„ Вторник, 7 октября 1947 г., № 123 (820).
			СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ 30-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
	срочное выполнение пятилетнего плана. Они призва-
ли передовых людей предприятия последовать при-
меру бригадира-новатора завода малолитражных авто-
мобилей Анны Кузнецовой, которая в содружестве
с инженерами и техниками освоила проектные нормы
1950 года.

О славных делах молодых стахановцев—мастеров,
инженеров и техников Второго государственного ша-
	решивших опередить
	рикоподшипникового завода, ре!
время, рассказывает эта страница.
	скает сотни тысяч колец различных типов и размеров, поэто-
му тут нужны высокая производственная культура, хорошо на-
лаженное оборудсвание и большой навык. Много лет работает
цех, и, казалось, здесь все изучено, все производственные воз-
	MOMHOCTH УЧ

ы и использованы.
			нить план 1947 года — второго года послевоенной
сталинской пятилетки. В подарок матери-Родине к
30-летию Великого Октября коллектив обязался ‘дать
сверх плана 100.000 подшипников.

Серьезные задачи стоят перед заводом. В 1950 го-
ду он должен на имеющихся станках, с тем же коли-
	чеством рабочих удвоить выпуск продукции. Комму-
НиИСтТыЫ и комсомольцы подняли весь коллектив завода
	на борьбу за высокие темпы производства, за ло-
		р государственный ордена Трудового Крас-
ного Знамени подшипниковый завод в дни Ве-
ликой Отечественной войны дал фронту миллионы
подшипников. Коллектив завода по праву заслужил
благодарность советских летчиков, танкистов, артил-
леристов и транспортников. Нет такого механизма,
в котором одной из главных деталей не был бы шари-
коподшипник с заводской маркой «ГПЗ-2».

Верный славным своим традициям, коллектив за-
	вода дал клятву товарищу Сталину досрочно выпол-
	Участники смотра высоких режимов обработки (слева на-
право): инженер Александра Николаевна Комарова, мастер
отделочного отделения автоматно-токарного цеха, лауреаг
Сталинской премии Мария Александровна Кожевникова, на-
ладчик многошпиндельных автоматов Александр Данилович

Наумов и бригадир комсомольско-молодежной бригады Пра-
сковья Дробышева.
				Рассказ начальника цеха
Иосифа Зиновьевича ГИНДИНА
	Увеличение производительности горизонтально-штамповочных
прессов, превращающих заготовку из прутка в шарик, задер-
живается несовершенством конструкции матрицы и пуансона,
&@ также отрезного устройства. На ликвидацию этого «узкого
места» мы направили наши силы. Недостаток пресса  заклю-
чается в том, что из-за слабого крепления пуансон смещается по
отношению к матрице, и у отштампованного шарика получается
большой ободок лишнего металла — так называемый облой, ко-
торый потом нужно удалять на специальных обдирочных станках.
Кроме того смещение половинок шарика вынуждает делать боль-
шие припуски. Доводка изделия до нужного размера при увели-
ченном припуске занимает много времени и сильно снижает про-
изводительность цеха.

Мы изготовили штампы, в которых пуанеон и матрица свя-
заны колонками, предотвращающими смещение. Такая конст-
рукция устраняет многочасовую наладку станка и дает в03-
можность оставлять самые минимальные припуски. Кроме того
рабочая часть матрицы и пуансона, а также отрезного  меха-
низма армируется твердыми сплавами. Это позволяет поднять
режим обработки на прессах. Армированные колонковые штам-
пы повышают  производительность труда на 30 процентов и
влвое уменьшают брак.
	Еще больший эффект дает армированный штамп на верти-
кальных прессах. На этой операции мы сейчас механизируем
	рубку и подачу подогретых заготовок, что повысит производи-
тельность труда в два раза.
	Участники смотра высоких режимов обработки молодой тех-
нолог сепараторного цеха Анатолий Чаплыгин и лучшая ста-
хановка-штамповщина комсомолка Галина Альберт,

