Вторник, 12 августа 1947 г., № 98 (795).

ПОсСЦОВСС

о

м
	жд—_дАд_—д——.А9,,,—=—=—=—»—_ю—=—=ы=“5_—=5=—=—=—5=—=—=— —=— [ОМСОМОЛЕН а инь

K 8004 ETH москвы :     УДАЧА MOAOUBIX

стены которого в известной части сохра-
нились до настоящего времени. Около
1500 года впервые были проложены
две сравнительно прямые улицы в Крем-
ле, идущие от Фроловских и Никольских
ворот к соборам. Отечественные и иност-
ранные архитекторы создали новые камен-
ные стены с башнями, расширили терри-
торию Кремля, выстроили каменные соборы
— Благовещенский и Успенский, Грано-
витую палату, каменный дворец. Все эти
великолепные здания сделали  величест-
венным внешний облик столицы одного из
могущественнейших государств мира.
	Бо времена Василия Ш в Москве было
зарегистрировано свыше 41.500 домов.
Число каменных зданий возроело (10—15
кремлевских и посадеких церквей, пала-
ты великого князя и митрополита, 4 бояр-
ских дома в Кремле). По Яйольшинство на-
селения попрежнему ютилось в землянках
на окраинах города.

..При Иване ПП особенно развились и
укрепились международные связи Москвы.
Были установлены дипломатические отно-
шения с Венецией, Данией, Швецией,
Турцией. В 1493 году Иван Ш принял 9и-
тул «государя всея Руси», утвердив за
русским государством как все велико-
русские, так и украинские и белорусские
земли.
	Существование единого, централизован-
ного государства было несовместимо с
зависимостью от Золотой Орды.
	В 1480 roxy зависимость Руси от 30-
лотой Орды была окончательно  уничто-
жена; Во второй половине ХУ и в пер-
вой половине ХУТ века русское госудзр-
ство вело борьбу на Западе с захватниче-
CRANK стремлениями польских и JKTOB-
ских магнатов.
	Мелкие, раздробленные княжества были
не в состоянии организовать порознь 0бо-
рону своих границ ‘от набегов. Только
крупное единое государство могло обеепе-
чить вооруженный отпор захватчикам с
Востока и Запада.
	В конце ХУ века стала развиваться оте-
чественная артиллерия, повысилась боеепо-
собность московского войска. В Москве по-
степенно складывалея центральный госу-
дарственный аппарат, охватывавший сво-
им влиянием всю страну.
	05’единение русских земель вокруг’ Мо-
сквы в одно централизованное государство
при Иване Ш и его сыне Василий Ш
(1505—1533 годы) в основном заверши-
Лось.
	В 1520 году Василий Ш присоединил к
	русскому государству последнее великое
княжество — Рязанское. В 1552 году Смо-
ленск со всей областью был окончательно
закреплен за русским государством.

По своей. классовой структуре оно было
феодально-самодержавным государством, ру-
ководимым дворянством — новой, прогрес-
сивной в то время, общественной групной
господствующего класса.
	Великий князь Московский, a ПОТОМ
«тосударь всея Руси» был представите-
лем порядка в неразберихе феодальной
раздробленности, представителем образую-
щейся нации. Стремления других князей
и боярства сохранить независимость своих
земель были реакционными попытками
приостановления процесса уничтожения
феодальной раздробленности на Руси.
	’Таким образом, созданное в ХУ— ХУ
веках вокруг Москвы русское феодальное
государство было не только централизовая-
ным, но и национальным — в том емыс-
ле, что в этот период происходило успеш-
ное формирование русской народности (на-
циональнести), говорившей на одном —
русском языке, имевшей более или менее
одинаковые правы, обычаи, культуру.

