Суббота, 26 июня 1948 г., № 78 (934).
	лиша ложатся спать. А завтра, После
	месленного училища № #11; акробатиче-
ская группа на занятиях; в овале — за
шахматами; прогулка на лодке по Хим-
кинскому водохранилищу ‘(слева на-
право): Вера Медведева, Виктор Василь-
ев Юрий Калашников, Валя Костюко-
вич ий Василий Костюков; Виктор Федин
(слева) и Анатолий Жуков разучивают
на трубе «Танец лебедей» из балета
«Лебединое озеро».
		Фото В. ТОКАРЕВА.
	mochK YU
	вс
		BOARS REAR

ЗА ЭКОНОМИЮ, ПРОТИВ РАСТОЧИТЕЛЬСТВА
	“ОПЫТ РЕЙДОВЫХ БРИГАЛ
	применения, и они лежали беспризорны-
ми. Возле железнодорожной ветки такие
более двух лет стояли 12 станков 0ез
упаковки. дня уже пришли в полную не-
годность. У полотна железной дороги котг-
да-то было выгружено около 8 тонн из-
вести, которая сейчас перемешалась с зем-
лей и мусором.
	Сама железнодорожная ветка, превралти-
лась в Бладбише нужного ‘и не нужного
заводу оборудования. Все это народное
добро ржавело и приходило в негодность.
Напротив склада № 1 образовалась целая
свалка металловонетрукций и других из-
делий, — всего около 80 тонн. Здесь же
стояли четыре катушки кабеля, причем у
олпюй из них оказалась разбитой упаковка.
В центре свалки — разбитые бочки ¢ Mar-
незией.

На складе № 1 рейдовая бригада обна-
ружила около 50 тонн неразбракованных
запасных частей, в которых остро нужда-
ются цехи завода. Там же мы нашли 3
мотка троса, видимо забытые монтажника-
чи. Возле склада сталей когда-то выгру-
зили навалом несколько вагонов металла.
Марки стали перепутались, часть прутков
втоптана в землю.
	На складе было также выявлено боль-
шое количество безучетного металла. «Из-
лпишки» его образовались вследствие того,
что цех № 9 завышал требования, а кан-
целяриеты из отдела снабжения штампо-
вали эти «дутые» требования на металл,
загружали склады не нужными заводу цен-
ными Материалами.
	Материалы рейда, & также предложения
комсомольцев обсуждались на совещании
у директора завода. Был издан специаль-
ный приказ. Но комсомольцы на этом не
успокоились. Мы решили довести начатое
дело до конца. На-днях был проведен еще
один рейд по складу сталей и цеху № 9.

Очень отрадно было видеть, что тер-
ритория склада сталей была очищена, от
непужных материалов. Сталь  разложеча
по маркам. Правда, стеллажей еще недо-
статочно, но все же порядок наведен.

В цехе № 9 около 100 тонн стальных
отходов, принадлежащих складу сталей,
свалено в кучу. Мы поинтересовались, по-
чему этот ценный материал не отправ-
ляетея в переплавку. Оказалось, что ме-
талл нуждается в сортировке — на легиро-
ванный и углеродистый, но заниматься
этим начальнику склада сталей тов. Хо-
руженко некогда, а сдавать металл по
50 рублей за тонну, то-есть в 100 раз
детевле, чем он стоит, он не имеет права.
°— По всем углам цеха сложено около ста
тонн металлических отходов — брак и
короткие концы. До последнего времени
этот металл лежал без движения, и только
сейчас его стали использовать Ha более
мелкие детали, и на этом завод экономит
до 45.000 рублей в месяц. Не по-хозяй-
ски расходуется материал и в самюм цехе
№ 9. Только за одну смену у каждого
рабочего накапливается до 15 килограм-
		Борьба за режим экономии, начатая по
инициативе молодежи‘ передовых  пред-
приятий столицы, заставила  комеомоль-
скую организацию завода «Фрезер» серьез-
но. занятьея выявлением внутренних, резер-
вов производства, начать борьбу с расто-
чительством металла, инструментов, топ-
лива и вспомогательных материалов. C
этой целью мы провели на заводе комео-
мольский рейд-проверку хранения и рас-
холования материалов.
	Что обнаружили рейдовые бригады? В
пехе № 5 на участке мастера тов. Маслю-
	ка о станков не эксплоатировались и на-
ходились в крайне запущенном состоянии.
Вокруг станков была разбросана стружка,
резлиты масло и эмульсия, валялиеь об-
тирочные концы.

