Бторник, 2 марта 1948 г., № 28 (884)
		АННИМ
ное к!
ная детвора.

„Учиться хорошо и отлично— это самое злавное
		ребят.
	М. И. КАЛИНИН.
хх
	патриотическое дело советских
	36 мальчиков и девочек 3-го класса «Г» надели в этом учебном году красные гал:
стуки. Их приняли в большую дружную пионерскую семью советской страны.
тряд живет интересной, содержательной жизнью. Два раза в неделю пионеры со-
бираются и коллективно читают книги. Ребята с увлечением рассказывают сказки,
разучивают новые стихи, Б отряде любят песню, пляску. Здесь есть свой хор,
свои танцоры, чтецы, которые с успехом выступают на вечерах самодеятельности.
Внимательно вглядитесь в снимок. Вы увидите на лицах пионеров — юных лю-
бителей книги — неподдельное волнение, интерес к судьбе героев пушкинских
		° НА СНИМКЕ (слева направо): Наташа .Телегина, Юра Карпов, Жанна Н!ипук,
председатель совета отряда Коля Гудков, Люся Орлова, Аля Фомина,
		Фото К. Иванова.
	2% ЕЕ ae

ННИМ утром к центру рабочего поселка, где расположено четырехэтаж-
				По успеваемости Горенская средняя школа — одна из лучших в Москов-
ской области. Добиться такого результата было нелегко. За сухими цифрами
официальной отчетности, свидетельствующими об учебных успехах. пионеров
	школы ‘(процент успеваемости 97),
	PRR оо учсоных успехах пионеров
скрывается кропотливый, напряженный
риевича Маркина. большого коллектива
	труд директора школы Георгия Дмитриевича Маркина, большого коллектива
педагогов, комсомольцев, пионерского актива, руководимого старшей пионер-
	ской вожатой М. Иванкиной.
	ДРУГ И НАСТАВНИК
	100 маленьких бойких граждан требуют
& с6бе неусыпного внимания. Их души ог-
крыты для познания мира, для восприятия
мужественного и прекозеного.
	У этих ребят с красными  галстуками
есть одно замечательное общее — они дети
советского народа, они готовятся продол-
жать великое дело своих отцов и матерей..
Они — надежда и гордость нашей страны.
	Вместе с тем каждый из них имеет евою
индивидуальность, свои, только ему прису-
щие, запросы и требования. Их внутренний
мир — мир сложных чуветв, стремлений,
наклонностей, Направлять детские порывы
по правильному пути, активно участвовать
в формировании советского человека — ка-
кая это благородная и увлекательная дея-
тельность!

Нужно быть пламенным патриотом своей
великой Родины, обладать нерастраченным
запасом энергии, чуткой душой и ясным
умом, чтобы найти пути к детеким сердцам
и получить право называться их духовным
руководителем.

Марии Иванкиной, старшей пионерской
вожатой Горенской средней колы, эти ка-
чества присущи в полной мере; Вот почему
такой любовью и доверием светятся глаза
детей, когда они смотрят на своего пионер-
ского руководителя.

С утра и до позднего вечера Мария в
школе, Ее можно увидеть в учительской, в
классах, в коридорах. Она беседует с пе-
дагогами, вожатыми, членами совета дру-
жины, советов отрядов, пионерами. Она
посещает занятия кружков, бывает на. уро-
WAX, читает стенные газеты, просматривает
планы отрядов.

Старшая вожатая идет наветречу пионер-
ской  инициаливе. Совет дружины,
возглавляемый  Аде-
лью Бажиной, — ее
верный — помощник,
Мария чутко’ приелу-
шиваелхя в голосу
актива, умеет выде-
лить главное, поддер-
жать ценное начина-
ние.

В дружине 31 or-
ряд. Помогать соазу
всем невозможно.
Отаршая вожатая бе-
рет под’0с9бое наблю-
дение те отряды, где
не все блатополучно,
Пионеры отрядов 5-го
«By, 6-ю «В» и 7-го
«А» классов в пер-
вой ‘четверти плохо
учились; Мария, побывав на класеных ©0-
браниях, выяснила причины отставания. В
1-м «А», например, звенья не дружили:
не помогали друг другу, не советовались.

