AT

ae
	r., we 89 (1281).

На пороге новых достижений
	Заметки
	композитора
o
	ционально-монументальном плане, с0-
держит много хорошей музыки. Qco-
бенно выразителен сольный номер,
посвященный славному городу-герою.

В ряде симфонических сюит коло-
ритно разрабатывается музыкальный
фольклор Западной Украины (пре-
имущественно гуцульский). Но, как
уже отмечалось на [У пленуме прав-
ления Союза советских композиторов
CCCP, в этих сюитах элементы
фольклора не всегда, творчески пере-
осмыеливались композиторами в це-
лях создания актуальных программ-
но-обобщенных ©бразов коциалиети-
ческой современности.

В этом отношении заслуживают
внимания новые работы, композитора
Доминчен. Он симфонически раз-
рабатывает народный украинский
материал, стремясь к созданию широ-
ких музыкальных повествований. Та-
кова его  вокально-симфоническая
поэма «Гей, несись наш спив над
морем», где прекраеная мелодия со-
временной народной песни в резуль-
Tare симфонической и хоровой разра-
ботки создает широкий обобщенный
музыкальный образ свободной и сча-
стливой Отчизны.

В новой симфонической сюите
Б Лятоптинского «Тарас Шевченко»,
составленной из музыки к одноимен-
ной кинокартине, есть несомненные
хуложественные достоинства — пре-
восходная оркестровая техника, яр-
кая симфоническая  изобразитель-
ность, особенно в музыкальных пей-
зажах. И все же трудно ощутить В
музыке этого сочинения светлый и
пламенный образ великого поэта-де-
мократа. Этому мешают сгущенная
пеихологичность, увлечение автора
изобразительными деталями, чрезвы-
чайная напряженность музыки. Даже
в послелней части сюиты,  озаглав-
`ленной «Украина живет», где особен-
но необхолимо было избежать нервоз-

ности музыкальных образов, автор не
смог освободиться OT сковывавшего
его творческую фантазию груза сгу-
щенного психологизма.

В. плане индивидуальной творче-
ской работы киевских композиторов в
предстоящей в Москве декаде укра-
инекой литературы и искусства зна-
чится много новых песенных, хоро-
вых, инструментальных и оркестро-
вых произведений, Среди них KOH-
перты для Фортепиано Дромлюги
и И. Шамо, «Молодежная симфония»
А. Филиппенко, симфония  Вере-
щагина «Тарае Шевченко», симфони-
ческая Увертюра «Москва» До-
мннчен, «Праздничная поэма» и увер-
тюра «Партизаны Украины» Ры-
бальченко, вокально-симфоническая
поэма «Утро нашей Родины» Жда-
пова, концерт. для скрипки и хора
a сареЙа Рождественского,  кантата
«Партия ведет» А. Штогаренко.

Выражая горячее пожелание укра-
инским композиторам успешно разре-
шить взятые ими интересные и знз-
чительные творческие задания, нель-
зя не прелупредить их о необходимо-
сти повышения требовательности к
идейно-художественному и профессио-
нально-техническому уровню творче-
ства. Примеров поверхностного отно-
шения украинских композиторов К
творческой работе еще немало. При
созлании концерта для фортепиано
композигору Шульману. не помог-
ло ни применение многочисленных
фактурных приемов фортепианной
техники. ни привлечение укрзинских
	‚мелодий Дишенная глубокого идей-
	ного содержания, определенного дра-
матургического замыела и творческой
смелости, музыка концерта, безмятеж-
но переливаясь в импровизационных
пассажах, оставляет слупателя совер-
шенно равнодушным. Или другой
пример. Киевские композиторы поетз-
вили перед собой важную и актуалр-
ную задачу — создание фортепиан-
ных пьес для детей. Но при этом они
не подумали о новой тематике, о про-
граммности. исходящей из многооб-
разной жизни советских детей, из
любимых детьми образов детекой е9-
ветекой литературы. Поэтому пьесы
эти, за очень небольшими исключе-
ниями, получились скучными, мало
интересными, не возбуждающими ни-
какой творческой фантазии у детей.

Большой интерес вызывает аЕтив-
ная работа талантливой композитор-
ской молотежи Виева — Н. Премлю-
	ги, HW. Jano, Воломийца, Ви-
рейко, Верещагина, Лазаренко. Од-
нако отсутствие широко  развер-
	нутой критики и самокритики в Ви-
евском союзе композиторов задержи-
вает их творческий рост, ограничива-
ет творческие дерзания. А недостат-
ков в жизни киевской  ортанизации
много. Хотелось бы видеть этот боль-
шой коллектив. значительно более мо-
нолитным. Ряд композиторов ечитает
возможным почти не принимать уча-
стия в повседневной напряженной
деятельности Киевского союза компо-
зиторов.

Как и для всех других композитер-
ских организаций, очень остро стоит
для Киевекого союза композиторов
проблема борьбы с инливихуализмом
хУЛОЖжнНиков.
	130 лет со дня рождения Бетховена
	ческий оркестр. Веесоюзного комите-
та радиоинформации (лирижер
Н. Рахлин) и пианистка M. Wanna.

