ВЫбор-
ском
ском
NETH
а (и.
		У
ay HD

eB A

] №

Кия
een
0 Mae
LB te
ИК
МА,
[ео
щит
19 925
ТБО №
yout
x nt
  У
м №
	pHOCTHA
ков, Г
сан
AX

‚(80
		Суббота, 4 октября 1947 г., № 122 (819).
	По обеим сторонам центральной
магистрали столицы — улицы Горь-
кого возвышаются леса новостроек.
Здесь наши славные градостроители
возводят новые корпуса многоэтаж-
ных домов. На одной из таких строек
трудится молодой штукатур комсо-
молка Мария Шведова. Производст-.
венный стаж ее невелик — всего 2
года. Недолго работала Мария уче-
ницей. Через лнесть месяцев она уже
стала выполнять сложные штукатур-
ные работы. На смышленую девушку
обратили внимание: ее назначили
бригадиром — комсомольско-молодеж-
ной бригады. Вскоре коллектив Шве-
довой стал одним из лучших в Мо-
скве.
	Агилтбригады
в колтозат
	Во все районы Московской области для
культурного обслуживания колхозников и
рабочих совхозов в период уборки урожая
выехало свыше 100 агитбригад.

В составе их — лучшие чтецы, певцы,
танцоры коллективов художественной ‹а-
модеятельноети профсоюзов, трудовых ре-
зервов и предприятий промкооперации Мэ-
сковекой области.

Агитбригала Озерского района в составе
1 человек под руководством тов. В. Пале-
пинз 34 20 дней обелужила 18 колхозов,
дав 22 концерта. Перед концертами
проводились беседы о ходе уборки урожая,
0 выполнении социалистических  обяза-
тельств, взятых на себя колхозниками в
честь 800-летия Москвы и 30-й годовщи-
ны советекой власти. Члены агитбригады
выпустили 5 стенгазет и 12 боевых лист-
ков, посвященных показу трудовой жизни
колхозов. Нередко они помогали и в рабо-
те. Так, в колхозах Сосновекого сельсо-
вета бригада на молотьбе просорпировала
три с половиной тонны зерна.

Ансамбль песни и пляски, хер русехой
народной песни и коллективы художеет-
венной самодеятельности клуба им. Буден-
Boro, фабрики «Арасный  текотильщик»
(г. Серпухов) и другие приняли участие в
выездных кенцертах, ортанизованных в
колхозах Серпуховского района.

Большую работу проводят также агит-
бригады художественной самодеятельности
Дмитровокого, Раменского, Каптирекого и
других районов области.

В октябре руководители агитбригад. и
лучшие участники художественной «амо-
деятельности соберутся в Московоком 06-
ластном доме народного творчества для 0б-
мена опытом проделанной работы.
	В. КОНДРАТЬЕВ.
—— © —
	ФИЛЬМ 0 СОВЕТСКИХ
ИНЖЕНЕРАХ
	В Министеретве кинематографии СССР
были показаны новые фильмы, выпускае-
мые в ближайшие дни на экраны страны.
Документальный фильм «Советские инже-
неры» представляет собой киноочерк 0
технической интеллигенции одного из ги-
гантов советского машиностроения —
Уралмашзавода.

Фильм, имеющий глубоко  познаватель-
ное значение, сделан интересно и занима-
тельно. Сценарий написан И. Ликстановым
и Е. Кригером. Ставил картину режиссер
Вл. Бойков, снимали лауреат Сталинской
премии В. Доброницкий и оператор Ё. Ши-
ронин.

Затем был показан новый цветной кино-
сборник научно-популярных фильмов —
«Весна в горах», «В мире кристаллов» и
«Секреты природы».
			КОМСОМОЛЕЦ

ВВ УЧЕБЕ И ТРУДЕ
	СОБРАНИЕ УЧАЩИХСЯ
И РАБОТНИКОВ ШКОЛ ТРУДОВЫХ
РЕЗЕРВОВ СТОЛИЙЫ
	Отпраздновать седьмую годовщину со
дня организации трудовых резервов собра-
лись 2 октября в Большом зале Консерва-
тории учащиеся и работники ремесленных,
железнодорожных училищ и школ O80 Mo-
сквы.

