Гворчество
возрожденного
народа
	Одним из свидетельств могучего
роста творческих сил бурят-монголь-
ского народа являетея под’ем в рее
публике всех видов искусства.

Высокая оценка, которую партия
и правительство дали бурят-монголь-
скому искусству во время декады в
Москве в 1940 тоду, явилась отфом-
НЫЕ СТИМУЛОМ для дальнейшего раз-
_вития театральной и музыкальной
`вультуры в рестублике.

= За последние годы Театр оперы и
балета совлал рял  смектаклей на
современные темы. В результате
‘творческого содружества театра ©
Бомнозиторами и писателями на
сцене театра появились новые нанио-
	нальные оперы — «На Байкале»
(музыка Л. Книппера, либретто
Г. Цыдынжапова) и «Мэдэгиаша»
	(музыка С. Ряузова, либретто Ц. Гал-
санова). Эти две оперы посвящены
темам роста бурят-монгольского на-
рода, его нерушимой дружбы с вели=
ким русским народом. Стремясь в
обогащению своего репертуара совре-
менными спектаклями, театр приз
влек драматурга Н. Валлано и ком-
позитора С. Pay зова к созланию на-
ционального балета («Рассвет нах
долиной»). В репертуаре театра —
балет «Врасный мак» Р. Глиэра и
опера «Молодая гвардия» Ю. Мейту=
ca. Партия и правительство сослали
театру все условия для его плолотвор=
ной работы. Сейчас коллектив полу=
чает новое прекрасное здание, кото=
poe по своей архитектуре и оснаше=
нию является лучшим в столице pecs
публики.

Творчески значительно вырос Рус.
ский драматический театр. Его кол=
лектив глубоко и содержательно еу=
мел воплотить совоеменные пьеа
	Орган Министерства
	СССР и
	Суббота,
	кинематографии
		Комитета по делам искусств при Совете : Министров _ СССР

Смотр достижений
советских художников
	В Москве открылась Хуложествен-
ная выставка 1950 года. По свояч
масштабам она значительно превое-
ходит все предыдущие. В ней учает-
вуют 700 живописцев, скульпторов
ни графиков, представивших около
1500 работ.

Произвеления, экснонированные в
	’ залах Гретьяковской галлереи, убе-
	хительно говорят 0 том, что советские
художники неуклонно стремятся
претворить в своем творчестве муд-
рые указания партии, что поетанов-
ления ЦК ВКП(б) по илеолотическим
вопросам помогли деятелям советеко-
№ изобразительного искусства. проч-
но встать на позиции социалиетиче-
ского реализма и уже одержать рял
значительных побед. Тверлое следо-
вание традициям русской реалисти-
ческой школы. сочетающееся с ду-
хом новаторства, с настойчивыми и
неутомимыми исканиями, любовь к
Choe прекрасной социалистической
Pome, органическая близость к
жизни народа, понимание советского
характер» определяют творческое
IMO лучших мастеров нашего изо-
	Пъедотворно это содружество, говорят
такие произведения, как «Выступ-
ление В. И. Ленина на Ш с’езде
комсомола», созданное  коллекти-
вом молодых мастеров — В.
коловым, Д. Тегиным, Н. Файыш-
Врандиевской и Н. Чебаковым moa
рукотюдотвом народного художника
CCCP 5B.  Иогансона. а также
«Власть Советам — мир народам»,
выполненное мололыми художника-
ми В. Басовым, Н. Мещаниновым,
В. Прибыловским и М. Суздальце-
вым пд руководством Д. Налбан-
yaa,

