Проект памятника
великому русскому
NOAKOBO ALY
	В связи с поотановаением прави-
тельства СССР о сборужении на пло0-
щади Коммуны в Москве памятника
А. В. Суворову Комитет по делам ие-
кусств при Совето Митиетров СССР
	‚с5‘Яявил в этом году закриатый кон-
	курс на пучигий проект памятника
великому русекому полководцу. №
участию в конкур» были привлече-
ны московекие скульитовет Е. Вуче-
	 тич, О. Орлов. А. Повям, Б. Вородев.
	1. Кербаль В. Цигаль, М, Воэлов-
ский, Р. Кириллова, Х, Аскар-Сарыл-
жа и лочинградение -—— В. Боголюбов,
М. Габэ и В. Соколов, ‚ре TOTO, HAI
проектами памятника валивому пол-
Ropolny Работали no собственной
инициатиее и другие скульнторы
Москвы и Ленинграда.

На кочкуре представлено 24 про-
евта памятника А. В. Суророву. 05-
MOTD WH обсуждение их собтоятея в
ближайшие дни в Центральном доме
Брасной Атыни,
	Портреты мастеров
русского искусства

В залах Центральлого дома работ-
ников искусств открываетея органи-
	зусмая ЦДРИ и Государственным те+
атральным музеем им. Бахрушина
	выставка «Деятели русского искусет-
ta в произведениях жиролиеи, гра-
фики и скульптуры ХУШ--—ХХ вв.»,

Эдесь будут предетавленьх портре=
ты: крепостной актрисы Ц, Жемчу-
говой работы крепостного хуложни-
ка Н; Аргунова; знаменитой драмати-
чесвой актрисы первой половины
ХХ в. Екатерины Семеновой ==
К. Брюллова, известного ‘трагика
ка Александринекой сцены В. Кара
тыгина —= В. Тропинина,
	В экспозицию включается рях ре-
пинских портретов мастеров искусств
ХХ столетия, работы вылающегося
русского художника 0. Малютина,
автопортрет В. Сурикова и др.

В числе выставляемых работ —
портреты мастеров советекого театра
и изобразительного искусства:

Китайский цирк в
	оамечательное
мастерство
	Что больше всего впечатляет и
MOROPHeT B искусстве китайских ap-
тистов цирка? Удивительное свовоб-
разие, необычность их номеров. Мы,
мастера соротокого цирка, восхища-
емся благородной простотой исполне-
ния ¢boHx китайских товарищей,
ТОЛЬКО ИМ одним присущим «Почер-
	вом» H MaHepoH «подачи» своих
трюков.
На аренах советских цирков мы
	неоднократно  видвли превосходных
жонгаеров, оперирующих привычны-
ми аксессуарами сроого жанра —
мячамя и ракетками, Ho нам никог-
да Но доводилось еще видеть жонгли-
рования тяжелыми, крупными п9
размеру вазами, что © поистиве не-
превзойденным мастерством проделы-
вает силовой жопглер Хао Шу-ван,

Этот номер не имеет себ6  подоб-
ных. Во время своих выступлений в
цирках Парижа, Беранна, Барселоны.
Гамбурга и других городов Западной
Еврены я нигде не встречала такой
филигранной законченноети, точно-
сти и четкости, какнии отличается
номер Хао Шу-ван. Замечательна
уверенность, с Которой работает та
пантливый артист, совершенно не
замечаешь «строительных лесов» =
трудностей, затрачиваемых на выпол-
нение сложных упражнений; много-
килограммовыми вазами он жонёлиру-
et тах, будто подбрасывает в воздух
И МЯГКО ловит на голову маленький
резиновый мячик.

Превосходно работают. велофигуря:
сты Изин В-цин, Цзин Шу-цин я
Цзин Жу-цин. Зрителей захватывают
необыкновенный темп, богатое. раз-
наобразие сложных фигур и трюков
их номера, Примечательны чистота л
легкость, в которыми они проделыва-
ot свой наиболее ответотвеаный
трюк известный в цирковой среде
нод названием  «драймангоф» (486
партнерши, одна на плёчах xpyrol,
во весь рост етоят на влинё быстро
мчащегося велосипедиста).

Оильное внёчатление пройзвели На
меня эквилибристы с’ пагодой из пи-
ал == Чан Сяо-лин и Чэн Шао-лин,
	Вст
	Спасибо,
порогие тости!

Прекфаено замечательное искусет-
во артистов Китайского цирка!

