ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДНЕЯЙТЕСЬ! ©
	Цена

ет Тс
	Орган Министерства кинематографии СССР и
	Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
	) гопа
	№ 66 (1

Суббота, 9 декабря 195

Смотр тв
	Выборы в местные Советы депутатов трудящихся
	Кандидаты сталинского блока
	коммунистов и беспартийных
	Народный
художник
	В стороне эт шумного центра. мно-
	гоэтажных зданий и широких  пПро-
спектов Тбилиси. на тихой улочке
	TIERTOB билиеи, на тихой улочке
Шио Мгвилели недавно вырос легкий
	и светлый домик. Нравительетво I py-
зии построило его для народного ху-
дожника, лауреата Сталинекой пре-
мии Уча Малакиевича Джапарилзе.
	Вепоминаются полотна, напиеан-
{Ble кистью этого художника:
«Товарищи Сталин, Кецховели и Цу-
лукидзе», «Выгрузка оружия в Аб-
хазии. организованная товарищем
	Серго Орджоникидзе», — «Первомай-
ская демонстрация в Тифлисе в
1901 году под руководством
товарища Сталина», «Апрельская
конференция»,
	Вес эти каэтины живо воспроизво-
	дят прошлое большевиетекой партия,
етраницы ее героической борьбы за
счастье человечества.
	Конференц-зал Грузинского филиа-
	ла Института Маркса — Эвгельеа—
Ленина укоашает птирокое полотно—
	«Выступление товарища Стллина на
Красной площади 7 ноября 1941
гола». Вак бы прололжая эту cypo-
	вую и мужественную тему, Уча Джа-
паридзе создал в годы Великой Отече-
ственной войны картины «Призыв
	ственнои воины Картины &нразыв
раненого», «Думы матери»,

Уроженец Горной Рачи, художник
— частый гость этого живопиеного
уголка Советекой Грузии. Его много-
численные этюды, картины,  компо-
зиции перелают яркую жизнь колхоз-
ного крестьянства. Следует сеобенно
	отметить такие полотна. каф «Первый
	самолет в Горной Раче». «Ну»тешеет-
	зие», «Ветреча етарых друзей».
	5а двадцать лет напряженного
творческого труда Уча Джапарядзе
сделал многое для развитич  грузин-
ской советекой живописи. Автор зна-
чительных полотен, вошедигих в 30-
лотой фонд нашего искусства, он в0с-
	питал целую плеялу молюлых масте-
	ров, В Тбилиеской академии  худо-
жеств Уча Джапарилзе заведует ка-
федрой живописи и композиции, ру-
ководит портретной мастерской. 01-
новременно народный художник, в03-
главляет комиссию по работе се моло-
	A мастерами.
=Нрофессова, отухенлье -CcTpy xo H+

