Вторник, 12 декабря 1950 г., № 87. (1279),

Смотр новых произведений
советской музыки
	тины из жизни кубанских казаков-
колхозников», дважды на продолжи-
тельный срок выезжал в кубанские
колхозы, вдумчиво изучал‘ чудесные
песни советской Кубани. И это очень
помогло композитору в ero работе.
«Симфонические картины из жизни
кубанских казаков-колхозников» от-
личаются свежестью и непосредет-
венностью мелодического материала.
	выразительной простотой оркестров-  ’
	ки, жизненной правлой образов. Это
	Поэтичная,  задушевная музыка,
привлекающая светлой лиричностью,
искренностью авторского — выскаЗЫ-
вания.
	эначительной творческой  ухачей
	В. Власова, и В. Фере является еюм-
та-вантата «В POIHOM колхозе»
(текст Н. Грибачева). В этом сочи-
нении Власов и Фере, работая в обла-
сти крупных музыкальных жанров,
впервые обратились к современ-
ной русской народной песне. И на-
‘околыкю ярче и выразительнее стал
их музыкальный язык!
	Интересна 10 замыслу  еюйта
	Н. Ботословекого «Василий Теркин»
по — ощноименному произведению
А. Твардовского. Сюита состоит из
восьми оркестровых эпизодов, каж-
дому ив которых ‘предпослан стихо-
творный эпиграф, читаемый  акте-
ром. Сами по свбе части этого сочи-
нения не линюны музыкальных до-
стоинетв. Они ярки, колоратны, 0с-
нованы на интонациях советских
массовых песен. Но возникает серь-
езное сомнение в том, соответотвует
ли образ. созланный  композитотом,
	С$ по 11 лекабря состоялизь три
концерта из новых произведений ео-
ветских композиторов — кзмерный
концерт в Малом зале Московской
государственной консерваторий и хва
‹пифонических.

В программу камерного вечера BO-
MAN CTPYHHbie Keaprers: H: Muacrop-
ского и Н. Нолинского, песни-баллалы
о Ленине В. Белого, вокальный цикл
«Свободный Китай» В. Кочетова. пе-

пеани — это развитая виртуозная
концертная пьеса. Однако внешне
блестящий характер произведения
делает лишь более заметной  произ-
вольность &втора в подходе к народ-
ному материалу, лишающую его юо-
чинение реалистической  жизненно-
сти.

В третьем конперте, состоявшемся
Э декабря в Колонном зале Дома <0ю-
30в, были имюанены 27-я сичбонил
	сни азербайджанских композиторов
Ф. Амирова и С. Алескерова, пьесы
для фортепиано И. Шамо и М. Раух-
вергера.

Тринатпатый. последний  хвартет
	-Н. Мясковского, написанный в 1949
		году, принадлежит KR лучшим сочине-
ниям композитора. В нем органично
воплотились характерные черты
творческой индивидуальности  Мяе-
ковского — серьезность и углублен-
ность мысли, эмоциональность музы-
ки, ее глубокая лирическая проник-
новенность.

Н. Нолинский — автор произведе-
ний для оркестра народных инетру-
ментов, музыки к ряду драматических
спектаклей и кинофильмов —- 06):
бенно тяготеет к жанру струнного
квартета, Жанром этим он владеет
свободно, что подтвердил и шестой
квартет, показанный в концерте. В
музыке этого сочинения преобладает
светлый колорит. В лирических эпи-
			ACAQ
КЛаССИ-
	цами произзедения, наиболее
ощущается влияние русской
	Н. Мясковского, хве арин Тараса из
оперы «Семья Тараса» Л. Кабалев-
	ского и увертюра-позэуа А. Аачату-
pana.
	21-я симфония Н. Мяековского.
	патгитура которой была закончена
автором незадолго ло смерги, уже в
пернод тяжелой болезни,  принадле-
жит Е самым вдохновенным произве-
дениям одно из талантливейших
советских композиторов. Тлубина
идейного замысла, совершенное ма-
стерство, правдивость и взволновая-
ность музыкальной речи, высокое
этическое начало — все это заетав-
ляет вспомнить лучшие классические
образцы. 27-я симфония Мясковско-
To — это сочинение советского ху-
дожника. 06 этом не забываешь ни
на минуту, слушая замечательную
симфонию, полную особого, свойст-
венного только советским людям,
внутреннего оплимизма и жизнеут-
верждающей силы. ,
	Увертюпа-цоэха А. Хачатуряна
	в9наруживает стремление автора с03-
тать  празтничное.  жизчералостное
	ческой музыки, в частности Чайков-
ского. Танеева,

