
правили и вдруг почувствовали се-
бя лучше, правдиво осветился целый
эпизод, который нужно сыграть.

Конкретные физические действия
являются теми опорными пунктами,
в которых артист находит себя и на-
ходит правду в самых патетических
местах роли, в моменты наивыешего
драматического напряжения. Неда-
ром Шекспир так и построил монолог
лели Макбет с кровавым пятном, ко-
торое все время выступает на ее рухе
в ее воображении, м она безуспешно
стирает его.

«Нам, артистам, нужно широко

пользоваться, — говорит Станиелав-
ский, — тем, что эти физические
действия, поставленные среди важ-
ных предлагаемых  юбстоятельетв,
приобретают большую силу», силу
воздействия на зрительный зал.
‚ Станиелавокий придает больное
значение не только п не столько дей-
ствию, как такорвому, сколько мыс-
ленному представлению о действии.
Оно помогает вызвать внутреннюю
активноеть, позывы к внешнему дей-
ствито. «Весь этот процесс происходит
в той области, которая является на-
ней сферой для поруального, естест-
венного творчества. Она-то и являет-
ся для нас, артистов, подлинной дей-
етвительностью. Поэтому я утверж-
даю, — говорит: он; —— что мы; арти-
ты, говоря-о воображаемой жизни и
действиях, имеем право относиться к
ним, как к подлинным, реальным,
физическим актам». Значит, и внут-
ренняя активность для нае есть фи-
зический акт. .

Вот какой емыел вклалываетея В
понятие «физического». Мы видим,
как неправильное понимание этого
термина влечет за. собой ряд ложных
суждений, неправильных выводов и
решений. Это с достаточной  нагляд-
ностью выявилось в ходе дискуссии.
‚ Я приглашаю читателя обратить-
ся к первоисточнику и понять, что
под термином «физическое действие»
Станиславский понимает пбзыв Е
лействию. Вот что для него. важно.
Дальше действие может состояться,
может и не состояться как внегтнее
докение, — это решающей роли ие
играет.

Как возникает физическое дейст-
вие, мы видели. Это результат рабо-
ты нашего воображения. Физические
действия возникают в логической
последовательности, как цепь дей-
ствий, и составляют таким образом
«востяк» роли.

г Что же такое этот самый костяк?

‚: Константин Сертеевич приводит
пример: спустя несколько месяцев
после того, как с учениками был
проделан олин из этюдов, понадоби-
лось его повторить.

‚ — Да, мы помним, все физические
действия y Нас, как на ладони, —
заявляли ученики.

И ®ни смело повторили этот этюд,

#

1 им казалось, что получилось лучше,
	чем было раньше. На самом же деле
это был сплошной наигрыш, еплош-
ная неправда.

Ученики недоумевали: KAW же так,
ведь они повторяют уже найденные
однажды физические действия.

— Вот и плохо, что вы их только.
повторили... А давайте-ка что-ни-
будь переменим в этом этюде.

И Торцов предлагает ученикам но-
вое обстоятельство. Соответственно
этому меняется и все остальное. Уче-
ники начинают: делать этот этюд В
нозом варианте. Этюд получается ве-
ликолепно. Почему? Потому, что
действие освежено созданием новых
предлагаемых обстоятельств. Tak
еще раз подчеркивается детекая бес-
помощноеть физических действий,
как таковых. Попробуйте на HEX
опереться, и вы сейчас же посколь-
знетесь. Чтобы не была такого явле-
ния, Станиславский и обращает вни-
мание на то, чтобы не просто повто-
рять нужное физическое действие, а
при повторении «окунать» его в
эмоциснальную память.

— Вы потому сделали плохо свой
этюд, — говорит он ученикам, —
что вы повторяли физические дейст-
вия, а нужно было позаботиться ©
том, чтобы вы умели запоминать то,
отчего происходили ваши физические
действия, откуда они возникли. Вы
не проявили своей эмоциональной
памяти, — указывает он,—а в жиз-
ни вы способны краснеть и бледнеть,
вспоминая о прошедшем. Влюч к вос-
произведению прошлого — память
на все пять чувств; у человека она
связана © его переживаниями.