Не лучше оботояло дело и в цехе № 2:
на Фрезерном участке мастерь тов. Симо-
нова лежала огромная куча мусора. На
этом же участке комсомольцы обнаружили
штабели «беспризорных» метчиков и раз-
верток.

Сразу после фкончания рейда редколле-
гия комсомольской стенной газеты «Песко-
струйка» опубликовала материалы рейда,
позже они были помещены в заводокой
многотиражке. Вее это возымело действие.
Комсомольцы и молодежь цеха № 4 орга-
низовали субботник по приведению в по-
рядок рабочих мест. Этим занялись и 3
других цехах. Предетояла еще большая,
	кропотливая работа.
Векоре во всех цехах были созданы
контрольные комсомольские посты. Они
	энергично взялись за дело. Директор за-
вола тов. Жильцов поддержал наше начи-
нание.

«Предлагаю начальникам цехов и 0т-
делов все предложения комсомольских OD-
ганизаций и контрольных комсомольских
постов по выявлению и рациональному
использованию внутренних резервов про-
изволетва, — указывалось в специальном
приказе лиректора, — реализовать в крат-
чайшие сроки».

Таким образом, мы с первых же дней
получили всестороннюю поддержку со сто-
роны хХозяйственников. Серьезную помощь
оказала нам и партийная организация.
Сигналы комсомольских контрольных по-
стов служили предметом обсуждения На
цеховых партийных бюро, оперативных
совещаниях в пехах и у директора завода.

Контрольные комсомольские посты зор-
ко следят за разгильдяями, не берегущими
народное добро. Олнажды по указанию на-
чальника отдела снабжения тов. Межбер-
та п начальника транспортного отдела тов.
	Черкагора маело из 18-тонной цистерны
	было слито в бак около котельной. Но бак
предварительно не был проверен ока-
зался хулым. За ночь все масло вытекло.
Нз следующий день заведующая склалоу
тов. ТЦербакова, чтобы скрыть утечку мас-
ла. далз указание засыпать лужи углем.
Bee это было замечено  комсомольским
контрольным постом, и виновники понесли
наказание.

Примеров, когда контрольные ‘посты
предупреждали брак и потерю материалов,
можно привести много. Например, в цехе
№ 1 нерадивые фрезеровщики бросали
«запоротые» ими сверла в стружку, т0-
есть скрывали брак. В мусорном ящике
цеха № 12, в стружке, комсомольцы обна-
ружили бронзовые и чугунные заготовки.
После сигналов постов цехи стали осво-
бождать от ненужных для производетва ма-
терналов.

Одновременно мы занялись и складским
хозяйством. В апреле был проведен рейд
по складам сталей, материалов и заводской
железнодорожной ветке. `

Во время проверки было обнаружено,
что около 60 ящиков © ценными запас-
ными деталями к станкам разбросаны как
попало. Детали из них высыпались. Часть
ящиков была привезена на завод два года
назал. но до сих пор для них не нашли
	Новыми трудовыми успехами встречают
молодые егорьевцы приближающееся 30-
летие Ленинско-Сталинского комсомола.
Во главе передовых предприятий города
идет коллектив швейной фабрики. На этом
предприятии работает более 500 молодых
		Завтра—воскресник
по силосованию кормов
	Завтра состоится областной комсомоль-
ско-молодежный воскресник по силосова-
нию кормов. Во многих районах области
комсомольские организации провели боль-
шую подготовительную работу.

