Суббота, 9 декабря 1950 Г.

Радостно бывает, когда  прочи-
таешь книгу, посмотришь фильм или
спектакль, которые отвечают на
твои. думы, разрешают жизненные
вопросы, волнующие тебя и требую-
щие ответа.

Вот такое радостное ощущение
испытал и я, посмотрев в Tearpe
им. Ермоловой новую пьесу лрама-
турга А, Сурова «Рассвет над Моск»
вой». Это же чувство испытали и моя
товарищи, смотревшие пъесу «Pac-
свет над Москвой» в Театре им.
Моссовета.

Не буху останавливаться на хуло-
жетвенных достоинствах и нело-
остатках пьесы и спектакля. Это луч-
ше меня сделают профессиональные
вритиви. Скажу лишь о том, что
взволновало меня в этом спектакле,
чем он заставил глубоко и серьезно
задуматься.
	Примерно полтода назад группа
стахановцев московских  предприя-
тий обратилась через газету «Совет-
ское Искусство» © ОТКРЫТЫМ письмом
к драматуртам. В этом письме совет
ские рабочие лавали своим писате-
ям, говоря словами Маяковского,
«социальный заказ» — создать пье-
сы, в которых были бы показаны
жизнь и деятельность советекото рз-
бочего, богатство мыслей и чувств
человека сталинской эпохи. ,

Сейчас драматурги начинают вы-
полнять этот заказ. Появились пер-
вые пьесы и спектакли о рабочем
классе нашей страны, Среди них и
npecs А. Сурова.
	Драматург остро поставил в своем
произведении животрепещущие во-
просы современности, которые не
могут не волновать советских люлтей.
Первый, самый главный из них, на
хой ваглях, — это что делать нам
завтра, как работать завтра, ибо то,
что сегодня хорюпю, завтра Hac
устроить не может. Ведь завтрашний
наш день — 970 коммунизм, а при
комуунизме труд будет иным, чем
сегодня. Он будет еше более светлым,
eme более ралостным.
	Вот этим-то ощущением радости
труда проникнута новая пьеса А. Су-
рова. Во имя этого радостного трула
п везет коллектив фабрики борьбу за
то. чтобы продукция его была кра-
сивой, радостной.

Хорошо эта мысль выражена в
етовах парторгма Куретина: «Коллек-
тив желает выпускать ткани много-
цветные, красивые, и уж от себя бы
я сказал, — радостные, как рассвет-
НЫЙ ЛУЧ».

Траматург смело и верно показы-
вает, какие трудности приходится
еще встречать новаторам  произвол-
ства. Очень точно дана характе-
ристика главного инженера фабрики
Значковского — бюрократа новой
формации. Есть еще в нашей про-
мышленности люди, которые на сло-
вах стоят за новаторское предложе-
ние, вроде и внимания ему мяого
уюляют, а на леле ограничиваются
лишь словами, ничего не делая дтя
знетрения его ‘в производство.
		Рссуждают они примерно
	Выставка китайского
искусства в Ленинграде
	ЛЕНИНГРАД. Огромный интерес
вызвала у ленинградцев открывшая-
ся в залах Государственного Эриита-
жа выставка китайского ACKYCCTHA.
На ней представлены произведения
живописи. скульптуры, графики,
приклатного искусства.

В 17 залах Эрмитажа размещено
свыше тысячи экспонатов. Они рас-
крывают историческое развитие ис-
кусства Китая с древнейших времен
до наших дней и дают яркое пред-
ставление о прекрасном и высоком
мастерстве китайского народа. На
выставке представлены произведевия
крупнейших современных хулажни-
ков старшего поколения и работы мо-
лолых мастеров.

‚ и искусства

я темы

шит перейти на другой, чтобы и
там «ироеславяться». и подлинным
	руковотителем произрРодства, стремя-
щимея не к личной  лаве, д к тру-
довым достижениям на благо народа;

Помимо жизненной  убедительно-
сти конфликта, для цьее послевоен=
ного периода характерны  поэтиче=
ская образность, страстность, глубо-
Кий лиризм, сочетающийся е тонким
юмором. Эти черты придают произ-
ведениям современной азербайлжан-
ской лраматургии некоторую роман=
тическую приполнятость, устремлен=
ность в булущее. Все это определило
пути лраматургического решения 06=
раза положительного героя. Жизнен=
но-правдивый, порой лаже обыден=
ный, он стремится к яркой и в то
же время реально достижимой мечте:
Верх в силу народа, в свои силы;
ясность цели определяют богатетво и
красоту его внутреннего мира.

