РАВНОЛУЩИЕ И ПОПУСТИТЕЛЬСТВВ
	МОСКОВСКИЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОТВЕТЕ ЗА БЕСПОРЯДКИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
	В донце сентября мы приехали в детдом
убки» Звенигородского района Москов-
col области, Мы походили по участку дет-
ма, зашли на кухню, посмотрели подсоб-
е хозяйство, а главное — много разгова-
вали с ребятами. Впечатление от всего
нденного было у нас. самое хорошее.

— А ведь это у-нас только за последнее
емя так хорошо ‘стало,-— сказал смуглый

ерноглазый мальчик.— Видели бы вы, к&к

ы при Селихове жили!
— А как вы жили?— удивились мы.—
` кто такой Селихов?
—* Это у нас. прежде был такой директор!
И тут мы услышали о том, что творилось

детском доме еще недавно, всего. несколько’

есяцев назад. при лиректоре Селихове: бы-

‚же воспитанника «накажут»,

ки, он не рисвует совершенно. игнорировать
правила советской педагогики и советский
закон, неизменно охраняющий детей. И вот
Селихов избрал следующий способ наказа-
ния: провинившегося доставляют на сух
класса, и одноклассникам весьма недвуемыс-
ленно предлагается «проучить» товарища:
Если директорские намеки остаются нено-.
нятыми и виновного не «учат», наказанию.
подвергается уже весь класс: ребята стоят
на ногах по Вескольку часов кряду. Вели
т.е. побью?
в присутствии Селихова, класс прошаетея:

Скажут: единячпый случай, не типич-
ный, не характерный, Верно, случай из
ряда вон выходящий, невероятный. Но,
даже буль он редчайшим исключением,
	единственным, все равно преступны те, KATO
	‚допустил, чтобы такое могло случиться.
	Преступление, что человек, ничего He
смыслящий в педагогике, не умеющий
обращаться с детьми, мастер кулачной рас-
правы, не день, не два, а долгие месяцы
«возглавлял» и разваливал детский дома
Ни один такой случай не мог бы иметь ме=
ста, если бы к работе детдомов Московский.
отдел народного образования относилея кач
	HONRHO? е пристальным, неослабным вни-
		ло толодно, беспорядочно, ое И влрут
Кто-то из ребят сказал:

—- А знаете, он нае бил!

Мы опешили. Не где-то в недосягаемой
тлухомани, не в чудом уцелевшем медвежьем
углу,— под Москвой, неподалеку от район-
ного центра человек осмелилея поднять ру-
BY на тетей. Однако усомниться в том, чтб
	ребята говорят правду, быле невозможно.
	заведующий учебной частью, работавший в
«Дубках» и при Селихове, подтвердил то,
что они рассказали нам.

— Где же Селихов сейчас? — спросили
мы почти машинально, уверенные в том,
что вопрос наш нелеп: где же быть чело-
веку, уличенному в уголовном преступле-
нии?

И в ответ мы услышали:

— Где Селихов? А он послан заведывать
Врюковским детским ломом, по Октябрьской
железной дороге. Может, слышали?

На другой день мы были в Крюковском
петском доме. На большюм грязном пустыре
стояло несколько зданий. (о стороны каза-
лось, что годами здесь никто не жил и толь-
ко недавно приехали новые жильцы, кото-
рые еще не успели расчистить дорожки,
‘убрать мусор и обрывки бумаг. Но больше
всего удивлял вид детей: одеты они были
неряшливо, почти у всех малышей спуще-
ны чулки, расстегнуто платье.

Мы стали раеспралнивать ребят. 0 воспи-
тателях они говорили со странной смесью
удивления и грусти: живут рядом взрослые,
очень чужие люди, и, вилно, нечего ждать
‘от’ них ни интереса к себе, ни ‘ласки, ни
понимания.

— А директор?

— Директор хуже всех. Хорошо бы он
ушел от нас, — вырывается у одного маль-
чугана, и он тут же смолкает. Врасноречиво
молчат и остальные, и .уже просто’ невоз-
можно не понять и не почувствовать, какой
дружной нелюбовью пользуется у ребят ди-
ректор. Они твердо верят: уйди он — и все
пойдет по-другому.