М. Иванкина решила провести в этих
классах беседы о дружбе и товариществе,
Вожатая внимательно присматривалась к
ученикам, подсказывала вожатому отряда,
ROTO из пионеров лучше истюльзовать для
выполнения того или иного поручения. Ма-
рия сумела создать обстановку нетерпимо-
сти к неуопевающим в учебе:

Результаты скоро оказалиеь. Отряд 5-го
«Б» во второй четверти уже не имел двоек,
зв 6-м «В» ив 7-м «А» число неуспеваю-
щих пионеров значительно сократилось,

Старшая
М. Ив:
	Основная цель старшей вожалой — до-
биться, чтобы все пионеры хорошо’ учи-
лись, чтобы они отчетливо осознали, что
знания нужно накапливать кропотливо,
упюрно, каждый день. М. Иванкина хорошо
знает, что не только дополнительные заня:.
тия с отстающими или участие в пред-
метных кружках помогают успешной уче-
fe. Boa кипучая пионерская жизнь: отче-
ты и выборы пионерского актива, занима-
тельные дружинные и отрядные сборы, та-
кие, например, как удачно проведенные
сборы, посвященные 30-летию Октября,
30-летию Советской Армии и т. д., экскур-
сии и прогулки, совместное чтение книг,
отрядные ‹сборы, посвященные великим
русским писателям, деятелям науки и тех-
ники, литературные викторины, занятия
	ex ae Sega al

физкультурой и спортом-—еловом, все мно=
гообразие пионерской работы укрепляет и
сплачивает коллектив, расширяет кругозор
и духовные запросы пионеров, повышает их
сознательное отношение к учебе.

Много работает Мария е пионерским ах
тивом, В поле ее зрения — каждый отряд,
кождое звено. Недавно вожатая проводи-
ла, например, совещание звеньевых, Пред»
варительно ознакомившись с их работой,
на совешании она предложила  звеньевым
Наташе Уткиной, Вале Малофеевой, Гале
Перевезенневой рассказать, как они спла-
чивали вокруг себя актив, как планировали
работу. В одном из звеньев ребята провели
ROHRYPC HA лучшего математика, в друз
том обсудили пьесу Михалкова «Ерасный
галетуЕ». Удачные начинания одних эвень-
ев становятся достоянием других.

Директор школы Георгий Дмитриевич
Маркин называет Марию Иванкину евоим
первым помощником. «Задор, страстность,
настоящее волнение за порученное дело —
основные черты характера нашей Boma
той». — говорит тов. Маркин.
	Вот эту страстность, эту большую ID-
бовь к детям Мария прививает  огрядным
вожатым. Она не ‘боится доверить отряды
новичкам, смело выдвитает на эту работу
молодых, энергичных комсомольцев, посто-
янно оказывая им помощь.
	озинтересованность во воех делах от
ряда, постоянное общение © ребятами —
эти качества М. Иванкина  привила воем
отрядным вожатым. Fro и делает работу
дружины живой, полнокровной. В школе
нет кампанейщины, стремления проводить
мероприятия от случзя к случаю; Пульс
пионерской жизни отутим в школе каж-
дый день, каждый час. И в этом — огром-
ная заслуга М. Иван=
виной, старшего доу-

га

Каждую

воспитателя

вубботт
	Б школе-десятилетке обучаются 1750
сят красные пионерские галстуки. -
	Тем больше следует оценить эти усилия, если учесть, что ‘работать кол-
	школа лишена многого необходимого
учебные кабинеты, помещение школы
	лективу приходится в тяжелых условиях:
— нехватает мебели, плохо оборудованы
	с трудом вмещает большое количество учащихся.