Большой, плодотворный путь про=
шла азербайлжанская лраматургия ea
последний период. Однако слабое
знание жизни, нелостаток, професеио-
нального мастерства, боязнь трулно=
стей, \ порой и неверие в избранную
тему подчас побуждают некоторых
наших авторов прибегать к драмах
тургическим штампам, литературщиа
не. Вместо того, чтобы глубже про
никать в жизнь, смело поднимать
назревитие вопросы, ярче показывать
новые взаимоотношения советских
людей, складывающиеся в процессе
труда, драматурги зачастую идут по
пути наименьшего сопротивления,
стремятся побиться «увлекательно=
сти» путем традиционного решения
драматургических задач, внесения
искусственных интриг, применения
паблонных приемов. Так, например,
в пьесе «Вешние волы» правильно
намеченный жизненный конфликт
между Алханом и Угуром в дальней=
шем не получает своето развития, &
подменяется частным, надуманным
конфликтом. :

Наличие ряда традиционных коз
медийных перс`нажей в «Добро поз
жаловать!», использование элеменз
тов интермедии ведут к 00060бле-
нию комического начала в пьесе от
ее основного содержания.

Неглубокое знание действительно
сти, недосталок  профеесиовального
мастерства — главные препятствия
на пути азербайджанской драматур=
гии, Отрицательно сказываются эти
недостатки и на развитии нацио=
нального театра. Серьезнейшее изу=
чение жизни, глубокое проникнове=
ние в тему, смелое новалорское рез
шение драматургического конфликта
— вот ближайшие вадачи, которые
стоят перед нашими писателями:
Верный анализ состояния современ=
Ной драматургин Азербайджана, то-
варищеская критика ©о стороны на-
щих друзей — русских драматургов
— помогут нам в дальнейшей работе
нал собой, нал совершенствованием
своего мастерства, помогут создать
пъебы большого илейного и хуложез
ственного звучания, произведения;
правдиво отображающие величие на-
	щих дней. Lo
Дж. ДЖАФАРОВ.
	кая заинтересованность зв творче-
стве’ азербайджанских писателей.
Критические замечания и советы нё-
ших русских друзей, безусловно, по-
могут дальнейшему развитию азер-
байджанской литературы и искус
ства.

Мы также благодарны москвичам
за тот исключительный прием, кото-
рый был казан нашим артистам.
Отрадно, что в концертах мастеров
искусств Советского Азербайджана
принимали участие и русские арти-
сты, великолепно исполнившие про-
изведения азербайджанских компози-
торов. Совместные выступления сам-
волизировали нерушимую дружбу
азербайджанского народа с великим
русеким наролом.
	Создать новые произведения о советских людях
—— ор зводения о советсних людях
	MAUeM Ba
	Заметки зрителя
©
	же, как и оначковский: «Зачем нам
< вами ходить в консерваторах? Я
дал возможность юным энтузиастам
убелиться в том, что наша фабрика
для экспериментов не приспособлена.
В этом смысле опыт удался блестя-
ще, Думаю, и на сей раз следует при-
менить ту же тактику. Иначе вас в
гроб вгонят все эти бригады, ‘и
сквозные, и поперечные».
	Невольно возникает вопрос: поче-
MY же люди, полобные Значковскому
или другому бюрократу, выведенному
В ПЬесе, — начальнику главка Bam-
лыкову, могут до сих пор спокойно
дить и занимать ответственные по-
CTH не только в пьесах, m0 H HA
вполне реальных предприятиях и в
учреждениях? Думаелея, что это
происходит потому, что по сих пор
нет должного контроля нал внедро-
нием новаторских предложений в
промышленное производство как со
стороны министерств, так и обще-
ственных ортанизаций.
	Есть в пьесе одно место, которое
кобенно сильно взволновало меня.
Это разговор бригадира  тракто-
ристов Алексея Рыжова с Саней
Солнцевой о «всеобщем конвейере»,
в работе которого участвуют все го-
ветские люди. Здесь драматург под-
нял крайне важный вопрое об особой
ответственности каждого советского
труженика за выполняемую им ра-
боту. Ведь от того, насколько хоро-
шо «каждый, кто у конвейера стоит,
поймет свою залачу и покажет самую
наилучитую, самую искусную рабо-
ту», зависят наши успехи в построе-
ний коммунизма.
	В связи с этим мне хочется вепом-
нить одну несостоявшуюся беседу.
Как-то  встретилея я © директором
мясокомбината им. Микояна т. Ва-
НЫБИНЫМ и сказал ему в своем жела-
нии познакомиться с их произвол-
ством. Тов. Каныкин охотно пошел
мне навстречу, обещал показать все
цехи и даже назначил день, когда
он мне позвонит, кажется, вторник.
Но после этой встречи прошло много
вторников а тов. Каныкин все
не звонит. Почему? Да потому, что
я сказал товарищу директору, что
собираюсь не только смотреть  про-
изводство, но и побеседовать с рабо-
чими комбината, ла и покритиковать
их. А покритиковать было за что.
	Как известно, мясокомбинат пе
только производит сосиски и колба-
сы, но и занимается убоем скота.
С убитого животного снимают ког
HY, после соответствующей. обра-
ботки эта кожа поступает к нам,
обувщикам, а уж мы делаем из нее
обувь. Я по своей профессии закрой-
щик, и моя задача состоит B TOM,
чтобы использовать каждую KORY
с наименьшими потерями. Мне уда-
лось разработать наиболее  рацио-
нальный  метол-раекроя: вожи, -пюзве-
ляющий свести потери до минимума.
	Декада азербайджанской литературы и искусства
А OS OTS
	Рождение новой темы
	Сеголня в Москве® заканчивается
декада азербайлжанекой. литературы
и искусства. Еще раз прозвучат в
Большом зале Консерватории стихи и
песни азербайджанских поэтов, вы-
ступлення мастеров азербайджанско-
го советского искусства.

