Таково буржуазное
общество!
	Французский кинофильм
	У французов, есть пословица.
«Смех — дело несеръезное».

Фильмом «Скандал в Клошмерле»
французы сами ее опровергли. Этот
остроумный фильм позволяет зрите-
лям сделать весьма глубокие. выво-
ды.

«Скандал в Клошмерле» — едкий
кинопамфлет, бичующий порядки
капиталистического государства, дея-
тельность буржуазных политических
партий, храленую запалную циврили-
зацию, пресловутую буржуазную де-
ускратию.

..В захолустном Французском го-
родке Клошмерле борются лва «илей-
ных» противника:  консервамюры и
либералы.

Бия себя в груль, болтая на каж-
дом перекрестке о братетве, равенет-
ве и своболе, либералы всюду рекла-
мируют себя как борцов за истин-
ный прогресс. за интересы народа.
В чем же заключаются их идеалы и
«народность»? В картине показано,
как в результате многолетней «идей-
ной борьбы» наступает, наконец,
день ‘торжества «прогресса»: Ha
главной площади Влошмерля в тор-
жественной обстановке, под гром му-
зыки открывается... общественная
уборная. Считая это сооружение ве-
личайшим достижением культуры, на
торжества в Клошмерль приезжает
министр земледелия. Он произносит
речь. поздравляет либералов с побе-
той. а их местного «вождя». особен-
но рьяно проявившего себя в борьбе
за открымие столь знаменательного
памятника культуры и прогресса,
награждает медалью.

Консерваторы возмущены. Чем?
ТЛицемерием либералов? Нет! Сами
ханжи и лицемеры, они всерьез счи-
тают, что существование обществен-
ной уборной подрывает  нравствен-
ные устои горожан, оскорбляет рели-
гпию и дурно влияет на воспитание
молодого поколения. Страети разго-
раются. Та и другая сторона прибе-
тает к помощи высокопоставленных
лип. Наступает вульминационный
момент борьбы. -

Выешие чины  хуховенства, ми-
ниетры буржуазно-демократического
правительства вмешиваются в это
пело. Больше тото, высокопоставлен-
ные лица прикидывают. в уме, как
бы использовать созлавлтиеся обстоя-
тельства в своих шкурных  интере-
сах. Министр внутренних дел, на-
пример. предполахает, что события в
Клошмерле должны вызвать кризис
французокого правительства, в ре-
зультате которого он сможет стать
премьер-министром Франции. Поти-
рая от удовольствия руки, он гово-
ри:

— А не настало ли мое время?

Скандал в Клошмерле вырастает в
скандал  общегосударетвенный: не-
истоветвует пресса, обеспокоена цер-
ковная знать, в Влошмерль направ-
ляется воинекая часть, город 0об’яв-
ляется на осалном положении. Пра-
вительство в тревоге, сам премьер-
министр спепгит спасать  государет-
венные тетои. которым грозит опах-
	Скандал в Клошмерле“
	ность... от существования в Влош-
мерле общественной уборной,

Какая злая и правдивая сатира!
Какая изумительно верная и точная
характеристика современном  бур-
жуазного государства и его деятелей!
Перел зрителем проходит пелая гал-
лерея запоминающихся типов вырож-
дающегоея буржуазного общества.
Убедительно, в убийственным cap-
казмом обнажены лицемерие, Ip.
хажность. лживость деятелей coppe-
‘менных буржуазных политических
партий. именующих себя социали-
стами и борцами за прогресс. ;

Либералы. показанные в Фильме,
— яркий прообраз современных с9-
циал-демократов — приелужников и
лакеев буржуазии. Нынешние госпо-
да——правые социалисты, так Me Rak
либералы Клошмерля, очень громко,
очень много и очень _ старательно
кличат о пропреесе, о запалной циви-
тизапии. о своей борьбе за, интересы
народа. И чтобы хоть как-нибудь
оправдать эту возню и словесную
лрескотню, которой прикрываются их
собачья преданность си служение
буржуазии, современные = ©0циал-
предатели каждую вповь построен-
ную общественную уборную, каж-
UI умывальник, каждую  карман-
ную аптечку выдают за величайшее
‘достижение калтиталистической куль
туры и прогреэса,.

Фильм «Скандал в Влошмерле»,
помогая срывать маски с этих лиие-
меров, плутов и ханжей,  духовну
опустошенных, развратных и про-
длажных,  Убедителыню показывает,
то <илеалы» и «борьба» сих господ
отраничиваются сооружением... 06-
щественной уборной.

