Суббота, 1 мая 1948 г., № 54 (910);
	Церковь Параскевы Пятницы белела в
	OxoTHOM ряду старой Москвы: то был
символ «купецкого благополучия». Охот-
норядские молодчики были зл
врагами революционных рабочих и CTY-
дентов. Здесь не раз происходили крова-
вые стычки демонстрантов ©е черносотен-
цами.

Ушла в прошлое и узкая, пестрая Твер-
ская с ее разнокалиберными домами. Толь-
ко в памяти старожилов остался ее преж-
ний облик (снимок второй).

Старый Крымский мост был громоздок
и тяжел, он обладал небольшой пропуск-
ной способностью, там всегда было тесно
и транспорту и людям (снимок третий).

Самым раепространенным видом пере-
движения по московским улицам была
конка {снимок четвертый). Этот вид

транспорта как нельзя больше соответст-
					№ =>»
	ре *
		НУКИ наши, как диковинку, будут рассматривать доку-

менты и памятники эпохи`капиталистического строя. © тру-
дом смогут они представить себе, каким образом могла нахо-
диться в частных руках торговля предметами первой необходимо-
сти, как могли принадлежать фабрики и заводы отдельным ли-
цам, как мог один. человек эксплуатировать другого, как могли
существовать люди, не занимавшиеся трудом. До сих пор, как о
	сказке, говорили о том, что увидят дети наши, но теперь, товари-
щи, вы ясно видите, что заложенное нами здание социалистиче-
ского общества — не утопия. Еще усерднее будут. строить это

ГЕНУЕ НУНУНЕУНИЯ
	(Из речи В. И. ЛЕНИНА
		Осуществле

На Врасной площади стояла простая,
сколоченная из досок трибуна, обитая ку-
мачом.

Небо над Москвой было безоблачное,
день солнечный и необыкновенно теплый,
но люди, собравшиеся на площади, выгля-
дели озабоченными: слишком еще трудное
положение было в стране, чтобы праздник
мог быть таким светлым, как следовало бы
празднику весны.

На площади были красногвардейцы,
опоясанные пулеметными лентами. Были
старые мастера © «Гужона» и «Густава Ли-
ста», ткачихи с «Прохоровки», слесари с
заводов Дангауэра и Кайзера,  недав-
ние солдаты, донашивавшие  выгорев-
шие фронтовые гимнастерки и бескозыр-
ки, дети, набежавшие отовсюду. В сторо-
не стояли небольшие группы ‘любопытных,
явно чужих здесь людей. Вотелки и ко-
стюмы мужчин в этих группах, белые
платья женщин резко выделялись на
фоне рабочих блуз, защитных гимнастерок
и френчей. Но гораздо резче, чем своею
одеждой, выделялись эти любопытные ере-
ди всех других выражением своих лиц, на
‘которых можно было прочитать и расте-
рянность, и испуг, и высокомерную, пре-
зрительную отчужденноеть.

Было Первое Мая 1919 года.

На картах, выставленных в пустых ма-
газинных витринах, к Москве устремля-
лись черные стрелы наступавших неприя-
тельских армий. Враг был на юге и на.
севере, на западе и на востоке. Полтора
года, протекшие со дня Великой Октябрь-
ской революции, наполнены были ге-
роеическою борьбою народа за независи-
мость первого в мире государства трудя-
щихся. Апрель принес несколько крупных
и радостных побед. Советская ‘власть была
провозглашена на землях Западной Ук-
раины, освобождались один за другим го-
рода Волыни, из Севастополя приходили
сообщения о том, что на кораблях фран-
цузской эскадры вспыхнуло революционное
восстание и матросы во главе ¢ комму-
нистом Андре Марти демонстрируют по
городу вместе с русскими рабочими.

Но до полной победы было еще далеко.

С Урала наступал Колчак. Пали by-
тульма, Орск и Сарапул. Оставлен был
Бугуруслан. Упорные, ожесточенные бои
велись под Бузулуком. На юге готовился
к решительному наступлению Деникин. На
северо-западе собирал силы Юденич.