Василий Ш добивался усиления центра-
лизации государства, решительно боролся с
боярами — княжатами,  добивавшимися
повышения роли аристократической бояр-
ской Думы. Он добивался расширения по-
местного землевладения за счет вотчинно-
го, увеличения этим значения дворян-по-
мещиков. Это вызвало рост недовольства
боярства, могущество которого было окон-
чательно подорвано Иваном [\, Русское на-
циональное государство начало  превра-
щатьея в нногонациональное государство,
попрежнему возглавляемое Москвой. С го-
рячей любовью русский народ продолжал
развивать, защищать и возвеличивать Мо-
скву — об’единительный центр, сплотиз-
ший вокруг себя русские земли и превра-
тившийся в оплот всех братских славян-
ских и других дружественных народов.
	Е. БЕРКОВ, -
кандидат исторических наук.
	Спектакль показал, что молодые режиея
серы обладают индивидуальным почерком
и хорошим вкусом. Они избежали постано-
вочных приемов, бьющих на внешний эф-
фект, но оставляющих нераскрытыми 0с-
новные мысли и чувства. героев.

Сейчас режиссеры готовят постановку
лирической комедии Арбузова «Ветреча ©
юностью» ‘и пьесы М. Витухповекого и
8. Григорьева «Вдали от шума городского».
врая приурочивается к  празанованию
30-летней годовщины Великой Октябрьской
социалистической революций. Это пьес»
о борьбе колхозников за урожай. за выпол-
нение обязательств, данных Родине, о чер-
тах советского гражданина — твердости
его убеждений, илейной страстности, труло-
вом энтузиазме.

В этом спектакле Баркан и Евлокимов
хотят показать единство личных и общест-
венных интересов передового  советекого
человека, его веру в будущее.

Поиски нового репертуара, поиски луч-
ших форм, пригодных для передвижного
театра, и, наконец, поиски правильного
подхода к актеру с учетом психологии его
творчества — все это задачи огромной
сложности не только для начинающих ра-
ботников искусства.

Можно смело сказать, что молодые руко-
водители 1-го Московского областного хра-
матического тезтра стоят на верном пути в
плодотворной работе с авторами, наз пути
творческого взаимопонимания © актерами.
06 этом говорит и TO, что на смотре высо-
кую оценку получил ряд артистов этого Te-
атра.

Воспитанник театрального училища име-
ни Глазунова, участник Великой Отечест-
венной войны, В. Александюв проявил
себя, как актер яркой индивидуальности.
	Список сыгранных им ролей отмечен
большим разнообразием. Среди них —
гаулейтер Рогге («Кому подчиняется
	время» Шейнина и бр. Тур) и Дон-Хуан
(«Дама-невидимка» Кальдерона), горьков-
ский предприниматель Хеверн («Зыковы»)
и советский офицер Боровский в пьесе Лав-
ренева «За тех, кто в море».

Среди молодых актеров театра, кроме
Александрова, за последнее время выдели-
лись: Р. Брук — исполнительница ролей
Аннушки («На бойком месте» (стровско-
го), Павлы («Зыковы» Горького). Вари
(«Парень из нашего города» Симонова):
артистка’ Казакова, сыгравшая Лидочку в
«Свадьбе Кречинского», Поликсену в пьесе
Островского «Правда хорошо, & счастье
лучше», Джесси в «Русском вопросе»; ак-
тер Марков (Максимов — «За тех, кто в
море» и Михаил в «Зыковых»).

Таким образом, в театре, руководимом
молодыми режиссерами, идет большая и
плодотворная работа по воспитанию м0ло-
дых актеров.

Бывшие ученики А. Д. Попова, теперь
самостоятельные режиссеры советского теё-
атра, не успокаиваются на достигнутом:
Ежегодно они е’езжаются из разных горо-
дов Союза в Москву на своеобразные твор=
Ческие конференции, чтобы поделиться
опытом и успехами с товарищами и выслу-
шать замечания и пожелания А. Д. Попова.

На закончившемся смотре творчества мо-
лодежи театров РСФСР достойное место за-
няли многие его ученики, и в их числе —
режиссеры 1-№ Московского областного
драматического театра Баркан и Евхокимов.
Улачный дебют не вскружил им голову:
Они учатся, работают, прилагая все уси=
лия, чтобы оправдать доверие своего на-
рода.

