rv
		1950 г., № 86 (1278).
		СОВЕТСКОЕ ИСКУСС

наследие В. С. Станиславсвого
	Глубоко изучать и творчески развивать

тачниславский сегодня
		виду то обстоятельство, что именно
«система» была могучим рычагом,
приводившим в движение личный
жизненный опыт актеров МХАТ, их
знание действительности, их стра-
стный интерес в своим современни-
кам и поставивигим эти качества, на
службу искусству. Советские актеры
неоднократно убежлались, что систе-
ма Станиславского есть самое лей-
отвенное средство мобилизации внут-
ренних сил актера. на решение боль-
ших и принпипиально новых идей-
ных залач.
4.
	`

,

,
>

«Вели бы можно было ©ебе пред-
ставить идеальное человечество, —
говорил Константин Сертеевич, —
требования которого к искусству бы-
ли бы так высоки, что оно отвечало
бы всем запросам мыели, сердца, ду-
ха действующего на земле человека,
— само искусство было бы книгой
жизни». Мечта великого мастера в
значительной степени сбылась, ибо
наше советское искусство развивает-
ся и мужает именно как такое иску<-
ство, которое стремится ответить на
самые высокие требования, на самые
большие залюсы и духовные  чая-
ния народа. Мысль Отаниелавекого,
которую приводит в своей книге
В. 0. Топорков, — «все, что не ведет
& достижению цели, к сверхзадамче,
— лишнее», — стало законом жиз-
ни советекото режиссера и актера,
боевым правилом в их борьбе со вся-
кого рода эстетеко-формалистически-
ми влияниями.

Опыт показывает, что чем более
овладел актер «системой», тем выше
становится его активность в вопро-
©ах построения репертуара, в вопро-
сах спенического истолкования пьес.
Это само по себе вполне понятно и
закономерно. Чем глубже вникает
актер во внутреннюю жизнь вопло-
щаемого им героя, тем, естественно,
большей правды и жизненной полно-
ты ищет он в авторском тексте, тем
непримиримее относится он Е любо-
му проявлению авторской неосвелом-
ленности в изображаемой жизни.
Естественно также, что чем совер-
шеннее владеет актер «методом фи-
зических лействий», тем большую
помошь способен он оказать  драма-
тургу в полном осуществлении его
замысла.

Не следует никогда забывать, что
система Станивлавокого родилась на
свет в пору страсткой влюбленности
МХАТ в великих лраматургов-нова-
торов — Чехова и Горького. Не под-
лежит сомнению, что опыт театра
многое лал этим драматургам, укре-
пил их новаторокие устремления,
воелил в них веру в сценическое
осуществление их замыслов. Замеча-
тельный мхатовский опыт работы те-
атра < драматургом нам не следует
забывать сейчас, котда подобное co-
дружество может дать театральному
искусству новую энергию и силу для
движения вперед. Я уверен, что с0-
вместная работа, театра и автора, лает
особенно много тогда, когда послед-
ний имеет возможность видеть OCy-
шествляемую по «системе» актер-
скую разработку образов, когда, De-
алыные результаты такой разработки
предстают перед ним во всей своей
жизненной конкретности.

Межлу тем, этим замечательным
средством творческого воздействия На,
драматурга мы пользуемся палево ке
всегда и далеко не в полном 0б’еме.
Сотрудничество е драматургом носит
у нае, как правило, кабинетный ха-
рактер, и вместо того, чтобы помочь

в ту область, гле он по самому роду
своей профессии должен считаль се-
бя неизмеримо сильнее нас. Мы не-
пременно корректируем язык, ком-
позицию пьесы, а должны, как мне
кажется, раскрывать перел автором
того реального человека, которого OH
создал, обнажать перед ним дупгу его
героя с тем, чтобы автор сам понял,
где он погрепил против истины, где
не лосказал чего-то очень важного и
где позволил театру, а стало выть, и
зрителям превратно себя понять.

Такого. рола совместная работа
театра с автором, само собой  pasy-
меетлся, должна вызвать особенно
высокую идейно-творческую актив-
ность актера, повысить его ответ-
ственность за роль и приблизить к
выдвинутой драматургом  <«еверхза-
даче». Практически этот вопрос
предетавляелся чрезвычайно  важ-
ным особенно сейчае, когда, все чаще
И с0 все большим успехом сотрулни-
чество теалров с авторами осуществ-
ляется не только в крупных  теат-
ральных центрах, но и на перифе-
рии. ‘

Здесь, В этой статье, я касаюсь по
преимуществу практических вопро-
сов. которыми учение Станиелавохо-
го связано с повеелневным  творче-
оким опытом пантего советекого те-
атра. Вопросы эти, как мне кажется,
важны не только сами по себе. Их
рентение в значительной степени бу-
дет способствовать дальнейшей тео-
ретичеекой — разработке наследия
Станиелавокого и внедрению в жизнь
его творческих открытий. Задачи,
решаемые налпим театральным ис-
кусством, сегодня значительнее,
глубже, маспиабнее тех, что реша-
лись рчера. Нет сомнения, что про-
блемы, которые ветанут перед. ним
завтра, будут еще более важными,

чем сеголняшние, С кажлым днем вее

отчетливее и ярче в облике  оовет-
кото человека проступают черты
нового, зримые черты коммунизма.
  Вее выше будет полниматься. нат cO-
ветекий современник, творец и нова-
тор, в своей духовной жизни и тем
самым все большее его внутреннее
ботатетво должен будет раскрывать
пытливый, правдивый и страстный
советекий актер. Выполнить эту 38-
лачу во всем ее об’еме, неустанно
итти вперед помогает нам великое
наследие Станиелавского.