Это вееляло надежду в тех, кто оста-
вался еще в старых собственных особня-
ках, в похожих на музеи барских кварти-
рах, — кто не верил в долговечность с0-
ветской власти и ожидал возвращения CTa-
рых порядков. з

Это делало суровыми и озабоченными

— A ты не огрызайся, — строго гово-
рит старуха, — кто ж так работает, не
сговорившиеь в цене? .

° — Тьфу! — паюется Тихон Иванович.
— Ла не надо мне ничего.

— Разве мы нищие, — негодует ста-
pyxa, — чтобы на нас работали за ради
христа?!

— Не за ради хриеста, — возражает
Тахон Иванович, — а за.свое удовольст-
BHE.

Он ловко сбивает колесо с тачки и дол-
го рассматривает его.

— Ну уж колесо! — укоризненно го-
ворит он. — Того, кто делал, этим бы
колесом по башке...».

В этой небольшой сценке очень отчет-
ливо вилно новое отношение советского
человека к труду, как в естественной пю-
требности, взыскательное чувство  ответ-
ственности за дело своих рук, сознание
общности всякой работы, направленной в
конечном счете в достижению единой и
великой цели. Потребность в производи-
тельном творческом труде, необходимость
повседневной созидательной деятельности
стали словно бы шестым чувством наших
людей. 1

Это черты, воспитанные в людях 0©0-
циалистическим обществом. И — больше
того — это основа  воздвигаемого намя
здания коммунизма.

Новое отношение к труду — важней-
‘flag черта в характере советского
человека. В этом — самое очевидное и
радостное — воплощение осуществленной
ленинской мечты © великом счастье, обе-
шанном им детям и молодым людям, вы-
сказанной Первого Maa 1919 года на
Ерасной площади.

«Коммуниетическая организация об-
щественного труда, в которой ep
вым шагом  являелся социализм, —
писал Владимир Ильич в статье «Ве-
ликий почин», — держитея и чем
дальше. тем больше будет держаться на
свободной и сознательной дисциплине с8-
Mux трудящихся...». И дальше, в той me
статье. говорилось: «..первый  коммуни-
стический субботние, устроенный 10 мая
1919 т. железнодорожными рабочими Мо-
сковско-Казанской железной дороги в Мо-
скве, имеет большее историческое значе-
ние, чем любая победа Гинденбурга или
Фоша и англичан в империалистской
войне 1914—1918 „годов».

a

За какие-нибудь полтора десятилетия,
минувшие с того времени, когда над
Красной площадью прозвучали пламенные
ленинские слова, великое пророчество
свершилось, и поколение, к которому 0б-
рашалея гениальный творец революции,
увидело, как озаряет нашу страну нёеза-
катное солнце социализма,

Дети тех, к кому обращено было ленин-
ское слово, — это ядро сегодняшней ар-
мии созидателей, которые в общем самоот-
верженном труде воздвигают прекрасное
здание коммунизма. Это — молодежь ве-
ликой. советской земли, устремленная впе-
ред, ломающая етарые нормы, обтоняющая
время.
	ют весь тот
	дом смогут они предетавить себе, каким
образом могла находиться в частных ру-
вах торговля предметами первой необхо-
димости, Kak могли принадлежать фабрики
и заводы отдельным лицам, как мог один
человек эксплуатировать другого, как мог-
ли ‘существовать люди, не занимавшиеся
трудом. До сих пор, как о сказке, товори-
ЛИ 0 TOM, что увидят дети наши, но те-
перь, товарищи, вы яено видите, что 3a-
ложенное нами здание социалистического
общества — не утопия. Еще усерднее бу-
дут строить это здание наши дети».

Великолепна силз убежденности этих
слов, зоркоеть устремленного далеко впе-
ред взгляда, непоколебимая уверенность в
победе, основанная на ясном и полном
знализе обстановки, точное знание того,
каковы будут плоды этой победы.

Эту ‘речь Ленина, произнесенную два-
дцать девять лет назад, слушал на
Красной площади Алексей Петрович Висе-
дев, работавший на заводе, который в ту
пору звался еще именем владельца — Гу-
става Листа, а теперь носит славное на-
звание «Борец».

