ЧОЙ УКИЗНИ
	пространение и приобрели подлинно
наролный характер. Они рассказыва-
ют о ‘доблести народных героев, сла-
вят побелы частей Народной армии
над ненавистными оккупантами й
трудовые подвиги строителей на-
ролно-демократической Албании. Го-
рячую любовь албанского народа за-
	воевали советокие песни, вотерые
можно услышать в программе любо-
то концертв.

Правительство  Чафодной Алба-
нии проявляет большую = заботу.
о развитии‘ искусства в CTpA-
не. Ярким примером этого может
служить решение Совета — Мини-
строво Албании © создании На-
циональной филармонии в Тирз-
не, открытие которой состоялось в
апреле этого года. За короткий сроЕ
филармония стала подлинным цен-
тром художественной жизни респуб-
лики, пропагандистом = народной
музыки, произведений албанских
	композиторов, 8 также ROMMOSHTOPOR
	Советского Союза и стран народной
демократии. 0 размахе деятельности
филармонии говорят следующие циф-
ры: за полгода ее коллектив дал 138
концертов, на которых присутство-
вало около 160 тысяч зрителей.

В задачи филармонии входит не
только пропаганда, но и дальнейшее
развитие народного искусства, ин-
струментальной музыки и, наконец,
создание в ближайшем будущем на-
циональной оперы,

Осенью этого года часть воллек-
тива филармонии совершила с боль-
шим успехом гастрольную поездку по
странам народной демократии и по-
сетила Венгрию, Чехословакию и
	Гастроли
китайского цирка
в Ленинграде
	Вчера в Москве закончились  Га-
строли артистов цирка Китайской
народной республики. Сегодня ан-
самбль выезжает в Ленинград, rae
30 ноября начнутся выступления
китайских артистов.

За время пребывания в Москве
артисты цирка Китайской народной
республики посетили ряд  спевтзк-
лей, совершили экскурсии в музем,
ознакомились © хостопримечательно-
стами столицы.
					Шесть лет свобод
			’_ 29 ноября 1950 года исполняется
шесть лет со дня полного освобожде-
ния Албании от фашистских захват-
чиков. За этот короткий срок алблн-
ский народ, освободивлтийся от мно-
говекового гнета отечественных ий
чужеземных эксилуататоров; BONAY-
тевляемый и направляемый  евоей
Трудовой партией, сумел благодаря
братской бескорыстной помощи и
подлержке Советского Союза’ восста-
новить причиненные войной разру-
шения и тобиться больших успехов
в строительстве основ социализма.

Эти шесть лет, прошедшие ©0 дня
освобождения. были годами подлия-
ного расцвета культуры и искусства
албанского народа.

Сквозь века пронес албанский на-
род свою самобытную национальную
культуру. Бережно сохранял он ге-
роические, лирические и обрядовые
‚ песни и танцы, отличающиеся мно-
гообразием и красотой мелодий. «Нат
народ, — справедливо указывал в
своем докладе на конференции моло-
лых писателей известный албанский
драматург Коль Якова, — невец по
натуре. 0 каждом героическом под-
виге, о каждом важном событии он
слагает песни. О националено-0сво-
бодительной борьбе у нас есть много
прекрасных песен и сказаний, авто-
ром которых является народ». _

Созданные гением народа песни в
танцы легли в основу творческой
деятельности многочисленных самэ-
деятельных коллективов, ‘организо-
ванных сейчас по всей стране.

Ценный вклад в развитие масео-
вого самодеятельного искусства внес-
ли фестивали народного творчества,
проводивитиеся в сентябре 1949 го-
да и в июле 1950 года. Проходив-
шие в столице Албии-—Тиране при
огромном стечении зрителей, эти фе-
етивали были подлинными празлни-
ками народного искусства. Фестиваль
1950 гола, на который с’ехались со
всех концов страны участники худо-
жественной самодеятельности, про-
шел под лозунгом ‘борьбы 3a MHD, 33
демократию, за социализм.

