Суббота, 16 декабря 1950 r., Ne 88 (1280).

це
СИН
а
о
т
ипий
И
а
п
И
В
LT a
	в постановке Музыкального театра
Немировича-Данченко,
		Фото С Шингарев
	=m

Интерес советских зрителеи к му-
зыкальному и театральному  искус-
отву братоких республик чрезвычай-

но ВЫСОК. Лучшим доказательством

toMy служит огромный успех и по-
пулярность декад национального ис-
кусства, проведение которых стало у
нас традицией. Большим успехом
пользуются также произведения
классичемкой и современной музы-
кальной драматургии братских наро-
лов, включаемые в репертуар музы-
дальных тезтров РОФОР. Работа те-
ATpOB..B ЭТОМ.Направлении заслужи-
вает «всяческого  поошрения,

Примером внимательного и любов-
зоо отношения к искусству народов
(ССР может служить Московский
музыкальный театр им. Станислав-
ского и Немировича-Данченко. Еще
перед Великой Отечественной вэйной
Адин из замечательных руководите-
51 тватра — Ва. И. Немирович -Дан-
ченко — работал над постановкой
классической — грузинекой © оперы
3. Палиашвили «Даиеи». Война wo-
устала осуществлению этого замьше-
1а, однако театр и сейчас не остав-
ла мыели о постановке «Дансени»
по режисеерокому плану Вл. И. Не-
уировича-Данчензхо.

(сенью 1949 тода театр поставил
балет К Корчхарева «Приключения
Алларкёсе». имеющий второе палва-
ние — «Веселый обманщик». Либ-
ретто этого балета, осповачиое на
материале туркменских народных
сказок. написано турименеким писа-
телем В. Вуруновым совместно с 09
становщиком балета Н., Холфиный.

Как известно, туркменский народ,

обладающий высоко развитой лите-
ратурой, давно сложившимися тради-
циями музыкального народного твэр-
чества, 10 недавнего времени не имел
соо народного танца. Создавая
«Приключения Алдаркбее», автеры
пристально изучали материал, спо-
собствующий разработке националь-
ных танповальных движений: тру-
вые процессы, игры, бытовые 0б-
рялы.
о Первая `постановха «Прихллючений
Алдаркасе» состоялась в Туркмен-
ском республиканском театре оперы
и балета в 1942 голу. Спектакль
сразу завобвал признание и любовь
широкой аулитории. Алдаркёе —
любимый герой сказаний  туримеч-
ского народа. Никогда не умываю-
щий, находчивый и остроумный, он
сочетает большую любовь к своему
патолу и стремление к оправедливо-
сти с лукавым озпретвом, задором и
неибтощимой энергией. Этот odpas
близок и понятен веем народам Co-
зеского Союза: у кажлого из них
есть свой любимый герой, облалало-
ший теми же чертами. Вот почему
балет находит теплый отклик у зри-
теля.

Музыка Климентия Корчмарева от
начала до конца танцовальна. Одна-
RO He в этом главное ее достоинетво.
Увлекшиеь жизнерадостным еюже-
тох и глубоко пронизнув в сущность
национальных характеров, комиози-

тор создал сочное рбалистичеекое’

произведение, изобилующее вырази-
тельными образными характеристи-
ками. Вилоизменяя но ходу сюжета

Сцена из споктакля «Кето и Котэ»
им. К. С. Станиславского и Вл. И.

$

бождечные хитростью Аллагибее от
ханских слуг, отдыхают у развалин
древнего ханского дворца, не поло-рэ-
вая о погоне, несушей им човую раз-
пуку. Светлая мелоличная музыка да-
ет прекрасный повод для лирического
тАнцовального дуэта. Однако вместо
это волею постановщика  герот
долго желают друг другу спокойной
ночи и засыпают, предоставив орке-
стру самостоятельно рассказывать 0
тадости их встречи. Нельзя согла-
виться также с чрезмерным увлече-
пием Холфина сложными . техниче-
екими приемами, граничащими 6

am ms ot oe ke

anpobaTunol. Это имеет место в пер-  .
вой картине Ш акта, гле Алдарквее

и его друзья сталкиваются © pas-
бойниками, ограбившими караван и
дерущимиея из-за пленной девушки,
Ё недостаткам спектакля следуег от-
нести и преувеличенную  чувствен-
ность танца второй жены хана в гГа-
реме (2-я картина П авта),

Но все же, несмотря на эти недо-
статки, жизнерадостный резлиетиче-
ский спектакль «Веселый  обман-
щик» — бесспорная удача постанов-
щика и коллектива неполнителей,
создавших живые, убедительные об-
разы. Просто, искренно и е большим
обаянием ведет партию Эне 1. Яку-
нина. Вполне достойным партнером
се как в танцовальном, таки в аЕ-
терском плане является Ю. Давыдов
в роли Мерета. A. Тольский хорошо.
раскрывает характер  неугомонлоту,
азорного и доброго Алдаркёсе и с пер-
вого появления на сцене завоевывает
симпатии зрителей. Яркий сатиоиче-.
ский образ хана воздал A. Клейн.
Задорно и темпераментно испозняет
\. Крупенина роль первой жены ха-
на, полюбившей Алдаркбсе и убе-
жавшей с ним на волю. Дружный
смех вызывают у зрителей евнухи в
исполнении В. Терентьева и А. Ди-
EBA, ине ана 5

