‘Английская газета об англо-американском
военном сотрудничестве
	тактики, снаряжения и нзаучно-исследоваа
тельской работы. Будет производиться 06-
мен необходимыми экипажами, з Тавже вы.
сокопоставленными офицерами. Будет cy.
общаться информация по поводу проблем
полета на скоростях, превышающих со.
рость эвука, проблем управляемых сигря-
дов, реактивных самолетов и моторов. (т-
рицая наличие действительного  соглаше
ния по поводу участия в секретах атомной
энергии, американский представитель
друсмыюсленно заявил: «Это сотрудничество
зайдет настолько далеко, насколько этото
пожелает каждая из сторон, и установить
эго точные пределы невозможно». Офиця-
альные представители не отрицают том,
что в конечном итоге сможет происходить
обмен всей информации с тем, чтобы в слу-
чае войны военно-воздушные силы ofeny
стран были бы в состоянии сражаться в
виде единого целого».

Далее Гелдер пншет: «Сегодня, кота
Совет Безопасности обсуждает вопри о
TOM, как справиться с проблемой междуна-
родного контроля над атомной энергией, п
проблему сокращения и контроля над все-
ми видами вооружения, змериканекие офи-
пиальные представители делают Bee, o
них зависящее, для того, чтобы с помощью
туманных разговоров о дружественном в-
трудничестве показать, что Англии и Ане.
рике не нужно ничего опасаться в отно-
щшении обмена военными секретами и чу
обе нации в действительности продотизют
в мирное время военный союз военного
времени».

Геллер отмечает, что англо-америханское
военное сотрудничество было еще раз под-
черкнуто президентом Трумэном во в].
ник (31 декабря), когда он. официально зз-
явил об окончании периода военных дейст-
вий второй мировой войны, На вопрос,
том, отразится ли эта декларация на of’:
единенном англо-американском совете на-
чальников штабов, Трумэн ответил отрица-
тельно, указав, что это англо-змериканекоь
военное сотрулничество будет продолжать
ся «по крайней мере шесть месяцев»,

против произвола
	НАНКИН, 2 января. (ТАСС). Китайские
женщины, об’едипенные в «Общество друж-
бы», опубликовали протест против произво-
qa американских войск в Китае, в частно

CTH против изнасилования китайской сту-_

дентки в Бэйпине. Обращение квалифиия-
рует этот случай как «оскорбление китай:
ского народа и особенно китайских жен:
щин» и требует немедленного вывода и
Китая американских войск.
	ШАНХАЙ, 2 января. (ТАСО). Вак cooi-
(зе? газета «Ченэньбао», несколько тысяч
студентов шанхайских университетов при-_
няли участие в демонстрации протеста по-
тив изнасилования китайской студентки в.
Бэйпине американскими моряками,
	ЛОНЦОН; 1 января. (ТАСС). Вью-йорБ-
ский корреспондент газеты «Ньюс кроникл»
Гелдер пишет, что «первым этапом долго-
срочного плана англо-американекого  с0-
трудничества на суше, море и в воздухе
было принятое поеле поездки фельдмарша-
ла Монтгомери в США решение о стандар-
тизации обучения и предметов снаряжения.
Вторым является обнародованное З1 декаб-
ря решение продолжать сотрудничество. во-
енного времени между военно-воздушными
силами Англии и США. Второе решение
следует непосредственно 38 появлением в
одной французской ‘газете сообщения 0
том, что Англия и Америка готовятся DOI
писать 15 марта военный и экономический
воюз, который будет вотупать в действие в
случае нападения на одну из этих стран».
	Гелдер указывзет, что руководители аме-
риканской авиации, которых это сообщение
побудило признать наличие решения про-
должать сотрудничеетво между военно-воя-
душными силами, прилагают все усилия,
пытаясь доказать, что значение этого фак-
та и его последствий преувеличено. Однз-
ко, — пишет. Гелдер, — по существу это
сообщение соответствует действительности
и те же самые представители признают. что
они не знают, где кончается сотрудничест-
во п гие начинается 60ю3.
	«В Лондоне сообщалось, — продолжал
Гелдер, — что, как предполагают, англий-
ские авиаэкипажи будут обучаться технико
атомной бомбардировки. Представители
американской авиации отрицали это 31 де-
кабря, но в TO же время они признали, что
техника атомной бомбардировки, вероятно,
не отличается от техники сбрасывания лю-
бой тяжелой бомбы на парапеюте; таким об-
разом, если английские звиаэкипажи будут
обучаться обычной американокой технике
бомбаюлировки, то они автоматически уз-
	‘нают, как американцы сбрасывали  атом-
	ные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Офи-
пиально американская авиация заявляет,
что сотрудничество военного времени будет
продолжаться в области штабных методов.
	Протесты в Китае
	НАНБИН, 1 января, (ТАСС). Студенты
китайских университетов и колледжей нз
митингах выражают свое возмущение по-
ведением американских вооруженных сил в
Китае,

