Суббота, 27 марта 1948 г., № 39 (895)
	IN
  м
\ 2

aI
	Паш  отеп
	мосповсиой
ite ЛЕМ

com
		того HE 3ABbITb~
	Он стоит большой, высокий. Острые
углы его плеч, чуть вз’ерошенные волосы
и поднятая вверх рука хорошо видны на
фоне ярко освещенной двери, Кругом, ночь.
Шуршщит в саду дождь. Мы в какой-то тре-
воге садимся в машину. Мучительны ми-
нуты прощанья: мы уезжаем от Горького,
от этого большого человека, ставшего за
эти дни для нае таким’ родным и близким.

— Закрывайте шеи, ‘простудитесь, —
наказывает Алексей Максимович.

Разве в этом сейчае дело? Как много
хочется сказать на прощанье, но мы мол-
чим. И Горький, знаем, нас и так пони-
Maer,

— Алексей Максимович, мы Bat HBO
гла, никогла не забудем! — срывающимиея
	OT волнения голосами врифим мы.
Машины  трогаются. Горький делает
несколько шагов вперед, платок в его ру-
ке вздрагивает. Машины 0б’езжают круг—
и вот еще между деревьями нам видны 0C-
вещенная дверь терассы и Горький, машу-
щий белым платком. Вот таким, словно
блатословляющтам вас в большой, добрый
	путь, и остался он в нашей памяти на всю
ЖИЗНЬ.
Это было давно, в 1934 году. Я была
	тогда пионеркой, но до сих пор встреча в
Горьким свежа в моей памяти, точно все
это было только вчера. И я знаю, где бы
я ни была и чт бы со мной ни случи-
10сь, этого мне, как и всем нам, никогда
не забыть.

В нашей иркутской тиколе, где я тогла
училаеь, был литературный кружок. И
мы — члены этого кружка — написали
КНИГУ © своей жизни, назвали ее — «База
вурносых». 0 книге очень тенло отозвался
Алексей Максимович Горький.

Мы познакомались с Алексеем Максимо-
вичем на   с’езде советских писателей,
который проходил тогда в Москве. Конеч-
но, первые минуты нам не верилось, что
перед нами настоянтий Горький. Но это бы-
	ла правда. Живой Горький протянул нам
	руки. Из-под нахмуренных бровей зорко и
весело глядели на нас ясные голубые
глаза.

Мы долго тогда беседовали с Алексеем
Максимовичем, и говорить с этим великим
человеком оказалось очень легко и просто.
Мы были в гостях у Горького на Малой
Никитевой, ездили в нему на дачу в Гор-
КИ. Помню, в перерыв на одном из заседа-
ий сезда Горький вышел в зал. Увилев
нас, он радостно поспешил навстречу, и
мы  бросились к нему. Алексей Максимович
держал очки, но ведь рук у него две, 6
нае много, и он, не задумываясь, взях
очки в рот и весело протянул нам обе рукл.
		Певец свободного
труда
	Светлая память © Горьком живет в
сердцах советских людей. На «Трехгорке»
его хорошо помнят старые рабочие, имев-
ие счастье видеть его.
	В 1924 году А. М. Горький побывал в
гостях у рабочих нашего комбината. С
большой любовью вспоминает об этой ветре-
че пенсионерка, бывшая работница комби-
ната Елена Казимировна Терентьева.

— С нетерпением мы ждали, ког-
да приедет наш Горький. Мне и моей
подруге Шпагиной поручили встретить
Алексея Максимовича. Около ворот фабрики
собралось много народу. И вот Горький при-
ехал. Простым, понятным языком он рае-
	сквазывал о строительстве нашего государ-
ства, интересовался работой ‘и жизнью
ткачей. Мы подарили своему любимому пи-
сателю цветы и шелковый платок, кото-
рый и сейчас хранится в Музее Горького...

Многие рабочие «Трехгорки» стали
друзьями Горького и имели © ним перепие-
ку. Как инициатор издания «Истории 0зб-
	рик и заводов» он горячо интересовался и
налпим предприятием.
	Молодежь «Трехгорки» е большим инте-
ресом читает произведения Горького. Нет
мололото рабочего, который не знал бы его
книг, правдиво изображающих жизнь тру-
дового человека. Среди ткачих «Трехгорки»
особенно любима повесть «Мать».

