СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			Быставка произвелений худож-
	ников РСФСР. «Портрет К. Э.
Циолковского». Картина худож-
	ника В. Любимова (г. Калуга.
1950 год).
		Песни чувашеких
	KOMNOSHTODOB
	ЧЕБОКСАРЫ. (Наш нкорр,). Чу-
вашекие композиторы ‘создали ряд
произведений, посвященных борьбе
за. мир. Большой популярностью
пользуется песня на слова чувашеко-
Го поэта’ А. Алга «За мирную жизнь»,
нащисанная заслуженным леятелем
искусств Чувашской АССР компози-
тором Ф. Лукиным.

Заслуженный деятель искусств
Чувашской АССР композитор Г. Лебе-
дев написал на слова В. Давыдова пе-
сню «Мы—за мир». «На страже ми-
ра»—так называется новая песня мо-
лодого композитора Т. Фандеева (текст
песни А. Артемьева). Для симфони-
ческого оркестра им создан также
«Марш защитников мира».  Заслу-
женный деятель искусств Чувашской

CCP композитор Г. Хирбю написал
«Песню о мире» (слова молодого поо-
та Г. Ефимова).
	„ЗВЕЗДА МИРА“
	Пьеса о юных героях борьбы за мяр
	Борьбе юных французоких патрио-
тов за мир посвящает свою новую
работу Московский театр юного зри-
теля, ставящий пьесу Ц. Солодаря
А мира» («Мальчик из Марсе-
ля»).

Действие пьесы развертывается в
нати дни в Марсельском порту и на
борту американского парохода «Варо-
лина Трумэн». Чтобы срочно отпоа-
вить оружие во Вьетнам, американ-
ские дельцы не останавливаются пе-
ред убийством французекого мальчи-
ка, застрявшего в’ трубе во время чи-
стки пароходных котлов. Юные пот-
товые рабочие раскрывают это пре-

ступление и помогают французским

локерам сорвать отправку оружия во
Въетнам. /
				Золотые _
	Достаточно только взглятлом оки-
	муть Баку, расположенный на высо-
ком плоскогорье, чтобы убелиться в
полном обновлении города. На месте
мертвых камней Ширвана вознеслись
величавые, монументальные творе-
ния советской архитектуры — зда-
ния Центрального Комитета партии п
правительства Азербайджана, много-
этажные комфортабельные дома —
жилища рабочих, инженеров, арти-
стов.

В городе, в Котором прежде не вид-.
но было зелени, теперь вырастут ки-
парисы, тополи, олеандры и масли-
ны, зацветгут, новые сады.
	.й тогда еще торжественней и гар-
моничней будут красоваться на ши-
роко открытых площадях, на бульва-
рах и улицах дворец музея Низами с
величественными скульттурными фи-
гурами мыслителей, просветителей и
поэтов Азербайджана, благородное
здание Азербайхжанской консервато-:
рии, гигантский кинотеатр с госте-
приииными порталами, новые клубы,
театры, библиотеки и университеты.
	..С волнением слушаешь слова ра-
бочих о «старом бакинце коммунисти-
ческой партии Азербайджана», кале
назвал, себя однажды в приветствии
бакинпам товарищ И. В. Сталин.

Олним из выражений безгранич-
ной любви азербайджанского народа
к своему другу и учителю явился
народный подарок”в день <емидеся-
телетия великого Сталина — худо-
хественный ковер, равного которому
46 было за всю многовековую исто-
рию национального ковроделия.

Восемь месяцев художники и тва-
чи влохновенно работали над созда-
нием этого уникального ковра-пано-
рамы, заключающего в своей декора-
тИвной композиции свыше 300 тра-
диционных и новых мотивов высоко-
плейного содержания.

Самый юный в нашей стране nay-
peat Сталинской премии 17-летняя
ткачиха Сона Ахмелова рассказы-
вала мне, как билось ее сердце,
Jo крзев наполненное счастьем, ког-
да в широкой кайме коврювого бор-
дюра она вышивала пылающие на-
родной любовью слова: «Великому
вожгю трудящихся Иосифу Виссари-
оновичу Сталину в день семидесяти -
петия от азербайджанского народа».

Колхозные победы Азербайджана
увенчаны новыми песнями, стихами
и даже балетами, прославляющими
успехи колхозников, которым на Be-
ками пустовавших выжженных зем-
лях удалось провести грандиозные
работы по приумножению богатств
республики. Они добились не только
вывоких урожаев хлопка, но поста-
вили рекорды по увеличению произ-
водства азербайджанской пшеницы.
Собственный хлеб! Ето никогда не
было в Азербайджане. Это не слу-
ЧАЙНЫЕ “ухачи и” эксперименты. Это
живое свилетельство великой победы
колхозного строя в Азербайджане!

