“ities
	Нод солнцем Сталинской

На Крайнем Севере зажглись огни сотен школ. В новой пяти-
летке только в одном Чукотском национальном округе будуг
построены еще 41 школа и 12 интернатов. На снимке; школь:
ники-эскимосы ГУРТАРГЕН и ТУКУНАГА на уроке биологии
‘в анадырской средней школе. о
Фото Д. ДЕБАБОВА.
	А ПОЛОВИНЕ пути между Красноярском и Иркутском

Н на юг от линии железной дороги, видны подернутые
голубой дымкой горы. От железной дороги до этих гор
цвести с лишним километров. Путь к ним идет охотнйчьими тро-
пинками, глухой тайгой. Затем тайга переходит в редколесье и. бо-
	лота; И наконец — горы. Вершины их. пустынны ий гладки. Расти-.
	тельность с них словно сбрита’ наголо взмахами ветров.
	Здесь, в середине Восточных Саян, словно в каменном ме-
шке, жила немногочисленная народность — тофы. Царское пра-
вительство, достаточно ‘известное свбей ‘бесчеловечностью и
жестокостью, в этот отрезанный от всего мира край не бсме-
ливалось даже ссылать на каторгу.
	А здесь, в горах, © далеких времен жили тофы. В едком
	дыму костров люди в звериных шкурах выглядели дико. .Де-
	ти в такой одежде походили на’ зверепышей. Тофы не знали
металлической посуды, огнестрельного оружия, денег. Они не
знали ни одного домашнего животного, кроме оленя. Никто
	из них не выходил за пределы гор, и ни один Tod He видел.
	пругого человека, кроме своего же соплеменника. Так и текла
жизнь Из поколения в поколение. Разводили оленей, занима-
лись охотой. Тем и жили. .
	Нижнеудинскому исправнику повелели обложить жителей
	гор податями.. Над старшинами ‘родов, над верховным вождем о
	народа — пгуленгой, над всем народом выросла грозная фигура
исправника,

Царские чиновники ежегодно стали ездить к тофам. за шку-
рами соболей и белок. А за чиновниками, как хищники, про-
бирались купцы. Они приучили тофов к водке, спаивали их
и почти задаром забирали всю добычу охотников.

Численность и без того малого народа стала катастрофиче-
ски убывать. С тысячи она упала до пятисот. С пятисот упала
до трехсот... Смерть беспощадно кобила тофов.
	И тофы совершенно исчезли бы с лица земли, если бы ‘не
Великая Октябрьская революция. Она возродила вымиравшую
народность.
	Теперь’ за 45 минут проходит самолет тот опасный и труд-
	ный путь, которым пробирались когда-то в Саяны  «землёпро-
	ходцы». Село Алыгджер — центр национального Тофаларского
района. Он раскинулся в живописной долине реки Уда и со
всех сторон окружен` горами: я

‚В лучшем здании . райцентра  поместилась ‘средняя: санколаг
Есть в городке амбулатория, больница. Звонкие детские. голоз
са доносятся из детского сада. В кинотеатре демонстрируются
новые: фильмы. ;

Тофы об’единены в три колхоза. Один из них — «Красный
охотник» — находится в районном центре.

До 1920 года не было ни одного грамотного тофа. Теперь
же у тофов своя интеллигенция: учителя, зоотехники, партий-
ные и советские работники, люди с высшим образованием. Не-
сколько тофов закончили Институт народов Востока. о

Тофы имеют сейчас 7 детских садов и яслей, 6 библиотек,
тационарные и передвижные кинобустановки, клубы, избы-чи-
тальни. В 8 школах обучаются дети. Народ, не знавший рань*
ше никаких «лекарей», кроме шаманов, обслуживается 2 амбу-
латориями, 3 больницами, 3 ‚фельдшерско-акушерскими пункта-
ми. К услугам тофов — телефон, самолеты санитарной авиации.
На-днях закончена установка радиостанции в колхозе имени
Кирова. Теперь все три колхоза Тофаларии имеют радиостазции.

