Вторник, 19

СОВЕТСКОЕ
	Возрожденное иснусство
китайсного народа
	День  еоздания > сетов — выходцев
Китайской наро- Письмо из Пекина из Уцяо. Пример-
ной республиви и но такое же зна-

TAT ITA лат
	был днем возрож-

дения китайского народного искус-
ства и в том числе циркового. В этот
день цирковой артист впервые в
истории Китая обрел . человеческие
права, впервые перестал называться
«май-и-ды» — «продающим искус-
ство», как презрительно называли
актеров цирка представители тоепюд-
ствующих классов старого Витая.

В условиях гоминдановокого режи-
ма цирковые артисты влачили жал-
кое существование, не смея и мечтать
06 официальном признании. Жизнь
нх была крайне тяжелой. Выступая
под открытом небом на площадях и
рынках за те гроши, которые им бро-
сали случайные зрители, артисты
цирка никогда не могли выбраться из
нищеты. Те из них, которые приста-
вали к каким-нибудь бродячим труп-
пам, оказывались в полной зависи-
мости от хозяина труппы и подверга-
лись жестокой эксплоатации.

Кроме экономических трудностей,
артисты цирка постоянно испытыва-
ли моральное унижение. Опи вынухж-
дены были переносить оскорбления и
преследования, так как в старом Ви-
Tae HX вообще не считали членами
общества и относились к Ним, как к
нищим и бродягам. Разумеется, никл-
кой поддержки со стороны правитель-
ства они не получали. В результа-
те китайский цирк быетро- пел. к, пол-
ному вырождению. Цирковые коллек-
тивы разваливались, многие артисты
бросали свое ремесло, теряли цирко-
	вую технику.
Интересно, что большинство арти-
стов китайского пирка — выходцы
	на района трех небольших городов —
Уцяр, Нинцзин и Дэпин, расположен-
ных на стыке провинций Шаньдун и
Хэбей. Отгуда же берэт свое начало
и китайский театр кукол  («дудя-
оси»). 0б’ясняетея это тем, что же-
стокая феодальная эксплатация и ча-
стые наводнения вынуждали . на-
селение этих районов целыми‘ оемья-
ми уходить из родных мест на зара-
сотки. И многие из них становились
затем бродячими цирковыми актера-
ми. С течением времени эти горо-
ла, и особенно уезд Уцяе, стали ро-
длиной китайского народного цирка.
Цирковая техника и секреты фокусов
перелавались из рола в род, из поко-
	ления в поколение. Достоинетво лю-
	бой цирковой труппы определялось
числом участвующих в ней арти-
		чение В историн
китайского цирка имеют уезлы ПШин-
пзян и Люян в провинции Хунань.

Китайский народный цирк отли-
чается большим разнообразием жан-
ров, многие из которых оригинальны
и свойственны только Китаю. Так,
оригинальным и популярным в Ви-
тае жанром является «коуцзи» —
искусство звукоподражания. Скры-
TH за занавесом актер с большим
мастерством воспроизводит голоса лю-
дей, крики животных и т. д., рисуя
с помощью звуков определенную кар-
тину и создавая у присутствующих
впечатление, что в представлении
участвует большая группа людей и
животных. Одним из любимых цирко-
вых зрелищ является номер, испол-
няемый несколькими артистами, изо-
бражающими красных мифических
львов. Очень популярна пантомима,
рисующая чиповника, попавшего в
ад за взяточничество. Такие  пред-
ставления обличали разложившуюся
томиндановскую бюрократию.

За год существования Китайской
народной республики в положении
китайского цирка и в жизни его ар-
тистов произошли большие измене-
ния. В новом Китае искусство иели-
ком поставлено на службу народу. Во
мнсгих городах уже созданы государ-
ственные театры, цирки, театральные
училища. Народное правительство
оказывает большую помощь рабэтни-
кам искусства, организует и направ-
ляег их творчество, уделяет большое
внимание повышению идейного и
культурного уровня актеров.

Знаменательным событием в жиз-
ни китайского цирка было Всекитай-
ское совепание работников KYAb-
	туры,  происходивиее в Пекине
в декабре прошлого roi. На
совешании присутствовали также
	представители циркового искусства.
Созланный Ha  совешании . комитет
	по реорганизации работы в облаети.
		сценического искусства уже добился
больших успехов в своей работе.

