СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ДО лет со лня смёрти Л. Н. Толстого

Великий русский’ писатель —
обличитель капиталистического ‘строя

vere ot feat :
	обосновать «извечность» и «естест-
венность» ‘угнетения эксилоататора-
ми трудящихся масе.

Замечательно, что из всех вапита-
тистических етран. по степени реаж-
ционности их строя, прикрытого  ли-
цемерием лживой буржуазной «демо-
кратии», Толетой неизменно выделял
Англию и Америку. Не понимая сущ-
пости империализма, пигатель, олд-
нако. яено ощушал его последетвия
	и. проявляя глубокую наблюдатель-
	ноеть, ечитал леятельноеть англо-
	американской ‘ империалиетической
группировки особенно опасной для
человечества. . .
	Американеких миллионеров  Гол-
етой по празу относил к самым боль-
птим злодеям мира. Характерна в этом
отношении. его запись в дневнике
11 декабря 1904 года: «Величие зем-
ных благ, которыми пользуется  че-
ловек, соразмерно тем злодеяниям, ко-
торые он совершил и совершает. Не-
рон, Екатерина. Орловы, Наполеон,
Рокфеллеры. и т. п.».

Англо-американскую лживую «де-
мократию» руеский писатель считал
самым циничным лицемегием и хан-
жеством. Но наибольшую тревогу У
Толстого вызывала агрессивная пПо-
литика англо-американского импе-
риализма. Писатель не раз выражал
свое сочувствие народам,  угнетен-
ным англо-американским имперна-
лизмом. Толстой возмущался по
поводу «тех злодеяний, которые были
совершены против китайцев европей-
цами», разумея под европейцами коа-

лицию згрессоров. Империалиетиче-_

еких интервентов в Китае Толстой
называл кратко,
«просто грабители — в Китае. И
когда подавляют восстание просто
разбойники, хдушащие отбивающуюся
жертву». :

Он сочувствовал индусам, ищу-
щим «освобождения от английского
порабощения», как «к какому бы то
ни было человеку в борьбе его с, нз-
сильниками, будут ли эти насильники
люди своего или чужого народа, в
борьбе ли негра е северо-американ-
цами, или персиянина, руеского, тур-
ка со своим персидеким, русским, ту-
рецким правительством».

Англо-американекие  захватниче-
ские войны в Африке, на Филиппи-
нах и других местах земного шара
казались Толетому самыми чудовищ-
ными из всех войн. «Читаю о войне
на Филиппинах и в Траневале и 0е-
per ужас и- отвращение», —писал он
в лневнике.8 января 1900 года и,
сравнивая эти войны англо-амери-
канекого империализма ев войнами
Фридриха, Наполеона и т. д., так
оценивал их особенную отвратитель-
ность: «войны Американцев и Англи-
чан среди мира, в котором осуждают
войну уж Иимназиеты, — ужасны».

Из всей своей глубокой и сильной
критики капитализма и его авангард-
ного отряда — англо-американского
хищнического империализма Толстой,
‘как религиозно-нраветвенный пропо-
‘ведник, сделал ложные выводы 0
средствах уничтожения буржуазного
собетвеннического строя — источни-
ка всех несчастий человечества. Ис-
кренне сочувствуя угнетенным Mac-
‚сам, он, вместе е тем, нес им — и
‘русским, и индусам, и французам, и
китайцам, и итальянцам, и  амери-
‘канским неграм — юродивую пропо-
  Bexe «непротивления злу ваеплием».
‚ Трудовое человечество не могло при-
‘знать в Толстом «учителя жизни».
  «Толстой сменон, как пророк, от-
  крывитий новые рецепты спасения
  человечества...» — указывал Ленин.
Но человечество выеоко ценит вклад
Толетого в борьбу за торжество со-
циальной справедливости, с благодар-
  ностью принимает из его наследия
мощную, беспощадную критику бур-
  жуазного строя. «Толстой велик, как
выразитель тех идей и тех  настрое-
ний, которые сложилиеь У миллио-
нов русского крестьянства ко време-
ни наступления буржуазной револю-
ции в России», — писал о великом
русском художнике Владимир Ильич.

но выразительно:
	Тлазами русского крестьянина, уг-
нетаемого буржуазно-помещичьим
крепостничеством, смотрел Толетой на
варварские . социальные — уродства
буржуазного строя, обличах их елова-
ми и мыслями того же труженика-
крестьянина. Вритика Толетого была
непоследовательно06й‘ и  противоре-
чивой, поекольку противоречива бы-
ла и самая идеология русского дорево-
люционного крестьянства, Но на еме-
ну толетовекой критике капитализма
русская художественная литература
выдвинула горьковскую критику зл0-
деяний империализма.