‚ Спектакль красочно И, с. большим
вкусом оформлен Б, Вноблоком.
Удачно иснользован мотив. туримен-
ского ковра для интермедийного за-

TIT ah 9
	MVC eh ДЗ ER re Ba ос. п OT

основные темы — музыкальные пор-
троты героев. Корчмарев расхрызает
образы многопланово, лает их в pas-
BITRE. Показывает в  Газличных
состояниях.

Так. лирически теплая и мягко

навеса.

Приветствуя обращение reatpa К
первому туркменскому балету и уда-
чу этой постановки, нельзя не выра-
зить одновременно удивления, что
спектакль «Веселый — обманщик»
в послелнее время почти не фигури-
	Так, лирически теплая и М1] в последнее воеуя почти не фигуря-
внористическая народная туркмеН-   рует на афишах театра.
	юмористическая народная 2”   рует на афишах театра. .
ская мелодия, очень удачно 062NC0- ” Cusgyromes звепо, продолжающее
вывающая образ Алдаркесе, МНОГО   популяризацию национального ис-
	вывающая образ Алдаркесе, много
кратно варьируется в зависимости от
ситуации. Она то приобретает  трз-
вожный характер — в моменты, ко-
гла герою и его друзьям грозит опас-
ность, то становится веселой и 030р-
Рой — когла Алдеркёсе выходит по-
болителем из затрудпительного 10л0-
жения и смеется над ханом H ero
приспешниками.

Подобным же образом развивается
и тема хана, звучащая в первый раз
трозно и зловеще, как символ грубой,
тупой силы, вторгшейся в жизнь мо-
золых влюбленных, В сцене в гаре-

популяризацию национального ис-
кусства Театром им. Станиславского
и Немировича-Данчевко, — это спек-
такль «Кето и Bora».
Обратившиеь к произведению гру-
зинской музыкальной классики, те-
атр проделал болыную и серьезную
работу. Не удовлетворяясь ранее су-
ществовавшим русским текетом  ли-
бретто, литературно неполноценным
и расечитаннымх на значительные
сокращения в музыке, театр ‘ислоль-
зовал новый текст — С. Болотина и
Т. Сикорской, являющийся ве просто
переводом, но творческой обработкой
	ме, где KAM ттлетно пытается распо-   сюжета. ,
ложить к себе Эне, эта тема приобре- Полностью сохранив сюжетную
тает чуждую ее природе лирич*екую   канву, С. Болотин и Т. Сикоревая

RO обе СИЕ  ES

аску и кокетливо-лавцовальный   дополнили ее новыми идейными м0-

ти. Иронизируя над ханом, комло-
“р помогает режиесеру и актеру
совлации сатирического образа са-
овлюбленного «властелина».

Молодые герои — Эне и Мерет —
е имеют отдельных музыкальных
арактериетик. Их об’елипяет чрез-
ычайно выразительная лирическая
елодия, которую условно можно на-
вать темой любви. Она служит 96-
ювой первого, наиболее удавиезгося
юмпозитору. дуэта героев, где му-
ыка достигает широкого мелодиче-
кого развития и большой эмоцио-
альной насыщенности.

В музыке балета, кроме мелодии
«Елуший на белом осле»,  характе-
ризующей Алдаркёсе, использовано
немало других народных мотивов,
например, плавная, изящная мело-
дия, на которой построен групповой
девичий танец «Цветок» в перзой
картине; тема лирической песни,
служашей основой второго адажио
Эне и Мерота; неудержимо-вееелая
народная мелодия «чеклы», ©опро-
вожлающая танец Алдаркёсе в нача-
ле второй картины. .

Инструментован балет co знанием
и иироким использованием вырази-
тельных возможностей оркестра.
Кольшой силы эмоционального воз-
действия достигает звучание смыч-
Kono труппы, ведущей  лириче-
скую тему в уже отмеченном первом
дуэте Эне и Мерета. Сопровождение
этой темы, порученное группе дере-
вянных духовых инструментов, с03-
дает трепетно-взволнованный фон,
усиливающий выразительность эпи-
зола.

Композитор использовал ряд прие-
мов, имитирующих звучание TYDE-
менских народных инструментов.
Так. например. примененная им Иг-
ра емычком у подставки на скрипке
в сочетании с барабунчиком  мапо-
минает звучание струпного пародно-
то инструмента дутара.