В чем же дело? Что за человек этот ди-
ректор? И тут ребята с обидой и возмуще-
нием стали рассказывать о вещах, которые
показались нам невероятными. Мы узнали,
‘Что в детдоме применяется система наказа-
a, неслыханпая в нашей стране. Директор
Селихов твердо ‚убежден, что физическими
методами воздействия вернее всего. можно
добиться толку. Олнажо у него связаны ру-

_ Всесоюзный. мотопробег
в честь 30-й годовщины Октября
	ПО ДОРОГАМ
СОВЕТСКОЙ ЛИТВЫ
	ВАУНАС, 2 октября. (Наш спец. корр.).
Излалека было видное: у межевого столба
	‹ 10 Ветру вьются белые © голубым  знаме-
	на, Ча границу литовской земли и Бело-
руссии встречать”нае прибыли физкультур-
ники Вильнюса. Но вот среди спортивных
плашей и комбинезовов залестрела чья-то
хомотканная куртка, еще одна и еше...
Под’езжаем ближе. Оказывается, навстречу
колонне вышли крестьяне соседней дерев-
ли — «новоселы».

Давно уже советская власть передала
товским крестьянам помещичью землю,
& арот до сих пор вспоминает этот радо-
стный пень. До сих пор в новых домах
устраиваются новоселы. Колонна прошла
	через Вильнюс на Ваунае. Сотни людей
встречались нам по пути. Можно было’ не
спрашивать, кто OHH и откуда. Сквозь пе-
лену дождя мы видели, как по сторонам
wocce, по берегам полноводното Немана бе-
леют крепкими новыми стенами крестьян-
ские дома.

«Мы никогда, ни при каких условиях
не забудем о том, что сделали пля литов-
ского народа советская власть, большеви-
стекая партия и лично Вы, товарищ
(/алин, направив нае на новый, советский
путь жизни», — заявили на-днях в пись-
ие вождю трудящиеся крестьяне и кре
стьянки. Слово их подкрепляется делом—
8 всех собраниях в ‘апилинках (сельсове-
тах) и волостях решено досрочно, к 10 ок-
тября, выполнить государственный  нлан
затотовок. верна,

Четыре передовых уезда — Вильнюс-
ский, Швенченский, Утянский и Зарасай-
ский -— уже выполнили свои обязательет-
ва перед страной. Здесь хлебопоставки за-
кончены, Сдача хлеба вылилась во всена-
родное торжество — праздник богатого

урожая,

Труд радостный, счастливый, труд на
самих себя заставляет жить и работать по-
новому, Й в Вильнюсе, и в Ваунаее pac-
сказывали нам, как растет и ширится
предоктябрьское социалистическое сорев-
	нование.
На-лнях каунасская фабрика «Литекс»
рапортовала о том, что программа 10 меся-
	цев уже выполнена. Воллеютив этого пред-
приятия дает уже продукнию в счет нояб-
ря.

Таких примеров немало — вся промыпт-
тенность Каунаса план 9 месяцев выпол-
нила 11 сентября и готовится достойно
встретить 30-ю годовщину ОЁтября.

Hapox Советской Литвы чтит память тех,
ко принес ему жизнь, свободную и сча-
стливую. В столице республики на площа-
ди имени Черняховского в кругу братских
могил бойцов и офицеров Советской Армии
высится мраморный обелиск. Туг похоро-
нен освободитель литовской земли генерал
зрмии Черняховский, смертью храбрых
павший в бою е немецко-фашистекими за-
хватчиками. Сегодня участники всесоюзного
мотопробега возложили венок из живых
цветов на могилу прославленного ‘полко-
водца.

ue ®

Мотоколонна продолжает свой путь. 06-
мдня в 10 часов утра она покинула
Вильнюе. Погода, до сих пор в общем ‘бла-
топриятствовавшая нам, теперь о резко
ухутшилась. На подступах к Вильнюсу мо-
поциклы настиг сильный’ град, а сегодня
мы стартовали под проливным осенним до-
ждем и холодным ветром. Дождь лил весе
время. Олнако без задержек, точно по гра-
фику, в 13.30 мотоколонна подошла K OK-
раинам Каунаса.

По литовскому обычаю. девушки в ярейх
надиональных костюмах укращают грудь
зодиелей машин венками из дубовых
листьев.