Двенадцать лет, отделяющие нас
от первой декады азербайлжанской
литературы и искусства в Москве, —
это годы упорного труда, страст-
ной борьбы за новое в искуе-
стве, 34 то, чтобы наше светлов
сегодня и лучезарное завтра стали
основной темой художественного про-
изведения, определяли его содержа-
ние и форму. Для нас борьба за но-
вое в искусетве — это борьба за со-
циалистический реализм. Иеториче-
ские постановления ЦК ВКП(б) по
идеологическим вопросам сытрали ре-
шающую роль в развитии азербайл-
жанской литературы и искусютва,
дали мощный толчок для нового рас-
цвета художественного творчества в
нашей республике, Новая жиень вы-
двигает новые темы, новых героев,
появляются новые производения,
	прславляющие советского человека:
	Наша драматургия зародилакь в
ХГХ веке как драматурпия критиче-
ского реализма. полная обличитель-
HO силы, проникнутая духом слу-
жения передовым общественным ин-
тересам. Она росла и формировалась
в борьбе против буржуазно-национа-
листических влияний, против упа-
дочных, формалистических течений
в искусстве. В этой борьбе крепли
реалистические тенденции, om
ровалось передовое мировоззрение
писателей, острее и глубже станови-
Лось их восприятие действитель-
ности.

Лучшие реалистические тралиции
азербайджанокой классической дра-
матургии налили свое прололжение в
творчестве писателей Советского
Азербайджана. Существует прямая
преемственность между прогреесив-
ными драматургами прошлого и вы-
дающимся представителем Азербайд-
жанекой советской - драматургии
Джафаром Джабарлы. На формирова-
ние азербайджанской драматургии
напгих дней — новаторской, отража-
ющей борьбу народа за коммунисти-
ческое переустройство жизни, —ока-
зали огромное влияние традиции пе-
редовой русской драматургии.

Лучшие произведения нашей дра-
матургии известны ныне далеко за
прехелами Азербайджана. Пьесы
Джабарлы еще при жизни автора пе-
ревохились и ставились на сценах
многих театров Советского Союза.
ШФрочно вошли в репертуар лучиних
коллективов бралеких республик и
пьесы Самела Вургуна: «Вагий»,
«Ханлар», «Фархал и Ширин». На
русской сцене ставились «Утро Во-
стока» 9. Мамелханлы, «Очастлив-
цы» Сабита Рахмана, «Заря над Кас-
пием» И. Касумова.

Недавно изданы на русском языке
пьесы Самеда Вургуна, & также
сборник пьег, в который воптел. ряд
ппоизвелений послероенного. периода:
«Утро Востока» 9. Мамелханлы,
«Вешние воды» И. Эфендиева, «Доб-
	Сегодня торжественным вечером в
Большом зале Консерватории закан-
чивается декада азербайджанской ли-
тературы и искусства в Москве.

Председатель правления Союза <0-
RETCKEX писалелей Азербайджана
М. Ибрагимов в беседе < корреспон-
дентом «Советского искусства» рах-
сказал:

— Десять дней провели писатели
и деятели искусств Азербайджана в
гостеприимной столице Советского
Союза. Мы преисполнены глубочай-
пей благодарности москвичам за, теп-
лый и радушный прием. Посланцы
Советского Азербайджана в эти дни
встречались © железнодорожниками,
рабочими Автозавода имени Сталина,
преподавателями и студентами Мос-
	ро пожаловать!» С. Рахмана, «Заря
нал Каслием» И. Касумова,  «Боль-
шая любовь» Д. Меджнунбекова и
«В горах» С. Ахундова,

Произведения, созданные — азер-
байджанскими  драматуртами после
Великой Отечественной войны. ра-
дуют прежде всего тем, что писате-
ли, в болыпинстве молодые, видят
свою главную задачу в хуложеетвен-
ном отображении советекой действи-
тельности, в разработке новых тем,
обусловливающих, в свою очерель,
новые приемы лраматургического pe-
пения. Все шесть пьес. за исключе-
нием «Утра Востока», воспроизволя-
щей славные дни борьбы за уста-
новление советской власти в Азер-
байджане, посвящены трудовым под-
вигам героя-современника. Три из
них — «Вешние воды», «Добро по-
жаловать!» и «В горах»—рассказы-
вают 0 новой жизни современной
азербайджанской леревни, показыва-
ют новые характеры и взаимоютно-
шения. В этих произведениях отчет-
ливо чувствуется стремление драма,
тургов привести на сценические
подмостки героя, в котором мы ута-
пываем человека наацпегло близкого
булущег.