Весыма примечательно, что почти
половина всего состава участников
выставки — молодые мастера,
большинство которых впервые вы-
ставляют свои произведения на
всесоюзном смотре. Еще более ха-
раклерно, что в этом году на вы-
ставке экспонируются дипломные
работы выпускников  хуложествен-
ных вузов. Вчерашние студенты
институтов Москвы,  Ффенинграла,
Киева своими работами завоевали
право со школьной скамьи выступить
	бразительного искусства. Черная   непосредственно на всесоюзной
ChO® PIOXHOBeHHeE в советекой  лей-  арене. Искусство обогащаетея Ho-
стрительности, художники — 06ра-  выми именами и мастера старшего
	щаются к темам жизненно важным и! поколения с радостью принимают B
рместе © тем близким их TROPUCCTEY,   CROW DMIBI TEX. ETO булет учаетво-
	к темам, раскрызаютщим безмерно   вать вместе < ними в развитии
богатую, многообразную и MHOTO-   социалистической культуры. ‘
	На выставке экспонируются про-
изведения художников всех союзных
республик. По сравнению с вы-
ставками прошлых лет в нынеш-
нем году работы художников пери-
ферии представлены наиболее пол-
но. Картины «Ходоки у В. И. Ленина»
В. Серова (Ленинград), «Прием
И. В. Сталиным  колхозников-хлоп-
коробов Узбекистана в 1935 голу»
0. Татевосяна (Узбекская CCP),
«Слава великому Сталину!» И. Дави-
довича и Е. Тихановича (Белорусская
ССР), «Подписание декрета об обра-
зовании Татарской АССР» 1. Фатта-
хова и Х. Якупова (Татарская АССР),
«Оборона Брестской крепости в 1941
году» Е. Зайцева (Белорусская ССР),
«В. И. Ленин © детворой» А. Варламо-
ва (г. Горький), «А_М. Горький в Са-
маре» И. Борисова (г. Куйбышев),
работы скульпторов 3. Asrypa (Be-
лорусская ССР), молодого - мастеру
И. Гончара (Украинская ССР), Фуад.
Гасан оглы Аблурахманова (Asep-
байлжанокая ССР) — убелительное
свидетельство“ ‘неустанной работы
художников над значительными те-
мами, стремления совершенствовать
свое мастерство, добиваться новых
достижений на пути социалистиче-
ского реализма.
	Тема борьбы за мир отражена во
многих произведениях живописи,
скульптуры и графики. Вместе co
всем народом нашей страны худож-
ники участвуют в этой борьбе
своим оружием — кистью, резцом,
каранданюм, правдиво отображая дух
миролюбия нашего народа, несокру-
шимую веру советских людей в
неизбежное торжество сил демокра-
тии и прогресса, готовность всеми
силами отетоять лело мира.
	Советские люли, чьи вкусы, в0<-
питыгаемые партией большевиков,
значительно возросли, ждут от на-
птих художников все более ярких и
полноценных произведений,  посвя-
щенных современности. Далеко He
все работы, представленные на вы-
ставке, могут удовлетворить наптего
взыскательното зрителя. Он не мо-
жет простить ни увлечения «живо-
писностью» в ущерб раскрытию
идейного смысла изображаемото с9-
бытия. ни отсутствия борьбы за
	гранную советскую жизнъЪ.

Партия большевиков призвала с9-
ветских художников показать в сво-
их произведениях нал: народ, как он
есть сегодня, и заглянуть в его
завтрашний день, помочь осветить
прожектором путь вперед. Откликаясь
на этот призыв. советские живопис-
цы. скульпторы и графики стремятся
раскрыть все неизмеримое хуховное
богатство наших  героев-современни-
BOB, лютей высокого подвига и неви-
данной самоотверженности, показать
благородную красоту их морального
облика, могучую силу, обретенную
ими в свершении гениальных сталин-
ских планов.

Тлубина мысли, значительноеть о
содержания— признак истинно боль-
шого искусства. В. Суриков писал в
свое время, что художник должен
стремиться к такому искусству, кл-
торое было бы столь же глубоко, как
сзма действительность. Вакое жз
неиз’‘яенимое творческое удовлетворе-
ние должен испытать истинный ху-
хоБнНиЕ. котла нод ето кистью пли
резцом заживет  поллинная жизнь,
вогда на холсте или бумаге, в камне
или металле возникнут яркие и прав-
тивые образы советских людей —
тероических строителей коммуниетя-
ческого общества!