Фото В. Токарева.
		нии в кольцах и не дают им оттуда выпасть. Изготавливается
подшипник из специальной легированной стали «ШХ» (шаря-
ковая хромистая). Твердость этой стали очень велика. _ Если.
принять твердость алмаза за 10, то твердость обыкновенного
ковочного железа будет равна 4, а стали, из которой изготав-
ливаются подшипники, — 7. Кольца для подшипников произ-
водятся из.прутков и цельнотянутых труб, шарики — из прут-
ков, а сепараторы — из полосовой тонкой стали.
	Обработка колец производится в автоматно-токарном цехе.
Оттуда продукция поступает в шлифовочный цех. Что же де-
лается в автоматно-токарном цехе для поднятия производитель-
ности труда, предусмотренного пятилетним планом?
	БПЕДРЯТЬ ТВЕРДЫЕ

СПЛАВЫ
	Рассказ ипнженера .
Александры Николаевны КОМАРОВОИ
	Наша комплексная бригада трудится над поднятием режимов
резания, модернизацией старых станков и улучшением техно-
логии.

Нами проводится сложная работа на 4 и 6-шпиндельных
автоматах, которые выполняют так называемую  «комплекс-
ную вырезку» колец. Эта операция заключается в одновременном
изготовлении внешнего кольца «А» и внутреннего коль-
ца «Б», причем на кольце «Б» производится выточка жо-
лобов для шариков. Такая технология, впервые введенная у
нас на заводе; нашла сейчас широкое применение по всей стра-
не. Мы предложили и сконструировали резцодержательный блок,
в котором крепятся несколько режущих инструментов. Уста-
новка этого блока на станок не требует помощи наладчика,
что значительно сокращает простои на наладку.
	Наладчик-новатор нашего цеха Александр Данилович Нау-
мов стал работать на более высоких скоростях резания. Вместо
28 метров в минуту он увеличил скорость до 40 метров. Это
подняло производительность труда на 20—30 процентов. Сей-
час мы внедряем резцы е лучшей геометрией и пластинами из
твердых сплавов.
	Кроме того, тов. Наумов внедрил еще одно очень ценное ра-
	ционализаторское предложение, позволяющее полностью исполь-
зовать мощность станка. При существующей наладке 6-пиин-
дельного автомата переключение холостого хола на рабочий
	производилось на рабочей кривой, но по инерции суп-
	порт продвигался вперед, в результате чего инструмевт,
врезаясь в заготовку на холостом ходу, ломался. Чтобы преду-
предить поломку инструмента, переключение на рабочий ход
производилось несколько раньше, что сокращало производитель-
ность станка.

Александр Наумов предложил и установил дополнительный
клин, препятствующий ролику передвигаться по инерции вперед
и тем самым не дающий инструментам, укрепленным в суппорте,
врезаться в материал на холостом ходу. Оборудование станка
этим клином повысило производительность труда на 15—20 про-
центов.

Мною совместно < тов. Наумовым внедрена также новая на-
ладка многоппиндельного автомата, которая повышает произво-
дительность станка на 30—40 процентов (см. чертежи №№ 1
и 2).

Сейчас мы заняты модернизацией отделочных станков. Су-
ществующая конструкция дает возможность работать лишь на
4 скоростях, что сильно снижает производительность станка,
так как из-за большого количества размеров колец. невозможно
дать нужную скорость. Мы сконструировали шестереночную
передачу, с помощью которой соответствующим подбором шесте-
рен можно установить любую требуемую скорость станка.

