Суббота, 23 декабря 1950 г

№ 90 (1282).

Я

Советекое киноискусство
_В 1951 году
			В течение трех дней происходили
заседания Совета при Министерстве
кинематографии СССР, обсудившего
важнейшие вопросы работы совет-
ской кинематографии.

В 1950 году киностудии страны
выпустили на экраны ряд значитель-
ных По своим  илейно-хуложествен-
ным качествам фильмов. Такие про-
изведения, как «Падение Берлина»,
«Кубанские казаки», «Смелые лю-
ли», «Секретная миссия», «Жуков-
ский», «Затовор обреченных», «Му-
соргекий», «Далеко от Москвы», до-
кументальные фильмы «Победа ки-
тайского народа», «Освобожденный
Китай», «Демократическая Герма-
ния», завоеваги любовь и признание
зрителей, получили высокую оценку
общественности.

Однако, наряду с созданием высо-
вопдейных произведений на актуаль-
ные темы современности, ряд кино-
студий — Ташкентская, Тбилисскдя,
Московская им. Горького—не выпол-
нил государственного плана  произ-
водства полнометражных кинокартин
и не обеспечил своевременной под-
готовки сценариев для фильмов. про-
ИЗВОлСТВО которых переходит на 1951
гол. В некоторые фильмы производ-
ства Бакинской, Киевской и Ленин-
градской студий пришлось вносить
значительные изменения и дополне-
НИЯ.

В своем докладе на Совете заме-
стятель министра кинематография
COCP Н. Шиткин подчеркнул,
что основной причиной неудовлетво-
рительной работы ряда киностудий
служит плохая организация подготов-
ки производства новых фильмов. 0с9-
бенно плохо обстоит дело на Таш-
кентской, Минской и Киевской кино-
студиях. Руководители министерств
кинематографии союзных республик,
директоры киностудий, а также Глав-
ное управление по производству ху-
дожественных фильмов и спенарно-
постановочный отлел Министерства
кинематографии СССР слабо контро-
лировали ход полготовки сценариев,
не оказывали действенной оператив-
ной помощи в работе по постановке
фильмов.

В 1951 году киностудии страны
выпустят 26 полнометражных худо-
жественных кинокартин. одновремен-
но ряд фильмов будет запушен в про-
изволство и закончен ‘в 1952 rosy.
Сейчас готовятся к сдаче фильмы:
«Весна в Сакене» (реж. ЦН. Санишви-
	}

}

ССР), Абикенов (Киргизская CCP),
Пашкевич  (Карело-Финская CCP),
Абдалов (Туркменская ССР) и другие,

Вместе с тем они подвергли серьез-
ной критике работу Министерства ки-
нематографии СССР и ето главных
управлений. В ряде случаев выпол-
нение плана киносети срывается из-
за несвоевременного поступления от
органов проката копий новых филь-
мов. Неравномерный выпуск етудия-
ми кинокартин приводит к тому, что
в отдельные месяцы киносеть рабо-
тает только на повторном репертуаре.
Управление капитального строитель-
ства и Главкиноенаб в ряде случаев
не помогают своевременно получить
материалы и оборудование для етрой-
тельства новых кинотеатров, фильме-

баз, ремонтных мастерских и т. д.

Главное уптавление киномеханиче-
ской промышленности выпускает не-
Достаточное количество запасных ча-
стей для киноустановок и проекцион-
ных аппаратов нового тина, особенно
узкопленочных.

Ценным опытом работы по улучше-
нию кинообслуживания населения в
Белоруссии поделился © членами (0-
вета М. Садкович. Вопросами клно-
фикации в БССР непосредственно за-

нялись партийные и комсомольские

организации, оказавиие большую по-

мошь в кинообелуживании населе-
НИЯ.

Установлены твердые маршруты
для кинопередвижек, введен инсти-
тут общественных киноорганизато-
ров, налажена предварительная ре-
влама, широко практикуетея обмен
опытом лучших киномехаников.

Подготовке кадров киномехаников
был посвящен доклад ваместителя на-
чальника Управления учебных sa-
ведений Министерства кинемато-
графии СССР Ю. Липекого.

В 37 имеющихея сейчае школах
киномехаников обучается свыше
восьми тысяч человек. За последнее

время проделана большая работа по
упорядочению деятельности этих
школ, улучшилось качество полготов-
ки слушателей. Но еще многое надо
сделать. В школах ошущается нело-
статок учебников, учебных пособий,
оборудования. Большинство школ не
иуеет общежитий, для учащихся не
созданы необходимые материально-
бытовые условия. Случаен подчас
контингент принимаемых в школы,
что приводит к текучести и большому
отееву.