Слушатели концерта в Большом
зале Консерватории во время антрак-
та осматривали выставку, посвящен-
ную Бетховену. На стендах помеще-
ны высказывания В. И. Ленина,
А. М. Горького и А. В. Лувачарского.
о произведениях Бетховена, рисунки
и гравюры, отображающие жизнь и
творчество композитора. Интересен
раздел выставки «Бетховен и Poc-
сия». Здесь экспонированы  матерна-
лы, дающие предетавление о связях
Бетховена < русекими людьми и 06
этношении музыкальных кругов ло-
революционной России к творчеству
великого композитора. Нодпиеь под
одной из фотографий напоминает 0
TOM, что в нескольких  квартетах
Бетховена, посвященных ‘руескому
	. С огромной радостью деятели укрз-
инской культуры встретили решение
партии и правительства о проведении
декады украинского искусства и ли-
тературы в Москве в мае 1951 года.
	Свои достижения покажут пять
драматических и оперных театров,
лучшие музыкальные и танцеваль-
ные коллективы Украины, десять
коллективов художественной самодея-
тельноети. Будут широко предемон-
стрированы успехи украинских поэ-
тов, прозаиков, драматургов, компо-
зиторов, певцов, музыкантов-инстру-
менталистов. Обещает быть интерес-
ной и выставка украинской живопи:
си, графики, скультгуры и народно-
го художественного творчества. Тако-
го широкого размаха не имела ни
одна декада национального искусства
в столице :

Прошедший недавно У пленум
правления Союза советских компози-
торов Украины вынес решение об ак-
тивном участии композиторов Украи-
ны в декаде украинского искусства и
литературы.

Это правомерно. На Украине — в
Виеве, Харькове, Львове — сосредо-
точены еильнейшие композиторские
коллективы. Многие из украинских
композиторов показали себя смелыми
новаторами реалистического направ-
ления. Уже в трех театрах страны ©
большим успехом идет опера Ю. Мей-
туса «Молодая гвардия», в ряде вол-
нующих эпизодов отображающая бес-
смертные дела героических комсо-
мольцев Враснодона. В нескольких те-
атрах готовитея к постановке опера
Г. Жуковского «От всего сердца».

На спене киевской оперы penery-
руется новая историческая опера
® ЛДанькевича «Богдан Хмельниц-
кий». Мы присутствовали на одной
из репетиций Гакта «Богдана Хмель-
ницкого». Радуют многие положи-
тельные стороны этого талантливого
произведения — яркая эмоциональ-
ность, выразительные речитативы, в
ряде мест рельефная мелолика.
	эначительный интерес вызывает
исполнение роли Хмельницкого обла-
дателем чудесного баритона, артистом
Гришко, поющим CBO трудную
партию артистично и темпераментно.
Очень хороша оркестровка’ «Богдана
Хмельницкого», не перегруженная,
помогающая актерам петь и вместе е
тем эмоционально насыщённая. № co-
жалению; вокальные партии не
всегда безупречны. В некоторых ме-
стах чувствуется излишнее напря-
жение, в других вялость, инотда за-
тянуто действие. В творческом обще-
нии © коллективом театра композитор
сможет устранить шероховатости
в целом удавшегося произведения,

Хотелось бы предостеречь театр от
возможных штампов в постановке,
Смелая новаторская постановка «Мо-
лодой гварлии» Н. Охлопковым, по-
следние работы режиссеров Л. Бара-
товаи В. Покровского в Большом те-
атре намечают новые пути в реали-
стической трактовке оперного творче-
ства: Эти успехи явтяютея стимулом
для новаторства режиссеров других
оперных театров.

Весьма плодотворно работают укра-
инские композиторы и в области пе-
сенного творчества. Платон Майборо-
да за ряд отличных песен, посвящен-
ных героям колхозного труда, У1о-
стоен Сталинской премии;
	Замечательные украинские песни
создает Г. Веревка, заслуженно на-
тражденный  Сталинекой премией.
Многие его песни стали поллинно на-
родными. Мастереки написана и но-
вая ero песня o Кривом Pore.
Здесь увлекают широта распева, чет-
кая, ритиическая поступь, ясность и
оптимизм эмоций. Унорно и успешно
работает в области песни старейший
композитор Украины Л. Ревуцкий.
Киевские композиторы Г. Веревка,
Пл. Майборода, А. Штогаренко,
А. Филиппенко, И. Шамо, Я. Цегляр
созлали яркие, глубоко национальные
по своим истокам образцы советекого
украинского песенного творчества.
	Однако перед ними, как и Uepey
всеми композиторами Советского Сою-
за, стоит насущная задача — очи-
стить музыкальный язык от вредных
влияний джазовых, мещанских и
блатных песенок, и буржуазной: за-
палноевропейекой оперетки. Нередко
композиторы-песенники, идя по ли-
нии наименьшего сопротивления, оде-
вают народные мелодии в несвойет-
венные им гармонические наряды или
создают песни, где содержание текста
находится в вопиющем противоречии
с музыкальным содержанием, Так,
0. Сандлер в «Песне © мире» решил
ответственнейшую тему типично опе-
реточными приемами и интонациями.
	Большую известность получили от-
меченные  Сталинскими премиями
произведения украинцев — оратория
«Украина моя» Штогаренко, кантата
«Славься, отчизна» Г. Жуковского,
квартет Филиппенко, симфоническая
поэма «Шорс» А. Свечникова. Цен-
ность этих сочинений — в их глу-
бокой связи с народной песенностью
и в творческой смелости композитс-
ров.