Т. БРОДСКАЯ.
	Воспитание и подготовка режиссер-
ских кадров имеют большое значение для
советского театра. Некогда этот вопрос раз-
решался кустарным способом — в условиях
студийной и кружковой работы.

Сейчас воспитанием молодых режиссеров
занимаются государственные театральные
институты, где обобщается опыт многих ре-
жиссерских поколений. создаются прочные
методологические основы для работы ©
актером, производится обучение режиссер-
скому искусству.

Среди нескольких сот актеров Россий-
ская Федерация прислала на смотр, теат-
ральной молодежи двенадцать режиссеров.
Спектакли некоторых из них привлекли 0б-
щее внимание.

Мы хотим рассказать об интересной и
характерной судьбе двух режисберюв —
руководителей 1- Московского областно-
го драматического театра — С. Баркана и
Е. Евдокимова.

Баркана и Евдокимова связывают мно-
гие годы совместной учебы и творческой
работы.

Одновременно поступили они в Государет-
венный институт театрального искусства
имени Луначарского, вместе прошли курс
обучения у крупного мастера. советского
театра А. Д. Попова. После окончания ин-
ститута друзья были приняты в ассистен-
туру при театре Красной Армии, а затем
стали руководителями 1-го Московского 0б-
ластного театра.

Институт и ассистентура привили моло-
дым режиссерам глубокую принципиаль-
ность в творчестве, в подходе к явлениям
жизни. Они научились понимать идейные
ни стилистические особенности пьесы. на-
училиеь понимать характер творчества и
своеобразие актера, помогать выявлению и
развитию его актерской индивидуальности:

Эти принципы в сочетании ©  творче-
ским молодым задором позволили Баркану и
Евдокимову даже в сложных, специфиче-
ских условиях передвижного театра создать
интересные спектакли. А условия эти нелег-
кие. В отличие от стационарных театров
будни такого театра — это автомобильные
переезды по 100—150 километров в день.
ежедневные репетиции, спектакли на. слу-
чайных сценических площадках.

В короткий срок Баркан и Евдокимов 06-
новили репертуар театра, пополнив 6170
произведениями, удостоенными  Сталин-
ской премии: «3a тех, кто в море»
Б. Лавренева, «Русский вопрос» К. Симо-
нова.

Постановка «Русском вопроса» была
этапной работой театра, экзаменом на твор-
ческую зрелость для всего коллектива и его
молодых руководителей. Этот спектакль по-
лучил высокую оценку на смотре.

Несмотря на то, что‘льеса Симонова, по-
ставлена ведущими театрами страны. моло-
дые режиссеры сумели дать собственное
интересное толкование ее. Акцент был сде-
лан на «Америке Линкольна, Америке Руз-
вельта», в которой созревают большие про-
греесивные силы.

Поэтому тема Гарри Смита прозвучала
мажорно, как тема борьбы. а сам Гарри
Смит предстал на сцене не «средним аме-
риканцем», живущим в полусне удовле-
творенности, а деятельным и активным че-
ловеком, увидевшим в мире значительно
больше, чем доступно многим его соотече-
ственникам. Поэтому финал пьесы звучит
оптимистячески. Заключительные слова
спектакля актер Томилин произносит, обра-
щаясь к залу, словно Смит не диктует их
репортеру, а говорит се трибуны.
		голь Москвы в образовании
Русского государства
	устанавливал порядок. Это способствовало
притоку населения из других княжеств. Ва-
лита скупал чужие владения, захватывал
свободные земли, населял и осваивал пу-
стоши. Развитие экономики княжества,
рост доходов от княжеского хозяйства, сбора
таможенных пошлин, откупа дани — все
это способствовало превращению Москвы в
самый богатый центр Северо-Восточной
Руси.