Пройдено две трети пути—3.750 кило-
метров. Завтра колонна мотопробега поки-
нет претелы Советской Литвы. Мотоциклы
	пойхут на Ригу.
В ИОРЦАНСКИИЙ.
	Ея .
НОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

Пентральная студия документальных
	фильмов выпускает к октябрьским дням ве-
сколько новых фильмов. На экраны выйдет
хартина «Москва — столица СССР», по-
священная 800-летнему юбилею столицы, и
нветной полнометражный фильм «День по-
бедившей страны», в котором через события
одного дня будут показаны достижения на-
шей страны к 30-летию советской власти.
Заканчивается производством полнометраж-
ный фильм «Карело-Финская ССР».

Ha экраны также выйдут юбилейные вы-
	пуски специальных киножурналов «Пионе-
рия» и «Советский спорт». В киножурнале
	«Советский спорт» будет рассказано о вы-
	сокоторной экспедиции на Намир, где co-
ветские альпиниеты открыли новую верши-
	ну — «Пик 30-летия Октября».
В дни празднования  трид
	В дни празднования  тридцатилетнего
юбилея советской власти будет заснято два
полнометражных фильма — кинорепортаж
по Москве и по столицам союзных респуб-
	ДИ,
	СоъяоВЛЕНИЕ МОЗАИЧНОЙ КАРТЫ
«ИНДУСТРИЯ СОМИАЛИЗМА»
	ЛЕНИНГРАД, 2 октября. (Наш kopp.).
В 1937. году на Всемирной выставке в Па-
риже’ среди многих экспонатов Советекого
Союза обращала на себя‘внимание мозаич-
ная карта «Индустрия социализма». В
1939 тоду эта карта была доставлена на’
Вевмирную выставку в Нью-Йорк.

Карта, сверкавшая драгоценными камня-
ми— рубинами и изумрудами, была изгото-
влена советскими мастерами мозаике. Теперь
карта «Индустрия социализма» обновляется.
Она находится у мастеров ленинградского
художественного ремесленного училища
№ 24, тде директором тоз. Андреев. Ha 06-
новленной карте будут показаны послевоен-.
ные границы Советского Союза, Северный
морской путь. Жаждый город налтей страны
обозначается позолоченной звезлой.
	чучшие мастера училища трудятся нах
знаменитой мозаичной картой. Срели них
С. А. Лапинок, прянимавший участле в ее
изготовлении, Зеленков, Apasraaosa, Co-
ловьев и лрутие.
	Обновленная карта будет выставлена в
Тронном зале Государетвенного Эрмитажа в
Ленинграде.

ae
	ЗАОНЕЖСКИЕ
ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ
	ПЕТРОЗАВОДСВ, 2 октября. (Наш ‘корр.).
Заонежье — край народных талантов Ва-.
релии, прославивикихея далеко за преле-
лами республики. Здесь живут мастера орна-
мента и живопиеи, резчики по дереву.
особой известностью пользуются вышиваль-
щицы. Тонкие работы местных мастериц не
фаз украшали всемирные выставки еще’ в
дореволюционное время.

Из’ поколения в поколение передавалось
мастерство. После войны оно ‘возродихось
ВНОВЬ,

` В заонежекой зотели а вы-
пиявки работает 80 мастериц. В большинетве
это девушки, научившиеся тонкой вышивке
у своих матерей. Многие из них недавно
пришли в мастерскую, но уже выполняют
сложные работы.

Не так давно артель получила заказ на
вышивку панно для всесоюзной художе-
ственной выставки, посвященной 30-летию
Октября. Тема панно — легендарный поход
Тойво Антикайнена. Этот заказ выполнили
лучшие мастерицы артели Прасковья Ива-
новна Ярицынова, Александра Титова, Ека-
терина Максимова и Валентина Карцева.
	(Сейчас они выпивают гарнитур на тему
народного ‘эпоса Калевалы. Эту сложную т
трудовмкую работу левушки закончат