Сейчас украинским композиторам
«по плечу» творческое разрешение
больших и ответственных тем. «Ста-
лингралекая = легенда» Жданова
для хора, солистов, чтеца и еимфони-
ческого оркестра. написанная в эмо-
	Музыкальная общественность Ha-
шей страны широко отмечает 180-
летие со дня рождения Людвига вап
Бетховена.

С больших успехом прошел 16 де-
кабря в Большом зале Консерватории
юбилейный концерт, в котором Госу-
дарственный симфонический оркестр
Союза ССР под управлением К. Ива-
нова, солисты Московской филармо-
нии и Русская республиканская хо-
ровая капелла (художественный Dy-
ководитель №, Лебедев) исполнили
первую и девятую симфонии велико-
TO немецкого композитора. `Произве-
ДеНИЯ Бетховена — пятая симфония,
пятый концерт для Фортепиано с
оркестром й увертюра «Леспора» —
вошли в программу концерта, ©0-
стоявшегося в Тот же день в Колон-
Ном зале Дома союзов. В концерте
приняли участие Большой симфони-
	Самого серьезного упрека заслужи-
вает слабая творческая связь киев-
ских композиторов с чудесными вон-
цертно-исполнительскими коллекти-
вами Украины. На Украине сосфедо-
точены сильнейшие оперные и кон-
пертные ансамбли. Голоса украин-
ских певиц и певцов издавна славят
ся по всей нашей стране, Ряд про-
славленных украинских певцов впи-
сал славные страницы в историю
советского вокального искусства,
	Мы присутствовали на камерном
концерте Зои Гайдай. Она_вновь по-
казала себя требовательным и взыс-
калельным художником, всегда ста-
вящим перед собой трудные новзтор-
ские задачи, энтузиастом-пропаганли-
стом советской вокальной музыки,
мастером создания сложнейших и тон-
чайших художественных  06разов.
Большая программа, составленная из
сочинений советских композиторов
(первое отделение) и произведений
Шуберта, Шумана и Листа (второе
отделение), была исполнена певицей
с глубоким и тонким  проник-
новением в содержание и CTHIb MY-
зыки исполняемых романсов.

Непрерывно работает над оботаще-
нием своей художественной «палит-
ры» Б. Гмыря, требовательно и вдум-
чиво пополняющий свой концертный
репертуар,
	Молодые исполнители могут по-
учиться у этих певцов многому, 0с9-
бенно плодотворному сочетанию опер-
ной и камерной концертной деятель-
ности. столь необходимому для твор-
ческого роста артиста.

Замечательное художественное яв-
ление прелставляет собою хор народ“
ной украинской песни под управле-
нием Г. Веревки. Этот коллектив не-
прерывно общается с народом, пюпол-
няетея талантами из народа, чутко
прислушивается в современному на-
родному творчеству. Очень интересяо
исполнение хором «Думы 06’ освобож-
дении Украины». Слова и мелювия
Этого произведения написаны участ-
ником хора Перелелюком. Сам on
поет речитативный запев, аккомпани-
руя себе на бандуре. Хор играет роль
сопровождения, мягко аккомпанируя
ему. В сожалению, украинские кэм-
позиторы мало работают над реперту-
аром для своего замечательного Hae
родного коллектива, способного па
болыцие творческие дела,
	Еше меньшим вниманием со сторо-
ны композиторов пользуется изве“т-
ная далеко за пределами Украины
капелла бандуристов, Каждый участ-
ник этой капеллы поет и играет,
сольное и хоровое пение перемежа-
ется с инструментальными наигры“
шами. Если бы композиторы более
чутко отнеслись к этому коллективу,
беспрецедентному по своим  ориги-
нальным особенностям, то, несом-
ненно, появились бы  произведе-
ния, новые по форме и GO
держанию. Пока что капелла удовле-
творяется переложениями произведе-
ний, сделанными талантливым руБ0-

водителем Минхизсвим и тщетно
ищет настоящего творческого кон-
такта с Союзом композиторов.
	Отсутствие живого общения с ком-
позиторами особенно резко сказы-
ваетея на деятельности хоровой каз
пеллы «Думка». Во время прошлогол-
них концертов «Думки» в Москве муз
зыкальная общественность обратила
внимание на  неудовлетворительное
состояние репертуара капеллы я ве“
достатки в исполчении.