Выступавшие в прениях тт. бад-
кович, Мешкаускене, Шашков, на-
чальник Главного управления кино-
фикации т. Давыдов. предеедатель
ЦЕ профсоюза работников культурно-
просветительных учреждений т, Тоо-
фименко и другие, подвергнув кри-
тике работу УУЗ министерства,
внесли ценные предложения по улуч-
шению подготовки киномехаников.
Совет с удовлетворением отметил
большую помошь, оказываемую ЦА
ВЛЕСМ и местными комсомольекими
организациями, которые в будущем
голу направят на учебу в школы ки-
номехаников 6 тысяч комсомольцев.

Совет заслушал и обсудил доклад
заместителя министра’ кинематогра-
фии СССР А. Переславцева «0 по-
  рядке проведения аттестации работ-
  ников кинематографии по итогам ра-
  боты за 1950 год».

Полволя итоги работы Совета. ми-

Колхозники-
	композиторы
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). «Сказка
— складка, песня—быль», Эта рус-
свая поговорка широко бытует в э6-
тонских селах.

Эстонский налюд любит песни; из
его среды вышло много нёзаурядных
исполнителей и авторов оригиналь-
ных песенных произведений,

Песня кочует из района в район и
становится известной всему народу.
Во многих селах знают, например,
пееню о Стоктольмеком Воззвании —
«Письмо мира», автором текста и му-
зыки которой является  73-летняя
Аннэ Вабарна, колхозница деревня
Тоня.

Тема мира особенно популярна в
деревнях Советской Эетении. Нелавно
колхозник Л. Зибо из деревни Анцла
прислал в республиканский Дом на-
родного творчества ноты и текст сво-
ей песни «Мир победит войну».
Это уже третья нотная запись его пе-
сен.

Вольдемар Mexucro, 62-летний
колхозник Кейлаского района, — ав-
тор и исполнитель цикла песен
«Женщины нашего колхоза». Акком-
панируя себе на фисгармонии, он ча-
сто выступает на сцене колхозного
клуба < исполнением своих произве-
дений. Ряд песен Вольдемара Мехисто
прочно вошел в репертуар сельских
хоровых кружков.

Музыкально одарен  колхозник
сельхозартели «Кяру»  Раквереского
района Иоханн Крикман. В кружке
самодеятельности Народного лома на-
учился он играть на скрипке, читать
и писать ноты. Теперь он  самостоя-
тельно сочиняет музыку к стихам по-
этов Советской Эстонии. Большую
известность срели земляков приобре-
ла его песня о Сталине.
	Широко развито песенное творче-
ство и среди членов рыболовецких
колхозов островов Хиума и Саарема.
Музыкальные организации Таллина
записали десять песен, музыка и сло-
ва которых сочинены рыбаками. В
их напевах, идущих из глубины на-
родного серхца, выражены предан-
ность и любовь в великому вождю
народов товарищу Сталину, благолар-
ность рыбаков ва счастливую жизнь,
слава колхозному строю.

В Таллине в начале 1951 тода
предполагается созвать общереспубхи.
канский слет народных певцов («лэе-
TO») WH композиторов-ЕолхоЗников.

[ероика и пафос
созидательного трула
		Кадр из фильма ‹Далеко от Москвы». Слева направо: Ковшов — ИП. Ка-
	Батманов — п. Охлопков.   я
©

знанию своего долга, потому что наз
стоящему советскому человеку до BLOW
то есть дело. И, напротив, тот чехо=
век. который проявляет равнохупгие,
пассивность, уже одним этим ставиз
себя вне коллектива. а поведение его;
естественно, внушает тревогу остальз
ным. Потому-то так, непосредственно
доходит до зрителя горячая речь кома
сомольца Пети Гудкина — эту роль
хорошо исполняет артист С. Гурзе:
Внутренне убежденный в честности
Тополева, Петя верит, что можно Epos
будить от спячки этого человека:
Роль Тополева исполняется А. Ханое
вым в сдержанной строго фрезлистиз
ческой манере, с точным психологиа
ческим рисунком.

Торжество сплоченного единой воз
лей и стремлением коллектива во весь
голос звучит в сцене разговора по 9
лектору начальников участков с Бата
мановым. Сменяющиеся кадры покз*
зывают нам людей каждого участка
— людей, наделенных твердой увез
ренностью, что принятые обязателья
ства будут реализованы в точно наз
меченный срок, так как им по плечу
большие дега. В разных местах отромз
ной трассы люди живут чувством ехиз
ной семьи, общностью нужного Роди“
не труда. Бодрой, радостной интоназ
цией. речей, зрительными образами;
красочной нветовой гаммой — всеми
выразительными средствами киноис-
кусства прекрасно передана в этих
кадрах победная мощь советских лю=
дей.

Образы фильма созданы как бов
шими мастерами нашего искусства—
Н. Охлопковым, 1. Свердлиным;
В. Влалиславским. так и молодыми
актерами. Впервые снимаются в вине
испогнители ролей Жени — И. Виз
селева. Тани Васильченко — Т. Ма-
хова, Беридзе — В. Квачадзе. В роли
Тенки Панкова снимался ученик рез
месленного училища П, Иванов.