В творчестве художника пролета-
риата — единственного класеа, спо-
собного уничтожить капиталиетиче-
ский строй, — в творчестве Горького,
влохновляемого великими идеями
Ленина и Сталина, человечество Ha-
ходило и ныне находит не только бес-
пощадное обличение отвратительной
сущности империализма, но и показ
революционных средетв освобождения
трудящихся.
		го декадентетва. В последнее время
не только туманность, загадочность,
темнота и недостунность для массе по-
ставлены в достоинство и условие
поэтичности предметов искусства, но
и неточность, неопределенность и не-
красноречивость». Такой же, как в
поэзии, катастрофический упадок
буряууазното искусства видел Толетой
в декадентекой драматургии, музыке и
живописи. Свои положения  Толетой
иллюстрировал примерами 43 coBpe-
менной ему «новой» музыки, в ROTO-
рой «гармония. темп и ритм были ©о-
вершенно не те, которые естественно
вытекают из хода музыкальной мыс-
ли», а поражают «своей неожидан-
ностью», из декадентекой драматур-
гии, «в которой нет искры искусет-
ва». живописи,  прелетавленной в
1894 году на парижской выставке,
тде в выставленных картинах «ри-
сунка нет; содержания нет и колорит
самый невероятный».

Суждения Толстото 06 ‘искусстве
содержали в себе и много ошибочно-
го, проистекающего от реакционных
сторон его религиозно-нраветвенного
мировоззрения. Мы не можем, напри-
мер, принять толетовекото отрицания
Шекспира, толетовского зачисления
произведений почти . всей русской
классики, в том числе и его собетвен-
ных шедевров, в категорию творений,
	_ Марксистская оценка творчества
Льва Толстого была с - глубочайшей
силой научного анализа дана
В. И. Лениным в его знаменитых
статьях о художнике, творчество ко-
торого отразило целую эпоху русской
жизни. В каждой ленинской статье 0
Толстом мы нахолим указание на то,
что при всей его противоречивости
творчество писателя является силь-
ной и острой критикой капиталиести-
ческого строя.

Эта критика, несмотря на вею в
историческую ограниченность, 0буе
ловленную противоречиями в ереде
патриархального креетьянетва, Ha-
строения которого отражал великий
хуюжник, не потеряла значения и
для наших дней. Ее значение заклю-
Чается прежде всего в той огромной
силе художественного воздействия,
которзя заставляет читателя и сейчас
испытывать чуветво отвзащения И
ненависти ко всем буржуазным «ры-
царям» наживы, будь они в импера-
торекой мантии, как Наполеон Г, или
в облике путешествующих по Швей-
царии англичан; доморощенных куп-
цов Рябининых или незримо присут-
ствующих среди героев романа «Ан-
на Каренина» дельцов типа Болгарн-
нова.
` Путешествуя по Европе в 1857 ro-
xy, Толстой внимательно приематри-
валея к порядкам в посешаемых им
буржуазных странах. Ел путевые
записи расоказывают, что писателя в
Европе поразила «бесчеловечная гру-
бость», какой он «не тольБо никогда
не видал в России между колодника-
Muy, но даже и «представить себе не
More, а также обилие нящих. 060-
бенно раздражало Толетого хозяйни-
чанье английской буржуазии в евро-
пейских странах. Английские бур-
жуа наводняли города Европы, чув-
ствуя себя в них господами положе-
ния. В письме В. П. Боткину 13
Швейцарии Толстой замечал, что в
этой стране из 100 путешествення-
хов-англичан 99. Английские бур-
жуа — туристы и дельцы — произ-
водили на русекого писателя самое
отвратительное впечатление. «Туи
ужасно», — характеризует он одного
из них в своем дневнике. 30 апреля
1857 гола, узнав из газет о бесчин-
слвах английской эскадры в китай-
ских водах, Толетой записал: «читал
отвратительные дела Англичан © Ви-
таем и спорил о том со стариком Ан-
гличанином». .

В 60-х годах Толетой предирини-
мает вторую поездку в Европу — на
этот раз е целью ознакомления в тог-
дашней зарубежной педагогикой.

Критика постановки образования в
Европе, данпая Толстым, выходит да-
леко за пределы. педагогических про-
блем. Писатель дает оценку хабакте-
ру капиталистической эксплоатация,
реакционной буржуазной печати,
лживой буржуазной «демократии»,
политике национальной резни. наси-
лия в отношении колониальных Ha-
родов. Капиталиетичеекую систему
экеплоатации Толетой не без основа-
ния приравнивал K кренестничезко-
му произволу: «Я не нахожу, наирч-
мер; чтобы отношения фабриканта г
работнику были человечнее отное-
ний помещика к крепостнему». Анг
нийских пролетариев писатель  счи-
Tal «мнимо-ерободными» гражданами
своей страны.

