a a —-
	РК
			Великий гражданин
	Вчерз советовий народ. отметил
шестиадцатую годовщину со дня зло-
дейского убийства врагами народа
выдающегося деятеля партии боль:
шевиков и Советского государства,
пламенного трибуна революции —
(ергея Мироновича Кирова.
	физнь и деятельность С. М. Кирова
— это поистине светлый пример
беззаветного служения своему народу
в его революционной борьбе против
старого мира и в его созидательном
труде по строительству нового, социа-
листического мира. Жизнь и деятель-
ность С. М. Кирова — замечатель-
ный пример верности героической
партии “енина— Сталина, великим
идеям ` коммунизма. — Пламенный
большевик, несгибаемый борец за
счастье народа, верный ученик и
соратник Ленина и Сталина, — та-
ким с первых пгагов своих на жиз-
неннох и революционном пути и до
последнего вздоха был незабываемый
Сергей Миронович. Таким он остался
навсегла в памяти советского народа
	Это он, Киров, говорил: «Мы, боль-
шевики, вообще товоря, народ, ко-
торый умеет бороться, не щадля сво-
ей жизни». И сам он был одним из
выхающихея представителей ленин-
ско-сталинской большевистекой гвар-
дии, сам он боролея, не щадя своей
жизни, и погиб на боевом посту, cpa-
жаясь за дело народа, за коммунизм.
	В годы подполья, з незабываемые
gnu Октября, на фронтах граждан-
ской войны и на великой стройке co-
циалистического общества в нашей
стране Сергей Миронович Киров вее-
тда был в первых рядах бойцов и co-
зидателей, глаптатаем идей партий и
организатором претворения этих илей
в жизнь. В самые трудные, в самые
напряженные периоды’ истории н4-
шей Родины Киров безгранично верил
в непобедимость советского строя, в
торжество предначертаний Ленина и
Сталина. Он.верил в нашу победу и
эту уверенность вселял в сердца мил-
лионов, Еще в трудную пору оже-
сточенных сражений с иностранны-
ми интервентами и белотвардейской
контрреволюцией, когда враги нашу
на всех перекрестках вопили о неиз-
бежной, как им казалось. гибели Co-
ветской страны, Сергей Миронович
верил в народ, ведомый партией
большевиков, ис гордостью заявлял:
«Утот народ первым вышел на путь
великой борьбы и первым придет в
царство социализма!»
	Социализм победил в нашей стра-
не, и в достижении этой веемирно-
исторической победы, вдохновленной
и организованной гением Ленина и
Сталина. все советекие люди витят
немалую долю труда, энергии и волб
незабвенного Мироныча. Он был с
нами в трудные дни борьбы и вмёсте
в нами делил радость побед, заложив-
ших основу, фундамент для тех до-
стижений, благодаря которым мы
вышли сегодня на широкий и свет-.
лый путь к коммунизму. Киров вме-
сте со всей партией, под ее руковод-
ством, боролся с презренными врага-
ми народа, никогда не отступая ни
на шаг, воегда и во реем сохраняя
не знавшую пределов верность
ленинско-сталинскому знамени.
	Сергей Миронович хорошю знал ду-
гу народа. его стремления и чаяния.
Именно поэтому его пламенные речи
всегда выражали то, о чем думал на-
рол, ео призывы отвечали чувствам
миллионов. Именно поэтому Киров
смог так блестяще, ярко и убедитель-
	HO, всесторонне и глубоко нарисовать
образ того, кому наш народ обязан
всеми победами, — образ мудрого
вождя и гениального учителя Иосифа
Виссарионовича Сталина. Киров ска-
зал о товарище Сталине то, что ле-
жит на душе у каждого советекого
человека, слова Кирова о товарище
Сталине—это поистине слова народа:

«Трудно представить себе фигуру
гиганта, каким является Сталин. За
последние годы, с того времени, ког-
да мы работаем без Ленина, мы не
знаем ни одного поворота в нашей
работе, ни одного сколько-нибудь
крупного начинания, лозунга, на-
правления в нашей политике, авто-
ром которого был бы не товарищ
Сталин...

