ТВвВУ
		На Втором Всемирном конгрессе сторонников мира
	Прошло немного более полутора
лет со дня 20 апреля 1949 roga,
когда в Париже собрался Первый
Всемирный конгрессе сторонников
МИЛА.

В связи е опасностью мирового
конфликта, которая появилась столь
парадоксально спустя всего лишь не-
сколько лет после прекращения во-
енных действий, необходимо было
срочно об’единить еилы всего мира,
способные противодействовать ката-
строфе.

Нам не удалось еще устранить
призрак войны, но я думаю, что не
будет преувеличением сказать, что
развернулось весьма широкое движе-
ние и что, если мы этого хотим и
если мы проявим достаточно прозор-
ливоести, смелости и настойчивости,
оно расширится до таких пределов,
что наше сознание освободится от
страха коллективной смерти.

Анализируя события. которые
произошли после Первого Всемирного
конгресеа, нельзя не видеть, что
идеи, изложенные в манифесте, были
именно теми идеями, которые необ-
ходимо было осуществить.
	Разве мы не должны, каки в
апреле 1949 года, заявить протест
«против непосильного бремени воен-
ных расходов, обрекающего народы
на нищету»?

Разве мы не должны выступить
«против всех мероприятий, направ-
ленных к тому, чтобы ограничить, &
затем полностью ликвидировать хе-
мократические свободы и тем самым
проложить путь к войне»?

Разве мы не должны «обезвредить
пропаганду, склоняющую  общест-
венное мнение к войне», и осудить
«военную истерию  порождающую
расовую ненависть»?

Призыв инициаторов Первого
Всемирного конгресса был услышан,
н представители 72 стран собрались
в зале Плейель—в Париже.
	Действия, определенные манифе-
стом, выдержки из которого я только
что привел, проводились повсюду в
мире, и об’единялись все те, кто ю-
нимает серьезность опасности войны
и кто соглашается для ее предотвра-
щения положить эти общие принци-
пы в основу своей деятельности.

Этот манифест должен был нам
позволить и действительно позволил
обратиться ко всем, кто ‘искренне
желает мира.
	Уже в апреле 1949 года можно
было судить о нас по этому MaHH-
фесту.

Сегодня можно вулить о Hat го-
разхо лучше по нашим действиям,

В конце октября 1949 года в
 Риме Постоянный Комитет подвел
первые. итоги. После конгресса была
провозглашена Германская Демовкра-
тическая Республика, был освобэж-
ден Китай, и во всем мире день
2 октября 1949 гола был’ великим
днем мира.

Постоянный Комитет, ознакомив-
шись в Риме с предпринятыми дей-
ствиями и их результатами, конета-
тировал, что он в настоящее время
 пользуетея достаточной  поллержкой
общественности для того, чтобы об-
ратиться непосредственно к  парла-
ментам и правительствам, несущим
политическую ответственность в раз-
личных странах. Были разработаны
и опубликованы «предложелия ми-
ра», и представительные по своей
численности и по своему составу де-
легации передали во мнотих странах
эти предложения ответственным вла-
стям. Не все делегации были приня-
ты; некоторые лелегации были при-
няты, но их предложения были от-
вергнуты. В других случаях предло-
жения мира были одобрены и приня-
ты.
	Эта первая попытка зыяеснения,
этот первый призыв, обращенный к
руководителям, имел большое значе-
ние для информирования граждан
всех стран и давал также и нам ука-
зания, порой весьма ценные, о пози-
ции правительств.
	Историческое значение
Стокгольмского
Воззвания
	Олнако, в то время как во всем
мире происходило 9б’единение и срга-
низация сил мира, «холодная война»
становилась все более напряженной.

Существовала и — мы должны это
нризнать — все еще существует, не-
смотря нз наши действия, основная
опасность для человечества: атомное
оружие и прочее оружие массового
уничтожения.

Это атомное оружие является
именно тем оружием, которое имелось
В РИЛУ в резолюции, принятой 27 де-
кабря 1945 года в Мобкве тремя ми-
нистрами иностранных дел — тг. Бе-
вином. Бирнсом и Молотовым. Эта
резолюция, в частности, предлагала
комиссии, которая должна была быть
создана Организацией 06’единенных
Наций, сформулировать кюнкретные
предложения 06 исключении из на-
оменального вооружения атомного
вружия и всех пругих основных ви-
доз возружения, пригодных для мас-
ссвого уничтожения.

Надо было потребовать запрещения
атомного оружия и наряду с этим
проведения в жизнь необходимых
мер по осуществлению  международ-
ного жесткого контроля, который по-
зволил бы удостовериться в саблю-
дении принятых обязательств. Нако-
неп, основываясь на межлуналохной
юриспруленции, выражением кото-
рой являются приговоры ’Нюриберг-
ского трибунала, надо было охарак-
теризовать преступления правитель-
ства, которое нарупкило бы эти обяза-
тельства.

