to
		СОВЕТСКОЕ

На, Художественной выставке 1950
Тода некоторые композиции на исто-
Гические темы-— результат коллек-
тивного труда художников. Наиболь-
ших успехов добился коллектив, ор-
танизованный и возглавленный на-
репным художником СССР Б. Иоган-
соном.

Такого рода победы, какую одер-
жал на выставке Б. Иогансон, не да-
ютея 0ез тлубокой и длительной вну-
тренней подготовки мастера. Прел-
шоствующая творческая деятельность.
художника во многом определила ха-
Рактер нового произведения — «Вы-
ступление В. И. Ленина на Ш с’езде
комеомола».

Б. Иоганеон занял выдающееся ме-
сто в советском изобразительном ис-
кусстре, как мастер советской исто-
рнческой картины, в значительной
мере спределивитий ее судьбы. Исто-
рическая картнна была и остается ж-
новной в творчестве Б. Horancona,
работы которого в этой области явля-
ютея крупными вехами в развитий
советской исторической живописи.

«Допрос коммунистов», «На ста-
ром уральском заводе» — любимей-
пиве произведения. советекого зрите-
ля. Они демонстрируют также ма-
стерство нового типа, определяемое
во всех своих особенностях социали-
стическим сознанием художника. В
основе всех прошлых композитий
Б. Иоганеона = страстная драмати-
ческая тема человека, стремящетося
К своболной жизни и смело ветупаю-
щего в бой за эту новую жизнь.

Новая картина, написанная
РБ. Иотанеоном и группой мололых
хутожняков, продолжает и развивает
основные принципы советской исто-
ричеекой живописи, найденные и
утвержденные художником в процес-
се созлания ето прежних полотен.
Этот «иогансоновский стиль» про-
ступает и в замыеле и в характере
живописи — материальной, предмет-
ной и красивой. Рожденная, однако;
на новом историческом этапе,
картина отличается от предыдущих
произведений мастера существенны-
ми особенностями.

Владимир Ильич произнес евою
петорическую речь на Ш Всероссий-
ском с’езде комсомола вечером 2 oR-
тября 1920 года. Это был не только
доклад, это была беседа вождя © мо-
лолежью. Как вспоминают участники
с’езла, В. И. Ленин приехал неожи-
данно. Мололежь встретила его бур-
ной овацией, Комсомольцы сплоти*
лись вокруг вождя и слушали его с
наатяженным. вниманием.
	Ильич так и начал: «Товариши,
мне хотелось бы сегодня побесело-
вать на тему о том, каковы основ-
ные задачи Союза коммунистической
молодежи и, в связи © этим, — како-
вы должны быть организации молю=
дежи в социалистической республи-
ке вообще». Ленин находился в гуще
той самой молодежи в шинелях и
кожанках, которая выросла в грозе
и буре, прошла боевой путь на фрон-
тах гражданской войны и приступала
теперь к строительству новой жизни.
Еще не отгремели бои, а Ильич уже
говорил © культуре, которой необхо:
димо овладеть, о коммунистическом
воспитании, о сознательном и диеци-
плинированном труде. «...дти задачи
молодежи вообще, — говорил Ленин,
—H C0030B коммунистической моло-
лежи и всяких других организаций
в частности, можно было бы выра-
зить одним словом: задача состоит в
том, чтобы учиться».
	Никто из участников с’езла не
забудет этого вечера и беседы Ленина
ло конца своих дней.
	Уже лавно вынашивал Б. Иоган-
сон заветную мысль написать Тенина
ий молодежь, раскрыть глубокую ду-
ховную связь вождя © молодым по-
колением. Внутренняя подготовка да-
ла ему возможность сразу, без прелва-
рительного эскиза, писать огромный
холет, насытить ето большим чиз-
лом людей, пользуясь при этом
только карандаптным наброеком пер-
воначального замысла. Можно было
пойти легким и уже проторенным
хругими художниками путем: изо-
бразить В. И. Ленина на трибуне ли-
цом к зрителю, а всю молодежь поз
вернуть в зрителю спиной, затылка-