К сожалению, достоитетва музыки
балета и его сюжета не ло конца, реа-
лизованы постаповщиком в хореогра-
фическом решении сизктакля, Ста:
тично поставлено адажио героев во
второй картине. Мерет и Эне, осво-

тивами и сценическими положения-
ми, ‘углубили характеристики цен- (
тральных персонажей. Вее эти ново-
вредения отнюдь не произвольны, 3
опираются как на материал пьесы
А. Цагарели, послужившей первоис-
точником для комической оперы
В. Долидзе, так и на некоторыю ис-
торические данные. и
А. Цагарели был передовым чело-
раком своего времени. Он высоко це-  .
нил произведения А. Н. Островского,
Д. И, Пкарева, Н. А. Добролюбова.
Уже это обстоятельство, естественно,
натолкнуло авторов либретто на
мысль 06 усилении демократического
звучания сюжета. В пьесе Цатарети
«Ханума» юноша Котэ—бедный рол-
стРонник князя и живет своим тру-
дом. Этот мотив использован Болоти-
вым и Сикорской в качестве отправ-
ной точки для создания - биографии
тероя. Авторы ‘рисуют Котэ демокра-
тически настроенным студентом,
приезжающим на родину из Петер-
бурга. Тем самым правильло подчер-
кивзется влияние передовой рус-кой
общественной мысли на формирова-
низ мировоззрения грузинской моло-
деки. Здесь никак нельзя согласить-
сяс Е. Грошевой (см. «Советское ис-
кусство» № 57 за 1950 г.), вашед-

шей натянутым «превращение Kora B

настро-

зрелсвого, демократически
синого человека, чуть ли не резлю-
ционера...». Юноша Вотэ в пьесе
С. Болотина и Т. Сикорской далеко не
революционер, а закономерность его
демократических взглядов признает
несколько ниже и сама Е. Громева,
говоря, что Кето и Ботэ соеданяет
«не только любовь, но`и идеалы но“
вой жизни, воспринятые молодыми
людьми в русской студенческой cpe-
де».

Все это делает логически 0босно-
ванным заступтичество Кота за оби-
женнютго полицией крестьянина И
‘придает идейпую  содержательность
спектаклю.

Бережно и любовно отнесся театр
к музыке В. Долидзе, устранив все
купюры, узаконившиеся в прежних
постановках «Кето и Ботэ». Более
того, партитура оперы дополнена но-
выми музыкальными номерами, орга-
	В Комитете по Сталинским
премиям в области искусства и
` литературы при Совете
Министров Союза ССР
			Бытдающийея русек
	Д. Ухтомскии. Проект  триум-
фальной арки ири в’езде на Крас-
	ную площадь (1754 год):
	распространено мнение, будто без по-
моши иностранцев, сидами ®юдних
русских зоачих, нельзя воспитать
хороших архитекторов. Ухтомский
полностью опроверг это. предвзятое
суждение. Достаточно сказать, что
его школа вырастила такого  гени-
ального зодчего, как М. Казаков,
никогла не учившийея ни у одного
из иностранных архитекторов и не
выезжавший за границу. Учеником
Ухтомекото был тадже и выдающий-
ся архитектор и первый  русекий
mannthonmin Атотомии FYeIKOCTB по
	Ухтомский был одним 13 BIOXHO-
вителей и учителей В. Баженова.
Цаконеп. из школы Ухтомекого Рыш-
ла большая группа зодчих, работав-
йтих во второй половине ХУШ века в
провинциальных русских городах и
создавших здесь превосходные анеам-
бли. 0еобенно выдающимся лостиже-
нием нколы Ухтомекоге была 3a-
стройка Твери после пожара 1763
года, проведенная групной учени-
ков Ухтомокого под руководством
П. Никитина. Работа в Твери была
первым крупным творческим  успе-
хом и лля молотого М. Вазакова.

Таким образом, кола, У хтомского
сыграла вылающоуюся роль в разви-
	тии русской классической архитех-
туры второй половины ХУШ века,
	Ухтомскии замечателен не TOABRO
как основатель русской архитектур-
ной школы, — он также один из
нанболее вылаюцщетхся мастеров pyc-
ской архитектуры. Раецвет его твор-
ческой деятельноети приходитя на
50—60-e roi ХУШ века. Работая в
олно время с Растрелли, Д. Ухтомекий
сумел полностью сохранить свою
творческую оригинальность, создав
произведения, которые вошли в е0-
тпориттитотх. наиего национального
	Характерная черта произведении
Ухтомского — их. яркая самобыт-
ность. ортанически связанная © раз-
витием лучших традиций  русекого
зодчества ‘лопетровекой эпохи. 0быч-
но творчаство Ухтомекого характери-
	зуют. как выражение стиля барокко
	с сего пышными декоративными (hop-
	мами и динамичностью архитевтур-
ных массе.
	Охнако это определение не раскры-
вает сущности его творчества. В cpo-
их планах и композиционных реше-
ниях Ухтомекий развивает классиче-
ские начала. сказывающиеея в 06-
щей тектонической ясности архитек-
турного образа и гармоническом рав-
нозесни массе. Эта тектоничеекая яс-
	ность И уравновешенноеть  <очета-
лись © ликующей нарялностью и кра-
	сочноетью, столь характерными для
произведений Ухтомското. Именно эти
черты дали возможность товорить 0
барочной основе его созланий. При
этом. однако, упускалось из виду то,
что парялноеть и краеочность произ-
	вотений Ухтомекого значительно оля-
	же связаны © тралициями русского
	зодчества ХУ -—ХУ! веков, нежели <
	западноевропейиеким барокко его вре-
мени. Вот почему попытки определить
сущность творчества Ухтомского на
	основе одной аналогии © западноевро-
пейским барокко оказались явно не-
	оправланными и не могли раскрыть
	подлинную природу творений замеча-
тельного русского. зодчего.