Свыше 107 тысяч квалифицированных
рабочих дали нашей промышленноети за
семь лет трудовые резервы столицы. Сот-
ни воспитанников училищ и школ 030
стали новаторами производства, отмечены
правительственными наградами. Многие из
них работают руковотителями бригад, це-
хов и целых предприятий.

0 заслугах школ и училищ трудовых ре-
зервов перед Родиной по подготовке новых
кадров рабочих, © самоотверженном труде
молодых рабочих в дни Великой Отечеет-
венной войны, 06 активном участии их в
выполнении пятилетнего плана говорил в
своем докладе начальник Московекого го-
родекого управления трудовых резервов
тов. Власов.

Воспитанница школы $30 № 18 тв.
Агафонова рассказала собравшимся © том,
что тысяча бывших выпускников  оемес:
ленных училиш и школ ФЗО, работающих
на Московском  электроламповом заводе,
стала на стахановокую вахту в честь 30-
летия советокой власти и призывает всех
воспитанников трудовых резервов к 7 нояб-
ря 1947 тода завершить план второго года
пятилетки.

Заместитель министра, трудовых резервов
тов. Бордадын выразил уверенность, что
этот почин электроламповцев будет подхва-
чен всеми учащимися труловых резервов.
	00 огромном внимании партии,  прави-
тельства и товарища, Сталина, к производет-
венному и политическому воспитанию бу-
дущего пополнения рабочего класса говорил
в своем приветствии секретарь МГЕ ВЛЬСМ
тов. Гаврилов. L
	—- 0с0бенно возрастают роль и значение
кадров, воспитывающихся в системе тру-
довых резервов, — подчеркнул тов. Гаври-
лов, — сейчас, когда весь советекий на-
род самоотверженно и напряженно трудит-
ся над досрочным выполнением плана, вто-
рого года пятилетки. Тов. Гаврилов при-
звал учащихея школ трудовых резервов и
их воспитателей множить успехи в yrebe
и труде.
	Собравшихея приветствовали знатный
мастер завода «Калибр» Н. Российский и
ряд выпускников ремесленных училин и
школ ФЗО столицы.

Собрание обратилось с приветственным
письмом к товарищу Сталину.

Е tie
		По следам наших
выступлений
	_«B МИХНЕВЕ НАСТРОЕНЫ
А БЛАГОЛУШНО»...
	В корреспонденции под таким заголовком
(«Московский комсомолец» № 118) указы-
валось, что Михневский райком комсомола
не связан с комсомольскими организациями
колхозов, не знает, как идет уборка уро-
жая, и не руководит молодежными брига-
дами.

Бюро Михневского райкома ВЛКСМ, об-
судив корреспонденцию, признало критику
правильной и разработало ряд мероприя-
тий по улучшению руководства социалисти-
ческим соревнованием комсомольцев и мо-
ледежи в пегиод завершения уборки карто-
феля и овощей.

Для мобилизации молодежи на быстрей-
шую уборку урожая‘в колхозы направлены
комсомольские активисты.

В артели с. Астафьево и других отстаю-
щих с уборкой колхозах проведены собра-
ния молодежи, на которых обсуждался во-
прос о завершении уборки урожая. На эту
же тему проведена специальная радиопере-
лача пля комсомольцев и молодежи.
	ЗНАТНЫЙ LU TYRKATY
	{ сентября 1947 года Указом
Президиума Верховного Сове-
та СССР Мария Шведова за
свой стахановский труд была
награждена орденом Трудово-
го Красного Знамени. Новыми
трудовыми подвигами решила
ответить Мария на высокую
награду — к 10 октября закон-
чить все штукатурные работы
пятого этажа в доме № 27/29
по улице Горького. Мария
Шведова — активная комсо-
	молка, секретарь KOMCOMOJIb-
ской организации 1-й строй-
конторы треста — «Мосжил-
	строй». Она упорно работает
над повышением своего поли-
тического и общеобразователь-
ного уровня.