Оценивая капиталиетический мир,
Rak MOD насилия и разбоя, Толетой-
еще в 1862 году пришел к заключе-
нию, что ‹в древней Греции и Риме
было более евободы и равенства, чем
в новой Англии с китайской и ин-
лийской войнами, в новой Франции
г твумя Бонапартами и в самой новой
Америке с ожесточенной войной за
право рабетва».

В «Войне и мире» Толетой уничто-
жаег ореол славы вокруг Наполеона,
созланный буржуазной  милитариет-
ской пропагандой. Суровой БРИТИКОЙ
антинародной, авантюристяческой,
кровавой деятельности Наполеона
Толстой доказал, что основными чер-
тами этого полководца «вместо гени-
альности, являются глупость и под-
лость, не имеющие примеров».

В «Войне и мире» содержится
уничтожающая критика деятельности
прусского генералитета в военных 20-
бытиях 1805—1812 гг. Толстой дат
яркие остро-сатирические портреты
прусских генералов, не оставив кам-
ня на камне от легенды о якобы важ-
ной роли, которую сыграли все эти
пфули, беннитгсены, вольцогены в по-
ражении Наполеона.

Тлубоко патриотический,  подлин-
но наролный роман J. Толетого «Вой-
ка п мир», в хуложественных образах
воскрешая историю, показал всему
MEPy величие и моральную силу
русского народа, одержавшего ието-
рическую победу нат военными еи-
лами буржуазной Европы. Важдая
страница этого глубоко патриотиче-
ского произведения Льва Толстого ды-
гит ненавистью и презрением к эв-
ропейским буржуазным  колонизато-
рам, пытавшимся поживиться за счет
руеекого народа.

Наступивший в конце 70-х—на-
чале 80-х годов решительный разрыв
Толстого со всеми привычными ему
	В классическом репертуаре совет-
ских театров произведения 1. Н. Тол-
етого занимают значительное место.
Пьесы великого русского писателя,
инсценизовки ео романов переведе-
ны нз десятки языков народов CCCP
п аут з театрах РСФСР, Грузип,
Украины. Белоруссии, Армении, Уз-
беклетана. Молдазни, Азербайджана...

Наибольшей популярностью поль-
зуются появившаяся на русской сце-
не после смерти писателя пьеса «Жи-
вой труп»,  инеценнрювки романов
«Анна Карелина» и «Воскресение».
Советеклй зритель знает также‘ пье-
сы «Плоды просвещения», «Влаеть
темы» и носящую — автобистрафиче-
ский характер пьесу «М евет во тьме
сретит».
	якобы не нужных народу, толетовеких   кренне сочузетвуя ‘угнетезным
	религиозно-нразственных требований
в искусству. Но в эстетических
взглядах Толетого для. Hac пенпа
прежде всего верная и смелая критика
упадочнического буржуазного декз-
дентекого искусства, действительно
враждебного народу.

Толетой отметил также полный
упадок буржуазной наукя. Оставаясь
идеалиетом в области естаетвознания,
наивно отвергая теорию Ларвина как
«безнраветвенную». писатель вмеете
	с тем проявил исключительную про-
	ницательность в определении реавци-.
онной сушноети буржуазясй теории о
неизменности наследственности, тео-
рии, призванной оправдать «еетест-
венноеть» и «вечность» калитали-

стического строя. Реакционную тео-
рию Вейемана о наслелетвенности
Толстой ечитая только. «прелеет-
ным» материалом для комедия в духе
своих знаменитых «Плодов. просве-
щения», в которых высмеиваются все
темные суеверия «просвещенных»
господ. Дюбопьттнейшая запись co-
хранилась в дневнике писателя: «По
Вейеману, об’яенение наследственно-
сти состоит в том, что в каждом заро-
дыше есть биофоры, биофоры же
складываются в летерманты,  детер-
манты складываютея в иды, иды же
в иданты. Что же за прелесть для
комедии... По Вейеману же, вмертные
существа потому остались жить, что
Bre не смертные не выдержали борь-

бы со смертными, т. е. бесемертные—
померли. Неужели не удастся  вос-
пользоваться этой прелестью» (т. е.

воспользоваться для комедии. —
И. У.).

Толетой правильно устанавливал
взаимосвязь между «учениями»
Мальтуса, Ницше, Вейемана и других
мракобесов буржуазной науки и
культуры и варварекой капиталисти-
ческой  действительностью. Наука,
искусство, официальная релития в
буржуазном обществе, по верной мы-
‚сли Толстого, преследуют одну цель:

Ne
		заколыхалея, мягко раздвинулея
занавес... Чистенький домик на’ две
квартиры, каких много в рабочих по-
селках Донбасса, Перед домом — вах,
цветы... Злесь живет семья шахтера
Макара Дубравы. А вот и сам он, гла-
ва семьи, со своей Оксаной Анлреев-
ной — старые наши знакомые из из-
вестной пьесы А. Корнейчука «Ma-
хар Дубрава». Они силят на ступень-
хах террасы. Их лица озабочены.
Молчание полно родительской печали.