В пьесе «Вешние волы» подмечен
интересный жизненный конфликт:
Алхан, председатель колхоза, созна-
вая свою ответственность ‘перед на-
Родом, сам добивается, чтобы на этом
посту его сменил более энергичный,
волевой Угур. Став рядовым колхоз-
ником, Алхан, плечо к плечу с Угу-
DOM, принимает самое активное уча-
стие в решения задач, стоящих не-
ред. колхозом. Герои комедии «Добро
пожаловать!» — простые люди co
встокой деревни — преодолевают
все препятствия, чтобы создать во-
дохранилище, которое сласет сосед-
ние колхозы от засухи, даст возмож-
ность в дальнейшем  об’единить
эти колхозы в более крупное хо-
зяйство. Пьеса молодого драматурга
С. Ахундова «В горах» рассказывает
05 азербайджанских животноводах,
которые вопреки трудностям  пере-
страивают свое хозяйство, переходят
к разведению ценной породы тонко-
рунных овец.

И все же центральная тема еовре-
менности — тема труда — еще не-
досталочно раскрыта в сегодняшней
азербайджанской драматургии. Мало
У нае еще произведений o рабочем
хлассе, о славных нефтяниках, своим
трудом умножающих силу и дбогат-
ство Родины. Тем большего внимания
заслуживают опубликованные в
сборнике пьесы — «Большая лю-
Sonn» и «Заря над Каспием». «Боль-
шая любовь» Д. Меджнунбекова пе-
реносит нас в район гористого Даш-
кесана, где совотские люди, борясь с
природой, разрабатывают железные
рудники, чтобы обеспечить сырьем
металлургическую промышленность
Закавказья. «Заря нал Каспием» по-
священа героическому труду бажин-
ских нефтяников, со дна моря добы-
рающих нефть. В пьесе правильно
полмечен жизненный конфликт. меж-
ду инженером, который, одержав лег-
кую побелу на олном участке, епе-
	Встречи с москвичами
	Ковского государственного универси-
‚тета, солдатами и офицерами Сэвет-
ской Армии, трудящимиея Ленинско-
то района, писателями, деятелями ис-
кусств. Эти встречи, протекавнтие в
атмосфере любви и уважения к брат-
кому азербайджанекому народу, вол-
нуют нас до глубины души, вдохно-
вляют нас на неустанный труд и
творчество. `

В (Союзе советских писателей
СССР в дружеской обстановке прошли
обсуждения азербайджанской прозы,
поэзии и драматургии. Видные пиеа-
тели, дхраматурги, поэты и критики
Москвы говорили о нашей литерату-
ре, как 0б одном из передовых отря-
дов всей советской художественной
литературы. Чувствовалаеь их глубо-
	100 @
	Но на моем пути возникло неожилан-
ное препятствие: = на кожах, даже
первых сортов, оказалось много по-
резов, сделанных при освежевании
туши. ‚Каждый такой порез — это
потерянные сантиметры кожи. Я сле
ал примерный подсчет: из-за таких
порезов на каждой коже теряется в
среднем два дециметра полезного ма-
териала. Закройщик раскраивает за
день около 40 кож. Только на нашей
фабрике более 300 закройшиков. В
итоге из-за порезов мы ежелневно
выбрасываем 24.000 дециметров ко-
жи, из которых можно сделать 2.200
пар детской обуви. За 300 рабочих
пней в голу мы недодаем налтим де-
тяи 660 тысяч пар обуви.

Вот цена этих порезов. 06 этом я
и хотел говорить с рабочими Maco
комбината в своей  несостоявшейся
беседе, хотел поговорить о месте каж-
Noro из нас во «всеобщем  конвей-
ее», о той великой задаче, которая
стоит перед нами, об ответственности
каждого из нак в обшем нашем деле,
	И еще 0б одном хочется сказать.