В пеенях-баллалах о Ленине В. Бе-
anil Поставил серьезную задачу —
воплотить в музыкальных образах
этапы революционной борьбы Ленина
в 1917 голу. Стремясь ппилать за-

произведение. Но имеющиеся в ней
серьезные недостатки помешали реа-
листическому. раскрытию замысла.
Пестроту тематического материала,
отсутствие широкого  мелодического
дыхания, преобладание коротких,
разнохарактерных, внутренне не свя-

образу столь любимого
ролюм  гемя поэмы
Теркин  Погословекого значительно
отраниченнее, чем его поэтический
прототип. Эмоции его мелки, мыс-
ли — поверхностны. Да, кроме
того, образу, созданному Богослов-

нанмим Ha-
Твардовского,
	занных друг © другом танцевальных
попевок, хаотичность формы компо-
зитор тщетно пытается скрыть чието
декоративными ередствами— частым
использованием чрезмерной  звучно-
сти, самодовлеющими оркестровыми
эффектами, которые не украшают
сочинение, а лишь усиливают в нем
черты нарочитости,
	Арии Тараса из оперы Д. Вабалев-
ского «Семья Тараса» раскрывают.
образ советского патриота, его несги-
баемую волю, мужественный  нель-
ный характер. Они впечатляют боть-
плюй  драматичностью языка, Но
вместе с. тем нужно высказать автору
пожелание достичь большей напев-
ности, песенности, простоты музыки.

Вечером 10 декабря очередной
концерт из новых произведений 60-
ветских композиторов состоялся 8B
одном из крупиейших клубов столи-
цы. Это был первый концерг ©мот-
ра, программа которого исполнялась
перед массовой рабочей аудиторией.
И он подтвердил, что советские ком-
позиторы находятся на верном реали-
‘стическом пути. Исполненные в кон-
перте произведения А. Mocoxosa,
В. Власова и В. Фере встретили
одобрение многочисленных слушате-
лей. Причина этого в том, что авто-
ры, создавая свои сочинения, о6но-
вывались на современном музыкаль-
ном народном творчестве, стремились
возможно лучше узнать жизнь наше-
то нарола. Так, А. Мосолов, прежде
цем написать «Симфонические kap-

ским, нехватает и цельности. Эпизо-
лы сюиты разнохарактерны, почти
не связаны интонационно. Остав-
ляет желать многого в этом сочине-
нии и профессиональное ‘мастерство
композитора. Оркестровка «Василия
Теркина» копява и угловата, музы-.
	нелостаточно ло-
	кальное развитие
тИчнНоО,
	мыселу большую конкретность, компо-
зитор использовал ряд характерных
мелотических оборотов песен револю-
пионного подполья — «Сиело, това-
рищи, в ногу» и «Варшавянка». Но
это все же не освободило музыку.
цикла от рассудочности и надуман-
ности.
	Актуальна тематика вокального
цикла В. Кочетова «Свободный Ka-
тай», Опираясь на интонации  под-
линных песен бойцов Витайской на-
родной армии, композитор уловил
своеобразие колорита, и харзктера кя-
тайской музыки и создал правдивый
образ современного китайского  граж-
данина-бойца, строящего сейчас но-
вый, свободный Китай. Хороиги бод-
рая, активная песня-призыв С. Алес-
керова «Я подпиеываюсь под воззва-
нием за мир» и четыре разнообраз-
ные по характеру, обаятельно-непо-
срелственные песни ‘для детей
Ф. Амирова.
	Мололой талантливый украинский
композитор и пяанист И. Шамо покл-
зал на смотре украинскую  сюиту,
посвященную. воссоединению украяз-
ского народа в едином социалистиче-
ском государстве, Произведение это
состоит из четырех выразительных
пьес. Народность образов, умелое ис-
пользование возможностей инструмен-
та позволили композитору создать
правдивые музыкальные зарисовки
жизни современной Украины.

Вариации М. Раухвергера на тему
популярной украинской народной
	Коллектив Московского Художе-
ственного тбатра совместно с Советом
Дома зктера Рсероссийского теат-
рального общества почтили вчера
память народното артиста, ОССР Н. П.
Хмелева в связи © исполнившимся
недавно 5-летием со дня смерти это-
то замечательного советского актера.
В помещении МХАТ состоялся траут-
ный вечер. Ето открыла народная
артистка, СОСР А. БК. Тарасова.

— Мы не можем забыть тех непо-
вторимых образов. которые создал на
этой сцене вылающийся актер, заме-
		Творческая
		Имя его будет гнить вечно
	Торжественный спектакль в честь
Юлиуса Фучика
	il ройдут многие годы, произойдут величайшие исторические
события, но и через десятки, сотни лет человечество будет
вспоминать мужественного, сильного, отважного человека, самою
смертью своей утверлившего радость жизни, борьбы, труда.