Недавно у нае на комбинате был прове-
ден литературный вечер, посвященный
80-летию со дня рождения Горького. С
большим интересом молодежь слушала бе-
седу о Горьком и его творчестве.

И сейчас, когда мы вепоминаем о Горь-
ком и читаем его книги, нам хочется быть
именно такими, как учил в своих произ-
ведениях А. М. Горький. И в дни борьбы
за выполнение плана, новой сталинской пя-
тилетки Горький живет < нами, в наших
повеелневных делах.
	Комсомолки А. ШЕРБАКОВА и Л. ХА-
РИТОНОВА, работницы комбината
«Трехгорная мануфактура».
		Алексей Максимович много. рассказывал
нам и о своем безрадостном детстве, и о
прекрасной, но нищей стране Италии, и 0
великих стройках налней великой Родины:
Горький говорил < нами требовательно и
серьезно, Kak co взрослыми. HW на вю
жизнь мы залюмнили его ‘слова 6 TOM, что
каждый человек, большой пли маленький,
в нашей стране, где бы он ни.был, делает
великое дело — строит социалистическое
общество, и поэтому он должен учиться
веегда и во всем. Он говорил и о том, что
настоящая дружба — это сила, равной ко-
торой нет.

Мы увезли тепло горьковской встречи
домой — в Иркутск. Через год написали
вторую книгу «В гостях у Горького». Ра-

Никогда не изгладится 0браз Алексея
Макенмовича’ Горького из’ памяти тех ли
тераторов, кому выпало счастье начинать
свой писательский путь под ззботливым
отеческим вотлядом великого нашего  ‹9-
временника.

В” 1928`году я, начинающая сибирская
писательница, отважилась послать А. М,
Горькому длинное письмо. “Для меня это
письмо было исповедью и ‘надеждой. В
конверт я вложила один из своих малень-
ких рассказов, написанный от руки, на
папиросной бумаге,

Если говорить честно, я не очень жда-
ла ответа из далекого Сорренто, где в 10
время проживал Горький. Какова же была
моя радость, когда ровно через три недели
мне вручили толетый пакет, на котом я
	хадаклерный почерк
	ботали нал ней долго, старались сделать 66   тотчас же узнала
	лучше первой. Алексей Максимович
	не   Алекеея Максимовича — прямой и очень
	увидел ее. Враги отняли у налпего народа   четкий, каждая буковка отдельно...
	«Н. Чертовой.
Вы. сердитая женщина, напиеали очень
	и всего человечества Горького.
Прошло много времени с тех пор. В жиз-
	ни каждого из нас ветреча © Горькиу зна-   хорошее письмо, хорош у Вас молодой зз-
quia очень много. Вот Ара Манжелес-— она   дор, хороша прямота ума, серлца...
	Всего лучше Ваша уверенность в TOY,
	иллюстрировала нашу книгу. Алексей Мак-
	симович заинтересовалоя ее рисунками, ве-  что должны притти гениальные женщины;
лел серьезно учитьея, настаивал, чтобы онз   Я тоже е юнооти верю в это — должны
после школы пошла в академию. Нелавно   притти, придут. Читали Вы мою «сказку»
	наша Ара окончила Акздемию художеств в  — «Мать»? Это — в «Итальянских сказ.
		Ленинграде. Она—скульптор. Й
	ТЗЕ-——мНно-   Бах». В этой поэме я выразил «
	гие. Гриня Ляуфман, которого Алексей Мак- ски» м как умел мой взгляд на женщину.
		симович на снимке так ласково треплет по   Не понимайте мой титул «Мать»
	голове, участвовал в штурме Берлина. Он   физиологически, » — аллегорически: мать
— капитан. и боевые ордена украшают   мира, мать всех великих и малых творюв
	его грудь. Тамара Гуркина (второй par
слева) преподает в Средней Азии. Рядом с
	(второй рял  «новой природы», новой жизни.
	Теперь — Вы. Рассказ написан бойко,