Работы. экспонированные нз вы-
ставке, свидетельствуют не только 9
том, что советские художники, даже
те из них, которые в проиелом не мот-
ли вырваться из мирка узких, чисто
эстетеких тем, теперь вдумчиво изу-
чают жизнь, проникаются высокими
интересами советских людей, увле-
ченн0 и вдохновенно пытаютеч
таскрыть нашу радостную  действи-
тельность во всем ее многообразия.
Выставка неоспоримо доказывает,
что неуклонно растет  профессио-
нальный уровень мастерства наших
художников, что отнопение их в
своему труду стало более взыекатель-
ным и строгим, что избранная тема
произведения сама по себе перестала
служить мерой оценки художествен-
ных достоинств работы. И хуложни-
ки, как это видно из  представлен-
ных произведений, все более и более
настойчиво и уверенно совершенству-
ют мастерство, упорно добиваясь за-
конченноети своих табот. Борьба

. Работа бригады художников под руководством Д. Налбандяна в составе В. Басова, ЦН. Мещанинова,
		ИС
	советского
	Заметки с Аудожественной
	1950 года
		«ВЛАСТЬ СОВЕТАМ — МИР НАРОДАМ»
М. Суздальцева и В. Прибыловского. *
		Da An ial ik
	несколько летчиков вместе с малень-  ний сумрак Озтанкина
	Новые произведения
советских композиторов
	Смотр новых произведении .е0-
ветских. композиторов NOJXOAUT K
концу. 21 декабря в Концертном зале
им. Чайковского были исполнены но-
вые произведения советских компози-
торов для хора и русского. народного
оркестра. В этот же вечер в Ёрасно-
знаменном зале ИДКА прозвучали
новые сочинения для духового ©р-
костра.

Вчера в Большюм зале  Кюнеерва-
тории с успехом прошел концерт из
произведений молодых композитороз,
аспирантов и выпускников . Москов-
ской консерватории А. Холминова,
Л. Наумова, Д. Львова-Компанейца,
С. Цинцадзе, Г; Галынина, Р. Яхина,
А. Аббасова. Особенно тепло приняли

слушатели «Эпическую поэму» Г. Га-
			приблизить их к тому стандартному
представлению о настоящем челове-
ке, которое ло сих пор еще владеет
сознанием некоторых художников.
	Писатели ставят в своим книгам
эпиграфы —— короткие, подчас афо-
ристические изречения. Эпиграф
можно сравнить с лучом света, вы-
хеляющим в произведении его о«онов-
ную мыель, ето ваправленность.
Композиторы предваряют оперу увер-
тюрой — сжагым музыкальным ee
пересказом.
	Таким вступлением, такой увертю-
рой к Художественной выставке
1950 года, открывшейся в залах
Третьяковской галлереи, может слу-
жить картина «Колхозное изобилие»,
висящая в вестибюле выставки.
Груды свежих овощей, ягод, разно-
образных фруктов, пветовы и трав,
изображенных на этой картине, оби-
ие всего, что родила земля под
умелой и ласковой к этой-земле ру-
вой человека, служат как бы энигра-
фом к огромной выставке, в тому
живописному ее изобилию, которое
поражает. зрителя разнообразием
тем, жанров, приемов и инливиду-
альностей хуложников.
	Это какое-то пиршество советекого
каранлаша, резца и кисти.
	Ёели можно сравнить иекусотво с
кристаллом, имеющим множество
граней, то каждый зал на этой вы-
ставке открывает то одну, то другую
грань этого кристалла. То тут. то
там сверкают его отблески и огни.
	Если мы вспомним, что все это
богатетво — результат упорной и
напряженной работы, творческих
поисков и преодоления трудностей,
что на выставке собрано лалеко не
все сделанное напшими художниками
и достойное обозрения и что все это
множество картин, рисунков 4
скульптур создано на протяжении
очень небольнюго отрезка времени,
то тогда перед нами с совершенной
яеностью, почти осязаемой наглядно-
стью предстанет то явление, которое
мы называем пох’емом искусства,
его твижением риерел.
	Что характерно для этой выставки
при первом и почти беглом осмотре?
Прежде всего, разнообразие тем, за-
тронутых художниками. Это разнооб-
разие органично. Оно исходит от жи-
вой действительности. Жизнь народа
— от далекого и недавнего его прош-
лого вплоть до наших героических
тней — отображена на холстах, в
рисунках и скульттуре. Почти. нет
ни одной области в народной жизни,
которая прошла бы мимо внимания
художников. В этом смысле выставка
может быть названа живопиеной ле-
тописью последних лет нашей ието-
рии, нашего существования. 0б этом
говорит лаже самый неполный пе-
речень работ, предетавленных на
выставке.