В роли Батманова Н. Охлопков &
тактом настоящего художника выдез
гяет черты деятельного характера
опытного руководителя строительства.
	Батманову — Охлопкову присущи
уверенность. спокойствие, сдержан-
	ность, которыми подчеркивается ©0=
средоточенность человека на постав“
ленной цели.

Ковшюв в исполнении П. Кадочниз
вова — человек непосредственный,
наделенный болыпим чувством; он
привлекает к <ебе симпатии зрителей
искренностью натуры, простотой от
ношения ® людям.

В ответственной роли инженера
Берилзе артист В. Ёвачадзе сумал
передать поэтическую  воодушевлен-
ность этого героя. Запоминаются сце-
ны встреч и разговоров Беридзе с
Таней Васильченко. радость их люб-
ви. Менее удалось В. Ввачалзе проя*
вить деятельные силы характера Бе=
ридзе как организатора, как автора
нового проекта строительства. Лири-
ческое пачало явно стало преоблаз
дающим в облике Беридэе,

Следует отметить, что роль Вар-
пова, очень существенная для ©0-
держания произведения, в фильме
оказалась где-то на втором плане.
Карпов появляется в мимолетном эпи-
зоде. 0 предложении этого талантли-
вого человека перенести трассу на 2е=
вый берег сообщается как-то мимото-
том.

Т. Махова в роли Тани Васильчен-
хоийЙ. Киселева в роли Жени 603д3-
ют образы привлекательные и цехь-
ные. С простотой и сдержанностью
рисует И. Киселева комсомольу ен,
отзывчивую, деятельную. Роль Тани
оказалась в фильме сжатой, и это
ограничило возможности  исполни-
тельницы. Очень важная сцена вы-
ступления Тани на партийной конфе
ренции, раскрывающая сильный хз-
parrep этой девушки, отсутетвует в
фильме и не возмещена равной ей по
значению сценой. а Показ деятельно“
сти связистов решается несколько
внешне. Нельзя, например, признать
удачными кадры,  натюминающие
зрителю ренинских бурлаков и дод-
женствующие передать, как ROMO
мольцы в тайге тянут провод для
связи. За исключением указанных 9т-
дельных погрешностей, в целом этот
фильм, наполненный героикой труда
и лоблести советских людей, несом-
ненно удачен.

Заключительная сцена фильма —
разговор Жени с уезжающим в Moca
ву для отчета Атексеем Вовшовым,—*
отлично переланная актерами, вновь
заставляет зрителей осознать вели“
чайшую ценность советского человез
ка, труженика, преобразователя жиз=
ни, творца и строителя.

Фильм смотрят люли, успетино выз
полнившие первую послевоенную пя=
тилетву, воодлушевленные большими
планами строительства коммунизма;
результаты осуществления которых
ощущаются нами непосредственно.
Как много говорит сердцу зрителя
пафос этого фильма: никогда и ничем
нелфзя остановить  созилательнога
	дочников, Залкинд — Л. Свердлин, Батманов — Н. Охлопков.
	°

няется показом их действий: уезжа-
ют в тайгу строители, связисты, на-
правляются. на трассу материаты.
Эпизоды эти выдержаны в стреми-
тельном ритме, они передают напря-
женный темп стройки, горячую жаж-
ху людей приобщиться к большому
делу. Картины природы, мастерски
снятые операторами А. Шеленховым и
Чен Ю-лан, служат здесь не просто
фоном. они подчеркивают и мужест-
венную силу строителей, и перспех-
тивность труда советских людей-пре-
образоваталей,.

Неразрывная связь между трудом
строителей нефтепровода и общим де-
лом борьбы советских людей за, побе-
ду над врагом получает в фильме

‚выразительное воплошение, Вот Бат-
манов, Залкинд, Ковшов в кабинете
секретаря областного комитета пар-
тии. Речь илет о претворении в
жизнь нового проекта строительства,
разработанного Берилзе и Ковпювым,
И тут представитель Комитета, 060-
роны передает руководителям строи-
тельства сгова товарища Сталина ©
великом значении этой стройки для
дела победы, В еловах вождя заклю-
чена безграничная уверенность в си-
лах советских  людлей-патриотов.
Стоя выслушивают собравшиеся лра-
гоценную для них весть. Торжествен-
ность этого момента передана с боль-
шой проникновенностью. Имя вождя,
его неустанное внимание озаряют дей-
ствия строителей, порождают новые
источники энергии, энтузиазма. Так,
зримо и ясно раскрывается в фить-
ме победный пафос дел советских лю-
дей, нерушимое их единство, силочен-
ность вокруг партии и ее вождя —
товарища Сталина.