B 1944 roxy был создан первый
в стране профессиональный ‘театр в
Тиране. Позднее профессиональные
тезтры были открыты в» городах
Шкодере. и Корче: Не
° Отсутетвие театра в старой Алба-
НИИ тормозило развитие националь-
ной драматургии. У молодого албан-
ского театра, кроме пьесы С. Фраше-
ри (1846—1900) «Бэса» и несколь-
ких драматических произведений
Антона Чако-Чаюпи (1866—1930),
не было сколько-нибудь  извест-
ных wbec. Поэтому первые спек-
такли самодеятельных коллективов
были скорее тватрализованными по-
казами небольших драматических
сцен, в ткань которых вплетались пе-
ние и танцы.
	за последнее время албанские дра-
матурги создали ряд талантливых
произведений, среди которых выдв-
ляются исторические драмы Коль
Якова «Аэрия» и «Халили и Хай-
рия», а также его комедии «Дом
пён» и “Кувшин молока», в кото-!
рых автор показывает  классовую
борьбу в современной Албании. Нз
эту же тему написана пьеса другого
драматурга, Мичое Каламаты, — «Сб-
мнительные друзья».

В этом сезоне намечены к поста-
новке пБеса Бесим Левоня «Раны еа-
ми 00 этом расскажут», посвященная
борьбе за мир, водевиль Селман Ва-
тари «Сторевние сердца» и ряд дру-
тих произведений албанских драма-
тургов. ее ‘

Широкой известностью и любовью
пользуются у албанского народа про-
изведения русской  клаесической и
советской драматургии. Они прочно
вошли. в репертуар молодых. профес-
сиональных и постоянных любитель-
ских театров, а также многочислен
ных театральных кружков в различ-.
ных городах страны.

В конце 1949 года был проведен
кенкуре пяти городов на лучший

Трудящиеся Народной республики Албании празднуют шестую го-
довщину освобождения страны от нацистско-фашистских оккупантов.
За шесть лет мирного, созидательного труда наш народ достиг знэ-
чительных успехов в области развития экономики и культуры.
	Искусство, наука и литература, находившиеся в зачаточном состоя-
	жиме, получили в Народной рес-
	нии при буржуазно-феодальном ре
	публике Албании неограниченные возможности для своего развития.
	Этими успехами мы всецело обязаны неоценимой помощи, которую
оказывал и оказывает нам Советский Союз и лучший друг нашего
	народа великий Сталин,
	В короткий срок наше искусство сделало заметные сдвиги. Театр,
музыка и народные танцы получили широкое развитие и стали до-
	мы вели ожесточенную борьбу
	стоянием народа.
На протяжении этих шести лет
	Театр челябинских
тракгороетроителей
	ЧЕЛЯБИНСК. (Наш корр.). Более
15 лет существует самодеятельный
тедтральный коллектив на Челябин-
ском тракторном заводе. За эти годы
маленький клубный драмкружок вы-
Oc B полноценный творческий кол-
лектив и заслуженно пользуется у
трудящихся Челябинска любовью и
уважением.

Тезтр показывает своим зрителям
тучшие произведения русских клас-
еиков и советевих драматургов: «На
дне» М. Горько. «Любовь Яро-
вая» К. Тренева, «Платон Кречет»
А. Корнейчука, «Не было ни гроша,
да вдруг алтын» А. Островского,
«Константин ‘`Заелонов» А. Мовзона
и др.

Артисты театра — рабочие, слу-
‘Mave и инженерно-технические ра-
ботники завода. (собой популярно-
стью у. зрителей пользуются члены
театрального коллектива: старый
‘кадровый рабочий завода Григорий
Михайлович Столбушкин,  стахано-
вец-налалчик комсомолец Сергей
Лушников, слесарь Сергей Саков,
контролер Валентина Захарова.

Художественный руководитель те-
атра Н. Руковицын и pemiceep
А. Шербина не только стават
пьесы, но систематически проводят
занятия с членами коллектива, помо-
тая им овладеть мастерством актера.

Сейчас театр активно готовитея в
Всесоюзному смотру художественной
самодеятельности.
	Новые произведения
` композиторов.
Узбекистана
	TAMREHT. (Haw корр.). В Союзе
советских композиторов Узбекистана
состоялось прослущивание новой вим-
фонии «Узбекистан» Б. Гиенко. Сим-
фоническое произведение молодого
композитора рассказывает о счастли..
вой жизни узбекского народа под
солнцем Сталинской Конституции.

Симфония «Узбекистан» — одно
из многих музыкальных  произведе-
ний, созданных композиторами рес-
публики за последнее время, Г. Саби-
тов написал сюиту для симфониче
ского. оркестра, посвященную друж-
бе народов.