Борьбе советского нафола за мир
посвящено много картин. Эта тема
дается в свободной и широкой трак-
товке и в монументальных полотнах,
и в залитой весельем и светом не-
большой работе латвийского худож-
ника С. Гельбергса «Друзья мира». У
него данная тема решена не-
сколько неожиданно и хорошо пере-
дает добросердечне и миролюбие на-
ших людей. Сюжет картины ироет:
в парке. залитом утренним солнцем.
	В этом отношении характерен  СЫ — «Ваниидат партии» А. Врона;
скульптурный портрет писателя   «Свальба с приданым» Н. Дьяконова
Гайлара работы Е. Рудакова. Вместо   Я другие.
	По решению Совета Министров
СССР в этом году создан Бурят-Мон=
гольский передвижной  драматичеа
ский театр. призванный  уловлетвое
	человека с умным, простым, очень
русским, проницательным и даже
несколько лукавым (особенно в при-
щуре глаз) лицом, каким в действи-
	тельности был [айдар, перед нами  рить возросшие культурные запросы
предстает довольно щеголеватый, трудящихея сельских. местностей.
утонченный и красивый юноша ©  Коллектив театра уже показал «Сча-
	стье» ПН. Павленко и С. Раизинского,
пьесу драматурга Н. Баллано
«У истока ролника» — на тему кол=
хозного строительства в Бурят-Мон-
гольской АССР и «Грозу» А. H
Островского.

Популярностью в-республике-поль=
зуются такие творческие коллективы
филармонии, как оркестр народных
инструментов и ансамбль песни и
таниа. В концертных программах
этих коллективов предетавлено твор=
чество композиторов и поэтов Бурят=
Монгольской АССР и братских pecs
публик.

В республике работает Somsmast
группа xylomannos. Ha mpoxorwemett
летом этого года в Улан-Удэ меж-
областной творческой конференции
художников Восточной Сибири и
Дальнего Востока наши живописцы и
скульпторы показали ряд новых зна=
чительных произведений.

Небывалый размах получило за
последнее время  самодеятельное
искусство. В республике насчиты-
вается 880 кружков самолеятельно-
сти. которые об’елиняют 13.000 уча=
	«волевым» выражением липа. Гай-
Jap как бы включен в некую шадб-
лонную схему молодого человека.
	Эти недостатки присущи и скуль-
птуре М. Аникушина «Пушкин».
Вдохновение Пушкина показано ав-
тором ‘неверно. Ноэт, конечно; читает
стихи. И. конечно, здесь есть все
атрибуты пафос» — воздетая рука,
туманный взгляд. Но за веем этим
слышишь  неестественный,  завы-
BAW голос. Мне кажется, что так
Пушкина изображать нельзя. Мы
знаем, что он был очень прост. Нам
нужен живой и правдивый Пушкин.

Этот же упрек, но в несколько
другом качестве, можно бросить и
молодому художнику А. Китаеву за
его картину «Пушкин и Бенкен-
дорф». На этой картине Пушкин
напоминает актера, играющего
(именно играющего) гневный разго-
вор с Бенкендорфом. Ведь сумел же
художник В. Гаврилов на этой же
выставке лать хороший образ Ради-
шева и нищей крепостной России
его времени, а скульттор А. Мануй-
лов воссоздать благоролный облик
	Грибоедова. —_ ЕЕ   стников. Состоявшийея HelaBHo pec.
i ° публиканский смотр исполнителей нз-
есколько слов © других Нелостат-   пиональных песен и танцев показал
ках, CBOMCTBEHHBDIX части ХУ   лее пола nin nhl.