«Почему: и средя расстрелянных
‘не было нашего Петра?» — сирашя-
вает мать. В толосе ее ожидание, и
‘надежда, и глубокая материнекая ве-
‘ра, что сын де конца, до. последнего
вздоха оставался преданным Родине.
Макар Дубрава также уверен, что в
‘героической борьбе © гитлеровскими
захватчиками его сын не мог поера-
мить Честь семьи, шахтерекую
честь...

С первых же слов Макара Дубравы,
каким рисует его исполнитель инже-
нер И. Шевелев, в самого его появ-
ления забываешь, что история этой
семьи тебв знакома, что спектакль
TH уже смотрел в исполнении заме-
чательных мастеров театра, забыва-
ешь о св0м намерении сохранить
бесстрастие строгого критика. Живой
Макар Дубрава, то добтолушно нод-
трунивающий, то суровый и непри-
ступный, когда речь заходит 00 ин-
тересах дела, те пебячески-ооорной,
чуть-чуть наивный, но везде человек,
вристальной души, человек вызоких
стремлений, -— этот Макар Дубрава
неиз`яспимыми путями увлекает зри-
теля, заставляет верить каждому ело-
ву, с волнением следить за сложным
сплетением больших человеческих
страстей, переживать вместе со ста-
рым шахтером его радости и печали...

Сцена за сценой, картина за кар-
тиной перед зрителем нроходит гал-
лерея ярких человеческих характе-
ров, возникают прекрасные образы
советских людей.

Вот старый прнятель начальника
шахты Павла Вругляка- шахчер Кон-
драт Тополя (Ю. Гончаренко). Это
огромный детина, ни дать, ни взять
сказочный: богатырь... Кажется, ou
сам робеет от сознания своей неуех-
HO силы; он мечтает «выполнить
свой пятилетний план за полтора го-
да». Но не стремление «дать рекорд».
занимает Кондрата, a благородная за-
бота о сульбе всей шахты.

Эта забота приволит на «Звезлу»
лучших шахтеров «Глубокой» Гаври-
лу и Трофима,

Вот сельские девушки Галя и Мар-
фа, ставшие на шахте машиниетами
электровоза, а рядом селые старикя
Зимченкю, Хмара и Орлов, готовые
«не вылезать из шахты во имя о9бще-
то дела». «Воммунизм — это дело
нашего. поколения...», — так выра-
ждет их чаяния и мыели Макар Дуб-
рава.

Сколько высоких чувств, сколько
глубоких, сложных переживаний та+
ится в каждом из лействующих лиц
пьесы! Можно было бы 020бе расска-
зать о незаурялных актерских дан-
ных отдельных исполнителей, и тогда
велел за И. Шевелевым необходимо
было бы отметить В. Балашеву. Ее
Ольга, прелельно сдержанна. Она не
всилескивает руками, не мечется, вы-
ставляя напоказ страдания ‚своего
любящего сердца... Характерна сце-
на ее об`‘яснения с Павлом во вто-
рем действии. Скупо, почти бесотра-
стно звучит: «Не надо нам жить вме-
сте», HO  едерживаемое Ольгой
волнение кажется здесь достигшим
своей выешей точки. Оно заражает,
вызывает сочувствие, захватывает...

Слелогало ‘бы рассказать и 0
П. Щербакове—Гавриле. — «Первый
парень на поселке» — вот odpas,
созданный ШЩербаковым. Оказывает-
ся, олной походкой, когла з баяном
через плечо, чуть склонив на бок
красивую голову, Гаврила  напразв-

‘  ляется к своей Гале, можно заелу-
  жить больше аплодисментов, чем са-
‘  мым пространным монологом.

