Суббота, 16 декабря 1950 г., № 88 (1280).

ков в пьесе Лавронева «оз TeX, RW
в море!»,  профессор-коммуниет По-
корский в «Мололости» Зорина —
в исполнении Зражевекого олицетво-
ряли лучшие черты человека сталин-
ской Эпохи. у
_ За исполнение ролв. председателя
колхоза Tasyurna в спектакле «В
степях Укренны» Корнейчука А: И.
Зражевский был удостоен ввания
лауреата Сталинекой  премим. - При
суждением Сталинской премии была
также отмечена работа артиста в ки-
нокартинах «Великий гражданин»;
«Великий перелом» и «Ерейсер «Ва-
ряг».
	А. И. Зражевский был не только
	крупнейшим художником сцены, он
был кеммунистом и активным обще-
ственным деятелем. В годы Великой
	Отечественной войны А. И. Эражев-_
ский принимал горячее участие в во-^
	енно-шефекой работе, Много Газ вы-
ступал он в госпиталях и выезжал с
концертами в части действующей ар-
мии.
Выдающиеся заслуги А. И. 3раз
жевского высоко оценены советским
народом: он был награжден орленами
Трулового Красного Знамени и Знак
Почета, ему было присвоено выеох0е
звание народного артиста Советского
Союза.

Жизнь и творческая деятельноств
замечательного мастера’ советского
театра А. И. Зражевского была по-
священа благородному делу служения
своему народу. Ему отлал артист все
вдохновение, весь талант, все силы
своего большого и страстното  серл-
па.

Мы навсегла сохраним в памяти
светлый образ замечательного арти-
ста, товарища и друта — Александра
Ивановича Згажевского.

А. Яблочкина, Е. Турчанинова,
В. Рыжова, М. Царев, К. Зубов,
В. Пашенная, П. Лебедев, Н.
Беспалов, А. Анисимов, В. Ара-
пова, Е. Северин, А. Дикий, _
М. Жаров, Е. Гоголева, И. Иль-
инский, Н. Яковлев, Н. Аннен-
ков, В. Цыганков, И. Диканов,
	М. Кедров, А. Тарасова,
Н. Боголюбов, Б. Ливанов,
Н. Охлопков, И. Берсенев,
Ю. Завадский, Н. Петров,
		фии, он до последних лней своей жиз-
ни любовно воепитывал молодые твор-
ческие кадры советского кино.

За вылающиеся заслуги в деле раз+
вития киноискусства советское пра-
вительство наградило И. А. Савченко
орденом Трудового Красного Знамени,
медалью «За доблестный трул в Ве-
ликой Отечественной войне 1941—
1945 гг.» и присвоило ему почетное:
эвание заслуженного деятеля ися
кусств РОФСР.
	Светлый образ Игоря Андреевича;
талантливого художника, чуткого то*
варища, большевика, навсегда ‘оста=
нется в сердпах друзей, учеников и
благоларного советского зрителя.
	И Большаков, Л, Ильичев,
В. Рязанов, Г. Александров,
И. Пырьев, М. Чиаурели,
М. Ладынина, В. Пудовкин,
С. Герасимов, С, Васильев,
М. Ромм, Б. Чирков, А. Корней-
чук, В. Пономаренко, В. Ва-
силевская, А. Первенцев,
`А. Бучма, Н. Ужвий, Г. Юра,
С. Бондарчук А. Дикий,
Н. Мордвинов, А. Кольцатый,
Ю. Екельчик, Д. Демуцкий и
	другие.
	пПовые произведения
советских композиторов
	Е концертного зала столи-