г. Товстоногов,
заслуженный деятель искусств
главный режиссер Ленинград-

автору тех, чем именно мы и силь-
ны, мы часто вмешиваемея как a3.

ee
	ского театра им, JI CHHHCKOrO
комсомола.
		ние получила териинология «Chore
мы»: повсеместно и часто без до-
статочных к тому оснований повто-
ряютея отдельные формулировки.
Станиславокого, но самый емыюл его
учения 06 актерском творчестве
остается сплошь да рядом непоня-
тым. Более того, метод, разработан-
ный Станиславеким, еще не во-
шел в повседневный обиход теат-
ра, как метол во всех отношениях
более точный, более совершенный,
более рациональный, нежели другие
«метолы» в кавычках и без них, ко-
торыми руковолствовалиеь актеры
домхатовекой школы.  Ееть еще
очень большюе чиело актеров, CUH-
тающих изучение системы  Стани-
славокого некоей дополнительной
работой. которую  слемует пролелы-
валь по преимуществу из соображе-
ний, так сказать, этического поряд-
53. а 68 потому, что мастеру, овла-
девшему «системой», легче, проще и
увереннее живется в театральном
искусстве,

Иной режиссер, приходя на репе-
тицию, долго излагает книжными
фразами «еверхзалачу», идею пьесы
и сейчас же начинает требовать от
актера, чтобы TOT воплотил изло-
женную им нлею в сценическом 05-
разе. Но у актера ничего не полу-
чаетея, и режиссер готов возмутить-
ся: я, кажется, ясно об’яенял вам, —
чего же вы пе играете? Такой ре-
жиссер забывает, что система Ста-
ниславского есть кратчайший путь
от идейного замыюла драматурга к
создаваемому актером сценическому
образу. а умение пользоватьея ею и
	применять на практике =— OTHO
обязательных условий подлинного
творчества.
	Огромное значение для правильно-
о понимания «системы» имеют гла-
вы из третьей, незаконченной Cra-
ниславским книги «Работа актера
над собой в творческом процессе BO-
площения». В ряде разделов этой
книги Константин Сергеевич снова
возвращается к вопросу о первенет-
вующем значенни ‘идейного замыела
в процессе создания роли. Особенно
интересен раздел «Перспектива ар-
тиста и роли».

«Вот, например, — пишет Стани-
славский в этой главе, — некоторые
актеры, играющие Луку в «На дне»,
не читают лаже последнего акта, по-
тому что не участвуют в нем. Велед-
ствие этото они не имеют правиль-
ной перспективы и не могут верно
исполнить свою роль. Ведь от конца
роли зависит ев начало. Последний
акт — результат проповеди старца.
Поэтому все время надо иметь на
прицеле финал пьесы И подводить к
нему других исполнителей, на кото-
рых воздействует Лука».

Несколько выше Станиславский
формулирует ту же мыель еще более
определенно:

«Болыное ° физическое действие,
передача большой мыели, пережи-
вание больших чувств и етрастей,
создающихея из множества  состав-
ных частей, наконец, сцена, акт,
целая пьёеа не могут обходиться 0ез
перепективы и без конечной цели
(сверхзалачи)». Уже из одного этого
должно быть ясно, что метод физи-
ческих действий не исчерпывает и
не может исчерпывать с0б0й всю
«@иотему» в целом, а является ее с0-
ставным и притом подчиненным зве-
ном, Hak только мы станем прила-
вать методу ‘физических действий
все0б’емлющее значение, т. е. очи-
тать, что физическое действие AB-
ляется тем искомым, ради которого
должны работать воображение и
мысль актера, мы немедленно ”осла-
бим идейную  целенаправленность
творческих усилий актера.

Для того чтобы поиеки ‘ецениче-
ского самочувствия, физических дей-
ствий, общения были как можно 60-
лее продуктивными, актеру нужна,
с олной стороны, абсолютная ясность
«сверхзалачи», а, стало быть, и
перспективы роли, и, с другой, —
способноеть как можно более глубо-
кого проникновения в нее. Но и это
еще не все. Станиславский никогда
не переставал повторять, что «еисте-
ма» может помочь только тому акте-
ру. которому есть что выразить В.
сценическом действии. Если актер

`работает внутренне пустым, если
«сверхзалача» его He трогает и в
жизнь, совершающуюся на сцене, он
не верит.—ему не помогут никакая
система. и никакой метод. Внутренняя
работа актера, его творческая актив-
ность за пределами репетиций пред-
ставляются мне неисчерпаемым ре-
зервом сил и времени для внедрения.
«системы» в творческий обиход. всех
театров нашей страны.