В Раменском районе в колхозы выехало
более 20 активистов, которые проводят
комсомольские собрания, помогают созда-
вать специальные бригады и звенья. В вос-
креснике примет участие и молодежь го-
родских предприятий. На заготовку кор-
мов выедут 150 молодых рабочих.

Секретарь Волоколамского райкома
ВЛКСМ тов. Шадрин сообщил редакции,
что на косьбу трав, резку, укладку итрам-
бование кормов выедет более 2 тысяч
юношей и девушек, в том числе 200’ чело-
век с предприятий, из учреждений и школ
города,

В Каширском, Михневском, Серебряно-
Прудском, Узловском и других районах
комсомольские активисты приняли  дея-
тельное участие в подготовке к воскрес-
нику.

Создадим общественному животноводству
прочную кормовую базу. Комсомольцы и
молодежь сел, предприятий, учреждений,
пионеры и школьники — все на воскрес-
	Ник!
		НА СЕНОКОСЕ
И СИЛОСОВАНИИ
	РУЗА. Вомсомольцы колхоза села Бары-
Нино на одном из своих собраний решили
заготовку кормов для общественного стада
произвести своими силами. Правление ар-
тели поддержало инициативу молодых вол-
XO3HHEOS, выделило в их распоряжение
необходимый инвентарь и подводы.

Бригада в составе 12 юношей и деву-
шек, возглавляемая Ольгой Хворостининой,
быстро очистила силосные сооружения и
подготовила две новых ямы. Барынинские
комсомольцы засилосовали более 100 тонн
травяной массы. .

С. КОЧЕНОВ.
		Лучи солнца, пробиваясь сквозь ГУ-
стую листву, золотят брезентовые па-
латки, бросают блики на поверхность
широкой водной тлади. 7 часов утра. В
тишину, Нарушаемую лишь щебетанием
птиц, врываются призывные звуки горна.
Под’ем! Через несколько минут 75 чело-
век выстраиваются на линейке. После
поверки и рапорта раздается команда
«смирно», и под звуки Государственного
Гимна Советского Союза отличник yue-
бы формовшик Саша Кукушкин  под-
нимает флаг с эмблемой трудовых ре-
зервов. Так начинается день в лагере
	бы формовщик Саша Кукушкин г
нимает флаг с эмблемой трудовых
зервов. Так начинается день в лаг
отдыха ремесленного училища № 71.
° Здесь все способствует хорошему
дыху учащихся. У самого берега Х
кинского водохранилища в тени де
	Здесь все способствует хорошему от-
дыху учащихся. У самого берега Хим-
кинского водохранилища в тени дере-
вьев разбито 15 брезентовых палаток. В
каждой 5—6 кроватей, аккуратно за-
правленных белоснежными покрывала-
ми. На столе — свежие газеты, журна-
	лы, шахматы, шашки.
	строившись в шерев-
гу, юноши ждут

комайды судьи. Взмах

флажка, и 10 силь-

ных загорелых тел

бросаются в воду.

Между  «соперника-^
ми» возникает упор-

ная борьба. Побеж:
дает Ремир Блинов.

Среди учащихся
много любителей греб-
ли. Вооружившись ве-
слами, они садятся в
шлюпки и по коман-
де «весла на воду»,
соревнуясь в скоро-
сти, идут к финишу.

С минуты на минуту в лагерь должны.
притти гости — учащиеся ремесленно-
го училища № 46. Состоится увлека+
тельная встреча двух сборных волей-
больных команд. ;

В стороне, на лужайке, расположи-.
лись «актеры». Вечером в лагере со-
стоится концерт художественной само-
деятельности, а пока проводится гене-
ральная репетиция. На траве лежит
большой ковер, и девушки в цветных
купальных костюмах выстраиваются на
нем, образуя красивые пирамиды. Юные
акробаты выступают уже второй год`и
недавно принимали участие в. городском
смотре художественной самодеятельно-
сти трудовых резервов.

