ОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Глубоко изучать и творчески развивать наследие В. С. Станиславсного
		giz
	снежную пургу, какой это тяжелый
труд — нести оханку дров по завью-
женной дороге. Кстати, хочется оста-
новиться еще на одной маленькой
детали. возникшей у меня в процезее
работы нал образом Миколы. После
одной из глубоко драматических
сцен, в которой потрясено весе чело-
веческое существо моего героя, эн
подходит к Калке с водой, чтобы на-
питься... Медленно берет он кружку,
черпает, пьет и затем... оставшуюся
воду выливает обратно в бочку. Что
это? Результат глубокого потрясения,
или отсутетвие элементарной куль-
туры в быту. ити что-либо другое?
Нет, просто очень дорэгой ценой ло-
стается вода в этой пустынной, горн-
стой местности. Чаленькая деталь,
но ею, на мой взглял. многое сказз-
но. Я хотел бы. чтобы этот неболь-
шюй пример, взятый из’ собственного
творческого опыта, уточнил понима-
ние вопроса о методе физических
действий, практическое овладение ко-
торым я ечитаю необходимым для кз-
ждого художника сцены.
Или другой пример.
	«Последние» М. Горького... Я ра-
ботаю над ролью Коломийцева. Пере-
до мной задача — сценически вопло-
тить юбраз человека, давно ушедше-
го в прошлое, разоблачить, развен-
чать его убогую и отвратительную
философию... Й вот передо мной вы-
рисовываются очертания будущего
образа. В@денье возникает на основе
не только богатейшего по содержз-
нию горьковокого текета, но и мбе-
го энания эпохи, моих личных в9с-
поминаний; немалую роль играет
здесь и мое собственное отнешение к
этому человеку, так беспощадно-
правдиво показанному Горьким.
циальная характеристика образа —
тлавное в нашем творчестве.
	Этот этап работы для меня лично
всегда первый, начальный этап;
верная социальная характеристика
образа во многом предопределит и от-
бер необходимого мне материала, м лс-
гику моего поведения на сцене.
Здесь я сноза иду от замысла, от
целого. ели бы я ‘избрал другой
путь, то неминуемо ограничил бы
себя в выборе изобразительных
средств, необходимых мне для сце-
нического обличения Коломийцева.
Если бы я просто-напросто верно и
логично действовал в предлагаемых
обстоятельствах роли, последователь-
но выполняя задачи: Коломийцев
приезжает домой, входит в комнату,
раздевается и т. д. (но при этом,
естественно, понимая, во имя чего
он все это делает), я бы вее-тажи,
Бак актер, в болыной степени огра-
ничил себя, не нашел бы дополни-
тельных красок для четкой и злой
характеристики ero. Чтобы этого
добиться. я должен ясно и отчетливо
понимать не только, что делает Воло-
мийцев, но и как он это делает, Это
чрезвычайно важно. Вот, примерно,
моя экспозиция этого образа:
	Воломийцев приехал. домой, его
‘нетовольный, громкий голос слышен
еще по моего появления на сцене,
Наконец, открывается дверь и резко,
со стуком захлопывается: в дом во-
шед хозяин. Он не подходит к ве-
палке: фуражеках летит в одну CTO
рону, шинель — в другую, бушлат и
перчатки — в третью... Из моего за-
 мыела возникает определенный ха-
рактер физического поведения в дан-
ном энизоде пьесы. У другого иепел-
нителя оно могло бы быть несколь-
ко иным, в зависимости от того, ка-
ким представил себе актер Коломий-
цева. Мне могут возразить и сказать,
что я допускаю известную вольность
в трактовке этой роли, Но разве, сле-
AYA горьковекому замыслу, я не
вправе внести в него и свою лепту, и
свое понимание создаваемого халак-
	@OBPA R
	не это имеет в вилу Константин Сер-ртреть в липо своему терою, восхи-
	щаться красотой и дерзанием его
мыели, глубиной чувства, мужеством
постуцков, видеть его походку и же-
сты, слышать его голос. Значит ли
это, что я отвергаю метод физиче-
ских действий как замечательное
профессиональное средство, помогаю-
щее мне в работе над ролью? Вюнеч-
		геевич, говоря. о необходимых пред-
посылках для. свободы творчества:
«Если б артист, со всеми его вну-
тренними силами и внешним аппа-
ратом воплощения был подготовлен. 6
восприятию чужих мыслей и чувств,
если б^он хоть немного чувствовал
под своими ногами твердую почву,
он знал бы, что нужно взять и что
отбросить Из того, что ему дают... »,
Разве не эту замечательную способ-
ноеть должен уметь развивать в cebe
каждый художник, советского театра?

