СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

“Кино B Erunm
	продукции, отсюда катастрофическое
падение доходов от кинопромышлен-
ности. которое ‘мы наблюдаем за по-
следнее время»,

Египетские киностудии-—9т0_своз-
образные вотчины  режиссеров-кали -
талиетов типа Мохамед Абдель. Ваха-
ба, Хусейн Cran, Ибрагима Jama x
других. Большинство этих «режиссе-
ров» рассматривает свою деятель-
ность в кино исключительно как ис-
точник доходов. Занимая в кинопто-
‘мышленности монопольное о положе-
ние, они подавляют любое свободное

проявление творчества, накладывают
запрет на любую поныку отойти от
американских штампов. Понятно, что
в атмосфере стяжательства, ROHKY-
ренции и взяточничества создание
истинных произведений искусства
совершенно невозможно,
	Болышинетво египетских кинотеат-
ров принадлежит частным компани-
ям, в руках которых находится и иро-
кат кинофильмов. Так. общество
«Сосъете орьенталь дю синема»  со-
средоточило у себя 42 кинотеатрл,
Элиас Джордж Лютфи — 9 кинотеат-
ров, «Братья Магар» — 5 ит. д.
	Частнособственническая система
проката и производства BO многом
облегчает экспансию американекого
кино в Вгинте, которая началась еще
в годы немого кино. Уже в 1927 го-
ду в’ Египет наехали американские
кинодельцы. Они наперебой предла-
гали свои уелуги, создавали акцио-
нерные общества, ставили низкопроб-
ные фильмы, рассчитанные на: деше-
вый успех. Они немало потрудились
над. тем, чтобы придать етипетскому
кино коммерчески-торгашеское  на-
правление. Нод непосредственной
«опекой» Голливуда были выпущены
пошлые экзотические Фильмы «Вов
аллаха». «Трагедия пирамид», «Под
палящим солнцем», «Пустыня в ог-
не», положившие начало рабекому
копированию толливудеких стандар-
тов.

В годы второй мировой войны ка-
чество египетской кинопродукции
еще больше енизилось. В результате
военных действий ввоз иностранных
кинокартин в Егинет фактически
прекратился. а потребность в демон-
страции фильмов возросла благодаря
некоторому оживлению экономиче-
ской жизни страны, вызванному вой-
ной. В 1945 году было выпущено 63
картины. Это были уголовные исто-
рии, любовные приключения, развле-
кательные пустышки, которые не
имели никакого отношения к обще-
ственным событиям. Одна за другой
возникали новые кинокомпании, кон-
торы, студии. В кино пришли сотни
случайных яюдей, не имевших к не-
му никакого профессиональнотго от-
ношения. Актеров беззастенчиво тол-
кали на путь ремесленничества и
халтуры. Вее это способствовало
окончательному падению = художе-
ственного. уровня егинетского вино.
«Этот периох (годы второй мировой
войны), —= писал журнал «Аль Сту-
диу>»,— был шагом назад в истории
развития египетского кино с точки
зрения его качества».

С окончанием войны наступил ко-
нец и временному оживлению в еги-
петеком/ кино. На экраны Египта ла-
виной двинулись американские, анг-
лийские, французские и даже италь-
янские «боевики», оттееняя на зад-
ний план егинетские фильмы.

Американцы, етремясь вытеснить
национальную пролукцию, дублиро-
вали свои фильмы на арабский язык
и Jame начали ставить фильмы Ha
местном материале, например, «Мееть
королевы», «Киемет», «Сад аллаха»,
«Арабские ночи» и многие другие.
Это особенно подрывало финансовую
`базу египетского кино, так как аме-
риканекие фильмы в техническом от-
ношении были сделаны значительно
лучше.

Конкуренция американского кино с
египетскими фильмами проиеходит
	Из всех государств арабекого 20-
стока Египет — единетвенная стра-
на, имеющая значительную кинопро-
мышленцость. В Египте существует
около двадцати кИнокомпАНИЙ,
ежегодно выпускающих до сорока ху-
дожественных. хроникальных и науч-
но-популярных фильмов. Картины
египетского производства демонстри-
руюхя в Ираке, Сирии, Ливане,
Иране и даже Индии. у

Несмотря на довольно развитую
кинематографию и возможности широ-
кого сбыта, египетское кино находит-
ся в глубоком кризисе. Отмечается
все меньший enpoc Ha египетекие
фильмы не только за границей, но и
в самом Египте. Киностудии закры-
ваются, сотни работников кино вы-
брасываются на улицу.