Тофаларский район входит в Нижнеудинский избиратель-
ный округ. Сейчас 300TexHuka Anny Изотову, коммунистку
Варвару Саганову, пропагандиста райкома партии Николая `Кан:
гараева и многих других активных общественников районного
центра трудно застать дома; они работают агитаторами. ‹:

Как равные среди равных, готовятся тофы к выборам в Вер-
ховный Совет РСФСР;

_ К, ДЕВЕТЬЯРОВ. —
	(Ole Lee
	репнут все народы Советского Союза.
			Свежие овоши выращивают теперь за Полярным кругом, в
Игарке, на Диксоне, в Певеке, Норильске, Тикси и других
селениях. Цынга побеждена. На снимке: в теплицах бухты
Провидение чукчи КМО`‘и НАНАУРДИН пробуют огурцы

нового урожая. _ ни
	`Фото Д. ЛЕБАБОВА.
	Конституции растут и к
	*
„Буду ученым

Рассказ комсомольца эскимоса
Григория УЙГАХЛАКА
	Великая революция застала наш народ в
состоянии крайнего обнищания и вымира-
вия. Ни промышленности, ни школ, ни боль-
НИИ.
	У берегов Чукотки В середине прошлого
столетия стали появляться американскив
китобон. В 1880—1885 годах к Чукотке
подходило по 30-—40 американских итхун.
Иноземцы хищнически. истребляли китов и
моржей. Они беззастенчиво грабили эскимо-
	сов, спаивали их, меняли безделушки на.
	нуннину и китовый ус, На каждом. фунте
вывезенного с Чукоткя китового уса аме-
риканцы наживали более 400 процентов
прибыли.

Советская вЯасть раскреностила эскимо-
сов. Весь мир увидел лицо нашего трудолю-
бивого и талантливого народа. В 1937 году
на Парижской выставке вееббщее вобхище
ние вызывали удивительные работы чукот-
ского художника Вуквутагина.

Сейнае у нас на Чукотке создается боль-
moi художественный комбинат, в котором
будут учиться и работать лучшие косторезы
	и художники. Эскимосы переходят на 0сед-
	ЛыЙ 0браз жизни. В тундре год от года мво
И.итея число колхозов и` моторно-промыело-
вых станций, обслуживающих колхозы
свонми вельботами, баржами и катерами:
В водах Чукотки широко развернулась 10-
Guida моржей, нёрп, процветает охота на
КИТов.

Наша семья Уйгахлаков обитает в ста-
ром эскимосеком селении Чаплино. Я окон-
чил иколу В Уэлькайле,: затем учился ¥
	ка и Кавав учатся в школе, а сестра Кувы-
Ka работает в аэропорте. Брат Напох — ра-
дист, держит связь с кораблями и самоле-
	тами из Аналыря. а брат Аталькули зани=
	мается оленеводством
колхозе «Общество».
колхозе работает и на-
ша матушка —— она
шьет, из мехов торбаза
ий одежду.

Я учусь. в универел-
тете. Разве мог кто-ни-
будь раньше даже меч-
тать о том, чтобы эс-
кимое был студентом!
Советская влаеть о осу:
ществила наши чаяния.

Я хочу быть худож=
ником и ученым, рабо-
тать на Чукотке, пере
давать свои знания
ЭОкимосам.
	У
	Окиньте взглядом карту нашей Родины, На огромной территории, равной
почти половине всей площади СССР, расположены автономные республики и на-
циональные округа народов ‘советского  Севера. Издавна живут здесь якуты и
коми, ненцы и эвенки, чукчи и эскимосы, долгане и нанайцы, орочи и итель-
мены, маньси, кеты, вивхи, селькупы и Многие другие. : .

До. Октябрьской революции народы Сёвёра были обречены на вымирание.

