- ———  КОМСОМОЛЕН
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗРЕЛОСТЬ —  KH

ния преподавателеи и воспитанников ре-
месленных, железнодорожных училищ и
школ ФЗО:
	ПА СНИМКЕ: посетители выставки
осматривают продукцию, изготовленную
учащимися ремесленных, железнодорож-
	ных училищ и школ фабрично-заводско-
го обучения.
		НА ВЫСТАВКЕ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ
	ланныи учениками ремесленного учили-
ща № 31, кругло-шлифозальный станок
«3150», выпущенный ремесленным учи-
лищем № 72. Большие и малые свер-
лильные станки. Мощные прессы. Все

эти станки проверены в работе, они ‘но-
казали высокие эксплоатационные каче-
ства.

Выставка Московского управления
трудовых резервов заслуживает внима-

СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
	`КОПЕНГАГЕН, 14 января. (ТАСС). 13
января в Хумлебеке вблизи Вопентатена
открылась третья ceccHA исполкома Вке-
мирной федерации демократической мо-
лодежи. В повестку дня сессии включены
следующие вопросы: 1) борьба молодежи
за мир. 2) борьба за укрепление единет-
ва молодежи, 3) подготовка к всемирному
фестивалю в Праге в июле-августе 1947
года и к международной неделе молоде-
	_ eo

ки. 4) мероприятия по укреплению феле-
	Сессия продлится 10 дней.
	—о-
КОНГРЕСС МОЛОДЕЖИ
	ИНДОНЕЗИИ
	Н вопросу о Шпицбергене
	(Свальбардском архипелате )
		В последние дни в норвежской печати,
а также в печати некоторых других ино-
странных государств появились 6000-
щения о переговорах, имевших место меж-
ду советским и норвежским  правитель-
ствами относительно Шпицбергена (Сваль-
бардекий архипелаг). По поводу этих пе-
реговерев авторитетные советские круги
сообщили ТАСС следующее:

В конне 1944 года и в начале 1945 го-
да между ‘советским и норвежеким  пра-
вительствами имели место переговоры от-
носительно островов Шпипбергена. причем
советской стороной был поставлен вопрос
с необходимости ревизии договора о Шпип-
бергене, заключенного 9 февраля 1920 го-
1а в Париже.

Этот деговор, внесший коренное измене-
ние в статут островов Шпицберген. кото-
рые до этого считались ничейной землей.
&@ входящий в состав Шпипбергенского аз-
хинелага остров Медвежий был фактически
русским островом, был подписан без ведо-
ма Советского Союза и 6ез его участия.
Поскольку же, кроме того, среди поднисав-
ших этот договор держав значатея  госу-
дарства. которые воевали против союзных
держав, то этот договор не может сохра-
нить свою силу.

В этом договоре совершенно не учиты-
ваются интересы безопасности СССР на
Севере, так же как и важные экономи-
ческие интересы Советского Союза... Что
	касаетея вопроса о безопасности СССР, то,
как это особенно показала вторая мировзя
война, острова Шнинбертен, где лежит вы-
ход в океан на запад, имеют в этем отно-
шении исключительно важное значение
для Советского Союза на Севере. В эконо-
мическом же отношении значение архине-
лага Шпицберген для Советского Союза
видно из того. что до второй мировой вой-
ны северные районы СССР и советский
морской флот на Севере снабжались углем,
который добывалея советскими  срганиза-
циями на острове Шпипберген в количест-
ве около 400 тысяч тонн в год при общей
добыче угля на ©. Шнипберген в 600—
650 тысяч тонн.

Во время указанных советево-норвеж-
ских переговоров была достигнута догово-
ренность относительно необходимости 60-
вместной обороны островов Шпицберген.
Имелось также в виду осуществить KOH-
сультапию © соответетвующими союзными
правительствами относительно пересмотра
договора 1920. года. Но переговеры не бы-
ли закончены.
	В ноябре 1946 года, во время сесосии Ге-
	неральной Ассамблеи в Нью-Иорке, между
министром иностранных дел СССР В. М.
	Молотовым и министром иностранных дел
	Норвегии г. Ланге имел место обмен мне-

ний но этому же вопросу в духе ранее

происходивших переговоров.
(ТАСС).