Могучая воля, колоссальный орга-
низаторский талант этого человека
обеспечивают партии своевременное
проведение больших исторических
поворотов, связанных с победонос-
ным строительством социализма».
	Подлинный большевик, ленинет-
сталинец, Сергей Миронович. Киров
всегда одинаково большое внимание
уделял творчеству мзее во всех 00-
ластях хозяйственного и культур:
ного строительства. Он звал массы к
достижению новых и новых успехов
в промышленности и сельском хо-
зяйстве, в литературе и в искуз-
стве. Киров говорил, чть в решаю-
щей судьбы истории человечества
схватке двух систем — капитали-
стической и социалистической — мы
должны победить не только нашими
гигантекими успёхами в строитель-
стве социалистической экономики.
«..нам нужно побеждать, — гово-
рил Киров, — и в области литера-
туры, нам нужно побеждать и в ис-
KYyecrse...».
	Деятели советского искусства 3HA-
ют, как исключительно много еде-
лал для них С. М. Киров, как много
помог он им своими’ советами и ука-
заниями, направленными на лучшее
выполнение художественной интел-
лигенцией задач, поставленных по-
ред нею партией большевиков. В ис-
тории передовой русской искусетво-
ведческой публицистики навсегда
останутся, как драгоценные жемчу-
жины, замечательные выступления
Кирова в печати по вопросам театра
и драматургии. Статьи и рецензии
Кирова на многие спектакли и сего-
дня не потеряли своей принципиаль-
ной важности и значения. Они и 66-
годня звучат для нас, как страстный,
горячий призыв к утверждению ве-
ликих принципов подлинного ред-
лизма в искусстве, как призыв три-
буна революции: в искусстве не за-
бывать о «главном — искренности,
жизненноети».
	en an DP ення
	Кирова нет с нами сегодня, но. пз-
мять о нем живет в наших серлцах.
Трудом своим на благо народа, сво-
ей верностью партии большевиков,
делу коммунизма он стяжал себе
бессмертие в веках.
	Под сталинским  волительством
победно шествуя к) коммунизму, мил:
лионы советских людей с ‘новой си-
лой повторяют сегодня слова велико-
го гражданина великой социалисти-
ческой державы:
	«Дело наше, ‘товарищи, непобеди-
мо не только потому, что у нас вели-
кая армия строитслей, но и поэтому,
что мы строим по плану такого ар-
хитентора, который не собьется с
правильной исторической — дороги,
наш архитектор -—— это наша непобе-
димая большевистская партия, во-
бруженная ленинизмом».

ивой Мусоргский.

ния профессионального кинематогра-
	рического мастерства. Режиссер и
операторе: широко = использовали
здесь богатейшие выразительные
	возможности и технические средства
современной кинематографии. Многие
кадры представляют собой  потлине
ные находки. Как чудесно экранизи-
рованы в фильме, например, этизо-
лы из «Бориса Годунова»! Насколько
повышается выразительная сила“ ге-
ниальной музыки олеры Мусоргеко-
го, когла она’ из четырех. стен теат-
pa переносится на бескрайний прое
стор пусских полей, когла мы в «Сце-
не пот Вромамп», этом ярчайшем му
зыкальном воплощении разбушевав-
шегося гнева народного, видим не
оперных статистов, гурьбой толпя-
щихся на сцене, а народ-—сильный и
мужественный! Как полно . раскры-
вается при этом стихийная сила зна-
менитого хора «Расходилась, разгу=
лялаеь сила, улаль мололецкая!».
	Создать такие кадры можно, тольз
ко обладая высокой музыкальностью,
глубоко чувствуя музыку, умея рас- -
крыть внутреннее содержание муз
зыкальных образов средствами кино.
Экранизирование «Сцены пот Ёро-.
нами» — не отлельный особенно
улавшийся эпизод. В том-то и огром-
ная ценность киноповести о Мусорг-
ском, что она вся глубоко музы
кальна, чего не улавалоеь  достиг-
нуть, пожалуй, ни в блаом ранее вы<
пущеннои музыкальном фильме.
Драматургическая роль музыки в
общей конценции картины, внутрея=
нее соответствие изображения музы-.
кальному звучанию глубоко mpo-
думаны и потому естественны, про-
сты, правдивы. Превесхолно в «Му-
соргском» и качество исполнения.
звучащих 00 холу действия музы-
кальных произвелений. И здесь UMe-
ют место приятные сюрпризы и не-
ожиданности. Если широко известно.
высокое мастерство солистов, хора и.
оркестра Академического театра опе-`
ры и балета им. С. М. Кирова и вы-
дающийся талант дирижера Б. Хай-
кина, то кто мог предполатать;
что А. Борисов облалает таким’
превосходным чувством музыки,
умением так посто и непоесред-
ственно исполнять музыкальные
произведения! Сцены, где А. Бори-
сов поет эпизоды из «Райка», «Бло--
ху», производят незабываемое  звпе=
чатление. Создается полная  иллю-=
зия, будто присутствуешь при автор=
ском исполнении самого Мусоргеко=
го. Вероятно, именно так, интонацио=
онно-безупречно,  полудекламапион--
но, глубоко раскрывая емыел каж-.
лого слова, напевал Мусортский свой
произвеления... А как хорошо поет
В. Морзов в роли Мельникова или
В. Беззубенко в роли Юроливого, чей
плач из «Бориса Голунова» трижды
звучит на протяжении фильма, сим-
волизируя собой образ горя. народ:
ного!
	«Мусоргский» — фильм, в ROTO
ром значительное место занимают
	Кадр из фильма «Мусоргский». Певец Мельников — В. Морозов,
Мусоргский — А. Борисов, Римский-Корсаков — А. Попов.
			О чем рассказывают
	агитаторы
	Оживленно по вечерам наз атит-
пунктах Ташкента, разместивигихея
в лучших зданиях города. Здесь про-
водятся увлекательные доклады, лек.
ции и беседы. Агитаторы, среди ко-
торых немало работников искусств,
рассказывают избирателям 0б огрох-
ных преобразованиях, происшедигих
за ды сталинских пятилеток в
жизни Ташкента. Трудящиеся столи-
цы Узбекистана успешно осуществи-
ли историческое указание товарища
Сталина: «Поставить соппалиетиче-
схий маяк в Казани и Уфе, Самат-
канде. и Ташкенте, ‘освещающий
путь к освобождению измученных
народов Востока...». Древний Ташкент
стал подлинным культурным цент-
po Советекото Востока.