енин на трибуне.
				ных формах, является важнейпгим з8-
воеванием исторической живописи
5B. Иотанеона, важнейшим завоева-
нием советского искусства. Появив-
таяея на выставке «Индустрия со-
циализма» картина «На старом
уральском заводе» замечательна тем,
что революционный сюжет был обле-
чен в соответствующую ему пласти-
ческую форму. Картина эта выделя-
лась и привлекала сердца заключен-
ной в ней революционной энергией и
красотой живописного языка, с по-
мощью которого так ярко, так тор-
жественно раскрывалея образ рус-
ского рабочего, пробуждавиегося в
соонательной жизни.
	Новая картина Б. Ногансона раз-
вивает те же живописные принципы,
но в более грандиозном  маспетабе.
Еели там художник выделил толгко
две первопланные фигуры, то здесь
их много. Каждое лицо этой эпопеи
написано мастерски, в красивом ко-
лорите, — художник прибегает к
060б0му приему вылеления светом
наиболее характерных лиц. ИН все
вместе они об’единены в гармониче-
ское пелое путем неуловимого, теп-
лого, золотистого тона. В этом смые-
ле можно говорить о симфоническом
методе построения картины. в кото-
рой отдельные «инструменты» сохра-
няют свою мелюдию, свой колорит, не
раетворяяеь в море звуков. Враеота
колорита создается художником-реа-
листом не в отрыве от содержания
картины, а в единстве с ним. Она
вызвана к жизни красотой темы,
одухооворенностью созданных XY-
дожником образов. .
	В. И. Ленин своей речью высоко
поднял молодежь, он развернул перед
ней захватывающие перспективы,
вдохнув великий емысл в ее повсе-
дневную работу. Он предуказал вни-
мавшей ему молодежи трудный, слав-
ный, героический путь борьбы за
коммунизм. Вот откуда возникла вся
образная система картины, 0бн-
лие горячих. тонов, чудесная полнота,
глубина и многообразие каждого цве-
та. В картине не менее 10—15 от
тенков красного цвета, много оттен-
ков синего, коричневого,  веленого,
которые противопоетавлены друг дру-
гу и сгармонизированы, подобно му:
зыкальному аккорду.  Становятся
удивительно красивыми такие «скуч-
ные» цвета и материалы, как чер-
ные кожаные куртки, серые шинели,
солдатские сапоги, деревянная скз-
мейка, потому что чрезвычайно богат
каждый цвет: в черном и коричневом
вы увидите голубые, зеленые, виш-
невые оттенки. Веледетвие того, что
черное дерево рояля изображено в
полную силу, костюм Ленина — тоже
черный, но не столь интенсивный, —
как бы пронизан светом. Там и тут
брошены отлично написанные ши-
нели, связка книг, фронтовые сумки.
Вее это нужные и характерные дета-
ли, рисующие обстановку боевых и
героических дней.

Существует выражение «лепить
цветом форму». Выражение это до-
BOALHO точно передает метол работы
живописца Б. Иогансона и его моло:
дых помошников. Однако, чтобы е та-
кой свободой и точностью вылепить
цветом форму, надо предварительно
тщательно изучить натуру, тии-
тельно  прорисовать воссозданный
образ, совершенно точно разместить
его в пространстве. И тогда живопие
ная форма, опирающаяся на всю сум-
му мастерства ‹хуложника, оставит
впечатление жизненной полноты и
правты. Это осуществлено в картине.
	Конечно, полгода, в течение кото-
рого в большом напряжении сил со3-
давалось это произведение, — срок
крайне малый. И потому можно ука-
зать на некоторые мелкие недостат-
ки в картине, но они не существен-
НЫ HE B коей мере не заслоняют
собой яркого поэтического и цельного
образа.

Перед нами живое, огненно напи-
санное произведение, раскрывающее в
красивой пластичной форме одну из
волнующих страниц в революцион-
ной борьбе нашего народа за высокие
идеалы коммунизма. Вартина «Вы-
ступление В; И. Ленина на Ш с’езде
комсомола» принадлежит к тем про-
изведениям искусства, которые опре-
леляют уровень всей выставки 1950
	Года.

Наталия СОКОЛОВА.
	1300 слушателей, свыше 1200 ра-
ботников искусств учатся в нем сей-
чае.
	Очень важна роль ЦДРИ в укрел-
лении связей работников искуеств с
лучшими людьми нашей страны.
В. нашем Доме часто можно ветретить
знатных людей —- Работников про-
мышленности и сельского хозяйства,
в частности, колхозников Бронницко-
го района, нах Домом культуры кото-
рого мы пефствуем. Больние влаче-
ние имеет творческое общение работ-
ников советского искусства и переда-
ча опыта крупнейших мастеров мо-
лодым кадрам. Этому содействуют
специальные вечера, часто  устраи-
ваемые беседы и обсуждения. .

ПДРИ сумел об’единить многочис-
ленный творческий актив работников
искусств, ведущий большую работу в
различных секциях. Не случайно Bo
время Веесоюзного смотра профеоюз-
ных культучреждений, проволдивиге-
гося ВЦОПС в 1949 году, ПДРИ занял
первое место.