«Политика царизма, политика помещиков и ‘буржуазии по отношению
	«Политика царизма, полятяка помещиков и буржуазии по отношению
к этим народам, — писал товарищ Сталин в 1921. ‘году,— состояла в том, чтобы
убить среди. них зачатки всякой государственности, ‘калечить их культуру,
стеснять язык, лёржать их в невежестве. .».. с LO
	Великий вожль народов  Начертал программу большевистской партии
	наниональную страну, сделало ее несокрушимой.

Народы Севёра, как и все народы нашей Родины, успешно развивают социа-
листическую экономику и культуру в своих автономных республиках и нацио-
нальных округах. На Чукотке. и Таймыре, в Большеземельской тундре, на Ямале
и Колыме расцветают национальная литература, искусство, растут квалифици-
рованные кадры. Все меныше становится яранг, чумов*и юрт на бескрайных про-
сторах тайги и тундры — на древних тропах кочевников. поднялись города,
селекия, зажглись огни пндустрии Арктики.

Из самых отдаленных мест при- i
	ехали они, сыны и дочери Чукотки,
Таймыра, Ямала, Большеземельской
тундры... Представители 28 нацио-
нальностей учатся на отделении наро-
дов Севера восточного факульте-
та Ленинградского государственного
университета. Сейчас, `в дни подго-
товки к выборам, они рассказывают
молодым избирателям, как преобра-
зились далекие земли, как социализм
перестроил жизнь северных народов.
	Комсомол. Чукотки
	Рассказ комсомольца чукчи
Николая ЯТХОР

В Чукотском национальном округе сей-
час более 2000 комсомольцев и 800 пю-
неров: они упорно учатся, хорошо работают
на промыелах, в школах, красных ярантах
и клубах.

Новая сталинская пятилетка открывает
широкое поле» деятельности для молодежи.

Расскажу о себе. Я комсомолен, училея в
национальных школах залива Лаврентия и
Анадыря, а мой товарищ по университету
Владимир Узаува — в селении Островном
п Анадыре. Мы с ним окончили педагогиче-

ский институт в Хабаровске и, вернувшись
на родную Чукотку, стали работать = я в
9бкоме комсомола, а Володя Уваува —= учи-
телем в своем селении Островном.

Комсомол, общественные организация
Чукотки послали нас учиться в Ленинграл-
щий университет. , .

Мы с Уваува решили успешно она
отделение народов Севера в университете и
вернуться на Чукотку развивать националь-
HYIO Hayty,

*«
Моя Родина!
Рассказ комсомольца долганина
Григория ПОПОВА
	Отеп. в детстве учил меня, как охотиться
	на диких олоней в Таймырекой тундре: он
	укреплял на нартах щиток, залеплял его
CHETOM, усаживалея за ним с ружвем и
«гребками», отталкиваясь руками и HO-
‘ами, бесшумно подкрадывался к животным.

Охотничьи повадки пригодились мне, как
й тысячам воинов-северян, на фронтах Оте-
чественной войны. Раньше долган не приз
зывали в армию — считали их недостойны-
ма носить оружие; Да никто из‘долган и не
стремился раньше стать военным, хотя все
долгане отличные стрелки. Но в дни, когда

пачалась Отечественная ‘война, тысячи и
тысячи сынов Таймырской, Вольшеземель-
ской, Чукотской и Янской тундр, в Индигир=
ки и Печоры, с Колымы и Енисея доброволь-
но пошли на огневые рубежи защищать
	свое многонациональное Отечество.
	Я вызвался добровольно итти на Фронт.
Меня сразу ваправили. в разведку. Нужно
было пробраться в тыл противника. Я уст:
ровл из лыж своеобразные нарты., устано-
вил на них пулемет, завоыл его маскиро-
вочным халатом и забросал сверху снегом.
Скрываясь в лощинах, пробкользнуа co
своими «наотами» за линию фронта и про-
вел с собой разведчиков.