Величая в своих произведениях
тероев азербайджанских полей, поэ-
ты, драматурги, романиеты  пока-
зывают, какие громадные творческие
возможности таятея в CTpaHe, до
розлюпии  остававшейся страной
самых отсталых патриархально-фео-
альных отношений, какие 0с03и-
Дательные СИЛЫ _ развернулись
после роволюции ‘в народе, кото-
рый ханы-помещики и беки держали
в рабстве, нишете и невежестве

Сзлям тебе. Сталин! Неумолкаемо
звенят по стране песни-сазы, иснол-
ненные благородной признательна-
сти и горячей преданности азербай-
джанското народа творцу его счастья
и влохновителю его величайших
побел. .

Празднично звучат B Dacipoetpa-
	OTE ipa
	‚ ИСКУСС
	Глубокое содержание явллется ot-
невным нризнаком. отличающим го-
	‘ветский пейзаж. как и все еоветезов
	искусство, от пейзажа прошлых эпох
и от современной пейзажной живо-
писи капиталистического Запала и
Америки. Однако далеко не все, что
создается советскими мастерами в
этой области, стоит на одинако-
вой высоте. Пейзажных работ мно-
го на всех наших выставках, но
среди ‘них еще недостаточно про-
изведений, проникнутых большой
идеей, глубоким чувством, пройзве-
дений, раскрывающих в цельной ‘и
поднокровной форме новый облик на-
	шей станы,
	ПВО п

Н Всесоюзной
художественной
выставке 1950 года
		еизажа
	птирокото разворота пространства, от
первого плана, где расположено н6-
сколько старых елей, дает uperpac-
ные возможности пля создания мону-
	ментального образа. Он позволил

художнику налисать картину; я- ^
полненную величия и подлинной ^
ЭПИчнНостТи. . mo
	Необходимость тщательного вы09=
ра сюжета особенно важна в тех
случаях, когда художник обращается
к интустриальному, городекому или
колхозному пейзажу, а также в тах
случаях, когда природа составляет
часть больного исторического. ба.
тального или жанрового  произведе-.
ния;

На Всесоюзной художественной
выставке 1949 года пейзаж оказал-
CH самым слабым местом. На выстав-
ке почти совершенно не было пейза-
жей, отображающих размах стрэи-
тельства послевоенной  сталинокой
пятилетки и изменения облика = Ja:
шей страны в великие годы перехода
советского общества к коммунизму. -
Не было также и живопиеных работ:
посвященных PERORCTDY RAI Москвы
и других городов.
	Бетность солержания во многих
	представленных работах определя-
лаюь ограниченностью тематики и.
неудовлетворительной разработкой
	избранных тем. Отдельные  улачи о
(«Оказ об Урале» В. Мешкова, «Жи-
гули» А. Грицая, «По дорогам плти-
летки» М. Абдуллаева) не могли из-
менить общего положения. Создалосв.
впечатление, что художники не веегх
да, достаточно ясно представляют се>”
бе задачи, стоящие перед пейзажной

Живонисью, -— задачи создания мо-
нументальной картины, в которой”
получила бы отражение тероика ва-
пей советской действительности и.
глубокое творческое проникновение
в окружающую ж%язнь. Очевидно, од-.
на из причин этого коренится в вез
достаточно продуманном выборе ху-
дожниками сюжетов для своих промз-
велений. .

Сейчас перед советской пейзажной
живописью стоят огромные 3822-0,
которые она имеет возможность и.
должна разрешить. С кажлым днем
меняется лицо нашей Родины, каж
дый день несет с собой новые извез’
CTHA о мероприятиях, которые золжа
ны в ближайшем будущем пронзво-’
сти колоссальные изменелия в пей-
game нашей страны. Исторические
постановления советского правитель-
ства о строительстве Оталинтралской °
и Куйбышевской  гидроэлектростан-
ций, Главного Туркменского каналах
Каховской гидроэлектростанции, Юж=
но-Украинекого и Северо-Врымекого
каналов уже начали претворятьея в
жизнь. В результате создания этих
пигантских сооружений неузнаваемо
изменятея огромные пространства
советской земли. :

Советские пейзажисты обязаны
отразить эти уже начавшиеся изме-
нения в монументальных, полных
глубокого содержания произвелени=
ях. Они должны рассказать о новом
пейзаже страны, илущей к комму=”
низу, взволнованными словами по-.
Этов и граждан великой социалиети+
ческой Отчизны.

