we VATE REP Fo aT ERS

ПРОЛЕТАРИИ BCEX ¢
	Товарищи станностроители и инструмен-
тальщики! Мы призываем вас развернуть социа-
листическое соревнование за достойную встречу
31-й годовщины Великого Октября.

Е этому славному днло годовая ‘программа
долэжена _бъйть выполнена!
	(Из обращения коллектива завода «Красный пролетарий» к работникам станко-
строительных и инструментальных заводов Москвы и Московской области).
	НАРОДНЫЕ ТАЛАНТЫ
Заключительный концерт Всероссийского смотра
сельской художественной самодеятельности
	Это стало славной традицией. Подоб-
	ким, искристым юмором были наполнены
	Бережно хранят мастера сельской худо-
жественной самодеятельности традиции на=
	родного искусства. Фни собирают фольклор
	и обогащают его новым содержанием. Одни
создают сами новые колхозные песни. .
Так, например, слова к песне Л. Ляювой
«В нам в далекие сёла уральские» напи-
саны участницей уральского народного хо-
ра Прыткиной. Мастера народного. танца
воссоздают народные пляски и умеют пе-
редать их ‘во всей самобытной простоте;
Нельзя без волнения смотреть на pyc-
скую пляску «Березка». Танцовальный
коллеклив трех районов Калининской
облаети (руководитель Н. Надеждина)
сумел передать в танце всю прелесть
русской природы, ее задущевность»
МЯГКИЙ лиризм. Танцоры Давыдков“.
CROTO районного Дома, культуры Apo
славской области темпераментно’ ис=’
полнили старинную «давылковекую.
‘кадриль». Сестры Валентина и Мария
Васильевы (колхоз имени Кирова
Чувашской АССР) показали превос-
ходную старинную национальную,
девичью пляску. Аккомпанировал им
на национальном инструменте кодч
хозник И. Макаров.

А сколь самобытны и колоритны
народные национальные “пляски!
Выразительный четкий танец, TO
плавный, то переходящий в стремич
тельный темп, сопровождаемый звоч
ном монист, создали бапткирские таня
поры-колхозники.  Горно-Марийские
пляски и народную песню «Лесочек»;
нополнил хоровой ансамбль с гуеляч
ми колхоза «Рой» Еласовекого рай=
она. Его сменил танцовальный Kor
лектив Татарокой АССР, а затем выч
ступили стремительные кабардинцы
- из села Картан и аула Вольный Ваз

‚ бардинокой АССР.

Сельские самодеятельные коллективы
успешно осваивают классическое  наелед“
ство. что нашло свое яркое выражение во

многих выступлениях заключительного кон-
	церта. И это вполне понятно, ибо наш
народ любит классическую музыку, отлиз
чающуюся внутренней содержзтельноетью;
ботатством мелодий и широтой диапазона:
Хорошо прозвучали на концерте выступ
ления солистов, исполнивших  ‘клаесиче-
ские произведения. Талантливо спела, ро-
мане А. Алябьева «Соловей» работница
Верхне-Карачанской районной библиотеки
Воронежекой- области Л. Смолина. Мастер-
ски сыграла на рояли «Ноктюрн» Шопена
счетный работник поселка Песочное Ленин=
градской области Е. Герасимова. С подлин-
ной виртуозноетью исполнил на, балалайке
«Полонез» В. Андреева учитель школы ху-
тора Н.-Серебряково Ростовской области
А ^Туганцев.

Убедительным показателем роста нашей
сельской художественной  самодеятельно-
сти является и то, что среди участников
смотра выявилось не только большое ко-
личество талантливых исполнителей, но
и хороших руководителей самодеятельных
коллективов. Уральским народным хором,
который поистине блебнул на sank THY

тельном концерте мастерством исполнения,
	руководят рядовые сельские труженики —=
	счетовод колхоза А. Смирнягина, учительни“
ца А. Меньшикова, механик МТС Г. Ряб-
цев. Знаменитая «давыдковская кадриль»
была поставлена колхозняками-—руководи-
телями танцовального коллектива Н. Горо=
ховым и Н. Соболевым. Незаурядные ‹по-
собнюсти проявил и руководитель хора
колхозников Краснодарского края пчеловод

Г. Воваль. 2

Всероссийский смотр сельской художе-
ственной самодеятельности прошел, как
волнующий праздник истинно народного
искусства. Он показал неизмеримый куль-
турный рост колхозной деревни, которая
бережно растит народные таланты и 060=
гащает наше народное искусство.