Каковы же причины столь тяже-
	того положения егинетекой кинемато-
	rpadun?

Египетекое кино находится в ру-
ках лельцов. спекулянтов, людей,
преследующих исключительно цели
наживы. 3a 21 тод, зуществова-
ния национальной кинематографии в
Египте выпущено 858 полнометраж-
ных фильмов, и среди них нет ни ©д-
ного, который заслуживал бы верьез-
ного внимания, мог бы претендовать
на какое-то место в истории мирово-
го кино. Египетская кинематография
с момента своего зарождения постав-
лена на службу клаесовым интере-
сам правящих кругов помещиков и
капиталистов. Основная маеса еги-
петских фильмов стремится внушить
зрителю идеи вечности и. незыблемо-
сти существующего строя, покорно-
сти королю и аллаху, воспитывает в
народе рабское преклонение перед де-
нежным мешком, веру в счастливый
случай и бессилие перед «судьбой»
В большинстве египетеких о фильмов
HEHORODHBIX, строптивых бедняков
наказывает рок, а терпеливых и по-
слушных ждет удача, Подобные
«илеи» положены в основу фильмов
	«Лейла — дочь бедноты», «Воля»
и многих других. ,
Цинично и откровенно египет-
	ские фильмы утверждают презрение
власть имущих Е крестьянину—фел-
лаху. Само елово феллах расценивает-
ся как обидная, презрительная клич-
ка. Ярким примером подобного отно-
шения к людям из народа служит
фильм «Зейнаб», в котором бедная
крестьянская девушка оказывается
покинутой и обманутой сыном бога-
того кулака. Отец отправляет молодо-
то человека в Париж, чтобы он забыл
свою любовь к несчастной креетьян-
ке. «Лрама» кончается счастливым
бракосочетанием героя с францужен-
вой. Напраено вы будете искать В
фильме хотя бы одно слово. осужде-
ния богатого соблазнителя. Смептной
ий жалкой представлена опозоренная
крестьянская девушка.
	00’ясняя резкое падение интереса
к фильмам египетского производства
в арабских странах, журнал «Сине
Орнент» пишет: «Наши картины не
хотят покупать, так как их качество
стало очень плохим. Они построены
на литературно елабых сценариях и
поэтому не могут конкурировать на
восточном ‚ рынке с иностранными
фильмами».

Более огкровенно об этом написал
руководитель «Бюро артистических

исследований» при Египетском мини-
	стерстве социальных дел Анвер
Ахмед:
«Сейчас вее говорят о кризисе на-
шего кино и 0 том, что оно лишено
ясных перспектив в евоем развитин.
Кто же в этом виноват? Прежде всего
те, кто их делает. В годы войны в ки-
но пришли спекулянты и дельцы,
преследующие только коммерческие
интересы. Большие прибыли текли в
сейфы кинопромышленников. Даже
те, кто пришел в кино с благородной
целью служения искусству, заража-
лись спекулятивным ажиотажем. 0т-
	Искусство
	апах
	народной демократии
	Польша
	Болгария
	стран, где так же, каки в Егитете,
змериканские фильмы вытесняют
опишетокие.

Все обостряющаяся конкуренция и
усиливающийся кризисе заставляют
египетских кинодеятелей задуматься
над вопросом — как бороться с аме-
риканским кинозасилием, Работники
египетской кинопромышленности тре-
буют, чтобы правительство ввело
протекдионистекие пошлины и за-
претило дубляж иностранных филь-
мов на арабский язык. С подобным
запросом к правительству обратился
и профсоюз актеров кино и театра.
Известная актриса и владелец студии
«Изис» Азиза Амир писала в журна-
ле «Журналь д’Ежипт»: «Если mpa-
вительство не поможет египетскому
кино, то оно умрет в результате ино-
странной конкуренции».
	Наиболее прогрессивная группа
актеров и режиссеров кино во главе
с Ахмедом Бадерханом предлагает со-
средоточить все кинопроизводетво
страны в руках двух-трех  комиз-
ний е Финансовым и организацион-
ным участием в них правительства.