Рельефно вырисовывается в филь-
ме и образ парторга стройки Залкин-
да. Хотя в сценарии на долю партор-
га отведено не так уж много действия
и порой он представлен только участ-
ником происходящих событий, но в
исполнении Л. Свердлина все же пе-
реланы живые черты этого одаренно-
го человека. Он умеет быть строгим,
непримиримым при столкновении ©
бюрократами,  разгильдяями или
людьми опустившимися, безвольны-
ми, умеет шуткой подбодрить челове.
ка. наставить на правильный путь.
Тонко и умно выделено в фильме дра-
гоценное качество большевистского
стиля — критика и самокритика. За.
поминзется сцена общего собрания
работников управления, когда моло-
дой Петя Гулюин произносит peas,
обращенную к Тополеву, продолжаю-
щемт занимать пассивную позицию.
На долю Залкинда выпадает в этой
сцене всего несколько слов и жестов.
Но тем острее воспринимается зрите-
лем тот дух критики и самокритики,
которым живет парторг и который по-
мотает ему распутывать самые слож-
ные взаимоотношения людей, откры-
вая дорогу новому, передовому. В
другой сцене — встрече на трассе с
шофером Маховым. поддавиимся не-
верию в силы советских людей, Зал-
кинд шуткой. смехом помогает ему
преодолеть ничем He оправданное
уныние, но тут же для себя и осталь-
ных руководителей стройки делает
серьезный вывод о недостатках про-
паганлистской работы на трассе.
	Коллектив советских людей—глав^
ный герой этой кинокартины. Rar a
в романе, коллектив в кинофильме
складывается в процессе труда из
людей разных, наделенных своими
особыми чертами характера, индиви-
хуальными склонностями, Но, вступая
в` коглектив, входя в отношения с
другими людьми, каждый обязался
стать бойцом передовой шеренги, кз-
кую бы роль ни выполнял он на
стройке. Единство с коллективом ста-
новилось основой духовного роста
людей. В фильме, как и в романе,
коллектив раскрывается в развитии,
в противоречиях, в движении к ново-
му. Вне коглектива оказывается Мер-
зляков, бюрократ и шкурнив. кото-
рый беспокоится лишь о собственном
благополучин и оскорбляет строителей
своей попыткой погасить их жажду
труда. Динамично решена сцена ра-
зоблачения Мерзлякова (арт. П. Оле-
нев), когда сами строители, народ,
выносят строгий приговор вредите-
ЛЮ.

Колхектив советских тружеников
проявляет взыскательность, строгость
и Е другому начальнику участка —
Ефимову (арт. В. Соловьев). челове-
ву, опустившему руки перех трудно-
стями, утерявшему веру в людей и в
свои организаторские способности,
Режиссер сумел в этой сцене самой
расстановкой персонажей подчеркнуть
конфликт. В углу, у печки, сидит
Ефимов, опустившийся, небритый, &
на другой стороне — коллектив ра-
ботников участка во гхаве с прие-
хавшим Залкиндом; здесь люди под-
тянуты и строги — они в пюследний
раз дают Ефимову возможность ‘вер-
нуться в их строй. —

„Мотив ответственности за судьбу
каждого участника стройки связан B
фильме не только < героями-руково-
хителями — Батмановым. Залжин-
	Совете
при Министерстве
кинематографии
	СССР
	Цветной художественный
фильм «Далеко от Москвы»
но роману В. Ажаева. Сце-
нарий М. Папавы. Режис-
сер-постановщик А. Стол-
пер, режиссер Е. Зильбер-
_штейн. Операторы А. Ше-
ленков, Чен Ю-лан. Компо-
зитор Н. Крюков. Главный
художник Е. Куманьков.
Звукооператор Н. Тимар-
цев. Производство кино-
студии «Мосфильм».
		заканчивается оборудование
цветных лабораторий на Киевской
студии и Центральной студин доку-
ментальных фильмов, в ближайшее
время вступят в экоплоатацию вто-
рые очереди цветных лабораторий на
«Мосфильме» и «Ленфильме». В
1951 году будет создана цветная лз-
боратория Тбилисской киностудии.
Значительно увеличиваются _ выпуск
дретной кинопленки и мощность фаб-
рик массовой печати фильмов.

Касаясь причин  неудовлетвори-
тельной работы органов кинофикации
и проката, т. Шиткин подчеркнул
слабое организационно - хозяйствен-
ное руководство киносетью со сторо-
ны республиканских, краевых и 06-
ластных управлений кинофикации.
Существенное влияние на невыпол-
нение плана оказали и несвоевремен-
ный ввод в экснлоатацию новых ки-
ноустановок и нарушение сроков
строительства новых кинотеатров.
Органы проката не всегда обеспечи-
вали бесперебойное снабжение кино-
соти копиями новых и повторных
фильмов.

Серьезной критике похверг доклад-
чик работу Министерств кинемато-
графии Литовской, Белорусской, Ук-
раинской и Армянской республик и
Управления кинофикации  Молдав-
ской ССР, в которых винообслу-
живание населения было поставлено
особенно плохо.