‚ была тепло принята слушателя-
Mit И это не удивительно. Сюиты
В. Гомоляка, Л. Книппера, Н. Пейко,
концерт для фортепиано © оркестром
А. Бабалжаняна — все это еочине-
ния, впечатляющие  эмоциональ-
ностью, яркостью и правдивостью 9-
разов. Они хороно. передают  полно-
кровную жизнь еоветеких людей. Но
форма сочинения, логика развития
мыели здесь не всегда на должной
высоте. Вот, папример. фортепианный
концерт. А. Бабаджаняиа. Насколько
вые, Gala ‘бы joe ‘тоинетва этого яр-
кого‘ ‘произведения талантливого ав-
торз, если бы темперамент и драма-
тизм дополнялиеь здесь высоким ма-
стерством композитора; его умением
проето и выразительно изложить CBOW
мыель! Ведь отсутствие этих качеств
приводит-к-тему. что прехраеный ме-
лодический материал фортепианного
концерта гзетея на части рыхлой,
клочковатой формой, тонет в преуве-
	1 личенно тромком, кричащем звучании
	оркестра. И как поучительно еравне-
ние. этого сочинения е «Молдавокой
сюитой» Н. Пейко. в которой нет ни
одного эпизода, не вытекающего ор-
ганично из общего замысла произве-
дения!. Драматургичеекий контраст
образов, общая концепция цикла —
все здесь глубоко продумано. взвеше-
но и потому убедительно. (Особенно
привлекают в «Молдавской еюите»
оркестрозое мастерство композитора,
его яркая, красочная звуковая палит-
ра: Жаль только, что в этом произве-
дении нехватает внутреннего тепла.
	Радостная, брызжушая жизненной
энергией «Закарпатская сюита»
В. Гомоляка — яркое, впечатляющее
сочинение. Единственный упрек в
адрес автора опять-таки евязан с про-
фессиональным мастерством. Оенов-
ной недостаток «Закарпатской сюи-
ты» в том. что в ней слишком много
света и мало тени. Это не должно ка-
затьея парадоксальным. Если четы-
рехчастное циклическое симфониче-
ское произвеление не булет содержать
в себе больших контрастов, оно не-
минуемо приобретет черты статики,
как бы динамичен и ярок, ни был му-
зыкальный материал сам по себе.
	Сюита Л. Книппера «Аолхозные
песни» имеет много общего с его же
11-й симфонией, исполненной в пер-
вом концерте емотра. Злесь также яс-
но ощутима народная основа образов, .
господствуют песенные интонации,
общий характер музыки прост, ясен
и светел, но, каки в симфонии, ‘в.
«Колхозных песнях» хотелось бы.
большей внутренней взволнованно-
ети.

Исполнение концертных программ
13 и 14 декабря было на различном
уровне. Ёели игра Большого ©симфо-
нического оркестра Комитета. ралио-
информации при Совете Министров
СОСР нод управлением одного из дуч-
ших дирижеров нашей страны —
Н: Рахлина в целом дала истинное
наслаждение слушателям, то.исполне-
ние программы Государственным
симфоническим оркестром СССР
13 декабря в Зале им. Чайковекого
оказалось неровным. Симфоническая
поэма Кужамьярова  «Ризвангуль»
прозвучала ярко и темпераментно, но
несколько неуравновешенно (дирижер
Г. Дугашев). симфония Артамонова
была сыграна блелно и невыразитель-
но (лирижер К. Элиаеберг). Вообще
нужно сказать. что на этот раз вы-
ступление Государственного симфони-
ческого оркестра было ниже его воз-
можностей. Лишь в «Польских чапе-
вах» М. Вайнберга (хирижер К. Эли-
асберг) оркестр показал свое большое
исполнительское мастеретво.
		Очередные концерты из новых.Про-
изведений _советеких  комлозиторев
состоялись 13 и-14 декабря в Кон-
цертном зале им. Чайковекото и Боль-
шом зале Консерватории. В програм-
ме их были симфонические cope:
ния — четвертая симфония А. Арта-
монова (Ростов-на-Дону), концерт для
трубы с оркестомм А Арутюняна
(Ереван), сюиты В. Гомоляка, (Киев),
М: Вайнберга, 1: Ениппера, Н. Пейко,
концерт для. фортепиано. с оркестром
А. Бабалжаняна (Ереван). симфониче-
ская поэма В. Вужамьярова {Алма-
Ата).

Одно из достоинств четвертой сим-
фонии А. Артамонова — ее живой ме-
лодический язык: связанный © на-
родной донской ‘казачьей песней.
Композитор не сфилизует народные
образы и не пытаетея воскресить пе-
сенные интонации далекой старины.
Он стремитея найти музыкальное во-
плошение чувств советских‘ людей,
стреящих свое прекрасное будущее.
Симфония написана” в светлых, жиз-
нерадостных тонах. Она вся русеки-
наневна. Демократическая направлен-
ность ее несомненна. Тем более необ-
ходимо отметить и ‘Некоторые отрица-
тельные ‘стороны » ‘произведения —
драматургИчееку ‘статичность, 59-
зерцательнесть, HECKOADKO TyCRAy!O
oprecTpopry.” ©”