Советским художникам необходи:
мо бороться с этюдностью, © пере
житками имноессионизма,  мешаю=
щими творчески использовзть клас-
сическое наследие мировой реализ
стической пейзажной живописи. Но-
вые черты в пейзаже нашей Родилы
могут быть раскрыты только в монуз
ментальной картине при глубоком
познании . действительноетн. Охним
из ретающих моментов в создании
содержательного, глубоко  эмоциоз
нального художественного образа
природы Советской страны является
продуманный выбор сюжета, отказ.
от понимания пейзажного мотива
как самоцели, отказ от такого подиз
мания лирического пейзажа, которов
уволит художника от решения боль=
ших, общественно-значительных
вопросов нашего времени.

О. СОПОЦИНСКИИ. -
	стов Государственного азербайджан-
ского тедтра драмы или Театра pyc-
CKO драмы, разумно включающего
в cBoh репертуар драматические

а asepballamanceux mHta-
Tere
	Развитие народных дарований от-
мечаетея и в многочисленных кол-
лективах самодеятельноети. Но cae-
дует послать упрек мастерам ис-
кусств. Они принимают недостаточ-
ное участие в работе драматических,
хоровых, танцевальных и других
самодеятельных кружков, в которых
занимается свыше шестнадцати ты-
сяч человек.
	Бакинские издательства непре-
	рывно в Последние месяцы выпуска-
	ли новые книги — сборники пьес,
хетские рассказы, стихия, романы #
песни, отправляемые на отчетную
выставку в. Москву.

Естественно, что генеральная те-
ма всего этого литературно-драмати-
ческого творчества, азербайджанских
писателей — «золото, золото, черное
золото, — светлая молодость, песня
моя», как говорится в песне рус-
ского ‘поэта бзкинца Павла Нам-
ченко — тема о нефти и о Родине,
озаренной светом великих идей пар-
тии Ленива—Сталина.
	Эти мотивы звучат и в бодрых ог-
невых «Песнях нефтяника» (музыка
Т. Кулиева), исполняемых народных
артистом СССР Бюль-Бюль, (и в но-
вейших драматических произведени-
ях—Мечта», «Заря над Каспием»
Имрана Касумова, «Бригада № Б» и
«Горячая лолина» Джабара Межлум-
бекова, «Светлые пути» Ильяса
Эфендиева.

Необычайные события, происходя-
щие на полях Азербайджана, на су-
раханских, балаханских, биби-эйбад-
ских нефтепромыслах, превосходная
деятельноеть советских новаторов. за-
ставляющих бить огненные струи из
морских недр, должны захватить не
‘только азербайджанских авторов,
повседневных свидетелей этих чудес,
но и лругих работников советской
	литературы, талантливо и красочно
	воспевающих в своих внигах и CHER-
таклях необыкновенные дела и под-
виги советского народа. .

es 6

«Вечные огни» Баку и в глубо-
вой древности светили всему Восто-
ку. Они манили Е ‹ебе угнетенных
и порабощенных людей,  приходив-
ших сюда из близкой Персии и с да-
леких берегов Ганга за «священным
огнем», как за последней надеждой
на спасениа.
	Но сейчас не мистикой и не в000-
ражаемым утешением светят угне-
тенным народам Востока огни Баку.

Этот город высится сегодня нал
восточным миром в великом сиянии
своей ленинско-сталинской правды.
в солнечном горении счастливых
сердец азербайджанского нарола, ко-
торый неудержимым натиском своей
молодой силы раздробил на победном
пути в коммунизму окаменелую ложь
ветхого и отеталого Востока

Двадцать пять лет назад в привет-
ствии трудящимся Азербайджана
товарищ Сталин высказал ‘уверен-
ность в TOM, чЧ10 ° Азербайджан-
скую республику удастся превра-
тить в «образец для угнетенных на-
ролоз Востока и в знаменосца их 0с-
вобождения от ига’ ихпериализма».
‚ Это превращение свершилось!

Угнетенным = народам Востока
«вечные огни» Советского Азербай-
джана освещают путь к освобожде-
нию от рабства, к утверждению своей
национальной чести и независимости,
& победе.

...30 ноября в столице нашей Ро-
дины начнется декала ззербайджан-
ской литературы и искусства. Ветре-
чайте, москвичи. хорогих гостей!
		Пакануне декады
	тзербайджанской — литературы
и искусства в Москве

o&
	мы принесли тебе любви привет
‘Or полных радости сердец

. народных:
От дивных роз, твоей рукой

взралценных,
От песен саза; счастьем 2
вдохновленных,
От юношей, тобою окрыленных,
От старцев, селиною убеленных.
Onn тебе. несут слова любви!
Великий вожль. века веков живи!
	Такие же возвышенные народные
чувства ярко и благоговейно выра-
жены в песне Узеира Гаджибекова
«Привет Сталину» (слова лауред-
та Оталинской премии. С. Рустама),
«Сталину» А. Гусейн-Заде (слова
Р. Нигяр), «Джан Сталин» sacry-
	АЗОСР
BOM»
	ЖенНного деятеля искусств
	«Привет
	Ниязи. в песне
Т. Атлиева.
	внешних чувственных впечатлений
от окружающего. Естественно, что
они безразлично относились к сю-
жету, с помощью которого только
и может быть выражено значитель-
ное содержание, и ограничивались
ККИМ-ЛИбо незначительным, мало
говорящим. зрителю. подчас случай-
ным мотивом,