идейный и творческий рост само-
деятельности Бурят-Монголии.

Так развчваетея искусство Совет
ской Бурят-Монголии. Мы уверены,
	НИКОВ. От них уже давно пора избав-
ляться. Это, во-первых, грязноватые,
тусклые краски, отсутствие света на
иных картинах. Или, вернее, не от-
	О Та ТТ NRE SOO DO BCTPETH © мосВИЧами, товари-
сутствие света, а его МУТНОСТЬ, 6Г0  щеская критика наших старших
неживописность. Rar будто Картина   буатьев — русских писателей п ма-
	AEA DY ay Ye в цатцьохоо про у- стеров искусств будут способствовать
ренной комнате. ло и а: ЗАВ, ВАА я
	MOIS дальнейшему развитию бурят-мон-

При работе нал некоторыми ком-  гольской литературы и искусетва.
позициюнными картинами у некото-

sr wwe оберег ба
	рых художников уже  выработалзя
штамп (особенно. при изображении
жеста) и  утомительное однообразие
композиции. Не слишком ли много
совещаний и бесед? Это в живописи
всегда выглядит несколько статично,
тогда как наша жизнь кипуча в дв-
намична в полном смысле этого ело-
ва.

Но недостатки тонут в потоке
подлинного и жизнеутверждающе-
го искусства всех поколений со-

. К. БЕДЛИНСКИИЙ,
начальник Управления по делам
искусств при Мини-
стров Бурят - Монгольской
АССР.

Совете

В гостях

у москвичей
Волее тысачи москвичей — ny
	сатели, артисты, композиторы, ху-
южники,  стахановцы столичных
предприятий, собрались 21 декабря
в Болыпом зале Московской коноер-
	ветсвих мастеров, —— от «стариков»
С. Коненкова. В. Бялыницкого-Би-
рули и В. Бавшеева до молодежи,
TOIBKO ЧТо ПОКИиНУВвШей школьную
	кой левочкой кормят  хлебными
	крошками стаю голубей.

Тлавное место на выставке зани-
мают картины, воплощающие образы
вождей советского народа — В. И.
Ленина и И. В. Сталина. Этот раздел
выставки так обширен, что требует.
‘конечно, особого и подробного иселе-
дования и описания,

Сразу же останавливаепгься перед
полотном художника Ф. Решетникова
«Родному Сталину». Оно изображает
И. В. Сталина, занятого просмотром
писем. Среди множества писем по-
палось одно — от маленького маль-
чика. Он приелал товаришу Сталину
в Подарок свой детский. рисунок и
свою фотографию. Вождь, улыбаяъь,
рассматривает детский рисунок.

Картина хороша своей  <собран-
ностью». Ничто не отвлекает нас
от главной мысли. заложенной: в ка-
	тине. Веое в ней полчинено одной за-
	даче: показу большой человеческой
теплоты товарища Сталина.

С наибольшей силой и убе-
хительностью монументальная жи-
вопись и  скульштура трактуют
образы вождей. Таковы картина, с9-
зданная коллективом художнтков, под
руководством Л. Налбандяна «Влаеть
	Советам — мир. народам», отромное
полотно бригады художников —
Ю. Еугача. В. Нечитайло и В. Цы-

плакова — «Великому Фталину сла-
ва!», многофигурный барельеф груп-
пы скульпторов под руководством И.
Фридмана «И. В. Сталин — творец
конституции победившего социализ-
ма» и выдающееся по своим живопие-
ным качествам и внутренней вырз-
зительности большое полотно «Вы-
ступление В. И. Ленина на Ш с’ез-
де комсомола» группы молодых ху-
дожников пол руководством Б. Иоган-
сона. Это произведение настолько
большое. событие нашего  изобрази-
тельного искусства, что безусловно
требует отдельного разбора. Очень
хороши скульптура «И. В. Сталин»
Н. Томекого и мастерские скульштур-
ные портреты С. Меркурова.

