ПО-НОВОМУ, ВАЖНУЮ. даст, а
соетинений: «! у
	Котлектявноеть таботы, ‘вообще харак
	терная для советской науки черта, особен-
но ярко выразилаеь в громадных геологи-
ческих исследованиях. Эти псследования в
различных областях Советёкого Союза’ в
поисках полеоных ископаемых металлов и
нефти определили сырьевую базу’ советской
промьниленноети, Среди многочисленных
теографических ‘исследований эколедицщий:
озобенное ‘значение имеет вавосвание Арк-
тики с. тероическими моментами: 1ейе09е
«Челюсвина», полетом на Северный: полюс
под’ руководетвом акалемика 09. Ю. Шмид-
та и знаменитым дрейфом папанитцев Ha
лыдине. - т а
	Советская биология с первых же чет
	стала на елужбу сельского хозяйства, и ме-
	липичы. Начатое еше до революции акаде-
	миком И. П. Павловым исслелование BIC
шей нервной леятельноети животных и че.
ловека привело ко многим важным откры-
тиям в мехлипине,
	Неисчиелямы лостижения советской тех-
	ники, Гиганты энергетического хозяйства,
тидротехнические ‘сооружения на Свири,
Волхове, Днепре © пебывалы по o er Я
мошности.
	В науке 00 обществе прололжался во
	ной пересмотр содержания. B годы статин-
ских пятилеток составлялась история. Co-
ветекого Союза, впервые на OCHOBe HOBEIX
привцииов лнтературоведения строилась
история русской литературы и литературы
Других HADKIOB. ce
	Перед Великой Отечественной войной Со=
	велская страна, расиолатала большой. науч-
ной армией, насчитывающей около сотки
тысяч людей; пеликом посвятиентих с6бя
Havine, и г
	Будущее науки— ^^
	за молодыми и смелыми”
	фашистскими поход на Советский С0103
был предпринят на основе очень мно-
	гих просчетов. Олним из них была недсощен-
ка советской науки. В эти годы ученым прич
иилюсь держать’ вдвойне трудное ‘испытание,
Перед наукой встали  соверищенно . новые,
	иногда очень сложные и крайне разнообрав-
	ные. задачи, в срочном порядке вымвитав-
тиеся фронтом и военнюй  премышалея-
	ностью. Вместе © другими. советскими паз
	триотами зиногие. ученые сменили лабора-
	торию и книги На Е i BHU
TOBKY.

Несмотря на тяжесть военных лип
советская наука вышла победительницей:
Е постижения в своем окончательном виде
	выразились в новых ‘отрядах артиллерии,
в такетных снарядах, в постоянном  усо-
	воршенствования езлголетов. и авиационных
	моторов, в разработке новых сортов OHH
й бронебойных” приспособлений. отв
«тигров» и «ферлинандов». `Дествавения
эти выразились: в успехах советского радио,
	в безукоризкевной работе военной оптиви:

в спасении советской военной. медициной
сотен: тысяч раненых бойцов.

При этом. советская наука 8a воепные
тоды не только ‘Утовлетворяла вапросы
фронта, промышленности, сельского хозяй-
ства и мелицины. Она продолжала разви:
	у
	лам. 06 этом красноречиво свидетельствуют
длинные CHICK лауреатов ‘Crammer
премий военных. лет.

Война, ках и эпоха сталинских ‘пятилез
ток, стала новой школой для ученых.
Наследнииа всего хорошего; что стая
лось от дореволюционной России в области
RYIBTYPH, советская наука воститалась
вместе со всей страной в первые годы пес“
ле революции, в дни интервенции и грач
жданской войны. Она прошла славную
школу мятилеток и закалилась в Великой
Отечественной войне. Чем же наша наука
стала ва, это время? Глубоко изменилиеь
воззрения советского человека на природу
и ва. общество. Основой этих ‚воззрений
стал непобедимый диалектический материа=
лизу/ Советокий ‘ученый со. внаменех диа-
левтического малериализма,  соеело’ борется
© попылками искажения науки, © каждым
проявлением идеатистического тумана, Hd
современная наука никогда не может отра-
ничиться достигнутым, «почивать на’ чавя
рах». Шо существу своему. она, AMBANPTAA
и не может не двигаться вперед. :
° Живое воплощение этой динамичеости
советской науки-—ее кадры; многие лесят-
ки тысяч ученых специалистов, в числа
которых насчитывается свыше 10 тысяч
имеющих высокую ‘ученую степень д0810-
р& и более 25 тысяч степень” кандида?а
наук. Эта армия, в рядах которой немало
‘советской молодежи, теперь решает сложа
нейшие проблемы, ветавиие перед ‘Совета
ским. Союзом после войны.

