Вторник, 16 марта 1948 г., Na 34 (890)
							`ВЕИЛИЕБИЙ РУССКИЙ.
ЭПЛЕРЕТРОТЕХНИЕ
	25-летию
	Это было осенью
1873 года... Воскрес-
ным вечером неузна-
ваемо изменился 06-
ширный ‘и тихий
Преображенский плац
на Песках, Бесконеч-
ной вереницей двига-
лись пешеходы, под”-
езжали пролетки и
экипажи. Все чего-то
	Академии наук. 3
слуги ( изобретателя
признаны. Ему прич
суждают высшую п®
тому времени награч
ду — Ломоносовсвую
премию и выдаю
тысячу рублей.
Bew эту сумму
Александр” Николае
вич тратит на дальз
нейшее усовершенстя
	со дня смерти. А. Н. „1Лодыгина
	В Президиуме
Верховного
Совета СССР
	Президиум Верховного Совета СССР в
	1 феврале ©. г. постановил провести демобя-
	лизацию из армии всех остающихся стар-
ших возрастов, с. окончанием ее в Боние
марта:
	В связи с проведением этой демобилиза-
ции контингент зрмии будет состоять в 0с-
HOBHOM из двух ( возрастов 1926-го 4
1927-го годов рождения.
	Через. две’ недели демобилизация будет
полностью закончена.
		Работа железнодорожного
транспорта в феврале
	В феврале 1946 года железнодорожники
Советского Союза перевыполнили общий
план погрузки.
	На матистралях страны успешно выпол-
нен план погрузки нефтяных грузов, чер-
ных металлов и металлических изделий,
торфа, бумаги, крепежа, строительных ма-
териалов, сельскохозяйственных машин,
эвтомобилей, тракторов, растительного и
животного масла.
	Нлан погрузки каменного угля, желез-
	ной руды, флюсов, огнеупоров, цемента и

воли недовыполнен.
(ТАСС).
	Педеля
Островского
	БЕСЕДА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РУ-
КОВОДИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА,
ЛАУРЕАТОМ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ

НАРОДНЫМ АРТИСТОМ РСФСР

К, А, ЗУБОВЫМ

12 апреля исполнитея 125 лет co
дня рождения великого русского драматур-
га А. Н. Островского. С его именем тесно
связана история Малого театра. На нашей
сцене многие пьесы Островского были по-
ставлены еще при его жизни. До сих Top
они занимают почетное место в репертуз-
ре театра.

Сейчае тезтр готовит к постановке в
новой сценической редакции пьесы «На вея-
кого мулреца довольно простоты», «Же-
нитьба Белугина», «Волки и овцы», «Бед-
ность — не порок», «Правда хорошо, 3
счастье лучше»: Театр готовит ‘к юбилею
также спектакль «Доходное место». Эта
пьеса пойдет в постановке художественного
руководителя театра К. А. Зубова. Режие-
сер спектакля В. И. Цыганков. Декорации
пишет художник Каплуновекий. В спектак-
ле будут заняты лучшие силы театра.
Премьера состоится в лни юбилея.
	Организованная в Театре юбилейная
комиссия. пол прелседательством писателя
	Леонида Леонова, наметила провести «Не-
делю Островского». В эти дни перед каж-
дым спектаклем будет прочитано ветупи-
тельное слово а жизни и творчестве драма-
турга. На литературно-музыкальном утрен-
нике будут исполнены произведения рус-
ских композиторов, налисанные на сюже-
ты Островекого.
	В музее театра организуется выставка,
посвященная великому русскому драматур-
гу. Здесь будут экспонированы материалы
Центрального театрального музея имени
Бахрушина, Литературного музея, Всерос-
сийского театрального общества, Третья-
ковекой галлереи, Музея имени Пушкина.
	В селе Шелыкове Востромской области,
где умер А. Н. Островский, будет от-
крыт реконструированный мемориальный
Музей. В Щелыкове выездная бригада те-
атра даст ряд концертов и спектаклей.
	Принято решение об издании к юбилей-
ным лням брошюр о спектаклях Оетров-
	ского, идущих на сцене Малого театра. Нз-
мечено также издание книги «Островский
	ий Малый тезтр».
	3 борьбу за экономию вовлечь
	комсомольской opra-.
	Болеа пятисот ее-

кретарей комитетов

ВЛЕСМ собралось 12 Совеща
марта на совещание редпрпятий
посвященное участию

комсомольских opra-
визаций в борьбе за экономию, культуру
и чистоту на производстве.