Все это убеждает в том, что про-
цесс воплощения, одной из сущеет-
венных сторон которого являетея от-
бор матернала, значительно более
глубок, сложен и диалектичен B
своей. основе, чем это кажется от-
дельным теоретикам. Уже самый от-
бор физических  действий- предпола-
гает одновременное участие в HAM
многих и разнообразных факторов:
это и сам материал роли (т. е. пред-
лагаемые обетоятельетва, заданные
драматургом), и ее место в общей
системе образов пьесы, и социальная
среда, породившая этот конкретный
человеческий характер; это и общий
режиссерский замыеел спектавля, и
самостоятельный замысел актера, и
его индивидуальные  психофизиче-
«кие данные; это. наконец, идей-
ность творящего художника, его ми-
ровоззрение. Вакой же трудный и
мучительный путь ‘предстоит ему
пройти, прежде чем он приведет ‘к
общему знаменателю все эти чрез-
вычайно важные предпосылки строе-
ния образа и, достигнув, наконец, их
органического единства, приблизится
К моменту его’воплощения. «Ну вот,
а теперь и действуйте, — скажут
мне мои оппоненты, — действуйте
логически и целесообразно в пред:
лагаемых обстоятельствах». «Ну
что ж, — отвечу я им, — теперь-то,
пожалуй, действительно время дей-
ствовать, тем более, что отбор необ-
ходимого мне материала мною уже
произведен!».

Но право же, как мало похож та-
кой подход Е работе на длительное и
порою бесцельное блуждание арти-
ста вдоль и поперек предлагаемых
обстоятельств пьесы в поисках «з3о-
лотоносной жилы» физических дей-
ствий. 1
	Эта работа «вслепую», «наощуць»,
как правило, — результат отсутет-
вия четкого замысла спектакля и
роли; результат «близоруного» вйле-
нья будущего сценического образа.
Нет, совсем иное. имел в виду Стани-
славский, говоря ю методе физиче-
ских действий как средстве дейст-
венного анализа пьесы и роли: по-
добный анализ возможен только при
наличии четко и определенно сфор-
мулированных задач — вех в русле
сквозного действия. И все же неко-
торые думают. иначе: они всерьез
	  полагают, что по фаланге человече-
	ского пальца” можно восстановить
всего человека. Гразтное занятие!
	Поэтому-то мне H думается. что
	метод работы, предполагающий дви-
жение от простого в сложному, если,
разумеется, принять его за основу,
не может привести к желаемому ре-
зультату. В своей практической ра-
боте я предпочитаю итти иным пу-
тем: от сложного к простому. Более
чем убежден, что так работали и га-
ботают крупнейшие мастера совет-
ского театра, воспитанники Стани-
славекого и’ Немировича-Данченко,
создавшие незабываемые  ецениче-
ские образы. Мне думается также.
что умение охватить предлагаемый
жизненный материал во всей ero
полноте и сложности, ясный и чет-
кий замысел будущего характера —
обязательные условия их творчества.
Я лично в своей работе привык ©мо-
	Tepa? Это оправдано относительной
свободой актерского творчества, в0з-
можностью самых различных вариа-
ций в руеле основного замысла, 1ра-
матурга. Без творческой самостоя-
тельности нет художника,
	Прекрженые примеры, NDPABEIEE-
	ные в статье В. Топоркова «Наше
профессиональное   оружие», Ras
нельзя лучше полтверждают мою
	мысль. Проетые физические дейст-
вия. совершаечые М. Тархановым в
спене роэвозшения ломой-з «Рас-
тратчиках», и характер поведения
Б. Добронравова в образе Мышлаев-
ского проликтованы острым и дерз-
ким замыюелом Станиславекого в рус-
ле идейного замысла пьесы, Двига-
ясь в работе вслепую, от простого к
сложному, никогда нельзя было бы
найти тот. великолепный, рисунов
физических действий, который в93-
ник у Сталиславского благолатя ac-
ному вйленью этих образов. Именно
эту способность мы и лолжны  в9-
спитывать. растить в себе. -
	В заключение мне хочется еказать
	следующее. Было бы неправильным
ограничивать настоящую дискуссию
спорами о метоле физических дей-
ствий. Необходимо взяться за серьез-
ную и глубокую ‘разработку всего
комплекса проблем, связанных © ‘003-
ланием сценического образа. В’ этом
деле большую помошо могли бы ока-
зать практики нашего театра —— 3E-
теры и режиссеры. на собственном
опыте знакомые © этим сложным ‘И
длительным процессом. В трудах Стз-
ниславскоге мы находим все пред-
посылки в решению этой задачи,
	Послеловательная и сиетематиче-
	ская пропатанда творческих идеи
Станиславского—делою большой важ-
ности. Она, эта пропаганла, далеко
не исчерпывается изданием и пере-
изданием существуюних трудов Кон-
стантина Сергеевича, равно. как и не-_
обходимостью научно разработанных
комментариев к ним. Большую: роль
здесь призваны сыграль мы — ма-
стера театра. Мне известно, что мно-
тие актеры и режиссеры МХАТ не-
однократно выезжали в периферий-