OFHOTO из героев пьесы «Расевет
нал Москвой» есть хорошие слова:
«Когда думаешь, что дала тебе co-
ветская власть, обязательно спраши-
ваешь себя: а ты ей что дал? И
оказывается — ты в громалном дол-
гу». Так вог пьёса и спектакль за-
ставляют задуматься о том, что ты,
советский человек, сидящий сегодня
в зрительном зале; дал советской
власти, которая так много для тебя
сделала? Ну, а уж если залумаешь-
ся 06 этом, то обязательно поста-
разатьея работать сеголня луче, чем
вчера, а завтра—лучше чем сегод-
НЯ.
	Мне кажется, что неплохо было
бы показать пьесу А. Сурова в на-
ших рабочих клубах, пригласить ру-
ководящих работников главков и
министерств посмотреть ее и поду-
мать, что мы должны делать завтра,
как мы должны работать завтра.
	«Рассвет нал Москвой» — ответ
писателя на обращение рабочих сто-
лицы. Успех пьесы, поставленной
на сцене двух московеких театров,
горячий прием, оказанный спектак-
лю зрителем, лишь подтверждают,
что перед драматургами, обращающи-
MHCH к так называемой  производ-
ственной теме, открывается огромное,
благодарное поле для творческой де-
ятельности. Только важно, чтобы
основное внимание писателей было
направлено не на показ тех или иных
технологических процессов, а на рас-
крытие человеческих характеров, на
художественное воплощение образа
нового советского человека — сына
рабочего класса Советской страны.
Тогда произведения драматургии м
театра булут еще более горячо при-
ниматься народом. А он ждет от вас;
товарищи писатели и артисты, новых
произведений, новых тем и образов
людей советской промышаленноети.

Василий МАТРОСОВ,
лауреат Сталинской премии,
закройщик фабрики `«Париж-
ская Коммуна».
	Памятник
	ПОЛКОВОДЦУ
	На центральной площади Виль-
нюса завтра откроется памятник
дважды Герою Советского Союза
генералу армии И. Д. Черняхов-
скому, под командованием которого
советекие войска во время Великой
Отечественной войны освободили
Литву и ее столицу.

Автор проекта памятника действи-
тельный член Академии художеств
СССР скульптор Н. Томский в беседе
с корреспондентом газеты «Советское
искусство» рассказал:

— Идея, положенная в основу
моего проекта, заключается в том,
чтобы показать духовную и техниче-
скую мощь Советской Армии. Пьеде-
стал памятника по форме напоминает
танк, на башне которого стоит брон-
зовая четырехметровая фигура И. Д.
Черняховского. Мне хотелось пере-
дать в этой фигуре образ полководца
сталинской эпохи — смелого, целе-
устремленного, исполненного больнго-
го человеческого достоинства и блз-
	городства.
На бронзовой части пьедестала по-
мешены рельефы, — изображающие
	встречу литовсвим народом своих
освободителей. Весь пьелестал поко-
ится на ступенчатой гранитной пло-
щадке. ;

Автором архитектурной части про-
екта памятникз И. Д. Черняховекому
являетея ЛД. Голубовекий.
	— — 3 — —
	Гастроли театра им, ив, Франко
B Польше
	КИЕВ. (Наш корр.). ‘Театр my.
Ив. Франко выехал на тастроли’ в
столицу демократической Польши.
Театр покажет трудящимея Польши
произведения украинской и русской
классики, пьесы украинеких Фовет-
ских драматургов.

Население Варшавы, а затем
Вражова и Лодзи увидит в исполне-
нии выдающихся мастеров украин-
ской сцены  наролных’ артистов
СССР Н. Ужвий, Г. Юры, А. Бучмы,
Ю. Шумекого и лругих образы  со-
ветоких людей-—колхозников, шах-
теров, интеллигентов. Театр покажет
«Калиновую рощу», «Макара  Дуб-
раву» и «Платонь  Кречета» А.
Корнейчука, пьесу 0 ‘тероической
берьбе партизан Украины © немец-
ко-фашистекими захватчиками —
«Профессор Буйко» Я. Bama, из
классических произведений-—«Укра-
денное счастье» Ив: Франко,
«Мартына Борулю» И. Тобилевича и
«Последнюю жертву» А. Ocnpos-
ского.
	нием обобщающей галлереи пейзажей
своего края. Вогла смотришь карти-
ны Д. Ширяева — «Долина pera
Паленьги», Д. Свемникова — «Ба-
кенщики Северной Двины», С. Гри-
горьева — «На полярном рейде»,
понимаешь, е каким пристальным
вниманием вглядываются художники
в родной пейзаж, особенный, непов-
торимый. Тяжелая, темная вода Бело-
морья, белесоватое небо нал широ-
ким течением северных рек, живо-
писные долины, гигантекие сосны,
совсем иные, чем привычные, под-
московные, становятся понятными
и дорогими зрителю. ‘И так естеет-
венно живут в этом пейзаже спокой
ные, деловитые бакенщики, присев-
птие закусить после очередного 0б’-
езда участка.