Ham Дом стремится сделать свою
деятельность многогранной, насы-
щенной высоким идейно-политиче-
ским содержанием, стремитея всеми
средствами способствовать коммуни-
стическому воспитанию нашей хуло-
 ‘жественной интеллигенции и повы-
шению ев профессиопалыьного мастер-
ства.
	В. БАРСОВА,

народная артистка СССР,
председатель правления
Центрального дома работников
искусств.
	Архитектура
Советской Армении
o
	Алексей Максимович Горький, по-
бывав в 1928 году в республиках
Закавказья, с’ восторгом писал 0
строительстве нового государства ра-
бочих и крестьян. В Армении вели-
кого пролетарского писателя больше
всего поразил размах строительных
работ в Ереване. «Серый каменный
город на фоне хмурой маесы сребро-
	riaporo Apapara, в шапке краеновз-
	тых облаков, — этот город издали
вызвал у меня впечатление заклю-
ченного в клетку строительных ad-
сов, на которых муравьиные фигур-
ки рабочих ленят ‘новые здания Kast
Gyro неноередственно из каменной
массы библейской горы».

Физнь наша полна великих свер-
шений. Что вчера казалоеь  грач-
диозным, ‘‘свголня  представляетел
небольшим и ‘обычным. Й если во
времена поездки А. М. Горького в0с-
хищение вызывало строительетво TAK
называемого Вооперативного городка,
то ныне этот городок. раетворилея в
массе новых сооружений, обступив-
ших его со всех сторон.

3a истевшие после посещения
Горьким Еревана двадцать два года
строительства в Советекой Армении
приюбретало вс6 больший и больший
размах. Ныне. нет’ буквально ни 0д-
ного города; ни одного села, где бы
не воздвигались жилые дома, больни=
цы, школы, ‘клубы, ясли, театры,
универмаги, административные зда-
ния. Реконструируются. и  блаш-
устраиваются курорты и районные
центры республики, продолжает раз-
виваться совружение поселков для
армян-ренатриантов, ‘возвративших-
ся < чужбины на родину.

Естественно; что наибольшего раз-
маха строительетво доститло в суоли-
це Совотской Армении —— Ереване.
Ереван из «счастливой ямы», как его
называли в древности персы, или
«глиняного горшка», как ето окре-
стили в первой половине ХХ века,
превратился в советскую эпоху в го-
род многоэтажных каменных домов,
больших парков и широких проспек-
тов, тород грандиозной народной
стройки, о котором образно сказал
талантливый. армянекий поэт Ованес
Шираз:

..Шли темные века
Беселедно. безотрално.

Был мукой каждый миг

И песней — скорбный стон.
И вот зато теперь

Ты высишься нарядно,

Из камня гор родных
Наролом возведен...

Напомним,. что до революции в
Армении было всего лва небольших
заштатных города-—Эривань и Алек-
сандрополь, А теперь, помимо столи-
цы республики — Еревана, выросли
такие крупные города, как Ленин-
акан (Александрополь), Киров-
акан (Жараклие), Алаверли,  рай-
онные центры Артик, Кафан, Го-
рис, Эчмиадзин, Аштарак, Нор-Бая-
зет и десятки других. Во всех этих
городах резко повысилась культура
градостроительства и благотетройст-
ва, получивиего особенно широкий
размах в послевоенные голы.
	В больших, масштабах осущеетв-
ляется строительство колхозных го-
родов. Так, Мргазматекий колхоз Ок-
темберянекого района, об’едлинивший
три артели, заканчивает в текущем
году постройку клуба на 600
человек. В колхозе возводитея много
домов, строятся больница, родиль-
ный дом, амбулатория, ясли, дет-
сад, дом для учителей, электромель-
ница, различные сельскохозяйствен-
ные постройки. Большие работы
по благоустройству колхозного
села  ведубя в  Арташатеком,
Эчмиадзинеком, Шамшадлинском, Ки-
роваканском. и других районах. В
одном только Арташатском районе в
1950 голу проложено 27,5 тысячи
квадратных метров новых улиц, ва-=
ложено 3.5 гектара новых скверов,
посажено 35 тысяч деревьев, строит-
ся 120 жилых домов для колхозни-
ков, 6 клубов, 10 бань. Эт не
исключение; большое строительство
ведется в каждом районе. Достаточно
сказать, что к концу пятилетки в се-
лах республики будет создано около
300 новых клубов! Надо знать,
какой была нищая армянекая дорево-
люционная деревня, чтобы оценить
социалистические ‘преобразования, в
которых уже явственно проступают
черты коммунизма!