НА СНИМКАХ: 1. Мария
Шведова обучает молодых
штугсатуров 2-й стройконторы.
		ПЛАН ВОСПИТАВИЯ

МОЛОДЕЖИ
	— Бсяк сверчок знай свой шесток!

— Вот именно, — с убийственной иронией
оглядела она своего оппонента. — Это я per
комендую каждому.

И продолжала:

— Пункт пятый и завершающий раздел
«поднятия культурного уровня слушателей»
посвящен внедрению в среду учащихся оби-
ходных слов воспитанного человека. Их три:
1) <Простите», 2) «Благодарю», 3) «Пожа-
луйста».

Оппонент попытался еще раз робко воз-
разить:

— Простите, пожалуйста! Может, снять
этот пунктик? Все-таки, простите, пожалуй-
ста, не дикари ведь у нас, а культурные
люди, и всегда, когда надо, говорят и «про-
стите» и «пожалуйста».

Но мадам Адеркас по всем правилам эле-
ментарного этикета сделала вид, что не за-
мечает его бестактного поведения, и продол-
жала:

— Прежде, чем осуществить эти большие
замыслы, мы должны много и самоотвержен-
но поработать. Начать, так сказать, с азов,
Надо в первую очередь научить молодых
людей совершать правильные движения ру-
ками, ногами, корпусом и головой.

«Я полагаю, — прочитала она_а — по-
ставить эту работу на основе отработки
	$ полагаю, — прочитала ова, — Os
ритма и пластики на материале постановки
парных бальных танцев < выполнением про-
	Появление мадам Адеркас в стенах Mo-
сковского техникума железнодорожного
транспорта сразу же было расценено как
событие исключительной важности. В жизни
техникума начиналась новая эра. И только
дворник, завидев Адеркас, мрачно крякал я
неодобрительно покачивал головой.
	о Вр SL ASPREO Or   стейших экзерсисов (упражнений} для от-
явилось у него при первой же встрече. Как- работки общей манеры движения рук, ног,
то, проходя мимо, она критически оглядела   головы и корпуса молодых людей...»

его фигуру с метлой в руках и сказала сво- H °
ачальн спокойно за-
ему спутнику — начальнику учебной части   Начальник учебной части беспокойно за-
	ерзал на стуле. Дело в том, что добрая фея
не посетила его в юные годы, и он не про-
шел весь курс изящных наук. Его тревожи-
ла мысль: а не следует ли и ему, начальни-
ку учебной части, и педагогам техникума в
совершенстве овладеть искусством владе-
ния своими конечностями и головой.

— Для вас это не обязательно, — благо-
склонно раз’яснила мадам Адеркас. — Но
я считаю необходимым провести серьезную
работу с каждым человеком, соприкасаю-
щимся с нашими воспитанниками.
	И она зачитала следующий пункт своей
программы: «Необходимо дать мне возмож-
ность провести совещания: 1) с классными
руководителями, 2) с активом комсомоль-
ской организации и с профактивом, 3) с ра-
ботниками хозаппарата — вахтерами, убор-
щицами, работниками вешалок».

— И с вами я тоже обязательно побесе-
дую! — успокоительно добавила она, обра-
щаясь к присутствующим.

После этого уже безропотно был заслу-
шан пункт о «словесном конферансе одно-
временно с работой над техникой и манерой
танцовальных движений» и о лекциях на
уроках танцев «о политике, искусстве, му-
зыке, драматургии, литературе, живописи
и т. д».

Как загипнотизированные кролики, взи-
рали руководители техникума на величест-
венную в сиянии этикета и блестящих ма-
Hep мадам Адеркас. Надо полагать, что
именно такое беспомощное состояние и за-
ставило их принять к осуществлению
всю эту галиматью. Видимо, это же обстоя-
тельство помешало представителям комсо-
мольской организации техникума сказать
ясно, просто и твердо:

— Прекратите свои упражнения, мадам
Адеркас! Довольно, хватит! Всё это — по-
шлость, все это — клевета и оскорбление
нашей молодежи, которая значительно куль-
турнее и богаче по своему духовному со-
держанию. чем вы, мадам, возомнившая се-
бя ее воспитательницей. Мы — за этикет,
HO за наш советский этикет, построенный
на подлинной культуре и взаимном уваже-
нии человека человеком. И не подменяйте
его подхалимством и «галантерейным об-
хождением». Отойдите-ка в сторону, мадам,
честью вас просят!