Если композиторы будут pasorars ™
тесном содружестве е исполнитель-
скими коллективами (а их на Украи-
не, кроме уже перечисленных, очень
много: достаточно упомянуть знаме-
нитую «Трембиту», Украинский а-
самбль песни и танца, превосход-
ные симфонические оркестры, от“
личный артистически яркий квартет
баянистов). то их творческая леятель-
	ность будет, несомненно, более плодо=
творной, более важной и нужной для
народа.

На низком уровне находится укра-
инекое музыковедение. Предетавите-
ти его явно не успевают следить 34
бурным развитием советской музыки,
своевременно не откликаются на те-
кущие музыкальные события, слабо
освещают проблемы народного твор-
чества и историю украинекой музы-
ки. Некоторое оживление в деятель-
ности музыковедческой секции Виев-
ского союза композиторов, связанное
с творческим ростом молодежи в е9
рядах, надо всемерно поддерживать и
развивать. Музыковедческая мысль
должна стать в украинской музы-
кальной культуре реально ощутимой,
ее ждут и композиторы и исполните-
ли, профессиовалы и самодеятельные
коллективы, все любители музыки.
	Вея Украина < волнением  гото-
вится к майской декаде, как к ьразд-
НИКУ.

Полготовка к декаде и проведение
ее в Москве поднимет музыкальное
творчество и все украинское музы-
кальное искусство на новую ступень
и продемонстрируют всему миру ваме-
чательное развитие национальных
культур пот солнцем Сталинской
	Конституции.
, Мариан КОВАЛЬ.
КИЕВ.
	послу в Bene A. Pa3ymoncromy,
использованы темы русских народ-
ных песен.
	Зослелинй раздел выставки посвя-
щен исполнению произведений Бет-
ховена в Советском Союзе. На стендах
— портреты лучигих советских музы-
кантов-—-исполнителей произведений
Бетховена. многочяеленные изтания
	его сочинений, выпущенные музы-
кальными издательствами СССР, и
другие материалы.
	московская областная филармония
подготовила в связи е 180-летием
дня рожлекия Бетховена прогрлумы
ЛВкЦий-БоНЦертов, ¢ которые тэк-
торы и солисты филармонии выелут
В КОЛХОЗЫ, совхозы и Пайонные
центры Московекой области. В пр
граммы включены фортепианные
произвеления композитора, его. шот-
	ландсвие и ирландевие песни,
	Лраматический
конфликт в картине
				Вчера начал свою Паботу Совет
при Министерстве кинематографии
СССР. На первом заседании Совета ©
докладом о плане развития кинемато-
графии в 1951 году выступил заме-
ститель министра кинематографии
СССР. Н. Шиткин. Докладчик осветил
задачи, етоящие перед советской ки-
нематографией в области производства
художественных,  хроникальных 2
научно-популярных фильмов. Боль-
пе место в докладе было уделено
также вопросам кинофикации, прока-
та, строительства. новых кинотеатров
и развития кинопромышленности.

В развернувшихся прениях высту-
пили министры кинематографии с0-
юзных республик tr. Шашков
(РСФСР), Сеид-Заде (Азербайджан-
ская CCP), Лауристин (Эстонекая
ССР). Кикнадзе (Грузинская OCP),
зам. министра кинематографии УССР
тов. Пономаренко.

На последующих заседаниях Совет
заслушает хоклады «0 состоянии pa-
боты по подготовке кадров киномеха-
ников» и «0 порядке проведения ат-
тестации работников кинематографии
по илогам работы за 1950 год».
	2а высокое
качество
каждого спектакля
	Интересную и ценную инициативу
проявили общественные организа-
ции, лирекция и художественное ру-
ководство Большого театра Союза
ССР, обратившие внимание на вопо-
сы улучшения качества спектаклей,
поставленных несколько лет назад.
Это было тем более своевремен-
но, что: отдельные оперные и балет-
ные спектакли не отвечают сейчас
возросшим требованиям, значительно
уступают новым постановкам театра.
	Вак сообщил корреспонденту газе-
ты «Советское искусство» директор
Большого тватра А. Солодовников,
еще в конце прошлого сезона для пе-
ресмотра ряда спектаклей в театре
были созданы общественные комис-
сии е участием дирижеров, режисее-
ров, художников и солистов оперы.
Эти комиссии помогли  руководетву
театра, принять необходимые меры
для улучшения качества спектаклей
текущего репертуара; Так, например,
одна из комиссий установила, что
спектажль «Севильский цирюльник»
в филиале ГАБТ не соответствует
первоначальному режиссерекому  за-
мыслу, в исполнении доминирует ма-
лохудожественная импровизация, от-
сутствует ансамбль, значительно 9б-
ветшало и офориление  слектакля.
Руководство тватра решило временно
енять е репертуара оперу «Севиль-
ский цирюльник» и показать в в
феврале будущего года в новой pe-
жиссерской и сценической. редакции.
Постановка поручена: молодому pe-
жиссеру ИП. Сушко. Музыкальное
руководство возложено на дирижера
	П. Григорова, художник спектакля
В. Лужецкий.  . :
Неуловлетворительным признан
	также спектакль «Вармен», который
намечено показать в новой постанов-
ке Р. Захарова и в новых  декора-
циях Ф. Фелоровскогл. Наиболее сла-
бые места старой постановки устра-
няются Р. Захаровым уже сейчас.
Ряд существенных исправлений вне-
сен в спектакли «Дубровекий» и
«Демон». Заново пересматривается
сценическая и музыкальная  редак-
ция балета В. Юровекого «Алые
	паруса».
	этого в картине на подобную тему,
гро цена такой картине.