Вдохновленные заботой правитель-
ства и сознанием своей общественной
полезности, артисты китайского цир-
ка полны веры в свое будущее. Те-
перь сни знают, что искусетвом они
служат народу и что это служение —
верная гарантия возрождения и рас-
нвета циркового искусства в HOBOM
	Китаю:

Н. КРИЧЕК.
	Лауреаты Международных премий мира
		тоды, стачки, демонстрации,  голод-
ные марши — все это глубоко отра-
вилось на творчестве Дакена.

После второй мировой войны Да-
ен становитея олним из ведущих
мастеров прогрессивного французеко-
то КИНО.

Появление на французеких экфа-
нах художественного фильма Дакена
«Рассвет»» было ‚ подобно взрыву
бомбы. Публика, привыкная к гол-
ливудекой стряпне, увидела, подлин-
ных горняков, ведущих борьбу за
свое существование. Фильм снимался
на месте действия этой борьбы-—в
шахтах и забоях северной Франции.
Все внем строго, целомудренно, пол-
HO ONTHMESMA.

Что побулило Дакена поставить
«Рассвет»? Выступая перед горня-
ками, пришедшими на просмотр
картины, Дакен заявил, что в выбо-
ре темы для кинокартины он прежде
всего руководствовалея общеизвест-
ным фактом, что «торняки-первые
в труде и первые в борьбе». Зал гро-
MOM аплодиементов ответил на слова
режиссера. Рабочие поняли, что ©
автором фильма их связывают тес-
ные классовые узы.

Правительство запретило «Битву
за жизнь» —— фильм мешал поджи-
тателям войны, и они боялись ef0
появления на экране. Такова логика
калеиталистического класса, охвачен-
ного чувством страха перед правдой
и культурой, сознающего, что ги-
бель его неотвратима.

В области киноискусства  режис-
сер-патриот немало сделал для об ели-
нения работников французекого ки-
но, борющихся за независимость на
циональной › кинематографии, что
неотделимо от борьбы за мир.. Туи
Дакен одним из первых подписал
«Манифест французского кино», ра-
зоблачающий цели американцев.

В начале 1946 тода главарь
правых  социал-лемократов Jeon
	a

ленные американской конкуренцией,
и производство французских фильмов
снизилось на двадцать процентов.
Работники кино организовали пгиро-
кое движение протеста. В январе
1948 года они демонстрировали на
бульварах Парижа. В их первых ря-
дах был Луи Дажен. Движение при»
HAIO такие размеры, что правитель-
ство оказалось вынужденным растор-
гнуть соглашение Блюм — Бирнс.
Ono было заменено конвенцией, ко-
торая хотя и не отвечала требовани-
ям подлинной национальной незави-
симоети, но все же была серьезным
успехом борцов за свободу француз-
ской кинопромышленности.

Опираяюь на план Маршалла и
Северо-атлантический пакт, полчи-
няющие Францию yurtary США,
американские матнаты кино прош-.
лым летом снова перешли. в наступ-
ление. При соучастии французского
правительства они вновь сделали
попытку навязать Франции моно-
польное господство фильмов с маркой
«made in USA». Только благодаря
мощному протесту народных Mace,
налиедшему свое выражение в «Ма-
нифесте французского кино», фран-
цузской демократии удается срывать
осуществление этих планов. Однако
все  усиливающеея — подчинение
Франции американскому империализ-.
му служит серьезным  препятетви-
ем для развития отечественной ки-
нематографии.

1ун Дакен защищает французекое
искусство, ето независимость, от
космополитизма американских аген-
тов, французекую кинопромышлен-
ность of порабощения ее ваокеан-
скими колонизаторами. Дакен защи-
щает мир. Он отдает свои знания и
талант киноиекусству. сражающему-
ся За дело мира, и в крайне тяжелых
условиях капиталистического строя
стремитея создавать реалистические
произведения, близкие и понятные
народу.

Туп Дакен-—-художник, борец, вы-
‘дающийся защитник дела мира —
заслуженно получил высокую награ-
ду, которой Второй Всемирный кон-
греее удостоил его= фильм. «Битва

54а, №иИЗНЬ».
Пьер ДЮРАН.
	GD sad HE м 5

Французский режиссер Луи Дакен
—создатель фильма «Битва - за
	жиэнь» — удостоен оолотой медали
мира.