$ ноября.
	Печатные формы
из пластических. масс

Изготовление печатных форм в полигра-
фической промышленности евязано с потреб-
лением большого количества лорого стоящих
	цветных металлов. - “Так называемый тафт,
употребляемый для производства типограф-
	ских шрифтов, представляет cobsw. сплав
	свинца, .071084. и сурьмы,
		Весь многотысячный .-коллектив завода «Динамо» имени Кирова живет одной
	мыслью — достойно встретить 30-ю годовщину Октября. Комсомолец Борис
Фролов — один из лучших стахановцев тягового цеха, В короткое время он овла-
дел тремя профессиями: токаря, фрезеровщика и расточника. Его ежедневная
выработка —три нормы. В честь наступающего праздника он изготовил сверх
плана десятки остовов к -моторам рудничных электровозов. На снимке: Борис
	ФРОЛОВ за работой.
	зов. На снимке: Борис
Фото Г. КАПУСТЯНСКОГО.
	Советское государство заботится о JeT-
ских домах. Колоссальные средства отпу-
скаются на то, чтобы дети-сироты были
сыты, одеты, делается все, чтобы росли
они настоящими гражданами нашей страз
ны. Чем же об’яснить такой дикий факт?
человек развалил работу детского лома, и
его не снимают со взысканием, не отдают
под суд, — нет, его посылают заведывать
другим детским домом, разваливать работу
в новом месте, издеваться над новыми ре-
бятами! Отчего же Моно допускает эту лег
комысленную «переброску» с места на ме-
сто негодных, скомпрометированных работ
ников? Ведь именно Моно направил Селиз
хова сначала в «Дубки», а затем в Врюко-
po. Имя этому только одно: равноз
душие и’ попустительство! Работники
Моно, которые непосредственно отвечают
за работу детских домов и должны знать
действительно 060 всем, что там творится,
на деле совершенно не осведомлены. Ин-
спектор Моно тов. Росюк ‘читает, напри-
мер, что работа в Врюковском детдоме по-
ставлена образцово.

И еще об одном нам хотелось бы сказать:
Во время нашего пребывания в «Дубках»
туда приезжала комиссия из Звенигорода:
Среди членов комиссии,  обследовавшей
«Дубки», были представители palicope-
та. профсоюза, но ни олного человека
из райкома ВЛЕСМ. Оказалось, что
за последние полтора года из райкома
комсомола слода приезжали не часто: один
раз на перевыборы ‘комсомольского актива;
остальные разы =— на торжественные ве-
‘чера в праздники. И во всех случаях ред*
‘кие райкомовские гости не заметили ниче-
го неладного, ничего такого, что потребо=
вало бы энергичного комсомольского вмез
шательства,
у Е : -Ф, ВИГДОРОВА.
Т_ КОРМИЛИНЦЫНА.
	ЦАХТЕР Иван МЕДВЕЛ

& это замедляло темпы проходки. Тогда бы-
ло решено в углах делать спаренные пшу-
ры. Работа пошла. быстрей, ‘утоль теперь
подрывалея равномерно:

Иван Медведев становился хорошим -епе-
циалиетом-нарезчиком. Он даже начал пе-
ревыполнять свою норму в полтора. раза.
его успехах стали товорить на соседних
шахтах. `Векоре на его имя пришло письмо
от молодого шахтера Алексея Морозова с
шахты «Капитальная-Марковка». Морозов
писал: «Я недавно закончил школу 30,
Когда пришел в забой, товарищи раесказа-
ли мне о твоей работе. Мне хочется стать
таким же стахановцем, как ты. И хочется
соревноваться с тобой за досрочное оконча-
ние пятилетней нормы».

Вслел. за письмом Алексей Морозов при-
влал Медведеву телеграмму, в которой с0-
общил;, что он в смену дал 14 тонн yr-
ля при норме 8,8 тонны. Это ‘было нача-
лом соревнования между молодыми: горня-
ками;

Через несколько дней Ма получил
письмо —вызов на соревнование от. моло-
дого забойщика шахты № 29 Ивана Да-
вылюка. Тот сообщал, что уже выполнил
полутодовую норму.

Соревнование разгоралось. Е раз в эти
дни на шахте началось прохождение нового.
уклона. Иван обратился к своему напар-
НИКУ:

— В одном забое нам тесно. Давайте ра-
ботать сразу в двух забоях.

Абраимов согласился. Одобрили это пред-.
ложение и руководители шахты.

В первый день Абраимов и Медведев за
15 минут обурили забой и ушли. в штрёк.
Пока на уклоне  запальщики отламывали
бурки и проветривали забой, нарезчики
обурили забой в штреке. На уклон они яви-
лись во-время — забой был готов в выем-
ке угля. Чтобы легче было брать утоль е
земли на лопату, Медведев заранее вблизи
забоя положил большой лист железа, на ко-
торый сыпалея уголь. Лопата легко сколь-
зила по железу. Это облегчало труд забой-
щика, ускоряло время погрузки.
  Cerny Нарезчики закончили в за60е
питрека. План в этот день был намного’ пе-
ревыполнен как в первом, так и во втором
забое.