— Вот я и был тогда, — рассказывает
он, — такой, к каким обращался Ильич:
‘тридцатилетний. Нам он говорил: погоди-
‘те, все увидите своими глазами. Ваша бу-
дет победа, ваше будет и счастье... А У
нае ведь тогда еще от поклонов хозяину
	спина не разогнулась. у нас и в мыслях.
	не было, что я сам себя на заводе хозяи-
ном почувствовать смогу. А теперь, как
задумаешься, попробуешь вспомнить, что:
было, и покажется, что на самом-то деле
такого, верно, и быть не могло, чтобы
паразит тобою командовал. Вроде это
только в дурном сне когда-то приснилось.
А дети мои, они и в самом деле такого
понять не могут. В книжках читают, &
вообразить не умеют...

Помнится, как в одном из зарубежных
городов, освобожденном броском морского
десанта, рулевой торпедного катера Лео-
нид Чивилихин, москвич, комсомолец ©
завода «Динамо», расспрашивал одного из
местных жителей о красивом особняке,
одном из немногих зданий, сохранивших-
ся в сожженном гитлеровцами городке.

— Что же в этом доме прежде было?

Собеседник назвал фамилию хозяина
дома.

—- Ввартира его здесь была? — спро-
сил Чивилихин.

—- Квартира, — подтвердил собеседник.

— И что же он один весь дом зани-
мал?

- Да, один,

‘= A Bro. me он ‘сам-то был? Может
быть, ученый какой-нибудь знаменитый,
или кто?

— Нет, он был сын хозяина рудников.

— Ну, и 90 же из того, что сын? А
сам-то он, что в жизни делал?

— Ничего, — сказал собеседник. —
Ему ничего не нужно было делать. У него
было много денег от отца.

Чивилихин пожал плечами. Ему было
непонятно, что человек может жить, ни-
чего не делая. Он так привык ощущать в
самом себе непреодолимое, естественное
стремление к делу, что ему непонятён и
	на Красной площади 1 мая 1919 года).

* TODTRUEEDOSUAZSEDSTACECORNVESSEUPOUESDHUAS.
	Плакат худ. В. КОРЕЦКОГО. рых TOPATBOB. 7
dimanmninaamiadmenanininnnanes   ITO делало. суровыми. и озабоченными

лица красногвардейцев и старых рабочих...
— Ленин! Ленин! — прошло по рядам.

CHam pu ваей Он поднялся на трибуну.

Мы помним по фотографиям, по карти-
	нам его фигуру в просторном Нид
mare. Помним 10 записям, сохранив-
имея на пластинках, его о голос, иду-
mui к самому сердцу, заставляющий
	встать и итти туда, куда зовет за собою
он, — Ленин!

Речь Владимира Ильича, произнесенная
в тот первомайский день 1919 года, не
стенографировалась.
	Она сохранилась лишь в кратком Газе1-.
	ном отчете, где коротко пересказан основ-
ной. смысл ленинских слов и полностью
приведено только несколько фраз.

Отчет был напечатан в «Вечерних Из-
вестиях Московского Совета Рабочих и
Красноармейских депутатов» 3 мая 1919
года. Этот отчет так короток, что лучше
привести его целиком:

«Большинство присутетвующих, — го-
ворит Ленин, — не  переступивших
30-—35-летнего возраста, увидят расцвет
коммунизма, от которого пока мы еще да-
леки.

Указывая на детей, Ленин говорит, что
они, участвующие теперь в празднике
освобождения труда, в полной мере вос-
пользуютея плодами понесенных револю-
ционерами трудов и жертв. .

— Внуки наши, ках диковинку, будут
рассматривать документы и памятники
эпохи капиталистического строя. С тру-

was cannes

ae лажа

ИЕ ЕН И Е БН ин Енииииик инки ииикики
	Пак диковинку
	72) документы прошлого...
	Ye Казенная палата исчислила пошлины
на наследство Морозова. Наследникам при-
дется уплатить в казну 318.117 рублей.
	(«Правда» от 13 ноября 1912 года).
	ЗК <...В настоящее время основной кани-
тал товарищества Прохоровской ‘мануфакту-
ры равняется 8,1 миллиона... Фабрика дает
почти 20 процентов прибыли. Прибыль за
1913/14 операционный год — 1.148.596 р.
79 к.>.