Вечером в лагере звучит музыка, слы-
шатся веселый смех, шутки, На пло-
щадке под звуки духового оркестра
училища кружатся пары. Потом начи-
нается концерт.

Вдоволь повеселившись, после ужина
й вечерней поверки воснитанники учи-

..Сегодня в лагере большой спортив-
ный день. Начался он заплывом юных
пловцов на листанцию 50 метров. Вы-
	*

РАМЕНСКОЕ. Отлично потрудились на
силосовании комсомольцы и молодежь кол-
хоза «Пионер». Они помогли валожить
180 тонн силос&, что составляет более
250 процентов намеченного плана. Теперь
колхозное стадо ва всю зиму обеспечено
хорошими, сочными кормами.

Замечательно поработали  звеньевая
Людмила Усачева, молодые колхозники
Екатерина Катанская, Александр  Комис-
	саров и Алексей Шишкин. Они ежеднев-  .
	но более чем в два раза перевыполняли 34-
дания.
О. БЕНДЕРСКИЙ.
		НАВСТРЕЧУ УБОРКЕ
УРОЖАЯ
	ЛУХОВИЦЫ. Молодежь колхоза селения
Астапово, ухаживая за посевами, одно-
временно готовится к уборочной  кампа-
нии: Лучший кузнец” колхоза” Дмитрий
Кирюшин уже отремонтировал 4 жатки,
4 сенокосилки, конные грабли. Приведе-
ны в готовность две молотилки. Чтобы мо-
лотьбу хлеба можно было проводить в лю-
бую погоду, в колхозе оборудован крытый
ток.

Bo всех производственных делах арте-
	ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА
‚К 30-ЛЕЮ ВЛКСМ
	В помещении Академии художеств
СССР 29 октября откроется  Всесоюз-
ная художественная выставка, посвящен
ная 30-летию ВЛЕСМ.
	Ha ней будут широко представлены
пронзведения живописи, графики и скульт-
туры, рассказывающие 0 советской м0-
лолежи.
	Отдельные экспонаты  отобразят исто-
рию Ленинско-Сталинского комсомола 6
первых дней его организации,
	Наряду е новыми работами, выполняе-
мыми специально для выставки, на ней
будут представлены и уже известные про-
изведения, посвященные молодежи.

Учрежден выставочный комитет. В не-
го вошли: А. К. Лебедев (предеедатель),
президент Академии художеств CCCP
А. М. Герасимов, лауреат Сталинской пре-
мии В. П. Ефанов, директор Третьяковской
галлереи А. И. Замошкин, народный ху-
дожник РОФСР М. Г. Манизер, зав. отде-
20M культурно-масеовой работы ЦЕ
BIRCM П. В. Московский, зав. отделом
студенческой молодежи ЦЕ ВЛЕСМ М. И.
Пееляк, зам. зав. отделом пропаганды и
агитации ЦВ ВЛЕСМ А. А. Рапохин и дру-
гиа.
	Быставка организуется   по’ решеняю
Комитета по делам искусств при Conere
Министров СССР и ПЕ ВЛКСМ.
		Художественное воспитание школьников.
	Государственную Третьяковокую галле-
	peo по праву называют сокровищницей
	русского изобразительного — искусства.
Здесь сосредоточены выдающиеся полотна
знаменитых русских живописцев, лучшие
работы отечественных скульпторов. Широ-
ко представлены произведения советских
художников.

Студенческая молодежь, учащиеся школ
	много дали нам посещения отдела совет-
	ского искусства. Мы видели здесь портре-
ты наших любимых вождей, знакомились с
героической историей нашего народа, с ве-
ликими подвигами советских людей на
фронте и в тылу.