Но этого, увы, никто еще не сказал. И
сна порхает в стенах техникума под маской
доброй феи, дарит улыбками, изумляет всех
своими «великосветскими» ужимками.

Впрочем, старик дворник и по сей день,
завидя ее, начинает так энергично работать
метлой, что другой, на месте мадам Адер-
кас, понял бы это, как явный намек, и по-
спешно покинул бы излишне гостеприимное
здание техникума.

Может, она догадается это сделать? А
если нет, нельзя ли ей помочь? Вежливо и
решительно, по всем правилам хорошего
советского тона. Ал БВЕТЛУГИН.
	техникума:

— Полюбуйтесь! Прекрасный экземпляр
для подтверждения моих тезисов по отра-
ботке манер‘и правил элементарного этике-
та. Необходимо, как я указывала, париро-
вать грубость движений. Но, несомненно, на
основе отработки ритма и пластики...

Начальник учебной части глубокомыслен-
но обозрел дворника.

— Справедливо, конечно, — заметил он.—
Подметает старик не элегантно. Грации нет
и очень уж вульгарно пылит.

Почтительным поклоном начальник учеб-
ной части подчеркнул свое полное согласие
с глубокомысленными выводами своей спут-
ницы. Дворник же, не обученный еще эле-
ментарному этикету, а также ритму и пла-
стике движений, почуя в этих словах недоб-
рое, энергично заработал метлой.

Сделав эти краткие замечания, мадам
3. В. Адеркас прошла в кабинет директора
техникума тов. Рубанова и начала милый са-
лонный разговор с лицами, от которых за-
висело утверждение ее программы. Как
солнца луч, озарила она будничное одно-
образие жизни педагогов, озабоченных вы-
полнением учебного плана. Словно фея, пре-
вращала она скромный техникум в блиста-
тельный лицей. Отныне дирекция предоста-
вляла ей как педагогу-воспитателю четыре
академических часа в неделю «для отработ-
ки манер и правил элементарного этикета».

— Что такое культурный человек? — ожи-
вленно рассуждала вслух мадам Адеркас.—
Как изволите видеть, в пункте первом моей
программы сказано, что учащиеся должны
усвоить «понятие о культурном человеке,
как... о человеке, умеющем без специального
образования видеть, слышать, читать, изла-
гать, оценивать и высказывать свои, а так-
же выслушивать чужие мысли по тому или
иному вопросу».

Правда, у присутствовавших ебу
смутное опасение —а не обидятся ли сту-
денты, узнав что их, людей, в достаточной
мере культурных, ‘собираются учить тому,
что они, несомненно, умеют — видеть, слу-
шать, читать, излагать, оценивать, выска-
зывать, выслушивать. Но мысли феи порха-
ли с неуклонным изяществом дальше:

— И важно еще, кого и как слушать, ко-
му что и как сказать. Например, как при-
ветствовать старшего по положению, как
войти в кабинет начальника, как выслушать
его замечания? Это — целая наука, школа...

— Школа подхалимства? — послышалась
чья-то тихая, но ехидная реплика. — А не
достаточно ли держать себя всегда с ло-
стоинством, присущим советскому человеку?
Уважать других и себя?

— Нет, не достаточно! — решительно под-
крепила свой тезис Адеркас. — У меня есть
специальный раздел, как держать себя не
только со старшими, но и с младшими по
положению. Совсем другие манеры!
	Слева направо — А, Мамаева, А. Голы-
женкова, М. Шведова и А. Семина. 2. Ма-
рия Шведова за работой. 3 (в овале) — в
свободное от работы время Мария Шведо-
ва изучает историю партии.
		ЗАБЫТЫЙ ЛВОРЕП
КУЛЬТУРЫ _
	К участию в кружках должна привле-
каться молодежь. Однако комсомольцев
среди участников художественной  само-
деятельности насчитывается всего несколь-
ко человек.

