Сузбоза,.5 апреля 1948 г.; № 42 (898%.
		FIO CKO
			первые побелы пытливой мысли
	Студенческое научное общество Московского электромеханического ‘института инженеров
транспорта разрабатывает проблемы больной государственной важности

ОТ АР ЗА ЗВ:

упорного труда

ХИ научно-техническая конференция
: студентов Московского электромеханиче-
  ского института инженеров _ транспорта
  им. Дзержинского показала  несомнен-
  вый рост технической культуры сту-
денчества. Выступления студентов в сек-
: циях конференции, тематика докладов и
  глубина разработки отдельных вопросов
свидетельствуют о значительных успехах
  пудеических научных кружков.
Студенты, выступавшие в секции экс-
плоатации подвижного состава, проявля-
  юг серьезный интерес к вопросам внедре-
: ния газового топлива на железнодорож-
ном транспорте. На протяжении трех лет
они отдают этому делу все свое свобод-
  oe время, включая и каникулярное. Не
: ограничиваясь теоретическими и литера-
: турными источниками, студенты устано-
  вили тесную связь с производственными
i предприятиями железнодорожного транс
порта, а также с таким крупнейшим
А об’ектом, как Кузнецкий
металлургический комбинат. — Оказывая
производству практическую помощь, они
: делают Это с энергией и любознательно-
ie свойственными лучшей части Ha-
шей молодежи.
  Железнодорожный транспорт, как из-
вестно, является наиболее крупным в
ет потребителем топлива. Поэтому
  широкое использование на железных до-
: рогах ноРого и притом дешевого вида
} топлива дает возможность’ освободить
  edt и уголь для других отраслей на-
  родного хозяйства, специфика которых не
} позволяет использовать газовое топливо.
} Таким образом, проблема эта имеет боль-
j woe экономическое и, народнохозяйст-
i венное значение.
: Желаю товарищам из кружка газифи-
кации с такой же энергией и любовью к
} делу продолжать и в дальнейшем работу,
  начатую на студенческой скамье. Я уве-
} рен, что, перейдя на. производство, они
окажутся в. числе пионеров широкой’ га-
зификации железнодорожного транспорта,

А. БАБИЧКОВ,
генерал-директор тяги 2-го ранга,
	доктор технических наук.
	НА СНИМКЕ: студенты Московского электромеханического института инженеров
транспорта им. Дзержинского у сконструированного ими агрегата в паровозном депо
	Московско-Курской железной дороги. Слева направо—М. Звенигородский, И. Пет-
рухин, И. Штейнберг и И. Розанов.
	Фото В. ГРАЧЕВА.
	Началом работы кружка газификации
железнодорожного транспорта можно ечи-
тать зиму 1945 года, когда группа студен-
тов приняла участие в испытаниях, KOTO-
рые я проводил, работая над своей лиссер-
тацией о рациональных методах ‘растопки
паровозов. Уже тогда У нас зародилась
мыель © создании студенческом кружка,
который мог бы заняться ренением проб-
лемы газификации.
	Аружок наш 90б’единил студентов энер-
гетического и механического факультетов.
Все они проявили живой интерее к приме-
нению газа на транспорте. Пе их инициа-
тиве руководитель отдела энергетики ми-
	ниотерства выступил на кружке © довла-
RGM.
	Тематика окладов, слеланных CTVICHTa-
	ми на заседаниях кружка и на научных
	СЕКЦИЯ ЭНТУЗИАСТОВ
		паучные сессии,
конференций и выставки,
посвященные А, Н, Островекому
	В Москве, Ленинграде” и`50; крупных
‚городах страны в ближайние дни открыва-
потея научные сессии н конференции, п0-
священные 125-летию со дня рождения
А. Н. Островского.

Сессия, созываемая в Доме-музее П. И.
Чайковского в Клину, уделят основное вни-
мание вопросам творческих взаимоотноше-
ний Островекого е великим композитором.
Ha выставке будут экепонированы  автор-
ские рукописные экземпляры опер Чай-
ковекого, написанных на сюжеты произве-
лдений Островекого.

