Вторник, 13 июля 1948 г., № 85 (94
	В Коломне проводится первая трам-
	вайная линия протяжением 10 кило-
метров. Трамвай соединит центр горо-
да с заводами и железнодорожной
станцией Голутвин. В строительстве
принимает активное участие молодежь.
Трамвайные вагоны изготавливает кол-
лектив Коломенского  паровозострои-
тельного завода.

НА СНИМКЕ: окраска трамвайного
вагона.
	Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА.
(Фотохроника ТАСС).
				Быть ближе к запросам
	комбината © ARTESOM,
впервые пришедшим
& руководству.
	На-днях на нлену-
ме Краснопреененеко-
го райкома  партин
		С пленума
	был заслушан отчет
о работе райкома д раснопресненског НЫ
BIKCM о — Три;
. В своем до- РК ВКП(б рижды 38 10-
вкладе секретарь Ёра- ( ) cara. полгода ST-
i Heh №
* партийном nowutere
		— говорит тов. Ма;
лышева. — И каждый раз, будь то в0-
просы политического просвещения м020-
дежи, роста наших рядов или уплаты
членских взносов, мы получали своевре-
менную помощь и совет старших партий-
ных товарищей. Вся работа комсомола на-
шего комбината проходит под непоерелет-
венным руководством партийной органнзз-
ции. В этом наша сила, залог дальнейших
успехов.

0 роли комсомольцев и зюлолежи на
	производстве говорил директор завода
«Врасная Пресня» тов. Мурадов.
— Вея наша работа, — товорит eerpe-
	тАрь комитета ВЛОМ конеерватории тов.  .
	Молчанов, — подчинена выполнению исто-
рического постановления ЦЕ ВКП(б) «05
опере «Великая дружба» В. Мурадели»,
Комсомольцы консерватории достигли в
борьбе с формализмом некоторых успехов.
Творчество студентов-композиторов, ранее
оторванное-от народа, стало ближе к ето
запросам. Молодые композиторы написали
уже много песен, хоровых  шоизведений.
По инициативе комсомольекой организации
был проведен конкурс на лучигую пееню, в
котором приняли учаетие 35’ человек. На-
ми организован музыкальный лекторий на
Пзрикоподитииниковом заводе, прочитаны
первые лекции.

— Однако все это, — заявил тов. Мол-
чанов, — лишь первые робкие шаги. На-
стоящего, коренного перелома в нашей ра-
боте мы еще не достигли; Наш основной
недостаток — организационная слабость.
За прошедший учебный год у нас было
всето лишь три общих комсомольских со-
брания.

Интересный вопрос поставила в своем
выступлении директор комбината «Трех-
торная мануфактура» тов. беверьянова.

— Приятно видеть, как значительно
вырос наш молодой рабочий, как широки
его интересы, выходящие за пределы <во-
его станка, цеха, завода. Надо поддержать
и поошрять эту прекрасную черту, обра-
стать активом, когда возникает какой-либо
вопрос, привлекать молодежь к решению
не только местных задач, но и задач обще-
государственного значения.

Секретарь МК и МГВ ВЯЕСМ тов. Кра-
савченко в своем выступлении подробно
остановилея на некоторых вопросах рабо-
ты Враснопресненского райкома комсомола.

— Медлительноеть, разбросанноеть и
нецелеустремленность — вот что мешает
Краенопресненскому РЕ ВАКСМ быстро ис-
править имеющиеся недостатки. Райком
так же, как и первичные организации,
страдает верхоглядетвом. У многих комео-
мольских организаций нехватает государ-
ственного подхода к делу, нет инициати-
вы в постановке насущных производствен-
ных вопросов перед партийными организа-
ЦИЯМИ.

Резко критикует тов. Красавченко и ©0-
стояние идеологической работы в Ерасно-
пресненской районной комсомольской орга-
низации, отмечает организадионную фых-
лость многих первичных организаций. Рай-
ком ВЛАСМ недостаточно еще работает с
кадрами.

Большую часть сваей фечи тов. Врасав-
ченко посвятил вопросам борьбы © форма-
лизмом, губящим все живое в комсомоль-
ской работе.