Б этой армии 9 февраля 1946 года
товари Сталин обратился с призывом до-
гнать и превзойтя в ближайшее время
достижения науки за пределами нашей
страны. Для рее этой т многое
уже налицо. -

Вторая мировая война совершенно ‘pets
кретно показала всему человечеству, на-
сколько ‘громадна, роль науки и техники
в наше время. В результате развития нау
ки в руки людей попадают орудия. и силы
природы, равные по мощности и. значению
‘стихийным явлениям. Поэтому крайне важ-
но, в чьих руках будет это могучее ору=
жие, Будущее. принадлежит молодым и
смельы. Из народных глубин, из дальних
областей. когла-тз выхотили великие рус
ckue мужи науки —— Ломоносов, Фобачев-
ский, Менделеев, Павлов. Но только в-с0-
ветские годы всколыхнулась вся страна, п
на смену великим одиночкам  прюпиюго
велала молодая поросль в науке. Перед
нами великая и ‘увлекательная цель: 0+
мочь стране в возможно короткий срок дой-
	Этого требуют от нас исторические вадачи
советского народа» ведомого гением И
а

- Е т
10 октября 1947 ть erp.
	iro ms поколение должно знать исто-
рию науки.

Наша молодежь родилась, воспиталась и
окрепла в советской стране, она не имела
личного опыта в дореволюционном прошлом
кашей Родины, и. многое кажется ей в нё-
шей жизни вполне привычным и един-
ственно возможным. Для того, чтобы по-
настоящему понять и оценить глубину пе-
ремен, происшедиих-за советекие годы в
науке, ‘сейчас, в дни подготовки к празхно-
ванию всей страной и всем передовым ми-
ром трихцатилетия Великой Октябрьской
поциалистяческой ° революции, ‘особенно
важно оглянуться на прошлое и о
ето с настояшам,
	9% три десятилетия, прошеллтих ¢ OR~
тябрьских дней 1917 года, на территории
бывшей Российской империи произошли та-  ,
кие соцяально-экономические перемены и
развернулись такие исторические события,
которые изменили жизнь государства в ва-
мой основе. История человечества не внает
таких революционных преобразований в
рвавитии общества, Kak превращение ста-
рой Росии в социзлистическое  госу-
дарство, в тесное содружество  братеких
чародов.

‚ В советской стране начали осуществлять-
ся наиболее далекие выводы и прогнозы в
развитиигобщества на основе учения Марк-
ва—Энтельса—Ленина-—ФОталина,

‚ Впервые в истории человечества во главу
развития огромного государства была со-
знательно ноставлена научная идея, науч-
ная теория марксизма-ленинизма. Впервые
весь многомиллионный народ стал актив-
ным сознательным участником величайшего
социального научного процесса.

Вместе ‹ тем и наука во всем ее об’еме
не могла остаться но вовлеченной в этот
хогучий общий исторический поток. За три-
дпать лет она преобразовалась решитель-
ным образом не только по своим размерам,
качеству и конкретному ‘содержанию. Со-
хранив все лучшие традиции дореволюцион-
ной русской науки, она приобрела своеоб-
разные черты, присущие именно советско
и только советской науке. ]

В капиталистическом обществе наука
используется в интересах господствующего
меньшинства, в антинародных целях. Рэ-
акционные силы стремятся обратить науку
против человечества, превратить ее в ору-
Jae грабительских войн, хищнических 3а-
хватов и порабощения народов.

‚ В СССР — стране победившего социализ-
14 — наука целиком поставлена на служ-
бу своему народу, успешно” строящему но-
Boe общество. Эта самая главная. отличи-
тельная черта советской науки делает ее
подлинно народной.