Вытравление конфликта ведет, на-
пример, к тому, что среди произведе-
ний на тему о труде и учебе совер-
шенно неправомочно _ преобладают
картины об итогах, а не о самом деле.
П. Судаков напиеал картину «Ветре-
Ча победителя социалистичеекого CO-
ревнования На шахте» и на сходную
тему пишут многие художники пе-
риферии. Спору нет, тема хорошая,
& ведь, пожалуй,  вее-таки  инте-
ресней картина, хоть Немного
рассказывающая о том, как вырабо-
тались в человеке качества,  делаю-
шие его передовиком. В великих
стройках на Волге, Днепре и Аму-
Дарье, несомненно, потому и будут
торжества, что десятки МИЛЛИОНОВ
гектаров окажулея поднятыми упоэ-
ным трудом, преололевающим все pe
пятетвия. И, конечно, бюет етаха-
новца А. Савостьянова работы Л. Rep-
беля, где скульттор понял, что ключ
к разрешению задачи лежит в харак-
Tepe героя, гораздо  содержательней
картины Судакова. Вербель создал
очень запоминающийся ©браз совре-
менника — человека высокого ин-
теллекла, обаятельного,  екромното,
вдумчивого, настойчивого и при этом
совсем, совсем молодото. Но екульш-
тор разглядел и передал за юноше-
ской застенчивостью его ум и упор-
ный характер, ломающий все и вся-
ческие препятетвия. Перед нами дей-
ствительно человек, решающий ak-
тивную задачу. мобилизующую его
скрытые силы.

Или возьмем школьную тему. Пи-
шутея десятки картин, сводящие ее
лишь к праздничному моменту: учи-
тельница входит в клаес, дети улы-
баются; нарядные девочки идут. на
экзамен; улыбающимея выпускникам
вручают цветы; чествуют учителей,
Bee это темы, заслуживающие вни-
мания. Но они ли определяют школь-
	‘НУЮ жизнь’ Сколько трудов нало по-
	тратить учителю, чтобы привить’ де-
THM прочные навыки, сколько уси-
лий должны приложить дети, чтобы
овладеть прочными Знаниями! Ведь
эти цветы и улыбки даются ценой
упорной работы, 8 ее не видно в та-
ких картинах. Мне кажется гораздо.
интереснее были бы картины, воепи-.
тывающие нужные качества и На
хороших и на дурных примерах: кар-.
тина, где я видел бы учителя, скло-
ненного над пачкой тетрадок; пионе-
ров, возмущенно одергивающих хули-
ана; детей, озабоченных плохой от-
меткой, и т. п. Право, эти картины
будут ценнее тех, на которых изо-
бражены одни улыбки.

Насколько драматический кон-
фликт обогащает картину на такие
темы, видно на примере творчества
С. Григорьева. Достаточно сравнить
его недавние картины «На собрании»
и «Юные натуралисты» с последни-
ми, знакомыми московскому зрителю
— «Прием в комсомол» и «Вратарь».
Уже в первых двух картипах Григорь-
ев нащупал свою тему — изображе-
ние жизни детей, проявил немало на-
блюдательноети, а все-таки картины
оставались безжизненными, потому
что автор выбирал моменты  бескон-
фликтные, лишенные действия. Ha
стоило Григорьеву сделать шаг к
введению конфликта — пуекай еще
Робко (в одном случае волнение де-
вушки, признают ли ее постойной
вступить в комсомол, в другом,
мальчишеский азарт игры в футбол),
как картины его сразу стали миз-
ненными и увлекательными. Предел
ли это? Нет, не предел. Это конфлик-
ты явно не в полную силу, хотя в
них много тепла и юмора. Что же
будет. если Григорьев, продолжая
развивать тему юношества, возьмет
действительно острый конфликт,
связанный, например, е выбором
жизненного пути? Вероятно, он co-
здаст драматическое произведение,
способное взволновать и заставить
призадуматься нашу молодежь.