Удача архангельцев-— несомненно,
плод целеустремленной работы. Она
тем  вначительнее. что’ не усту-
пает пейзажам Севера кисти извест-
ных московских живописцев Г. Нис-
ского и Н. Ромалина. После их кар-
тин поневоле становишьея очень
взыскательным, и все же пейзажи
архангельцев смотрятся © интересом,
с уважением, ‹ благодарностью за то
новое, что они лают,
	В несколько ином положении ху-
дожники Красноярска. Им не с кем
соперничать по той простой причи-
не, что пейзаж их необ’ятното род-
ного края не был еще показан в рус-
ской пейзажной живописи, Можно
сказать, что Б. Ряузов открыл для
нас пейзаж Курейки, мрачность это-
го места, куда был сослан царскими
жандармами товарищ Сталин, и ди-
кую красоту Туруханского края. Ta-
кой же новизной восприятия приро-
ды поражает «Белогорье. Восточные
Саяны» А. Лекаренко. Художник, от-
крывая для русского пейзажа Сая-
ны, правильно выбрал высокий го-
ризонт. Этот прием перекликается ©
тероической традицией пейзажа
великих  голландеких = реалистов
ХУ!-—ХУП веков. Лекаренко он был
полсказан самой природой, так же,
как лиловые камни скал, как необо-
зримый лое, удивительно разнообраз-
НЫЙ В CReeM единетве, покрываю-
щий вею седловину, как. мелкая рябь
оврагов и лесов по склонам дальней
горы, из которой особенно величаво,
	Смотр творческого актива
	ние участвовать в смотре многие мз-
стера искусств столицы: народный
артист Армянской CCP П. Лисиии-
зн, народная артистка РСФСР С. Фа-
деева, заслуженные артисты РСФСР
Ц. Журавлев, И. Набатов, С. Бала-
нов, Н. Ефрон, артисты Н. Першан,
В. Попова и другие.

Исполнители, отобранные в первом
туре в Москве и других городах, бу-
дут допущены ко второму туру, вэ-
торый определит участников третье-
го, заключительного тура. Он состо-
ится в Москве 24—25 декабря.

Создано жюри смотра, в котор
вошли виднейшие мастера искуеств,
писатели, журналисты,
	советоких людей, новые черты че-
ловека сталинской эпохи. Идет
укрупнение колхозов, начинается
строительство агроторолов, меняется
облик полей. растут люди. Если же
судить по выставке, то у нае за
последний гол не произошло ника-
	RUX сдвигов в социалистическом
землеплелии.
Пейзаж — отлна из крупнейших
	удач хуложников Российской Феде-
рации. Может быть, именно на этой
выставке впервые отчетливо 069-
знаешь, что в разных краях нашей
страны вырастает целая тикола мо-
лодых пейзажистов, влюбленных в
родную природу, следующих тради-
WHAM русского классического искус-
ства, полных решимости воспевать
все новые и новые красоты род-
ной земли. Стремление к высокой по-
этичности в общем замысле и в
каждой летали — вот что особенно
подкупает в работах подрастающего
поколения пейзажистов.

Краеота родной земли и родного
	неба — это патриотическая тема.
Родная земля, которую народ
отстоял в многочисленных  бит-
вах, взлелеял и украсил своим
трудом, предстает любимой и
чарующей на многих’ картинах
выставки. И поэтому — вполне
	уместна гордая подпись «Родина»
под маленькой картиной А. Шинды-
кова (Ярославль), изображающей лес
нал рекой в его нежной и отновре-
менно величественной красе. Искрен-
нее увлечение родной природой под-
купает и в камерном полотне «Лес-
ная дорога» Б. Дискова (Загорск),
и в «Сосновом бору» К. Первухина
(Калинин), и в монументальном
«Половодье на Иртыше» К, Белова
(Омек), и в «Каменной степи» и
«Beene» А. Полюшенко (Загорск).
Сочетание тонко прочуветвованных
деталей пейзажа со стремлением к
широкому обобщению составляет ce-
крет творческой удачи этих худож-
ников. Одно стремление к обобще-
нию мало способствовало бы рас-
крытию родного пейзажа.

Но и в облаети пейзажа хуложни-
кам еще много нужно работать.
Только два об’елинения художников
— Архангельское и ИКрасноярекое—
систематически работают Hal ©<озда-
	«Борьба за мир, за демократию,
против поджигателей войны»—этой
теме посвящен смотр творческого ак-
тива домов работников искусств Мо-
сквы, Фенинграда, Киева, Риги;
Тбилиси, Еревана, Новосибирска,
Свердловска и других городов. В ном
принимают участие сотни чтецов.
вокалистов и артистов сатирических
жанров. пропагандирующих  средст-
вами искусства идею борьбы за мяр
и демократию, за безопасность наро-
в. Цель смотра, который. проллит-
ся две недели, — выявить лучших
исполнителей, работающих над этой
темой,

В Москве первый тур началея
Позавчера в Пентральном доме ра-
ботников искусств. Из’авилия  жела-
		спокойно и гордо подымается лило-
вая вершина. Кажется, что сльпишь
могучее дыхание земной коры, из ко-
торой поднимались эти исполины,
видишь богатырокую мощь сибир-
ских горных хребтов и невольно за-
думываешься об улали сибирских лю-
дей — землепроходлцев и  румо-
знатцев, казаков и переселенцев,
строителей древних городов и 50312-
телей русской инлустрии.