Юлиус Фучик! Каким дорогим, ролным, бесконечно ‘знакомым
стало это имя всем простым, честным людям мирай Оно стало сим-
BOOM торжества правды и света. Люди, которые вышли на, дорогу
новой, счастливой жизни, черпают в героизме Фучика новые силы
яля юозилательной деятельности: люли, пробужлающеиеся к борьбе
	с угнетателями, учатся у Фучика бесстрашию, уверенности в 5о-
нечной победе.
	Спектакль «Прата остается моей» в Московском тезтре драмы
воскрешает светлый образ мужественного борца, пламенного ком-
муниста, патриота. Молодой украинский драматург Ю. Буряковский
написал пьесу, которая с успехом идет во многих театрах страны.
Зритель вилит на спене образ Фучика, ето ближайших друзей, эпи-
зоды героической жизни славных патриотов Чехословакии в годы
фалиистской оккупации,

В эти дни особенно волнующи встречи зрителей с любимым ге-
роем. Юлиусу Фучику посмертно присуждена Международная пре-
мия мира.

В честь этого 9 декабря в Московском тезлре драмы состоялся
торжественный спектакль. После вступительного слова © героиче-
ской жизни славного сына чехословадкого народа зрителям, среди
которых находились главы и члены посольств и миссий стран на-
родной демократии, аккредитованные в Москве, была показана
пьеса «Прага остается моей». В спектакле, поставленном режисее-
ром В. Власовым. приняли участие лучшие силы театра: С. Вечес-

лов, исполняющий роль Юлиуса Фучика, артисты А. Богданова,
B, Toamazos, В. Любимов и другие,

Вновь на сцене прелетали события, о которых никогда не еле-
дует забывать, о которых нужно всегда помнить. Юлиус Фучик,
воскрешенный в спектакле театра, вновь бросает свой страстный
призыв, который дошел до сердца честных тружеников всего. земао-
№ шара: «Люди, я любил ваю! Будьте бдительны».

Он любил жизнь, наты дорогой товарищ. Он вместе © нами хотел
строить новый мир, который принес бы счастье всем людям доброй.
воли, людям мирной жизни. За это он боролся до последнего дня
своего, до последнего удара своего мужественного сердпа. Но и
после мученической смерти — он в напгих рядах, с нами вместе
борется за мир, за дружбу народов, Gopercd против черных сил
войны, борется за торжество светлых идеалов человечества.

И поэтому имя его тах дорого нам. поэтому имя его будет жить
	вечно!
		портретов и некоторых пейзажей:
Отмечалось также недостаточное
внимание организаторов выставки &
разделу графики.
	Устронтели выставки проявили
непроетительное равнодушие к ра-
боте художников Палеха,  Метеры,
Федоскина. Произведения этих ма-
стеров, экспонированные на выстав-
ке, не были даже включены В
каталог.
	Москогюкие хуюжники Г. юрелов
и А. Соловьев остановились в своих
выступлениях на вопросах мастер
Ba и на конкретных примерах покая
	зали художникам  нообходихость
изучения натуры, влаления рисун-
ком. знания законов перепективы.
	Очень важный. вопрос затронул
тиректор Художественного института
им. Сурикова Ф. Молоров, вяестий
предложение о восстановлении. сту-
INH 10 повышению квалификации
художников с привлечением к рабо-
те в ней лучших мастеров изобрази
тельного искуоетва,
	-00 организационных неполадках,
мешающих творческому росту худож
ников. говорил А. Азманин (т. Горьз
кий). Он настаивал на необхолимо-
сти большей связи художников ©
местной общественностью и © этой
пелью внес предложение чаше
устраивать персональные и общие
выставки в краях. областях и авто-
номных республиках.
	С заключительным словом выстуз
пил начальник управления учрежле-
ний изобразительных искусств Ёю-
митета па лелам искусств при Совете
Министров РСФСР В. Руднев, Про-
знализировав работу творческих ©0-
юзов художников, он отметил сущез
ственные недостатки в ней. На выч
ставке представлены далеко не все
автономные республики, края м 0б-
ласти Российской Федерации, поэтому
посетители выставки не могут полу
чить полного представления 0 жизни
РСФСР в пелом.
	В автономных республиках живет
и работает много заслуженных леяз
телей искусств РОФСОР и АССР. Та-
кие художники, как Г. Навлов и
Р. Марлыгеев (Бурят-Монтольская
АССР), Н. Жилин и В. Поляков
(Коми АССР). М. Спиридонов (Ty
вашекая АОСР) и пругие, получив
Высокое звание, успокоились, пере
стали активно работать, нетерпимо
относятся к критике. Существенным
нелостатком произведений, экопони-
рованных HG выставке, является
разрыв между значительностью тем,
нал которыми работают куложники,
и их профессиональным выполнени-
ем. Слабое знание законов построеняя
пластической формы, небрежность
рисунка обедняют картины. а
	Закрывая конференттию, тов. Руд
нев напомнил участникам республи-
канской выставки, что им предстоит
серьезный экзамен: показать ©вои
лучшие работы на Всесоюзной хуло-
жественной выставке, которая от:
кроется 20 декабря в Москве.
	произведения
	На-длнях состоялась творческая
конференция художников краев, об-
ластей и ‘республик РОФСР, которая
обсудила состоявшуюся в Москве вы-
ставку  пролзведений  хумюжников
Российской Федерации.