Усиление Московского княжества во вто-
рой половине ХУ века позволило Москве
осуществить попытку освобождения Руси
от татарекой зависимости. Московский
князь Дмитрий Иванович собрал русские
рати и в битве на Куликовом поле (8 сен-
тября 1380 года), разгромил полчища Ма-
мая. «Рыла на Руси радость великая», —
свидетельствует летописец.
	Первая решительная попытка сбросить
монголо-татарское иго вызвала огромный
рост патриотических чувств и развитие 0б -
единительных стремлений. Москва, избавив
шая Северо-Восточную Русь от нашествия
Мамая, приобрела еще больший авторитет
в народных массах; с надеждой смотревших
на нев, как на единственный город, спо-
собный возглавить борьбу за под’ем мощи
Руси. В народе широко распространялось
убеждение, что для окончательной победы
и для дальнейшего самостоятельного раз-
вития Руси необходимо об’единение всех
земель, всех сил в единое, централизован-
ное государство.

Жестокая борьба Москвы © монголо-та-
тарскими завоевателями продолжалась еще
100 лет: Только в 1480 году, при великом
князе Иване Ш, ненавистное татарское
иго, которое, по словам Маркса, «оскорбля-
ло, иссушало душу народа», было, нако-
нец, окончательно свергнуто.

Русское национальное государство сло-
жилось под главенствэм Москвы в конце
ХУ — начале ХУГ века (время Ивана Ш
я Василия Ш). Но, как указывает Ленин,
«только новый период русской истории
(примерно с ХУП века) характеризуется
действительно фактическим слиянием всех...
	областей, земель и княжеств в одно це-
	лое» (Ленин, Соч., т. I, erp. 73).

Национальное русское государство, сло-
жившееся вокруг Москвы, возникло и ок-
репло в длительной и напряженной борь-
бе новых прогрессивных для своего вре-
мени классовых группировок со старыми,
реакционными — в борьбе сторонников
политического 0об`единения русских кня-
жеств и земель с удельными князьями. Эта
борьба длилась более 200 лет—от послед-
ней трети ХТУ до конца ХУ] века, от вели-
кого князя московского Дмитрия Донского до
царя Ивана ГУ, строивших могучее госу-
дарство, способное отразить натиск, внеш-
них врагов и возвышавших Москву.

Преемник Дмитрия Донского Василий 1
(1389—1425 годы) покончил с самостоя-
тельностью Нижегородского великого BHA-
жества, присоединив Нижний Новгород
вместе с Муромом, Суздалем, Городцом,
Мещерским городком (ныне Касимов) и
Тарусой.
	Борясь © независимостью удельных ЕНЯ-
зей, Василий П (1425—1462 годы) уни-
чтожил уделы в Московском княжестве.
Удельные князья Звенигорода, Можайска,
Серпухова и других земель были лишены
своих владений, а некоторые из них 66-
али.
	Особенно возросло могущество Москвы
при Иване Ш (1462—1505 годы). Он не
только присоединял новые земли вокруг
Москвы, но и обеспечивал их органиче-
ское об’единение в рамках единого, цент-
рализованного государства,
	06’единению русских земель вокруг М№-
сквы мешало самостоятельное существова-
ние феодальных республик — Новгорода и
Пскова, а также Тверского княжества.
Иван Ш уничтожил в 1478 году самостоя-
тельность Новгорода, послал своего намест-
ника в Псков, в 1485 году окончательно
присоединил Тверское княжество. К началу
княжения Ивана ПШ московская территория
не превышала 15 тысяч квадратных миль.
За период его княжения она возросла не
менее чем на 40 тысяч квадратных миль.
	Моеква превратилась в один из круп-
нейших городов Европы. Но за исключе-
нием Кремля, пяти-шести каменных зда-
ний, остальные постройки были деревян-
ными. Большинство деревянных домов в
центре горола было двухэтажными: в верх-
нем этаже располагались жилые комнаты,
в нижнем — кладовые и иные служебные
помешения.
	Большое внимание уделялось строитель-
ству нового каменного Кремля, KAPHA vI6
	Московское областное то-
варищество художников го-
товит к 800-летию столицы
большую выславку, отража-
ющую в живописи и произ-
ведениях художественной
промышленности историю
Москвы и Подмосковья. На
полотнах художников запе-
чатлены новостройки, про-
мышленные гиганты, колхо-
зы Московской области, по-
	Русжкий народ создал Москву, возвели-
чил и укрепил ее, Kak свое любимое дети-
ще и’ гордость. «Москва... как много в
этом звуке для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!» — воскли-
цал А. С. Пушкин, С Москвой — свя-
зано создание ‘русского национального -
сударства, ег военная слава. Большую
роль сыграла Москва в развитии русской
культуры, искусства и науки. Много  та-
лантливых сынов народа роспитала она.
	Первоначальное славянское поселение
возникло по берегам рек Восходни и Яузы
задолго до упоминания о Москве в летопи-
си. Оно издавна являлось пунктом  ожив-
ленных культурно-экопомических связей.
Согласно преданию в первой половине ХИ.
века при впадении рек Яузы и Неглин-
ной в реку Москву располагалась вотчина
могущественного ростовского боярина Сте-
пана Кучки. Когда Киевское государство
распалось HA ряд отдельных феодальных
княжеств, среди них выделилось Ростовеко-
Суздальское княжество, во главе которого
стоял сын Владимира Мономаха — князь
Юрий Долгорукий: По преданию, он казнил
Степана Кучку и захватил его вотчину, по-
ложив основание городу, получившему свое
название от реки Москвы.