М. Хзмраев в кантате «Батар Вуе-
шига» елавит великого вождя наро-
дов,  знаменосца мира товарища
Сталина. Цикл массовых песен, по-
священных борьбе за мир, создали
композиторы Т. Джалилов, С. Бабаев,
М. Левиев, С. Юдаков и другие.

Новые произведения узбекских
композиторов включены в репертуар
оркестров и солистов филармонии.
	Мастер народного
творчества

ПОЛТАВА. (Наш корр.). 50-летняя
колхозница е. Богдановки Шрамекого
района Полтавской области Е. Бело-
	кур занимается живописью 12 лет.
Она написала более 60 картин и на-
	тюрмортов. Ее работы, в которых яр-
	ко отражена природа родной страны,
экспонировалиеь в большим успехом
на областных и всесоюзной выстав-
ках народного творчества.

Указом < Президиума Верховного
Совета Украинской ССР мастер ma-
ротного творчества’ Екатерина Ba-
сильевна Белокур натраждена почет-
ной ‘грамотой Президиума Верховного
Совета УССР.
	против буржуазной идеологии в искусстве и культуре, против реак-
циснной интеллигенции, которая стремилась препятствовать разви-
	ремилась препятствовать разви-
основанных ‘на принципах марк-
	в Албании проходил месячник
	тию новой культуры и искусства,
систско-ленинского учения.
	С Г октября по 7. ноября с. г.
	албано-советской дружбы, Этот месячник способствовал дальнейше-
му укреплению братства между нашими странами, Он помог албан-
скому народу еще лучше ознакомиться с достижениями Советской
страны, вступившей на путь строительства коммунистического об-
щества, являющейся оплотом мира во всем мире.

Мы глубоко признательны Советскому Союзу за неоценимую и
всестероннюю помощь, оказанную нашей стране, мы благодарны
великому вождю советских народов и всего прогрессивного челове-
вества, самому дорогому другу нашего народа товарищу Сталину за
го отеческую заботу о нашем народе. закладывающем в своей свс-
		Бодной стране основы социализма.
	Пьеса С. Алешина «Директор»
в постановке Московского театра
	драмы. Слеза направо: дирестор.
ззвода Степанов — Л. Свердлин,
его жена — В. Гердрих и парторг
ЦК ВКП(б) — А. Ханов.

Фото В. Мастюкова. (ТАСС).
		«Рассвет над Москвой» A. Cy-
рова в постановке Драматическо-
го театра им. Моссовета. Иван
Иванович Курепин — Н. Морл-
винов, Саня Солнцева — В.  Хо-
лина. i :
Фото C, Winnrapesa.
		осковские прельезыь!
		10 новых спектаклей поставлены в
ноябре на сценах столичных  теат-
ров. Они рассказывают о трудовых
буднях советеких людей, © героиче-
ском труде во славу Родины, о слаз-
ном историческом прошлом нашего
народа.
` Спектаклем ells искры...» Ш. Да-
диани начал свой первый сезон Moc-
ковский драматический ‘театр им.
А. С. Пушкина. Пьеса грузинекого
драматурга посвящена одному из
важнейших периодов революционной
деятельности товарища Сталина —
работе Иосифа Виссарионовича в Ба-
гуме. в 1901 — 1902 годах. Tesr-
ральный образ спектакля — образ
И. В. Сталина-— создан мололым акте-
ром ВБ. Чукаевым, впервые Рыступа-
ющих на столичной сцене; Спек-
такль поставлен В. Ваниным, режис-
сер-ассистент В. Васильев, художнив
Я. Штоффер.

Московский Художественный те-
атр показал «Вторую любовь» —
инеценировку улостоенного Сталин-
ской премии романа Е. Мальцева «От
всего серлна», сделанную автором
совместно е Н. Венкстерн. В этом
спектакле в основных ролях заняты
молодые актеры театра: главную
роль-—Груни Васильцовой — испэл-
няет Е. Хромова. Режиссеры сепек-
такля — В. Станицын и С. Блинни-
Kos, художник Bb. Волков. «Вторую
любовь» поставил также и другой
московский театр. Премьера этого
спектакля в Театре им. Ленинского
комсомола (постановка С. Гиацинто-
вой) состоялась позавчера.
	Ряд творческих коллективов увлек-
ла производственная тема. Пьесы,
посвященные этой теме, полнимают
вопросы коммуниетической морали,
нового, социалиетического отношения
к труду, вопросы трудовой чести,
трудового долга.