В: свэболном Китае мощным влю«
чом забило распеетающее с нажлым
днем народное творчество. Никотль
еще не было таким молблым и жиз
‘нералостным китайское пиркювое ‘ис=
_вусство, берущее начало в глубокой
древноети. Искусство это. возвелен-
HOE RG трузно  лосятаемые  выббты
пПрофелепонализма, ° наролно в самом
лучшем смысле слова. Обаятельная
гра с ВОЛЧЕОМ. УДИВИТелЛЬНО ИЗЯО
‘Kw точно нроводимая - Ван Вуэй-ик и
Ван Шх-ин, эффектные прыжки
сквозь раму с ножами в  исполне-
нии У Чжэн-чжан, Чжан Го-шан и
Чжан Го- лун, групповое люнглирова-
ние Чэн Ла-бэн, Пан Ю*бао, Ян Вэн

юан и Ян Ци-лин, паже лучирий ноз
‚мер программы — жонглирование
вазами Хао Шу-ван, — разве не 3а=
родились они на народных празлнё-
ствах. на площалях и ярмарках ки
тайских горолов и ces!

В програмие много трюков. китай-
ские артисты проделывают их с бле=
ском, присущим поданниому мастёр-
ству. Но в сложной и ответственной
их работе. в их поведении на арене
нет ничего от «игры на публику», от
леттевой «полачи» номера. Стиль ис-
полнения наших гоетей отмечен про
‘стотой и естественностью, от’ кото
рых лишь выигрывает возириатие
самых сложных и трудных номеров.

Общеизвестно, что любой’  цирко-
вой трюк превращается в самоцель:
бессолержателен и не  рмечатляет,
если он не согрет отношением испол=
нителя № своему вомеру; тем арби-
стизмом, 0 котором можно говорить
применительно в искусству цирка;
В связи с этим хочетея особенно от-
метить шестидесятилетнаго акробата
Tyan Ю-хэ. актера острого и в выс=
шей степени своеобразного комедий=
ного дарования.

Большое спасибо нашим дорогим
китайеким гостям за ралость. до-
ставтенную Нам их веливолетным
	искусством!
Ю. ЗАВАДСКИИ,
народный артист СССР,
	HAapoknow Республики па вечере
Фото Е. Явно,
<
	Затем артисты Витайского цирка
	показали отдельные номера своей

программы.
ee

В теплой, дружеской обстановке
	прошла встреча китайских артистов
с представителями литературной об-
щественности Москвы. На вечере в
Центральном томе литераторов от
имени писателей столицы гостей
привететвовал Л. Кассиль. С ответ-
ным словом выступил руководитель
циркового коллектива Дин Ли. Ku-
тайским артистам были преполнеее=
ны книги советских писателей с их
автографами.
	сцена спектакля. Нод торжественные
звуки старинной украинекой песни,
которую поют друзья Марии ЛДучиц=
кой, умирает талантливая, любиз
мая народом актриса. Вее более мощ-
но звучит хор, звучит. как грозный
предостерегающий голое народа.

Интересный творческий коллектив
представляет собой Одесский драма-
тический театр Советекой Армии. 0
его серьезных творческих возможно-
стях убедительно’ говорит  содержа-
тельный, умный спектакль «Канди“
лат партии», поставленный pe
жиссерои И. Беркун. В ener-
такле подкупает великолепный
актерский ансамбль, точное, глубо-
ков решение сценических образов.
Конфликт ее разрешен не только яр*
кой и умной характеристикой двух
различных по мироощущению лю
тей Николая Леонтьева (арт. А. Аф=
кальев) и Анатолия Вострякова (арт:
А. Ануров). Он понят театром глуб=
же — Kak столкновение перелового-
коимунистического мировоззрения 8
мелкобуржуазными пережитками В
сознании людей. Интересна в спек=
такле игра А. Максимова в роли Нло-
товшикова, Д. Голубивекого—в ро-
ли феонтьева-отца.

Свовобразное явление предетавляет
собой в пьесе образ Фотокорреепонлен=
та Венцовой. Карьеризм. ее завуализ
раван позой передового, смелого чез
ловека. Артистка А. Николаева очень
верно поняла хапактер своей «около-
литературной» тербоини, она показала
в ней один ‘из. послелних осколков
старой богемы, в свое ‘время выра-
жавшей сущность воинствующего;
претенциозного мещанства.

« e &

В эти дни театры Одессы так же;
Kak WH Bee театры страны, держат
серьезный творческий экзамен перет
своим ‘взыскательным зрителем.
честью выдержать этот экзамен,
всегда быть на высоте требований,
пред’ являемых Е театральному и<-
кусству нашим замечательным 0-
временником, — почетный долг ху=
дожников советского тватра, пзиз-
ванных в ярких художественных о0-
разах отобразить величие Сталинской
ЭПОХИ.

Л. ЖУКОВА, И. ОСИПОВ.