За годы советской власти ната наука
добтитла небывалого ‘расцвета. Это передо-
вая наука, которая, как охарактеризовал ев
товарищ Сталин, «не отгораживается от на-
рода, не держит себя вдали от народа, & го-
това служить народу; готова передать на-
poly, Bea завоевания. науки, которая обелу-
Жжлвает народ не по принуждению, а добро-
Зольно, с охотой». Это наука, которая от-
крывает все лвери Молодым силам и, смело
отвергая. старые взгляды и представления,
	создает ` новые традиции, нормы и
установки, соответствующие требованиям
ТИЗНИ.
	Для понимания сущности происшедших
перемен лучше всего оглянуться на прош-
ов.
	Страницы истории
	“H АУКА на Руси возникла и культиви-
^^ фовалась с давних пор, находясь
вх И веках на том же уровне, как
i в других европейских странах. 06
зом свидетельствуют памятники пиеь-
	MCHHOCTA и техники (в особенности
строительной). Нашествие  татаро-монго-
toh на несколько веков  нафуцтило
	нормальный ост науки на Руси. По-
явление светских школ было затруднено,
«ученость» церквей и монастырей тресле-
Товала свои цели, не имевитие. ничего обте-
го с прогрессивными тенленииялги естество-
знания и техники.

° Светокая наука на Руси начинает гром-
ко заявлять о своих правах только в ХУП
веко.
	‚ Шри Шетре 1 русскому государству He-
требовалось значительное усиление и Укре-
пение промышленности, торговли и тех-
ники военного дела.  Дальновидность
Петра Г, создавшего Академию взк основное
учреждение новой русской науки оправда-
лась в ХУШ веке в полной мере.

„За несколько десятилетий своей работы
В ХУШ веке Петербургская академия наук
несла бесспорно фундаментальный вклад
в отечественную и мировую науку. По по-
чину и плану Михайлы Ломоносова, в 1755
толу в Москве был учрежден Университет,
скоро получивший вначение больного ©ам0-  .
стоятельного научного центра.

Ha беретах Невы передовые русские
люди с успехом разрабатывали наиболее
важные проблемы‘ наужи TOTO времени.
Здесь была положено прочное началю ато-
мистической теорни строения вещества.
Здесь впервые опытным путем был доказан
закон сохранения вещества, при химических
процессах (М. В. Дюмоносовым), велась
экспериментальная борьба с теорией фло-
тистона (В. В. Петров) — ошибочной кон-
Henne некоторых  встествоиспытате-
mel; . складывалась физическая химия
как особая наука. Ломоносовым было от-
крыто существование атмосферы у пламеты
Венеры. Богатый, важнейший материал
был собран по флоре, географии и этнотра-
фин Росени русским академиком 6. П. Кра-
шенинняковым и лругими..

Царствовамиие наследники Петра I ne
переняли; от него понимание вначения нау-
ки для государства. Такое, в лучшем ©лу-
Чаю, невнимательное и небрежное отноше-
Hie царокото правительства ® вопросам
науки превратилось в традиционное. H0-
Bas Jo. caoro кануна Октябрьской фево-
iouua.

А, между том, народ, искони любивший
знания, стремился к науке. Росли сам-
учкй-изобретатели, такие, как знаменаты
Изан Кулибин из Нижнего Новгорода. и
очень многие другие, к сожалению, We
ставшие онаменитыми потому, что им BO-
время не помогли.

“В глухой Кавани, в только FTO OCHOBIH-
тем провинциальном ‘университете, за-
epepmaa гений великого русского матема-
тика Ш. Лобачевского, по праву названного
«Коперником геометрии». Надо реально
прелотавить себе отлаленность от культур-

ческих лучей, Советская наука крепта, с0-.
бирала кадры и Могла перейти ® ретению.
новых робтем большой гоехдаротвенной.
ВАЖНОСТИ,
	В годы великого
созидания _
		ных центров и глушь тогдашней hasany,
чтобы оценить всю замечательную необы-
чайность возникновения именно там тон-
чайшей математической мысли Лобачев-
ского, которая оставалась в течение леся-
тилетий непостижимой для крупнейших
специалистов-математиков всего мира. В той
же Казани выросла и систематически раз-
вивалась замечательная школа русских хи-
миков, давшая Н. Н. Зинина, открывшего
анитин, А. М. Бутлерова, одното из еозда-
телей современной органической химии, и
других ученых. т