О борьбе 3a финанеовую` дисции-
лину на предприятиях, за государст-
венный подход ко веем вопросам
производственной жизни раесказыва-
ет пьеса М. Сагаловача и Б. Фзанса
«Государственный советник», по-
ставленная Р. Симоновым и Н. Па-

житновым на сцене Театра им. Bax-
тангова.
	Художники
	Инженер-конструктор одного. из
московеких заводов С. Алешин напи-
сал ньесу «Директор». Ее показал
столичному зрителю Московский те-
атр драмы. В центре первого произ-
ведения молодого драматурга — ди-
ректор одвого из конных заводов,
умный, чуткий руководитель и 0р-»
ганизатор. Хорошее знание автором
нзображаемой им действительности
лаао: богатый материал как постаноз-
щику спектакля Н. Авимову,  так и
исполнителям основных ролей.

Два московских театра поставиля
новую пьесу А. Сурова «Рассвет нах
Москвой», рассказывающую © том,
как в наше социалистическое сего-
дня входит. коммунизм, как простые
советские ‘люди своим трудом при-
ближают нас к этой заветной пели.
Театр им. Моссовета закончил. работу
над этим спектаклем (режиссеры
Ю. Завадский и А. Шале, художник
М. Виноградов, музыка В. Соловье-
ва-Седого) и показал его зрителю. В
Театре им. Ермоловой премьера ce-
етоится. на-днях. Режисеерье-—А. То-
банов и В. Комиссаржевекий, худож-
ник Ю. Пименов. .

«Мечте навстречу» — пьесу де-
бютанта в драматургии Е. Анучи-
ной покажет сеголня Московский
драматический театр. Спектакль (ре-
жиссер Н. Лойтер, художник И. Но-
сов), посвященный жизни и труду
советекой интеллитенции, рассказы-
вает о том, как под влиянием коллек-
тива формируется творческое лицо
талантливого художника.

Борьбе немецких прогрессивных
сил за мир, против поджигателей
новой войны, за об’единение Tep-
мании посвятил свою пьесу «Темной
осонней ночью» Ю. Герман. Ее по-
ставил на сцене Московского тватра
драмы и комедии A. Плотников;
художник снектакля Г. Лебедева.

Новый спектакль «Романтикия
молодого драматурга 9. Цюрупы по-
казал Центральный детский театр. В
основу пьесы положена интересная
тема — воспитание молодежи на
производстве, рост  стахановекого
движения в среде молодых райэчих,
Пьеса поставлена А. Некрасовой, ре-
жиссер-ассистент В. Вяхирева, xy-
ложник В. Иванов.
	Запорожья
		председатель Комитета искусства и культуры при Совете
Министров Народной республики Албании.
		————————— <>

показ комедии Евгения Петрова
«Остров мира». Первая премия за
постановку этой пьесы, обличающей
поджигателей войны, была присуж-
лена  драматическому коллективу
торода Ворчи. Интересно, что на базе
этого самодеятельного коллектива в
Корче по решению правительетва в
1950 голу был создан профессио-
нальный театр.
	Больших успехов добился Народ-
ный театр в Тиране, являвшийся 45
недавнего времени единственным
профессиональным театром страны.
Систематическая Учеба актеров,
углубленная работа по созданию но-
вого репертуара, помощь советских
режиссеров помогли театру завоевать
популярность.

В. репертуар Народного театра
прочно вошли; пьесы советских авто-
ров. Огромным успехом : у. зрителей
пользуются пьесы «Русский вопрос»,
«Губернатор провинции»; «Заговор
обреченных». В текущем сезоне на-
ряду с пьесами албанских драматур-
гов театр поставит «Голос Амеряки»,
«Чужую тень» и: другие произведе-
	HHA советских авторов.

В лень своего пятилетия Народный
театр был награжден орденом Труда
1-й степени за заелуги в развитии
албанского театрального’ искусства.
Высокими ‘правительственными `на-
градами были отмечены также от-
дельные актеры и’ режиссеры. 1

Центром художественного воепи-
тания в стране является тиранский
Художественный лицей имени Йор-
	хана Мисья—молодого художника, ге-
роически погибшего во время нацио-
нально-освободительной борьбы. Этот
		лицей имеет 5 отделении: теории му-
зыки, вокальное, инструментальное,
изобразительного и драматического
искусетва. В нем обучается несколь-
ко сотен одаренных юношей и деву-
тек.