С докладом выступил П. Сузхалев,
подчеркнувший несомненные лости-
жения и творческий рост хулож-
ников республики. Доклалчик отме-
тил как положительный факт нали-
uHé на выстарке большого числа
произведений мололых художников,
из которых многие экепенируют свои
работы виервые. Тематическая кар-
тина стала главным видом творчест-
ва художников РОФСР.

Отнако, несмотря ‘на многообразие
тематики, затронутой в работах это-
го гола, многим художникам еще не
улалось © достаточной силой отобра-
зить грандиозный размах строитель-
ства, лицо Родины, преображенное
тероическим трудом советских лю-
дей. да и художественный уровень
	  МНОГИХ иНТерэоно задуманных темда-
	тичесвих картин вевыхоь.
Локлалчик подверг критическому
	  разбору отдельные произведения,
экопонированные на выставве. Xy-
ложник МН. Кирсанов. — выбрав
	большую тему — «В. И. Денин и
И. В. Сталин в Смольном», не сумел
творчески ренгить столь ответетвен-
	ную залачу.
	В картине Н. Данилина  «Бозвра-
щение © работы» нет ярких, убели-
тельных образов. советеких колхоз-
ников, автор не налелил их индиви-
дузльными чертами, поэтому карти-
на в целом не передает характерных
чёрг, присущих людям  социалиети-
ческой деревни.
	Пейзажу и портрету на выставке
посвятил свой доклад  член-коррес-
понхент  Академий художеств СОСР
В. Лобанов. Докладчик уделил не-
простительно мало внимания профес-
сионально-критичесжому разбору про
изведений этих жанров,  несомнен-
но, нужлающихея в серьезной кри-
тике. ‹ Бесконечные перечисления,
отсутетвие обобщений, желание уно-
мянуть всех и никого не обидеть
сделали этот доклад мало полезным
для художников.

‚Выступивнгий в прениях А. Пара-
MOHOB указал. что’ по сравнению $
живописью скульптура предетавлена
	! на выставке очень немногими 1309-
	тами. Это не случайное явление: раз-
витие скульптуры в республике
сильно отстает от развития других
вихов изобразительного ‹ исклества.
Скульпторы Российской Федерации
уделяют мало внимания местной т6-
ме, созданию портретов передовых
людей республики, композиционным
произвелениям, ‘отражающим жизнь
родного края. Некоторые свульшторы
ограничиваются передачей внененето
портретного сходства изображаемого,
He раскрывая внутренчето содержа-
ния образа.
	Многие участники конференции
говорили о невысоком уровне мастер-
ства представленных Ha выставке
	Музыкальные
	Hea лишены отдельных  нелостат-
	ков и другие произвеления, празву-
чазшие в концерте. 10 декабря, В
первых ABYX частях симфонических
картин Мосолова явственно omnryma-
	TCA  HeOMPABLAHAbO AAHHHOTH,.
Растянуть кода последней части
превосходной в целом сюиты-канта-
ты Власова и Фере. Видимо, одной
из основных задач, стоящих сей-
чае перед советскими композитора
ми. является дальнейшее повышение
их ппофессионального мастерства.
	Исполнение большинетва  произ-
велений в концертах 8, 9 и 10 ae-
кабря было на высоком  хуложест-
венном уровне. В этом болыная 34-
	слуга [Госуларственного симфониче-
	кото: оркестра Союза -ОСР, Большо-
го симфонического оркестра  Всесо-
юсного комитета ралиоинформации,
Республиканской русской хоровой
капеллы под руководством №. Лебе-
дева, квартета. им. Бетховена, лИ-
рижеров А. Гаука, Л. Гинебурга, Н.
Аносова. певнов А. Пирогова, Т. Та-
лахалзе и других исполнителей,
принимающих участие в смотре.
А. ИКОННИКОВ.
	На снимке: сцена из 2-го акта спектакля «Прага остается Моей» в
Московском театре драмы. Слева направо: Юлиус Фучик — С; Ве-
чеслов,. Лида Плаха -— В. Орлова, Мирек — Б. Мельников. —
	Выставка малоизвестных
		произведений
	В Выставочном зале Союза совет-
ских художников открылась выстав-
ка произведений И. Е. Репина. Ha
ней показаны малоизвестные работы
великого русского художника, хра-
нящиеся в фондах московских музеев
и в частных собраниях.
	Болышой интересе представляют
живописные тепинские портреты
знаменитого физиолога И. М. Сечено-
ва, генерала М. И. Лрагомирова,
жены С: И. Мамонтова. Внимание
посетителей выставки привлекает
также не экспонировавшийся лю сих
пор «Портрет девушки с распущен-
ными волосами», написанный И. В.
Репиным в 1871 году, когда он
учился в Академии художеств в Пе-
тербурге.