Олночаетный вонцерт для трубы 6
оркестром А. Арутюняна заставляет
вспомнить его широко — известную
«Кантату о Родине». Общее в кон-
церте и кантате — жизнералостность,
яркая эмоциональность тона музыки,
являющиеся определяющими чертами
творчества _ композитора. Музыка кон-
церта Мелодичееки выразительна ‘и
нарядна `оркестровая палитра легка и
прозрачна. На фоне ее особенно ярко
и выпукло звучит виртуозно-эффекл-
ная партия еолирующей трубы. Ho
не все ровно и в этом произведении.
В первой быстрой теме в партии <оль-
ного инструмента заметны лробность,
клочковатость, оркестр как бы искус-
ственно прерывает ее развитие.

«Пельские наневы» М. Вайнберга
— небольшая оркестровая сюита на
оригинальные ‘темы композитера,
близкие ‘по характеру к мотивам и
ритмам польских народных танцев—
куявяка, краковяка, мазурки. Свобол-
но владея выразительными средетва-
ми симфонического оркестра, компо-
зитор еоздал три живописные миниа-
тюры, ‘впечатляющие своим. изящест.
вом, энергией. задором. К сожалению,
на всем произведении лежит налет
некоторой изысканности. стилизации.
	Олин из самых молодых участников
смотра — студент Казахской государ-
ственной консерватории, ученик
Е. Брусиловекого Кудуе Вужамьяров
— первый советский уйгуреюий ком-
позитор. Его симфоническая поэма по-
священа бесстраннюй - патриотке —
уйгурской девушке’ Ризвангуль, -Ha-
ходившейся в°рядах партизанеких от-
рялов Народно-0вободительной армии
и геройски погибшей в 1945 году во
время народного’восстания в провин-
ции Синьизян  Сочинение написано
темпераментно, лаконично. Непронор-
ционально растявут лишь его срелний
эпизод. КолоритЁа партитура поэмы.
В целом произведение отличается
ясностью ‘прокраммного замысла и
прочабй народной основой.
	С каждым следующим концертом
смотра все очевиднее становится, что
главная задача, стоящая сейчас ие-
ред подавляющим большинетвом с9-
ветских композиторов. —повышение
профессионального маетеретва. Про-
грамма, исполненная в Большом зале
Консерваторки 14 декабря, в этом от-
ношении особенно: показательна.
	Большая часть Нроизвелений, про-
звучавитих в этог вечер © эстрады
	мократии методы подкупа и угробы,
использует различных марионеток и
наемников. И, наконец, как и в на-
цистекой Германии, правительство
СПГА, действуя по приказам монепо-
лий, ликвидирует гражданские пра-
ва... заключая в тюрьму всех про-
грессивных активистов и антифаши-
стов». ]

Особенно неистовствуют амеракан-
ские реакционеры в тех. случаях,
когда в силу не зависящих от HEX
обстоятельств они не могут  физи-
чески расправиться с неугодвыми им
людьми. А таких в Америке стано-
витея все больше и больше.

На протяжении многих лет ведет-
ся травля и преследование вбемирно
известного мастера кино Чаплина.
Недавно Чанлин Выразил желание
поэхать в Великобританию Для с’ем-
ки ряда эпизодов  фильма «В ‘свете
рамных, над ‘которым on ‘работает в
течение лвух последних лет.

Опасаясь, что Чаплин в3з предела-
ми США расскажет правду об амери-
канской «демократии» и «свободе»,

власти поспешили ‘довести до его све-
дения, что «если он покинет террито-
рию США: то уже ‘более не сможет
вернуться назад».