Нельзя не отметить важную классовую
особенность дореволюционной русской нау-
ки. В науку с большой охотой шли глав-
ным образом «низы»-—дети крестьян, мел-
REX чиновников, всякого рода «разночин-
цев». Так повелось еще‘с начала ХУШ ве-
ка. Ломоносов не был единственным‘ рус-
ским человеком, ушедшим иво деревни в
нзуку. Тосподотвующие классы — богатое
дворянство и буржуазия релко отпускали
	‹ своих детей в унивобитеты. Oro была
	новыголная, неяюная, да и трудная профе-
сия. Многие при этом подозревали, и не 663
основания, в науке опасность идеотогиче-
ского «подрыва» своего классового гостод-
ства.
	ХХ зек, вех развития катитализма, «век
пара и электричества», был эпохой нового
под’ема науки и техники. Соответственный
	полем научного исследования в МХ веке
наблюдался и в России.
	‘ Orie АНА в> всех своих научных цен-
трах выдвигала замечательных уче-

ных. Ha весь мир прославили -pyc-
скую математику теометр Лобачевекий,
аналатики-математики Остроградекий, №0-
валевская и Чебышев. В Росени были
сделаны многле замечательные открытия
в области технической физики, Акаде-

миком В. В. Петровым впервые в

мире была осуществлена электрическая
дуга, названная позже «вольтовой» дугой.
Академик Якоби открыл и разработал тех-
нику гальванопластики, пюстроил ориги-
нальный телеграф, первую моторную лодку,

paspadoran систему электрического миниро-

вания.
В а BOGHIERIH первые но

‘источники электрического света, дуговая

свеча П. Н. Яблочкова, первая лампа нака-
ливания А. Н. Лодыгина. Русскому учено-
му А. С. Попову поянадлежит приоритет
открытия радио.

Наиболее замечательное химическое от-
крытие ХГХ века-—периолическая система
химических элементов— сделано Д. И. Мен-
делеевым. Громалное значение имели гео-
трафические и археологические открытия
русских путешественников Н. М. Прже-
вальского, Н. Н. Миклухи-Маклая, П. А.
Кропоткина, П. К. Козлова.

Такой взлет научного творчества в Рос-
ети < полной очевилностью ювицететьство-
вал 0б огромном стремлении птироких кру-
Tos общества к знанию, о наличии особых
способностей и талантов к науке в pyc-
	ском народе. Олнако царское правительство.
	продолжкзло не понимать роли отечествен-
ной науки, пренебретало ею и относилось к
	ней © подозрением, предпочитая в случае
надобности ввозить готовую науку и техни-
	KY 3-32

границы,
	Академик С. И. ВАВИЛОВ, .
	президент Академии наук СССР.

3 +>
	физического инетитута. затем в Петрограде
возникли физико-технический ^ институт,
руковадимый А. Ф; Иоффе; и тосударетвен-
ный оптический институт. В Москве веко-
ре был учрежден Центральный аэро-гид-
родинамический институт (ПАТИ), душою
воторого были Н: Е. Жуковский и С. А:
Чалтыгин. Другие отрабти. знания-—химия,
биология, геология также вокоре стали рас-
полагать спопиальнеаги большими иее1ело=
	полагать специальныйи большими исел
вательскими  ’ Учрежлениями. ``
	Вскоре недавние маленькие лаборатории
академиков, кабинетвь музеи стали быстро
транофоруироваться в ‘институты: с. боль-
шим числом научных сотрудников, с новым
оборудованием и новыми задачами. Так, на
основе старинной физической лаборатории
был ‘создан физико-математический  инети-
тут. руковолившийея первые годы’ акаде-
	Mirko. OTe RIOBEI. °
	Широкое общественное движечие в нау-
ке, ив явной и в скрытой форме всегда быз-
шев противоправительственным, подгоровля-
0 переход к совсем новому периоду ието-
рии налки —= К советской Banke.
	На. новых. путях
	ПЕРВОЕ десятилетие ‘ советской власти
` было временем защиты политически
победившей революции © оружием в руках
от внутренних и внешних вратов. Затем на
чался период восетановления народного‘ х9-
зяйства: Наука: быстро вырастая, могла” во
многих случаях  конкоетно ‘помочь делу
восстановления страны —в промышленное
сти, на транспорте, на’ крестьянских. полях.
Но все же-в этот период развитие. науки #0-
сило еще неравномерный, иногда’ стихий-
ный характер. Наука первого советского
десятилетия еще не стала плановой. =
В декабре 1925 года на ХУ с’езде ком
мунистичезкой партия товарлиц: Отатин вы-
двинул. лозунг ‘индустриализации страны:
«Превратить нашу страну ив `атрарной в
индустриальную, способную производить
своими юобственными силами необходимое
оборудование, — вот в ‘Чем суть, основа
нашей генеральной линии». Началась‘ пора
налряженной работы ‘всего народа:
Превде воем предстояло рептить очень
трулнтую иг болью задачу — создание в
	СОСР. тяжелой промышленности: Для неза-
	BHCHMOCTH, от  капиталистического мира
требовалось  неотложно строить большие
машиностроительные, ‘стамкостроительные,
металлургические, ``электротехиичебкие за-
воды.