Жанр пейзажа, к которому И. Е.
Репин обращался редко, представлен
на выставке двумя произведениями:
«В. А. Репина на мостике в Абрам-
цеве» и зимним финляндских пейза-
жом.
	думы композитора. С этой сцены и
начинается  расоказ о Мусоргоком-
творце. Колорит, изображение эпохи,
биографии героев, детали фильма —
вое это подчинено теперь выявлению
главного: раскрытию смысла, суш-
ности творчества’ Мусоргского. В
последующих сценах отчетливо и
ярко показано, каким большим и
настоящим счастьем было для Му-
соргекого обращение в пушкиноко-
ху «Борису Годунову».

В исторической праме Пупкина
композитор нашел To, что соответ-
сетвовало его идейным тенденциям, —
глубокую народность, реалистиче-
скую, верную обрисовюу характеров
и быта эпохи. мощный драматизм,
раскрывающийся в антагонистиче-
ском конфликте межхлу царем и ‘нало-
дом. Главной движущей силой ието-
рии yan Пунлкина, и в еще болыпей
мере хля Мусоргского, был народ.
Он и является главным действую-
щим лицом оперы «Борис Годунов».
Й постановщики фильма сумели по-
казать в пластичееких кинематогра-
фических образах народность музы-
ки Mycoprenore, показать, почти не
прибегая к пояснениям и коммента
риям. Эпизоды, ° показывающие ра-
боту Мусоргского над музыкой
«Бориса Годунова», построены ре-
жиссером таким образом, чтобы зри-
тель смог проникнуть в «тайное тай-
ных», в самый процесс творчества.
Как и во всем фильме, новым оказа-
лись здесь не сами по себе режиссер-
ские приемы, & найденное режисее-
ром точное, гармоническое сочетание
содержания музыки и пластических
образов.
	Возникает сцена У сен Hono-
левичьего монастыря — тажая, ва-
кой ес представляет бе Мусорг-
ский. Композитор ‘видит ее своим
внутренним в30ром уже претворенной
в искусстве. Он мыслит иузыкаль-
ными образами. Его народ не говю-
рит, а поет, но поет так, как, гово-
рит.