А непотлельнов обаяние Ю. Тонча-

ренко—Конлрата, ‘обаяние, значи-

ew oes ee EE EE AOE I EE OE TD

тельно усиленное внешними данными
	Декады литературы и искусства
братских республик в Москве — дав-
няя и замечательная традиция ебвет-
ской жизни. В конце ноября в столи-
це начнется декада азербайлжанского
искусетва и литературы. Готовится
декада искусства и литературы брат-
ского украинекого народа. +
		ЛИЧН ОСШИ

большая и кропотливая работа нах
ролью, спектакля на’агитпунктах, в
	клубах, в дворцах культурь...
Только © одним «Макаром Дубраз
вой» театральный. коллектив автоза-
вода выезжал ва предприятия столи-
цы двенадцать раз. Жизнь у Ю. Гон-
чаренко, действительно, насыщена
полностью. Но ведь миллионы таких,
как Юрий Гончаренко, молодых людей
работают, кав он, стерженщиками, по-
том елесарями, без отрыва от протз-
	‘волетва получают стеднее, затем выс-
	шее образование. Их возросптие ду-
ховные запросы, их творческая пк-
тивность, их стремление к поёхраено-
му, их таланты проявляются и в са-
мых разнообразных областях иекус-
ства... ~

В женской гримерной Валентина
Балашева рассказывала подругам,
как после спектакля во Дворце вуль-
туры имени Чкалова кто-то из теат-
ральното коллектива Дворца упрек-
нул ев в излишней сдержанности,
транячащей е сухостью. В. Балаше-
ва горячится, в ее рассказе повторя-
ются слова «режиссерская трактов-
ка». «мастеретво». «сквозное дейст-
вие»... Ла, это не вымысел! Рядо-
вая работница медчасти _ автозавола
выюказывала свои суждения о теат-
ральном искусстве, и это были. серь-
езные, глубокие суждения:

Антрахты были короткими, И вт
уже прозвучали последние слова Ма-
кара Дубравы: «На. этом месте мною
лет TOMY назад сказал товарищ
Сталин шахтерам: вы теперь хозяева,
и выросли здесь новые дома, новые
шахты и яблони». Занавес опустился,
И выросли злесь новые люди — хо-
четея локончить мысль героя пьесы;
—амечательные люди, BAKEX не
знала история!..

Мы привыкли к большим числам,
которые характеризуют расцвет ва-
шего народного хозяйства, завоевания
нашего труда. Но есть вещи, не под-
	дающиееся статистике, факты,
рые не укладываются в рамки уче-.
	та. Разве существуют на свете циф-
ры, способные отразить расцвет лич-
ности, перелать огромной важности
перемены, происшедигие в самом че-
ловеке! Мы уже не удивляемея; нз-
блюдая, как в нашем социалистиче-
ском обществе стираются грани меж-
ду умственным и физическим трудом,
мы елушаем научные доклады тока-
рей-скоростников и посещаем спек
такли, подготовленные заводскими
театральными коллективами... А меж-
XY тем. эти факты трудно переоце-
нить, в них — реально ощутимые
черты нашего ближайшего будущего,
черты коммунизма,

«Макар Дубрава» А. Корнейчука
поставлен тезтральмым коллективом
автозавода имени Оталина. «Не было
ни гроша, да втруг алтын» А. Н. 0ет-
ровекого поставил Е кол-
лектие клуба имени Зуева. Театраль-
ный коллектив другого Дома жульгу-
ры выступает на 1-м Государетвен-
ном подшипниковом заводе  име-
ни 4. М. Кагановича © постанов-
Kol пьесы Макенма Горького «Ме-
mane>, Можно было бы пр
должить этот перечень. __ Всесоюз=
ный смотр ‚художественной самодея-
тельности всколыхнул широкие мас-
сы участников театральных, хоро-
вых, хореографических и других кол-
лективов по всему Советскому Союзу:

