(1279).
	Вторник, 12 декабря 1950 г., № 87
	hb

B добрый п:
	О пьесах молодых
драматургов
>
	байны. электростанция, Вот, может,
вторую получше‘ нервой собрудим.
Оросительная установка...».
	`И председатель законно задает во-
прое: «Вто я — интеллигент или
нет?». Пьеса «В Дебяжьем» Tem oco-
бенно ценна, что она раскрывает ха-
раклерный процессе, происходящий в
сельском хозяйстве наших дней. —
повышение КУЛЬТУРЫ земледелия,
проникновение новой, совершенной
техники на поля и связанный с этих
огромный интеллектуальный рост
ROAXOZHUROB.
	Драматург. А. Диловский задался
серъезнейшей целью — созлать пье-
су о талантливейшен поэте револю-
ции Влатлимире Маяковеком.
	И надо сказать, что во многом
драматургу удалось достичь положи-
тельного результата. Безусловно, 0$-
раз’ столь большой ‘глубины,
как образ Маяковского, может быть
воплощен в десятках и сотнях самых
различных по характеру и стилю
произведений. Попытка молодото ‘ав-
тора -— это только’ первая веха на
пути к созданию новых. все более с)-
вершенных произведений драматур-
гии, роскрешающих величественный
образ поэта-трибуна,

Перед нами — Ваадимир Маяков-
ский в наиболее зрелый период его
деятельности, когла он особенно ясно
и отчетлива ощутил свою задачу, пэ-
нял великую цель своего труда. В
эти годы Маяковский с могучей ен-
лой борется за искусство, проникну-
тае духом  больыневистекой партий-
ности, илейной непримиримости. Ве-
ликая преданность Маяковского делу
партии, делу народа вызывала бе-
шеную ненавиеть врагов нашей стра-
ны. Они понимали, что грозное ору-
жие поэта-борца бъет их наповал. И
они‘ метили ему, мотили злобно п
продуманно. резле. ге только могли.
	В образах Саванского — троцки-
ста, пробравтиетоея к руководству ли-
тературной организацией, и критика
Дешевца автор изобличил литератур-
ных оруженосцев троцкистской бан-
ABI,

Наиболее удачны места, где Мая-
ковекий предстает как поэт-трибун,
страстный пропагандист илейного,
революционного искусства. Таковы
первые сцены пьесы, где Маяковский
разоблачает  мещанскую ‘сущность
стихов поэта Кичанова, данного как
собирательный образ омещанивитих-
ся T0IT0B, противников  феволю-
ционной. идейной поэзни. Умело ис-
пользованные отрывки из произве-
лений Маяковского, из высказываний
поэта, придают этой сцене почти до-
кументальный характер, — и в этом
особое достоинство пьесы.

ee ¢

Пьеса А. Анлилогова «Сердце че-
лопеческое» посвящена труду совет-
ских врачей, Мы знакомимся с людь-
ми, для которых их работа — всегла
«езда в незнаемое», которые не мо-
гут мириться с шаблоном в науке, с
боязнью риска. Молодой драматург
пашел свой, новый подход в решении
темы борьбы нового со старым —
темы, которая стала  главенствую-
щей в нашей драматургии.

Нередко в пьесах, решающих преб-
	‚лему борьбы новаторов’ с рутинера-
	ми, напряженность конфликта исче-
зает веледствие того, что результат
борьбы предопределен заранее, Аз-
торам не удается показать, что победа
Нового происходит в результате оже-
сточенного столкновения, что старое
не сдается 0ез борьбы. Зрителю все
становится ясным с первой же еце-
ны, и позтому он е удивлением и не-
доверием наблюдает, как действую-
щие лица пьесы, иногда вплоть до
последней сцены, не могут поетиг-
нуть совершенно бесстюрную истину.

А. Анпилогову в ocHOBHOM удалось
создать атмосферу борьбы противопо-
ложных мнений, которые имеют за
собой, казалось бы, равноценные до-
воды. Дело идет о жизни человека.
Какие средства. следует применить,
чтобы спасти человека от смертель-
ного заболевания — закупорки ле-
гочной артерии стустком крови, так
называемой эмболии?
	Старый врач Никита Отепанович
Башмаков, опытный специалист, эн-
тузиаст науки, долгие годы думал о
возможности лечения болезни путем
хирургического вмешательства. Де-
сятилетние искания He тали благо-
приятных результатов, и Башмаков
решительно отказываетея от этой
идеи. Он’ глубоко убежден, что пра-
вильное решение найти невозможно.

