26 лекабря 1950 г.,

Вторник,

Издания 1991 года

* `` Новые книги по вопросам
	В иастулающем году значительно
расширяется издание литературы но
вопросам театра, киноискусства, дра-
  матургии ‘и живописи;

В Главполиграфизлате при Совете
Министров СССР сотруднику газеты
«Советское искуество» расеказали:
	— Издательство «Искусство» в
1951 году выпустит ряд книг по ис-
тории русекого дореволюционного п
советского искусства и маркеистско-
ленинской эстетике. В одно из изда-
ний — «Хрестоматию по история
русской художественной критики» —
Войт высказывания писателей, ху-
дожников и критиков ХХ века по
важнейшим теоретическим вопросам
сут. Большой интерее в этом

плане представит выпуск второго та-
ма избранных сочинений В. В. Стаео-
ва. $

Будет издан рях работ по теории
и истории русского и советского те-
атра. Некоторые из них представляют
собой творческое наследие крупней-
ших театральных деятелей: «Запис-
ки, статьи и письма» М. С. Щепкина
и А. И. Южина; «Статьи, письма,
записки» А OL. Ленского: «бя
	письма. речи» В. С. Станиелавекого
	и Вл. И. Немировича-Данченко.
Творческому опыту ведущих ap-
тистов и режиссеров советского те-
атра посвящены . сборники: «Нафрол-
ные артисты CCCP х себе», «Образ
моего современника». книга А. Яблоч-
	KOH — «Мизнь в театре», рз-
боты Н.` Черкасова, `Р. Захатова,
Л. Вивьенз_ Существенное xeeto B
	плане 1951 гола займут монографии
© театрах братских республик и от-
дельных актерах. В этом же голу из-
дательетво приетупит к выпуеку м9-
нографий о ведущих советских дра-
матургах. ^

Почти в десять раз увеличивается
выпуск литературы для художествен-
ной самодеятельности. В серию «Ре-
пертуар театральной самодеятельно-
сти» войлут лучшие произведения ео-
ветеких драматургов. Многоактные
пьесы, получившие высокую оценку
советской общественности, излаютел
стотысячными тиражами. Каждая
пьеса сопровождается режиссерскими
комментариями ведущих мастеров те-
атра. Другая серия — «Учебно-мето-
дические пособия»— призвана способ-
ствовать повышению квалификации
руководителей художественной само-
деятельности, она включает работы
по методике режиссуры и актерского
мастерства.

В план Гоекиноизлата на, 1951 гол
включены такие актуальные и знз-
чительные темы, как «Работа в кино-
искусстве нал образами В. И. Ленина
и И. В. Сталина», «Образ нового 4e-
ловека в советском кино», «Советское
киноискусство в борьбе за мир», «Ки:
нематография стран народной  демо-
кратии» и др. Пособием для молодых
режиссерских и актерских кадров со-
ветекого кино явится «Сборник ‘ста-
тей по вопросам режиссуры и актер-
ского Мастерства». В сборник вкаю-
чены Монографии о ведущих  масте-
рах сорётекого киноискусства. Будут
переизданы шеститомник «Избранные
сценарии советского кино», сборник
«Избранные сценарии научно-попу-
лярных фильмов».