Я присутствовала на собрании те--
атрального коллектива автозавода
‘имени Сталина в связи с документом,
прибывшим в адрес Дворца культуры
от участников театрального коллек-
тива завода «Азучук». Это были обя-
зательства, взятые участниками те-
атрального коллектива «Каучука», и
предложение вступить в ними в со-
циалистическое соревнование. б ка-
ким вниманием, с каким уважением
и чувством собственного достоинетва
один коллектив принимал вызов дру-
гого! Прекрасен расцвет личности,
прекрасна духовная жизнь человека
социалистического общества, потому
что, говоря словами  староф Макара
Дубравы, «коммунизм — вто дело на-
шего поколения!»_
	Татьяна ВЕЛЕДНИЦКАЯ.
	По всей Украине уже разверну-
лась деятельная подготовка к декаде.
Между творческими коллективами на-
чалось соревнование за лучшую под-
готовку к предстоящему смотру,
	Пленум С0ю33 советских писателей
решил выпустить К декаде серию
ЕНИГ украинских советских  писате-
лей, литературных портретов писате-
лей Советской Украины — лауреа-
тов Сталинских премий. Поэты Укра-
ины пингут новые стихи, поэмы, пе-
сни о великих гениях человечества
— В. И. Ленине и И. В. Сталине, о
Москве, о дружбе народов, о строй-
ках коммунизма, о борьбе советекого
	народа и всего прогрессивного чело-
вечества за мир.
	На пленуме Союза советских кох-
позиторов УССР деятели украинской
музыкальной культуры рассказали,
что к декаде они готовят ряд новых
произведений, отображающих вели-
чие сталинской эпохи, воспевающих
счастливую и радостную жизнь, те-
роический труд воссоединенного ук-
раинского народа, обретшего в брат-
ской семье народов СССР евою сво-
боду и  тосударственность. Много
произведений композиторы посвяша-
ют великому вождю и учителю Tpy-
дящихся товарищу И. В. Сталину.
	Пленум Союза советских художни-
ков УССР обсудил тематический п
творческий план деятелей изобразя-
тельного искусства.
	Правительство Украинской СОР и
ЦЕ КП(5)У _ оказывоют работникам
профеесионального и самодеятельного
искусства огромную помощь в под-
готовхе к декаде. Создан Оргкомитет,
который возглавляет секретарь Ih
ВП(б)У И. Назаренко, и Художествен-
ный совет, возглавляемый A. Rop-
нейчуком. В ближайшее время в Бие-
ве состоится большое совещание, в
котором примут участие работники
искусств всех областей Украины.
Совещание обсудит состояние Bex
видов украинского искусства и зада-
Чи. в евязн с предстоящей  девадой
в Москве; .
	Всесоюзный смотр
художественной
самодеятельности
		исполнителя! Не обошли бы мы мол-  .
чанием и Н. Дольскую—лочь Вондра-
та, рыжего сорванца Анку. Но ке от-
дельные исполнители решают успех
спектакля «Макар Дубрава». Пусть
олни образы запенатлеваютея силь-
нее, а другие меныше; прежде всего
обралцают на себя внимание Удиви-
тельная елаженность ансамбля, ощу-
шение дружного, дисциплинирован-
ного коллектива.

Чао. же это за театр, кто эти ис-
полнители, так правдиво, с таким
чутьем создающие сложные, интел-
лектуально-богатые образы. — образы
советских людей? С некоторыми из
цих я познакомилась ло начала спек-
такля. Болыпой зал клуба завода
«Серпи молот» был перенолнен. Шло
собрание. Обеуждалея вопрос о путях
снижения себестоимости, За кулиса-
ми, отогнув ухо рукой, стоял загри-
мирозаяный пожилой мужчина в вы-
шитой украннской рубашке и при-
слушивалея к тому, что говорилось
в зале, Это был Иван Яковлевич Ше-
ввлов—Макар Дубрава. «Нельзя ли
чего-нибудь позаимствовать у «Серпа
и молота»?» — всем своим видом
выражад он. Был один момент, когда
Иван Яковлевич рванулся вперед, на
сцелу... Может быть, он хотел поде-
литься с собравшимися опытом борь-
бы за снижение себестоимости, на-
копленным на автозаводе — имени’
Сталина, или рассказать, как выпол-
нили  автозаводцы обязательства,
принятые ими в ознаменование 33-й
годовщины Великой Октябрьской со-
циалистической революции. Это она,
революция, отктыла Ивану Яковле-
вичу и миллиенам других широкую
дорогу жизни; обеспечила им и их
детям, возмож ность пользоваться все-
ми благами культуры, всеми созда-
‘ниями человеческого труда.
  B детстве, исполняя тяжелую ра-
Gory na фарфоро-фаянсовой фабрике,
позднее. работая холетовщиком на
прядильной фабрике, потом слесарем
на химическом заволе. мог ли мечтать
И. Шевелев, что когда-нибудь он по-
стунит на рабфав. потом в институт,
станет инженером, приобщится к ис-
кусству!.. а

Я смотрела на этого седого чело-
века (парик Шевелеву не  пенало-
бился) и удивлялаеь юношеской бод-
рости, которой дышал весь его облик.
«Тридцать лет в партии, взрослые
сыновья на автозаводе работают, а
воп какой... молодой», —— подумала я
06 Иване Яковлевиче. Он повел меня
Б своим товарищам. Автозаводцы
гримировались. В уборных царила
свовобразная атмосфера — сочетание
сосредоточенноети и возбужления.
Все очень сожалели, что заболел и не
емог притти на спектакль педагог и
художюственный руководитель теат-
ральното коллектива народный ар-
тист РСФСР Л. Волков. Его имя про-
износилось с большим уважением и
любовью. — <

Врохотная уборная казалась елиш-
ком тесной для рослого силача Юры
Гончаренко. У юноши — открытое
мужественное лицо и мягкая, ухиви-
тельно деликатная манера разговари-
вать, он как бы стараетея заглалить
перед друзьями впечатление от своего
грозного вида. /

‚ == Времени нехватает, дочка.
Просто зарез. Завод, институт, ком-
сомольская работа... — © мягкой
улыбкой, чуть растягивая слова, го-

‘ворит Ю. Гончаренко.
		взглядами высшей помещичьей знати.
России, х которой он принадлежал по
рождению и воспитанию, не
только еще более углубил его крити-.
ческое отношение к буржуазному
строю, но дал этой критике вовершен-
но иное, новое качество.