Болышое значение и распростране-
ние. имеет интимный, лирический
пейзаж. Его. существование вполне
закономерно и необходимо. Бела 2a-
ключается в том. что многие склонны
сволить к нему все искусство пей-
зажной живопиюи. Это опять-таки
является  пережитком тех взглядов,
которые играли и играют большую
роль в суб’ективистском буржуазном
искусстве. Апологеты этого искусст-
ва, делая вид. что они отстаивают.
право‘ на существование лирического.
жанра; всячески защищают оторван-
ное от народа художественное творче-
ство. В то же время они яростно на-
падают на хуложников-лириков, если
в их произведениях начиналот зву-
чать общественные ноты и получа-
ют выражение народные интересы и
устремления,

В советском искусстве есть место
и лля широкого философского осмых-
ления природы, и для интимных ли-
рических переживаний. Сопизлиети-
ческая остетика, утвержлает необхо-
димость воплощения в пейзаже боль-
них общественных идей; понимание
вю эпического или лирического жан-
ров в искусстве в корне отлично от
узкого понимания их буржуазной эс-
тетикой, }

Чирика лирике рознь. Для совет-
ского человека только такая лирика
представляет ценность, которая за-
трагивает чувства и мысли миллио-
нов, его волнуют только такие пере-
жизвания поэта или художника, кото-
рые представляют не только личный,
но и общественный интерес.

Советекими художниками создано
немало лирических произведений,
отмеченных глубоким проникновени-
ем в природу и взволнованным, эм0-
циональным отношением к ней. Мно-
гие лирические пейзажи В. Бакшее-
ва, В. Бялыницкого-Бируля, Н. Кры-
мова, Н. Ромадина, Я. Ромаеа и дру-
THX мастеров замечательны именно
тем, чго они будят множество мыслей
и чувств, что природа предстает в
них во всей своей красоте и силе, что
за этой природой зритель всегда ощу-
щает присутствие человека.

Лирическое перерастает в этих
произведениях в общественное. Это
влечет 3a собой похчае слияние эпи-
ческого и лирического элементов; в
лирическом произведении находят
себе место этическая приюь и сила, а
в большом монументальном полотне
— лирическая проникновенность и
глубокая взволнованность.

Чем же лостигиута значительность
этих пейзажей? В очень ‹ большой
степени продуманным выбором сю-
жета и широким использованием всех
ero возможностей, ‘что и позволяет
выразить глубокое содержание.

Искусству социалистического реа-
 лизма в принципе чужды бездумная
фикезция внешних впечатлений от
‘природы, созерцательное отношение
к жизни. Лучшим произведениям co-
ветской пейзажной живописи свой-
ственно активное отношение к дейст-
вительности. Примером могут глу-
жить работы С. Чуйкова, полные па-
фоса’ кипучей жизни природы, про-
никнутые внутренней динамикой ее
животворных сил.

Естественно, что содержание и в
пейзажных произведениях монумен-
тальне-эпического характера выра
жается ес помощью сюжета. Так, в
картине В; Менгкова, «Сказ об Урале»
Улачно найленный мотив синих да-
шей, волнистых гор. попосших лесом,
	При помощи каких средств pac-
крывается содержание. в пейзаже?
В первую очередь и главным образом
при помощи сюжета. Борьба, за тема-
тическую картину в 20-х полах
нашего века. отрехелила формирова-
ние советской живописи и позволила
нанести решительные удары форма-
листическому буржуазному искусству.
Борьба за, тематический пейзаж епо-
собствовала появлению таких глубо-
коидейных и содержательных произ-
ведений. как «Транепорг налажи-
вается» Б. Яковлева или «Домна
№ 1> Я. Котова. Огромное значение
в этих полотнах играет сюжет, е по-
мощью которого художник, выражает
волнующие его большие мысли и
чувства,

Многие еще и теперь склонны рас-
сматривать ту или ‘иную картину
только с точки зрения внешней при-
влекательности сюжета, положенного
В ее основу. Задача состоит в том,
чтобы найти сюжет, таящий в себе
возможность полноценного” осмыеле-
ния приролы в хуложественном обра,
	3e.
Строка Лермонтова: «Дрожаптие
огни печальных  деревень...»—1ре-
красный пейзажный мотив. Вместе
с тем, это яркий поэтический, худо-
жественный ofpas, дающий поэту
возможность нарисовать картину
бескрайных просторов родной страны
	й бесправного положения нишей кое-
	TOCTHOH деревни, выразить евое от-
ношение к тому, что он видит во-
круг себя. Пейзаж используется поэ-
том для того, чтобы ярче выразить
основную мысль всего стихотворения
«Рохина».