Но египетское правительстве на-
ходится в слишЕем болышой зависи-
мости от американского капитала,
чтобы защищать интересы HallHo-
нальной винопромышленности от экх-
пансии кинодельцов США. Именяо
этим и продиктован его недвуемыс-
ленный ответ на требования египет-
ских киноработников: «Под’ем кино-
промышленности и искусства не вхо-
дит в компетенцию государства. Kuno
не может улучшить свою работу в
результате резолюций, принятых 33
зеленым столом».

Среди египетских кинодеятелей
есть честные художники, искренно
любящие свое искусство и стремя-
шиеся к его преусневанию. Ахмед
Бадерхан опубликовал в журнале
«Дуния эль-фан» статью, в которой,
давая высокую оценку работе совет-
ских актеров. режиссеров и операто-
ров, предлагает отечественным кино-
мастерам заимствовать опыт работни-
ков советского кино. Им же напеча-
тан ряд статей о творчестве Эйзен-
штейна и Пудовкина. Но в условиях
полуколониального режима, установ-
ленного американцами и антгличана-
ми на Ближнем Востоке, статьи Ба-
дерхана были расценены, как «крас-
ная опасность», и журнал был не-
медленно закоыт правительством.

Многие мастера египетского кино
считают. что качество египетских
фильмов можно улучшить, опираясь
на опыт европейских кинематографя-
стов. С этой целью некоторые из них
уезжали обучаться в Англию, Амерн-
ку, Францию. но там наряду с oby-
чением «новинкам» режиссерской и
операторской работы, они прошли
полный  куре  космополитических
«наук», которые «помогают» им ото-
‘рваться 0т родной, национальной
почвы. По возвращении на родину
эти. выученики Голливуда ставят
фильмы, рабеки подражающие худ-
шим ‘западным образцам, развращах-
щим молодежь.

_ Кризисе египетского кино отражает

общеполитическое положение  стра-
ны, упорно и настойчиво превра-
шаемой США в свою колонию и во-
енный плацдарм на Средиземном  мо-
ре. Египетекая правящая верхушка,
отказавшись от защиты националь-
ных интересов народа и став слу-
жанкой англо-американокото импз-
риализма, игнорирует чаяния и пн-
тересы народа и всячески подрывает
его ‘борьбу за национальную незави-
симость. До тех пор, пока народ
Египта не возьмет свою судьбу в соб-
ственные руки, стипетское киноис-
куество не возродится, оно останется
таким же жалким, подражательным
и бескрылым, каким является теперь.
		На сцене Народного ‘театра моло-
дежи в Софии с большим успехом
идет. пьеса писателя Е. Коралова
«Роковые дни».

В пьесе отражен один из эпизодоз
героической борьбы ‘передового 0т-
ряда болгарской молодежи — рем-
сиетов, руководимых коммуниетиче-
ской партией, против гитлеровцев B
их пособников в стране. Действие
пъесы «Роковые дни» происходит в
1944 голу, когда болгарский народ,
влохновляемый историческими побе-
дами советских воинов, ‘добился ре-
шающих успехов в борьбе © фашиз-
MOM.

Автор пьесы и коллектив театра
создали яркие образы молодых пат-
риотов Болгарии, откликнувшихся
на призыв коммунистической партии
широко развернуть партизанское
движение. Театральная критика 9т-
мечает успех актера Г. Петкова, ис-
полнителя роли Атанаеа Велковя,
возглавляющего героическую борьбу
	молодежного отряла против. Ффаши-
CTOB.
Большой удачей спектакля яв-
	ляется образ секретаря околииекого
Комитета коммунистической партии
Георгия Кирова, созданный В. Васи-
левым. Драматургу и актеру улалось
правдиво отобразить. ведущую роль
партии в руководстве движением
сопротивления, в мобилизации на-
водных маее на борьбу е. врагом.
и
	Недавно в Софийском Народном
театре молодежи состоялась премьера
пьесы А. Толстого «Золотой клю-
чик», поставленной режиесером В.
	Полановым. Жизнералостный, узвле-
		кательный спектакль
большим успехом;
		В связи © происходившим в Вар-
шзве Вторым Всемирным конгрессом
сторонников мира в одном из круп-
нейших выетавочных залов польской
столицы открыта художественная
выставка «Польские художники В
борьбе за мир».