Секретарь заводского ‘комитета комсомо-
ла тов. Томашевский ни разу не поинте-
ресовался, как идет работа во дворце, ка-
кая помощь нужна от комсомольской ор-
ганизации, как привлекается молодежь К
участию в кружках. Не интересуется судь-
бой дворца и директор завода тов. Яковлев.

Много лет дворец не ремонтировался, и,
естественно, здание выглядит очень непри-
тязательно. В подвале дворца был когда:
то хорошо оборудованный тир—самый боль-
шой в городе. Сейчас он заброшен, и в горо-
де нет ни одного закрытого тира.

Работники библиотеки, читальни.  дет-
ской музыкальной и балетной школы с
грустью думают о приближении зимы.
Отопительная система испорчена, во мно-
гих рамах нет стекол. Неисправны кана-
лизация и водопровод. Протекает о крыша.
	Через два месяца дворец культуры, если
положение не изменится, будет’ закрыт.
	положение не изменится, будет закрыт.
Однако это не беспокоит ни руководите-
лей завода, ни комсомольекую организацию.

Асведь на: заводе есть для ‘ремонта все
необходимые материалы, средства, рабочие
руки; Нет только. инициативы.и желания у
членов комитета комсомола завода, и в
первую очередь у секретаря комитета
тов. Томашевского.

Дворец культуры должен работать в
нормальных условиях и снова заслужить
добрую славу в городе.

Ю КНЯЗЕВ.
		Дворец культуры, зимний и летний те-
атры, прекрасный сад — все это предо-
ставлено к услугам рабочих Коломенского
паровозостроительного завода.

Дворец культуры, как видно из самого
названия, должен стать центром всей
культурно-массовой и политической ра-
боты среди многотысячного коллектива
паровозостроителей. И он действительно
когда-то был таким. В его залах регулярно
читались лекции, устраивались доклады,
вечера отдыха, спектакли. Сводный хор
Дворца культуры, (состоявший из 200 че-
ловек, выступал в колонном зале Дворца
культуры. Широко была известна оперная
студия дворца. Опера «Евгений Онегин» в
исполнении рабочих Коломенского завода
транслировалась по радио по всей стране.
Дворен ‘был любимым местом отдыха.

В деятельности дворца был период за-
тишья. Ни одна секция почти не работала.
Об этом много говорили на собраниях и,
наконец, в июле, казалось, наступило ожив-
ление.

Было организовано три драматических
кружка. Возобновили свою деятельность хор
русской народной песни, симфонический ор-
кестр. Готовятся ‘большие концертные ‘про-
граммы, посвященные: 30-летию Октября.

Казалось, что теперь дворцу должна
быть оказана всесторонняя помощь, и в
первую очередь со стороны комсомоль-
ской и профсоюзной организаций. Но на
деле этого нет. Например, председатель
завкома тов. Фарушев, назначенный пред-
седателем комиссии по проведению смотра
драмколлективов, ни разу не поинтересо-
вался ходом подготовки к нему.
	ЮБИЛЕЙНЫЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
	золотым тиснением. Книги иллюстрируют-
ся лучшими художниками. В числе юби-
лейных изданий «Золотой библиотеки» —
«Чапаев» Д. Фурманова и «Школа»
А. Гайдара. Для среднего и старшего воз-
раста будет издана повесть из школьной
жизни В. Осеевой, книга свердловского
журналиста И. Ликстанова об учащихся
школ  фабрично-заводского обучения и
другие. Всего к октябрьским праздникам
намечено выпустить более 20 названий
детских книг.
	Государственное издательство детской
литературы выпускает к 30-летию Октябрь-
ской революции новую большую серию

книг для детей.