В архитектуре города, как в
раскрытой книге, читается его
невзрачное прошлое, величественное
настоящее и блестящее будущее.
Улицы и площади Еревана — вто
живая нетория развития советской
архитектуры Армении, история ее
неуклонного движения вперед, роста
мастерства ее творцов. Рядом © розо-
вым туфом новых многоэтажных зда-
ний — уходящие в  безвозвратное
прошлое покосившиеся стевы гаино-
битных хибарок, рядом © широким
проспектом Сталина — кривые, уз-
кие улочки Конда — коммунального
заповедника, сохраняющего в непри-
косновенности . облик старого города
для грядущих поколений.
	На месте пусетырей и загородных
свалок прелегли гладкие ленты про-
спектов им. Микояна, Орджоникидзе,
Берия и Закавказской Федерации. В
центр Еревана, как в драгоценную
каменную оправу, = впаяна  ве-
личественная площадь Ленина, К, ко-
торой стремятся все главные артерии
горла, .

Дом правительства и Государствен-
ный оперный театр. созданные вы-
дающимся советским зодчим Алек-
сандром Таманяном, перестали быть
уникумахи — рядом в ними выросли
многочисленные новые злания. Вто-
poe и третье поколения советских
зодчих Армении не только бережно
приняли из рук своего руководителя
эетафету созданных ‘им традиций, в
свою очередь связанных нитью пре-
еметвенности с традициями древней
архитектуры, но и сумели развить п
обогатить их.

Ереван интенсивно  застраивался
вее трилцать лет ‘своей советской
жизни, Но такого размаха стоитель-
	С Художественной
выставки 1950 года
oO
	Художник написал свою картину
как бы из-за кулис. Благодаря это-
му композиционному приему удалось
отлично показать и В. И. Ленина,
обращающегоея к молодежи (причем
показать вождя в тесном общении ©
аудиторией), и самую. молодежь. Зри-
тель видит отлично написанные
взволнованные, сосредоточенные ли-
ца молодых людей. Молодежь валюл-
нила поотказа весь зрительный зал,
расположилась на эстраде в золоче-
ных креслах, оставшихся от прежз
них хозяев купеческого собрания, не-
которые притулидиеь к роялю.
	Новое по сравнению ©. предшество-
вавшими работами художника заклю-
чалось прежде ‘всего в том, что
Б. Иоганеон более пироко развернул
тему о революционной народной мас-
се. Новыми оказались огромные мас-
штабы композиции. Естественно; что
такие масштабы требовали исключи-
тельного напряжения духовных и фи-
зических сил, что и вызвало ортани-
зацию коллектива. В создании кар-
тины, кроме Б. Иоганеона, приняли
участие В. Соколов, Д. Тегин, Н. Че-
баков, Н. Файдыш-Ёрандаевекая. Для
молодых художников эта работа ©
болыним живописцем явилаеь отлич-
ной школой мастерства:
	Вюллектив принимал’ участие на
всех стадиях рожления картины, на-
чиная от обсуждения композиции, пю-
исков типажа, имевшего Blech’ pe-
шающее значение, ибо речь. шла о
HOBOM поколении ллолей, взращенных
Великим Оклябрем, кончая непоеред-
ственной работой на холсте.

Работа без эскиза потребовала or
коллектива, и прежде всего ‘от автора
композиции Б. Иогансона; не толь-
Ro безупречной точности, верноетя
руки’ и глаза, нс и железной само-
дисциплины. В процессе работы надо
было жертвовать рядом «живопис-
ных находок» во имя цельности ком-
позиции, во имя ясности выражения
идеи картины. Более лесяти фигур
пришлось стереть, так как они пере-
тружали композицию, многое изме-
нялоеь и дополнялоеь в процессе ра
боты, потому что важно было под
черкнуть главное.

Ленин изображен в гуще молоде-
жи, ив то же время он является цеч-
тром композиции. Жест его руки
сповойный, раз’ясняющий. Этот
образ соответствует народному пред-
ставлению 0 Ленине, — которого
И. В. Сталин характеризует «как
HOBOTO вождя новых масс, простых и
обыкновенных Mace  глубочайних
«низов» человечества».