Иван Медвелев обогнал Морозова и Дави-
люка. На своей шахте он первым закончил
выполнение годовой программы. № 30-й го-
довшине Октября Медведев обещает выпол-

нить норму 1949 года.
	М. ВОРОБЬЕВ.
	Макеевка — Донбасс,
шахта «Холодная балка».
	В дни Отечественной войны он летал на
самолетах, плавал на сторожевых катерах в
водах Черного моря и Дуная. Война зака-
лила его, приучила преодолевать трудности.
Когда пришло время демобилизоваться, ком-
сомолец Иван Медведев решил поехать в
Донбасс. И вот Медведев в Макеевке, у на-
чальника шахты «Холодная балка».

— Вы можете работать электриком или
связистом? — спросил начальник шахты,
рассматривая документы, в которых гово-
рилось, что старшина Медведев — радист
1-го класса.

— Нет. Я хочу в забой.

Ивана приняли в бригаду навалоотбой-
щиков. Он оказался ловким, трудолюбивым
и смелым шахтером.

— Из тебя выйдет настоящий max-
тер!-—говорили Медведеву старые горняки.

Иван старательно осваивал свою новую
профессию, изучал строение угольного пла-
ста, приемы полбойки, способы отбивки
угля на струе. Он внимательно присматри-
вался к работе опытных горняков, особенно
к работе Ивана Ивановича Абраимова. 06
этом человеке отзывались в лаве с уваже-
Hem. .
	Абрзимов — нарезчик новых штреков и
лав. Профессия эта сложная, ответственная.
Нарезчик продвигается в лаве по неведо-
мым путям, Он встречает непредвиденные
трудности: то неудержимый поток воды, то
твердый гранит... Й забойщик должен уметь
побеждать трудности.

O60 всем этом рассказал Абраимов.

— Ая бы сумел работать c вами? —
спросил Иван, заинтересовавшись рассказом
старого горняка.

+— Попробуй.  Мне, кстати, нужен на-
парник,— ответил Иван Иванович.

Через несколько дней Медведев пришел в
забой к Абраимову. Он стал здесь бурщи-
ком. Как-то за короткий срок надо было
пробурить путь в триста е лишним метров.
Работы было много, надо было спешить, а
тут еще вдруг неожиданно из кровли поли-
ла вода. Это затруднило погрузку угля.
` —. Вы как-то говорили, что можно. ра-
ботать с раскоской. Сейчас нам как раз бы
хорошо с ней проходить штрек,— предло-
жил молодой горняк Ивану Ивановичу.

— Я тоже думаю 06 этом, — сказал
Абраимов. .

Так они и сделали. Теперь порода erpy-
жараеь в раскоску, забой стах лире. Bee
это намного облегчило труд забойщиков-
Для ускорения проходки Иван принес в 3a-
бой буры, вдвое длинней прежних. Но при
подрыве е углубленными питурами в углах
теперь стал оставаться неразрыхленный
уголь. Его приходилось отбивать обушками,
		По следам неопубликованных писем
	митёет добились улучшения бытовых услоз
вий молодых рабочих. Общежития отрез
монтированы; открыта баня; в клубе органи:
зованы кружки художественной самодея=
тельности.

* & &

Из города Алапаевска Свердловской
области в редакцию пришло письмо, в Ко-
тором говорилось о плохой работе клуба
Нейво-Шайтанского завода.
	Редакция сообщила 0б этом Алапаев-
скому горкому партии. Горком ответил, что
недостатки, указанные в письме, действи-
тельно имели место. За слабую культурно-
масбовую работу на ‚председателя завкома
наложено взыскание, а заведующий клубом
предупрежден.
	Теперь в. клубе работают. кружки худо
жественной самодеятельности, демонстри“
руются кинофильмы, для библиотеки закуп-
лена литература. .
	Тов. Арбузов писал в своем‘ письме; что
на Павлово-Покровской фабрике плохо ор-
ганизована политико-воспитательная рабо-
та среди молодежи. Его письмо редакция
направила в Павлово-Посадский горком
‘комсомола, Из горкома сообщили, что не-
достатки, указанные в письме, устраняются.
Организованы лекции и беседы для моло-
дежи. В общежитиях открыты красные
уголки, комнаты радиофицированы.

az oe
	Из Букринского района. Рязанской 00-
ласти в редакцию поступило письмо, в. ко-
тором говорилось о недостатках в работе
комсомольской организации Истьинского
машиностроительного завода, о плохих бы-
товых условиях молодых рабочих.