ственно новый человек, в котором
0 всей отчетливостью проступают
черты нашего близкого завтра —
черты коммунизма. Новизна этого
человека выражена в 6% целе-
устремленности, в отношении к тру-
ду, в действенноети и широте его
патриотического чувства. «Сиетема»
же созлавалаеь в те далекие годы,
ксгла чеховекий Тузенбах мечтал 0
труте и о своей потребности работать
говорил, как © почти песбьиючном
желании. Было бы большой ошибкой
пумаТЬ, что «система» возникла, как
явление. способное существовать,
так оказать, «над стилями» и вне
тех идейно-творчееских задач, кото-
рые стоят или стояли перед  теалт-
ральным искусством каждой данной
историчеекой эпохи. А. как в8 послед-
ние годы ‘изменилея характер и ду-
хавный облик театрального героя!
Изменилея и сам актер, рамтирилиеь
ето жизненные интересы, возросли
ето общественные требования, опре-
делилмиь и окрепла вся идейная
основа его существования.

Можно ли игнорировать это ob-
стоятельство при изучении и оевое-
Нин Рюего научно-творческом  на-
слелия Станиславского? Мне кажет-
ся. что ни в коем случае нельзя.
Сам Станиславский непременно сде-
Jad бы реальные выводы  мз ‘изме-
нений, которые произошли в нашей
жизни и в психическом складе совет-
ского человека: а стало быть, и ©0-
ветекого аклера. Ведь никто не ста-
нет всерьез утверждать, что наш, с6-
ветский театр случайно вырастил
такого актера — общественного и
государственного деятеля, как Ни-
колай Черкасов. Безусловно, в
облике Черкасова, как народного
представителя, дважды избиравшего-
ся депутатом Верховного Совета, как
‘активнейшего борца за мир, получа-
ют своё выражение новые качествен-
ные особенности советекото актера,
завоевывающего высокий авторитет
не только своим конкретным сцени-
ческим трудом, реальным  творче-
ским делом, но так же и всей своей
общественной деятельностью. He
ясно ли. что советский актер, актеф
нового типа. необычайно глубоко и
активно воспринимает «оверхзапа-
чу», что в самом формировании этой
«сверхзадачи» он по долгу советеко-
то хуюжника непосредетвенно и ак-
тивно участвует сам.

Вот почему дальнейшая разработ-
ка и праътическое внедрение «еи-
стемы» должны = осуществляться
прежде всего на почве приближения
актера к жизни. Чем лучше будет он
знать нашу жизнь и людей, тем лег-
че ему будет пользоваться  «сиете-
мой» в своей работе, тем скорее ее
принципы будут становиться соб-
ственными творческими принципами
актера. Когда Отаниелавокий  говю-
put, что сценическое действие
полжно быть внутренне обосновано,
легично, последовательно и возмож-
но в действительности, он 06-
ращается к художнику, который на-
столько хорошо знает  действитель-
ность, что может безошибочно в каж-
дом отдельном случае определить, что
типично и что не типично для нее,
что, наконеп, отражает ее развитие
и характеризует направление этого
развития.

Мы любим малые и большие фи-
зичеокие действия за, их ясную, ощу-
тимую правду, товорил Станислав-
ский, подчеркивая этими  сло-
вами подчинение всех без изключе-
ния элементов «системы», в том чис-
ле и метода физических действий,
единой, определяющей пели правли-
вого и глубокого отражения действи-
тельности. Правлу физическото дей-
ствия он никогда не мыслил себе
иначе, ках эквивалент внутренней
интеллектуальной и эмоциональной
правды образа, В этом, мне кажется,
и заключается единственно возмож-
ное понимание соотношения всей си-
стемы Станиславского и разработан-
ного им метода физических действий.

Чрезвычайно важно было бы по-
казать это на примере работы совет-
ского актера над образами советской
драматургии. Здесь особенно остры и
существенны те критерии возможно-
то и правливого, пользуясь которы-
ми актер отбирает и отыекивает рас-
шифровывающие его роль физиче-
ские лействия. К сожалению, почти
во всей литературе, посвященной
«системе», приведены примеры, за-
иметвованные из работы над класси-
ками. Это относимя и к книге
В. 0. Топоркова «Станиелавокий на’
репетиции», в основном представ-
ляющей. как известно, фиксацию.
работы Константина, Сергеевича нах
«Мертвыми душами» и «Тартюфом».
Мьежлу тем, нетрудно понять, что при
работе по «методу физических дей-
ствий» над пъесами советеких дра-
матуртов неминуемо поляуты возник-
нуть и возникают совюршенио новые
проблемы и закономерности. Харак-
тер и логика поведения  советекого
человека не могут не отличатьея от
характера и логики поведения лю-
дей ушедших эпох. Весь ем опыт,
рее содержание ето жизни оказытралот
воздействие на его внепштий облик,
на то. как он чувствует, реагирует
на окружающее, проявляет свою
волю.