Атитаторы говорят о социалисти-
ческом преобразовании города, © ко-
тором великий русекий сатирик
	«Мусоргский». Цветной
художественный фильм.
Производство киностудии
«Ленфильм». Авторы сце-
нария — А. Абрамова и
Г. Рошаль. Постановщик
Г. Рошаль. Режиссер Г. Ка-
занский. Художники Н. Су-
воров и А. Векслер. Опе-
раторы М. Магид и Л. Со-
кольский. Музыкальная ре-
дакция и музыка к филь-
му Д. Кабалевского, Зву-
кооператор А. Шаргород-
СКИЙ.
		ЕСТЬ произведения искусства, KO-
	торые настолько волнуют и захва-
	тывают, что После первото ознаком-
ления < ними нужно известное вре-
мя для того, чтобы в полной мере
оценить все значение этих произве-
дений.

Именно тахов новый. цветной ху-
ложественный фильм «Мусоргский».
Просмотрев его, еще долго по выходе
из зала, где перед тобой прошла на
экране жизнь одноге из любимейших
народом русских композиторов, вепо-
минаепгь вдохновенную игру А. Бо-
рисова в роли Мусоргского, слышишь
гениальную музыку «Бориса Году-
нова», перед. глазами вновь и вновь
проходят незабываемые вадры филь-
ма...
	Вот молодой Мусортский в ево-
ем родном селе Вареве с: горечью и
возмущением смотрит, как нагло и
бессердечно жестокю излеваютея по-
мещики над крестьянами. Он ничего
не забывает. Пройдут годы; и плач
мальчикз-поводыря, без всякого по-
вода‘ жестоко избитого рассвирепев-
шим барином, будет претворен кем-
HOSHTOPOM в знаменитый плач юро-
тивого из «Бориса Годунова», это за-
мечательное художественное обобще-
ние народной тоски, печали и гнева
народного. Вот сцена «суда» над за-
мечательным русским — критиком
В. Стасовым, обвиненным реакдионе-
рами OT музыки в «клевете». С
каким огромным душевным под’емом
произносит Н. Черкасов взволнован-
ную речь Стасова нз суде! И вновь
перед нами Мусоргский: Он за ра-
ботой. Мь видим, как творческая
мысль композитора превращает думы
о народе в стройные художественные
образы...
	Чем же все-таки  об’ясняется
выразительная сила фильма  «Му-
соргский»? В чем его основные до-
стоинетва?
	ВАюмпозитор, писатель,  живопи-
сец, поет, драматург, артист ‘только
тогла может считаться подлинным
художником, когда творчество его
устремлено в будущее, когла оно вы-
ражает думы и стремления народа,
развивает все новое и прогрессив-
ное; непрерывно рождаемое жизнью.
А для ‘этого “он лолжей   глубоко
знать жизнь народа, горячо и безза-
ветно любить Отчизну, страстно не-
навидеть ее врагов. Отромна за-
слуга создателей фильма «Мусорг-
ский», сумевших так полно рас-
крыть эту идею, убелительно по-
казать, что наролность является 9-
новой искусства вообще и русского
классического искусства в особенно-
сти.

Воесозлавая эпизоды из творче-
ской биографии Мусоргского, режис-
сер Г. Рошаль и артист А, Борисов
отчетливо, умно и с болыним худо-
жественным тактом все время под-
черкивают его торячую любовь к
ролному народу. Вспомним, с какой
хушевной болью смотрит молодой
композитор на картины произвола в
деревнях, каким возмущением ззго-
раются его глаза, когда ему прихо-
литея наблюдать дикую расправу по-
лицейского пристава нат кукольни-
KOM 3a ero «депзкую пегяю».
Вспомним, как восхищенно наблю-
лает Мусортекий за крестьянами, co-
бравикимиея итти громить барские
усадьбы. Да, такой человек не мог
не сделать основной целью своей
жизни служение Родине! Хуложник
подобных убеждений не мог не осно-
вываться в своем творчестве ка на-
родной музыке! И в фильме замеча-
тельно показано  «поделушивание»
Мусортским у нагола интонаций сво-
их булуших произведений. Стопт
композитору  услышатв’ народную
речь, народную песню, —— он сразу
внутренне преображается, он —
весь внимание, стремится не пропу-
стить ни одного звука. Впоследствии
этот почеринутый из самой жизни
материал ляжет в основу созданных
им шедевров музыкального искусст-
ва: «Какие удивительные народные
семена растил этот  уливительный
Мотеет Мусоргский», — говорил о нем
Шаляпин в письме к Горькому.
	Но в фильме показано не только то,
как внимательно велушивается
Мусоргский в народную музыку,
Впервые в истории киноискусства, а
может быть, и искусства вообще,
просто и вместе © тем без всякой
вульгаризации авторам Удалось рас-
крыть процесс композиторского твор-
чества — одно из выюих и елож-
нейших проявлений человеческой
деятельности. Й здесь прежде всего
нужно говорить 0б исполнителе роли
Мусоргского — актере А. Борисове.