0 первых итогах борьбы молодежи за-
вода «Динамо» имени Кирова за экономию,
культуру и чистоту рабочего места рах-
сказал секретарь комитета ВЛЕСМ тов.

Аксенов.
		— В январе нынешнего года, — говорит
хокладчик, — комсомольцы И молодежь
нашего завода собрались, Чтобы наметить
пути повышения производительности TDY-
да, снижения брака и себестоимости про-
дукции путем строжайшей экономии: Было
решено в каждом цехе, бригаде, У рабочего
места навести образцевую чистоту H HO
рядок. Комеомольцы  инетрументального,
1-го аппаратного, яворного и других цехов
собрали еотни килограммов ценных мате-
риалов, упорядочили ©бор отходов металла,
уизготовив для этой цели епециальные ящи-
хп. Ha заводе развернулась также борьба
24 экономию электроэнергии. За два Me-
сяца комсомольцы и молодежь завода. сбе-
регли 165 тысяч киловатт-часов электро-
энергии.

Опыт борьбы з& экономию показал, что
там, где молодежь серьезно занимается
этим вопросом, неуклонно растет произво-
дительность труда. Так, во 2-м инструмен-
тальном цехе комсомольская бригада сле-
сарей Александра Анисимова в результате
бережного отношения к расходованию ма-
териалов, электроэнергии, инструментов
подняла вырздотку. Бригада завоевала пер-
вое место по заводу и переходящее Ерасное
знамя МГК ВЛКСМ.

Организованная комитетом ВЛЕСМ рей-
довая бригала провела проверку состояния
учета и хранения материалов на заводских
складах. Выл выявлен ряд существенных
недостатков.

Молодые инженеры-технологи и лаборан-
ты пентральшюй заводской лаборатории,
включившиеь в борьбу против расточитель-
ства, обязались провести в нынептнем году
замену десяти тонн слюдяной изоляции
другими, более дешевыми мзтериалами.

Сейчас на заводе проходит смотр орга-
низации труда и соблюдения режима эко-
номии, в котором принимает активное уча-
стие молодежь. В смотровую комиссию уже
постунило свыше 700 предложений.

Недостатками нашей работы являются
еще некоторая медлительность и то, 9то
еше не вся молодежь, не все комсомольцы
вовлечены в борьбу за экономию.
	БОРОТЬСЯ ЗА ЭКОНОМИЮ
МЕТАЛЛА И ТОПЛИВА
	— Молодежь завода «Серп и молот» В
прошлом году дала сверх плана 6.320 тонн
стали, 980 тонн проката, 2.000 тонн ли-
стопроката, — говорит секретарь комите-
та ВЛЕСМ тов. Киселев. — В общей слож-
ности молодежь завода дала сверх плана
продукции на 5.235.000 рублей.

Несмотря на серьезные успехи, достиг-
нутые заводом в прошлом году, все же
предприятие несло большие потери. Только
на браке завод потерял 13 миллионов руб-
лей. Занимаясь вопросом устранения по-
терь, комсомольцы завода «Серп и молот»
подечитали, что если бы 13 комеомольеко-
молодежных бригад мартеновского и .про-
катного цехов снизили брак на 0,1 про-
центз, то за год это дало бы экономию
свыше 73 тысяч рублей.

В начале января на собрании  комсо-
мольекого актива мы обсудили обращение
молодежи сталинградекого завода  «Ирас-
ный Октябрь». Этой теме были посвящены
совешание бригадиров комсомольско-моло-
дежных бригад, лучших молодых  стаха-
новцев и заседание комитета ВЛАСМ. В
	ВС МОЛОДЕЖЬ CTOA Ma!
		ЗЛКСМ низацией, © м0ло-

дежью.

›рта Москвы Инициаторами
5 борьбы за  эконо-

мию явились наша
комсомольская организация, наша  мо-
подежь. На заводском собрании мы
раз’яенили всем рабочим, что дело, начатое
молодежью, — дело веего коллектива. [о
цехам созданы инициативные группы, ©о-
стоящие из комсомольцев и инженерно-
технических работников. Вместе е комео-
мольекой организацией мы выпускаем спе-
циальный бюллетень по вопросам экономии.