В прениях выступили также тт. Федоров
{РЕ ВКП(б), Горшков (секретарь партийно-
го бюро завода), Наумов (лиректор 95-й
срелней школы), Юдин (секретарь партор-
танизации 1-го автобусного парка), сек-
ретарь Враснопресненского райкома
ВКП(б) тов. Самойленио.
	риалы, провели все земляные работы, уста-
новили фундамент, поставили сруб.
	Сейчас клуб готов. Его зал вмещает 200
человек. В помещение проведено электри-
чество и радио.

С СМИРНОВ.
	верхние слои атмосферы метеорологического
термометра. °
Интересно сообщение’ «Московского вест-
ника», фотокопия которого здесь’ выставле-
на, о полете, который совершила ». 1828 го-
ду на аэростате в Москве жительница Пре-
сни Ильинская — первая в мире женщина-
	ПИЛОТ.
	Особое внимание ‘привлекает стенд, по-
	‘свяшенный замечательному русскому изо5-
	ретателю Александру Можайскому, KOTO-
рый в 1877 году, за четверть века до
братьев Райт, сконструировал и построил
первый в мире аэроплан. На картине, вы-
ставленной в музее, запечатлен момент ис-
	пытания Можайским его самолета. На этом
	нопресненского рай-

кома ВЛЕСМ тов. Нарелин рассказал 0
TOM, как трудятся молодые рабочие Врас-
ной Пресни. Первичные комсомольские
организации провели большую работу m0
мобилизации молодежи Ha активное уча-
стие в борьбе за досрочное выполнение
пятилетнего плана. В районном соревнова-
нии участвуют 383  комсомольско-моло-
лежных бригады. Бригада помощника ма-
стера тов. Ляпина (комбинат «Трехгорная
мануфактура») держит переходящее Брас-
ное знамя МГК ВЛКСМ.

Около семи тысяч молодых рабочих обя-
зались выполнить план третьего года пяти-
летки к 30-й годовщине ВЛЕСМ. Молодые
труженики активно участвуют в борьбе за
экономию.
	Больших успехов в прошедшей экзаме-
национной сессии добились студенты вузов
и техникумов. Возроело количество позы-
ненных оценок, особенно тю социально-э5о-
номическим дисциплинам. Пример в учебе
показывают комсомольские активисты.

В своем докладе тов. Карелин подробно
остановился на недостатках. внутрисоюзной
работы, особенно в вузах. Однако его до-
клад не вполне удовлетворил членов плену-
ма райкома партии, в первую очередь тем,
что руководитель районной комсомольской
организации, стараясь ничего не упустить
в своем докладе, не нашел времени, чтобы
поставить перед пленумюм наиболее важ-
ные, наболевшие вопросы жизни ком-
сомольцев района. А такие вопросы есть.
0 них говорили в прениях, их живо 0б-
суждали члены пленума райкома.
	Первым слово в прениях взял замести-
тель секретаря комитета ВЛЕСМ Московско-
го университета тов. Мочульсний.
	— Бесенняя сессия показала, — еказал
он, — что студенты старейшего еоветокого
университета © честью справляются 0
своей основной задачей — учиться на «от-
лично» и «хорошо». В авангарде идут ком-
сомольцы, они дали 97,9 процента усие-
ваемости, что на 5 процентов больше, чем
зимой. А нз таких факультетах, как хими-
ческий и исторический, этот процент еще
выше. Если общая успеваемость по ©0-
циально-экономическим дисциплинам  до-
стигла 99,8 процента, то У студентов ис-
торического, химического и механико-мз-
тематического факультетов успезаемость
стопроцентиая.

Тов. Мочульский остановилея в своем
выступлении на TOM, как работают и отлы-
хают студенты МГУ летом. 500 человек or-
правятся © 1 августа в Зарайский район.

В заключение тов. Мочульский крити-
кует Краснопресненский райком комсомола
за то, что он проявляет мало инициативы
в использовании самых разнообразных
форм внутрисоюзной работы. Работники
райкомов не дохедят до фавультетов,  своих питомцах. В отношении К
Марии Васильевне у Кораблева — Курко-
ва еще остался непреодоленным налет ме-
лодраматической «роковой» любви.