Предприятиями  кинопромышлен-
ности по предварительным данным
план 1950 года булет выполнен на
108 процентов. Коллективы кино-
механических заводов, фабрик вино-
пленки и массовой печати фильмов
успешно боролись за обеспечение
всем необходимым нужд киностулий
и киносети. Существенным нелостат-
	  ком в работе киномеханической про-

ert rn wattarAnmnmY а ра mete lee
	мышленности докладчик считает сла-
бое внедрение в производство новой
техники,

— Для успешного разрешения за-
дач, стоящих перед советской кинв-
малографией, — сказал в заключение
	энакомые и полюбившиеся чита-
телям герои романа В. Ажаева «Да-
леко ог Москвы» вновь оживают пе-
ред нами в одноименном фильме, толь-
5о что выпущенном на экраны. Это
вторичное знакомство с героями. ко-
торые запомнились читателям рома-
на, как живые люди, снова порало-
вало зрителей,
	Экранизация литературных произ=
ведений принадлежит к числу слож-
ных творческих задач. И хотя совет-
ское киноискусство имеет в этом от-
ношении замечательный опыт, все
же каждый раз создатели фильма по
тому или иному литературному про-
изведению должны многое репгить са-
мостоятельно, добиваясь не простого
переложения тем и образов литерату-
ры на язык киноискусства, а созла-
ния целостного произведения, которое
в ясных, зримых формах раскрывало
бы характеры и дела людей изобра-
жаемой эпохи.

Читатель романа или повести впра-
ве требовать от постановщиков филь-
ма полноты изображения, он не тер-
нит какого бы то ни было обеднения
Уже сложившейся у него картины. Но
понятие полноты вовее нельзя ©вэ-
дить к тему, чтобы буквально вее ли-
нии, вюе сюжетные узлы и вее герои
романа были воплощены в фильме.

Цоложительные качества сценария
М. Папавы ощутимо сказываются с
первых же кадров кинокартины и
особенно убедительно вырисовывают-
ся в целостном построении всего филь-
ма, вбирающего главное из романа,
кающего погное представление © по-
двиге советских людей на далекой
стройке в первый год Отечественной
войны. Вмещзющий много материала
и многих героев, роман В. Ажаева
продуманно сокращается, с тем чтобы
в рамках, которыми располагает
фильм, каждое из действующих лиц
могло проявить присущие ему черты
характера, до конца выявить свою
рюль в развитии главной темы произ-
ведения. В фильме совсем нет, напри-
мер. таких действующих лиц, ках
Филимонов, Сморчков, Хмара, но це-
постность. произведения от этого не
пострадала, потому что дело жизни
героев фильма, на котором раскры-
ваетея живая сила их патриотизма,
проявлено в полную меру,
	Будучи во всем верным образцу—
Роману В. Ажаева, — М. Папава ме-
нее всего занят простым копировани-
ем. В некоторых случаях он созна-
тельно отступает от текста произве-
дения, оставаясь верным его духу и
замыслу. В первую очерель отетуп-
ления касаются некоторых моментов
биографии действующих лиц, а сле-
доватезьтю, и сюжетных линий про-
изведения, Так. например, личный
момент в биографии Батманова—лу-
шевная скованность его в отноше-
ниях Е жене и сыну — в сценарии
отсутствует, остается только призна-
ние Батманова 06 утрате сына. В
романе Алеша Ковигов узнает, что
его жена Зина. считавшаяся погиб-
шей, спасеча. В фильме этого нет
и, кстати сказать, это и не нужно
для полного раскрытия силы и цель-
ности чувства Вовшова. Отсутствует
в фильме и тема возвращения Груб-
ского. Портрет этого человека, не ве-
рящего в силы народа, догматика в
науке, дорисован до конца в сильной
сцене, когда Грубский узнает. что его
точка зрения — наруку врагам ва-
шей Родины. Посрамленный, он по-
кидает заседание, сопровождаемый
презрением и возмущением как 60-
бравшихся, так и зрителей киноза-
ла. Можно указать также, что в кар-
тине иначе, чем в романе, мотивиро-
вана драма юного Генки Панкова —
одного из самых обаятельных образов
фильма. Батманов говорит Генке о
смерти его отца от тяжелого ранения
на фронте, В романе же отец Генки
погибает от руки врагов-диверсантов,
но эта сюжетная линия была бы лиш-
ней в кинопроизведении, отвлекала
бы эт ггавного.
	Эти и некоторые другие измене-
ния. внесенные сценаристом, оправ-
даны именно тем, что необходимо вы-
LO дать не просто копию романа, &
произвеление киноискусства, в кото-
ром почти каждая деталь многозначи-
тельна и 060бо выразительна, И пото-
му так обязателен строгий отбор ма-
териала, ясность сюжетных положе-
ний, цельность развития действия.
Работа сценариста здесь составляет
одно пелое с работой режиссера, и
следует отметить, что режиссер
А. (Столпер, известный зрителям по
многим интересным фильмам, в част-
ности. по экранизадии произведений
К. Симонова и Б. Полевого, дал вер-
ное и ясное решение задачи.