В боях за Ролину отличились  мет-
кие стрелви-охотники ненпы, эвенки, дод-
	rane и многие другие; Бев. мы, представи:
	тели различных северных национальностей,
	грулью защищали любимую Родину. Бот я,
	сын небольшой северной народности — дол-
тан, вырос на Таймыре, в селении Часовня.
Мой отец и сестра Клава и сейчас работают
в оленеводческом колхозе, & брат Михаил’ —
		воспитателем в нацио-
нальной школе там же,
в Часовие.

Я, долганин, как рав-
ный среди равных, OT-
стаивал свободу и неза-
RUCHMOCTR своего много-
национального = Отече-
ства. Весь свой опыт
охотника Яя HCIOAB30-
вал дая уничтожения
врагов. На фронт я
ушел рядовым солдатом,
& кончил войну в’ 388-
нии старшего  лейте-

santa. 3a боевые за-
слуги награжден шестью
орденами и медалями.
	ТАМ, ГДЕ БЫЛО СТОЙБИЩЕ

А ГОДЫ, отделяющие нас от первых выборов в Верхов-
ный Совет РСФСР, на карте Колымы появились десятки
маленьких. кружочков © орочинскими, юкагирскими, якут-

скими, камчадальскими, эБенскими наименованиями:  Тахтаяма,
Гадля, Вараборка, Гарманда и другие. Это -— колхозные селения
на Колыме; Все‘кочевое население здесь перешло на оседлоеть.
На огромных просторах тайги и тундры, где веками кочевали
народы дальнего Севера, вычеркнуто теперь из. лексикона” древ-
нее слово «стойбище». оны

В национальных районах Колымы — Ольском, Среднеканском,
Северо-Эвенском — создано 22 крупных, зажиточных колхоза. В
каждом новом болыном поселке — школа, амбулатория, изба-
читальня, баня, пекарня, магазин. В национальных районах есть
две школы-десятилетки, восемь неполных средних школ с инч
Тернатами, создана широкая сеть больниц; клубов, ‘детских са-
дов и яслей; у :

Раныше на дальнем Севере знали единственную овощь—
дикий лук. «В Колымском округе посевов не’ производится по
короткости лета, производимые попытки убеждают в невозмож-
ности земледелия», — писалось до революции в «Обзоре. Якут-
ской области». Советские ‘люди доказали ‘абсурдность этой ‘тео-
рии. 24 тысячи тонн овощей и картофеля собрано в этом Году
в «Колымском округе», причем значительная часть овощей вы-
ращена бывшими’ кочевниками, теперь колхозниками. а

Андрей Трифонов, по национальности орочен, показывает
нам растёниеводческое хозяйство своего бараборского колхоза
«Новый путь». Восемь лет назад Трифонов не знал ни одной
буквы алфавита, теперь он председатель  прарления колхоза;
сведущий в сельском хозяйстве человек.

В. своей квартире, за покрытым кружевной скатертью сто-
лом, Трифонов угошает гостя колхозными огурцами и иомидо“
рами, редисом в сметане, прекрасным украйнским борщом из
свежей свеклы и капусты. На полках его библиотеки — снра-
вочники, книги по сельскому хозяйству, рыбной ловле. .

-= Года три назад: были у нас первые гряды по нескольку
шагов в длину каждая, — говорит  Трифонов.— а теперь ‘кроме
парников и тбилиц, мы имеем 14 гектаров посевов. Через” год
	посадим вдвое больше. -
	Каждый метр посева берется здесь с боя — его нужно OT4
воевать у вечно мерзлой земли, выкорчевать заросли, убрать
	многопудовые камни.
	‚ Следует ‚сказать, что ‘на всем Севере посевная площадь за
годы войны увеличилась в. шесть раз. и ‘к 1944 году составила
316.000 гектаров. Начали заниматься  огородничеством даже
чукчи. В прошлом году в .Маркове, Анадыре и. Восточной
тундре было разведено 25 гектаров картофеля; к 1950 году по
севная площадь на Чукотке увеличится более чем в 65 раз.”

