ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НТЕРЕСНО начался театральный сезон в Ленинтраде.

Театры
города, показали ленинградекому зрителю ряд новых спектак-
лей. Характерной чертой нынешнего сезона является активное
обращение теалров к советской праматургии и музыке.
	Крупным событием в музыкальной жизни не только Ленинграла,
но и всей страны явилась постановка новой оперы Д. Вабалевекого
«Семья Тараса» (либретто С. Ценина по роману Б. Горбатова «Не-.
покоренные» ) на сцене Академического театра, оперы и балета, им.
С.. М. Кирова. Главные партии на премьере исполняли И. Яшугин,
0. Мшанская, В. Ульянов, 0. Кашеварюова, И. Шашков. Я. Мищенко,
В. Ивановский. Тепло принял зритель молодую дебютантку Б. Валя-
да. Спектавюль поставлен И. Шлепяновым, дирижер Б. Хайкмин,
художник С. Вирсаладзе. Положительную оценку новому произве-
дению Д. Кабалевекого пали участники обсуждений, состоявшихся
в Доме композитора и Доме актера.

Театр лрамы им. А. С. Пушкина ‘Показал пьесу А. Корнейчука
«Калиновая роща» (режиссер Б. Дмоховский, художник И. Вуско-
вич). Сейчас в театре идут последние репетиции пьесы В. Финна,
«Честность» (режиссеры Л. Вивьен и В. Эренберг), действие кото-
рой происходит на металлургическом заводе. В фаботе нах иъесой
театру оказьтвают помошь своей консультацией рабочие и инжене-,
ры трижды орленоносного Кировского завода.

Инсценировку повести Г. Гулиа «Добрый горох» (apropsr A. Бур-
лаченко и Г. Флоринский) показал в ноябре Театр комедии. Опек-
такль поставлен А. Тутышкиным, художник В. Рынлин, композитор -
И. Дзержинский.

В прошлом сезоне раздавалось немало справедливых нареканий
в адрес ленинтрадоких тедтров, чю на их сценах me идут
пьесы местных авторов. За последние месяцы ленингралцы позна-
комились © рядом новых произведений своих земляков-драматур-.
TOR,

Большой драматический театр им. А. М. Горького первым в стра-
не поставил пъесу Ю. Германа «Темной осенней ночью» — о борь-
бе прогрессивных сил Западной Германии за единую, независимую
Германскую демократическую республику (режиссер 0. Селектор).
С удовлетворением встретила молодежь Ленинграда появление в
репертуаре Театра им. Ленинского комсомола пьесы В. Лифшица,
«Студенты», созданной в тесном содружестве театра и драматурга.
Спектакль поставлен главным режиссером театра, Г. Товстоноговым.

Стремятея привлекать местных авторов и другие театры. Новый
театр показал в постановке 0. Морщихила и 0. Ремез комедию
ленинградца Е. Люфанова «Жигули»; Ленинградский  драматиче-
ский тезтр ставит пьесу Н. Эльяшевой «Запретный рубеж» — о
HORATODAX скоростного резания металлов.
	Можно отметить и другую инициативу ленинградских театров—
обращение в этом сезоне к лучшим произведениям советской  дра-
матургии, давно не шедшим на ленинградской сцене. Так, Большой
драматический театр им. А. М. Горького показал в новой литера-
турной редакции пъесу-Б. Лавренева, «Разлом» (режиссеры А. С9-
колов и И. Зонне). Новый ‘театр заканчивает ролетинии пъесы
Ве. Иванова «Бронепоезт 14-69».
		СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
	Вторник, 12 декабря 1950 года
	Выборы в местные Советы депутатов трудящихся
	Встречи с канпидлатами
	вносят CBOH предложения и пожела-
ния. направленные к дальнейнтему
улучшению работы местных Советов,
в частности, по вопросам развития
искусства.

В Центральном доме композиторов
состоялась встреча избирателей © кап-
дидатом в депутаты Московского гэ-
родокого Совета Т. Н. Хренниковым.

Доверенное лице — композитор
С. Туликов познакомил избирателей <
биографией этого видного деятеля со-
ветской музыкальной культуры. Он
рассказал о его большой и плоло-
творной творческой деятельности.