Для того чтобы убедить зрителя
в том, что именно таким, а не иным
путем создаются музыкальные про-
изведения, нужна предельная прав-
да актерской игры. Никакие режис-
серские, операторские и сценарные
ухишрения здесь не помогут. Поста-
новшщих картины Г, Рошаль, прекрас-
но понимая это, обратил  основчое
внимание на работу с артистом, до-
биваясь, чтобы зритель всегда видел
перед собой живого Мусоргского, в
не исполнителя его роли. И задача
эта оказалась блестяще  разрешен-
ной. Образ Мусоргекого в исполнении
А. Борисова— подлинная находка, ре-
жиссера и: исполнителя. Такой жиз-
ненной правлы выражения, такого
глубокого проникновения в образ,
каких добился А. Борисов, даже и
вообразить нельзя, не вилев этого
фильма. Жесты, манеры, интонация
толоса, движения — вее у него орга-
нично, естественно, правливо. Но
Борисов не только воссоздает яркий,
	ae eee t AM, Салтыков -Шелрин в своей юниге
Ши ОЧЕН
	«Госпола таликентцы» писал: «Еели
вы находитесь в городе; о котооом
в статистических таблицах сказано:
жителей столько-то,  прихолеких
церквей столько-то, училищ нет,
библиотек нет, богоуголных заведе-
ний нет, острог один ит. п. — вы
можете сказать без ошибки, что
находитесь в самом сердце Ташкен-
та».

От старого Ташкента сейчае мало
что осталось. ( Прекрасен стал
облик столицы Советского Узбеки-
стана. И первое, что. бросается в гла-
	за, —— это новая архитектура, города.
Величественна основная  магист-
раль — лвухкилометровый проспект
	им. Навои, застроенный многоэтаж-
выми зданиями. Одним из красивей-
тих уголков столицы стал живоние-
ный сквер у Театра им. Мукими,
украшенный монументальным Па-
мятником Алишеру Навои. На широ-
ких магистралях высятся новые зла-
ния театров, школ, больниц, клубов
и других культурно-бытовых учреж-
дений. Творческие коллективы 301-
чих достигли значительных успехов
В создании новой, социалистической
по содержанию, национальной по
форме архитектуры. В проектирова-
нии и оформлении зланий они ши-
POKO используют богатое  архитек-
турное наследие узбекского народа.

Агитаторы рассказывают избира-
телям о расцвете культуры и искус-
ства. Ло революции в городе было
всего лишь лва кинотеатра и один
драматический театр. Сейчае здесь
Работают сотни. культурных учреж-
лений. 80 киноустановок ежедневно
демонстрируют лучшие произведения
советской кипематографии. В столи-
це 6 музыкальных и  драматиче-
ских театров, концертный зал, цирк,
47 дворцов культуры и клубов.

ТАШКЕНТ. (Kopp. «Советского
искусства»).

художественно убедительный внет-.
ний облик Мусоргского, он раскры-
вает перед нами все богатство духов-
ного мира гениального композитора.

Сцены, где Мусортский сочиняет
музыку, в этом отношении особенно
замечательны. Живой  Мусоргекий
смотрит на нас с экрана. Он не про-
износит ни слова. Только но выра-
жению глаз мы ошущаем напряжен-
но пульсирующую мыель кофпозито-
ра и вместе с ним следим за проно-
сящимися перед его внутренним вз9-
DOM картинами будущей оперы, вме-
сте с ним велушиваемся в ее звуко-
вые образы. Необычайно вытазитель-
во это молчание артиста. Отромное
впечатление производит оно.

Рядом с Мусоргеким стоит в филь-
ме величественная фигура В. В. Ста-
сова, страстного и непримиримого
борца за торжество русского нацио-
нального искусства. Его могучая кри-
тическая мысль и неутомимое творче-
ское горение об’единили членов
«могучей кучки» и влохновляли их
на создание все новых и новых pea-
листических, глубоко идейных, под-
линно народных произведений.