Эти творения можно понять толь-
во в органической евязи с русской
исторической действительностью эно-
хи, к которой принадлежал Ухтом-
ский. То была эпоха большого нацио-
нального под’ема, роста военной и по-
литической мощи Русекого государ-
ства, первых крупных побед новой
русской культуры, выросшей на осно-
ве петровских преобразований. Про-
извеления Ухтомекого проникнуты те-
ми же чувствами, что и оды Ломоно-
сова. проелавлявшие триумф Русского
государства. }

Для выражения ‘этих чувств Ух-
томсекий созлаег замечательный по
своей торжествующей силе и непо-
вторимой оригинальности тип три-
умфальных сооружений, в которых
найден гениальный синтез  класеи-
ческих триумфальных арок © иекон-
ной русекой формой высотного ярус-
ного столпа. Блестящим образцом это-
о типа сооружения явился  неосу-
ествленный проект грандиозной
‘четырех’ярусной триумфальной баш-

ни при в’езле на Красную- площадь
с0 стороны Тверекой улицы, создан-
ный зодчим в 1754 году. Beraro
украшенная скульптурой, блистаю-
шая золотом, эта белокаменная три-
умфальная арка должна была, по
мысли Ухтомското, стать новым вы-
	К 176-летию со дня смерти
Д. В. Ухтомского
©
	ro — колокольня Троице-Сергиевой

В плеяде замечательных русских
зодчих, творчество которых состави-
ло эпоху Высокого Похема  отечест-
венной архитектуры ХУПЕ-ХХ ве-
ков, видное место принадлежит вы-
лающемуся мастеру им основателю пер-
рой русской архитектурной школы
Дмитрию Васильевичу Ухтомекому
(1719—1775);

Свонм самоотверженным патриоти-
часким трулом Ухтомский в огром-
ной степени способствовал блестяще-
му таецвету русской классической
аохитехтуры. Его значение в разви-
тии нашего отечественного зодчества
поистине неоценимо. Однако в тече-
ние долгого времени его деятельность
оставалась неизученной. Восмополи-
тически настроенные искусствоведы
охотно занимались изучением творче-
етвь любого третьестепениого строи-
теля, если У того была иностранная
фамилия и обходили молчанием
крупнейших русеких зодчих, облыж-
но именуя их представителями «ар-
хитектурного провинциализма».

Так поступали они © И. Старовым,
А. Кокориновым, С. Чевакинеким,
тах поступили и © Ухтомеким. Одно
из вдохновенных творений Ухтомеко-

лавры — было об’явлено произведе-
нием Растрелли главным образом по-
тому, что авторы этого произвольно-
го толкования не верили в то, что
Ухтомский мог создать такой ше-
деву...

И только в советское время твор-
чество Jl. В. Ухтомекого и вся его’
выдающаяся патриотическая деятедь-
ность впервые получают  историче-
ски-об’ективную, заслуженно выео-
кую оценку,

В 1923 году были опубликованы
полпиеные чертежи  Ухтомекого,
найденные в бывшем Сенатеком ар-
хиге (Ленинграт). Эти чертежи, 00-
лее полутора столетий пролежавшие
в архивах, опрокинули все измышле-
ЦИЯ 0 «провинциализме» творчества
Ухтомского и показали его как перво-
классного мастера, в лучших своих
произведениях не уступающеге Ра-
стрелли. Дальнейнгие исследозания
еще более полно раскрыли огромное
значение Ухтомекого в развитии рус-
ской архитектуры,

Дхитрий Васильевич Ухтомский
происходил из древнего. но обелнев-
его княжеского рода. Когда настала
пора учиться, Ухтемского определили
в «Школу математических и нави-
гацких наук», помещавшуюся в Су-
харетой башне, где преподавал зна-
менитый математик петровского вре-
мени Леонтий Магиицкий. Отнако в
этой школе Ухтомский пробыл не-
долго. В 1738 году вместе с двумя
другими учениками он был направ-
лен в «команду» известного моеков-
ского зодчего Ивана Мичурина для
помощи ему и обучения архитектур-
ной науке. Злесь, тлавным - образом

1 на практической троительной” ‘рабо-

те. формировалея зодческий талант
мололого Ухтомекого. Переехавиеий в
1741 году в Москву’ архитектор
И. Коробов быстро оценил  выдаю-
шиеся способности Ухтомского и
слелал ето своим помощником. Пол
руководством Коробова Ухтомский
проработал ло 1745 гола, когда он
	был произведен в архитекторы и ему
	поручили руководить застройкой Mo-
окВЫ.