„Но перед этими трудностями не опустились руки у тех, кто призван воспи-
тывать подрастающее поколение. Вот яркие примеры. Не было карт, нагляд-
ных пособий, — их под руководством опытных педагогов любовно изготовили
	исторических карт, схем, многочис-
	сами ученики. Более 200 географических
	ленных пособий по естествознанию к каждой теме урока сделано руками пно-
неров и школьников. Негде было собираться пионерской ` дружине — › догово-
рились с администрацией поселкового клуба, и сборы стали проводить там,
Содержательная, полнокровная жизнь пионерской дружины подчинена одной
Цели — борьбе за глубокие, прочные знания, воспитанию нового. советского
	На этой странице мы рассказываем о буднях дружины Горенской школы
Балашихинского района, о содружестве педагогов и отрядных вожатых, о не-
заметной на первый взгляд работе старшей вожатой, всего пионерского актива, —
о том, что решает успех благородного дела обучения и воспитания советских
		зичие
	ребят.

mae
		Ne
			ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ -—
К ОДНОЙ ЦЕЛИ
	Деятельность классного руководителя и
пионервожатого преследует одну общую
поль — обучать и воспитывать школьни-
ков, добиваться того, чтобы каждый день,
проведенный ими в Школе, прибавлял но-
вую крупицу к их,знаниям, формировал их
вагляды, помогал им стать подлинно совет-
СКИМИ ЛЮДЬМИ.

Ясно, что если 0б’единить усилия клас-
сного руководителя и Пионервожатого, ес-
ли добиться того, что работа одного бу-
дет дополнять работу другого, если пионер-
вожатый и педагог будут постоянно под-
держивать самую тесную связь, согласо-
вывать свои действия, то общее дело от
Этого значительно выиграет,
	Вожатый отряда — лучший помощник
Елассного руководителя. В моем классе,
где почти все ученики — пионеры, роль
зожатото особенно велика.
	С первых же дней работы в отряде во-
жатая Нелли Ровинская во всем тесно свя-
зана со мной, класоным руководителем.
Мы беседуем о планах ее работы, она ©0-
ветуется со мной о многом; часто я пору-
чаю ей поговорить е недисциплинирован-
ными пионерами, © теми, кто получил
плохую- отметку.

Мне очень нравится, что Н. Ровинская
ваботится о заболевигих и слабых детях.
Шура А. более двух месяцев не посещала
ванятий. Пионеры побывали у нее дома,
достали девочке книг, купили валенки,
выяснили у подавателей, что и как на-
20 об’яснить Шуре из пройденного курса.

Много пришлось нам сделать для того,
чтобы повысить успеваемость. В итоге
первой четверти в моем классе. семь уче-
ников имели двойки, в основном по рус-
‘скому языку и математике. Как мы посту-
пили? Я и Нелли побывали в семьях не-
успевающих школьников, постояно наблю-
дали за занятиями каждого из них. В 60-
бой тетради мы отметили, какая часть
программы незнакома отстающему учени-
ку, какие параграфы учебников ему надо
ювторить, установили сроки.

В течение второй четверти мы очень
строго контролировали рабуту  отстаю-
щих, ежедневно интересовались их успе-
ами. Вожатая, приходя в отряд, ` просма-
тривала тетради пионеров и тотчас же де-
Уала замечания тем, кто не выполнил до-
маптних заданий или выполнил их небреж-
	ag,

Хорошей формой помощи явилось при-
крепление сильных учеников к слабым.
 Например, Лида Гудкова помогла Рае Еро-
феевой разобраться в неясных разделах
Геометрия. Затем на сборе отряда Лида
рассказала, как онь занималась с Раей, от-
метила ее старание и успехи. Рая в свою
очередь рассказала о своих затруднениях.
Полобные сообщения сделали вое «учите-
	ЛЯ» И «<

>, занимающиеся доп
	Кроме того, мы проводили  консульта-
ции и организовали своеобразные предмет
ные кружки для отетающих. Каждую сре-
ду Пиля Банщик занималась с товарищами
русским языком, а председатель совета
отряда Маша Гинбург по пятницам помога-
ла пионерам решать примеры и задачи по
математике. План занятий, примеры и за-
дачи составлялись преподавателями, C or-
стающими по немецкому языку  занима-
лась Н. Ровинская. Она изучает язык На
специальных курсах и поэтому во многом
могла помочь‘ детям.

Меня радует, что мой воспитанники
учатея серьезно, не по принципу — лишь
бы получить хорошую оценку. Они стре-
MATCH к настоящим, прочным знаниям,
причем каждый старается все понять сам
и помочь другому.