Прошло несколько лет после скан»
дала в Клошмерле. Городок живет
той же жизнью. что м десять, трид-
цать лет назад. Почти ничего не из-
менилось. Только мэр городка, один
мз виновников скандала, блатодаря
постройке «общественно-полезного
сооружения» вылвинулея в госулат-
ственные деятели и стал сенатором.
Приехав в Клошмерль, бывший мэр
беседует с одним из своих друзей 4
соратников—с «вождем и трибуном»
местных либералов. Нослелний наме-
кает сенатору, что, мол, не плохо
бы подумать о каком-нибудь новом
проекте, хвигающем  лопимерль по
пути дальнейшего прогресса. Ha это
сенатор отвечает: Е

— Мой друг. зкой тебе еще про-
пресс. ведь сейчае в Клошмерле уе
три общественные уборные!

Так снова сатирически  подчерк-
Hye BCH суть илеалов и устремлений
буржуазных либералов всех стран и
всех воемен. р

Фильм «Скандал в Клошмерлех;
выпущенный фирмой «Синема-Про-
ДЮксьон», поставлен фежиссером
Пьером Шеналь по роману Шевалье.
На французеких экранах он появил=
ся в 1947 голу. Но и сегодня вы-
нешние правители Франции могут
 вилеть себя в этом фильме, как в
	Д. БЕЛЯЕВ.
				был в СССР, я видел   Весна реалистического искусства
это срРоиии глазами _   осень Денаданса
		человеческой деятельности, от блек-
лых пустынных пейзажей художни-
ков-формалистов!

Реакция сделала все от нее зави-
сящее, чтобы помешать народу уви-
деть образцы нового реалистического
искусства. Многие картины прогрее-
сивных художников вообще на вы-
ставку не были приняты, Только под
давлением общественного мнения
часть отвергнутых экспонатов была
все же выставлена в последний м-
мент перед открытием Салона, из-за
опасения большого скандала и недо-
вольства, публики.

Запоминается интересное полотно
Мари-Анны Лансо: голодное дитя ©
тоской смотрит на большой пирог,
усыпанный разноцветными леденца-
ми и выставленный в витрине булоч-
ной. Горькие слезы скатываются по
щеке ребенка. Его родители, едва сво-
дящие концы с концами, не в соетоя-
нии купить это лакометво. Картина
Ланео, выставленная на проемотр ов
горняцком городке Лан, пользовалась
заслуженным успехом. «Горняки смо-
трели на нее со слезами», — писала
«Юманите». Популярность картины в
народе вынудила жюри дать согласие
н& допуск ее в осенний Салон.

Для картины Жана Сотро «Пейзаж
Орадура» не нашлось места в Салоне,
Художник изобразил руины города
Орадур-сюр-Глан, вафварски  разру-
шенного фалтистской авиацией. Ha
переднем плане надпись на англий-
ском и французском языках: «Помни
0б Орадуре». Видимо, жюри Салонз
пришлось не по вкусу суровое наю-
минание о разрушениях и ужасах,
которые принесла © собой война. Ны-
нешние правители Франции и их 33-
окзанские хозяева мечтают о новых
разрушительных войнах против де-
мократических стран. Действуя в их
интересах, жюри постаралось не до-
пустить на выставку картину, Ha-
поминающую о страшных престунле-
ниях фаптистеких извергов.

Реакционные газеты встретили В
штыки работы прогрессивных худож-
ников. «910 не искусство», — заяв-
ляет «Эпок», «Это не живопиеь», —
вторит «Фран-Тирер». «Это пропа-
ганда», — подпевает «Орор». Но се-
тодня трудно обмануть кого-либо
столь грубыми приемами.

Некоторые из реакционных кри-
тиков, зная о симпатиях масс к про-
грессивному искусству, применяют
более тонкие методы обмана. Они ра-
туют за резлизм, но реализм 060бого
рода. В «Фигаро» Андре Варне пи-
шет: «Не следует предоставлять ком-
мунистам монополию на реалистиче-
скую живопись». Он призывает ху-
дожников писать «реалистические»
картины на антисоветские темы.
	Элостные измышления — Варно
встретили достойный отпор Co сторо-
ны прогрессивных французеких ху-
дожников. «Реализм основывается, —
указывает Борис Таелицкий, — на
конкретных, призназных фактах,
доказанных. вуществующих во вре-
мени и пространстве, действующие
тица которых известны. Реализм тре-
бует социального и политического
знализа, этих фактов, показа их зна-
чения и развития. Реализм — это
выражение правды, носителем кото-
рой является народ».

Злобные измышления реакционной
критики не могут воепрепятетвовать
лальнейшим успехам прогрессивных
хуложников.