Для ребят младшего возраста издаются
стихи С. Маршака и поэма С. Михалкова
«Служу Советскому Союзу». К знамена-
тельной годовщине приурочен выход пер-
вых книг «Золотой библиотеки». Это —
подарочная серия, выпускаемая в отличных
темнокрасных ледериновых  переплетах с!
	ER GO Dc gh hel Dd ela lege Oe lal ell tl le ll Gl ll al el nl el el ll Nal gl el ln lg A te el nna ae al dll
	А этих качеств «лисообразности в обраще-
нии», говоря языком горьковского персона-
жа, у Бардинга — Штрауха нет, и непонят-
но, как такой отталкивающий тип мог быть
на фронте лучшим другом Девиса.

В речи «За мир и дружбу народов, про-
тив поджигателей новой войны» тов. А. Вы-
шинский привел признания известного аме-
риканского радиокомментатора Леона Пир-
сона в том, что «американские офицеры
медленно и тщательно готовятся к следую-
щей мировой войне».

Ряд таких офицеров проходит перед нами:
это подполковник Дью (артисту С. Морско-
му следовало бы несколько злее и острее
играть эту роль), капитан Меифлауэр (ар-
тист В. Латышевский), истерически требо-
вавший расстрела танкистов, пропустивших
на площадь процессию рабочих, лейтенант
Риллей (артист Е. Островский).
	Но солдаты армии США — люди из на-
рода—«не хотят быть жандармами, не же-
лают выкидывать из помещения на улицу
женщин и детей». Они стремятся домой.

«Мы — танкисты, дьявол бы забрал ваши
души... танкисты, а не шерифы из индей-
ских поселков», — ‘кричит сержант Дрин-
кер (артист М. Орлов), посаженный на
гауптвахту за халатное отношение к прика-
зу об из’ятии у детишек букварей, на об-
ложке которых напечатана красная звездоч-
ка.

«Чувствуешь себя не в армии, а на за-
дворках старого рынка»,— поддерживает
его друг, солдат Барнум (артист С. Воль-
ский).

И Девис, пробыв в дивизионе всего два
дня, признается жене: «Солдаты презирают
политику, которая принуждает их оставать-
ся на чужбине. Они не уважают нас, офи-
цперов, считая, что мы проводим эту поли
тику».

Театр нашел верный тон для рассказа ©
судьбе чесгного американца, о том, что про-
исходит на юго-востоке Европы. Спектакль
пронизан оптимизмом, верой в победу де-
мократии и правды.

И, как боевой итог, звучат в финале гор-
дые слова Павле Кодрича, обращенные к
Девису:

«Мы — сильный народ! Вы были свиде-
телем, как в этих горах ‘мы раздавили и
стерли в поропюк немецкую армию. И нам
уж никто не страшен, тем более теперь,
когда мы в  Европе не одни».
	Борис ЛЬВОВ.
	то чудовищем»... — с болью говорит Девис
жене, робко предложившей поправить их
состояние скупкой конфискованных картин.
Он не желает быть ни жандармом, ни сне-
кулянтом. Его путь иной.

_ „Дальний уголок порта. Грязный трап,
ведущий на палубные места. Девис в штат-
ском пальто, мягкой шляпе. Он ставит на
землю большой, тяжелый чемодан и, взяв
за руку жену Эдит, говобит уверенно и
твердо:

«Мне кажется, что я должен вступить
в какую-то другую армию. У меня сейчас
таков ощущение, будто я должен выпол-
нить чей-то приказ... И я знаю, чей. Это при-
каз президента Рузвельта. Ведь я был В
армии Рузвельта, а они изменили ей, пре-
	  дали ее»
	песню, или великолепно найденная сцена
демонстрации, когда поворот круга уносит
со сцены американских офицеров, словно
сметенных с лица земли могучим и гнев-
ным дыханием траурной процессии рабочих.
Они проходят в вечерних сумерках через
центральную площадь города, подняв над,
головой алые стяги, и кажется, нет им ни
конца, ни края. А впереди идет Павле Код-
рич — славный герой партизанской войны.

Лауреат Сталинской премии А. Ханов на-
шел для небольшой роли Кодрича живые
и выразительные. штрихи. Сознанием до-
стоинства, силы веет от его большой, могу-
чей фигуры, уверенного, спокойного голоса.
«Мы должны быть настолько сильны, чтобы
сдерживать негодование нашего народа...
Да, да... именно сдерживать, — говорит
Кодрич друзьям, — ибо у оккупантов тогда
не будет ни малейшего повода, чтобы здесь
задержаться. В этом наша победа».