ки Гоилиеской академии художеств на
своем предвыборном собрании едино-
хунгно выдвинули народного худож-
тика Грузии Уча Малакаевича Джа-
	Дорогие друзья!
Только добрые чувства заставляют
	меня обратиться в вам через копти-
	нент и окезн с этим письмом. Только
опасение за сульбы мира вызвало
эти мыели и проликтовало эти слова.
	Две войны. в этом веке уже унач-
тожили колоссальное количество
произведений искусства, воторыми. по
справедливости гордилось население
нашей планеты. Эти две войны от-
HATH жизнь у миллионов людей; cpe-
ди них были наши товарищи по про-
фессии. своим искусством развивав-
шие и обогащавигие культуру. Третья
мировая война грозит еще большими
разрушениями. Она грозит уничто-
жением миллионов. людей, грозит су-
ществованию искусства и самого пэ-
нятия культуры. И мы, наследники и
преемники тех, чьи величественные
произведения сожжены на кострах
фашизма, разрушены бомбархировка-
ми и артиллерийским огнем, не толь-
ко не можем, но и He омеем равнодути-
но глядеть, как война подбирается к
порогу нашего дома. Мы не можем от-
товориться тем, что разрушение чу-
десных произведений архитектуры
Кореи, ее школ и музеев, убийство
ее художников и артистов нас не ка-
сается. То, что сегодня происходит в
маленькой стране на Востоке, завтра
может произойти и в Европе и на
Американском континенте.
	Для всех здравомыелящих людей
сегодня нет слюра о том, кто яв-
ляется виновником военной истерии.
Политические авантюристы Белого
дома, Пентагона и  «Американ-
ской ассоциации промышленников»
даже не скрывают своих мыслей.
Оки откровенно говорят, что хотят
войны, заявляя 0б этом на  преее-
конференциях, в публичных выетуп-
лениях, в статьях и книгах, кото-
рые услужливо сочиняют для них
продажные «рыцари пера».
	Это они устанавливают Y Bac, B
Соединенных Штатах,  террориети-
ческий фашистский режим; которому,
как показала история, неизбежно со-
путетвуют подготовка и развязыва-
ние новой войны. Террор и запугива-
ние, подавление свободного слова, по-
давление любого проявления  демо-
кратии, подозрительность и неуве-
ренность — все это признаки фа-
шизма, признаки готовящейся вой-
ны. Грозные ee признаки уже orpa-
жаются на валтей сульбе, на судьбе
Говарда Фаста и десяти ваших гол-
ливудских товарищей, на судьбе По-
ля Робсона, которая ожидает каждо-
то из вае. если вы не полнимете ре-
тительный голое протеста.
	Английекое правительство ‘не на-
шло возможным пропустить в Анг-
лию, на Веемирный конгресс сторон-
ников мира, который должен был е9-
стояться в Шеффилде, видных дея-
телей советской культуры-—оНо от-
казало в визах писателям Фадееву,
	Певец счастья
	Одна, из наиболее популярных пе-
сен композитора Н. Колесвы носит
название «Радостный день».

Радость свободно творить AAA
своего парода Николай Филаретович
познал с прихолом советекой власти.
Н. Колесса стал е увлечением co-
бирать народные мелодии. Он co-
здал новые  промзведения, которые
вошли в репертуары областного
симфонического орхестра, украин-
ской капеллы «Трембита» и сотен
самодеятельных хоровых  коллекти-
вов Львовской и других областей.
3a послевоенные годы H. Roaecca
написал много песен, среди них —
«Песня про гуцулку Олену», «Пес-
ня про Фелору Безутлую».
	В Львовеком отделении Союза ca-
POTCRHX композитов — храцитея
письмо ° Героя  Социалистического
Труда Ф. Безуглой, в котором знат-
ная колхознипа благодарит компози-
тора за подарок — песню, влохнов-
ляющую ее на новые трудовые под-
ВИГИ.
	Будучи в 1947—48 гг. хую-
жественным руководителем капеллы
«Трембита», Н. Волесеа получил
розможноеть широко пропагандиро-
	вать Песениое творчество уараийн-!:
	ското нароха. Вместе ес капеллой он
побывал почти во всех союзных рес-
публиках.
	В этом толу композитор был
приплалиен в Москву для авторского
концерта. Государственный оркестр
исполнял ero первую симфонию,
построенную на народных мелодиях.
Эту симфонию Н. Колесса посвятил
творцу новой жизни — великому
Сталину.
	Профессор Львовской  конкервато-
рии Н. Колесса воспитал плеяду
молодых талантливых дирижеров и
хормейстеров.

В 1940 голу он был избран ле-
путатом Львовского городского Co-
вета. В 1947 тоду трудящиеся
Бобркекого района избрали его де-
путатом областного Совета. За, пюс-
Teste три года  депутата-комтози-
тора, видели у себя много фаз кол-
хозники почти веех сельских о райо-
нов области, рабочие львовоких за-
волов. Сейчас избиратели Бобркекого
		района, CYWAOTYIRNO BEITBRNYIH кан-
	лидатуру Н. Ф. Волессы в депутаты
Львовского областного Совета.
		парилзе кандидатом в. депутаты

Тбилисского городекото Совета.
Окружная избирательная: комиссия

избирательного окрута № 260 заре-

пистрировала его кандидатуру.
ТБИЛИСИ. (Корр. «Советского
искусства»).
	Передовой
режиссер
	Небольшой ‹ельжий клуб был
цоотказа переполнен зрителями.
Крестьяне < интересом смотрели
спектакль и по окончании его долго
вызывали  актеров-односельчан и
постановщика пьесы — молодого
сельского учителя Вальтера Суни.