Выступивший заместитель секретаря.
МГК ВЕП(б) по химической и металлурги-
ческой промышленности тов. Лимно оста-
новился на вопросах под’ема  производет-
венной культуры, чистоты рабочего места,
bes которой невозможны высокая произво-
дительность труда и хорошее качестве про-
дукции. Тов. Лимно обратил внимание на
необходимость вплотную заняться вопро-
сами рационализации, внедрения передо-
вых методов технологии, скоростного реза-
ния металла. Всей этой работой следует
заниматься комсомольским организациям
не от случая к случаю, не ограничиваясь
контрольными постами и рейдами, а повее-
дневно выявлять и устранять производет-
венные потери, по-хозяйски относиться к
расходованию электроэнергии, материалов,
топлива, инструментов. Сейчас даже Ha
таких. предприятиях, ках «Сзрп и молот»
и «Динамо», сделаны только робкие шаги
в борьбе за экономию. В это дело большой
государственной важности нужно вовлечь
всех комоомольцев, всю молодежь столицы.

Секретарь МГК ВЛЕСМ тов. Гаврилов
огласил решение бюро о награждении По-
четными грамотами горкома комеомола и
премировании путевками на курорты груп-
пы секретарей комитетов ВЛАСМ 3a ye-
пешную организацию борьбы комеомоль-
цев и молодежи за экономию. В числе на-
гражденных — тт. Киселев («Серп и мо-
лот»), Аксенов («Динамо» им. Кирова), Бе-
ленков (завод счетно-пишущих машин),
Семенова (завод резиновых изделий) и
другие. Тов. Гаврилов подробно оета-
новилея на задачах комсомольских op-
ганизаций в борьбе за экономию, хозрасчет,
ликвидацию брака. Следует широко исполь-
зовать комсомольские посты, рейды, но,
не ограничиваясь этим, вовлекать всех мо-
лодых производетвенников в борьбу ¢ по-
терями на, производстве.

Секретарь МЕ иМГЕ ВЛЕСМ тов. Kpa-
савченно поддержал предложение об орга-
низации социалистического соревнования
комсомольцев и ‘молодежи за экономию,
против расточительства с тем, чтобы пер-
вые итоги этой работы подвести к 1 мая.
		Совещание секретарей комптетов ВЛКСМ
рпятий промышленности ц транспорта Москвы
		результате были разработаны вонкретные
мероприятия, организованы контрольные
комсомольские посты,

29 января было проведено общезавод-
ское собрание молодежи, посвященное это-
му вопросу, на котором выступил © докла-
дом директор завода тов. Ильин. На собра-
нии были приняты конкретные обязатель-
ства.

В результате проведенной работы за два
месяца текущего года выдано сверхилано-
вой продукции на 1.300.000 рублей,
сэкономлено 172 тысячи рублей.

В цехах завода создано 70 контрольных
	постов, в состав которых входит 230
комсомольцев.
ОРГАНИЗОВАТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
	УЧЕБУ АКТИВА
	— По цехам нашего завода, — го-
ворит секретарь комитета ВЛЬСМ тов.
Кривицкий, — сейчас организованы комсо-
мольские посты, которые помогают выяв-
лять расточителей, беречь государственное
имущество. В ходе работы мы убедились,
что наш комеомольекий актив недостаточно
знаком © вопросами экономики и органи-
зации производетва; Чтобы повысить эко-
номическое образование актива, мы орга-
	низовали WARE лекций по этим вопросам, B
	марте уже проведены лекции 06 экономике
советекого государства, о хозяйственном
расчете и себестоимости, организуем встре-
чу с новатором производства тов. Якуши-
НЫМ.

Мастер комсомольско-молодежной брига-
ды швейной фабрики «Ёрасная швея» тов.
Суховерхова поделилась опытом своей ра-
боты,

Начальник фабрично-заводекой инолек-
пии «Мосэнерго» тов. Малахов рассказал
об успехах, достигнутых на ряде предприя-
тий столицы по экономии электроэнергии.
Тов. Малахов подробно разобрал причины
перерасхола электроэнергии на комбинате
«Трехгорная мануфактура», заводах «Ва-
УЧУЕ» и имени Маленкова.