В. СЕРГЕЕВ.
	МОСКОВС
	INOMICOMOANET
		Вторник, 2 марта 1948 года;   Цена 20 kon.
	СОбщемосковское собрание
писателей, посвященное =
постановлению ШК ВКП(б) ^
	06 опере «Великая дружба»
	Вчера, 1 марта, в помещении Дома кино
состоялось общемосковское собрание писа-
телей. посвященное обсуждению постанов-
ления ЦК ВКП(б) об опере «Великая друж-
ба» В. Мурадели.
	Доклад сделал тов. Д. Т. Шепилов.
В прениях выступили А, Сурков, В. Ин-
бер. В. Кожевников и другие.
	Собравитиеся единодушно привететвова-
ли постановление ЦЕ ВЕП(6) как новое вы-
ражение великой заботы партии 0 совет-
ском искусстве. Выступавшие отмечали,
что содержащиеся в этом историческом до-
кументе указания касаются не только му-
зыки, но и всех деятелей советской куль-
туры.

Собрание призвало всех писателей соз-
давать произведения, служащие  зеликим
целям построения коммунистического 05-
щества, усилить борьбу с проявлениями
формализма, как знтинародного буржуав-
ного извралцения в искусстве:
	Выступивший в конце собрания  гене-
ральный секретарь Союза советеких писа-
телей А. Фадеев говорил о необходимости
улучшения постановки критики в литера-
туре, что поможет нашу литературу под-
нять на более высокую ступень.
	С большим под’емом участники собрания
приняли приветствие товарищу И. В.
	Сталину. (TAC),
	Вручение знамен
	Повседневно заботиться
о школах рабочей и сельсной
молодежи.
	станков и трикотажно-перчаточной фабри-
ки Дмитровского района любят порой по-
говорить о том, что молодежь должна
учиться, стать достойной сменой старших.
Но грош цена подобным речам, если на
этих предприятиях не создано элементар-
ных условий для учебы молодежи. С охоб-
рения директора трикотажно-перчаточной
фабрики тов. Орлова начальники цехов,
грубо попирая наше советское  законода-
тельство, оставляют учалкихся на сверх-
урочные работы, срывая этим самым нор.
мальную деятельность школы.
	Именно такое  формально-бюрократиче-
ское отношение к интересам молодых про-
изводственников приводит к тому, что
часть из них вынуждена прекращать уче-
бу. Отсев из школ рабочей и сельской мо-
лодежи за первое полугодие крайне велик.
Первейшая обязанноеть комсомольских ор-
ганизаций, отделов народного образования
— вернуть в школу каждого, кто прекра-
тил занятия. Надо в каждом случае под-
робно разобратьея, почему тот или иной
молодой  производственник не посещает
школу. выяснить причину отсева и закре-
пить контингент учащихся Jo окончания
занятий.
	Итоги первого полугодия показывают,
что успеваемость в нынешнем году зна-
чительно выше, чем в минувшем. Однако
у комсомольских организаций и органов
народного образования нет никавих OCHO-
ваний успокаиваться на этом. Еще мно-
гие юноши и девушки имеют неудовлетво-
рительные оценки за первое полугодие.
Ясно, что если не будут приняты Boe ме-
	Большая роль в деле образования нашей
мололежи, занятой на производстве и в
сельском хозяйстве, принадлежит школам
рабочей и колхозной молодежи. Созданные
п решению советского правительства в
тоды Великой Отечественной войны, эти
школы добились значительного успеха,
накопили опыт учебно-воспитательной pa-
боты, завоевали всеобщее признание. Сот-
ни тысяч молодых рабочих и колхозников
без отрыва от. основной работы получили
образование.