Это было двалцать < лишним лет
назах. Уже тотла, руководя  сель-
екими кружками художественной
самодеятельности, Вальтер Суни го-
рячо полюбил театр. и мечтал о
пене.
	Начались толы упорной учебы и
напряженного труда. Вальтер Суни
окончил краткосрочные актерокие
курсы, а затем Театральный инети-
тут. Он уже сыграл более 50 ролей.
Во многих из них он выступил на
спене Карело-Финскомо  драматиче-
ского театра, в котором работает
уже 10 лет.

Пять лет назад началась pe-
жиесерская деятельность В. Суни.
Зрители узнали и полюбили режис-
сера Суни не менее, чем Суни-
актера. Под его руководством  по-
ставлен рях советеких ‹ спектаклей.
Постановка пьесы 9. Пина «Ветер
< юга» была отмечень Сталинской
премией.

В. Суни стремится оботатить ре-
пертуар теалфа новыми юоветскими
и классическими пьесами. Недавно
театр показал спектаюль «Новые
друзья», созданный в содружестве
мололым карело-финским драматур-
гом У. Викстрем. Этот. спектакль,
правдиво повествующий о борьбе
прогрессивных сил Фияляндии 3a
мир, был тепло принят зрителями.

В чиюле лучших °тюдетавителей
карело-финского народа заслужен-
ный артист  Карело-Финекой CCP
главный режиссер Карело-Финекого
драматического театра, лауреат Ста-
линской премии В. 9: Суни зареги-
стрирован кандидатом в. депутаты
Петрозаводекого  городекого Совета
депутатов тоудяшихся. “
	ПЕТРОЗАВОДСК.
		COBCTCRHX композиторов
		Доверие избирателей
	САРАТОВ. (Наш корр.). Многочис-
ленные агитаторы — артисты сара-
товских театров проводят на агят-
пунктах и в квартирах избирателей
локлалы ий беседы о расцвете <о-
зетекой культуры. Одновременно
они знакомят избирателей с био-
графиями кандидатов в Саратовский
областной Совет депутатов трудящих-
ся.   т

Агитаторы рассказывают 0 TBOP-
ческом и жизненном пути солистки
Государственного театра оперы и ба-
летз им. Н Г. Чернышевекого заслу-
женной артистки РСФСР, лауреата
Сталинской премии 0. П. Калициной,
народного артиста РОФСР лауреата
Сталинской премии С. М. Муратова,
почти полвека выступающего на ©спз-
не Драматического театра им. Карла
Маркса. Артист С. М. Муратов
торяче любим саратовнами за яркие,
запоминающиеся образы, которые он
создал в спектаклях Саратовского
театра.

+++

ВОРОНЕЖ. (Наш норр.). Трудя-

щиеся Воронежского избирательного
	Государственное музыкальное из-
дательство выпустило из печати для
хоров художественной самодеятель-
ности четыре сборника «Леони на-
родов СССР» В эти сборники вклю-
чены подлинные залтиси песен на-
родов ССОР. Кроме том, изданы:
сборник современных белорусских
народных песен «Песни счастья»,
ranrata «Советский Казахстан»
	Историческое постановление ЦЕ
BRII(6) «0б опере «Великая дружба»
В. Муралели» явилось поворотным
пунктом в развитии советской музы-
кальной культуры. Партия разобла-
члла и осудила антинародное форма-
листическое направление в. музы.
кальном ‘искусстве, помогла  совет-
ским композиторам уверенно встать
на путь реализма и наротноети.
	Воодушевленные указаниями пар-
тии. советские композиторы’ за по-
следние годы создали значительное
количество высокоидейных, художе-
ственно полноценных произведений,
отражающих духовное богатетво co-
ветских людей, воспевающих их тру-
довые подвиги в построении комму-
низма, борьбу прогрессивного чело-
вечества за победу мира во всем ми-
ре. Большому отряду наших компо-
зиторов ‘присуждены = Сталинские
премии за лучшие музыкальные про-
изведения, созданные ими. в 1948 и
1949 годах.

Сельмого лекабря симфоническим
концертом ‘в Большом зале `Москов-
ской консерватории началея показ
творческих достижений советских
ROMIMGHTOPOB, являющийся. итогом
их работы за текущий гол.