Другой пример — «Владимирка»
Левитана. Изображение уходящей
злаль дороги с бегущими по ее сторо-
нам тропинками также служит сред-
ством выражения значительного вну-
треннего содержания. Рисуя паемур-
ное небо с беспокойнымя грядами o6-
лаков и вволя одинокуто фигуру, мед-
ленно бредущую по одной из тропи-
нок и тонушую в широких пустын-
ных просторах, Левитан углубляет
основной мотив и вносит в картину
большую эмоциональную взволнован-
ность. В результале простой сюжет
превращается у нею в сложный
поэтический образ.

Подобное понимание сюжета свой-
ственно мастерам русской реалисти-
ческой школы. Но история пейзаж-
ной WUBOMMCH знает и иное его поми-
мание. Как извостно, пейзаж был
любимым жанром  художников-им-
прессиопистов, ибо он более, чем
какой-либо другой жанр, позволял
ускользнуть от животрепещущих
вопросов сдоего времени и замкнуть-
ca в вкруг личных переживаний,
Суб’ективиестский. характер WX ис-
кусетва определил и неглубокое co-
держание этих пейзажей.

Пережитки импрессионизма до сих
пор мешают пейзажной живописи до-
стигнуть уровня других жанров со-
ветекого изобразительного искусства.
Речь илет не только об. иснользова-
нии импресоиониетических приемов,
но и 06 отсутствии во мнопих совре-
менных пейзажах общественно-зна-
чительного содержания. Вруг MBIC-
лей, заключенных в них, подчас узок
и мелок.

Для импрессионистов пейзаж был
лишь ‘средством выражения узко
суб’ективных настроений и чисто
	С песнями о Сталине переклика-
ются по всему Азербайджану поэти-
	ческие песни-сказания ашугов 9
великой и могучей социалистической
	Родине, ликующей в лучах весны, о
новой чудесной и вольной жизни, ©
Колосьях, наливающихея на шумя-
цих пшеничных полях, о тракторах
И соловъях. с синих небесах и ши-
	роких просторах солнечной Отчизны.
	Новой азербайджанекой деревне и
орьбе за‘ укрепление — колхозно-
го строя, передовым людям азер-
бзилжанского крестьянства  посвя-
щены драма «Хаят» Мирза Ибра-
гимова, «Вешние воды» И. Эфендие-
ва, «Друзья» и «В горах» С. Ахун-
дова, комедии Сабита Рахмана.

Театральная и музыкальная 0б-
щественность Азербайджана не знает
границ между городом и селом. Акте-
ры, музыканты, чтецы часто выез-
жают в колхозы и принимают в CBO-
их театрах и концейтных залах дере-
венских гостей.

— Только что я вернулся из по-
ездки в подшефные мне колхозы. —
говорил при встрече co MEH
народный артист СССР Бюль-Бюль,
награжденный в нынешнем году
Сталинской премией за исполнение
азербайджанских песен. — Каждый
раз поражаешься, как быстро растут
в нашей деревне национальные кад-
ры талантливых организатоюв и
мастеров пелеводства и животновод-
ства, как укрепляется < каждым
днем зажиточная и культурная
жизнь, как развиваются народные
таланты. Увы, в одном из колхозов,
которыми я был избран депутатом
	Верховного Совета АзОСР. я отказал-
	CH OT вокального выступления, вот-
да узнал, что там плохо работали и
плана не выполнили; огравичился
только депутатской деловой беседой.
Через некоторое время меня снова
пригласили в тот же ‘колхоз. Теперь
дела ето ‘оказались настолько  бле-
стящи, что я пел моим деревенским
собратьям арню 38 арией, песню 34
песней. : .
	Основанная советской властью
Азербайджанская государственная
немало

консерватория — воспитала
выхающихся музыкантов, певцов,
	Она гордится тем, что в числе ee
студентов обучаются молодые,  ком-
позиторы, = ставиите лауреатахи
Сталинской премии.

Лучшие симфонии и песни этих
‘композиторов будут исполняться Op-
кествами, хорами и солистами в RHT-
цертных программах азербайджанской
декалы литературы и искусства в
Москве.
	Между прочим, надо пожалеть,
что соответствующие азербайджан-
ские организации своевременно не
позаботились о том, чтобы москвичи
услышали в сценическом исполнений
		Новый театр
	ИЗМАИЛ. (Наш корр.). В городе
русской славы — Измаиле, в нозоу
здании открыл свой первый сезон
Русский праматичесжий театр им.
Т. Г. Шевченко. Молодой  коллек-
тив подготовил к открытию театра
четыре спектакля: «Калиновая  10-
ща». А. Корнейчука, «Голое Амери-
ки» В Лавренева. «На той еторон2»
	А. Барянова и «Бесприданница»
&.. Н. Островекого.