Таким образом, 19 марта 1950 г.
Постоянный Комитет Всемирного кон-
тресса сторонников мира обратилея
с Стокгольмеким Воззванием. в ко-
	Доклад Фредерика Жолио-Кюри
	00 общей деятельности мирового движения сторонников мира
CO времени Первого Всемирного ‘конгресса и 0 расширении
движения перед лицом возрастающей военной опасности
	бы, например. просить Сахару и та-
КИМ образом значительно увеличить
сельскохозяйственное = производство
земного тара.
	Папте человечество етце несет бюль-
пгие потери от ужасного бича — ту-
беркулеза и рака. Чочему не ортани-
зовать борьбу против этого бича в
таких же масштабах. например, Kak
это делается для производства атом-
ных 60мб или другого оружия унич-
тожения? Научно-нсследовательские
работы в этой области достаточно про-
двинулись для того, чтобы быть уве-
ренным в победе в результате этих
усилий.
	Хот событий ‘как бы еще больше
полчеркивает трагическую опасность
гонки вооружений: вскоре Германия
окажется включенной в программу
перевооружения. Однако здесь. среди
‚нас, есть мпого людей, которые вери-
‘ли, что опасность германского мили-
таризма окончательно устранзна. Вос-
поминания еще очень живы в нас;
особенно живы они в странах, под-

вергшихся вторжению; мы не можем

поэтому недооценить значение пред-
принятых в этом направлении уси-
anit. ,

Вспомним, какие ужасные битвы
мы вели совместно. Вспомним, какие
обязательства были приняты.
	Следующие принципы были зало-
жены в Ялте, подтверждены и уточ-
нены в Потсдаме:

1. уничтожение военной мощи и
военной промышленности Германии;

2. наказание военных преступни-
ков;

3. репарации;

4. хенацификация и демилитариза-
ция Германии.

«В наши пели‚—говорилось в за-
ключительной декларации, —не вхо-
дит уничтожение германского народа.
Только тогда, когда нацизм и милита-
ризм будут искоренены, будет надеж-
да на лостойное существование для
германского нарола и место для него в
сообществе наций»,

Уже в 1946 г. эти принципы не
соблюдались.

Решение, которое кажется мне наи-
более приемлемым и средства для
реализации которого вы будете обсу-
ждать, заключается в том, чтобы
подтвердить и продолжить демилита-
ризацию Германии, Необходимы кон-
‘трель и обследования с тем, ‘чтобы
`‘упичтожить всякие подозрения. Для
этого нужно возобновить переговоры
между теми, кто одержал победу над
гитлеповеким фаптизмом. Лучше Be-
сти переговоры по сохранению разо-
руженной Германии, чем вскоре быть
вынужденными снова бороться для
того, чтобы отнять у Германии ору-
: которое ей может быть дано.

Осулить агрессию,
запретить пропаганду
новой войны

Не разбирая BO всех аспектах
Пражекие предложения, касающиеся
осуждения агрессии, где бы она ни
была предпринята, и осуждения ино-
странного вооруженного вмелатель-
ства во внутренние дела народов, так
же, как и мирного урегулирования

ово ТА oc punram nreenity
	BATS бюлее ясными открытые прения,
которые будут происходить на нашем
  Втором Всемирном конгрессе.

Основные задачи, поставленные в
этих высказываниях, по данным во-
просам резюмируются следующим об-
разом:

«Условия, при которых возникают
войны, всегла окружены тайной и
прикрыты ложью. 9то делается по
воле тех, кто провоцирует войны,
стремясь тем самым избежать за это
ответственности. Наша задача —
раскрыть эти тайны и разоблачить
агрессора».

Нельзя оставлять неразоблаченны-
ми и безнаказанными тех, кто тол-
кает мир к катастрофе.

Да, агрессор— это преступник, ко-
TOPOTO надо разоблачить и осудить. В
этом отношении все согласны. Разно-
гласия возникают, вогла речь захо-
лит 06 определении агрессора. Кюгда,
например, велякне державы-—такие,
как Соединенные Штаты, Великобри-
тания или Франция, — посылают в
Грецию, в Малайю, во Вьетнам или в
Корею военные корабли и самолеты,
посылают настоящие армады для до-
ставки тула танков, самолетов и
войск с целью ведения военных лей-
ствий, то для всех яено, что не эти
маленькие страны угрожали великим
державам и начали против них агрес-
сивную войну, а, наоборот, послед-
ние, нанесшие удар за тысячи кило-
метров от своих границ, напали нз
малые страны © намерением прямо
или косвенно навязать им свое гос-
TOACTRO.