Комитет искусства и КУлЬ-
туры Албании и руководство ли-
	цея широко используют ОПЫТ 08°   Польшу. где была. тепло встречена
	ских художественных школ в’ орга-
низации обучения и художественно-
го воспитания учащихся. В конце
1949. гола в лицей были приглаше-
ны для преподавания опытные совет-
ские педагоги, обучающие албанскую
молодежь музыкальному искусству,
передающие ей богатейшее наеледие
русской музыкальной культуры.

Ведущие албанские композиторы
Кристо Коно, Константин Трако, Ческ
Задея и другие проводят большую
	работу по собиранию музыкального   СРУЛЬИТУРЗЫе
	фольклора, по обработке и гармони-
запии народных напевов и мелодий.
За последнее время композиторы еоз-
дали 23 новых оригинальных произ=
ведения, записали и обработали евы-
ше. 80 народных песен. Большого
внимания заслуживают симфониче-
ские произведения талантливого ал-
банского композитора. Кристо Коно—-
«Измученная Борова», в котором пе-
реданы страдания албанских коесть-
	трудящимиея.

Значительные успехи достигнуты
в Албании и в области скульптуры.
Немало способствовал этому прове-
денный по решению правительства
Конкурс на проект памятника нацио-
нальному герою Скандербергу, кото-
рый в ХУ веке возглавлял борьбу ал-
банского народа против турецкого
ига.

Албанскими мастерами созданы
скульптурные портреты товарища
Сталина, Энвера Ходжи, бюсты н8-
ролных героев Войо Куши, Али Деми,
Кайо Карафили. С большим профес-
сиональным мастерством выполнил

‚ скулыттор Аняреа Е пятилетию рес-
  публики памятник «Партизану».

В настоящее время в Албании 33-
рождаетея национальная кинемато-
графия. Албанские операторы и ре-

жиссеры создали за последние два
	ян в период немецкой оккупации, и года АССЯТЬИ _ воротаомстрамяаыл
«Под елями Лреновы» — произвела-  фильмов, в которых хорошо запечат-
	ние, полное любови к роднои природе,   лены наиболее значительные поли-

К ве красоте и приволью. Больышюе птипарена иоптлогпнтта и тгработрат-
	тические, культурные и хозяйствен-
ные события в жизни страны.
	С огромным успехом демонстриру-
ютея советские фил8мы, любимые ал-
	значение для творчества Вристо Воно
имела его поездка в Москву; после
которой он написал широко  извест-
ную в Албании «Песню 6 Москве».
	Многие песни и марши албанских ! банекими трудящимися за высокую
	композиторов получили широкое ра:
Oo
	ии танец «Сечение саблей».
	идеиноеть и художественное мастер-

ство.
  Сплоченный вокруг своей героиче-

ской Трудовой партии, албанский на-
  род занят творческим созидательным
	`  трудом. Он, как и все свобололюди-
	вые народы. мира, жаждет мира и
ненавидит поджигателей новой вой-
ны. Закаленный в боях за свободу,
он смело идет вперед по пути к со-
‚ циатизму.

«Наш народ, — заявил глава пра-
вительства Албанской народной pec-
публики Энвер Ходжа, — возродил-
ся, живет и будет жить, он боретея
и побеждает, потому что его путь
освещен Великой Октябрьской рево-
люцией, идеями Маркса-—Энтельса—
Ленина— Сталина, потому что нанта
народная республика родилась благо-
i Japa блестящим победам советских
‚ народов над хищниками фашизма и
международной реакции. Наша рес-
публика живет, крепнет и раецвета-
ет, потому что она живет в славную
сталинскую эпоху».
  А ТАРАСОВА.
	‚ЗАПОРОЖЬЕ. (Наш корр.). Bozs-
Пой интерес вызвала у трудящихея
Запорожья выставка произведений
	ЖивоНисцев, скульпторов, графиков
области. _
Внимание ‘привлекает большая
	картина художника Г. Аохлова «Бой
в районе Днепрогэса», на которой
запечатлен момент решающего пегур-
ма советскими войсками правото бе-
рега Днепра зимой 1943 года. Вон-
нам-освободителям, H3r0HANHDLAM 3a-
хватчиков Из пределов Запорожья,
посвятил евою большую работу и
художник А. Овчинников, выетавив-
	ПЕНЗА. (Ваш корр.). 15 лет назал
в поселке Земетчино был создан кол-
хозный филиал Государственного
академического Малого театра Союза
ССР, который превратилея внослед-
ствии в Областной колхозно-совхоз-
ный театр. Он обслуживает сельекое
население Пензенской и соседних в
ней областей,