И? КРАСИВОГО, никелевой отлелки

данамика несутся звуки марша. За-
тем раздается молодой, звонкий голос
диктора:

— Бнимание! Учебно-методическая вы-
ставка при методическом кабинете Мо-
сковского управления трудозых резер-
вов имеет целью ознакомить с работами
учащихся ремесленных и железнодорож-
го обучения.

Это действует звукозаписывающий и
звуковоспроизводящий аппарат, изготов-
ленный учениками ремесленного учили-
ща № 9. Рядом с ним выставлены для
	обозрения мощные радиоприемники. и
передатчики — продукция того же учи-
лища.
	На стене огромная рельефная’ карта
города Москвы. Четко выделяются раз-
ноцветные линии — границы районов.

Тоеск выключателя, и на ярко осве-
щенной карте вспыхивают 60 красных и
зеленых лампочек, показывающих рас-
положение ремесленных и железнодо-
рожных училищ, и 35 синих огоньков,
обозначающих школы фабрично-завол-
ского обучения.

На выставке мы узнаем, что только
за годы войны Московским управлением
было подготовлено 61.200 квалифициро-
ванных рабочих. .

Во втором зале выставки демонстри-
руется продукция ремесленных училищ.
Вот токарно-винторезный стайок «ТВ-
80>, изготовленный ордена «Знак Поче-
та» ремесленным училищем № 12. Ря-
дом такой же станок марки «<Т-4», сде-

ГААГА, 15 января. (ТАСС). По сообще*
нию газет, в Суракарте состоялся конгресе
мололежи. Президент индонезийской рес:
	публики Сойкарно 12 января выступил Ha
	К ЕК <> НОВ 2 a
конгрессе с болыной речью, в которой при:
-вал молодежь Индонезии к защите своей
	свободы.
	ЗАБАСТОВКА РАБОЧИХ
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ
ВЕРФЕЙ В АНГЛИИ
	ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Глазго; представители рабочих 24‘ судо-
строительных верфей реки Клайд приняли
решение провести 18 января «символиче-
скую> забастовку на верфях. 11 января в
«символической» забастовке принимали уча.
стие рабочие всех верфей на реке Клайд, а
около 50—60 тысяч рабочих не работало.

14 января председатель конференции ра
бочих заявил, что условия работы на су:
достроительных верфях «гораздо хуже, чем
в любой отрасли промышленности во всем
	мире».
—®_—

МОНАРХИЧЕСНКИЙ ТЕРРОР
		Официальное коммюнике
0б англо-французских переговорах
	ЮНДОН, 15 января. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, по окончании
переговоров между главой французского
правительства Леоном Блюмом, с одной
стороны; и английским премьер-министром
Эттли и английским министром иностранных
дел Бевином—< другой, было опубликовано
официальное коммюнике, в котором гово-
рится, что во время переговоров был тща-
тельно рассмотрен вопросе о политике,
которую следует проводить в отношений
Германии. В ходе рассмотрения этих проб-
лем стороны признали, что должны быть
предприняты эффективные мероприятия с
тем, чтобы экономическое восстановление
Германии, хотя оно и необходимо со мно-
гих точек зрения, не стало вновь угрозой
миру во всем мире.