Так выглядит ‘евобола в стране,
ставшей центром мракобесия и реак-
ции. Так выглядит «демократия»
челсвекоиснавиетников, ‘пытающихся
зажать рот всему народу и его луч-
ним мастерам искусства. :
		Успех советского
театра в Финляндии
	В течение многих лет правящие
круги Финляндии делали все  в03-
можное для того. чтобы екрыть OT
финских трудящихся правду о гран-
диозных успехах социалистичеекого
строительства в СССР и, в чаетно-
ети, о достижениях советекого  ис-
куества. Народу Финляндии „упорно
твердили у якобы имеющем место в
Советском Союзе упадке иекуества, 0
его будто бы «узкопартийном» о ха-
рактере. Нужно сказать. что эти по-
пытви обмануть финский нарол, дать
ему ложные евеления © СССР про-
должаются и сейчас Олнакю реакци-
онные и лживые бредни были полно-
стью разоблачены ро время гастро-
лей в Финаянлии советеких арти-
crop. Каждому побывавшему на кон-
цертах хореографического ансамбля
«Березка», вилевшему, как при-
нимала финская публика заслужен-
ную артистку РСФСР М. Макхакову,
мололых советских музыкачтов Евге-
ния Малинина и Игоря Безродного,
или. наконец, тому, кто был свиле-
телем успеха в Финлянлии Государст-
венного центрального театра кукол
пел руководством лауреата Сталин-
екой премии С. Образцова, было яено.
что трудящиеся Финлянлии не только
хорошо ‘поняли и оценили еоветское
искусство. но и по-настоящему по-
			Этот фильм был . eo. в жизни все проиехо-
поставлен в Голли- Кинофильм ; Сенатор“ Дит иначе, чем В
вуде в те годы, когла Г сказке: герой-одиноч-
на экраны Амеряки ° ка, бросивший вызов
еще мог просочиться какой-то на-   политической машине правящих
Mek Ha подлинный характер классов Америки, в жизни неминуемо
пресловутого «американского образа был бы смят и уничтожев.
жизни». Фильм состоит как бы из «То. чего не могло случиться», —
	так можно назрРать этот фильм
	Й все же «Сенатор» предетавляет
несомненный интерес. Поучительно в
нем изображение американских по-
литических джунглей. Они прелетав-
лены на экране такими, какими их
вилят сами американцы. Перед зри-
телями проходит галлерея отталки-
вающих портретов  вашингтонских
политиканов: артисты Голливуда хо-
рошо знают тех, кого очи играют!
	«эдезь оставляют идеи, как гало-
ши, — в передней», — говорит о
жизни ‘оФиниальното Вашингтона
	CIUH Из тертых политических дейь-
цов. действующих в фильме, В пели-
тических сферах Вашивгтона вее
подчинено интересам лотлара, все ад-
солютно пролажно и абсолютно пед-
ло. Политика нужна там для завреп-
ления влалычеетва правящей вер-
хушки монополистов. она служит пе-
тям «бизнеса». наживы.
	Ныне в Амэзрике хозяйничают тэй-
лоры: они лержат в своих руках ни-
ти, призолящие в лвижение полити-
ческих марионеток. Тэйлор не брез-
гует ничем. Вогла нужно уничтожить
политичеекого противника, он не сс-
танавливаетея перел  уголовщиной.
Когла ему требуется нолавить про-
тесты населения, в хол пускается
все: от гигантского аппарата лезин-
формации до наемных молодчихов,
быстрых на кулачную расправу, и
пожарных шлангов, е помощью ко-
торых разгоняют демонстрантов.
	Бесьма наглядно продеменстриро-
вана в фильме капиталистическая
«свобола слова». Печать и радио на-
холятся на откупе у Тэйлора. Он ar-
дает приказ. и газеты всего штата
He смеют печатать не угодные ему
	собошения. Он махнет рукой, и ора-
	DY продажных белтунов начнет над-
рываться у микрофонов. черня того,
кто стал поперек дороги «боссу».
«Свобода печати!» — иронически
восклицает по сему поводу один из
персонажей фильма.

Наглядное представление 0 «ево-
боле печати» по-американски лает и
вывеленная в фильме клика парла-
ментеких корреспонлентав. Для них
не существует профессиональной
этики или простой порядочности.
Иеказить факты. извратить слова
намеченной жертвы — у них в по-
рядке вещей. 9то люди, продав-
шие газетным монополиям вместе со
своим пером свою совесть.

Яркой характеристикой амери-
канской ‘действительности служит то,
что в наши дни в Голливуле была бы
немыслима постановка даже такого
фильма, как «Сенатор». После того,
как Голливулом занялась комиссия
по расследованию ‘антиамериканской
деятельности. в США значительно
усилилась фашизация винопромыш-
ленности. Многие прогрессивные ку-
ноработники брошены в тюрьму.
Тюрьма ожидает каждого, кто скажет
сеголня в Голливуде” малейшее слоРо
правты.

Политическая ЖИЗНЬ Америки за
последние годы стала еще грязнее и
поллее, чем в то время, когда снимал-
ся «Сенатор».