Срели многочисленных экспонатов
выставки, посвященных всенародно-
MY движению сторонников мира, 0с0-
бой популярностью пользуетея кар-
тина художника В. Вейсса «Смотри!
Какая чудесная манифестация в
честь мира» и скульурный бюст
передового рабочего-каменщика 3pa-
лека, выполненный, А. Карным.
	‘ и
_ Польская студия документальных
фильмов подготовила к выпуску на
экраны полнометражный — докумен-
тальный фильм, посвященный рабо-
те Второто Веемирного конгресса
еторонников мира в Варшаве.

‘B семках этого фильма принима-
ли Участие пятнадцать лучших
польских кинооператоров,  запечат-
левших на пленке вею работу Кон-
трееса, выступления делегатов, огром-
ный энтузиазм, с которым п0с-
ланцы мира приняли исторический
Манифеет к народам мира и Обраще-
ние к Организации 05’единенных
Наций.

Олновременно польские кинемато-
графисты заканчивают монтаж Hos
вого  документально-публицистиче-
ского фильма, ярко иллюстрирующе-
го благородные цели Варшавексго
конгрееса и роль, которую он играет
в развертывании неисчислимых сил
мира. Фильм булет называться «Лю-
ди предпочитают жизнь». Его основ-
ная тема — разоблачение темных
махинадий американских империа-
листов, пытающихея разжечь войну
и утопить в крови миллионы чело-
веческих жизней. Сценарий фильма
«Люди предпочитают жизнь» напи-
сан журналистами ‘B Прагой и
Б. Верником.
	Отлел культуры Дюблинской Рады
народовой организовал в двух рабо-
чих районах города музыкальные
центры. Преподаватели музыкаль-
ных школ и работники Люблинской
государственной филармонии будут
знакомить рабочих с произведения-
ми композиторов-классиков и обучать
игре на музыкальных инструмен-
тах. Одаренные рабочие будут на-
правляться в музыкальные школы.
	Румыния
	Московский драматический театр им. А..С. Пушкина показал но-
< гы = тт *
	[[ьеса по:
	вый спектакль — «Джон — солдат мира» Ю. Кроткова.
	священа ‘пламенному борцу за мир, замечательному  певцу-трибуну
	о лучших представителях амери-
	Полю Робсону. Она рассказывает
	канского народа, активных борцах за мир. Главное действующее
лицо в пьесе — талантливый артист Джон Робертсон.
Снектакль поставлен народным артистом СССР В. Ваниным, ху?
	Роль
	дожник—заслуженный деятель искусств РСФСР Б. Волков.

rrr
			Фото С.

ТН ингарева.
	На снимке: сцена из 1-го акта спектакля.
	Мастер сатирической грасбики
	Имя заслуженного деятеля . ис-
кусств, лауреата Сталинекой премии
Михаила Михайловича Черемных не-
отделимо от истории развития совет-
ской сатирической графики.

Выставка его работ, открытая в
залах Дома художника МОССХ, бога-
то и разносторонне отражает весь
	более чем 30-летний плолотворный
	творческий путь этого выдающегося
мастера.

Нет, пожалуй, ни одной области и
ни одного жанра графической сатя-
ры, в которой М. Черемных не при-
менил бы своего яркого художе-
ственного таланта. своей  HeHC-
сякаемой творческой инициативы.
Выставку открывают пожелтевшие
от времени листы знаменитых «Окон
сатиры РОСТА», овеянных пПорохо-
вым дымом гражданской войны. Ми-
хаил Черемных —— один из инициа-
	торов и создателей этой удачной и
	оригинальной формы  изобразитель-
ной агитации, вошедшей в историю.
советской сатиры.

В содружестве с талантливейшим
поэтом советской эпохи В. Маяков-
ским Черемных около трех лет соз-
давал рисунки для «Окон», соеди-
нивших в себе оперативность газе-
ты © красочностью и доходчиво-
стью плаката. 3

Прошло два десятилетия, и в пер-
вую суровую годину Великой Отечеет-
венной войны эта боевая форма поли-
тического плаката, была снова приня-
Ta Ha вооружение большевистской
атитации. В групие художников, ор-
тавизованных вокруг мастерских
«Окон ТАСС», мы видим Михаила
Черемных. В 1942 году за работу
над «Окнами ТАСС» ему, вместе ©
доугими художниками, присуждена
Сталинская премия.