Отличительным качеством  пройз-
велений, демонетрируемых в Этом
‹мотре, является многообразие и
актуальность тематики.  Безгранич-
Had AMOBb CORETCROTO нарола к сво-
иу великим вождям — Ленину и
(лалину, борьба за мир во веем ми-
ре. влохновенный труд советеких
люлей. строяших коммунизм,  неза-
бываемая эпоха Великой Отечествен-
ROH войны. — таковы главные те-
мы новых произвелений.
	Многообразие тематики HOBOM ¢0-
ветской музыки обусловнло и +6
жанрозое богатство. Во концертах
смотра прозвучат циклические сим-
фонии,  вокально-симфонические и
хоровые произведения, песни, камер-
ные сочинения, концерты © оркест-
ром, сюиты. увертюры. Среди них
— «Былина про Ленина» для толоса,
мужекого хора и оркестра Г. Поп.

ва, «Путь победы» — симфониче-
ская поэма се хором’ В; Мурадели,
«Река-ботатырь» —@юита В. Маз

карова лля солистов: хора и оркестра,
	- Пюсвященная великим. стройкам ком-
	мунизма на Волге, качтата В. Вла-
сова и В. Фере «В родном колхо-
ве», «Героическая ола» А. Бабаджа-
няна, посвященная И. В. Сталину,
кантата К. Корчмарева «Освобожден-
ный Китай», последняя, 27-я еим-
фония Н. Мяековского, «Вольность»
Б. Шехтера — цикл романсов ©
оркестром на слова А. С. Пушкина
и многие другие. Значительная часть
этих сочинений оенована на натол-
ном творчестве, в них широко
использованы песенные богатства
наролной музыки. Отрадно, что ряды
советских композиторов вновь нопол-
НИЛИСЬ талантлирой молодежью,
успешно соревнующейся с мастерами
стариих поколений. Т. Николаева,
М. Кусе (Москва), 10. baaxaimun,
A. Влалимерцев (Ленинград), И. Ша-
мо. В. Гомоляка (Украина), А. Ару-
тюнян, А. Бабаджанян (Армения),
Л. Аустер (Эстония). А; Мачаварна-
ни, Р. Габичвадзе (Грузия) — это
далеко не полный список молодых
композиторов. участвующих в емот-
ре. Кроме того, специальный кон-
церт будет посвящен показу творче-
ства «самых молодых» — компози-
торов, окончивших Московскую KOH-
серваторию в этом году.

В указаниях Ленина и Сталина
по вопросам пекусства, в постановле-
ниях ЦЕ ВКП(б) по идеологическим
вопросам  полчеркнута важнейшая
особенность советского искусства —
его народность. Музыка, как и все
советское искусство, холжна служить
народу, выражать его думы и стрем-
	ления, ‹0б’единять чувство, мысль И
ВОЛЮ...” Масс, подымать — их»
(В; И. Ленин). т

В свете этих ленинских положе-
ний основная задача кажиотго комио-
эитора—выразить в своих произведе-
ниях дух советского народа, его ха-
рактер, ненреклонную волю к борьбе.
за дело мира, за построение комму-
низма. А это неразрывно связано ©
тем, насколько органично советские’
композиторы претворяют в своих ео-
чинениях современное народное  пе-
сенное творчветво, классическое пе-
сенное. наследие, насколько последо-
вательно развивают они тралиции
русской ` классической музыки, для
которой характерна «высокая  идей-
несть, основанная на признании
истоков классической музыки в му-
зыкальном творчестве‘ народов...»
(А. А. Жданов).

Реалистическое воплощение пол-
HORDOBHOH жизни советских людей
невозможно без владения композито-
рами высоким мастерством, без co-
верщенной художественной формы
произведения. Вот почему нельзя
мириться © серостью выразительных
средетв. ’ шероховатостью < деталей,
раеплывчатостью форм, что; кстати
сказать, зачастую свидетельствует в
том, ‘что замысел произведения был
неясен самому. автору. Нам не нуж-
на музыка, ‘воторая. нетонятна наро-
ху. Эта истина должна стать. веду-

‘щей для каждого советского компо-
зитора, стремящегося к овладению
метолом социалистического  реализ-
ма, стремящегося быть новатором
и передовым художником  современ-
ности.