Широко отметит юбилей Малый театр.
Здесь 12 апреля состоится торжественное
заседание. Организуются «утренники»
произведений Островекого и музыкальных
сочинений, навеянных пьесами ‘великом
драматурга.

Для открываютщейся во Веероссийском
театральном обществе юбилейной  сесеии
подготовлены интервеные статистические
материалы. До революции ‘пБесы Остров-
ского. шли в нашей стране в среднем до 2 с
половиной тысяч раз в год. Сейчае одни
лишь профессиональные театры показыва-
ют околю 13 тысяч спектаклей Островеко-
го. В театрах и ‘клубах произведения
Островского смотрят ежегодно 36 миллио-
нов зрителей.
	О АООТ
ГДЕ ЗАНИМАТЬСЯ

ПЕРОВСКИМ
СПОРТСМЕНАМ?
	Спортивный зал при клубе Перовекого
вагоноремонтного завода ‘им. Кагановича
был единственным местом, тле заводская
молодежь могла заниматься спортом. Здесь
был установлен турник, висели кольца.

Но в ‘январе все спортивные снаряды
неожиданно увезли и свалили в кладовую,
у физкультурников перестали пускать в
зал. Сначала здесь проводились заседания,
а теперь периодически занимаются кружки
художественной самодеятельности. 0 том,
что зал принадлежал когда-то спортсменам,
правление клуба предпочитает не вепоми-
нать.

Начинается летний спортивный сезон.
	Мало ` радости сулит он физкультурникам
завода: им и летом заниматься негде. Они
неоднократно просили дирекцию помочь в
строительстве спортивной площадки. Одна-
ко не только помощи, но и разрешения
на это до сих пор не получено, хотя возле
клуба имеется достаточно места для ует-
ройства беговой порожки, ямы для ПрыЖ-
ков, полосы препятствий.

— Обращались в Перовский городской
комитет и в областной комитет по делам
физкультуры и спорта, но пока безрезуль-
татно, — говорит инструктор физкультуры
тов. Миронов. — Вомитет комсомола, заво-
да считает, что это тоже не ето дело. И
секретарь комитета, тов. Фураева и член
комитета тов. Карякин, отвечающий 3a
физкультурную работу, далеки от’ спюртив-
ной жизни молодежи. Молодые спортемены
не видят их на соревнованиях. Они не ин-
TePCCYIOTCH, как проходят тренировки в
спортивных секциях.

Физкультурники Перовского  ватоноре-
монтного завода должны иметь свой спот-
чивный зал и летнюю спортплощадку. 00
этом давно пора позаботиться завкому за-
вода, секретарю Перовского городского ко-
митета ВЛИСМ тов. Николаевой и предсе-
дателю городского комитета физкультуры
тов. Провоторову.

Г. СИБИРЦЕВ.

Ic
	По следам наишх выступлений
	«НА «ИТРАФНОЙ» ВЕТКЕ»
	В корреспонденции под таким заголовком
(«Московский комсомолец» № 36) ‘указы-
валось, что на’. Московском  желатиновом
заводе из-за ‘нераспорядительности часто
простаивают вагоны на разгрузке, что при-
водит к крупным штрафам: 14.087 рублей
в январе и 36.703 рубля в. феврале.

Партийное бюро. завода, обсудив коррес-
понденцию, признало критику правильной.
Виновные в простоях вагонов” ‘получили
строгие взыскания. В результате принятых
мер разгрузка вагонов значительно ускоре-
на.
	людей, показаны семьи и большие. коллек-
TUBE.

Хочется отметить далее повесть В. Ав-
деева «Гурты на дорогах», роман Т. Кера-
Шева «Дорога к счастью». повесть И. Лик-
станова «Малышок». Ликстанов начинал
свой путь в двадцатых годах рядовым воен-
кором флота. Потом он стал журналиетом,
работником редакции на Урале. Журнализм
постепенне вырастал в литературные п00-
	бы более высокого порядка. И вот после.
	25 лет работы, проб, неустанной шлифов-
ки, совершенетвования, накопления жиз-
ненного опыта — автор дает книгу, удо-
стоенную Сталинской премии.