М. Черемных — непревзойденный
мастер такого типа плаката, где со-
держание раскрывается в ряде сю-
жетно связанных между собой от-
дельных. рисунков-кадров. Так были
построены все «Окна РОСТА», и
этот же прием Черемных ‹ успехом
применяет во многих своих сатири-
ческих плакатах, сделанных для пе-
чати. Черемных умеет вложить боль-
лю и серьезную политическую
мыель в предельно лаконичный и
скупой, но исключительно вырази-
тельный рисунок. Таков, наприуер,
широко популярный в свое время и не
потерявший своей эгитапионной дей-
ственноети до сих пор его плакат
«Чтоб из этой лапы выпал нож —
антифацистекого фронта силы
мНоЖЬ!».
	Крупнейшее место в творческой
	биотрафии М. Черемных занимает pa-
бота над журнальной карикатурой и
сатирическим рисунком. Вместе’ с
Д. Моотом, Д. Бедным, В. Лебедевым-
Вумачом и И. Малютиным, М. Черем-
ных является основателем м вэду-
щим творческим работником самого
массового советского сатирического
журнала «Ёрокодил». В неисчис-
лимой серии рисунков Черемных, на-
печатанных на страницах «Врокоди-
ла», проявились самые характерные
черты художника — его неутомимые
поиски новых и свежих изобрази-
тельных приемов, его настойчивое
новаторекое стремление к развитию
и обогащению своего изобразитель-
	ного языка с целью наиболее яркого
раскрытия темы рисунка. He
всегда эти искания были оди-
наково удачны, но большинство ра-
бот отмечено серьезным, Умным и
принципиальным отношением худож-
ника к поставленным перед 00бой
запачам.

Обралнает на себя внимание пииро-
кий творческий диапазон М. Черем-
ных: наряду с острыми и гневными
сатирическими памфлетами, беспо-
щално бичующими врагов мира, ху-
дожниЕ создает теплые, проникнутые
доброжелательным юмором образы co-
ветских людей, умеет в своих бы-
товых рисунках реалистически по-
казать черты нового, социалистиче-
ского общества.
	Рядом < такими рисунками,
как «Типы, ушедшие в прошлое»,
«Крах очковтирателя», «Волокита»
	и другими, зло и остроумно высмеи-
вающими мещанство, бюрократизм,
отсталость и прочие пережитки кз-
питализма в сознании людей, мы
видим на выставке работы, отобра-
жающие все то новое, положительное
‚и передовое, что характеризует ‹о-
ветскую действительность. RK eras
произведениям относятся, например,
рисунки — «На Всероссийском шзх-
	MaTHOM турнире колхозников», «Бо-
	татая перспектива», «зАенокая до-
рога...» и многие другие.

На выставке. показаны также
книжные налюстрации М. Черемных,
среди которых центральное и наибо-
бее значительное место занимают т8-
тантливые эмоциональные рисунки
к произведениям великого Тусекого
писателя М. Фалтыкова- Щедрина.
Художник правильно понял и гра-
фически отразил глубокие идейные
замыюлы великого сатирика, про-
никся духом могучего шедринского
тнева и презрения к угнетателям,
любовью и сочувствием к простым
русским людям, страдающим под
ярмом царизма и крепостного режи-
ма.

Все экспонируемые работы 06°-
единены горячим стремлением худож”
		стерство Народным и реалистичным.
Взыскательно и критически относясь
Е своей работе, пытливо и вдумчиво
пересматривая опыт прошлых лет,
‚М. Черемных успепино борется е эле-
ментами схематизма и нарочитой ус-
ловности, которыми подчас грешила
его художественная манера. Графи-
ческий язык художника становится
все более жизненным,  резлистич-
ным, полнокровным.

Широко известный плакат «Два
мира — два плана» © большой силой
и убедительностью  противопостав-
ляет зловещим проискам полжигате-
лей войны спокойную уверенность
советских людей, их благородный и
мирный созидательный труд.