Но не одиночки. вроде Джефферсо-
на Смита, борются в Америке за
правлу и еправолливость. Нет, там
поднялись на борьбу миллионы. Два
< половиной миллиона человек, по-
ставивших в Соединенных Штатах,
несмотря на разгул реакции, CBM
подпиеи под Стокгольмеким Воззга-
нием, — немалая сила. Прилет час,
когла простые люди Америки расчи-
стят политические джунгли Вашинг-
	тона.
Б ИЗАКОВ.
			двух разлородных частеи: бичующей
сатиры на политические нравы Ba-
шингточа и наивной сказки о про-
стом америкалехом юноше, одержав-
шем побелу в борьбе за правду:
Бакие бы враки ни распространял
«Голос Америки», сами американлы
питают очень мало иллюзий относн-
тельно того, что творится в Вашинг-
тоне. Простые люди Америки пе
скрываот своего отврашения к ва-
шингтонской «большой политике».
«Грязный бизнес» — вот слова. ко-
торые чаще всего произносятся ю
ее адресу. я
Сюжет фильма несложен.
Крупный  капиталиет Тэйлор, ca-
мовластный хозяин, «бое» одного
из штатов Америки, человек, котеро-
Му на территории ланного пртата прн-
надлежат промытленные предярия-
тия, органы печати и политические
деятели, занялея очередной темной
аферой. Дело связано е постройкой
речной плотины. Соответствующий
законопроект, который должен умно-
жить тэйлоровские миллионы. полгд-
‚Тавливается в Валгингтоне. В-этот
момент умирает сенатор, прелставля-
ющий в конгрессе штат. где хозяй-
ничает Тэйлор. По американским з-
конам, губернатор штата лелжен на-
значить преемника на пост умерше-
го на срок до следующих выборов. По
настоянию своих многочисленных
потомков губернатор. назначает сена-
тором руковолителя местной детской
организации, излателя газеты о для
рэбят Джефферсона Смита.
вот в политических джунглях
Вашингтона появляется простой аме-
риканский юноша, непосредственный
и честный, принимающий за THCTY 10
монету все, что он слышал на пколь-
ной скамье о конституции Соединен-
ных Штатов и «американском образе
жизни». Он привозит в столицу меч-
Ту о созлании летнего лагеря для ле-
TeH — 063 различия цвета кожи. на-
циональности, социального положе-
ния. Какая несложная мечта. Ha
взгляд человека нашей сопиалиети-
ческой страны, гле миллионы детей.
ежегодно за счет государства отды-
хают в пионерских лагерях! Шо воле
случая, Смит собираелея устроить
лагерь именно там, гле намечается
строительство тэйлоровекой плотины.
Сталкиваются два проокла: Выража-
Ясь языком сценария, Давид-ветупа-
ет в борьбу с Голиафом.
Политическая машина Тэйлота
приводится в действие для того, что-
бы разлавить молодого сенатота. В
ход пускаются клеветнические обви-
нения и фалынизхи. В еенат вносит-
ся предложение of исключении
Джефферсона Смита. Он ^ опорочел,
опозорен, ошельмован. Разбитый и
ий равдавленный, он собирается вер-
нуться домой, в свой штат. Но тут в
сатирическую канву фильма. впле-
Таетея сказка и полностью заслоняет
с0б0й сатиру. Девушиа — секретарь
сенатора-неулачника уговаривает его
не прекращать борьбы. On возвра-
щается в. сенат и бросает вызов мо-
гущественным врагам. Его речь
длится 23 часа без. перерыва. Ona
произвотит сенсацию во всей стране.
В конце концов; враги молодого ce-
натора посрамлены. а главный став-
ленник Тэйлора... кается ро всех сво-
их грэхах тут же, в стенах сената.
«Счастливый колеп» фильма —
дань, которую заплатили его погта-
новщики канонам Голливула. Если
‚бы не это обстоятельство, «Сенатор»
никогта не увидел бы света. «Счает-
ливый конец» призван  ссвдать У
простаков иллюзию, будто бы  чеет-
ность и правла могут взять верх иа-
Же в грязном болоте Вапгингтена. Но
		т Советское искусство понесло Тя?
желую утрату — скончалея нарол-
ный артист Союза ОСР, четырежды
лауреат Сталинской премии Алек-
сандр Иранович Зражевекий.

А. И. Зтажевекий ролился в 1886
году вг. Николаеве. Свой творческий
путь он начал в 1905 голу, вступив
в труппу одного из. провинциальных
театров.