Посещение Третьяковской галлереи, си-
стематическая работа в кружках под pyko-
BOACTBOM научных сотрудников галлереи
были хорошей школой художественного
воспитания. Знакомство © русским исвус-
ством углубило познания учащихся в ©-
ласти истории и литературы, помогло им
шире, многограннее познать жизнь нашей
замечалельной Родины и еще сильнее по-
любить ее.

Общее внимание привлекла выставка
тщательно оформленных альбомов — са-
мостоятельных работ кружковцев. В них
содержатся описания отдельных картин и
CRYABUTYD.

Заслуживают быть отмеченными докла-
ды школьников на темы: «Великий исто
рический живописец Суриков», «Русское
общество 18-го века в произведениях Ле-
вицкого» и «Выдающийся скульптор
Ф. И. Шубин». М. ЭПШТЕЙН,

старший научный работник  Государ-
ственной Третьяковской галлереи.
	1. Гумилевского, «приходит к идее своего
одноарочного моста умозрительным путем,
исходя из условий точно поставленной. за-
дачи». -

Известно, что создателями первого рус-
ского паровоза были братья Черепановы.
Паровоз этот курсировал по «Тагильской
железной дороге». Сам Л. Гумилевский пи-
шет о ней: <Железная дорога возникла
здесь совершенно естественно, для удовле-
творения острой нужды завода в беспере-
бойной доставке руды».
	He кажется ли автору, что и паровоз Че-
репановых и «огнем действующая» машина
Ползунова также возникли не в результате
отвлеченных размышлений изобретателей, а
были вызваны жизненными экономическими
потребностями, с которыми не могли ве
считаться и ежедневно практически сталки-
вались и Ползунов и Черепановы?

Хотя автор и предупреждает в предисло-
вии, что он = не специалист, не ученый, не
инженер, а писатель, все же ему и редак-
тору его книги следовало бы внимательнее
отнестись к каждой «мелочи». Между тем
на стр. 137 с изумлением читаем, что вы-
дающийся русский доменщик М. К. Курако
сумел в юности повторить фокус старого
мастера-француза (пересечь обнаженной
рукой струю расплавленного металла} по-
тому лишь, что ладонь его была совершен-
но суха! В том-то и дело, что этот риско-
ванный опыт основан на том, что рука че-
ловека должна быть влажной, смоченной
водой или потной, — тогда расплавленный
металл мгновенно превратит эту воду в
пар и не успеет коснуться, таким образом,
человеческой кожи.
		-

Книга Л. Гумилевского «Русские инже-
неры» — первая попытка дать связный рас-
сказ о дореволюционной русской инжене-
рии. Автором привлечен болыной фактиче-
ский матеряал, но установка автбра Нё ва
последовагельное, историческое повествова-
ние, а на разработку лишь отдельных во-
просов науки и техники привела к тому,
что вместо стройного и продуманного раз-
мещения . материала получилась неживая

схема, которая запутывает историю русской
инжечерной мысли.
	0. ШАРАПОВ,
	На-днях материалы этого рейда также
	‘будут обсуждаться хозяйственными pyKo-
	волителями завода.
Борьба за режим экономии на нашем
заводе только началась. Сделано еще не-
много. Сейчае мы намечаем по примеру
Люблинского завода им. Кагановича про-
вести ЦИКЛ лекций по экономическим во-
просам для комсомольского актива.
Первоочередной задачей комсомольской
организации мы считаем вовлечение всей
молодежи в борьбу за экономию и береж-
ливость на производстве. Добившиеь этого,
мы окажем серьезную помощь партийной
и хозяйственной организациям завода в их
борьбе за выполнение годового плана к 1
	ноября.
Б. КУПЦОВ,