ОДЕССА (спец. корр. «Советского
искусства»). ‚ гм
	друзей
	точность и блеск исполнения которых
сочетаются с удивительной мягкостью
п пластичностью,

Мне хочется от всей души лобта-
одарить Налих китайских голтей за
их прекрасное, подлинно народное
яскусство. Можно не сомневаться в
том, что дружеское общение артистов
китайского и советского цирков по-
служит взаимному обогащению и 60-
вершенствованию их Мастерства,
	Зоя КОХ,
заслуженная артистка РСФСР,
	Ралостный праздник
	В эти дни в помещения  Москов-
свого цирка парит приподнятое, ра-
достное настровние. Это обусловлено
не только тем, что Здесь вызтупают
лучшие представители  цирковэго
искуества свободного Китая, с кото“
рым наша страна связана узами
дружбы ин общностью благопюдной
цели борьбы за мир: Самое творчест-
в6 китайских артистов жизнералост-
Но, оптимистично. да иначе и быть
Н@ может: связанное е жизнью наро-
да. рожденное народом, оно несет в
<ебе черты его характера. Бережное
отношение к многовековым традици-
ям народного циркового искусства в
творчестве. наших гостей сочетается
со смелыми поисками новых форм в
выразительных средств. В этом на-
ходит свое проявление новая жизнь
Битая, могучий духовный расцвет
многомиллионного народа,

Нам, советским людям, близки я
дороги светлый,  оптимистический
строй искусства китайских артистов,
писущие им сила, смелость, воля и
железное упоретво в достижении по-
ставленной цели. Эти черты в олина-
ковой мере различаешь во внешне
непритязательной, озаренной  счаст-
ливой улыбкой юности игре 6 волч-
Ком И в номерах наивыбшего цирк-
вого класса — <жонглер с вазами» и
«велофигуристы». Не случайно поэ-
тому гастроли китайских артистов
превратилиеь в радостный праздняк
художественной жизни столицы,

М. ЖАРОВ,
народный артист СССР.
	реча
		Константин Федорович
Юон
. 2
	Укхазох Презилиума Верховного Co-
рта СССР от 13 ноября 1950 года
Ronerasrasy  Федоровичу Юону за
выцающиеся достижения в области
советекого изобразительного HCRYCCT-
в8 присвоено почетное звание‘ народ-
во художника СОСР;

Почетное звание №. Ф. Юопу бы-
10 приевоёно в 16 дни, когда в за-
ах Академии художеств СООР была
развернута выставка, отразившая
(0166 чем патидесятилетний творче-
«ай путь художника. © большой
убедительностью выставка продемон-
‹трировала выдаютщееся мастерство
К. ©. Wena, силу ero xyzomectsen:
вой индивидуальности.

В дореволюционный периот свовй
деятельновти BR. ©. Wow costar pat
превосходпых произведений, запечат-
левших архитектурно-художествен-
вый облик старинных рубеких rope
108: Сергиева Посада  (Заторека),
Пскова, Ростова Великого, Торжка,
Углича. В этих проязведениях па-
MATHOKH старой русской культуры
	выступают, как проявление Kpa-
сочном, яркого творчества рус-
ского народа. Показав с6бя
wacTépoM «архитектурного — пей-
	зажа», Юон уже в те годы  стано-
BITCH BIOXHORCHHHIM поэтом Москвы.
поэтом Времля и Красной площади.
(06 этом говорят многие побазанные
	‚ на выставке равоты и прежде всего
  зачечатетьтая акварель необычно
	мечательная акварель необычно
лыших размеров — «Москворецкий
	‘wae зимой» (1911). Часто «архитек-
	турный пейзаж» у Юона густо насе-
лен людьми и перерастает в настоя-
щую Жапровую картину. какей. на-
пример. является одна из вго нАибо-
д6ё значительных дореволюционных
работ «Весенний солнечный день»
(1910). В процесее создания карти-
ны Юон следовал, как 06 этом гово-
рят этюды, иснпытанным приемам
wactepon русской реалистической
KaBoNUICH.

6 менес очевидна связь Юона <
традициями «pyecKofo лирического
пейзажа второй половины ХХ века.
Творчески развивая эти традиции,
Юбн создал такие произведения, как
«Мартовевов волнце» (1915) или
	«Зимнее солние» (1916). которыв мо-
	пт быть закойно отнесены к заме-
чательным образцам рубкой пей-
зажной живописи.

Но особенно широко и всесторон-
Hé развернулось ‘ворчебтво В. ®.

на в советский период. В co-
ветекое искусство он вошел, как один
Ma tex лучших предетавителей pyc-
ской интеллигенции, которые искрен-
Нб и горячо приняли вов новое, что
принесла Великая Октябрьская 1е-
BOTA.