‚ Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция помогла’ артисту
по-новому понять и осмыслить CBO
деятельность в театре, который етал
для него орудием борьбы за новую,
совотекую жизпь, са счастье нарола.
	‚В 1922 геду А. И. эражевский ста-
норится актером Харьковского дра-
матического театра, где сразу же ва-
нимает велущее положение. С 1927
гола Алексанлр Иванович работает в
Мескро, в театге 6. Кори, а затем в
театре им. MICH, в котором создает
запоминающийся сбраз большевика-—
председателя укома в пьесе Билль-
Белоперковского «Шторм». Это яви-
лось началом работы артиста над 0б-
разами советских люлей, занявшими
виеследетвии главное место в творче-
стве Зражевского-

На сцене Государственного Акаде-
мического ордена Ленина Московско-
го Малого театра, в труппу которого
А. И. Зражевокий вступил в 1935
roly, его самобытное артистическое
дарование догтигло своего полного
распвета. В Малом театре артиет с0-
здал значительные и глубокие обра-
зы в пьесах классиков и советских
авторов.

Облалая многогранным талантом,
мастерски владея искусством ©оци-
альной характеристики, Зражевский
был превосходным истюлнителем та-
ких разнообразных ролей, как Ваню-
пин в «Детях Ванюшина», Варлаам
в «Борисе Годунове», Лыняев и Ёру-
тидкий в комедиях «Волки и овпы»
й «На всякого мудреца довольно
простоты», сэр Тоби в «Двеналцатой
ночи», Миллер в «Коваретве и люб-
ви» и многих других.

Но основным в творчестве А. И.
Зражевекого было воплощение и рас-
крытие характера советского челове-
ка.  Рабочий-революционер . Бура-
нов в пьесе Тренева «На берегу Не-
вы», старший сержант Остапенко во
«Фронте» Корнейчука, мичман Буд-
	Советская кинематография” понес-
ла большую утрату. Умер один из
крупнейших мастеров советского ки-
ноискуества, заслуженный деятель
искусств РСФСР, лауреат Сталинской
премии: ‘кинорежиссер Игорь Андрее-
вич Савченко.

За свою ‘творческую деятельность в
области кино И. А: Савченко создал
ряд замечательных кинопроизведе-
НИЙ. .

Большой любовью у нашего народа
пользуются такие его монументаль-
ные кинополотна, как «Богдан
Хмельницкий» и «Третий улар», уло-
стоенные Оталинеких прёмий. Эги
фильмы выдвинули И. А. Савченко в
ряды выдающихся мастеров советеко-
то киноискуества.
	Последний год ©воей жизни И. А.
Савченко посвятил работе над сцена-
рием и фильмом о великом украин-
ском поэте- демократе Tapace I евчен-
Ко.

- AOA. Capuenno был не только Ta-
лаптливым кинорежиссером и автором
ряда интерёеных киносценариев, но и
замечательным педагогом. Будучи
преподавателем во Всесоюзном  госу-
дарственном инетитуте кинематогра-
	nt
и
pe