Таким образом, учителями Ухтем-
ского являлись русские зодчие Мичу-
рин и Коробов. Еели Мичурин был
превосходным строителем-практиком,
то Коробов сочетал в себе и етроите-
ля и теоретика. Пребывание у Воро-
dopa углубило теоретические познз-
ния Ухтомекого, догершило форми-
рование его лворческой личности.
Вместе с М. Земповым, П. Еропкиным
и зотгими русскими зодчими. = BOC-
	ПИТ. ‘AHH DbIMH петровским временем, ho-
	робов вдохновлялея высокими  пат-
рактичеекими идеями; всю евою дея-
тельноеть он посвятил развитию и
расцвету национальной архитектур-
ной школы. Это РЫсокое чувство па-
триотизма Еоробов передал и своему
ученику.

Став в 1745 голу архитектором,
Ухтомекий немедленно предпринима-
ет шаги к тому, чтобы из своей «ар-
хитектурной команды» создать  НЗ-
стоящую архитектурную школу. Его
настойчивые, последовательные шаги
	в этом направлении скоро приве-
ли kK желаемому результату: в

1749 году Сенат официально при-
знал школу. созданную Ухтомским, и
отвел для нее помещение в доме в
Охотном ряду.

Создание первой русской архитек-
туртой школы было делом огромпой
важности. Оно закономерно сорпадает
© тем под’емом русской культуры е-
редины ХУШ века, который  зыра-
зилея в основании первого русского
профоссионального театра, Московеко-
го университета и Академии худо-
жеств, в деятельности гениального
ученого и просветителя М. В. Лемоно-
сова, в успехах русской исторической
и гоографической науки и многих
других фактах. Деятельность Ухтом-
екого — одно из звеньев этого про-
грессивного процесса. Выдающийся
зодчий принадлежал к наиболее пере-
довым людям своего времени.

Самоотверженно и неутомимо тоу-
дилея он над расптирением и укрен-
лением своей школы. Руководителя-
мн ее были исключительно русские
архитекторы: в первую очерель—<сам
Ухтомский. а также его талантли-
вые помошники 1. Никитин, ©. Яко-
влев. Г. Бартенев и в последние го-
ды существования школы — М. Ка-
заков, А. Алалыкин, В. Яковлев.
Особенностью школы Ухтомского бы-
ло то. что теоретическое обучение в
ней неразрывно связывалось е чепо-
срелетвенным участием в стбоитель-
стве. Каждый ученик должен был
поети наблюдение 3a постройками,
соетазлять описи, планы и Фаеады
по зчапиям, требующим починки и
реставрации.

Это сочетание теоретической учс-
бы е практической работой на строй-
ках являлось одним из важнейших
условий воспитания полноценных ма-
стеров.

В то время, когда создавалась
школа Ухтомского, в некоторых RDY-
тах русекого дворянства было еще

`воДчиИ о
	сотным центром Москвы, призвана
ным перенять функцию столпа Ива-
на Великого. Если Иван Великий
гоеподетвовал в Кремле, то арка на
мест6 Воскресенских ворот, по вы-
соте превосхохящая столп Ивана Ве-

ликого, должна была господствовать

нах всем тородом, издалека направ-‚

ляя движение к его центру—рас-.

ной площади, так же, как баш-
ня Адмиралтейства направляет пдви-
жение к группе центральных пло-
щалдей Ленинграда.

В проекте триумфальной арки при
Beste на Красную площадь Ухтом-
ский показал себя выдающимся гра-
достроителем. Его творческие искания
в области высотной композиции дол-
жны привлечь пристальное внимание
советских зодчих, решающих на но-
вой, более высокой идейной и техни-
ческой основе вопросы  выюотного
увенчания Москвы. Гениальным co3-

данием в этой же области является.

и колокольня Троице-Сергиевой лав-
ры, нал строительством которой Ух-
Томский трудился 20 лет. Колоколь-
ня эта была вначале запроектирова-
на другим зодчим в утяжеленных
барочных формах. По этому проекту
ее и начали строить. Когда сооруже-
ние ее в 1747 году было передано
Ухтомекому, он решительно перера-
ботал весь проект и превратил груз-
ную невысокую колокольню в легко
возносящийся, монументальный и В
10 же время нарядный столп, про-
никнутый жизнеутверждающим  ©9-
держанием. Создавая это замечатель-
ное произведение, Ухтомский прелла-
тал украсить колокольню, 32 статуя-
ми светского характера, что вызвало
недовольство Синодла, нашелшего этя
статуи «неприличными» для ‘мона-
стыря.
	°_, Триумфальный столн, еооруженный
	Ухтомеким, завершил формирование
создававитегося на протяжении pala
веков ансамбля Лавры. Зодчий создал
здесь тот высотный центр компови-
ции, который об’единил в юдно целое
разнородные постройки, спаял их в
целостный, гармонический ансамбль,
в етиный архитектурный образ.