В нашей работе нам помогает вся общественность завода, и
в первую очерель комсомольская организация.
	Подшипниковые кольца готовы. После термической обработ-
ки они поступают в шлифовочный цех, а оттуда — на сборку.
Шлифовка доводит кольце до нужного размера. Здесь требуется
высокая точность. Исчисление размеров шлифовки ведется He
в миллиметрах, а в микронах. Станочник должен уметь пользо-
ваться эталонами, контркалибрами, микрометром и аппаратом с
миниметровыми часами. Ведь даже на массовых партиях раз-
	решаются допуски лишь на 4—5 микронов, а на особо точных
подшипниках типа «А» — только 1—2 микрона. Цех выпу-
	Но это не остановило стахановцев и инженеров. Фни искали
и нашли резервы повышения производительности труда в шли-
фовальном цехе. Инициатором этого явился коммунист инженер
Николай Николаевич Головкин.
		Рассказ инженера
Николая Николаевича ГОЛОВКИНА
	Производить вдвое больше продукции без увеличения коли-
чества станков — такую задачу поставил перед нами сталин-
ский пятилетний план. Для решения этой задачи мы избрали
путь механизации и автоматизации производственных процессов.
Но в цехе, за малым исключением, все процессы механизированы.
Значит, для нас главное — повышение режимов обработки и
улучшение ее технологии, т. е. тот путь, по которому пошли
Александр Иванов и Анна Кузнецова. Что мы уже сделали, какие
у нас планы?

С начала организации подшипникового производетва” на
внутришлифовальных станках употреблялись крышечные пат-
роны. Чтобы заложить обрабатываемое кольцо, нужно было,
придерживая левой рукой за специальный штурвал; правой ру-
кой с помошью ключа отвернуть крышку патрона, заложить
кольцо и, вновь установив по фикоирующим прорезям крышку;
завернуть ее. Только после этого можно было начинать обработ-
ку. Подсобные операции отнимали много времени и сил у ста-
HOWHHKS.’
	Мы оборудовали станки мембранными патронами. При
повороте рукоятки вправо y мембранного патрона раз-
двигаются ‘крепительные винты, при повороте влево  обра-
батываемое кольцо зажимается в патроне. Применение мем-
бранных патронов на станках, где плифуются конусные коль-
ца, повысило производительность труда на 50—60 процентов,
8 лучшие стахановки цеха Екатерина Тихонова и Зоя Антоно-
ва дают на этой операции 200 процентов нормы. Kpome того,
‘применение этого патрона позволяет обрабатывать кольца лю-
бых размеров, тогда как раньше для каждого типа кольца ну-
‘жен был специальный патрон.

Сейчас мы занимаемся повышением режима обработки. Для
этого переделывается реверсивная коробка станка. Это позво-
ляет увеличить ход стола, на котором укреплен шлифующий
круг. Кроме того, мы работаем над применением элек-
тропитинделя, что даст возможность упростить конструкцию
станка, облегчит труд станочника и позволит регулировать чи-
сло оборотов шлифовального камня в зависимости от размера
обрабатываемого изделия.

Много времени уходит у шлифовщицы на окончательную до-
водку кольца. Даже после того, как автомат, контролирующий
размеры, сработал, обыкновенно приходится кольцо доводить
вручную. Несколько раз станочница измеряет кольцо плос-
ским калибром, теряя на это много времени. Сейчас мы обору-
довали некоторые станки новыми миниметровыми приборами,
при помощи которых можно шлифовать кольца без ручной до-
волки. Этим мы повысили производительноеть труда на 10—15
	процентов.

IV,
	ДЕЛО ЧЕСТИ КОМСОМОЛЬСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
	Рассказ секретаря комитета ВЛКСМ
завода Владимира ДЕРЕВЯНКИНА
	Вот уже пять месяцев, как Врасное знамя районного коми-
тета комсомола находится на нашем заводе. Мы горды тем, что
все комсомольцы выполняют и перевыполняют свои производ-
ственные задания. Цеховые комсомольские организации не от
случая к случаю, а постоянно занимаютея социалистическим со-.
ревнованием молодежи, воспитывают юношей и девушек в духе
коммунистического отношения к труду. И не случайно лучшей
бригадой на заводе является комсомольско-молодежный коллек-
тив шлифовального цеха, которым руководит Мария Епифанова.
В этой бригаде хранится переходящее Красное знамя райкома
Romcosfo.1a.