gon
{80
НЫ!
	тет
тт
fas
		> toe съ
	Государственный центральный те-
атр кукол принял участие в месяз-
нике дружбы, сотрудничества и
укрепления культурных связей меж-
ду СССР и Финляндией, который про-
волилея злесь < 7 ноября по б декадб-
ря этого года. За это время  совет-
кие артисты выступали в Хельеин-
ки, Тампере, Лахти и Котка. Даже
буржуазная и. социал-лемократиче-
ская печать Финляндии вынужщена
была признать, что ‘советский  ку-
кольный театр показал зрителям
«нечто, до сих пор невиланное».
	Пьесы, показанные театром, по-
лучили восторженную оценку фин-
екой печати самых различных fa-
правлений. «Спектакль «Волшебная
ламна Аладина».— писала  «Суомен
Сосиалилемокраатти», — ВНОВЬ Пл-
твердил уже составленное фаньше
мнение, что искусство советекого ку-
кольного тезтра—это искусство выс-
шего класса». Газета «Хельсингин
Саномат» подчеркивала, что «блеетя-
щая фантазия, высокое искусство и
замечательная техника театра пол-
ностью покорили зрителей». Эта же
газета указывала что комедия «2:0
в нашу пользу» «ошеломила зрите-
лей в еше большей степени, чем
прежние спектахли театра».
	Отнако по-иному восприняла, пра-
	вая печать Финляндии спектакль
«Под шорох твоих ресниц», разобла-
чающий развращенные нравы Гол-
ливуда. продажность и резкинонный
характер американской кинопромыш-
ленноети. Эти газеты пытались
преуменьшгить сатирическую силу
спектакля, утвержлая, что в нем
якобы многое «слишком преувеличе-
но». Подобная позиция финских бур-
жуазных и воциал-лемократических
газет вполне  закономерна. Ведь
именно они занимаютея усиленной
рекламой голливудской кинохалтуры,
заполняющей экраны Финляндии.
Но для поостых людей, для тех,
кто ненавилит пропаганду нозой вой-
ны и ее приспешников из Голливуда,
спектакль «Под шорох твоих ресниц»
прозвучал, как призыв усилить 60ъ-
бу за мир, за прекращение алттисовет-
ской пропаганды, где бы она ни ве:
лась — в печати. в театре. в кино.
	Гаетроли в Финляндии советских
концертных ансамблей,  Госуларст-
венного тезтра кукол и отдельных
артистов вновь доказали финекому
народу силу советского искусства.
его передовую роль в борьбе за мир,
за лучшее будущее человечества.
	Ba. ПЕТРОВ.
ХЕЛЬСИНКИ.
	От комиссин по организации похорон
И. А. Савченко
	Похороны заслуженного деятеля
искусств РСФСР, лауреата Сталин-
ской премии, кинорежиссера, И. А. Сав-
ченко состоятся сегодня — 16 декаб-
ря. Гроб с телом покойного установ-
			В газете некий рецензент
Ей вынес порицание,
Ha это папа-президент
Послал ему послание.
	Бся брань, какая только есть,
Обрушилась на критика,

Что посягнуть посмел на честь
Отца, дельца, политика.
	«Когда б вас встретить довелось,
Писал отец в претензии, —

Я сам’ бы вам расквасил HOC

За вшивые рецензии!».
	Чем об’яснить сей инцидент,
Скандал на почве пения?
Быть может, папа-президент
Узнал из сводок в тот момент:
В Корее отступление!
	Но, может быть (всего верней!),
Он просто думал ранее,

Что он, на случай черных дней,
Имеет в дочери своей
Источник пропитания!
	Сергей МИХАЛКОВ.
		лен в Московском Доме кино (Ba-
сильевская ул., 13).
Доступ к гробу — до 12 чае, дня.
	Гражданская панихида состоится в
12 час. дня. Вынос тела—в   чае. дня.
Справки’ по телефону — Д 3-73-01.
	Бред, именуемый
искусством
	Воспроизводимый нами рисунок, —
олна из тридцати нелавню опублико-
ванных во Франции литографий
Х. Миро, которого французские бур-
жуззные искусствоведы прославляют
как «большого мастера» и «праието-
рического поэта».

Продуклия Миро — не исключе-
ние. С ним соревнуются ‘и другие
«мастера», изопряющиеся в изобра-
жении древнегреческих и лревнерим-
ских. богов и героев в виде... геомет-
рических фигур. спиралей с птичьи-
ми голорами и конечностями унпыря.
Весь этот мрачный бред вполне
соответствует концепциям  горе-тео-
ретиков,  Утвержлающих, чт0 «B
искусстве ценно лишь одно: то, че-
го нельзя об’яенить». С этой точки
зрения произведения Mepo — по-
истине исключительны, Нь с точки
зрения здравого смысла и нормально-
го человеческого восприятия — это
не что иное, как яркий пример вы-
рождения буржуазного исклсетра.
	«Советское искусство» выходи?
по вторникам а субботам.
		50437.
	Новые спектакли Центрального театра транспорта
	Центральный театр транспорта за-
канчивает рзботу над новым епестак-
лем «Буря». Сценическая композиция
одноименного романа В. Лацига сде-
лана И. Сулаковым. В пьесе раеска-
зывается о жизни латышекого народа
в голы буржуазно-националиетиче-
ской диктатуры Ульманиса ив пе-
риол установления в Латвии  совет-
едотго строя. Героями пьесы являются
лучшие представители латышского
народа—коммуниеты. которые епла-
чивали народные силы, в сопротивле-
нии внутренней и внешней реакции
полнимали трулящихся на борьбу ва
	свободу, возглавили в республике
строительство новой жизни.