Отряд воспитывает в пионерах чувство
ответственности не только за евою учебу,
но и за учебу коллектива. На ‹борах 9т-
ряда, когда отчитываются звеньевые, пио-
неры внимательно слушают, saToM akTHB-
но выступают, спорят, воздействуя таким
образом на отстающих,

`В школе у нас нет свободного помеше-
ния, и пионеры” моего класса собираются
часто у кого-нибудь дома, вместе готовят
уроки, повторяют пройденное, читают но-
ВЫ@ Книги,

Я придаю большое значение классным
собраниям, нз которых обязательно при-
сутствует вожатая отряда. Мы просях
3—4 учеников выступить и рассказать 0
своей работе: как они учатся, что. прочи-
тали за поеледнее время, какая им нужна
помощь; не

Отрядная вожатая — активная учаетни-
ца всех пионереких дел. Она и на уроках
в своем отряде бывает, и дома у ребят, и
на прогулках.

Постоянное общение © классом помогло
Н. Ровинской завоевать любовь и уваже-
ние пионеров, укрепить свой авторитет.

Напти общие усилия не могли не приве-
CTH в положительным результатам. Во вто-
рой четверти неуспевающие исправили
свои оценки.

Задача классного руководителя и вожа-
того, в частности моя © Н. Ровинокой, —
слелать так, чтобы все ученики 6-го клас-
са «Б» хоропю учились в 3-й и 4-Й чет-
вертях и перешли в следующий класе.

Это возможно при условии, что наше
содружество по воспитанию пионеров и
икольников будет крепнуть © Каждым
днем. Я думаю, что это так и будет.

: Т. ВОЛКОВА,

классный руководитель 6-го класса «Б».

В школе любят книгу. Более
700 учащихся — постоянные чи.
татели школьной библиотеки.
Ребята любовно относятся К
книгам, помогают ‘ библиотека-
рю.

Вот уже третий год юные
любители книги свободное от
занятий время проводят в биб-
лиотеке. Они оформляют вят-
рины, пишут плакаты, следят за
сохранностью книг.

НА СНИМКЕ (вверху):
первые — помощиянки библи-
отекаря А. И. Ильиной. Слева
направо — шестиклассники Фе-
ликс Островский, Зина Полу-
	Вожатый приходит в семью.
	В школу приходят пытливые, ‘любозна-
тельные малыши. Педагог начинает с маз
лого: он учит ребенка правильно держаль
ручку и карандаш, различать буквы. По-
степенно, шаг з& шатом ученика знакомят
с основами наук, вводят в большой, пре-
красный мир знаний,
	Но вот ребенок становится взрослым че-
ловеком. Он уже перешагнул ках необходи-
мую ступень школу, техникум, может быть,
вуз. Он стопт у станка, учит новое поко-
ление мальчиков И девочек, занимается
научной деятельностью, изобретает, творит.
И всегда он.е теплым чувством, с большой
блатодарностью вопоминает родную школу.

Но воспитание школьника, пионера в
духе советского патриотизма не ограничи-
вается рамками школы, оно продолжается
в семье. у. р

Интересуясь условиями домалтней жизни
пионера, достаточно хорошо изучив его
индивидуальные особенности, можно ясно
представить себе, как проводит ученик, вре-
мя вне школы, в достаточной ли мере его
интересы и поступки направляются и кон-
тролируютея родителями.
	Бот примеры. Вожатая отряда Ия Ша-
балина начала свою работу в отряде 6-го
класса «В» с того, что тщательно познако-
милась с каждым пионером. Она присут-
ствует на родительских собраниях класса.
Родители учеников в свою ‘очередь часто
навещают педагога Клавдию Васильевну
Щербакову и вожатого, делятся с ними
своими сомнениями. Неудача, двойка У
Школьника — их общее горе, успехи уче-
ника — общая радость. Педагог и вожа-
TH часто подсказывают родителям, как
лучше воздействовать на ученика, помочь
ему исправиться, лучше учиться.