Советское изобразительное искуе-
ство принимает участие в великом и
мотгучем движении советекото нарола
К коммунизму, в растущем и креп-
нущем движении 90рьбы за мир во
всем мире. И в первых рядах хулож-
ников-бойцов за мир илет Михаил
Черемных. в распвете творческих
сил и энергии встречающий свое
щестидесятилетие,

\ Бор. ЕФИМОВ.
	26 ноября в столице Чехослова-
кии начался смотр спектаклей тезт-
ров — победителей  общегосударст-
венного конкурса «Театральная жат-
ва 1950».

Во время смотра на крупнейших
сценах Праги будут показаны опер:
ные, балетные и драматические спек-
такли театров столицы и областных
центров.

`В первый день смотра Националь-
ный театр в Праге показал оперу
Фибиха «Шарка», а драматический
коллектив театра — пьесу А. Запо-
Тоцкого «Встанут новые бойпы». Эту
же пьесу зрители увидят в испол-
нении артистов театра. г. Плзень.

Театр города Зволень покажет пье-
ву А. Корнейчука «Макар Дубрава»,
а оперный коллектив Словапкого на-
ционального тезтра — оперу Сухо-
ня. «Крутнява».
- Пражекий городской театр моло-
дежи ставит пьесу «Вак закалялась
сталь» по роману Н. Островского.

Кроме этих спектаклей, жители
Прати емогут познакомиться с твор-
чеством театральных коллективов
торолов Брно, Готвальдов и Острава.

Два театра ставят балет С. Про-
кофьева «Ромео и Джульетта», поль-
зующийся большим успехом у чехо-
словацких трудящихся.

**
	Национальный театр в Праге по-
казал премьеру пьесы Ве. Вишнев-
ского «Незабываемый 1919-й». По-
становщик пьесы — режиссер Фран-
тишек Зальцер, роль В. И. Ленина
исполняет 5b. Загорский, роль
И. В. Сталина—Л. Богач. Шибаева—
Я. Пруха,

Театр им. И. К. Тыла поставил
«Доходное место» А. Н. Островского
в переводе Л. Фикара. В Театре rocy-
даретвенного фильма в Праге состоя-
лась премьера пьесы Б. Лавренева
«Голое Америки».
		Сотни коллективных сельских хд-
	зяйств организованы трудовым
крестьянством Румынской народной
республики на своей — свободной
	земле. 06 одном из них рассказыва-
ет зрителям документальный фильм
«Новая жизнь», созданный румыв-
скими кинодокументалиетами и д6-
монстрирующийся сейчае на экранах
страны.

_ В этом фильме показано, как
200 крестьянских семей села Пекя-
Ковурлуй решили об’единить свои
земельные участки и образовать
Бволлективное сельское хозяйство. На
помошь крестьянам. пришло  госу-
даретво. Предоставленные в их раг-
поряжение тракторы,  молотилки и
другие  сельскохозяйственные ма-
шины облегчили трул  хлеборобов,
помогли им добиться высоких уро-
жаев на своих полях.

Авторы фильма запечатлели на
пленку кадры, евидетельствующие, с
каким энтузиазмом участвуют кре-
стьяне в строительстве новой жизни.

Фильм «Новая жизнь». наглядно
иллюстрирующий огромные преиму-
щества коллективной системы хо-
зяйства, пользуется большим успе-
хом среди TOY AATEC румынской
леревни.
	Ee SSR ES AAT ee

сюда резкое падение качества нашей и Ha экранах других восточных‘
Ал лАЛллАллЛЛАЛА лилии PLS LLLP PLLA
	фаттистов 06 Освенциме. Но емерть
вожака не сломила остальных участ-
ниц подпольной группы, они сплоти-
лись еще теснее, чтобы продолжать
борьбу. Женщины организовали по-
бег одной из заключенных — Марты,
чтобы она рассказала миру о злодея-
ниях фашизма. Побег не удался. Мар-
TY ждет  виселица. «Смотрите,
чтобы Освенцим не повторился!» —
призывает она перед смертью. И
слышит в ответ: «Не повторится!»
—щ над Освенцимом уже появились
советские самолеты...