Я мог бы еослаться при этом па
‚свой личный режиееерекий опыт, но
он, конечно, менее интересея и зна-
тителен, чем опыт прямых учеников
Отаниелавекого. неоднократно и ши-
око пользовавитихея методом физи-
ческих действий при работе нат пье-
сами советской драматургии. Я имею
в вилу, в первую очередь, М. Н.
Кедрова, который добилея бли-
стательных результатов,  приме-
нив этот метод при постановке
пьес Константина Симонова,
Александра Крона и лругих со-
встеких драматургов. М. Н. Кедров
мог бы многое расежазать о том, ка-
кое огромпое жизиелное паполневяе
нолучали на сцене  Моековекого
Хуюжественного о тватра образы в
«Глубокой разведке» и «Чужой те-
НИ» благодаря TOMY, что ставились
эти пьесы 60 всесторонним исполь-
зованием практических  принщипов
«стетемы». Нужно особенно иметь в

Зизические действия и „система“
	К. С. Станиславский неоднократно
подчеркивал, что, создавая свою си-
стему, он ничего не «выдумывал».
«Система» — это гениальное ob06-
щение огромного творческого опыта
мастеров русской сцены,

Этим и об’ясняется жизненная си-
ла «системы», ее триумфальное ут-
верждение в практике театра, ее
первостепенное значение для социа-
лиетического искусства,
	«дизнь человеческого духа» —
вот что прежде всего и предпоч-
тительно интересует Станиславского
в первые годы создания «системы»,
причем эта жизнь духа расемат-
ривается вне связи с физическим
действием человека, вне связи ©
ЖИЗНЬЮ человеческого тела;
жизнь духа и жизнь ‘тела искус-
ственно изолированы друг от друга,
их органическая связь не Уучиты-
вается. Поэтому, устанавливая ак-
терскую задачу «куска», Cra-
ниславекий-теоретик = интересуется
только внутренней стороной  дей-
ствия, ограничиваясь формулой
«что я хочу?». 0 вопросе «что я
делаю?» Станиславский-теоретик В
то время как будто и не заботит-
ся.

Но это только «каж будто»; В 0<-
нове теоретических поисков  Кон-
стантина Сергеевича неизменно ле-
жал опыт русского реалистического
театра, поэтому в <системе» идеали-
стические догмы на каждом шагу
приходят в противоречие ве опытом
реалистической школы, т. е. с выво-
дами, материалистическими по ©вое-
му существу. Наглядные примеры
этих противоречий содержат многие
страницы «Работы актера над  г9-
бой». Практичееки противоречия
«системы» ощущал каждый, кому
пришлось столкнуться с догматиче-
ским ее применением,
	Говоря 0б общности психического
склада людей, как 06 одном из при-
знаков нации, товарищ Сталин укд-
зывает, что «‹ам по себе пеихиче-
ский склал... является для наблюда-
теля чем-то неуловимым, но по-
скольку он выражается в своеобра-
зии культуры... он уловим и не мо-
жет быть игнорирован».

Так же и психическая, внутрен-
няя жизнь человека: она неуловимз
сама по себе. но вполне уловимы еб
многообразные внешние проявления,
в том числе физические действия.
Но «система» в те годы, если отбро-
сить все оговорки, аскетически огра-
ничивалась поисками неулевимого и
запрещала заблаговременно заботить-
ся 906 уловимом, Таким образом, за-
дача, аклера, его действие, в широ-
ком смыеле слова, рассматривались
односторонне, с точки зрения их We-
уловимого содержания.

Другое дело. что и практика ©а-
мого Оталиславского и практика его
последователей на каждом шагу от-
брасывала эти ограничения: правда

жизни побеждала догмы идезлисти-

ческой науки.

Противоречия между теорией и
практикой, между выводами идезли-
стической психологии и выводами
опыта, составляют особенность твор-
ческой деятельности Станиславского
в дореволюционный периох. Эти про-
тиворечия помогают понять‘ исто-
рию «системы», историю, полную яр-
ких страниц-——удач, разочарований,
поражений и побед.

Известно, что «система» встречала
немало противников. Среди них глав-
ным образом были ремесленники, от
стаивавшие тихую заводь своего
благополучия. Но были среди про-
тивников и художники, — которые,
признавая огромную преобразующую
силу «системы», воеставали против
ее ограничительного духа. А этим
ограничительным духом была идез-
листическая наука, разрывавшая
на-двое живую основу человеческого
поведения на психическое и физиче-
ское. :

В советское время поиски СОтани-
славекого определила ‘уже материа-
листическая наука. Единство пеихи-
ческого и физического открылось для
Станиславского во всем своем значе-
нии. Прахтически это выразилось
теперь в том, что «система», помимо
основного вопроса «что я хочу?», ор-
танически включила и вопрос «что
я для этого делаю?».