Французские трудящиеся ясно ви-
дят, кто их друзья и кто враги. Они
умеют любить и ненавидеть. Худож-
ники, отдающие свое искусство на-
роду, чувствуют его мощную  под-
держку. «Именно поэтому, — пишет
«Юманите».,.— столь очевиден успех
новой школы, источники  вдохнове-
ния которой проявляются с безгрз-
	За последнее время французская
реалистическая живопись добилась
новых достижений. 06 этом краено-
речиво и убедительно свидетельству-
ют произведения, выставленные в
двух залах осеннего Салона — тра-
диционной хуложественной выставки
в Нариже. На фоне успехов реали-
стической живописи особенно ярко
виден закат формализма. «Спесивое,
замкнувишееся в себе абстрактное из-
кусство, — указывает газета, «Юма-
ните», испытывает состояние пред-
смертной агонии».

Мертвая, изуродованная природа,
извращенные изображения обнажен-
ных тел, «картины» © аляповало на-
мазанными хаотическими пятнами и
ЛИНИЯМИ — Таково содержание боль-
иинетва зал, отведенных под
Живопись.

Именно поэтому понятен интерес,
проявляемый посетителями Салона, Е
залам, где экспонируются картины
Фужерона, Таслицкого и их последо-
вателей, правдиво показывающие быт
трудового народа Франции, его борь-
бу, радости и страдания.

Вот большое полотно Робера Замбо:
«Убийство Барбье в `Фирмини» (22
августа 1948 года). Оно напоминает
известную картину Фужерона «Па-
мяти Улье», однако Замбо дают cof-
ственную трактовку этой темы.   На
переднем плане распроетертое тело
рабочего-активиета, павшего от руки
наемного убийцы. Вокруг — товари-
щи убитого, к ним приближается
группа рабочих, с негодованием оеу-
ждающих подлое убийство;

«Фирмини» Замбо — прямое 06-
винение адресованное нравящим
кругам Франции, пытающимся тер-
роризировать рабочий класс, запугать
его, помешать ему бороться за свои
справедливые требования, за мир и
свободу. Эта картина передана Фран-
цузекой федеращии горняков.

Картина Фужерона «Утро 1 мая»
показывает старого рабочего и двух
детей, вышедших на первомайскую
демонстрацию. Очень хоропю сказал
06 этой картине один из посетителей
выставки: «Нам, а это значит мил-
лионам, нравится смотреть на этого
старого товарища, и мы любим его.
Ибо, несмотря на все пережитые им
страдания, в глазах его как будто
отражается красное знамя, а все ли-
Ilo проникнуто уверенностью в побе-
де...

Фужерон предетавлен в Салоне и
другим замечательным произведением
——«Дочь, жена и мать горняка —
Клеменс Торез». Мать генерального
секретаря ‘франпузской компартии
изображена, художником с большим и
проникновенным чувством. Лицо ee
измождено тяжким трудом, глубокая
доброта и ласка светятся в ве гла-
зах.

Большое полотно художника Тас-
липкого «Смерть Даниель Вазанова».
показывающее». гнусные злодеяния
фашистских палачей, — в центре
внимания посетителей осеннего Ca-
лона.

Выделяется картина, написанная
еше мало известным художником
Сенже «Фау-2 в море». Сенже запе-
чатлел на холсте, как рабочие, борю-
щиеся против поджигателей новой
войны, ебрасывают в море установку
	длЯ запуска летающих снарядов
Фау-2.
Хорошее впечатление произзво-
	дит композиция Мило «Иа Вадраде»
(козье стадо). На фоне чудесного
горного пейзажа мы видим етадо коз,
которых гонит крестьянская семья.
Простые лица крестьян, женщина с
ребенком верхом на облике, козы,
горный пейзаж — все это связано
цельным и законченным замыслом.

Здесь у Мило © большой силой проя-
вилась любовь к своей родине и ее
людям. Как далека эта картина, где
ошушаешь могучую силу активной
	треческвих парти-о
Й СТВ зан и насилуюните
корейских  жен-

HH.

Эти фильмы различны по жанро-
вым признакам, построены на раз-
личном сюжетном материале, но что
касается характеристики американ-
ского солдата, они, как две капли во-
ды, напоминают один лругого. Солда-
ты американской армии, изображен-
ные в них, — политически безгра-
мотные наемники, с тупым безраз-
личием участвующие в боевых опе-
рациях.

В книге Эрни Пайла и в фильме
«Иетория рядового Джо», поставлен-
ном по мотивам его одноименноге
произведения, мы встречаемся с пор-
третами американских рядовых, по-
казывающими, каких людей пропа-
тгандирует Голливуд.