В развитии и дальнейшем расцвете
социалистической по содержанию,
национальной по форме музыкальной
культуры народов’ Советского Сотоза
особенно ответственна роль русеких
советских композиторов. На них в
первую очередь лежит почетная обя-
занность высоко лержать знамя вели-
кой русской музыкальной классики,
развивать лучигие передовые: тоади-,
ции прошлого, птироко. пропатачли-
ровать ‘эти традиции, чтобы умно:
жать богатства. советской музыкаль:
ной культуры, . множить уепехи ре-
‚алистической советской музыки, ию-
	кусства высокой идейности-и отром-.
	‘ной выразительной силы. -

ная критика,  основывающаяся
на непримиримости в недостаткам,
на. глубоком, подлинно о научном
	анализе как отрицательных 6т9-
рен, так и достижений советекой
МУЗЫКИ. призвана помочь  лаль-
	нейшей успешной работе ‘компо-
зиторов. ‘Оялеутствие ate ве не-
избежно будет тормозить _ развитие
	советекой музыкальной‘ культуры.

Смотр музыкальных ‘произведений
явится экзаменом и для. концертных
организаций, проверкой их способяо-
сти обеспечить широкую пропатанлу
новых произведений советской му-
зыки. Лекции. беседы, творческие
	встречи © композиторами на заводах,
	предприятиях, в клубах столицы,
беседы по радио, статьи в многоти-
ражках, пояснения к концертам, вы-
славки — все это должно мобили-
зовать внимание общественности к
смогру. Крайне необходимо, чтобы в
оценке итогов смотра композиторы
услышали голос массового слушате-
ля, внимательно и любовно следяще-
го за развитием советской музыки.
Велико значение происходящих
сейчас конпертов совелской музыки.
	И почетный долг Помитета по
делам искусств,  <0ю3з0в совет-
ских композиторов, — концертных
	организаций, музыкального  радио-
вещания — добиться. чтобы ©мотр
прошел на высоком уровне, чтобы он
послужил серьезным стимулом к
дальнейшему movemMy и расцвету
творчества советских композиторов,
советской музыкальной культуры.
	округа № 19 выдвинули кандидатом
в депутаты областного Совета актри-
су Веру Георгиевну Рощину, которая
начала свою трудовую жизнь в 1914
году. Двенадцатилетней девочкой она
нанялась в прислуги, затем стала
работать на Макеевском металлурги-
ческом заводе. Здесь Вера Георгиевна
встретила Великий Октябрь.

Советская власть широко открыла
двери в искусство простому народу.
Мололая работница стала принимать
активное участие в художественной
самодеятельности.  Позлнее руко-
водила кружками в красногвардей-
ских частях, ав 1922 голу поступи-
ла в театр.

Двадцать восемь лет работает на
советской сцене актриса Рощина, из
них более 16 лет — в театрах Bopo-
нежа.

Трулящиеся города знают Веру Ге-
оргиевну не только как талантливую
актрису, но и как общественного де-
ятеля. В. Г. Рощина — депутат го-
родекого Совета,

Отирылтое письмо
работникам искусств
сша
oO
	Симонову, Тихонову и всемирно из-
вестному композитору Шостаковичу.

С ними поступили так, словно они
несли © собой войну, а ведь они
ехали говорить о мире. Правитель-
ство Великобритании было просто-
напросто испугано мощным размахом
движения сторонников мира. Поэто-
му оно и пыталось сорвать наш Вон-
rpece.

Мои товарищи по борьбе за мир,
товарищи по искусству, повланные
нашим народом на Конгресе деятелей
культуры Соединенных Штатов Аме-
рики, рассказывали, что чиновники,
которые высылали их из пределов
Balen страны, тоже были напугл-
ны. Правительетво страны, являю-
щейся, по словам вашего президента,
самой мощной военной державой в
мире, почему-то было взволновано и
испугано тем, что музыкант хотел иг-
рать свои’ произведения, кинемато-
графиеты-— показать свои фильмы,
поэты — прочитать свон стихи!