Но для тех, кого не удовлетворяет
это простое рассуждение, существует
официальный документ, принятый и
подписанный представителями велн-
ких держав, — это Устав Организа-
ции 06б’единенных Наций.. Он позво-
ляет опрелелить агрессора и приме-
НИТЬ К нему санкции.

Если бы принципы этого Устава
соблюдались всеми, то можно было бы
избежать кровавых конфликтов, ко-
торые имели место в течение пяти
лет.

Трагический пример конфликта, по
поводу которого в связи с определе-
иием агрессора возникло множество
различных мнений, представляет со-
бой война в Корее. Мы лолжны под-

Разве американский физик Оппен-
геймер — главный создатель атом-
ной бомбы — не заявил еще в 1947
г. «что ‘общий план применения
атомного оружия опрелелилея в Хи-.
росиме? Эт — оружие агрессии,
внезапного нападения и  устраше-
НИЯ».

Отсюда вытекает необходимость
строгого международного контрола,
осуществляемого повсюду спепиали-
зированчым персоналом международ-
ной оргачизации. И утверждать, как
это делает нолобно многим другим
людям господин премьер-министр Эт-
тли, что мы требуем такого контро-
ля, который был бы «действенным
лишь в свободных странах, но не
вызвал бы никакого ограничения в
тоталитарных государствах», значит
просто локажать истину; при этом 4
отказываюсь комментировать здесь
применение выражений «тоталитар-
ные страны и свободные государ-
ства».

Й исходя из этих понятий, впол-
не естественно и необходимо квади-
фицировать правительство, которое
первым применит атомное оружие,
так, как мы это сделали.

Влияние освобождения ядерной
‘энергии на отношения между нация-
‚ми можно было предвидеть; его пред-
видели и в нем говорили многие уче-
ные еще до того, как в августе
1945 г. было принято решение при-
менить зтомные бомбы. Это ретение
явилось па меньшей мере трагичес-
Бой ошибкой, и мы страдаем от по-
трясения, вызванного им.

Напротив, если мы предположим,
что будет достигнуто соглашение о
запрещении и о формах международ-
ного контроля, то все нации были бы
осведомлелы 0 деятельности других
государств в области использования
атомной энергии и также о достиже-
ниях ядарной науки. Таким образом,
к величайшему благу всех людей бы-
ла бы, наконец, уничтожена тайна,
наносящал такой ущерб науке и яв-
ляющаяся причиной подозрений, ве-
дущих в гонке вооружений.

Очень важно, чтобы возобновились
международные переговоры по этому
основному ВОПРОСУ 06 атомной энер-
гии, и наш конгресс должен принять
все предложения, которые могли бы
содействовать достижению соглаше-
НИЯ.

Эта проблема, безусловно, являет-
ся самой срочной. Она касаРтея са-
моей непосредственной и самой серьез-
ной опаоности, угрожающей возмож-
ности жязни на нашей планете.
	Лобитьея всеобщего
сокращения вооружений
	}

заняв столь прочную Позицию,
которую нало будет еще более укре-
TANTS, = мы не можем и не должны
пренебрегать огромной — опасностью,
какую представляют другие виды
оружия и постоянным напоминанием
0 которой являются разрущения. вы-
званные последней войной.

Совершенно ясно, как мы заявили
06 этом в Праге, что рост вооруже-
ний усугубляет опасность войны и
ппинуждает народы приносить вели-
чайшие жертвы.

Принятие — прежде всего проче-
то — решения о сокращении восру-
жений явилось бы первым этапом на
пути всеобщего разоружения: если
Op такое решение было принято. то
проведение его в жизнь было бы воз-

‚можно лишь после переписи <суще-

ствуюшего оружия (в том числе и
атомного) и после устанезвления по-

‘стоянного международного контроля

над выполнением принятых реше-

ний.

Все это, естественно, предполагает,
что должно быть запрещено оружче
явной агрессии, атомное оружие, ко-
торое в противном случае приобрело
бы в течение этого промежуточного
периода страмтно возросптую потенци-
альную силу. Таким образом пробле-
мы сокрашения вооружения и об’яв-
ления вне закона атомного оружия
вновь оказываются тесно связанны-
ми межлу собой.
	Атмосфера подозрения и психоз
войны. вызванные тонкой вооруже-
	HUA, Делают войну почти неиэбеж-.
	ной. Эта атмосфера подозрения, меж-
ду прочим, создается не без задней
мысли. Предлог, сводящийся к нали-
чию угрозы агрессии, позволяет при-
бегнуть к социальным репрессиям.
Он позволяет устранить, об’являя их
преступниками, поджигателяуи или
предателями, тех, чье единственное
преступление заключается лилть в
том, что они выступают против со-
циальных несправедливостей и разоб-
лачают опасности и прибыли Част-
ных лиц, вытекающие из гонки воо-
ружения.