Работы, экспонированные на вы-
ставке, показывают, Как, развивая
рвалистические основы своего искус-
ства, Юом все больше и больше ов-
ладевал умением видеть жизнь <0-
веткой страны в се непрестаяном
движении вперед, находить в ней
типичное и отражать эту ЖИЗНЬ
в подлинно художественных, вол-
нующих зрителя образах. Нро-
извеления, которые были экепониро-
авы В залах Академии — $уд0-
ветв. красноречиво товорат 0 6по-
	«Русская зимах, Картина художника К. Юона.
			собности художника своевоеменно от-
кликаться, на 19, что волновало €6-
BETCRIX Aolei на различных этапах.
жизни нашей страны, 6 широте вго
творческих интересов. Энизолы Вели-
кой Октябрьской социзлистической
революции и истории тоажданской
войны, революционные праздники
трудящихся Советского Союза,
индустриализация страны, Kos-
хозное строительство, труд и 0т-
ABIX нашей советской молодежи,
бозъба за овладение нлукой и занятия
спортом — вве это онределяло содер-
жание картин, акварелей и рясунков
Woua, согретых чувством любви в
Родине и ев людям, проликнутых лу-
хом советского патриотизма. Озобен-
но запоминаются такие ‘работы,
как «В 16 дни. У Дома с0ю-
308 в дни похорон В. И. Ленина»
(1926), «Перед вступлением в
Кремль» (1927), «Праздник коопера-
ции в деревне» (1928), «Сестры-
Комсомолки» (1929), «Лыжная экс-
курсия. Иней» (1930) и другие.

Юон с болыпим под’емом работал
в голы Великой Отечественной вой-
ны. Уже летом 1942 гола им была за-
кончена замечательная картича «Па-
рад на Арасной площади в Москве в
1941 г.» (на выставке показан варн-
ант 1949 года). В этом произведении
художник-патриот иб только запечат=
лел незабываемый лень, но и дал по-
чувствовать всю грандиозность и знА-
‘чимость этого парада в суровые воен-
ные дни,

Теме парада 1941 года посвящеяа
и прекрасная акварель, написанная
в 1943 году. Если в большой карти-
не подчеркнуты торжественное вели:
чие изображенного события, вуровяя
непреклонность защитников Родины,
то акварель передает полный захва-
тывающей силы малми воинов Co-
ветской Армии, вдохновленных толь-
KO 910 ° услышанной исторической
речью вождя и несущих в сердцах его
имя, ках знамя победы. Работой «Са-
ают Москвы» (1945 г.) как бы за-
вершаетея круг произведений Юэна
военных лет. Художник снова обра-
щается к теме Кремля, Красной пло-
iain и изображает их освещенными
многоцветнымй россыпями ракет
победного салюта.

В военные тоды у Юона опреде-
лявтея и другая линия его твбрче-
ства. также тесно — связанная с
	жизнью стракы в этот период, с пе-
реживаниями, мыслями, волнениями
советских людей, В военное время по-
нятие Родины приесбрело для нас 0со-
бенно глубокий смысл. Как бы новой
любовью полюбили мы и природу на-
шей страны, что нашас отражение во
многих произведениях искусетва. В
1944 году Юон пишет свой «Зииний
рассвет» — полноценное и значи
тельное произведение; выражающее
патриотические чувства советского
человека. Нартина эта открыла с0б0ю
цикл больших пейзажей, работа над
которыми продолжалась в послевоен=
ные голы.

0 том, как много и плодотворно ра-
ботает Юбн в последние годы, говорят
такие полные лирической силы
произведения, кав  «Коылечко»
(1947) и особенно «Августовский ве-
чер» (1948), 06 этом же свилетель-
ствуют вещи, только что законченные
и впервые показанные на выставке,
«Концертный зал  Останкинекого
дворца» (1950) должен быть отне-
ён к числу замечательных лостиже-
ний в области интерьерной живопи=
си. Чарующее впечатление этого ар-
хитектурно-художественного — комп-
лекса, в котором < таким блеском
проявилась творческая одаренность
русских крепостных художников.
напыю в Юоне достойного интерпре-
татора.

Впервые мы увилели две пор-
третные работы художника: портре-
ты А. М. Горького и А. С. Пушкина:
Горький изображен Юоном в п0-
следние годы жизни, человеком, до-
жившим до тех дней, когда мечты его
стали явью. В Пушкине угадывается
другое: перех зрителем возникает об-
раз поэта, все благородное, туманн-
стическое существо которого уестрем-
лено к тем светлым идеалам, которые
не нашли, ла и ‘не могли найти приз
знания в современной ему дей-
ствительности. Отсюда — ноты тра-
тичноети в юоновсвом Пушкине:

Константин Федорович Юон живет
одной жнанью со своим народом, 9д-
ними мыслями и чувствами, юдними
идеалами и стремлениями Искусство
его стало выражением той подлин-
ной народности, которая является од-
‘Ной ИЗ Замечательнейших особенно-
стей совотской художественной куль-
	Г. ЖИДКОВ.
	Кружки колхозных
	музыкантов
	ВОБРКА (Львовская обл.). (ТАСС).
Растет стремление крёстьян к му-
зыкальной культуре. Во многих
селах района — Валове, Овирже,
Звенигороде ий других созданы круж-
ки нотной грамоты. Более пятисот
колхозников изучают жизнь И дея-
ТОльность Великих русских ROMUOI He
торов — Глинки, Чайковского, Дар-
гомыжекого, учатся играть на струн-
ных й духовых инетрументах, разу-
чивают современные советские пес-
ни, Овлалевать музыкальной культу-
рой Колхозникам помогают компози-
торы, дирижеры, хормейстеры — ра-
ботники искусств Львова.