секретарь комитета ВЛКСМ
завода «Фрезер».
	рабочих. Еще 12 июня фабрика выполни-
ла полугодовую программу. Вомсомольцы и
молодежь дали 3& это время сверх плана
свыше 17.000 швейных изделий, на суу-
	му 850 тысяч рублей.
С. СМИРНОВ.
	схеме
	Автор пишет в пре-
	ли внереди идут KOMCOMOTBHTDE И №М910-  — цастые посетители галлереи. Для них
	деж.
+ А. ЧАДАЕВ.
	ГРЕМЯЧЕЕ. Комеомольцы колхоза «Кра-
сные стрельцы», Гремячевекого района,
	под руководством колхозного кузнеца hOM-
	муниста В. М. Акиньшина заканчивают
	ремонт уборочного инвентаря.
	здесь организованы KPYRAH, циклы а65-
ций-экокурсий, дающие углубленные зна-
ния по всем разделам экспозиции и твор-
чества отдельных мастеров:

Недавно в галлерее состоялась конфе-
ренция учащихся старших классов  сто-
лицы. Более 200 делегатов от большинст-
ва районов Москвы присутствовало на ней.

После вступительного слова директора
галлереи А. И. Замошкина художник Я. Д,
Ромас рассказал о своей работе над карти-
нами «Зимние залпы Балтики», отразив-
шей героическую оборону Ленинграда, и
«На плоту», удостоенной Сталинской
премии.

— Для нас, школьников, занятия в
кружках при Третьяковской галлерее при-
несли огромную пользу, — говорит уче-
	ница Верз Александрова. — (собенно

ии ии ИИА ААА ЛЬ

мечагельный пример из «Воспоминаний»
А. Н. Крылова.
	Точно так же под рубрику «Простые
решения» подходит и Кулибин с его знаме-
нитым проектом одноарочного деревянного
моста, которым так восхищались Бернулли
и Ползунов, давший за несколько лет до
Уатта модель паровой машины.
	В третьей главе таким же образом под
рубрику «Точное знание для решения экс-
периментальных задач» подведены метал-
лурги Чернов и Обухов. Жуковский по
воле автора является лишь выразителем
метода экспериментальной основы теорети-
ческих построений, а Чаплыгин фигурирует
в разделе «Математический анализ ‘и ин-
женерная техника». В последней главе ак-
тивность русской инженерно-технической
мысли, по мнению автора, достойны пред-
ставлять лишь электротехники Попов, Ло-
дыгин, Яблочков, а осуществление пере-
довых идей сводится к изобретению кре-
кинг-процесса, электрификации транспорта
и строительству водных каналов.

Вся эта надуманная схема противоречит
даже авторскому материалу, не говоря уже
0 том, что она антиисторична. В самом де-
ле, нельзя же втискивать многообразную и
многогранную деятельность какого-либо
выдающегося представителя русской инже-
верно-технической мысли в узкие рамки
придуманной автором рубрики. Ведь тот же
академик Крылов являет собой прекрасный
пример не только простого решения в тех-
нике, но и математического анализа, пред-
шествовавшего практике, которым так изу-
мительно владел С. А. Чаплыгин.

В открытом письме в день пятидесятиле-
тия С. А. Чаплыгина А. Н. Крылов, вос-
хиваясь его методом, писал ему:

«Вы мне скажете, что все так делают.
На то я отвечу, что всякий умеет держать
в руке кисть, но только Репин сумел своей
кистью создать «Бурлаков».
	Речь. следовательно, идет 0 том, что
С. А. Чаплыгин блестяще владел тем мето-
дом, Который в той или иной, но меньшей
степеви был присущ другим представите-
	Вызывает возражение и то, что автор
причисляет Кулибина и Ползунова к раз-
ряду «умозрителей» Кулибин. по словам
	Важдая машина закреплена за опреде-
ленным комеомольцем. Он ее ремонтирует
и будет работать на ней во время уборки.
Такое закрепление в прошлом году дало
замечательные результаты: комсомольцы
выполняли нормы на косовице зерновых
от 150 ло 400 процентов.