Режиссер, операторы, мастера ком-
бинированных  <’емок, художники
создали в этой сцене реалистическое
изображение толпы,  полняв ето 10
обобщенного образа в искусстве. Им
	Много на выставке и графических
работ великого. художника. Среди
них -—— зарисовки и эскизы к тема
тическим. картинам «Арест пропаган-
диста», «Николай Мирликийский» и
другим. Весьма интересны графиче-
ские портреты русеких писателей.
Лучшие из них —— «Горький читает
пьесу «Дети солнца», портреты
И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича,
Н. С. Лескова. Я. П. Полонского.
	Pat живопиеных произведении,
альбомных зарисовов и рисунков
И. Е. Репина связан с его участием в
заседаниях Русского литературного
облтоства, Академии художеств в Пе-
тербурге и Мамонтовекого кружка в
Абрамцеве. На выставке экспониро-
ваны портреты участников этих з8-
седаний, членов семьи С. И. Мамон-
	товз. значительное место в экепози-
ции занимают работы И. Е. Репина,
выполненные им во время пребыва-
ния в Ясной Поляне.
	ухалось показать новаторокое, Cav-
00 решение маюсовых сцен «Бори-
са», интерпретированного средствами
кинематографа. Народные хоры в
опере Мусоргского иеще бюлее в
фильме нестатичны, не орнаменталь-
ны, они являются живыми и дейст-
венными участниками событий, му-
зыка хоров полна настоящего драма-
тТИЗМА.
	Надо быть настоящим, ‘большим
художником. чтобы найти такое точ-
ное и яркое пластическое выражение
тля гениальной музыки Мусоргского,
как это сделано в «Сцене ‘пох Крома-
МИ».
	Эти сцены раскрывают содержа»
ние музыкальных образов средетва-
ми, достунными только киноиюкус-
ств, но не киноискуоству вообще, &
передовому советскому киноисвусст-
ву, овладевшему методом социали-
стического реализма. Деградирую-
щее буржуазное искусство бессиль-
но правдиво и глубоко передать сущ-
ность тениального творчества, рас-
оказать о сульбе гения,
	Вепомним немецкий фильм «Лун-
ная соната», где рисуется o6-
раз Бетховена. Трагедия великого
человек» изображена в нем  средет-
вами натуралистического письма.
Его судьба сведена к неумному пока-
зу только личной жизни, Пуютензии
на обобщение в этой кинокартине
носят откровенно мистический. ха-
раклер (сцена грозы на мельнице,
смерть Бетховена). «Философия»
фильма сводится к утверждению тра-
пической разлвовниюсти гения (ста-
рая гофмановокая  рюмантическая
концепция!). ‘Творчество и жизнь
разобщены. ‘Творчество непознавае-
MO, его процесс есть мистическая
тайна, доступная только избранным,
воторые в минуты откровения бесе-
дуют c Gorom и прирохой, & BOT
жизнь великого человека, ето быт
доступны обозрению каждого. Омот-
рите, говорит этот фильм, великие
люди в быту такие же, как все,
у них весе слабости простых смертных!
В результате такой «философии», об-
раз Бетховена оказался искаженных,
лишенным всякой силы.

Татпи ша мелким. нищим духом,
	на слова поэтов-декабристов
	разлел посвящен обработкам  нарох-
ных песен, созданных на лова
поэтов-лекабристов. Среди народных
	песен. включенных в сборник, —
«Смерть — Ермака», «Ш духу
братья мы е тобой» (текст В. Ры-
	леева), «Вот мчится тройка уда
лая», «Не слышно шума  город-
ского» (слова Ф. Глинки) м пругие.
	Сборник поедназначен для’ хоро-
	вых коллективов художественной
самодеятельности.
Вышел из печати еборник отрыв-
	ков из оперы «Декабристы» Ю. Шз-
порина (на либретто А. Н. Толстого
и В. Рождественского).
	Это была прекрасная работа. На эк-
ране ожил «колючий», полный энеу-
тии старый ученый. Актер сумел рас-
крыть сущность великого павловекого
учения, показать характер ученого,
уловить пульс его деятельной мысли.
	Й вот перед нами Борисов — Му-
соргекий. В пределах. поставленных
сценёрием, актер создает ухивитель-
но полный и яркий образ композито-
ра. На экране on — «Мусортекий,
Мусоргский с головы до пят». Худож-
ник-творец. любящий живую жизнъ,
связанный © наролом, показан акте-
ром Борисовым выразительно и пол-
HO.
	Операторы М. Магих и J. Соколь-
ский, впервые снимавигие цветную
картину. показали большое профес-
сиональное мастерство, сумели ечять
пейзажи и интерьеры, решенные в
сочной репинской манере,  велико-
лепно ноказать Борисова — Mycopr-
ского крупным планом, подчеркнув
в них главное —— глаза удивитель-
ной выразительноети.
	Фильм этот — плох об’единенных
усилий коллектива: сценарист, ак-
тер, режиссер, оператор, художник,
композитор, гример — каждый вло-
жил свой творческий труд в ето co3-
дание. В «Мусоргеком» мы видим,
как весь многочисленный коллектив,
все люди, работавшие нал фильмом,
органично и целостно слиты воедино,
решают главную тему—-раскрытие
содержания музыки Мусоргского,
создание образа русского националь-
ного гения. № фильмам — биогра-
фиям великих людей («Академик
Иван Павлов», «Мичурин» и дру-
гие) прибавилось еще олно инте-
ресное и своеобразное произведение,
особенностью которого явилось уме-
Oe подчинение всех  изобразитель-
ных средств киноискусства задаче
раскрыть содержание и сущность му-
SHRH велижого русского композито-
ра. воссоздать его подлинный, живой
образ, Отличное решение этой зала-
чи — новый серьезный успех кяно-
режиссера Г. Рошаля, его коллекти-
ва. большая побела еоветекого вино:
		В cBpmH ес исПОлЕЯЮ
125-летием со дня восстания  де-
кабристов Государственное  музы-
кальное издательство выпустило
сборник музыкальных  ироизведе-
ний, созданных на слова. поэтов-де-
кабристов. ,