Сдержанность, которая дается ценой ве-
личайшего напряжения воли, ума и сил,
сдержанность перед боем,/— вот основное
в образе Кодрича—Ханова, его жены Марии
(арт. С. Альтовская), истребителя танков
Антонио Доменико (заслуженный — артист
Л. Свердлин). $

К сожалению, этой ‘внутренней силы,
твердости недостает образу партизанки Ру-
жицы Ситты в исполнении очень способной
молодой актрисы В. Орловой.

Ружица Ситта — девушка, выходившая
Девиса в горах, — энергичный, крепкий ха-
рактер. Не задумываясь, выбирает она меж-
ду родиной и любимым ею американцем
Джонсом, грудью закрывает Реджинальда
Девиса во время покушения на него про-
вокатора. Это. — романтический образ, а
Ружица В. Орловой вызывает скорее сочув-.
ствие, жалость, но не гордость и восхище-
ние.

Спектакль Московского театра драмы пз-
редает напряженную атмосферу жизни сла-
вянского прибрежного города, правдиво по-
казывает командование союзных войск,

Вот сэр Джордж Бардинг — советник
ставки англичан «по экономическим вопро-
сам». Его играет заслуженный артист
М. Штраух. У его Бардинга—квадратная,
тяжелая фигура, одутловатое «бульдожье»
лицо и злые маленькие глаза, подозритель-
но поблескивающие из-под косматых бровей.
Повадки, внешний облик сэра Джорджа
удачно найдены актером, но Бардинг не
только свиреп, он ловок, обходителен и
очень хитер. Недаром же он назначен на
пост советника по экономическим вопросам.
	Судьба честного.
	канца
	Герой пьесы Девис — не хладнокровный
наблюдатель-резонер, а активный участник
событий. OH мучительно хочет понять,
разобраться, что же случилось за эти
несколько месяцев после войны, пока он
«провалялся в хижине среди гор»?
	Тяжелое раздумье, крушение всех иллю-
зий капитана Девиса, его поиски разгадки
того, что происходит на побережье Юго-
Восточной Европы, составляют наибольший
интерес пьесы.

Реджинальд Девис—человек, заблудив-
шийся было между враждебными лагерями,
оказавшийся между двух стульев. Он чтит
и любит югославских партизан, но как бое-
вых друзей, а не коммунистов, соратников
по партии маршала Тито, и потому получает
от них удар за ударом. Он не согласен с
поведением союзников в славянском городе,
но ему кажется, что причина здесь в дур-
ном нраве тех, кто поставлен у власти, и
потому он смело вступает с ними в KOH-
фликт и изгоняется из рядов армии без пра-
ва на пенсию и пособие. }
	Так действительность сурово  расправ-
ляется с теми, кто не нашел своего места
сразу, кто не постиг простой истины, что в
наше время мало быть честным, необходимо
быть борцом.
	Растерянность. Девиса, его безграничное
удивление перед происходящим превосход-
но передает артист Г. Кириллов. Но его
Девис не только растерян, он напряжен,
насторожен, как человек, внезапно оказав-
птийся без оружия в стане врагов.
	Когда часть Девиса уезжала из Штатов,
президент Рузвельт, прощаясь с ними, по-
жал руку нескольким из военных, в TOM
числе и Реджинальду. Девис не забыл ©
пожатье руки президента, не забыл о своем
обещанье «драться за лучшие надежды че-
ловечества». Он искренне верит, что амери-
канцы пришли на славянскую землю как
друзья и доброжелатели, и потому ему не-
чего делать в оккупационных войсках, где
боевые части превратились в отделы жан-
дармского управления.

«Участвовать в подобных делах — зча-
чит навсегда потерять свое доброе имя, пре-
дать своих верных товарищей, стать каким-
	Капитана танковых войск США Реджи-
нальда Девиса сбросили к немцам в тыл с
самолета. Долгое время провел капитан в
горах Югославии, сражаясь в отряде пар-
тизан «Смерть оккупантам».