Шесть лет назад руководство Дальстроя подарило тахтаям-
скому колхозу «Вперед» корову. С удивлением осматривали
эвены  диковинного жирного «оленя». Не нашлось ни одного
колхозника, пожелавшего ухаживать. за коровой.

Теперь животноводство здесь — крупная статья колхозных
доходов. 16’ хороша оборудованных ‘молочных ферм ежедневно
дают. многие, тысячи литров молока. Организовано’ производство
масла, сметаны, творога, простокваши. Сотни колхозников имеют
в личном пользовании коров, лошадей домашнюю ‚итицу.. =

Рыбная ловля на Колыме производилась веками. Но рыбная
промышленность создана только за последние восемь лет. Бо-
лее полумиллиона центнеров сельди и других пород рыбы да-
ли колхозы за годы войны фронту. Они не только ловят, но и
сами обрабатывают рыбу. Вблизи поселков на побережье воз-
никли механизированные промыслы—<Сахарная головка», «Атар:
ган», «Сивуч», «Яна», «Новостройка», «Окса» и другие. У кол-
хозов есть катера, кунгасы, баржи, кавасаки, крупнейшие став-
ные и закидные неводы. а ее

Колхозный строй вошел в быт, В экономику и сознакие
северных народностей.

Л: ЛУБАН
	и
		теперь в домах живут. Ато я по-старихлв-
ски от чума отвыкнуть но могу. Слету мечя
в Норильске  келезом во отне управляет,
другой — председатель колхоза, третий на
войне был, грудь звенит — малалей много,
недавно в Тубу уехал учиться. Дочка в
Илимпийской тундре по радио товорит —
все небо слушает.

— Расскаже что-нибудь про старое, —
попросил доктор.

— 9х, гирки, плохо было раньше В
жизни... Венго Венули снял со стены
маут — веревочный аркан, которым ловат
оленей, выразительным жестом накинул его
‹ебе нз шёю.— Вот как жили. Шаману —
дай, кулаку — дай, фактории = дай...
Слушай, что говорить буду.

4 И Венго Венули рассказал страшную
ЫлЬ:

— У одного эвенка было двое ‚детей:
мальчик. меньше двух лет и старший сын.
Выло время такое, что оленей не было и
промыела тоже не было, питались одними
ягодами — И то не всегда. Пришла смерть.
	Умер дед мальчика-У мерла бабушка. эвенк
	поехал Ha оленях к шаману. ЦШриехал
паман на быстрых оленях. Шаман. посмо-
трел, что есть в чуме, посмотрел в турсук-—
ничего нет у. эвенка. Раесердилея шаман.
Взял шапку. умершего дедушки’ и. уехал.
	Известно; что богач, что жирная собака —
	пользы нет. Поехал эвенк к купцу на
факторию, муки просить. Прогнали его:
сытый голодному —— враг. Вернулся эвенк,
пожевал ремень и собрался со стариим сы-
HOM охотиться: может, мышек в норе пой-
мает. Сын сказал: голова. болит, темно в
глазах. Отец сказал: надо ехать, а:то. все
умрем, ‘никто не поможет. Они. уехали.
		ее, а сыночку дала старую лепешку, Кото-
рую спрятала от веех для меньшото. .
День прошел. Охотники не пришли. Еще
день прошёл = нет охотников. Пурга нача-
лась. В чуме холодно. Есть нечего, Нурга
ya, тогда мать сложила чум на нарты,
сына в меховой мешок за спиной спрятала,
в санки впряглась —= решила сама на фак-
торяю к купцу итти. Па, шла, из сил вы-
билась. Унты, рукавицы изорвалиеь. Упа-
ла. Сын в мешке застыл, плакать устал.
Поднялась мать на колени, голыми руками
разгребла снег, натупала проледеневитий
мох и нору мыши, Мать сунула холодные
пальцы в рот, согрела их, взяла нож, ста-
	ла углублять нору. Земля была твердая,
лед задирал ногти. Взяла нож обеими рука-
ми, мох резала, потом руку сунула в. ноз-
‚КУ = Пусто: голодный год был, мыши
ушли. -

Сын занлакал. Тогда мать стала wa Kj
лени, собрала силы и поползла; Долго: полз
зла. Нашла вторую норку. На снегу лежа-
ли брусничные ягоды. Значит, мышка доз
ма. А солнце ушло, темно в тундре стало.