В книге Найла есть эпизод, кото-
рый наглядно раскрывает идейное
убожество американского солдата.

«Недели через две после вторже-
ния во Францию один из американ-
ских солдат, читая армейскую газе-
ту, вдруг спросил:

— А где этот берег Нормандии, 0
котором  сейчае пишут?

Эрни Пайл, заметив, что солдат не
шутит, сказал:

— Да вы сидите на этом берегу.

— Чорт бы меня взял, если я знал
06 этом!».

В фильме этот диалог приобрел не-
сколько иной оттенок. Солдат Мерфи,
обралцаясь в своему однополчаяину,
говорит:

— Знаешь, когда кончится вой-
НЗ, я куплю себе карту и разыщу
на ней, где я был...

Подчеркивая для убедительности
будничноеть войны, Пайл настойчи-
во выдвигает на первый план апо-
литичноеть солдат.

Обывательекие разговоры о фронте
и тыле, «организация» традиционной
индейки, выпивки и женщины —
вот тот духовный мир, вернее, тот
духовный тупик, в котором нахолят-
ся герои Пайла. Аполитичноеть сэя-
дат умышленно возводитея голливуд-
ской продукцией в итеал. «Героям»
	Автор публикуемой статьи — итальянский рабочий Ламберто
	Маджиорани,
	успешно исполнивший
	главную роль безработного
	Антонио Риччи в демонстрировавшемся в СССР кинофильме «Похи-
	тители велосипедов». —Ламберто
	Маджиорани —- один из членов
	итальянской делегации, приехавшей в Москву на празднование 33-й
	социалистической революции,
	годовщины Великой Октябрьской
	Свсими впечатлениями о поездке в Советский Союз, о тяжелой жизни
итальянских трудящихся, о их воле к миру рассказывает он чита-
		телям «Советского искусства».
	До приезда в Советский Союз я
иного читал о вашей стране, и мне
казалось, что я имею довольно ясное
представление of} условиях, в KOTO-
рых живут и работают советекие
люди. Но это была ошибка. То, что
я увилел превзошло все ожихтания.
	Я знал. что в Отране Советов
уничтожена экоплоатация человека
человеком, но все же не прелполагал
увидеть такой замечательный  рас-
цвет человеческой ‘личности. Я убе-
хилея. что в Советском Союзе каж-
дому человеку широко открьгы две-
ри в жизнь. люли здесь имеют
неограниченные возможности разви-
вать и применять свои способности и
таланты.
	_ Советская действительность. тем
более поразила и восхитила меня,
что сам я, простой рабочий римского
завоха Бреда, являюсь живым при-
мером того, как капиталистический
строй эксплоатирует человека, как
он порабощает его не только эконо-
мически. HO H IVXOBHO.
	После шестналцати лет работы на
заводе Бреда мне полвернулея «еча-
стливый случай». Подбирая актера
на главную роль в фильме «Похити-
тели велосипедов». режисеер ле Сика
остановил свой выбор на мне, и я
принял его предложение сниматься в
филыме. Дирекция завода  зазерила,
что работа будет сохранена за мной.
. Фильм «Похитители велосипедов»
был поставлен и имел большой
успех. Он продемонстрировал  выео-
кие лостоинства прогрессивной ки-
нематографии современной Италии.
Мне кажется. что работой нал ролью
безработного Риччи я внес свой
вклал в успех этого фильма.
	Ёак бы сложилась в дальнейшем
моя судьба, если бы в Италии был
не капитализм, а социализм? Побы-
вав в Советеком Союзе, я могу совер-
шенно точно ответить на этот вопрос
— мне была бы дана возможность
серъезно учиться киноискусству, я
смог бы развить свои актерские лан-
ные и стать профессиональным ви-
HOAKTeDOM.

Но в Италии, вк сожалению, гос-
подетвует капитализм. После того,
как я сытрал роль безработного в
фильме «Похитители велосипелов»,
я сам оказалея без работы. Дирекщия
завола Бреда не слержала своего обе-
щания: я был уволен, вместе ce
мной было уволено еще 450 рабочих.
Мы увеличили с0бой армию италь-
янеких безработных, Потому что
итальянекие капиталисты проводят
ПОЛИТИЕУ, Которая вытолна ЛИШЬ
тля них и их американских хозяев.
	В Италии всячески затрудняется
работа Hal созданием подлинных
произведений искусства, в чаетно-
сти. кинофильмов, помогающих тру-
дящимея понять современную италь-
янекую действительность и указы-
вающих пути к ее изменению. Про-
грессивным ‹ работникам итальянской
кинематографии приходится вести
упорную борьбу за возможноеть вы-
пускать подлинно художественные,
социально направленные фильмы.
А, преодолев неимоверные трудности
и слелав такой фильм, они должны
вести не менее упорную борьбу, что-
бы показать свое произведение зри-
телям, так как большинство италь-
янских кинотеатров находитея под
контролем американского капитала.
Именно поэтому итальянцы вынуж-
дены- смотреть американские филь-
мы, которыми буквально назводнены
кИнотеатры страны. Пропагандирую-
щие «американский образ жизни»,
проповедующие расизм и направлен-
ные на разжигание войны, эти филь-
мы служат орудием американского
империализма.