Нельзя не упомянуть о книге Н. Михай-
лова «Над картой Родины». Мы имеем дело
е новым жанром. Книга эта географиче-
	‘ская, но о Родине. рассказано так увлека-
	тельно, с таким образным, поэтическим
под’емом, что, казалось бы, простая, школь-
ная тема, поднимается до уровня поэмы, а
местами патриотической песни.

Весьма примечательно, что одновременно
первыми шюемиями отмечено творчество
молодых поэтов Н. Грибачева и А. Недото-
нова. 0ба выступили с произведениями на
колхозные темы. Молодая, поэзия, идущая
под знаком высоких традиций Некрасова и
Маяковского, добивается новых творческих
успехов.

Шемия 1-Й степени присуждена Влади-
миру Сосюре. Сосюра поэт, опаленный но-
рохом, поэт первых красногвардейских
дней, поэт, сохранивший огонь в крови.

Премии второй степени присуждены лат-
вийскому поэту Я. Судрабкалну—за стихи
«В братской семье», белорусскому поэту
Максиму Танку — за ‹борник «Кабы ве-
дали» и таджикскому поэту Туреун-Заде—
за чудесные стихи 0б Индии:

Среди лауреалов-драматургов Борисе Ру-
машов -—— один из зачинателей советской
драматургии. Последняя пьеса Ромашова—
«Великая сила», поставленная Малым те-
атром, весьма злободневна. Она посвящена
жизни нашей научной интеллигенции.

Снова отмечен премией народный писа-
	к ВОПРОСУ 0 ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
МЕЖЛУ СССР И ИТАЛИЕЙ
	ние обязательств по репарациям не будут
иметь места до срока, установленного Мир-
ным Договором.
	В ответ на эту ноту Советское ipa
тельетво 30 марта направило Итальянско-
му Правительству ‘ноту следующего е0=
держания:
	В ноте Посольства от 9 марта 1946 года
уже были изложены ©00бражения Coper-
ского Правительства © целесообразности
включения в программу предетоящих эко-
номических переговоюв между нашими
странами вопроса о поставках из текущей
Шрюдукцин итальянской промышленности в
счет репарапий. В той же ноте Посольства
сообщалось, что Советское Правительство,
внося предложение относительно перегово-
ров по поводу репараций, имеет в вилу, что
при этих переговорах стороны будут оста-
ваться в рамках постановлений Мирного
Договора как в отношений характера по-
ставок, так и в отношении установленных
Мирным Договором сроков.
	Продолжая оставаться на этой позиции и
имея в виду готовность Итальянского Пра-
вительетва при переговорах © заключении
соглашения о товарообороте и платежах, &
также договора © торговле и мореплавании,
одновременно обсудить в упомянутых вы-
п рамках также и вопросы, относящиеся
к репарациям, Советское Правительство
считает согласованной следующую про
трамму переговоров в Москве < итальян“
ской делегацией: 1) заключение соглашез
ния о товарообороте и платежах; 2) заклю-
чение соглашения по повоху репараций и
3) заключение договора о торговле и море
	плавании.

(ТАСС).
	Вак уже сообщалось, Советское Прави-
тельство в своей ноте от 9 марта на имя
Итальянского Правительства относительно
торговых переговоров между СССР си Ита-
лией, касаясь заявления премьер-миниетра
Италии г-на де Гаспери и министра ино-
странных. дел Италии г-на Сфорца о том,
что Советское Нравительство якобы выдви-
нуло требование, чтобы Италия приетупи-
ла к выплате ренараций ранее предуемот-
ренно№ Мирным Договором срока, указало,
что в действительности дело обетояло не
так. Советское Правительство раз’яснило,
что, внося свое предложение относительно
переговоров по поводу репараций, оно име-
ло в виду, что при этих переговорах сто-
роны будут оставаться в рамках постанов-
лений Мирного’ Договора как в отношении
характера поставок. так и в отношении
установленных этим договором сроков. В
ноте Советского Правительства от 9 марта
указывалось также, что в случае достиже-
ния соглашения по репарационному  во-
просу Итальянское Правительство может
не сомневаться, что все, другие вопросы
экономических и торговых отношений ме-
жду СОСРои Италией, поскольку это будет
зависеть от Советского Союза, будут раз-
решены во взаимных иятересах.