Такая гнусная позиция, чреватая
опасностями для дела мира, должна
вызвать возмущение всех честных
людей. Мы ее изобличаем и будем
продолжать это делать, и именно это
частично об’ясняет нападки и оскор-
бления. об’ектами которых мы яв-
ЛЯлИСЬ,

Наколление запасов атомных бомб,
танков, самолетов. пушек приведет,
если верить словам Черчилля, к миру
особого рола, «миру посредетвом вза-
имного устрашения».

Тысячелетний опыт, однако, опро-
вергает этот прогноз.

Как не сопоставить опасности гро-
малного роста вооружений со всем
тем, что наука и техника позволят
лать человечеству, если они будут ис-
пользованы для двла мира, Усилия,
равные ротным усилиям в течение

держался призыв ко всем людям доб-
рой воли во всем мире.

Свидетельством тому, что это Воз-
звание было услышано, является то,
что сотни миллионов людей подписа-
ли это Воззвание и что завтра еще
миллионы людей полпингутея, обяза-
тельно подиншутся под этим Воззва-
нием.

Вэ многих странах правительства
и печать вначале полностью умалчи-
вали 0б этом Воззвании. Однако эта
позиция могла быть лишь временной,
так как общественное мнение стало
оказывать на них давление. Презре-
ние и игнорирование сменились гне-
вом. Главы государств, премьер-ми-
нистры и министры вынуждены бы-
ли, в конце концов, открыто выету-
пить в своих странах и даже на три-
буне ООН с тем, чтобы бороться про-
тив этих простых идей.

Я хочу сказать здесь, что никогд&
мы не сможем в достаточной мере
оценить женщин и мужчин  поброй
води, которые во всех странах посе-
щали каждого в отдельности из своих
сограждан е тем. чтобы поговорить с
ними 0б этих проблемах, услышать.
их возражения, ответить на их во-
просы. раз’яенить их ошибки и
учесть их предложения.

Благодаря им повсюду — B Topo-
дах, деревнях, в частных квартирах,
на общественных собраниях, заводах,
полях, в поездах, на пароходах, само-
летах — ставился и обсуждался сле-
дующий вопрос: Нужно ли запрещать
применение атомного оружия?

Уже сам тот факт, что перед мил-
тлионами людей встал этот вопрос, не
позволяет уклоняться далее от обсуж-
дения ‘этой проблемы и заставляет
принимать во внимание высказанное
мнение. Тенерь те, кто ставит или по-
ставит вопрос о том, булут они или
не будут использовать атомную 690м-
бу, не должны будут ограничиваться
только анализом локлалов военных
экспертов и исходить только из так-
тических и стратегических соображе-
ний. Они не могут больше игнори-
ровать то обстоятельство, что мил-
лионы мужчин и женщин, которые
в один плекрасный день могут стать
их судьями, будут обсуждать их ре-
шение.

Я тверло уверен, что ценой колос-
сальных коллективных усилий мы
спасем мир. Я также убежден в том,
что в выполнении этото колоссально-
го коллективного дела самая тяжелая
и самая действенная задача выпала
на долю наших посланцев мира.

Эта широкая  интернациональная
вародная консультация побудила
тех, кто принял в`ней участие, 0б-
судить проблемы, о существовании
которых они иногда и не подозрева-
ли, залумалься над эффективностью
предложенных мер, подумать над тем,
являются ли эти необходимые меры
достаточными.

В сознании людей зародилась тре-
вога. Многие одновременно стали по-
нимать и 19, что им угрожает серъез-
ная опаслость, и то, что ‘они мотут
действовать © тем, чтобы ее отдалить,
& потом уничтожить. Эти люди ста-
ли приходить на собрания, на кото-
рых обеуждалось Стоктольмское Воз-
звание, с тем, чтобы присоединиться
к своим согражданам, C которыми еще
нескольо месяцев тому назад они
даже не подумали бы разговаривать.
На этих народных собраниях обсуж-
дались возникшие вопросы и решс-
ния, продюженные в Праге. Именно
в итоге деятельности этих народных
собраний, а потом конференций вы
были избраны приехать сюда с тем.
чтобы обсудить средства, способные
отстранять войну. В резолюциях, ко-
торые вы привезли с собой, безуслов-
но. солержатея мысли, аналогичные

тем, которые Постоянный Вомитет
Всемирного конгресса сторонников
мира выдвинул в Риме, а потом в
Праге. Бэзусловно, имеются и другие
мысли, и мы должны об’елянить все
это в единое целое.