Я хорошо помню эту ночь. Мы лежали
в землянке, чутко велушиваясь в редкую
перестрелку на правом фланге. До наету-
пления оставалось три часа. Мы все мол-
чали. Потом ефрейтор Копылов, колхозник
из-под Пскова, тихо сказал мне;

— Товариш сержант, почитайте что-
нибуль,

До этого я часто читал своим бойцам
стихи, очерки, рассказы, но сегодня, ког-
ха приближалась торжественная минута,
когда люди юлжны были итти на реши-
тельный штурм, мне казалось, что читать
не стоит. пусть люди отлыхают.
	— Спи, Вопылов, — сказал я, — кни-
ги У меня нет...
— Есть книга. — поднял голову Сте-
	панов, лежавиий рядом со мной.

Он развязал вешевую сумку и протя-
нул мне истрепанную книгу. Это была
поресть Горькогя «Мать».

Прясев ка бревно, я стал читать.

Я читал страницы о манифестации, речь
Павла. спену свидания Ниаловны с сыном
	Hu BP A BB OD AM
	в тюрьме. В полутемной землянке, в ма-
хорочном дыму плыли слова о железном
мужестве, о чем-то большом, чего не вы-
разить, что можно понять только сердцем,
о величии борьбы за человеческое счастье.
Я читал негромко, и всем  каззлось, что
где-то рядом поет огромная медная труба
и булит бойцов, вызывая готовность к же-
стокому бою.

Мы не заметили, как прошли три часа.

Командир взвода младший лейтенант
Барабанг вошел в землянку и сказал:

— Пора!

Товарищи уже затягивали ремни и
брали. винтовки, & я, торопясь, дочитывал
последние строчки:

«Ее толкали в шею, били по плечам,
по голове; все завертелось темным вих-
рем... Но глаза ее не угасли и видели
много других глаз — они горели знакомым
ей, смелым, острым огнем...».

Взяв ВИНТОВЕИ, Мы пошли в 60й.

Е. КОНЖУКОВ.
Yy
	one UA 3 G8 Be

театре мне вместе с группой молодых ак-
теров поручили в учебном порядке подго-
товить отрывок из ньесы «На He»,

Нечего и говорить, что роль Наташи
надолго заняла все мои помышления и
желания. Но не так легко было мне спра-
виться с этой ролью. За кажущейся про-
сотой образов пьес Горького екрывает-
ся их необычайная глубина. Герои Горько-
го живут своей, только им присущей и
сложной внутренней жизнью.

Мы продолжаем настойчиво, от спектак-
ля к спектаклю работать над тем, чтобы.
полнее раскрыть образы героев Горького.
Моя Наташа еще совсем не та, какой бы
мне хотелось ее изобразить. Уместно вопо-
мнить замечательные слова  горьковского
старца Луки:

«Кто ищет — найдет, кто крепко хочет
— тоже найдет».

Нримером  самозабвенното, упорного
творческого труда служит нам жизнь
Алексея Максимовича Горького.

К. ИВАНОВА,

артистка МХАТ им. Горького.