Физическое действие вслед за с0-
знанием становится належным спут-
ником таланта актера. Отныне «‹т-
стема» обретает прочные основы п9-
следовательного материализма: фи-
зическое не изолируется от пеихиче-
ского. они составляют гармоническое
целое.
	Учение Станиелавекого о физиче-
ском действии, как об органической
составной части творчества, являет-
ся огромным завоеванием материали-
стической теории театра. Учение 09
физическом дейетвии — это Paspe-
шение противоречий «системы», пе-
реход в новое качеетво, основание
для движения вперед!

Смерть, к сожалению, помешала
(‘таниславекому произнести 0-
слелнее слово. Но разве не яено, ка-
	Издание трудов
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). По pe-
шению Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР в еоста-
ве театрального сектора Научно-ис-
следовательского института театра и
музыки <оздана специальная группа
по изучению наследия №, С. Стани-
славского и Вл. И. Немировича-Дан-
ченко, которая будет работать при
МХАТ. 0беуждению плана работ этой
труплы было посвящено открытое
заседание Ученого совета институ-
та. Директор института член-коррес-
пондент Академии наук СССР А. 0с-
совекий, открывая заседание, сказал,
что дискуссия, развернувшаяся на
страницах «Советского искусства»,
свидетельствует об огромном интере-
се к наслелию К. С. Станиелавского
и Вл. И. Немировича-Данченко He
фФолько среди работников театра, но и
в самых широких кругах обществен-
ности. ;

С соббщениех о научной работе
	кое слово сказал бы Станиславский?
Пусть слово не было произнесено —
оно было определено, определено и
содержанием творческих поисков В
последние годы и направлением всей
жизни Станиславского в искусстве.

Могут сказать, что в методе Ота-
ниславского нет ничего неожиданно-
го, что физические действия так или
иначе неизменно осуществляются
актером, что этот прием давно изве-
стен и, если разобраться, сам собой
подразумевается в практике театра.
	Ho gacayra Отаниславевого имен-
но в 10м, что он разобрался первый,
и именно в простоте, очевидности
метода раскрывается его творческая
сила. Станиславский и на этот раз
ничего не придумывал, а теоретиче-
ски обобщил опыт реалистического
театра. Гениальное всегда просто.
Прост, тениально прост и метод,
предложенный Станиславским.
	Олнако при всем своем значений
физическое действие никак не м0-
жет претендовать На доминирующее,
основополатающее место в «систе-
ме». Физическое действие—это все-
то-навсего ссстазная часть формулы,
определяющей задачу актера, при-
том подчиненная часть: «что я де-
лаю» нельзя ‘установить, если He-
известно. «чего я хочу?».
	Между тем, уже давно раздаются
голоса, предлагающие вырастить
«чистую культуру» физических дей-
ствий и положить ее в основу автер-
ского творчества.
	Сторонники этой теории ‘исходят
как, будто из материалистического по-
нимания единства психического и
физического, но забывают, что в фи-
зическом действии (тем более, в про-
стейшем физическом действии) не
может раскрыться все богатство и
разнообразие психики человека.
Единство психического и физическо-
о не означает, что психическое
сводится к физическому.
	Времена Пролеткульта и биомеха-
ники тоже имели свою «теорию», ко-
торая, как две капли воды, похожа
на заклинания аполотетов  физиче-
ских действий: в обоих случаях уста-
навливается путь от физического к
психическому, от внешнего к внут-
реннему, в обоих случаях безграмот-
но отбрагываетея сознание.
	Всякие попытки объявить физи-
ческие действия основой основ ак-
терского творчества должны быть 1е-
игительно отброшены Rak попытки
повернуть налиу теорию на позиции
вульгарного материализма.  Согла-
ситься с тем, что предлагает П. Ер-
шов (см. ето статью в журнале «Те-
атр», `№ 7, 1950 г.), — это значит,
не говоря уж ни о чем другом, пред-
положить, что труппа будет состоять
из бездарностей, лишенных чуветва,
фантазии, индивидуальноети, мыслей
и желания думать! ,
	«Апологеты» физических действий
исходят, казалось бы, из благих на-
мерений: они заботятся, чтобы ак-
тер не насиловал свою природу, не
фореировал чувство. Поэтому они
предлагают актеру забыть о... пеи-
хике. Но ведь психика состоит He A3
одних чувств, пеихика—это наше
мышление, наша фантазия. Не проще
ли сказать актеру, кав это делал
всегда Станиславский: не  BBI-
жимайте из себя чувства, положхи-
те, оно возникнет у вас органически
в процессе работы. И только! A
мысль, воображение пусть активно
включаются в творчество.
	Мы открываем  «Режиссерский
план «Отелло», и вот на 268-й стра-
нице Станиславский, устанавливая
физические действия героя, спраши-
вает: «Так в чем же тут лействие?».
	И отвечает: «Буду фантазировать
и делать разные предположения»

(подчеркнуто мною. — А. Б.).
— Не сметь! — останавливает
П. Ершов, — Физический — состав

действия известен, и давайте не
будем мудрствоватъ.