Как ни трагично содержание «По-
		ние оптимистического звучания. Не
преуменьшая силы врага, фильм по-
казывает его обреченность. Якубов-
ская не шаржирует образы фапгиет-
ких палачей, она очень сдержанна в
показе их злодеяний. И, может быть,
благодаря этой сдержанности еще
больше выявляет их звериную сущ-
ность. Да, это не люди! И началь-
ник лагеря. вежливо сообщающий
	своим жертвам, что они вокоре ветре-
©
	тятся © близкими, намекая таким об-
разом на предстоящую казнь, и врач,
впрыскивающий яд родившемуся в
лагере ребенку, и надзиратели, истя-
зающие заключенных, — все это не
люди, а выродки, звери в человече-
ском образе. И им, конечно, не одо-
леть людей, готовых на любые жерт-
вы ради мира, счастья и свободы
человечества.

Эти проетые люди. показанные в
фильме, прекрасны. Когда смотришь
на них. вепоминаешь  горьковекие
слова: «Человек — это звучит гор-
JO», которые можно было бы поста-
вить эпиграфом в Фильму.

Значение «Последнего этапа» OT-
нюдь не исчерпывается тем, что OF
проелавляет героев и мучеников
	тя гитлеровский фашизм сокрушен,
над миром продолжает висеть гр0з-
ная опасность. Последователи Гитле-
pa в других странах стремятся раз-
жечь пежар новой мировой войны.
Разве американские империалисты
не создают сейчас на испепеленной
и окровавленной корейской земле но-
вые освенцимы-и майданеки? Разве
они не нанимают себе в учителя
главных военных преступников —
гитлеровских палачей и японских ге-
нералов, разводивших чумные бакте-
рии для истребления: китайского’ на-
реда? Разве они не хвастаются убой-
ной силой атомных и водородных
бомб, по сравнению с которыми кза-
жутся ничтожными даже крематории
и газовые камеры фапгиетеких конц-
лагерей? Иуеть они не говорят. что
	Лауреаты Международных премий мира
	Фильм, обличающий
врагов человечества
		Фильм «Последний этап» отмечен Международной премией мира
в дни, когда американские последователи Гитлера создают новые ля-
гери смерти в странах, которые они стремятся поработить.

Я уверена, что, получив такую почетную награду, работники
«Фильма Польского» с еще большей силой будут бороться своим ис-
кусством за мир и социализм.

Исполненные веры в окончательную победу нашего правого дела,
мы хотим внести максимальный вклад в борьбу за мир, в борьбу,
которую ведет лагерь прогресса, руководимый могучим Советским
		Союзом.
ВАРШАВА.
	Ванда ЯКУБОВСКАЯ.
5 :
	и сотнями удушали в газовых каме-
рах, сжигали в лагерном крематории.

Ванда Якубовекая и Герла Шней-
дер были в аду, в етрапьном аду, ©0-
зданном империалистическими хищ-
никами, задавшимиея целью уничто-
жить целые народы. И они правдиво
нарисовали картины этого ада в сво-
ем фильме.

События; oro6pamennere Якубов-
ской в «Носледнем этапе», исполне-
ны величайшего ‘трагизма, Ho ona
вызывают не ужас, а гнев; не покор-
ность судьбе, а волю`к борьбе и. ог-
ромное уважение к людям. неё скло-
нявшимея перед палачами, невзирая
на грозящую неизбежную гибель. Ге-
роической силой обладают созданные
Якубовской образы  женщин-узниц
Освенцима —— русского врача Евге-
нии. польки Анельки, немки Анны и
других. Женщины разных нацио-
нальностей, они об’единились длЯ
того, чтобы поднять дух заключен-
ных  правдивыми сообщениями ›о
победах Советской  Apmitn-orroto-
дительницы: чтобы вынести за колю-
чую проволоку лагеря правду о тво-
рящихеся в нем зверетвах.

МОСВОВСЕАЯ ХРОНИКА
	которой с успехом выступал в городах
Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины,
Молдавии, Грузии. Первый концерт хора
	в Москве состоится завтра в Большом за.
ле Консерватории.
	&3 Государственный театр им. Евг. Бах-
тангова приступил к репетициям инсие-
нировкн К. Федина «Необыкновенное ле-
	то», сделанной автором романа совместно с
В. Месхетели.
	{3 Директором Московской государствен-
ной эстрады назначен Н. П. Барзилович.
	@ На экранах столичных кинотеатров
демонстрируется 55-й номер киножурнала
«Новости дня» (производство Центральной
студии документальных фильмов, режиссер
С. Бубрнк, текст Э. Марьямова). Раздел
киножурнала «За рубежом» целиком по-
священ репортажу о Втором Всемирном
конгрессе сторонников мира.