ней—Ара Манжелес, далее —Шура Ростов-  но он был бы лучше, если 6 Бы написаля
пикова. учительнипа. живет на Крайнем  его проше, суровее и не в форме писем...
	Если решили писать — внимательней,
	Севере. Аня Хороших сейчас заместитель
	декана отного из факультетов Иркутского   неутомимо, упрямо изучайте язык.
	Всего доброго!
А. Пешков»,
В конверт был аккуратно вложен мой
	мединститута, Леня Безуглова—учитель-
nua wa Урале, Ала Розенберг (ее нет на
снимке) преподает английский язык в ин-
	ституте. Або и Баир Шаракшане воевали.   рассказ, весь испещренный красным кд-
Або — летчик. Баир — моряк. Сейчас они  рандапюм Алексея Максимовича.
	Трудно описать то состояние окрыляю-
	продолжают учебу. Наш руководитель ли-
	тературного кружка Ивав Молчанов—те-   щей радости и благодарной надежды, кото-
перь председатель отделения Союза совет-  рые вселило в меня письмо Горького. Моя
	ую Я ТОоГла Heald
	ских писателей Иркутска. Вожатая Г. №0-  первая книга,
	жевина заканчивает большую повесть © 4е-  писать, быстро двинулась вперед.
	В 1934 году я напиеала рассказ «Чер-
ный Орел» и попросила передать его
	нинграде. Соня фивотовекая и я — жур-
налистки.
	Хотя все мы живем далеко друг от дру-   Алексею Максимовичу. С волнением ждала
		га, мы попрежнему дружим, перепись ваем-   orpera, — я и сама не знала,
	CH, стараемся почаще встречаться,  под-
держивать друг друга. И всегда перед на-
ми живой образ великого ни простого че-
ловека — Горького. Он учит нас жить, го-
рячо любить Родину, трудиться для сча-
стья человека. Горький всегла с нами.
Алла КАНШИНА.
		ПОД-   щий получился рассказ или никулдьлиный!
	И вот я держу в руках свою рукопикь.
В углу на первой странице написано рукою
Горького: «Очень хоропю. Нужно довести
Авлотью Нужду до Октябрьской феволю-
ции, чтобы она пропела отходную старому
миру»:

Горький увидел в рассказе зерно 0у-
	душей повести или романа -—— и был прав,
	как я поняла это значительно позднее. Lia
настоянию Горького я поехала в деревню,
Второй рассказ, привезенный мною из
деревни, Алексей Максимович снова одоб-
PUA, взял в журнал «Колхозник», посове-

товал писать дальше и снова послал в
деревню. Так, работая: над романом «Раз-
рыв-Трава», я непрерывно ощущала 38-
ботливо ведущую меня руку Алексея
Максимовича.

Незабываемой, полезнейшей пеколой бы
ло для меня, кзк и для множества молодых
советских литераторов, руководство Tops:
кого...

Давно уже нет ереди нае Алексея Максе
мовича, Но попрежнему, по-современному
жгучи ето книги, ето палящие публиця-
‘стические статьи, его неисчисолимые дел!
`До последней минуты своей жизни, 0
последнего своего дыхания думал OH 0
советской литературе, © своем народе. Пос
ле смерти он остался для нае живым при-
мером благородного служения социалисти:
ческой Родине.

И ныне, вспоминая незабвенное имя
Горького, хочется сказать © нем — наш
отец. e

Писательница
Надежда ЧЕРТОВА,
	Мудрый воспитатель
	Это было шестнадцать лет назад. Вся
страна торжественно отмечала сорокалетяе
литературной деятельности Алексея Мак-
симовича Горького. В этот день бывшей
1-й опытной школе Наркомпроса было
присвоено ето имя.

Носить имя замечательного писателя
Hamed эпохи, друга великих вождей на-
шего народа — Ленина и Сталина — oro
была великая честь для всех нас. Это на-
лагало на преподавателей особую ответст-
BOHHOCTH.
	В нашей школе с особым чуветвом отно-
сятся к памяти Горького. Это видно во
всем—и в том, © каким огромным интере-
сом участвуют школьники в экскурсиях в
Музей А. М. Горького, посещают  горьков-
ские спектакли в Тватрах, как горячо м
страстно пишут творческие работы © его
жизни и произведениях, репетируют в
драмкружке сцены из пьес. «На дне» и
«Мещане».

Красочные, любовно сделанные стента-
зеты, монтажи, альбомы, посвященные
	‚ Горькому, — все это воскрешает в серд-
 Цах учащихся величественный образ муд-
	рого воспитателя человечесвих душ, в
икого сына великого народа.

...У входа в школу высится большая
скульптурная фигура писателя. Мудрые,
проникновенные глаза Горького словно
останавливаются на каждом  школьнике,
кажется, что идет он навстречу детям,
как всегда, улыбающийся, добрый  любя-
ий.
		Московский Художественный  Академи-
ческий театр недаром носит имя Алексея
Максимовича Горького: вся история тезл-
ра неразрывно связана с творчеством ве-
ликого пиеателя, драматурга. Горький бли-
зок и дорог каждому актеру нашего театра.
На его пьесах воспитались поколения ма-
стеров сцены, несших в народ горьковекую
правду жизни. —

Авлеры, которым выпало счастье быть
лично знакомыми © Алексеем Максимови-
чем, увлекательно рассказывают молодежи
о своих памятных встречах с автором пьее
«На дне», «Мещане», «Враги». Они живо
рисуют нам необычайно обаятельный образ
великого русского писателя, делятся вос-
поминаниями © его совместной работе с
коллективом театра нал спектаклями.