Школы рабочей и сельской молодежи—

кровное дело комсомола, который призван
оказывать всемерную помощь органам нз-
релного образования в постановке учебно-
воспитательного процесса, в проведенич
всей идейно-политической работы е уча-
щимися. Вомсомольские организации oba-
заны настойчиво требовать от руководите-
лей фабрик и заволов создания всех услэ-
BHR для того, чтобы юноши и девушки
имели возможность совмещать производет-
венный труд © плодотворной учебой. Там,
тде чутко и заботливо относятся к учз-
щейся молодежи, знают ее нужды и запро-
сы, своевременно удовлетворяют йх, там
молодые производственники хорошо учатся,
& следовательно, быстрее овладевают ма-
стерством, повышают  производительноеть
труда.

Вюзьмем, к примеру, Апрелевекий завод
Наро-Фоминского района. Он находится в
тех же условиях, что и десятки, сотни
других предприятий Москвы и Московской
области. Разница лишь в том, что руково-
дители этого завода по-большевистеки за-
ботятся о молодежи, отечески опекают ве.
Для вечерней школы рабочей молодежи
здесь закуплено более двух тысяч экзем-
пляров различных учебников, приобретена
художественная литература, оборудованы
теографический и исторический кабинеты.
В заводской столярной мастерской изготов-
лены классные доски, учебные столы,
стулья, шкафы. Завком предоставил в pac-
поряжение школы узкопленочный  кичо-
аппарат. Это намного оживило препохава-
кие. Вот почему учащиеся этой школы хэ-
ропю занимаются, и их успеваемость поето-
янно растет.

Подобных примеров заботливого, вняма-
тельного отношения хозяйственных и 05-
щественных организаций предприятий к
школам рабочей молодежи немало. Они го-
верят о том, что при желании, при большой
настойчивости можно создать благоприят-
ные условия нормальной работы для каж-
дой вечерней школы. Заводы и фабрики
Москвы и Московекой области вполне рае-
полагают всеми возможностями, чтобы п
вседневпо оказывать школам необходимую
помощь.

По-иному отнеслись к нуждам  молоде-
5и на ряде предприятий Кунцевского райэ-
на. На заводе, где директором тов. Форш-
тер, не проявляют никакой заботы of уча-
щихся. Кажется, что здесь делают все,
чтобы, наоборот, затруднить учебу моло-
хых производственников. (Школа не имеет
своего помещения. Учащиеся живут в не-
благоустроенном общежитии, в каждой из
комнат которого размещено по 35—40
человек. Молодые рабочие не имеют усло-
вий для выполнения домашних заданий. На
заводе настолько укоренилось  пренебре-
Житольное отношение к занимающимся в
вечерних пгколах, что нередки случаи, ког-
да мастера переводят этих рабочих на
низкооплачиваемую работу.

Е сожалению, подобные же факты рав-
нодушия в учащимся имеют место и на ря-
де других предприятий Москвы и Москов-
ской области. Особенно неблагополучно в
Шатурском, Истринском, Сталиногорском,
Пушкинском и некоторых других районах,
где наблюдается крайне большой отсев учз-
щихся из школ. В Шатурском районе, на-
пример, он составляет почти половину
всего количества молодежи, которая
осенью приступила Е занятиям. Юноши и
девушки покидают шхолу не потому, что
они не хотят пополнять свои знания. (0-
ветская молодежь жадно тянется к нзуке.
Она хочет стать культурной и грамотной.
И только бездушные люди и чиновники ме-
шают ей осушествить эти благородные нз-
	мерения. Руководители завода фрезерных
	ные ©смотры, неизменно выливающиеся вФ  их веселые колхозные частушки.
	даслуженный` успех выпал и на долю
об’единенного хора и танцовального кол-
лектива колхозов Московской области
(руководитель А. Руднева). Песни Д. Ва-
сильева-Буглая «Лети в Москву, соловуш-
ко» и С. Туликова «Раесцветай, земля кол-
хозная» отличались выразительностью и
стройностью звучания, четкостью  музы-
кальной фразы. Колхозники Подмосковья
порадовали зрителей также массовыми
	А СНИМКЕ: выступление хора колхоза
	«Борец»,
области.
	Бронницкого района, Московской
Фото А. Гусева.
		плясками с задорными припевками, звоном
бубенцов.