ные театры, где проводили доклады,

беседы и лекции о «системе». Эго
интересная м полезная форма рабо-
ты. Ноя уверен, что она станет еше
	более действенной и глубокой, если
в кажлом конкретном случае будет
	опираться на практическое общение
с творческим коллективом. Я имею
	в вилу непоерелственное участие ча.
	ших ведущих актеров и режиссеров
		ином периферийном тезтре. В этой
	области группой ведущих актеров
	Театра им. Ив. Франко уже сдела-
	ны первые шаги. Мне известно
также. что подобная форма творче-
	ского общения практикуется и ма-
стерами Малого театра. Приезх боль?
	юго хуложника сцены в. перифе
рийный театр становится эвачителья
ным событием в жизни коллектиеа,;
да и самого хуложника, Такая рабо-
т» предоставляет все возможности
для наиболее успешного . практиче-
ского освоения «системы» Отанислав-
ского, творческого внедрения ее B
практику театра.
	Глубокое изучение творческого
наследия К. С. Станиславского —
долг каждого художника советского
театра. Овладеть этим наследием в
практической работе, сделать его X0-
стоянием каждого творческого кол-
лектива — значит еще дальше дви-
HYTh вперех наше театральное ис-
KYCCTBO, искусство благородных
идей, великой человеческой красоты
	. Амвросий БУЧМА,
народный артист СССР.
КИЕВ.
	всей его «системы». «Система» Ста-   современного героя, Палитра ‚такого
	ниславского имеет своей конечной
целью воспитание актера социали-
стической формации, вослтитание
художника—мыслителя и творца,
несущего народу искусство  боль-
шой жизненной правлы и красоты.

За годы советской власти мы ©до-
тали немало. борясь с отвратительны-
ми .пережитками старого, дореволю-
пионного тзатра. Сегодня перед нами
стоит задача окоччательно и беспово-
тотно изгнать эти пережитки, окон-
чатольно устранить вее то, что еще
мешает нам достойно осуществлять
нашу миссию. Дело здесь даже не в
отдельных = актерах-ремееленниках,
зизущих и играющих по-старинке.
Дело в том отромнейшем вреде, кото-
рый она могут принести каждому
растущему творческому коллективу,
нанюй актерокой молодежи, да и че
только молодежи. Если ‘ваш. партнер
несет На себе груз рутины и холод-
пого ремесла, он препятствует тем
самым вашему собственному творче-
ству — свободному и одухотвофенно-
му: Он разрушает ансамбль, он пор-
тит вкуе нанюго зрителя,
	B моей жизни мне немало прихо-
длилось встречать такого рода акте-
ров. В сожалению, кое-где они подви-
заются и сеголня. Они никогда не
ставят перед 6обой вопроса, е кото-
рото начинается всякое настоящее иб-
кусство, они никогда’ не спрашивают
себя, «что я, хухжник, должен ска-
зать своему народу?» Ремесленники
хуже, нежели «романюки» в иокус-
стве. Они застыли на определенном,
очень посредетвенном уровне, опери-
руют узким, крайне отраниченным
арсеналом изобразительных средств,
не ищут, не учатся, не идут вперед.

Как правило, у них не все в по-
рядке и в вопросах этики, Бытуют
же еще на нашей сцене так называе-
MOG «ячество». «премьерство», кото-
рые наносят серьезнейший вред вею-
EY. rie бы они ни появились.
	Для полноценного воплошения 0б-
раза современного героя необходима,
не только совершенная актерская
техника. Необходимо, прежде всего,
воспитание в вебе высоких нрав-
ственных качеств, Нужно быть до-
стойным своего героя. Этого наетоя-
тельно требует наш зритель, этого
требует. Станиславский!

Вне этой борьбы против фемеслен-
ничества и илейной отсталости, за
высокую этику, з& актера-граждани-
на, актера-—— общественного ‘деятеля,
достойного своей ‘эпохи, нет оевое-
ния творческих принципов Стани-
слазского, нет овладения его‘ насле-
дием, его «системой».

Мне думается, что выступившие в
дискуссии товарищи уже в значи-
тельной мере осветили вопросы, не-
посредственно связанные” © методом
физических” действий. Однако. на мой
взгляд. ‘этивыводьг и обобщения бу-
Дут оставаться во’многих евоих поло-
жениях спорными и. в значитель-
ной мере уязвимыми, пока on
He булут подкренлены. данными 6о-
татейшего опыта мастеров советского
театра, на практике реализующих
творческие принципы. Отаниславеко-
Го.

Практика, наших актеров и режис-
Серов, воссоздающих образы  сювре-
менности во всем богатстве и красоте
их внутреннего содержания, окочча-
тельно убеждает в несостоятельноети
доводов и утверждений тех, кто pPac-
сматривает метол физических дейст-
вий, как единетвенный ключ к рас-
крытию характера советского чело-
века. Но этого мало. Именно здесь, в
‘практике, следует искать ответ на
вопрос 0 том. какое же место зани-
мает «метод» в общей системе взгля-
лов великого реформатора сцены. И
более того. только ‘на основе практи-
ки и можно по достоинству оценить
гениальное открытие Станиславского
— итог noon лет ‘его работы,
Обратимся же к практике.