В своем ответе от 20 марта на упомяну-
тую ноту Советского Правительства Италь-
янекое Правительство сообщило, что оно не
считает полезным вести переговоры по ре-
парационному вопросу совместно © торго-
выми переговорами. Однако оно выразило
готовность при торговых переговорах обсу-
дить ‘также и вопросы, относящиеся кре-
парациям, лишь бы предварительно было
достигнуто соглашение, ‘что репарацион-
ные поставки и даже частичное выполне-
		конференциях института, разнообразна. Она
охватывает сложные теоретические и
практические вопросы.

Деятельность нашей секции не исчерпы-
вается только изучением теории. Студенты
принимают непосредственное ‘участие в
газификации железнодорожного производет-
ва, работают вполне самостоятельно, пре-
одолевая трудности, встречающиеся на их
пути. Занятия в кружке дали студентам не
только навыки научно-исследовательекой
работы, но и богатый материал для пред-
стоящего дипломного проектирования.
Аружковцы обратилиеь к руководству ин-
	ститута е просьбой утвердить им темы, евя-
занные с вопросами газификации. Их
просьба удовлетворена.
П. ЕРЕМЕЕВ,
кандидат технических наук.

——_—

МЕЧТЕ

генератора. Эта работа проводилась под ру-
ководством кандидата технических наук
Н. А. Фуфрянского. В конце лета нам уда-
лось почти в полном составе побывать в го-
родах Западной Украины, где. ремонтные
заводы, потребляют природный газ.

Во время зимних экзаменов в институт
прибыло письмо с Кузнецкого металлурги-
ческого комбината имени Сталина. Ру-
ководетво комбината обращалось за кон-
сультанией по поводу ‘введения в‘ евоем де-
по заправки паровозов кокеовым газом. Не-
медленно туда был командирован член
кружка студент Петрухин. В течение кани-
кул он самостоятельно провел испытания,
которые явились базой для более длитель-
ных и серьезных исследований по опреде-
лению наименьшего времени и наилучшего
режима заправки паровоза.
	Отновременно несколько кружковцев в0
главе е нашим руководителем П. В. Ереме-
	евым выехали в Саратов. где детально 03-
	накомились с газифицированным паровоз-
ным депо и провели испытания четырех
видов заправочных горелок, своей конетрук-
ции: Два вида горелок непытания выдер-
жали и сейчае успешно экеплюатируютея.
Внедрение газа в железнолорожную тех-
‘нику — дело новое. Поддержка, которую
оказывают нам Центральный научно-иселе-
довательский институт железнодорожного
транспорта и омел энергетики министерст-
ва, а также большой интерес к, нашей рабо-
те со стороны преподавательского состава
института свидетельствуют © том, что мы
заняты нужным, полезным делом.
	С. ОХОТНИКОВ,
студент 1\ курса.
	К торговым отношениям между СССР и Болгарией
		ров определяет 0бем и порядок осущест“
вления взаимного товарооборота в 1948

‘
ГОДУ.
	Договор о торговле и мореплавании и
Сотлашение 0 взаимных поставках товаров
подписали: се Советской стороны —  Ми-
нистр внепгней торговли А. И. Микоян и
с Болгарской стороны — Министр торгов-
ли и продовольствия т-н В. Добрев.
	2-го апреля Болгарская Торговая Де-
легация выбыла из Моеквы.
	Происходившие переговоры между Мини-
стерством внешней торговли СССР и Бол-
гарской Торговой Делегацией закончились
1-го апреля е. г. подписанием Договора о
торговле и мореплавании и Соглашения 0
взаимных поставках товаров на 1948 год.
	Договор. о торговле и мореплавании пре-
дусматривает применение принципа наи-
большего взаимного благоприятствования в
вопросах торговли и мореплавания.