«Битва за жизнь» — докумен-
тальный фильм, посвященный ПЦер-
вому Везмирному конгрессу сторон-
ников мира, состоявшемуся в Пари-
же в апреле 1949 года. Это не про-
сто отчет © Парижском конгрессе,
а документ, обладающий огромной
силой страстного призыва, отража-
ющий борьбу за мир во всем мире.

Настоящей больнюй любовью к
людям и веррй в CHAE прогресса
проникнут весь фильм. Кадры,
показывающие страны,  порабощен-
ные ангдо-амернканским  империа-
тизмом, еменяются кадрами, воспе-
вающими свободную жизнь народов
в Советском Союзе и в странах на-
родной демократии, зарисовками ра-
боты конгресса. Большое достоинство
произведения Луи Лакена именно’ в
многообразии изображенных в нем
явлений и событий. Не отклоняяеь
от основной темы-— отчета о работе
Парижского конгресса, фильм пока-
зывает всемирный фронт мира во
всем его величии.

Фильм этот — не елучайность в
жизни Дакена. Все его творчество —
яркий пример служения своему на-
роду, чьи стремления так полно во-
площены в «Битве за жизнь». В ro
время как американизированное ки-
но капиталистической Франции вы-
рождается в беспросветное полража-
тельство и порнографию, Дакен и его
друзья стали пропагандистами кино-
искусства, полного оптимизма, рас-
сказывающего о борьбе люлей, пре-
исполненных ‘веры в будущее.

Трудно переоценить то влияние,
Которое оказало на творчество Дак»е-
на советское кино. Жизнь, борьба,
искусетво советских людей сыграли
решающую роль в формировании ду-
хорного облика человека. ‘посвя-
	Замечательный подарок получили в
канун выборов в местные Советы тру-
		дящиес. столины Белоруссии.
	месте старого Русского драматическо-
	го театра, развуценного в годы
	ликой Отечественной войны, сооруже-
но новое красивое театральное зда-
ние. На-днях двери этого театра
впервые распахнулись перед зрителем.
	Неболышие фойе, устланные
рами, ведут в нарядный 2puTe
зал, вмешающий 600 человек.

Просторные, удобные арти
ские комнаты, большой pener
ный зал, оборудозанная HOB
техникой сцена — все это сс
хорошие условия длЯ ПЛОДОТЕ
работы творческого коллектива.
	Первым спектаклем, показанным B
HOPOM театре, была «Песня наших
сердец» — пьеса молодого белорус-
ского драматурга В. Полесского (по-
становщик С. Владычанский). Co-
стоялась также премьера пьесы «Два лагеря» А. Якобсона (постанов-
щик Д. Орлов). Кроме того, в репертуаре театра—«Кандидат партии»
А. Крона и «Во имя мира» Р. Угрюмова и Ю. Цейтлина. Зрители
Минска увидят также лучшие произведения классиков русской дра-
матургии—«Варвары» М. Горького, «Три сестры» А. Чехова, «Обрыв»

по роману И. Гончарова и другие.
	В творческом содружестве с белорусским драматургом М. Клим-
вичем лорабатыгается пьеса <Вся власть Созетам» рисующая
	ковичем дорабатывается пьеса ‹
образы вождей советского народа
	ся власть ЗоБетам», рисующая
— Ленина и Сталина.
	МИНСК. (Корр. «Советского искусства»).
	Па снимках: вверху — зрительный зал нового здания Русского дра-
матического театра в Минске (автор проекча — архитектор М. Бак-
	Фото Г. Бугаенюо.
	ланов); справа — вход в театр.
	тивитего евою жизнь служению на-  Блюм отправился в США © ман-
	роду, художнива, Bol id
устремлен в будущее.
	которого   татом генерала, де Голля. Там он. под-
		Смотр произведений советских композиторов
	ликова, обработка уральской нарол-
ной песни «Все бы я по бережку гу-
ляла» В. Кичанова, симфониэтта
Г. Тихомирова, «Сказ о Байкале»
Н. Будашкина, два таниа из сюиты
«Юность», «Камаринская» и «Сель-
ская полька» П. Куликова, «Волж-
ские вариации» В. Гороловекой и
В Беляевекого.
	Горячо приняли слушатели новое
произвеление В. Макарова,  посвя-
щенное великим стройкам коммуниз-
ма на Волге, — сюиту для солистов,
хора и оркестра «Рекз-богатырь».
	В смотр произведений  еоветской
МУЗЫЕН включаются все новые и но-
вые исполнители. В концертах 15,
16 и 17 лекабря приняли участие
Тосударственный русский народный
оркестр имени Н. Осипова. второй
симфонический оркестр Комитета по
лелам радисинформации при Совете
Министров СССР, хор (руководитель
К. Птица) и ансамбль песни (руково-
дитель А. Новиков) Всесоюзного ра-
диокомитета, квартег им. Комитаса;
дирижеры А. Гаук, С. Горчаков,
В. Целиковский, Д. Осипов, вокали-
сты — Е. Кругликова, А. Орфенов,
И. Шмелев. П. Киричек, пианисты
Я. Зак, И. Аптекарев и другие соли-
CTE.