Ухтомеким были также построены
Триумфальные ворота (ныне не еу-
ществующие) и запроектирована тря-
умфальная арка лля Петербурга, про-
ект и модель которой до сих пор не
найдены.

Работая в течение ряда лет в ка-
‘честве  городекого архитектора Мо-
`сквы, Ухтомский в огромной сте-
пени способетвовал регулярности и
ацеамблевости ее заетройки. Сооружая
Кузнецкий моср через феку Неглин-
ную, он запроектировал здесь пель-
ный ансамбль из торговых ядов, ¢
четырех сторон окружающих моет,

В 1758 году Ухтомекий создал од-
но из наиболее значительных CBOHX
произведений — проект  анеамбля
гоепитальных и иИнралилных домов.
Этот ансамбль состоял из четырех
	отот анвамоль состоял Из SOTbIpes
грандиозных корпусов, расположен-
WLIX Wa сторопам прямоугольной
	внутренней площади, в центре кото-
рой возвышалея монументальный ез-
бор. Корпуса связывались между е0-
бой галлереями. Расположенный 14
выеском берегу Москвы-реки в райо-_
не Данилова монастыря, ансамбль
должен был завершиться большям
парком, переходящим в рощу и лу-
га. Изумительный по цельности и
красоте решения, в котором уравно-
	вешенная классическая композиция
сочетается с богатством и красоч-
ностью  декоративното убранства,
	этот анеамоль отл замечателен и по
своим гуманистичееким итеям, сва-
летельствующим о передовых убеж-
дениях Ухтомекого.

В зданиях, предназначенных для
раненых солдат, инвалидов, сирот,
т. е. для людей, о которых меныие
всего заботились в крепостнической
России. Ухтомекий стремится создать
наилучшие бытовые и гириениче-
ские условия. Он проектирует про-
сторные, светлые палаты, полностью
использует природные богатства, co-
злает новый болыной парк, украша-
ет здания скульштурой и резьбой.

Не уливительно, что проекх Ух:
томекого буквально испугал прилво?-
ных чиновников. Строить такое до-
рогое сооружение для «простого» люда
казалось им странной и даже прелосу-

дительной затеей, и от осуществле-
ния проекта отказались.

Очень интересны типовые проехты
Ухломекого. в частности проект вда-
‚ний подушного ебора в провинциаль-
ных городах. Эти здания предетавля-
ди 60б0й казначейетва ХУШ века, В
связи е частыми пожарами решено
‘было строить их каменными, по еди-
‘ному проекту. На это небольшюе со-
оружение (3.Ж 31/2 сажени), очень
простое и строго функциональное по
планировке, нельзя было произво-
дить затраты сверх утвержденной
минимальной еметы. № и в этом
случае Ухтомский находит средства
для создания выразительной, красоч-
ной архитектуры. Сочетание хоропю
прорисованных деталей со строгой
гладью стены создает высокий худо-
жественный эффект, делает недо-
рогое и простое здание приятным и
привлекательным. Иринципы типово-
го проектирования, разработанные
Ухтомеким в этом и других произве-
дениях, были широко развиты ето
учениками П. Никитиным, М. База-
ховым и П. Обуховым при застройке
Твери.

Творческая деятельность Ухтом-
ского была чрезвычайно многогран-
на. Блестящий проектировщик и пер-
вовласоный строитель; превосходный
воспитатель отечественных архитек-
турных калров и незаурядный тео-
ретик, он был человеком разносторон-
не одаренным и образованным, стояв-
им на уровне перелавых идей своего
времени. Что бы ни делал Ухтом-
ский, всегла и везде, в больших и
малых начинаниях, он выступает
убежденным и пламенным патрио-
том, последовательным и неутомимым
  борцом за процветание русской. нз-
циональной культуры, за под’ем ота-
чественното зодчества. В исторля
русекой архитектуры Ухтомский —
олна из самых значительных и ярких
фигур. Необходимо глубоко и всесто-
ронне изучить созданные им замеча-
тельные произведения, которые про-
холжают сохранять дая нае живое “и
действенное значение наряту с самы-
ми ценными сокровищами нацио-
нального архитектурного наследия,

приеме работ
на сонснание. Сталинских
премий за 1950 год
	Комитет по Сталинеким премиям в

‘области искусетеа и литературы прт-
нимает произведения из соискание
 Сталинских премий за 1950 гол.
В рассмотрению принимаются за-
конченные произведения искусства и
литературы, представляемые на  с0-
искание Сталинских премий обще-
ственпыми и творческими ортаниза-
циями, министеретрами, вепометрами
и научными учрежденильен.

Все предложения о присуждении
Сталинских премий за 1950 год на-
правлять по адресу: г. Москва, проезд
Художественного тезтра, д. № 3, №-
митет по Сталинекихи премиям в обла-
сти искусства и литературы при Со-
вете Министров CCCP.
	Артисты и писатели
Бурят-Монголии
‚в Москве
	В Москву приезжают писатели и
артисты  Бурят-Монтольской ACCP.
Опи ‘примут участие в вечерах бу-
рят-монгольской советской литерату-
ры, которые состоятея в столице.