С большим интересом выслушали
избиратели взволнованный рассказ
своего кандидата о Втором Всемир-
ном контрессе сторонников мира в
Варшаве, в работе которого он уча-
ствовал.

В красном уголке болыного лома
	Аоверие избирателей
	и лважды удостоив Оталинеких пре-
MILT. -

Свою творческую работу Е. М. Ша-
трова сочетает ¢ активной общест
венной деятельностью. В 1947 roxy
Е. М. Шатрова была избрана денута-
том Коминтерновекого районного (6-
вета столицы. 0 том, как проявила
она себя на этой работе, ярко евидо-
тельствует следующий замечательный
факт: с началом кампании по выбэ-
рам в местные Советы в Малый те-
атр поступило письмо, под которым
значились 382 полписи. В этом пись-
ме избиратели товорили о своем же-
лании вновь видеть своим депутатом
	в райсовете Е. М. Шатрову, чело-
века, «который с 1947 тола жил
нанигии интересами, чутхо откликал-
ся на все наши нужды и запосы».

Е. М. Шатровой было произведено
обеледование всех школьных библио-
тек Коминтерновекого района, она
лично помогала в работе двух крас-
ных уголков в домах по Садово-Ка-
ретной улице и 2-му Иолобовекому
переулку. С ее помощью был открыт
клуб при фабрике «Москвошвей»
№ 3. гле теперь работают  самодея-
тельные драматический и хореогра-
фический кружки, создана хорошая
библиотека.

Но было бы неверным заключить.
что леятельность Е. М. Шатровой
	пнинннининиинезий
	№ 5/7 ш улице Немировича-Данчен-
RO собрались избиратели на ЕН
с народной артисткой РСФСР Н.
Кемарской.

Доверенное лицо — артист театра
им. №. С. Станиславского и Вл. И.
Немировича-Данченко А. Художни-
ков рассказал о творческом пути
аргисткл. Затем выступила Н. Ф.
Кемарская:

— Я — дочь рабочего Донбасса,
— сказала она, — Только блатоларя
	советской власти я смогла получить
	музыкальное образование и стать на-
родной зртисткой. Мне оказана вы-
сокая честь — я вторично вылвину-
та кандидатом в депутаты Свердлов-
кото районного Совета. Если я вновь
буху удостоена почета быть избрая-
ной депутатом, то сделаю все. чтобы
оправдать ботышое доверие своих из-
бирателей.
	как депутата ограничивалась лишь
сферой культработы. Нам часто при-
ходилось слышать сетования нашего
депутата по поводу того, что ‘ре-
монтные конторы работают слабо, а
Прометройконтора, снабжающая  ма-
териалами для ремонта, ‘не еправ-
ляется ео своими задачами — на
складах нехватает хосок, гвозлей. те-
са, наличников. Не все благополуч-
но в домоуправлениях — беспокои-
лась Е. М. Шатрова, — мало плот
ников и кровельщиков. Но лепутат не
только замечал недостатки, он при-
нимал меры к их устранению. В ре-
зультате с помошью Е. М. Шатровой
сейчас полностью отремонтированы
нееть корпусов одного из домов но
Цветному бульвару.

Было много и других нужд, с ко-
торыми в течение трех лет избира-
тели обращались к своему депутату.

Вот почему избиратели вновь
вылвинули Е. М. Шатрову своим кан-
дидатом в депутаты райсовета, Bor
почему они снова хотят видеть своим
кандидатом верную дочь народа, ко-
торому она беззаветно служит в те-
атре, на государственном и обще-
ственном посту.
	Доверенное лицо
В. ВЛАДИСЛАВСКИЙ,
народный артист РСФСР,
	Через пять дней советские 11014
используют право, предоставленное
‘им Сталинской Конс отитуцией, и OT-
лахут голоса за своих избранников,
за кандидатов нерушимого блока, кох-
мунистов и беспартийных. На мно-
гих бюллетенях стоят имена извест-
ных мастеров искусств. Только в де-
`путаты Московского. городекото Сове-
а; баллотируется свыше 40 артистов,
музыкантов, композиторов, кинорз-
ботников, художников. архитекторов.
писателей. Десятки деятелей искусств
`зарегистрирэвано кандидатами в де-
путаты районных Советов столицы.