Данный Второй Всемирный кон-
Tpece сторонников мира об’единяет дэ-
легатов, представляющих — гораздо
большее, чем Первый Всемирный кон-
Гресе, чиело мужчин и женщин ca-
мых различных  звероисповеданяй,
убеждений и профессий. Наше двя-
жение, будучи массовым движением
с самого начала своего возникнове-
ния, ныне значительно усилилось й
расширилось.

С тех пор, как общественное мне-
ние во всех странах мира одобрило
Стоктольмское Воззвание, существует
сильное течение в пользу запреще-
ния атомного оружия. Вам, конечно,
известны все доводы, говорящие в
пользу принятия этой международ-
ной меры, которая устранила бы
беспокойство, отражающееея на 97т-
ношениях между народами, уничто-
жила бы страх атомной агрессии с
всеми вв ужасными последетвиями.

Как я уже сказал, мы будем по-
прежнему требовать запрещения
зтомного оружия. Когла почтенный
премьер-мннистр Соединенного Ropo-
левства хочет приравнять это требо-
вание к смехотворным и бесплодным
жалобам людей, желавших в средние
века сохранить за собой свободу гра-
	бить и воровать, то он забывает упо-
MRHYTh, UTO BCe правительства, в
том числе и правительство его стра-
HH, подписали междунаролные кКон-
венции 9 запрещении примененляя
боевых отравляющих вещеетв и бак-
териологического оружия. Бомбы с
плутонием, с ураном 235 или © воло-
родом,  потобно  вышеупомянутому
оружию, пе могут быть признаны и
		16 ноября. Отнрытие В онгресса
	--- у
	поможет английскому народу понять
глубокое значение борьбы. за мир и
привюдет к созданию лвижения в за-
щиту мира, достойного нашей стра-
НЫ. .
Член Постоянного Комитета Жан
Лаффит предлатает следующую по-
BOCTRY дня, единодушно принятую
делегатами:

1. Доклад об общей деятельности
мирового движения сторонников ми-
ра со времени Первого Вкеемирного
конгресса и о рампирении дважения
перел лицом возрастающей — воэнчой
	опасности. Докладчик ©. Молио-

2. Доклал о срелетрах  равверты-
	вания Широкой деятельности, на-
правленной на запрещение военной
пропаганль, об‘явление вне закона
атомного оружия, всеобщее  ограни-
чение вооружений и т^тановление
контроля над осуществяением этих
мероприятий. Докладчик — Пьетро
Ненни.

3. Выборы нового состава  Посто-
янного Комитета Всемирного  кон-
пресса, сторонников мира.

Далее по предложению ФЛаффита
Конгрессе единогласно постановил
создать следующие комисени:

1. Политическую козвиесию.
	2. Комиссию по вопросам  затре-
щения атомного оружия, всеобщего
сокрялнония вооружений и контроля
над этими мероприятиями’

3. Комиссию по вопросу запреще-
ния военной пропаганды.

4. Комиссию по вопросу установ-
ления нормальных экономических от-
нощений между странами.

5. Комиссию по вопросу установле-
ния нормальных культурных  отно-
шений между странами.

6. Комиссию по определению  по-
HATHA атресеии.

7. Организационную комиссию.

На трибуну поднимается антлий-
ский делегат Монтегю. Он оглазает
послание делегатам Конгресса от
члена английского парламента лей-
бориста С. 0. Дэвиса.

«Позвольте мне, — пишет С. 0.
Дэвис. — от имени всех мужчин и
зеншин моей страны,  движимых
чуветвами приличия и честности.
выразить глубокое негодование и
возмущение мерами, принятыми не-
которыми лицами лля саботажа Bar
ших усилий по созыву Конгресса в
Англии. Я получил веское  доказа-
тельство, что действия лиц, саботи-
ровавших Жонгресе сторонников ми-
ра, уже сейчас обращаются против
них.

Все большее число обеспокоенных
людей в Англии начинает задавать
вопросы о том, почему Всемирный
конгресе сторонников мира был но-
существу запрещен, вопросы,  кото-
рых не опубликует английская  пе-
чать и на которые она не даст `от-
вета. И народ сам находит ответы на
эти вопросы — ответы, которые мо-
гут вдохновить вас, делегатов Кон-
пресса.

Хотя я являюсь лишь скромным
рядовым членом парламента, за 10е-
ледние 31/2 месяца я получил ты-
сячи писем, петиций и фезолюций от
отлельных лиц, больших групп ан-
тличан, отдельных профсоюзов, меот-
ных организаций лейбористской пар-
тии. от женских и лругих организа-
ций © призывами в миру и с выра-
жением опасений перед катастрофой,
которая угрожает Англии в случае
третьей мировой войны.