Картины, передающие события из
жизни партии, из государственной
-жизни страны. чередуются с полот-
нами. которые показывают зрителю
страну в ее «пейзажном выраже-
нии». — ее великие реки, леса и
поля, прелесть ее словно невзначай
подемотренных художником уголков.
Сила народного духа воспитывается
не только историей, но и природой,
его окружающей. Поэтому мы так
любим и ценим настоящий фусский
пейзаж.

На выставке мы вилим великолеп-
ные лирические пейзажи Н. Рома-
дина, бурные дни на Волге А. Гри-
цая. золотые тяжелые поля Г. Ше-
таля и его же ‘сырую, прелвесен-
нюю зиму, свежий речной ветер,
румянящий щеки левушек-плотого-
нов на картинах П. Котова,  инлу-
стриальный пейзаж В. Яковлева,
могучую Каму В. Мешкова, знойные
хлопковые поля М. Сарьяна, вечер-
ний стурак Останкина у & Юона,
	весну, всю зв прозрачных и легких
тенях от деревьев у А. Егорова, нако-
нец, серые штилевые просторы Тихо-
го океана, рассекаемые форштевня-
ми советских сторожевых кораблей,
у Г. Нисского. Вее это — новый пей-
заж. Он совершенно иначе окра-
шен, чем у старых мастеров. Он или
вплотную передает ощущение нового
времени, как у А. Пластова, или пе-
редает его косвенно, через состояние
хуложника, как у Н. Ромадина.
	Й тут же рядом — острая, разя-
щая, хлесткая политическая карика-
тура Кукрыниксов, Б. Ефимова,
Л. бойфертиса и Ю. Ганфа. Особенно
хороша по своей беспощадной силе
разоблачения галлерея портретов
поджигателей войны Черчилля, Тру-
уэна, Эттли, Макартура.
	Серия рисунков В. Богаткина
«Ленинград героический» переносит
нас в суровое время блокады, в обета-
‘Hopky тягчайших испытаний, боев и
великого мужества  ленинградцев.
Снова возникает перед. нами под
хмурым небом величественный и 05-
леленелый горол, согретый горячими
‘сердцами HenpeRAOMEDIX PYCCKAX IW-
дей.

Рядом е мастерскими по силе и
живости рисунками В. Цигаля из
жизни крымских колхозов («Колхоз-
ный водоем». «Новый плантаж вино-
‚ градника») стоят работы 3. Азгура
— скульптурные портреты руководи-
телей коммунистических партий: раз-
ных стран и тут же, в неносредствея-
ной близости, замечательная по своей
напряженной выразительности боль-
шая скульптурная групиа «Требуем
мира!» — работа бригады скульпто-
ров пол руководством В. Мухиной.

Большое место на выставке зани-
мают работы, посвященные литера-
туре и нашим писателям. Это не
только портреты поэтов и писателей
(Горького, Маяковского, Иеаковекю-
го, Симонова, Твардовского, скульн-
тура молодого Шевченко. превосхол-
ный, своболно написанный портрет
Павленко работы П. Кончаловского),
но и зарисовки памятных мест, евя-
занных с начими болыними писа-
тетями.
	На выставке много иллюстраций к
киигам наптих писателей. В этом от-
ношении выставка выделяется рабо-
тами Н. Жукова к «Повести о настоя-
шем человеке» Б. Полевото. А. Кон-
стантиновского к «Истории моего
современника» В. Короленко (oco-
бенно хорош рисунок  «Заетава»),
Д. Дубинского к книгам А. Гайдара п
Кукрыниксов к «Матери» М. Горь-
ROTO.
	Но на примере нескольких работ,
посвященных нашим писателям,
вскрываются и те не преололенные
еще недостатки художников. о кото-
рых следует поговорить. Один из
этих недостатков — стремление при-
	гладить И причесать свдих гезоев,
	за полноценную картину  те- творческую завершенноеть произво
перь стала в центре внимания наших   дения. что часто об’ясняется  недо-
и:   статочным уровнем  профессиональ-
	ного мастерства. Борьба за глубокую
илейность и высокие хуложествен-
ные качества произведений изобра-
зительного искусства немыслима, без
настойчивого преотоления вражлеб-
	тр.