На массовом митинге студентов Цен-
трального Национального университета бы-
ла принята резолюция, требующая привле-
чения к строгой ответственности американ-
ских моряков, изнасиловавигих китайскую
	девушку. Резолюция содержит также требо-
	вание о том, чтобы американское прави`
тельство принесло официальное извинение
китайскому пароду и чтобы Китай обратил-
ел к Совету Безопасности 06’единенных на-
ций в связи с американскими жестокостямеи,
в Цитае.
	американских моряков
	ПАВЛОДАРСНОЙ МТС
	я в Верховный Совет
Казахской ССР:

ЦК ЛКСМ Казахстана
принял специальное реше-
ние, обязывающее KOMCO-
мольские организации МТС
и совхозов рассказать моло-
дежи о почине Павлодар-
ской. МТС, возглавить co-
ревнование молодых ремонт-
ников, создать Комсомоль-
ские контрольные посты в
мастерских. наладить куль-
турное обслуживание ре-
монтных рабочих.
	ПОЧИН РЕМОНТНИКОВ
	АЛМА-АТА, 3 января.
(Наш Kopp) В честь выбо-
ров в Верховный Совет ре-
спублики по инициативе ра-
ботников * Павлодарской
МТС здесь развернулось
соревнование за быстрейший
ремонт тракторов и других
сельскохозяйственных — ма-
шин, за образцовую подго-
товку к весеннему севу. Пе-
редовой коллектив павлодар-
цев успешно выполняет свои
обязательства. Из мастер-
ской уже выпущено 15 трак-
	торов. Первой отремонтиро-
вала свои машины ‘трактор-
ная бригада Ивана  Гейнна.

Примеру павлодарцев сле-
дуют работники других
МТС республики. Трактори-
сты и ремонтные рабочие
Мартукской МТС Актюбин-
ской области досрочно вы-
полнили квартальное  зада-
ние по ремонту тракторов.
	соревнова-
	ВКЛЮЧИВШИСЬ
	ние, они обязались полностью
закончить ремонт тракторов
и прицепных орудий ко дню
	ПЯТЬ ГОДОВЫХ НОРМ ИВАНА  РУМЯНЦЕВА
	На Саратовском заводе комбайнов свыше
2.000 рабочих дают ежедневно более двух
норм. Но наибольшего успеха добился шли-
фовщик Иван Румянцев. За одиннадцать ме-
сяцев он выполнил пять годовых норм.

(тав на стахановскую вахту в честь вы-
боров, Румянцев начал работать так, что
сейчае он близок уже к завершению еще
пяти месячных норм.

Как же молодой шлифовщик достиг та-
кого успеха? Чтобы узнать это, надо озна-
комиться с методом его работы.
	...Шел третий день стахановской вахты
Румянцева. Молодой шлифовщик затачивал
большую партию фигурных резцов. Делал он
это по своему способу, никем до того не
применявшемуся.

У фигурного резца очень сложный про-
филь. Раньше обычно каждую канавку и
выступ вытачивали отдельными камнями.
Сколько выступов и канавок, столько и опе-
раций, столько раз надо переналаживать
станок.

Румянцев решил соединить все камни.
вместе. Он стал применять сборный камень..
Это позволяло сразу затачивать весь про-
филь резца. Опыт удался. Темпы работы ут-
роились-—вместо часа на каждый резец по-
требовалось 20 минут.