Мать разгребла снег, нососала пальцы —*
согрела; начала мох. резать ножом. Тут
снег пошел, ветер подул. Мазь все забыла==*
одно. помнила: сына кормить надо.

:. Ночью к матери пришли толодные пес-
цы. Они так хотели есть, что не боялись
человека. Мать только уснула,  песещ
‘схватил ве за ногу. Мать крикнула, испу-
талась: не сваи ли песцы сына? Мальчик
ревел —— песец стал грызть мех. Мать раз-
вела костер; легла спиной к огню. Сыну
стало тенло, он уснул. Песцы боялись огня,
ходили вокруг. Костер погае, неецы брози-
лись на мать. Она закричата, головешкой
отбилась, Опять развела огонь. ‘`Уснула:
Песцы снова напали. Грызли торбаза, уку-
сили мать за лицо. У ней совеем нё было
сил: раз отмахнулась, два отмахнулаеь-—
упала. Огонь погас. Песцы завыли, броеи-
лись на человека. Но ‘тут послышался
звон ботола и колечек — Ha искры aprant
пришел. Русские ученые — землю копать
онй ездили — нашли меня, а маль нохоро=
НИИ, . :

Венго Венули долго собал трубку, мрачно
глядел на огонь.

_ — Такая жизнь была., Песчастий
больше, чем травинок, неудач больше, чем
снега... Старый эвенк мудрыми глазамя
посмотрел на гостя и со значением доба-
вил: — Старое пепелище имеет пни, пре:
нее жилище -—— заветную память, огечь —
искры, Старое помнить надо: молодых — в
назилание, старым -— для сравнения.
	У меня`голова белая, а сердце стало Mo-
лодым. — Венго Венули улыбнулся sor:
тору: — Жизнь хорошо повернулась. Жить

теперь хочется, ;
Е. РЯБЧИКОВ.
	(KOMCOMONLGKAR TPABILAy
	  февраля 1947 г.

9 стр,
	переезд. Венго Венули вскочил на свои нар-
ты; олени бросились на ‘сугробы, потом
подчинились ударам хорея и выбежали Ha
укатанное шовсе.

Нарты остановились перед двухэтажным :
зданием больницы. Из.больших окон, густо
залёиленных снегом, пробивалея яркий
свет. Эвенк снял через. голову сакуй, то-.
ропливо положил его на санки, вытер © по-
ловичок расшитые бисером унты и вошел
в дверь. Житель тундры остро почувствое
	вал запахи лекаретв. День был приемный;
и в прихожей собралиев родственники и
	трузья больных. Венго Венули еразу заме
	тил невысокую скуластую девушку, одетую
	в белый халат, что-то об’яснявшую Te¢ce-
	тителям. Она тоже приметила эвенка и 09*
ратилаеь к нему, приветствуя его’ на род:
ном языке. Старик достал из-за. пазухи
конверт.

— Дочь больна... — сказал Венго Вену:
ли. — Врач день-ночь сидит у нее в чуме.
	ухаживает, да болезнь тяжелая, и враз
	пронисал консультацию.