Впрочем, будем точны:  ©хемз
т. Ершова один раз все-таки позво-
ляет актеру полумать-—в самом на-
чале. Веего один раз!.. Но не лучше
ли было бы, если бы наши тезтроведы
писали свои обстоятельные статьи,
призывая актеров думать все время,
связывать каждую свою мысль, наж-
дое чувство с _илеей спектакля; на-
нравлять идеей фантазию на каждом
этапе работы, в каждем куске?

П. Ершов отстаивает свое право ви-
деть в методе физических действий
«нечто... более содержательное и
принципиальное, чем только част-
ный «методический прием». Теперь
мы знаем, что представляет с0бой
«содержательное нечто» т. Емнова,
мы знаем, куда приводят  попьгки
распространить прием на самые 0-
новы творчества: как теоретик,
т. Ершов оказываетея в юб’ятиях
вульгарного материализма, а практи-
чески он предлагает лишь искусство
яркости, вдохновения, мысли.

В. 0. Топорков, как известно,

утверждает, что метод физических
действий якобы поглошает старые
		труппы выступил руководитель
группы В. Прокофьев. Говоря 9
положительном значении pasBep-
нувшейся дискуссии, он, однако,
отметил. что мнотие деятели ис-
RYCCTB, участвующие в ней, pac-
сматривают «систему» вне ©вязи C
театральной практикой, в чаетно-
сти. с практикой МХАТ, основыва-
ются на& отдельных периодах созда
ния «системы», не рассматривая ее
в развитии. В этом, по мнению
В. Прокофьева, олна из основных
причин отсутствия подлинно науч-
ных исследований «еистемы».
Перел группой стоит задача—сде-
лать достоянием широких Mate ог-
ромное наследие В. С. Станиелавекого,
Но сразу издать полное собрание его
сочинений в ближайшее время не
представляется возможным, так как
значительная часть материалов’ Хра-
HATCA в различных музеях, архивах,
	положения «системы». Однако В:
точисленные статьи В, 0. Топоркова
категорически утверждают, во-пер-
вых, что их автор, во всяком случае,
не разделяет крайностей тт. Охитови-
ча и Ершова и, во-вторых, что ме
тода физических действий в чистох
виде, как и следовало ожидать, ние
хогла не существовало. В одной из
статей В. 0. Топорков подробно из-
латает работу над ролью Головина вв
2-м акте одноименной пьесы (жур-
нал «Театр», № 2, 1950 г.). В. 0.
Топорков пишет: «Главная моя задал
ча в этом акте — разгадать, что Ty
мают. обо мне и о постигшей Mena
катастрофе окружающие люди.
стараюсь проникнуть в их сердца,
понять, что скрывается за их слова-
МИ». Nn

Как видим, главной задачей 05-
тается решение куска в соответствии
с обычным пониманием «системы»
«что я хочу?». Здесь нет никаких
физических задач, если, конечно, ве
относить к их числу «желание раз-
гадать» и «проникнуть в сердце»,
что физически проделать не предста-
вляетея возможным.

Дальше В. 0. Топорков подробно
излагает течение акта, но только
один 033 указывает «физическое
действие»: «пью шампанское...». А
наряду с этим — бесчисленные укз-
зания, решаюние задачу «по-еталю-
му»: <& У самого только одна
мысль... узнать, узнать, во что бы
то ни стало! Но спросить боюсь. На-
конец. не выдержал, спросил... Още-
	тинился...» (последнее — вряд ли
физическое действие).