Превосходно нарисована и пласти-
чески решена фигура Ленина, с лю-
бовью, тщательно выленлена его го-
лова — голова мудреца. Свет, осве-
щающий голову Владимира Ильича
и его руку, имеет внутреннее, пси-
хологическое значение в раскрытии
одухотворенности образа, Е
	С глубочайцим вниманием отнес-
лись авторы и к другим действую-
щим лицам. этой исторической эпо-
пеи. Воссоздан яркий образ молоде-
жи, которая живет, мыслит, BOI-
нуется, готовая действовать по пер“
вому призыву Ленина. Эти юноши,
изображенные прямо, в полоборота
или в профиль. по-особому светлы и
близки нам. Комсомольцы не слу
скают глаз с вождя, многие запи-
сывают его слова, чтобы затем пере-
дать их товарищам. Олин даже при-
встал, повидимому, для того, чтобы
задать Ленину вопрос. Лица эти изо-
бражены с такой ясной простотой,
написаны © такой энергией, что
неметленно приковывают ьнимание
зрителя.
	Сразу ощущаетея центр компози-
ции, который неотделим от втозюго
плана, елит с ним и настоятельно
требует обзора всей сцены. Этот метол
реалистической композипии обуслов-
ливает жизненность изображенного.
Зритель невольно обнимает взором
вею композицию в целом. вилоть до
	летних рядов, оэзаренных неярьим`
	светом люстр, и снова возвращается
к первому плану картины, вновь И
вновь переживает все богатства ее
образов.
	Образ современного советского че-
	Ереван. Площадь Ленина. Дом культуры. Архитекторы М. Григорян и 3. Сарапян. 1950 г.
	ства, такого пафоса созидания, какой
достигнут ныне, город не знал никог-
	да. Еели прежде строилиюь отчельные
	дома и кварталы, то сейчас застраял-
ваютея целые улицы. Еели ранее та-
кие крупные об’екты города, как
Дом правительства, Оперный театр,
Дом книги, етроилиеь десятилетиями,
то ныне здание ЦЕ ВКП(б) Армении
построено за лва года, а грандиозный
Монумент Победы — величеетвенный
памятник вождю — создан всего за
двадцать месяцев.

Последовательно и неуклонно пла
вверх линия развития архитектуры
Еревана, этого удивительно цельного
и колоритного в своем архитектурном
облике города.

От лучших построек трилцатых го-
TOR ио таких об’ектов послевоенного
строительства, как здание филиала
ИМЭЛ (арх. С. Сафарян), злание ЦК
КП(б) Армении (арх. М. Григоряя),
коньячный завод (арх. 0. Маркарян),
мост Ахтанак (инж. С. Овнанян,
арх. А. Мамиджанян), акведук через
реку Зангу и подвалы треста «Ара-
рат» (арх. Р. Иесраэлян), хололильние
(арх, Г. Агабабян) и жилые лома
(арх. Г. Таманян, В. Акопян, 3, Бах-
шинян, Г. Агабабян, 0. Акопян,
В. Белубекян и другие), пройден лол-
гий путь упорных творческих иеха-
ний — путь, приведший к многобра-
зию образов и форм, глубоко проду-
манным плановым и об’емным реше-
ниям, определению места и роли каж-
дого архитектурного об’екта, в слож-
ном горолеком организме.
	_ Широкое разритие получило строн-
тельство памятников, которыми в на-
стоящее время может законно  гор-
длиться Ереван. В пластичных и жиз-
ненно полнокровных образах Нельсу-
на Степаняна (скульптор А. Сарксян,
арх. Г. Агабабян) и Хачатура Абовя-
Ha (ckyabutop С. Степанян,
арх. Г. Таманян), в монументальном
памятнике Ленина (арх. Н. Нарему-
зова, Ла Вартанов. скульптор С. Мер-
куров) и, наконец, в величественная
Монументе Побелы (арх. Р. Иераэ-
	Лян, скульптор ©. Межуров) вид-
ны упорный труд и влумчивая ра-
бота,  характеризуемые торжеством
	принципов социалиетического реа-
лизма —— реалистической трактовкой
и романтической  взволнованностью
образов, идейной насыщенноетью и
подлинной ‘народностью,  богатетвом
форм.
	Основным вопросом  градоетрои-
тельной практики Еревана является
его анкамблевая застройка. В отли-
чие от Тбилиси и Баку, в Ереване ло-
советского периода He было капи-
тальных зданий, которые могли бы
служить исходными компонентами
при планировке и застройке города.
Это обстоятельство, давая зодчим воз-
можность распределить наиболее от-
ветственные сооружения на вы-
игрышных (с точки зрения архитек-
турного ансамбля) местах, налагало
на них большую ответственность 38
выразительность TeX или иных
сооружений, подчиненных единому
замыслу, единой композиционной
идее. Сейчас Уже можно судить 06
основных контурах центральной ча-
ети Еревана, постепенно складываю-
щихея в законченное целое.
	Строгий и монументальный 0%-
лик площади Ленина обогатилея но-
выми чертами благодаря зданиям
Арипромсовета и Управления треста
«Арарат» (арх. С. Сафарян), капи-
тально реконструированному Дому
культуры и бассейну (арх. М. Гри-
горян и 9. Сарапян). В пропоэдиях,
членениях, модуляции деталей, богат-
етве пространственного решения этих
сооружений и ранее построенного
памятника Ленина, входящего в
ансамбль площади, видно подчинение
единому композиционному замыелу—
трактовать площадь Ленина как илей-
ный, общественно-политический и
административный центр  торода.
Мнотообразные средства архитекту-
ры, привлеченные авторами новых
сооружений для выражения этого за-
мысла, оказались достаточно эначи-
тельными.
	Архитекторы Еревана  мыелят
свою работу в большом  традострои-
тельном плане — этим об’яеняется
логика архитектурных форм, силуэ-
тов зданий, их 0б’емных решений,
подчиненных в большинстве случаев
ансамблевой застройке. Так, папри-
мер, проспект Ленина в своем север-
ном торце ограничен холмом. По
проекту архитектора Г. Агабабяна, на
оси этого торца строится Дом-музей
классика армянской литературы Ова-
неса Туманяна. Обуаботав Фасад
рельефным изображеннем трех арок,
автор создал Глубокое светотеневое
пятно, = ROTOpOe отлично читаетея
издали, завершая улицу. Другим при-
мером может служить завершение
проспекта Абовяна монументом Хача-
туру Абовяну, замыкающии перспек-
	тиву, Намятник удачно вписан в
ансамбль сквера. Хорошо продумана
застройка проспекта Орджоникидзе.
Чередование зданий различной этаж-
ности с массивами парков, украшен-
ных монументальными каменными и
чугунными оградами, подчинено идее
постепенного раскрытия ансамбля, во
всем многообразии его 90б’емной и
архитектурной трактовки.