Оборник, подготовленный в печа-
ти хоровой секцией Союза  совет-
ских композиторов (общая редакция
Б. Страннолюбского), состоит из
двух разделов. В первый включены
хоровые  произвеления советских
композиторов, написанные на елова
К. Рылеева, А. Одоевского, А. Бес-
пужева и М. Бестужева, Второй
	не отвечающим правде жизни был
изображен Шопен в американском
пветном фильме. В нем усердно ¢Ma-
ховался роман композитора с хищной
женщиной «вамп» какой была по-
казана Жорж Санд.
	Для советского художника Т850е
изображение гения несовместимо с
основными принципами социзалисти-
ческой эстетики.

Безбоязненно подойля к изобра-
жению главного -—— особенностей и
процесса творчества, авторы фильма
«Мусортекий» ‘показали его не как
некое колдовство. Музыка предстала
перед нами без мистичеекото повры-
вала: мы видим, что образы ее рож-
даются от жизни, что они есть Плод
виденного, подслушанного в Народе.

Однако творчество, ero процесс
существуют не изолированно oF
эпохи. Чувство историзма всегда
стойственно нашему искусству, прои-
суще оно и творчеству Рошаля. 0со-
бенно ярко это проявилось в его
фильме «Академик Иван Павлов».
Там колорит эпохи воссоздан © 060-
бей тщательностью и богатством. В
нейзажах «Мусоргского» эпоха в03-
никает несколько декоративно. Пе-
тербург показан в традиционных
живописных решениях, очищенных
от подробностей жизни 60—70-x rv-
лов. Возникают решетка Летнего &4-
	ла. памятник Петру, здание Оперы,
	набережная Невы — вое то, что яв-
ляется только «ажадемическим» сим“
волом города, его общим портретом.
Несколько условны и сельские пей-
зажи, кроме прекрасного  изображе-
ния Усадьбы Мусоргоких.  Горазло
отчетливее сущность и «воздух»
эпохи в павильонных сценах фильма,
(еобенно в этом отношении инте-
реены сцена, комедии суда нал Стасо-
вым, сцены в театре, в музыкальной
николе. Здесь лекорапии, костюмы и
грим раскрывмюот характерные чеф-
ты времени:

Отдельного и специального иссле-
дования заслуживает созланный ар-
тистой Бориеовым образ Мусоргеко-
го. Это не просто актерская удача —
это значительное и яркое явление
искусства. Недавно мы зители Ба-
рисова в роли акатемика Павлова.
	Халлти HH. Г. 5 мелева
Хуложе-, чательный Topapunl, Ham мололой во-   которым он дарил советских зрите-
		лей.
	Rak, каким был покойный Николай
Павлович,—сказала А. Тарасова. —
Его любил и помнит до сих пор весь
советский народ. Часто можно слы-
mats: «Как хороню играл Хмелев
Ёаренина!», «Как глубоко правлив и
ярок был Хмелев в роли коммуниста
Пеклевзнова!». Своей игрой Хмелев
оставил глубокий след в сердцах
людей, когда-либо видевших ето
на спене. Мы счастливы, что играли
с Умелевым; мы благодарны ему за
то поллинное. правливое искусство,
	‘образах 95 искусстве, нароле и жиз-
	ни Г. Рошалю не удалось подняться
10 такой высоты художественного
обобщения, как в новом его фильме
«Мусоргский»,

Задача художника, воссозлающего
облик вылающегося человека про-
шедшей эпохи, — в том, чтобы сред-
ствами искусства раскрыть самое
существенное, типическое и в то же
время наиболее индивидуальное, ‚с0-
кровенное в творческом облике ге-
ниального человека. Не измельчить,
не разменять это существенное Ha
жанровые картинки, & правдиво по-
казать природу творчества, хуложе-
ственными срелствами прозмализитро-
вать и в пластических образах вос-
создать самую атмосферу эпохи, par-
крыв ее в ведущих тенденциях и
противоречиях, — вот в чем обязан-
ность режиссера.

_Нелегкой была задача в односе-
рийном сценарии и фильме показать
творческую биографию великого
Мусоргокото, рассказать ю его <удь-
бе. Правильно сделав центром сюже-
т» историю создания оперы «Борис
Годунов», авторы сценария А. Adpa-
мова и Г. Рошаль подчинили
ей все остальные сюжетные линии.
Отнажо полностью преодолеть фраг-
ментарность в построении сюжета,
ставшую типичной для наших био-
графических фильмов, им He уда-
Лось, И это особенно сказывается в
начала кинокартины,
	Простыми, лишенными ухишре-
ний режиссерекими приемами Ро-
шаль лепит сцены пролога, RAB ил-
люстрации в темам большого значе-
НИЯ: о пародности истоков творчест-
ва Мусоргского, о враждебности под-
линно резлистической русской музы-
БИ СЗЛОННОМУ, HEPYCCKOMY BeRTCCTBY.