1147 год является датой первого, до-
шедшего ло нас летописного упоминания о
Москве. В 1156 году Юрий Долгорукий 0б-
нес свою княжескую усадьбу деревянными
стенами, обеспечивавшими се оборону. В
крепости были размещены княжеские дру-
жинники. Город с юга стал охранять Ростов-
ско-Суздальскую землю от набегов кочев-
ников и налетов со стороны Рязани и
Чернигова. Москва прикрывала подсту-
пы в Владимиру и Суздалю и неред-
ко сама делалась об’ектом вражеских
нападений, Так, в 1238 году ее опустоши-
Ли и сожгли татарские орды Батыя. Она не
раз полвергалась нападению иностранных
захватчиков, но народ еплачивалея на ee
защиту и завоевывал новую славу для Мо-
сквы и всей Руси. Недаром сложилась на-
родная пословица: «Хотел с Москвы сапо-
ти снести, а рад с Москвы голову унести...».
	История славного города связана с име-
нем выдающегося русского полководца
Александра Невского,  разгромившего в
1242 году немецких «пеов-рыцарей» в
битве на Чулеком озере.
	В 1252 году Москва перешла под власть
Александра Невского и стала центром са-
мостоятельного удельного княжества.
	*

Москва, расположенная в центре зэмель,
занятых великоруссами, в центре густо
иселенного и экономически развитого меж-
дречья Оки и Волги, выросла как оплот
обороны русских земель, встала во гла-
вв национально-освободительного и 0б’е-
динительного движения русского народа,
	Население южнорусских окраин, спа-
саясь от набегов кочевников и монгольско-
Го гнета, переселялось на север. Пересе-
зенцы двигались по московскому водному
пути, оседая на московских землях. Город
обеспечивал сравнительно мощную  защи-
ту населению от набегов захватчиков и
феодальных междоусобиц. Московская зем-
Ля густо заселялась, распахивались пусто-
ши, развивались сельское хозяйство, ре-
несла и торговля.
	Постепенно Москва вырастала в круп-
HH  полптико-административный центр.
Шло строительство города, близ него
появились посады, население которых
занималось ремесленной и торговой дея-
тельностью. В результате всего этого
тород неуклонно возвышался над сто-
лицами других русских княжеств, москов-
ские князья становились все более и более
могущественными. Москва сыграла исторя-
чески прогрессивную роль об’единителя
всех русских земель в единое централизо-
ванное национальное государство. Этому
способствовала также необходимость оборо-
ны страны от внешних врагов. Товарищ
Сталин, анализируя особенности создания
централизованных государств Восточной
Европы. указывал, что внешняя опасность
требовала «...незамедлительного образова-
ния централизованных государств, способ-
ных удержать напор нашествия» (И. Сталин,
Марксизм и национально-колониальный во-
прос, М. 1938 г.. стр. 73).
	Раздробленность. феодальной Руси ослаб-
ляла  обороноспособность разрозненных
русских земель. Каждое княжество, как и
Московское, выступало со своими  незна-
чительными вооруженными силами, не