Было признано, что увеличение импорта
угля необходимо для экономического
восстановления Франции и что увеличение
добычи угля в Руре является необходи-
мым фактором в деле реконструкции
Европы. Однако, было признано, что в
настоящий момент невозможно увеличить
экспорт из Рура и что для того, чтобы
обеспечить восстановление рурских шахт
и ускорить увеличение экспорта из Герма-
нии, нужно сохранить на месте необходи-
мое количество угля. Тем не менее было
с удовлетворением отмечено, чтР при
условии сохранения предусмотренного темпа
возрастания добычи угля власти в Герма-
нии предвидят возможность восстановления
к концу апреля 1947 года того объема
экспорта, который имел место до его
сокращения в ноябре 1946 года. Когда
этот первый результат будет достигнут, то
попрежнему будут прилагаться все усилия
для того, чтобы прогрессивно увеличивать
	до тех пор, пока не будут удовлетворены
насущные нужды Франции и других ‘им-
портирующих стран.
	Было признано, что обе страны, будучи
дважды атакованы Германией в течение
25 лет, в равной степени заинтересованы в
защите от новой германской угрозы. По-
этому было решено, что при этих обетоя-
тельствах договор о союзе между ними
будет заключен в ближайшее по’ возмож-
ности время в соответствие со статьей
52-й Устава организации Об’единенных на-
ций и с целью предотвращения любой
агрессии со стороны Германии в будущем
и сохранения мира и безопасности. Было
решено, что переговоры с этой целью
начнутся как только будет возможно.

Оба правительства убеждены далее в
том, что заключение такого договора об-
легчит разрешение в духе взаимопонима-
ния всех вопросов, возникающих между
двумя странами. Ввиду тесных связей,
существующих между обеими странами в
области промышленности и торговли, было
решено, что французским и английским
представителям в англо-французском эко-
номическом комитете будут даны инструк-
ции ускорить выполнение своих задач по
изучению соответствующих планов рекон-
струкции и усовершенствований с нелью
предотвращения конфликтов между ними.
С удовлетворением было отмечено, что
первая встреча комитета состоится в Па-
риже через несколько дней, что это даст
возможность  полностью- обсудить все
последствия плана Монне. Было решено;
что как только английская Белая Книга
по вопросу об экономике будет обсуждена
в- парламенте, будет организована новая
	16 января — выборы
президента Французской
республики
	ПАРИЖ, 15 января. (ТАСС). 16 ян-
варя в Версале соберется об’единенное за-
седание обеих палат французского парла-
мента для избрания президента Француз-
ской республики.

’ Процедура выборов окончательно еще
не выработана. Известно, однако, что со-
ответственно соглашению между партий-
ными группами, голосование будет поимен-
ным и тайным. Что касается необходимого
большинства для того, чтобы один из кан-
дидатов оказался избранным, то оно будет
определено на совещании председателей
парламентских групп обеих палат.
	аппарата и его осуществление сливались в
единое целое». :

В Техническом же училище Жуковский
прочитал студентам курс теоретических
основ воздухоплавания. Глубина: лекций
показывала, насколько Николай Егорович
в своих работах опередил заграничных уче-
HBIX,

Однажды Жуковский читал лекцию.
Вдруг в аудиторию вбегает студент и
взволнованно говорит:

— Заграничный самолет достиг рекорд-
ной высоты — 80 метров.

Сообщение потрясло студентов. Лекцию
прервали. 80 метров! Неужели?..

Лаборатория разрасталась. Студенты ра-
ботали бескорыстно, многие проводили в
ней чуть ли не круглые сутки.

Николай Егорович умел двумя-тремя
словами прояснить такие, казалось бы,
темные, безнадежные вопросы, что все
становилось выпуклым и понятным. Отти-
чительными чертами Жуковского были не-
обычайная энергия и удивительная. глуби-
на мысли. Он не боялся никаких труд-
ностей при изучении жизненных явлений,
хорошю знал и любил природу, был неуто-
мимым охотником, искусным пловиом.

Когда сверивилась Октябрьская револю-
ция, Жуковскому было семьдесят лет.
Поняв значение этого величайшего ис-
торического события, верный своему долгу
перед Родиной, Николай Егорович всеми
силами помогал молодой советской власти
восстанавливать нормальную жизнь в уни-
верситетах, укреплять мощь и обороноспо-
собность страны.

Москва переживала трудные годы: шла
гражданская война. Пешком, по занесен-
ным снегом улицам ходил Жуковский в
Техническое училище и университет чи-
тать лекции. Он не пропускал сих даже
тогда, когда в аудитории было всего два
слушателя. Несмотря на лишения и пре-
клонный возраст, Жуковский продолжал
упорно работать.