Искренне сочувствуя угнетенным
массам, ища причины их страданий,
Толетой проявил огромную проница-
тельность, трезвый реализм в оценке.
действительности и пришел к выводу,
что первопричиной всех страданий
человечества является частная собет-
венность. Толетой решительно отка-
зывал экеплоататореким классам в
каком-либо оправдании их существо-
вания. Елинетвенную созндательную
силу жизни он видел в трудовом на-
роде.

С гневом и болью отмечал Толетой,
в своем гениальном романе «Воскре-

сение» и других последних произве-
дениях, что капитализм свозй хищ-
нической, варварской системой `экс-
плоатацин уничтожает самое ценное
на земле — трудовую силу, несет
преждевременную смерть от бесчело-
вечных условий труда миллионам
людей.

Конец прошлого века ознаменовал-
ся началом новой, последней стадии
капитализма — эпохи империализма.
Вее противоречия, все социальные
уродства калитализма достигли в
эпоху империализма гипертрофиче-
ских размеров. Это резко сказалось на
‘всей буржуазной «культуре» и «Ци-
вилизации», в том чиеле и на бур-
жуазном «искусстве».

С огромной еилой убедительности
Толетой показал, насколько отврати-
тельно-бессмыеленным, извращен-
ным, чуждым, враждебным «народу
было буржуазное декадентекое искус-
ство. ооновывавшеея на философ-
ских «теориях» Мальтуса, Ницше,
Шопенгауэра и других идеологов лю-
доедекого. строя. Толстой был первым
в мире художником-реалиетом.  под-
нявшим свой могучий голое против
упадочнического, антинародного ис-
куества.

Считая, чо  искуество ме есть
«развлечение или забава», а «есть
‘великое дело», Толстой полагал, что
ено должно нести народам идеалы с0-
циальной справедливости. В искуест-
ве же господствующих классов Тод-
стой видел лишь одно назначение —
забаву для пресыщенных богачей,
считающих себя избранными ‹«еверх-
человеками». Отсюда — опуетошен-
ность, аморальность буржуазного ис-
куества. Толстой указывал, Что эро-
тичеекой манией поражен «весь ху-
дожественный мир Европы и Амери-
БИ».

Осуждение и отвращение вызыла-
ла у Толстого и форма  декадентской
поэзии, форма, рассчитанная на’ из-
врашенный вкус буржуа, на на-
рочитую туманность, загадочность,
непонятность. Гениальный мастер ху-
дожественной формы, Лев Толстой
справедливо отказывал Верлену, Бод-
леру и другим столпам декаданса в
поэтичноети их стихов. указывая на
полную бессмысленность и извращен-
ность их творчества как по содержа-
нию. так и по форме. Он отмечал, что
способ поэтического выражелия в
искусстве господствующих классов
«лошел до своих, кажется, крайних
прелелов в искусстве так называемо-
	Он беседует е маленькой Дольской
—Анкой, шутливо, называя ее «лоч-
кой». Время у Ю. Гончаренко, дейст-
вительно, загружено доотказа. Он
член цехового комитета ВЛЕСМ, ком-
сорг второго литейного цеха, студент
института  металлопромышленности,
активный участник театрального
коллектива Дворца культуры... А
ведь работа в театральном коллекти-
ве — это не только занятия с педа-
гогом, не только репетиции. Это
	замечательная традиция
		Денады искусства.
и литературы национальных
республик в Моснве
©
	В связи е предстоящей в Москве
декадой украинского искусства и ли-
тературы редакция газеты «Советское
искусство» связалась по телефону ¢
Киевом и попросила председателя
Комитета по делам искусств при Co-
вете Министров УССР. Д. Копица рас-
сказать, как идет подготовка в де-
Baye. -