хивопиецы, скульпторы и графи-
ки продолжают уепепено работать над
образами Ленина и Сталина. Благо-
родное и возвышенное стремление
ВОПлотять В изобразительном изкус-
	стве образы - гениев _ человечества,   ных нашему искусству влияний
великих вождей народа движет наше   формализма, натурализма, импрес-
искусство вперед, оттачивает мастер-   сионизма. Произведения, лостойные
	нашей великой сталинской эпохи,
могут быть созданы только в не-
устанной борьбе за все более совер-
шенное мастерство, за полное овла-
дение стилем социалистичесжого реа-
лизма. Искусство наших величест-
венных лней должно быть искусст-
вом высоких и благоролных идей и
больших чувств, воплощенных в за-
epilenuble и четкие формы.

Вся неисчислимая маоса творче-
ских сил нашей могучей  социали-
стической державы, как Говорил
Горький. живет в состоянии войны
со старым миром и в напряженном
строительстве мира нового. Актив-
нобть вмешательства в жизнь, Ши-
рота охвата явлений нашей действи-
тельности, вила изобразительных
средетв должны служить  показате-
лем зоелости наптего исклоства.
	ство художников, делает их Bee 60-
ее и более взыскательными и 3pe-
лыми. Великие образы требуют для
своего воплощения  влохновепной
искренности и глубокой правды, точ-
HOCTH H яркости художественного
языка. ясного понимания грандиюзно-
сти и величия нашей эпохи.

Й в живописи, и в екульттуре, я
в графике можно отметить стремление
художников не ограничиваться пор-
третом, а создавать сюжетные компо-
зиции. скульптурные группы, много-
фигурные рельефы, многофигурные
массовые сцены. насыщенные боль-
шим историческим содержанием. от-
ражающие величие образов гениаль-
ных вожлей, их неразрывную ‘связь
© наролом, перелазющие безграничную
любовь советских людей к Ленину и
Сталину. борьбу советекого народа за
	построение  коммунистического 09- Выполняя указания партии, верно
шеетва. служа бессмертным идеям Ленина —

Выставка лемонстрирует значи-   Сталина, советские художники до-
тельные успехи. достигнутые CO-   CTHTAYT еше более крупных успехов
	дружеством художников разных Н0-
коленнй и коллективами молодых
XV JOHHHKOB. 0 TOM, HacKorbKo
	разных ya-   4 создадут произведения, хостойные
хи молодых   войти В сокровищницу советской
‚ Набкюлько кладсики.

ее

ChaMbh. ватории на первый вечер. бурят-
Выставка 1950 гола войдет в  монгольской литературы.
историю советской живописи, как Генеральный секретарь  Cowsa
	советских писателей COOP А. Фале-
ев серлечно приветствовал славных
предетавителей ‘интеллигенции By-
рят-Монгольской ACCP —  деяте-
хей литературы и искусства. и в
их лице всех трулящихся  респуб-
лики и пожелал им  лальнейших
успехов в творческой работе.
Заместитель прелселателя Совета
Министров Бурят-Монгольской АЮСР
Г. Пызынжанов в своем докладе
рассказал 6 TOM, как бурят-монтоль-
ский народ, не имевитий ло револю-
ции своей письменности,  созлал
свою литературу и искусетво, кото-
рые пришли к смотру в Москве г
значительными успехами. ;
Москвичи, заполнившие Большой
зал Консерватории, тепло встретили
выступления народного поэта Бу-
рят-Монтолии Х. Намсараева,. moo-
	тов Ц. Галсеанова, Д. Жалеараевз,

№ Тумунова, прочитавших свои

произвеления. -
Тостей тепло приветствовала 3e-
	легация коллектива комбинатз
Трехгорной мануфактуры во главе
го знатной ткачихой.  тепутатом
	Верховного Совета СООР А. Штыро-
Вей.