Молодой шлифовщик много думает над
Усовершенствованием своего труда. Есть та-
кая операция—«енять затылок у сверла».
Раньше сверла вручную подносились к вра-
шающемуся пилифовальному кругу. При этом
требовалась точность, терялось много вре-
мени. Когла в основных цехах был особен-
но велик расход сверл и инструментальщики
не успевали их поставлять, Румянцев при-
	тарого сверла не только закреплялись b
станке, но и подавались нод камень. Вместо
30 сверл Румянцев стал давать за смену до
ста. штук.

Так стахановец Румянцев пересмотрел и
рационализировал большинство операций.
Если в первый год работы на станке он да-
вал не больше одной нормы, то теперь еже-
дневно на, доске показателей против его Фа-
милии стоят пифры: 500—600 процентов.
	‚.Вончилея рабочий лень. Румянцев не
	сразу уходит домой. Прибрав инструмент, он
илет к стеллажу, куда поступают инстру-
менты для заточки. эдесь узнает, есть ли за-
пас на завтра. Если запас мал, он обычно
идет к мастеру, к начальнику цеха и доби-
вается, чтобы была обеспечена полная за-
грузка станков. :

Румянцев и руководители цеха стараются,
чтобы детали на станок подавались больши-
ми партиями. Это сокращает число перена-
ладок, снижаются, следовательно, ‘простои
станка.

Комсомолец Румянпев-—бригадир моло-
хежной бригады шлифовщиков. За каждым
своим товарищем он присматривает, каждо-
му помогает. Бригадир взял за правило обу-
чать своей профессии новичков. Его уче-
ница Валя Чухвистова пришла на завод не-
давно, & теперь уже выполняет полторы
нормы. В бригаде. Румянцева все справля-
ются с нормой.
	Иван Румянцев соревнуется со своим
еменщиком Башевым и неизменно опережает
его. Сейчас Румянцев-—один из передовиков
‘соревнования на:заволе.
	А. ДАВИДЬЯНЦ.
	думал свое приспособление, при помощи ко-’ САРАТОВ. (Наш корр.).
	Термическая печь.
	СВЕРДЛОБОВ, 3 января. (Наш корр.).
На Сосьвинском заводе «Вагонодеталь» не-
редко ломались резцы. Почему они быстро
портятся? Где причина? Над этим задумал-
ся 17-летний токарь завода Николай Ва-
занцев. Он прослехил путь изготовления
резца, начиная от заготовки и кончая за-
калкой, и обнаружил нарушения в техноло-
тическом пропессе. Очень примитивно и
	нелоорокачественно делалась закалка.
	цехе же примирились © этим.

Вомсомолец взялея построить небольшую
термическую печь. Он приобрел необходи-
мую литературу, чертежи, начал изучать
способы закалки резпов.
	НИКОЛАЕВ, 3 января. (Наш корр.).
Лриближающиеся выборы в Верховный (0-
вет УССР коллектив николаевокого. завола
«Лормашина» отмечает новыми производст-
венными успехами. Быстрыми темпами идет
строительство новых дорожных машин.

Став на стахановскую вахту в честь вы-
боров в Верховный Совет Украинской ССР,
мололежь деятельно помогает коллективу
завода.

Прекрасных успехов достигли комсомоль-
ны станочники механического цеха. Токари
Софья Дунай и Надежда Вазакуца, обрабз-
тывая кронштейны для дорожных машин,
	Николая Казанцева
	Важдый день после смены Николай “В з-
занцев работал над изготовлением деталей
термической печи. В течение нескольких
месяцев он сделал около 2.000 деталей.
	ВБомеомольсвая организация цеха горячо
поддержала инициативу Казанцева. И как
только были готовы детали, комсомольцы
вместе с кадровым рабочим Яковом Зязе-
вым приступили в постройке новой печи.
	`Недавно печь конструкции Николая Ва-
занцева пущена в ход. Действует она хо-
polo. закалка резцов производитея теперь
правильно. Они стали прочными, устойчи-
выми в работе.
	выполняют в смену более двух норм. Не от-
стает от них и бверловщица Ольга Ланилюк.
	Вак всегда, задает тон в сборочном цехе
знатная электросварщипа комсомолка Ежате-
рина Журба. Ей поручены сложные евароч-
ные работы. Важдую смену она выполняет