Страх перед правдой, перед разо-
блачением их истинных замыелов —
вот то состояние, в котором находят-
ся правящие круги Соединенных
Шаатов и Великобритании, пытаю-
щиеся задушить движение сторонни-
ков мира террором, репрессиями, вы-
сылками и провокациями. Страх за-
ставил министерство юстиции США
выслать делегацию деятелей  совет-
ской культуры, страх заставил бри-
TAHCKOG правительство воепрепят-
ствовать проведению Кюнгресса мира
в Шеффилде.

Я недавно вернулся в Москву
из Варшавы. Я был участником Вто-
рого Всемирного конгресса мира, за-
мечательной ассамблеи людей свобод-
ного духа и благородства. На этом
Конгрессе выступали люди разных
рае и профессий, разных убеждений
и цвета кожи. Но все они были ели-
нодушны в непреклонной решимости
боротьея 3a TO, чтобы люди всего
мира были освобождены. от угрозы
войны и страха смерти.

Котла мы выходили с заседания
Конгресса и видели у входа детей,
полжидающих нас с цветами, мы по-
нимали, что отвечаем за их жизни.
Это были сироты, дети тех, кого фа-
шиетекие изверги уничтожали в ЛаА-
герях емерти и губили на каторго.
Мы понимали, что должны сделать
все, чтобы эти дети не боялись буду-
шего, чтобы они верили в него, зная,
что человечество ие допустит новых
ужасов войны.
	Мы слышали на Конгрессе мира
предетавителей залитой кровью Ко-
реи. Эти люди не просили пощады,
	не умоляли о помощи. В выступленя-
ях прелетавителей маленького герои-
ческого народа, обороняющегосея от
огромной военной машины “СПА, не
было страха. В их голосах мы слы-
шали мужество, уверенность, наде-
Жду.

Многие делегаты прибыли на Кон-
грехе вопреки воле своих прави-
тельств, угрожавних им суровыми
репрессиями. Тем самым эти борцы
за мир показали свое мужество, стой-
кость и бесстрашие.

Вонгресе мира — конгресс всена-
родной борьбы. На его знамени на-
писана че просьба о пощаде,
а страстный призыв к борьбе за мир.
Эта благородная борьба несовместима
со страхом, которым охвачены все,
стремящиеся к войне.

Вы — американские художники,
призванные отображать силу народа,
его дух, честь и благородство, обязаны
честно сказать свое елово по самому
острому вопросу, волнующему сей-
чае все человечество. Мир никогда
He забудет, как выступали. на, су-
де Говард Фаст и Дальтон Трум-
бо, Альберт Мальц и Джон Говард 10-
усон. Мир восхищается поведением
Поля Робеона, чьз имя стало синони-
мом борца с поджигателями войны.
Но, к сожалению, этого мало. В на-
пги лни сульбу народов решают сами
народы. В Соединенных Штатах есть
много отдельных самоотверженных
борцов против военной истерии, про-
тив фашизма, все больше и больше
раепространяющегося в вашей стра-
не. Однако только мощный фронт на-
рола, который скажет войне «Нет!»,
только единолушие миллионов ©по-
	-собно предотвратить катастрофу. И в
	этом блатородном деле великая роль
принадлежит вам мастерам культу-
ры, вам — люди искусства Соеди-
ненных Штатов. Вы призваны вы-
ражать лучшие чувства и мысли
своего народа. И вы ответетвенны
перед историей, ответственны перед
человечеством за сохранение мира.
На вас лежит ответственность, ста-
нет ли слово «американец»  равно-
значно презренному слову «фапгист»
или оно будет выражать те высокие
идеалы. за которые боролись Лин-
кольн и Джефферсон.
	И мы, люди искуеетва страны, на-
чертавшей на своем знамени «Мит!»,
мы, сыны народа, показавиего чело-
вечеству пример самоотверженности,
благоролетва и гуманизма, надеем-
ся, что в могучий единый фронт бор-
цов за мир вмеете с нами ветанет ху-
дожественная интеллигенция Амери-
ки, мастера искусств страны, давшей
миру Лонтфелло и Уитмена, Маокл
Твена и Гершвина, Драйзера и Чап-
лина, от которого я особенно хотел
бы услышать ответ на это мое пись-
мо, °

В. ПУДОВКИН,
народный артист СССР.
	ЫСТУПЛЕНИЯ в Москве деятелей искусств братских нацио-
В нальных республик стали славной традицией художественной

жизни столицы. К этим гастролям мастера искусств с0юз- ^
ных республик готовятся, как к ответственным творческим ‘рапортам, :
В атмосфере дружеского радушия, требовательной, но доброжелатель-
ной критики со стороны русских собратьев по искусству дают свои
концерты гости столицы.