0 том, как добились экономии на заводе
СВАРЗ, сообщил секретарь комитета ВЛЕСМ
этого предприятия тов. Дутлов.
		— Наше предприятие в прошлом году
дало 3 миллиона рублей прибыли, — 1о-
	ворит директор завода резиновых изделий
тов. Сорокин. — Этих успехов мы достиг-
ли благодаря деловому содружеству с

*
	нетерпеливо ждали.

Внезапно на’высоких
столбах вспыхнули

и ровно засияли фо-
Hapa. Свет их был

вование своего люби
мого детища. Он

‘предлагает opura¢

нальный метод упро»

РТТ atinm Била
	необычайно ярок. Но-
слышались возгласы
одобрения. ‚ Всех по-
разил чудееный «огонь с неба». Особенно
удивляло то, что лампы заторались и гасли
без видимого прикосновения в ним.

«Лодыгин, — писали на другой день гз-
зеты, — демонстрировал на Песках, близ
Преображенского плаца, великому множе-
ству собравшегося народа изобретенные им
электрические лампы накаливания».

Впечатление по свидетельству современ-
ников было потрясзющим. «Изобретатель,
— сообщали газеты, — обещает в непро-
должительном времени усовершенствовать
свою систему. По его мнению, электриче-
ский свет более благоприятен для глаза,
улобнее и безопаснее всех других споео-
бов освещения:  керосинового, газового.
Публика наградила изобретателя дружны-
ми рукоплесканиями».

Этот бурвый успех выпал на долю моло-
дого ученого Алекоандра Николаевича Л0-
AbITHHA.

Лодыгин юношей приехал в Петербург.
Средетв на жизнь не было, и он поступил
дежурным монтером газовой компании «Си-
риус>.

Как-то, разглядывая отражение обычной
дуговой горелки на экране, Александр Ни-
колаевич обратил внимание, что свет пре-
имущественно излучается от накаленных
концов углей.

«Мне пришла в голову мысль, — писал
впоследствии изобретатель, — заместить
дугу угольным цилиндром, который, будучи
накален током, давал бы свет, не поглощая
лишней энергии, Таким образом от двух
угольных полюсов, соединенных дугой, я
пришел к одному тонкому углю, не пред-
етавлявшему перерывов».

Длинную и нелегкую дорогу должен был
проделать тонкий уголек, светящийся на
столе экспериментатора, прежде чем пре-
вратился в лампу, которая завоевала всеоб-
щее признание, засияла зв домах и на улн-
цах.

Первая в мире демонстрация нового ис-
точника света— угольных лампочек—ыг-
рала огромную роль в развитии техники.

Лодыгин неутомимо и наслойчиво про-
	должает улучшать свою лампочку.
	Bee чаше в газетах и журналах © HEX
стали появляться статьи и фисунки. Ho
нарское правительство оставалось глухим
и равнодушным к великому открытию рус-
ского изобретателя.

Наконец, ему улыбнулась удача. 0 тру-
дах Лолыгина доклалывают Российской
	чения ‹ НИТИ, —в104
следствии применен
ный на ламповых 34=
всдах всего мира, — стерженек из крепко
то дерева густо обсыпается угольным поч
рошком и прокаливается при высокой тем
пературе. =

В 1877 голу лейтенант Флота Хотивский,
командированный в Соединенные Штаты
Америки, захватил © собой несколько лоч
дыгинсвих лампочек. Узнав, что преобра+
зованием электрической энергии в свет»
вую занимается знаменитый Томае Эдисон,
OH посетил американца и показал ему
«восьмое чудо», созданное русским изобре«
тателем, подробно познакомив Ученого 4
результатами настойчивых исканий Jou
тина.   й
Эдисон ©рззу опенил открытие’ русекотв
ученого и вскоре подал заявку © требовач
нием выдачи ему привилегии на конструк“
цию угольной лампочки... за шесть лет да
того сделанной руками Лодыгинз,

Во французском журнале того времен
«Ля люмьер эяектрик» мы находим тзвне
строки:

«А Додыгин? А его лампы? Почему ne
сказать, что в солнечный свет изобретеч
в Америке?».

В Соединенных Штатах затевзется гром
кий судебный процесс. Тут-то и выясни“
лось, что истинным. изобретателем лампоч“
ки накаливания является Лодыгин.