производственное залание свыше чем на
300 проп.
	Дружно работают в эти дни молодые фор-
мовщины 4ю0ба Формалюк и Мария Вязов-
ская. Высоких показателей достигли обруб-
щик Василий Витвицкий, молодые кузнецы
Иван Севирин и Иван Поливоченко.
	Повые дорожные машины
		Пятого января — начало профсоюзно-комсомольского лыжного кросса. Выходите
	Фотоэтюл И. ШАГИНА.
	на старт массовых соревнований, молодые лыжники!
		ИРКУТСК, 3 января. (Наш корр.). В рай-
оне живописных Кайских гор ежедневно
тренируются сотни лыжников. Это’ моло-
дежь с заводов и фабрик, студенты. Они
готовятся к многокилометровым переходам.
Пятого января на площади имени Кирова
будет дан старт командам  лыжников-
агитаторов. Агитаторы ознакомятся. с
работой агитпунктов при избирательных
участках, помогут комсомольским организа-
пиям вести работу среди избирателей, до-
ставлять литературу, газеты.
	ЗВЕЗДНО-ЛЫЖНАЯ ЭСТАФЕТА
	Молодежь Татарии готовится к звездно-
лыжной эстафете, посвященной выборам в
Верховные Советы РСФСР a Татарской
АССР. Эстафета будет проводиться с
15 января по 2 февраля. Из комсомольцев—
активистов и представителей физкультурных
обществ—создано десять лыжных команд.
В их составе — докладчики, агитаторы,
чтецы.

Участники эстафеты побывают во всех
районах республики, проведут беседы с из-
бирателями, выступят © художественной
самолеятельностью.
	Bo льпах Финского залива
	ЛЕНИНГРАД, 3 января. (Наш корр.). В! ботающия на Балтике, с призывом ознамено-
	этом году на Балтике особенно крепок. лед.
	— Не один десяток лет хожу по Финоко-
му заливу, а Такого Ерепкого льда не пом-
ню, — говорит капитан ледокола «Малы-
гин» Федор Дмитриевич Филимонов.
	Сейчас экипаж ледокола особенно напря-
женно работает на проводке судов. Но-стаха-
новоки трудятся старший кочегар Булин,
его помощники комеомолеп Евсеенко и мо-
лодой кочегар Николаев. Механики Чумаков
и Дубасов, старший машиниет Задбров за-
нимают ведущее место в соревновании на
корабле, .

Moxoxne wopann Jexonoma «Maynirma» 05-
ратились ко всем командам ледоколов, ра-
	ТБИЛИСИ, 3 января. (Наш sopp.).
Грузинское управление Гражданского Воз-
душното Флота организовало ‘спепиальный
авизотряд для обслуживания избирателей
отлаленных и. торных районов республиви.
Самолеты будут доставлять агитационную
литературу, газеты, журналы, & также из-
бирательные документы в Цители-Цкаро,
	вать выборы в Верховный Совет РОФОР от-
личным проведением ледовой навигации.
Экипаж «Малыгина» достойно выполняет
свои предвыборные обязательства.

На ледоколе создан избирательный учЧа-
сток Куйбышевского избирательного округа
Ленинграда. В столовой команды — самом
большюм помещении корабля — устроен
агитпункт. На ледоколе создано 5 кружков
по изучению Положения о выборах. Почти
ежедневно агитаторы проводят с командой
беседы о предстоящих выборах

Мололежь «Малыгина» nomad решимости
	преодолеть все трудности ледловой навига-
	ции и притти к дню выборов с отличными
показателями. .
	Ахмета, Телави, Хашури, Бешташени, Тет-
ри-Цхаро.

Впервые прокладывается = воздушная
трасса к зимним паетбищам в Визлярекой
долине, где примут участие в выборах сот-
ни кочевников. Пажеты е избирательной
литературой и документацией будут сбра-
сываться на паратшютах.
	мундирования. Алмаатинский шорносыро-
мятный завод выпускает волейбольные и
футбольные покрышки, Кустанайский коже-
	Воздушная трасса в горах
	Письмо Стойчева Трюаве Ли
	НЬЮ-ЙОРК, 2 января. (ТАСС), Секрета-
риат организации 0б’единенных наций
об’явил, что болгарский политический
представитель в США генерал-лейтенант
Стойчев направил генеральному секретарю
организации 0б’единенных наций Трюгве
Ли следующее письмо, датированное 26. де-
кабря:

«Для того, чтобы отметить готовность
болгарекого народа исправить причиненное
в прошлом зло и создать дружеские отнеше-
ния CO своими соседями, я отметил в пре-
ниях на последнем’ заседании Совета Без-
опасности тот факт, что наше правительетво
передзло греческому правительству неко-
торых болгарских административных долж-
ноетных лиц в той части Фракии, которая
была оккупирована во время фашистского
режима болгарскими войсками, для того,
	ское понимание назначения публичной биб-
лиотеки, ее действенная роль в жизни на-
шего общества, библиографическая и на-
учно-пропагандистская работа библиотеки
остались вне поля зрения автора «Коллек-
тива энтузиастов».
	Б «Октябре» № 7—8 опубликован очерк
Ф. Панферова «Домик на Ваширке». На этот
раз в основу взят водевильный сюжет, Ео-
торый возведен на высокую степень поихэ-
логического надрыва. А за веем этим, как
и следовало ожидать, забыт тот фактиче-
ский жизненный материал, который мог
бы иметь познавательное значение.
	Действие очерка происходит в доме от-
дыха авпационного завода. Старый мастер
Иван Егорович, ветав до рассвета. вышел
на охоту, убил зайца, успел аккуратно
вернуться к завтраку, а зайца сдал на кух-
ню. И герою и другим отдыхающим выход
на охоту до завтрака кажется чудовищ-
пым нарушением правил внутреннего рас-
порялка. Это преступление повергает героя
в бездну нраветвенных бтраданий и стра-
стного самобичевания.

Старик «заискивающе» улыбается перед
персоналом дома отдыха. Отдыхающие из
молодежи кричат ему: «прогульщик!» У
старика «заныло сердце». Товарищи гово-
рят с ним то «укоризненно», то «сурово
укоряюще». Его устрашают, что директор
дома отдыха его «ковырнет»(!) Когда вхо-
дит представитель алминиетрации, почтен-
ный и вееми уважаемый мастер. <каЕ
школьник, приветал со стула». Ему стало
«так тяжело. что оставаться одному было
уже невозможно.»
	Финал жестокой драмы, возникшей по
водевильному поводу, как и следовало ожи-
дать, незамысловат. Приезжает директор
дома отдыха и раз’ясняет, что охотиться
отдыхающим можно, в чем ни один чита-
тель с первых же строк ни на мгновение
не сомневался. Душевные муки героя ока-
зались высосанными из пальца.

Таким образом «Октябрь» из всех об’ек-
тов пятилетки избрал лишь библиотеку да
дом отдыха и изобразил их весьма нелосто-
	REDO.
	чтобы их судили греческие власти. Spe
ский представитель опроверг это заявление,
Поскольку я не располагал соответствую:
щими данными по этому вопросу, я запрос
информацию у моего правительства. Я тодБ-
ко что получил сообщение, в котором гово:
ритея, что осенью 1944 г. многие болгар

ские государственные должностные ли, 5

включая губернатора Фракии . Влечкова,
мэра города Кавалла Штиплева, начальник:
полиции Гумурлжина Коева, & также Вит.
вев, Димитров, Данчев и Делянов были пе
реданы греческим властям, которые суди
и казнили некоторых из них в гг. Драм
и Кавалла. Болгарский народный 0
28 апреля прошлого года также вынес при
говор по делу 103 болгарских должностных
лиц, приговорив их к различным наказа-
ниям 38 преступления, совершенные в
Фракии во время ее оккупации».
			раслям народнохозяйственной и культу
ной жизни, приведены автором в изобилии,
Перечислены достижения в различных 05

ластях жизни и названо большое ROME:

ство людей. Но вее это именно — приведе-
но, перечислено, названо,

Автор предлагает вниманию читателя
«только листки из корреспондентеког
блокнота». Цифры следуют одна за другой,
пестря и не запоминаясь. Маленькие гла8-
ки содержат только сухие сообщения и 70
ропливый к ним комментарий,

Можно прибавить, что в самые послед
ние дни появились две новые книги 7
налов — «Октябрь» (№ 9) и «Но
мир» (№ 10—11). В «Октябре». напеча-
тан очерк Т.. Веледницкой «Они растут»,

стоящий примерно на том же уровне, 910

п предыдущие очерки в этом журнале, В

«Новом мире» опубликован действительно

полноценный очерк Б. Галина «В Донбис-
се» — в сущности единственный spat

т
	художественный очерк трех ани
журналов за год.