За годы своего существования 05-
ластной колхозно-совхозный театр
показал сельскому зрителю свыше
ста пьес русской классической и ео-
ветской драматургии.
	Конференция
no ны спектаклей
	Из Москвы в Свердловек выехала
группа художников и работников но-
становочной части московских театров
для участия в конференции по вопро-
сам оформления спектаклей. 7

В Свердловске участники  хонфе-
ренции просмотрят 20 спектаклей
театров Урала, после чего обсудят ка-
чество постановок. Конференция за-
слушает несколько доклалов: «Рекиев-
сер н художник», «Работа художни-
ка в новых условиях», «Новая еце-
ническая техника и технология».
В Свердловск направлены экспонаты
лаборатории МХАТ оформлению
спектаклей, образцы художественной
обработки дешевых тканей для деко-
раций и костюмов, молели шумовых
и световых аппаратов, макеты порта.
	THBROH м транеформирующихея
станков.
		ний картину «Переправа боветеких
войск через Днепр в 1943 году».
Ряд художников отобразил в свопх
произведениях вдохновенный труд
передовиков промышленности и сель-
ского хозяйства Запорожья. В карти-
не «Бригада» художник, В. Гончарен-
ко запечатлел прославленную бригаду
тракториетов Ореховской МТС Влади-
мира Белкина, раньше всех в обла-
сти завершившую в текущем голу
программу тракторных работ.
первые на выставке экепониру-
WICH произведения  запорожеких
скулытторов — JI. Коломенцева,

&

М. Худаса, Г. Крацивко.
		Героический народный албанск
		ням, рабы осознавали свою силу.
9б’единившись хо евоими белыми
друзьями, они заставили ку-клукс-
клан отетушить,

Из 86 митингов-концертов Робсо-
на властями ‘Америки во время пред-
выборной кампаний 1948 гола бы-
0 запрещено 82. И все-таки песни
Робсона пробились сквозь запреты.
Он пел по пять раз в день, пел на
углах улиц, перекрывая своим мощ-
ным басом шум города.

Когда Робсон в 1949 голу выехал
в болышое концертное турне за преде-
лы Соединенных Штатов, он огнен-
ными словами клеймил  Атланти-
ческий пакт  — преступный сговор
поллецов Америки © поллецами Ев-
ропы. Управители заморских амери-
канских поместий, копируя хозяев,
ополчалиеь на голое глашатая ми-
	pa. Так, например. вотда почти вее
	население главного горада, Майки
собралось на ипподром, чтобы послу.
math Робсона, микрофон  оказалея
испорченным. В Лондоне и в Сток-
тольме у Робеона украли ноты, В
Осла запретили концерты и так да-
лее в том же духе. Но, несмотря па
это, крестьяне Ямайки, моряки
Стокгольма и шотландские горняки
услышали песни Робсона и правду о
том, что творится в мире. Слушате-
ли гордились им. А он гордился сво-
ими слушателями, в которых он по-
стоянно видел евоих вдиномыилен-
ников по борьбе за правое дело. По
его собственным еловам, он еще и
еще раз убеждался, что «так же как
нельзя остановить волны океана,
нельзя остановить великое движение
миллионов за мир».
	Мы видели Робсона в Москве. Мы
аплодировали его песням гнева и
справедливости. о Здесь, в Советском
Союзе, в окружении людей, мечтаю-
щих © мире и преображающих свою
„землю в чудееный цветущий сад, он
был счастлив. Но вот однажды мы
застали ето хмурым. Оказалось, что
он только что узнал, что тубернатор
	штата Вюннектикут, в котором нахо-
дится его дом, посоветовал ему не
возвращаться домой, так кз он-де
опозорил население своего- штата. И
вдруг лицо Робеона преобразила лу-
кавая улыбка. «Я привезу губерна-
тору. из Москвы чудесный сюрприз.
Слушайте...».
	Он подошел к роялю и тихонько
Hower:
	Наши нивы цветут,
Мь отетояли весну.
	Военный министр. Форрестол сна-.
ряжал гоминдановские, войска. В от-
вет на это Робеон вздымал нал
Америкой походный гимн солдат
Мао Цзе-дуна — «Вставай». Сказать,
что Робсон — певец, значит сказать
слишком мало. Певец стал в чем
только неотделимой частью Робсона
— великого борца за мир.