Злесь возникает очень интересный
ход рассуждений у Станиславского:
артист может переживать только
свви эмоции, он обречен  веч-
но играть самото себя, но в различ-
ных сочетаниях. Актеров нужно раз-
	дится еще в разгаре, и мнотие вопро-
сы все еще жлут своего разрешения,
Но уже сейчас можно с полным юено-
ванием говорить о плодотворноети
фазвернувшейся творческой дискус-
сии: она всколыхнула широкие кру-
ти нашей художественной интелли-
генции, активизировала театральную
мысль, направила внимание работ-
ниБов советского тезтра в освоению
и развитию того ценного, что остав-
лено нам величайитими корифеями
сцены, нангими великими учителями
— К. С. Станиеславским и Вл; И. Не-
мировичем-Данчечко.
‚ Мне хотелось бы остановиться на
трех узловых вопросах, ясно обозна-
чившихся в ходе дискуссии. Вопрос
первый: какова, связь между систе-
мой Станиславекого в целом и мето-
дом физических действий? Поглотил
ли метод вею систему, как утверж-
Дают некоторые, или существует ка-
кое-то иное взаимоотношение? ‘
Вторая проблема, которая обозна-
чилась в ‘ходе дискуссии: какова
связь между методом физических
действий и идейной основой  созда-
_ваемого произведения? Есть люди,
которые считают метод наилучиим
срелством воплощения идеи. Так ли
это по Сталиславекому?
‚ И третья проблема: надо ли итти
в работе над ролью от простого Е
сложному, от «нуля» и дальше, или
здесь путь иной — от сложного Е
простому?
‚ Мне кажется, что эти вопросы не
случайно стали в порядок дня дя-
скуссии. Они являются основными
лля понимания системы Станиеслав-
CEOPO Ba ее современном этапе.
	*
.+ Что звачит в актерском искусстве,
Фак его понимает Станиславский, в
искусстве подлинного переживания,
верно сыграть роль? «Это значит, —
учит нас Константин Сертеевич, —
в условиях жизни роли в полной
‚аналогии е ней правильно, логично,
последовательно, по-человечески мы-
слить, хотеть, стремиться, лействое
вать, стоя на подмостках сцены.
Лишь только артист добъется этого,
OH приблизится к роли и начнет оди-
наково с нею чувствовать. На нашем
языке это называется: переживать
роль». Переживание He есть цель,
переживание есть средство для до-
стижения основной цели. еценическо-
то искусства, которая заключается в
‚создании жизни человеческого духа
и в передаче этой жизни на сцене в
_ художественной форме (под понятием
_ «жизнь человеческого духа» будем
подразумевать духовную жизнь 0б-
щественного человека).
‚ Первая основная обязанность ак-
тера на сцене: он должен  действо-
вать. Действие — вот на чем эиж-
дется драматическое искусство ак-
тера.
  — Так вот, давайте лействовать,
: — предлагает своим ученикам Top-
‚ пов в «Работе зктера над собой». —
Вот вам целая квартира, в которой
ивжно не только действовать, но да-
же жить. Действуйте.

— Не Знаю, право, как же это
` так? Вдруг ни © того, ни © сего целе-
сообразно действовать! _