В романе, в той главе, где строи-
тели слушают историческую речь во-
ждя в канун праздника 24-й годов-
щины Октябрьской революции, опре-
деляется подлинный, коренной пере-
лом во всей работе по прокладке
нефтепровода. Вее предшествовавшие
главы составляли как бы об’емную
экспозицию, знакомили с людьми, ©
расстановкой сил, давали оценку де-
ловых и моральных качеств героев.
В фильме экспозиция значительно со-
крашена, н6 06060 вылелен перелом яа
стройке. Речь товарища Сталина люди
слушают © затаенным дыханием, ибо
в ней — программа их труда и борь-
бы, источник огромной радости и
вдохновляющей уверенности в побе-.
де. Выразнтелен в фильме коллехтив-
ный портрет участников собрания в
клубе, хорошо переданы елинодущие
людей. их отухотворенность, Й сразу
Ke abo’ коллективный Toprper сме.

Скрипки уральского
мастера
	СВЕРЛЛОВСВ. (Наш корр.). Имя
свердловского скрипичного мастера
Андрея Семеновича Вылосова извест-
но далеко за пределами Урала. Пят-
надцать лет назад он приехал сюда
из таежной деревни Коми-Пермяцкого
национального округа и посвятил
свою жизнь сложному благородному
делу — созданию скрипок. Все эти
годы он упорно работал нал совер-
тенствованием своего — мастерства.
Многое gaan Кылобову поездки в
Москву. дружеская помощь  извест-
ных советеких мастеров и исполни-
телей.

Из года в гол развивалея талант
уральского мастера. И сейчас
вкриики А. Кылосова получили ши-
рокое признание. Много прекрасных
отзывов дали 0 ео инструментах
вилнейшие музыканты — профессор
П. Отолярский и профессор Д. Ойет-
рах.

На-днях Анлрей Кылосов создал
свою семилесятую скрипку. Как и
прежде, талантливый мастер продол-
жает экспериментировать, Упорно
ищет пути к созданию еще более co-
вершенных музыкальных инструмен-
TOB.
		ли), «Тарас Шевченко» (реж. И. Сав-  т. Шиткин, — необходимо мобили-
ченко). «Огни Баку» (реж. А. 3а0-  зовать все творческие силы деятелей
хи и И. Хейфиц). «Иржевальский» киноискусства.  кинопромышаленно-
	(реж. С. Юткевич), «Битва эа уголь».
(реж. Л. Луков), «Кавалер Золотой.
spears (теж № Райман) сСрет а
	звезды» (реж. Ю Райзман), «Свет в)
Коорли» (реж. Г. Раппатюрт), «В жир-
ные лни» (реж. В. Браун). Фильмы
«Спортивная чееть» (реж. В. Петров),
«Сельский врач» (реж. С. Герасимов)
и «Песни дружбы» (реж. В. Строева)
булут закончены в первом квартале
1951- гола; = veges

Запущены в производство наме-
ченные к выпуску в предстоящем го-
ду Фильмы: «Прощай, Америка!»
(реж. А. Довженко). «Совесть мира»
(реж. А. Роом), «Поджитатели вой-
ны» (реж. Л. Ариштам), «Садко»
(реж. А. Птушко) — по киностудии
«Мосфильм»: «Наши песни» (реж.
С. Васильев), «Пламенное сердце»
(реж. И. Хейфиц)—по «Ленфильму»;
«Покорители верпгин» (реж.
ПД. Ронлели)—по Тбилисской стулии;
«Второй караван» (реж. А. Бек-На-
заров) — по Ереванской студии;
«Джамбул» (реж. Е. Дзиган) — по
Алиа-Атинской студии; «Свадебный
подарок» (реж. Е. Иванов-Барков)—
по Ашхабалекой студии и другие.

Кроме того, в течение года пред-
етолт начать и закончить постановку
девяти фильмов. Среди них «Незабы-
ваемый 1919-й» (реж. М, Чиат-
рели), «Дзержинский» (реж. М. Ба-
латозов), «Адмирал Ушаков» (реж.
М. Ромм), «Семья Лутониных» (реж.
И. Пырьев), «Зеленый океан» (реж.
М. Донской), «Звезды»—по сцена-
рию А. Корнейчука, «Зеленая улица»
— по одноименной пьесе А. Сурова
(реж. В. Эйсымонт).

Все это позволит наладить равио-
мерный выпуск фильмов в течение
всего года.

— Осзовной и главной задачей со-
ветской кинематографии в новом го-
Ду. — сказал докладчик, — остается
неуклонное повышение идейно-хуло-
жественного уровня выпускаемых
фильмов, в которых должны найти
лостойное отражение высокие мораль-
ные качества советских людей. ге-
роические дела строителей коммуниз-
ма; рял Фильмов будет посвящен
сплочению сил прогресса и борцов за
	мир ва всем мифе, разоблачению аме-_
	рикано-английских поджигателей
ВОЙНЫ.