Bueere с индустрией В ›налией искони
аграрной стране нужно было всеми мерами
увеличить. TPOLSBGIUTEABHOCTE ‘сельского,
хозяйства. “

В апреле 1929 тода был принят: и а
ден первый сталинский пятилетний план.
Этот трандиозный wien One осуществлен
в четыре года.

Для советекой науки и техники переход
KR системе многолетних широких народио-
хозяйственных планов означал наступление
новой эпохи. Требования. государства нейз-
бежно вызывали переход самой науки на
плазовые рельсы.

Идея планирования в Нав стала за по-
следние дерятки лет волн привычной,
естественной и необходимой для советского
ученого, Но за пределами. СОСР sta идея
до сего времени еще довольно оживленно
дискутируется. Такое непонимание плани-
рования щауки коренится в индивидуали-
стических, частнособственнических ©в0й-
ствах капиталистического общества. Каж-
дый шаг в науке, каждая новзя научная
идея рассматриваются за праницей как
частная собственность, которой государство.

не распоряжается, а поэтому и не может
планировать. .

С тех пор, как ваша наука сталь на
службу народу и государству, ее планиро-
вание обратилось в прямую необходимоеть, :
Это одно из сановных свойств науки в с0-
цизлистическом обществе. При ртом. прихо-
дится планировать и об’ем наувль т. ®е; уч-
реждение, кадры, оборудование, и вместе
< чем отемы научных исследований.

Другая важная, особенность этого време-.
‘ни-—постепенная децентрализация. науки,
Возникновение научных очагов по всей
стране. В эти тоды Академия наук СССР
создает ряд своих филиалов: дальневосточ-
ный филиал Bo ме уральский—
в Сверллавеке. гоузинокий — в Тбилиси,
	зрмянский-—в Ереване, азербайджанский —
	в Баку, казахекий-в Алма-Ата. Филиалы
дополняли икстеловательским ввеном систе-
му высших учебных заведений, имевших-
ся на местах.

Третьей хараклерной чертой периода
сталинеких Пятилеток в истории советской
пауки был особенно большой рост выеших
учебных заведений и чиста учащейся мо-
лодежи.

- Привелу некоторые пифры  в пореволю-
	  плонной России в 1914—1915 шг. на-
	очитывалось всего 68 выютщих школ, в
которых училось около 112 тыеяч сту-
дентов. В начале первой . пятилетки, в
1928—1929 nr, число студентов до-
стигло приблизительно 177 тысяч, а в
начале второй пятилетки, в 1933—
1934 тг. это число тезко поднялось
до 504 тысяч. В началу третьей пятилет-
ки котичество студентов составляло при-
мерно 603 тысячи, а перед началом Отече-
ственной войны, студентов. насчитывалось
уже 667 тысяч и обучались они в 800
выеших учебных заведениях. Таким обра-
зом, ва годы трех сталинских пятилеток
число студентов высшких учебных заведе-
ний в СССР выросло. почти в четыре раза.
Высшее образование в Советском Союзе
стало доступным каждому, — оно подлинно
народное.