Немногочисленны были силы, которые
удалось об’единить Жуковскому вокруг
себя на заре развития русской авиации. Но
уже тогда он пророчески оценил роль на-
шей страны, как будущей могучей авиа-
ционной державы.

«Я думаю, — говорил Жуковский, —
что проблема авиации... несмотря на бле-
	Kak добычу угля на месте, так и экспорт   встреча комитета.

ЕЕ, ЕАН
	Выборы вице-председателей
_ Национального собрания
Франции
	ПАРИЖ, 15. января. (ТАСС). Агентство
Франс пресс сообщает, что вице-председа-
тели Национального собрания были избра-
ны по общему списку кандидатов, пред-
ставленных парламентскими группами пар-
тий. Список был одобрен голосами 449 де-
путатов из 444, участвовавших в голосова-
нии, Избраны: Жак Дюкло (коммунист).
Жермена Пейроль (член МРП), Мадлена
Браун (коммунистка), Буксом (член МРП),
Ивон Дельбос (радикал-социалист) и Ра-
марони (член «Республиканской партии
свободы»).
	7—6 часов вечера он выходил в столо-
вую и спрашивал:

— А кто у нас?

Его уже ждали студенты. За чайным
столом начинался оживленный разговор
на научные темы. Иногда кто-либо из
	cro уже ждали студенты. da чайным

молодых людей  декламировал стихи.
Если сбивался, Николай Егорович начи-
нал годсказывать.
	После ухода гостей Николай Егорович
еще долго сидел в своем кабинете и ра-
ботал до поздней ночи. Он часто  гово-
pun, что ему лучше всего работается в
деревне, на свежем воздухе, и зимой,
ночью, в тишине кабинета.
	О том, с каким увлечением работал
Николай Егорович, можно судить хотя
бы по такому эпизоду. В канун нового —
1912— года Жуковский вместе с дочерью
Леной был в театре. Вдруг во время
спектакля ему пришла идея нового. спо-
соба автоматического сообщения аэропла-
нам устойчивости. Николай Егерович тот-
час же уехал из театра и до трех чабов
утра чертил схему нового самолета.

В те годы Жуковский ° руководил
«Воздухоплавательным кружком» при
Московском высшем техническом учили-
ще. Этот кружок состоял из ‘его учени-
ков — пионеров русской авиации. Теперь
это известные всей стране ученые —
академики Лейбензон, Микулин, Кулеба-
кин, Юрьев; члены-корреспонденты Ака-
демии наук Некрасов, Голубев, Туполев,
Климов; профессора Сабинин, Ветчинкин,
Ушаков, Мусинянц, Стечкин. Кружковцы
построили в 1910 году при Техническом
училище знаменитую — аэродинамическую
лабораторию, обслуживавшую до 1928 года
советских авиаконструкторов.

«В лаборатории, помимо научной работы,

велись различные изобретения, — вспоми-
нает ученик Жуковского академик Б. Н.
Юрьев. — Здесь изготовлялись  предло-

женные Жуковским аппараты для обеспе-
чения автоматической устойчивости само-
летов, создавались приборы для исследо-
вания винтов, даже конструировали самс-
лет типа Блерио, на котором впоследствии
учились летать ученики Жуковского. Все
эти работы велись, как правило, самими
студентами. Это была прекрасная творче-
		2ФЛЬе OOTRMNSOBAMMOCTH.
	J2G* JD SPER ES UT apae Tr Ee
	5 января соревнованиями на первенство
Физкультурных коллективов начался проф-
союзно - комсомольский лыжный — кросс,
посвященный выборам в Верховный Совет
РСФСР.

Лыжный спорт—это одно из любимых
занятий нашей молодежи, и естественно
поэтому, что в традиционных лыжных
кроссах в Москве ежегодно участвуют со-
тни тысяч юношей и девушек.