Продолжать искания Ватшмакова
взялся молодой ученый Сергей Па-
стухов. Он’ движим страстным же-
ланием добиться положительного pe-
зультата, отвоевать у природы еще
одну загадку, побороть смерть во имя
жизни. Упорная работа ученого при-
	‚водит его к победе.
	  Появление Нового имени в лите-
`ратуре, в искусстве всегда радостно.
’Вдвойне отрадно, когда неизвестное
  имя автора открывает театральную
  афилну, так кав драматургия — од-
  Ha из областей литературы, где при-
‘тов. свежих сил все еще наименее
заметен. Трудно предетавить себе на-
щу поэзию, прозу без тех молодых
  голосов, которые зазвучали в ней в
` последнее время. И только в драма-
`тургии новые авторы исчиеляются
`елиницами,
	  ^ Об’яснение этому следует искать
прежхе всего в тех выгоких требова-
°ниях, которые пред’являет к писате-
лю лоаматургия — наиболее труд-
‘ный и сложный pox литературы.
Многие произведения молодых авто-
ров оказываются  несовершенными,
не удовлетворяюниюхи запроеов теат
‚ров из-за недостаточного опыта, ма-
_стерства’ драматургов. Но, с другой
стороны, пьеса должна найти реаль-
ное воплощение на сцене, а театры
сплошь и рядом излишне осторожно
относятся к произведениям начинаю-
щих авторов. Подобное положени»
приводит к тому. что даже бесспорно
интересные и талантливые пъесы за-
Частую не находят пути на сцену.

Перед. нами — три пьесы драма-
тургов, впервые выступающих CO
свопии произведениями: «В 4е-
бяжьем» Д. Девятова, «Грозное opy-
жие» А. Липовского, «Серлце чело-
веческое» А. Анпилогова. Нервая из
них рассказывает о жизни современ-
ного колхоза, вторая воскрешает об-
раз великого поэта нашего времени
Владимира Маяковского. третья ч0-
вазывает коллектив врачей, релаю-
щих сложные проблемы: борьбы с че-
ловеческими недугами.
	К итогам декады азербайджанской литературы и искусства в Москве
			а больттом т
	Мы хорошо помним декаду азер-
байджанского искусства 1938 года
в Москве. Мы помним замечательные
оперные спектакли и лучшую из
азербайджанских опер  «Кёр-Оглы»
У. Гаджибекова. Мы помним прекрас-
ный азербайджанекий хор,  послан-
ный в Москву народом, до Великого
Октября не имевшим собственной хо-
ровой культуры. Помним талантли-
вый ансамбль народного танца, тен-
пераментное и колоритное исполне-
ние оркестра народных инструмен-
тов, вдохновенное мастерство Бюль-
Бюля; Шевкет Мамедовой, замеча-
тельных азербайджанских народных
певцов-ашутов.

С тех пор общественность столицы
неоднократно знакомилась с новыми
работами музыкантов Азербайджана,
и каждый раз слушатели елинодуш-
но отмечали‘ их новые достижения.
Достаточно напомнить хотя бы про-
шлотохний третий пленум правления
Союза советских композиторов СССР,
в программе которого почетное место
заняли произведения азербайджан-
ских композиторов. Вокально-еим-
фоническая поэма студента Азер-
байджанекой конеерватории Л. Джан-
гирова «По ту сторону Аракса» =—
яркое, темпераментное произведение,
повествующее о жесточайшем гнет$,
которому подвергаются братья-азер-
байджанцы, живущие в Иранеком
Азербайджане, не только встретн-
ла теплый прием столичного слуша-
теля, но и была удостоена Сталин-
ской премии. Сюита из балета «Семь
красавиц» Кара Караева, написан-
ная по мотивам одной из поэм, вхо-
дящих в бессмертную  «нятерицу»
Низами, за год прочно вошла в ре-
пертуао советских симфонических
оркестров.

Й вот снова, как ив 1938 году, в
круннейших концертных залах е10-
лицы звучала азербайджанская му-
зыка. Вновь мы слушали произведе-
ния ведущих композиторов реепубли-
ки, знакомились © мастерским иепол-
нением азербайджанских певцов, ди-
рижеров, пианистов.

Что же изменилось в музыкаль-
ном искусстве Азербайджана за ис-
текие 12 лет? Какихи новыми
творческими успехами могут ‘гор-
диться мастера искусетв этой рес-
публики?

Уже на первой декаде азербай-
джанского искусства многих поразила
высокая музыкальная культура на-
рода, всего лишь за два десятилетия
до этого вообще не знавшего разви-
того профессионального музыкально-
го искусства. Гордостью за свою ве-
ликую Родину наполнялись  сердна
слушателей во время исполнения та-
ких влохновенных, волнующих сво-
ей идейной глубиной и высоким ком-
познторским мастерством произведе-
ний, как кантата Узеира Галжибеко-
ва «Привет Сталину» или его же
опера «КЕр Оглы». С тех пор твор-
ческий рост азербайджанской музы-
кн был непрерывен. И зажнейшим
результатом этого было появление
национального азербайджанского енм-
Фонизма — высшей формы‘ музы-
вальной культуры.