В тематическом плане Госкяноиз-
дата значительно расширен pases
«Творческий путь киноактера». уве-
личены 0б’ем и тиражи учебников и
учебных пособий. Книги «Первые
русские фотографы-реалиеты» И
«Первые русские фотоаппараты» по-
священы вкладам руеских ученых и
художников в теорию и практику
dorornaduy.
	Существенной особенностью’ тема-
THyeckoro плана Госкиноиздата на
1951 тол являетея широкое привле-
‘чение новых авторских кадров. Ha-
  ряду © ведущими мастерами кино; из-
рестными кинодраматургами, кинове-
чами и крупными учеными в области
`кинотехники в качестве авторов вы-
етупят молодые специалисты и сту-
денты Государственного института
кинематографии.
	ставят пьес аргентинских авторов.
Остальные же, за исключением теал-
ра им. Сервантеса, ставят пьесы,
которые, по словам автора статьи,
лишены какого бы то ни было энз-
чения и не заслуживают того, чтобы
их подвергали анализу или крити-
ве. 0б’ясняя причины упаялка арген-
тинского ‘театра, автор пишет:
«К сожалению, наши театры  нахо-
дятся нев руках артистов или лю-
дей. влюбленных в искусство, а в
руках предпринимателей, чьи сквер-
‘ные вкусы и коммерческие с0обра-
‘жения определяют качество спектак-
лей, которые мы должны терпеть».
	С этих выводом нельзя не <огла-
иться. Художественный уровень
большинства аргентинских театров
действительно чрезвычайно низок. В
`Артентине, как и в любой капита-
листической crpane, театр — это
коммерческсе предприятие, принад-
лежащее беспринципных дельцам,
не имеющим вичего общего с искус-
ством. Но в тб же время театр — в
большой степени и «орган полити-
ки». Однако совсем не той лемокра-
`‘тической, независимой, националь-
ной политики, в срган которой меч-
`тали превратить аргентинский театр
ero воздалели в начале прошлого
столетия, Большинство театров стра-
ны ‘стало проводниками глубоко  ре-
акционной, антинапиональной поли-
ТИКИ. “Те, кто с театральных под-
  MOCTROB_. ‘Аргентины проповелует
CuepTh Kak благо, отказ от жиз-
нии от  борьбы за жизнь Rak
добродетель, _ выполняют заказ под-
жигателей ‘войны е Уолл-етрита.
Не елучайно в пьесе «Обожание»,
соетряпанной изменившим своему
народу и пошедшим на службу к
Франко непанским драматургом Ха-
синто ‘ Бенавенте, ` развиваются
такие илеи, что ‘Аргентина, как
“i Bea Чатинекая ‘Америка,  долж-
‘на ‘етать поставщиком  стратегиче-

ского вырья и пушечного мяса —
превратиться `в придаток военной ма-
шины: США.

Не случаен также п повышенный
интерее к артентинскому тватру,
	Искусство пемократической Германии
	служит
			Сцена из спектакля «Мать» — инсценировка Б. Брехта по одноименному
роману М. Горького. Спектакль поставлен коллективом Лейпцигского

театра.
	Ф
Ганс ЭЙСЛЕР,
	Для меня большая радость paccRa-
зать советскому читателю © моих
поелелних работах. Прежде всею я
	  хочу упомянуть 0 еозланных MAOH
	Национальном гимне Германской де-
мократической республики (текст
Иоганнеса Бехера), затем о симфония
в честь Гете (к двухсотлетию со: хия
рождения- поэта) и о кантате 1950
года; написанной для торжественного
концерта по случаю третьего с’езла
Социалистической единой ^ партии
Германии. се а

Недавно опубликован первый ctop-
ник моих «Новых германских песену
(на слова Иоганнеса Бехера). В этом
сборнике 15 произведений, в том
числе «Гимн Советскому (С0юзу» и
«Фенин». Скоро появится также вто-
рой сборник, в который, в частнеетя,
включаются «Песнь о‘мире» и «Аме-
риканцы, убирайтесь вон». Большин-
ство произведений, входящих во вто-
рой сборник, уже’ появилось в грамм-
записи. В ближайшее время выйдет в
свет сборник песен для детей. Мной
также написана музыка к фильмам
«Хлеб наш насущный» и «Совет бо-

гов».
	1950 год был переломным в
нашей музыкальной жизни. Весь-
ма характерно, что наша  моло-
дежь проявляет все больший интерес
к музыкальной жизни республики.
Для нее пишутея новые песни, про-
славляющие единство Германии,
дружбу < Советским Союзом и co
странами натолной демократии, пес-
ни. призывающие к дорьбе за’ мир.
	Пережитки идеологической от-
сталости еще дают себя знать. Уро-
вень художественного творчества.
вследствие всего пережитого за годы
гитлеровского господства еще низов
	Тем не менее, мы полны оптимиз
ма, встречая новый, 1951 год. Най:
‘дены новые, правильные пути даль:
нейшето развития нашей музыкаль-
ной Культуры. подготовки и воспи-
тания нового поколения музыкантов.
Правительство Германской демокра’
И республики оказывает са
  мую широкую поддержку прогрессив-
  or устремлениям деятелей музы:
кального фронта.