Тяжелое ранение вывело Девиса из строя.
Больше восьми месяцев пролежал он в гор-
ной хижине, среди неприступных скал, со-
вершенно оторванный от внешнего мира. И
в славянский «портовый город на юго-во-
стоке Европы», об освобождении которого
так страстно мечтали его соратники по от-
ряду, Реджинальд Девис попал уже после
окончания войны.

Свой первый день в городе Реджинальд
посвятил розыскам боевых друзей-югосла-
вов. Он задумал устроить торжественный
ужин, где за столом лучшей гостиницы го-
рода соберутся партизаны — его боевые
соратники.

Но стрелки часов уже давно перешли за
назначенное время, а стол был попрежнему
пуст. Капитан и его шофер Джонс решили
сами отправиться за гостями. Сурово 4
странно встретили капитана друзья. Они не
поднялись даже навстречу, не сказали теп-
лого слова, лишь Кодрич, протянув Девису
пачку пригласительных билетов, предложил
ему лично сездить за адресатами в город-
скую тюрьму Кастельнуово.

Девис едет в тюрьму. Здесь он встречает
своих друзей-партизан, закованных в цепи,
судью, вершащего расправу по своду зако-
нов, где на первой странице выгравирован
фашистский знак, тягчайшего военного пре-
ступника Джузеппе Кардона, с хозяйским
видом нагло разгуливающего по залу суда.

После столкновения с судьей Девис слу-
чайно попадает на собрание тринадцати фа-
шистоких подпольных организаций, пюдго-
товляющих парад под руководством того же
Кардоны. Расталкивая фашистов, Девис и
Джонс бросились на бандита, но кто-то
успел позвонить в полицию, и Реджинальд
закончил свой день за железной решеткой
военной комендатуры. °

Драматурги В. Кожевников и И. Прут
написали интересную, умную пьесу о судьбе
капитана танковых войск армии США, о
судьбе честного американца.
	Г. Кириллов правильно понял сложную
роль, четко донес основвую мысль, однако
образ Реджинальда Девиса мог быть еще
обаятельней, ярче; Ведь все, что случилось
с капитаном Девисом в эти три дня, произо-
шло не только от честности, но и от непос-
редственности, некоторой наивности этого
уже немолодого человека. Увидев фашиста
Кардону, Девис бросается за ним, вступает
в драку и попадает в комендатуру; во время
ужина партизан в кабачке он, забыв о пре-
лосторожности, поднимает над толпой зна-
мя их отряда, чем вызывает столкновение
с военной командой и «по совокупности
преступлений» изгоняется из армии.
	Личная судьба Реджинальда Девиса ре-
шается на фоне упорной борьбы двух начал
— реакционных и свободолюбивых тенден-
ций. С одной стороны, английские и аме-
риканские «освободители славянского побе-
режья» и их прислужники — фаншистское
охвостье типа Кардоны, с другой — народ,
не желающий более терпеть на своей земле
оккупантов,
	Московский театр. драмы (постановщик
спектакля—заслуженный деятель. искусств
ТССР В. Федоров) сумел показать этот
фон, дать четкие характеристики каждому
персонажу.

В пьесе, например, народ показан схема-
тично, эскизно, авторы уделили ему немного
места и внимания. Зато в спектакле
образ гордого,  свободолюбивого народа,
стойкого в горести, непоколебимого в своем
стремлении победить, является одной из са-
мых крупных удач. Надолго запоминаются
гневные позы, упрямо сжатые кулаки, суро-
вые и мужественные лица партизан, когда
они вполголоса в таверне поют свою боевую
	В Московском государственном поли-
	техническом музее демонстрируется
первый в мире радиоприемник ”(грозо-
отметчик), изготовленный А. С. Попо-
вым, а также один из первых сконст-
руированных им радиопередатчиков.
НА СНИМКЕ: учащиеся 8-го клас-
са 169-й школы знакомятся с радиопе-
редатчиком Попова. Слева направо —
Н. Орлова, 3. Павлова, К. Ковальская
и Л. Аксенцова.
Фото А. Гусева.