Многие симфонические произведе-
ния, исполненные в концертах вто-
рой декады азербайджанского искус-
ства, уже хорошо известны <толич-
ному слушателю по показам на плё-
нумах Союза композиторов, по испол-
нениям в концертах Московской фи-
лармонии и Всесоюзного комитета
радиоинформации. Но то, что они
прозвучали все вместе, позволило с
особой яркостью ощутить, каких ог-
ромных успехов достигло музыкаль-
ное искусетво Азербайджана. Heemo-
тря на то. что первые собственно
симфонические произведения появи-
лись в республике лишь в трилиа-
тые готы, сейчас здесь есть уже своя
собственная симфоническая козйози-
торская школа. Произведения роло-
начальника профессиональной азер-
байджанской музыки Узепра Гаджи-
бекова, сочинения Кара Караева,
Ниязи, Джангира Джангирова, Фик-
рета Амирова и других композиторов,
будучи индивилуально-своеобразны-
ми, составляют в то же время
единое пелое — советский ‘азербай-
	джанский симфонический стиль. И
	стиль этот не спутаепть с другими,
настолько он ярок, характерен, не-
повторимо оригинален.
	Прежде всего ‘обращает на себя
внимание огромная эмоциональность
азербайджанских симфонических про-
изведений. 0 чем бы ни рассказывал
слушателям азербайджанский компо-
зитор—© тлубоких сыновних чувет-
вах советских лючей к своему вели-
кому вождю (кантата Гаджибеко-
ва «Привет Сталину»). об их пат-
риотизме («Несня о Родине» Ниязи).
	о пламенной любви Лейли и Медж-
нун (одноименная симфоническая
поэма  Караева), 0 страданиях
азербайджанцев в Иране по ту сто-
рону Аракса (одноименная вокально-
симфоническая поэма  Джангиро-
ва), — он всегда говорит с большим
душевным волнением и умеет это
волнение передать слушателям.
Корни 06060й выразительно-
	Кондерты и киносеанеы
для избирателей
	ТАШЬЕНТ. Работники искусств
Узбектетана — активные участнидлА
	`’иИзоирательной кампании. Alas xyyo-
	жественного обслуживания агитпуя-
ктов в республике создано 100 кон-
цертных бригад, выделено свыше 300
кинопередвижек.

В репертуаре артистов — новые
произведения советеких пягателей в
композиторов, посвященные — всенл-
родному кандидату в депутаты
товарищу И. В. Сталину, Сталинекой
Конституции, борьбе народов за мир.
На агитпунктах - демонстрируются
дублированные на узбекский язык
документальные фильмы, рассказы-
вающие о расцвете социалистичеекой
Родины, художественные кинокарти-
ны «Клятва», «Падение Берлина»,
«Сталинградекая битва», «Секретная
миссия» и другие.

С начала избирательной кампания
на агитпунктах республики пооведе-
но свыше двух тысяч концертов и
тиносеанелв_
	ворческом подеме
	этой сюите, посвященной дружое на-.
родов Советского Союза, были ис-
полнены  руеекие, украинские, ар-.
мянсжие, грузинские, узбекские wes
ни и танцы (музыкальная обработка.
Ниязи, Салахова, Бабзева). Пора-.
зительно то глубокое проникновение,
в музыкальный стиль других Hapo-
дов, которое  продемонстрировали.
здесь участники ансамбля. Высоким.
мастерством нужно обладать, чтобы с.
такой большой непосредетвенностью.
исполнять столь различные по хардах-

теру ‘песни и танцы.

Но ярче всего мастерство ансамбля
‘проявилось в исполнении `азербай-
джайевих народных песен: лириче-
ской напевной «Бери-бах» в обработ-
ке Узеира Гаджибекова  шуточной,
залорной; полной народного юмора
«Аман-Нене» и других.

Высокую профессиональную куль-
туру показала танцевальная группа
ансамбля (руководитель А. Лильба-
зи). Созданный из участников
самодеятельности, танцевальный кол-
лектив в настоящее время пополнил-
вя талантливьцит молодьтми исполни-
телямн, получившими  1№0фесеио-
нальное образование в Бакинском
хореографическом училище. И это
положительным образом сказалось па
работе анбамбля. Его исполнение, со-
хранив виртуюзноеть и темперамент-
ность, етало ‘более высоким по ма-
стерству, по тщательности шлифовки
деталей. Танцевальное мастерство
уже знакомых москвичам представи-
телей старшего поколения азербайд-
жанеких танцоров Атабабаева Веюк
Ата, Абдуллаева Али Bafa допол-
няется сейчас искусством молодежи
— Розы Джалиловой;, Туты Гамидо-
вой, Мины Джафаровой и Мир Маме-
да Мамедова.

Большой успех сопутетвовал вы-
ступлениям певцов и инетрумента-
листов. Сын замечательного азербай-
	Пьжкы эти -— свидетельство He-
прерывного притока новых сил в 60-
ветскую храматургию, умения мо-
лодых авторов браться за наиболее
сложные- и ответственные творческие