В эти дни Москва принимает посланцев искусств Азербайджана, *
Грузии, Эстонии и Узбекистана.

С большим успехом проходит декада азербайджанской лите-
ратуры и искусства. Москвичи познакомились с Новыми музы-
кальными произведениями и с высокой исполнительской культурой
певцов, инструменталистов и танцоров республики.

В Москву приехала также группа мастеров искусств Грузинской
ССР: наролные артисты СССР А. Хорава, В. Чабукиани, 1. Амира-
нашвили, народные артисты Грузинской ССР Т. Чавчавадзе и Н. Хаз
радзе, заслуженные артисты Грузинской ССР В. Цигнадзе и 3. Кика-
лейшвили. Ux приезд связан со ‘знаменательным событием —
недавно отпразднованным столетием создания трузинского. про-
фессионального театра. Этой дате посвящается торжественный вечер,
который состоится завтра в Доме актера. На вечере с докладом вы-
ступит А. Хорава. Грузинские артисты исполнят отрывки и сцены из
спектаклей своих театров.

Тепло принимаются выступления Государственного мужского хора
Эстонской ССР. .

— Наша гастрольная поездка, — Рассказывает главный дирижер
и художественный руководитель хора Г. Эрнесакс, — явилась яркой
демонстрацией дружбы советских народов. Помимо выступлений В
конпертных залах различных городов, мы провели встречи с предста-
вителями музыкальной общественности, рабочими, участниками худо-
жественной самодеятельности, ‘избирателями. До сих пор в нашем
репертуаре было около 200 хоровых произведений. В результате поезд-
ки репертуар хора пополнился многими произведениями композиторов
братских республик и песнями народов СССР.

Четырьмя концертами в Москве народная артистка Узбекской: ССР
Тамара Ханум подвела итоги своей творческой деятельности за 1950
год. От Ташкента до Сахалина проехала она с ансамблем народных
инструментов Узбекской ССР. Артистка побывала в_тородах Даль-
него Востока, Украины, Молдавии, Эстонии, Литвы, Латвии, Карело-
Финской ССР. Москвичи хорошо знают и ‘любят Тамару Ханум,
непрестанно обогащающую свой обширный репертуар. В двух кочцер-
тах в Зале им. Чайковского обобенным успехом пользовались мастер-
ски исполненные Тамарой Ханум песни стран народной демократии.

— В новом, 1951 году, — рассказывает артистка, — во
время гастрольных поездок я буду исполнять новые программы: тан-
цы и песни народов 16 союзных республик, танцы и песни стран народ-
ной демократии и песни стран борющегося Востока. С радостью думаю
я с предстоящих поездках на великие стройки коммунизма—Главный
Туркменский канал, Куйбышевскую, Сталинградскую и Каховскую
гидроэлектростанции.

„.Радушно встречает Москва своих гостей, творческое содруже-
ство которых является залогом дальнейшего расцвета многонацио-
нального советского искусства.

Сборники „Меени народов СССР“
	Е. Брусиловского, «Сюита на бурят-
монтольекие темы» С. Ряузова.
	Выпущены из печати песни ©
Сталине композиторов братеких рес-
публик: Л. Ревуцкого — «СОталипу
родному». Р. Габичвадзе — «Песня
	о Сталине», В. Мухатова—«Привет
Сталину».
Тотовятся к ‘печати еборники рус-
	CEHX H модлавеких народных

несов.
	На снимках (сверху вниз): выступление Государственного ансамбля
песни и пляски Азербайджанской ССР; ‘группа мастеров искусств
Грузинской ССР В. Чабукиани, В. Цигнадзе, А. Хорава, Н. Харадзе,
П. Амиранашвили, Т. Чавчавадзе, Л. Мазманова, 3. Кикалейшьили;
выступление Государственного мужского хора Эстонской ССР; Тамара
Ханум исполняет китайскую народную песню о товарище
И. В. Сталине и Мао Цзе-дуне. ^
Фото В. Савостьячова (ТАСС) и С. Мишина,