Очередной концерт из новых UpO-
_изведений советских композиторов
состоится ееголня в Колонном зале
Дома союзов. В программе — орато-
DHA и сюита «Зимний костер»
С. Прокофьева и симфония А, До-
луханяна. .
		редакцию
	Смотр новых произведений совет-
ских композиторов продолжается.
15 декабря представители музыкаль-
ной общественности столицы, с0б-
равшись в студни «А» Дома звуко-
записи Комитет» радиоинформации
при Совете Министров СССР, про-
елушали увертюру для симфониче-
спого оркестра A. Владимириова,
четвертый концерт для фортепиано
Г. Мушель, симфоническую сюиту
«Азербайджан» Ф. Амирова и канта-
ту К. Корчмарева «Свободный Ки-
тай». Следующий концерт смотра
состоялся 16 декабря в Малом зале’
КонсерРатории. В нем были меполне-
ны квартет фа-минор Е. Голубева,
цикл пБее для фортепиано «Родные
напевы» и отдельные песни из цик-
а песен нз стихи негритянеких поэ-
тов М. Коваля, сюита для лвух фор-
тепиано из балета «Тинна»
Л. Ayerep, квартет  соль-мажор
А. Айвазяна, «Армянская рапездия»
для двух фортепиано А. Арутюняна
и А. Бабаджаняна.

С ус№ьхом прошел 17 декабря
концерт из новых сочинений совет-
ских композиторов в Концертном 32-
- ле им. Чайковского. В программе его
были песни <«Москва—ПШекин» и
«Песня борцов за мир» В. Мурадели,
«В позабытой стороне» Л. Бахалова,
«Вак на этой на долине» Г. Сметанина
(обработка П. Куликова), русская на-
родная песня «Не будите меня моло-
у» (обработка П. Куликова), «Сту-
ленческзя попутная» В. Соловьева-
Селого, произведения для русского
наротного оркестра — сюита С. Ту-
	Письмо в
	В период Народного фронта во   Блюм — Бирне, которое вызвало

ниузской кинематографии п9я- сильнейшее возмущение среди деяте-
	французской кинематографии поя-
вились новые сюжеты — народ ©9-
	лей французского кино. БЬ результате
	веригил вое вступление на, экраны   этого соглашения французские кино-
	Франции. Фильмы,  создапные в те
	CTYIHH стали закрываться,  раздав-
	Строишь родину —укрепляешь мир.
	Композитор Вацлав Добиаш, чье
имя так популярно в Чехословакии,
относится к числу передовых чеш-
ских деятелей искусства, которые
вышли из народа и идут вместе с на-
родом. Автор популярных песен для
детей, Добиаш создал также немало
крупных произведений для хора И
оркеетра. Среди них почетное место
принадлежит кантате «Строишь ро-
Дину -— укрепаяешь мир», ва кото-
рую он был награжден Золотой
медалью мира.

Вацлав Добиаш проиеходит из ра-
бочей семьи. Он родился 22 сентября
1909 года в деревушке Радчице в
Ерконошеких горах (Северная Чехия).
С детства будущий композитор увле-
калея игрой на скрипке. Первым учи-
телем Добиаша был народный худож-
ник И. Б. Феретер. Когда в 1939 году
Добиаш окончил школу мастеров
Пражекой консерватории, он был уже
автором ряда камерных и симфониче-
ских сочинений. Но формализм, гос-
подствовавший тогда в чехословац-
кой музыке, оказал влияние и на
молодого композитора. Подавляющее
большинство произведений, написан-
ных им в этот период. несет на себе
нечать упадочнического западного ис-
BYCCTBS.