задачи.
	Но нельзя сказать. что эти пьесы
лишены крупных недостатков. Во
вевх трех случаях требуется серьез-
ная работа, чтобы замысел был 10-
несен до зрителя < болышей силой и
совершенством.
	Так, Д. Девятов, нашедший много
нового. часто прибегает в избитых
приемам. Словно не доверяя силе ос-
новного конфликта в пьесе — борь-
бе за об’единение колхозов, За тор-
жество новых методов труда, ав-
тор ищет дополнительных сюжетных
осложнений. Такова история болезни
парторга колхоза «Путь к социализ-
му» агронома Максима Озерова. Вся
эта история необходима автору толь-
RO для того. чтобы осложнить ли-
нию личных взаимоотношений. Мак-
сима и молодого врача Жарковой,
создать мелодраматическое напряже-
ние. Между тем. главный . кон-
фликт исполнен большого драматизуа,
и ни к каким подсобным вонфлик-
там прибегать не следовало.
	Иногда автору изменяет чувство
слова, и он прибегает в нарочито ко-
медийным словечкам, нарушает ор-
ганическую жизнь действующих лиц
вставными репризами.
	А. Липовекому необходимо поду-
мать 0б углублении психологической
характеристики друзей Маяковского
— рабочего Дружникова, поэта Ни-
колая Корнева, журналиста Алексея
Брагина. Пока эти образы очерчены
схематично, поверхностно.
	Дальнейшей углубленной работы
требует и образ самого Маяковского.
В тех сценах, гле поэт предстает в
Бругу своих друзей, его образ оказы-
вается менее выразительным, чем в
сценах диспута, столкновения е врз-
гами. Надо более тщательно проду-
мать каждое слово поэта в пьесе,
очистить ее от некоторых  неряш-
ивых, пустых фраз, ни в какой
ере не соответствующих образу за-
мечательного писателя, трибуна,
борца.
	В пьесе «Сердце человеческое» с0=
вершенно не оправдана линия пове-
дения судьи Веры Ивановны. Хочет-
ся пожелать автору и дальнейшей
работы над языком. Его герои гово-
рят почти одинаково. Подобное 06-
стоятельство особенно тревожно, ког
ла фечь идет о молодом храматурте,
который лолжен уметь видеть и слы-
Wath своих действующих лиц В жиз-
НИ.
		хекалу азер-  сти сочинений азербайджанских ком-

в последнее

позиторов следует искать в их глу-
бокой народности, Правда, находи-
лись музыковелы, которые, пытаясь
с камертоном в руках проверить под-
линность народных мелодий в. сим-
фонических мугамах Ф. Амирова,
приходили в выводу, что подобная
музыка ‚ искажает : народное * зербай-
джанское творчество. Но с этим ви-
как нельзя согласиться, В том-то и
ценность работы композиторов Азер-
байджана, что они подходят к заме-
чательным памятникам искусства
родного народа не музейно-этногра-
фически, а  творчески-лерзновенно,
Что они, используя опыт великих
классиков русской музыки, пользуясь
дружеской помощью крупнейших ма-
стеров советской музыкальной куль-
туры; решают труднейшую ‘задачу
создания высокопрофессионального
национального искусства, оеновыва-
ющегоея в равной степени и на луч-
ших образцах народного творчества
и на немеркнущих произведениях
классической . музыки.

Пусть народная азербайджанская
музыка совермненно не знает много-
голосия. От этого сложные по факту-
ре, нередко полифонические, симфо-
нические произведения, созлаваемые
` время композиторами
Азербайджана, ничуть. не теряют
своего народного характера. Разве в
рубсвих народных песнях можно
встретить что-либо полобное знаме-
нитому ‚канону из «Руслана и Люд-
милы» — «Какое чудное мгнове-
нье»? Но кто на основании этого ре-
шится утверждать, что тениальная
глинкинская музыка не народна?
Ведь для того, чтобы быть народным
композитором, мало цитировать ва-
родные мелодии — нужно творчески
развивать их, слышать музыку бу-
дущего, нужно, говоря еловами Ста-
сова, «алреговаться к самому корню
жизни народа», Композиторы Ca-
ветского Азербайлжана поступают
именно так. Их жизнеутверждающая,
темпераментная музыка, прочно 06-
новываясь Ha интонациях лучших
образцов азербайджанекой народной
музыки, насыщена актуальными
идеями социалистической современ-
ности. Мало того, она безусловно об-
ращена в будущее. Такие солнечные,
пронизанные ощущением радостной
полноты жизни советских людей и
предчувствием еще более прекраено-
го будущего’ нашей Родины, как
«Праздничная сюита» Д. Джангиро-
ва, можно создать, только живя одной.
ЖИЗНЬЮ с народом, — пепоколе-
бимо веря в близкое наступление
коммунизма! Этими же оптимизмом,
вдохновенным творческим горением
отличается второе, впервые — испол-
ненное в Москве, сочинение — кон-
церт для фортениано и внолончели ¢
оркестром Сулеймана Алескерова.

Чрезвычайно отрадно, что mpe-
красная симфоническая музыка Co-
ветского Азербайджана нашла и на-
ходит замечательных пеполнителей,
Здесь, в первую очередь, нужно на-
звать Ниязи — талантливого компо-
зитора и превосходного дирижера.
Его управление симфоническими коч-
пертами декады неизменно вызыва-
ло восторженную реакцию аудито-
рии.