Итоги обзора неутешительны. Ovept,
	как 00 этом уже говорилоеь выше, ис98
со‘странип «толстых» журналов. А вит
C очерком из журналов ушла ремьыня
действительность страны, пафое текущего
дня’и новизна героических дел первого N-
ха пятилетки восстановления и развития
народного хозяйства.

с оные

В своем докладе о. 29-й годовщине В
ликой Октябрьекой социалистической

волюции товарищ A. А. Жланов сказ:

«Советские люди в своем yeTpeMle

HHH вперед изыскивают новые пут
и возможности для дальнейшего под ем
всех отраслей народного хозяйства 1
культуры». Эт yme и сейча ми
невиданные результаты, и и ПИ
поднимаются города и села, заводы и в\*
зы, возрождение которых  воспрлнимаетя

почти как воскрешение из мертвых. 88.

это делается нашими людьми.

апечатлеть этот великий коллективный
опыт народа — творца и созидателя — 06%
занность литературы, и плох тот литера
турно-хуложественный журнал. в 0960
HOM чомере которого не отображены черты
вовременности, дела’ и свершения сего
нятинего тня.

om win ge
	Николай ОТТЕН.
	Делают спортивный инвентарь
АЛМА-АТА, 3 января. (Наш корр.).  мундирования. Али
	Предприятия легкой промышленности Ка-
захстана впервые после войны приступили
	к изготовлению спортивного инвентаря и об- {! венный комбинат—конькобежные ботинки.
	Прием В. М. Молотовым. Посла Афанистана
2-на Мухаммеда Ноуруз Хана
	3 января Министр Иностранных Дел
СССР В. М. Молотов принал Чрезвычайного
и Полномочного Посла Афганистана в СССР
	г-на Мухаммеда Ноуруз Хана, явившегося
е первым визитом.
	дам тягу к знанию. Она живет в качестве
домработницы у своего родетвенника —
старого артиста. В свободное время Татьяна
решает спешно, в один год, сдать экза-
мены на аттестат зрелости. Автор при этом
рассуждает о героине так: «Почему она не
сошла с ума? Или` вот ater ee порыв к уче-
пию и есть сумасшествие? Не безумие ли
эте на самом деле?» Для подготовки 5 ЭЕ-
заменам Татьяна посещает Ленинекую би-
блиотеку. Это дает автору повод для рае-
сказа о библиотеке.

Приходится, однако, признать, что авто-
2 удалось описать Ленинскую библиотеку,
нигде ни выходя за пределы кругозора ево-
ей героини. Сотрудница Ленинской библио-
теки ведет Татьяну через книгохранили-
ще: «Она не может отказать себе в удо-
вальствии щелкнуть выключателем, осве-
тив мимоходом свои любимые полки, и 390-
лето разом вспыхнувиих обрезов, и роеко-
шные корешки бархатных и кожаных < 30-
лотым тиснением переплетов вызывают у
нее чувство материнской гордости». Й, на-
конец, в восторге от древних рукописей,
А. Коптяева пишет: «Какое роскошное по-
вобие по историй ‘книги это евангелие
ХУ! века с заставками и изображениями
евангелиста, покрытыми настоящим pa-
створенным золотом, с золотыми точкамл и
запятыми, расставленными на каждой
строке не как знаки препинания, а для кра-
соты!»

Наконец, Татьяна сдает экзамен. Она
горда и выражает это е подчеркнутой пря-
MoToH: «A Яя ВОТ 38 год выроела на целую
голову». При этом у нее не только «еи-
нева легла под глазами». но даже «новые
морщинки появились на висках», где им
быть, как известно. не положено. В резуль-
тате полученного образования автор откры-
вает перед героиней перспективу <...учить-
ся и зарабатывать понемножку вышивани-
ем (больше Татьяна ничего не умела)»...
Оказывается, библиотека — 370 <...не-
обыкновенный учебный комбинат». Но все
это нужно автору для того, чтобы обоено-
вать свое понимание задач библиотеки име-
ни Ленина: «...работникам Ленинской
библиотеки предстоит разрешить немало
трудных запросов. Нужно помочь людям
найти свое место в жизни. Очень нужно».
Получается, что Всесоюзная имени Ленина
библиотека есть нечто среднее между про-
фессионально-техничеекой консультацией
и благотворительным заведением. Ленин-
	(Страна и пятилетка на страницах журналов
	крупнейпим достижением нашей лите-
rypH.