Нацистская оккупация и ГИР
чехословацких трудящихея против
гитлеризма вызвали резкий перелом в
творчестве Добиаша. On пишет
свою первую большую симфонию,
в которой говорит языком, близким и
понятным народу. Но решающее вли-
	яние на его творчество овдазала герои-
	недостатки, на которые указала кри-
тика. К началу 1950 года он создает
новый вариант «Чехословацкой поль-
ки» — кантату под названием «Стро-
ишь родину — укрепляешь миф».
Композитор хоропю понял, что тема
созидания — лучшая агитация за де-
10 мира.

Присуждение Золотой медали мира
кантате Добиаша «Строишь родину—
укрепляешь мир» («Чехословацкая
полька») свидетельствует о большой
победе новой чехословацкой музыки,
которая, по примеру советской музы-
ки, стремитея выразить благородней-
шие идеалы человечества и твердой
поступью идет к социалистическому
реализму. Эта победа говорит ©
том, что развитие нашей музыки,
использующей наследие великих. на-
циональных классиков и богатейший.
опыт советеких композиторов, идет
по правильному пути.

Успеху Добиаша искренне раду:
ются все его коллеги-композиторы и
е ними весь чехословацкий народ. Хо-
рошая работа оценена по заслугам!
Четнекая и словацкая ‘музыка растет,
идя к новым успехам. А растёт она
потому, что пот © своем народе,
строящем социализм в прекрас-
ной стране, о могучем лагере мира и
демократии, возглавляемом величай-
шим человеком — вождем народов
товаришем Сталиным.
	Профессор Мирослав БАРВИК,
генеральный секретарь Союза
чехословацких композиторов.
		ческая борьба советских людей за сво-
боду и счастье народов порабощенной
Европы:

Поеле освобождения Чехословакии
Советской Армией композитор стано-
зится в первые ряды мастеров ‘ис-
кусства, посвятивших свое творчество
служению народу.

В 1945 году появляетея кантата
Добиалиа «Сталинград», восневающая
героические подвиги воинов страны
социализма. Затем композитор начал
работать нал следующей  кантатой,
посвященной историческому прика-
ву товарища Сталина, изланному
в связи с освобождением Hparn Co-
ветокой Армией. Так родился ‘но-
вый художник. В июне 1945 года
Добиаш написал несколько массовых
песен. Его песни «Мы: строим» и
«Засучим рукава» стали самыми. нд-
пулярными мотивами в нашей стра-
не, которые знает каждый ребенок.

Нет ни одного выдающегося поли-
тического собътия, на; которое Вацлав
Добиаш не откликнулся бы как ху-
дожник. Когда Чехословакия приету-
пила. к осуществлению ‹ двухлетнего
плана — своего первого плана в9с-
становления и развития назодного хо-
зяйства, Добиашт создал новую кан-
тату «Чехословацкая полька». Вея
она звучит как мощное и радост-
ное проявление народного энтузиаз-
ма и воселья. _

Победоносный февраль 1948 года
Добиаш отразил в композиции «Марщ
1948 года». Затем он снова возвра-
шается в работе нат «Чехословацкой
полькой», чтобы исправить в Ней
	3 декября в обстановке огромного политического под’ема румынслии
народ избрал депутатов в ‘областные, городские, районные и сельские
народные  советы. С исключительным ‘единодушием отдали трудящиеся
Румынской народной республики свои голоса за кандидатов Фронта на-
родной демократии. Среди избранников народа — большое число дея-
	телеи искусства и литературы, чье
и сониализма.
	творчество верно служит делу мира
	REI IIE

Депутатами народных советов избраны: один из крупнейших 09-
тов Румынии Александр Тома, талантливый скульптор Борис Караджа,
	солистка Государственной оперы в
	Бухаресте Ана Гэлмэчану, исполви-
	тельница партии Ярославны в опере «Князь Игорь», и Арта Флореску,
завоевавшая огромную популярность среди зрителей исполнением роли
	Антониды в опере «Иван Сусанинз.
	На снимке — плакат Илиешу и Фридмана, призывающий избирате-
лей голосовать за кандидатов Фронта народной демократии и тем са-
мым за политику мира, за строительство социализма, за дальнейшее
укрепление дружбы с Советским Союзом.
	Больше внимания массовому слушателю
	Массовый слушатель, приходя на
симфонический концерт, вправе pac-
считывать. что его вниманию будут
предложены специальные аннотации,
прочтя которые он сможет ознако-
митьея с содержанием исполняемых
произведений.