«В течение всего акта. — говорит
	В. 0. 1юпорков, — у меня только ряд
сменяющих друг друга физических
действий (но где же они? — А, Б.),
и только’ от степени активности м-
его общения е партнерами, от силы
моего восприятия зависит глубокое
раскрытие образа» (подчеркнуто
мною. — А. Б..).
	Тлубокое раскрытие образа  зави-
сит только от общения и восприятия.
Но общение —— это старое положение
«системы», а восприятие и того боль-
ше — это явление психики. Рассказ
В. 0. Топоркова не имеет ничего 0б-
шего с утверждением П. Ершова, что
«сама логика поведения есть ¢ped-
ство созлания образа».
	Мы не сомневаемся, что у В, 0.
Топоркова были в этой сцене физи-
ческие действия. Но вопрос в том,
как они возникают в спектакле. Воз-
можно, что В. 0. Топорков сознатель-
но установил, «что делает Голо-
ВИН? », что физические  дейст-
вия не возникли у него стихийно. Но
для этого пришлось произвести ги-
тантекую работу, одновременно оп-
ределяя, «что хочет Головин?», т. е.
включая в творчество и фантазию, и
мысли, и чуветво, и, таким образом,
оставаясь во власти старой системы.
Отатья В. 9. Топоркова _ убеждает
	нас, что в своей практической работе
	он меньше всего полагается на физи-
ческие лействия в чиетом виде,
	Никто не спорит, что физическое
действие — могучее выразительнов
средетво, что это блестящий методи-
ческий прием, именно прием,—тав
постоянно определяет его сам Стани*
славский, — прием незаменимый в
отдельных случаях. Но примеры;
приведенные В. 0. Топорковым, ни-
как не убеждают, что метод физиче=
ских действий поглощает старые по-
ложения «системы». Думается, что
метод ничего не поглощает, а организ
чески сливается < «системой», бес
конечно ee обогащая.
	3a годы, прошедигие после смерти
Сталтиславекого, и В. 9. Топюрков и
М. Н. Кедров осуществляли на прак-
тике метод, предложенный Стани-
славским. Безусловно, практические
выводы, к которым они пришли, 060-
татят творчество советского театра.
Й нужно добиться, чтобы эти выво-
ды как можно скорее стали общим
достоянием. Но немыслимо предполо-
жить, чтобы выводы, в  которын
пришли последователи  Станислав-
ского, явились иллюстрацией теоре-
тических догм тт. Ершова и Охито-
RW.
	Иринципиальное значение послед-
него этапа работы‘ Станиславского
огромно. Собственно метод физи-
ческих действий, при всех его 0ч6-
видных достоинствах, — всего-на-
всего методический прием, но он 16
исключает ни участия мысли, ни
фантазии, ни вдохновения и не име-
ет права занять самодовлеющее ме-
10 в «системе».
	05’являть физические действия 06-
новой актерского творчества — это
значит призывать к  бездумному,
знемичному искусству, = изменять
принципам еоциалистическог  рез-
лизма, изменять Станиславекому.
Школа Станиславского — 910 ис-
кусство большой мысли и яркой вы:
разительности,

. _ А. БЕНДЕР,
режиссер, преподаватель Все-
союзного государственного ин-
ститута кинематографии.
	Немировича- Данченко
	библиотеках и у частных лиц. Тре-
буетея продолжительная и кропотяи-
вая работа по выявлению и <истема-
тизации этих рукописей и докумен-
тов. Поэтому группа наметила в сво-
ем плане на ближайшие три гола
(1951—1953) издать 8 томов сочи-
нений К. С. Станиславского, куда

войдет чаёть его литературного вз-
слелия.
	В течение 1951—1953 гг. булут
изданы также четыре тома  творче-
ского наследия Вл. И. Немировича-
Данченко.

Помимо опубликования наследия
К. ©. Станиславского и Вл. И. Неми-
ровича-Данченко г сопроводительны-
MH статьями и комментариями, груп-
па намечает подготовить ряд моногра-
фий л теоретических работ по «систе.
ме». Будет издана также биография
	В. С. Станиславского об’емом в 10 пе:
чатных лиетов.
	В годы моей режиссерской юности
мне посчастливилось участвовать в
беседе, которую проводил © теат-
тальной молодежью Константин Сер-
теевич  Отаниславекий. Великий
мастер рассказывал нам, © каким.
упорством, тщательностью и терпе-
нием должна внедряться в сознание.
актера «система», каких долгих уси-
лий требует освоение метода фивиче-
ских действий. Tora же я сделал
для еебя весыма поспешный вывод,
что работать по методу физических
действий —- это значит ставить
спектакль не в течение нескольких
месяцев, как к этому нае обязывалот
производетвенные условия, & в те-
чение нескольких лет, — вт ук
тогла можно добиться настоящих pe-
зультатов.

Я спросил Станиславского,  пра-
вильно ли я его понял. Фн окинул
всех нас своим острым и чуть на-
смешливым взглядом и спокойно OT-
ветил: «Да, в первый раз вам могут
понадобиться годы, но зато в резуль-
тате этих лет вы станете работать He
медленнее, чем сейчас, а в несколько
раз быстрее. Система должна ©овер-
ненствовать процесс актерского
творчества, облегчать, а не затруд-
нять работу актера. А ведь облегчать
труд актера, это значит и ускорять
его результаты!».

На всю жизнь запомнил я эти
слова, гениального создателя «сиете-
уы», ибо в них, как мне кажется,
со всей ясностью раскрывается та
внутренняя сущность учения, кото-
рую почему-то многие лействитель-
ные и мнимые последователи Стани-
славского считают возможным итНо-
рировать. Веем своим внутренним
пафосом, всем своим существом «ои-
стема» адрестется в живой жизни.
Она рождена для живого, действую-
шего театрального искусства.