Я лично работаю как музыковед,
педатог и` композитор, Свои залачи в
новом, 1951 году я вижу в Том, что-
бы активно содействовать борьбе. зз
мир, за единетво Германии, за по-
строение демократической культуры
и утверждение реализма в искусстве.
В прошлом году я написал много пе-
сен для массового исполнения. В
тесном содружестве се поэтом Стефа-
ком Хермлином мною была  созлата
«Манефельдекая оратория», повеет-
вУющая о рабочих `Манефельлеких
	созипанию и миру
	По просьбе редакции газеты «Советское искусство» виод-
ные деятели культуры Германской демократической рес-
публики рассказывают читателям нашей газеты о том, что
ими сделано в 1950 г., и делятся своими творческими пла-
		нами на новый, 1951 год.
———————— < >
	писатель, лауреат Национальной
	Отлядываяеь на истеклгий год,
деятели культуры нашей Германской
демократической феспублики- преиз-
полняютея глубокой блатодарноетью
Е правительству, которое в такой or-
ромной мере содейетвовало развитию
культуры в Германии. Ученый и ху-
дожник чувствуют себя также 0бя-
занными выеказать глубокую благо-
дарность трудянимся, создавшим ево-
им трудом основы новой жизни в
нашей Германской демократической
республике.
`В наступающем голу каждый ра-
ботник фронта культуры, если оч
действительно заслуживает этого’ вы-
		Иоганнес Р. БЕХЕР,
	премии, президент культурбунда
	сокого звания, приложит все вилы в
тому, чтобы в своей области деятель-
ности быть на уровне высоких тре-
бований, прел’являемых нафодом.
Деятели искусства и науки пряло-
жат все силы в тому, чтобы евоим
творчеством содействовать выполне-
нию пятилетнего плана развития на-
родного хозяйства страны. Можно
надеяться, что в недалеком будущем
будут созданы культурные ценности,
содержанием которых явится все бо-
гатетво новой жизни, а художествен-
ная форма станег достойной этого

COTED RAHA,
		ИСТОРИЮ русской культуры 30°

`лотыми буквами вписаны замеча:-
тельные уральские. сказы Павла Ба
жова, входящие в сборник «Малахи-
товая шкатулка». Из глубин наролно-
го творчества черпал Павел Бажов
темы для своих произведений; в пес.
нях и былинах седого Урала находил
сн образы героев «Малахитовой шка-
тулки» — замечательных = мастеров-
умельцев, пламенных патриотов, жиз-
ненной целью которых был труд во
	Глубоко национальные по форме
произведения П. Бажова широко по-
пулярны в нашей стране. Его «Мала-
		хитовая шкатулка» переведена
	многие языки народов CCCP. Заслу-
женный успех у советского зрителя
имеет кинофильм «Каменный цветок»,
созланный на основе одноименного
		композитор, профессор, лауреат Национальной премии
	Эрнст-Герман МЕЙ EP.
	комнозитор, лауреат Национальной премии
	В настоящее. время я закончил
работу нат музыкой к инеценировее
произведения М. Горького «Мать»,
созданной Бертольдом Брехтом.

Известное положение И. В. Сталина
«Кадры. решают. все» имеет  непос-
редственное отношение к музыке. Я
считаю. своей важнейшей задачей ра-
боту по воспитанию . молодых испол-
нителей и вомнезиторов. и поэтому
преподаю. в..Высцей. музыкальной
школе ив Германской академии ис-
кусств. Сейчас я также пишу не-
большую pasory Ha тему 0 взаимо-
связи текста и музыки.