Олнако азербайджанский симфо-
низм не заслонил в концертах дека-
ды другие виды музыкального искус-
ства. Выступления Азербайджанского
ансамбля песни и паяеки, о моло-
дых одаренных солистов-певцов и
инструменталистов показали, чт
музыкальная культура в Азербай-
джане развиваетея полно и весесто-
ронне, что достоинства еимфониче-
ских произведений представляют 0-
бой лишь одно из явлений, в котором
отражаетея общий распвет  музы-
кальной культуры республики.
Взять, например, ансамбль песни и
пляски, руководимый заслуженным
деятелем искусств Азербайджанской
CCP Гылманом Салаховым. Воллек-
тив. этот был ‘создан в 1940 году на
базе хора и танцевального ансамбля
Азербайджанской ‘филаруоний, зна-
комых нам еще по декаде 1938 года.
Но как он вырос с тех пор! Насколько
выше стало мастерство его участни-
ков! Превосходное исполнение кан-
таты Гаджибекова «Привет Сталичу»

(на слова поэта Сулеймана Pycta-
ма) — явилось прекраеным TOMY
подтверждением.
	Много ярких, надолго запоминаю-
щихся номеров показал москвичам
ансамбль. Такова теплая, задушев-
ная «Лесня о Сталине» заслуженно-
го Деятеля искусств Азербайджан-
ской ССР Сеида Рустамова, радостно-
принолнятая песня «Ашиквари» 3a-
служенного деятеля искусств Азер-
байджанской ССР Гылмана Салахова,
славящая счастливую жизнь азер-
байджанокого народа, привететвен-
ная «Песня о Москве» лауреата
Сталинской премии Джангира Джан-
гирова.

Особенно сильно врезалась в па-
мять большая. музыкально-танце-
вальная сюита «Бир бахтанын чи-
	чеклери» («Цветы одного сада»). В
	Творческий
	заслуженный деятель искусств
УССР композитор К. Данькевич
	закончил новую оперу «Богдан
Хмельнинкий» (либретто В. Васи-
лееской ‘и А. Корнейчука). На
снимке: К, Данькевич (справа) и
главный дирижер Одесского госу-
дарственного театра оперы и ба-
лета Н. Покровский работают над
партитурой оперы.

Фото А. Фатеева (ТАСС).
	В гостях
у строителей
	Каховской ГЭС.
	ВИЕВ. (Наш корр.), В Каховке е0-
стоялась творческая встреча артистов
Херсонской областной филармонии
со строителями Ваховской ГЭС. To-
сти рассказали о творческих планах
филармонии по обслуживанию етрол-
телей Каховекой ГЭС, Южно-Украин-
ского и Северо-Крымского каналов.

Областная филармония открывает
в Каховке музыкальный  лекторий.
Для строитедей организуется цикл
лекций-концертов на темы: «В. И.
Ленин и Й. В. Сталин в музыке».
	С героями пьесы Л, Девятова
«В Лебяжьем» знакомищься с удо-
вольствием и расстаешься, как с 1о-
брыми друзьями. Каждый из них
имеет в пьесе законченную характе-
ристику. И председатель колхоза—
Степан Королев, расчетливый хозяин,
однако, не сумевший понять новых
требований времени, и сын его Па-
вел, бывший Фронтовик, ныне брига-
  дир тракторной бригады, и энергия-
ная девушка Галя, бригадир сосед-
него колхоза, да и большинство дру-
гих образов выпиеаны автором четко,
уверенно. Своеобразен молодой ода-
ренный паренек Сергей — комбай-
нер, электромонтер и поэт. мастер на
все руки, Его трогательная любовь,
полная лирического  очароРания,
юношеской взволнованности, органи-
чески вилетена в живую ткань пье-
Chr.
	Но наиболее улавтийся образ —
это старый дед, пчеловод Нрокопыч.
Часто в драматургии, особенно ‘в ко-
медиях, нриходится ветречать нерсо-
нажей весьма солидного возраста, вся
задача которых сводится только Е
немудреным комическим аттфакцио-
нам. И, право, становится обидно,
Что Им, несмотря на седины, прихо-
	ANTCA выполнять. мало почтенную
	роль, утотованную драматургом, —
потешать зрителя дешевыми остро-
тами. Образ Прокопыча у Д_ Девято-
ва вполне жизненный.  Прокопыч,
много повилавший, много перенесиия
в жизни человек, наконец-то видит
свершение своих надежд, которые
ему самому казались несбыточными.

Обычно у начинающего драматур-
га наиболее уязвимое место в его про-
изведении -—— язык действующих лиц.
Он либо совершенно обезличен, ни-
ведирован, лишен образности, аибо,
наоборот, заберен шелухой. Девятов
хорошо чувствует слово; умело им
пользуется для создания характеров.
И это опять лучше всего сказалось
в образе Прохопыча. Он товорит соч-
нын, образным. метким языком, пре-
восхолно выражающим молодость ду-
ши этого умудренного опытбм старо-
го человека.