Вообще хоровое народное творчество
очень сильно ‘прозвучало во всех выступ-
лениях заключительного - концерта. Пре-
красные песни 0б ‘Урале, передающие cy-
ровый колорит величественной северной
природы, ее красоту ис богатство, самоот-
верженный труд жителей далеких ураль-
ских ел, остроумные «частушки о верто-
глазе», шуточную песенку «Соловей» и
изумительный «уральский перепляр» с
его неожиданными юмористическими «ко-
ленами» исполнили народный хор Измоде-
новского, Сипаевского,  Барабановекого
сельсоветов и  танповальный коллектив
Сухоложекого районного Дома культуры
Свердловской области.

Неувядаема слава народного искусства!
Его творцы — это миллионы простых со-
ветских людей. Й участники смотра пока-
зали себя достойными носителями подлин-
но народной культуры, продемонстрировав
в своих выступлениях высокую  одарен-
ность, верность славным традициям на-
ционального творчества, передаваемого из
поколения в поколение, обогащенного но-
вым, социалистическим содержанием. В этом
смысле одно из выступлений на заключи-
тельном концерте прозвучало поистине сим-
волически. На сцене Большого тезтра—80-
летний чабан колхоза имени 1 Мая Став-
ропольского края Г. Расторгуев с пас-
тушьим рожком. Вместе с ним вышел
юный участник смотра 7-летний Юра
Фехоров. Он сел на скамеечку и взял в ру-
ки аккордеон. И вот в зал полилась за-
душевная мелодия старинной русской пе-
сенки «Oi, при лужке, при лужке».
Трогательным и волнующим было это вы-
ступление. Как по-древнему мудро и вечно
молодо наше народное творчество! И зал
наградил старого и юного исполнителей
долгими анлодисментами. Столь же тепло
была принята зрителями русская народная
песня «Камаринская» в исполнении инст-
рументального ансамбля колхозников села
Урульга Читинской области. Руководит ан-
самблем  колхозник А. Макковей. В соста-
ве ансамбля пять человек ` из п семьи
Макковеев.

*

всенародные праздники, приносят  боль-
итую радость ‘и удовлетворение.  Недавно
Москва приветствовала выступления в
Большом театре художественных коллек-
тивов трудовых резервов. Ha этот раз
крупнейнгую сцену страны столица’ гоете-
приимно предоставила участникам заклю-
чительного концерта Всероссийского смот-
ра сельской художественной ‹амодеятель-
ности. Более года длилось творческое  с0-
ревнование, в котором приняли участие
полтора миллиона сельских труже-
ников, представляющих около 90 ты-
еяч художественных самодеятельных
коллективов. Это было торжеством
народного искусства, поистине обще-
народным смотром талантов, проде-
монстрировавшим высокую  творче-
скую одаренность советеких. людей.

В Москву на заключительный
концерт приехало 2500 лучших ис-
полнителей — певцов, танцоров, му-
зыкантов. Из разных концов нашей
обттирной Российской Федерации с9-
брались они, чтобы показать ©вое
мастерство. Вто же эти посланцы на-
тих колхозных деревень? Это —
славные труженики, чьи руки умеют
любовно обрабатывать родную зем-
лю, заботливо ухаживать за посева-
ми, выращивать обильные урожаи.
Это — герои новой советской дерев-
HH. их делами гордится народ, их
трудовые победы получили высокую
оценку и достойное вознаграждение.
Среди участников смотра — люди
всех возрастов: убеленные сединами
старцы, пожилые колхозницы, юно-
пги и девушки, люди самых различ-
ных профессий — бригадиры и —
звеньевые,  трактористы и атро-
номы, чабаны и доярки, учителя и ечето-
воды, библиотекари, воспитатели детских
садов. По-праздничному ярки их нацио-
нальные костюмы —Щ русские, дагестан-
ские, кабардинекие, татарские, марийские,
башкирские. Столь же красочны,  ра-
дужны были и выступления этих масте-
ров народного искусства.