За голы паятилеток била выполнена
	  опромная научная работа, Ввиду колос-
сажыного об’ема ‘и масштабов самых фазно-
образных трудов советских ученых прихо-
   тится ограничиться только очень краткой и
	поверхностной характеристикой некоторых
выдающихся исследований,

_ Овобенно вамочательны и оригинальны
результаты, поститнутые наптими малема-
тиками» в частности академиком И. М. Ви-
ноградовым в области теории чисел, Очень
многое, притом практически важное, . елела-
	но советекими аналитиками-математиками в
	теории пифференциальных уравнении. -
Физика в новых условиях развернулась
широким фронтом и сейчас представлена в
СОСР большим коллективом специалистов.
Из работ. советских физиков, получивших
исключительно большое вначение, прежде
веето необходимо назвать открытие акаде-
мика 1. И. Мандельштама и академика
Г, С. Ландоберга — нового вила рассеяния
света. Это явление, одновременно, в 1928
тоду, найденное индусским физиком Рама-
ном в Калькутте, и положило начало новой,
очень большой области внания, в которой
об’единилиеь теперь интересы советеких
химиков и физиков. Ее
Советскими исследователями было откры-
то новое интересное свойство жидкого ге-
лия, названное «сверхтекучестью». Тебрия
этого, явления лана академиком Л.Д. Лан-

дау, и тончайшее следетвие этой теории

(лва звука в жидком телии) подтверждено
опытами молодого физика В; П. Пешкова.

Быстю фаввивалась и крешла за годы
сталинских Пятилеток советская ` химия,
‘Работы ‘академиков “А. Е; Фаворского: и
-б. В. Лебедева costar основы промышитен»
ности синтетического каучука. Исслелова-

ния акалемика А. Н. Неомеянова оеветили:

AC
		В ОКТЯБРЕ 1917. года над Россией,   би

наконец, разразалась гроза, которая
покончила с прошлым и положила начало
НОВОЙ ЖИЗНИ.

Для победившей революции наука стала
одним из условий закрепления победы и
дальнейшего развития нового строя. Heod-
XOTHMG было без промедления повышать
общий уровень культуры народа, кончать с
малограмютностью населения, полученной
в настедетво от прошлого. Для STON преж-
де всего нужны были школы веех видов:
начальные, средние, высшие. Нехватало
учителей и профессоров, которых нужию
было тотовить в тромалном числе. Этом
требовала наука. ФОоверищенно необходимо
было в кратчайший срок повысить произ-
водительность труда, разыскать и исполь-
зоваль новые производительные силы,
умножить и улучшить средства производ-
ства. Нужно было стройть институты, ла-
боратории п оборухвать их в соответетеии
с вовыми требованиями.

Если естествознание и техника, глубоко
разработанные еще в дореволюционное вре-
мя, могли быть сразу же поставлены на
службу разрешению титанических задач по-
строения социалистического общества, то
совсем иначе обстояло дело с наукой об 0б-
ществе, так называемыми гуманитарными
науками,

Философия, история, экономика, ‘право
и другие гуманитарные дисциплины требо-
вали безотлагательного и глубокого пере-
смотра. Илеалистическая философия pas-
ных видов господетвовала на кафедрах рус-
ских дореволюционных университетов, она
была явно враждебной революпиюнновгу со-.
зналтиао. Социалистическая феволюция вы-
росла и развивалась далее на основе совер-
шенно иной. философии, философии диа-
лектического и историчеекого ‘ материализ-
ма. Предетояла, следовательно, лолгая боръ-
ба мировоззрений: в mayKe.:

С первых же дней советской власти для
ученых стало яоно, что наука вступила B
совертеные новую фазу своего развития.
В советеком социалистическом тосударстве
наука переставала быть частным, или «фи-
лантротическим» общественным начинани-
ем. она все яенее и отчетливез приобрета-
ла значение очень важного государствен-
ного дела, на которое коммунистическая,
партия и советское правительство обраща-
ли 060606 внимание.

Вожди партии — величайшие Корифей
мировой науки Ленин и Сталин органически
CTW передовую научную мысль © жизнью
‘народа, с делом строительства ‘коммунизма.
Наука для Ленина и Сталина всегда была
прежде всего средством преобразования. че-
ловеческого общества, средством борьбы тру-
дящихся масс от гнета реакции и мракобе-
CHA, OT пережитков катитализма, за восхож-
ление человечества на новую, высшую сту-
пень общественного развития. Вот почему ,
  наши вожди всегда требовали. теснейшей
связи науки с насущными задачами социа-
тистического строительства, с проблемами
раэвития народного хозяйства.

Основная масса ученых, етарых и моло-
дых, поняла вначение происшезиего вели-
кото переворота и правильно оценила, те]
слективы, открывавииеся для науки. Эти
ученые скоро: Прист ® работе 1 B HO-
  вых уеловиях.