Еше в средней школе, задолго до но-
ступления в театр, я увлекалась творчеет-
вом Алексея Максимовича: писала сочине-
ния на темы его произведений, заучивала
наизусть его изумительные, яркие расска-
зы, знала все его пьесы и смотрела их на
сценах московских‘ театров. H вот на вто-
ром году пребывания в Художественном
	А. М, Горький беседует с пионерами -— авторами ‘книга «База курносых»,
	(1934 год).
		преподавательница литературы 204-й
школы им. Горького.
	навистью к лживой, ханжеской, насквозь
прогнившей культуре калиталистического
запада. Он воспитывал советских людей в
духе глубокой любви к своему народу, вос-
питывал в нае чувство национальной гор-
дости, подчеркивая, что именно советский
народ является законным наследником ве-
личайших завоеваний человечества.

статье «0 культурах» (1935 г.) Горький
совершенно справедливо указывал на 10,
что истинным наследкиком общечеловече-
	шлого». Он учит молодежь гордиться своей
прекрасной Родиной, самой богатой, самой
могущественной, самой счастливой в ми-
ре. Однако одной гордости — мало. Сча-
стье жить в такой стране должно быть оп-
лачено поистине героическим. трудом.
Труд свободный, радостный труд —
один из важнейших  заветов Горького,
оставленных им. «Всю мою жизнь, — пн-
сал Горький, — я видел настоящими  ге-
роями только людей. которые любят и
	16 советского общества. Горький еам был
величайшим оптимистом, его мировоззре-
ние веегла отличалось светлой верой в не-
исчерпаемость творческих ° возможностей
народа. Горького восхищал оптимизм нашей
молодежи, ее бодрость и жизнерадостность,
которыми проникнуты жизнь и быт ROM-
сомола, передового отряда советекой моло-
дежи; он неизменно подчеркивает инициа-
THBHOCTh комсомольских  организапий в
разрешении самых актуальных политиче-
ских, хозяйственных и культурных за-
дач,’ стоящих перед страной. «Комеомол,
—писал Горький, — неистощимый резерв
партии, уже показал миру свои творческие
силы по работе строительетва социалисти-
ческого государства, показал и непрорыв-
HO изо-дня. в день показывает овои силы».

В рядо своих статей А. М. Горький под-
черкивает тот факт, что комсомол идет
впереди, что он является инициатором
крупных дел и, как правило, блестяще с
ними справляется. Горький откликается
на мероприятия, задуманные комсомолом.
Комсомол организует сбор книг для дерев-
ни. Горький немедленно поиветствует это
начинание, помогает его осуществлению.
Московский комсомол организует поход за
изучение природных богалетв напюй Ро-
дины — Горький выступает со статьей
По этому поводу.

На молодежь вообще и комсомол в ча-
етности Горький возлагал большую задачу
по борьбе за высоко-пдейную художеетвен-
ную литературу. В письме редакции «Ком-
сомольекой правды» Горький по этому по-
воду писал: «Если комсомол возьмет на
себя весьма трудное дело помощи росту
литературы внутри етравы и рту се
значения за рубежом, — комсомол возь-
мет на себя еще одно героическое дело».

Горький глубоко верил в огромные
творческие ‘силы советской молодежи. Он
знал, что советская молодежь, комеомольны,
	руководимые партней ЛШенина-—Сталина,
могут взять на BOM Tew поистине
героические дела. «Поколение героев».
	— так назвал горький в одной из chonx
	Друг и наставник
MONOCCH Uu
	коммунистической партии в организации
великой победы передового отряда пролета-
риев всех стран».