В 1951 году увеличится проиевод-
ство не только художественных, но И
документальных, = научно-популяр-
ных фильмов ин дублирование кино-
картин нз языки народов СССР,

Тов, Шиткин полробно остановился
на вопросах. связанных с развитием
цветной кинематографии. Советское
пветное кино заслуженно заняло пер-
вое место в мире. Напи студии из
гола в гол увеличивают выпуск пвет-
ных фильмов. В прелетоящем году на-
уечено выпустить в пвете 19 худо-
жественных кинокартин, а также
иного документальных, ВИДОВЫХ И
научно-полулярных. 0собое значение
в связи с этим приобретает укрепте-
ниё технической базы. В настоящее
	В Москву вернулись участники
экспелиции Института истории ис-
кусств и Института этнографии
Акалемии наук СОСР (руководитель
агхитектор И. Маковецкий),  посе-
тившие рял районов Верхнего По-
волжья. гле они изучали произве-
ДЕеНИЯ русекого наролного зодчества.

В беседе е корреспонлентом газе-
ты «Советское искусство» замести-
тель  РуковОЛиТеля экспедиции
И. Грозлова рассказала:

— Мы побывали в Некрасовском
районе Ярославской области, сла-
вящемся потометвенными мастерами
хуложественной лепки. Этот район
	‚сти, кинофикации и проката. 1951
  тол должен стать голом нового под’ема

COBETCROTO кино.
  “x
	Но локлалу т. Шиткина  развер-
нулея оживленный обмен мненияуп.
Миниетры кинематографии союзных
республик; где имеются киностудий,
в своих выступлениях правильно эт-
мечали, чтогренающим звеном в вы-
полнении плана будущего гола яв-
ляется наличие спенарного портфеля.
Однако, если т. Пономаренко (зам.
‚министра кинематографии УССР)
смог доложить Совету, что к работе
  яя кино привлечено значительное
  число украинских писателей, то
  тт. Сеид-Заде  (Азербайлжанская
  CCP) и Шагинян (Армянская ССР)
вынуждены были признать. чт9 пол-
	готовленных сценариев у них нет. Они  НИстр кинематографии СССР т. Боль-
	ограничились общими словами о не-
обходимости налалить работу с мест-
ными авторами при помощи  квали-
фицированных московских писателей
и кинодраматургов.
	Министр кинематографии Грузин-
	  ской ССР т. Викналзе сообщил, что
‚сейчас заключены договоры на еще-
  Hapa C PATOM ведущих грузинеких
писателей. Это свидетельствует о том,
что грузинская кинематография име-
ла полную возможность и раньше
обеспечить себя необходимыми сце-
нариями. Олнако за последние голы
студия не смогла создать ни одного
‘вылающегося кинопроизведения. Ho
 т, Еикнадзе вместо того, чтобы пэ-
‘большевистеви признать серьезные
неточеты в работе, ссылался на вся-
вого рола об’ективные трудности.

Заместитель уинистра  кинемато-
графни СССР Н. Семенов и начальник
Главного управления по производ-
ству художественных фильмов В. Су-
рин подчеркнули, что сейчас задача
  заключается в том, чтобы подняться
  па новые творческие высоты во всех
вилах и жанрах киноискусства.

— У нас есть такое выдающееся
произведение, ‘как «Падение Берли-
на», — сказал т. Семенов, — и наш
долг перед советским зрителем —
стремиться к тому, чтобы каждый но-
  вый фильм был на таком же высоком
уровне, чтобы появились фильмы,
прололжающие и развивающие д0-
стигнутые успехи.

К сожалению, студии не воегда
прет’являют достаточно высокие тре-
бования к сценариям и фильмам. В
Министерство кинематографии СССР
зачастую сдаются сценарии и карти-
ны, требующие значительных дора-
боток.

Большое внимание выступавитие в
\ прениях уделили анализу причин не-

удовлетворительной работы киносети
	и мерам по устранению недостатков.
06 этом  товорили тт.  Шашков
(РСФСР), Лауриетин (Эстонская
ССР). Мешкаускене (Литовская ССР),
начальники управлений кинофика-
ции при Советах Министров союзных
республик тт. Лихман (Молдавская
	Народное зодчество Верхнего Поволжья
	— одно из немногих мест Совет-
ского Союза, ше фасалы и Потолки
деревянных жилых домов в селах
и деревнях украшаются  лепкой a3
типса. В Рыбницах, Боре и других
деревнях мы изучали образцы  де-
ревянной народной  зхитектуры с
лепными украшениями, собирали
биографические материалы 9 знат-
ных мастерах лепки. многие из
которых работают в настоящее вре-
  мя по оформлению новых  зланий в
` Москве. Ленинграле и в Ярославле.
	  Затем мы выехали в район hoct-
ромы. С точки зрения алжитектуры
on интересен тем, что в HEM с0хрз-
	шаков B CBOEM выступлении Jal
оценку деятельности кинематографии
за текущий гол. Отметив успехи, ло-
стигнутые работниками советского

кино, т. Большаков подчеркнул, что
не к лицу самой передовой, лучшей

в мире кинематографии  миритеся с
имеющимися серъезными  недостат-
ками.