Разрешите мне передать мое 060-
бенно теплое пожелание и привет
воем делегатам, участвующим  вме-
сте < вами в работе Конгресса, кото-
рые прибыли из стран, где свергнут
рековой гнет. и тем делегатам, ко-
торые все еще участвуют в борьбе
3a свободу и независимость.

Продолжайте вашу работу на бла-
го мира.

Ваше выступление пообудит жи-
вой отклик в сердцах миллионов лю-
дей во всех частях мира и даже в
нашей стране, где власти недавно
отказали вам в гостеприимстве, ко-
торе © радостью оказал бы вам наш
народ».

С огромным единодушием  изби-
рается президиум Конгресса. Бурны-
ми, долго не смолкающими аплодис-
ментамп приветствуют посланны ми-
ра избрание в президиум вылающихся
деятелей международного движения
сторонников. мира. Горячую ‘овацию
устраивают делегаты избранным в
президиум  предетавителям КЖитай-
ской наролной республики и доблест-
ного корейского народа, с оружием в
руках отстаивающих мир от посяга-
тельств американских  империали-
стов. В президиум вошли:

Фредерик Жлио-Кюри-—продседз-
тель, Пьетро Ненни, Эжени $
Луи Сайян, Ги де Бувсеон; Дж.
Д. Бернал, Александр Фадеев, Ласа-
po Карденас, Го Мо-жо, Габриэль
Д’Арбусье, Анежка Голинова-Спурна,
Жан Лаффит, де-Шамбтен, П. В. Гу-
ляев, де Града, Феноальтеа, Айвор
Монтегю, Борсари.

Были избраны также члены пре-
зиднума от отдельных стран,

После избрания президиума  пет-

Нить ини пни риа вии оо ое il
	вое заседание Конгресса было за-
RDEITO.

ание 17 ноября

очереди следующие делегаты:
Эжени Коттон (Франция) Джон
	Бернал (Англия), Го Мо-жо (Витай),
Ломбардо Толелано (Мексика), Хейг
(США), Джесси Стрит (Австралия),
Габриэль Д’Арбусье (Африка), Алек-
сандр Фадеев (СОСР), Ив Фарж
(Франция), Пьетро Ненни (Италия).
Затем слово было предоставлено
председателю Постоянвото Комитета
Веемионого конгресса сторонников
мира Жолио-Кюри, который выступил
с докладом об общей  деятельноети
мирового движения сторонников мира
со времени Перного Всемирного кон-
гресса и о раслгирении движения пё-.
ред лицом  мозрастающей военной

асности.
	В Варшаве устремлены в эти хни
БЗоры всего прогрессивного  челове-
чества. Злесь. в героической столице
народной Полыши, 16 ноября откры-
лась Великая ассамблея  налолов,
требующих мира на земле, — Bro-
рой Всемирный конгресс  стороння-
ков мира.

° Лесятки тыхяч валипаван  собла-
	_ ДЕСЯТКИ тысяч варшавян  собра-
лись вечером 16 ноября перед зла-
нием «Дома польского слова». Byp-
ными аплодисментами встречают
они прибывающих на Конгрессе ле-
легатов-посланцев более чем 70
стран земного шара. Особенно теп-
ло приветствуют граждане Варшавы
посланцев советского народа, HIy-
щего во главе великого движения
сторонников мифа.

Свыше четырех тысяч человек
заполняют огромный празднично
укравпенный, сияющий огнями зал
«Дома польского слова».

19 часов 30 минут. В президиуме
Конгреха появляются = Фредерик
Жолио-Кюри и члены Постоянного
Вомитета. Буря аплодисментов про-
катывается по залу. Делегаты стоя
приветствуют своих руководителей.
Торжественно звучит мелодия  «По-
лонеза» Шопена. Председатель По-
стоянного Комитета  Жолио-Кюри
об’являет Втоюй Веемирный  кон-
гресс сторонников мира отврьыьЕм.

От имени Ностоянного Комитета и
всех делегатов Яюлио-Кюри выражал
ет глубокую блатоларность польскому
правительству и Польскому комите-
ту защитников мира за теплое тос-
теприиметво, оказанное участникам
Конгресса. Он отмечает, что отром-
ную помощь делегатам оказал также
налюл Чехословакии, который  сю-
собствовал их быстрейшему приезду
в Варшаву... Вэволнованно звучит
голос великого французкого учено-
го. Его прерывают бурные аплодис-
менты. которыми делегаты выража-
ют свою признательность польскому
народу,

— 0т имени всех защитников
мира, — говорит  ЗКолио-Кюри, —
я хочу особенно приветствовать на-
зпих антлийских друзей и членов
английского Организационного ко-
митета Второго Всемирного контрес-
с» сторонников мира. Мы высоко
пеним их стремление преодолеть pee
препятетвия, которые ставило на их
пути английское правительство.