22  чекабря страна отмечает
	160-летие со дня взятия крепости
Измаил русскими войсками под кэ-
мандованием А. В. Суворова. В ознч-
менование этой даты театр готовит
пьесу «Полководец Суворов» И. Бах-
терева и А. Разумовского.
	БАКУ. (Слец. корр. «Советского
искусства»). !
	ненной «Песне серлца» композитора   современные драматические MOHON-
Е Катаева слова поэта Расула Рза: [ги или диалоги в исполненин арти-

Великие традиции
русской архитектуры
	Невиланный размах _ строительст-
ва в СССР, огромные достижения Ba-
шего зодчества поставили как пол-
ANTE назревигий вопрос о стиле со-
ветской архитектуры. `
	Петорические постановления пра-
	вительства © строительстве ряда
мощных  гидрозлектростанций Ha
Волге и Днепре, оросительных кана-
лов в’ Туркмении, на Украине и в
Крыму открывают новую страницу в
истории славных побед многонацио-
нального Советского государства.

Тысячи новых городов и п
селков наноены Ha карту Co-
ветского Союза за короткий ие-
торический срок. От края и до края
нашей необ`ятной Ролины илет не
лмеющая примеров в истории гран-
диозная стройка. Осуществляется
идея Ленина об электрификации взей
страны; победно резлизуетея вели-
кая сталинекая программа строитель-
ства коимуннзма.

Политический и общественный
строй Советского государства `создал
прочную основу для развития зрхи-
тектуры в нашей стране. Впервые
искусство архитектуры, служившее
на протяжении всей истории чело-
вечества; интересам эвсплоататорских
классов, стало служить народу.

Отличительной особенностью  ©0-
ветской архитектуры является. се ла-
рохность, глубокая связь © вацио-
нальныхи  традациями. И сейчас,
когда в советском зодчестве проис-
ходит интенсивный процесс станов-
ления стиля, 06060 важное значение
приобретают вопросы изучения и
творческого освоения классического
наследия.

Русская архитектура имеет слазв-
ные тралипии многовековой лавно-
сти. В непревзойденных по мастерет-
BY памятниках народного зодчества
запечатлено великое прошлое нашего
	Сазлание стиля советской архи-
		странств. — как $5-
на архитектурного зн-
самбля.

Глубокая Е.
содержания, величё-
ственная простота,
конструктивное °изя-
	произведений архитектуры, в кото-
рых нашли евое отражение нацно-
Нальные традиции. *
	Врулнейший мастер советской ар-.
хитектуры А. Щусев лучшие свои
работы создал на основе русского
классического наследия. Характерно;
что первой значительной работой: зод-
чего был Казанский вокзал на Ком-
вомольской площади, з последней —
проект станции метро на той же пло-:
май Оба эти сооружения  решепы