Александр Николаевич уезжает 33 тра
ницу, и здесь ему удается вторично опере
дить Эдисона. Исследуя свойства металли-
ческих нитей, заключенных в стеклянную
колбу, откуда начисто выкачан воздух, он
раньше американца делает смелый вывод:
надо отказаться от угольной нити. Упорно
экспериментируя, он создает нити из MO
либдена, вольфрама, осмия и других туго“
плавких металлов. Новая лампа с молиб»
деновой нитью, запатентованная Лодыгич
ным в 1890 году, в основных чертах дожич
18 до нашего времени. Экспонированная BS
всемирной Парижской выставке в 1900 го-
ду, она в состязании с эдисоновской лама
почкой по всем показателям завоевала пера
венство, оказалаеь более совершенной, экоч
номичной, надежной, излучала больше

ИНрошлю двадцать пять лет ©0 дня смерги
Алекозндра Николаевича ФЛолыгина; Имя
	выдающегося изобретателя, замечательного
	конструктора, исследователя-новатора. Ha-
всегда вошло в: историю русской и ми-
ровой науки и техники.

Г. КОЛЬБИН.
		Новые издания трудов Ф. Энгельса
	Государственное издательство  политя-
	ческой литературы выпустило в свет но-
вое издание известного проязвеаления
	вое Издание известного произведения
Ф. Энгельса «Анти-Дюринг». Весь текет
его дан в заново проверенном и перерабо-
танном переводе. Десятая тлава раздела
«Политическая экономия», написанная
Марксом, сверена с фотокопией рукописи,
хранящейся в Институте Maprea —
Энгельса — Ленина. Те места из «Анти-
Дюринга», которые цитируются Лениным.
	включены в текст в ленинском переводе. гэкземпляров.
	— Возвращайся скорей! — говорила она
мне. — Я боюсь долго оставаться‘ одной.
Без тебя мне тяжело...

Цосле победы над, Германией я получил
от Татьяны длинное письмо. Она сообщала,
что кончает университет, и комиссия пред-
ложила ей поехать работать на Алта&,

«Ты понимаешь, ехать одной в какой-то.
край, где sce чужие и нет ни одно»
го анакомого лица! Променять Москву, с
ее театрами, музеями, шумными улицами и
площадями на глухомань! Нет! Я не могу
на это решиться. Ты должен помочь мне!
Приезжай скорей!»:

Что я мог ей на это ответить? Я напом-
нил Тане, как на первом курсе мы вместе
мечтали о походах и экспедициях в горах.
Как увлекались романтикой труда геолога,
мечтали о находках и открытиях, «Где бы
ты ни была, мы все равно будем вместе»,—
писал я Татьяне.

По дороге на Дальний Восток я получил
разрешение сойти с эшелона и провести три
дня в Москве. Таня жила Ha ade, 3a Topo-
дом. Никогда не забуду тот душный авгу-
стовский вечер, когда я ‘подошел к ее ка-
литке. Еще через сад я услышал звуки му-
зыки. Веранда была ярко освещена. У Та-
ни были гости. Чей-то густой баритон на-
певал под аккомпанемент гитары.

Мое появление произвело переполох на
веранде. Ты представляешь, я стоял в своей
запыленной, выгоревшей гимнастерке, в
кирзовых солдатских сапогах среди разо-
детых людей, как чужой. Татьяны на веран-
де не было. Ко мне подошла Нина Василь-
евна.

— Познакомьтесь, это тании товарищ по
университету, — представила она меня гостям

В этот момент из комнаты вышла Татья-
ва. Она порывисто бросилась ко мне, но
вдруг смущенно запнулась и после едва
заметной паузы: протянула руку. Впервые за
все годы мы оба испытывали чувство’ не-
ловкости при встрече друг с другом.

— Ты совсем, да? — это был первый во-
прос, который она задала мне.

— Нет, Татьяна, пока я только проездом,

Не буду рассказывать, как прошел этот
вечер. Я чувствовал, что любимый человек
уходит от меня, становится чужим, непо-
HATHBIM.

Гости еще не расходились, когда я
вспомнил, что скоро уходит последний по-
езд в Москву.

— Посидите еще, Борис! Петр Иванович
отвезет вас в своей машине. Ему тоже на-
	о ехать в город, — предложила Нина Ва-
сильевна.
	В настоящем издании впервые нз руся
ском языке публикуются статья Энгельса
«Тактика пехоты и её материальные 05
новы» и некоторые новые отрывки разде»

ла «Из подготовительных работ К «Акт
Дюрингу».