Когла в апреле 1947 года, в ме-
сяц рождения Робеона, американская
«демократия» в виде «подарка» за-
претила два его концерта, антифа-
шиеты Америки устроили своему
любимому певцу торжественный
праздник.
	На этом необычном дне рождения
Робсон пел ‘особенно много. И вдруг
из зала раздался возглас: «Побереги
толос, Поль. Это наи голос!».

Голос Робеона принадлежит аме-
риканекому народу. И именно ем
‘устами американский народ во вро-
мя обсуждения законопроекта Мунд-
та; обличив происки реакции, зая-
вил сенатору Фергюеону, прозванно-
MY «ищейкой»: «Хотите знать, ка-
кой закон я хотел бы издать? Закон,
по которому можно было бы рас-
крыть секретную деятельность бан-
ка «Диллон-Рид» и картелей, кото-
рые хотят добраться до арабской
нефти ценой войны. Войны, которая
заберет моего и вашего сына. Эдгар
Гувер вносит в проскрипционные
списки тех, кто боретея за народ и
‘гражданские права. Пусть он лучше
внесет туда имена Форрестола и Дю-
пена. Они—реальная опаеность фа-
шизма».

Это было в 1948 году. С тех пор
вот уже два года пытаются реакци-
‘онеры Америки заглушить голое
Робсона.  Ку-клукс-клановцы при-
трозили Робеону судом Линча, если
он приедет на юг. Робсон в тот же
день выехал в болыпую поездку по
южным штатам. Он пел свой песни
мира на том самом клочке земли,
где его отец-раб трудилея в поте ли-
ца на плаятатора. И, внимая его пес-
	Лауреаты Международных премий мира
		Певец=гражданиио
	лись вешать «Ваудильо». но даже и
не думали веерьез ссориться с ним.

Американская действительность
отравила юность и: молодость пев-
ца. Но молодой задор снова зернул-
ся к Робеону, котда он переживал
вторую юность — юность борца. И
этот молодой задор не только дал ды-
хание его новым песням, но и прео-
бразил старые. Недаром ero crapasg
песня «Старик-река», жалоба старо-
го негра, кончавшаяся словами безые-
холной тоски: «Лучше умереть, чем
так жить», заканчивается по-иному,
торжественной боевой клятвой: «Но
теперь я смеюсь. До смерти я
буду бороться за мир и сво0бо-
ду».

С тех пор прошло 10 лет. 10 лет
мужественного испелнения Робеоном
<воего гражданского долга, своей бо-
евой клятвы, Борьба за ми потре-
бовала от него в годы войны © гит-
леризмом упорной борьбы © форое-
столами, продававшими ради прибы-
лей свою родину и ее союзника—
СССР. Робсон-оратор требовал от-
крытия зторого фронта. Робсон-пе-
pel, Hea песни Враеной Apso, песни
солдат мира.

Раз’езжая с концертами по Запал-
ной Германии вскоре после Дня
Победы, Робсон видел, что амери-
канское командование вовсе не соби-
раетея выполнять лицемерно подпи-
санные американскими дипломатами
Потедамские решения. И потому Рэб-
сон пел там же, в Германии, «Пес-
ню болотных солдат». Робсон видел,
как травили в Америке республикан-
ких испанских беженцев, и потому
в Вашингтоне он снова гневно ноды-
мал свой клич: «Франко надо пове-
сить». Песни ето не старели, потому
что они были отражением животрене-
поищих проблем современности.
	_ Недоброй воли и недоброй памяти
покойный Джемс Форрестол, банкир
с Уолл-стрита и Goce вооруженных
сил США, был соучеником Поля Роб-
сона тю колледжу Рутгере. Правда,
и тогда в Руттерсе они были разде-
лены — негр Робеон в одиночестве
юидел на скамейке «для цветных».

°С тех пор прошло много лет, и
бывшие соученики оказались не
только на разных CRAMBAX, HO HB
разных Америках: Форрестол — в
Америке соятелей фашизма и юмер-
ти. Робсон — в Америке борцов 3a
подлинную демократию и жизнь.