Перед нами. актер, призванный
сценичееки воплотить тот или иной
образ в одном из произведений co-
ветской драматургии. Допустим, что
он достаточно хоропю знаком © по-
следним открытнем Константина
Сергеевича и работает под’ руковод-
ством режиссера, практически и глу-
боко овлалевшего «методом». Он пре-
восхолно — жизненно-правдиво, сце-
нически верно — совершает цель
простых физических действий — под-
линных, продуктивных и целееооб-
разных, Последовательно осуще-
ствляя ту или иную задачу, продик-
тованную предлагаемыми обстоятель-
ствами пьесы. Правдиво, co знанием
дела. мелет он фарш для котлет, не
менее достоверно вхолит в дом и за-
крывает за собой дверь, снимает га-
лоши, здоровается © партнерами,
смотрит на часы и т, д; ит. д. —
создает предпосылки для подлинного
и свободного творчества его органи-
ческой природы. Но проходит время,
а перед зрителем предстает все тот
же бледный, невыразительный еце-
нический образ, об’ективно искажа-
ющий идею произведения. Мне, есте-
ственно, могут возразить;

— Позрольте. но вель в таком
случае ваш актер проето-напросто
действует вне сверхзалачи ‘TILECHI,
действует наощупь, вне русла ее
сквозного действия,

— Нет, в меру его сил и возмож-
ностей актер понимает идею произ-
ведения — и не только потимает, но
и осуществляет ее в русле сквозного
действия.

— Простите, но тотла он просто
н6 лумает, он механически осущест-
вляет ‘задание режиссера,

—= Нет, думает, т. е. действует
логически и целесообразно, поеледо-
вательно выполняя конкретные сце-
нические задачи.

— В таком случае ‘он попросту
неталантлив. — заключат мои про-
ТИВНИКИ.

— Это не так, — снова возражаю
я. — Вчера мне довелось увидеть
ето в Незнамове: он играл xopomio—
елержанио и глубоко.

В чем же лело? Ответ на этот во-
прое следует искать в отсутствии у
` актера того необхолимого жизненно-

художника чрезвычайно бедна, ее
краски никак не годятея для восс0з-
дания мужественного характера со-
BETCROTO человека.

Мировоззрение еовременното акте-
ра, его идейность, знание действи-
тельности, богатетво его эмоциональ-
ной памяти — это главные и непре-
менные условия творчества: без них
физическое действие мертво, оно: чах-
нет и умирает, лишенное благодат-
ной почвы жизненных наблюдений.
	Может ли в этих уеловиях физиче-
	свое действие выполнить одну из
своих основных фунЕнций — закре-
пить, зафиксировать внутреннюю
жизнь человека-актера, стать «ман-
ком» для его чувства, расположить,
подготовить его органическую  при-
ролу к акту творчества? Да кочечно
же. нет. В лучшем случае Ффизиче-
кие действия будут злесь всего-на-
веего видимостью жизненного прав-
дополобия —— этим крайне неналеж-
ным епаоительным шитом. приЕры-
	Рающим скудость мысли и чувства,
близорукость вденья.

Иной актер, удачно сыгравший,
	скажем, Наратова в «Бесприданни-
Це», уже в следующей работе — в
работе нал образом своего современ-
ника — обнаруживает  полнейшую
творческую  несоетоятельноеть. По-
добные примеры нередко встречают-
ся. в практике театров. Они красно-
фечиво свидетельствуют о том, что
богатство внутреннего духоеного со-
лерзнания челсвена-антера, глубина,
острота и соеременность восприятия
им действительности — вашнейшая
из прелпосылен подлинного тварче-
ства. Чтобы жить для искусства и
тверить для народа. артист «должен
во что бы то ни стало вникать В
смысл окружающей жизни, напря-
тать <вой ум, пополнять его недоств-
ющими знаниями, пересматривать
свои воззрения, Вели артист. не х9-
чет умертвить своего творчества,
пусть он не смотрит на жизнь по-
обывательски. Обыватель не может
быть художником, достойным этого
звания». Так писал, думал и жил В
искусстве наш Станиславский,
	Вне этого требования мертва и
бесполезна самая система Стани-
славекого. Замечательное профеееио-
нальпое вооружение, которое оставил
нам Константия Сергеевич, само по
себе неспособно что-либо изменить
там, гле господствуют ограничен-
ность мысли, обывалельские взгляды
и вкусы, & стало быть,  косность и
рутина. Не поможет” здесь и логика
физических действий: на безжизнен-
ной; лишенной живительных COROB
почве никогда не расцветут пышные
и яркие цветы подлинного искуест-
ва. «Нам нужен беспредельно широ-
кий кругозор, — писал Станиелав-
ский, — так как мы играем пьесы
современной нам эпохи всех нацио-
нальностей. так как мы призваны
передавать «жизнь человеческого ду-
ха» всех люлей земного шара.
	Этого мало. Актер создает на сце-
не неё только жизнь своей эпохи, но
	И ЖИЗНЬ прошлого и будущего».
	Эти влохновенные слова Вонстан-
тина Сергеевича близки и дороги нам,
художникам театра, проживигим дол-
гую жизнь в искусстве. Мы-то хоро-
шо знаем, каким огромным трудом,
какой колоссальной затратой духов-
ных и физических сил дается каж-
лый уверенный шаг на сцене. Мы
энаем также, какой дорогой ценой
оплачивается право художника *вы-
ступать на подмостках театра, если.
поелелний является для него высо-
кой общественной трибуной, каким
юн всегла был для Станиславекого.