Вышел -из печати также apyrod труд
Ф. Энгельса «Диалектика природы». Текет
этого издания сверен с фотокопиями. руко-
писи.

Тираж каждой книги — 200 тысяч
экземпляров: (ТАСС).
	Я поблагодарил и отказался. По пути до*
мой вечер казался мне таким душным, что
нехватало воздуха.

На сяэдующий день я приехал”к Татья»
не с намерением поговорить с ней серьезе
но; Она встретила меня со слезами.

— Я люблю тебя, но жизнь  сильнеа
чувств, — говорила она,  всхляпывая. -—>
Ты опять’ уезжаешь, и мне придется одной
тащиться куда-то далеко от Москвы.

Мне. все стало ясно. Нина Васильевна
использовала слабые стороны характера
своей дочери. Она убеждала ее не откло“
HATE предложения Петра Ивановича, «че“
ловека с положением», крупного работника,
который давно уже настойчиво ухаживал ва
Татьяной.

Все эти три дня Таня была в смятениль
Я видел, как борются в ней- противореча*
вые чувства. Мне было очень больно, во Я
‘не упрекал ее и не предпринимал ничего,
зтобы удержать. Если любит по-настоящез
My, — все будет хорошо. А если’ нет,
лучше порвать сразу. Меньше мучений.

Мы простились, а через три месяца в
далеком корейском городе я получил of
Татьяны короткое письмо.

«Трудней всего признаваться Не в том,
что преступно, а в том, что постыдно #
быть может смешно, — писала она. — ;
попрежнему люблю тебя, а выхожу замуж
за другого».  Далыше она   сообщала, что
скоро уедет с Петром Ивановичем за гра“
ницу, где он будет работать в торгпред
стве.

— Вот и вся история:—Борис расстегнул
шинель и достал из левого кармана кителя
маленькую фотографию. — И все же, вот
уже три года после того, как это случи
лось, я храню ее портрет. Не знаю, зачем;
наверное потому, что люблю ее досих пор,

Когда я приехал в Москву, то нашел
дома несколько таниных писем. Она писа*
па, что ошиблась, что не нашла счастья 8
‚Жизни с нелюбимым человеком... И вот,
наконец, эта сегодняшняя встреча в TeaTs
ре... Она хочет порвать с. мужем и начать
все сначала...

— Что же ты решил? — спросил я после
долгого молчания.

с ничего не ответил. Он снова вы
нул фотографию; посмотрел на нее; прочи“
тал надпись на обороте и разорвал на мел»
кие клочки.

Он был очень возбужден. Мы шли в т*
шине ночи по пустынным улицам Москве
таким знакомым и с детства родным.
		Па выставке, посвященной борьбе комсомольцев и молодежи Москвы за экономию.
НА СНИМКЕ: на переднем плане (слева направо) секретарь комсомольской орга-
	Силаева, заместитель секретаря комсо-
	низации артели «Швейремонтодежда» Н.
	мольской организации завода «Стекломашина» М. Шкурин. и заместитель секретаря
комсомольской организации завода «Компрессор» Г. Замотаев. Фото В. ТОКАРЕВА.
	ся, «любовная лодка разбилась о быт»...

Я почувствовал, что невольно причинил
другу боль, разбередив еще незажившую
рану, к переменил тему разговора.

Возможно, я еще долго ве узнал бы ис-
торию Бориса, если бы не один случай... Мой
друг очень любит оперу. На-днях он при-
гласил меня в Большюй театр на «Пиковую
даму». Мы сидели в партере. Борис с удо-
вольствием слушал чарующую музыку
Чайковского.
	Во время второго действия я  обратил
внимание на сидевшую в боковой ложе кра-
сивую, нарядно одетую молодую женщину,
которая пристально смотрела на Бориса. Ее
интерес к нему был настолько очевиден, что
я хотел уже пошутить насчет успеха, кото-
рым капитан пользуется у женщин. Но тут
мне показалось, что я где-то видел лицо
незнакомки. И в тот же миг ярко вспомни-
лась маленькая фотография, которую Bo-
рис так часто показывал в блиндаже.

Конечно же, это она — Татьяна! Тот
же нежный овал лица, те же большие тем-
ные. глаза, те же вьющиеся локоны, UH
спадающие на плечи. .