Созлавая свою систему, Отани-
славекий с гениальной проницатель-
ностью вооружал актера для реше-
ния огромных задач, поставленных
перел ним искусством социалистиче-
ского реализма: действенность «си-
стемы» мы должны прежде всего и
больше всего испытывать в Непо-
срелственном творчесном опыте.
	«Ралостными слугами отечества».
называл Станиславский — актеров,
подчеркивая патриотический смысл
актерского труда. «Если нет элемен-
тарного понимания себя и всего ком-
плекса своих сил, как радостных
слуг отечества, то и такой театр... не
нужен — он не будет одной из твор-
ческих елиниц среди всех творящих
сил страны».

Эта основополагающая мысль Ста-
ниелавского развивалась им со всей
послеловательностью и настойчи-
востью на протяжении многих лет
его жизни. «Система» перестает
быть «енетемой» и превращается в
ограничивающую и  мертвящую
хуюжника логму, как только мы ее
отрываем OT живой плоти драматур-
гических образов, от тех  рэальных,
характеров, воплощению которых
она призвана опособствовать.

В дискуссия о наследии  Отани-
славского этому вопроеу должно бы-
лэ бы приналаежать одно из глав-
ных мест. Значение «системы» лав-
Но уже вышло за прелелы собствен-
во актерского творчества. Отыт 9-
Ветского театра, опыт его вовмест-
ной работы с лраматургами показы-
вает, например, что раскрытие и во-
плошение образов нашей  действи-
тельности требуют не только от ак-
теров, но и от драматургов следова-
ния творческим законам Отанислав-
ского. Й если Станиславекий  гово-
рил, что каждое наше движение на
сцене, кажлтое слово должно быть ре-
зультатом верной жизни воображе-
ния, то он, само собой разумеется,
предполагал «верную жизнь вообра-
жения» прежде всего у автора. Вы-
лвигаемые им обязательные условия
спенического творчества — «чув-
ство правды и вера». слособность к
общению, умение свободно пользо-
ваться своим эмоциональным  опы-
TOM и эмопиональной памятью —
получают реальную основу тольно в
образа, созланном драматургом.
	Не так лавно мне пришлось yde-
литься в этом, работая вал поста-
норкой пьесы В. Лифшипа «Отулен-
	ты» в Ленингралеком театре им. Ле-
нинского комсомола. На протяжении
воего репетиционного периода дра-
матург продолжал свою авторокую
работу, т. е. лописывал. отдельные
сцены. уточнял и развивал характе-
ры действующих лиц, находил новые
сюжетные повороты. При этом нам
приходилось иной раз спорить с ав-
тором, доказывать ему необходи-
мость тех или иных изменений в
тексте и структуре пькы. В этой
работе мы воочию убедились, что
самые трезвые логические  оводы,
самые бесспорные общие рассужде-
ния не имели и не могли иметь того
влияния на лраматурга, которое ока-
зывали на неге осуществлявииеся
на его глазах поиски реальной сце-
нической жизни.
			«Конечно. теория становитея bec-
предметной. если она не связывается
с революционной практикой, точно
так же. как и практика стаповится
слепой, если она He освещает cede
хорогу революционной теорией», —
учит нас товарищ Сталин, и нет та-
кой области труда и творчеетва, к
которой эта глубочайнтая и всеоб ем-
лющая мыель не имела бы самого
прямого и непосредетвенного отно-
TCHS.

Разтайотанная Станиелавежим Te-
ория актережото творчества не толь-
ко была непосредственно связана ©
жизнью в процессе своего возникно-
вения, но углублялась, совершенют-
вовалась и ридоизменялаеь в прямом
взаимодействии © практикой. «Си-
стема» в её первоначальном виде и
исследние, высказанные незадолго
ло смерти, мыели Станиславского мо-
гут при поверхностном ознакомлении
с ними показаться лаже противоре-
чащими лруг друту. Но на самом ле-
ле эволюция взглядов создателя «еи-
стемы» только подтверждает его по-
слеловательность.

Мпогое из того, что было верно в
«системе» при работе актера над 00-
разами  драматургие критического
реализма, Требует развития, д может
быть. и поправо» применительно к
актеру, осуществаяющему в CRON
творчестве принцилы еоциалистиче-
ского реализма. Центральной фигу-
рой новой драматургии стал 5ач6-

Мы. советские режиссеры и акте-
ры, обязаны рассматривать систему
Станиславского в целом и. в част-
ности, ‘разработанный им метод фи-
зических действий, как могучее
средетво образной конкретизации
тех великих идей, которые нам дано
воплошать на сценических подмост-
ках. как срелетво лальнейшего идей-
ного совершенствования нашего ис-
кусетва. Наша пель должна состоять
в том. чтобы сделать наследие Ста-
ниелавекого достоянием всех театров
нашей страны, а не предметом 38-
тРОрНИческих изысканий только
избранных и посвященных MOHOTO-
листов. Вель ни для кого из нас не
секрет, что в То время как отдель-
ные иселелователи и мастера театра,
так оказать. «при закрытых дверях»
работают нал «системой», подавляю-
ее количество периферийных теат-
Тов отетоит за трилевять земель от
нее и в прямом и в переносном зна-
чении этого слова.

Широкое и быстрое фраепростране-