Соглатение 0 взаимных поставках това-

Годовая экономия —
45.750 рублей.
	сенью 1946 года по чертежам, разраюо-
танным группой студентов Электромехани-
ческого института инженеров транспорта
под «руководством кандидата ‚ техниче-
ских наук П. В. Еремеева, в нашем
депо был построен передвижной
тазогенератор для  бездровяной  заправ-
ки (растопки) паровозов. В течение
двух недель студенты ‚Артемьев, Эвениго-
ролский, Петрухин, Штейнберг и Розанов
иснытывали газотенератор перед сдачей
его в эксплоатацию, выявляя и устраняя
некоторые конструктивные недостатки.
	Газогенератор  оказалея чрезвычайно
удобным. Экономические преимущества
его: сокращение времени простоя паровозов
под заправкой в два раза (вместо 4—5
часов-—2 часа), минимальная затрата топ-
лива (вместо 0,5—1 кубометра дров— 20
килограммов угля любых марок). В резуль-
тте только по нашему депо годовая эконо-
мия составляет 45.750 рублей в год. Глав-
ное же преимущество газогенератора —
возможность разжигать изровозы при пол-
ном отсутствии дров. Это особенно важно
для безлесных районов нашей страны. Тех-
нические достоинства генератора — удоб-
ство применения на территории всего депо,
облегчение труда кочегаров, которым те-
перь не приходится колоть, пилить и под-
носить к паровозам дрова.

Молодые тяговики Электромеханичееко-
го института инженеров транспорта сде-
лали большое и нужное дело. Надо на-
деяться; что и по окончании института
они будут энтузиастами газификации’ же-
лезнодорожного транспорта.

А. ЧАРКВИАНИ,
начальник депо Москва-!’ Москов-
ско-Курской ж. ‘д.
	Советская
на по
	Присуждение двад-
цати девяти Сталин-
eRIX премий за вы-
дающиеся работы’ в
‘области литературы
являетея новым про-
		Бывая в депо и на вагонных участках, мы
	убедилиюь, что применение угля сопряже-
но с массой неудобств и недостатков. Сюда
относятся и сравнительно высокая ©тои-
моеть этого: вида. топлива, и задымленность
цехов. и плохие санитарные условия рабо-
	ты. Возник вопрос; чем заменить ‘уголь!
Мы пришли к выводу, что идеальным топ-
ливом является газ.

Вскоре наша группа оформилась в науч-
	ный кружок газификации железнодорожно-
	го транспорта. На одно из занятий кружка
	пришел тов. Ддомагин, начальник Централь-
	ного отлела энергетики Министерства путей
	сообщения, он развернух перед вами отром-
		ные перспективы предетоящей  газифика-
ции железных дорог. После этого’ наити раз-
розненные; обрывочные мысли и соображе-
ния 0б`единилиеь в одну увлекательную
идею -—— внедрить газ в железнодорожную
технику:

Разбивииеь на несколько трупп, мы
приступили к практической работе. Это о5-
легчалось лем, что. мы уже имели некото-
рый оныт в обращении с передвижным га-
зогенератором депо Москва-1 Курской же-
лезной дороги. Однако теоретическая подго-
товка` у нас была недостаточной. Поэтому
зиму 1945 года и весну 1946 года мы по-
святили теоретическому изучению газового
дела. И вот, когда минувиим летом груште
товарищей из нашего кружка предложили
провести испытания и сдать в нормальную
эксплоатацию бандажный горн в депо име-
ни Ильича, мы без колебаний согласились и
справились © возложенной на нас нелегкой
задачей.