Наше искусство начинается задол=
го ло об’явления спектакля, задолго.
до репетиции и ‘первого прочтения.
пьесы. И всякий раз идейный багаж.
художника, его общественные, эсте-
тические и этические взгляды ле-
жат в основе творческого процесса.
Эту простую истину должна хорошо
уевоить наша театральная молодежь,
которой принадлежит будущее. Мне
хотелось бы также, чтобы ее никогда,
не забывали товатинги, выступления
которых в настоящей дискуесни на-
правлены на безоговорочное ‘утверж-
дение универсальности метода физи-
ческих действий. Rak He возразить
против этого мнения! За, многие го-
ды, проведенные на сцене профессио-
нального театра, мне, никогда в CBO-
ей практике не подагающемуся на
интуицию и случайное вдохновение,
ни разу не приходилось совершать то
толовокружительное «сальто морта-
ле», которое по существу предлагают
зпологеты «метода»: «Действуй, a
все остальное приложится». Вея моя
практика, весь мой опыт приходят в
противоречие © этим, более чем епор-
ным утверждением. И всякий раз мне
хочется задать вопрос: © каких пор
гениальный прием, открытый Ста-
ниславеким, обрел тот невиданный
«аппетит», который позволил ему
поглотить вее остовные творческие
принципы создателя системы?! Ведь
прежде чем действовать в самом
широком смысле этого слова, я при-
вык наблюдать, анализировать, MBIC-
лить. вовлекая в этот сложный про-
цесс все силы моего. воображения.

В практической работе над тем
или иным спектаклем это выражает-
ся в длительном периоде накопления
жизненного мзтериала, затем в глу-
боком и всестороннем изучении и
анализе произведения драматурга,
равно как и относящейся к нему
исторической эпохи: определяются
сверхзалача и сквозное действие
пьесы, намечаются конкретные пути
его осуществления. Параллельно ©
этой трудоемкой работой протекает
процесс, пожалуй, самый сложный в
творчестве актера — процесе строе
ния образа, ‘основанный на его
«вЯденьи». Наконец. наступает ре-
шающий и наиболее ответственный
момент в создании спектакля и роли
— момент отбора тодного для ее
строения материала (в частноети, от-
бора самих физических действий).
Bee эти этапы работы получили у
Станиславского точное и закончен-
Hoe научное выражение: они очень
	_Врял ли в нашем многонационать-
мох советском театре найдется сейчас
актер или режиссер, который не ис-
пытал бы на себе благотворного вли-
яния творческих имей К. 0. Стами-
славского. Всякий, кто  однаЖДЫ
вступил на театральные подмостки и.
посвятил себя служению правде —
этой ролной матери подлинного ис-
хусства, — не может не восхищаться
полвижнической деятельностью Ёон-
стантина Сертеевича. не может He
учиться у него, не следовать его за-
ъетам.

Имя Станиславского близко и ло-
рого нам, актерам украинекого теат-
ра. Станиславокий дорог нам тем,
что в нем мы видим идеал советекого
хуложникз-гражданина, веем свом
существом  устремленного в &y1y-
щее, а в его жизни, безраздельно от-
данной искусству, — влохновонный
пример служения наролу. Он дорог
пам тем, что творчесвие идеи этого
замечательного теоретика и практи-
кз театра развчвают и утлубляют
лучшив реалистические традиции. не
только русской, но и украмеЕской
сцены и являются для нас высоким
критерием подлинной художествен-.
ной правды.