Мария Васильевна — Е. Ванчугова, нам
кажется, излишне много страдает, тем са-
мым ограничивая рамки своей роли. Ведь
есть в ней и другие черты: любовь к Ка-
те, сложность взаимоотношений с Татари-
новым и Кораблевым, а эти черты усколь-
зают от внимания актрисы.

Чрезмерно прямолинеен и упрощен Po-
машов — А. Рахленко. Обаятельна А. Лу-
зина в роли Саши.

И вот спектакль окончен... Зрители вы-
ходят из театра, оживленно обмениваясь
впечатлениями. В отзывах все меньше и
меньше можно услышать о том споре с те-
атром, который возникал во время спектак-
ля. Удачи актерского исполнения многое
примирили, многое сгладили. И, вспоминая
снектакль ленинградцев, зрители с благо-
дарностью назовут имена Г. Самойлова,
Н. Родионовой и других участников спек-
такля, которые сделали основные образы
произведения еще более дорогими и близ-
Кими.

Н. ПУТИНЦЕВ.
		Московский речной порт успешно вы-
	полняет план. С начала навигации порт
принял сотни тысяч тонн топлива,
строительных материалов, оборудова-
ния, продуктов питания и других гру-
зов. В. ближайшее время  дополни-
тельно вступят в строй новый порто-
вый кран и скреперная установка,
предназначенная для разгрузки песка,
идущего на новостройки Москвы.

НА СНИМКЕ; моледой слесарь И. И.
Балашев за проверкой моторной  ле-
бедки скреперной установки.

Фото Б. ВИТЧЕВСКОГО.

Праздник учащихся
трудовых резервов
	В воскресенье, 11 июля, в Сокольниче-
ском парке культуры и отдыха состоялось
большое гулянье, посвященное выпуску
учащихся ремесленных и железнолорожных
училищ и призыву в школы $30. Празд-
ник началея парадом  физкультурняков
спортивного общества «Трудовые резервъ».
В нем приняло участие около 3.000 чело-
век. На спортивных площадках прошли ©0-
ревнования по различным видам спорта.

На торжественном собрании, посвящен-
ном очередному призыву в школы ФЗО, е
докладом выступил начальник городского
управления тов. Власов. С огромным под’е-
мом было принято приветствие товарищу
Сталину.

После собрания состоялись выступления
коллективов художественной самодеятель-
ности трудовых резервов.

В парке были организованы выставки
изделий воспитанников ремесленных и же-

лезнодорожных училищ, привлекиие боль-
шое внимание гуляющих.
	—5—
Выпуск молодых
актеров
	На-днях в Камерном театре состоялся
очередной выпуск учащихся студии. Заме-
ститель художественного руководителя
театра заслуженный артист республики
Л. Л. Лукьянов вручил дипломы выпускни-
кам.

В беседе с нашим корреспондентом он
рассказал:

— В этом году студию окончиля двенад-
цать человек. За три года учебы выпускчи-
ки изучили ряд специальных и теоретиче-
ских дисциплин. Основной курс «Мастер-
ство актера» вели режиссеры и ведущие
актеры театра. Выпускники показали два
спектакля: «Дачники» А. М. Горького в
постановке заслуженного артиста респуб-
лики Н. Чаплыгина я «Бессмертие» В. Гросс-
мана в постановке режиссера театра
В. Васильева. Особенно удачно провеля
свои роли студенты Бартенева, Чупахича,
Волков, Михайлов.
	Пять человек из числа окончивших сту-
дию приняты в труппу театра, остальные
будут направлены в распоряжение Комите-
та по делам искусств при Совете Минист-
ров РСФСР.
	Небольшой особняк
на отдаленной Крас-
ноармейской — улице,
rie помешается Цеан-
	HA „МЕЛЬНИЦЕ“
	МАССОВКИ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
	«Мельницей» жители Орехово-Зуева на-
зывают живописную местность, раекинув-
шуюся между реками Дубенкой и Елязьмой.
что находится всего в четырех километрах
от города.

Вотда-то, здесь шумели колеса воляной
мельницы. Сейчае от нее остались порос-
шие мхом камни фундамента,  стнившие
сваи плотины да зароешая молодыми де-
ревьями. просека.

В выходные дни поток голубых автобу-
вов, грузовых и легковых машин устрем-
ляется по направлению к Дубенке.

