ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Денежная реформа усилит значение денег в народном хозяй-
		«Ом.
	№ 153 (850)
	BCLS GOK

Йо ет.

стве, повысит реальную заработную плату рабочих и служаших
`И повысит ценность денежных лохолов сельского населения.
	Проведение денежной реформы
	доходов сельского населения.
будет содействовать повышению
		Цена 20 коп,
	Орган МК и МГК ВЛКСМ
	Понедельник, 15 декабря 1947 года

уровня материального благосостояния трудящихся, восстановле-
нию и развитию народного хозяйства и дальнейшему укре-
	государства.
	плению могущества Советского
	(Из постановления Совета Министров, СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной
реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»).

Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б)
	О проведении денежной реформы и отмене карточек
		ша Продовольственные и промышленные това
	даются большим повышением цен на потребительские
товары, следовательно, — понижением реальной зар-
платы рабочих и служащих, сокращением занятых
рабочих и служащих, увеличением армии безработ-
ных. Таким образом, капиталистические государства
главную тяжесть последствий войны и денежной ре-
формы перекладывают на трудящихся.
	В СССР ликвидация последствий войны и денеж-
ная реформа проводятся не за счет народа. Количе-
ство занятых рабочих и’ служащих у нас не сокра-
щается. У нас нет и не будет безработицы. Размеры
заработной платы рабочих и’служащих не только
не снижаются, а наоборот — увеличиваются, ибо в не-
сколько раз снижаются коммерческие цены, а на хлеб
и крупу снижаются и пайковые цены, что означает
повышение реальной заработной платы рабочих и слу-
жащих.

Все же, при проведении денежной реформы требу-
ются известные жертвы. Большую часть жертв госу-
дарство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв
приняло на себя и население, тем более, что это бу-
дет последняя жертва. Обмен наличных денег на но-
вые, ввиду указанных ограничений, затронет. почти
все слои населения. Однако, этот порядок обмена уда-
рит прежде всего по спекулятивным элементам, нако-
пившим крупные запасы денег и держащим их в
«кубышках». Потери же подавляющего большинства
трудящихся, связанные с обменом денег, будут крат-
ковременны и незначительны и будут полностью пе-
рекрыты благодаря отмене высоких коммерческих
цен и снижению существующих пайковых цен на хлеб
и крупу.

Одновременно с проведением денежной pepopmn
Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили прове-
сти отмену карточной системы на продовольственные
и промышленные товары, отменить высокие коммер-
ческие цены и перейти к продаже товаров по единым
государственным ценам при снижении пайковых цен
на хлеб и крупу. Тем самым, для населения создают-
ся большие материальные выгоды.

Отмена карточной системы на продовольственные и
промышленные. товары будет осуществлена на сле»
дующих основах.

Во-первых. Продажа продовольственных и про-
мышленных товаров будет производиться в порядке
открытой торговли без карточек.

Во-вторых. Вводятся единые государственные [оз-
ничные цены взамен cyllecTByIOLHX коммерческих и
пайковых цен.

В-третьих. Единые цены на хлеб и крупу устанав-
ливаются на более низком уровне, чем нынешние пай-
ксвые цены, причем пайковые цены на хлеб снижа-
ются в среднем на 12%, на крупу — на 10%, а по
сравнению с нынешними коммерческими ценами сни-
жаются более, чем в два с половиной раза.
	В-четвертых. Единые цены на другие продоволь-
стенные товары в основном сохраняются на уровне
действующих пайковых цен.

В-пятых. Единые цены на промышленные товары
устанавливаются на несколько повышенном уровне по
сравнению с низкими пайковыми ценами, а по сравне-
нию с коммерческими ценами снижаются в среднем
более, чем в три раза.