В лни избирттельной кампании
драматические и хоровые коллективы
колхозников выступают с, Концерта-
ми в клубах и на агитнунитах.
	Пьеса о новаторах
созетской науки
	ТБИЛИСИ. Тбилисский театр име-
ни № Матлжанишвили пПобазал пье-
еу В. Латарая «Ма набережной», Oc-
Новой содержания пьееы является
конфликт между  ученым-биюлогом
Арчилом Голетиани,  нахомищимеся
под влиянием илеалистичеекого на-
правления в биологии, (ий молодым
ученым Автандилом Ратиани, отстаи
ваюшим принципы передового  уче-
ния Мичурина-—Лысенко. Ноставита
пьесу А; Чхартиивили и В, Таблиа-
швили. Оформление художника Д. Ка-
кабадлзе.

Роль пгофессора Голетнани истол-
няет Ш. Гамбашилае, ученого Ратпа-
ни — И. Кобахидлов.

Пьеса пользуется больнизм успе-
хом у тбнлиеских зрителей.
	Москвичи проявляют исключитель-
ный интерес в выступлениям габтро-
дирующих в столице артистов Китай-
ского цирка. Важдое представление
н& арене Московского цирка выли-
вается в яркую демонстрацию брат-
ской любви и глубокого уважения
совотзких людей к китайскому наро-
ZY, в 60 замечательному, подлинно
вахюдному искусству.

блистательным = мастерством
представителей Китайского цирка
знакомятся и деятели искусств сто-
лицы. Состоявшаяся 21 ноября в
ПДРИ встреча китайских артистов с
мастерами театра, музыки и изобра-
зительных искусств Москвы явилась
наглядным подтверждением крейну-
пой день ото дня дружбы народов Ви-
тая и Советского Союза, плечом в
плечу выступающих в первых рядах
могучего латеря мира и демократии.

Продолжительными аплодисмента-
ми Встретили собравшиеся участни-
ков китайской труппы. От имени ма-
стеров искусств. Москвы гостей тепло
приветотвовала ‘народная артистка
СССР В. Барсова. Заслуженный дея-
тель искусств художник Б. Ефимов,
обращаясь в хитайским артистам, го-
ворил о внимании и глубоком сочув-
ствил, с которыми наролы Советекого
Союза следили за героической осв6б-
дительной борьбой китайского народа,
0 чувстве радости, которое испытыва-
ют советские люди, гордящиеся убие-
хами демократического Китая.

— По-разнюму звучат слова на
русеком и китайском языках, — ска-
зал Б; Ефимов, — но с нашими доро-
тими гостями мы говорим на дном
языке, понятном всему  передовому
	Группа артистов цирка Китайской
В ПЛРИ. р
		человечеству, — языке мира и руж-
бы.

Свое выступление В. Ефимов за-
кончил здравицей на китайском язы-
кю в честь товарища Сталина,
Мао Цзе-дуна, в честь нерушимой
дружбы народов Витая и Советекого
Союза. Упоминание имен товарища
Сталина и Мао Цзе-дуна вызывает в
зале восторженную овацию.

Взволноранно прозвучало ответное
выступление руководителя китайско-
го циркового коллектива Дин Ли.

— Прекрасным светом озарена, на-
ша встреча, — сказал он, — это
свет дружбы наших великих народов.
	В Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР
	На очередном заседании Вомитета
по делам искусств при Совете Мини-
ров СССР был обсужден вопрос 6
ходе подготовки к Всесоюзной худо-
жественной выставке 1950 года.

Выставка обещает быть весьма
значительной, 06 этом в первую
очередь говорят разнообразие  худо-
жественных жанров и богатство тем,
избранных художниками для своих
работ. Предварительное знакометво с
тотовящимися на выставку произве-
Тениями овитетельствует о высоком
	Сейчас выставочный комитет на-
чал отбор произведений,  mocry-
пающих со всех концов Советского
Союза. Выставка откроется ориенти-
ровочно 20 декабря. Комитет в сво-
	ем решений признал необходимым
всячески форсировать  полготовку к
выставке, в частности, оказать жи-
	вую, денственную помощь тём ху-
	ложникам, которые еще не закончили.
	своих ‘интересно задуманных произ-
реленяй,
	матери, любящей,
С Bb i лерпеливой,  величе-

ственной — В с506м

мудром материнском
спокойствии, сильной и ropiofi
в борьбе. в жизненных испытаниях.
Творческая улача Л. Буговой в обра-
36 Марий Алексанхровны опрелеляет-
вя прежде всего строгостью, блатго-
ролетвом рисунка роли. тщательным
отбором используемых актривой вы-
разительных слелетв.