‚ —_ Как же вам не стыдно, какие
вы после этого актеры, если вы не
_ можете расшевелить своего вообра-
жения!
+ Торнов предлагает ученикам кон-
врезные обстоятельства, которые
сразу же побуждают их в действию
— подлинному, продуктивному и це-
лесообразному. В соответствии к
этим конкретным «если бы» в ком-
нате воздвигаетея баррикада, закры-
ваются твери. принимаются еще ка-
	кнё-то меры, кто-то убегает, ‘кто-то  .
	чем-то вооружается, саовом — KOM-
натз принимает вид военного латеря.
‚ В любой пьесе мы ‘имеем дело ©
уногоэтажными авторскими и pe-
жиссерскими «если бы» — < предла-
таемыми обстоятельствами. В жизни
взаимодействия ‘моего «я» и овружа-
ющей среды определяются теми пред-
лагаемыми обстоятельствами, BOTO-
рые создает сама жизнь, тем самым
неизбежно толкая меня в определен-
ному действию. На сцене все это
должно быть создано воображением
творящего художника, создано ©. та-
кой исчерпывающей полнотой, что-
бы моё воздействие на среду было
неизбежным и необходимым.
Потому-то Станиславский и гово-
рит, что «в действии передается ду-
ша роли — и переживание артиста,
п внутренний мир пьесы...». По по-
ступкам мы судим о людях, ибо каж-
тый поступок есть результат ®внут-
реннего процесса, в нем раскрывает-
ся луховный мир человека.
‚ Итак, чтобы действовать, надо на-
учиться юоздавать предлагаемые 0б-
‘стоятельства, видеть в своем вообра-
жении ту непрерывную линию пред-
лагаемых обстоятельств, ту «кино-
ленту видений», которая и побужда-
ет нас к действию.
‚ Так велика роль «вели бы». Так
велика роль предварительной работы
воображения, без которой у актера, не
возникнет ни хотения, ни действия.
«Учитесь п привыкайте на под-
мостках, — говорит Станиславский,
— не наигрывать результаты, а под-
линно, продуктивно, целесообразно
выполнять задачи действием...». Важ-
дая пз этих задач должна быть ва-
тей, глубоко вас волнующей и в то
же время выражающей творческое
залание автора. Это должна быть за-
дача содержательная, типичная для
образа, исчерпывающая внутреннюю
характеристику образа в этих по-
ступках. Все это указывает на бес-
хонечную работу воображения.
«Всякой физической задаче мож-
по дать психологическое обоснова-
ние», — учит Константин Cepre-
евич, акцентируя на взаимосвязи
физического и психологического. По-
жалуйста, говорит он, делайте крен
в сторону физического, это неизбеж-
но, но имейте в виду, что все это для
того, чтобы еще богаче, еще лучше
обрисовать пеихологическую сторону
поступка:
‚ И вот отсюда — раздел в «еисте-
ме», предлагающий выполнение фи-
зического дежтвия, ках такового, —
	  Внимание, воображение, хотение и
действие, чувство правды и вера;
эмоциональная память, обогащение
физической линия и, наконец, обще-
ние, как квинтэссенния подлинного
действия (елова Кюнстантина Серге-
езича), — ‘все это суть. элементы
внутренней техники актера.

Какие же полководцы ведут в бой
эту армию? — ставит вопрос Кон-
стантин Сергеевич. Таких полковод-
пев три: ум, чувство и воля. Любой
из них. может повести. Может ли че-
ловек почувствовать роль и вытрать
без того, чтобы напрягать ум? И та-
кие казусы бывают, но редко. Можно
пойти от воли, от действия? Да, —
товорит Станиелавский, — если оно
увлекательно; если оно прочуветво-
	>
	‚ Чем же можно выевать увлечение?
Работой третьего начала, самого
еговорчивого, --- разума.

‚ Этот, полководец — мысль — мо-
жет возбудить и довести наши чув-
ства и переживания ло любой точки
кипения. Вее во власти этого полко-
	Bouma!
	И вот вею эту машину, которую я
сейчаз продемонстрировал, нужно
привести в действие для того лишь,
чтобы получить такой, казалось бы,
	незначительный результат, как вер-
ное сценическое самочувствие, т. е.
чтобы на сцене быть таким же, как
в жизни. Является ли это самоцелью
в искусстве актера? Нет, конечно!
Верное. спепическое, самочувствие He-
юбхолимо нам лишь во имя сквозного
действия, во имя «общей, конечной,
тлавнейшей пели» — сверхзалачи.

Вот настоящие хозяева, нашего ис-
усетва!