Редакция направила письмо секретарю
Букринского райкома комсомола. Райком
ответил, что факты, изложенные в письме,
подтвердились. Сейчас комитет комсомола
переизбран. Райком комсомола и новый ко-
	Научно-исследовательский институт по-
лиграфической промышленности ОГИЗ?а на:
чал работу над заменой гарта формами, от-
литыми из пластических масс. Оеновная
трудность заключалась в том, чтобы приго-
товить такие пластические массы; которые
были бы механически стойкими и в то же
	тотрузки.  время эластичными. эта задача успенно
закончили в 32606  пазтеттена инженером тов. Беликовой и на-
	разреттена ‘инженером тов. Беликовой и на-
учными сотрудниками института пластмасс
тт. Цесиным, Ли и другими,

Сейчас рационализаторы работают над
технологией применения новых печатных
форм. Опыты, произведенные ими, показали,
что широкое применение Итастических масс
пря изготовлении печатных форм для пло-
ских типографеких машин — дело неда-
	лекого будущего. ‘
В ТУГОЛУКОВ.
		стоит Wa первом месте в спектакле. Голос
	Регины Лазатевой свеж и красив, интонз-.
	ции безупречны, ‘дикция безукоризненна.

Вообще в спектакле «Вольный ветер»
имеется несколько значительных актереких
достижений. Превосходна, например, в пар-
тии Иепиты, озорной и безудержно веселой
девушки из портового кабачка «Седьмое не-
60», молодая артистка К. Кузьмина. Пепи-
ту зовут «Пепита-дьяволо», и действитель-
HO Пепита-Вузьмина заслуживает своего
прозвища. Словно бес сидит в. хрупкой на
вид, подвижной, как ртуть, бесстрашной и
хитрой девупике. Она куда умнее своего про-
стоватого возлюбленного Михася, которого
его дядя, всемогущий директор пароходства,
предатель Георг Стан зовет модным именем
«Микки» — собачья кличка, по. мнению Пе-
ЧИТЫ...

Михась-Аникеев и Пепита-Бузьмина со-
ставляют превосходный дуэт! источнив но-
стоянного радостного волнения и смеха в
зрительном зале. .

Заметим, что лучшие спены спектакля—
это сцены ве Микки и Пепитой. В особенно-
CTH это относится к сцене в кабачке «Седь-
мое небо», где, охваченные внезапным но-
рывом веселья, поют и пляшут девушки,
подружки Пепиты. Режиссерски эта сцена
является настоящей находкой. Невозможно
удержаться от невольного движения, котха
в бешеном темпе песни Пепита пляшет на
столе, вихрем носится по спенб, и вместе с
ней поют и пляшут девушки. Это por 60-
леро, несколько неожиданный здесь, на,сла-
BAHCKOM побережье Адриатического моря.
Впрочем, и географические и этнографиче-
ские признаки здесь, конечно, весьма
условны.

По всей видимости, и постановщик И. Ту-
манов и художник Г. Вигель здесь дали во-
лю своей фантазии и не особеннно гнались
за воспроизведением фольклорных ‘подроб-
ностей.

Зато и постановщик и авторы пьесы про-
явили, можно сказать, скрупулезную TOY
ность в изображении некоторых, не елиш-
ком музыкальных, но, к сожалению, чрез-
вычайно жизненных персонажей спектакля,
Таков, например, мистер Честерфильл. При-
сутетвие этого «частного лица» явственно
ощущается на протяжении всего спектакля,
хотя воочию он появляется только в одной,
сравнительно небольшой сцене, Этот сухо-
парый господин (в отличном исполнении
И. Стравинского) фактически управляет и
действиями полиции, и вывозом народного
	имущества, и многими другими делами, @
которых без труда можно лотадатьея.

Есть в спектакле уморительная сцена,
когда ретивые атенты полиции по ошибке
арестовывают старого актера Цезаря Гал-
ля, приняв его за Стефана-Метителя. Пояз
вившемуся одноглазому сыщику  полицей-
ские об’ясняют, что они задержали Галля
потому, что он произносил возмутительные
речи насчет тиранов. Старый актер спокой-
но говорит одноглазому сыскному циклопу,
что никаких речей он не произносмл, а де-
кламировал Шекспира. «Вто такой этот
Шекспир?» — в тревоге в пралтивает сыщик
и, услышав ответ: «Великий авглича-
Нин». в ужасе вскакивает, a Полипей-
ские, трясясь от страха, берут под козы-
рек. Публика хохочет, а Одноглазый (ар-
tucr E. Ронский) хриплым шюпотом выто-
варивает полицейским: «Хорошо еще, что
вы не задержали самого Шекспира. Пошли
вон!..»