Именно поэтому в Италии запре-
Щаелея лемонстрапия таких mpeBoc-
	ходных советских фильмов, как
«Сказание 5 земле Сибирской»,
	«Академик Иван Павлов», «Детство
Горького», «Встреча на Эльбе», и
других замечательных произведений
искусства, которые не только состав-
ляют гордость советского кино, но и
являются художественным достояни-
ем всего человечества. Заправилы
капиталистического мира стремятся
отгородить стеной народы CBOHX
стран от етраны социализма. Они х0-
тят помешать угнетенным и жесто-
ко эксплоатируемым народам узнать
правду о жизни советских  трудя-
щихся.

Нет, не Советский Союз опустил
«железный занавес» между наролз-
ми. Это империалистические поджи-
гатели войны боятся, что нароты их
стран узнают правду o CCCP —
узнают о непреклонной воле совет-
ских люлей к миру.

Вее честные люли земного шара
страстно желают мира. и никакие
усилия поджигателей войны не скрю-
ют от них ‘правду 0 героической
борьбе народов Советского Союза за
мир во всем мире.

Я, простой итальянский рабочий,
слелаю все. что в моих силах, лля
распространения правды о Советском
Союзе. Посещение СССР еше больше
укрепило мою решимость бороться за
дело мира и своболы.
	Ламберто МАДЖИОРАНИ.
	Сцена из спектакля «Бторая лю-
бовь»з_ в постановке МХАТ СССР
	им, Горького. На снимке:
Родион — В. Давыдов и Груня—
Е. Хромова.
	Фото А. Батанова. (ТАСС).
	Творческий отчет
ленинградских
художников
	В Русском музее открылась вы-
ставка, являющаяся творческим OT-
четом ленинградеких живописцев,
скульпторов, графиков и театраль-
ных художников за последние пол-
тора гола. В одиннадцати залах
экспонируется сзыше 400 работ
двухсот авторов.
	Открытие выставки совпало по
времени с работами Второго Всемир-
ного конгресса сторонников мира.
Словно дополняя выступления его
делегатов, экспонированные произв®-
дения свидетельствуют, что Совет-
ский Союз является могучим оплотом
и влохновителем великой битвы за
мир. Этой теме посвящена и группо-
вая фигурная композиция скульптора
А. Овсянникова «Знаменосцы Mapa a
демократии» и большой плакат
М. Гордона, иллюстрирующий сталян-
ское высказывание 0 возможности
мирного сотрудничества двух разных
систем, и многие другие работы. .
	На выставке выделяютея пр)изве-
дения, в которых воплощены образы
тениальных вождей В. И. Ленлна и
И. В. Сталина и их ближайших co-
ратников. Ряд работ посвящен доок-
тябрьскому периоду деятельности
большевистекой партии. «И. В.
Сталин пишет листовку батумеким
рабочим в 1902 году» — такова те-
ма скульптуры Е. Захарова. Худож-
ник J. Вольштейн приелал на
выставку картину «Выступление
И. В. Сталина на Апрельской кон-
ференции большевиков в 1917 то-
ду». Полотно Я. Николаева покязны-
вает В. И. Ленина и И. В. Сталина в
Разливе. «В. И. Ленин и И. В. Сталин
обсужлают план Октябрьекого вос-
стания» — так вазываетея работа
И. Серебряного. Некоторые произве-
дения воссоздают образы В. И.
Ленина и И. В. Сталина в различные
периолы жизни страны после Вели-
кой Октябрьской социалистической
веволюции.
	В ряде работ хуложники Фенин-
трада запечатлели героический
труд советекого народа: худож-
ник В. Малагие экепонирует портре-

Ты выдающихся колхозников,
Т. Линде — скульптурный портрет
работницы Кировского завода,