Станиславский любил нашу Yxpa-
ину, высоко ценил нат националь-
ный реалистический театр, искусстве.
его прославленных мастеров. Творча-
ские принципы многих  замечатель-
ных актеров украинской сцены ©ло-
жились под непосредственным влия-
нием Московского Художественного
театра, горячо любимого нашим зри-
телем.  Систематические поездки
УХАТ на Украину, обмен твооческям
опытом между мастерами украинеких
и русских театров — давно стали
замечательной тралицией, благотвор-
но отразившейся на развитии спени-
ческого искусства нашей республики.
Понятен огромный интерес, который
вызвала происходящая BHCKYC-
CUA среди театральной  обществеи-
ности Укранны: глубокое изучение и
тальнейшее развитие. творческого на-
слелия Отаниелавского — залог но-
вых, все более прекрасных успехов
советского многонационального теат-
	Я не теоретик, я — актер, более
40 лет жизни отдавиий сцене; по-
этому в своей статье мне хочетея вы-
сказать ряд практических сообралже-
ний, имеющих, на мой взгляд, непо-.
средственное отношение к затрону-
тым в дискуссии вопросам. :

«Не только понять эпоху, но и
етать человеком этой эпохи, не под-
делываясь под нее, & органически

сродняеь © нею», — эти вдохновен- р

ные слова Станиславского как нель-
зя лучше выражают содержание всей
его многолетней деятельности, Ha-
правленной на воспитание артиста,
способного удовлетворить высокие
духовные запросы. советского .зрите-
ля. Из этого бесспорного положения,
мы и обязаны исходить, изучая Ha-
слелио великого реформатора, тезт-
рального’ искусства, ‘развивая его
творческие идеи.

«Система» — результат иноголот-
инх исканий Константина, Сергееви-
ча. Это менее всего свод техноло-
тических приемов и упражнений чи-
сто педагогического харажтера. «Си-
стема» созлавалась, очевидно, HE B
тиши кабинета, & в условиях прав-
тической работы в театре, она. окон-
чательно сложилась и оформилаеь на
основе высокоилейной советекой дра-
матургии, отображающей новую дей-
ствительность и ее героев. Ее прак-
тическое применение немысяимо 693
глубокого знания жизни, без усвсения
всего комплекса филесофсних, эсте-
тических и этических воззрений са-
мого Станиславского. Действенным
средетвом для достижения  хуложе-
ственной правды на сцене «система»
становится только тогда, когда изу-
чивший и освоивший ее художник,
не на словах, а на деле является. но-
сителем передового коммунистическо-
го мировоззрения и морали. *’

«Я в предлатаемых  обетоятель-
ствах». Ёакое болыное содержание
заложено в этой четкой и лако-
вичной формулировке! «Я в предла-
тземых обстоятельствах» — это не
только мои пеихофизические данные,
это прежде всего мое мировоззрение,
мюй эстетический вкус, мои челове-
ческие качества” а рсе вместе’ взя-
ое — это мой материал для созда-
Hua сценического: образа:

Могу ли я, актер, приступить к
воплощению образа моего современ-
ника. не живя его мыслями и чув-
ствами. не понимая его мужества и
воли? Конечно. нет. Искусство  та-
кого актера неминуемо оскудеет и
зачахнет, & сам он не замедлит вый-
ти в тираж, ибо он не умеет разто-
варивать на одном языке < теми, кто
пришел в зрительный зал из самой
гущи большой и прекрасной жизни.

Меня могут упрекнуть в том, что
я уклоняюсь в своей статье от основ-
ного. предмета спора — вопроса 9 ме-
тоде физических действий и его ме-
сте в «системе». Мне думается, что

подобный упрек был бы неоенова-

тельным. Во-первых, потому, что я,
хак мне кажется, говорю сейчае 0 <у-
ществе «системы», о том, без чего
она мертва, & во-вторых, потому, что
все сказанное выше имеет самос не-
посредственное отношение к «мето-
ду» как таковому. Да, да имеет — и
при том значительно болышнее, чем
это может показаться тем, кто за
частностью не замечает главного, а
сквозь букву не видит существа. Ни-
же я постараюсь подробнее `остано-
виться на этом вотосе, & оойчас мне
хочется заметить, что’ логика, и по-
следовательность физического иове-
дения актера на’ сцене зависят не
только OT предлагаемых -обетоя-
тельетв пьыжы, но и от его восприя-
тия лействительности, от ета миро-
возарения, от внутреннего содержа-
ния его человеческого я.

Борьба за идейное, сознательное
творчество актера, против PYTHITH,
штампа, ремесленничества являетея
сегодня одной из важнейнтих: проблем
дальнейшего развития сценического
искусства. Поэтому мне предетавляет-

Более того, иногда это для меня —
надежный спасательный круг в
трудную, мучительную минуту ‘твор-
чества, когда не растаял еще ледок
отчуждения между мною, человекох-
актером, и создаваемым образом, ког-
	да я хочу еще глубже и ближе по-
	знать характер моего героя, когда,
наконец, мои природные психофизи-
ческие данные вступают в противо-
речие с предлагаемыми обстоятельст-
вами роли. Вот тогда я и обращаюсь
® этому замечательному средству,
открытому для нае, актеров, Вюн-
стантином Сергеевичем. Вместе с мо-
им героем мы совершаем простейшие
физические. действия и все это про-
делываем для того, чтобы актер и
выращиваемый им образ  об’едини-
лись в единстее поступка. В эти. мо-
менты я иду обычно от простого, но
это уже носледующий этан работы,
когда ясна уже сверхзадача и кон-
кретные пути ее осуществления, за-
мысел и вбденье образа, а над всем
этим — сверх-сверхзадача — глав-
ное в учении Станиславского: посто-
янное сознание высокого служения
артиста своему народу.