Таких примеров можно привести
множество. Они говорят о больших
достижениях архитекторов Еревана,
но они же дают право указать и на
недостатки, устранение которых при-
ведет архитектуру столицы в еще
большему расцвету.

Главный из этих нетостатков —
He Beerla удачные решения ансамб-
лей. Как на характерный пример,
можно Указать на застройку улиц
Амиряна и Баграмяна. Несмотря на
наличие значительных сооружений,
ансамбли не сложились в целостную
архитектурную композицию. 0бе
улицы представляют собой лишь кон-
гломерат. хороних в отдельности зда-
ний. Думается, что этот дефект яв-
ляется результатом неполноценного
решения всего комплекса задач, воз-
никающих при застройке улицы. Не
продумана 06’емно-пространственная
композиция ансамблей. Не решен
вопрос раскрытия перспективы с
учетом рельефа, природы, окружаю-
щей застройки, силуэта, об’емных
акцентов и других элементов, пра-
вильный учет которых только и м0-
жет обеспечить, создание НЫЙ
Ного архитектурного ансамбля,

Другой, немаловажный с градо-
строительной точки зрения нелоста-
Ток, выявившийся в побледнее вре-

мя, — это излишняя питрина, уногих
проспектов. В прошлом Ереван — го-
род Узких, кривых и запутанных
улиц. Естёственна тенденция расши-
PHTh WH выпрямить их. Однако, когда
идущие парзллельно на небольших
расстояниях проспекты Сталина
и Адбовяна и улицы  Терьяна
и Налбандяна имеют магистральную
ширину от 40 до 50 метров, теряется
соотношение главного и второстепен-
Horo, нарушается масштаб улиц. А
кажлая улица, буль то крупная ма-
гистраль или небольшой переулок, в
зависимости от своего назначения и
места расположения в городе, харак-
теризуется различной шириной, ин-
тенсивностью; высотой и силудтом
застройки, разрывами между злания-
ми и доугими архитектурными коу-
пэвентами.

ВАрюме того, излипнняя ирина,
улиц и частые разрывы между
ниями, не обусловленные  компози-
ционными, санитарными и другими
требованиями, приводят к потере цен-
ной лля застройки территерпи. Нако-
нец, следует указать H Ha TO, что
архитекторы Еревана излишне «мо-
нументализируют» жилищную архи-
тектуру города. В таком южном горо-
де, как Ереван, с его исключитель-
но благоприятными климатическими
условиями, хотелось бы видеть боль-
шее раскрытие зданий, большую лег-
кость и пространственное многообра-
зие решений.