способными порознь противостоять натис-
ку внешних врагов. Кроме того, силы
отдельных княжеств ослаблялись беспре-
рывными феодальными войнами — Kas-
жескими междоусобицами. Князья действо-
вали самостоятельно, в своих личных инт6-
ресах, в ущерб друг другу и интересам
Руси в пелом. Внешние враги исполь-
зовали временное ослабление русской зем-
ли. И с Запада и © Востока усилился напор
иноземных вахватчиков, стремившихся
поработить русский народ. В первой по-
ловине ХШ века русские княжества, В
том числе и Московское, подпали под мон-
голо-татарское иго. Татары приостановили
ход развития Руси-——они разрушали хозяй-
ство страны, уничтожали города, истребля-
ли население, а оставшихся в живых обла-
тали тяжелой ланью или уводили в плен.
	Москва первой осознала необходимость
преодоления раздробленности в интересах
обороны Руси от нападений немцев и шве-
дов и борьбы за освобождение ог монголо-
татарского ига. В этих условиях под руко-
водством Москвы начало складываться еди-
ное русское национальное государство. Мо-
гучее Московское великое княжество по
Праву завоевало ведущее место среди всех
остальных феодальных  об’единений Руси.
	Историческая обстановка  способство-
вала  об’единительному процессу, в03-
	главленному Москвой. Развитие производи-
тельных сил и общественного разделения
труда все больше и больше ликвидировало
экономическую разобщенность и замкну-
TOCTh феодальных княжеств. Происходило
постепенное разрушение местных специфи-
ческих правовых, культурных и иных 060-
бенностей. Постепенно из местных говоров

стал возникать единый, общий националь-
НЫЙ ЯЗЫК.
	Осуществленное под руководством Моск-
	вы 00 единение русских земель епособет-
вовало складыванию русской (великорус-
ской), украинской и белорусской нарюдно-
стей (У—ХУ века).
	ное национальное государство являлись
московские великие князья, опиравшие-
ся на бояретво и городское население —
людей посалеких.
	0б’единение больших земель соответ-
	ствовало интересам городов и земельного
дворянства. Городское население было за-
интересовано в уничтожении феодальной
раздробленности, так как деление Руси
на многочисленные мелкие княжества тор-
мозило развитие форговли и  общест-
венного разделения труда. Мелкие и сред-
ние земельные собетвенники-—помещики-—-
нуждались в централизованной государет-
венной власти, способной защищать их от
произвола крупных землевладельцев —
бояр-вотчинчиков. Кроме того, феодальное
дробление приводило к распылению земель-
		ной собственности землевладельцев
территориях различных княжеств.
	В исторических условиях того времени
создание сильной московской княжеской
власти было прогрессивным явлением.
Только централизованное государство мог-
ло обеспечить  культурно-экономическое
развитие страны и ее оборону, покончить
со стремлениями новгородских, пековских
и других крупных феодалов утвердить
свою политическую  самостоятельноеть в
ущерб всей Руси.