И опять у зрителя естественно. воз-
никает вопрос, почему такую за-
дачу ставят себе только два коллек-
Tuba. А остальные? Разве, все красо-
ты русской земли уже запечатлены,
исчерпаны?

Пейзаж родных мест редко ожи-
влен типичной для края трудовой
или исторической темой. Мало ta-
ких картин, как «Тральщики Балти-
ки» Е. Скитальцева (Калинин-
град) и «В. К. Арсеньев и Дерсу Уза-
ла» Б. Вялкова (Владивосток).
Последняя картина написана грубо-
вато, но сюжет ее — несомненная
находка художника. Деятельность
людей, прославивших свой край, бе-
зусловно, надо изображать среди ти-
тичного пейзажа и обстановки. Та-
Кое соединение тематической карти-
ны и пейзажа вполне закономерно,
оно обогащает и пейзаж и сюжет.
Было бы неплохо, если бы часть мо-
лодых пейзажистов пошла по этому
пути. Разве не хотелось бы увидеть
картину, изображающую молодого До-
кучаева в долине Иловли, Лаптевых
в ледовой разведке, Радищева в Си-
бури? Круг таких тем поистине не-
исчерпаем.

Несомненным достижением хулож-
ников республики являются карти-
НЫ, посвященные деятельности
В. И. Ленина и И. В. Сталина, евя-
заллной с данным городом или 96-
ластью. Всеобщее внимание привле-
кает работа М. Ефимкина (Подольск)
«В. Й. Ленин в Полольске», rie!
¢ большгим чувством передано на-
строение Ленина, на минутку отор-
вавшегося от большой творческой
работы и залюбовавшегося родной’
природой. Следует отметить полотно
Л. Фаттахора. и Х. Якупова (Жа-
зань) —= «Потииеание декрета 06!
	образований Татарской АССР». кар-
	tray Н, Лысова. (г. Горький) —
	` «В. И. Ленин среди нижегородских
	  марксистов». Однако многое в вы-
полнении этих произведений остав-
ляет зрителя  неудовлетворенным.
Недостаточно интересны и тлубоки
характеры людей, окружающих
великих вождей революции, не всег-
да удачно выбран изображаемый мо-
мент, на  недосталочно высоком
уровне профессиональное мастерство
ХУЛОЖНИКОВ,

Местная  историко-революционная

тема представлена также картинами,
посвященными товарищам Кирову,
Горькому, Фрунзе, Фурманову, и тя-
дом исторических портретов
(В. 9. Циолковского, конструктора
С. И. Мосина, первооткрывателя
кузнецкого угля  Михайлы Вол-
кова и лр.). К сожалению, co-
‘бытиям из дореволюционного  про-
_шлого нашей Родины и особенно род-
ных мест художники улелили очень
мало внимания, Только Г. Зорин и
Я. Куриленко (Хабаровск) выюста-
вили полотно «Оборона  Петропав-
ловска в 1854 году» да А. Леонтьев
(Тула) дал серию ресунков «Иван
Болотников в Туле». Межлу тем, нет
нужды доказывать, что славное про-
шлое каждой области — часть Ha-
шей всенародной славы.

Мало внимательны художники Фе-
дерации к богатствам местной ли-
тературы и народного творчества.
Среди представленного на выстав-
ке — прекрасные графические ра-
боты Н. Титкова (Новосибирск)
на темы героического эпоса
Алтая, открывающие нам доселе не-
известный, новый миф. Честь и хва-
ла художнику, отыскавшему этот
кладезь народного творчества даже
не в своем, а в соседнем крае, не по-
жалевшему потратить годы на лоезд-
ки и разработку иллюстраций к 9т0-
му эносу.

М.  Шировский и Г. Соколов
(Свердловск) в иллюстрации к ска-
зу «Серебряное копытце» переносят
нае в волшебный мир уральских ека-
зов П. Бажова. Но и эта работа —
единственная на выставке.

Этим не  исчерпываютея  не-
доуменные вонровы зрителя. Оевоив-
шись 6 тематикой картин, зритель
замечает, что не все товарищества
и союзы художников представлены

одинаково. Так, например, больше
веего полотен выставил, пожалуй,
коллектив Загорска. Отрално, конеч-
но, что в небольшом подмосковном
городе так много талантов, но, чест-
но товоря, неужели крупные of-
ластные центры не в состоянии обес-
печить показа таких произведений,
которые могли бы состязаться е За-
гореком по количеству и по качест-
By?