Ленинакан, второй промышлен-
ный и культурный центр республи-
Би, несет в своем облике черты боль-
шого, бурно растущего советского
города. За последнее время в нем
выетроено множество жилых домов,
школ, больниц. Зазефальтированы и
озеленены Центральная и Привок-
зальная площади, проспект Ленина,
улицы 26 комиссаров, Победы, Кали-
нина и другие. На месте узенькой
извилистой улочки, по которой преж-
де трудно было пройти, за два непол-
ных последних года создан оли
из красивейнгих проспектов города —
проспект Сталина с полосой зе-
леных насаждений по середине,
имеющий в ширину 60 метров. Сей-
чае идет застройка проспекта новыми
многоэтажными жилыми домами.
	Большие перемены произошли за
последний год в Вировакане — быв-
шем дачном поселке Караклиее, ныне
крупном промышленном центре. И
здесь центральной магистралью геро-
да стал бурно застраиваеный  про-
спект, носящий имя вождя. Ето дли-
на превышает два километра.
	В городах и районных центрах, не
считая Еревзна, высажено около по-
лумиллиона декоративных деревьев,
вымощено 123 тысячи и заасфальти-
ровано 100 тысяч квадратных метров
улиц. Капитально отремонтированы
59 улиц, 29 улиц полностью
реконструируются. Во всех этих горо-
дах ведется болышое строительство,
характерной чертой которого являют-
ея широкий фронт работ и кохплекс-
ная, анеамолевая застройка.
	Такой метод заетройки  торолов
обеспечивает елиновременную рекон-
струкцию целых кварталов и улиц,
создаег исключительно блатоприят-
	Фото А. Булгакова.
	ные условия пля сооружения завон-
ченных архитектурных ансамблей.
	29 ноября в Ереване было’ открыто.
сооружение, которое войдет в исто-
рию его архитектуры, Kak одно
из наиболее значительных произведе-
ний. На бровке Ванакерского плало,
по 06и проспекта Сталина возведен
Монумент Победы. Эта сложная
архитектурно-екульитурная компози-
ция призвана запечатлеть в веках
торжество и величие победы  совет-
ского народа в Великой Отечествен-
ной войне, любовь и благодарность
трудящихся своему великому вождю.

Памятник этот по своим размерам
в настоящее время не имеет себе рав-
ных в Советском Союзе. Высота ero
51 метр. Для сравнения можно ука-
зать, что Монумент Победы на 6
метров превышает высоту Большого
театра в Москве. Сочетание ap-
хитектурного пьедестала 60 бБуль-
птурой, где оба эти компонента яв-
ляются полноценными элементами
композиции, имеет в советской архи-
тектуре свою традицию. Достаточно
вспомнить Дворец Советов, советские
павильоны на Парижской и Нь-
Йоркской выставках. Именно эта, тра-
диция нашла свое развитие в Мону-
менте Еревана.

Трядцатитрехметровый каменный
(из местного черного туфа) пьедестал
Монумента представляет собой мощ-
ный стилобат с лестницами на глав-
HOM п заднем фасадах, ведущими на
широкую плошадку, окружающую
многоступенный постамент, несущий
скульштуру И, В. Сталина. Скульпту-
ра выполнена из чеканной меди, ев
высота, © мелным плинтом, на ROTO
ром столт фигура, равна 18 метрам.
Вокруг Монумента раскинулся боль-
шой парк. Внутри пьедестала ‘будут
‘размещены залы музея Великой Оте-
‚чественной войны, © большим,  два-
дцатиметровой высоты, центральным
залом Апофеоза. Во внутренней от-
делке залов прелположено иепользо-
вать драгоценные породы камня, мо-
заику, смальту и другие материалы.

Автору проекта — молодому, та-
лантливому золчему Рафаелу Иераз-
ляну, в творческом содружестве с на-
родным художником CCCP скуль-
птором С. Меркуровым удалось ©о-
здать органичное и целостное соору-
жение, связанное крепчайцими нитя=
ми традиций © лучшими `нроизведе-
ниями национальной классики.

Лаконизм об’емов и архитектурного
декора, его распределение на глухих
каменных поверхностях, тонко нара-
сованный орнамент центрального
портала и двухметрового ордена
Победы, выделяющихея Ha главном
фасаде, заставляют вепомнить благо-
родную сдержанность древних памят-
ников Армении: Рипеима, Зоравара,
Аруча. Созданию полнозвучного 0б-
раза сооружения способствовало уча-
етие народных мастеров в резьбе op-
наментов.

Традиции национальной архитек-
туры талантливо претворены не толь-
ко во внешнем облике монумента, но
и в организации внутреннего - про-
странства музея. В конструктивных
схемах главното вестибюля и цент-
рального зала видна преемственность,
идущая от памятников Тегада и
Агарцина. 7

Велико градостроительное значе-
ние Монумента. Проспект  Сталяя»
получил теперь силуэтное и об’емное
завершение, Канакерское плато —
законченность и выразительность.