Мы благодарны вам, английские
хрузья, вал труд не пропал даром.
Ваше ‘негодование разделяют все
честные люди. которые считают, что
мир является высшим благом для
человечества.

Попытки азтлейского правитель-
ства сорвать Кюнгресс, продолжа-
er Жолио-Кюри, привели нок тем
результатам, на которые оно рас-
считывало. Они привели к еще
большему усилению борьбы 33a мир
во всем мире. Ничто не может поме-
шать торжеству идеи мира и прав-
лы. Созыв нашего Конгресса в Поть-
ше является още одним ярким при-
мером могучей международной соли-
харности и тесней дружбы всех сто-
ронников мира, во всем мире.

Вал лолго аплоднрует Иолио-Кюри.

На трибуну поднимается  предее-
хатель президиума Рады  народсвой
Валянавы Ежи Альбрехт. ;

Он передает пламенный привет
траждан Варшавы делегатам  Кон-
гресса.

— Население Варшавы, — гово-
рит Альбрехт, — хорошо знает, что
такое BORHa H какое значение име-
ет борьба, за мир. Каждая пяядь зем-
ли в Варшаве пропитана кровью на-
ших сыков, уничтоженных гитле-
ровцааги. Вартава потеряла сотни
тысяч детей и женщин. Три чет-
верти дёмов города были превраше-
ны в руины, причем . варвары не
щадили музеев, школ и универеите-
тов, превращали в развалины  па-
мятяики Копернику, Шопену и дру-
тим вылающимея деятелям Польши.

— Но нам, -—— оказал Альбрехт, —
протянула руку помощи братская
Советская Армия, которая помогла
нам стать свободным народом. (Сей-
часе Bapitapa возрождается заново.
Мы стролм новый город. Гитлеров-
ские убийцы хотели превратить
Варшаву в кладбище, но это им не
улалось.

Мы возлвигли стены новой Варата-
вы, которые являются символом
побелы над войной, и сейчас из
стен Варшавы на Весь мир слышен
гол0с сторонников Мира.

Рыступивший затем член Постоян-
ного Комитета антлийский делегат
Кроутер от имени делегатов поблато-
дарил Польский комитет защиты
мира и весь польский народ 33 TOT
замечательный прием, который они
оказали посланиам мира. Говоря 0
возмущении,  охватившем  англий-
ский нарот в связи с действиями
лейбориетского правительства, Кроу-
тер сказал:

— Наша национальная гордость
была глубоко уязвлена, были нату-
шены свобололюбивые традиции ан-
глийского народа. Но запрещение
конгресса в Шеффилде послужит н0-
вым толчком в борьбе в защиту мира
в Англии. Конгресе в Варшаве еще
больше зктивизиртет эту борьбу, он

ли или которые могли бы быть пред
приняты для прекращения этого
конфликта. В частности, мы будем
рассматривать как действие в пользу
мира предложение Пандита Неру «о
локализации конфликта и содействии
его мирному и быстрому урегу-
лированию», — предложение, кото
poe было  немелленио принято
Генералисеимусом Сталиным, но oT}
клонено после трех посланий госу-
дарственным секретарем США Дином
Ачесоном.
	С этого времени иностранная. ин-
тервенция, решение © которой Совет
Безопасности принял, не заслушав
заинтересованные стороны и =е при-
влекши представителей великих дер-
жав — соседей Кореи, продолжала
зсе больше опустотать страну, а на-
чалась она к тому же прежде. чем
было принято это не имеющее юри-
дической силы решение.
	В настоящее время в результате
этой военной кампании, сопрозожда-
ющейся ужасными бомбарлнровками
гражданского населения, уничтоже-
нием человеческих жизней и разру-
шением богатств, управление этой
несчастной страной, стремивитейся к
единству и к созданию честного ре-
жима, было отлано в руки коррумпи-
рованного правительства. Это прави-
тельство в своей ‘собственной зоне
полностью провалилось на выборах и
удерживалось у власти лишь блато-
даря режиму террора, осужденному
таже в докладе комиссия ООН для Ко-
реи. у