Зритель Одеевы успел полюбить в
Русском драматическом театре и пьв=
су «Дипломный проект». Написанная
недавними студентами. выпуйкника-
ми одесских вузов. пьеса эта инте-
ресна по замыелу, отмечена знанием
студенческого быта, живой набаюла-
твавьностью, достоверностью в обри-
совке характеров советской вузовской
молодежи. Права, нужную, #660у-
ненно плодотворную работу © молоды-
ми авторами театр не сумел ловеети
до конца, Конфликт пьесы, в основе
своей жизненно-достоверный и 0ет-
рый, смещен нетобтаточно отчетливой
авторской характеристикой одного из
славных перболажей пьёгы -—и1офес-
copa Юргида. Юргин решительно вы-
ступает против липлоуного’ проекта
стулента Озерова,  опипаючиегося в
своих теоретических положениях на
опых пронзволетва. Некагла mnepetz6-
	вой, устремленный в будущее, широко.
мысляатий человек Юэгин явно 07=
	стал от жизни, Ао1 мыелей Озерова
ему чужл и непонятен. Но молилого.
смелого новатора, стуленаь Озерова.
почерживает весь преполавательский
состав инотитута, не дставляют вго и
товарищн-студенты. Живую поддерж.
ку вотречает он на заводе, где про-
холил практику, При помощи партий:
ной организации инетитута, прелода-
вателей, руководства завола, ловази-
шей Озеров одерживает победу в сво-
ем первом бою за передовую совет
скую науку. Юргин вынужден серь-
езно задуматься над смыслом проие-.
шедших событий, нах ирифодой своих
ошибок и заблуждений, Таков замы-
сел пьесы. Но образ профеесора Юр-
fina наделен авторами столь резко
отрицательной характеристикой, Ta-
ким вызывающе-неприязненным  0т-
ношением старого ученого в. мололе-
жи. в ве горячим. творческим иека-
		мастерстве, 0 высоком чувстве ют-
ветствённоети скульпторов, худож:
ников за свою работу.

В этом году обобенно широко прак-
тиковалаюь такая форма <одружества
старшего и младшего поколений ху-
дожников, как творческие бригады
лая выполнения сложных  комнози-
ций. Внервые на выставку булут
предетаваены 12—15 дипломных
работ, что говорит о роста молодых
кадров, о лоетойном пополнении, wiy-
шем из ВУЗов.
	ние празо подобных Юртиных на 1106-  го театра им. Октябрьской револю- роли Наталии Мовшик  артиствой
подавание в советском вузе, на в06-  ции и его главного режиесера В. Ва-   1. Мациевской и Романюка—И. Твер-
питание катров молодых советских   силько. Наряду с образами подлинно   дохлебом лежит некоторая печать то-
	совоеменных советских людей, дтя
которых немыелим разрыв между лич-
ным и общественным, драматурги: 61-
тирическими красками рисуют людей,
отнюдь не отстающих на TIPOMSBOACT-
ве, но в сознании которых еще живут
увщанские представления, пережит-
ки прошлого. Таков инженер Моль-
ков, в будущей жене своей ишуший
существо, призванное лишь «укра-
шать» ему жизнь. Такова секретарь
Мария Евгеньевна. Самоцветева, меч-
таюшая о муже «с перспективой»,
которую она, Самоцветова, понимает
по-обывательеки.

Пьеса нанисана живым, метким
Языком, насыщена подлинно koMe-
дийными ситуациями, в ней много
хорошего, жизнералостного юмора.

Слектакль тем не менее нельзя
считать удачным. Режиессерекое ре-
шение его нё отвечает жанровой пря-
роде TERE BI с ее отчетливо выражен-
ными комедийными чертами. Поста-
нових лъесы Е. Вупченко принес в
спектакль чуждый Teves и характеру
пьесы драматизм, спектакль подчас
кажется вялым, темп его затянут, 00-
разы отягчены мнимо-пеихологиче-
ской нагрузкой. Эта неудача театра
вряд ли случайна. В ней повинно, ках
нам кажется, недоверие К жанру pea-
листической советской комедии 6 68
широкими, идейными и публациети-
ческими задачами, 6 6е огромной, жиз-
неугворждающей силой.