Комсомольцы Аносов, Капустин, Юдин и
Акиньшия ремонт своих Машин уже 38-
	К. КОЛДАШОВ.
	ческим обобщениям для’практических при-
ложений, смелость мысли, грандиозность
замысла и высокоразвитое «инженерное
чувство» — одинаково свойственны всем
выдающимся представителям русской ин-
женерно-технической мысли — от древне-
русских розмыслов н самоучек до советских
инженеров и стахановцев», — так деклари-
рует Л. Гумилевский (стр. 120).

Яснее не скажешь! И автор упорно при-
держивается намеченной и выраженной вы-
ше программы. Решив раз и навсегда от-
вленься от истории, Л. Гумилевский KOH-
струирует громоздкую искусственную схе-
му, в которую со скрипом укладывает весь
свой материал.

Первая глава книги называется «Роз-
мыслы и инженеры». Здесь в более или
менее последовательном порядке повество-
вание доводится с древнейших времен до
эпохи Пегра I. B первом разделе этой
главы буквально на нескольких странич-
ках смешаны сведения о греческих и ки-
тайских, римских и ассирийских древней-
ших сооружениях:
	Антиисторизм автора наглядно иллюстри-
руется здесь тем, что характеристику рус-
ских солдат, данную` Энгельсом, относя-
щуюся к ХХ веку, Л. Гумилевский при-
лагает к войску Петра Г (стр. 69)!

Глава вторая претендует. на то, чтобы
определить отличительные черты русской
инженерии. Черты эти — смелость мысли
и грандиозность замысла, «инженерное чув-
ство» и рационализм, об’единение теории и
практики. Каждую из этих черт автор ил-
люстрирует жизнедеятельностью выдаю-
щихся русских инженеров. Ползунов и Ку-
либин являются у него выразителями сме-
лости мысли и грандиозности замысла, Ку-
рако н Лутугин — «инженерного чувства»,
Чебышев, Журавский, Белелюбский — об’е-
динення теории и практики.

Но ведь и выдающийся русский корабле-
строитель Герой Социалистического Труда
академик Крылов, о котором автор пишет в
главе четвертой, подводя вместе с Циол-
ковским всю его многостороннюю деятель-
	“ =
У МОЛОДЫХ ШВЕИНИЕОВ
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
			В СЕЛЬСКОИ
ИЗБЕ-ЧИТАЛЬНЕ
	Много сил и энергии приложили комео-
мольцы и молодежь нашего села, чтобы
восстановить разрушенную во время вой-
ны избу-читальню. Теперь в помещении,
оборудованном п прибранном руками ком-
сомольцев, чисто и уютно. Изба-читальня
стала любимым местом отдыха не только
молодежи, HO и пожилых колхозников. На
кНИЖных полках библиотеки много  худо-
жественной, политической и сельскохозяй-
ственной литературы; на етолах — всегда
свежие газеты и журналы. Свыше 20 га-
зет н журналов приносит сюда ежедневно
почтальон.
	Бечерами в избе-читальне всегда людно.
Здесь часто проводятся беседы на различ»
ныв темы. Секретарь колхозной  партор=
ганизации товарищ Осипова ежедневно

знакомит колхозников с текущими событи-
ями.
	Комсомолка агротехник Татьяна Мухина
учит колхозников, как нужно поднимать
культуру земледелия и добиваться высоких
урожаев сельскохозяйственных культур.
На-днях она провела беседу «Искусствен-
ное опыление озимых —= дополнительный
резерв повышения урожайности». Эта бе-
cela вызвала большой интересе У колхоз-
ников. Все звенья решили провести 370
агротехническое мероприятие в жизнь.

скусственное опыление уже проведено на
площади в 15 retrapos.