Другая часть кружковцев занялась проб-
Лемой порьипения производительности: газо-
	meme

местителем

тд: РО ра

в разных странах,
показал, как влияет
война на сознание и
поступки людей. Пи-
	сатель 00’ясняет на
живых примерах, как
	Американские военные поставки в Турцию
			ВАШИНГТОН, 2 апреля. (ТАСС). Мэр-
ское министерство заявило представителям
печати, что для отправки самолетов в
Турцию в течение ближайних  нееколь-
ских месяцев будут использованы три
эвкортных ‘авианосца. Эти самолеты вхо-
дят в программу «помощи» Турции. Ми-
нистерство ничего не сказало © количе-
стве или тинах самолетов, ‘которые пред-
полатаетея отправить в Турцию, но атент-
ство Ассошиэйтед Пресе ‘указывает, что
эскортные авианосцы водоизмещением ‘в
12 тыеяч тонн каждый обычно имеют на
борту 30 самолетов и в случае необходи-
мости могут перевозить свыше ста само-
летов каждый. Два эскортных авианосца
отправятся из порта Восточного побережья
и мин — из Сан-Франциско,

Морское миниетерство заявило, что авиа-
носеп «Рендова» должен прибыть в Турцию
28 апреля, авианосец «Сайбони» отправ-
ляется из Норфолка (штат Виргиния) 1 мая
	К ПРЕДСТОЯЩЕИ
КОНФЕРЕНЦИИ СОЮЗА
ЧЕШСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПРАГА, 2 апреля. (ТАСС). 3—4 апреля
в Праге состоится конференция Союза, чен-
ской молодежи с участием 1250 делегатов
от всех областей и районов Чехии и Мора-
вии. Конференция обсудит вопросы о но-
вых формах и методах работы Союза чеш-
ской молодежи, как единой юношеской op-
		и должен прибыть в Турцию 15 мая, авна-
носец «Палау» выходит из Норфолка 15
июня и прибудет 1 июля.  Военно-воздуш-
ные силы выделят обслуживающий ep
сонал для наблюдения за самолетами в пу-
ти. Морское министерство также заявило,
Что четыре американские подводные лолкя
покинут американские порты в начале ап-
реля, направляясь в Турцию. Они ‘будут
переданы. Турции по соглашению, об’явлен-
ному в январе этого года. Кроме того, co-
глашение предусматривает передачу Тур-
ции одного танкера, олного ремонтного.
судна, восьми тральщиков и одного судна
для установки заградительных сетей.

По сообщению корреспондента агентетва
Юнайтед Преге из Анкары, начальники
трех отделов американской военной мис-
вии встретились с презилентом Иненю,
чтобы изложить ему подробности, касаю-
щиеся воечного снаряжения, ^ отпразляе-
мого Соелиненными Штатами в Турцию.
	О ПОЛИТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА
	ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). В статье,
помещенной в тазете «Дейли уоркер», из-
вестный английский писатель Дуглас Гол-
дринг пишет о том, какую серьезную опас-
ность представляет для простых людей по-
литика английского правительства. «Про-
стые граждане. не такие. дураки; какими
предетавляют себе наши правители. Боль-
шинство народа сознает, что лейбориетский
кабинет уже продал наш остров Соединен-
ным Штатам для использования его в кз-
честве аванпоста для американской apua-
ции в обмен на помощь-по плану Маршал-
ла». Далее Голдринг указывает: «Решение
изгнать коммунистов может быть прием-
лемым для невежественных и доверчивых
людей, которые забывают, что в последней
войне все квислинги были консерваторами
или ирландскими католиками и что из
числа ‘солдат, убитых нацистами, 90 про-
центов были коммунистами».