Петет зрителем предстают Heren-
	С речами и воспоминаниями вы-
ступили театровед Н. Волков и ре-
жиссер В. Комиссаржевский.

Артисты Е. Хромова, Й. Коренева,
Il. Массальский, С. Блинников,
А. Грибов и В. Белокуров прочитали
отрывки из писем и обращений Хме-
лева к товарищам, отзывы © нем
В. С. Станиславского и Вл, И. Неми-
ровича-Данченко, видевших в нем
своего достойного преемника,
	бург 1858 года и деревня, крестьян-
ская и помещичья Роесия, взятая В
общих. сумхарных чертах. Операто-
	ры М. Магих, d.

Сокольский, хулож-
	ники Н, Суворов и А., Векслер созда-
ют яркое, живописное, но еще не-
сколько статичное решение всех этих
сцен, роспринимающихся. как ожив-
шие на экране картины художников-
передвижников,

Но вот Мусоргокий возвращается.
в Петербург, встречается с’ друзьями
в бесплатной музыкальной школе, и
© этой сцены начинается рассказ об
инливихуальном, вступает лейтмотив
фильма — звучит музыка Mycopr-
ского уже не как фон и сопровожде-
ние действия, а как главный эле-
мент драматургии кинокартины.
Именно в этой сцене впервые pac-
крываетея особенность  творчеетва
Мусоргокото, выявляетея философ-
ское содержание его музыки, и сам
он здесь, среди потрясенных, опю-
ломлонных друзей, раскрывается как
неповторимая индивидуальность. От
общего портрета одного из переловых
людей эпохи авторы переходят к
конкретному психологическому изо-
бфражению человека-художника. .
	Вечер, екуно освещенная, почти
пустая, строгая комната (никаких
украшений и лишних деталей, кадр
чист и фигуры скульштурны), рояль,
Мусоргский у рояля, притихшие,
потрясенные музыкой Стасов, РБо-
рюдин, Римский-Корсаков, Балаки-
рев. Звучит рояль. Поет и плачет
народ, скорбь и улаль слышим мы в
мелодии. Раскрывается  неповтори-

мое, индивидуальное в музыке и
внутреннем облике композитора. Ха-
равтер творчества и харажтер творца
предстают в единстве, гармонии.

Нарохность и гуманизм, любовь И
вера в человека, сочувствие к уни-
женному, ненависть ко всему, чт
причиняет страдание человеку, —
вот то особенное, что впервые рас-
врывается в этой сцене, раскрывают-
ся через музыку, содержанию кото-
pol полчинены все изобразительные
ерелства. Длительные крупные пла-
ны Мусоргского, великолепные 10
своей выразительности, позволяют
понять. почувствовать сокровенные

Мастерство
режиссера
	В творчестве каждого художника,
как бы ни было оно широко и разно-
стопонне, можно всегда обнаружить
ведущую, с<крозную тему.

Такой сквозной темой в творче-
стве режиссера Г. Рошаля является
тема искусства, раскрытие отнотше-
ния искусства К жизни, тема He-
ктоства, как способа познания жиз-
нн и своеобразной формы активного
служения Родине и народу. Впервые
она прозвучала в фильме. «Летер-
бургская ночь», поставленном по мо-
тивам ранних произведений Достоез-
ского. В этой кинокартине изобража-
лась судьба талантливого предетави-
теля народа — крепостного иузыкалч-
та Ефимова, погибающего в холодном
и жестоком капиталистическом горо-
де.

В голы Великой Отечественной
войны Г. Рошаль создал Фильм
«Абай» (по одноименному роману
М. Ауэзова) — о великом поэте и
просветителе казахского народа. В
этой кинокартине, созданной на 9с-
нове глубокого изучения казахевого
вационального исвусотва, AaB bil
было отображение народности твор-
чества Абая.

Какой громадной, действенной сп-
лой является прогрессивное, народ-
н0е искусство! — говорит Рошаль
образами фильма «Абай».

(Ка фильма интересны и значи-
	тельны по-разному, но они: связаны.
	общей темой — темой искусства. 09
сие и значении искусства повест-
вует также пьеса Г. Рошаля и
А. Тажибаева «Ковер Джемарта» —
тероическая сказка, Написанная по
уотигам казахского фольклора»,
	На ни в оной из этих попытов
рассказать в живых и конкретных