@ В Москву приехал Государственный.
мужской хор Эстонской ССР, руководимый
композитором Г. Эрнесаксом. До приезда
в столицу хор совершил По странё продол
жительную гастрольную поездку, во’ время
	гг о прошлом, но он глубоко актуа-
н. Советская Армия-освободитель-
тца спасла, человечество от коричне-
й чумы фашизма, грозившей ему
ичтожением. Но хотя бесноватото
орера, мечтавшего завоевать весь
ip, постигла бесславная гибель, хо-

$

их не касается то, о чем рассказала
Ванда Якубовская в. «Последнем эта-
пе».

Бывшая узница- 0евенцима обра-
шается к человечеству со страстным
призывом: «Смотрите, чтобы Оевен-
цим не повторился!» И этот призыв
наполняет кадры фильма глубоким
содержанием. ° придает ‘им могучую
силу, делает их орудием борьбы 3a
MED.

«Последний этап» — суровый o6-
винительный приговор не только гит-
леровскому фашизму, но и империа-

‘листам всех мастей. Он клеймит всех
	тех. кто насилиями. убийетвами, уни-
	чтожением целых народов пытается
проложить себе путь к мировому гос-
подетву, навязать человечеству своею
престунную волю.

Фильмом «Последний этап» поль-
ская кинематография показала ©вою
идейную зрелость. Она стала могучим
оружием ‘в борьбе польского народа
за мир, против поджигателей новой
войны. Присуждение этому фильму
Международной премии мира — до-
стойная награда передовому польеко-
му художнику кино и одновременно
призыв в мастерам‘ искусетва вместе
го веем прогрессивным чёловечеством
усилить борьбу за мир, 3a демокоа-
	Польский фильм «Последний и
удостоенный Международной премии
мира, хорошо известен советскому
зрителю. С огромной силой и стра-
стью призывает он к борьбе за мир
и демократию, за счастье простых лю-
лей на всей земле. Обладая достовер-
ностью и обобщающей силой большо-
PO правдивого искусства, кинохарти-
на вызывает у зрителей чувство ‘пре-
клонения перед простыми и муже-
ственными люльми. которых не ело-
мили преследования фапгистеких изу-
веров. Фильм вселяет волю к борьбе
и жгучую ненависть к врагам чело-
вечества.

Режиссер Ванда Якубовская и ee
соавтор по сценарию Герда Шнейдер
сами были среди тех, кого гитлеров-
ский фашизм обрек на уничтожение
в лагере смерти — Освенциме. В чи-
сле немногих им удалось спастись из
этой страшной машины истребления,
убивавшей по последнему слову
человеконенавистнической «науки»
десятки тысяч людей. Они перенесли
пытки и чудовищные издевательства,
они вилели виселицы, на которыз
для устрашения заключенных казни-
ли непокорных. Людей, бывигих вме-
сте с ними в заключении, десятками
	Главный редактор С. 5. СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам.’главного редантора),
А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ, ЦН. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
		ДИРЕКЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
- АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
	КОНКУРС
	должностей по сектору ° теории
	` ОБ’ЯВЛЯЕТ
	на замещение лвух вакантных
	* i искусств. .
К конкурсу допускаются лица, имеющие степень кандидата H¢-
кусствоведческих ‘наук или утверждение в звании старшего научного
_- сотрудника: ия Ем та
  Срок конкурса — 20 декабря.
	Срок конкурса — 20 декабря.
Заявления, документы и научные труды Hany
	Sp Rey eh eee lee pee IEE IO Щи К ЕЕ У OE EOE

заявления, документы и научные труды направлять по адресу:

Se 5 _ a: усилить борьбу за мир, за демокра-

ния заключенных казни-   рящихся в ‘нем зверствах. \ K
ых Людей. бывших вме-  Mysenmuecroit смертью погибла ти, за счастье всего человечества.   ул. Кропоткина, 21. “Институт Академии художеств. Директору.
з заключении, десятками   Евгения, смело разяблачавшая ложь Karo из фильма «Последний этап». С. СЕРГЕЕВ.

ое искусство» выходи? ь : зе - -45- 2 .
КУ Алреб редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отлелы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств, иностранвый — К 1-48-08. fil у

орвикам и субботам. : : А oan .
	Зак № 3254.