Таким образом, в результате денежной реформы,
отмены карточек и перехода к открытой торговле по
единым ценам население, вместо ныне обращающего-
ся рубля с пониженной покуйательной способностью,
получит полнопенный рубль. Упорядочение денежного
обращения, рост производства товаров широкого по-
требления и розничного товарооборота сделают воз-
можным снижение цен и в дальнейшем, т. е. приведут
к новому повышению реальной заработной платы и
доходов колхозников.

Денежная реформа проводится в нашей Стране не
впервые.

После первой мировой войны, гражданской войны
и интервенции деньги совершенно обесценились, а
денежная система была подорвана в самой основе.
Понадобилась коренная денежная реформа. Обесце-
нение денег было столь велико, что при ‘завершении
денежной реформы один рубль в новых деньгах _при-
равнивался к 50 тысячам рублей старых денег образ-
ца 1923 года или к 5 миллионам рублей старых денег
образца 1922 года. В результате денежной реформы.
	‘произведенной в 1922—24 г.г. по указаниям и под Ру-
	ководством Ленина, были созданы новые деньги, ко-
торые способствовали быстрому развитию народного
хозяйства СССР.

Великая Отечественная война была неизмеримо тя-
желее всех прежних войн. Однако, положение с денеж-
ным обращением в России в период первой мировой
войны, когда денежное обращение потерпело пол-
ный крах, не идет ни в какое сравнение с состоянием
денежного обращения в СССР после второй мировой
войны. Советское государство успешно выдержало
исключительные испытания войны 1941—1945, г.г., не-
смотря на то, что эта война была гораздо более опу-
стошительной и сопровождалась во много раз боль-
шими Жертвами в результате немецкой оккупации,
чем первая мировая война. Сила и жизненность со-
ветского строя, созданного трудящшимися Советского
Союза под руководством большевистской партии, и
героические усилия всего народа, полнявшегося на
	Председатель Совета Шинистров
		защиту своей социалистической родины, обеспечили
военную и экономическую победу над врагом. Совет-
ская денежная система выдержала тяжелые испыта-
ния войны 1941—1945 г.г. Несмотря на понижение по-
купательной силы рубля, денежное обращение нашей
страны не нуждается в коренной перестройке.
Теперь при обмене старых денег на новые мы не
нуждаемся в тех крайних мерах, которые проводи-
лись в период денежной реформы 1922—1924 г.г. Де-
нежная реформа 1947 года призвана ликвидировать
последствия второй мировой войны в области денеж-
ного обращения, восстановить полнопенный . советский
	_ 1.
Денежная
	В настоящее время перед Советским государством
встала задача` проведения денежной реформы в целях
укрепления курса рубля, а также — задача отмены
карточной системы снабжения и перехода к развер-
нутой торговле по единым государственным ценам.

Великая Отечественная война 1941—45 г.г. по-
требовала напряжения всёх сил советского народа и
мобилизации всех материальных ресурсов страны. В
годы Отечественной войны резко возросли расходы
Советского государства на содержание армии и на
развертывание военной промышленности. Огромные
военные расходы потребовали выпуска в` обращение
большого количества денег. Количество денег, нахо-
дящихся в обращении. значительно увеличилось,. как
и во всех государствах, участвовавших в войне. В то
же время сократилось производство товаров, пред-
назначенных для продажи населению, и значительно
уменынился розничный товарооборот.

Кроме того, как известно, в период Отечественной
войны на временно захваченной советской территории
немецкие и другие оккупанты выпускали в большом
количестве фальшивые деньги в рублях, что еше
больше увеличило излишек денег в стране и засорило
наше денежное обращение.

В результате всего этого, в обращении оказалось
значительно больше денег, чем это нужно для народ-
ного хозяйства, покупательная сила денег понизилась
и теперь требуются специальные мероприятия по ук-
реплению советского рубля.

Несмотря на условия военного времени, Советско-.
му правительству удалось на все время войны сохра-
нить без изменения довоенные государственные цены
на нормированные товары, что было обеспечено вве-
декием карточной системы снабжения продоволь-
ственными и промышленными товарами. Однако со-
кращение государственной и кооперативной торговли
предметами широкого потребления и увеличение
спроса населения на колхозных рынках привели к
резкому повышению рыночных цен, которые в отдель-
ные периоды были выше довоенных цен в 10—15 раз.