Горький подчеркивал, что наша моло-
дежь не знает кошмаров  капиталистиче-
ского строя, не подвергаемя уродующему
влиянию «свинцовых мерзостей». В этом
ее счастье, но в этом и причина того, что
некоторая часть молодых людей недоста-
точно ценит завоеванное прошлым поколе-
нием. Поэтому Горький всегда говорил,
что «надо знать прошлое во веем его мрач-
ном, бытовом бесчеловечьи, с его гнусным
цинизмом, с его изумительным лицемернем.
Это необходимо для того, чтобы воспитать
в себе органическое отвращение к капи-
талистическому прошлому, чтобы тонко
чувствовать раздражающее влияние его
пыли, чтобы научиться исторически мыс-
лить, чтобы насытить боевую теорию ле-
нинизма фактами и углубить ее, чтобы
усвоить дух большевизма, его непримнри-
мость, его гибкий разум, отточенный исто-
рией протилого».
	Горький призывает изучать не только
историческое прошлое. Для Горького про-
клятым, но еще неизжитым прошлым яв-
ляется капиталистический мир, существу-
ющий за пределами нашей Родины. Ста-
тьи Горького полны беспощадного пламен-
ного гнева хо всей империалистической
мерзости. В каждой статье и особенно там,
где он говорит мололежя и о молодежи. он
учит пролетарской ненависти к врагам
нашего народа, к тем, кто ввергает человэ-
ческое общество в пучину войн, кто про-
поведует человеконенавистнические  Ted-
рии, кто лжет и клевещет на великий со-
ветский народ.

Горький учил советскую молодежь пре-
Жде всего относиться © непримиримой не-
	Великий писатель советской земли А. М.
Горький придавал огромное значение мо-
лодежи. Горький говорил, что именно мо-
лодежи принадлежит важнейшая роль в
борьбе за светлые идеалы человечества,
что она призвана завершить дело, начатое
старой большевистской гвардией.

Горького глубоко волновал» проблема
воспитания подрастающего поколения. Ве-
ликий писатель, проживший тяжелое дет-
ство. безрадостные отрочестве и юность,
проведший молодость свою в каторжном
труде, в условиях звериной ненависти ок-
ружавших его людей, только силой воли и
упорством лостигигий высот человеческой
культуры. Горький всегда уделял больнюе
внимание сульбам молодежи и как худож-
ник, и как публицист, и как обществен-
ный деятель.

Особенно много и горячо говорил и пи-
сал Горький о молодежи после победы Ве-
ликой Октябрьской сопиалистической ре-
Болюцип. Красной нитью через все выска-
зывания Горького. касающиеся советской
молодежи, проходит основная мысль: быть
достойным великого наследства русского
народа, революционных традиций прош-
лых поколений. А для этого’ надо прежде
всего учиться, нало овладеть всем куль-
турным наследством, которое нам доета-
Лось. ‚

Горький всегда говорил, что новый, ©0-
циалистический человек должен глубоко
познать историю человеческих взаимоотни-
шений. Особенно большое внимание в свэ-
их статьях ов уделял изучению прошлого
кашей Родины.

«Наша рабоче-крестьянская молодежь,
— писал Горький, —лолжна хорошо знать
труды и подвиги евоих отцов, должна под-
робно знать роль рабочего класса и его
	статей то поколение советских людей, ко-
торов родилось и развивалось уже в с
ветское время, то поколение, котор со
вершало чудесные дела на стройках 0та*
линских пятилеток, в борьбе за могущество
социалистической державы. Чуретвом глу-
бокой веры в это поколение звучали ег”
слова, обращенные к твереким комсомоль-
цам 30 марта 1928 г.

«История возложила на вас, молодежь,
великий труд — быть  проповедниками
нового отношения к человеку, учителями
строения новой жизни. Это обязывает вз6
дружно и усердно учиться, прежде Berd
учиться. Чем больше знает человек, тем
он сильнее. Это неоспоримо. А когдз чел0-
век знает, как огромна и величественив
цель, поставленная им себе, он становится
eme сильнее... Если вы хотите быть 19-
отными людьми, вы должны быть револю*
ционерами» .