Почему же вее-таки советская жи-
вопись так часто избегает драматиче-
ского конфликта? Как вообще могла
получить хождение эта нелепая тео-
рия, что драматический конфликт
якобы ‘не годитея для живопиеи 00-
циалистического реализма? Откуда
она взялась? Я беру на себя смелость
заявить, что вытравливание драматя-
ческого конфликта из картины есть
решительный шаг назад по сравнению
с классиками и что это— последствие
‘затянувшегося в нашей живописи
‘влияния формализма. Снисходительно
зачислять драматический конфликт у
классиков в «устарелый» арсенал
критического реализма-—значит а6-
солютно не понимать истинного его
значения в истории русского иекус-
ства,
	Только столкновение сил порождает
конфликт. Действие, лишенное цели
или нанравленное на незначитель-
ную цель, не может быть средством
выражения всей полноты деятельно-
сти человека. Человек максимально
раскрывается в активном действии,
а сила действия зависит от протяво-
действия или от препятствия, на Ко-
торое лейетвие направлено.
	Сохранение драматического кон-
фликта уберегло в русском искусстве
картину событие, тогда как на За-
паде искусство, постепенно перехо-
дило от изображения события к изо-
бражению сначала бездеятельного 60-
стояния, затем случайноге состояния
об’екта и отеюда—ко все более и бо-
лее случайным об’ектам.
	№лаевическое русское искусство
понимало картину, как изображение
проблематики избранном явления;
напротив, клонившееся к упадку ис-
куество Запада считало достаточным
изображение видимости явления, 4
затем даже выетавило эту вилимость
программным девизом. Именно отею-
да ведет свою родословную «теория»
0 ненужности драматического кон-
фликта в Езртине.
	He освободивитиеь от этого вред-
нейшего бережитка импрессионизма,
советское искусство не сможет итти
внеред, не сможет по-настоящему
раскрыть рят важнейших тем, дик-
туемых жизнью.

+ А. ЧЛЕНОВ.
	При посещении Третьяковской
галлереи каждый раз невольно 38-
em cede вопрос, почему ветреча, ©
классическим русским искусством
способна волновать в такой силой.
Мне кажется, что эта свежесть и
сила чувотва в значительной степе-
ни обусловлены тем, что великие
мастера силой евоего мастерства за-
ставляют зрителя переживать судьбы
тероев своих картин. Для этого они
обычно выбирали такой момент жиз-
ни героев, такие события, когда за-
ложенные в человеке пуховные силы
раскрываются с наибольшей полну-
ТОЙ.
	Досталочно вспомнить  галлерею
шедевров русской живопиги, ‘чтобы
убедитвея, что болынинство сюжет-
ных картин построено на драматиче-
ском конфликте. Очень часто эт0—
столкновение двух сил, двух или не-
скольких персонажей. Таковы «0т-
каз от исповеди» или «Арест пропа-
тандиста» Репина. «Петр Первый и
царевич Алексей» или «Что ееть
истина?» Ге, «Утро стрелецкой каз-
ни» или: «Покорение Сибири» Сури-
хова и многие хругие картины.
	Но открытым столеновением пвух
сил Не ограничивается  покав дра-
матическоге конфликта в пр-
изведениях наших классиков. Многие
картины, где на первый взгляд есть
лишь один персонаж, или монолитная
группа нереонажей, на самом деле
тоже построены на драматическом
конфликте, ибо в них яветвенно при-
сутствует незримый противник или
незримое препятетвие, на которое
направлены действия и помыелы ге-
роев. Мы не вилим турецкого султа-
на, которому пишут письмо репин-
ские запорожцы, но столкновение ©
невидимым противником составляет
пафос картины, без него нет, кар-
тины. Опальный Меншиков со своей
семьей в промерзштей избе, от которой
	тысячи верст до Петербурга, HO MBI
летим за пумами Меншикова тула,
	‚мы Чуветвуем скованную мошь его
	руки, чувствуем, что, ветань этот че-
товек,—©н проломит потолок глухой
березовекюй избы.
	Драматический конфликт — OCHO-
ва этих произведений. Мы не узнали,
бы столько из картины о безымянном
революционере, отказывающемея от
пеповели, или о Петре, если бы эти
герои были изображены: не в борьбе,
не в момент, когла они всепело по-
глощены своей идеей, своим делом.
Если бы художники изобразили их в
какой-то более эпизодический, более
будничный ‘или, наоборот, более па-
ралный момент, картина не завладе-
ла, бы так нашей душой. Подобное
тяготение к драматическому столкно-
вению свойственно не толька живопи-
си — оно роднит ее е русской лите-
ратурой ХХ века, также пред’являв-
шей высокие требования к герою,
также искавшей для изображения
ERGY жизненные коллизии.
	В лучших произведениях советской
живописи эта традиция классики е0-
хранена. Такие ‘произведения, как
«Допрое коммунистов» или «На ста-
ром уральском заводе» Б. Иогансона,
построены на столкновении характе-
ров. Портреты Нестерова почти всетда
показывают нам не просто внешность
человека. они рассказывают нам его
биографию, его деятельность. Драма-
тический конфликт есть в портрете
В. Мухиной, преодолевающей вопро-
тивление глыбы камня, из которой
она высекает статую. Присутствует
Этот конфликт и в другом нестеров-
	ском портрете — в изображении ве-
ликого русского ученого И. П. Пав-
лова. Зоитель видит человека, одер-
жимого научной страстью, полного
репгимости вырвать у природы ее
тайны, в упрямом жесте руки, в вы-
ражений липа.