—

Заключительный концерт открыл of e-
диненный хор участников смотра. Изуми-
тельная панорама представилась зрителям,
когда раздвинулея занавес: великолепные
костюмы, вдохновенные лица певцов. По
бокам сцены — золотистые снопы пыш-
ных колосьев, и на фоне уходящих в бес-
крайность полей, сливающихея с голубым
небом, — величественная Золотая Звезда.
Торжественно звучит Гимн Советского
Союза. Затем об’единенный хор, руково-
димый народным артистом РСФСР А. Све-
пниковым, исполняет «Песню о Москве»
В. Захарова.
	Программа концерта была весьма разно-
образна по видам и жанрам народного
творчества: хоровое пение, пляски, танцы,
выступление коллективов сел, районов,
областей, автономных республик, солистов-
певцов, баяниетов, чтецов. И во всем; что
исполнялось на сцене Большого театра —
будь то старинная песня или задущевная
Частушка, удалая русская пляска или
простая, бесхитростная мелодия пастушье-
го рожка — во всем этом звучала радость
свободного труда советского народа. его лю-
бовь к Отчизне, родной природе, жизнеут-
верждающая сила народного искусства,
благодарность партии, вождю и учителю
товарищу Сталину за счастливую и зажи-
Точную КолХоЗНУЮ ЖИЗНЬ,
	Не так давно труженики Подмосковья
горячо поздравили своих лучших  передо-
BEROB С ВЫСОКОЙ правительственной награ-
дой. Среди награжденных мы находим
имена представителей колхоза «Борец»
Бронницкого района. Свободное от тру-
да время они посвящают искусству,
творчеству. Й вот теперь мы встречаем
мастеров высоких урожаев на сцене
Больиюто  тезтра. Сильно и задушевно
прозвучал их хор, исполнивший «Колхоз-
ную песню о Москве» Ф. Маслова. Mar-

{=
					me
m-
-й

Ta
		As

ro
							ры к повышению успеваемости, то едва ппоперским
ли можно ожидать успешных результатов

перевотных лепытаний и выпускных экза- организаииям
	В Московской области проходит вруче-
ние Красных пионерских знамен район-
ным пионерским организациям. В минув-
шее воскресенье в клуб имени Калинина
Ha торжественный chop, посвященный
вручению `знамени пионерской  организа-
ции Ухтомского района, собралось свыше
600 представителей пионерских дружин.
В праздничной обстановке секретарь МВ
ВЛЕСМ тов. Мюхов вручил пионерам--рай»
она от имени ЦЕ ВЛЕСМ Красное о
ское знамя.
	С большим под’емом прошел пионерский
сбор в Мытищинеком районе. Более 1000
пионеров приняло участие в торжествен-
ном марше. Дети шли по городу с пионер-
скими знаменами под звуки горнов и ба-
рабанов.
	В гости в ребятам приехали генерал-
полковник тов. Грабин, секретарь горко-
ма ВКП(б) тов. Покровский, председатель
райисполкома И. С. Куртин, представите-
ли отдела народного образования, PR
ВЛЕОМ и другие. На сборе были торжеет-
венно вынесены знамя революционных
рабочих 1905 года и знамя революцион-
ного пролетариата 1917 гола.
	Красное знамя пионерам Мытищинского
района вручила секретарь МК ВЛЕСМ
тов. Шацкая. -

Вручение Красных пионерских знамея
состоялось также в Химках, Загорске, Ко-
ломне, Шелкове, Тушине, Солнечногорске
и других районах области.
	Машинно-тракторные станции

Московской области выполнили

план осенне-зимнего ремонта
тракторов
	В результате широко -развернувшегося
	социалистического соревнования трактори-
стов, бригадиров тракторных бритад и ре-
	монтных рабочих за досрочное. окончание
	ремонта тракторов. малинно-траклорные
станции Московской области 29 февраля
с. г. выполнили план осенне-зимнего ре-
монта тракторов.

В текущем году МТС области закончили
ремонт тракторов на полтора месяца рань-
ше установленного соба.

менов. 09собенно низка успеваемость в
школах рабочей молодежи  Сталиногор-
ского, Донского, Коломенского районов,
городов Шатуры, Ногинска, Коломны. Это
прежде всего  об’ясняется невниманием
комсомольских организаций и отделов на-
родного образования к вечерним школам,
нежеланием глубоко вникать в учебно-пе-
дагогический процесс.