Работая над образом Миколы Зздо-
рожного в драме Ивана Франко «Ук-
Гаденное счастье», я прежде всего
хумал об этом, я думал о том, что я,
советский актер, этой работой скажу
своему наролу. Я увидел у Ивана
Франко не просто галицийского кре-
стьянина, а типическую фигуру ту-
пула, предетавителя самой темной я
беспощадно угнетаемой деревенской
бедноты.
	Такое толкование роли позволило
мне заострить социальную характе-
рлетику сценического образа. Шаг за
шатом я старался рассказать  совет-
скому зрителю страшную повость ©
том, как было укралено счастье У
целого народа, как жили и страдали
под австрийским гнетом мои земляки,
бесправные, обманутые в своих на-
деждах, но не потерявшие чувства
человеческого достоинства... Я хотел,
чтобы зритель, выходя после епек-
такля, еще раз почувствовал ралость
нашей свободной, счастливой жизня.
	Мотивы поведения Миколы я ищу
й в социальных условиях его суще-
ствования, и в конкретных обетоя-
тельствах пьесы, и даже в суровой
природе, среди которой живет и тру-
дитея этот человек.
	Носле тяжелой, нечеловеческой ра-
боты в лесу Микола, возвращается ло-
мой обессиленный, овоченевший от.
холода, изнуренный голодом. Вот он
переступает порог хаты и вносит ©
собэй, вязанку дров: за плечами —
работа у войта, непосильный труд за
гроги. Окостеневшие, непослушные
ноти едва держат его, движения его
скораны, плохо — координированы;
скрюченные, как корни дерева, паль-
цы е усилием отдирают льдинки ©
обвисших усов. Раздеваться в тенлой
хате приятно, но руки, одеревянев-
Wife OT холода, плохо повинуются.