скульптор Е. Попова — бюст знатно-
го производственника, молодой худож-
ник И, Ершов представил автолито-
графии:  «Стахановец-сталевар» a
«Девушка на стройке».
	Вместе с мастерами старшего поко-
ления в выстазке приняла ‘участие
	ХИ Веесоюзный в‘езд профеоюза работников искусств
	выборы ЦА и ревизионной комиссии
профсоюза. Установлена норма пред-
ставительства на с’езл — 1 делегат
	откаждых 1.200 членов союза. Деле-
гаты с’езда будут выбраны на рес-
публиканских, краевых и областных
профсоюзных конференциях работни-
КОВ ИСКУССТВ.
	На основании постановления пре-
зидиума ВЦСПС «0 проведении отче-
тов и выборов руководящих профео-
юзных органов» президиум ЦК проф-
союза работников _ искусств вынес
решение о возыве ХШ Всесоюзного
в’езда профеоюза.

На с’езде, который соберется в кон-
це марта 1951 года, будут проведены
	Боевой музыкальный коллектив
	№ многих  капиталиетических
странах большой популярностью
среди трудящихся пользуютея само-
хеятельные музыкальные коллекти-
вы рабочих. Эти коллективы. орга-
низуемые обычно крупнейнеими де-
мократическими газетами, пропаган-
тируют классическую и наролную
музыку. которую редко услышишь
сейчае в странах американизирован-
НОЙ «КУЛЬТУРЫ».

30 сентября 1949 года состоялась
первая репетиция такого рабочего
оркестра, созданного газетой «Драто
Руж» — мужественным голосом
бельгийских трудящихся. В то вре-
мя оркестр насчитывал всего десять
	человек. С тех пор прошел год. Му-
зыкальный коллектив «Драпо Руж»
завоевал любовь и признательность
лемократических слоев Бельгии.
35 раз в течение года под звуки это-
го оркестра проходили демонстрации
сторонников мира, митинги протеста
против прелательской политики пра-
	вительства,  Подчинившего страну
американскому господству.
Торжественно-траурным — маршем
	проводил рабочий оркестр в послед-
ний путь героя бельгийекого народа
— Жульена Ляо — предоедателя
компартии, полло убитого наймитами
змериканекого империализма.
	Первый современный азербайджанский балет
	Премьера в Ташкенте
	стическое соревнование строителей
и хлопкоробов.

— Эстетика советокого балета
имеет в своей основе лучшие клас-
сические  традипии. Работая над
спектаклем, мы ищем средства хуло-
жественного выражения, которые по-
зволили бы отразить в танцевальной
форме пафос труда, — товорит поста-
новщик «Гюльшен» народная ар-
тистка Азербайджанской ССР Гамер
	Вюллектив театра © увлечением
трудится над созданием первого азер-
байджанското балета на современную
	Присутствовавшие Ha премьере
стахановцы, инженеры, партийные
и профсоюзные работники столицы
	Узбекистана тепло встретили новый
спектакль.
	славского» будет продолжено в № 83 «Со-
ветского искусства», во вторчик #8 ноября.
	БАВУ. (Наш корр.). Героические
трудовые подвиги советских людей
вдохновляют работников искусств на
создание произведений,  отображаю-
щих сегодняшний день нашей Роти-
ны, великую социалистическую дей-
ствительность.

Азербайджанский театр оперы и
балета ° им. Ахундова работает
сейчас над созданием советекого ба-
лета «Гюльшен» (музыка С. Гаджи-
бекова), прославляющего доблестных
строителей Мингечаурской  гидро-
электростанции и тружеников хлоп-
ковых полей.
	Основная тема балета — сопиали-! тему.
	ТАШАЕНТ. (Наш корр.). Коллек-
тив Ташкентекого драматического
театра им. Горького осуществил по-
становку пьесы А. Крона «Кандидат
партии». Режиссер Ю. Иоффе, ху-
ожник Е Пыжов.
		ничным богатством и разнообразием».   большая группа молодых художников.
		a a i a a ed oe eo
a a a a a i a a
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).
	него зависящее, чтобы поднять бое-
вой дух ландекнехтов Уолл-стрита.
При этом голливудские кинодеятели
прибегают к довольно оригинальным.
чтобы не сказать попросту глупым,
стособам «воодушевления» личного
состава современной американской
армии.

Военные фильмы Голливуда уверя-
ют, что американскую армию поддер-
живают не только земные, но и не-
бесные силы; души погибитих солдаг
й офицеров незримо присутствуют во
время боя среди живых, бесплотные
«летчики» и невидимые «танкисты»
передают живым бойцам свой опыт.
Этой невидимой армией управляет не
менее невидимый штаб, расположен-
ный где-то... на том свете.