Понятно, что спекулятивные элементы воспользо-
вались наличием большого разрыва между госудаг-
ственными и рыночными ценами, равно как и наличием
массы фальшивых денег, для накопления денег в
больших размерах в целях наживы за счет населения.

Теперь, когда на очередь встала задача перехода
к открытой торговле по единым ценам, большое ко-
личество выпущенных во время войны денег, препят-
ствует отмене карточной системы, так как излишние
деньги в обращении взвинчивают рыночные цены,
создают преувеличенный спрос на ‘товары и облегча-
ют возможность спекуляции.

Нельзя также допустить чтобы спекулятивные
	Нельзя также допустить, чтобы спекулятивные
элементы, нажившиеся в период войны и накопив-
шие значительные суммы денег, получили возмож-
	ность скупать товары после отмены карточной систе-
МЫ.
	Поэтому Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б
решили провести денежную реформу, которая преду-
сматривает выпуск в обгащение новых полноценных
	денег и из`ятие из обращения как фальшивых, так и
неполноценных старых денег. Эта реформа будет
произведена на следующих основах.

Во-первых. Обмен ныне обращающихся и находя-
щихся на руках наличных денег на новые деньги бу-
дет производиться с ограничением, а именно десять
рублей в старых деньгах на один рубль в новых
деньгах.

Во-вторых. Денежные вклады в сберегательных
кассах и Государственном банке будут переоценивать-
ся на более льготных условиях, чем обмен наличных
денег, причем вклады до трех тысяч рублей будут
переоцениваться рубль за рубль. Это означает, что
вклады. принадлежащие подавляющему большинству
вкладчиков, сохраняются в прежней сумме.

В-третьих. Будет проведена конверсия’ всех ранее
выпущенных государственных займов, за исключени-
ем займа 1947 года, то-есть ранее выпущенные займы
об’единяются в единый заем, причем обмен произво-
дится по соотношению три рубля в облигациях преж-
них займов на один рубль в облигациях нового еди-
ного займа, то-есть по более льготному курсу, чем
обмен наличных денег. При этом Совет Министров
СССР и ЦК ВКП(б) исходят из задачи всемерно ог-
радить сбережения, которые население предоставило
взаймы государству. Нельзя, однако, не считаться с
тем, что значительная часть государственного долга
по займам образовалась в Годы войны. когда поку-
пательная способность денег упала, а между тем,
после денежной реформы государство будет пога-
шать этот долг полноценным рублем.

В-четвертых. При проведении денежной реформы
заработная плата рабочих и служаших, а также дохо-
ды крестьян от государственных заготовок ‘и другие
трудовые доходы всех слоев населения не затрагива-
ются реформой и будут выплачиваться в новых. день-
гах в прежних размерах. я

Проведение денежной реформы является обычным
делом во всех государствах после больших войн. Од-
нако, проведение денежной реформы в нашей стране
коренным образом отличается от проведения рефор-
мч в капиталистических странах. .

В капиталистических государствах ° ликвидация
послелствий войны и денежная реформа сопровож-

Е оси Иер i рф норы ити пойти
	[4 декабря 1947 г.
	рубль и облегчить переход к торговле по единым пе-
нам без карточек. Денежная реформа усилит значение
денег в народном хозяйстве, повысит реальную зара-
ботную плату рабочих и служащих и повысит ценз
ность денежных доходов сельского населения. Прове-
дение денежной реформы будет содействовать повы-
шению уровня материального благосостояния’ трудя-
щихся, восстановлению и развитию народного хозяй-
ства и дальнейшему укреплению могущества Совет-
ского государства. .
	Совет Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) поста-
новляют:
	реформа

Операции по приему и выдаче вкладов в сберега-
тельных кассах и кассах Госбанка в течение 15, 16 и
17 декабря производиться не будут, а начиная с 18 де-
кабря будут производиться в обычном порядке.