Наступает самая ответственная пора в
жизни школ рабочей и сельской молоде-
жи. Следует не только плодотворна закон-
чить программу учебного года, закрепить
знания учащихся, но и своевременнб
подготовить их к переволным испытаниям и
экзаменам. Вот здесь-то и должна в пол-
ной мере’ проявиться инициатива KOMCO-
мольских организаций. Их долг — помочь
юношам и девушкам перейти в следующий
&ласс с хорошими и отличными оценками,
сдать экзамены на аттестат зрелости. На-
до позаботиться о том, чтобы в общежи-
тиях были созданы нормальные бытовые
условия. Общеизвестны те трудности, ко-
торые возникают у молодежи, совмещаю-
щей производственную работу е учебой.
Комсомольские организации должны = Ha-
учить юношей и девушек правильно пла-
нировать свой рабочий день, разумно CO-
четать труд с учебой и культурным: отды-
хом. Нало, чтобы при каждом общежитии
комсомольцы добились создания специаль-
ных комнат для самостоятельных занятий,
‘организовали консультации для отстаю-
‘щих. 0собый контроль следует установить
3a учебой тех, кому предстоят выпускные
экзамены, кто в этом году заканчивает
неполное среднее или среднее  образова-
ние. Комсомольцы обязаны также просле-
дить за тем, чтобы всем учащимся на
время подготовки и сдачи экзаменов бы-
ли предоставлены отпуска.

Наша советская молодежь, благодарная
партии и правительству за ту заботу, ко-
торой они окружают молодое, подраетаю-
щее поколение, своим сзмоотверженных
трудом помогает народу  перевыполните
послевоенный сталинский пятилетний
план. Юноши и девушки, желая стать еще
более активными участниками общенарод-
ной борьбы за пятилетку, стремятся овла-
деть мастерством, повысить свой образова-
тельный и культурный уровень. Долг ком
сомольских организаций — помочь рабо-
чей и сельской молодежи овладеть знания-
ми, быть достойными гражданами  ©в0ей
великой Ролины!
	‚ Встреча комсомольского актива столицы
с актерами театра имени Ленинского комсомола
	Вчера состоялся вечер комсомольского
актива столицы, посвященный 20-летнему
юбилею Московского ордена Трудового
Красного Знамени театра имени Ленин-
ского комсомола. В переполненном зритель-
	ном зале — молодые стахановцы фабрик
и заводов, студенты высших учебных за-
велений.
	` Вечер открыл секретарь МГ  ВЛЕХМ
тов. Киселев, поздравивший коллектив те-
атра со славным юбилеем.

С яркой речью выступил художествен-
ный руководитель Театра народный артист
республики И. Н. Берсенев.

— Мы гордимся тем, — сказал он, —
что работаем в том зданни, где 2 октября
1920 года В. И. Ленин выступал на
Ш с’езде комсомола.

Коллектив театра стремится разрешить
ответственную задачу показа молодого че-
ловека нашей эпохи, отобразить героизм
советской молодежи.

Затем выступил заслуженный артист
республики В. Р. Соловьев, проработавший
на сцене тезтоа два десятилетия.

Or имени молодых артистов выступила
	секретарь комитета ВЛАСМ Т. А. Байкова,
рассказавшая о том, как в театре воспи-
тываются новые творческие дарования.
Комеомольцы театра ведут большую  куль-
турную работу на ‘заводах, фабриках, в
колхозах области, неся в массы переховое
советское искусство. о

С приветствиями от имени молодежи  .
столицы выступили секретарь комитета
ВЛКСМ Московского энергетического” ин-
ститута тов. Лупов, секретарь Молотовеко-
го райкома ВЛЕСМ тов. Перепечаев.

Секретарь МГК ВЛКСМ тов. Гавралов
зачитал постановление бюро МГК ВЛЕСМ о
награждении театра Почетной грамотой
Московского городского. комитета комеомо-
ла. Почетные грамоты и ценные подарки
были вручены художественному руководи-
телю театра И. Н. Берсеневу, директору’
И. А. Сосину, актерам В. Р. Соловьеву,
А. В. Соловьевой, В. Г. Полякову, К. Б. Ма-
рининой, Т. А. Байковой. Почетными гра-
мотами МГК ВЛКСМ награждены 23 apra-
стз театра.

В заключение была показана пьеса
Ф. Кравченко «Жаркое Jens, -
	Академическом Большом театра Cotosa Co Выстурает об’единенный хор участников Bcepoccuiicxora Oo aa one
	В Московском государственном ордена Ленина
ской художественной самодеятельности, ‘