ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСВ!
			GiK YGGC WIR«
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
	Вторн
	ик, 2 декабря 1950 гола

. >
Песни счастья
	и дружбы
	Украинский народ‘ создал много
прекрасных песен, которые звучат
далеко за пределами Украины.

«Песню © Сталине», ‘слова и му-
зыку которой написала  колхозница
Христя Литвиненко, поют не только
ее земляки, миргородекие  банхури-
сты Ha Полтавщине, но и многие -хо-
ровые коллективы Уклаины.
	цузыку «Песни с Сталине» на
текет украинского поэта М. Рыль-
ского сочинил. преподаватель Киев-
ского — педагогического училища
Р. Скалецкий. 0 великом Сталине
сложили песни рутченковский шах-
тер Ц. Дмитриев-Бабанов, ныне сту-
лент Виевокой вечерней консервато-
рии, и учитель сельской  началь-
ной школы в Тульчинском районе
Винницкой области В. Кучерук.
	Пееню © лесонасажлении, © Ha-
ступлении на суховем создали агро-
ном села Устивица, Взлико-Ватачан-
ского района, Полтавекой области
М. Олефиренко (автор текста) и 300-
техник того же села М. Закладный
(автор музыки).

Под впечатлением грандиозных
перспектив, открывающихся со стро-
ительством гигантской гидроэлектро-
станции на Днепре, среди колхозниц
села Шишаки на Полтавщине воз-
НиЕла «Песня о новой Каховке». 0
передовой колхознице В. Чичко, вы-
ращивающей в Березанском районе
Черниговской области ‘высокие уро-
жаи кок-сагыза, сложил песню руко-
водитель вельского хора А. Семпроз.
Колхозницы-льноводы сельекохозяй-
ственной артели имени Сталина (се-
ло Лугины, Житомирской области)
М. Самчук и 0. Чижук являются ав-
торами песни «Ой, поля, поля кол-
хозные», воспевающей радость кол-
хозного трула.
	Колхозный письмоносец П. Шери-
хай из села Веприк,  Галячевского
района на Полтавщине, в своей пес-
не «У колгосш двчина хороша»
воспевает знатную колхозницу, кото-
рой он ежедневно приносит нисьма
от академиков, инженеров и рабо-
чих, интересующихся опытом ее ра-
боты по выращиванию высоких уро-
жаев.

Секретарь Кролевецкого районного
Совета депутатов трудящихея Сум-
ской области Л: Серебряков в сл0-
женной им песне предупреждает тру-
мэнов, ачесонов и даллесов, что могу-
чий Советский Союз никому не
позволит посягнуть на свою мирную,
счастливую жизнь.
	Авторы этих песен вносят свой
вклад в создание произведений ис-
кусства, увековечивающих великую
сталинекую эпоху.
	КИЕВ. (Корр, «Советского искус-
ства»).
	Открытие Русского
театра БССР
	МИНСК. 2 декабря в Минске co-
стоялось торжественное открытие
Русского государственного драмати-
ческого театра Белорусской ССР. На
открытии присутствовали многочис-
ленные гости. Коллектив театра по-
казал премьеру — пьееу молодого
белорусского драматурта В. Полес-
ского «Песня напих серлец».
	эдание Русского тзатра — новое
прекрасное архитектурное  сооруже-
ние столицы  Белорусоий. Парадный
под’езл украшает величественная ко-
лоннада. Внутри помещение отделано
лепным орнаментом.
	Б новом сезоне коллектив театра
покажет лучшие произведения совет-
ских драматургов и классиков. Среди
них пьесы «Два лагеря» А. Якобео-
на, «Зеленая улица» А. Сурова, «Дя-
дя Ваня» А. Чехова, «На бойком
месте» А. Островекото, «Отелло» В.
ПТекетира и тругие.
	Новый казахский балет
АЛМА-АТА, 3 лекабря Театр опе-
	ры и балета, имени Абая показал ка-
захекий балет «Камбар и Назым»,
музыка В. Великанова, либретто
Н. Баймухамедова и Г. Градова. Т®-
мой для либретто послужило народ-
ное сказание 0 любви отважного
юноши Камбала к левулке Назым.
	Постановку осуществил заслужен-
ный артист РОФСР М. Меисеев. Ху-
JORHUR заслуженный артист  рес-
публики А. Ненашев.
	Новый балет тепло принят зрите-
TAME.
	Рижские премьеры
	РИГА. (Наш корр.). За поеледнее
время театры Риги показали рял на-
вых спектаклей. Художественный те-
зтр Латвийской ССР поставил новую
пьесу 9. Залите «Источники силы».
Спектакль рассказывает, © жизни
колхозного крестьянства Латвии. По-
становка осуществлена молодым ре-
жиссером Маргой Тетер. В Акалеми-
ческом театре драмы состоялась
премьера пьесы «Мастера из Кале-
вы» А. Тикли (режиссер Ж. Кат-
лап).
	С больптим уелехом в Театре опе-
ры И балета прошла премьера оперы
«Царская невеста» Римекого-Коуса-
	кова (режиссер К. Лиспа, дирижер
М. Жуков).