В Уонлументе Побелы все подчине-
но основной композиционной илее—
выявлению архитектурными B CRYAB-
птурными средствами величия образа
вождя. Виртуозно нарисованные де-
тали пьедестала — каменные вото-
сливы, торшеры для освещения, флаг-
штоки, резьба орнаментов централь-
ного портала, парапетов подиума,
лестничных ограждений—лишь уен-
ливают образное звучание самой
скульптуры, в исполнении которой
скульнтор С. Меркуров достиг вы-
дающихся результатов.

олная мощи и благородетва
фигура вождя несет в себе черты
высокого гуманизма и внутренней си-
  лы, уверенности и спокойствия. Лег-
  кое движение, приданное фигуре,
усиливает напряжение всей компози-
ции. Монумент Победы — выдаю-
Щееся синтетическое произведение
советской архитектуры и скульт-
туры, вошедшее неот’емлемым ком-
понентом в облик города и ставшее
его органичной и существенной ча-
CTE.

Есть глубокий символический
смысл в Том, что раскрепощенный
армянский народ возвел в своей сто-
лице два грандиозных  монумента-
памятника великим вождям. Эти мо-
нументы стали идейной основой
всего архитектурно-композиционного
замыела Еревана — одного из ЕРа-
сивейших городов Советского Союза.

Ю. ЯРАЛОВ,

ми. В. Погансон предпочел иной путь. ловека, разрешенный в монументаль-
	28 лекабря—209-летие со дня 0<-
нования Центрального дома, работни-
ков искусств. Юбилей крупнейшего
творческого клуба столичной  худо-
жественной интеллигенции — праза-
ник всех габогников искусетв.
	Центральный дом работников HC-
кусств хорошо знают не только MOCE-
вичи. но и артисты периферии, а так-
же многочисленные деятели культу-
ры стран народной демократии. приез-
жающие в Москву и встречающиеся
в ПДРИ с мастерами советского ис-
вусетва.

ПДРИ вырое из клуба, енованнеь
в 1930 голу московским обкомом
профсоюза Рабие и завоевавшего
вскоре широкую популярноеть в ар-
тистическом мире. Он об’единил ра-
ботников искусств различных про-
фессий и привлек многочисленных
друзей из среды ученых, политиче-
ских деятелей, инженеров, предета-
entered Советской Армии и Флота.
	В клубе проверялось творчество
многих замечательных мастеров ©9-
ветской сцены. Здесь выросли как
пеполнители такие художники, Kak
Д. Орлов и С. Образцов. ныне нафод-
ные артисты РСФСР и лауреаты
Сталинских премий. Артисты совет-
ской эстрады и музыканты-иеполни-
тели показывали в клубе свои премь-
еры. В создании клубз и его повсе-
дневной работе актявно учаетвовали
лучиие представители советского
текусства— И. Москвин, В. Качалов,
1 Собинов, А. В. Александров, М.
Климов и другие. Частыми гостями
клуба были А. М. Горький, В. В.
	Юбилей Центрального дома
работников искусств
	Маяковский, Н. М. Шверник, А. В.
Туначарский А. Я, Вышинсквий,
С. М. Буденный. Валерий Чкалов,

По решению ТХ Вевсоюзного е’езда
профсоюза Рабис вместо находивше-
roca в небольшюм помещении клуба
был открыт Центральный дом работ-
ников искусств в большом, прекрас-
но оборудованном здании.

В лни Великой Отечественной вой:
ны ЦДРИ не прекращал работу, под-
чинив всю евою деятельность идейно-
политическому воспитанию работни-
ков искусств и мобилизации их Ha
делю скорейшего разгрома врага. В
первые годы войны клуб организовал
художественное обелуживание  фане-
ных бойцов. сбор средетв на, построй-
KY танков и самолетов, концерты в
фонд помощи детям погибших фрон-
товиков. За свою работу по сбору
средств на нужды фронта ЦДРИ удо-
стоилея благодарности Иосифа Висеа-
рионовича Сталина.
	По окончании Великой Отечествен-
ной войны вся деятельноеть Цент-
рального дома работников искусств
строилась в соответствия е истобиче-
	скими постановлениями ПЬ ВЫШОо)
	о литературе и искусстве,
Основа идейно-политической pabo-
	ты ЦДРИ — вооружение художест-
венной интеллигенции маркеиетеко-
ленинской теорией. Главное место
здесь принадлежит филиалу универ-
ситета  маркоизма-ленинизма MIR
ВАб), орранизованному пля ажте-
ров, художников и музыкантов ©то-
лицы. Филиал университета в по-
слевоенные голы окончило свыше