В шутках кроется мораль, как гласит

старая поговорка.
_ Очень мила в роли Стеллы, невесты: героя
Марко, молодая артистка Е. Акимова. Прав-
да, большой вокальный монолог, очень труд-
ный для исполнения, она поет еще не впол-
не удовлетворительно, но, по всем ‘призна-
кам, это результат еще недостаточного
сценического опыта.

Е сожалению, нас меньше всего’ удовлет-
ворил в партии Марко, чрезвычайно ответ-
ственной и трулной, артист В. Лапшин. У
него хороший голос, но управлять им ар-
тист явно ве умеет. Форсируя звук, он пор-
тит тембр своего голоса, да и поет как-то
уж очень элементарно, словно учит вока-
лиз. И внешний облик Марко в исполнении
В. Лалиина, на нали взгляд, неулачен.. Из
остальных участников спектакля мы долж-
ны выделить С. Хмельницкого, замечатель-
по хорошо‘ ипрающего и поющего партию
хозяина бара «Сельмое небо».

Пением боевой песни «Вольный ветер»
заканчивается спектакль, и нам думается,
что песня эта перелетит порог театрального
зала.

Новый спектакль — несомненная победа
советской музыкальной комедиографии и со-
ветского театра оперетты.
	В, ГОРОДИНСКИИ.
$944444444444444054450445944500400545556544
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
	3 октября 1947 г._ 3 стр,
	первая картина спектакля радует нас
	прежде всего очаровательной песенкой двух
гуляк-матросов, песенкой, затем неоднократ-
но звучашей в спектакле.

Появление двух подгулявиих ‘друзей,
Филиииа и Фомы, вносит в мелодраматиче-
скую ситуацию первого действия. хороший
комический элемент. (ба приятеля, на
протяжении всего спектакля почти нераз-
лучные, составляют чрезвычайно забавный
дуэт, и публика радостно встречает каждое
их появление на сцене. Надо признать, что
успехом своим дуэт Филиппа, и Фомы обязан
не столько авторскому тексту (не всегда
	удачному), сколько превосходной игре
В. Алчевского (Филини) и В. Варпова
(Фома).
	В первой картине впервые появляется -е
Клементина Марич, вдова моряка, в роли
которой выступает Татьяна Бах.

Партия Клементины Марич — большой
успех Татьяны Бах, этого выдающегося
мастера опереточной спены.

Комический дуэт Татьяны Бах a H. Bpa-
гина, играющего роль старого зктера Цезаря
Галля— один из лучших эпизодов всего
спектакля. Неподдельный комизм музыки и
текста, особая свежесть и чистота чувства,
характеризующие этот эпизод, способны
расшевелить даже самого мрачного меланхо-
лика. Публика громом аплодисментов при-
нимает финальную реплику: «Вот какие
У нас старики», п неудивительно. 0ба
«старика» — Татьяна Бах и Н. Бравин —
поют и пляшут с таким увлечением, с та-
ким юношеским пылом, что, право we, Har
шей театральной молодежи (отнюдь He
только опереточной) очень полезно было бы
поучиться у этих маститых художников.

Таким же артистизмом отличается и
исполнение партии маркизы Регины де
Сан-Клу артисткой Региной `Лазаревой.
Партию своей тезкл, прогоревшей и обни-
щавшей французской маркизы, дамы мно-
тоопытной, но, по собственной своей реко-
мендации, сохранившей «почти что дев-
ственную наивность», Регина Лазарева
исполняет настолько интересно, что об
этом стоит сказать 06060.