9. Денежные средства, находящиеся на расчетных
и текущих. счетах кооперативных предприятий и орга-
низаций, а также колхозов, переоцениваются из рас-
чета: за пять рублей старых денег — четыре рубля
новых денег.

10. Одновременно с денежной реформой провести
конверсию всех ранее выпушенных государственных
займов и свидетельств сберегательных касс по спени-
	‚альным вкладам на следующих основаниях:
	а) облигации Государственного займа Второй Пяти-
летки (выпуск четвертого года), Займа Укрепления
Обороны СССР, всех выпусков Займа Третьей Пяти-
летки, выпусков военных займов, Займа восстановле-
ция и развития народного хозяйства, а также обязатель-
ства, выданные кооперативным организациям по зай-
мам, и свидетельства сберегательных касс обменива-
ются на облигации конверсионного займа, подлежа-
щего выпуску из 2% годовых в 1948 году. Обли-
гации нового конверсионного займа обмениваются на
облигации прежних займов по соотношению три руб-
ля в облигациях ранее выпущенных займов на один
рубль в облигациях конверсионного займа.

Обмен облигаций прежних займов и свидетельств
сберегательных касс будет производиться с 3 мая до
1 августа 1948 года;

6) Второй Государственный заем восстановления и
развития народного хозяйства СССР выпуска 1947 го-
да не подлежит конверсии. Подписчики на указанный
заем продолжают оплату подписки на прежних осно-
ваниях и на всю сумму взносов получают. облигации
этого займа по их номинальной стоимости после
окончания оплаты подписки;

в) Облигации Государственного выигрышного зай-
ма 1938 года обмениваются на облигации выпущен-
ного 13 декабря сего года нового свободно обраща-
ющегося Государственного 3% внутреннего выигрыш!
	ного займа, причем обмен облигаций займа 1938 го-
	да производится в течение срока, установленного для
обмена денег, по соотношению пять рублей в облига-
циях займа 1938 года на один рубль в облигациях 3%
внутреннего выигрышного займа. В течение указан-
ного срока сберегательные кассы производят покуп-
ку облигаций займа 1938 года за наличный расчет по
тому же соотношению.

11. Со дня об’явления конверсии государствен-
ных займов до   августа 1948 года откладывается
проведение очередных тиражей выигрышей и оплата
очередных купонов по облигациям займов, подлежа-
щих конверсии; с августа 1948 года возобновляются
очередные тиражи и выплаты, в том числе за пред-
шествующий период.

12. Ставки налоговых платежей, размеры долго-
вых и договорных обязательств между предприятия“
ми, учреждениями и организациями, размеры обяза-
тельств по платежам населения государству, а также
размеры договорных обязательств между СССР и
иностранными государствами остаются без изменения.
	_1. Выпустить в обращение с 16 декабря 1947 года
новые деньги в рублях образца 1947 года. ;

2. Вся денежная наличность, находящаяся у насе-
ления, государственных, кооперативных и обществен-
ных предприятий, организаций и учреждений, а также
колхозов, подлежит обмену, за исключением размен-
ной монеты.

Разменная монета обмену не подлежит и остается
в обращении по номиналу.

3. Проведение обмена старых денег на деньги об-
разца 1947 года возложить на Государственный банк
СССР. -

Обмен денег на. всей территории СССР произвести
в течение недели, то-есть начиная с 16 декабря до
22 декабря включительно, а в отдаленных районах —
в течение двух недель, то-есть с 16 декабря до 29 де-
кабря включительно по списку, утвержденному Сове-
том Министров СССР,

4. Произвести обмен имеющихся ныне в обращении
наличных денег на новые деньги по соотношению де-
сять рублей в деньгах старого образца на один рубль
в деньгах образца 1947 года.