Спектакль ставит В. Гольдфельд,;
режиесер-зееистент 5 Зеленская,
художник М. Варпех, музыкальное
оформление М. Бак,

Олновременно театр работает Hat
пьесой И. Прута и Н. Шпанова «За-
падная гратица». Постановку этого
спектакля, посвященного теме борьбы
за мир, осуществляет режиссер Б. Зе-
	ленская. Вомелию Н. Винникова, «Без
	лая ворона» Из мщизни COBETCROTO
колхозного крестьянства ставит главч
ный режиссер тезтра И Сулаков.

Статуя Свободы: Гы уходишь, друг Чарли, а мне приходится заставить
себя остаться, так как все происходящее в США вызывает серьезное

беспокойство:
Рисунок художника Скорпелли из итальянского журнала «Вие Нуове».
			Главный редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. главного редактора),
А. А. ИНОННИКОВ, С. В. МИХАЛНОВ, К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР, дирек-
	[ осударственного -
		и местный комитет
	ция, па ртииная организация
	Новое проявление американской евободы“
	антиамериканских собрании», «не
читайте книг и журналов, даже гео-
графических», «лучше всего кляни-
тесь. что вы не знаете, гле нахсдит-
ся Россия и что она собой представ-
ляет». «не критикуйте слишком фа-
пгиетов и избегайте общества тех, кто
выражает свое искреннее мнение по
этому вопросу».

Хозяева страны Желтого Дьявола,
как огня, боятся голоса своих сооте-
чественников, которые осмелизаются
приподнимать железный занавес над
темной ночью американской действи-
тельности. Боятся и с кажлым днем
делают все болыне и болыне глупо-
стей, предетавая перед глазами обще-
ственного мнения MAPA в своем
истинном фапистском обличии.

Замечательную характеристику
политики фаптизации США лает аме-
риканский писатель Г. Д. Мейер в
книге «Логика варварства ХХ века»:

«Как и в гитлеровской Германии,
иыненнее правительство США при-
меняет в своей кампании против ле-
	Выступая на Втором Всемирном
конгрессе. сторонников мира, делегат
Мексики Хара заметил, что американ-
ской статуе Свободы вместо факела
надо вложить в руки атомную бомбу;
только тогда она будет олицетворять
современную aMeDHRAHCRYIO ‚: «демю-
кратию».

Справедливость этого замечания
подтверждают все новые и новые ©0-
бытия повседневной американской
действительности, весь пресловутый
«американский образ жизни»,

В США любят говорить о. так на-
зываемом железном  занавесе, опу-
щенном между странами восточной и
западной Европы. Однако в дейетви-

тельности железный занавес опущен
нал США.

0 чем, как не об установлении
жесточайшего полицейского режима,
говорят следующие советы  гражда-
нам ПА, предлагаемые американ-
ским журналом «Харпере Мэгэзин»:
«Не ходите на собрания и на танцы,
‘чтобы вас не обвинили в посещении
	ордена Ленина академического Малого театра с глубоким  прискор-
	лауреата
	бием извещают о смерти
	Сталинской премии народ-
	ного артиста СССР, артиста Государственного ордена Ленина акаде-
	мичеокого Малого театра
	Аленсандра Ивановича
ЗРАЧЕВСНОГО
	и выражают соболезнование семье покойного.
	Сканлал
на почве пения
	_Вашингтонская газета «Ньюс» с9-
общила об очередном скандале, свя-
занном с Трумэном. По бообшевию
газеты, Трумэн послал написанное в
бранных,  площадных выражениях
письмо музыкальному критиху
Хьюму, который отрицательно ото-
звался о Рокальных способностях
дочери Трумэна — Маргарет.

{Из газет) _
	У Трумэна — певица- дочь,

И знает вся, ` Америка, -

Что дочь талантами точь в точь
Пошла в отца-истерика.
	Министерство кинематографии СССР с глубоким прискорбием изве-
	СФСР. лауреата
	цает о смерти, заслуженного деятеля искусств
Сталинской премии, кинорежиссера
	Игоря Андреевича
САВЧЕНКО
	последовавшей. 14 декабря_с. г. в Москве,
	соболезнование семье покой HOTO.
	и выражает свое глубокое
	Зак № 338%.
	Anped редакцив: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корресповлентской сетв — К 5-45 12; отдель музыки. кино, взобразительных искусств, авостранвый — К 148.68.
	Типография: «Гудок», Москва; ул. Станкевича, 7