Груплу деятелей литературы и ие-
RYCCTBA республикл возглавляет за-
меститель предеетателя Совета Ми-
пистров Бурят-Монтольской АССР
наролный артист ООСР `Томбо Цы-
лынжалов. В числе пуиезжающих в
Москву писателей — народный ли-
сатель республики Хома Намсарае»,
	прелеедатель правления Союза co-
ветеких писателей’ Бурят-Менголь-о
ской АССР Цэдэн Галеанов, Жамсо
Тумунов, Цырен Очиров, Дорьён Ma-
дасон, Шяраб Нимбуев; заслуженный
деятель искусств РСФСР  Намжил
Валдано и хругие.

Москвичи познакомятся также с
мастерством ведущих, артистов Бурят-.
Монголии. Срехи них заслуженные
артистки  РОФОР-—еолистки  онеры
Н. Петрова u BR. Языхора-Гомбасга,
заслуженные артисты  Бурят-Мон-
тольской АССР А. Арсаланов, В. Лыг-
денова, Ц. Бадмаев. исполнительница
народных танцев Т. Гергесова, испол-
нитель наротных песен Ц. Хоборкев,
солист оперы 1. Динховюин, солистка
балета Л. Сахьяноваси лругие.

Первый вечер бурят-млагольской
литературы состоится 21 декабря в
Вольшом зале Московской консерра-
тории.
	Две постановки
Большого театра
	Радостные IH подготовки в BbI-
‚борам в местные Советы коллектив
	Вольшото театра ознаменовал зазеу-
	шечием работы нах постановкой отте-
ры мотолото украинского комнозито-
ра Г. Жуковского «От всего ceva,
папиеанной на сюжет одноименного
романа Е. Мальцева,

Опера «От всего серлца» — 10-
сдедняя премьера Большого театра
в этом голу. Весь коллектив охвачел
	творческим ° под’емом,  стреилелием
показать Е дожоетвенчый
CHOTTaLIb, спектакль = больного
итейното звучания — ° замечатедь-
	ных людях сталинской эпохи.
Спектакль ставит режиссер В. [о-
`кровский, музыкальный рукотодитель
  К. Колтоанин. художник П. САхола5-
Скаля. Танцы поставлены И. Вир-
ским. В опере заняты ведущие в0-
тальные силы театра. в том чиеле
мпого мололежи, Премьеру намечетюо
показать в последней лекаде декад-
ря.
Пеовой премьерой 1951 тода явиг=
ся балет композитора А. Баланчиеал-
за «Рубиновые ввезды». Автор лий-
ретто и ностаномцих Л. Лавосгекий.

«Рубиновые звезлы» — это пер-
вый на основной сцене Большого те-
атра балот на современную тему,
продетавляющий ©060й исэтический
рассказ о патриотизме и высохих мо-
ральных качествах советского чело-
века.

Гларчую роль-Лжейран истютня-
ют Г. Уланова и Е. Чикрачтве. Teop-
raa танцуют М. Габович и Ю. Гофмая,
Андрея — А. Ермолаев и Ю. Воя-
xparcs,  Лиоате — А. Ryswencs,
А. Моссерер в Г. Фарманячн, ства
Джейоан играют А. Радунекай и Вик-
pop Смольцов.

нически вплетающимися в ее ткань
и в: сюжетно развитие. В первый акт
включена грузинская застольная пес-
ня, в начале второго — широко ло-
пулаярная «Сулико». В сольном «То-
сте за Грузию», котсрый поет Маро в
Т акте, использована музыка одного
из романсов В. Долидзе. Наконец, пее-
ня народного певца и куплеты Да-
рэджан в Ш акте написаны компози-
тором В. Мурадеаи. В стилевом отно-
шении бя эти номера одинаково
удачны, однако по качеству они не
равноценны. Медодичеки  интерее-
вая и эчопиочальная пееня народ-
	Horo nebna в сочетании в иоиольь-
	РАННЫМИ лла нее стихами А. Церете-
ли («Четыре любви») в переводе
	1. Омкорекой прелотавляет один из
наиболее поэтичных эпизодов с©пех-
такля. Куплеты Дарелжан, напротив,
велелетвие излишней  растянутоети
и нелоетаточной  характериетичао-
сти досадно тормозят действие. Co-
кращение этого номера послужило
бы на пользу спектаклю. Вомпозито-
ром В. Муралели удачно сделала
инструментовка упомянутых  народ-
ных песен. 8 также танцев,