Преподаватель и вожатый выясняют,
как ученики проводят время дома; дают
советы пионерам, как лучше спланировать
свой рабочий день. По решению совета от-
ряда звеньевые докладывают, какой мате-
риал пионеры недостаточно хорошо усвои-
ли на уроке, а после уроков сильные уче-
ники помогают отстающим в школе или
дома. }
	. Отряд пионеров 5-го класса «Б» —
дружный, сплоченный. Помощь товарищу,
подруге стала основным законом отряда.
Добились мы этого не сразу.

Дружба пионеров началась с коллектив-
ных походов в тезтры и музеи. На одном
из пионерских сборов член совета отряда
Люся Новожилова предложила всем отира-
виться в Москву, побывать на спектакле
«Красный галстук» в Центральном дет
ском тезтре. Ребята были увлечены пьесой,
горячо обсуждали 6е, делились мнениями.

После этого мы посетили Исторический
музей. Рае Лёвкиной, Тоне Ивановой, Вале
Скоромниковой и Владику Карпенке очень
понравились макеты старой и новой Мо-
сввы. Ребята с’ интересом знакомились ©
тем, как преобразилось лицо столицы.

В ленинские дни мы побывали в музее
В. И. Ленина. Опытный экснурсовод иро-
вел ребят по музею; пионерам ближе и по-
нятнее стала жизнь ий деятельность вели-
ких вожлей Ленина и Оталина.
	рролов и паруся   мастерят
Марина
ne Arnanana
	Ученица Щ. имела в первой четверти по
четырем предметам неудовлетворительную
	оценку. Вожатая побывала в семье пио-
нерки, говорила с родителями. Девочка
упорно твердила, что ей трудно, что она
	учиться вов равно не будет. Тогда Ия Ша-
балинь предложила обсудить поведение
пионерки Ш. на сборе отряда. Даже самые
близкие подруги осудили девочку, ве отно-
пение к учебе и потребовали исключения
ее из пионеров, справедливо заявив, что
такие ученицы недостойны высокого зв
ния юного ленинца. Это произвеле сильное
внечатление на Щ., она дала слово испра-
виться. Ей помог весь отряд, весь класс,
приветствовавшие каждую маленькую уда-
чу школьницы. Сначала тройки, & теперь
четверки и пятерки — таковы ве оценки;
В 5-м классе «№» был недисциплиниро-
ван и небрежно относилея к учебе пионер
Тень П. Вожатая Римма Карпушкина обра-
тила 060б0е внимание на мальчика. Она мно-
го беседовала с ним, напьа время несколько
раз навестить его родителей. На рабочем
столике Гены вожатая увидела  научно-
нопулярные книги, художественную литв-
ратуру, журналы. Оказалось, что Гена
много читает, интересуется наукой и тех-
никой. Родители пионера, занятые рабо-
той, не уделяли сыну достаточно внима-
ния. В выборе книг мальчик был предо-
ставлен самому себе. Он увлекался чтени-
eM, пренебрегая уроками. Римма  обетоя-
тельно побеседовала с родителями Гены.
Вожатая добилась пели: Гена стал хорошо
	УЧИТЬСЯ.
	старшая вожатая про“
водит семинары в9-
жатых отрядов. На
этих семинарах BO-
жатые получают co
веты, указания —“
что читать, как луч
шею провести сбор, ©
чего начать работу в
отряде, в звене, Kam
вести звеньевые И
отрядные дневники и
ожатая Td
Kana. М. Иванкиной чу-
22  самоуспокоен-
ность. Она постоянно учит своих пионеров
не зазнаваться, не успокаиваться на достиг-
нутом, всегда итти вперед, побеждая трудно-
сти. Старшая вожатая знает, что в работе
дружины много недочетов. Следует. напри-
мер, шире развернуть сеть предметных
кружков, чаще проводить спортивные oT-
рядные соревнования, больше уделять вни-
мания работе с книгой ит. д.