—о—-
	МЕДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПОМОЩИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ГРЕЦИИ
	ПАРИЖ, 2 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Франс Пресс, 10 и 11 ап-
реля в Париже будет происходить Между-
народная конференция помощи демократи-
ческой Греции. На конференции примут
участие более 60 делегатов, в том числе
представители США, Англии, Польши, Да-
нии, Югославии, Бельшии, Швейцария,
Люксембурга и Австралии. Член англий-
ского парламента Зиллиакус еделает до-
клад об иностранном вмешательстве B Гре-
ЦИИ.

ee пан
	ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК СССР
АКАДЕМИК С. И. ВАВИЛОВ
ИЗБРАН ПОЧЕТНЫМ ЧЛЕНОМ
ИНДИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
	Президент Индийской академии Hayk
профессор Раман сообщил Академии наук
СССР о том, что на годичном собрании Ин-
дийской академии наук академик C. И.
Вавилов избран в число ее почетных чле-
HOB.

В ответной телеграмме академик С. И.
Вавилов благодарит за избрание ‘и указы-
вает, что оно должно явиться новым шагом
на пути творческого содружества индий-
ских и советских ученых, чьи исследова-
ния. направлены на прогресе человечества,
на благо народов. к

(ТАСС).
		тель Эетонии Лугуст Якобсон. Недавно мы
читали, смотрели. в театрах Москвы его
пьесу «Аизнь в цитадели». Якобеюн c03-
дал велед за этой. пьесой другую «Борьба
без линии фронта». Пьеса эта — глубоко
литературная, серьезная, филобофеки на-
сыщенная.

Премии второй степени получили дрз-
матурги Николай Вирта и Анатолий“ Соф-
ронов. Вирта, которого наш читатель знает
по его романам, пьесам и сценарию о Ста-
линградекой битве, написал смелую, яр-
кую пьесу о послевоенных колхозных де-
wax.

Драматург и поэт Анатолий Софронов на-
писал. пьесу «В. одном городе». Он емело
вывел некоторых типов, потерявших евязь
с народом, и показал, как наша здоровая
советская общественность разоблачает п9-
хобных типов.

Впервые Сталинские премии присужде-
ны И 2а работы в области литературной
критики. Премией первой степени отмечена
книга академика Б. Асафьева о русском
композиторе Глинке. Премиями второй ere-
нени отмечены книги профессора Б. Мейла-
ха «Ленин и проблемы русской литерату-
ры конца ХГХ и начала ХХ века» и книга
профессора. М. Нечкиной «Грибоедов и де-
кабристы»:

#Ж
р

Итак, круг лауреатов расширен... Писа-
тели, поэты, драматурги и первый отряд
критиков в ответ на призыв и решения ЦА
партии сделали широкий, смелый шаг впе-
ред. Литература СССР — вся в движении.
в наступлении. Цисатели отдают свой труд
служению народу. Премии, присужденные
литераторам, будут призывом к писате-
лям — старым и мододым, ко веем, кто хо-
чет и может держать перо. Ко всем, кто
чувствует призвание писать: смелее. за
литературный труд! Смелее беритесь за
изображение нашей жизни. Пусть новые
произведения советских писателей послу-
жат с еще большей силой делу великого
нашего народа, делу коммунизма!
	показывающих волю и неувротимую энер-
гию советских людей. Отмечу также роман
мололого украинского писателя Алексаняра
Гончара «Знаменосцы». Произведение на-
писано в романтических тонах, широкими
мазками, без детализации и углубления
характеристик, но © молодым пылом, дина-
микой и приобретенным в боях знанием
людей нашей армии.

Принциннально новым явлением надо
считать роман Б. Кербабаева «Решающий
шаг». Впервые в туркменской литературе
созлан роман, жанр, дотоле в Туркмении
отсутствовавший. Кербабаев показывает
Туркменистан, начиная © лней империали-
сетической войны, рисует Октябрь, совмест-
ную борьбу русских, турЕмен и других на-
родов против иностранных интервентов.

Роман читается с большим интересом,
открывает нам мир, ранее в литературе,
никем не описанный. Удостоен Сталин-
ской премии русский прозаик’ Валентин
Костылев, создатель трилогии «Иван Гроз-
НЫЙ».