Н. Черкасов со свойственным ему
мастерством создал яркий, запомина-
ющийся образ’ классика русской ху-
ложественной критики. С первых же
кадров начнинаепть чувствовать горя-
чую любовь к этому большому чело-
веку, трогательно-нежному и забот-
ливому в отношениях со своими со-
братьями по искусству и резкому,
беспотцадно непримиримому по OTHO-
шению ко всем тем, кто не верит
в русское национальное искусство,
стремится принизить его, С наслаж-
дением вслушиваешься в характер-
ные, «окающие» интонации его го-
лоса,

Горький писал о Стасове: «Ero
стихией, релитией и богом было ис-
RYCCTBO®, «невольно думалось, что
он предчувствует великие события в
области творчества, что он стоит на-
кануне создания каких-то крупных
произведений литературы, музыки,
живописи, всегда с трепетной ра-
достью ребенка ждет светлого празд-
ника». Черкасов прекрасно расклы-
вает эту сторону характера Стасова,
Знаменитый критик у него все вре-
мя ведет композиторов, художников
вперед «к новым берегам», к новым
творческим достижениям. Он нецоко-
лебимо уверен в великом будущем
искусства своей Отчизны и всеми
силами пламенной души стремится
приблизить это бутлущее, жить в нем.
	Наиболее сконцентрированно xa-
рактер Стасова раскрыт в замеча-
тельной сцене сула. Здесь Черкасов
особенно хорош. Великой гордостью
за свою Родину, за свой нарол начол-
нена его взволнованная речь. Страст-
ным призывом к светлому булуще-
му, к неустанному творческому тру-
ду звучит кажлое его слово:
	— Русский народ испокон века
любит песню, широкую и мудрую,
как, сама природа нашей бескрайней
земли. Негоже, негоже наследникам
Глинки и Ларгомыжекого бить по-
клоны у чужих порогов! Мы ввели
нашу правдивую русскую песню в
светлую мрницу искусства. Она
удесятерит наци силы, когда мы  по-
стигнем ев. Она уже звучит в на-
пгих операх и симфониях. Мы осна-
стим ве новыми крыльями. Лети
вперед! Зови вперол! К тем неминуе-
мым временам, когль в Пазтолье и
счастье запюет наш народ. И услы-
шат его в самых отдаленных уголках
земли и возрадуются...

Хотя это не подлинная речь Стз-
сова, произнесенная им на подлин-
ном суде, а искусное сочетание OT-
	‘дхельных фраз из его различных ста-
	тей, она воспринимается, как изло-
жение сокровенных мыслей критика-
борца, гражданина и патриота. Какой
огромный труд пришлось проделать
сценаристами как глубоко они долж-
ны были «вжиться» в стасовекое
наследие, чтобы эта речь Стасова
звучала столь правдиво и так верно
передавала существо его воззрений,
GTO даже  специалист-искусствовед
не усомнится в ее подлинности! Ha
этом примере, как нам кажется, 0с0-
бенно наглядно. вилны результаты
упорного творческого труда авто-
ров сценария Г. Рошаля и А. Абра-
мовой.

В фильме «Мусоргский» образ
создателя «Бориса Годунова» и «Хо-
ванщины» лан на фоне обществен-
ной жизни Петербурга 60-—70-х го-
лов девятнадцатого столетия. Вместе с
Мусортским мы видим здесь его дру-
зей и товарищей по искусству —
A. С. Даргомыжекого, членов «могу-
чей кучки»: М. А. Балакирева,
Н. А. Римското-Корсакова, А. П. Бо-
ролина, Ц. А. Кюи. Перед нами про-
ходят образы передовых русских му-
зыкантов - исполнителей — сестер
Надежлы и Александры  Пуртоль,
замечательной певицы Юлии Плато-
новой, талантливого самородка из
народа Мельникова, великого русско-
го певца Осипа ‹ Петрова, В фильме.
воспроизведен и образ «высочайшей
покровительницы» русской МУЗЫКИ
великой княгини Елены Павловны и
ее приспешников.

Спеназисты, режиссер и исполни-
	тели много поработали нал тем, что-
бы 9б‘’единить все эти образы, вос-
созтать единую, цельную, историче-
ски верную картину современной
Мусоргскому эпохи, В этом они д0-
стигли немалых успехов. Прекраено
очерчет в сценарии образ первого
последователя Глинки — А. С. Дар-
TOMBURCKOTO. Настойчивая борьба
этого великого учителя музыкальной
правды, как его называл  Мусорг-
ский, за норедовое, реалистическое
музыкальное искусство раскрыта в
фильме полно и ярко. Талантливое
исполнение Ф. Никитиным роли Дат-
TOMELKCKOTO оставляет незабываемое
впечатление. Правдив в «Mycopr-
ском» и образ главы и вождя «могу-
чей кучки» Милия Алексеевича ВБа-
лакирева. Как известно, сульба его
была глубоко трагичной. Высокоода-
ренный композитор, блестящий ор-
танизатор, человек необычайной
энергии и воли, он, булучи еще мо-
лолым человеком, успел сделать
очень много для развития и процве-
тания русской музыкальной куль-
туры. Им была организована и под
его руководством работала «Бесплат-
ная музыкальная школа», бывшая в
те годы одним из основных очагов
русской демократической музыкаль-
ной культуры, противостоявшей са-
лонно-придворвому — космополитиче-
CKOMY направлению в музыкальном
искусстве, возглавляемому «музой
Евтерпой» — августейшей Еленой
Павловной, Балакиреву вместе со
Стасовым принадлежит честь твор-
ческого сплочения маленькой, но мо-
гучей кучки русских музыкантов,
подаривигих миру бесценные хуложе-
ственные шедевры. Вместе с тем в
натуре Балакирева был какой-то
внутренний надлом, в фезультате
которого он, не выдержав напряжен-
ной борьбы с сановными чиновника-
ми от музыки, бросил обшеетвенно-
	Новые приобретения
Музея музыкальной
культуры
	Государственный центральный
музей музыкальной культуры еделал
за послелнее время ряд’ ценных
приобретений. Наибольший интерес
представляют материалы из личного
архиеа классика русской музыки
А. П. Бородина, отражающие ero
работу нат либретто оперы  «Ёнязь
Игорь». Полрюбные выпиеки, сде-
ланные А. П. Бородиным из различ-
ных исторических и литературных
источников, относящихся к «Слову
о полку Игореве», дают предета-
вление о продессе создания либретто
знаменитой оперы. Внимание ис-
следователя, несомненно, привлечет
заметка на маленьком клочке бума-
ги 06 идее «единства земли фус-
ской», положенной в основу ли-
бретто.