В эти предвыборные лни в обета-
новке большого патриотического под?-
ема проходят в столице ветречи из-
бирателей со своими. кандидатами.
На собраниях трулящнеся еще бли-
‘же знакомятся с’ творческой и обще-
‘ственной леятельноетью канлтилатов,

Мастера самого передового, самого
прогрессивного в мире советекого ис-
кусства пользуются любовью и глу-
боким уважением наших людей. He
случайно поэтому в дни подготовки
Е выборам в местные Советы хепута-
тов трулящихея в числе кандидатов
сталинского блока коммунистов и
беспартийных было названо иуя ар-
тистки Малого театра Елены Митро-
Фановны Шатровой.
	Моя задача, как доверенного лица,
призванного расскозывать трудящим-
ся о жизни и лелах будущего депу-
тата, значительно облегчена тем, что
избиратели лично хорошо знают
Е М Шатрову.
	- За 38 лет своей работы в театрах
Е. М. Шатрова сыграла свыше 260
‘ролей. Не было ни одной моей встре-
ци с избирателями, когда бы они не
помогали мне вепомнить роли, сы-
‘гранные ею на сцене. Цочти все из-
биратели видели артистку в таких
спектаклях. как «Любовь Яровая»,
«На берегу Невы», «Сотворение ми-
р», «Великая сила», «Московский
характер»...

Партия и нравительство высоко.
оценили заслуги Е. М. Шатровой, на-.

гралив es орденом _ Ченина, присвоив.

, оао ЕЛЬ ЧО
	ей звание наротной артистки РОФОР
	Орган Министерства
	кинематографии
		№ 87 (1219). Год издания
	Молодым драматургам—
	и заботу.
	росте. молодого  лвикателя и. В 10 же
время заключаетв 0ебе немалый ин-
тер лля писателя сложивщегоея,
Многие ли из наних ‘велущих дра-
матургов могут, назвать своих -уче-
ников — мололых ‚авторов, разви-
вадонсихея HOT HX непостелетвенным
	влиянием и руковолством?” Созлание
	Такого. контакта  являетея сегодня
важнейшей проблемой в деле восли-
‘тания новых кадров драматургии. В
‚решении этой проблемы. большую
рель* призвано сытрать второе Beeco-
юзное совещание молодых‘ писателей,
открывающееся в Москве 20: декабря.
Углубление работы < `молольвии
драматургами лолясно сопровожлатьея
дальнейшим выдвижением BCE HOBSIX
и новых сил.в нашей драматической
литературе. Далеко не весе театры от
фэшилиеь еще от вредной привычки
ориентироваться на олни лишь  из-
востные имена, на авторов «апроби-
рованных». содружество в которыми
заключает в <ебе, конечно; гораздо
  больше шансов. на успех и гораздо
меньше хлонот. чем работа нат иъе-
coll мололото лраматурга: Вакая 9т-
ветственность ложится: на режиесера,

которому мелолюй автор вручает
свою пьесу, тем самым как. бы пове-
ряя свои думы, отдавая самое завет-
ное, выношеннюе в течение долгого
времени! Допустимо ли, когда его
пьесу перелистывают” равнодушными
руками, когда ее читают холодные
глаза, человека. по-чиновничьиотно-
сящегося к своей почетной” обязан-
‘ности? А вель такие люди у нас еше
есть и срели завлитов. и среди. ре-
	жиссеров. На совести кажлого из них
	— интересные, но не. завершенные
пьесы, многое обехавшие, но таки
He осуществленные замыслы, и, нак»-
неп, сами авторы, которых они «от-
пугнулн» от театра.

Не секрет, что в последнее время
среди некоторых. работников, при-
званных активно влиять на форми-
рование молодых. драматургов. полу-
чита хождение. ‘весьма ‘улобная и
‘весьма безответетвенная  формули-
фовка: «Пьеса’. не подходит по ре-
цертуарным соображениям: Y Hac B
	репертуаре эта’ тема уже представ-
	лена. а поэтому. говорить не 0 чем».
Разумеется, вопрос о постановке той
или иной пьесы ренается ‘не авто-
ром, а театром. Мо любой автор,
лобросовеетно поработавший Hal
‘своей пьесой, вправе требовать, что-
	бы к ней отнеслись co веемо внимае`
нием и-серъезностью. Только в этом

случае, покончив”е- погребительскии
отношениех к проязвелениям  драма-

тургии, — мы будем” гарантированы,

Это среза пьес слабых. не затеряют-
ся произведения” действительно та-
лантливые, действительно васлужи-
ваютие. поллержки.