Работая над спектаклем «Кто и
Ботэ», постановщики В. Канделаки и
Н. Кемарекая вдумчиво изучали эт-
нографический материал, знакоми-
лись с трорчеством А. Цагарели. Это
помогло им убедительно воспроизве-
сти на сцене жизнь Тбилием поелед-
ней четверти ХГХ века и созлать гал-
лербю сочных резлистических обра-
зов. Актерский коллектив в целом
хорошо справился со своими задача-
МИ.
	Т. Юдина легко и уверенно поет
повольно трудную партию Кето и с9-
здает обаятельный образ молодой де-
вушки, отстаивающей своз право на
чистую, бескорыстную любовь. Ис-
полнитель партни Rota М. Матвеев
показал значительные достижения в
вокаЛЬьНом отношении, Его голое за.
последнее время окреп. и приобрел
более выразительную  тембровую
окраску. Правда, следует \ предосте-
речь певца от свойственной ему неко-
торой форсировки звука. Однако на-
звать все его пение напряженным,
как это слелала Е. Грошева, навав
нельзя. № сожалению, в сцениче-
ком отношении образ моаодого сту-
лента недостаточно удался артя-
сту. Матвееву нехватает искренней
увлечениости. временими он форма-
лен и сух. В меньшей мере это от-
носится к лирическим спенау, В
большей — к сменам, в которых
Ботэ рыетунает е протестом против
существующих порядков.

Большое оживление в спектакль
BuOCAT веселые килто:  Сако —
В. Канделаки и Сико — В. Донец.
  Юмор, задор, инициатива — все чер-
	ты, свойственные этим персонажам
и помогающие им ловко устроить
свальбу мололых repoeB, переданы
	артистами © большим темпераментом
и без излишнего комедийного нажи-
ма. Свежо и красиво свучит голое
Н. Коршунова в песне народного
певпа.

Хороши контрасткые образы свах
— простой, доброй и любящей Bap-
бале (Т: Янко) н важной, «молной»
и сварливой Бабато (А. Росницкая).
Сочными  сатирическими красками
обрисован чванливый купец Макар
Котриаливили, мечтающий о титуло-
ванном зяте (Е. Коренев). № comaae-
нию. значительно менее убедителен
старый князь Палаванлишвили (С.
Ильинский). Правда, упрек этот в
значительной мере следует аесо-
вать авторам. которые не дали персо-
нажу законченной определенной ха-
рактеристики. Разгульная  жизвъ,
сватоветво по расчету и другие от-
рипательные черты ‹овмещаются у
князя © благородными чувствами
la поступками. Понятно, что пря
таких условиях актеру трудно
найти верный и четкий рисунок ро-
ли.

‚Чрезвычайно благотворно сказа-
тась на качестве спектакля работа,
проведенная балетмейстером И. Су-
хишвили. Танцы поставлены им с
высоким мастерством и подлинной
виртуозностью. ()собенно хорош
военный танец в последней картине
спектакля.

Лва национальных спектакля,
созланные Театром им. Станиелавехо-
то и Немировича-Данченко 38 пос-

‚  лелнее время, показывают, что театр
располагает всеми’ возможностями
для серьезной и плодотворной работы
в области популяризации искусства
братских народов Союза ССР.

Театр планирует осуществление
еще ряда национальных постановок:
‚  классической азербайджанской во-
иической оперы У. Галжибекова
«Аршин-мал-алан», новой  киргиз-
ской оперы В. Власова и В. Фере «На
берегах Иссых-Куля», украинекой
комической оперы Гулак-Артемов-
ского «Запорожец за Дунаем».

Следует пожелать Театру им. Ста-
пиславекого и Немировича-Данчонко
веяческих успехов в выполнении
этих планов, а другим театрам —
столь же внимательного отношения
вк классическим и современных про-
изведениям братского национального
искусства.

4B PN et

Т. ЛЕОНТОВСКАЯ.
	Юбялей латышского
художника
	РИГА. Общественность Латвии эТ-
уетила 120-летие со. дня рожтления
известного латышского художника
Карла Гуна.

В залах Музея латышского и рус-
ского искусства открылась выставка
произведений художника, доставлен-
ных в Ригу из многих музеев страны,
На выставке экспонируется около ста
его работ.

В Академии художеств Латвийской
ССР г локлалом о жизни и творчест-
ве Карла Гуна выступил. заслужен-
пый деятель. искусств Латрийской
CCP A. damnupm.
		Конкурс песни
	ЕРЕВАН. (Наш ковр.}. Подведены
итоги конкурса на лучшую песню,
проводившегося Управлением по де-
лам искусств при Совете Министров
Армянской ССР в честь 30-летия ус-
тановления советекой власти в Арме-
HT. ,

Яори конкурса рассмотрело AO ne.
cen, [peu yroctoenn Techs KoMTO-
зитора М. Мирзояна «В горах Арме-
нии», напиеанная на слова поэта
Г. Боряна, песня В. Тиграняча «liar
моей Ролины» (слова А. Исаакяна),
«Песнь о Родице» Е. Сззруни (слова
Г. Воряна), песня мололого компози-
тора В. Котояна_ «Любовь летляка»
(слова А. Граши) и «Песнь © мире»
А. Сатяна, (слова Г. Саряна).

Песни, премированные на конкур-
‚се, впервые исполнялись в дни дека-
ды искусств Советской Армении. _„