У рохетвенников основоположника
русской классической музыки М. И.
Глинки музей приобрел коллекцию
прижизненных ‘изланий  произведе-
ний зетикого композитора,  BBINY-
шенных, начиная © 1829 года,
Бернардом, Стелловским, Грессером и
прулими петербургокими и москов-
окими издателями. Все эти издания
являютея библиографической  ред-
KOCTHIO.

Книжные фонды музея  пополни-
лись также ценной коллекцией книг
по истории украинской народной
песни, принесенной в. дар музею
доктором медицинских наук И. Сар-
кизовым-Серазини. ;

Собрание народных  инструмен-
тов различных стран, хранящееся в
музее, обогатилось коллекцией ки-
тайских музыкальных  инструмен-
тов, полученных из Китайской нз-
родной республики.
	Кияожурналу „Чаука
и техника“ — 10 лет
	В Московеком доме кино состоя-
лось расширенное заседание секпии
научно-популярных фильмов, посвя-
щенное обсуждению киножурнала
«Наука и техника».

Народный артист РСФСР А. Згури-
ди рассказал собравшимея о творче-
ском пути коллектива, работающего
над созданием этого киножурнала на
протяжении десяти лет, и познако-
мил их © разнообразием его сюжетов.

Принявший участие в  обеужде-
нии академик П. Ребиндер отметил
огромную заслугу киножурнала «На-
‘ука и техника» о в популяризации
научно-техничееких знаний среди
широких слоев населения.

Начальник цеха Электролампового
заволь 3. Кондрапюва рассказала 0
большом успехе журнала. в& странах
народной демократии, где ей приш-
лось побывать. Она призвала работ-
ников студии научно-популярных
фильмов еще шире показывать опыт
новаторов производства. :

Учаетники заседания познакоми-
лись с последними выпусками кино-
журнала «Наука и техника».
	Фильм —
„Весна в Сакене“
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). На э5-
ранах Грузии с успехом пемонотри-
руется новый фильм «Весна в Са-
вене» по мотивам повести Георгия
Гулиа (режиесер п автор сценария
Н. Сариишвили). Фильм скоро будет
показан в селении Сакен и  лругих
районах. гле производились с©‘емки
картины,
	музыкальную теятельность и искал Массовые снвны и небольшие по мас-.
	утешения в религии. Но это было
уже позднее, после тех событий, ко-
торые послужили сюжетной основой
фильма, После его временного во3-
	вращения в среду друзей. Поэтому
	перед авторами Фильма и актером
В. Балашовым стояла сложная зада-
ча: раскрывая образ Балакирева—
общественного деятеля, Балакирева
—вождя и учителя «могучей куч-
ки», суметь показать также и Te
черты натуры этого замечательного
музыканта, которые слелали возмож-
ным его позднейшее ренегатство.
	В основном это удалось. Балакирев
в фильме — сильный, волезой чело-
век. упорно и настойчиво стрэмя-
щийся к общей для кучкистов цели
— созланию русской нацниовальтой
музыкальной школы. Ho ири этом
ему приходится преодолевать отоль-
ко пренятетвий, тратить столько
энергии, что настает время, когда
он работает уже через силу, внут-
ренне не веря в скорое приближение
счастливого будущего. И в критиче-
ский для «могучей кучки» момент
Балакирев опускает руки. °
	Эта сцена произволит сильное впе-
чатление. Организатор «могучей
кучки», человек, которого, по
свилетельству  Римекого-Корсакова,
св слушались беспрекословно, сто-
Up ¢ остановивииимея, утомленным,
потухшим взором, нео пахоля сил
продолжать неравную борьбу. Ста:
сов и Муссутский тщетно пытаются
убедить сроего товарища не падать
тухом. Но сколько ни шумит Стасов,
СКОЛЬКО OH HH RDUWHT NOOMOPLIM CBO-
Им: голосом, — ничто He помогает.
Балакирев непреклонен. HH cypono,
со скрытой горечью Мусоргский
говорит: «Вы ли это, учитель?..
На улар нужно ответить уд9-
ром!.. Вы России не видите, а она
поднимается, набирает силы. Ведь
мы ж за Чернышевским шли...».
	Досално, что «не повезло» в филь-
ме Роролину и Римскому-Корсакову.
Спенаристы улелили обрисовке 69-
разов этих замечательных музыкач-
тов, чьи произведения любимы на-
шим народом, так мало выразитель-
ных средств, что рядом © Мусорг-
ским и Стасовым очи выглядят поч-
ти статистами. И нельзя винить в
этом актеров. Как мог, например,
Ю. Леонилов быть убздительным в
роли Бородина, когда oO, по воле
авторов, лишь присутетвует при ис-
полнении музыки Мусоргокого и ла-
же в разговоре с ним ограничивается
большей частью односложными от-
ветами: Вообще странно, что на му-
зыкальных вечерах «кучкистов»,
многократно воспроизводимых в филь-
ме, звучит, за небольшим искалюче-
нием, только музыка самого Мусорг-
ского. Введение в ткань фильма эпи-
30308 из «Пековитянки» Римекого-
Корсакова, первой симфонии Бороди-
на, «Исламея» Балакирева и других
произведений, созданных «кучкиета-
ми» в периот работы Мусортского нал
«Борисом Годуновым», значительно
оботатило бы киноповесть © великом
русском композиторе, помогло созда-
нию ярких, реалистических образов
всех членов «могучей кучки», а
главное, дало бы более полное пред-
ставление 9 русской музыке Toro
времени,