В качестве первоочередных задач
министр вылвинул перед работника-
ми кино ‘вопрос подготовки высоко-
качественных сценариев, улучшения
всей работы по производству филь:
мов и продвижению их в широкие
массы зрителей. Внимательное отно-
шение к воспитанию, полбору и рас-
становке калров, улучшение руковоз-
ства. борьба за большевиетекую идей-
ность, принципиальность при реше-
нии текущих вопросов работы кине-
матографии — непременные условия
успеха.

Отметив, что в предстоящем году
рялу молодых режиссеров поручается
самостоятельная постанбвка фильмов,
т. Большаков указал на необходи-
мость дальнейшего выдвижения Ha
творческую и руковоляшую работу
хорошо зарекомендовавших себя мо-
лолых товарищей.

Тов. Большаков внес предложение:
провести в январе во всех союзных
республиках совещания  республи-
канского актива работников кино, 8
в феврале созвать всесоюзное сове-
шание актива, на котором обсулить
итоги работы советской кинематогра
фии в 1950 году и ее задачи на
1951 гол.

Министр выразил уверенность, что
многотысячная армия работников со-
ветекого кино, вдохновленная внима-
нием и помощью. оказываемой вине
матографии партией, правительством
и лично товарищем Сталиным, су-
меет успешно выполнить план 1951
года, план дальнейшего развития
кинематографии, —сооласт новые та-
лантливые высокоидейные произведе-
ния, помогающие строительству KOM-
мунизма.

По всем обсужленным вопросам Co-
вет принял развернутые решения.
	НИлиХь милые дома и ДУГИ Co-
оружения, воздвигнутые на сваях
тля сащиты 90т бурных ‘весенних
	разливов Волги.
Мы посетили и рях лругих рай-
онов Верхнего Поволжья. ме изу-
	чали художественную резьбу по д9-
	реву, украшающую фасады многих
JOMOB.

Экспетипию сопроРожлал  опера-
	тор кинофотолаборатории Ахкалемии.
наук СССР В. Шапопиитков. Из за-
снятого материала “будет сделан
спепиальный научный фильм 9 на-
ролной архмтектуре Верхне  По-
ВОТЬЯ. .
	Клуб актеров
в Хабаровеке
	XABAPOBCh. (Наш корр.). здесь
открылся клуб выходного дня актера.
На вечере, посвященном открытию
клуба, присутствовали артисты теат-
ров драмы, музыкальной комедии,
ТЮЗ, художники, композиторы, писа-
тели. С доклалом о советской комедии
выступил кандидат  искуоствоведче-
ских наук тов, Емельянов.

В большом концерте артисты меет-
ных театров показали отрывки из
новых советских о пьес. готовящихся
к постановке.

В плане работы нового клуба —
вечера, посвященные теме борьбы за
мир, встречи актеров с писателями,
стахановцами, новаторами производ-
ства, творческие отчеты артистов,

Сельские зрители
в театрах Новосибирска
	НОВОСИБИРСК. (ТАСС). Величе-
ственный зал Новосибирского ‘театра
оперы ‘и балета заполнили колхозникя
Мошковского, Искитимекого, Коче-
невского и других районов. Сельские
труженики” слушали оперу «Русал-
ка». Месяц назад эту оперу коллек-
тивно прослушали 1.500 колхозников
Новосибирского района.

Велик интерес сибирских хлеборо-
бов к искусству. Часто можно вилеть,
как к городским театрам на автома-
пгинах под’езжают полеводы, живот-
новоды, трактористы, комбайнеры O6-
ласти. В драматическом театре «Крас.
ный факел» за последнее время дано
пять спектаклей по заявкам колхоз-
ников. Им показаны пьесы «Незабы-
ваемый 1919-й». «Свадьба е прида-
ным». «Вонстантин Заслонов» и дру-
гие. Областной лраматический театр
посетили в нынептнем голу свыше 35
тысяч сельских зрителей.

В колхозах «Новая жизнь» и
«Смычка» Новосибирского района
после коллективного просмотра коме:
mu «Свадьба с приданым» быт
провелено обсуждение електакля.
	Пьеса о Сергее Лазо
	ВЕЛИВИЕ ЛУБИ. В Облаетном дрз-
матическом театре состоялось первое
прелетавление пьесы местного лрама-
турга ЛД. Рудого «Этих дней не смолк-
нет слава», посвященной легенлар-
ному герою гражданской войны Сер-
гею Лазо. Премьера была тепло ветре-
	чена зрителями.
	том, Берилзе. Эту ответственность 06-   творчества, советских патриотов!
	Е. КОБАЛЬЧИК,
	рут на себя и ряловые работники, 69-
рут добровольно. по внутренвему с-