В будущем году я хочу прежде
всето закончить мою кантату (на
слова’ Бертольда Брехта), поевящен-
ную жизни советекого молодого чело-
века. Этим произведением мне хочется
сделать образ нового советского чело--
века близким и понятным нашей Mo-
лодежи.

Я приложу все силы в тому, что-
бы и в последующие годы служить
мсим творчеством делу мира, созила-
ния и дружбы народов. . Именно в
	этом я вижу главную задачу деятелей
искусства во второй’ половине  двад-
патого века.
	медных рудников, За эту работу мы
оба получили Национальные премии
	буду писать кантату 9
поэта Хермлина). Мне
	писатель, президент Германской академии искусств,
лауреат Национальной премии
	Густав фон ВАНГЕНГЕИМ,
	драматург, лауреат Национальной премии
	вой войны. Материал тля этого пос-
леднего произведения я получил В
1942 тоду из Каира.

Для окончания этих произведений
мне потребуетея немало времени. 0д-
нако в ближайшие два ‘года я наде-
юсь также довести до конца работу
над романом, неоконченную pyK0-
пись которого я в течение длитель-
ного времени вожу повсюду с есбой.
В этом романе я расскажу о полной
бурных событий сорокалетней жиз-
ни, превратившей деятеля’ вуржуаз-
ной культуры в прогрессивного Gop-
ца за социализм и мир.
	Сейчас я работаю нал новой пьесой,
в которой будет широко использован
немецкий музыкальный и танцоваль-
ный фольклор. Мне хочетея также
написать пьесу для Центрального
детского театра о Союзе свободной
немецкой молодежи и пионерах, f10-
ставить политическое ревю на. 3л0бо-
дневную тему и закончить уже на-
половину готовую пьесу «Терпя-
мость», в которой я покажу немецко-
му зрителю советских людей такими,
какими я их узнал и полюбил.

В мои планы на новый гол вхохит
также работа в кино и активное
участие в разработке теоретических
	вопросов иекусства.

Вместе с моей женой Ингой фон
Вангенгейм, являющейся ближайшням
моим помощником в осуществления
моих ‘творческих замыслов, я буду
писать книгу о нашем пребывания в
Советском Союзе.
		Носле того как я закончил работу
над романом «Топор Вансбека», я
начал писать несколько невых ро-
манов, но не смог закончить ни один
из них. Среди этих работ—тлавы из
романа, рассказывающего о переходе
от капитализма к социализму («Ве-
ликая война белых людей»), роман
«Песня из пропасти», рисующий
судьбу немецкой семьи на протяже-
нии первой половины двадцатого ве-
ка, и роман, героем которого являет-
ся греческий антифашист,—0 собы-
тиях в Епиите в период второй миро-
	В минувшем голу ДЕФА выпусти-
ла на экраны фильм по моему ецена-
рию — «Последнее поручение». На
сцене театра были также поставлены
мои пьесы: «Ты парень что надо» й
«Так же, как ив Америке».

Первая пьева (режиссер Гане Po-
денберг), за которую я и постанов-
Wak получили Национальную пре-
нию, рассказывает о нашей передовой
молодежи. «Ты парень что надо» бы-
ла поставлена вначале в Берлинском
молодежном театре «Дружба», a 1По-
том шла в театрах многих  тородов
Германской демократической реепуб-
лики.