«Сказать или не говорить Борису?». Это
была первая мысль, которая пришла мне в
голову. Но тут Борис сам увидел Татьяну.

Даже в полуосвещенном зале театра бы
ло заметно, как побледнело лицо капитана.

— Это она? — шопотом спросил я.

— Да, это она, — ответил он с печаль-
ной улыбкой.

В антракте Борис не хотел выходить из
зала. Он сидел мрачный и задумчивый. В
это время к нам подошла Татьяна.

Бывают обстоятельства, когда даже ca:
мого близкого друга лучше оставить одно-
	го. Я поднялся. — Не уходи, не надо! По-
знакомьтесь. Это мой фронтовой това-
pHi, — представил меня Борис. — Пом-
	нишь, ты получила от него письмо, когда
меня ранило?

Татьяна покраснела и неловко улыбну-
лась. Потом она обратилась к Борису:

— Мне очень нужно с тобой поговорить,
Борис.

— Ну, что ж, говори. В нашем распоря
жении целых пятнадцать минут.

— Ты очень щедр! Но я не вправе упре*
кать тебя...

— Танюша, куда же ты пропала? — раз-
дался вдруг сзади чей-то густой баритон, и
перед нами предстал лысеющий блондин
лет сорока. в модном длинном пиджаке. —
Стоило мне на минутку зайти в куритель-
ную, как ты уже нашла здесь знакомых
	№ ФГДА РАСЧЕТ
	LAD UDUBUA co.
	о тех пор, пока не получу хотя бы корот-
кой записки, написанной им самим».

Вскоре ‘вихрем военных событий я был
заброшен в Чехословакию. Теперь у меня
изменился номер полевой почты, и этим я
об’яснял отсутствие писем от Бориса.

Прошел год. Я демобилизовался и вер-
нулся домой, в Москву. На второй же день
поехал к Борису. Мне открыли соседи.

— Боря в армии, а отец его умер минув-
шей зимой, — вот все, что они могли ска-
зать о моем друге. .

Позвонил Татьяне. К телефону подошла
ее мама, Нина Васильевна. Осведомившись
кто говорит, она коротко ответила, что Та-
ни в Москве нет, она окончила университет
и уехала. Больше ничего мне узнать не
удалось.

Шло время, Однажды вечером у меня в
квартире раздался звонок. Открыв двефь, я
не успел опомниться, как был схвачен в
	об’ятия каким-то высоким военным, Это
был Борис С
После первых бурных приветствий of
	снял шапку и шинель, и я смог рассмотреть
друга, с которым ВЫ более трех лет
тому назад. заметно изменился. Он
возмужал, стал papocee. Искры сухого бле-
ска появились в его глазах. Прямые твер-
дые складки пролегли в уголках рта. В его
прекрасной каштановой шевелюре появи-
лась тонкая седая прядь.
	— Да ты уже капитан! Поздравляю, Бо-  .
	рис! — воскликнул я, увидев на его широ-
ких плечах золотые погоны с четырьмя се
ребристыми звездочками. — И орден Алек
сандра Невского получил! Молодец!

Борис рассказал мне о своей жизни пос-
ле ранения, Три месяца пролежал он в гос-
питале, потом вернулся в. строй и успел
принять участие в штурме Берлина. Вое-
вал в Маньчжурии и Корее. А вот сейчае
приехал с Дальнего Востока в Москву
учиться, поступил в Военную академию.

— Сначала думал кончать университет,
— ведь я ушел на фронт со второго курса
Да ведь и академия — дело не плохое!
— оживленно рассказывал Борис.

— А где же Татьяна?—При этом вопросе
лицо Борися сразу помрачнело. Наступило
тягостное молчание.

— Это скучная история, — сказал он, на-
конец, с горькой успешкой,—Как говорит-
		БОРИСОМ С. нас связывают проч-

C ные узы испытанной фронтовой друж-

бы. Мы познакомились в осажденном
Сталинграде тревожной осенью 1942 года.
Больше двух лет делили горести и радости
суровой боевой жизни, вместе ходили в не-
мецкие тылы, ели из одного котелка, бес-
сонными ночами вспоминали далекую Мо-
скву — наш родной город.