Основная мысль пьесы — утвер-
ждение необходимости  об’единения
колхозов в крупные  сельскохозяй-
ственные артели. Отрадно, что эта
идея возникает в пьесе органически,
воплошаетя ив прямых столкнове-
ниях действующих лиц, в страстной
борьбе мнений, и чербз счастлаво
найденные детали, которые стоят
больших морализирующих  мополо-
гов. Так. напоимер, одной из удач-
ных и выразительных хеталей, за-
ключающих большой внутренний
смысл, является сцена во второй кар-
тине, когда комбайнер Сергей с00б-
щает, что он ночью по ошибке, не
разобравшись, подетриг комбайнами
«под олну гребенку» поля соседнего
колхоза «Красный Пахарь», втаде-
ния которого вошли клином в поля
колхоза «Путь к социализму».
	Этот. казалось бы, случайный факт
служит наглядным подтверждением
того, что применение высокой меха-
низации, новейнгих агротехнических
методов повелительно требует об’еди-
нения мелких артелей в одно укруп-
ненное хозяйство.

Пьеса Д. Девятова — лирическая
комедия. По своему характеру она
близка манере А. Корнейчука в дра-
	матургии, И: Нырьева — в кино. Но
	oT0 не подражание, а творческое пре-
творение хороших художественных
трахиций. Пьеса полна большого оп-
тимизма, радостного ощущения кол-
хозного труда, гордости за современ-
ного человека советского села.
	Есть в пьесе одна ецена, где речь
идет о сельской интеллигенции.

«Теперь возьмем наш колхоз
«Путь к социализму», — говорит
председатель колхоза. — В нем три-
ст восемьдесят хозяйств, три е по-
NOBHHGH тысячи га пахотной земли.
Десятипольный севооборот,—что это
за штука, может, вкратце пони-
маете? Сегодня выходило у нае на
работу, дай памяти... восемьсот девя-
носто два колхозника... У нае трак-
торы. Автомашины. Самоходные ком-
	Глинка — основоположник
русекой классической — музыки»,

джанекого пародного певца Меджила  «М. И.
Бейбутова Бейбут Али оглы, уже хо-
рошо знакомый нам Рашил Бейбх-
	тов вновь порадовал москвичей. Он
начал серьезную работу над темати-
чееким расширением своего репергу-
ара. В концертах декады им были ис-
полнены = патриотическая песня
Т. Вулиева «Азербайджан» (на сло-
ва Самеда Вургуна), лирическая пес-
ня «Назенин» Д. Джангирова (на
слова классика азербайлжанской но-
эзии Хатаи), шуточная народная
пееня «Галалы» и другие. И горя-
чий прием этих произведений аули-
торией лолжен подтвердить талант-
ливому певцу, что он стоит на вер-
Ном творческом пути.
	Успеху концертов во многом CO-
действовали выступления солистов
Азербайджанского театра оперы и
балета и Азербайджанской государ-
ственной филармонии — заслужен-
ных артистов Азербайджанской ССР
Буният-заде,  Идриса Аталарова,
артистки Захры Рагимовой.

Неиссякаемые возможности. роста

народных талантов открыла совет-
ская действительность перед азер-
байджанеким народом. Прекрасное
свидетельство тому — выступления
воспитанников Бакинской консерва-
тории: виолончелиста 0С.* Алиева,
нпианиеток Ф. Кулиевой и 9. Агаевой.
Игра этих талантливых молодых ин-
струменталистов  продемонстрирова-
ла, как бурно развивается в респуб-
лике музыкальное исполнительское
мастерство,

Успешно выступали в концертах
декалы и молодые певцы — сволиет-
ка Азербайджанского комитета ра-
дионнфоруании Ф. ;Ахмедоваи аспи-
рант Московской” консерватории
Р. Атакишиев. Иснолнение Ф. Ахие-
довой (лирическое сопрано) азер-
байлжанеких песен отличаетея тёп-
лотой, пепосредственностью и огром-
ным обдянием. Р, Атакилиев — 05-
лалатель прекрасного лирического
тенора. Он с болыцим мастерством
исполнил в концерах арию ЁЕр-
Оглы из одноименной оперы Y3enpa
Гаяжибекова, песню Вакулы из оле-
ры Чайковского «Черезички» и ряд
других произведений, .

Концерты декады  азербайджан-
ской литературы и искусства не бы-
ли лишены отдельных недостатков.
Так, оставляет желать лучшего ис-
полнение хоровой группы ансамбля,
которой, в частности, еледует обра-
тить серьезное внимание на чистоту
и точноеть интонаций, на обшую
стройность звучания. Наряду ©`бле-
стящими исполнителями, в ансам-
бла есть певцы и танцоры, которым
следует мното работать над повыше-
нием своего мастерства. Можно было
бы высказать и еще некоторые по-
желания и претензии мастерам азер-
байджанекого искусства, но вее они
носят частный характер.

В целом же декада азербайджан-
ской литературы и искусства пока-
зала, что национальное по форме,
социалистическое по содержанию ис-
кусство азербайджанского народа на-
ходитея на новом большом  под’еме,
что оно стоит накануне новых твоз-
ческих побед.
		план театра
	«Песни советских композиторов —
лауреатов Сталинских премий», «Ук-
раинекая классическая музыка».