Пьева «Так же, как ив Америке»,
премьера, которой состоялаеь в нача-
ле лекабря на Малой сцене Немецко-
то театра в Берлине, посвящена Го-
варлу Фасту и прогрессивной молоде-
жи Америки, выступающей против
ВОЙНЫ.
		Недавно в Московском театре им. Станиславского и Немировича-
Данченко состоялась премьера оперы К. Молчанова, также написач-
кой по мотивам этого . сказа. Опера «Каменный цветок» — первое
болышное произведение молодого автора. Она создавалась им в тесном
содружестве с коллективом театра. Постановщику спектакля В. Влля-
сову и художнику Б. Эрдману удалось найти интересное и убеди-
тельное решение спектакля, в котором органично сочетаются реа-
листические и сказочные эпизоды. В «Каменном цветке» участвуег
много молодых исполнителей. Певец М. Щавинский успешно спрз-
вился с трудной партией мастера Данилы. С большим мастерством
исполнила pou Хозяйки Медной горы недавно вступившая в трупяу
moarna Л Арлеера Красивым и сильным басом обладает молодой
	певец Г. Дударев, исполняющий партию старика !:рокопьича.
Театр создал красочный спектакль, раскрыв в нем замечательные
	образы сказа Бажова — выдающегося произведения русского твор-
чества.

На снимках: вверху — финальная сцена оперы «Каменный цветок»;
вкизу — сцена из 3-го акта: Хозяйка Медной горы — Л. Авдеева,
		Данила — М. Щавинский.
	`Тосударетвенный анеамоль народ-
	ного танца СССР (художественный
руководитель И. Моисеев) показал
вчера, в Концертном зале им. Чайков-
ского свою новую программу.
	В первом отделении концерта бы-
ли исполнены русекая сюита «Време-
на года», построенная на материале
русекого танцевального фольклора,
таджикский танец «Нон-Бозы», мол-
давский танец «Воаса» («Восари»),
венгерский танец, хореографичесвая
картина «Партизаных.
	эначительная часть второго отле-
ления была посвяшена танцевально-
	ЛЕНИНГРАД. В Доме кино состо-
ялся общественный просмотр двух но-
вых фильмов: «Пушкин в Михайлов-
ском» и «Пушкин в Нетербурге», вы-
пущенных Ленинградской киностуди-
ей научно-популярных фильмов. Кар-
тины являются первыми в создавае-
мой студией серии, знакомящей зри-
телей с жизнью великого русского
поэта.

+

РЯЗАНЬ. . Рязанский областной
драматический театр поставил пьесу
бр. Тур и И. Пырьева «Семья Луто-
иных».

*

КУЙБЫШЕВ. Куйбышевская сту-
дия кинохроники выпустиЛа на экра-
ны‘ специальный киновыпуск, посвч-
щенный 30-летию Удмуртской АССР.
В фильме показаны юбилейная сессия
	проявляемый в последнее время теат-   ме,
	ральными  предпринимателями ©)
Бродвея. Аргентину стали все чаше
навещать драматурги, театральные
критики, режиссеры из США. 0быч-
HO сни начинают свое турне серизй.
лекций о бродвейских постановках и
заканчивают его переговорами о пер-.
спективах более тесного «еотрудня-
чества».