Фильм «Мусоргский»  солержит
много поучительного и с точки зре-
	штабам, но важные По значению;
эпизодические роли. Большая часть
исполнителей этих «маленьких ро-.
лей» и даже просто участников.
массовых сцен созлает яркие запоми-
нающиеся образы. Порывистый, Boc-
торженный юноша Репин (Р. Лебе-
дев), желчная, лвуличная, презираю-
щая народ русский и культуру ех.
Елена Павловна (Л. Сухаревская), за-
правилы «императорского» русекото
музыкального общества, повстречав-
шиеся Мусоргскому на проселочной
дороге мужики, идущие с вилами и
кольями жечь барские усальбы, —
все они показаны ярко, метко, нез.
`отразимо убедительно.
	Много потрудились над  фильмом-
операторы М. Магид и Л. Сокольский
и художники Н. Суворов и А. Векс-.
лер. Выразительноеть «Мусоргского»
во многом обусловлена отличным ка-
чеством натурных и павильонных
с’емок и яркой, по-репински . полно--
звучной цветовой гаммой.
	№ сожалению, этот замечательный,
фильм не лишен отлельных нелостат-
ков. Кроме бледной обриеовки обра-
зов Бородина и Римекого-Корсакова;
обращают на себя внимание не всегда
оправланное смещение исторических
фактов, странное преполнесение В
качестве чуть ли не образца музы-
кального реализма «Женитьбы» —
произведения, во многом спорного и
самим Мусоргеким относимотго к раз-
ряду учебно-экспериментальных со-_
чинений. Смазана в Фильме, а ToTo-  _
му и выглядит несколько деклара- о
тивной идейная связь «КУчкистов» ©
передовыми  общественно-политиче-.
CKUMH течениями своего времени, в _
частности, вскользь сказано 06° их.
страстном увлечении илеями Черны-
шевского. Но все это частности, ко-
торые не могут умалить огромного
илейно-хуложественного значения
волнующего кинопроизвеления о жиз-
ни и творчестве олного из ветичай-
ших русских композиторов.
	Велико значение фильма «Мусорг-,
ский». Это — большое завоевание.
не только советской  кинематогра-
фии, но и всего нашего искусства в
целом. Артисты драматических и му=
зыкальных театров смогут учиться
по aToMy фильму глубокому пости-
жению внутренней жизни исполняе-
мого образа. Режмссеры кино безус-.
ловно используют и разовьют заме
чательные нахолки Г. Рошаля, в Ча-
CTHOCTH в экранизации фрагментов о
оперных произвелений. Пример втуу-
чивой, тшательной авторской и ре-
дакторской работы Д. Кабалевского

поможет композиторам в создании му- ^

зыки к фильмам, неразрывно CBA
занной © содержанием фильма, до-
полняющей и обогатаютщей его.
	Накочец. массовый зритель увл-
ДИТ В этом фильме, как и в каких
условиях созлавалось замечательное
русское классическое искусство И.
каковы были люди, творивиие его, а.
работники искусства еще раз наглял-.
но убедятся, что в творческом труде
можно добиться успехов лить при
условии, если «разуметь народ. как
великую личность,  одушевленную
елиною идеею», если художник He-.
разпывно связан © жизнью, с народом,
черпает у него темы и образы своих
произвелений, .
	Ин. по ПОВ. :
	Навстречу Всесоюзной.
художественной выставке
	20 лекабря в Mo-
скве открывается Вее-
союзная художествен-
ная выставка 1950
тода. Йз Туркмении,