Собравшиеся подробно обсудили
план культурного обслуживания
строителей и высказали много поже-
ланий.

В заключение ветречи для` етрои-
телей был дан большой концерт. [э
поручению строителей ГЭС, замести-
тель секретаря парторганизации тов;
Коростыдев тепло поблаголарил арта-
етов и призвал работников искусств
активно участвовать в культурном.
обслуживании коллективов великих
строек коммунизма.
	Песни, посвященные
великим стройкам
	СТАВРОПОЛЬ. (Наш корр.). Сбы-
вается вековая мечта. терехого казз-
чества. От Сталинграда до Моздока
через Черные земли, Ирикумье и Но-
гайскую степь скоро протянетея гран-
диозная сеть ирригационных соору-
жений — оросительных и обводни-
тельных каналов. Безволные районы
превратятся в ботатейшую житницу,
а там, тде царили‘ суховеи и пески,
зазеленеют сады. Работники искусств
Ставрополья ечитают своим почетным
долгом приняФь участие в хуложест-
венном обслуживанйяи строителей ве-
ЛиИких сооружений коммунизма,
	Этой осенью в Сталинграде побы-
вал Черкесский национальный ан-
самбль песни и танца, выступазний
в рабочих клубах и Дворцах культу-
ры города-героя, На-днях в Сталин-
град выехала эстрадная  бригала
Ставропольской филармонии, Артисты
подготовили специальную программу,
посвященную великим етройкам ком-
мунизма. Они выступят перед строч:
телями Сталинградекой ГЭС, а таб-
же на агитиунктах избирательного
округа № 1, где в депутаты Сталин-
градекого горолекого Совета баллоти-
руетея товарииг Сталин.
	Вслед за эстрадной бригадой в на-
чале 1951 года к строителям Оталин-
гралской ГЭС выедет Ансамбль те»-
ских казаков. Сталинграднцы  уелы-
WaT песни терского казачества о
сталинском плане преобразования
природы.
	Работники искусств
на агитпунктах
	ВАЗАНЬ. В’ подготовке к выборам
в местные Советы активное участие
принимают работники искусетв го-
рола. В атитпунктах Оталинекого
района большим успехом пользуются
выступления артиетов Татарского
академического театра’ храмы имени
Г. Бамала. В агитлучктах Кировоко-
го и Бзуманекото районов творческие
работники Государственного Больш-
о драматического  тватра’ имени
В. И. Качалова показали избирателям
отрывки из пьес «Голос Америки»,
«Калиновая роща» и лругих. Пят
налцать конпертов пля избирателей
лали преполаватели и студенты Ва-
занекой тосударетвенной конеервато-
ИИ.
	Вазанские театры и музыкальные
учебные заведения TOTOREP о<пеци-
альные программы, © которыми они
выстунят перед трулящимися в день
выборов в местных Советы.
	_В театральном мире бытует. такая
печальная фраза: «Чтобы написать
ньесу, достаточно быть человеком
способным; чтобы добиться ее поста-
новки на сцене, надо быть чуть ли
не гением». Вак это ни прискорбно,
но эти горькие слова не лишены 0=
нования.
	Чюбой из молодых авторов мог бы
рассказать грустную историю своих
«хождений по мукам», по кабинетам
руководителей различных театров.
Зачастую автору возвращают пьесу,
даже не поговорив с ним, не об’яснив
своего отношения к Пьесе.
	Д. Девятову и А. Липовскому как
будто сопутствует удача. «В de-
бяжьем» уже осуществил Тамбовский
театр, пьесу эту, каки «Грозное ору-
жие», принял ряд театров етраны. Но
Это скорее исключение, чем правило,

Haxo сказать прямо: надлежалнего
внимания 60 стороны театров к мо-
лодым драматургам нет. Между тем,
состояние репертуарных портфелей
далеко не благополучное. Чем же
об’яснить столь инертное отношение
К молодым драматургам?
	Бывают случаи, когла отношение в
молодому автору граничит © безответ-
ственностью. Приведем хотя бы один
пример. Молодой драматург, журяа-
лист Г. Розенталь написал пьесу
«Высокая скорость», посвященную
рабочему классу. Чьеса, в обневом,
получила положительный отзыв Ко-
хиссии по драматургии,

Автор несет пьесу в Театро им.
Станиславского. Четыре месяца в
театре держали пьесу. поддерживали
автора различными обещаниями и в
результате попросту затеряли пьесу.
Молодой драматург несет хругой эк-
земпляр пьесы в Театр драмы и коме-
дин. Главный режиссер театра А.
Плотников бодыше месяца держал
пьесу. затем автор прочитал ее груп-
пе молодежи тезтра, потом ее взял лн-
ректор театра А. Богатырев; ему так-
же понадобилоеь полтора месяца для
раздумий, — стоит ли читать нъесу.
После этого директор уехал на курорт,
а автор так и не получил ни ответа,
ни пъесы.
	Подобные примеры можно Умно-
жить. Необходимо как можно скорее
покончить с порочной прабтикой без-
хушного отношения в произведениям
молодых авторов.
	С другой стороны, молодые авторы,
получив признание в театре, не дол-
жны почивать на лаврах. Фпыт на-
ших лучших драматургов показы-
вает. что только в настоящей, кро-
потливой работе автора с театром пье-
са шлифуется, совершенствуется,
приобретает необходимую  заквончен-
ность. Высокая требовательность“ в
себе, трудолюбие, чувство самоври-
тики — верный залог успеха.