Но народ Аргентины не имеет ни
малейшего желания способствовать
распространению влияния растлите-
лей человеческих душ. откуда бы
они ни появлялись — непосредст-
венно из Нью-Йорка или окольным
путем через Мадрид и Париж. Арпен-
тинокий народ не желает мириться
с ролью. предназначенной ему маг-
натами © Уолл-стрита. Он полон pe-
шимости активно бороться за мир,
за свободу и демократию, за полити-
ческую независимость своей страны.
И 1.500.000 подписей, собранных в
Аргентине пох Стокгольмеким Воз-
званием, — лучшее доказательство
этой решимости. Что же касается
	массовото зрителя аргентинских Te-
	атров, то позорный провал в прош-
лом сезоне пьес всевозможных «пев-
цов. смерти и отчаяния» говорит о
его нежелании питаться тнилью и
отравой, распространяемой < теат-
ральных ` подмостков. Данные 06 ар-
гентинских театрах за прошлый год,
опубликованные  Артентинским of-
ществом актеров, показывают, что,
несмотря на полдержку властей, пье-
сы Бенавенте; Суареса де Деса, Аль-
берта Камю и других оказались по
чиелу выдержанных ими представ-
лений на одном из последних мест.
В сезоне прошлого ‘года первое место
заняло произведение испамекого дра-
матурга — антифашиста Алехандро
Касона——«Деревья умирают стоя», в
которой, хотя и в абстрактной фор-
	Новая программа Ансамбля
народного танца
	ТОБЕСЮЛУ
	му искусству стран Востока. Ан-
самбль продемонстрировал современ-
НЫЙ массовый китайский танец © 6а-
	рабданами, которым сопровождаются
праздничные шествия и демонстрз-
ции в демократическом Китае, лири-
ческий современный корейский ва-
ролный танец и монгольскую танце-
вальную сказку «Цам». Последний
номер. в основу которого положены
мотивы старинных монгольских ©кз-
заний, исполнялся В монгольских
масках. В программу отделения была
включена также молдавская сюита,
состоящая из танпев «Хора», «Чио-
кыЫТлиЯ» и. «№0».
	Верховного Совета республики, юбяи-
лейная выставка, экспонаты которой
рассказывают о больших достижени-
ях трудящихся Удмуртии.

нии и забончить книгу о современ-
	HOH МУЗЫКЕ.
	ВИЛЬНЮС. Сюда из Москвы при-
была передвижная художественная
выставка. На выставке экспонировано
около ста произведений, представляю-
щих самодеятельное изобразительное
творчество железнодорожников Со-
‘ветского Союза:

a
	КАЗАНЬ. На экранах кинотеатров
и рабочих клубов Казани начал де-
монстрироваться новый цветной доку-
ментальный фильм «Советская Тата-
рия». Этот фильм, выпущенный ордена
Ленина киностудией «Ленфильм»,
посвящен 30-летию Татарской АССР.
	-   ме, показана борьба за жизнь, 33
е радость и счастье людей на земле.
е  Эта пьеса в исполнении трупны, 5о-
е  торой руководили артисты Луиса
-   Веиль и 9стебан Серадор, шла в
  небольшом театре «Атенео» © неиз-
‚  мендым успехом в течение всего се-
-  зона, как ни пытались помешать
-   этому муниципальные власти. Когдз

«секретариат по делам культуры и
   муницинальной полиции». прилрав-
ь  Шись к жавим-то «неисправностям
-  театрального помещения», в фазгаре
1 еезона закрыл театр. «Атенео», про-
- грессивная общественность столицы
и ответила. на это волной протестов: и
-  возмущения. Нод давлением общест-

венного мнения муниципалитет. вы-

нужден был вновь открыть - Театр,
-   после чего спектакль «Деревья уми-
‚  рают стоя» принимался зрителями <
-  еще большим воодушевлением.
	Б Аргентине существует несколь-
ко так называемых «свободных»,
или «независимых», театров: Это —
любительские коллективы  прогрес-
сивного направления; которые, не-
взирая -на финансовые и другие
трудности, упорно борются Ba 00314-
ние аргентинского демократического
театра.

Прогресеньная художественная ин-
теллигенция Аргентины © каждых
днем проникается все большим соз-
нанием необхоимости не допустить
превращения Аргентины в. плацларм
США. понимая, что, тольке обес-
нечив мир, можно успешно 60-
ротьея за демократизацию страны,
33 развитие национального искуост-
ва, что только при этом уеловии №-
жнЮ выйти из тупика. в который
завели аргентинское искусство ино-
странные и отечественные реаБцио-
неры.
		Работник министерства восстанов-
ления Германской демократиче-
ской республики рассказывает ра-
бочим-строителям о плане восста-
новления. Берлина.
	участники, борьбы за мир. В арген-
TWHCRAX школах даже запретили
чтение книги «Война — преступле-
ние», написанной 80 лет назад из-
вестным аргентинским политическим
деятелем. писателем и публицистом
Хуаном Баутиста, Альберди. Непрз-
станно увеличиваются военные pac-
холы, ведется безудержная. поощ-
ряемая властями пропаганда войны.
Именно этим и об’ясняется тот Факт,
что. артентинская сцена заполнена
наиболее. роакционными произвеле-
ниями вырождающейся лрамату ргии
буржуазной Франции и низкопробной
стряпней франкистских борзопиецев:
В то время. как. по заявлению про-
грессивной печати, «аргентинекие
драматурги .обивают пороги театров!
в бесплодных попытках. увидеть свой
произведения. на спене», франкист
Суарес де Деса состоит на, содержа-
ний аргентинского правительства, &
его насквозь реакнионная пьеса
«Календарь. потерявший семь дней»