Простые Физические  дейегвия,
осуществляемые мною на ‘ецене, их
хогика и последовательность проис-
текают в этом эпизоде из целого ком-
плекса конкретных обстоятельств, н>
ков изменилась бы логика мозго по-
ведония, есле бы я He учитывал
предшествующей, жизни образа, если
бы я не знал, откуда пришел мой
Микола. как пробирался OH CEBOSh
	ALHeCeBE MH дискуссшы
		Обсуждение проблем творческого наслелия №. С. Станиславекого
	материалистической науки, особенно физиологии и психологии. «В еовет-
ское: время выпустил Станиславский свои главные работы, закладываю-
щие фундамент новой теории искусства актера. В. советское время были
созданы им его лучшие спектакли в МХАТ».
	татьи расценивает, вак имеющую
нзуки о тезтре. Изложив и проком-
‚и творчески развивать наследие
вает. что статья «веколыхнула R16)
	Нроиесхолящую дискуссию автор статьи расценивает,
	важнейнтее значение тля развития
	ментировав статью «Глубоко изучать и творчески развивать На
К. С. Станиелавского», автор указывает, что статья «всколыхнула
	советекую театральную общественность, вызвала в ее сфеде живой от-
	RIK».
	толжается в Государственном инстятуте тезтрального искусства им. А. В.
Луначарского. 24 ноября, на втором об’единенном заседании кафедр основ
марксизма-ленинизма и философии, состоялись прения по докладу Л. Ша-
повалова «Фидософекле и эстетические основы системы Станиславекого».
Выступили кандидат экономических наук ВБ. Эренфельд, преподаватели
кафедры философии В. Скатершиков и А. Харчев, старший преполавателе
	  кафедры режиссуры М. Вюган, аспирант кафедры философии И. Ибрагимов.
	: : *«
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Дискуссия по вопросам творческого Hazae-
дия В. С. Станиславекого попрежнему привлекает внимание работников
	искусств Ценинграда.
На-лнях в Большом ивы
	на-днях в Большом драматическом театре имени Горького’ состоялось
обсуждение статей, опубликованных в газете «Советское искусство».
	С докладом выетупила заслуженная артистка РОФСР 0. Казико. В прениях
приняли участие заслуженная артистка РОФСР А, Никритина, режиссеры
		продолжается.
	И. Зонне и А. Морозов. Обсуждение
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.) Кафетры
	Тбилисского государственного театрального института им. Руставеди закон-
чили обсуждение вопросов, поднятых в етатье «Глубоко язучать и творче-
	В. С. Станиелавекого».
		В статье дано подробное изложение определившихся в ходе дискусеип
t
цвух различных точек зрения на существо метола физических лействий и
	его место в системе Станиелавского.
	Рассузтривая оценку метода физических действий как синтеза систе-
мы, «нового, важного этапа в ее развитии». М. Чанерле видит в позицие
сторонников этой точки зрения «недоразумение или опгибку». проистекаю-
		щую «в результате отрыва той части теорий,
	конкретные законы и указания, касающиеся поведения актера на сценз,
0т системы идей и взглядов, которой подчинена технологическая часть
системы». Метод физических лействий. указывает автор, «имел как в тео-
		ретической, и в практической интерпретации Станиелавекого
	ние, неразрывно связанное е богатым процессом пеихо-эмоцпиональных пе-
	реживании актеёра...».
	режиссуВы и актерского мастеретва
	На заключительном заседании кафедры‘ выступили литературовед
А. Гацерелия. ассистент Е; Иоселиани, студент ‘5-го курса театроведческо-
го. факультета Ш. Сулухквадзе, директор инетитута заслуженный деятель
		искусств Д. Алекеитзе.
	0630р прошедшего до сих пор этапа дискуссии показывает, утв°рждает
автор статьи, что вопросы, поднятые лискуссией, затрагивают и современ-
	ный польский театр: показывает.
	«что и для него актуальны и близки
веким показывает. какое большое
	истины, провозглашенные Станиеславским: показывает,
	значение будет ‘иметь для дальнейшего развития нашего театра перенесе-
яие теории Станиславского и дискуссий об этой теории в его жизнь и прак-
тику, на страницы нашей театральной печати, на широкую лискусеню в
	работников польского тёзтра).
	ЭРАТУЕ» (организация творческих
	Итоги обсуждения, продолжавшегося более месяца, подвела заведующая
кафедрой марксизма-ленинизма, кантилат философских nays Л. Барамия.
	Художественный совет института принял решение организовать пря
кафедрах режиссуры и ‘актерского мастеретва постоянный семинар по изу-
		чению наслелия №. С. Станиелавзекого.
	С этих позиций статья критикует идейно-творческие недостатки в
работе отдельных польских режиссеров, допускающих ‘принципиальную
	‚: УЧИТЕСЬ
	ошибку, от которой так предостерегал СОтаниелавский.
	*«
Вопросы дискуссии в польекой газете
	«Станиславский и современный театр» — так называется
	опубликованная в польской газете «Нова культура» № 33, от 12 ноября.
Статья содержит подробный обзор дискуссии, развернувшейся на страни-
цах советской печати («Советское искусство», «Театр»), и в евязи с этим
рассматривает творческую практику современного польского театра.
	Автор статьи Мария Чанерле подчеркивает, что система Отаниславеко-
го «лежит в основе работы не только советских актеров и режиссеров, —
она признана и находит применение во всем мире, повсюду, где театр яв-
ляется глашатаем правды и вместе е народом принимает участие в борьбе
		при анализе пьесы He ‘давать себя захлестнуть пустякам, мелким дета-
лям, учитесь лоискиваться главного и лишь на основе этого главного оце-
	нивать детзли,
На конкретных примерах автор
	статьи критикует «отсутетвие еди-
	ной режиссерской концепции, разбросанность действий, не связанных 99-
щей направляющей нитью — идеей-сверхзадачей пьегы и образа, разно-
бой и случайность приемов актерской игры, не подчиненных . никакой
центральной идее» — недостатки, типичные для режиссеров, игнорирую-
щих в своей практике творческие принципы Станиславского, его учение $
сверхзадаче и сквозном действии произвеления.
	«Теория Станиславского, — заключает автор статьи, — поможет
‘нашему театру осознать и вскрыть многие свойственные ему болезни и не
достатки. Дело, однако, этим не ограничивается. Перенесение дискуесии о
Отаниелавском в нашу тезтральную жизнь, превращение этой лискусети
в стимул глубокого изучения наследия Станиславского может иметь ul-
ромное значение для дальнейшего развития вашего тезтра. который KO
жен итти к сопиалиетическому реализму во всеоружии научного метода
Станиславского, успешно вылержаешего экзамен в практике соретекого те-
		Статья указывает на связь «системы сценического творчества, еоздан-
ной Станиелавским», с великими традициями русской реалистической пко-
лы актерского мастеретва, школы. опиралощейся па эстетику руеских ре-
	Чернышевского и
	волюционных  демокозтов — Белинекого и Герцена,
	Цобролюбова; отмечает огромное принципиальное влияние, которое оказали
на формирование эстетических взглядов Станиславекого условия, сложив
нгиеся в СССР в результате победы Великой Октябрьской революции, т0р-
жество марксистеко-ленинской философской мысли, новые достижения
	ся обобенно необходимой самая иитро-   го, идейного, философекото багажа,   далеки от голого рабочего практициз-
кая пропаганда зтического Учения   тех высоких. человечееких качеств ма и имеют своей конечной целью
К. С. Станиславского. составляюще-   ‘и свойств. без которых немыелимо   воспитание в актере самостоятельно
то. как мне кажетея. живую душу! подлинно творческое. создание образа! мыслящего художника-творпа, Разве