Когда на заводе стали известны успехи Анны Кузнецовой,
я и члены комитета тт. Силявин, Демин и  Хрунов
долго думали над тем, как это новое патриотическое начина-
ние может быть применено у нас. Наше предприятие — не
новостройка, нормы У нас очень жесткие, оборудование  ста-
рое, работает, казалось бы, «на пределе». Мы решили побесе-
довать с инженерами тт. Ёопцовым, Комаровой, Головкиным,
Аверьяновым, Гиндиным,  стахановцем-новатором Наумовым,
лауреатом Сталинской премии мастером Марией Кожевниковой.
Тщательно обсудив все наши возможности и посоветовавшись
_с секретарем партийнод отганизации тов. Агафоновым, мы

предложили провести смотр режимов обработки. Этот смотр
должен был вскрыть внутренние резервы роста производитель-
ности труда, которые имеются у нас на заводе. Мы были уверены,
что смотр мобилизует весь коллектив завода на улучшение техно-
логии обработки, повышение режимов резания, применение новой
техники — твердых сплавов и электроэррозийной обработки ме-
таллов.

В помощь смотровым бригадам в каждом цехе были органи-
зованы комсомольские посты, об’единенные в заводскую комсо-
мольскую контрольную бригаду.

Дирекция нас поддержала. Был издан специальный приказ, со-
держание которого считаю необходимым привести.
	Из приказа № 148 от 6 сентября 1947 года по ордена
Трудового Красного Знамени Второму государственному
подшипниковому заводу
	Следуя примеру Анны Кузнецовой, комсомольская орга-
низация нашего завода предложила провести по всем цехам
смотр фантических режимов обработки с целью их макси-
мальнего повышения.

Одобряя и поддерживая инициативу молодежи,  прика-
зываю: организовать специальную комиссию по проверке и
повышению режимов под моим председательством...

Всем начальникам цехов и отделов оказывать всемерное
содействие технологам, мастерам и стахановцам в деле по-
вышения режимов обработки и проведения энспериментов.

Призываю всех рабочих и инженерно-технических работ-
ников заведа проявить инициативу в борьбе за увеличение
режимов обработки ‘и повышение — производительности
труда.

И. о. директора завода КОПЦОВ.
	Сейчас во всех цехах проводится большая работа по внедре-
нию высоких режимов обработки.

В созданную нами комсомольскую контрольную бригаду во-
шло 15 человек. Руководит ею молодой конструктор KOMCOMO-
лец Дмитрий Ципкин.

Смотр значительно повысил производственную и политиче-
скую активность молодежи и вызвал новый под’ем социалистя-
ческого соревнования в честь 30-летия Великого Октября.

Серьезной задачей комсомольской организации завода яв-
ляется доведение проектных норм 1950 года до каждого моло-
дого рабочего.

Каждый юноша и девушка, знающие свою проектную норму
1950 года, будут стремиться к тому, чтобы ее выполнить,
задумаются над тем, как улучшить технологию обработки издз-
лия. Мы надеемся, что дирекция завода займется вопросом ло-
веления проектных норм до каждого рабочего.
		Работа на повышенных скоростях требует от  станочнияев
высокой квалификации. Помочь обучить всех молодых рабо-
чих стахановсному мастерству —— первейшая обязанность кем-
сомольской организации. Десятки комсомольцев и молодых ра-
бочих завода занимаются в школах стахановских методов тру-
да, в школах рабочей молодежи, на курсах мастеров труда. @д-
ной из 23 стахановских шнол, имеющихся на заведе, руновс=
дит лауреат Сталинской премии мастер отделочного отделения
автоматно-токарного неха Мария Андоеевна Кожевникова.
		Рассказ лауреата Сталинской премий
Марии Андреевны КОЖЕВНИКОВОЙ
	Добиться высокой производительности труда немыслимо 063
	систематического повышения производственной квалификации.

Нашим молодым рабочим, и в первую очередь комсо-
мольцам, следует постоянно повышать свою  квалифихацию,
	совершенствовать мастеретво. Вак может молодая  стахзновка
работать на высоких скоростях резания и выпускать при этом
продукцию отличного качества, если она плохо знает свой стз-
нок? Лучшие производственницы нашего цеха — Паня Дробы-
шева, Александра Борзова и многие другие — достигли боль-
ших успехов благодаря тому, что они постоянно учатся, co-
вершенствуются. В нашем цехе имеется 13  стахановских
школ. Одной из них руковожу я. Из 79 учащихся нашего цеха 31
закончил курс обучения, 48 продолжают заниматься.