В спектакле <«Калиновая рюша»
наиболее многообразно поёдетавлен
талантливый актерокяй коллектив
Театра им. Октябрьской революции.
Тем не менее, ве вбе образы «Кали-
новой рощи» решены с той мерой глу-
боного И строгого реализма, к которо-
му обязывает большая Тема пъёбы,
Самый удачный и интересный в спек-
такае образ матроса Кариа  Ветро-
Рого в ислоанении А. Крамаренко. Ero
Berporoli — сильный, жизнелюбивый
человек, непримиримый и цельный, с
леной отврытой душой. Игра А. Краз
	маренко  выразительна, насышена
внутреинен о онелгией. = интересна
И mo отбору ртешних вытази-
	тельных .срелетв, OD TEST HS DTS У ak-
терра, связанных 6 общей илейной _
	трактовкой образа. На исполнении же
	специалистов,

Неебстоятельноеть азторекого ва-
мыела здесь совершенно очевидна,
Вместо того, чтобы показать, как кол-
лектив советеких людой поправляет
заблудившегося профессора, ках по-
мотает ему выбратьея из трясины ero
онтибочных взгаядов, в Ньеев выведен
человек, по существу чуждый нашей
действительности, враждебный  ©9-
ветекому обществу. Но в этом случав
Юргина не следовало роабилитиро-
вать; Как это делают авторы, Таз
кому решению ‘протилоречит данная
ему в fieece XApantepmctika. Our
же замыеел  произреления требует
его оправдания. Театру следовало
бы доработать пьесу с авторами,
устранить противоречия в характере
её конфликта, отчетливее раскрыть
приролу онгябок профессора Юргина.

Серьезной доработки: требует и
язык Пъесы, подчас загоренный  не-
нужным, претенияозным остроелови-
ем. манерными «афоризмами», чуж-
дыми языку советекого стулента-ком-
сомольца. В целом же пБева предбтав-
ляет несоуненный интерес, oma pas-
ВИРАВТ ВАЖНУЮ И НУЖНУЮ Тему 6м6-
лого рторженея науки в жизяь, гар-
монического слиявия современной
теоретической мысли с практическим
онытом производства. -”

Интересным драматургическим
произнедением и нам и
пвеса одесских журналиетов С. Боч-
карева‘и А. Шнайдера «Еданое жеаа-
ния. Замысел ве возник на обнове
реального зизнонного фадта. Группа
и30бретателей-камнерезов,  работав-
ших нат убовершенетвованяем и виё-
дрением впециального номбайна, пла-
стами режущего камень-бакушияй,
была отирналена в разгар своих идо-
бретательских работ отлыхать на be-
рег Черного моря. Отдых пришелея
лая камнерезов” более чех некстати.
Тайно друг от. друга’энтузиасты про-
лолжали свои творческие искания,
спасаясь от «преследований»  сана-
TODHOTS пачальства, испытывая веч-
ный Страх «попаетвея», Этот эпивол
И повлужил еюжет гой ГАНРОЙ AAA Ba-
селой комедии «Единое желание», на-
писанной траматургами при аетувиой
непосредственной помощи укрзаинеко-
	го отвлеченного «жанризма», вото-
рый ин увлекает подчае актеров в
етихию неоправданной комедийности.
Опытному мастеру 1. Мациевской не
улается с должной силой передать в
образе председателя сельсовета Ната-
att Козшик черты нового, государ-
ственно-мыслящего человека, и это
происходит отнюдь нё потому, 4TO
исполнительница не ставила вебе та-
кой задачи, а в силу некоей, непрео-
доленной еще до конца театром инер-
ции «бытовой» игры.

Театр им. Октябрьской революции
—= один из передовых театров Украи-
ны. Одним из первых в стране откли-
кается он на новейшие произведения
советских драматургов. Одним и3
первых поставил он в свое время
«Гибель эскадры» и «В степях Ук-
раины» А. Корнейчука. Эти славные
традиции Одесский украинский театр
должен не только бережно хранить,
но и смело, настойчиво развивать.
Недостатки «Калиновой ропти» долж-
ны стать предметом острой, неприми-
римой борьбы в сегодняшней творче-
ской практике театра.

Наиболее строго, ‘реалистически,
точно по мысли поставлена в Театре
им. Октябрьской революции пьеса
М. Старицкого «Талант» (постановка
В. Василько). Она написана в 1891.
году, посвящена жизни провинциаль-
ного украинского актеретва и в 0т-
дельных своих мотивах перекликает-
ея с «Талантами и поклонниками»
А. Н. Островского. Спектакль глубоко
волнует современного зрителя остро-
той социальной мысли, поэтичностью,
цетьностью образов. За трагической
сульбой актрисы Марии Лучицкой,
роль которой правдиво и строго играет
К. Загорянская, угадывается судьба
тысяч и тысяч талантливых людей
из народа, вилевших свое призвание
	в служении обществу, но обреченных
На гибель законами капитализма.
Великолепно поставлены В. Ва-
силько ецены, рисующие закулисный
быт старого провинциального театра,
образы  бескорыстных служителей
искусства — актеров и-актрис, их
благолартых зрителей—етудентов и
рабочих. Нафоеом большой соцналь-
ной трагелии насыщена финальная
	ТЕАТРАХ ОЛЕССЫ
	Характер театральной жизни Одес-