В статье говорилось только о трех
пьесах, хотя можно было бы назвать
ряд интересных  драматургических
произведений молодых звторов.
С каждым днем появляются новые и
новые драматурги, серьезно относя=
щиеся к своей работе. Хочетея поже
лать им успеха. Да сопутетвуют ‘их
радость и успех в работе, В лобрый
ПУТЬ!

Н. ГРОМОВ.
	мни Б. Досымжанов, заслуженный
артист Казахской ССР Г. Курханга-
ЛИВВ.

В течение месяца они давали кон-
церты в городах Китайской народной
республики. Население оказывало
гостям восторженные встречи.
			`, Башмаков—не рутинер, не консе?-
ватор по натуре, он может вновь обре-
сти силу и уверенность в себе. Вот за
это и борются его ученики. Пастухов
своими исканиями возвращает старо-
му ученому, своему учителю, преж-
нюю веру, пробуждает в нем снова
дух творческого беспокойства, жажду
искания нового.
=
	Три названные пьесы  coRep-
шенно различны по творческому по-
черку, Если Д, Девятов создает лири-
ческую ‘комедию, то А. Липовский
строит свою пьесу как остро публи-
цистическую, а А. Анпилогова отля-
чает стремление к бытовой, психоло-
тической характеристике.
	а
Выступления артистов Казахстана в Китае
	‚ профессора А. Мубанова,
естиваля демократилеской
	ХАРЬКОВ. (Наш корр,). Главный
режиссер Харьковского ордена Лени-
на академического украинского дра-
матического театра им. Т. Г Шевчен-
ко народный артист СССР М, Koy-
шельницкий в беседе с сотрудником
газеты рассказал о планах театра на
	  сезон 1950 — 1951 rota.
	— Наша ближайшая премьера; —
сказал М. Крушельницкий, — пьеса
С. Михалкова «Потерянный дом». по-
священная Теме советской есмь.
Первые представления нового епек-
такля состоятся в декабре. Одновре-
менно театр приступил к работе над
пьесой А, ‘Крона «Кандидат паогии».
Украинский лраматумх Л. Дмитерко
	вазанях представит окончательный
варизнт своей новой пьесы о науке,
служащей народу. Героям послевоен-
ной сталинской пятилетки, передово-
MY стахановекому движению на про-
мышленных предприятиях посвяща-
OT свою пьесу молодые харьковские
	драматурги А. Сокол и И. Вишнев- ~
Cenk, В подшефные колхозы
Театр собпряетя  возобповить в

новой сценической редакции сиек- Коллектив Большого театра пот-
makin «Егор Булычев и другие»   лерживает тесную связь е колхозама
	M. LOppRoro и «Гибель эскадры»   Таловекого района, Воронежекой 05-
A. Корнейчука: Предполагается осу-  ластч, над которыми осуществляет
ществить постановку одной из луч-  культурное шефство.
ших пьес украинской классики — Завтра в гости к таловцам выез-
«Хозяин» Карпенко-Карого. жают народный артиет СССР М. Ми-
им солисты балета С. Sparta и
к. Рихтер, певны И. Долгий и Е. К»-
1ИСКИХ ДРАМАТУРГОВ робкова, артиет оркестра В. Федин,
М. Зунтнер. В ней рассказывается о афтяетка МХАТ Е. Ауэрбах и кот-
жизни буржуазной Латвии в годы pe-  Цергмейстер И. Каттон.
авции, о работе подпольной  комму- Бригада артистов Большого театра
нистической  ортанизации, с борьбе   примет тчастне в подготовке к вы-
латвийского народа 3a copercRy 10   борам и таст в селах ряд концертов
власть. для изопрателел.

ПЬЕСА МОЛОЛЫХ ЛАТВИЙСКИХ ЛРАМАТУРГОВ
		РИГА. (Наш  корр.). Коллектив
Елтавекого театра показал евою Ha-
вю работу — снектакль «Пламя
	среди ночи». Пьесу‘ написали два мо-
лолых ‘лтаматурга — А- Вил и
	АЛМА-АТА, 11 декабря. (TACC).  публики ‚ професс
В столипу Казахстана возвратилась   лауреат” фестиваля
	из гастрольной поезтви по Китайской молодежи” и стутентов В Byzaremre
	народной реепудлике больлгая групи   Г Роза Баглановз, народная
мастеров искусств Вазахокой CUP! Rasaxeeng COP Uren, x.
	ре ГОС EE

Б ее составе: оркестр народных ин- тисты республики. братья М. иР. А5-
струментов имени Курмангазы п91  дуллины, заслуженный артист’ рес-
	пуслики, лаурёат Сталинской °пле-
	руководством народного артистз рес-.