5. Со дня выпуска денег образца 1947 года и до
окончания срока обмена деньги старого образца при-
нимаются вовсе платежи из зрасчета одной десятой
AX нарицательной стоимости.

Деньги старого образца, не пред’явленные к обме-
ну в установленный срок, аннулируются и теряют
свою платежную силу.

6. Выплата отдельным гражданам ‚денежных сумм
по внутренним переводам, аккредитивам и депонент-
ским счетам, по которым денежные средства посту-
пили в государственные учреждения до выпуска де-
нег образца 1947 года, производится по соотношению
десять рублей деньгами старого образца на один
рубль деньгами образца 1947 года.

7. Заработную плату рабочим и служащим за пер-
вую половину декабря 1947 Года, денежное доволь-
ствие военнослужащим, стипендии, пенсии и пособия
за декабрь 1947 года выплатить деньгами образца
1947 года в ‘течение 16, 17, 18, 19 и 20 декабря
1947 года повсеместно на территории СССР, незави-
симо от установленных сроков выплаты зарплаты.

8. Одновременно с выпуском денег образца 1947 го-
да произвести в сберегательных кассах и Государ-
ственном банке СССР переоценку вкладов и текущих
счетов населения по состоянию на день выпуска де-
нег образца 1947 года на следующих основаниях:

а) вклады размером до 3.000 рублей включительно
остаются без изменения в номинальной сумме, т. е. пе-
реоцениваются рубль за рубль;

6) по вкладам размером до 10.000 рублей включи-
тельно во вклад зачисляются: первые 3.000 — без из-
менения номинальной суммы, а остальная часть вкла-
да переоценивается: за три рубля старых денег — два
рубля новых денег;

в) по вкладам размером свыше 10.000 рублей во
вклад зачисляются: первые 10.000 рублей в. размерах,
предусмотренных выше, в пункте «б», а остальная
часть вклада переоценивается: за два рубля старых
денег — один рубль новых денег.
	II.
	Отмена карточной системы снабжения.
	д) на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия
в отмену ныне действующих высоких коммерческих
цен и слишком низких цен нормированного снабже-
ния, установленного в городах и рабочих поселках,
установить новые цены на уровне в 3,2 раза ниже
коммерческих цен;

е) на табачные изделия. и спички сохранить цены
на уровне действующих пайковых цен;

ж) на пиво снизить цены в среднем на 10% против
ныне действующих цен;

3) на водку и вино сохранить ныне действующие
цены.

3. Поручить Министерству торговли СССР уста-
новить, в соответствии с настоящим постановлением,
новые сниженные государственные розничные цены
на продовольственные товары . по поясам, а также
новые государственные розничные цены на промыш-
ленные товары для города и деревни.

4. Цены, установленные настоящим  постановле-
нием, не распространяются на колхозный рынок и на
кооперативную торговлю товарами собственных 3a-
купок.
	А. ШДАНОВ.
	Сенретарь ЦИ ВПП(6)
	1. Одновременно с проведением денежной рефор-
мы, то-есть с 16 декабря 1947 года отменить карточ-
ную систему снабжения продовольственными и про-
мышленными товарами, отменить высокие цены по
коммерческой торговле и ввести единые сниженные
государственные розничные цены на продовольствие и
промтовары.

2. При установлении единых розничных государст-
венных цен на продовольственные и промышленные
товары исходить из следующегс: .

а) на хлеб и муку снизить цены в среднем на
12% против ныне действующих пайковых цен;

6) на крупу и макароны снизить цены в среднем
на 10% против ныне действующих пайковых цен:

в) на мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изде-
лия, соль, картофель и овощи сохранить цены Ha
уровне действующих пайковых цен;

г) на молоко, яйца, чай, фрукты в отмену ныне
действующих высоких коммерческих цен и слишком
низких пайксвых цен установить новые цены приме-
нительно к уровню действующих пайковых цен Ha
основные продовольственные товары;