(Е. ИОКИМОВИЧ. Мануфактурная про-
мышленность в прошлом и настоящем).
	эк «Его высокоблагородию господину
директору завода Гужюона.. Уведомляю вас
в том, что я, Иван Васильевич Фроликов,
жил на заводе под № 360 и 231. Прошу ва-
ше высокоблагородие, не откажите в моей
просьбе. Остаюсь без куска хлеба. Я полу-
чил у вас увечье. Помогите за увечье. Про
мою боль доктору известно. Работать труд-
ную работу не могу.  Помогите сколько-ни-
будь. Я бы послал марку, но денег не имею.
На письмо и то занял. Помогите сколько-
нибудь. Иван Васильевич Фроликов.
	Резолюпия: «Отказать».
	Каракулями нацарапал ребенок: «Жисть
надоела. В смерти не винитя пожалуста».

Лег на кровать, приложил дуло пистоле-
та к груди, зажмурился и выстрелил».

(«Русское слово» от 4 января. 1912 г.).
	«В настоящее время в Яузской больни-
це, в палате № 42, уже около двух недель
находится на излечении девочка А. Г. Го-
лубева.

Больничные врачи лечат девочку от тя-
желых истязаний, которым она подверглась,
находясь на службе в качестве прислуги в
одной из квартир дома Абемелек—Лазаро-
ва, по Армянскому переулку.

„.Насколько жестоки были эти истязания,
можно судить хотя бы по тому, что, по
	  словам обитателей этого дома, у девочки на
	голове волосы были вырваны.
Врач Яузской больницы подтвердил нам,
что истязания были очень серьезны».
(«Русское слово» от 15 ноября 1909 г.).
	э\ж «Смертность москвичей громадная, и
она выше почти всех столиц Европы. Число
умерших ежегодно растет; так, в период с
1862 г. по 1908 год смертность  увеличи-
лась в ЭМ раза».
	(Путеводитель по Москве, 1913 г.).
	  3к «Учащаяся в народных училищах моло-
дежь не выдерживала полицейско-бюро-
 кратического режима царской школы и из-
девательства педагогического состава и
‚кончала жизнь самоубийством.
  В 1906 году насчитывалось 44 само-
убийства учащихся, в 1907 г.—74, в 1908г.
  — 83, в 1909 г. — 143, не считая покушений

на самоубийство, которых в 1909 году было
GO».

(Н. К. КРУПСКАЯ. Самоубийства среди
учащихся и трудовая школа, 1911 г.).
	ЭК «Черная книга с пасхи 1882 года. Фаб-
рики Сергея Ивановича Прохорова.

Складальщик Алексей Тимофеев — уво-
‘лен за подговор мальчиков, чтобы требова-
ли прибавки. Антон Колосков и Николай
Коссов — за подстрекательство . бросить
‘работу. Андриан Федоров — за подстрека-
тельство народа к расчету. Захар Никитин
— ходил к мировому. Егор Харламов —
обращался к  фабричному инспектору.
Алексей Косяков «a Baagumap Смелов—
многознающие. Солдатка Анна Зикиева —
за грубость в конторе. Филипн Андреев—
за гордый поступок с хозяином».
	(С. ЛАПИЦКАЯ. Быт рабочих Трехгор-
ной мануфактуры).
	© По данным переписи 1910 года, в кре-
стьянских хозяйствах России насчитыва-
лось 7,8 миллиона сох и косуль, 2,2 милли-
она деревянных плугов и 17,7 миллиона де-
ревянных борон. Машина была в деревне
редкостью.
	3х 24 процента грамотных насчитывалось
в: царской России по переписи 1897 года.
	жалок ‘был человек, лишенный такого же’   тридцатилетний период, который проходит
стремления.   под знаком становления, укрепления И
	стремления.

В повести Вадима Лукашевича «Зе-
пеный океан», напечатанной в послед-
ней, четвертой книжке «Нового мира»,
рассказывается о том, как едет по южной
степи машина небольшой экспедиции,
отыскивающей лекарственные травы. Ма-
шина останавливается в какой-то дере-
вушке, и один из участников экспедиции,
старик Тихон Иванович, затевает  разго-
вор со старухой колхозницей:

— Мне бы только размять руки, — го-
ворит он. — Tak, что-нибудь по мелочя.
Тачку вам починить, что ли?