при содействии национал bHOH «KO-
MHCCHH по делам культуры» ста-
	витея в Национальном театре им.
	Сервантеса...
Театральная жизнь“ Буэнос-Айре-
са направляется  «еекретариатом по
	делам кульдры и  мучицияальной
	HOTA.
звание JG
		{ Это знаменательное  на-
таточно - недвусмысленно
	Художник Эрнст Ольденбург беседует с рабочими Штральзундской вер-
фи о задачах искусства в новой Германии.

В 1817 году, через год после того
хак «Соединенные провинции Ла
Платы» (современная Аргентина)
провозгласили свою независимость.
от испанюкой короны, в столице
Только что образованной республики
Буэнос-Айресе было создано «0Обще-
ство хорошего театрального вкуса».
Как явствует из учредительной де-.
кларации этого общества, оно стави-
ло своей целью улучшение театраль-
ных произведений. превралцение их
в «школу нравов, проводника про-
свещения, орган политики».

Выражая намерения основателей
тезтрального общества, один из них
— Хуан Рамон Рохас — говорил,
что их заветная мечта «дать возмож-
ность потомкам увидеть, как из
лона, этого общества появятся теат-
ральные представления, могущие ео-
перничать с лучшими образцами ев-
ропейской драматургии, а само обще-
ство превратится в стену, о которую
разобъются фанатизм, анархия, кор-
рупция и деспотизм».

В те годы Аргентина в культур-
ном отношении находилась еще в
полной зависимости от бывшей мет-
рополии. И члены нового театрально-
‘го’ общества се первых дней его cy-
ществования стремились. разорвать
путы духовного рабства и создать
свой, независимый национальный те-
arp, ибо, по их словам, «какая слава
будет для родины, если мы будем
отзвуком чужого творчества».

Это было сказано 133 года, назад.
Но если кто-нибудь в 1950 году за-
хочет познакомиться © зргентинеким
театром и, с трудом  пробравиеиеь в
вечерней толчее Коръентоса (главная
улица Буэнос-Айреса) мимо крикли-
вых афиш театром зайдет в
один из них, он невольно вспомнит
эти слова первых любителей теат-
рального искусства в Арпентине. А
вспомнив, захочет сравнить прошлое
с настоящим. благие намерения уч-

редителей театрального общества, ©
	«Советское искусство» Выходит
по вторникам и субботам.

деятельностью современного арген-
тинского теалра.

«Мало хорошего, иного импровизи-
рованного»; — писала,  прогреесив-
ная газета «Ла Opa», подводя итоги
театрального сезона 1949 гола. Озна-
комившиеь ° с театрами  Буэнос-
Айреса, нельзя не согласиться < этой
оценкой. Уже не говоря © крайне

‚низком художественном уровне по-

давляющего большинства: постановок,
достаточно познакомиться с репер-
туаром аргентинского театра, чтобы
стало ясно, как далек этот театр от
стремлений основалелей «Общества

’ хорошего театрального вкуса».