Во время войны фронтовой очерк-коррес-
понденция достиг высокой точности и вы-
разительнозти и, приходя на страницы газет
со всех концов огромного фронта, в сумме
создавал яеную картину происходящего. _

После окончания войны фронтовой очерк-
о перестал существовать, &

черк, посвященный стране, ее людям, их
о еше не возродился.

Работа над очерком. у нас почти пел-
ностью приостановлена. Заниматься ею пе-
рестали не только прозаики и поэты, для
которых очерк был делом попутным, но и
те писатели, для которых очерк был оенов-
ным жанром.

Редакции «толетых» журвалов, которые
должны широко пропагандировать очерк, от-
казались от этого жанра, высказав тем, ва-
мым равнодушие к окружающей их жизни.
	Обратимся непосредетвенно к очеркам,
напечатанным в девяти номерах журналов
«Знамя», «Новый мир» и «Октябрь» за
1946 год. «Знамя» вынадает из этого об-
зора сразу. ибо ни олного очерка о нашей
		нал не напечатал. Гакова, очевидно, «прин-
ципиальнзя» установка редакции журна-
ла—строить свой отдел публицистики пол-
ностью на зарубежном и историческом ма-
териале...
	дурналы «Октябрь» и «Новый мир» пе-
чатали очерки, исторические справки и
статьи, посвященные стране и пятилетке.
В №№ 1—-8 «Октября» в 1946 году были
напечатаны“ очерки А. Воптяевой — «Кол-
локтив энтузиастов» и Ф. Панферова —
«Демик на Каширке», а также репортаж
М. Шатиняя о сессии Академии наук и две
исторические справки: С. Голубова о би-
блиотеке имени Ленина и А. Логинова «Ве-
ликой город» (к восьмисотлетию Москвы). В
№№ 1—9 «Нового мира» напечатаны два
очерка: И. Осипова «У оксана» и И. Аря-
личева «На таджикской земле». Репортаж
о сессии Академии наук и обе исторические
справки, напечатанные в «Октябре», очень
содержательны. но рассмотрение их лежит
	-Следлует предостеречь потомков: бесно-
resHo было бы по комплектам московских
«толстых» журналов за 1946 год вос-
станавливать картину послевоенной жизни
Советской страны. :

В подзаголовке «Октября», «Знамени»
и «Нового мира» значится: «Литературно-
художественный и общественно-политиче-
екпй журнал». Это нельзя понимать как
свидетельство о наличии в журналах двух
изолированных разделов, об’единенных сою-
зом «и». Естественно видеть здесь сочета-
ние общественного, политически злободнев-
ного начала с похлинной художественной
глубиной печатающихся произведений.

Поскольку это так, TO ‘обиженными ока-
зываются не только потомки, но и современ-
ники. Ибо и современники имеют право,
раскрывая книгу журнала, найти в ней про-
изведения, непосредственно показывающие
черты текущего дня.
	Советская литература действенно участ-
вовала в борьбе за, воплощение в жизнь трех
первых сталинских пятилеток и накопила
бстатый и своеобразный опыт в-этой ебла-
стн. Очерк получил у нае исключительное
развитие, художественно обогатилея, стал
необычайно ёмким. оперативным и 0браз-
ным. Классическая традиция русского
«очеркизма», пдушая от Тургенева, Гонча-
роза и Успенского через Чехова и Горького,
приобрела в нашей практике огромное мно-
гообразие. Трудно назвать имя советекого
писателя. который до войны не участвовал
бы в огромной коллективной работе нашей
дитературы над познанием нового, возни-
кающего каждолневно в нашей стране.

_Но чем больше нового и разноге в твор-
честве наших людей, тем насущней стано-
вится необходимость распространения и 0б-
общения их опыта. И 06 этом опыте, накап-
лизающемся в разных концах огромного на-
шего Союза, должное постоянно рассказы-
вать народу.