Но программы, выпущенные Е
проходящему сейчае смотру новых
произведений юоветеких кюмпозито-
ров, не отвечают этим требованиям.
Про концерт для фортепиано © opEe-
	A вот Teker программы кон-
церта Большюго симфоничеекого ор-
кестра Комитета по делам радио-
информации при Совете Миниетров
СССР «Мясковский, 27-я симфония
Iq. Adagio. Allegro animate. П ч.
		Кабалевский — Две арии Тараса из
оперы «Семья Тараса». Хачатурян —
«Увертюра поэма»...

И весе. Здесь нет ни слова о солер-
жании произведений, включенных в
программу концерта, А ведь все они
впервые звучали в столичном KOH-
цертном зале!

Разве Союз советских композито-
ров, Московская филармония и Вее-
союзный комитет радиоинформации
настолько бедны музыковедческими
Бвадрами, что не могут выпуекать
хорошие аннотации к вонцертам из
новых произведений советских ком-
позиторов?

Инж. Л. ВИНОКУР.
		США народные богатства Германии,
начиная от произведений искуества,
кончая углем, машинами, лесом, ме-
таллом. .

Киноаппарат покидает. мрачные
пределы западных зон и возвра-
щается к теме, которую только на-
метил вначале, к теме строительства
новой, демократической Германии.
Теперь он показывает ее развернуто.
	ся восторженным УудиБ-
A ie пением при виде свобод-
ной и счастливой тру-

довой жизни, возникаю-
шей злесь, на востоке.
	С ясным линамическим стилем по-
вествования фильм сумел соединить
острую эмоциональность. Сильное
впечатление производит эпизод, ри-
сующий приезл на родину бывших
военнопленных,  возвращенных со-
ветским правительством согласно
Потедамскому соглашению. Один ва
тругим прибывают эшелоны на Си-
лезекий вокзал в Берлине. Жены
встречают мужей, матери— сыновей.
Значительность эпизода— не только в
неподдельной естественности этой
волнующей встречи. Рядом тонко
схваченных деталей авторы фильма
сумели показать, что в лице быв-
ших солдат вернулиеь люди, осмые-
лившие всю преступную несправед-
ливость захватняческой империали-
стической войны, вернулись сторон-
ники мира, строители новой, демо-
кратической Германии. Верный сво-
ему приему изображения судьбы
конкретного человека, фильм дает
возможность проследить за дальней-
игими шагами бывшего солдата Курта
Лизе. Он вернулся на завод Хеннигс-
дорф, где работал до войны. Но ка-
кие разительные перемены во всем
строе жизни! Это крупное металлур-
гическое предпзиятие, принадлежав-
шее ранее капиталистическому кон-
церну фапгиста Флика, ныне являет-
ея народным предприятием, которым
руководят сами рабочие.

Фильм не отраничивается изобра-
жением Восточной Германии. Вместе
с киноаннаратом мы пересекаем гра-
Huy восточного сектора.  Мелькает
плакал: «Вы в’езжаете в американ-
скую зон\у>. Фильм попрежнему
пристально. чуть суховато фикси-
рует факты. Но какими потрясаю-
щими обличительными документами
выглядит Это точное и правдивое
изображение жизни и нравов  ма]-
шаллизированной части Германии!
	Множество солдат. Американских,
английских, вновь набранных немец-
ких. Но есть и другая армия, еще
более многочисленная: армия безра-
ботных. Безработные заполняют ули-
цы. Они запрудили мост черев
Ширее. Истощенные, odoppanunie,
они толпятея у витрин недоступных
им  продовельственных магазинов,
Триста тысян. безработных только В
западных секторах Берлина и более
двух миллионов по всей Западной
Термании! В отличие от бурно от-
страивающегося восточного сектора,
эта часть Берлина полна развалин.
Следует рял метко схваченных  м0-
ментов, типичных для американеко-
го сектора. Вот разбитый рейхетаг,
окруженный . капустными  грядка-
ми, — трагический символ запуете-
ния, царящего в западном Берличе.
Вот на, одной из руин — об’явление:
«Требуются такси-герле», т. е. де-
вушки-«такси» с вызовом по теле-
фону и почасовой оплатой, другими
словами, узаконенная и цинично
рекламируемая проституция. Вот чер-
ная биржа у вокзала городекой элек-
тоички — разгул валютной спеку-
ляции. Вот книжная витрина в аме-
риканском духе. Эта «луховная
пища» состоит из произведений двух
жанров: порнографического и отЕро-
венно профашистекого.