“Теалр. естественно, прегявляет
высокие требования к пьесам, кото-
рые он раясматривзет, Завономерно
И 10. чт0° кажжый  спожившийся
творческий коллектив, помимо тре-
бований общих, пред’ярляет к пъесе

Ги свои собственные, — тут играют

роль и художественные особенности
сауого теалра’ и круг тем, наиболее
близких ему. Не так-то просто найти
новую пьесу, уловлетворяющую всем
этим требованиям. Но может ли э10
служить оправданием тому, что та-
кие московские тезтры, как Театр
им. Ермоловой, Театр им. Ленинекого
комсомола. на протяжении послехних
двух лет не остановили свой выбор
ни на олной пьесе молодого автора?
Чем, как He пассивностью В этом
вопросе самих театров, можно об’яс-
нить отсутетрие новых имен на их
афишах? Между тем, кому, Rak He
руководителям именно этих двух

телтров, знать, что содружество © мо-

лольми драматургами приносит. как  .

правило. самые хорошие плоды, вно-
сиг освежающую струю в жизнь са-
ого театра, благотворно влияет на
его творческое развитие. Подтверж-
ление этой истины можно’ найти не
только в прошлой практике театров
им. Ермоловой и им; Ленинского ком-
сомола, но и в сетолняшней практи-
кб таких коллективов, как Цент-
ральный театр Красной Армии, как
Тбилисский теачр им. Руставели,
крепко пюлруживигийся с тисатель-
ской мололежью, как многие другие
тедиры, столичные и периферийные,
гле процесс выдвижения молодых
драматургов сопровождается. замет-
ным творческим ростом самих. теат-
фальных коллективов.
	Дружюа ¢ мололыми лраматургами
стала прочной традицией советекого.
	  театра. тралицией. берущей cBoe Ha-
	чалю oT В. С. ОСтаниелавекотго и
Вл. И. Немировича-Данченко — за-
ботливых учителей и наставников
молодежи в иокусстве. Пусть же раз-
вивается и углубляется эта, прекрас-
ная традиция —— она, сулит. нашему
театральному искусству новые ус-
исхи. новые творческие завоевания.

«У нае имеются сотни и тысячи
мололых способных людей, которые
всеми силами стараются пробиться
снизу вверх, для того, чтобы внести
свою лепту в общую сокровищнину
	нашего строительства. Но их. поныт-
	ки часто остаются тщетными, так
как их сплошь и рядом заглушают
самомнение литёратурных «имен»,
бюрократизм и бездушие некоторых
наших организаций, наконец, за
висть (которая еще не перешла в с9-
ревнование) сверстников и ‘сверст-
ниц. Олна из наших залач состоит в
TOM, чтобы пробить эту глухую сте-
ну и дать выход молодым силам, имя
Боторым легион».

_ Эти слова товарища И. В. Сталина
йз письма к Феликсу Вону являют
собой яркий образец Toro, RAK тол-
		рагурным кадрам, в тем новым си-
лам, которые постоянно приходят в
наше искусство, приходат в резуль-
pare могучего расцвета народных
талантов, растущей творческой ах-
тивности широких масё во веех 959-
	Ластях жизни.