На-лнях Русекий драматический
	театр показал премьеру пьесы «Ван-
дидат партии» А. Врона. Спектакль
поставлен Ю. Юровским,

од, знаменем Сталинской Конст
	Товарищ И. В. СТАЛИН на трибуне Чрезвычайного УШ Всесоюзного с’езда Советов 5 декабря 1936 года.
		Торжество советской демокр
	Сегодня — Лень Конституции
СССР, принятой четырнадиать лет
наззд на Чрезвычайном УП Bee-
союзном с’езде’ Советов и названной
народом по имени ee творца —
Сталинской.

Конституция CCCP, как товорил
тогда товарищ Сталин, — это «ието-
рический документ, трактующий
просто и сжато, почти в протокольном
стиле, о фактах побелы социализма в
CCCP, o фактах освобождения тру-
дящихся СССР от капиталистическо-
To рабства, о фактах победы в ОССОР
развернутой, ло конца  последова-
тельной демократии».

Победа социализма в нашей стра-
не обусловила серъезнейпиие, прин-
ципиальные изменения в области
хозяйственной и общественно-поли-
тической жизни СССР.

В результате этих изменений мы
имеем теперь в СССР совершенно
новую, социалистическую экономи-
ку, не знающую кризисов и безра-
ботицы, не знающую нищеты и ра-
зорения трудящихся масе. дающую
гражданам. все возможности для 38-
житочной и культурной жизни. Из-
менилась и классовая структура на-
mero общества. Появилея  совет-
шенно новый, освобожденный от
эксплуатации рабочий класс; появи-
лось совершенно новое крестьянство,
с хозяйством, основанным не на ча-
стной собственности, а на коллектив-
ной собственности, выросшей на ба-
зе коллективного труда; появилась
совершенно новая интеллигенция,
	‚срязанная всеми корнями © рабочим
	классом и крестьянством. В корне
изменился и облик народов СССР —
исчезло чувство взаимного  недове-
DHA, развилось чувство взаимной
пружбы и наладилось, таким обра-
зом, настоящее братекое сотрудниче-
ство народов в системе единого ©013-
ного Советского государства.
Строить и созидать во имя мира,
во имя счастья народа — такова бла-
городная пель Советского  госудат-
	ства, на это направлены Be Cry
силы.
Угнетать нарот экономически и
	социальчо, сеять повсюду семепа
раздора и страх перед завтрашним
тнем — такова черная цель мира
империализмз. Капаталистическое
произволетво периодически  подвер-
гается воздействию разрушительных
кризисов, оно зажато в тисках глу-
бочайпих прогиворечий, выход из
которых империализм ищет в во-
вых  грабительских войнах. В
США — этой главной цитадели ми-
рового империализма — экономика
Фактически переведена на рельсы
военного производства при все более
обостряющихся классовых противо-
речиях внутри страны, вызванных
нищанием трудящихся и ростом
безработицы

«Демократия в  капиталистиче-
ских странах, Tie имеются антагони-
стические классы, — учит товарищ
Сталин, — есть в Последнем счете
TOMOKPATHA для сильных. демокра-
тия для имущего меньшинства. Де-
мократия в СОСР, наоборот, есть де-
мократия для трудящихся, т. е. де-
мохратия для всех».

Bonaomenne сопиалистического
1емократизма, = Советский Союз
являет невиданный во всей прелше-
ствующей историй человечества при-
мер етинства интересов государства и
народа. Отсюла и небывалая проч-
HTH нашей державы, обладающей
неисчерлаемыми силами  всенарод-
	НОЙ подхержем в осуществлении всех
начинаний большевистской партии,
советского правительства. «Никогда
не победят того народа, в котором ра-
бочие и крестьяне в болышинстве
своем узнали, почувствовали и уви-
дели, что они ототаивают свою, CO-
ветскую власть — власть  трудя-
щихся, что отстаивают то дело, побе-
да которюго им и их детям обеспечит
возможность пользоваться всеми бла-
гами культуры, всеми созданиями
человеческого трула» (В. И. Ленин).
	Советский Союз дал человечеству
и непревзойденный образец консоли-
лации наций в ‘условиях единого
	союзного государства. Победы
ленинско-сталинской национальной
политики, зафиксированные В
	Сталинской Конституции, вновь и
вновь демонстрируют всему миру
превосходство советского  социали-
стического строя над капиталистиче-
ским строем. `За годы советекой вла-
CTH, в обстановке тесного содруже-
ства всех народов в СОСР образовал-
ся ряд новых, социалистических на-
ций < развитой экономикой, © высо-
кой культурой, национальной по
форме, социалистической по содер-
жанию. Советская власть вдохнула
в ранее угнетенные народы веру в
свои силы и способноети, пробудила
в них жизненную энергию, привела
в лвижение творческие усилия много-
миллионных Mace, различающихся
между собой языком, бытом, формой
культуры, но неразрывно сплочен-
ных в единой гружной семье наро-
дов. Это содружество юсвящено 0б-
щей кровью, пролитой в боях © вра-
тами Родины, общими победами, 0б-
щим героическим трудом, общим
чувством гордости за свое социзли-
стическое отечество. Открывая и
используя неисчислимые богатства
	ролной земли. опираясь на помощь
	великого русского народа и преиму-
щества советского сопиалистическо-
го строя, народы СОСР из года в год
все выше поднимают экономическое
и культурное развитие своих  рес-
публик и Советекого Союза в целом,
укрепляют дело мира во всем мире.
Конституция СССР, Конституция
победившего социализма и развер-
нутой социалистической  демокра-
тии. вооружила трудящихся всего
мира морально и ‘политически на
борьбу с империалистической реак-
цией, 8a новое общественное и то-
суларственное устройство. То, что
осуществлено в СССР, может быть
осуществлено и в других странах!
	Победа социализма в СОХР, раз-
гром Советской Армией фапгистской
Германии и  империалистической
Японии, братская бескорыетная по-
мощь 60 стороны Советского Союза
— весе это сыграло решающую роль
в создании и успешном развитии
стран народной лемократии. Народы
великого Китая сбросили многовеко-
вой гнет и успешно строят теперь
свою новую, своболную родину. Гер-
манская демократическая фреспубли-
ка заняла свое место в лагере миро-
любивых государств.

Широкое привлечение трудящихся
к управлению государством служит
олним из величайших источников
роета сил и могущества Советской
державы. Только детутатами мест-
ных Советов избрано у нае в стране
свыше полутора миллионов человек
— рабочих, колхозников, служащих,
Теятелей науки и культуры, работ-
	ников искусств. Кроме того. мил-.
	итуции-вперед, к коммунизму!
		Раецветает наше

HACKY CCTBO
	>
Л. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ.
	депутат Верховного Совета СССР,
народная артистка СССР.
		Сетолня ‘у советских людей празд-
ник. Торжественно и ‘радостно от-
мечают все народы  необ’ятной
социалистической Родины — День
Сталинской Конетитуции.

Четырнадцать лет ‘назад Чрез-
вычайный \УПШ Всесоюзный — ©’езд
Советов, на котором мне выпало еча-
стье присутетвовать, принял новую
Конституцию СССР, названную
Сталинской по имени ее великого
твориа.

Жаждлая из статей Основного Зако-
на Советского государства зиждется
на исторических побелах, ° олержан-
		Сталина, освещенных его тением,
проникнутых его мудростью. Вее по-
		ны © любимым именем вождя.
Сбылась вековая мечта 3
	NMODLICCER Вевовая мечта лучших
людей мира о справедливом государ-
CTBCHHOM строе, где торжествует рас-
крепошенный трул и творческая
	креющенный труд и творческая
мысль обращена на благо народа.
В 0Основном Законе нашей страны.
	заврепившем великие завоевания €0-
циализма, как в чудесном зеркале,
отражается наш советекий образ жиз-
ни. Сталинская Конституция — жи-
	вотворный источник,  рождающий
благородные чувства, высокие па-
триотические поступки и TODIMOCTE
	советских людеи за ©вою социалисти-
ческую Отчизну. Ее высокими илея-
		капиталиетов. Ona всегда была.
	OCTACTCH H поныне достоянием лишь
	имущих, господствующих слоев 96-
щества, утверждающих классовый и
напиональный гнет.
	Иное хело у нае. Сталинская Вюн-

сотитуция — самая демократическая
конституция мира, Советекая демо-
кратия — демократия выешего ти-

па, демократия для всех. Она рае-
крывает все новые и новые творче-
екие силы народов, вызывает к жиз-
ни могучий расцвет талантов.

После Великого Октября в нашей
стране начался поистине золотой век
развития культуры и искуветва. И
никогда еще ни у какого народа ты-
сячелетняя мировая история культу-
ры не знала такото расцвета, как в
Советской стране.

Товарищ Сталин дал советской
художественной интеллигенции ключ
в овладению высотами искусства.
Социалистический реализм — это ме-
TOI, позволяющий воплощать в худо-
жественных образах правду жизни,
неразрывно связанную < борьбой тру-
дящихся за новое, коммуниетическое
общество. Искусство,  рожденное
советским строем, — искусство вы-
соких идей и жизненной правды.
Социалистический реализм стал зна-
менем советского искусства, самой
переловой культуры мира.

В нашей стране сбылись светлые
мечты людей о братстве и дружбе.
Кажлый советский народ, и в ‘том
числе мой, белорусский, за голь со-
ветской власти понобрел верных,
бескорыстных лрузей. Это не отдель-
ные люди, это все советекие народы,
это социалистические нации. Одухо-
творенные идеями Ленина и Сталина,
они с невиланным воодушевлением
строят коммунизм.

Пол сенью Сталинской Конститу-
ции большие и малые нации в нашей
стране обрели богатырекие духовные
силы, и каждая из них вносит свой
вклал в сокровишницу мировой куль-
туры. Нигде и никогда еще не было
такого содружества напий, нигде и
никогда еще не было такого поистине
прекрасного, взаимно оботащающего
содружества национальных культур,
как в стране Советов.

Сегодня все мы являемея сви-
тетелями замечательных успехов
искусства наролов СОСР—искусетва,
	национального по форме, социалиети-.
	ческого по содержанию. Наш социа-
листический строй вызвал к жизни
театральное искусство у таких наро-
дов, которые до революции вообще не
имели представления о театре и даже
не имели своей письменности. И если
мы вправе гордиться завоеваниями
братских народов, имеющих за свои-
ми плечами ботатый творческий путь,
то еще более значительными  пред-
ставляются достижения ‘республик,
где профессиональное искусство роди-
лось лишь после Великого Октября.

Вепоминаются слова великого рус-
ского лраматурга А. Н. Островского:
«Национальный театр — есть при-
знак совершеннолетия нации, так же
как академии, университеты, музеи.
Иметь свой родной театр и гордиться
им желает всякий народ. всякое пле-
	Аншлак Гилан. Шесть горных пе-
ревалов Гиссарского хребта отделяют
	этот далекий поселок от  пветущей
долины. Узкая тропинка связывает
ero с районным центром. Зимой—а
	она злесь продоруачетсвя евьыиие Oud yo
года — тропа заметаетея сугробами,
торный кинглак оказывается  отре-
занным от вненгнего мира. Но жизнь
здесь продолжает бить ключом.
Кишлак славится талантливыми -ма-
стерами прикладного искусства, на-
родными певцами, танцорами,

В центре агрогорода — красивое
здание Дворца культуры и гордость
гиланцев — колхозный театр. Rpa-
сочные рекламы, выполненные мест-
ными художниками, приглашают
	sy своего творчества в столице арти-
сты. композиторы, художники, му-
зыканты Украины, Татвии, Литвы,
Эстонии, Грузии, Северной. Осетии.

Сталинская Конституция обестечи-
вает возможность. каждому советекому
человеку полностью развернуть все
<вои дарования и слюсобноети в ра-
боте — на производстве, в обществен=
ной деятельности, во всех областях
культуры. Талантливость народа-со-
зидателя, разносторонность его дуз
ховных интересов ярко и полно вые
явились и в расцвете народного худо-
жественного творчества. С кажльм
годом множатея ряды участников
художественной самодеятельности. Их
число сейчас превысило пять мил-
лионов. Народные певцы и сказители,
художники и музыканты, сотни ты-
сяч самодеятельных коллективов
вдохновенно и радостно прославляют
В ввоем творчестве нашу любимую
Родину, великого вождя и учителя
товарища Сталина.

Окруженное заботами партии и
правительства, растет, крепнет худо-
жественное творчество народов нашей
‘страны. И важнейшим фактором, епо-
собствующим этому расцвету, являет
ся благотворное влияние культуры
великого русского народа. Высокая
идейность, боевой дух передовой o6<
щественной мысли России  всегла
оказывали огромное влияние на, раз-
витие культуры других наролов. На=
ция, давшая миру Денина и Плехано-
ва, Белинского и Чернышевского;
Пушкина и Толстого, Глинку и Чай=
ковского, Ломоносова и Менделеева;
Сеченова и Павлова. Репина и Суриз
кова, Суворова и. Кутузова, не слу
чайно заняла положение руковоля=
щей силы Советского Союза. Борясь
на протяжении столетий с реакцией
и самодержавием, русекий народ соз=
дал свою великую национальную
Культуру. Под его идейным влиянием
революционизировалаеь, лемократизи=
ровалась и развивалась культура
всех наролов.

Велико и благотворно возлействие
русского искусства на искусетво
братеких советских народов. Разнооб=
разны формы непосредетвенной поз
мощи лучших представителей nyecgo<
го советского искуства B Boonie 33
расцвет искусства. народов СССР.

И нервый среди равных, русский
народ заслужил глубочайшую приз
знательчость белорусов и трузан;
украинцев и казахов, ойротов и баш=
RMP, узбеков и туркменов- — трудяз
щихся всех национальных республиЕ:

И если все народы СССР учились
у русских строить овою новую жизнь
и новую культуру, учились крепить
дружбу народов, то теперь многие
народы мира учатся этому же у веех
советских людей, зная, что весе они
идут по олному пути, начертанному
партией Ленина — Сталина.

За последние Tol мне пришлоск
несколько раз выезжать за пределы
Советского Союза. И всюду я вилела
проявление глубокой и светлой люб-
BH в людям моей страны, глубоклй
интерес к нашему искусству. Арти-
сты Варшавского театра, с которыми
Я беседовала на дружеских встречах,
с волнением спрашивали: так ли они
играют, как в Советском Союзе? Они
говорили об огромном желании учить-
ся у мастеров советского искусства:

Расцветающая советская социали-
стическая культура противостоит
«культуре» цивилизованного варвар-
ства, «культуре» капитализма. С9-
ветекая социалистическая культура
знаменует собой новый, выеший этап
общечеловеческой культуры. Прогрес-
сивные идеи нашей социалистической
культуры все шире и глубже воспри-
нимаются народами мира, полными
решимости защитить истинную куль-
туру от фашизма во всех его вилах:

только что вернулась из Варша=
вы, где принимала участие в работах
Второго Всемирного конгресса, сторон
ников мира. То, что я видела и слы-
Шала там в эти лни, еше больше все-
лило в меня уверенность в том, что
судьбы мировой культуры находятся
в надежных руках,
В расцвете своих творческих гит
	встречают советские народы День
Сталинской Конституции. Hama Po-
дина живет яркой и полнокровной
жизнью. Оглядываясь на пройлен-
ный путь и думая о том, что ждет
нае впереди, мы, советекие люди, от
всего сердца говорим:

— Спасибо великому Сталину —
Творцу самой демократической в мире
Конституции.

И мы, работники искусств страны
социализма, видим свою самую вы-
сокую и благородную залачу в том,
чтобы еще полнее и ярче отображать
в нашем творчестве великие, как
похвиги, дела народа, строящего ком-
мунизм, народа, идущего в авангарле
борьбы за мир, за прогресс и счастье
на земла.
	родных танцев колхознипа Юсупова.
Незаурядные музыкальные способна.
CTH проявил колхозный бригалир
Юсупов— дирижер театрального op-
костра, музыкальные инструменты
для которого изтотовили  колхозные
мастера.
	...Долго по вечерам горят огки в
колхозных домах кишлака Гилан. за-
терявшегося в горах Гиссара. После
выступления агитаторов завязывает-
ся захушевная бесела. Гиланцы ит
луши благодарят великого творца
Конституции товарища Сталина 3a
счастливую колхозную жизнь.

ТАШКЕНТ. (Корр. «Советского
	искусства»).
	мя, всякий язык, значительный и
незначительный, самостоятельный и
несамостоятельный».
	10, о чем мог лишь мечтать звели-
кий гражданин и художник, TW
жило в сердцах и волновало умы
передовых людей того времени, ебы-
Лось в стране социализма,
	Возьмем, к примеру, мою родную
Белоруссию. Она находилась на по-
ложении отсталой окраины Россий-
ской империи: царские власти офи-
циально запретили употребление сло-
ва «Белоруссия», и даже белорусский
язык рассматривалея реакционными
учеными лишь как наречие велико-
русского языка. И только в народном
тТРорчестве, в песнях и легендах, в
обрядах и произвелениях самобытного
изобразительного искусства отража-
лась упорная, ненримиримая, герои-
ческая борьба народа за, свою <амо-
стоятельность, за свою культуру.
	Дореволюционная Белоруссия не
имела профеесионального националь-
ного театра. Лишь в 1920 тоду, в
освобожденном Красной Армией от
белополяков Минске, открылся пер-
вый Белорусский государственный
театр. Велед за этим первенцем на-
ционального профееспонального тез-
тра один за другим появились TeaT-
ральные коллективы: в Витебеке, Гэ-
меле, Могилеве и других городах рес-
публики. Сейчас в БССР работают
7 театров, в том чиеле такие пгиро-
KO известные в стране коллективы,
как ордена Трудового Враеного Зна-
‘мени драматический театр им. Янки
Купалы, ордена Ленина театр оперы
и балета, Драматический театр
им. Якуба Коласа. Государственный
русский театр, а также ордена Тру-
дового Красного Знамени Филармо-
ния, Консерватория и ряд госулар-
ственных художественных коллек-
тивов. В белорусских театрах пло-
детворно трулятсея сотни творческих
работников. Многим из. них присвое-
ны почетные звания, они улостоены
	Высокого звания лауреатов Сталин-
	ской премии.
	лионы граждан CCCP принимают
участие в 180076 веезозможных ко-
миссий и хекций Советов. Предетоя-
щие выборы в местные Советы при-
ведут к еще большему развитию и
упрочению советекой лемократии. Как
и в предылущие избирательные кам-
пании, это будет новая блестящая
демонстрация морально-политическо-
то единства трулящихся нашей стра-
ны, их непреклонной воли следовать
под руковолетвом  большевистекой
партии по пути к коммунизму.
Советский народ построил могучее
многонациональное тосударетво, рас-
кинувшееся на территории двух ча-
стей света. Советский народ не раз
отстаивал ето целостность и незави-
симость, ведя ожесточенные бои с
врагами. Советский нарот создал за-
мечательную культуру и искусство.
Наша литература, музыка, театр,
кино, живопиеь поражают весь мир
глубиной. заложенных в них идей и
величавой красотой ax формы. В
советской литературе и искусстве
«запечатлены великие порывы луха;
В этом ливном, сказочно быетро по-
строенном храме... ярко горят умы
великой красы и CHUB, Cela святой
чистоты — умы и сертиа истинных
художников. И все они, правдиво и
честно освещая понятое, пережитое
ими, говорят: храм русекого искус-
ства строен нами при ‹ молчаливой
помощи народа, народ  влохновлял
Hac, любите его!» (М. Горький).
Культурная мощь советекото народа
постоянно и непрерывно  прояв-
ляется в создании все новых и во-
вых материальных и духовных цен-
ностей, вооружающих напих людей
в их исторической миссии творцов
Нового, коммуниетического общества.
Мы горлы тем, что ваша Ротина
является первой в мире етраной. по-
	строившей социализм, тле нет
эксплуатации человека человеком,
где ликвидированы все экеплуа-
	Таторские классы и в городе и в де-
ревне. Мы горлимся своей советской
властью, камой  пемократической,
близкой и родной народу. Мы гор-
димея своей больтевистекой партией,
ее мулрой и дальновилной ленинеко-
сталинекой политикой, выражаюнщей
интересы трудяшихея и обеспечив-
шей победу социализма и успешное
строительство коммунизма в нашей
стране. Мы гордимся тем, что Совет-
ский Союз является могучим оплотом
мира между народами, что на него с
надеждой емотрят трудящиеся всех
стран, как на силу, которая в годы
второй мировой войны спасла наро-
ды Европы от гитлеровского рабства,
8 в настоящее время срывает разбой-
ничьи планы американо-английских
поджигателей новой мировой бойни.
Мы торды своей передовой культу-
DOH и жизнеутвержлающим  искус-
ством, проникнутым высоким ‘гума-
низмом, благородными идеями ocRo-
божлепия всех трудящихея земного
тара от всяческого гнета, воетиты-
вающим людей в духе активной борь-
бы за коммунизм.

Советские люли с горлостью носят
звание совелекого гражланина и
проявляют свои патриотические чуз-
ства в трудовых полвигах, в 0езза-
ветной любви к Ролине. партии
большевиков, вождю и учителю всех
народов, товарищу Оталину. Пол ру-
коволетвом большевистской партии,
под водительством товарища Сталина
нароты, Советского Союза. велут свою
Отчизну K HOBEIM блестящим
успехам, вперел, к коммунизму! -
	Огромны успехи искусства не толь-
ко в моем родном крае. Украинцы и
татары, грузины и киргизы, узбеки
и осетины, латыши и башкиры.
азербайджанцы и таджики — все
народы, населяющие советскую
землю, имеют ‘возможность в CBO-
их национальных театрах, на сво-
ем родном языке знакомиться с луч-
шими произведениями русекой и за-
падноевропейской классики и с совре-
менной храматургией братских респу-
блик. Около 600 профессиональных
Театров дают спектакли на более чем
40 языках народов СССР! Только в
проитлом году их просмотрело ка 60
миллионов зрителей. В нынешнам го-
ду эта цифра неизмериме возроела.
	Будущие историки советского теат-
ра уже не могут ограничиваться _из-
ложением деятельности только м90с-
ковских или ленинградских театров.
Виев и Минск. Тбилиси и Горький,
Рита и Ярославль, Ереван и Куйбы-
ев, Ашхабад и Казань — разве rea-
тральная жизнь этих и многих дру-
гих городов не лает великолепных
образцов глубокоидейного и высоко-
художественного творчества! Многие
спектакли периферийных театров, ко-
торые мы недаром перестали назы-
вать «провинциальными», отмечены
Сталинскими премиями. А ведь спек-
такли, удостоенные этой высокой на-
грады, — это не нроето лучшие, Это
спектакли глубокой идеи, высокого
вдохновения, несущие правду. pa-
зум. свет. И to, что в елавной
плеяде лауреатов Сталинской премии
мы видим представителей братских
народов всех республик, — еще одно
яркое доказательство расцвета, много-
национального советского искусства.
	06 этом же плодотворном содруже-
стве народных талантов говорят ‘и
ставшие прекрасной традицией дека-
ды национальных литератуо и ис-
Бусств, проводимые в столине нашей
Родины. Поэты и артисты, пи-
сатели и музыканты, художники и
драматурги братских республик отчи-
тываются в своей леятельности перед
взыскательной московской обществен-
ностью. Эти встречи — большое 69-
бытие в нашей художественной жиз-
ни. Они творчески  оплолотворяют
многонациональную советскую куль-
туру, способствуют обмену художе-
ственными ценностями межлу наро-
хами. Сейчас с большим успехом в
гостеприимной Москве проходит де-
кала литературы и’ ‘искусства Azep-
байлжанской ССР. Готовятея в пока-
	‚24 горными перевалажми
	колхозников Посмотреть новые спек-
такли. А их немало в репертуаре.
Наряду с произведениями узбекской
классики горный колхозный театр
ставит драматические и музыкаль-
ные произведения, правдиво повеет-
вующие о том. как узбекский народ
пол солнцем Сталинской Констиеу-
ции строит коммунизм. С большим
	успехом, при переполненном зале,
проходят постановки спектаклей
«Гюльсара», «Лейли и Меджнун» и
	многие другие.

В спектаклях и концертах колхоз-
ного театра успешно. выступают та-
лантливые певипы-мололые -кол-
хознипы Сафарова, Каюмова, Сакие-
ва, исполнительница узбекских  на-
	Вт
Ы.