В самом деле, нельзя же назвать
«школой нравов и проводником про-
свешщения» театр (не ночной клуб,
He кафе-шантан, а именно театр),
ставящий такие пошленькие водеви-
ли, как «Вошел голый человек», или
такой хлам, как пьез Карлоса
Льописа «Ни Маргарита. ни чорт»,
поставленная в апреле 1950 года св
театре «Политеама» одной из много-
численных  франкистеких трупп,
тастролирующих ‘по Аргентине. А
чем, как не «отзвуком чужюго твор-
чества», являются пьесы. француз-
ских и испанских. экзиестенциали-
сетов, бытующие на сценах театров
при милостивом и блатосклонном -по-
отрении аргентинеких влаетей?

Ничего общего с артентинским
народом и его национальным иску<-

ством не имеют и такие «произведе-

ния», как пьеса франкистекого дра-
MaTypra Суареса де Деса  «Кален-
ларь, потерявший семь дней», герои
которой ищут в смерти сущность и
смысл жизни. Прогрессивная теат-
ральная критика Аргентины,  оха-
рактеризовав эту пьесу как «бэс-
цветную и вялую по форме и реак-
ционную по содержанию», назвала
её автора «бездарным последователем
реакционера Сартра».

Так же чужда и враждебна арген-
	THHCKOMY народу и его театральным
	АЕ, обе ДНЯ Еее р LR RR EF Tie Е р

\огентине
	традициям убогая в духовном и ©еце-
ническом отношениях пьеса фоанцуз-
ского писателя-экзистенциалиста
Альберта Камю «Непбнятый», в ко-
Торой отрицается ценность человече-
ской жизни, а из пяти действующих
лиц к концу последнего акта `оста-
ются в живых только двое; и те раз-
битые, раздавленные, опустошенные.
Разве может чем-нибудь эботатить
	театральную культуру о Артентины
такой спектакль, как постановка
пьесы. «Фурии», написанной уже
	упоминавшимея Суаресом ле deca
поставленной в 1950 году в театре
«Эмпайр»? Критика в один Голос
называла ее «упадочной, жестокой
и безнадежной». С предельным ци-
низмом в пьесе повествуется о ду-
ховной смерти и вырождении всех
действующих лиц — матери, сест-
ры, дочери, жены и любовницы ге-
роя. Сам герой в продолжение веего
спектакля на ецене не появляется, и
лишь в эпилоге приходит сообщение
о его смерти.
	00илие полобных Whee -B репер-
	туаре театров Аргентины; конечно,
нельзя. об’яенить дурным вкусом
публики, хотя платные защитники
реакционуого. направления в театре
пытаютея утверждать, что. зрителю
преподносится. якобы то; что ему
нравится. Но артентинскому зрителю
	далеко не но душе такого рода, теал-
	ральное. месиво —— он настончиво
требует иной духоввой пищи.
	Столь. безотралное -COCTOAHINe” ap-.
	PCHTRHCROPO театрального искусства
лишь отражает общее тяжелое поло-
	жение. в котором нахолитея в наши!
	дни национальная культура Арген-
	тины. Поход: аргентинских властей
	против демократии означает в то же
время и ноход против культуры:
Закрываются прогрессивные газеты
и книгоиздательства, выпускавшие
лучшие произведения мировой и ар-
тентинской литературы. Преследу-
WICH и полвергаютея . репрессиям
	властей в BY ультуре). «Секретариат»
‘не только   бесконтрольно  раепоря-
жаетея вбеми зрелищным  пред-
приятичми, города. и их репертуаром,
Но и присвонл. себе право верховно-
го  сульи в вопросах драматургии,
выступая в качестве арбитра на, те-
атраяьных конкурсах.  присуждая
	‚премии молодым драматуртам.
	Шаачевное положение современного
вационального театра. вынуждена
признать pe аргентинская театраль-
`Ная критика, Анализируя состояние
театрального искусства в. столице,
журнал «Мунло Архентино» в ета-
‘тъе «Тяжелое положение теалрально-
го дела» приходит в весьма безра-
достных выводам. Оказывается, что
‘из 30 тезтров Буэнос-Айреса 22 пе
	Главный редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ. В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. главного релантора),
А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ. Н. И. ТРАПЕЗНИНОВ,