С неизменным интересом ветречает
наш зритель ИМЯ неийзвеетного
	автора, появившееся на театральной
афише, — дружелюбно, заинтере-
сованно и всегла справедливо оце-
нивает каждое новое  произведе-
ние. Ежегодно среди лауреатов.
Сталинской премли мы встречаем
лютей. чьи имена в гол присужде-
ния премии впервые стали извеет-
ны читателям и зрителям. Нигде,
НИ в Олной стране нет‘и ве может
быть лля мололого художника столь
открытого ° юступа к общественной
трибуне, столь широкой дороги 00-
ста в совершенствования в искусст-
ве, как у нас, в стране, где созданы.
все условия лля расцвета личности,
Tle поллержка всего нового и тасту-

щего стала непреложным законом

Жизни. too. Е
Четыре с лишним года, пролтедитие

после опубликования иеториче-
	ского постановления ПВ ВКП) 9
репергуаре драматических театров,
ознаменованы значительной активи-
зацией нашей драматургии,  значи-
тельным притоком в нее свежих сил.
Немало новых имен появилось на т
атральных ‘афошах и в 1950 году;
работники советского театра отме-
THT этот факт как олин из самых от-
ралных итогов гола. Вель новые име-
	Ha — это MOUTH Berta новые темы,
новые образы. новые искания и но-
	вые находки. Это то, что обоганает
нашу драматургию, питает искусст-
во наших актеров и режиссеров. Но
сегодня уже недостаточно. говорить 9
внимании к молодым драматургам. о
прехоставлении им’ дороги. Вопрос
стоит 06 углублении работы © моло-
хыми драматургами, о высокой требо-
вательности к RX произведениям.
	В этом отношении наша, театраль-
ная общественность вправе пред’-
явить счет режиссерам, не прояваяю-
шим подчас должной взыскательности
в пьесам молодых авторов. Разве He
еледовало Театру им. Моссовета. преж-
де чем ставить пьесу А. Борозиной и
А. Давидеона «Студент третьего иур-
са», потребовать от ‘авторов cepbes-
ной доработки этого во многом незре-
лого произведения, тем более, что в
печати своевременно -указывалоеь на
его сушественные недостатки? А вель
это — не елиничный факт. Заботить-
ся о молодом авторе — значит не
только предоставлять ему дорогу. но
и помогать уверенно итти по этой ло-
рогё, указывать ему, спрашивать ©
него.
	Углубление работы <  Молольми
авторами — такова задача, стоящая
еетолня не только перед театрами, но
и перел комиссией по драматургии
Союза советских писателей
Cola, B комиссию, поступают сотви
пьее молодых драматургов. Каждый
из них получает обстоятельный OT-
зыв о своем произведении. Польза,
таких  козсультаций  несомненна,
тем более. что за последнее время ка-
чество их значительно повысилось:
рецензии пишутся. как правило, @
обоснованным,  квалифицированным
разбором достоинств и нелостатков
пьесы. Олнако может ли этим огра-
ничизаться забота о начинающем
apamatypre? Среди молодых авторов
постоянно выявляются люди одарен“
ные. хорошо знающие жизнь. владе-
тие слором. понимающие образный
	язык театра. Много ли сделано для
TOTO, чтобы связать этих люлей с
нашими велушими  траматургами,
	установить творческое COIPY RECT SU
хежлу молодежью OB опытными,
признанными мастерами — солру-
жество. которое всегла наилучигим
образом сказывается на творческом
		‚Праздник многонационального
		~~
Нетавно общественность Советской
	Грузии отметила знаменательную да-
	ту в историн развития CBOCH надиу-
нальной культуры — столетие вос-
становления профессиональното дра-
матического театра. Этот юбилей
явился Не только радостным днем
грузинского искусства, он превра-
‚тился в праздник всей советекой со-
’иналистической культуры,

Столетию восстановления  грузин-
ского тезтра был посвящен торжеет-
венный вечер, устроенный 10 декаб-
pa B Jove актера. Всероссийским те-
атральным обществом и постоянным
представительством Совета Миниет-
ров Грузинской ССР при Совете Ми-
	нистров CCCP. Деятели искусств
Москвы тепло. приветствовали при-
‘бывших в столицу представителей
	искусства братского грузинекого на-
рода — &. Хораву, П. Амиранатшви-
an, В. Чабукиани, Т. Чавчавадзе,
Н. Харадзе, В. Цигнадае и 3. Вика.
лейптвили.
	— Торжество грузинского искус:
	ства, эотметившего столетие вобета-
новления своего  профессионального
театра, является радостным - событи-
ем и лля деятелей русской сцены. —
сказала, открывая вечер, народная
артистка ОСЕР. А: Яблочкива. — Да
и может ли быть иначе — неруни-
ма дружба грузинского и русского
народов!