Московские великие князья,  осуще-
ствляя в интересах своего класса со-
бирание русских земель, делали бюль-
moe прогрессивное дело. Владея густо
населенными и экономически цветущими
областями и растущими торговыми и ре-
месленными пунктами, обеспечивая их на-
дежную оборону, собирая денежные и иные
ресурсы, московские князья обладали боль-
шей силой, чем другие русские князья, и
постепенно подчинили их Москве,
	ж №
=
	Великий советский народ горячо любит
свою древнюю столицу и гордится ею, как
центром, об’единившим все русские земли
в могучее государство. В ХУ веке Моеква
явилась 0б’единительницей русских земель
й сама она превратилась в один из нанбо-
лее крупных политико-административных
и культурных центров тогдашнего мирё&.
	„В середине ХШ века при первом
московском князе Данииле Александрови-
че (1276—1303 гг.) территория княже-
ства лежала всего лишь по среднему те-
чению реки Москвы — от Звенигорода
до Бронниц. Даниил расширил свои владе-
ния за счет захвата у Рязанского кнаже-
ства в 1301 году Коломны с окружающими
ее волостями Ha левом берегу Оки. При
Юрии Данииловиче (1303—1325 гг.) было
присоединено от Смоленского княжества
верховье Москвы-реки ©. Можайском.
Получив Можайск и Коломну,  москов-
ский князь овладел всем течением Мо-
сквы-реки. Это имело большое экономиче-
ское значение, так как позволяло исполь-
зовать выгодное положение города в сн-
стеме речных путей. Московское княжест-
во было связано с крупнейшими пунктами
Северо-Восточной Руси и стало одним из
наиболее могучих феодальных  политиче-
ских образований. Борясь против феодаль-
ной раздробленности, Юрий усилил натиск
на тверского и новгородского князя Миха-
ила Ярославича, добиваясь Владимирско-
го великого княжения.

При князе Иване Данииловиче, проз-
ванном Калитой (1325—1341 годы), Мос-
ковское княжество завоевало первенству-
ющее положение во всей Северо-Восточной
Руси. Иван Калита е особенным успехом
собирал мелкие уделы, об’единял их во-
круг Москвы. Росту могущества и автори-
тета Москвы способетвовало получение Ka-
литой ярлыка на великое княжение Вла-
димирское от хана Золотой Орды Узбека
(1328 год). Правда, московский князь все
еще был зависим от хана Золотой Орды,
но, по словам Маркса, сумел превра-
тить его «...B послушное орудие в своих
руках». Иван Калита получает на OTRYD
право сбора монгольского «выхода» (дани B
пользу хана). Собирая дань с населения, он
обогащал княжество и его столицу, остав-
ляя.в казне много денег, утаенных от мон-
гол. Кроме того, он устранил, таким обра-
зом, главный повод для в’езда монгольских
отрядов в русские земли: сборщики дани,
более не присылались — князь сам вы-
плачивал Орде определенные суммы. Одно-
временно Калита очишал земли от разбой-
ников, обеспечивая известное спокойствие
и безопасность для населения. В результа-
те княжество расширялось, заселялось, бо-
гатело и укреплялось.
	В середине ХУ века Москва стала цер-
ковной столицей, что еще больше повыси-
ло авторитет города как религиозного цен-
тра «всея Руси». Православное духовенст-
во поддерживало 0б’единительную полити-
ку Москвы.

В результате энергичной деятельности
Ивана Калиты территория княжества воз-
росла за счет присоединения Углича, Ко-
стромы, уделов белоозерских князей, Ме-
дыни, Калуги, Калита самовластно господ-
ствовал в Твери, Ростове и Новгороде.
	Московский князь постепенно подчинял
своей твердой власти удельных князей и
бояр, решительно борясь с феодальными
междоусобипами. Он строго следил за дея-
тельностью представителей администрации,

9————
Дружный творческий коллентив
	На-днях в редакции газеты «Москов-
ский комсомолец» состоялась встреча с
артистами Таганрогского театра имени
А. П. Чехова — участниками Всероссий-
ского смотра театральной молодежи.

В теплой, дружеской беседе художе-
ственный руководитель театра А. Кот-
	ляров, комсорг артистка Е. Солодова,
артисты А. Глазырев, К. Хлопотов, ком-
позитор И. Горбенко и другие рассказа-
ли о работе молодого творческого кол-
лектива.

Основное ядро театра составляют вос-
питанники Московского государственно-
го института театрального искусства,
Вот уже три года они успешно работа-
ют на периферии и за это время поста-
вили 24 спектакля.

0б успехах театра свидетельствует
участие всего коллектива в Ш туре Все-
российского смотра.