Киноаппарат углубляется в 3а-
падные зоны. Перед нами — Кельн.
Это город руин, разрушенный англо-
американской авиацией. Но среди
моря бессмыеленно разрушенных жи-
лых кварталов — неожиданно уце-
левший участок. А между тем это
промышленное предприятие военно-
го значения. Голос диктора поясняет:
«Ни одна бомба не упала на 3T0T
завод. Американеким летчикам хо-
рошо было известно имя. хозяина:
«Форт». В такой же неприкосновен-
ной целости пребывают заводы «И. Г.
Фарбенинлустри» по ту. сторону Рей-
на. Разрушение Германии пролол-
	жается и сейчас — другим е106060м.
Мы видим эшелоны поездов и кара-
ваны судов. беспрерывно вывозящие
	Типография «Гудок», Москва, ул. Ставкевича, 7.
	Мовая Германия на экране
	Цветной фильм «Демократиче-
ская Германия». Сценарий
М. Садковича, при участии
Л. Варламова и Ю. Королькова.
Режиссер М. Садкович. Глав-
ный оператор Г. Бобров. Текст
А. Суркова. Производство Цен-
тральной ордена Красного
Знамени студии документальных
фильмов и Германской cry-
дии документальных фильмов
«ДЕФА»,

<
	«Демократическая Терманиях —
фильм одновременно исторический и
остро современный. В начале его зву-
чат слова товарища Сталина:

«Образование Германской  демо-
кратической миролюбивой республи-
ки является поворотным пунктом в
истории Европы».

Фильм запечатлел бурное ликова-
ние германского народа в октябрь-
ские дни 1949 года, когда в центре
Евлюны родилась новая демократиче-
ская республика. Но здесь, в первых
кадрах своих, фильм недолго задер-
живаетея на этом историческом мо-
mente, Он еще вернется к нему в
дальнейшем своем течении и там раз-
вернет эту значительную тему ши-
роко и подробно. Сейчас же он толь-
ко обозначает ее лаконично, Kak
эпиграф. Илейное развитие сюжета
составляет одну из сильных сторон
сценария, сообщая всему произведе-
нию большую художественную глу-
бину и политическую  значитель-
ность.

Точно Tak же недолго задержи-
вается фильм на изображении мрач-
ных лет господства фашистской воен-
шины и краха ее, рисуя этот период
несколькими краткими звыразитель-
ными кадоами. Главное содержание
кинокартины — послевоенные тоды.
Мы вилим рождение новых, демо-
кратичоских. порядков на землях
	Восточной Германии. Первые рабо-
чие бригалы восстанавливают город-
	«Советское искусство» выходи?
во вторникам а субботам.
	псп
B0395L.
	ское хозяйство. С волнением следит.
зритель, как вышедшие из’ двена-
дпатилетнего подполья коммуниеты
прибивают вывеску: «Районный ко-
митет коммунистической партии Гер-
мании». Народные представители
производят передел земли. Оживают
поедприятия, перешеднтие от капи-
талистов к народу.

Порой может показаться. чт в
фильме слишком много массовых
сцен и обширных панорам. Но в це-
лом автор-режисеер М. Садкович
сумел гармонично сочетать пгирокие
общие планы < изображением кон-
кретных человеческих судеб. После
показа индустриальных пейзажей
фильм сосредоточивает свое внимание
на деятельности забойщика Адольфа
Хеннеко. Перед нами — шахта
имени Карла Либкнехта, ставшая
теперь народным достоянием. Старый
шахтер Хеннёке 13 октября 1948
гола выполнил 386 процентов нлана.
В трогательных и волнующих под-
робностях рисует фильм первые тру-
лдовые подвиги активистов производ-
ства, передовых людей  освобожден-
ного рабочего класса Восточной Гер-
мании. Индивидуальные судьбы вос-
принимаются как типические 06об-
щения.