Голливудские специалисты по с9-
зданию всякого рода чулес показали
аудитории в фильме «Парень по име-
ни Джо» судьбу души летчика, раз-
бившегося при аварии самолета.

По ходу действия полностью была
продемонстрирована вся «стратегия и
тактика» заоблачного генерального
штаба. Души летчиков молодцевато
берут под козырек, приветствуя ду-
ши старших по чину, и, выполняя
боевые задания, вылетают на бом-
бежку вместе с живыми, еше не раз-
бившимися пилотами.

Душа «парня по имени Джо» при-
командирована к молодому летчику,
который, не потозревая о невилимом
пополнении экипажа своего самолета,
исправно ухаживает за вдовой Дао,
Ревнивая душа некоторое время. ко-
леблется между желанием разделать-
ся с соперником и чувством суборди-
вации, но последнее в конце концов
побеждает...

Сеылкой на помощь и’ консульта-
цию выходцев с того света—вот чем
пытаются голливудские пособники
полжигателей войны привить боевой
дух амернканскому. солдату. Можно
	Но сомневаться, что эти усилия далуг.
	столь же неутенительные результа-
ты, как и поныгки их. хозяев ввести
в заблуждение народы в отношений
подлинных целей, прееледуемых аме
риканскими претендентами на миро-
вое госпюдетво.

Г. АВАРИН.
	все равно, за кого‘драться, все равно,
с кем, лишь бы их зрителю всеми до-
ступными средствами навязывалась
одна и та же мысль: ландекнехтов
сытно кормят и им хорошо платят.

Всестороннее затушевывание вели-
ких идей освободительной войны про-
тир фашизма исключительно ярко
раскрывается в книге.Гарри Брауна
«Прогулка под солнцем» и одноимен-
ном фильме.

ЭЗлесь действие локализовано на
небольшом участке итальянского
фронта в рамках олного дня. Содер-
жание фильма — «бесхитростный»
рассказ о незначительной операции,
проведенной. отрядом ` американцев.
В итоге получился некий  «парах-
аллэ» ограниченных, тупых и нелю-
бопытных людей. Внутренний мир
героев не раскрыт, однако из кон-
текста можно’ догадаться, что в этом
«мире» и раскрывать-то было нечего.
Не возвышаясь над уровнем своих
героев, автор равнодушно и деловито
описывает мелочи фронтовой жизни.
Нерегружая фильм сценами солдат-
ского досуга, авторы фильма делают
все возможное, чтобы. избежать
об’яснения истинных причин минувВ-
шей войны и целей, которые прееле-
довались сторонами в этой войне.

Книга Брауна и поставленный по
ней фильм чрезвычайно рельефно по-
казывают направленность военной
продукции Голливуда. Зритель дол-
жен покинуть кинозал 6 чувством,
что война не слишком опасная и
вполне доходная «штука». Солдату
хоропго платят, и не его дело ломать
голову. ради чего это делается.

Известно, что боеспособность аме-
риканской армии невысока. В этом
нет, впрочем, ничего удивительного.
Армии с психологией ландекнехтов
никогда не отличались высокими бо-
евыми качествами. Свидетельство
этому мы находим и в самой амери-
канской истории. Плохо обученные,
недостаточно вооруженные войска
Вашингтона били и разбили англий-
ские наемные армии в период войны
Соединенных Штатов за чезавиеи-
мость. Но тогда американский солдат
знал, 38 что он сражается. Не то те-
перь. И вот Голливуд делает все от
	кола насилия и убийств
	отвагой в сердпе», чтобы стать муш-
кетером — наемным солдатом фран-
ЦузсЕего короля. Во всех голливуд-
ских вариантах «Трех мушкетеров»
подчеркивается. что, © одной сторо-
ны, мушкетеру— «море по колено» и
«все дозволено», а с другой стороны,
мушкетер — покорный и не рассу-
ждлающий исполнитель любых при-
казаний.

Немало кинолент, построенных на
событиях ХУП и ХУШ веков, расска-
зывают о приключениях различных
вояк, скитающихея по миру в поис-
ках случайной поживы. В этих филь-
мах откровенно пропагандируется
философия наемных убийц и ланлс-
кнехтов, исповедующих культ наси-
лия и разбоя. Костюмированные ге-
POH этих пеевдоисторических боеви-
ков торгуют своей шпагой, продают
свою совесть, набивая кошельки и
добиваясь личного благополучия.