Й он уже начинает поворачивать тачку,
подвернувшуюся под руку, осматривает ее,
берется за узелок с инструментами.
	— Иди, — говорит старуха, — преж-
де спросись у бригадира.
— А зачем мне бригадир? — сердит-
	ся Тихон Иванович.
	под знаком становления, укрепления и
расцвета советского государства.

Рапортами новых побед, дарами самоот-
верженного труда каждого из советских
‚людей встречает советская молодежь ны-
нешнюю нашу весну — Hall радостный
праздник.

К Красной площади обращены сейчас
взоры людей со всех стран света. Сегодня
	взоры людей со всех стран <вета. сегодня капиталистов, не заботивиихся © Ннарод-
здесь - шюходят праздничные колонны, ном благе. А тот, кто создавал богатства,
 реют. алые стяги, звучит гимн pa- московский пролетарий — прозябал на за-
дости и победы. А там, ме выступал  брошенных, грязных окраинах в домах
когда - TO Тенин, стоит, подняв py- < подеслеповатыми окнами (снимок пятый),
	Но пришло время — расправил свои мо-
гучие плечи рабочий-москвич. Вслед за
пролетариямй Петрограда скинул он не-
навистную власть помещиков и капитали-
стов. Столица страны была перенесена
в Москву. Москва стала сердцем моло-
дой Советской республики. Стал менять“
ся ее облик. Вырастала новая, социалисти-
ческая Москва.
		138,9

миллиарда.
	ку В приветственном жесте, тот, к ROMY
‘обращены сейчас все надежды человече-
ства, вся любовь трудовых сердец, BCA]
  вора’ в счастье нашей планеты, тот, 0
  вом сказано кратко и точно:

— Сталин — это Денин сегодня!
		Сборник «Рабочие завода «Серп и мо-
лот» (6. Гужон) в 1905 году», 1931 г.
	% «Hu aaa кого не секрет, что Н. И.
Гучков при своих трудных обязанностях
городского головы находит время директор-
‚ствовать в чайной фирме «Петра Боткина
с-ья» и состоит членом совета в Петербург-
ском международном банке. К этим двум
частным должностям московского  город-
ского головы < минувшей субботы приба-
вилась новая: Н. И. Гучков избран членом
правления Нижегородско-Самарского  ве-
мельного банка с окладом в 25 тысяч руб-
лей».
	(«Раннее утро» от 22 февраля 1912 г.).
	\ <.. Большинство строительных ката-
строф в Москве происходит именно оттого,
что « леса » строятся с удивительной бес-
печностью.

..Маляр, преимущественно подросток,
садится на полено «верхом», и его тащат
без всякой лебедки, а попросту «от руки»
наверх, на 5-й или 6-й этаж.
	Любители сильных ощущений стоят вни-
зу на мостовой и спорят между собой:
— Разобьетея мальчонка или чет?..».
	(«Раннее утро» от 16 июня 1913 г.).

\ <Два года назад крестьянин Логинов
привел. в город своего племянника Фильку,
мальчика 10 лет, и определил его к часово-
му мастеру Точилину.
	Не «приспособился», однако, к ремеслу
Филя. Особенно тяжело ему было в празд-
ники когда вся мастерская уходила со дво-
ра. Оставшись один первого января, маль-
чик решил покончить с собой,

ааа
	В 1940 году валовая продукция нашей промышленности составила 1
рублей против 16,2 миллиарда в 1913 году, т. е. увеличилась в 8,5 раза.
	В годы послевоенной
	пятилетки будет восстановлено, ° построено и введено
	промышленности CCCP постигнет
		гигант совстокого автомобилестроения =— завод имени Сталина.
	в действие около 9900 только крупных предприятий.
В 1950 году об’ем валовой продукции всей 1
	В 19509 году обем
‚ 205 миллиардов рублей.
		Еоммунисты и комсомольцы! Будьте в пер-
вых рядах борцов за выполнение пятилетки
в четыре года, за новый мощный под ’ем хозяя-
ства и культуры нашей Отчизны, за дальней-

шее укрепление могущества Советского госу-
dapemea!