Многие области на выетавке вооб-
ще не представлены. Курская 00-
ласть, где били немцев на знаменитой
Курской дуте,  Молотовская с ее
грандиозной новой  промышленно-
стью, Новгородекая и Пековская ©
их древним прошлым, Читинекая,
Амурская и Сахалинская 6 их бога-
тейшей природой, Врымекая область,
Алтайский край и многие другие ни-
чего не прислали на выставку. Че-
тырнадцать областей и краев выста-
вили произведения олного-двух ху-
дожников. Еще хуже положение ¢
республиками и автономными обла-
стями РСФСР. Художественным кол=
лективом представлена только олна
Татарская АССР, четыре республики
(Башкирия, Кабарда, Мордовия и Чу-
вашия) дали на выставку единичные
произведения, Бурят-Монголия зна-
чится в каталоге, но картины ее
художников в выставочных залах
отсутствуют.
` Необходимо сделать из веего этого
выводы. Надо добиться, чтобы худож-
ники периферии были патриотами
Родного края, знали, чем он живет,
сами жили его интересами.

Надо горячо пропатандировать вся
кую творческую удачу и лелать её
достоянием художественной общест=
венности, повышать требователъ-
ность в качеству картин, приз
вивать художникам чуветво ответет=
венности за свою область, край, рес-
публику, смелее расширять круг
тем. Надо закрепить достигнутые
успехи и добиться общего пол’ема
живописи по всей Российской Фе-
дерации. И лля этого прилетея не
только упорно работать, но и ломать
рутину, где бы она ви проявлялась
— на местах или в. центральных
учреждениях, руководящих  худоз
жественными коллективами перифея
рии. А, ЧЛЕНОВ.  `
		богатства Родины
	o
На выставке
	художников РСФСР
<
	Выставка  произ-
ведений художников На ве
краев, областей a npouse
тономных республик
PCCP 1950 пом’ *YCOMCHUK
значительно богаче
прошлогодней. Зритель с радостью
отмечает ряд интересных тема-
тических картин, свежие  жанро-
вые произведения, много пейзажей,
передающих величие и живую пре-
лесть природы нашей Родины.

Такие произведения, как «Арест
И. В. Сталина в Батуме в 1902 г.»
В. Хрымова (Саранск). «В. И. Ленин
с детворой» и «Весна начинается»
А. Варламова (г. Горький), «Спасение
знамени» HW. Аристова (Серпухов),
«Гармонист» Н. Ковтуновой (Тула) и
многие другие, являютея несомнен-
ными удачами авторов. Тем не ме-
нее, хочется посвятить статью не
столько достоинствам = выставки,
сколько разговору о том, чего на ней
нет.
	Читая на пригласительном билете
слова «Республиканская выставка
произведений художников краев, об-
ластей и ‘автономных республик
РСФСР», зритель ждет, что увидит
на ней. чем живет каждая 06-
ласть, край, республика. Такая вы-
ставка лолжна быть в какой-то сте-
пени программной. К сожалению, на-
ши ожидания во многом не оправда-
лись. сложилось впечатление, что
не все устроители выставки на ме-
стах рассматривали её как программ-
ную — многие положились на сауо-
тех.
	По веей стране идет грандиозная
стройка. Но картин, посвященных
ей, на выставке немного. Пожалуй,
ium в работе В. Палимпеестова «Са-
ратовокий газ», в графике Д. Фех-
нера (Челябинек) и Г. Соловьева
(Магнитогорск) сделаны лопытки пе-
рехать новое, индустриальное лицо
своего края. Этим авторам удалось
	передать захватыва-
‘тавке. ющую атмосферу со-
дений ветской стройки. К
3 PCCP сожалению, в этих

работах преувеличе-

на суровость индуст-
риального пейзажа.

Есть на выставке несколько кар-
тин о производетвенной практике
молодежи на заводах. Но, суля по
всему, авторы работали нал этими
картинами без увлечения, они равно
могли быть написаны в Мытишах
или в Иркутске, в Кирове или в Ту-
ле — художники не выявили ©вое-
образия индустриальной темы своей
области.

Несколько лучше отображена те-
ма сельского хозяйства. «Пахота»
А. Власова (Ногинск), «Бригада
знатной доярки Найденовой» И. Ли-
сакова (Рязань), «На опытном поле»
М. и К [Радимовых (Московская
область), «Полдни в колхозном ста-
де» H. Барченкова (Загорск) по-
священы поэзии колхоэното труда.
Многообразие, душевность, делови-
тость человеческих отношений, пре-
лесть окружающей природы — вот
что привлекает зрителя в этих кал-
тинах. Примечательно, что картины
возникли — после того, как ху-
ожники настойчиво и любовно
изучали колхозную деревню. Рали-
мовы, например,  «израсходовали»
более двух лет на скромную картину
«На опытном поле» — не только на
сотни этюдов, но и на тщательное
изучение  леятельности изображен-
ной ими передовой бригады.

Олнако  сельскохозяйственная те-
матика отражена в произведениях
художников только некоторых обла-
стей. А что же в других областях?
Дело не в том. что зрителю хочется
	видеть два  Цесятка   OTA ABDI
колхозных стал из разных paito-
нов Фелерации. Нет. нам хочет-
	ся увилеть все многообразие труло-
вой деятельности, герояческий труд