Стремление молодежи участвовать в
кроссе можно определить тем, что в со-
ревнования ‚уже включилось 723 физкуль-
турных коллектива. За эти дни на старт
вышло около 120 тысяч лыжников. Четы-
ре пятых общего количества участников
сдали нормативы комплекса ГТО.
	Умело готовились к кроссу и хорошо
проводят его на Сталинской водопровод-
ной станции (секретарь комитета ВЛКСМ
тов. Семченков).
	Здесь все комсомольцы и молодые ра-
бочие участвуют в соревнованиях, каждый
цех выставил свои команды. Сейчас идет
подготовка к агитпоходу в Ногинский
район, в который отправятся победители
кросса.

Значительных успехов в кроссе добились
комсомольские и физкультурные организации
Ленинградского, Сталинского, ШЩербаков-
ского районов. Проведение лыжных ‹орев-
нований способствует здесь улучшению
физкультурно - массовой и учебно -
спортивной работы в коллективах. Это—
результат серкезной работы. которую про-
делали комсомольские активисты в пери-
од подготовки к кроссу.

Однако общий ход кросса в Москве
является неудовлетворительным, и его ре-
зультаты значительно ниже прошлогодних.
В Тимирязевском районе (второй секре-
тарь РК ВЛКСМ т. Хомякова) соревнова-
ния проводятся только в 1! коллективах
физкультуры. В Пролетарском районе
(второй секретарь РК ВЛКСМ т. Прасо-
	лова} в кроссе приняли участие 13 кол-
лективов.
На заводе, где секретарем комитета
	ВЛКСМ, т. Будаев, из 700 комсомольцев и
молодых рабочих в кроссе участвовало
всего лишь 45 человек; на заводе, где се-
кретарем комитета ВЛКСМ т. Шибанова,
		завтра исполняется
	Отец
	НЯ ВЕ ВЫ НЕ ose ТЕЧ ЗИ»
		к организации соревновании не приступали
ло сих пор. В некоторых организациях,
особенно на заводе им. Бадаева, гонятся
только за тем, чтобы вывести на стар
побольше участников, но совершенно не
заботятся 0б их полпготовке.
	Такое положение об’ясняется тем, что
	комсомольские руководители названных
организаций не заботятся о физической
подготовке молодежи и не выполняют
своих ‘прямых обязанностей.

Через 3 дня начнутся в Москве район-
ные финальные соревнования по лыжам и
другим видам спорта, входящим в програм-
му 8-й городской комсомольско-мо-
лодежной спартакиады. Руководители
комсомольских и физкультурных органи-
заций обязаны сделать для себя серьез-
ные выводы и обеспечить качественное
проведение кросса и спартакиад.

Вчера на заседании оргкомитета по про-
ведению кросса и 8-й городской комсо-
мольско-молодежной спартакиады были
подвергнуты резкой критике руководители
ДСО «Красное Знамя», «Родина», Соколь-
нического райкома комсомола и комитета
по делам физкультуры и спорта, комитетов
ВЛКСМ и фикультуры Трехгорной ману-
	фактуры, не обеспечившие — проведения
лыжных соревнований в коллективах.
Оргкомитет предупредил, что те кол-
	лективы физкультуры, которые не прове-
дут лыжных соревнований, не будут до-
пущены к участию в спартакиаде.

К. ЛОГАНОВ,

зам. зав. военно-физкультурным
отделом МГК ВЛКСМ.
		СПОРТИВНАЯ
ХРОНИКА
	3 Закончились игры мужских команд на
кубок РСФСР по хоккею в центральной зо-
не, в которую, кроме команд нашей обла-
сти, входили хоккеисты Рязани, Калинина
и Иванова. В финальном матче, состояв-
шемся в Люберцах на стадионе «Трактор»,
встретились хозяева поля с динамовцами
Кунцева. Победа досталась хоккеистам
«Трактора», которые выиграли со счетом
4:1. Теперь им предстоит встреча с побе-
дителем юго-восточной зоны, который оп-
ределится после матча между командами
«Зенит» (Тула) — «Динамо» (Boponex).
Первая игра между ними, несмотря на до-
бавочное время, окончилась вничью (1:1).
Финалистами среди женских команд оказа-
лись «Спартак» (Люберцы) — «Спартак»
(Иваново).
	*%   февраля — открытие ХУ всесоюзно-
го шахматного первенства. Среди участни-
ков — чемпион страны гроссмейстер
М. Ботвинник, гроссмейстеры В. Смыслов,
П. Керес, И. Болеславский, И. Бондарев-
ский, А. Котов, С. Флор, Г. Левенфиш, ма-
стера Д. Бронштейн, М. Юдович, А. То-
луш, В. Алаторцев и др. Первая половина
чемпионата проводится в Ленинграде, вто-
рая — в Москве.
	% В Ленинград для участия в дадици-
онном матче конькобежцев 4 городов —
Москвы, Ленинграда, Горького и Сверд-