Советская. молодежь оправдала большие
надежды своего великого писателя. Ha
протяжении всего времени существования
советского государства наша молодежь со-
вершила великие дела. На Сталинградекох
тракторном заводе и в Комсомольско-на-
Амуре, в песках Кара-Кумов и в Арктике,
на озере Хасан и у стен Берлина совет.
ская молодежь показала себя достойной
своих отцов, ‘достойной носить вые0ков
звание гражланина Советского — (2034.
Александр Матросов и 30a Коесмодемьян-
ская, Виктор Тзлалихин и Олег Кошевой
< детства вбирали в себя ту мудрость, гй-
торую завещал нам Алексей Максимовит.
Они жили по его завету — они бете
дельно любили свою мать — могучую
социалистическую нашу Родину, и, ие #о-
леблясь ни мгновенья, отдавали свою м№ло-
TY жизнь за нее, за свою Родину.

уже двенадцать лет Горького нет 6
нами. Но Горький жив. Жив в беби
ных своих творениях, в своих книгах, В
своих идеях, которые и сегодня вдохов:
TANT Hat Ha подвиги. Эти идем не VMI
ют и умереть не могут. Они вечно живы.
	Гр. ЛЕВИЮ.
	: р T
’ ВЯ
	целью себе освобождение всех сил челове-
ка для творчества, для украшения нашей
земли, для организации на ней форм жиз-
ни, достойных человека». Эти горьковекие
слова се предельной ясностью отражают об-
раз нового человека, призванного  пере-
страивать мир на началах коммунизма.

Это должен быть человек многосторонне
развитый, красивый духовно и физически,
Еристальной моральной чистоты, беепре-
дельно преданный делу Родины.

В облике нового человека немаловазк-
Но место с точки зрения Горького принад-
лежит физическому развитию. В письме
«землякам-динамовцам Горьковского края»
он писал:

«Основная работа «Динамо» — воепи-
тавие здорового тела, как вместилишя здо-
ровоге «духа». Физкультура и только?
Her, но только! Культурой мускулов усезл-
о занимаются во всех буржуазных госу-
дарствах, & там эта культура мяса идет в
явный ущерб культуре мозга. Там спорт
ставит перед сбой очень простую и яеную
цель: сделать человека еще глупее, чем
он есть... В буржуазных государствах
спортом воспитывают пушечное мясо п фо-
кусников. Нет надобности доказывать, что
задачи и работа «Динамо», сходные по
форме, по приемам, не имеют ничего 09-
его с буржуазным спортом по существу
(и смыелу».

Говоря о моральном и физическом обли-
ке советского молодого человека, Горький
‘на олно из первых мест ставил вопрое 6
	жизнеутверждающей, оптимиетичеекой еи-
	буржуазия, а мы, советские люди.

Горький находил уничтожающие слова
для характеристики  капиталистичеекого
строя и его культуры. Он утверждал, , что
«к варваретву приводит мир власть кали-
талистов». «Их культура, — заявлял Горь-
кий, — это ряд учреждений, действую-
щих совершенно свободно в целях защиты
и оправдания ничем не ограниченной вла-
CTH паразитивного меньшинства над тру-
довым большинством, над рабочими, кре-
стьянами и мелкой _буржуаеней, живущей
дряненькой работой на крупную. Их
культура — школа, где лгут, церковь, где
лгут, парламент, где тоже лгут и клеве-
шут, их культура — полиция,  кбторой
предоставлено право бить и р рабо-
чих».

Гниющему, разлагающемуся капитали-
стическому миру Горький  противопостав-
ляет светлый мир социализма’ в нашей
стране, где «на базе новой экономики скла-
дываютея новая мораль, новые нормы, но-
вые общественные ©вязи... гигантеки рае-
тут потребности, растет культурность на-
селения... необычайно быстро выдвигают-
ея кадры, еоздается новая пролетарская
интеллигенция». р
  Горький воспитывает в советском чело-
‘веке и прежде всего в молодом человеке
‘чувство величайшей гоолости за право
	чувство величайшей гордости 38 право.
называться гражданином страны социализ-
	ма, 34 Право жить «в стране, где великая
мудрость партин и железная воля ее вожля
Иосифа Сталина освобожлает человека of
	проклятых навыков и предрассудков IEDO-