Таков ирландекий  авантюриет-
проходимец из фильма «0’Флинн»
(1949 г.), действие которого отно-
сится к началу ХХ века. Для
0’Флинна, по его собственным сло-
вам, «сражалься и любить—все рав-
HO что дышать». Долгое время сра-
жалея 0’Флинн в войсках «малень-
кого корсиканца», избороздил с пи-
столетами и шпатой.в руках пол-Ев-
роны и вернулся, наконец, на, роди-
ну. На вопросе любимой девушки
«Я хотела бы знать, как вы отно-
ситесь к своему королю?» 0’Флинн
отвечает: «Каждый ирландец — can
себе король! Когда барабанный бой
зовет к оружию, я только спраши-
раю’ еколько платят?».
	Вюстюмные постановочные филь-
	мы содержат лишь «поучительные»
примеры из прошлого — показывают
похождения идейных  предшествен-
ников современных  ландекнехтов.
Основная же масса военно-пропаганй-
дистских фильмов Голливуда ставит-
ся на современном материале. В‘ этих
фильмах цинично и откровенно рн-
сеуютея суб’екты, раесстреливающие,
	Ви в одной етране мира, в том чи-
сле в Америке, люди не родятся
извергами, насильниками и палача-
ми. Заатлантической «культуре»
бактериологической войны, разбразы-
вания колорадеких жуков и расстре-
ла мирного населения, бомбежки
больниц и школ, нападения из-за
угла — всему этому обучают. спе-
циально. Помимо многочисленных
специальных школ и учреждений, в
СНА для этой цели мобилизованы
пресса. радио, театр и кино.

„ Поджигателям войны — трумэнам
и макартурам, маршаллам и черчил-
лям— нужно в большом количестве
нушечное мясо, покорное, исполни-
тельное и беспринципное. № тому же
нынешних участников агресин и
организаторов латерей смерти в Ко-
рее нужно запугать якобы су-
ществующей «желтой опасностью»
и «красной угрозой».

В свое время центр американской
реакциойной кинопропаганды Голли-
вуд ввел в действие серию фильмов
по романам Сакса Ромера о таинет-
венном китайце Фу Ман-чу, бесчело-
вечном садисте, злобно ненавилящем
белую расу и замышляющем стереть
ве с лица земли. Ныне даже «Атлан-
тида» Пьера Бенуа выпущена в но-
вом варианте: в. царстве Ан-
THHEH, этой «сирены тропиков»,
наряду е пышными аппартаментами
для любовных вакханалий располо-
жены вместительные казармы для
бесчисленных «цветных» войск, по
первому слову своей повелительницы
ротовых ринуться на... беззащитную
Америку.

Роман Бенуа — далеко не единст-
венная жертва литературной виви-
секции, которой занимаются в еце-
нарно-анатомических покоях Голли-
вуда. В результате обработки романов
Люма в Голливуде родилиеь много-
численные варианты фильмов о бес-
шабашном  гаеконце д’Артаньяне,
прибывшем триста с лишним лет на-
зал в Париж «ec песней на устах и
	От редакции
	Обсуждение статьи «Глубоко изучать и
орчески развивать наследие К. С. Стани-
		Главный редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.
Редакционная ноллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ.
	п. Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ
А. А. ИКОННИКОВ, С. В. МИХ
		1951 ГОД
		ПОВ (зам. главного редантора),
МИХАЛНОВ. НЦ. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
		>
			«КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬ» — газета Отдела пропаганды и агитации
цк ВКП(б).
В газете освещаются вопросы: идеологической и агитационно-пропа-

са ЕЕ ме we
	общественных наук.
	гандистской работы
	партииных организаций,
	художественной литературы, критики, искусства. радио, кино. театра:

wm oe foe eee а. с: ee
	о Ола Зиг’ в “ ®. OR т кт <
работа культурно-просветительных учреждений, высшей
школы; печатаются статьи об опыте лучших агитацио
дистских работников, статьи в помощь ‘пропагандистам,
обзоры центральных и местных газет и журналов; р
новые советские и иностранные книги по вопросам пол
	и культуры.
Газета «КУЛЬТУРА и: ЖИЗНЬ» выхолит 3 раза в месяц.
ПОДПИСНАЯ ЦЕНА:
	на 12 месяцев — 18 руб., на 6 месяцев — 9
4 руб. 50 коп.
диска принимается всюду на почте, в отделениях «Союзпезати»

ны о аа Я СЕ О Но

руб., на 3 месяца —
	3 учреж-
	‘ространителями на предприятиях,
дениях и организациях.
				Зак. № 3182.
		«Советское искусство» выходит
по вторникам и субботам.

Адрез редакцив: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспонлентской сети — К 5-45-12; отделы музыки. кино,
	вэсбразительных искусств, аностранвый — К 1485
				Типография «Гудок», Москва, ул, Станкевича, 7,