Мария Иванкина много работает над со-

бой, занимается большой общественной дея“
тельностью. Она — ‘секретарь учитель“
ской комсомольской организации, Учится
в районной партийной школе, выполняет
поручения горкома ВЛЁСМ, учит вожатых
других школ. Недавно она выступила ¢
докладами на семинаре вожатых района
06 истории пионерского движения, 06 0р-
ганизационной структуре дружин и т. д.
В свободные часы Мария много читает,
звакомитея © периодической литературюй
для вожатых и пионеров, е новинками дет“
ской литературы. С каждым днем она рас-
пгиряет свои знания, настойчиво учится
педагогическому мастерству.
° Вот почему поздно вечером часто можно
увидеть Марию Иванкину, склонившуюся
над книгой: она готовится к очередному се-
минару или делает записи в своем лневни-
ке. В ее внимательных чуть усталых гла
зах бьётся живая мысль. Й весь облик де-
вушки дышит энергией, силой и радостью
жизни, благородным стремлением итти все
вперел и вперед.

Бывают случаи, когда в плохих оцен-
ках учеников повинны и сами родители.
Так, например, при посещении семьи уче-
ницы Тани (С. вожатая установила, что
	  девочке приходится тратить слишком мно-
	го времени на работу по дому;

Работая в контакте с класеным руково-
дителем и поддерживая — повседневную
связь с семьями учащихся, значительных
успехов добились пионерские вожатые
Нелли Ровинекая, Люся Королева и Taxa
	Мастерова.
А. ЛЕБЕДИНСКИЙ,

завелующий учебной частью школы.

a
			ДРУЖНЫЙ ОТРЯД
	В пионерекой работе большую роль иг-
рает совет отряда. От его инициативы, по-
лезной выдумки зависит многое. Председа-
тель совета отряда Вова Кондрашов 0д-
нажды предложил устроить отрядную биб-
лиотечку-передвижку. Ребята ухватились
за эту мысль. Сейчас такая библиотечка
создана.

Мы проведем в Ш четверти конкурс на
лунную сохранность учебника. Все пионе-
	ры бережно обернули книги, следят за ни-_
  ми. ‘Член совета отряха Рая Лёвкина в
	конце Ш четверти проверит, как пиюнеры
хранят учебники.

Такие полезные, интересные дела, ожив-
ленные, насыщенные пионерские сборы,
сплачивают пионеров в крепкий, дружный
коллектив, помогают лучше учиться. У
пионеров отряда нет ни одной неудовлет-
ворительной оценки за вторую четверть,

ЛЮСЯ КОРОЛЕВА,
вожатая отряда 5-го класса «Б».
	«Красная  Розаз „= Вишняки.
Этот момент и запечатлен на
нашем снимке (справа вверху).
На переднем плане: вожатая
Вера Эренпрейе и пионерк:
Нина Зайчева.

&
Е
	Очередной номер стенгазеть
готов. Ero в последний раз
просматривает ` редколлегия 5-го
класса «В» (справа в овале):
Володя Клейменов, ответствен-.
ный редактор Толя Морозов
(в центре) и Галя Севостья-
нова.
	К. Иванова.

мастерят наглядные пособия.
Марина  Аверина, например,
‘делала схему «Строение моз-
га рыб», Юра Рыбак и Валерий
Судаков очёнь удачно нарисо-
	Ran пособие
	например,
роение моз-
к и Валерий
чно нарисо-
«Внутреннее

лева в ова-
логического
к и Валя

демонстрируют Свои AOC!
ния на вечерах самодеяте.
сти,

Многие пионеры любят
дить на лыжах, занимают
лыжной секции.

Недавно отряд 6-го к:
«Д» провел военную игру
лыжах  «Пропавшее 38
	лыжах  «иаропавшее звено».

В один из воскресных дней
пионеры 6-го класса «Д» от-
правились на лыжную вы-
лазку по маршруту Горенки—
		£

Более двух лет работает в
школе биологический кружок,
руководимый опытным педаго-
гом Иосифом Савельевичем Ло-
гойко.

‘Пионеры — члены кружка
готовят доклады. Над темой
«Инстинкты у насекомых» ра-
ботал Лева Милованов, Боря
Протасов прочел интересный
доклад «Слышат ли рыбы то,
что слышим мы». Ребята сами
	строение окуня?. -

НА СНИМКЕ (слева в ова-
ле): активисты биологического
кружка Юра Рыбак и Валя

my
В школе любят спорт. С ув-
лечением занимаются пионеры
в гимнастической секции. Юные