Ramos наиболее верный путь к
творчеству? Константин Сергеевич
говорит, что начинать творчество
можло «в любого из «элементов еце-
нического самочувствия»... можно об-
ратиться К помощи воображения и
предлагаемых обстоятельств, хотения
и залачи, если она выяснена, эмо-
ции, если она сама собой зажглась,..
Важно, чтобы во всех этих случаях
вы не забывали доводить первый за-
родившийся и оживший элемент са-
мочувствия ло полного, предельного
оживления, Вы знаете, что стоит
проделать ‘эту творческую работу ©
олним из эчементов, и все остальные,
по неразрывной связи, существующей
между ними, потянутся велел за пер-
BEIM». ‘ /

Bor это’ необходимо знать, чтобы
делать нужные выводы о том, в ТА-
ких же отномениях живут «метод»
и «система» и как разрешаются те
проблемы, которые выдвинуты дис-
кусеней. 7

Если бы Константину Сергеевичу
удалось написать свою третью книгу
пеликом, перед ‘нами было бы pac-
KpPLITO BO BCeH полноте учение о ра-
боте над ролью. Этого он не успел
сделать, но я считаю, что это 0бя-
заны сделать продолжатели Отани-
славского, обязана, сделать молодежь,
если У пас нехватит для этого уме-
ния ити таланта. Уже в том. что на-
	писано Отаниелавеким. мы находим
			ных. Я имею в виду написанные им
статьи о характерности, о  физиче-
ских дейстриях, о сценической речи.

*

Речь на спене. В жизни мы видим
реально или мысленно то, о чем го-
ворим, а на спене? На сцене прихо-
		себя это сделать,
ITACTC APY. eras eT
	иначе текст. «заболтаетея», «ляжет
на мускулы языка».
Как же слелать живой сцениче-
	AJ4LHCBE EE д
	Обсуждение проблем наследия В. С. Станиелавекого
продолжается в Государственном инетитуте театрального
искусства, им. А. В. Луначарского. На, очередном четвер-
TOM об’единенном заседанни кафедр режиссуры п ак-
терокого мастерства был заслушан доклад проф. В. Кол-
бановского «Работы И. В. Сталина‘ в области языко-
знания и некоторые троблемы театрального искусства».
Докладчик подробно осветил, в частности, вопрос о
значении слова, в сценическом творчестве, отметив, что.
этот вопросе еще не нашел достаточного отражения в
происходящей дискуссии. Вторая часть доклада была
посвящена, проблеме взаимоотношения системы Стани-
славского и «метода физических действий».

В прениях по докладу приняли участие профессор
Е. Сарычева, доценты Б. Бибиков и М. Орлова.

Вчера, 17 ноября, обсуждение вопросов дискуссии
началось на об’единенном заседании кафедр основ марк-
сизма-ленинизиа и философии. С докладом «Философские
и эстетические основы системы Станиелавского» выету-
пил зав. кафедрой философии Л. Шаповалов.

eee

13 ноября во Веесоюзном государственном инетитуте
кинематографии состоялось 0б’единенное заседажие ка-
Gey актерского мастерства, и режиссуры, посвященное
обсуждению редакционной статьи газеты «Советское
искуство» «Глубоко изучать и творчески развивать
наследие В. С. Станиславского».

С докладом, посвященным значению системы Ё. С.
Станиславского воспитании советского киноактера,
выступил лауреат Сталинской премии доцент Б. Виби-
ков. 0. необхохимости углубленного изучения наследия
великого реформатора театра говорила в своем выетупя
лении заслуженный деятель искусств РОФСР ‘проф,
0. Пыжова. С солержательным докладом, посвящевным
проблемам дальнейшего освоения Учения Станнелав-
ского советской кинематогпрафией, выступил завехую-
щий и режиссуры доктор искусствоведческих
науЕ проф. Я. Кулешов. Выстунивигий затем руководи-
тель второго курса режиссерского факультета народный
артист СССР Г. Александров товорил о назревших воп-
росах освоения и развития наследия К. С. Станислав
ского. в. позиций  марксистско-ленинекой эстетики.
Преподаватель автерекого мастерства режиссер А. Бендер
в воем докладе подробно остановилея на значения по-
слехнего этала работы В. С. Станиелавекого в деле ста-
новления материалистичеекой вохки 00 искусстве актера,
	о we
В Театральном училище им, B. В. Щукина при Те-
атре им. Евг. Вахтангова продолжаелся обсуждение