Палящий нюльекий полдень. Но здесь,
на «Мельнице», под шатром зелени, вблизи
веющеёй прохладой реки, на ковое ярких
цветов почти не ошущается зной.

У опушки под ‘столетними соснами рае-

положилиеь ‘девушки-работницы ^ бумаго-
пряхильной фабрики ,№ 2. Сегодня к ним
в гости приехал орехово-зуевекий старожил
Абакумов, работавший еще у фабриканта
Морозова. Молодые стахановки Мария Ту-
чина, Ира Митинская, Валя Тырыгина и
другие сосредоточенно слушают участника
знаменитой Морозовекой стачки орехово-зу-
евских ткачей. Абакумов рассказывает, как
в царское время «отдыхала» молодежь, ка-
ким тяжелым бременем для текетильщивов
был трул на морозовских прядильнях. Вепо-
минает он и о том, что там, где -еетгодня
веселятся юноши н девушки, собирались на
маевки их отцы ип деды,
_ В то время, как Абакумоз заканчивает
свой рассказ, в густом  ивняке, у. еамой
речки послышались звуки веселой плясо-
вой. Это приехал духовой оркестр городеко-
го ремееленното училища. У машины тот-
час собирается молодежь, Начинаются нля-
Leu.

Солнтю стоит в зените, а на «Мельни-
пу» прибывают все новые и новые групаы
молодежи.

...Чезаметно подкрадывается вечер, гу-
стеют тени. С песнями возвращается хоро-

пю отдохнувшая мололежь в город.
Ч ; #*
5»
	Tak проводит’ выходные дни значитель-
ная часть модолежн Орехово-Зуева. Следу-
ет, однако, отметить, что’ «Мельница», яБ-
ляющаяся излюбленным местом отдыха мо-
лодежи  Орехово-Зуева, почти забыта гор-

комом ВАЕСМ.
. К. ГЛЕБОВ.
	г. Орехово-Зуево.
	Новый набор в сельскохозяйственные школы
	Б школы принимаются колхозники, pa-
ботники МТС, совхозов и органов сельско-
го хозяйства в возрасте не моложе 16 лет.
Набор будет производиться с первого авгу-
ста через районные отделы сельского хо-
зяйства.
	занятия в школах начнутся 1 ноября
1948 года, а в двухгодичных школах га-
доводства Министерства сельского хозяй-
ства РСФСР — 1 января 1949 годз.
	Минястеретво сельского хозяйства CCCP
утвердило план набора учащихся в олно-
годичные сельскохозяйственные школы на
новый учебный гол. Для сельекого хозяй-
ства страны школы ротевят кадры пюлево-
дов, животноводов, садоводов, овощеволов,
‘ ичеловодов, коневодов, птицеводов, шелко-
волов, оленеводов. младших  ветеринар-
	ЗЕ. ^^ < > 9. ищет: о РОЗ ee ue eee eee

ных фельдшеров, счетоводов и бухгалте-
ров. В этом году будет принято более 50
тысяч человек.

——

ПОПОЛНЕНИЕ ШКС

Государственное издательство детской
литературы выпустило новую серию книг
«Школьная библиотека». Среди новинок
классической литературы — «Ревизор»
Н. Гоголя с пллюстрациями Е. Рудакова и
В. Зеньковича, «Гаврош» — отрывок из
	Большой интерес представляют стенды,
посвященные трудам великих русских уче-
ных Д. И. Менделеева, Н. Е. Жуковского,
	———t-
ПОПОЛНЕНИЕ TWKOJbBHBIX BHBJIVOTER
	романа «Отверженные» В. Гюго, русские
народные сказки в обработке А. Толстого.
Масеовым тиражом изданы «Сказки 96
Италии» М. Горького.
Выпущен также ряд новых шрюизведе-
ний  научно-художественной и техниче-
ской литературы.
		тов наглядно показывает, как быстро росли
и крепли за годы сталинских пятилеток мо-
гучие крылья нашей авиации. Вот модели
знаменитых самолетов «ЦАГИ-25», на кото-
рых В. Чкалов и М. Громов со своими эки-
пажами совершили беспримерные перелеты
из Москвы в Америку через Северный по-
люс. Рядом с ними — модели «Родины», на
которой совершали рекордные дальние пе-
релеты отважные советские  летчицы
В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова,
и самолета «Москва», на котором летали
В. Коккинаки и А. Бряндинский.
	Б отделе воздухоплавания экспонирована
гондола стратостата «СССР-1», на котором
советские аэронавты в 1933 году устаноги-
ли мировой рекорд высоты полета (19.000
метров).