Среди писателей, удостоенных Сталин-
ской премии третьей степени, —иредстави-
тели самых разнообразных жанров. Отме-
чен премней Иван Козлов — руководитель
крымского подполья в дни Отечественной
войны. Среди мемуаров. о войне заниски
старого большевика. рабочего Козлова, ко-
	TOPOMY нриныюсь за долгую свою партий-.
	ную жизнь шесть раз работать в подполье
и выполнять ответственнейшие поручения
партни, являются, по-моему, наиболее цен-
ными. Записки эти полны волнующей прав-
ты. заслуженное отмечен труд очеркиста
Бориса Галина. Он пишет уже много лет.
Последние его очерки о Донбассе являют
собой вил оперативного, художественного
	творчества. Цусть эта премия служит ети-
	мулом для всега ©тряда а журна-
лиетов-очеркислов.

Отмечен роман Веры ны «B oca-
ie». Писательница пробыла все дни в бл9-
кированном Ленинграде. В романе изобра-
жен город, заводы, фронт, быт простых
	Беседа с заместителем
генерального секретаря
Гоюза. советских‘ писателей
	meee ee EE eee 71

явлением заботы пар- СССР Вс. Вишневским упорная, мужествен-
тии, правительства * ная борьба всего co-
и лично товарища ветекого народа спас-
Сталина 0 писателях и их труде.   ла Европу и весь мир, от фашистского ига,
	от возможной гибели культуры ‘и циви-
лизации.

Из произведений, отмеченных вторыми
премнями, наиболее интересным и. 3л090-
дневным являеся ‘роман Веры Пановой
«Кружилиха». Мы все знаем эту писатель-
ницу по «Спутникам», которые также бы-
ли отмечены Сталинской премией. В новом
произведения Панова делает смелый шаг
вперед. Она берет тему тыла, тему рабо-
чего Урала в лни завершения войны. Пи-
сательница показывает больнюй коллектив,
об’единенный вокруг воетиого завода. Пи-
сательнина показывает многие ‹ людские
драмы, личные переживания, ставит про-
блему общественного ш личного во весь
рост,

Рядом © Пановой назову повесть Э. Ка-
закевича «Звезда». Казакевич — доброво-
лец. Отечественной войны. On проделал
путь от рядового ло начальника разведки
штаба армии, участвовал в штурме Берли-
на. Повесть «Звезда» — первая литератур-
ная проба молодого писателя-офицера.
И надо сказать, что эта ироба оказалась
наредкость удачной!

Отмечен премией и Федор Панферов, хо-
рошю известный советскому читателю еще
no <Брускам». Его новый роман «Борьба
	тщательно   за мир» рисует и фронт, и тыл. В романе
	много хороших, запоминающихся эпизодов,
	Премий первой, степени удостоены тре
романа, рисующие нал народ в дни Оте-
чественной войны и первые послевоевные
дни. 910 — «Белая берега» М. Бубеннова,
«Счастье» П. Павленко п «Буря» И. Эрен-
бурга,

Бубеннов в. дни войны был молодым
обицером, в латературу он пришел. нехав-
no. Ero роман отличается правдивостью.
богатством языка. Характеры советских
людей очерчены смело и четко. Писатель,
прошедший через горниле войны, изобра-
жет жизнь влумчиво, талантливо.

Роман ИП. Павленко «Счастье» уже вы-
звал широкие отклики общественности.
Центральный образ романа — Полковник
Воропаев. Это образ. коммуниста, гражда-
нина-созидателя., Рядом ¢  Воропаевым
в романе выведены десятки простых TPY-
довых людей. которые находят свое место
в мирном восстановительном процессе. Ро-
	‚ман полон ABHACHAA, тонких о душевных

эмоций.
Наконец. ^^ трегай ман — «Буря»
	п. Эренбурга внутренне как-бы спеплен с
лвумя претылупшими. По размаху он шире,
чем романы Бубеннова и Павленко. Дей-
ствие развертывается и В СССР. и в Гер-
мании. в борющейся Франции, Франции
«маки», партизан. Эренбург  тщательнс
прослелил пути десятков протых аюдей