в духе русской национальной архи-
тектуры и вместе с тем это глубо-
ко современные здания.
	В качестве примера чеправиль-
ного, некритического использования
русской классики можно привести
здание гостиницы на площади Мая-
KOBCKOrO, сооруженное по проекту
Д. Чечулина. Основой архитектуу-
ной. композиции этого сооружения
является угловая башенная часть,
сильно акцентирующая здание в 55-
щем архитектурном ансамбле плоша-
ли Маяковского и Садовой улицы.
Задумав решить наиболее ответствзн-
пую часть здания в виде бапени, ав
Top избрал, повидимому, в качестве
образца Алмиралтейство Захарова. Но
	‘идея эта, сама по себе вполне право-
мерная, не получила полноценного
воплощения из-за чисто формально-
го, механического копирювания авто-
ром отдельных элементов и деталей.
Башенная  часть вышла тяжелой,
слишком грузной.. Верх злания пб
является логическим завершением 6а-
зы высотной` части. Разностильность
башенной и боковых частей здания;
крайне неудачная. расцветка, неуве-
ренное, слабое решение ‘верха ие
большим шпилем, не связанным ©
архитектурой здания, —вев это н91-
черкивает порочность композицион-
ного решения этого крупного по мас-
штабу сооружения, построенного на
ответственной магистрали столицы.
	Нам необхолимо глубокое и всеето-
роннее изучение великого архитек-
турного наследия нашей Родины, Ho
не для копироваяия этих образцов, a
для создания своего стиля, стиля
советской архитектуры, в котором
найдут отражение wren нашей
великой сталинской эпохи.
	J. AOMOBOK,
канлидат архитектуры.
	во, Вазанский собор, Главный штаб
и целый ряд других сооружений.
	‚ Больной Кремлевский лворец Ба-
женова, хотя и не был осуществлен.
по праву может быть назвун шедев-
ром русского зодчества ХУШ века.
Высокая идея, исключительное благо-
родство форм, строгая гармоничность
и пластичность сооружения — нац-
более характерные черты этого вы-
дающегося произведения националь-
ного искусства. «Прекрасное должно
быть величаво» — эти пушкинекие
слова полностью относятся Е замеча-
тельному творению Баженова.
	В злании Алмиралтейства Захаров
бережно сохраняет черты пПервона-
чального коробовекого проекта и, в
частности, знаменитую  здмиралтей-
скую иглу.
	Ценность архитектуры Адмирал-
тейства, и Главного нетаба заключает-
ся в их педельно ясной схеме, в уме-
нии выдвинуть и подчеркнуть тлав-
ное и подчинить этому главному. весь
0б ем здания. Скупость художествен-
ных средств и ясное понимание гра-
достроительных задач позволили За-
харову создать сооружение, которое
стало центром композиции петербуг-
ского ансамбля. Однообразная протя-
женность трехэтажного здания на
огромном проетрамстве Невокой набе-
режной послужила фоном для башни,
ставшей архитектурной доминантой
города.
	Вепомним и другое замечательное
произведение русского классицизма
— Главный птаб архитектора Pocer.
Арка центральной части © побец-
ной колесницей Ha аттике  дер-
жит боковые крылья, простые, но
предельно выразительные и сдер-
жанные. Здесь нет ничего лиш-
него, язык архитектуры лаконичен и
прост. Несмотря на большую протя-
женность здания и малую его высоту,
Это солружение организует огромное
пространство площади и создает вме-
сте с Александровской колонной ни-
чем нерушимое единство и цельность.
	Смелость и новаторетво -— другая
характерная черта русских зодчих.
Рачительность в вопросах экономики
строительства, трезвый учет кон-
структивных требований, uckycHoe
	использование строительных матери-
алов — отличительная особенность
лучших представителей русской ар-
хитектуры. ®

Работа, архитектора Дмитрия Ух-
Томского ‘нал замечательным  соору-
жением XVII века — пятиярусной
башней колокольни Троице-Сергиева
внеамбля, собственноручное выполне-
ние Воронихиным  молели купола
Казанского собора, ‘работа Важено-
ва над моделью Большого Кремлев-
ского лворца — примеры rayboxo-
го, творческого проникновения з1-
хитектора в конструктивную  сущ-
ность сооружения, примеры полного
овладения мастером всей палитрой
архитектурных средств — от слож-
нейшгих ансамблевых построений до
мельчайших конструктивных  дета-
лей сооружения.
	Воронихин, строя Горный инети-
	тут в Петербурге, выступил не как
	Русские архитекторы прошлого и
зодчие народов напиональных 1ес-
публик Советского Союза оставили
блестящие образцы отделки злданий—
искусства, в значительной мере
утерянного и только сейча снова
возрождающегося.

Творчество клабсиков русской ар-
хитектуры дает нам пример прогрес-
сивного овладения классическим на-
следием © отказом от канонизации и
механического копирования старых

образцов.
	«Мы не те русские, которые стро-
или Софиевский и Псковский соборы;
мы другие люди, у нас и вкус, и
чуветво — все другое, — что было
пригодно тогда, то неголно и непри-

менимо к нам», — писал Балаки-
рев Стахову.
	Великий русский художник Репин
		if
	тектуры немыслимо без’ глубокого и  щество и предельная экономия худо-
	жественных средств — наиболее ха-
рактерные черты русского зодчества.
Церковь на реке Нерли близ Вла-
димира, храм Спаса-Нередицы в Нов-
городе, церковь Вознесения в Коло-
менском, сооружения Московского и
Ростовского кремлей и многие дру:
гие памятники являются * гордостью
русского национального искусства.
	Ho великоленные анеамоли рус-
	ской архитектуры до сего времени
	м110 изучены. При наличии множе-
ства трулов, посвященных анализу
композиций Афинского акрополя и
римских форумов, у нас нет до сих
пор работ, исчерпывающе об’ясняю-
их творческий метод ансамблевых
построений таких архитектурных
комплексов. как Псковский и Ростоз-
ский кремли, Троице-Сергиева’ лав-
ра`и другие памятники  древнерус-
ского зодчества.
Троице-Сергиев комплекс  соору-
жений,  созлававшийся в течение
трех веков (ХУ—ХУШ),  представ-
ляет для нас особую ценность, так
как в этом изумительном живопис-
ном и вместе с тем стройном и. 10-
тичном ансамбле дан замечатель-
ный пример единства сооружений,
коззанных в разные исторические
эпсхи. Этот замечательный ансамбль,
от общей композиции до деталей от-
дельных зданий, являет“я своеобраз-
ной энциклопедией архитектурчого
творчества, требующей дальнейшего
углубленного изучения и Исследовз-
BBR.
ХУШ — ХХ века являются пе-
риодом могучего под’ема русского
национального зодчества, создания
таких выдающихся произведений ар-
хитектуры, как проект Большого
Кремлевского дворца, Адмиралтейст-
	творческого анализа архитектурных
традиций, но не в плане механиче-
ского копирования старых образцов,
a путем творческого ‚ углубленного
развития и продолжения этих тради-
ций,