Почему страны, которые заявля-
ют, 910 они дорожат свободой, хемо-
кратией, миром, избрали путь мира
через насилие и развалины, в то 208=
мя как, безуеловно, тругиз решения
возможны в рамках Устава ООН. Рчз-
ве не яснее стаповится подлинная
причина этой согласованной деятель-
ности в свете тесной связи, сущест=
вующей между Кореей, Индо-Витаем;
Формовой и Филиппинами, о которой
говорил в официальном заявлении
Трумэн 27 июня 1950 г. Если мы
ветанем на эту точку зрения, не при-
лем ли мы к тому, что назовем агрез=
сором корейцев в Корее, индокитайкев
—=во Вьетнаме, китайнев-на Форт
мозе. и, возможно, даже филиппинцев
в Маниле? Однако я осмелюсь конста-
тировать, проявляя полную об’ектив=
ность, что существует связь между
режимами, которые иностранные ин-
тервенты хотят силой навязать этим
народам. Существует связь межлу Ли
Сын Маном, Бас Даем и Чан Кай-ши;
Эта связь — коррупция. Существует
также связь между различными на-
роделги. Эта связь-—стремление”к He.
зависимости, справедливости и свобо-
де. < :

Мы должны в срочном порядке орз
ганизовать широкое движение обще
ственного мнения с тем; чтобы заста-
вить вернуться к процедуре, которая
соблюлала бы букву и дух Устава
ООН. Давно пора действовать, так как
война в Корее является исключитель<
но опасным очагом конфликта, кото-
рый может распространиться на весь
MHD.

Существует решение Генеральной
Ассамблеи. принятое на ee второй
сессин, которому все сторонники ми-
ра придают исключительно большое
значение. Это то решение, которое
осуждает пропаганду в пользу вой-
НЫ.

Достаточно просмотреть газеты и
‘издания, послушать радиопередачи и
речи иногда даже выдающихся дея-
телей, чтобы понять, как далеки от
соблюления резолюции ООН.
	Эта систематическая пропаганда
направлена на создание обстановки
	войны. на убеждение в неизбежно-
сти войны и на предоставление так
называемого «моральното оправда-
ния» политике силы, которая empe-
	мится лишь к развязыванию новой
мировой войны.

Я хотел бы разоблачить тех, кто
	несет большую ответственность в ©0-
пиальной и политической областях.
Например, журналистов, писателей,
политических деятелей, которые не-
посредственно подстрекают к войне,
рекомендуют войну как единственное
средство урегулирования питов
между народами.

В несчастью, список, был бы сли-
ком длинным, если приводить при-
меры.

Так. например, ректор университе-
та г. Тампа (штат Флорида) Hane
заявил недавно: «Я считаю, что мы
дояжны проводить подготовку к вой-
не, руководствуясь законом джунг-
лей. Каждый должен научитья ис-
кусству убивать. Я не думаю, что
война должна ограничиться действи-
ями армий, военного флота и авиа-
ции. Не должно существовать ника-
ких ограничений в выборе методов
или оружия уничтожения. Я оправ-
дал бы ведение бактериологической
войны, применение газов, атомных и
водородных бомб, межпланетных pa-
кет. Я не был бы сторонником приня-
тия предосторожности в отношении
госпиталей. школ, церквей или от-
дельных груплировок  тражлданского
насельния». ‘
	Морской министр США Мэтьюс за-
явил: «Для тоте, чтобы  обеснечить
мир; США должны быть готовы. и
холжны об’явить 06 этом намерении
— заплатить любую цену, даже ес-
ли эта пена заключается в том. что-
бы об’явить войну для того, чтобы
принудить к сотрудничеству в поль-
зу мира». Нам кажется  исключи-
тельно серьезным то, что после тего,
как эти престунные слова были оп-
	ровергнуты его начальниками, это
министр. котерый, по всей версятно-
сти, испытывает извращенное Ha-
слаждение, мысленно подечитывая
сотни миллионов трупов, был остав-
лен на своем поету, о
	(Окончание ва 4 стр. }.
	кг са PP pee Pe eee ae
							Утреннее заседание 17 ноября
	Перед началом утреннего  заседа-
ния Конгресса у «Дома польского
слова» собрались тысячи представи-
телей варшавской молодежи. Громки-
MH аплодисментами и возгласами
«Мир!», «Да здравствует мир!», «Мы
требуем мира!» они приветствовали
прибывающих делегатов.

В лень открытия Конгресса в его
работе принимали участие 1.396 де-
легатов. Сегодня в ним присоедини-
лись еще делегаты из Италии, анг-
лийской зоны оккупации Германии и
другие.

В начале заеедания делегат де-
Шамбрэн об’явил, что, по ренению
президиума, председательствовать на
заселаниях  Вонгресса будут по
	тором, помимо трех основных идей, о  попущены как оборонительное
	KOTODHX я ТолЬкЮ ЧТо напомнил, с0-1%и6.
	указывал Арнольд Цвейг, позволили держать все начанания, которые бы-