ловска — выехали скороходы столицы. В
состав команды вошли: В. Прошин, И. Ани-
канов, И.  Ипполитов, К. Кудрявцев,

М. Исакова, 3. Холщевникова и Ч. Гомуло.
В личных соревнованиях из конькобежцев
Москвы примут участие —Т. Карелина,
А. Люскин, Ю. Курбатов и другие. Со-
ревнования продлятся два дня — 18 и 19
января.
	ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ
	 На-днях в самом крупном кинотеатре го-
рода Клина состоялся физкультурный ве-
чер, посвяшенный выборам в Верховный
Совет РСФСР. _

Гроссмейстер С. Флор рассказал собрав-
пгимся о последнем международном шахмат-
ном турнире в Гронингене и дал сеанс од-
новременной игры на 20 досках.

На вечере были вручены призы *абедите-
лям лыжных соревнований на приз район-
нсй газеты «Серп и молот».
		АФИНЫ, 15 января. (ТАСС). Террор мо-
нархистов в Греции продолжается. В Па:
трасе арестован Куламас, член политиче-
ского бюро центрального комитета аграр-
ной партии, входящей в ЭАМ (греческий
национально-освободительный фронт). В Са-
лониках хитосы (фашистская организация
«Х») разгромили типографию, где должен
был печататься первый номер новой комму-
нистической газеты «Одигитие». Однако га-
зета все же вышла. Тогда королевский ко-
	миссар военного суда приказал ее конфис-
	ковать и привлечь к суду редакторов, хо
гя разрешение на издание газеты было
выдано. правительством.

Власти в Салониках привлекают к су-
ду, как «пособников партизан», 50 работ-
ников демократических организаций. Среди
них есть женщины, «винах» которых заклю-
чается в том, что они собирали деньги для
детей заключенных и высланных демокра-
тов.

Не прекращая террора, власти пытаются
несколько «подкрасить фасад» перед при-
ездом в Грецию комиссии ‘Совета безопас-
ности. Так, газета «Вима» сообщает, что
издан секретный приказ об освобождении
до приезда комиссии из тюрем женщин, де-
тей и стариков. .
	Сегодня опубликовано письмо из Алек-
сандруполиса депутата Хрисостомаса. Ko-
торый еще ранее протестовал поотив со-
держания в тюрьмах детей. Депутат сооб-
щает, что в районе Эвроса власти вынуж-
дены были освободить из тюрем 424 жен-
щины, в том числе 58 с грудными детьми,
и 24 беременных женщины, а также 42 не-
совершеннолетних в возрасте до 14 лет и
128 стариков в возрасте от 60 ло 80 лет.
	—щ——

СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР

ЧЛЕНАМ ШПИОНСКОЙ
ГРУППЫ В ПОЛЬШЕ
	ВАРШАВА, 15 января. (ТАСС). Закон:
чился процесс группы шпионов из  под-
польной организации «Вольность и непод-
леглость». За антигосударственную — дея:
тельность и передачу шпионских сведений
послу иностранного государства трое обви-
няемых — Грохольский, Бачак и Калиц-
кий приговорены к смертной казни. Подсу-
димая Кристина Косиорек. приговорена ‘к
10 годам тюремного заключения.
	стящие достигнутые успехи ее развития,
заключает в себе еще много неизведанно-
го и что счастлива та страна, которая