Вылающиеся русские мастера з0д-
чества, глубоко изучая наследие ми-
ровой архитектуры-—искусство Древ-
ней Греции, Византии, Рима, coa-
давали самостоятельные. выюовие  05-
разцы архитектурного творчества,
сохранившие всю силу и убедитель-
ность до наших дней. .

В ансамблях Ростова, Новгорода,
Костромы были не перепевы готовых
архитектурных композиций, не приз
способление в «русской почвв» бы-
тующих в Евроне стилей, а совер-
шенно самостоятельные, уникальные
решения, свойственные только рус-
скому национальному гению.

Великие традиции русской чацио-
нальной архитектуры — это преж-
де всего критическое, осмыеленное
использование архитектурных образ-
дов при решении конкретных твор-
ческих задач своего времени, глубо-
кое понимание той природной среды,
в которой создается данное сооруже-
ние или комплекс сооружений, син-
тез архитектуры, скульштуры и жи-
вописи, }

Крупнейшее значение русской ap-
хитектуры заключается в. аисамбле-
ROM характере архитектурной ком-
позиции, в, тонком пониуачии Mat-
терами русского зодчества взаимо-
связи сооружений друг < другом и <
естественных природным окружени-
eM.

Псков. Новгород, Ростов Великий,
Кострома, Владимир, Петербург, 32-
тородные ансамбли Подмосковья — в
этих и многих других непревзойден-

ных образнах русской архитектуры
отразилось замечательное искусство
архитектурной полифонии, мастер-
ского понимания роли природной сре-
ды — зелени, рельефа, водных про-
		представитель старой академической   Указывал, что юн не признает «по-
	лезным и рациональным вечное CH~-
дение на образцах и на оригиналах
для копирования, как бы великолен-
	ны они ви были!!».
	школы, а как поллинный новатор в
искусстве, перерабатывающий клас-
сическое наследие в интересах сво-
его времени, своей родины, Рентение
главного фасада Горного института.
обращенного к Неве, нарушало зако-
ны древнегреческих композиций, Te
которым, как известно, портик ра3-
мещалея в торце, а не по длинной
оси здания. Воронихин гениально
преодолел это препятствие, смело по-
шел на отказ от канонов, создав мо-
гучую колоннаду и подчинив соору-
жение ‘природе петербургского ансам-
бля. .

Проектируя в тот же периюд ‹во-
его творчества Казанский собор, Во-
ронихин в отличие от массивного 0б’-
ема Горного института создает Her-
кое. изящное сооружение, органиче-
ски слившееся © ансамблем Нев-
ского проспекта. В этом здании, в
котором почти не ощущаются черты
церковного сооружения, ‘сказалось
тонкое чутье мастера, глубоко поняв-
шего сущность ансамблевой композч-
ЦИИ,

Русское градобтроительство ХУШ
—Х[Х веков, вершиной которого бы-
ла планировка Петербурга, — обра-
зеп таких  зрохитектурно-планиро-
	Ренессаненое направление, прочно
влалевшее умами многих наших
	архитекторов, на новом этапе разви-
тия советской архитектуры  дол-
	SHO быть критически  пересмот-
рено. Ошибки и творческие неу-
дачи, постигающие даже наибо-
	лее выдающихся зодчих, заключа-
ются в TOM, что они забыва-
ют о художественно-воспитательном
значении архитектуры для народа,
когда они бездутно-формально пере-
носят образцы прошлого на нашу
почву, игнорируя современную тех-
нику, строительные материалы, эко-
номику. «Рыть < веком наравне» в
архитектуре значит на основе глу-
боко изученного художественного на-
следия, в первую очередь националь-
ной архитектуры, создавать сооруже-
ния, отвечающие идейным, экономи-
ческим. техническим и художествен-
ным требованиям своего времени.
	Зодчие братеких республик, Совет-
ского Союза добились в своем твор-
честве больших тостижений. Tawa-
	очных решений, которые на голову нян в Армении, Дадашев. и У‹ейнов
опередили самые прогрессивтые гра-\в Азербайджане, Курдиани в Грузии
лостроительные идеи Европы и Амё- и ряд других мастеров советского
пики того времени. зодчества создали много прекрасных

+ 5 Би