С чуткостью тонкого художника артист-
ка не сделала свою маркизу этакой фарфо-
ровой куколкой, но, наоборот, придала ей
черты странной, деревянной грубоватости.
Это и верно: истаскавшаяся по притонам
всего мира; маркиза приобрела манеры
ландекнехта, наемното солдата. По качест-
	ву вокального исполнения Регина Лазарева
	Почему-то нередко считают, что серъез-
ные сюжеты ‘и большие темы не имеют
никакого отнопения к такому легкомыслен-
ному жанру, как оперетта. На премьере
нового спектакля мы слышали такого рода
суждения. Дело в том, что в основе оперетты
«Вольный ветер» лежат серьезные события
и настоящие драматические переживания.
Притом спектакль представляет собой поли-
тическое представление о очень ярко выра-
женной политической тенденцией. Самое
название «Вольный ветер» символизирует
здесь дыхание свободы, повеявшее над
некоей освобожденной ‚от немецкой оккупа-
ции территорией, принадлежащей свободо-
любивому народу. В оперетте И. Дунаевского,
написанной на текст пьесы В. Винникова,
В. Крахта и В. Типота, появляется И Сте-
фан-Метитель, он же моряк-партизан Марко;
п вдова убитого героя-партизана Клементина
Марич; здесь фигурируют и предатели на-
родного дела, микроскопические квислинги,
которым обстоятельства помешали стать
большими квислингами, и те господа, что
покровительствуют предателям, и главный
пз них — мистер Честерфильд, «частное
лицо», занятое исключительно «невмеша-
тельством» во внутренние дела территории.

Помилуйте, да разве это обстановка, для
опереточного спектакля? С точки зрения
новейшей «венской школы», даже в. ее
лучших образцах — опереттах Вальмана и
Легара,— конечно, нет. Либретто этих ‹опе-
ретт делается по строго определенному
стандалиу. Здесь действительно и страсти
мартариновые, и события блатонамеренно-
салонные, и нравы «легкие». Напрасно
только думают, что ве это составляет
природу жанра. Нисколько. Пресловутая
опереточная «венщина» является продуктом
буржуазного вырождения искусства опере-
точного театра. Но’ в ето классических
образцах этот театр был театром полити-
ческой сатиры, и притом самой серьезной.
Недаром его не любят немецкие музыкаль-
ные реаклионеры, не случайно его ненави-
дели и российские черносотенные публи-
цисты, вроде Суворина и князя Мещерского,
не шутя предупреждавшего царское прави-
тельство, что  «Прекрасная Елена» и
«Герпогиня Герольштейнская» продставля-
кт 60б0й нечто вроде динамитных бомб,

АЕ
	подложенных под здание самодержавия...

Советская оперетта, с её непрестанным
и ясно выраженным тяготением к на-
стоящей сатире, к спектаклю большого
идейного наполнения, возвращает искусству
опереточного театра утраченное им обще-
ственное значение. И в этом смысле новый
спектакль Московского театра оперетты
является крупным шагом вперед. Авторы и
театр не побоялись остро-сатирического
решения болышой политической темы и
создали спектакль, который по справедли-
вости надо признать вполне удавшимея
опытом создания советской музыкальной
комедии на современную международно-
политическую тему.

Впервые на сцене нашего театра появ-
ляется настоящая большая оперетта, не
комедия © музыкой, неё трехактный музы-
кальный водевиль, а именно оперетта,
обладающая сквозным и целостным музы-
кальным развитием, богатая ариозными и
мелодико-речиталивными элементами, пре-
восходно симфонически оркестрованная —
словом, со всем тем, что в совокупноети и
составляет, так, сказать, «родовые» призна-
ки жанра. Больше, чем кто-либо из наших
композиторов, Фочиняющих музыку так
называемых «малых форм», И. Дунаевский
владеет искусством оркестрового письма, и
вряд ли кто-либо может соперничать с ним
по части знания законов музыкальной
теалральности. Арёме того, еще со’ времен
кинофильма «Цирк» И. Дунаевский проявил
себя как выдающийся мастер музыкальной
мелодрамы, с одной стороны, и с другой —
как виртуоз в сочинении увлекательно-ве-
селой, изобилующей пикантными, полными
остроумия мелодическими и ритмическими
изобретениями танцовальной музыки.

Нас несколько разочаровала большая
увертюра к слектаклю. Увертюра-——наиме-
Hee удачное место в оперетте Дунаевскоге.
Она сделана явно наспех и производит
впечатление музыки, не столько сочинен-
ной, еколько скомпанованной, причем даже
искусство инструментатора здесь словно
изменило композитору.

Зато, когда звучит короткое вступление
к первой картине оперетты, слушатель уже
ощущает прелестное изящество последующе-
то музыкального развития, Действительно,
	СПЕКТАКЛЬ В. МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЕТТЫ
		В читальном зале для юношества Го-
	сударственной библиотеки имени Jle-

нина. На снимке: школьники Галина

ЛЯНЦ и Виктор БАБИН у статуи
римского гладиатора.

Фото Г, КАПУСТЯНСКОГО,