— Решение партии и правитель-
ства о декаде украинского искусства
и литературы в Москве, — говорит
Il. Копица, — вызвало нвобычайный
творческий под’ем в театрах и на ки-
ностудиях, в мастерских художников
и архитекторов, среди писателей и
композиторов, в. филармониях и кол-
лективах художественной ‹амодея-
тельности Украины. В этом решении
работники профессионального искуе-
ства и участники художественной са-
модеятетьноети видят новое проявле-
ние сталинской заботы о расцвете
духовной культуры украинского на-
рода, заботы, которую они повседнев-
но испытывают и которая ко многому
обязывает. ° Предстоящий большой
смотр, а именно таким осмотром и
явится декада, тем более почетен и
ответственен для нас, что состоится
он в Москве, в городе, символизирую-
щем собой нерушимую дружбу и
братство советских народов.
	В дни декады трудящиеся нашей
столицы смегут познакомиться с до-
стижениями всех видов украинского
искусства театрального, музыкаль-
ного, изобразительного 6 лости-
жениями украинской литературы,
архитектуры, кинематографии и на-
родного. творчества. На еценах сто-
личных театров покажут евои епек-
такли драматические театры им.
Франко и Леси Украинки (Киев), им.
Шевченко (Харьков), им Заньковед-
кой (Львов) и Биевский театр оперы
и балета: =
	Приехавший в Москву народный
артист СОСР Бюль-Бюль Мамедов с2-
общил в беседе с сотрудником газеты
«Советекое искхество»:.
	— С болыним творческим волне-
нием готовятся работники искусств
и литературы Азербайджана к, декаде
в Москве. 12 лет пронтло © тех пор,
как работники искуеств впервые де-
монстрировали свои достижения в
родной столице. За эти годы, благола-
ря неустанной заботе партии и прави-
тельства, еще более расцвели литера-
тура и искуеетво моей реелублики.
	Декада азербайджанской лнтерату-
ры и искусства откроется вечером
30 ноября в Колонном зале Дома ео-
юз0в. (С обширным докладом
06 ззербайджанской советской литё-
ратуре выступит председатель прав-
ления Союза советских писателей
Азербайджанской ССР Мирза Ибраги-
мов. Затем с чтением своих сетихотво-
рений, посвященных вождю народов
товарищу И. В. Сталину, столице С9-
ветского Союза Москве и лучшим
люлям Азербайджана, выступят поэты
Самед Вургун, Сулейман Рустам, Ма-
мед Рагим, Рафибейли Нигяр, Мирва-
pra Лильбази. Вечер закончится боль-
шим концертом работников искусств
Азербайджана,

В Москву для участия в докаде
приезжают Государственный — @н-
‘самбль песни и пляски под художе-
ственным руководством заслуженного
‘леятеля искусств Азербайджанской
ССР Т. Салахова, а также труппа вы-
дающихея мастеров  оперно-музы-
кального и балетного искусства рес-
публики.

В залах Москвы организуются кон-
церты азербайджанской музыки и
песни.
	Произведения Л. Ч. Толстого на сцене
	храматургии Толстого московекие Te-
зтры — Малый и Художественный.
Рольшой стенд в музее Московекого
Хуложественного театра раесказыва-
ет % постановке театром пъесы
«Власть тьмы». Пьеса долгое время
была под запретом парекой цензуры.
В Художественном театре она палила
впервые 5 ноября 1902 года в по-
становке В. С. Станиславского. В фон-
дах музея МХАТ хранится режисеер-
ский экземпляр «Власти тьмы». На
нем отчегливо вилны  режиссерекие
комментарви, слеланные рукой
В. С. Станиславского, планировка де-
хораций, мизанецены, фонетаческая
запись роли Митрича, также еде-
ланная 8. С. Станиелавеким, ноты ве-
	личальных и свадебных пееен Туль-
ской губернии. куда выезжал Кон-
	стантин Сергеевич вместе с группой
творчеехих работников театра. Рят
экспонатов рассказывает о  посеще-
нии Станиславским Толстого в связи
с постановкой «Влаетя тьмы», о бе-
веде велнкого реформатора ецены ©
великим писателем.

. Другая пьеса Л. Толстого «Плоды
проевешения», написанная для до-
машнего спектакля в Ясной Поляне,
предетавляет едкую сатиру на поме-
щичий строй, на нравы современно-
то Толетому общеетва. Иьеса была
вначале. разрешена только для закры-
того спектакля без афиш, Однако,
как вепоминает В. С. Станиелав-
ский, «имя Толстого было настолько
тющулярно, что его новая пьеса мотла
выдержать и это тяжелое условие».
`Поставленная Станиславским в его
	кружке, пьеса «Ллоды просвещения»
была первым режиссерским опытом
Константина Сергеевича.

Художественный тезтр первый в
России осуществил после смерти
Л. Н. Толетого постановку его пьесы
«Живой труп». Премьера состоялась
23 сентября 1911 года. Блестящая
плеяда замечательных актеров Худо-
жественного театра была занята в
этом спезтавле: Станиславский, Моск-
вин, Качалов, Леонидов, Лужский,
Шилина, Вишневский. Ставили . сиек-
тавли Вл. И. Немирович-Данченко и
В. С. Станиелавекий,

В настоящее время МХАТ ставит
«Плоды просвещения»; пьеса пойдет
в нынешнем сезоне в. постановке
главного режиссера театра М. Вед-
рова.
	Отнимни из первых обратились К   ской губернии.