имеет средства для открытия этого’ неиз-
веданного».
	Мечта великого русского ученого стала
действительностью. Сталинская. авиация
проделала блистательный путь. Свою зре-
лость и могущество она показала, одолев
в жестокой борьбе фашистскую авиацию.
А как далеко шагнула вперед авиацион-
ная техника после войны!
	За все эти годы величественная фигура
творца русской авиации Н. Е. Жуковско-
го еще больше выросла в нашем  созна-
нии. Развивались, росли и его детита:
ЦАГИ и Военно-воздушная академия. Оба
эти учреждения с гордостью носят имя их
	основателя — Николая Егоровича Жуков:
ского.
	Советская наука владеет богатейшим на-
следством «отца русской авиации». На 0с-
нове теории Жуковского делаются про-
мышленные вентиляторы, ветряные двига-
тели. Его теориями руководствуются пря
расчете водопроводов, плотин, защитных
сооружений от снежных заносов на желез
ных дорогах.
	Около полувека продолжалась научная
деятельность Жуковского. Он вывел свою
родину на первое место в мире в области
разрешения сложнейших теоретических во-
просов воздухоплавания. Нет такого уча-
стка авиации, где Николай Егорович не
создал бы ясной и стройной теории или,
по меньшей мере. основной руководящей
идеи.

В великах битвах Отечественной войны
советские летчики, инженеры и конструк-
торы показали непревзойденные образцы
героизма, подлинного патриотизма и науч-
ного вдохновения. Родина никогда не забу:
дет, что в этих победах есть доля огром-
ного творческого труда, много лет назад
	НЕ ем в создание русской авиацин
aa енитым русским ученым. Николаем
горовичем Жуковским.

Н. БОБРОВ.
		Ответственный редактор
К А МИНИН,
	В Московской области количество уча-
стников профсоюзно-комсомольского лыж-
ного кросса на 13 января достигло 178 ты-
сяч человек.
	Хорошо проходят соревнования в Мы-
тищинском, Серпуховском районах, в Коло-

мне, Кунцеве, Электростали и Талдомском
районе.

Незначительно количество участников и
неорганизованно проводят соревнования
в Орехово - Зуеве, Ногинске, Щелковском,

Ухтомском, Раменском и Звенигородском
районах.

Усской авпаиии
	К столетию
	со дня рождения
Н. Е. Жуковского
	приходилось думать о заработке. Жил он
тогда в крохотной комнатке, которую в
шутку называли шкафом. В ней действи-
тельно было не просторнее, чем в платя-
ном шкафу.

Окончив университет, Николай Егорович
стал преподавать в Московском техниче-
ском училище. Вскоре его командировали
в Париж. Там он посещает Сорбонну, за-
нимается в Политехнической школе у
профессоров Дарву и Резаля. О молодом
русском ученом узнают за границей. Воз-
вратившись в Москву, Жуковский полу-
чает звание профессора.
	К вопросам воздухоплавания Николай
Егорович начал проявлять интерес  дав-
но — в семидесятых годах прошлого сто-
летия. Хотя в те времена почти никто че
верил в возможность воздухоплавания,
Жуковский чувствовал приближение побе-
ды человека над воздухом.
	Вот мы видим его, тридцатилетнего. про-.
фессора, сидящим на копнах сена в род-
ной деревне Орехово и наблюдающим по-
лет ястреба. Вот в том же Орехове он
едет Ha велосипеде с привязанными
крыльями — бамбуковыми палками, обтя-
нутыми материей. Иногда такие крылья
Жуковский надевал на одну девочку, го-
стившую в семье ученого, и заставлял ее
бежать с крыльями против ветра.
	fine B 1892 году Николай Егорович, ис-
следуя полет птиц, предсказал возмож-
ность Мертвых петель на летательном ан-
парате. Как известно, лишь через 22 roma
знаменитому русскому летчику, штабс-ка-
питану ИП. Н. Нестерову, удалось впервые
сделать над Киевом мертвую петлю на
самолете. Это знаменитое событие в исто-
рии высшего пилотажа сильно взволнова-
ло Жуковского, и он восторженно зая-
вил:

— Теперь человек полетел, опираясь не
на силу. своих мыши, а на силу своего
разума!