Девушка порхнула по лестнице на вто-
рой этаж, потом торбпяиво сбежала вниз;
надела на старика халат и повела его за
	собой. Эвенк не Успел разглядеть и заном-
	нить людей, коридоры; палаты; у wero
осталось линь одно общее впечатление, чт9
здесь все очень, бело, как в снегах тундры:
В небольшом кабинете за столом еидел вы-
сокий, худощавый, черноголовый мужчина
е длинными крепкими руками. 9н вышел
и3-3а стола; когда появилея эвенк, отиу-
стил девушку и усадил гостя на диван,

—.Я, прочитал. эту бумагу, —= сказал
ox. — Вы ехали семь дней? ых

— Да сказал эвенк. >” ыы

— Вы знаете; эта бумага” написана в
другую: больницу; в другой город.

== Да... -== сказал дрогнувшим голосоч
Венго Венули. °

— Почему вы приехали бюда?

=— Большой Доктор, я стар, при мне, в
колхозе, осталась одна дочь, — остальные
дети раз’ехались на промысла, учиться. а
младший вын У вас на заводе работает. Ни
один маман так не лечил, как, лечит Boas-
цой Доктор. Это знают все в тундре. fl
поехал к вам. Откажете = сына возьму,
оба просить будем. Пропишите, что делать
надо. На вас все стойбище надеется.
	ПНолярную ‘мглу пронзил красный свет
олектрического светофора. — Стон-ситнал
остановил целую колонну автомашин 0к0л0
переезда железной лороги. Черные от угля
трузовики, сияющие лаком лимузины, не-
уклюжие автобусы и лязгающий тусеви-
Цами трактор нетерпеливо гудели, просили
и требовали пропустить их скорее за шлат-
баум, на улицы северного города.

Среди огней и гудящих моторов иену-
ганно метались олени. Встревоженный каюр.
соскочил с нарт и длинным хореем сгонял
их на дорогу. Животные в ужасе запроки=
дывали головы, украшенные ветвистыми
рогами, и словно молили полярное небо
спасти их о? металлических чудовищ. Стре-
лочник, облокотивщийся о шлатбаум, сказал
ваюру: : _ .

— Видать, издалече? Давно таких пуг-

зивых у нае не было. —=И утешил: —
Обвыкнут. В момент обвыкнут.
‚ Старый Венго Венули был ветревожен
he меньше своих оленей. Он давно не был
в городе и не узнавал его, Сбросив © головы.
капюшон оленьего сакуя, эвенк воматри-
вался в скопления домов, опасливо погля=
дывая на горячее багровое зарево; полы»
ханиев у подножья гор; там, где высились
заводские трубы. т

Старик вынул из кармана трубочку и
закурил для успокоения. Семь дней мчал
он по тундровым снегам, определяя дорогу
по сопкам, звездам и замерзигим ручьям.
Путь из Хатантской тундры знаком ему ©
детства: ‘мамо этих тор неё раз ироносился
он на быстрых нартах в Дудинку—возвра-
mars Куйцам доли, пить в лабазах. жтущий
внутреннослы впирт, просить пороха, хлеба
и соли. Вспомийлось ему, Кав ‘разбивая
OH когда-то свой: чум на том самом‘ месте,
116 сейчас бтоял стрелочник в малахае

Ех «Ем
	‘aN ee

е фонарем в руках и смотрел на новорот
	стальных рельсов. —

— Идет, — сказал стрелочник й 34-
трубил в рожок. но я

Эвёне Выколотил трубку, взял за 19”
волок важенку с белой звезлой на лбу и
прикрыл вв глаза сакуем. В Зилатбауму
вылетело грохочущее облако пара. Засту-
чали колеса, замелькали черные вагопы
е рудой, наконец, мелькнул рубиновый
бтонь- на последней тормозной площадке,
	И застоявшиеся ‘автомобили ринулись через
	Студенты oTAeeH HA, народов Севе pa восточного факультета Ленинградского уни-.
neveuTeTa: Manbew ИП. ВАХРУШЕВ. эвенк А. ФРОЛОВА, маньси К. ЛОЗВИНА,
	эвенк У. СОЛОДЮКОВА и долганин Г. ПОПОВ знакомятся с городом героем.

am м“ BDALTUMMMORA
	батарею паровото отопления, снял телефон-
ную трубку и, не мигая, сосредоточенно
слушал, как что-то однообразно гудело в
ней, затем открыл дверцы буфета и пере-
считал чашки и миски. Все понравилось
старику, И в 6го глазах вспыхнул огонек
гордости за сына и его семью.