Затем состоялея болыюй кон
перт мастеров искусств Бурят-Мон=
льской АССР.
	Олин из ее значительных этапов и
как неоспоримое доказательство
стремления наших художников итти
наравне с веком и оттачивать свое
мастерство в ежедневном и плодо-
творном труде.
	Константин ПАУСТОВСКИИ.
	К 125-летию со дня
	восстания декабристов
	Московская областная филармония
готовится отметить 125-летие ео.дня
восстания декабристов. В колхозы,
совхозы п районные центры Москов-
ской области будет направлена брига-
да артистов филармонии.

В программы этих выступлений,
помимо докладов о движении лека-
бриетов. войдет ряд литезатурных и
	музыкальных номеров. Мастера худо-
жественного слова исполнят «Ё Чаа-
даеву». «В Сибирь» и «Арион» Пуш-
кина, «Думы» В. Рылеева, «Ответ де-
кабристов Пушкину» А. Одоевского,
стихи Лермонтова, Некрасова и дру-
гих русских поэтов” Из музыкальных
произведений в программы включены

сочинения Глинки. Варламова, Греча-
	нинова, Алябьева, Даргомыжекого,
Рахманинова.
	Культурное обслуживание строителей
великих сооружений коммунизма
	Вомитет по делам культурно-про-
светительных учреждений при Совете
	Министров РОФСОР. Веерженйское -re-)
	зтральное общество и Беесоюзный лом
народного творчества им. Н. К. Врун-
ской организовали в Москве курсы,
на которых занимаются 50 художе-
ственных руководителей домов кУлЬ-
туры районов великих строех комму-
низма. В числе слушателей куреов —
художественные руководители домов
культуры, расположенных в райовах
Куйбышевской, Сталинтралекой и
Каховской гидроэлектростанций, Юж-
	но-Украинского и Северо-Врымекого
каналов.

На куреах читаются лекции по 55-
шественно-политическим  лиеципли-
	нам, по советекому театральному, му-
зыкальному и изобразительному ac:
	кусству, По технике сцены, оформле-
нию спектаклей п организации худо-
жественной самодеятельности, В чте-
нию лекций привлечены режиссеры
Н. Петров и Ф. Каверин. начальник
Главного управления драматических
тегтров Комитета по делам  искусетв
при Совете Министров СССР Е. Севе-

‘рин. работники BAHT om. Rpyneron,
	экспериментальной сценической лабо-
ратории при МХАТ СССР им. Горько-
го. Со слушателями курсов ведутся
практические занятия по режиссуре
и мастерству актера.

24 декабря состоится творческая
конференция, посвященная вопросам
хуложеетвенного обелуживания CTPC-
ителей грандиозных сооружений. 3a-

нятия на курсах продлятся до 27 де-
кабря.
	Полготовка к декаде украинского искусства
	КИЕВ. (Наш корр.). Композаторы
Украины деятельно готовятся к де-
кале украинского искусства и литера-
туры в Москве. Они пишут произ-
веления. посвященные великому вож-
дю и учителю трудящихся всего мира
товарищу И. В. Сталину, произведе-
ния, в которых отображается величие
сталинской эпохи.

Нат кантатами, песнями о лучшем
труге украинского народа великом
Сталине работают Л. Ревуцкий,
М Рериковекий, П. Майборода, Н. Ко-

Кантату «Партия ведет» на слова
  поэта П. Тычины пишет А. Штота-
 ренко. симфоническую увертюру «Мо-
  сква» —— композитор — Доминчен.
\Б. Лятоптинокий работает над симфо-
  нической поэмой «Тарас Шевченко».
  Коллекливное произведение — канта-
ту «Утро Донбасса» готовит группа
композиторов г. Сталино.

Создаются также новые песни 0
борьбе советекого натода, за мир, о ве-
личественных сталинских. стройках
коммунизма, о знатных людях Укрзи-
	лесса. А. Чазаренкю и многие другие.   вы.