чи

$
Открытие —
20 декабря
я

талантливой  молоде-
жи с опытом старых
мастеров. Получилась
своеобразная массовая
творческая аспиран-
	Узбекистана, Азербай-

1жана, Киргизии, Молдавии, Литвы,
Латвии, Эстонии и других республик
уже начали прибывать в столицу
картины, скульптуры, произведения
трафики. В беседе с корреспондентом
тазсты «Советское искусство» Ha-
	’чальник Главного управления учреж-
	дениями изобразительных искусетв
Комитета по делам искусств при Co-
зете Министров СССР П, Сысоев. рас-
сказал:

— Тематический план выставки
1950 гола поставил перед советски-
ми художниками серьезные ›залали,
Мастера изобразительных искусств
были призваны отобразить в CBONX
произвелениях рлохновляющую и на-
правляющую роль большевистской
партий, ев великого вождя торарища
Сталина в борьбе за коммунизм, по-
казать важнейшие черты социализма
и широкого демократизма в нашей
стране, величайний ‹ политический,
экономический и кульгурный  про-
греее Советского Союза, его ведущую
роль в борьбе за мир, против поджи-
тателей войяы. Решение этих задач
должно сочегаться с дальнейшим по-
вышением художественного мастерст-
ва и решительной борьбой с поверх-
ногтным отношением ряда художни-
ков к явлениям нашей действитель-
ности. После учреждения Выетавоч-
Кого комитета его представители вы-
езжали в союзные феспублики, на
местах знакомились < творческими
планами художников и их еще He
завершенными картинами. Активное
участие в подготовке к выставке
приняли отделения Союза хуложни-
ков в республиках и крупных paito-
нах, Художественный dour
и «Вбекохуложник». Большое вни-
мание было уделено творческим 5о-
манлировкам живопиецев и скульп-
торов. Так, например, одно только
Моековекое отделение Художествен-
ного фонда организовало около OTA
творческих командировок. Многие
живописцы краев и областей РСФСР
приехали в Москву, здесь.они закан-
чивали работу над своими картина-
ми при консультации известных ма
‹тепов изобразительного искусства.

Новой чрезвычайно интересной и
эффективной формой работы явилась
организация творческих бригад для
созлания сложных композиций. Кол-
лективная работа художников позво-
Tila 6 только значительно сокра-
тить время. но и соединила усилия
	тура. Так, бригадой
под руководством В. Мухиной создана
шестифигурная скульптура «Во имя
мира», бригадой, которой руководил
М. Манизер, — семь многофигурных
композиций, 0б’единенных общей
темой «За мир».

Группа под руководством Д. Нал-
бандяна заканчивает большую рабо-
ту «В. И. Ленин провозглашает co-
ветекую власть». Коллектив  моло-
дых художников, руководимый
А. Герасимовым, заканчивает компо-
зицию «Клятва делу Ленина». Буига-
да, возглавляемая ВБ. Иогансоном, ра-
ботает нал большой картиной «Речь
В. И. Ленина на Ш с’езде PROM».

В Харькове молодые художники
В. Вихтинский, Б. Жуков, Е. Левин,
Л. Чернов и Л. Шматько создают
большое полотно, посвященное теме
дружбы советекого и китайского на-
родов. Воэнные художники Студии
им. Грекова покажут фрагменты па-
норам «Сталинградская битва» И
«Товарищ Сталин на фронте».

Все эти и многие другие работы
позволяют отметить новые тенденции
‚в творчестве художников. Если в
прошлом массовая композиция чаще
всего напоминала хороший групповой
портрет, То сейчас ярко проявляется
стремление к сюжетности, к отобра-
жению активного действия масс. На
всесоюзных выставках всегда широ-
ко были представлены работы моло-
дых художников. Выставка 1950 го-
да явитея настоящим парадом моло-
дых талантов. 0 значительном улуч-
шении постановки художественного
образования в нашей стране ‹ будет
свидетельствовать PHI дипломных
работ, удостоенных включения в
экспозицию.

Художники работают над произве-
дениями на индустриальные темы,
темы колхозного социалистического
труда; многие картины посвящают-
ся великим стройкам коммунизма, В
экспозицию Широко включаются
плакат и политическая сатира. 06-
	пирным будет раздел графики. По-
	мимо серий рисунков на тему социа-
лиетичеекого труда в городе и дерев-
не, здесь будут экеспонирюваны ил-
люстрации к произведениям русской
классиченкой и советской литера-
TY DEI. >

Выставка разместится в залах Го-
сударственной Третьяковской галле-
pen, ве `фитиал”=—= в помещении Мос-
KOBCROTO товарищества художников: