В Художественном совете
Министерства кинематографии СССР
	внутренний мир и индивидуальные
судьбы. Было предложено также пол-
нее показать творческую работу са-
мого ансамбля, ярче подчеркнуть
патриотическую и. героическую ли-
нию сценалия.
	превращения его во всенародного
перца всего Советского Союза.
	После переработки сценарии был
представлен на обсуждение Худо-
жественного совета уже в режис-
серском варианте, который был при-
нят для производства фильма.

Художественный совет обсудил и
рекомендовал для режиссерской раз-
работки литературный сценарий
К. Виноградекой «Первый гудок»,
написанный по мотивам повести
И. Василенко «Звездочка».

Сценарий К. Виноградекой, как и
повесть И. Василенко, рассказывает
о воспитании молодого поколения. pa-
бочего класса — учащихся ремеслен-
ных училищ,

Хуложественный совет отметил,
что сценарий представляет собой са-
мостоятельное произведение, в кото-
ром умело использованы все положи-
тельные стороны повести И. Васи-
ленко. Убедительно написаны основ-
ные образы, отличающиеся большой
жизненной правдивостью. В сцена-
рии есть острый, завершенный кю-
ет.
	Однако  Хуложественный совет
указал автору на наличие в сдена-
рии ряда недостатков, которые необ-
ходимо устранить при режиссерской
разработке сценария. В частности,
несмотря Ha TO, ITO центральные 96-
разы учащихея Паши и Маруеи в
общем удались автору, тем не менее
в повести они изображены более тон-
ко. Блелнее, чем в повести, образы
и остальных учащихся ремесленного
училища. В сценарии они менее ин-
дивихуализированы,
	Аудожественный совет рекомендо-
вал автору ярче передать в сценарии
поэзию труда. Было предложено так-
же подчеркнуть тему борьбы за мир,
активное участие в этой борьбе с0-
ветеких юношей и девушэЕ.
	Резкой критике со стороны членов
Хуложественного совета  полвергся
при обсуждении первый вариант ли-
тературного сценария «Наши песни»
(авторы С. Кара и Л. Любошевский).
Он был задуман, как сценарий му-
зыкального фильма © Враснознамен-
ном ансамбле‘ песни и пляски Совет-
ской Армии, и должен был расска-
зать о зарождении ансамбля. его
творческом росте, неразрывной связи
всей его деятельности < народным
песенным творчеством.

Ё сожалению, в первом варианте
сценария авторам не удалось спра-
виться CO своей задачей,

В сценарии отсутствовал увлека-
тельный, развивающийся сюжет, не
было ярко разработанных художест-
венных образов, которые мог бы по-
любить и запомнить зритель. Многие
образы и ситуации сценария выгля-
тели фальшиво и неубедительно. He-
постаточно была выражена патриотн-
ческая, героическая тема, совершен-
но неют’емлемая ог материала тако-
го сценария.

Авторы слабо показали органиче-
скую связь песни с народом, килу
возтействия такого художественно“
коллектива, Как Краснознаменный
ансамбль пеени и пляски Советской
Армии, на массы, связь ансамбля ©
Советской Армией.
	Ауложественный совет рекоменло-
вал авторам коренным образом пере-
работать сненарий. Поеле переработ-
ки спенарий был предетавлен на
вторичное обсуждение Хуложествен-
ного совета уже в режиссерском ва-
рианте. Выступавшие при обсужле-
нии отметили. что авторами продела-
на большая работа и новый вариант
сценария выгодно отличается от пре-
Aly mero.

Авторам и постановшику предло-
жено продолжить работу. углуб-
ляя образы, полнее раскрывая их
	34 последнее время Аудожествен- ! превращения
	ный совет Министерства кинемато-
графии СССР обсудил ряд литералур-
ных и режиссереких спенариев. В
их числе такие разнообразные по
тематике и жанру сценарии, как
«Прощай, Америка!» — автор и ре-
жиссер А. Довженко, «Рыцарь рево-
люции» {«Дзержинекий») — авторы
М. Берестинекий, Н. Вирта, Л. Ни-
кулин, ‘режиссер М. Калатозов,
«Джамбул» — авторы Н. Погодин и
А. Тажибаев, режиссер Е. Дзиган
и другие.

Сценарий А. Довженко «Прощай,
Америка!» написан по мотивам книги
Аннабеллы Бюкар «Правда об амери-
канеких дипломатах». В нем разоб-
лачаютея американокие поджитате-
ли войны, поллые методы, которыми
они действуют. Одновременно в ©це-
нарии показан мирный, созилатель-
ный труд советских людей, их вы-
сокий моральный облик.
	При обсуждении литературного
варианта сценария «Прощай, Амери-
ка!» было отмечено, что сюжет еце-
нария отличаетея остротой и напря-
женностью; сценарий нашисан хоро-
щим литературным языком. Вместе с
тем, члены Художественного совега
отмечали серъезные недостатки в
сценарий, в частности, указывали на
то, что не все эпизоды спенарфия
равнопенны в идейно-художествен-
ном отношении.

После переработки сценарий «Про-
	щаи. Америка!» был вновь прелетаз-
	лен на рассмотрение Хулдожественно-
го совета в режиссерском зарианте.
	Отметив несомненное улучшение
епенария, Художественный совет ре-
комендовал автору обратить 060006
внимание на тальнейшее углубленное
раскрытие агрессивной Политики
американского империализма, его
гнуеных методов организации загово-
ров против тела мира.
	При обсуждении литературного
сценария М. Берестинского, Н. Вир-
ты и Л. Никулина «Рыцарь револю-
ции» («Дзержинский») члены Ху-
дожественного ° совета отметили
проведенную авторами работу по ©бо-
ру и изучению материалов, связан-
ных © темой. Вместе с тем сценарий
подвергся серьезной критике, как
еще не законченное произведение.
	Аудожественный совет признал,
что авторам не улалось создать хуло-
жественно полноценный, яркий, убе-
дительный образ Ф. Дзержинского.
Признано пелесообразным  продол-
жить работу нал сценарием.
	Сценарий Н. Погодина и А; Тажи-
баева «Джамбул» должен явиться ©с-
новой для биографического фильма о
наролном акыне Казахстана, достиг-
шем вершины творческого расцвета
в годы советекой власти.

При  обсужлении литературного
варианта сценария «Джамбул» чле-
ны Художественного совета отмети-
‚ли, что сценарий задуман авторами
интересно и дает плодотворный мате-
риал лля создания большого эпиче-
ского кинопроизветения,
	Первая часть, посвященная доре-
волюционной биографии Джамбула,
написана хорошо, остро. В ней есть
и драматургическое напряжение и
острота драматических коллизий.
Часть же сценария, посвященная по-
слеоктябрьскому периоду жизни ве-
ликого акына. значительно слабее.
	Олобрив в основном сценарий,
Художественный совет рекомендовал
авторам и постановщику фильма при
режиссерской разработке обогатить
ту часть сценария, которая расска-
зывает о послеоктябрьском периоде
жизни Джамбула, ярче показав то
новое в жизни казахского народа,
что послужило источником взлета
поэтического таланта Джамбула и

Умер Taper ки Baaron. Ha-
ша советская литература понесла
тяжелую утрату.   :

Павел Петрович принадлежал к
тем советским писателям, чье твор-
чество особенно тесно и органично
	связано с наролом, и Поэтому всегда
MOLOID, поэтично и по-болышевиетеки
	Лауреаты Международных премий мира
	Ши принадлежит будущее
	ну во Вьетнаме. Эта война НУЖНА
только французским капиталиетам и
их заокеанским покровителям. Тру-
дящиеся Франции прозвали ве гряз-
Ной ВОЙНОЙ.

А в центре внимания всех учает-
ников Фестиваля, а также и зритз-
лей фильма — представители наро-
дов, которые навеки прославили себя
героической борьбой 34 MED и счл-
стье человечества. Огромной любовью
окружена на фестивале советская
молодежь, и в этой любви — при-
знание  всемирно-исторических 3a-
слуг нашей Родины, возглавившей
борьбу за мир. А с какой дружеской
теплотой встречают посланцев китай-
ской молодежи, участвовавшей в ис-
торичеекой борьбе своего народа про-
	гоминлановцев —— ставленнивов
американского империализма!

«Юность мира» — репортаж 0
	международном фестивале демократи-
ческой молодежи и студентов в Бу-
дапеште. Это кинодокумеят,  праз-
дивый и достоверный от первого до
последнего кадра, в нем нет никако-
го вымысла, или домыела. Автор и ре-
жиссер «Юности мира» — выдаю-
щийся мастер советской  докумен-
тальной кинематографии А. Ованесо-
ва, в содружестве в советскими и
венгерскими операторами, шаг за
шагом фикеировала все самые инте-
рееные и значительные эпизоды фе-
стиваля. При этом создатели фильма
проявили такую острогу видения
действительноети, что кадры их
произвеления как бы сами, еотер-
жанием запечатленных в них фак-
	тов, рождают у зрителей глубокие,
поучительные обобщения.
Эпизолы Фестиваля  великолен-
	ны, и надо отдать. должное операто-
рам фильма — они сумели донести
их во всей красочности. Прекра-
сен пол ярким летним солнцем сво-
бодный Будапешт, столица новой, де-
мократической Венгрии, успенено 31-
лечившей раны, нанесенные войной.
Волышутся красные стяги на фоне
безоблачното голубого неба, Gore
шествуют стройные ряды сильных,
жизнерадостных юношей и девушед.
Блистательны спортивные и худож»-
отвенные выступления,
	Юные борцы за дело мира не боят-
	ся никаких трудностеи, никаких
преследований, они готовы целиком
отдать себя правому делу, они уве-
ренно смотрят в завтрашний день.
ибо знают. что у мира есть надеж-
ный защитник — великий Совет-
ский Союз. «Силы мира  непобеди-
мы», — говорит на митинге закры-
тия. фестиваля вождь венгерских
трудящихея Матиас Ракоши. И фильм
еше и еще раз убеждает в правиль-
ности этих CIOR. 8
	Г. СЕМЕНОВ.
	OUnODTY HACTH-
	«Юность мира», 063 сомнения,
=— один из лучших документальных
фильмов последних лет. Хотя он вы-
шел на советские и зарубежные эк-
раны год назад, интерес зрителей к
нему не ослабел до сих пор. На eo-
стоявшемся в Варшаве Втором Bee-
мирном конгресее сторонников мира
фильм «Юность мира» и его авторы
удостоены Международной премий
мира.

Любовь широких кругов зрителей
& этой кинокартине, высокая оцен-
ка, данная ей лучшими предетавите-
лями мирового общественного  мне-
ния, вполне заслужены. Ярко, крз-
сочно,  влохновенно рассказывает
«Юность мира» о международном
елинстве демократической молодежи,
великолепно демонстрирует ее епло-
ченность, стойкость, ее богатую
одаренность. Поэтому зрители  емот-
рят этот фильм е радостью и волнэ-
нием; он воочию убеждает их, что
силы мира неисчислимы.

В этом — значение выдающегося
вклада советского и венгерского ки-
ноискусства в дело борьбы за мир.
Когда зритель смотрит «Юность мл-
ра», он как бы сливается в едином
порыве е многими тысячами молодых
людей, приехавших со всех концов
света в Булапешт, чтобы  продемон-
стрировать международную солидар-
ность молодежи.

Что привело в Будапешт тысячи
молодых людей из Франции и Аз-
тлни, Соединенных Штатов и Латич-
ской Америки, Китая и Инлюнезин,
из Африки — «черного континея-
та», порабощенного империалиста-
ми? Первые кадры фильма, посвя-
шенные приезду советской  делега-
ции, дают ответ Ha этот вопрос.
Сталин и мир — вот слова, которы-
ми встречают  советеких делегатов
трудящиеся демократической  Вен-
грии. Сталин и мир — эги елова
сплачивают BeexX участников фес-
тиваля, прилают глубочайший емысл
происходящим на фестивале  <обы-
тиям, начиная от массовых’ полити-
ческих демонстраций и митингов и
кончая дружескими соревнованиями
молодежи в спорте и в художествен-
ном творчестве.

Бок-о-бок, под общими знаменами
WIYT трудящиеся юноши и девушки
из Соединенных Штатов —— белые п
негры. Эти представители передовой
молодежи полимают, что - расовая
вражда, насаждаемая американекимя
империалистами, выгодна только вра-
гам мира, которые действуют но ета-
рому разбойничьему правнлу «разде-
Nak WH властвуй».
	«Мир Вьетнаму!» —— под таким
тозунтом ветречается прогрессивная
мотолежь . Франции и Вьетнама.
	Нусть Ффранцузекое правительство
уже давно велет колониальную вой-
	начил истоки этих замечательных
	сказов в прелисловии к сборнику. под
названием «Малахитовая шкатулка»:
они родились из глубин народной
жизни... Недаром широчайпеие массы
читателей горячо полюбили героев
произведений П. П. Бажова. Образы
этих героев нашли яркое отражение
в музыке, театре, кино и живописи,

Партия и правительство — выюоко
опенити творческий труд П. П. Ба-
жова. награлив его орленом Ленина
	и улостоив книгу «Малахитовая шка-
тулка» Сталинской премии. WT. 1.
Бажов был депутатом Верховного
Совета СССР двух созывов.

Ло поелелних дней, пока рука ето
держала перо, он пополнял все но-
выми сказами свою замечательную
книгу «Малахитовая шкатулка» и
вел большую государственную и 96-
шественную работу. Он шел в пере-
довой шеренте борцов за мир во всем
мире. Делегат Первой Всесоюзной
конференции сторонников мира, Па-
вел Петрович писал статьи и высту-
пал © докладами, посвященными
борьбе за мир.

Память о Павле Петровиче’ Бажо-
ве, талантливом  писателе-больше-
вике, невце Урала, скромном,
обаятельном человеке и товарище,
навеегла сохранитея в наших серл-
	А Е. 7. ПП ЛАНИТ ГС ИИ, Зе кА, 5

A удожественны it совет oocVAN el целеустремленно.

сначала литературный, 8 затем 4] ЦП. Baron родился в 1879 ro
режисесревий варианты сценария   у ‘у сомье уральского рабочего. Дет-
	«Пееня о дружбе» — автор Я. Мак-
	сименко. «Пееня о дружбе» — еце-
нарий фильма-концерта, посвященно-
ro показу русского классического и
современного советского репертуара
в исполнении коупнейших мастеров
	советской оперы и балета.
При обсужлении лил
	Нри обсуждении литературного
варианта, сценария, одобрив в основ-
ном замысел еоздания такого рода
фильма, члены Художественного с9-
вета указали автору на отсутствие
тпаматуогической обоснованности
	драматургической обоснованности
многих сцен, фальшивоеть и наду-
манность некоторых эпизодов.

На основе указаний Хуложествен-
	HOTO совета автор сценария и поста-
новщик фильма провели работу по
ултатенит траматултичегкой —©ю-
	улучшению лраматургической,
жетной стороны еценария.
	Однако при оосуждении PeRHC-
серского спенария были отмечены
некоторые оставшиеся неиеправаен-
ными нелостатки. Автору и режис-
	серу было указано на то обетоятель-
ство. ЧТО и После переработки не все
	части епенария уловлетворяют тре-
	бованиям необхолимости стройной.
занимательной и вместе < тем ес-
тественно-реалиетической, сюжетной
основы фильма. Вторая половина
сценария все еше осталась  недоста-
точно стройной по своей сюжетной
композиции.

Автору и режиссеру рекоменлова-
но более тщательно лоработать ецены
в колхозе с тем, чтобы в них полнее
раскрыть облик новой колхозной де-
ревни, выдвинувшей тысячи ‘талан-
тов. Отемечена необходимость даль-
нейшей работы над текстом конфе-
ранса сценария.

Художественный совет обсулил и
рекомендовал для производства 1е-
жиссерекие сценарии — «Поджига-
тели войны» (автор еценария mw pe-
жиссер Л. Арнштам) п «Зелэная van
ца» (сценарий А. Сурова. режис-
сер В. Эйсымонт). Рекомендован для
производства переработанный в с00т-
ветствии с указаниями Хуложествен-
ного совета, данными при обсужде-
нии литературного варианта, режис-
серекий спенарий «Свадебный пола-
рок» (авторы 3. Маркина и Е. Ива-
нов-Барков, режиссер Е. Иванов-
Барков).

Художественный совет рассмотрел
и одобрил представленный режисее-
ром совместно © автором план дота-
ботки режисеерского сценария «00-
весть мира» (автор Л. Шейнин, pe-
жиесер А. Роом).
	Кроме того, Художественый совет
расемотрел представленные постанов-
шиками фильмов пробы актеров по
картинам «Второй караван» (сцена-
рий В. Симонова и 3. Аграненко), а
также по фильмам «Наши песни»,
«Джамбул», «Зеленая улица».
	Аудожественный совет просмотрел
й обеудил материалы пветного видо-
вого фильма «Сады и парки Ленин-
града» (режиссер С. Тимошенко) и
цветных художественных фильмов
«Свет в Коорли» (сценарий Г. Лебе-
рехта и МЮ. Германа. режиссер —
Г. Раппапорт) и «В мирные дни»
(сценарий И. Прута,  режисеер
В. Браун).
	Художественный совет обсудил
также несколько законченных произ-
BOICTBOM художественных, XDOHH-
кально-документальных, Биловых и
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ Фильмов.
	ство и юность Бажова‘ прошли в
Сыеертском зазоде. Двалцатилетним
юношей он начал <вою трудовую
жизнь народным Учителем. В 1918
году JI: If. Бажов ветупил в ряды
великой партии Ленина — Сталина
и по 1921 год находился на фронтах
гражланской войны в качестве по-
литработника Красной Армии. После
гражданской войны, вернувшись на
Урал, П. № Бажов посвятил себя
журналистской деятельности,
Первая книга Павла Петровича
«Уральские были» (1924 г.) — о
быте рабочих Сысертекого горного
округа — вызвала заслуженный
интерее читателей, как и книга «К
расчету!» — о забастовочном TBH-
жении  горнорабочих в 1905 году,
вышедшая несколько лет спустя. 0
героических голах гражданекой вой-
ны IL. П. Бажов рассказал в книгах
		У
		кт
и
								«Эа еоветскую правду» и «Бойцы   пах.

первого призыва». А. ФАДЕЕВ, М. ШОЛОХОВ,
В триднатых  голах в альманахе К. СИМОНОВ, А. СУРКОВ,
«Уральский современник» появился В. ВИШНЕВСКИЙ, Н. ТИХО-

сказ Бажова «Лорогое имячеко». кото- HOB, В. КОЖЕВНИКОВ,
	Б. ГОРБАТОВ, Ф. ПАНФЕРОВ,
А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. ЛЕО-
НОВ, А. СОФРОНОВ, А, КА-
РАВАЕВА, И. ПУСТОВАЛОВ,
	рый сразу привлек к себе внимание
свежестью темы, глубиной чувств и
MBICIN, еочноетью красок. А за этим
	СКАЗОМ последовали отия за другим SPR APPR RT RPP ВЕ. ЗЕе ЛЕ ЗУ ЕРГАШЕ Е,
сказы: «Про великого полоза», М. ИСАКОВСКИЙ, Б. ПОЛЕ-
«Змеиный слел», «Мелной горы хо- ВОЙ, К. ФЕДИН, М. ШАГИ-
зайка». «Малахитовая шкатулка» НЯН, С. ЩИПАЧЕВ, 0, ФОРШ
	и др. U. П. Бажов очень точно 0003-   и др.
	Критика и библиография
	Книга о мастере
советской архитектуры
	Архитектура в нашей стране до-
стигла небывалого расцвета. Зодчие
братеких республик многонациональ-
ного Советского Союза добились за-
мечательных результатов в созда-
нии архитектуры, — социалиетиче-
ской по содержанию, национальной
по форме. Советская архитектура
накопила огромный опыт, но опыт
этот пока еще в должной мере не
обобщен: Совершенно  ведостаточне
сделано, в частности, для изучения A
популяризации творчества мастеров
советского зодчества.
	Поэтому можно только приветство-
вать выход в свет капитального тру-
да о замечательном маетере архитек-
туры, народном архитекторе Армян-
ской ССР Александре Ивановиче Та-
манячне. *
	Академик архитектуры А. И. Та-
манян пришел в советскую архитек-
туру зрелым, вполне  сложившимея
мастером. Свой большой талант и
выдающееся мастерство зодчего он
посвятил созданию национальной ap-
хитектуры Советекой социалистиче-
ской Армении. Лучшие произведения
Таманяна — Дом правительства
Армянекой ССР (за который он по-
вмертно был награжден Сталинской
премией) и Тезтр оперы и балета в
Ереване — вошли в золотой фонд
советской архитектуры. Таманяну
принадлежит заслуга  воепитания
плеяды зодчих Советекой Армения,
создания крепкого и работоепоеобна-
го архитектурного коллектива.
	Монография о Таманяне написана
образным литературным языком. 10-
ступным широкому читателю. й
снабжена обильным иллюстративным
материалом, имеющим большую на-
учную и практическую ценность.
Внига эта, отлично и во вкусом из-
данная, дает достаточно полное пред-
ставление © многообразной творчес-
кой и общественной деятельности
мастера.
	Автор проделал большую, кропот-
ливую работу по сбору материалов.
Он снабдил книгу ссылками на а7-
хивы и хранилища, где собраны
данные ю работах Таманяна. составил
аннотированный список работ и би-
блиографию, заложив тем самым фун-
дамент для дальнейшего изученяя
творчества выдающегося мастера.

Проанализировав наиболее значп-
тельные из произведений Таманяна,
автор показал основные этапы е5
деятельноети как дореволюционного.
так и послереволюционного периз-
дов.

Много внимания уделено в моно-
графийи анализу лучшего произведе
ния Таманяна — Дома правительет-
ва Армянской ССР. Разбирая это со-
оружение, автор формулирует задачу
создания национальных форм в ©5-
ветской архитектуре, показав на ря-
де конкретных примеров успешное
решение Таманяном этой проблемы.

Подводя итоги в конце моногра-
фии, автор приходит к правильному
выводу, что творческие принципы
Таманяна базировались на ясном по-
нимании идейного содержания соору-
жения, большого государственного
значения архитектуры и её воепита-
тельной роли. Таманян. использовал
прогрессивные традиции архитектур-
	ного наслелия, гармоничесьи сочетая
русские градостроительные традищтя
с национальными армянскими, всо-
сторонне учитывая климатические и
природные условия.

В иллюстративном разделе книги
показаны неизвестные архитектурной
общественности произведения Тамз-
няна (особняк Вочубея в городе Пуш-
кино, санаторий в Вратово пол Мо=
еквой, концертный зал в особняке на
Вропоткинекой улице, физиотерапев-
тический институт в Ереване и лр.).
Эти сооружения, как и многие дру-
гие, ланы не только в фотографиях
с натуры, но и в Чертежах  генплз-
Нов, планов и разрезов, фасадов A
отдельных архитектурных деталей.

А. И. Таманян вклалывал в каж-
Jee свое произведение огромный анз-
литический трул. В этом читатель
может убелиться, изучая творчеетве
мастера по приведенным в книге
эскизам (особенно по эскизам здания
Театра оперы и балета в Ереване).
	№ недостаткам книги прежде веэ-
го следует отнести ограниченный
размер текста. Анализ большего
числа произведений (особенно совет-
ского периола) несоуненнл повысил
бы научную значиместь монографии.

Ероме того. на отлельных лпетах
размещено слишком много иллюстра-
ций. В таком капитальном издания
это вряд ли допуегимо. Размеетить
фотографии следовало более свобод-
но. Ряд снимков неутачно кадриро-
ван (стр. 48. 57. 151).
	Автор должен был болев требова-
тельно подходить к отбору произва-
дений, фотографии которых помеще-
ны в книге.
	В тексте встречаются неточности.
На странице 32 автор указывает,
что в  злании Дома правнтельетва
два проезда. На самом деле их четы-
ре (лва временно заложены). На
странице 21 автор говорит, что бла-
rojapa Таманяну «розролилось нНа-
родное мастерство» резьбы по кам-
ню; это неверно, оно никогда че
умирало в народе. Правильно было
указать. что Таманян одням из пез-
вых в Советской Армении стал ши-
роко применять резьбу по камню.
	Нельзя согласиться с автором. что `
	«Дом правительства являетея орга-
‘низующим композиционным  пент-
‘ром площади». Это оставалось епра-
ведливым, пока Дом правительства
был единственным значительным ео-
оруженнем на площади Ленина. Ны-
не, когда на площади воздвигнут пз-
мятник Владимиру Ильпчу, вапи-
тально реконструирован Дом куль-
туры п построены здания Армпром-
совета и Управления треста «Ара-
рат», Дом правительства становится
одним из основных компонентов пло-
щали, но не главным элементом ap-
хитектурного ансамбля.

Однако, несмотря на отмеченные
недостатки, книга заслуживает вы-
сокой оценки. Ю. Яралов проделал
важную и полезную работу. Написан-
нзя им монография является первым
капитальным трудом, посвященным
творчеству советекого зодчего. Бу-
дем надеяться, что хороший почин
Академии архитектуры СССР и изла-
тельства послужит началом всесто-
роннего изучения и широкой попу-
ляризации творчества вылаюшихся
мастеров советской архитектуры.
		етраны и мобилизации научной ин-
теллигенпии на борьбу с отетавани-
ем, особенно в области гуманитарных
наук. Огромный толчок в этом на-
правлении дали польским ученым
гениальные работы товариша
Сталина по вопросам марксизма в
языкознании. Все более живая и
глубокая заинтересованность. поль-
ских ученых великими завоеваниями
советской науки, бесспорно, поможет
конгрессу выполнить стоящие перех
НИМ огромные творческие залачи.
	Деятели культуры Нольши в твор-
честве своем и в повседневной 0б-
щественной жизни активно борются
за прочный мир. Они единодушно,
вместе © 18 миллионами своих ©0-
отечественников,.  полпиеали  Сток-
гольмекое Воззрание, стали на защи-
ту всеобщего мира, против америка-
Но-английских ‘империалиетов, жаж-
дущих втянуть миллионы людей в
новую Мировую ВОЙНУ,
	Польский народ, а вместе с ним
	деятели Культуры ПОМНЯТ, какие
ужасающие бедетвия приносит вэй-
на. Мио для нае — это жизнь.
	счастье, созидание, социализм. Un
уверены, что прошедший Второй
Всемирный конгресс поднимет новые
миллионы людей на всем земном ша-
ре на борьбу за мир, что это могу-
чее движение сумеет обуздать под-
жигателей войны -
	Силы мира могущественнее спл
войны и агрессии-—эта истина изве-
стна теперь всем. Силы мира побе-
ait, WOO HX вдохновляет великий
знаменоееп мира — Сталин; Народы
всех стран HE позволят ввергнуть
земной пал) во мрак новой войны, они
отстоят культуру, прогресс, мир, за-
щитят великие культурные  ценно-
сти, созданные мыслью и творческим
разумом многих поколений.
	Деятели польской культуры,  ис-
пользуя богатейший опыт Советского
Союза, широко знакомят массы тру-
дящихся ев творческими успехами с0-
ветской литературы и искусства,
укрепляют связи и нерушимое брат-
ское сотрудничество между нашими
наролами, создают новую. социали
стическую культуру, служашую лю-
дям труда. делу прогресса и мира во
	ния ее в искусстве, вопрос о борьбе   свидетельствующих 0 том,
е формализмом и натурализмом. В   цесе перестройки на основе
	с формализмом и натурализмом. Db
последующие месяцы того же гола
по инипиативе Польской 0б’единен-
ной рабочей партии происходили
аналогичные с’езды, конференции и
творческие совещания, посвященные
различным вопросам культуры и
искусства.
	Одновременно развернулась  дис-
куссия о путях борьбы за новую
культуру на страницах газет и жур-
налов, в клубах, обществах работни-
ков литературы и искусства. Дис-
куссии, охватившие самые широкие
круги нашей художественной интел-
лигенции, проходили под знаком
серьезной критики  формалистиче-
ских и космополитических «теорий».
	Отромное значение для  пол’ема
культуры Польши имел прохеодив-
ший в конце 1949 года фестиваль
классических русских и современных
советских пьес. В нем приняли уча-
стие почти вее польские театры. До-
биваясь высокохудожественного ис-
полнения пьо, театры стремилиеь
вместе © тем дать как можно более
глубокое идейное толкование этих
произведений. Цель фестиваля за-
ключалась не только в том, чтобы
продемонетрировать успехи польских
театров, но, самое главное. активно
включить произведения советской
	драматургии в развивающееся в стра-
не наступление на культурном фрон-
те. Фестиваль имел огромное значение
для польских писателей, артистов,
режиссеров и художников. Советская
драматургия показала воочию, какие
богатые возможности таятея в новой
тематике, подсказанной писателю
жизнью. В культурной жизни Поль-
ши‘ наступило после этого заметное
оживление. Писатели и деятели
искусств с удвоенной энергией при-
ступили к решению творческих за-
дач, связанных се сопиалистическим
мирным етроительством.
	Нынешний год наряду с заметным
общим ростом культуры привес
Польше новые значительные успехи
в области литературы и искусства.
Польские писатели. деятели театра.
художники сделали серьезный вклал
в борьбу своего народа за  социз-
лизм, за прочный мир во всем миге.
	свидетельствующих о том. GTO ITPd-
цесс перестройки на основе метода
социалистического реализма уже дал
свои первые плоды. Лучшие произве-
дения лителатуры, театрального
искусства и кинематографии были
отмечены государственными премия-
ми в связи © шестой годовщиной
освобождения Польши.
Государственные премии первой
степени присуждены: — вилнейшему
поэту Владиславу Броневскому за
	поэтические произведения последних
лет; Мечиелаву Яструн, создавиему
биографическую повесть «Адам Мип.
КевиИч» и автору этих CTPOR за пье-
	cy «Немцы». Среди произведении,
получивших вторую и третью
премии. выделяются такие, как по-
	весть на Вильчек «Номер шестнад-
цать производит», показывающая
возрождение промышленности на 3а-
падных землях. возвращенных стра-
не после разгрома гитлеризма: ебор-
пик новелл Витольда Залевского
«Тракторы завоюют весну»—0б 01-
ганизации в польекой деревне пер-
вых коллективных хозяйств; ньеса
молодого, талантливого драматурга
Епгистофа Грушчинекого «Добрый че-
ловек» — © борьбе за социалистиче-
скую лисциплину труда на народных
предприятиях, и ряд других.
	В области театра государственные
премии первой степени присуждены
ветерану польской сцены, выдаюше-
ууся артисту и патриоту Людвику
Сольскому и одному из лучших на-
ших артистов и педагогов Алексанад-
ру Зельверовичу.
	Отуечен государственными преми-
ями также ряд новых произведений
современной польской кинематогра-
фии Премии второй степени  полу-
	Чили валлевктивы, создавшие  ху-
жественный фильм «Чортово
ущелье» и документальный  фильу
	«Широкая дорога»; премию третьей
степени—авторы художественного
фильма «Шве бригахы»,  лдокумен-
	тальных Фильмов «Юлиан Мархлев-
ский», «Письма горняка» и ряд дру
THX.

B matane Syrymero года состонт-
ся первый научный конгресс, кото-
рый должен будет сыграть большут

Культура служит
прогрессу и миру
		32 POI гитле-
	ровекого — господ- Леон КРУЧКОВСКИИЙ,   ческие рассужде-
ства культурные председатель Союза писателей Польши, ния O TOM, ITO
учреждения на- член Всемирного Совета Мира. класеовая борьба
шей страны — © в Польше сейчас
школы, библиотеки. театры, музеи, якобы затухает.
	— были разрушены кадры интел-
лигенции разогнаны, либо физически
уничтожены фаптистами.

В 1945 готу польские земли были
освобождены победоносной Советекой
Армией. Приступая к возрождению
культуры. мы должны были подумать
о том, чтобы елелать ее достоянием
широчайниих слоев трудящихся,
строящих мирную жизнь. В этому
обязывал нас новый. подлинно демо-
кратический характер Польского го-
сударства. активное участие милли-
онных маес в строительстве социали-
стической жизни.

Деятели культуры Польши пони-
мают. что успешное решение этих
проблем во многом будет зависеть
от того. как широко мы сумеем пс-
пользовать опыт и достижения куль-
турного строительства в Советском
Союзе, насколько репгительно orpa-
дим нашу литературу и искусство от
разлагающего влияния реакционной
буржуазной идеологии. Вместе с тем,
мы сознаем, что вопрееы развития
польской культуры нельзя отрывать
от борьбы творческих сил мира и
прогресса против поджигателей но-
вой войны. Эти принципы и легли в
основу культурного строительства в
демократической Польше.

Первым, правда. не лишенным
серьезных ошибок произведением,
рисующим установление народной

власти в Польше и мирное строи-
тельство, был роман «Пепел и
алмазы» Юрия Анджеевекого. Это
произведение создавалось в период,
когла в искусстве и литературе
еще не развернулось  двяжение
против растленной буржуазной идео-
	Полонкм реакционного лагеря, т8-
рявшиие одну за другой свои ключе-
вые позиции, прилагали все усилия
к тому, чтобы сохранить свое влия-
ние в области идеологии. Они нахо-
хили сочувствие в ереде, зараженной
космополитизмом и формализмом,
преклонявшейся перед враждебной
народу гниющей культурой  импе-
риалистической Америки.

Распознать  угрожающую = опас-
ность нам помогла критика  коемо-
политических и  формалистических
тенденций в литературе и искусстве,
которую мы услышали из братекого
Советекого Союза. Перел нами co
всей остротой ветал вопрос о необхо-
димосети наступления на культурном
фронте, идейного воспитания рабэт-
ников науки, литературы и исхус-
ства.

В конце 1948 года была издана
книга ветерана рабочего движения
писателя Люциана Рудницкого «Ота-
рое и новое». Это документальное и
весьма ценное в литературном OTHO-
шении произведение,  рассказываю-
щее о росте революционной  созна=
тельности польского. пролетариата
конца ХТХ века, было встречено как
предвестник новой, действительно
народной литературы и стало как бы
знаменем дальнейшего ее развития.
	энаменательным событием этого
нового этапа явилея е’езх писателей
в Шещине в январе 1949 гола. В
отличие от предшествовавших  еже-
годных совещаний литераторов
Польши, где большей частью велись
беспредметные, схоластические спо-
ры, на повестку дня этого с’езда был
поставлен вопрос 40 социалистиче-
ском реализме, как методе позна-
			we бе Пек о РРР В ав С. САФАРЯН,
Яралов — «Таманян». Гос. издатель. действительный член Академии
ство архитектуры и. градостроитель-

ства, Москва, 1950 г. архитектуры СССР.

аира печати

Главный редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. главного редактора),
А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ, Н. И. ТРАПЕЗНИБОВ.

Правление Союза Советских Писателей CCCP с глубоким прискор-
бием извещает о смерти виднейшего советского писателя-больше-
вика, лауреата Сталинской премии, депутата Верховного Совета СССР
	ря с. г. после продолжительной
олезнование семье покойного.
	последовавшей в г. Москве 3 декаб
и тяжелой болезни, и выражает соб:
	Павла Петровича БАЖОВА

чогии, когда еще были распростране-! ния действительности и отображе-! Выл создан ряд произведений, роль в активизации научной жизни! веем ме. — }  . ВЕ ие
eee SCONE rere

«Советское искусство» выходи? Anpes у — Е .
рез редакциив: Москва, Цветной бул B. T .
  по вторникам и субботам. . УЕ: ‘елефоны: секретариат, отлелы анформации, архитектуры — К 4-15-66: отделы театра, корреспонлентской сети = т ~ — и.
я К 5-45-12; отделы музыки, кино, азобразительных искусств, иностранвый -— К 1-48-98. ИА
в!

=————Ы———В—=—ы—ы=ы=ы=—ы—ы——==—= . = те неф
‚ 504305. °_
J *Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,
Зак. № 3287