Свыше 60 мировых авиационных рекорлов
завоевали авиаторы нашей страны. Эти ре-
корды — результат неустанной сталинской
заботы партии, правительства и всего наро-
да о развитии отечественной авиации.
	Эта забота особенно ярко проявилась в
дни суровых испытаний, в годы Великой
Отечественной войны. Одна за другой про-
ходят перед нами страничы возлушных <ра-
жений минувшей войны. И каждая из этих
лавных страниц наполнена героическими
подвигами советских крылатых богатырей.
	Музей рассказывает о воздушных битвах
в небе Москвы и Сталинграда, над горами
Кавказа и степями Кубани, в Белоруссии и
на Украине, в Прибалтике и Молдавии. на
подступах к Варшаве, Будапешту, Берлину.
	Много чувств и мыслей навевает позе-
шение Центрального дома авнации. И, по-
жалуй, главное, что выносишь отсюда, —
это отчетливое представление о неразрыв-
ных узах, связывающих советских авиато-
ров со своим великим народом. В этой неру-
шимой кровной связи—ключ к пониманию
тех замечательных успехов, которых до-
стигла наша авиация за минувшее тридпа-
тилетие, тех беспримерных подвигов, кото-
рые совершали сталинские соколы во имя
Родины, во славу своего народа.
		НОВЫЙ КОЛХОЗНЫ

КЛУБ
		НАША СТРАНА-
РОДИНА АВИАЦИИ
	х
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ
	ский летчик сбил на
этой машине.

НОМ ДОМЕ ..Когда посетители
музея окружили гвар-
A MBXO дии майора И. Коже-

дуба около его майн-
ны и стали расспра-
шивать о ее боевых
качествах, замечательный летчик ответил
		м ЕН: Oe
тральный дом авиации
и ПВХО, принадле-
жит к числу наиболее
посещаемых — музеев

АВИАЦИИ
	столицы. Особенно людно здесь сейчас, на-
кануне всенародного праздника — Дня
Воздушного Флота.

Много интересных встреч происходит В
эти дни в доме-музее авиации. Недавно
здесь побывали два депутата Верховного
Совета СССР — трижды Герой Советского
Союза Иван Кожедуб и знатный колхозник
Ферапонт Головатый. Два замечательных
советских патриота среди других экспона-
тов музея увидели и «свои» самолеты. Да,
они стоят в главном зале музея, эти две ма-
пены, олицетворяющие то, что является
источником могущества нашей авиации, —
ее неразрывную связь с народом.

На фюзеляже одной из машин надивсь:
«От Ферапонта Нетровича Головатого 2-й
самолет — на окончательный разгром вра-
га». На первом истребителе, переданном
Ф. Головатым Советской Армии в дни ста-
лингродской битвы, летчик-истребитель Бо-
рис Еремин сбил 7 немецких самолетов. На
этой, второй ммпине, купленной на трудо-
вые сбережения колхозника-патриота, TOT
же летчик уничтожил еще 6 вражеских
стервятников,

Рядом стоит другой самолет-истребитель,
еще более опаленный в огне воздушных
битв, сохранивший их следы — боевые
шрамы. На фюзеляже этой машины нет
налписей. На них лишь аккуратными ряда-
ми, одна за другой, выведены 62 красных
звезды. Таков боевой счет вражеских Ма-
щин, сбитых в лни Отечественной войны
Иваном Кожедубом. Последние семнадцать
вражеских самолетов прославленный совет-
	Какую бы отрасль авиации и воздухопла-
вания мы ни взяли, повсюду первенство
принадлежит русоким ученым, конструкто-
	рам, летчикам. Вот почерневший от времени   К. Э. Циолковского, создавцих теоретиче-
	ские основы авиации и воздухоплавания.