‚ И тв 1939 году, когда Робсон,
побывавший в СССР, певший в б0й-
цами интернациональных бригад у
стен Мадрида, вернулся на родину,
чтобы участвовать в борьбе своего на-
рода за лучииее будущее, Джемс Фор-
рестол, маньяк наживы, публично
уличенный в мошенничестве с подо-
холным налогом. сказал с неекрывае-
мым разлражением: «Наш негр сов-
сем свихнулся!».

Но не укоры совести, а страх i10-
терять награбленное вызвал 3206-
ное шипение Форрестола и форреето-
лов. Вель в то время, когда Форре-.
стол в качестве президента и ком-
паньона банка «Диллон-Ридли В» в
надежде на высокие дивиденды г0я-
дущих военных времен с нежлюй фи-
нансовой заботой пестовал нацист-
скую военную машину, Робсон пел о
мире и дружбе народов.

Как Форреетолу было He помор-
питься при звуках песни «Болотные
солдаты», воспевавшей немецких ан-
тифашистов? И вовсе. не. удиви-.
тельно, что его передергивало oT
тневной; реплики Робеона: «А Фран-
ко нало повесить». Воротилы круп-
ного бизнеса не тольке не собира-
	«Советское искусство» выходи?
по вторникам и субботам.
	ВОЛХОЗНЫЙ ТЕАТР
	Десятки тысяч зрителей, приеут<
ствовавших на спектаклях Колхозно:
совхозного. театра, тенло принимали
актеров. Многие артисты — Е. Во
стокова, Т. Цибарева, П. Степанов
и др.— работают в театре уже более
		‘Это была песня Шостаковича из
фильма «Ветреча на Эльбе». Потом
— ив Москве и в Америке — он
пет ее во’весь Голос. Она стала ca-
мой ударной песней его репертуара,
так как говорила о TOM, чте было
сейчас самым главным в его жизни,
— 0 неодолимости движения, знаме-
носцем которого является Сталин:

‚ Наши силы растут.

Мир победит войну...

И уверенности в том, что это бу-
дет Tak, только так, не смогли по-
колебать ни сорок полицейских. и
сыщиков, ветретивших возвращаю-
щегося Робсона на аэродроме, ни
происки комиссии по расследованию
«антиамериканской деятельности», чи
тантетеры из «американского легио-
на», заналившие, как предвестник
суда Линча, двенадцатифутовый крест
на холме Шикекила. На победном
концерте в Пикскиле под защитой
вставших плечом к плечу по пояс в
высокой траве. 1 500 белых и черных
храбрецов. обуздавших линчевателей,
песня прозвучала как никогда. при-
Зывно: как никогда торжествующе.

Робеон здравствует. поет, борется
	и побеждает.
Посланцы. 80 етоан на к В
Варшаве постановили . присудить
	певцу Нолю Робсбну премию за его
«Песни мира». Поля Робсона, вели-
кого певца. и великого . борца за
счастье людей, чествует вся его мно-

гомиллионная BY; дитория.
: В. ГОРОХОВ.
	На-днях Колхозно-совхозный театр
начал новый сезон. Он открылся по-
становкой пьесы бр. Тур. я Л. Шея-
кина «Губернатор провинции». Велех
за ней театр ставит комедию А. Н.
Островского «Не было ни гроша, да
ВЛрУГ алтын».
	Тридцать дней
в Румынии
	Гастроли Хора русской песни
	Из Бухареста в Москву возвра-
тился Государственный хор русской
песни под руководством А. Свешни-
кова. Во время месячника румыно-
советской дружбы хор дал 30 кон-
пертов в Бухаресте, Петрошанах,
Блуже, Ясеах, Ораде, Крамове, Бая-
Маре, Арзде, Тимишоаре, Констанце
и в других городах Румынской на-
родной республики. В Бухаресте хор
провел ‘ряд концертов в зале  «Ан-
тей», на заводе им. 23 августа, 8
клубе железнодорожников, для уча-
стников самодеятельных ‘хоров и зн-
самблей. С большим успехом испол-
нялись произведения советских ком-
позиторов, русской и западноевропей-
ской класепки_
	Главный редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.
	Реданционная ‘ноллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П.Н. ИВАНОВ. (зам; главного редактора),
	А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛКОВ, К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
					Axpee редакциа: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 6-45-12; отделы музыки, кино, ‘изобразительных искусств нвостранвый =: К
	Зипография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,