Ряд работ Николая Егоровича требовал
опытов, и Жуковский в 1902 году строит
в Московском университете аэродинами-
ческую трубу — одну из первых в Евро-
пе. На средства одного из своих учени-
ков Жуковский построил под Москвой
в 1904 году целый аэродинамический ин-
ститут. Это был первый в мире инсти-
тут, специально предназначенный для
исследования проблем аэродинамики.
	Николай Егорович че был  ученым-
одиночкой; его всегда окружала MOJO-
дежь. Студенты часто собирались в его
тихой московской квартире в Мыльни-
ковом переулке, ныне улице Жуковско-
го. После трудового дня Николай Егоро-
		рождения великого русского ученого,
творца современной авиационной науки
профессора Николая Егоровича Жуков-
	ского.

Научная деятельность Жуковского не-
обычайно широка и многообразна. Жуков-
ский был крупнейшим теоретиком-механи-
ком и обладал исключительным умением
решать сложные проблемы, стоявшие пе-
ред инженерами ХХ века. Он дал реше-
ние ряда вопросов, относяшихся к самым
разнообразным разделам техники. Нико-
лай Егорович изучал и снежные заносы,
и причины тряски вагонов во время
движения поезда, и качку кораблей, и во-
допроводы, и просачивание воды через
грунт, и прочность велосипедного колеса,
и бомбометание с аэропланов. В послед-
ней работе еще на заре авнации ученый
с удивительной прозорливостью наметил
основные типы бомбардировочных  прице-
лов. Жуковский написал свыше 180 тру-
дов. Среди них имеются учебники по ме-
ханике, ставшие классическим руковод-
ством для студентов наших вузов.

Особенно выдающуюся роль Жуков-
ский сыграл в создании теоретических
основ современной аэродинамики и авиа-
ции. В работе «О присоединенных BHX-
рях» ему удалось еще в 1906 году вы-
вести важнейшую теорию о под’емной
силе крыльев. Эта теория излагается во
всех учебниках мира по авиации, служит
основой инженерных расчетов по аэро-
динамике самолета. На ней зиждается так-
же расчет воздушных винтов. Николай
Егорович много занимался изучением
проблемы прочности и устойчивости само-
лета. Научные заслуги Жуковского в 0б-
ласти авиации столь велики, что В. И.
Ленин назвал его «отцом русской авиа-
ЦИИ».

Познакомимся вкратце с жизненным
путем великого русского ученого.

Н. Е. Жуковский родился 17 января
1847 года в семье инженера-путейца. Сна-
чала он учился в гимназии, а потом по-
ступил в Московский университет. Когда
Николай Егорович был студентом, ему
	АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер. 8
креестьянекой молодежи 206. по коммут.
		виз обычно отдыхал в своем кабинете. В   ская школа. Теория и расчет, изображение
		стороны ул. Чернышевского, ул. Кирова и Чистых прудов). ТЕЛЕФОНЫ: коммутатор К 0-15-80 до K 0-15-88
Отдел пропаганды лоб. по коммут. 29. Отдел комсомольской жизни К3!3-45 и доб. по коммут. 80 Отдел у’
и доб. по коммут. 80. Отдел культуры К 4-68-56 и доб. по коммут. 79. Отдел художественной иллкстрапии доб.
	Дежурный   технический ‚ Фекретарь доб. по коммут. 47. Отдел ин
		до5. по коммут. 80. Военно. физкультурный о
Отдел об’явлений К 4-18-45 и доб. по ком
	“fi ииФормации К 4.68.56
тдел доб. пе коммут. 79.
		3 и Доб. по коммут. 79. Отделя
79. Отдел‘ рабочей мололежи К 3-12-45
	Тивографня издательства «Московский белышвевик», Чистые пруды, 8.