Многочисленные документы, схемы, фо-
тографии повествуют о творчестве создате-
ля аэродинамики Н. Е. Жуковского, кото-
рого В. И. Ленин назвал «отцом русской
авиации» и К. Э. Циолковского, труды ко-
	‚‹ торого заложили научные основы дирижаб-
	лестроения и всей современной реактивной
техники. - Г

На примере этих корифеев науки ярко
видно то благотворное‘ влияние, которое
оказала на развитие авиации Великая Ox-
тябрьская социалистическая революция. И
Жуковский и Циолковский начали свою на-
учную деятельность задолго до победы? Ок-
тября, но в условиях царской России, не
получая никакой поддержки, они не могли
сколько-нибудь широко развернуть = свои.
исследования. Только советская власть <о-
здала замечательным ученым все условия.
для экспериментов и научных обобщений. ,

Когда знакомишься в залах музея с’ пу-
тем отечественной авиации, становится яс-
ным, что подлинная история нашей авиации
началась после победы Великого Октября.

Только советская власть, только партия
Ленина—Сталина, освободив наш народ от
оков рабства, открыли ему все пути к овла-
дению воздушной стихией.

Документы и фотографии рассказывают о
славных подвигах первых отрядов совет-
ской авиации, созданных по. инициативе
В. И. Ленина и И. В. Сталина в годы граж-
данской войны. В музее экспонированы пер-
вые моторы и модели первых самолетов,
выпущенных молодой советской авиапро-
мышленностью. Эти машины, лишь отдален-
но напоминающие современные самолеты,
как диковинку рассматривают посетители
музея. Рядом с ними стоят оригиналы и
модели современных самолетов и моторов.
Тут и знаменитые бомбардировщики Тупо-
лева и Петлякова, и воздушные танки-
штурмовики Ильюшина, и истребители
Яковлева, Лавочкина...

Собранная здесь богатейшая коллекция
отечественных моторов и моделей самоле-
	неболышой четырехцилиндровый мотор. Этот
первый в истории авиационный мотор был
сконструирован и построен шестьдесят два
года назад руеским моряком Hirsatuem Ko
стовичем.

В другом зале мы видим модель четырех-
моторного самолета «Русский витязь», пю-
строенного в 1913 году в Петрограде, —
это первый в мире тяжелый самолет.

Со времен Леонардо да Винчи многие
ученые работали над созданием парашюта,
но лишь русский изобретатель Г. Котельни-
	самолете первый в мире авиаконструктор и   ков созлал ранцевый парашют, который по-
летчик дважды поднимался в воздух. ныне используетея во всех странах мира.
		— Обычная серийная машина, один Из
	40.000 самолетов, которые наша страна да-
вала фронту ежегодно за последние три го-
да Отечественной войны...
	Сорок тысяч! Вдумываясь в эту цифру,
лядызаяжь в совершенные очертания
	вглядываясь В ховерисаяпые MESSY РОТЕ
стальных птиц, созданных гением  натего
нарола, понимаешь, какой славный путь
пролила советская авиация. Еще яснее и от-
четливее представляется этот путь при 60-
лее подробном ознакомлении с экспонатами
Центрального дома авиации и ПВХО.
	Подлинные документы и уникальные об-
	разцы самолетов, моторов, планеров, моде
ли ин чертежи, фотографии и картины, забот-
ливо собранные здесь, воспроизводят все
этапы развития авиации в нашей стране. .
	В первом зале мы видим страницы давних
	летописей... Одна из них рассказывает, 110.
еще в царствование Ивана ГУ <смерд Ни-
кита боярского сына Лупатова холоп выду-
мал машину с деревяными крыльями» в на
этой машине летал в Москве, в Алексан-
дровской слободе. В другой летописи под-
робно описывается полет, который в 1791
году совершил в Рязани «под’ячий  Нерех-
тец Крякутной» на воздушном шаре. Это
был первый в мире пюлет на аэростате.
	воспроизведен
изобретенный
	А на следующем

стенде
	первый в мире гелиокоптер, Bee
почти лвести лет назад М. В. Ломоносовым.
Великий ученый, как свидетельствуют запи-
си в протоколах Академии наук, применил
эту машину в 1754 году для поднятия в
	Начальник авиационного отдела музея, тов. Егоров А. И. рассказывает экскурсан-
там о самолете трижды Героя Советского Союза майора Кожедуба.

o-ememwewreerd