На прекрасном рисунке Е. Кибрика
«Есть такая партия!» изображено
всего несколько фигур, но зритель
чувствует вею важность события.
Видишь, как порывисто поднялея ©
места Ленин, и его короткая реплика
падает, как удар молнии, в перенол-
ненный зал, вызывая талоеть друзей
	и смятение звраров, слышишь, Kah
грохочет зал.
Ф Репетникв в портрете
	Й. В. Оталина создал запоминающий-
ся образ вождя. В суровую военную
ночь в тиши кремлевского кабинета
вождь задумалея нах картой фрон-
тов. Очевидно, поеле глубокого раз-
думья OH принял важное реше-
ние. Этот образ потому так волнует,
что художник дал зрителю почувство-
вать огромную тяжееть забот и от-
ветственноети, легших на плечи
товарища Сталина, дал  почувство-
вать, сколько препятствий преграж-
дало путь к верному решению.
Е &
	‚Верно выбранный момент, связан-
ный с драматическим конфликтом,
во многом решает удачу картины.

Однако нередко на выставках е9-
временных художников обнаружива-
ешь нечто вовершенно обратное —
тяготение построить сюжетную Бар-
тину без конфликта. Недавно, 0с-
матривая выставку дипломных работ
Московского художественного инети-
тута им. Сурикова, я стал втупик, пе-
ред картиной одного молодого хулож-
ника, изображавшей известного нова-
тора производства Чутких © ем
бригадой. Несмотря на профессиональ-
ную грамотность картины, я реши-
тельно не мог понять, что в ней, соб-
ственно, происходит. Чутких стоит В
поучающей п08е, примерно как
мессия, пришедитий читать нахлорную
проповедь. Рабочие обстунили ero,
как внемлющие ученики. Мне
невольно иришло в голову, что если
бы дело обетояло так, в действительно-
сти, вряд ли бригада Чутких  доби-
лась бы таких успехов; вероятно, не-
мало бызю в бригаде горячих споров,
прежде чем все стало на место, 9че-
BILIHO, Jaa того, чтобы найти новый
метод, реализовать его на деле, нада
было приложить очень много энер-
	гий. знаний, организатореких с10с00-.
	ностеи — качеств, B RAPTHHE совсем
не отраженных.

По всему было вилно, что молодой
живописец добросовестно следует об-
	НК Всесоюзной
художественной
выставке
		разцам, но вопрос в TOM, вавим
образцам? Явно, не образцам клае-
сической живописи. Перебрав в па-
мяти ряд картин © последних выета-
вок, я без труда установил, что 0б-
разцы надо искать именно среди них.
Авторы этих картин резко отступают
от классической тралиции.
	Снимите на картине П. Нокар-
жевекого  «Передовое звено выхо-
дит ‘на таботу» золотые звезды
© курток двух персонаяюй и по-
пробуйте доказать, что это звено
передовое. Уберите несколько akcec-
суаров — портрет Горького, газету
ит. п. в картине В. Волкова «Вузов-
цы» и попытайтесь устазовить. ву-
овцы ли 370 и © чем илет речь, —
обсуждают ли они книгу, спорят. или
проето повторяют главу из учебника.
Поглядите ‘на картину С. Рянгиной
«Беседа» и догалайтесь, важна ли
изображенному здесь художнику кри-
тика его новой работы двумя знато-
ками искусства, нравится ли им кар-
тина, может ли между ними  разго-
реться ожесточенный 100?