— Наш театр в основном молодеж-
ный, — сказал художественный руково-
	Приезд Художественного
	Вчера, 11 августа, в Москву на гастроли
прибыл в полном составе коллектив Госу-
дарственного Художественного театра Лат-
вийской ССР. ~
	На перроне состоялся митинг. Гостей
тепло приветствовали от Комитета по де-
лам искусств — ЦН. Варманов, театраль-
ной общественности — народный артист
республики И. Берсенев, от работников ис-
	дитель А. Котляров.—И мы стремимся
как можно лучше показать на сцене об-
раз молодого человека, воспитать в се-
бе острое ощушение современности,
больше работать над овладением тео-
рией марксизма—ленинизма.

Участники беседы высказали пожела-
ние, чтобы ГИТИС поддерживал более
тесную связь со своими воспитанниками,
чтобы журнал «Театр» и газета «Совет-
ское искусство» чаще освещали на сво-
их страницах вопросы воспитания.
	НА СНИМКЕ: артисты Таганрогско-
го театра имени А. П. Чехова в редакции
газеты «Московский комсомолец».

Слева направо-—в первом ряду: В. А.
Шагов, Е. М. Солодова, худрук театра
А. И. Котляров, 3. А. Жукова; во вто-
ром ряду: Г. А. Ситко, Н. Л. Сац, Е.И.
Пашкова, И. Л. Горбенко, М. А. Пат-
ков, К. Н, Хлопотов и А. А. Глазырин.
	Фото И. Егорова.
	Выставка к 800-летию Москвы
	ликой Отечественной войны.

Посетители ознакомятся ©
произведениями ‘мастеров
резьбы по дереву, живопис-
цев Федоскинской артели,
выдающихся мастеров кера-
мического производства и др.

Высгавка откроется в
конце августа в помещении
Москозского краеведческо-
	го музея,
(ТАСС).
	лучившие развитие за годы
советской власти.
Старейший художник В.
Бялыницкий-Бируля на-
писал картину, в которой
увековечил Горки — место,
где жил и скончался В. И.
Ленин. Будет выставлено
много батальных картин, в
том числе полотен, посвя-
щенных героической эпопее
обороны Москвы в дни Ве-
	О/ильмы к юбилею столииы
	дет называться «Рубиновое созвездие». В
киножурнале будет рассказано и о Моск-
ве — колыбели русского книгопечатания.
	Кроме того, студия выпустит кворотко-
метражный фильм, посвященный гениаль-
ному русскому зодчему Матвею Казакову.

Выдающиеся мастера искусства Москвы
примут участие в документальном фильме
режиссера Юренева. Зритель увидит на
экране известных московских скульпторов,
актеров Академического Малого театра в
спектакле «За тех, кто в море» и с’емки
в студии  «Союздетфильм» кинокартины
	«Молодая гварлия» по роману А. Фадеева:
	Ь 800-летию Москвы будет выпущено
несколько новых документальных фильмов
о столице. В Московской киностудии науч-
но-популярных фильмов снимается  цвет-
ной клножурнал «Наука и техника» № 10.
Он состоит из нескольких киноочерков 0
Москве, в том числе «Дворцы под землей»,
который расскажет о работе метрополитена.

Много грузов приходит в столицу по
водным магистралям. Величественному со-
оружению сталинской эпохи — каналу
Москва-—Волга посвящается киноочерк
«Москва—порт трех морей».

Кинорассказ о том, как устроены и как
создавалиев звезды для башен Йремля, бу-

jee ered CR TASS A

театра Латвийской ССР
	кусств-— председатель ЦЬ союза ЦП. Таз
расов.

Отвечая на приветствия, художествен-
ный руководитель театоз, лауреат Сталин-
ской премии Эдуард Смильгие благодарил
за теплую встречу и отметил, что латвий-
ский театр рассматривает свой приезд в
столицу ОССР как высокую честь, оказан-
ную искусству латышекого народа.

Гастроли театра начпутся 16 августа
в помещении Малого театра.