Сейчас нам, мастерам, совместно с комсомольской  организа-
цией необходимо наладить передачу опыта лучших  стаханов-
цев-новаторов всей молодежи завода, научить всех наших
юношей и девушек полностью использовать мощность  обору-
дования. Знание наладки станков очень помогло мне в годы
Великой Отечественной войны давать высокую выработку и
добиться успехов.
	Я призываю всю заводскую молодежь постоянно повышать
свою произволсетвенную квалификапию.
		Техника производства стальных шаров для подшипников
долгое время была секретом шведской фирмы «СНФ». Один из
представителей этой фирмы господин Блюмквист еще не так давно
прямо говорил: «Производство нолец вы наладили, но за шарами
придется обратиться к «СКФ».
	Но ‘не пошли на поклон к шведам советские мастера. Они
быстро освоили сложное производство этой основной детали.
Сейчас завод выпускает шары десятков размеров. По техниче-
ским условиям приемка продукции цеха производится в допус-
ках до 0,25 микрона. Качество полировки проверятся с помощью
девяностократного микроскопа.

Патриотические начинания новаторов социалистической про-
мышленности нашли горячий отклик у коллектива цеха. Воз-
главил борьбу за высзкую производительность твуда молодой
специалист коммунист Иосиф Зиновьевич Гиндин.
		ШЕСТИШПИНДЕЛЬНЫХ     Ves  4
ABTOMATOB
	Чертеж № 2.
	(Предложение Александра
	Наумова)

СТАРАЯ НОВАЯ
СХЕМА СХЕМА

1. Выточка «вырезными рез- 1. Сверловка отверстия и вы-

mritwem оба вк боны ний.   боьетоя:  За че
		цами» внешнего кольца «А».
2. Зацентровка сверлом от-
	зерстия внутреннего кольца
	3. Сверловка отверстия во
внутреннем кольце «Б» и от-
резка кольца «А» с помощью
отрезных резцов.

4. Выточка на внутреннем
кольце «Б» фасонным резцом
жолоба для шариков.

5. Доводка до размера, с по-
мощью развертки, отверстия
	во внутреннем кольце «Б».
	6. Отрезка внутреннего коль-
ца «Б» с помощью отрезных
	точка фасонным резцом жоло-
ба для шариков во внутреннем
кольце «Б».

2. Доводка до размера, с
помощью развертки, отверстия
во внутревнем кольце «Б».
	3. Отрезка внутреннего коль-
ца «Б» с помощью отрезных
резнов.
	4. Выточка до половины раз-
мера  «вырезными ° резцами»
внешнего кольца «А».
	5. Зацейтровка сверлом от-
верстия во внутреннем кольце
«Б»» и отрезка внешнего коль-
ца «А» отрезными резнами.
	6. Выточка «вырезными рез-
цами» внешнего кольца «А».
			“ty
		Поздравляю коллектив рабочих, инженерно-технических ра-
ботников и служащих ордена Трудового Красного Знамени Вто-
рого государстванного подшипникового завода с досрочным вы-
полнением плана десяти месяцев 1947 года по товарней npo-
дунции.

Желаю вам дальнейших производственных успехов и выра-
маю полную уверенность, что коллектив завода с честью вы-
полнит и перевыполнит взятые на себя социалистические обя-
зательства к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции — даст Ролина дополнительно не менее 100
тысяч подшипников сверх плана.

Заместитель министра автомобильной и тракторной
промышленности СССР
А. АРАВИН.
	Производство подшипников требует высокой точности  обра-
ботки всех деталей. Оно идет по трем независимым друг от-
рруга потокам: изготовление колец, шариков и сепараторов,
T. в. обойм, нотозые удерживают шарики на равном расстоя-
	Чертеж № 1.

резцов.