сы определяется прежде. всего Живой,
РАРНААНАЯ ПНОНЯАЛЕРОАЙ vreatnom В
	( творческой инициативой театров в
` выборе ренертуара ий, что 06000 при-
	’уечательно и ценно, бережным вни-
манием театров`к произведениям мест-
ных драматургов. Из вехи театров
торода четыре выступили в текущем
сезоне с постановками пьес «своих»
автотов. Соотношение этих пир
весьма красноречиво: оно говорит 0
тм, что появление на чфише 01ее-
ского театра имени местного драма-
турга—обытие отнюдь Не «сенсаци-
онное». Работа © авторами вошла
здесь в быт, она, ведется систематиче-
ски, планомерно, укрепляя творче-
ское содружество театральных Кол-
лективов с Драматургами, воспитывая
в театрах ос0бое чувство ответетвен-
ности за вудьбу создаваемых  сПэк-
rash,

Русекий драматический театр име-
ни А. Иванова показал в текущем с6-
зон 1вё премьеры: «Семью» И. Ш9-
	_ ПоРуи «Дипломный проект молэтых
	одесских писателей С. Ваймана И
С. Комисларенко. В 33-й головщине
Великой Октябруьекой революции. Те-
атр полготовия пьёсу В. Витиневско-
го «Незайываемый 1919-й». Театр
имени Октябрьзкой революции 95у-
Щетвил постановку одного из инте-
реснейших и начболее глубоких 100-
изведений украинской напиональной
храматургии-—прамы М. Старицкого
«Талант». Олновременно театр пока-
зал комедию хостных авторов С. Воч-
карева и А Шнайлера «Елиное ж6-
лание». ® Октябрьским дням коллек-
тив закончял работу нат Постанов-
той пьебы А. Сурова «Раеевет над
Меквой» в переьоде и постановае
В, Василько,

Драмзтический театр Советекой
Арияи почалал премьеру новой поем
А. Крона «Кандидат партии». На сце-
нё олесского Тюза около 80 раз mpo-
шла пьеса украинских драматургов
В, Брупенкина и В. Великанова «Bos-
вращенное дететво», рассказываюлия
6 судьбе одесского мальчика, полав-
ттего на Фролт и вернувшегося после
тайны в родной город, в ролную шко-
лу. В спектакле «Володя Дубинин»

(пьеса В. Гольдфельда), — недав-
HO  показанном  ювому — 30ит6-
лю Одессы, оживают  исгорические
события, связанные с деятельностью
партизанских отрядов в крымских ка-
меноломнях. Не отетает от драматиче-
ских тватров и одесский Театр оперы
и балета, поставивитий на своей сцб-
He созданный усилиями меетных ав-
торов балет «Олеся» (музыка Руси-
нова. либретто Рындина)..
Доетаточно взглянуть на этот пе-
речень имен и названий, чтобы уб9-
дитьея в многообразных творческих
возможностях олесских театров. В AX
росте и Успехах далеко не последнюю
роль играет Областной отдел искуеетв

BO Fiabe c его начальником П. Впее-

левичем;: режиссер в многолетним
стажем, он руководит тёатрами, твор-
чески смело поддерживает и направ-
ляет их инипиатизу в работе е мест-
ными праматургами.

Заметён за послёлнее время значи-
тельный творческий рот Русского

лраматического театра имени А. Ива-

нова. . Содержательный репертуар
привлек, в его стены зрителя, поднял
авторитет и популярность театра B
городе. С большим художественным
успехом проходит на его сине спек-
такль «Семья» (постановка А. Соло-
марекого). Наряду ео. етаршим поко-
лением мастёров театра. представлен-
ным такими творческими силами. как
народные артисты УСОР А. Бугова,
В. Освепимский, М. Ляров, наряду со

‘средним поколением актеров в спеб-

такле хорошо показала ‘себя талант-
лирая актерская молодежь.
С большой серьезностью, в высо-

КИМ ЧУВСТВОМ ОтТвететвенноети подо-

пел к решению образа Владимира
Ульянова мололой актер А; Макаров.
Однако. А. Макаров слишком ши-
рово пользуетея характерным ленин-
еким жестом, хатактерной ленинекой
интонацией. врял ли естественными
и закономерными для юноши Улья-
нова.

Yonex спектакля «Семья» в зна-
цительной степени связан с творче-
ской удачей Л. Буговой в поли Мария
Алексеантрэвны Ульяновой. Артистка
соз1ает обобщенный 00023 pyccxod