После. обильного. чаепития довольный,
ошеломленный событиями Венго Венули
отправился с сыном и внучатами к само-
лету.

Железная птица села на снег рядом со
стойбищем. Как налел пилот горсточку
домов и чумов среди тундры, понять было
невозможно; но как бы то ни было, а Боль-

шой Доктор уже входил в чум, наскоро вдо-
роваясь е фельдшером. Он вымыл руки; от-
кинул меха с больной и стал ее осматри-
вать:

Венго Венули сказали, чтобы он не вхо-
хил в чум. Старик сел на нарты около бе:
рестяных турсуков и рассказывал сбежав-
шемуся стойбишу о своих  необычайных
приключениях. Собаки и олени бродили воз
круг людей, еловно прислушиваясь в го-
лосу старика. Потом вышел доктор, ска-
зал: «Все хорошо», опустился на нарты
рядом с Венго Венули и устало закурил,
Тем временем. зарезали лучшего оленя, и
доктору поднесли деревянную чашку с ды-
мящейся на холоде кровью. Он вынил одну,
а вторую выпил летчик. Гостей пригласили
в соседний чум, где кипели медные чайники
и пахло мясом, Большой Доктор Взял под
руку старика и пошел с ним. Они пили чай,
ели строганину, много курили и говорили
о жизни. Летчик сказал, что он пойдет
спать в другой чум, а доктор остался бесе-
довать — он любил слушать старых людей
тундры.

Венго Венули было о чем рассказать го-
CTI. :

— Новая жизнь вуеред идет, — говорит
он в ту ночь. — Много эвенков и ненцев
	Владимир Евстафьевич Роднонов про-
птедся по кабинету, достал из. стола нани-
росы, предложил гостю.

-= Болезнь у вашей дочери серьезная,
тревожить больную нельзя — операцию
нужно делать на месте. Bee ato, конечно,
слелзли бы и друтие врачи, я высокого
	мнения 0 евоих коллегах, о тех, что радо-
	тают в тундре, —= но теперь поздно в
0б этом. Успеть бы в0-врёмя.:,

Родионов снял ть трубку, 10
крутил диск автомата ‘и заговорил, 0чез
видно, с самых аки начальником в
городе.

— Отведито оленей к сыну, о
у ‘нзго, —— сказал ой эвенку, — через ‚два
часа будьте готовы.
` Девушка, та самая, что провела Венго К
Большому Довтору, знала, где живет его
сын. Она © авным удовольствием села на
нарты и поехала с ним в. гости. Пока олени
бежали по улицам. девушка рассказывала
	CTAPHRY, KIO из эвенков, саха, JOATaH
	ненцев работает в Норильске и окружном
центре Таймыра — Дудинке. Сыны и
хочери тундры научились 346сь плавить
металл, печатать газеты, водить поезда и
выращивать картофель и овощи в. местном
60вхозе,

Сын Венго Венули жил в одном из че-
тырехэтажных каменных домов на Сева:
стопольской улице. Радость ветречи с ним
была омрачена тревогой за сульбу больной.
(Сын утешал старика, говорил, что Боль:
шой Доктор обязательно вылёчит сестру, от
влекал его внимание от тягостных дум рас-
сказами о заводе и расепросами о делах в
тундровом колхозе. ‘Старик был поражен
видом квартиры; в которой Жил его сын:
последний раз он посетил его три года на-
зад, когда город был совсем маленьким
сын жил в балке. Теперв все стало удиви-
тельно большим и необыкновенным. Венго
Венули потрогал заскорузлыми пальцами