“Ленин и Сталин непосредственно руково-
дили перестройкой советской науки и ста-
вили перед учеными конкретные научно-
практические задачи, решение которых. бы-
126 необходимо для восстановления и ревон-
струкции промышленности и“ сельского хо-
зайства.

Новизна положения науки прежде всего
сказалась в радикальном изменении точки
зтения советского правительства на роль
намчного исследования в жизни государства.
Советское правительство с первых же меся-
пев революции предоставило театьные и
широкие возможности для организации. от-
дельных больших исследовательских инсти-
тутов, не завиеимых ни от высшей полы,
ни от Академии. За несколько лет создалась
совсем новая сеть научных учреждений,
спепизльные исследовательские институты.
Первым из них был физический институт
в Москве, руководимый П. П. Лазаревым,
организованный на основе общественного

ва

et ft мое ЕЕ

оч. ыы Owed хфеоеФо

=

kad OP, el EOD
	 Тромадное внимание советской зласти
было обращено на высшую` школу. ‹ «Мы
можем, —товорил В.И. Ленин в 6808й
peru na IE Всероссийском с’езде кбмсомо-
ла 2 октября 1920’ тода,— строить комму-
визм только из той суммы знаний, органи-
заций’ и учреждений, при том вапаее че-
ловочевких сил ‘и средетв, которые оета-
лись нам от старого общества. Только ире-
образуя коренным образом дело’ учешия,
оргализадию и воспитание молодежи, мы
CMOREM достигнуть того, чтобы  результа-
том усилия молодого поколения было ©озда-
ние общества. HO похожего на старое; —
	т. е. коммунистического общества».
	- Tie всей стране вырастали новые выс-
птие пколы: Специалисты были нужны Bo
что бы то ни стало; их готовили всёми сто-
собами. Наряду с нормальными высшими
школами ‘ Устраивались краткосрочные
	школами
курсы.
	Первые  советские годы, годы тграждан-
ской войны и боръбы © интервентами были
особым временем для науки. В течение не-
скольких ‘лет Советская Россия фактически
была отрезана от внешнего мира, блокиро-
вана враждебным капиталиетическим коль-
цом. В страну не ‘присылались новые науч-
ные книги и журналы, не поступало науч-
ного оборудования. Совётекая наука Ha He-
	столько лет оказалась изолированной,
смотря на эти тяжелые. непривых
	мотря на эти тяжелые, непривычные
зови творческая работа развивалась
свовобразнее и шире, чем в предиествую-
щие дореволюционные годы. В эти дни о0-
ветскими  пнженерами-электротехниками
во главе с Г. М. Вржижановским, по yra-
занию Влалимира Ильича Ленина, был раз-
работан знаменитый” план электрификации
России— ГОЭЛРО. Товарищ Сталин назвал
‘го мастерским  наброском действительно
CERO, и действительно . госудалютвенного
хозяйственного плана, Товарищ Сталин
писал 0б этом пламе как. о единственной
В то время марксистской попытке подведе-
	ния. пол юозетекую. валетройюу
	но отеталой России действительно реальной
й единственно возможной при. нынешних
условиях техническо-производственной ба-
зы В новых условиях эта невиданная по
	масштабам задача была решена; _
	`... Вот другой пример. До революции в Poc-
ии почти не было специалистов 09 опти-
чесвим приборам. Небольшие” мастерские
оптических. приборов были лить филиала-
ми ватраничных фирм, В вовых услевиях
скоро Улалось воспитать свои собственные
кадры оптико-вычислителей, конотрукто-
ров.и преодолеть трудности изготовления
оптичеекого стекла. Примерво через десять
лет в Советском Союзе ввоз онтического
	стекла из-за границы был прекралиен.
	Успешно развивалась химическая, про-
мышленность. Кому не известна теперь
крупная побела советского химика С. В. Ле-
белева. изготовившего в промышленных
	масштабах синтетический каучук.
	В Советском Союзе, в отличие от. прошло-
‘TO, вое чаще и чаще: стала практиковаться
коллективная работа ученых— решение ва-
дачи не отним лицом, a группой иеслело-
вателей. Такая форма работы позволила
включить В КРУГ исследований большие,
сложные,  трулоемкие - исследовательские
цели; которые раньше казались невыпол-
нимьи. Вместе с тем советская наука в
первые же голы стала давать образцы ин-