Превосходно показано осущеетвле-
ние земельной реформы на полях
демократической Германии. Никажой
хитро сплетенный сюжет не может
сравниться по захватывающей увле-
кательносети © неотразимой жизнен-
ной правлой этих скупых и сильных
кадров. Работа одной из первых He-
мецких мапинопрокатных станций
показана не только прямо, во и 0т-
раженно — через впечатление, ка-
кое она производит Ha  баварских
крестьян, гостей из западных зон.
	Они оематривают стройку новой де-
ревни. И постепенно — недоверие,
которым  постаралиеь  начинить
		Перет зрителем проходят картины   стом Т. Николаевой в них сказано
	лишь, что он написан «в тратициях
руеского фортепианного концерта».

11-я симфония Л. Книппера харак-
теризуетея следующими словами:
«симфония насыщена, как и многие
другие ‘произведения композитора,
интонациями русской народной му-
зыки, проникнута русским  нацио-
нальным колоритом. Образ Родины
занимает центральное меето в симфо-
НИИ».
	В Москву после окончания гастролей
в Ленинграде возвратились артисты цирка
Китайской народной республики. Они посэ-
тили Московский цирк, где просмотрели но-
вую программу.

© Московский театр оперетты показал
новый спектакль — оперетту «Сын клоуна»
(муз. Из Дунаевского, ‘пьеса В. Типота н
Е. Помещикова). Спектакль поставлен
И. Тумановым; художник Г. Кигель,  дирн-
	уборки богатого урожая на освобож-
денной земле, мирного  созидатель-
ного труда на предприятиях, пере-
шедших к народу, картины цветения
культуры, искусства. Большой инте-
ребный эпизод посвящен старейшему
германскому университету в городе
Иена. Здесь когда-то двадцатитрех-
летний Карл Маркс защитил ©вою
докторскую диссертацию. На торже-
ственно собрании представитель
студенческого комитета обещает oT
имени студентов следовать в учебе и
жизни великому примеру Маркса.
Our «Демократическая Герма-
ния» удачно сочетает в себе отличи-
тельные качества советского доку-
ментального кино: строгую фактич-
ность, политическую остроту, жиз-
ненную правдивость. Монтаж ero
спокоен, ясен, в нем есть искусетво,
но нет искусственности, это — мон-
таж самой жизни. Операторекая ра-
бота точна и выразительна, сюжет
развивается уверенно и четко. Сле-
	дует отметить литературные ло-
стоинства текста, написанного
А. Сурковым. 00бой похвалы ва-
	служивает цвет, достигающий пре-
дельной жизненной ecTecTBeHHOCTH.

В одном из заключительных кад-
ров фильма изображен цех сталепла-
BHABHOTO 3aB01a. Это новый. завод.
Он недавно возник в Бранденбурге.
Стальная огненная река льетея в

ковш —— первая сталь Демократиче-
ской германской республики. «Эта
сталь, — напоминает фильм, — пла-

puted для ‘мира!.. Жак эта сталь,
крепка вера германских трудящихся
В ‘победу мира и демократии».

. Л. СЛАВИН.
	МОоОСЕОВСОКБАЯ ХРОНИКА
	жер Е. Синицын, балетмейстер Г. Шахов:
ская.
	3 Дирекция Московской консерватории н
секретарнат Союза советских композиторэв
СССР об’явили среди студентов и аспиран-
тов консерватории конкурс на лучшее испол-
нение произведений советских. композиторов.
Конкурс начнется в конце февраля 1851. го-
да и будет состоять из трех туров. Для: по-
бедителей установлены премии.
								Главный редактор С. Б.
	Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕНСАНДРОВ. В. Н. ВЛАСОВ.
	(зам. главного редантора),
		А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ. НЦ. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени В. П. ПОТЕМКИНА
	конкурс
	об‘являет
	-а замсшение вакантных должностей по кафедре рисунка и жи:

вописи: профессора и двух доцентов.

Срок конкурса — один месяц со дня опубликования.
К заявлению необходимо приложить все требующиеся документы.
	АДРЕС: Москва, ул. Шусева. д.8.