Свое выступление А. Яблочкина
закончила здравицей в чееть замеча-
тельного грузинского искусства, в
честь лучшего друга советекого ие-
кусства великого Сталина. Упомина-
ние имени гениального влохновителя
и организатора побед. советского на-
рода вызывает в’ зале восторженную,
долго не смолкающую овацию.

Содержательный, насышенный ин-
‘терееными примерами и фактами. до-
клад, посвященный столетию воеста-
новления грузинского театра, сделал
народный артист СССР. А; Хорава.
Докладчик отметил, что в связи се
юбилеем работники искусств Грузии
подвели итоги творческой п общест-
венной деятельности грузинекото те-
зтра за 100 лет, из которых одна
треть приходится на советский пери-
от. Эти итоги показали, что. грузин-
ский тезтр в прошлом веегда выету-
пал за демократические прогрессив-
ные идеи евоего времени, д поеле Ве-
ликой Октябрьской — соцаалиетиче-
ской революции является одним из
переловых отрядов боевого советского
искусства, посвятившим  6в0е влох-
новенное творчеетво борьбе за победу
дела Ленина — Сталина, за построе-
ние коммуниетического общества. В
эти дни была еще раз наглядно под-
твержлена незыбдемость творческой
и итейной связи грузинекого театол
с самым передовым в мире театром
великого русского народа и Gaaro-
творность влияния богатейшей  рус-
ской театральной культуры на раз-
 витие грузинского еценичеекого ма-
стерства.

А. Хорава привел в своем хоклале
интересные данные из многовековой
истории грузинского искусства, нз-
	советского искусства
			занной с именем замечательного ре-
жиссера Котэ Марджанишвили. ©
1927 — 1928 годов главенствующим
‚в грузинском театре стал советский
ренертуар, отражающий современную
жизнь. В трилцатым годам’ относитея
ряд выдающихся постановок, осуще-
столенных в десятвах тезтров Грузии
новыми кадрами режиссеров, полу-
чивших образование в Москве и ус-
воивших творческую практику совет-
ского русского театра.

На грузинской сцене появляются
оригинальные грузинские ‘пьесы на
современную тему, переводы пройз-
велений советских русских и укра-
HHCRHX драматургов.

Переходя к характеристике теву-
шей театральной жизни Грузинекой
ССР, А. Хорава указывает, что сей-
час театры Грузии уснешно поетву-
ряют указания партии 9 создании
высокоидейных и художественно со-
вершенных слекталлей на совремеч-
ную советекую тему. 0с0бое место в
ренертуаре грузинского театра зани-
мают новые произвеления 0 жизни и
деятельности великого Сталина.

Далее докладчик рассказал о рас-
цвете оперного и балетного искус-
ства реснублики и подробно остано-
	ВИЛСЯ На помощи, оказываемой гу-
	зинокому театру дезтелями исвуссте
братского русекосо народа.

— Пользуюсь случаем, — заявил
А. Хорава, — чтобы в связи е веду-
щейся сейчае на страницах газеты
«Советское искусство»  лискуссией
сказать несколько слов о системе
К. С. Отаниславекого. Эта  сиетемз
давно уже стала основой нашего ма-
стеретва, стала органичной для на-
шего творчества. Грузинский театр в
своей практической работе предтючи-
тает непосредственно обращаться к
трудам великих Учителей сцены,
оставляя в стороне всякого рода
«толкования», догматически, а не
творчески освешающеие и развиваю-
	шне наелетие В. С. Станиславского и
	Вл. И. Немировича-Данченко.

На вечере было зачитано призвет-
ствие от Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР. Деяте-
лей грузинского искусства  привет-
створали делегации МХАТ СССР им
Горького, Малого театра, Театра им.
Вахтангова, Центрального театра
Красной Армии, Центрального летеко-
га тедтра; театров им. Ленинского
комсомола и им. Станиславского и
Немировича-Данченко.

Затем состоялся концерт. мастеров
грузинского искуества. Т. Чавчават-
зе ‘мастереки и пронякновенно ирл-
читала «Пееню о Сталине» Джамбула
и монолог Фвуренени из пьесы «