`ливимуальных табот высокого качества и
больното вналения. ‘Так, молодой. физик.
I. B. Скобельцым ` (ныне зкадемик) apex:
ложил новый,  наредкость продуктивный
метод исследования элементарных варяжен-
‚ных частиц, `Этот метод. позволил. ` ученому
дать первое, виолне ватлялное и убедитель-
“ное доказательство существования. ‚кослги-
	Более того, затраничная наука и тех-
	ника неоднократно присваивали русские
приоритеты. Так было © вольтовой ду-
	гой — открытием, которое приписано Деви,
	так было © радио, изобретателем котор-
го на Западе обычно считают Маркони,
итт : :
	Разрыв между возможностями, даваю-
мыми страной, и стремлениями птироких
	уасс ® науке, с одной стороны, и отсут-
слвиемх правительственной поддержки, ©
	тругой, особенно ясно сбзнавалея в послед-
нее предреволюдионное десятилетие рус-
ской науки. ,

`За этот период можно отметить много-
	численные и тишоко салуманные попьгльий
	создать, помимо официальной науки, обще-
ственную науку, не зависящую от прави-
тельственной помощи. Возникают многочис-
ленные частные высптие пиколы в’ Петер-
бурте. Москве т других городах.

Однако парием-—®враг народного ‘просве-
шения-—не раз принимал полицейские меры
	против передовой русской мысли.
	В 19 —1911 годах в Москве произошли
события, з которых с полной ясностью вы-
явилось трагическое положение науки В
царской России. Студенческие волнения B
конце 1910 гола (выептне связанные CO
смертью Льва Толстого) явились для мо-
оковокой полиции поводом вторгнуться B
жизнь унизерситета. В аудиториях. те
происходили етуденческие сходки, вместо
профессоров стали выступать политейские

приставы W даже сам московежий обер-по-
лицмейстер. Большинотво наиболее перело-
вых профессоров 80 тлаве с ректоратом по-
дали в отставех. и.
Среди ушедших из университета ‚был
блестящий русский физик-экспериментатор
П. Н. Лебедев. Ом перенес овою работу в
частную квартиру, в подвал дома № 20 по.
Мертвому переулку. Здесь им были вышол-
нены последние ето. интересные работы,
связанные с природой земного матмнетизма.

Олнако в тоды первой мировой. войны
общественная наука попрежнему азви-
вастся вопреки официальным правитель-
ствентьм рогаткам. Эта волна, высоко под-
‘`нявтаяся в предреволюционные годы, во
многом облетчила в начальном периоде ре-
пение тех громадных научных задач, ко-
торые были выдвинуты в первые же меся-,
пы победивиюй пролетаровой революция.

Качество русской науки ва послелнее
десятилетие перед револющией было очень
высоким. В области физико-математических
дисциплин блистали имена механиков и
маломатиков А. М. Лятинова и А. Н. Жры-
лова и крупнейшем аналитика В. А. Стек-
лова. Огромное техническое эначение име-
ли тборетические открытия русских аэро-
хиналгиков Н. Е. Жуковокото, ©. A. Yanmar
гина и К. 9. Циолковокого. В области уче-
ния о живой природе работал К. А. Тими-
‘рязев, увековечивиий cBoe имя ‘иселедо-
ваниями хлорофилла растений. В Танбов-
ской области трудился нал созданием неви-
данных плодовых форм знаменитый селек-
пионер Иван Владимирович Мичурин,
	ee le А ВС а af ae an
студенты старших курсов и аспиранты об’единились. в Научное общество. Предсе-
дателем этого студенческого об’единения избран Юрий ‘Голутвин: Он досрочно
окончил ‘институт и был зачислен-в ‘аспирантуру. Он успешно работал‘ над изуче-
нием соединений серы и селена с иодом. До сих пор практически не удавалось
получить подобных химических соединений. Юрий Голутвин разработал, ориги-
нальный метод изучения этих соединений 6 помошью. таблиц и точной . аппара-
туры. Этому вопросу была посвящена его работа, опубликованная в печати.
‚На снимке — члены студенческого общества Московского химико-технологи-
ческого инетитута имени Менделеева (слева направо): студент 4-го курса Влади-
map ARTE HO . actapant IOpuii FOJIYTBHH, - ctynenta . Opa БАРСКИЙ
и Лев КРИШТАЛИК. : ° Фото М. БУГАЕВОЙ,