Агитатор Нина Калугина считается у
нас лучшим чтецом. Она уже заканчивает
	чтение книги Бориса Полевого «Повесть 0
настоящем . человеке».
	Е. ЩЕПТЕВА,
заведующая “Грутеевской — избой-

читальчей Рузского района,
	Издательство «Мо-
	лодая гвардия» вы-
пустило в свет книгу
Льва  Гумилевского
«Русские инженеры».
Перед нами солидный
труд — 28 печатных
листов. Взята и раз-
работана интересная

0 нниге Льва Г умилевсного
„Руссние интенеры“

*

AHXCJIOBHA, что его

книга — «отнюдь не
история русской тех-
ники и инженерного

дела» и что он, соб-
ственно, не ставил да
и не может ставить

и нужная тема.   себе подобной задачи. Тут же Л. Гумилев-
	Привлечев богатый, увлекательный факти-
ческий материал. Автор — не новичок` в
области популяризации истории отечествен-
ной науки и техники. По собственному при-
	знанию (в предисловии), он уже двадцать
лет отдает «свои силы разработке отдель-
	вых вопросов из истории науки и техники»
Книге предпослано предисловие Героя Со-
пиалисгического Труда академика И. П.
Барлина, в котором говорится, что предла-
глемая советской молодежи книга Л. Гуми-
левского «Русские инженеры» посвящена
очень важной и сейчас более чем когда-ли-
бо актуальной теме о высоком достойнстве
русской научно-технической мысли, о сме-
лой творческой инициативе в инженерном
деле, столь присущей демтелям русской
техники в прошлом и настоящем.

Молодой читатель найдет в книге Л. Гу-
мыилевского яркие рассказы о выдающихся
представителях русской инженерной мыс-
лв — Ползунове и Кулибине, Ломоносове и
Черепановых, Попове и `Лодыгине, Крылове
и Циолковском, Чернове и Курако, Жу-
ковском в Чаплыгине и других.

По справедливому замечанию академика
И. П. Бардина, книга Л. Гумилезского- про-
никнута ромавтикой инженерного дела, она
хорошо передает ‘читателям  увлекатель-
ность профессий ‘инженера, вызывает у мо-
лодежи стремление овладеть этой профес-
сней.

Все это, однако, не освобождает книгу
«Русские инженеры» от серьезного недоче-
та — порозности композиционного замысла,
неправильного, антиисторического размеще-
ния материала.
	ский признается, что, к сожалению, он «не
смог достаточно глубоко и обстоятельно
проследить зависимость ‘русского инженер-
во-технического творчества от экономиче-
ских и общественных условий в каждый
данный момент»... Эта оговорка не спасает,
а наоборот, усугубляет отрыв. автора от
истории и приводит его подчас к неверным
выводам и обобщениям.
	Цитируя известное определение, данное
товарищем Сталиным «национальному  ха-
рактеру», Л. Гумилевский почему-то делает
ударение на второй части этого определе-
ния, а именно на том, что «национальный
характер» накладывает на физиономию на-
уки свою печать», забывая первую часть
определения: «национальный характер» не
представляет нечто раз навсегда данное, а
изменяется вместе с условиями жизни»
(И. Сталин, Соч. т. 9, стр. 996).
	‘Depa янженерно-техническую мысль в
качестве одного из элементов, составляю-
ших культурный облик нации, как при-
знак «национального характера», Л. Гуми-
левский рассматривает этот признак вне
времени и пространства. Автор прилагает
отличительные черты русской инженерии
ко всем без разбора представителям техни:
ческой мысли.
	«Поставив себе целью выразить без по-
мощи художественного домысла, Чисто
историческими фактами своеобразный ха-
рактер инженерного искусства в России,
мы тем менее склонны делить его предста-
вителей по эпохам, по специальностям. по
системе образования. Основные черты —
стремление к точному знанию и теорети-
	ность под рубрику «Простые решения», —  лям инженерной мысли,
	ведь и Крылов — прекрасный пример высо-
коразвитого «инженерного чувства». Сам
Л. Гумилевский призодит на этот счет за-