Эту задачу еще недавно с успехом вы-
полнял художественный очерк, который был
явлением принципиально новым, в том ви-
де, в каком его созлала советская литерату-
ра. Горький считал, что очерк—— «это коллек-
тивная работа талантливых людей», «е9-
плальная педагогика» которой неовенима.
Ou справедливо считал советский очерк
	АДРЕС РЕДАБЦИИ:
	п школ ФЗоО —Д 3-31-96;

отдел быта и
		БАТЬ МЕСЯЦЕВ о9&казыБаетеял о ограниченным
всего четырьмя очерками... ‹

Но и эти четыре произведения вряд! ли.
можно назвать очерками в подлинном емыс-
ле этого слова. Принято ` считать, что
очерк — это точное литературное описание
действительности, где автер. прибегая в
художественному вымыелу, воспроизводит
действительность если не образно, то. во вея-
ком случае наглядно, конкретно, ощутимо.
Очерк И. Осипова «У океана» («Новый мир»
№ 6) является хорошим эскизом, етреми-
тельной и лаконичной зарисовкой случай-
ной путевой картинки. Но, пожалуй, оз вее
же ближе к нашим представлениям 06 очер-
ке. чем другие произведения, опубликеван-
ные под этай рубрикой.

Работа А. Коптяевой, посвященная би-
блиотеке им. Ленина, называется «Коллек-
тив’ энтузизетов». В качестве эпиграфа ав-
тор приводит высказывание Ленина из
статьи «Что можно сделать для народного
образования»:- «Видеть гордость и славу
публичной библиотеки не в том. сколько в
ней редкостей. сколько каких-нибудь изда-
ний ХУ! века или рукописей Х века, а в
том, нак широко обращаются книги в наро-
де, сколько привлечено новых читателей,
как быстро удовлетворяется любое требова-
ние на книгу, сколько книг роздано на дом,
сколько детей привлечено к чтению и поль-
зеванию библиотекой». Но вопреки эпигра-
фу, А. Коптяева приходит к выводу: «Bor
задача” поднять массового читателя до та-
кого уровня, чтобы он научился понимать
и читать древности».

Противоречие между эпиграфом и выво-
дом в этом очерке — не единственное про-
тиворечие. Вслед за ним возникает столк-
новение между публицистической задачей
автора и вымышленным сюжетом.

Героиня «Коллектива энтузиастов» Татья-
Ha Зернова — тридцаталетняя женщина
© «низшим» образованием. (Эта лекеическая
вольность автора должна, очевилно, обозна-
чать существующее у нае в стране началь-
„ное, четырехклассное, образование). Татья-
нз говорит о себе: «И муж у меня был, и
квартира хорошая. И сама я была хоть не
такая хорошая, но счастливая».

Потеря мужа и хорошей квартиры пробу-
лили, наконец, в героине к тридцати го-
	YT yee
	Па первый взглял, очерк И. Араличева
«На таджикской земле» («Новый мир»
№ 9) содержит большой материал, имею-
ший бесспорный познавательный интерес.
Цифровые данные благосостояния Таджи-
кистана, как общие, так и взятые по от-
	ЕС ДА Е ХЕ Ре

e 1 Я г я г   eo т в 3 к   EEE ЕЕ Е ЗО? Сет   EE EE IEEE ВЕ NE NANE St BS AES FD Rabie He a aa Rea erate ee
к‘ наш обзор трех «толстых» журналов за де-‘дили, након в героине к тридцати го-!и благотво ЬНЫМ HeM. НИН- ВИ
тал советский очер р трех х» жур де- Дили, ell, po р Л рительн заведен Ленин- кистана, как общие, так и взятые по от- РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

НИ РА Е НЕЕ
Mocrsa, 137, Yanna «IIpasabis, 1. 24, 6A stam. TEIEPOHBI PETARTMM: copasoannil — I 8-30-66; секретариата 3. 337,68: отдел пропаганды и агитации — Д 3-37-22; отдел комсомольской жизни — Д 3-35-68;

+ ао. ornexn быта и культурно-просветительной работы — Л 3-34-93: отдел учащейся молодёжи — ДЗ $ отдел крестьянской молодёжи — Д 3-38-38: отлел литературы и. искусстоа WRAL Ga 5} ОТДел рабочей молодёжи, ремесленных узанлит - 5721
		San aR нней информации — Д 3-36-26;
д 8-35-20. Фор д
		Изд. № 29.