Во всех перечисленных картинах
художники стремились создать чекую
атмосферу взаимной благожелатель-
ности, совершенно упустив при этом
из виду, что, исключая возможноеть
конфликта, они лишали своих пер-
сонажей всякого повода’ проявить Te
лучшие качества — силу воли, 603-
нательность, настойчивость, творче-
ский разум, которые сделали их про-
тотипов передовыми в жизни. Внеш-
ние детали не спасают положения ий
не могут восполнить отсутетвующую
внутреннюю значительность  персо-
нажей. 5 ;
	Стремление избежать конфликта
наблюдается, конечно, не только В
картинах на трудовые темы.  Возь-
мем, к примеру, картину Г. Шегаля,
озаглавленную «Заседание партийно-
го комитета завода «Дивамо» имени
С. М. Кирова». Трудно ` догадаться,
что происходит здесь, какой во-
прое  лебатируетея на собрании?
Художник, ‘изобразил такие равнолуш-
ные, незаинтересованные лица, что
картина ни в коем елучае не имеет
права называться заседанием пар-
ТИйЙноГо Комитета.
	Художник, потерпел в этой картине
большую неудачу, потому что он, не
подумав о вопросе, который обсуж-
далея на заседании, пыталея изобра-
зить коллектив. вне решаемых им
задач. Изобразить собрание без темы
собрания, с точки врения законув
классического русского искусства,
просто невозможно. Стоит посмотреть
на «Схолку» Репина или даже «Ве-
черинку» Маковского, чтобы yée-
ХИТЬСя. что ЭТО так.
	Блассики нашей живописи не ста-
ли бы писать группу людей, не зная,
чем заняты их терои и что ими
решается. Отличной ‘иллюстрацией к
этому служит приведенный в книге
В. Топоркова «Станиславский на 1е-
петиции» разбор Станиелавеким еце-
ны игры Чичикова и Ноздрева в
шашки, не получавшейся у актеров.
Не могу не привести оду цитату.
Станиславский говорит: «Все’ надо
начинать сначала! Конечно, вы не
могли сыграть эту сцену, сколько бы
ни бились над ней: вы же не знаете
самого главного, ив-за чего играете,
— размер вашего выигрыша! Олно де-
ло, когда человек, играет на пять ко-
пеек, другое дело — когда на целое
состояние. Это же разные веци. Для
того, чтобы начать работать, надо
прежие знать, что вы хотите сделать.
Как вы озаглавили бы эту вашу сце-
ну? «Игра в дурачки», или «азарт-
ная игра», или «жизнь или емерть»,
или еще как? Вы же, ничего не зная,
пытались что-то делать».
	Увы, в персонажам перечисленных
картин эти слова  Отаниелавского
можно отнести столь же безошибочно,
как и к актерам. В этих картинах ни-
чего не решается, и герои их, «ниче-
го не зная, пытаются что-то делать».
Между тем персонажи сюжетной кар-
тины не в меньшей степени, чем
персонажи драмы, должны быть дей-
ствующими лицами, что невозмож-
но, если в картине нет драматиче-
ского коноликта.
	В практике советского искусства и
критики получил хождение вредный
предрассудок, будто драматический
конфликт составляет исключитель-
ную или преимущественную принад-
лежность искусства критического
реализма и в наше время устарел.
Бесконфликлность сюжетной карти-
ны иной раз об’является чуть ли не
крупным достижением советской жи-
вопиеи. Сторонники вытравливания
конфликта из произведения нередко
аргументируют это тем, что конфликт
в классовом обществе был антагони-
стичен, а у нас такого конфлякта нет.
Это так, но лишь в ограниченном
смысле. Конфликт не знтагонисти-
ческий все же остается конфлик-
том и даже не становитея‘от этого ме-
нее напряженным. Было бы большой
ошибкой считать, что конфликт B
нашей действительности отмирает.
Напротив. Благодушие отнюдь не
хараклерно для эпохи социализма.
Герой ‘нашей современности — чело-
век деятельный, стойкий, энергич-
ный, принципиальный и поэтому не
мирящийея © косностью и 071614-
лостью в жизни. Приходится ли
положительному герою нашей coppe-
менности преодолевать препятствия?
Разумеется, да. Преодоление препят-
ствий — одна из характерных черт
налего времени. Чем сильнее мы
чувствуем и осознаем эти препятет-
вия, тем выше полвиг героя. Полвиг
Советской Армии можно оценить в
полной мере, лишь учитывая мошь
гитлеровской военной машины. Под-
  виг преобразователей пустыни или
покорителей Арктики оттого и. пот-
	BHT, GTO Пустыня -— страшная сила.
	и что Арктика — не парк культуры
и отлыха. Если зритель Яе ощутит

—- Необходимо добиться такого
положения, —- указал тов. Сболотов-
ников, — Чтобы кажлый текущий
спектакль, независимо от количества
выдержанных им представлений.
Тассматриралея всем творческим и
произРодственно - техническим  ©5-
ставом театра как премьера. С по-
мошью общественности мы, несом-
ненно, добъемея решительного повы-
шения художественного уровня всех
без исключения спектаклей текуще-
		Театр юного зрителя
в новом помещении
	Московский театр юного зрителя
после многолетнего перерыва вер-
нулся в капитально отремонтирован-
ное и переоборудованное помещение
по переулку Садовеких.

Мяткими коврами устланы широ-
кие ступени лестниц, коридоры,
фойе и врительный зал. Bee поме-
щения театра  обставлены новой
удобной мебелью, изготовленной №
специальному заказу, двери и окна
занавешены красивыми портьерами и
драпировками.

Неузнаваемым стал зрительный
зал: богатый лепной орнамент и
шесть бронзовых люстр украшают
	потолок, над тяжелым бархатным
занавесом — монументальная скуль-
птурная композиция, изображающая
значки комсомола и юных пионеров
на фоне знамен.

На большой, прекрасно техниче-
ски оснащенной сцене Московский
театр юного зрителя покажет
школьникам столицы рял новых
спектаклей: «Сувоповцы» И. Мото-
рина и Е. Рысса, «Шавда-— хорошо, a
счастье лучше» А. Н. Островского,
«Горе от ума» А. С. Грибоедова,
«Право на счастье» Л. Гераскиной,
«Мальчик из Марселя» Ц. Солодаря,
новую сказку Е. Шварца.
	Балет „Медный всадник“
на узбекской сцене
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В. Узбек-
ском театре оперы и балета им. На-
ROW соетоялаеь премьера балета
P. Глиэра. «Медный всалник», Слек-
такль был тепло принят зрителями.
Постановка осуществлена режиесе-
ром-лишломигюм = И.  Смирповым,
художник М. Гвоздиков, дирижер
Н. Гольдман. Главные партии испол-
няли Галия Измайлова й Е. Новиков.