Часто Борис с увлечением рассказывал
мне о своей невесте, студентке Московско-
го университета Татьяне Н. Она присылала
ему длинные письма, полные ласки, тоскя
и пылких признаний. Борис любил ее пре
данно и глубоко. Бывало, он доставал из
левого кармана гимнастерки ее портрет и
подолгу смотрел на нежное девичье лицо
с большими, чуть лукавыми глазами. На
обратной стороне фотографии крупным, поч-
ти детским почерком была сделана над-
пись: «Люблю тебя, как жизнь, как свет,
как солнце. Всегда твоя Таня». И ниже ру-
кой Бориса были приписаны карандашом
четыре строки:

«Знаю, нас не разлучить годам,

Память все шумит, как дождь по крыше,

Я все радости свой огдам,

Чтоб о радости твоей услышать».

Зимой 1944 года, во время уличного боя
в прусском городе Гольдапе Борис был тя-
жело ранен. Пуля вражеского снайпера по-
разила его в грудь. Его отвезли в медсан-
бат. Весь день Борис метался на койке. В
бреду он часто называл имя Татьяны. К
вечеру жар спал, и Борис пришел в себя.
Его должны были эвакуировать в госпи-
таль. Прощаясь со мной, Борис просил со-
общить Татьяне, что он легко ранен в ру-
ку, и поэтому некоторое время писем от
него не будет.

— Я не хочу, чтобы Танюша из-за меня
волновалась. А хирург сказал, что я долго
не смогу писать, — добавил Борис, и доб-
рая улыбка осветила его бледное, осунув-
шееся лицо.

Я выполнил просьбу друга, и в ответ по.
лучил от его невесты большое письмо.

«Вы не можете себе представить, kak
меия потрясле известие о ранений Бориса,
— писала девушка. — Какая-то дикая тя“
эжесть легла на плечи, и сразу стало беско-
речсо тоскливо и одиноко. Я не успокоюсь
	молодых людей! Ах, это вы, капитан? Ведь
мы, кажется, уже встречались?

— Простите; не помню! — Борис. под»
нялся и увлек меня в фойе.

Когда открылся занавес и началось по-
следнее дейстВие, боковая ложа была пу*
ста...

Мы возвращались пешком. Был мороз-
ный вечер, полная луна светила над при-
тихшим городом.

— Когда мы встретились, я не хотел те-
бе рассказывать © Татьяне, — нарушил мол-
чание Борис. — Мне было больно и потом
где-то в глубине души теплилась надежда,
что еще не все оборвалось, что, может быть,
мы еще будем вместе. Но сегодня вечером
я почувствовал и понял — возврата нет! Не
я расскажу тебе все по порядку.

После госпиталя я получил  трехне-
дельный отпуск и приехал в Москву. Эти
дни промелькнули, как чудесный сон. Та-
ня была счастлива. Она радовалась, как
девочка, моему приезду. Все вечера мы
проводили вместе. , .

Однажды я пришел к вим рано. Татьяна
еще была в университете. Нина Васильев»
на усадила меня на диван.

— Вот вы, молодой человек, лежали в
госпитале и не знали, как тут Танюша из-
за вас убивалась. Нози не спала, похуде-
ла. Скрытная она, только тогда я поняла,
yo ofa Bac любит. А думаете ли вы об
этом? Ведь ‘она кончает в этом году геоло-
гический факультет. Пошлют ее на работу
куда-нибудь в Сибирь или в Казахстан,
каково ей там одной придется? А ведь вы-
то обратно на войну пойдете. Хорошо еще,
если скоро вернетесь. Ну, а потом что?
Опять в университет на второй курс?

Она говорила довольно недвусмысленно,
и я понял: Нина Васильевна не считает ме-
ня «подходящей партией» для своей доче“
ри. Чувство Татьяны не находило одобре-
ния у матери. Нина Васильевна несколько
раз упоминала при мне о каком-то Петре
Ивановиче, солидном человеке, который
`ухаживает за Таней, часто с удовольствием
говорила о его «персональной машине».

Тогда я почему-то не принял все это
всерьез. Я верил. что Таня меня любит, а
все остальное казалось несущественным.

Когда я спросил Татьяну, кто такой Петр
Иванович, сна расхохоталась.

— Да это один милый толстяк, который
мне в отцы годится. А ты уже ревнуешь?
Вот чудак!

Незаметно наступил день от’езда. На
вокзале Татьяна плакала. Казалось, она
	впервые задумалась о нашем будущем.